Способность конкурировать на мировых рынках вооружений могут себе позволить только ведущие политические акторы, имеющие в своем багаже не только значительные финансовые средства, но и передовые научно-технические разработки, конкурентоспособную промышленн.

Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства. Оно позволяет повысить безопасность и обороноспособность страны, экономить расходы и сокращать время на разработку современных дорогостоящих видов продукции военного назначения, дает существенную долю валютных поступлений в госбюджет за счет экспортных поставок продукции военного назначения, обеспечивает занятость большой части трудоспособного населения и способствует сохранению научно-технического и технологического потенциалов российского оборонно-промышленного комплекса.

Система военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами представляет собой целенаправленную упорядоченную совокупность федеральных органов государственной власти, экспортеров продукции и услуг военного назначения, а также процедур принятия и реализации решений в сфере военно-технического сотрудничества.

Современная система военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, хотя и кардинально отличается от ранее существовавшей, несет в себе традиции предыдущих лет.

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

  • 1. получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
  • 2. укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
  • 3. развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
  • 4. поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
  • 5. обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // «Российская газета», N 138, 23.07.1998

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России.

Реализацию государственной политики в области военно-технического сотрудничества обеспечивает Правительство Российской Федерации.

Особое место в системе военно-технического сотрудничества занимает Министерство обороны Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке государственной политики в области военно-технического сотрудничества, полномочия по осуществлению военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, разработка предложений по формированию списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, выдаче заключения об отнесении продукции, предполагаемой к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из нее, к продукции военного назначения. Федеральная служба во военно-техническому сотрудничеству «Система ВТС Российской Федерации» URL: http://www.fsvts.gov.ru/

Регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляет Федеральная Служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию и контроль этой деятельности -- Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

По вопросам, относящимся к совместной компетенции ФСВТС России и Минобороны России, координацию деятельности осуществляет Министр обороны Российской Федерации.

Основные задачи, функции, полномочия, а также подотчетность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству закреплены в Положении о ФСВТС России.

Основная задача ФСВТС России - осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества.

Основными функциями ФСВТС России являются: выдача (отзыв) субъектам ВТС лицензий на экспорт и импорт продукции военного назначения; определение исполнителя заявки иностранного заказчика; ценовое регулирование при поставках на экспорт; самостоятельное принятие некоторых решений в области военно-технического сотрудничества.

В общем виде отечественная система военно-технического сотрудничества идентична сложившейся практике в других странах, где руководство и контроль осуществляются двумя ветвями власти -- исполнительной и законодательной, с обязательным лицензированием и контролем со стороны государства. Для решения задач, возложенных на систему военно-технического сотрудничества, предусмотрена реализация практических мероприятий, основными из которых являются:

  • 1. подготовка и принятие нормативно-правовых актов (Законодательной инициативой в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами обладают Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. С предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы мо­гут выступать государственный посредник », а также другие субъекты и участники ВТС. Эти предложения передаются в ФСВТС России, который готовит проект нормативно-правового акта, создавая для этого межведомственную комиссию. Затем проект передается в Правительство Российской Федерации, где проводится его уточнение и дополнение.);
  • 2. предоставление права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (Внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют: государственный посредник -- Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», организации -- разработчики и производители продукции военного назначения. Предоставление организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается на Правительство Российской Федерации. Эти организации представляют в соответствующее российское агентство оборонной отрасли промышленности документы, необходимые для получения такого разрешения. Российское агентство оборонной отрасли промышленности, к которому по принадлежности относится организация-заявитель, регистрирует представленные документы и проверяет правильность оформления и передает в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и представления Президенту.);
  • 3. рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков (Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. ФСВТС при поступлении в установленном порядке официального обращения иностранного заказчика регистрирует его и поручает одному из российских субъектов ВТС провести дальнейшую проработку указанного обращения и определить возможность его реализации.);
  • 4. лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения (Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в соответствии с решениями ФСВТС по лицензиям, выдаваемым этим ведомством.);
  • 5. поставка продукции военного назначения (Решения об экспорте продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации, а также на основании официальных обращений иностранных заказчиков. Для принятия решения об экспорте продукции военного назначения необходимо наличие документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации. После рассмотрения официального обращения иностранного заказчика и принятия решений Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и ФСВТС о поставках продукции военного назначения субъект ВТС, которому поручено осуществить эту сделку, заключает договор поставки с иностранным заказчиком. Одновременно на основании решения соответствующего агентства оборонной промышленности, определившего предприятие-исполнителя заказа, заключает с ним договор комиссии.). Pandia «Система военно-технического сотрудничества» URL: http://pandia.ru/

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами не только приносит России миллиарды долларов, но и является важнейшим инструментом для решения геополитических задач. "Власть" выяснила, как создавалась система торговли вооружениями в современной России, какие изменения в ней уже произошли, а какие только ожидаются.


Иван Сафронов


Система отечественного оружейного экспорта образовалась почти сто лет назад. Начало было положено в 1917 году с появлением Межведомственного комитета по заграничному снабжению с исполнительным органом в виде одноименного главка. Но днем появления системы военно-технического сотрудничества (ВТС) принято считать 8 мая 1953 года — в этот день вышло распоряжение Совмина СССР о создании при Министерстве внутренней и внешней торговли главного инженерного управления (ГИУ), выполнявшего функции государственного посредника в сфере продажи оружия за рубеж. До этого момента существовало несколько подразделений, которые обладали правом на ВТС (ИУ Минвнешторга, 9-е управление Военного министерства, 10-е управление Генерального штаба Советской армии, 10-й отдел Морского генерального штаба и т. д.), что затрудняло взаимодействие и усложняло контроль при поставках оружия иностранным государствам. Создание ГИУ — узкопрофильного координирующего органа в сфере ВТС — было призвано разрешить эту проблему.

Спустя два года оно было переподчинено Главному управлению по делам экономических связей со странами народной демократии (ГУДЭС) при Совмине СССР, а еще через два года вошло в состав Госкомитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС). На него возлагались функции по рассмотрению заявок зарубежных стран по подготовке проектов постановлений правительства СССР, оформлению контрактов, обеспечению отгрузки военной техники и вооружения, а также проведению расчетов с заказчиками за поставки военно-технического имущества. В 1958 году распоряжением правительства СССР в рамках ГКЭС на базе 5-го управления ГИУ появилось Главное техническое управление (ГТУ): оно занималось строительством ремонтных предприятий для капитального и среднего ремонта военной техники, поставками ЗИП, оказанием техпомощи, созданием спецобъектов. Два этих управления — ГИУ и ГТУ — останутся ключевыми для всего оружейного экспорта страны вплоть до начала 1990-х. В 1992 году ГИУ будет преобразовано во внешнеэкономическое объединение "Оборонэкспорт", а ГТУ — во внешнеэкономическую госкомпанию "Спецвнештехника". Но просуществуют они недолго: в ноябре 1993 года на их базе будет создана госкомпания по экспорту и импорту вооружений и военной техники — "Росвооружение". Эта компания стала первой самостоятельной коммерческой организацией в сфере ВТС, деятельность которой не была подконтрольна ни одному из федеральных органов исполнительной власти.

Техника и оружие поставлялись либо в счет выданного кредита, либо вообще на безвозмездной основе

От советской системы ВТС России досталось, казалось бы, неплохое наследство. Контр-адмирал в отставке Сергей Краснов, работавший в 1969-1989 годах в ГИУ, а после возглавлявший ГТУ, утверждает, что "масштабы сотрудничества в области ВТС в советские годы были громадными". "Достаточно сказать, что объемы прибыли составляли десятки миллиардов долларов. В общей сложности в разные годы, включая 1992-й — последний год существования ГИУ, мы поставляли военную технику почти в 70 стран мира,— вспоминал он в интервью газете "Красная звезда".— Для сравнения: до Великой Отечественной войны Советский Союз поставлял оружие лишь в шесть стран: Турцию, Афганистан, Иран, Монголию, Китай и Испанию".

Несмотря на столь широкую географию поставок, доходы СССР от экспорта вооружений практически не чувствовались: в денежном выражении объемы поставок в некоторые страны исчислялись десятками миллиардов долларов, однако техника и оружие поставлялись либо в счет выданного кредита, либо вообще на безвозмездной основе. Таким образом, советское руководство поддерживало правительства дружественных (прежде всего социалистических) стран. В 1977-1979 годах противокорабельные береговые ракетные комплексы "Редут-Э" были поставлены в Социалистическую Республику Вьетнам и Народную Республику Болгарию, а в 1983 году — в Сирийскую Арабскую Республику. У последней, к слову, общий долг за приобретенные у СССР вооружения и военную технику составлял порядка $10 млрд.

Советская система ВТС — громоздкая и излишне забюрократизированная — оказалась совершенно не готова к новым российским реалиям. Предприятия оборонно-промышленного комплекса в условиях обвала экономики и, как следствие, крошечного внутреннего заказа, оказались на грани выживания. Этот тезис, впрочем, разделяли не все. Например, в интервью газете "Коммерсантъ" глава "Росвооружения" Виктор Самойлов говорил, что компании "за счет концентрации усилий в одних руках" удалось восстановить рынки сбыта продукции: "Если год назад (1993 год.— "Власть" ) у нас было примерно на $1,5 млрд подписанных контрактов, то сегодня (ноябрь 1994 года.— "Власть" ) — на $3,4 млрд". "Мы утроили объемы будущих обязательств. Поверьте, это было непросто сделать: и люди, и предприятия в 1992-1993 годах были те же самые, здесь мало что изменилось. Это был действительно очень сложный для нас период, но работа принесла свои плоды. Разумеется, это отнюдь не значит, что пришел некий генерал Самойлов, голова у которого оказалась квадратной по сравнению с остальными,— почва готовилась и до нас",— утверждал глава компании. На самом деле спасением стала не столько работа "Росвооружения", сколько стечение обстоятельств: примерно в это время начали появляться заказы со стороны Индии и Китая, которые могли себе позволить рассчитываться за продукцию живыми деньгами и проявляли желание развивать свою оборонку, приобретая технологии. Практически сразу возрос спрос на боевые самолеты семейства "Су" и системы ПВО. Предприятия смогли немного вздохнуть, однако ситуация по-прежнему оставалась сложной, ведь их мощности были недозагружены. По воспоминаниям чиновников, работавших в сфере ВТС, многие предприятия были готовы поставить продукцию кому угодно и как угодно, лишь бы увидеть деньги. Происходило это все на фоне создания в декабре 1994 года Госкомитета по военно-техническому сотрудничеству — контролирующей структуры, замкнутой на президента и имеющей возможность наделять предприятия промышленности правом ведения внешнеэкономической деятельности. Так или иначе, но по официальной статистике выручка от экспорта вооружений росла: в 1994 году она составила $1,72 млрд, в 1995 году — $3,05 млрд, в 1996 году — $3,52 млрд.

Помимо "Росвооружения" правом продажи оружия обладало и Министерство обороны. Как рассказал "Власти" бывший чиновник спецслужб, в 1990-х годах 10-е управление ведомства, причастное к ВТС, обладало правом вести продажу практически любого оружия из военных арсеналов, многие из которых были битком набиты советским оружием. "Многие люди тогда на этом погорели,— говорит собеседник "Власти".— В 1992-1995 годах шла распродажа всего и всех. Но иначе быть и не могло — если есть вакханалия в государстве, значит, будет вакханалия и везде. Никто процесс продажи оружия военными де-факто не контролировал: что хотели, то и делали, а получилось, что продавали кому попало и что попало. В этом и была трагедия". Так, например, в середине 1990-х неофициально сообщалось о переброске части вооружений, числившихся на балансе Западной группы войск в Германии, на Балканы. Практически неконтролируемо распродавались стрелковое оружие, боеприпасы и запчасти, порой доходило даже до незаконного сбыта тяжелой артиллерии. Кроме того, по словам сотрудника спецслужб, в тот момент фиксировались утечки технологий производства оружия за рубеж, нелегальный реэкспорт и копирование образцов наших вооружений.

Попытка провести реформу системы ВТС была предпринята в августе 1997 года, когда образовалась компания "Промэкспорт". Согласно указу Бориса Ельцина "О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" задача новой компании заключалась в реализации за рубежом военной техники, высвобождаемой из состава вооруженных сил в связи с проводимой военной реформой (министром обороны в тот момент был Игорь Сергеев). По словам нескольких собеседников "Власти", работавших в сфере ВТС, эту идею периодически озвучивали Борису Ельцину на закрытых совещаниях еще с 1994 года. Однако он, внимательно выслушивая предложения, брал время на раздумья, советовался с сотрудниками своей администрации (у него, отметим, был даже помощник по вопросам ВТС — Борис Кузык), обещал вскоре принять решение. Но ничего на протяжении двух лет так и не происходило.

По разным оценкам, к концу 1990-х годов на Индию и Китай приходилось до 80% военного экспорта, зайти и тем более закрепиться на рынках других стран не удавалось. Конкуренция между оборонными предприятиями на внешних площадках росла, а полномочия "Росвооружения" и "Промэкспорта", несмотря на совершенно разный круг задач, дублировались. В Кремле и правительстве начинали понимать, что система ВТС нуждается в срочном реформировании. Свои предложения, по данным "Власти", в 1998 году подготовили спецслужбы, Совбез РФ и военные. Однако из-за грянувшего в августе того же года экономического кризиса с этим вопросом решили повременить. Радикальную реформу системы оружейного экспорта провели только в 2000 году при новом главе государства — Владимире Путине.

В ноябре 2000 года президент Путин создал спецэкспортера вооружений, военной и специальной техники "Рособоронэкспорт", в состав которого вошли "Промэкспорт" и "Росвооружение". Новую структуру возглавил выходец из спецслужб Андрей Бельянинов (ныне руководитель Федеральной таможенной службы), а его первым заместителем стал Сергей Чемезов (ныне гендиректор госкорпорации "Ростех"). Параллельно в Министерстве обороны был создан Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС), главой которого стал замминистра обороны генерал-лейтенант Михаил Дмитриев. Он полагает, что 1990-е годы нельзя считать пропащими: "Люди были нормальные, но обстановка в стране просто не позволяла системе развиваться. Мы в 2000 году опирались уже на то, что было сделано до нас: многие специалисты "Промэкспорта" и "Росвооружения" перебрались в "Рособоронэкспорт"".

Как рассказал "Власти" Сергей Чемезов, работу над реформой он вел вместе с тогдашним вице-премьером по ОПК Ильей Клебановым: "Было принято решение выстроить "президентскую вертикаль": замкнуть систему на президента, за которым оставалось бы последнее слово в вопросе поставок оружия тем или иным странам, и создать при главе государства комиссию — коллегиальный орган" (см. интервью "Не было ни одного года, когда объемы падали, всегда наблюдался рост"). "Задача состояла в том, чтобы сломать существовавшую систему ВТС,— вспоминает в беседе с "Властью" Михаил Дмитриев.— Переформатировать работу "Росвооружения", избавиться от посреднических структур, что было правильно,— ни у кого никаких возражений по этому поводу во время первого совещания по вопросам оружейного экспорта у Владимира Владимировича не возникло. Решение создать единого госпосредника — это положительный момент". По его словам, в новой системе — с "Рособоронэкспортом" и КВТС — действительно появилась "президентская вертикаль": "Это было удобно для того, чтобы быстро решать нужные вопросы".

Платежеспособные страны не хотели приобретать российское оружие, поскольку над ними висели долги перед СССР

Так или иначе, но система ВТС переживала коренную ломку. "Рособоронэкспорт" получил право вести внешнеэкономическую деятельность в части поставок готовой продукции, в то время как предприятия необходимых для этого лицензий лишались. Директора заводов не хотели терять свою свободу и довольствоваться только лишь поставками запасных частей к поставленным изделиям. По воспоминаниям нескольких источников "Власти" в оборонном комплексе, очень активно сопротивлялось тульское КБ приборостроения, которое до момента отзыва лицензии в 2007 году продавали за рубеж противотанковые комплексы "Корнет-Э" на сумму $150-200 млн ежегодно. "Они исполнили обязательства по ранее заключенным контрактам, а создавать прецедент в новой конфигурации мы не хотели",— объясняет логику решения другой собеседник. Против выступали и некоторые чиновники из самой системы торговли оружием, считая, что может произойти подмена понятий: мол, все ВТС будет направлено не на развитие оборонной промышленности, а на коммерческие интересы спецэкспортера. Но их оказалось меньшинство. В 2004 году Сергей Чемезов возглавил "Рособоронэкспорт", а Михаил Дмитриев — Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (преемник КВТС). "Мы убрали всю внутреннюю конкуренцию в российском ОПК, превратившись в мощный кулак, нас стали воспринимать на мировом рынке,— говорит сотрудник "Рособоронэкспорта".— В 2000 году Россия получила $2,9 млрд, а по прошествии 16 лет эта сумма выросла кратно. Значит, сделали все правильно". На этом внутренняя реформа системы ВТС завершилась.

Теперь предстояло начать работу по привлечению новых партнеров на рынке. Если с Индией и Китаем в середине нулевых отношения продолжали складываться вполне успешно, то заходить на площадки других стран было достаточно сложно. В дело пришлось вступить политике: платежеспособные страны вроде Вьетнама, Сирии и Алжира не хотели приобретать российское оружие, поскольку над ними висели долги перед СССР. В 2000 году Москва простила $9,53 млрд Ханою, в 2005 году — около $10 млрд Дамаску, в 2006 году — $4,7 млрд Алжиру. "Мы понимали, что этих денег никогда не увидим, зато, как только мы поставили точку в вопросе долговых обязательств, дела сразу же преобразились: мы подписали пакет контрактов с Алжиром на 4,5 млрд. Это вопрос чистой политики,— утверждает собеседник "Власти" в правительстве.— С тех пор вопросам по ВТС уделяется внимание по линии МИДа, Минобороны и, естественно, на уровне первого лица". В 2007 году "Рособоронэкспорт" стал дочерней компанией госкорпорации "Ростехнологии" — ее возглавил Сергей Чемезов, а главой госпосредника был назначен Анатолий Исайкин.

Высокопоставленный источник "Власти" в Кремле считает, что сложившаяся сейчас система ВТС несколько бюрократизирована, но убежден: по сравнению с теми вариантами, которые предлагались в 2000-х, схема, предложенная Сергеем Чемезовым и Ильей Клебановым, оказалась лучшей. "Головным организациям нужно давать работу на внешнем рынке, но только до определенной степени. Нельзя давать право поставки финальных образцов вооружений кому попало, потому что мы обязаны знать, кому и что продаем, как оно будет использоваться, против кого. Чтобы потом это же самое оружие не выстрелило против нас",— говорит собеседник "Власти".

За 16 лет у России сформировался костяк основных покупателей (в том числе Индия, Китай, Венесуэла, Вьетнам, Ирак, Алжир), за счет которых Россия и формирует свой портфель заказов. Определенные перспективы продвижения на мировые рынки "Рособоронэкспорт" связывает с вертолетами типа "Ми" и "Ка"; зенитными ракетными системами и комплексами С-400 "Триумф", "Антей-2500", "Бук-М2Э", "Тор-М2Э", ЗРПК "Панцирь-С1", ПЗРК "Игла-С". В военно-морской сфере — с фрегатами проекта 11356 и "Гепард-3.9", подводными лодками проекта 636 и "Амур-1650" и патрульными катерами "Светляк" и "Молния". Сухопутная часть представлена модернизированными танками Т-90С, боевыми машинами пехоты БМП-3 и машинами на их базе, бронеавтомобилями "Тигр". Успехом пользуются истребители Су-30, МиГ-29 и Су-35, достаточно велик спрос на учебно-боевые самолеты Як-130.

Не стоит забывать, что за счет экспорта вооружений России удается добиваться дивидендов и на международной арене: поставка оружия той или иной стране может кардинально изменить баланс сил в регионе. Например, в 2005 и 2014 годах Москва могла поставить в Сирию оперативно-тактические комплексы "Искандер" и зенитные ракетные комплексы С-300 соответственно, однако по просьбе Тель-Авива делать этого не стала. По данным "Власти", взамен израильтяне оказали РФ помощь по линии спецслужб.

"Если бы мы контрактовали новейшие системы ПВО со всеми, кто их хочет, то мощности были бы загружены на десятилетия вперед без учета заказа Минобороны РФ,— говорит чиновник из сферы ВТС.— Есть, конечно, неудачи — например, когда мы подготовили пакет контрактов на $20 млрд с Саудовской Аравией, но они в последний момент нас кинули. Или история с отказом в 2011 году поставлять С-300 в Иран — она обернулась для нас имиджевыми потерями. Но мы в любом случае были и остаемся конкурентоспособными. Нас признают в мире".

Каких-либо кардинальных изменений, по его словам, вноситься в систему ВТС в ближайшее время не будет: "Насколько мне известно, Владимира Владимировича все устраивает и нареканий к деятельности "Рособоронэкспорта" и в целом к сфере оружейного экспорта нет".

Гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов рассказал спецкорреспонденту ИД "Коммерсантъ" Ивану Сафронову, как выстраивалась система военно-технического сотрудничества в истории современной России, какие цели преследовались и почему создание единственного посредника по поставкам оружия себя оправдало.

- Какие предпосылки существовали в начале 2000-х годов для создания госпосредника в лице "Рособоронэкспорта"?

В 1990-е годы продажей оружия в России занимались практически все: большинство предприятий имели лицензии, дающие право вести внешнеэкономическую деятельность. Лицензии позволяли им поставлять свои вооружения и военную технику за рубеж. Это приводило к серьезной внутренней конкуренции между существовавшим тогда "Росвооружением", "Промэкспортом" и "Ростехнологиями". Компании создавались c целью решения специфических узкопрофильных вопросов: "Росвооружение" должно было заниматься продажей инозаказчикам исключительно новой продукции военного назначения, "Промэкспорт" — поставкой оружия принадлежавшего Министерству обороны РФ, "Ростехнологии" - передачей лицензий на строительство, например, заводов. На самом деле все занимались всем. В конкуренцию вступали и предприятия-изготовители, которые также торговали оружием. Их можно было понять: государственный оборонный заказ был крошечным, поэтому компании были готовы продавать свою продукцию кому угодно и получать за это хоть какие-то средства, лишь бы загрузить свои мощности и не дать производству умереть. Показатели говорят сами за себя: в 2000 году объем экспорта оружия составлял $2,9 млрд.

Тогда и появилась идея создать единственную компанию, которая стала бы госпосредником в вопросах поставок финальной продукции, убрав тем самым конкуренцию между предприятиями на внутреннем рынке.

- Кто приступил к работе над реформой?

Мы с Ильей Клебановым (в 1999-2002 годах вице-премьер РФ) разрабатывали новую систему. Перед нами стояла задача не просто придумать компанию, а сконструировать действующую систему военно-технического сотрудничества. Было принято решение выстроить "президентскую вертикаль": замкнуть систему на президента, за которым оставалось бы последнее слово в вопросе поставок оружия тем или иным странам, и создать при главе государства комиссию - коллегиальный орган. В результате появился комитет по военно-техническому сотрудничеству при Минобороны РФ, который с 2004 года превратился в службу и единственного поставщика готовой продукции - "Рособоронэкспорт". За предприятиями при этом закрепили право вести поставку запчастей и ремонтировать уже поставленные изделия. У нас уникальная система, подобных ей в мире нет, и она уже доказала свою эффективность.

- Были ли противники создания такой системы?

Были, конечно, и очень много. Предприятия были против, поскольку при такой конфигурации они лишались права самостоятельно торговать оружием - объективно, уровень эффективности у них был достаточно низкий. У "Рособоронэкспорта" около 50 представительств по всему миру, ни одно предприятие в России не могло и не может охватить такое количество стран. За 15 лет мы поставили оружия в 116 стран на сумму 115 млрд долларов. Еще недавно наш портфель заказов составлял 45 млрд долларов, а сейчас уже 48 млрд долларов. Время показало, что принятые тогда решения были верными: объемы экспорта растут. Не было ни одного года, когда объемы падали, всегда наблюдался рост: сегодня объем поставок по линии "Рособоронэкспорта" - свыше 13 млрд долларов ежегодно, а вместе с другими предприятиями - свыше 15 млрд долларов.

- Вариант с созданием схемы наподобие той, что действует в США, никогда не рассматривался? Я имею в виду продажу вооружений через Пентагон.

Вряд ли она была бы жизнеспособной в наших условиях. Потребовалось бы создать отдельную структуру в Министерстве обороны, чтобы она занималась только этими вопросами. Это непременно привело бы к увеличению бюджетных расходов на содержание аппарата. Не думаю, что это сейчас актуально.

- Когда в 2011 году "Рособоронэкспорт" превращался из ФГУПа в ОАО, военные не захотели сделать ее своей дочерней компанией?

Насколько я знаю, нет. На Минобороны замкнута Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, которая фактически подчиняется министру, этого вполне достаточно.

- Ряд экспертов высказывается в пользу появления второго спецэкспортера вооружений, который бы создавал здоровую конкуренцию "Рособоронэкспорту". Как вы оцениваете идею?

Крайне негативно. При таком сценарии мы рискуем вернуться в прошлое, когда никто никого не контролировал, а внутренняя конкуренция только мешала. Две компании просто будут соперничать между собой, сбивая цену до минимальной - только бы продать, только бы заключить контракт. Мы должны конкурировать за рубежом, с иностранцами, а не между собой, обеспечивая максимальную доходность своих предприятий. До 2007 года несколько предприятий обладали лицензиями на торговлю оружием, но это было связано со взятыми обязательствами в рамках ранее заключенных контрактов. Как только они отработали эти соглашения, лицензию у них отобрали.

Впоследствии мы внесли некоторые корректировки, которые не меняют систему кардинально, а позволяют сделать ее более гибкой и быстродействующей. Например, инициировали передачу головным холдинговым компаниям права на продажу запчастей и ремонта изделий без участия "Рособоронэкспорта".

- О каких компаниях идет речь?

Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, концерн "Алмаз-Антей", холдинги "Ростеха". Мы договорились следующим образом: "Рособоронэкспорт" заключает контракт на поставку готового изделия, а в него включен пункт о поставке необходимых запасных частей и проведении его ремонта предприятием-изготовителем на протяжении всего жизненного цикла вооружения. Перед покупателями ставится четкое ограничение, что они не будут осуществлять тендеры на ремонт или поставку запчастей от сторонних организаций - только лицензионная продукция. К примеру, раньше и ЮАР, и Украина, и Болгария, и Израиль - все занимались кустарным ремонтом и модернизацией наших вертолетов. Европейцы много зарабатывают на постпродажном обслуживании, так почему мы должны упускать потенциальную выгоду?

- Как вы относитесь к тому, что некоторые предприятия добиваются права поставлять готовую продукцию в обход "Рособоронэкспорта"?

Для этого нужен отдельный указ президента: он обладает таким правом. Это все закреплено в законе о военно-техническом сотрудничестве. Так было, например, при поставке в Сирию зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1" (разработки тульского КБП).

- Сколько "Рособоронэкспорт" получает комиссионных за свою работу?

Не более 4% суммы сделки - это ограничение установлено правительством РФ. Но это если мы говорим о поставках новой техники. В случае продажи оружия из наличия Минобороны РФ комиссия меньше - 1,5%. В среднем за год выходит менее 3%.

- С какими трудностями приходится сталкиваться спецэкспортеру?

Если говорить о трудностях последних лет, то это санкции. В частности, проблемы проявились при прохождении платежей по заключенным контрактам, поэтому мы с рядом стран перешли на расчет в национальной валюте.

- Долларовых платежей, которые отслеживает Bank of America, больше нет?

Практически нет. Либо национальная валюта, либо евро.

- А на планах поставок санкции не сказались?

Поскольку поставок как таковых в Европу и США у нас нет, практически не сказались. Был проект по поставке вертолетов Ми-17В-5 ВВС Афганистана, которые покупались за счет средств Пентагона, но он уже закрыт.

- Есть мнение, что ежегодный рост выручки спровоцирован не столько увеличением количества продаваемой продукции, сколько растущей стоимостью изделий и инфляцией.

Безусловно, рост стоимости вооружений и военной техники имеет место, но и увеличение продаж техники тоже есть: раньше вертолеты продавали поштучно, а сейчас счет идет на сотни. Есть разница?

- Крупнейшие покупатели российского оружия известны: например, Индия, Китай, Алжир, Вьетнам и Египет. Их финансовых возможностей хватит для того, чтобы сохранять набранный темп в ближайшие годы?

Думаю, хватит. Ведь военная техника склонна со временем приходить в негодность, ее необходимо менять. Также есть факторы, диктующие необходимость возвращаться к военным закупкам. Там, где идут война и вооруженные столкновения, всегда будет спрос на оружие. Конфликты на Ближнем Востоке привлекают внимание к нашему оружию.

- Но ведь оборонные бюджеты стран все равно ужимаются.

Не везде. Во многих азиатских и арабских странах есть предпосылки для мощного перевооружения. Китай, Египет, Алжир закупают широкую номенклатуру вооружений, включая самолеты и системы ПВО. Мы ведем поставки в Венесуэлу, но там задействованы кредиты. Могу сказать, что при президенте Николасе Мадуро таких контрактов, как при Уго Чавесе, пока не было. И вряд ли будут.

- У России есть шанс получить деньги обратно?

Это вопрос не ко мне, а к Минфину.

- А как вы вообще относитесь к практике выдачи многомиллиардных кредитов?

Когда принимается решение о поддержке определенного правительства - это политика, экономика здесь роли не играет. Конечно, сейчас вряд ли будет как во времена СССР - тогда мы прокредитовали полмира.

- Есть ли сейчас заявки на истребители Су-35 и фронтовые бомбардировщики Су-34?

Да, но раскрывать имена заказчиков не могу. Радует, что уже пошли реальные контракты, а не просто заявки, поскольку путь от интереса до твердого соглашения может длиться годами. Могу сказать, что растет интерес к нашим системам ПВО: его проявляют и Индия, и Алжир, и Китай.

- Китай, Египет и Алжир интересуют зенитные ракетные комплексы типа "Бук-М2Э" и "Антей-2500", а также системы С-400 "Триумф"?

Есть такое. Отмечу, что у нас есть правило: сначала поставляем вооружение своей армии, а потом уже продаем оружие за рубеж. Многие заказчики просят поставить им заказанное оружие раньше, но мы сразу их предупреждаем о сроках и очередности - так было, например, с Китаем.

- И когда же китайская армия получит системы С-400?

Не ранее 2018 года.

- Иордания - перспективная страна для военно-технического сотрудничества?

Они заинтересованы в покупке нашего вооружения, но у них не хватает средств. Вообще, сейчас многие страны хотят не только покупать готовую продукцию, но и производить ее у себя по лицензии. Конечно, для нас поставки финальных изделий выгоднее - это живые деньги. Но эта тенденция уже существует, и процесс необратим.

В Индии у нас есть проекты по сборке истребителей Су-30МКИ, танков Т-90, сейчас начнем производить там вертолеты Ка-226Т. Могу подтвердить, что Индия хочет получить технологии строительства дизель-электрических подлодок проекта 636 "Варшавянка". Сейчас мы договариваемся, что они на первом этапе будут осуществлять ремонт уже ранее приобретенных подлодок, им будут помогать специалисты ЦС "Звездочка". После на совместном предприятии Объединенной судостроительной корпорации, "Рособоронэкспорта" и индийской верфи начнется строительство подлодок: сначала крупная сборка, а позже локализации.

В целом Индия - очень хороший партнер. Иногда к нам приходят страны, которые не имеют никакой производственной базы, но хотят получить сразу все. Мы не отказываем: сначала они приступают к крупной сборке, а потом уже переходят к более мелким деталям... Далее уже следует локализация, но вся эта цепочка занимает много времени. Мы еще в начале 1990-х годов продали Китаю истребители Су-27, они смогли сделать на его базе свой самолет, но качество иное. Пакистанцы, которым продали этот самолет, пришли к нам покупать двигатели.

- Что вы можете сказать о сотрудничестве с Пакистаном? Оно ведь оборвалось, и с середины 1990-х с Исламабадом серьезных контрактов не было.

Оно не оборвалось: они всегда хотели приобрести нашу продукцию, но политическая обстановка была неблагоприятная. Нужно понимать, что наше сотрудничество с Индией было в приоритете и мы не были готовы им рисковать, учитывая объемы закупок индийских военных. Сейчас ситуация меняется: мы объясняем нашим партнерам в Дели, что продаем не наступательное, а оборонительное оружие, которое требуется для борьбы с террористами. Рано или поздно мы будем расширять сотрудничество с Исламабадом, которое пока ограничивается поставкой четырех вертолетов Ми-35.

- Индия хочет купить зенитные ракетные системы С-400. В какой стадии переговоры?

Переговоры ведутся, но хотелось бы до конца года этот вопрос закрыть. Все упирается в сроки поставок: они точно выйдут за пределы 2018 года. "Алмаз-Антей" построил два завода - в Кирове и Нижнем Новгороде, рассчитывая, что это позволит концерну быстрее поставлять системы в войска РФ и только после они смогут спокойно переключиться на экспорт.

- О потере рынка Ливии жалеете?

Конечно, у нас там был пакет контрактов на 7 млрд долларов. Но на сегодняшний день говорить о серьезном росте закупок не приходится: там есть официальное правительство, у которого нет средств, и есть оппозиция, которой мы оружие продавать не можем. Если закупки будут, то, скорее всего, мелкие.

- "Рособоронэкспорт" или "Ростех" участвовали в модернизации систем ПВО Сирии накануне операции воздушно-космических сил РФ?

Это все делалось по линии военно-технической помощи на безвозмездной основе, к этому "Рособоронэкспорт" отношения не имеет. Спецэкспортер занимается продажей вооружений.

- А что вы можете сказать про рынок Сирии?

Россия своими усилиями уберегла Дамаск от судьбы Триполи, очевидно, что сейчас у них по повестке другие вопросы. Они заинтересованы в поставках, но после 2011 года никаких крупных контрактов заключено не было.

- Но ведь и некоторые ранее заключенные контракты так и не были выполнены. Почему в Сирию не были поставлены С-300?

Мы потеряли время. До начала гражданской войны в стране у нас была возможность поставить комплексы сирийским военным. Но в итоге контракт был расторгнут. По договоренности с сирийской стороной на сумму авансового платежа мы осуществляли ремонт их техники, а также поставляли запчасти и боеприпасы.

- Задел, который готовился для Сирии, был использован для поставок С-300ПМУ-2 в Иран?

Да, речь идет о четырех дивизионах. Мы перестали выпускать "трехсотки" достаточно давно, а Иран настаивал только на С-300. Мы предлагали и более современный "Антей-2500" (С-300ВМ.- "Власть" ), но они были непреклонны.

- Как идут поставки С-300 в Иран?

В соответствии с контрактом. Часть комплектующих уже поставлена заказчику, надеюсь, что до конца года мы этот контракт исполним.

- Поставляете наперекор позиции Израиля и США?

Они понимали, что это серьезная оборонительная система, которая прикрывает все воздушное пространство страны. И безнаказанно пролететь на самолете не получится: могут и сбить. Это сдерживающий фактор для тех, кто является противниками Ирана.

- Проявляют ли в Тегеране интерес к другим типам вооружений?

Проявляют, но говорить о заключении контрактов по наступательному оружию, вроде танков Т-90 или истребителей Су-30СМ, не приходится. Пока существуют санкции Совбеза ООН, мы будем поставлять то, что под ограничения не подпадает, например системы ПВО. Мы ни разу не нарушали международных договоренностей. Не будем нарушать и сейчас.

- А заявок от Тегерана на комплексы "Панцирь-С1" пока нет?

Пока нет. У них там есть какие-то свои системы ПВО, видимо, им хватает.

- Как вы оцениваете рынок Бразилии?

Они хотели многое купить: переносной зенитный ракетный комплекс "Игла", "Панцирь-С1", Су-35... Хотели успеть к чемпионату мира по футболу в 2014 году, но возникли проблемы с финансированием.

- Политическая обстановка, связанная с импичментом президенту страны Дилме Руссефф, как-то повлияет на сотрудничество?

Не думаю. Революции там не произойдет точно, но США будут активно заходить на рынок, и мы будем соревноваться.

- Насколько серьезен интерес Саудовской Аравии к оперативно-тактическому комплексу "Искандер-Э"?

Саудиты постоянно спрашивают о нем, но "Искандер" находится в списке продукции, запрещенной к экспорту, и делать для них исключение мы не собираемся. Это серьезное наступательное оружие, способное нести ядерный боезаряд.

- Есть ли шанс, что он будет когда-нибудь исключен из этого списка?

Крайне маловероятно.

- По другим типам вооружений с саудитами ведутся переговоры?

Все наши переговоры не привели к каким-либо результатам. В целом для них переговорный процесс - скорее способ оказать влияние на наши решения относительно поставок С-300 в Иран. Но по факту это никак не влияет.

- Часто ли бывает, что Владимир Путин накладывает вето на поставки вооружений каким-либо странам?

Не часто, но бывает. Примеры дать не могу, но скажу, что это связано с геополитической обстановкой.


МОСКВА, Коммерсант.ru Власть
12


5
Содержание
    Введение


      Роль и место ВТС во внешней политике России
      Заключение
      Список использованных источников

Введение

"Уникальная особенность военно-технического сотрудничества заключается в том, что оно находится на стыке нескольких важнейших направлений. Это и международная деятельность в целом, военно-политическая работа как внутри страны, так и за рубежом, торгово-экономическая деятельность государства. Судя по тем объемам, которые ВТС дает в бюджет страны, это направление для нас - одно из весьма важных ".

В .В. Путин

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. В настоящее время оно приобретает особое значение, в связи с происходящими в мире сложными геополитическими и экономическими процессами, появлением новых центров влияния и систем безопасности.

Способность конкурировать на мировых рынках вооружений могут себе позволить только ведущие политические акторы, имеющие в своем багаже не только значительные финансовые средства, но и передовые научно-технические разработки, конкурентоспособную промышленность и, естественно, политический вес, необходимый для продвижения своей продукции.

Специалистам хорошо известно, что торговля оружием помимо сугубо экономической целесообразности (получение валютной прибыли, пополнение бюджета страны) имеет значительную политическую составляющую. Продажа крупных партий вооружений нередко переводит взаимоотношения страны-экспортера и страны-импортера из экономической сферы в политическую плоскость, зачастую предопределяя на долгие годы их партнерский характер. В связи с этим борьба за перспективные рынки зачастую отождествляется с борьбой за сферы политического влияния.

Данный аспект во многом обуславливает жесткую конкуренцию в борьбе за ниши мирового рынка вооружений. Принимая во внимание, что акторами этого процесса выступают тяжеловесы мировой политики, можно отчетливо представить какой экономический и политический инструментарий используют страны-экспортеры для продвижения продукции военного назначения (ПВН) собственного производства на иностранные рынки.

Следует также отметить важность военно-технического сотрудничества и экспорта вооружений для внутриэкономических процессов. Помимо чистой выручки от экспорта вооружений в бюджет страны, размещение экспортных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) позволяет заводам не только выживать в сложных экономических условиях, но и развивать свое производство, выделять средства на генерирование и воплощение новых конструкторских идей, а также на научно-исследовательскую работу. Во многом благодаря этому Министерство обороны России имеет достойные предложения со стороны отечественного ОПК, разрабатывающего и выпускающего современные, конкурентоспособные образцы вооружений и военной техники.

Совокупность этих политических, экономических, военно-промышленных и оборонных аспектов определяет особую важность ВТС для национальной безопасности страны и внешней политики. Выстроенная в последние годы государством система работы в этой сфере позволяет достаточно эффективно реализовывать национальные интересы в условиях жесткой конкуренции. Неслучайно председателем Комиссии по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами является Президент России. По его оценке, военно-техническое сотрудничество является для России "существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы".

Система и принципы ВТС России

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе продукции военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена.

Детализация президентских указаний на исполнительском уровне осуществляется Правительством России. Данная работа проводится исходя из следующих принципов:

максимально способствовать продвижению продукции военного назначения на внешний рынок;

исключить нанесение ущерба оборонным возможностям России или создания предпосылок для возникновения таких ситуаций;

обеспечить соответствие деятельности России в области военно-технического сотрудничества международным соглашениям и обязательствам.

Третьим органом верхнего эшелона управления системой военно-технического сотрудничества является Федеральное собрание Российской Федерации. Законотворческая работа этого органа оказывает существенное влияние на характер военно-технического сотрудничества.

Регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляет Комиссия Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству. Руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию этой деятельности - Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, в том числе в лице Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (ФС ВТС) О комиссии по вопросам ВТС Российской Федерации с иностранными государствами, Указ Президента РФ № 1062 от 10.09.2005 г. .

Внешнеторговую деятельность в отношении готовой продукции военного назначения осуществляет единственный государственный посредник - ФГУП "Рособоронэкспорт". Помимо государственного посредника, 23 предприятия оборонно-промышленного комплекса обладают правом на самостоятельное осуществление ВТС с иностранными партнерами в сфере проведения ремонтных работ, модернизации, поставки запасных частей.

Поставка продукции военного назначения осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Проекты этих решений согласовываются субъектом ВТС, которому поручена реализация контракта на поставку конкретной продукции, с федеральными органами исполнительной власти: МИД России, Минобороны России, Минфином России, Федеральное агентство по управлению имуществом России, Службой внешней разведки России и Федеральной службой безопасности России, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Минюстом России.

Аккумулирование ресурса федеральных органов власти, имеющихся возможностей в политической и экономической сфере в сочетании с гибким коммерческим подходом позволило России в условиях сложной экономической ситуации в стране и жесткой конкуренции со стороны зарубежных стран (в первую очередь США, Великобритании, Франции и Германии), добиться существенных успехов на мировом рынке вооружений.

ВТС в системе внешне и внутриэкономических процессов России

Мировые экономические показатели свидетельствуют о том, что 2008 год, несмотря на глобальный экономический и финансовый кризис, стал рекордным для рынка вооружений по объемам поставок за последние 5 лет (2004-2008 гг.). В 2008 году общемировой объем поставок ПВН составил 59,74 млрд. дол., что более чем вдвое превышает показатель 2004 г. (27,188 млрд. дол). Столь значительный рывок зафиксирован впервые после окончания "холодной войны". Причем в последние два года имел место "лавинообразный" рост объемов мировых поставок вооружений.

С одной стороны развивающиеся страны, на долю которых приходится более 60% всего экспортируемого оружия, активизируют свое участие в процессе приобретения вооружения. Во многом это стало возможным благодаря динамично прогрессировавшей в последнее время конъюнктуре цен на энергоносители. С другой стороны, развитые страны концентрируются на приобретении современных, высокотехнологичных (читай дорогостоящих) образцов оружия и комплектующих.

Все это свидетельствует о том, что, несмотря на процессы глобализации и региональной интеграции, расходы мирового сообщества на оборону своих государственных интересов неуклонно будут расти.

В целом по периоду 2004-2008 гг. рейтинг 12 крупнейших мировых экспортеров ВиВТ по фактическим поставкам ПВН выглядит следующим образом: США (1 место, 78,218 млрд дол, 38% от общемировых поставок ВиВТ), Россия (2 место, 29,173 млрд дол, 14,18%), Франция (3 место, 19,257 млрд дол, 9,36%,), Германия (4 место, 17,714 млрд. дол, 8,6%), Великобритания (5 место, 10,673 млрд дол, 5,19%), Израиль (6 место, 7,541 млрд дол, 3,67%), Канада (7 место, 7,036 млрд дол, 3,42%), Швеция (8 место, 5,544 млрд дол, 2,7%), Италия (9 место, 4,346 млрд дол, 2,1%), Испания (10 место, 4,177 млрд дол, 2,03%), Нидерланды (11 место, 3,54 млрд дол, 1,72%), Швейцария (12 место, 3,153 млрд дол, 1,53%) Аналитический отчет АРМС-ТАСС в журнале "Рынки вооружений" N3, 2009. .

Как видно из приведенных цифр, безусловным лидером в сфере экспорта вооружений являются США. Данная ситуация характерна, по крайней мере, для последних 15 лет.

В определенной степени этому объективно способствовали мировые процессы конца XX века. После распада СССР, являвшимся на протяжении ряда лет основным и равным конкурентом Америки в этой сфере (в 1988 году СССР лидировал в экспорте вооружений, занимая 37% мирового рынка или 15 млрд. долл. в суммарном исчислении), часть производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) осталась в бывших союзных республиках, а кризис 90-х годов серьезно пошатнул экономическое состояние России и ее политический вес на мировой арене Кузык Б.Н. и др. Россия на мировом рынке оружия. М., «Военный парад», 2004. - с. 8. .

Вместе с тем, последовательно проводимая Россией на протяжении ряда лет политика в сфере ВТС позволила преодолеть кризисные процессы в этой области. Основные усилия, в том числе вырученные от заключения контрактов с иностранными партнерами средства, были направлены на создание возможностей для нормального функционирования и модернизации предприятий отечественного ОПК, налаживание межпроизводственных связей, разработку единой системы изучения спроса и продвижения продукции на зарубежные рынки. Были определены направления производства конкурентоспособной продукции, ниши для международной производственной кооперации. В совокупности данные меры и позволяют удерживать достойное место в рейтинге стран-экспортеров ПВН.

В рейтинге стран, экспортирующих вооружение, Россия на протяжении ряда лет занимает твердое вторе место, существенно опережая европейские страны. Стоимость поставленной за рубеж в 2008 году ПВН составила 8,35 млрд. долл США, превысив показатели 2007 года на 800 млн. долл. США.

Следует отметить, что экспорт продукции военного назначения занимает 5 позицию в доходной части российского бюджета вслед за нефтью, газом, черными и цветными металлами. Более того, это единственный высокотехнологичный сегмент нашего экспорта, отвечающий мировому уровню.

Таким образом, помимо многомиллиардных валютных поступлений в российский бюджет, экспорт ПВН выполняет также имидживые функции, представляя Россию на мировых рынках в качестве развитой, индустриальной страны, имеющей потенциал для перехода в категорию высокоразвитых, постиндустриальных стран.

Термин "постиндустриальное общество" был предложен американским социологом Дэниeлом Беллом еще в 1965 г. По его мнению, термин „постиндустриальное общество“ соотносится с "доиндустриальным“ и "индустриальным". Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности. Индустриальное общество - в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров. Постиндустриальноеобщество - это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.

Большинство западных экспертов склонны относить Россию к списку стран с переходной экономикой, которые, с одной стороны - по многим экономическим и социальным показателям занимают место в ряду развивающихся стран (с доиндустриальной экономикой), а с другой - имеют относительно развитые индустриальные экономики (даже с элементами постиндустриальных экономик), располагают солидным научно-техническим и человеческим потенциалом.

К сожалению, объективно говоря, российский экспорт в основе своей имеет сырьевую направленность. Несмотря на ключевое значение экспорта сырья (в первую очередь углеводородов) для российского бюджета, мировая классификация уровня развития стран по их экспортной номенклатуре (1. Сырье > 2. Машины и оборудования > 3. Услуги > 4. Технологии) отнесет Россию к элементарному, первичному типу развития. На этом фоне роль экспорта ПВН, базирующегося на поставках высокотехнологичных машин и оборудования, сочетающего в себе экспорт услуг, и обладающего потенциалом для экспорта технологий, способствует закреплению имиджа России в качестве высокоиндустриальной страны с задатками инновационной экономики.

Отдельно следует отметить значение экспорта ПВН для развития научно-исследовательской работы, а также их взаимозависимость. В настоящее время конкурировать на рынках ПВН без современных высокотехнологичных образцов вооружений не возможно. Чтобы удержать лидирующие позиции и не скатиться в нишу торговли "железными изделиями" предприятия отечественного ОПК и ФГУП "Рсоборонэкспорт" просто вынуждены вкладывать часть средств в НИОКР.

Следует отметить, что выгоду от этой работы в конечном счете получает не только, а может быть и не столько оборонная промышленность, сколько государство в целом.

Традиционно разработка новых образцов вооружений была связана с передовыми научными открытиями и нередко приводила к открытию критических (прорывных) технологий. История знает массу таких примеров - разработка Пентагоном нового вида связи и управления в конечном счете способствовала созданию Интернета, создание ядерного оружия в последствии позволило использовать открытые технологий для строительства атомных электростанций и т.д. Существует теория о роли создания нового оружия в судьбе различных государств. Можно спорить с этой теорией, однако один факт остается аксиомой - военная продукция - это высокотехнологичный товар, который определяет высокий уровень технологий в промышленности, в том числе в ее гражданских отраслях.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и место военно-технического сотрудничества в российско-индийских отношениях: предпосылки и этапы развития, договоренности и принципы. Ракетно-космическая сфера сотрудничества. Двустороннее сотрудничество в области авиации и в военно-морской сфере.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Особенности военно-технического сотрудничества США с зарубежными странами. Факторы, обуславливающие стремление США развивать ВТС с арабскими странами. Современное состояние данного вопроса. Обзор военного сотрудничества Америки с рядом арабских стран.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие взаимоотношений России и Болгарии на разных исторических этапах. Роль России в обретении Болгарией независимости. Место Болгарии во внешней политике РФ. Определение факторов, предопределяющих характер взаимоотношений. Направления сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    История отношений России и Вьетнама. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Перспективы в развитии машиностроения, металлургии, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, финансово-банковской сферы, военно-технического сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Становление внешнеполитического курса независимого Казахстана. Факторы и основные направления казахстанско-американского сотрудничества в политической и военно-технической сферах. Перспективы всестороннего сотрудничества этих стран на ближайшее будущее.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии. Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности. Страны БРИК в международной экономике. Экономическое, военно-политическое, научно-техническое сотрудничество в рамках БРИК.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2011



Поделиться: