максимально способствовать продвижению продукции военного назначения на внешний рынок. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на процессы глобализации и региональной интеграции, расходы мирового сообщества на оборону своих государственных интересов

Основные задачи ремонта:

Восстановление средств связи АСУ после повреждений, отказов.

Восстановление израсх. техн. ресурса.

Восстановление работосп. после работы.

Ремонт ВВТ классифицируется:

По степени восстановления ресурса –

Текущий(част. восст.)

Средний(средн. восстан.)

Капитальный(полное восстановл.)

По планированию –

Плановый

Неплановый

По совмещению времени и места проведения –

Комплексный

Специализированный

Виды ремонта:

Войсковой 1 ступени – текущий ремонт

Войсковой 2 ступени – текущийсредний

Заводской ремонт 3 ступени – текущий ремонтконтрольное техническое состояниекапитальный ремонт

Неплановый ремонт предназначен для устранения неполадок в случайные моменты времени непосредственно после установки факта неработоспособности.

Текущий ремонт не планируется. 3 его основные операции – поиск неисправностей, замена и восстановление отдельных элементов, проверка работоспособности аппаратуры.

Плановый ремонт проводится на технике, частично или полностью израсходовавшей свой ресурс. Бывает 3х видов – средний(не более 2х раз в год(в лекциях так, восстановление ресурсов), регламентированный, капитальный(не более 1 раза в год).

Регламентированный ремонт – полное или близкое к полному восстановление ресурса техники связи и АСУ с ограниченной наработкой, или содержащейся на длительном хранении.

12.Система ремонта втс и асу в мирное (военное) время.

Ремонт – комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности, а также ремонта техники связи. Система ремонта состоит их объектов ремонта, средств ремонта, исполнителей и документации, и предназначена для восстановления исправности, работоспособности или ресурса ТС и А путём замены агрегатов, узлов и деталей.

Структура сист.рем.: стратегический уровень; (ОАО «оборонсервис») оперативно-стратегический (сервис-центры, рем.бат.); оперативный (рем.бат); тактический (рем.рота).

Задачи в МВ: поддержание ТС и А в исправном состоянии и восстановление ресурса. Задачи в ВВ: быстрое восстановление работоспособности ТС и А, получивщей боевые повреждения. Приказ МО РФ №.19 – введена единая система комплексного ремонта в МВ.

13. Порядок сдачи втс и асу в ремонт и ее получение.

(межремонтные нормы эксплуатации, которые устанавливаются приказом МО)Выработка межремонтного ресурса не является основанием для отправки техники связи в ремонт, если она по своему техническому состоянию пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Для определения технического состояния образцов назначается комиссия.В случае если аппаратура не требует ремонта, приказом командира части срок эксплуатации продлевается на один год. Если аппаратура требует среднего или капитального ремонта, то комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования его в войсках. Если он непригоден оформляются документы на его списание.

Сдача техники связи и АСУ в плановый ремонт производится после ее освидетельствования и утверждения командиром соединения (части) составленных комиссией актов технического состояния.

Основанием для отправки воинской частью техники связи и АСУ в ремонтные органы является наряд, выданный соответствующим довольствующим органом. Отправка должна быть произведена по номенклатуре и в сроки, указанные в наряде. Наряды на ремонт техники связи и АСУ выдаются в строгом соответствии с планом эксплуатации и ремонта.

Отправка техники связи и АСУ в ремонт без последующего возврата в воинскую часть производится только по письменному распоряжению довольствующего органа. В этом случае в наряде на ремонт указываются номер и дата распоряжения об отправке в обезличенный ремонт и делается запись: «Без возврата в часть». На основании распоряжения об отправке в ремонт без возврата и акта ремонтного органа о приемке в ремонт техника связи и АСУ снимается с учета воинской части.

Перед отправкой техники связи и АСУ в ремонт отправитель обязан:

очистить ее от пыли, грязи, ржавчины и других окислов;

укомплектовать;

составить ведомости комплекта изделия, отправляемого в ремонт, и

оформить оправдательные документы на утраченное (списанное)

техническое имущество;

проверить соответствие номеров всех комплектующих изделий номерам,

указанным в формулярах (паспортах);

проверить правильность и полноту заполнения формуляров, наличие

отметки о переводе изделия в категорию, соответствующую фактическому

техническому состоянию, заверить подписью заместителя командира по

материально-техническому обеспечению и гербовой печатью соединения

(части) данные о наработке изделия и установленной категории.

Одновременно с отправкой техники связи и АСУ в ремонтный орган воинская часть обязана выслать следующие документы:

наряд на ремонт − два экземпляра;

акт технического состояния − один экземпляр;

ведомость комплекта − два экземпляра;

полный комплект эксплуатационной документации;

паспорт и акт технического состояния средства подвижности.

Готовность техники связи и АСУ к отправке в ремонт проверяется помощником начальника связи соединения (начальника связи части), а всоединении (части) связи − заместителем командира по материально- техническому обеспечению.

В акте делается отметка «Подготовленность к отправке в ремонт проверил...» с указанием должности, звания и фамилии проверяющего.

В ремонт техника связи и АСУ отправляется железнодорожным (автомобильным, воздушным, водным) транспортом или своим ходом. Секретная (специальная) техника транспортируется железнодорожным (автомобильным) транспортом или своим ходом под охраной караула доместа назначения.

На каждый источник питания электроэнергией в ремонтный орган отдельно представляются:

акт технического состояния – два экземпляра;

справка о состоянии электротехнического изделия, сдаваемого в

капитальный ремонт − два экземпляра;

заполненные и заверенные гербовой печатью воинской части формуляр на источник питания электроэнергией и паспорт (формуляр) на его первичный двигатель.

Техника связи и АСУ, прибывшая в ремонт, должна быть принята ремонтным органом в пятидневный срок. В течение этого срока проверяется комплектность, техническое состояние и составляется акт приема. Один экземпляр акта после утверждения, выдается представителю воинской части или высылается отправителю почтой.

Воинская часть обязана в течение 30 сут. со дня получения акта приема сотметкой о принятии на временное хранение устранить имеющиесянедостатки, если есть недостатки.Если в установленный срок воинской частью недостатки не устранены, то ремонтный орган третий экземпляр наряда высылает довольствующему органу, которому он подчинен, и в дальнейшем действует по указаниям этого органа.

На отремонтированную ремонтными органами технику связи и АСУ устанавливаются гарантийные сроки.

Компания «Рособоронэкспорт» Госкорпорации Ростех приняла участие в торжественном приеме послов и военных атташе иностранных государств, посвященном 65-летию создания системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Мероприятие, организованное ФСВТС России, состоялось 15 мая в московском «Президент-Отеле». В торжественном приеме также участвовали представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и Госкорпорации Ростех.

«Рособоронэкспорт» выступает преемником прекрасных традиций и огромного опыта военно-технического сотрудничества нашей страны с иностранными государствами. Компания успешно сохраняет наработанные за десятилетия связи и постоянно расширяет географию своей деятельности. Партнеры России знают, что современное российское оружие позволяет им надежно защищать свой национальный суверенитет. При этом сегодня свыше 1 млн человек трудятся на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса для реализации порядка 1000 действующих контрактов «Рособоронэкспорта» с иностранными заказчиками российских вооружения и военной техники из более чем 70 государств», – заявил генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.

Родоначальником советской (российской) системы ВТС с иностранными государствами считается Главное инженерное управление, образованное в 1953 году при Министерстве внутренней и внешней торговли по распоряжению Совета Министров СССР. Система на протяжении всего срока своего существования постоянно развивалась и совершенствовалась и в своем нынешнем облике сложилась в начале XXI века.

В 2000 году в рамках реформы был создан Комитет по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации (КВТС России), преемником которого сегодня является ФСВТС России. На базе двух посредников (ФГУП «Государственная компания «Росвооружение» и ФГУП «Промэкспорт») был образован единственный государственный спецэкспортер «Рособоронэкспорт».

Сегодня система ВТС России с иностранными государствами представляет собой хорошо отлаженный механизм, учитывающий многочисленные нюансы и тонкости внешнеторговой деятельности. Все составляющие этой системы, в том числе и «Рособоронэкспорт», работают максимально слаженно, а гарантом ее безупречного функционирования выступает президент России.

«Как бы ни была выстроена система, ее работа не будет оптимальной без четкого взаимодействия непосредственно с заказчиками вооружения и военной техники. В 2017 году по линии «Рособоронэкспорта» в России работало более 400 иностранных делегаций из 70 стран, расположенных во всех регионах мира. И здесь я хотел бы выразить огромную признательность дипломатическим работникам стран-партнеров. Во многом благодаря их ежедневному кропотливому труду «Рособоронэкспорту» удается добиваться полного понимания с нашими зарубежными коллегами», – обратился Александр Михеев к гостям торжественного приема.

В рамках праздничных мероприятий 18 мая «Рособоронэкспорт» примет участие в торжественном вечере, посвященном 65-летию создания системы ВТС Российской Федерации с иностранными государствами. На него в Центральный академический театр Российской Армии приглашены ветераны военно-технического сотрудничества СССР и России.

«Рособоронэкспорт» активно поддерживает ветеранское движение. Без этих людей, их многолетнего труда Россия сегодня вряд ли бы занимала лидирующие позиции на мировом рынке оружия. «Рособоронэкспорт» в своей работе на благо России ежедневно использует наработанные в течение десятилетий связи и опыт наших ветеранов», – добавил Александр Михеев.

4 ноября 2000 года президент России Владимир Путин подписал указ № 1834 «О создании ФГУП „Рособоронэкспорт“». Реформирование системы ВТС полным ходом продолжалось и дальше. Изменения вносились в сами юридические основы поставок «спецтехники» за рубеж. Последовательно были изменены правила лицензирования военных поставок, пересмотрен список поставщиков за рубеж продукции оборонного назначения, наконец, была создана принципиально новая государственная структура, курирующая эту область деятельности, - Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС).

Введённый в официальный российский документооборот пакет новых нормативных актов в области ВТС сделал российский оружейный экспорт куда более прозрачным, чем прежде. В первую очередь это касается утвержденных в сентябре 2001 года так называемых «президентских списков» № 1 и № 2, устанавливающих конкретные виды военной продукции, разрешенной к экспорту, и конкретные страны, которым Москва готова эти «изделия» поставлять. Таким образом, поставки «спецтехники» за рубеж впервые (не только в новейшей российской, но и вообще в советской истории) становятся не столько полем деятельности спецслужб, сколько всего лишь одной из обычных сфер экспорта страны.

Административная реформа

Итог, исключив дублирование и создав структуры, ответственные за чётко очерченный фронт работ, стало возможным контролировать качество государственных услуг. Формулировать требования к услугам, исходя из интересов общества. Строго спрашивать за результат. Сделать так, чтобы выполнение каждой функции было обеспечено достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. Был завершён процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Стало понятным, кто за какой объём работ отвечает. Почти наполовину было сокращено количество госучреждений. Огромные суммы, которые тратились на их содержание, остались в бюджете. В 2005 году правительством России была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации. На основании плана мероприятий, утвержденного Концепцией, в настоящий момент проводится работа по регламентации деятельности государственных органов исполнительной власти, созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и переводу государственных услуг в электронную форму.

Реформа государственного управления

В сентябре 2002 года в Госдуме был рассмотрен закон о системе госслужбы, который определяет общие принципы регулирования, состав зарплаты и три вида госслужбы - гражданская, военная, правоохранительная. В следующем году в рамках реформы ожидается принятие ключевого законопроекта о государственной гражданской службе. Данный законопроект должен определить статус чиновников, порядок их служебной деятельности, а также способствовать предотвращению коррупции. В дальнейшем должны быть приняты законы, разграничивающие полномочия между различными уровнями власти, с внесением поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы.


Судебная реформа

Судебная реформа способствовала коренному обновлению законодательства. Она дала жизнь новым арбитражному процессуальному, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, трудовому кодексам, кодексу об административных правонарушениях. Правовое пространство стало более логичным, предсказуемым и стабильным.

Военная реформа

В июне 2008 года начальника Генштаба генерала Юрия Балуевского сменил генерал Н. Е. Макаров, успевший в своё время покомандовать Сибирским военным округом.

Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии.

Изменилась структура видов и родов войск.

20 марта 2012 года в Военной академии Генштаба состоялось заседание итоговой коллегии Министерства обороны, участие в котором в качестве верховного главнокомандующего принял Дмитрий Медведев. Выступая перед военными, он заявил, что реформа армии в России «практически завершена». Медведев сказал, что большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями.

Вопрос №23: Основные проблемы Российской Федерации?

Первая проблема

Россия не имела и до сих пор не имеет основных направлений своего развития.

Их определение – главная конституционная обязанность Президента (статья 80 часть 3). Он их должен представлять в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Но согласно Конституции Президент РФ ни с кем основные направления не обязан согласовывать и ни перед кем не обязан отчитываться за их реализацию, что привело к конституционной безответственности Президента РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Послания всех трех Президентов РФ практически забывали через неделю после их озвучивания. Они представляли собой лишь политические декларации о намерениях, не подкрепленными какими-либо конкретными проектами и программами, где было бы сказано кто и что должен сделать, в какие сроки и какой должен быть получен результат.

Существующая система управления страной представляет собой набор хаотичных мер не связанных между собой единой стратегией. За эффективность принятых мер никто не несет ответственности.

Вторая проблема

Коррупция парализовала систему управления государством. Без решения этой проблемы власть неспособна управлять жизнью общества.

Либо власть хочет управлять государством, и тогда нужны ее жесткие и решительные меры по снижению уровня коррупции на порядки, либо власть не хочет управлять жизнью общества. Других вариантов не существует.

Третья проблема

Финансовая система оторвалась от реальной экономики и живет своей собственной жизнью. Налоговая система подавляет инвестиционную активность.

Нужна новая устойчивая финансовая система для обслуживания внутреннего рынка, независимая от потрясений на мировых рынках.

Нужна новая налоговая политика, которая создавала бы условия для максимальной привлекательности вложения денег вплоть до полной отмены налогов в перспективные инвестиционные проекты, производство товаров массового потребления и строительство жилья, в создание комфортной социальной инфраструктуры. Новая налоговая система не должна негативно влиять на формирование бюджетов всех уровней.

Без решения этих проблем невозможно эффективно использовать имеющийся экономический и трудовой потенциал страны.

Четвертая проблема

Деградировала система подготовки квалифицированных кадров практически во всех отраслях народного хозяйства.

До сих пор нет масштабной государственной программы, и власть не намерена принимать каких-либо решительных мер в этом направлении деятельности. Развитые страны от развивающихся отличаются в первую очередь уровнем квалификации работающих граждан во всех областях деятельности.

Пятая проблема

Безответственность собственников предприятий, компаний и банков за результаты их деятельности.

Фактические собственники имеют громадные доходы и ни за что не отвечают. Чаще всего они скрываются за собственниками в виде юридических лиц, а юридические лица не могут иметь каких-либо интересов и нести какую-либо ответственность, поскольку они лица неодушевленные. Рыночная экономика с безответственными хозяйствующими субъектами не может быть эффективной по своему определению.

На страницах еженедельника "Власть " Иван Сафронов продолжает рассматривать сюжет, связанный с историей и перспективами действующей российской системы военно-технического сотрудничества, в статье "Экспортный прицел ".

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами не только приносит России миллиарды долларов, но и является важнейшим инструментом для решения геополитических задач. "Власть" выяснила, как создавалась система торговли вооружениями в современной России, какие изменения в ней уже произошли, а какие только ожидаются.

Переговорная работа делегации АО "Рособоронэкспорт" на салоне KADEX-2016 (с) пресс-служба АО "Рособоронэкспорт"

Система отечественного оружейного экспорта образовалась почти сто лет назад. Начало было положено в 1917 году с появлением Межведомственного комитета по заграничному снабжению с исполнительным органом в виде одноименного главка. Но днем появления системы военно-технического сотрудничества (ВТС) принято считать 8 мая 1953 года — в этот день вышло распоряжение Совмина СССР о создании при Министерстве внутренней и внешней торговли главного инженерного управления (ГИУ), выполнявшего функции государственного посредника в сфере продажи оружия за рубеж. До этого момента существовало несколько подразделений, которые обладали правом на ВТС (ИУ Минвнешторга, 9-е управление Военного министерства, 10-е управление Генерального штаба Советской армии, 10-й отдел Морского генерального штаба и т. д.), что затрудняло взаимодействие и усложняло контроль при поставках оружия иностранным государствам. Создание ГИУ — узкопрофильного координирующего органа в сфере ВТС — было призвано разрешить эту проблему.


Спустя два года оно было переподчинено Главному управлению по делам экономических связей со странами народной демократии (ГУДЭС) при Совмине СССР, а еще через два года вошло в состав Госкомитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС). На него возлагались функции по рассмотрению заявок зарубежных стран по подготовке проектов постановлений правительства СССР, оформлению контрактов, обеспечению отгрузки военной техники и вооружения, а также проведению расчетов с заказчиками за поставки военно-технического имущества. В 1958 году распоряжением правительства СССР в рамках ГКЭС на базе 5-го управления ГИУ появилось Главное техническое управление (ГТУ): оно занималось строительством ремонтных предприятий для капитального и среднего ремонта военной техники, поставками ЗИП, оказанием техпомощи, созданием спецобъектов. Два этих управления — ГИУ и ГТУ — останутся ключевыми для всего оружейного экспорта страны вплоть до начала 1990-х. В 1992 году ГИУ будет преобразовано во внешнеэкономическое объединение "Оборонэкспорт", а ГТУ — во внешнеэкономическую госкомпанию "Спецвнештехника". Но просуществуют они недолго: в ноябре 1993 года на их базе будет создана госкомпания по экспорту и импорту вооружений и военной техники — "Росвооружение". Эта компания стала первой самостоятельной коммерческой организацией в сфере ВТС, деятельность которой не была подконтрольна ни одному из федеральных органов исполнительной власти.

От советской системы ВТС России досталось, казалось бы, неплохое наследство. Контр-адмирал в отставке Сергей Краснов, работавший в 1969-1989 годах в ГИУ, а после возглавлявший ГТУ, утверждает, что "масштабы сотрудничества в области ВТС в советские годы были громадными". "Достаточно сказать, что объемы прибыли составляли десятки миллиардов долларов. В общей сложности в разные годы, включая 1992-й — последний год существования ГИУ, мы поставляли военную технику почти в 70 стран мира,— вспоминал он в интервью газете "Красная звезда".— Для сравнения: до Великой Отечественной войны Советский Союз поставлял оружие лишь в шесть стран: Турцию, Афганистан, Иран, Монголию, Китай и Испанию".

Несмотря на столь широкую географию поставок, доходы СССР от экспорта вооружений практически не чувствовались: в денежном выражении объемы поставок в некоторые страны исчислялись десятками миллиардов долларов, однако техника и оружие поставлялись либо в счет выданного кредита, либо вообще на безвозмездной основе. Таким образом, советское руководство поддерживало правительства дружественных (прежде всего социалистических) стран. В 1977-1979 годах противокорабельные береговые ракетные комплексы "Редут-Э" были поставлены в Социалистическую Республику Вьетнам и Народную Республику Болгарию, а в 1983 году — в Сирийскую Арабскую Республику. У последней, к слову, общий долг за приобретенные у СССР вооружения и военную технику составлял порядка $10 млрд.


Советская система ВТС — громоздкая и излишне забюрократизированная — оказалась совершенно не готова к новым российским реалиям. Предприятия оборонно-промышленного комплекса в условиях обвала экономики и, как следствие, крошечного внутреннего заказа, оказались на грани выживания. Этот тезис, впрочем, разделяли не все. Например, в интервью газете "Коммерсантъ" глава "Росвооружения" Виктор Самойлов говорил, что компании "за счет концентрации усилий в одних руках" удалось восстановить рынки сбыта продукции: "Если год назад (1993 год.— "Власть") у нас было примерно на $1,5 млрд подписанных контрактов, то сегодня (ноябрь 1994 года.— "Власть") — на $3,4 млрд". "Мы утроили объемы будущих обязательств. Поверьте, это было непросто сделать: и люди, и предприятия в 1992-1993 годах были те же самые, здесь мало что изменилось. Это был действительно очень сложный для нас период, но работа принесла свои плоды. Разумеется, это отнюдь не значит, что пришел некий генерал Самойлов, голова у которого оказалась квадратной по сравнению с остальными,— почва готовилась и до нас",— утверждал глава компании. На самом деле спасением стала не столько работа "Росвооружения", сколько стечение обстоятельств: примерно в это время начали появляться заказы со стороны Индии и Китая, которые могли себе позволить рассчитываться за продукцию живыми деньгами и проявляли желание развивать свою оборонку, приобретая технологии. Практически сразу возрос спрос на боевые самолеты семейства "Су" и системы ПВО. Предприятия смогли немного вздохнуть, однако ситуация по-прежнему оставалась сложной, ведь их мощности были недозагружены. По воспоминаниям чиновников, работавших в сфере ВТС, многие предприятия были готовы поставить продукцию кому угодно и как угодно, лишь бы увидеть деньги. Происходило это все на фоне создания в декабре 1994 года Госкомитета по военно-техническому сотрудничеству — контролирующей структуры, замкнутой на президента и имеющей возможность наделять предприятия промышленности правом ведения внешнеэкономической деятельности. Так или иначе, но по официальной статистике выручка от экспорта вооружений росла: в 1994 году она составила $1,72 млрд, в 1995 году — $3,05 млрд, в 1996 году — $3,52 млрд.


Помимо "Росвооружения" правом продажи оружия обладало и Министерство обороны. Как рассказал "Власти" бывший чиновник спецслужб, в 1990-х годах 10-е управление ведомства, причастное к ВТС, обладало правом вести продажу практически любого оружия из военных арсеналов, многие из которых были битком набиты советским оружием. "Многие люди тогда на этом погорели,— говорит собеседник "Власти".— В 1992-1995 годах шла распродажа всего и всех. Но иначе быть и не могло — если есть вакханалия в государстве, значит, будет вакханалия и везде. Никто процесс продажи оружия военными де-факто не контролировал: что хотели, то и делали, а получилось, что продавали кому попало и что попало. В этом и была трагедия". Так, например, в середине 1990-х неофициально сообщалось о переброске части вооружений, числившихся на балансе Западной группы войск в Германии, на Балканы. Практически неконтролируемо распродавались стрелковое оружие, боеприпасы и запчасти, порой доходило даже до незаконного сбыта тяжелой артиллерии. Кроме того, по словам сотрудника спецслужб, в тот момент фиксировались утечки технологий производства оружия за рубеж, нелегальный реэкспорт и копирование образцов наших вооружений.

Попытка провести реформу системы ВТС была предпринята в августе 1997 года, когда образовалась компания "Промэкспорт". Согласно указу Бориса Ельцина "О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" задача новой компании заключалась в реализации за рубежом военной техники, высвобождаемой из состава вооруженных сил в связи с проводимой военной реформой (министром обороны в тот момент был Игорь Сергеев). По словам нескольких собеседников "Власти", работавших в сфере ВТС, эту идею периодически озвучивали Борису Ельцину на закрытых совещаниях еще с 1994 года. Однако он, внимательно выслушивая предложения, брал время на раздумья, советовался с сотрудниками своей администрации (у него, отметим, был даже помощник по вопросам ВТС — Борис Кузык), обещал вскоре принять решение. Но ничего на протяжении двух лет так и не происходило.

По разным оценкам, к концу 1990-х годов на Индию и Китай приходилось до 80% военного экспорта, зайти и тем более закрепиться на рынках других стран не удавалось. Конкуренция между оборонными предприятиями на внешних площадках росла, а полномочия "Росвооружения" и "Промэкспорта", несмотря на совершенно разный круг задач, дублировались. В Кремле и правительстве начинали понимать, что система ВТС нуждается в срочном реформировании. Свои предложения, по данным "Власти", в 1998 году подготовили спецслужбы, Совбез РФ и военные. Однако из-за грянувшего в августе того же года экономического кризиса с этим вопросом решили повременить. Радикальную реформу системы оружейного экспорта провели только в 2000 году при новом главе государства — Владимире Путине.

В ноябре 2000 года президент Путин создал спецэкспортера вооружений, военной и специальной техники "Рособоронэкспорт", в состав которого вошли "Промэкспорт" и "Росвооружение". Новую структуру возглавил выходец из спецслужб Андрей Бельянинов (ныне руководитель Федеральной таможенной службы), а его первым заместителем стал Сергей Чемезов (ныне гендиректор госкорпорации "Ростех"). Параллельно в Министерстве обороны был создан Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС), главой которого стал замминистра обороны генерал-лейтенант Михаил Дмитриев. Он полагает, что 1990-е годы нельзя считать пропащими: "Люди были нормальные, но обстановка в стране просто не позволяла системе развиваться. Мы в 2000 году опирались уже на то, что было сделано до нас: многие специалисты "Промэкспорта" и "Росвооружения" перебрались в "Рособоронэкспорт"".


Как рассказал "Власти" Сергей Чемезов, работу над реформой он вел вместе с тогдашним вице-премьером по ОПК Ильей Клебановым: "Было принято решение выстроить "президентскую вертикаль": замкнуть систему на президента, за которым оставалось бы последнее слово в вопросе поставок оружия тем или иным странам, и создать при главе государства комиссию — коллегиальный орган" (см. интервью на стр. 13). "Задача состояла в том, чтобы сломать существовавшую систему ВТС,— вспоминает в беседе с "Властью" Михаил Дмитриев.— Переформатировать работу "Росвооружения", избавиться от посреднических структур, что было правильно,— ни у кого никаких возражений по этому поводу во время первого совещания по вопросам оружейного экспорта у Владимира Владимировича не возникло. Решение создать единого госпосредника — это положительный момент". По его словам, в новой системе — с "Рособоронэкспортом" и КВТС — действительно появилась "президентская вертикаль": "Это было удобно для того, чтобы быстро решать нужные вопросы".

Так или иначе, но система ВТС переживала коренную ломку. "Рособоронэкспорт" получил право вести внешнеэкономическую деятельность в части поставок готовой продукции, в то время как предприятия необходимых для этого лицензий лишались. Директора заводов не хотели терять свою свободу и довольствоваться только лишь поставками запасных частей к поставленным изделиям. По воспоминаниям нескольких источников "Власти" в оборонном комплексе, очень активно сопротивлялось тульское КБ приборостроения, которое до момента отзыва лицензии в 2007 году продавали за рубеж противотанковые комплексы "Корнет-Э" на сумму $150-200 млн ежегодно. "Они исполнили обязательства по ранее заключенным контрактам, а создавать прецедент в новой конфигурации мы не хотели",— объясняет логику решения другой собеседник. Против выступали и некоторые чиновники из самой системы торговли оружием, считая, что может произойти подмена понятий: мол, все ВТС будет направлено не на развитие оборонной промышленности, а на коммерческие интересы спецэкспортера. Но их оказалось меньшинство. В 2004 году Сергей Чемезов возглавил "Рособоронэкспорт", а Михаил Дмитриев — Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (преемник КВТС). "Мы убрали всю внутреннюю конкуренцию в российском ОПК, превратившись в мощный кулак, нас стали воспринимать на мировом рынке,— говорит сотрудник "Рособоронэкспорта".— В 2000 году Россия получила $2,9 млрд, а по прошествии 16 лет эта сумма выросла кратно. Значит, сделали все правильно". На этом внутренняя реформа системы ВТС завершилась.

Теперь предстояло начать работу по привлечению новых партнеров на рынке. Если с Индией и Китаем в середине нулевых отношения продолжали складываться вполне успешно, то заходить на площадки других стран было достаточно сложно. В дело пришлось вступить политике: платежеспособные страны вроде Вьетнама, Сирии и Алжира не хотели приобретать российское оружие, поскольку над ними висели долги перед СССР. В 2000 году Москва простила $9,53 млрд Ханою, в 2005 году — около $10 млрд Дамаску, в 2006 году — $4,7 млрд Алжиру. "Мы понимали, что этих денег никогда не увидим, зато, как только мы поставили точку в вопросе долговых обязательств, дела сразу же преобразились: мы подписали пакет контрактов с Алжиром на 4,5 млрд. Это вопрос чистой политики,— утверждает собеседник "Власти" в правительстве.— С тех пор вопросам по ВТС уделяется внимание по линии МИДа, Минобороны и, естественно, на уровне первого лица". В 2007 году "Рособоронэкспорт" стал дочерней компанией госкорпорации "Ростехнологии" — ее возглавил Сергей Чемезов, а главой госпосредника был назначен Анатолий Исайкин.

Высокопоставленный источник "Власти" в Кремле считает, что сложившаяся сейчас система ВТС несколько бюрократизирована, но убежден: по сравнению с теми вариантами, которые предлагались в 2000-х, схема, предложенная Сергеем Чемезовым и Ильей Клебановым, оказалась лучшей. "Головным организациям нужно давать работу на внешнем рынке, но только до определенной степени. Нельзя давать право поставки финальных образцов вооружений кому попало, потому что мы обязаны знать, кому и что продаем, как оно будет использоваться, против кого. Чтобы потом это же самое оружие не выстрелило против нас",— говорит собеседник "Власти".

За 16 лет у России сформировался костяк основных покупателей (в том числе Индия, Китай, Венесуэла, Вьетнам, Ирак, Алжир), за счет которых Россия и формирует свой портфель заказов. Определенные перспективы продвижения на мировые рынки "Рособоронэкспорт" связывает с вертолетами типа "Ми" и "Ка"; зенитными ракетными системами и комплексами С-400 "Триумф", "Антей-2500", "Бук-М2Э", "Тор-М2Э", ЗРПК "Панцирь-С1", ПЗРК "Игла-С". В военно-морской сфере — с фрегатами проекта 11356 и "Гепард-3.9", подводными лодками проекта 636 и "Амур-1650" и патрульными катерами "Светляк" и "Молния". Сухопутная часть представлена модернизированными танками Т-90С, боевыми машинами пехоты БМП-3 и машинами на их базе, бронеавтомобилями "Тигр". Успехом пользуются истребители Су-30, МиГ-29 и Су-35, достаточно велик спрос на учебно-боевые самолеты Як-130.

Не стоит забывать, что за счет экспорта вооружений России удается добиваться дивидендов и на международной арене: поставка оружия той или иной стране может кардинально изменить баланс сил в регионе. Например, в 2005 и 2014 годах Москва могла поставить в Сирию оперативно-тактические комплексы "Искандер" и зенитные ракетные комплексы С-300 соответственно, однако по просьбе Тель-Авива делать этого не стала. По данным "Власти", взамен израильтяне оказали РФ помощь по линии спецслужб.

"Если бы мы контрактовали новейшие системы ПВО со всеми, кто их хочет, то мощности были бы загружены на десятилетия вперед без учета заказа Минобороны РФ,— говорит чиновник из сферы ВТС.— Есть, конечно, неудачи — например, когда мы подготовили пакет контрактов на $20 млрд с Саудовской Аравией, но они в последний момент нас кинули. Или история с отказом в 2011 году поставлять С-300 в Иран — она обернулась для нас имиджевыми потерями. Но мы в любом случае были и остаемся конкурентоспособными. Нас признают в мире".

Каких-либо кардинальных изменений, по его словам, вноситься в систему ВТС в ближайшее время не будет: "Насколько мне известно, Владимира Владимировича все устраивает и нареканий к деятельности "Рособоронэкспорта" и в целом к сфере оружейного экспорта нет".

Гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов рассказал спецкорреспонденту ИД "Коммерсантъ" Ивану Сафронову, как выстраивалась система военно-технического сотрудничества в истории современной России, какие цели преследовались и почему создание единственного посредника по поставкам оружия себя оправдало.

- Какие предпосылки существовали в начале 2000-х годов для создания госпосредника в лице "Рособоронэкспорта"?

В 1990-е годы продажей оружия в России занимались практически все: большинство предприятий имели лицензии, дающие право вести внешнеэкономическую деятельность. Лицензии позволяли им поставлять свои вооружения и военную технику за рубеж. Это приводило к серьезной внутренней конкуренции между существовавшим тогда "Росвооружением", "Промэкспортом" и "Ростехнологиями". Компании создавались c целью решения специфических узкопрофильных вопросов: "Росвооружение" должно было заниматься продажей инозаказчикам исключительно новой продукции военного назначения, "Промэкспорт" — поставкой оружия принадлежавшего Министерству обороны РФ, "Ростехнологии" - передачей лицензий на строительство, например, заводов. На самом деле все занимались всем. В конкуренцию вступали и предприятия-изготовители, которые также торговали оружием. Их можно было понять: государственный оборонный заказ был крошечным, поэтому компании были готовы продавать свою продукцию кому угодно и получать за это хоть какие-то средства, лишь бы загрузить свои мощности и не дать производству умереть. Показатели говорят сами за себя: в 2000 году объем экспорта оружия составлял $2,9 млрд.

Тогда и появилась идея создать единственную компанию, которая стала бы госпосредником в вопросах поставок финальной продукции, убрав тем самым конкуренцию между предприятиями на внутреннем рынке.

- Кто приступил к работе над реформой?

Мы с Ильей Клебановым (в 1999-2002 годах вице-премьер РФ) разрабатывали новую систему. Перед нами стояла задача не просто придумать компанию, а сконструировать действующую систему военно-технического сотрудничества. Было принято решение выстроить "президентскую вертикаль": замкнуть систему на президента, за которым оставалось бы последнее слово в вопросе поставок оружия тем или иным странам, и создать при главе государства комиссию - коллегиальный орган. В результате появился комитет по военно-техническому сотрудничеству при Минобороны РФ, который с 2004 года превратился в службу и единственного поставщика готовой продукции - "Рособоронэкспорт". За предприятиями при этом закрепили право вести поставку запчастей и ремонтировать уже поставленные изделия. У нас уникальная система, подобных ей в мире нет, и она уже доказала свою эффективность.

- Были ли противники создания такой системы?

Были, конечно, и очень много. Предприятия были против, поскольку при такой конфигурации они лишались права самостоятельно торговать оружием - объективно, уровень эффективности у них был достаточно низкий. У "Рособоронэкспорта" около 50 представительств по всему миру, ни одно предприятие в России не могло и не может охватить такое количество стран. За 15 лет мы поставили оружия в 116 стран на сумму 115 млрд долларов. Еще недавно наш портфель заказов составлял 45 млрд долларов, а сейчас уже 48 млрд долларов. Время показало, что принятые тогда решения были верными: объемы экспорта растут. Не было ни одного года, когда объемы падали, всегда наблюдался рост: сегодня объем поставок по линии "Рособоронэкспорта" - свыше 13 млрд долларов ежегодно, а вместе с другими предприятиями - свыше 15 млрд долларов.

- Вариант с созданием схемы наподобие той, что действует в США, никогда не рассматривался? Я имею в виду продажу вооружений через Пентагон.

Вряд ли она была бы жизнеспособной в наших условиях. Потребовалось бы создать отдельную структуру в Министерстве обороны, чтобы она занималась только этими вопросами. Это непременно привело бы к увеличению бюджетных расходов на содержание аппарата. Не думаю, что это сейчас актуально.

- Когда в 2011 году "Рособоронэкспорт" превращался из ФГУПа в ОАО, военные не захотели сделать ее своей дочерней компанией?

Насколько я знаю, нет. На Минобороны замкнута Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, которая фактически подчиняется министру, этого вполне достаточно.

- Ряд экспертов высказывается в пользу появления второго спецэкспортера вооружений, который бы создавал здоровую конкуренцию "Рособоронэкспорту". Как вы оцениваете идею?

Крайне негативно. При таком сценарии мы рискуем вернуться в прошлое, когда никто никого не контролировал, а внутренняя конкуренция только мешала. Две компании просто будут соперничать между собой, сбивая цену до минимальной - только бы продать, только бы заключить контракт. Мы должны конкурировать за рубежом, с иностранцами, а не между собой, обеспечивая максимальную доходность своих предприятий. До 2007 года несколько предприятий обладали лицензиями на торговлю оружием, но это было связано со взятыми обязательствами в рамках ранее заключенных контрактов. Как только они отработали эти соглашения, лицензию у них отобрали.

Впоследствии мы внесли некоторые корректировки, которые не меняют систему кардинально, а позволяют сделать ее более гибкой и быстродействующей. Например, инициировали передачу головным холдинговым компаниям права на продажу запчастей и ремонта изделий без участия "Рособоронэкспорта".

- О каких компаниях идет речь?

Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, концерн "Алмаз-Антей", холдинги "Ростеха". Мы договорились следующим образом: "Рособоронэкспорт" заключает контракт на поставку готового изделия, а в него включен пункт о поставке необходимых запасных частей и проведении его ремонта предприятием-изготовителем на протяжении всего жизненного цикла вооружения. Перед покупателями ставится четкое ограничение, что они не будут осуществлять тендеры на ремонт или поставку запчастей от сторонних организаций - только лицензионная продукция. К примеру, раньше и ЮАР, и Украина, и Болгария, и Израиль - все занимались кустарным ремонтом и модернизацией наших вертолетов. Европейцы много зарабатывают на постпродажном обслуживании, так почему мы должны упускать потенциальную выгоду?

- Как вы относитесь к тому, что некоторые предприятия добиваются права поставлять готовую продукцию в обход "Рособоронэкспорта"?

Для этого нужен отдельный указ президента: он обладает таким правом. Это все закреплено в законе о военно-техническом сотрудничестве. Так было, например, при поставке в Сирию зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1" (разработки тульского КБП).

- Сколько "Рособоронэкспорт" получает комиссионных за свою работу?

Не более 4% суммы сделки - это ограничение установлено правительством РФ. Но это если мы говорим о поставках новой техники. В случае продажи оружия из наличия Минобороны РФ комиссия меньше - 1,5%. В среднем за год выходит менее 3%.

- С какими трудностями приходится сталкиваться спецэкспортеру?

Если говорить о трудностях последних лет, то это санкции. В частности, проблемы проявились при прохождении платежей по заключенным контрактам, поэтому мы с рядом стран перешли на расчет в национальной валюте.

- Долларовых платежей, которые отслеживает Bank of America, больше нет?

Практически нет. Либо национальная валюта, либо евро.

- А на планах поставок санкции не сказались?

Поскольку поставок как таковых в Европу и США у нас нет, практически не сказались. Был проект по поставке вертолетов Ми-17В-5 ВВС Афганистана, которые покупались за счет средств Пентагона, но он уже закрыт.

- Есть мнение, что ежегодный рост выручки спровоцирован не столько увеличением количества продаваемой продукции, сколько растущей стоимостью изделий и инфляцией.

Безусловно, рост стоимости вооружений и военной техники имеет место, но и увеличение продаж техники тоже есть: раньше вертолеты продавали поштучно, а сейчас счет идет на сотни. Есть разница?

- Крупнейшие покупатели российского оружия известны: например, Индия, Китай, Алжир, Вьетнам и Египет. Их финансовых возможностей хватит для того, чтобы сохранять набранный темп в ближайшие годы?

Думаю, хватит. Ведь военная техника склонна со временем приходить в негодность, ее необходимо менять. Также есть факторы, диктующие необходимость возвращаться к военным закупкам. Там, где идут война и вооруженные столкновения, всегда будет спрос на оружие. Конфликты на Ближнем Востоке привлекают внимание к нашему оружию.

- Но ведь оборонные бюджеты стран все равно ужимаются.

Не везде. Во многих азиатских и арабских странах есть предпосылки для мощного перевооружения. Китай, Египет, Алжир закупают широкую номенклатуру вооружений, включая самолеты и системы ПВО. Мы ведем поставки в Венесуэлу, но там задействованы кредиты. Могу сказать, что при президенте Николасе Мадуро таких контрактов, как при Уго Чавесе, пока не было. И вряд ли будут.

- У России есть шанс получить деньги обратно?

Это вопрос не ко мне, а к Минфину.

- А как вы вообще относитесь к практике выдачи многомиллиардных кредитов?

Когда принимается решение о поддержке определенного правительства - это политика, экономика здесь роли не играет. Конечно, сейчас вряд ли будет как во времена СССР - тогда мы прокредитовали полмира.

- Есть ли сейчас заявки на истребители Су-35 и фронтовые бомбардировщики Су-34?

Да, но раскрывать имена заказчиков не могу. Радует, что уже пошли реальные контракты, а не просто заявки, поскольку путь от интереса до твердого соглашения может длиться годами. Могу сказать, что растет интерес к нашим системам ПВО: его проявляют и Индия, и Алжир, и Китай.

- Китай, Египет и Алжир интересуют зенитные ракетные комплексы типа "Бук-М2Э" и "Антей-2500", а также системы С-400 "Триумф"?

Есть такое. Отмечу, что у нас есть правило: сначала поставляем вооружение своей армии, а потом уже продаем оружие за рубеж. Многие заказчики просят поставить им заказанное оружие раньше, но мы сразу их предупреждаем о сроках и очередности - так было, например, с Китаем.

- И когда же китайская армия получит системы С-400?

Не ранее 2018 года.

- Иордания - перспективная страна для военно-технического сотрудничества?

Они заинтересованы в покупке нашего вооружения, но у них не хватает средств. Вообще, сейчас многие страны хотят не только покупать готовую продукцию, но и производить ее у себя по лицензии. Конечно, для нас поставки финальных изделий выгоднее - это живые деньги. Но эта тенденция уже существует, и процесс необратим.

В Индии у нас есть проекты по сборке истребителей Су-30МКИ, танков Т-90, сейчас начнем производить там вертолеты Ка-226Т. Могу подтвердить, что Индия хочет получить технологии строительства дизель-электрических подлодок проекта 636 "Варшавянка". Сейчас мы договариваемся, что они на первом этапе будут осуществлять ремонт уже ранее приобретенных подлодок, им будут помогать специалисты ЦС "Звездочка". После на совместном предприятии Объединенной судостроительной корпорации, "Рособоронэкспорта" и индийской верфи начнется строительство подлодок: сначала крупная сборка, а позже локализации.

В целом Индия - очень хороший партнер. Иногда к нам приходят страны, которые не имеют никакой производственной базы, но хотят получить сразу все. Мы не отказываем: сначала они приступают к крупной сборке, а потом уже переходят к более мелким деталям... Далее уже следует локализация, но вся эта цепочка занимает много времени. Мы еще в начале 1990-х годов продали Китаю истребители Су-27, они смогли сделать на его базе свой самолет, но качество иное. Пакистанцы, которым продали этот самолет, пришли к нам покупать двигатели.

- Что вы можете сказать о сотрудничестве с Пакистаном? Оно ведь оборвалось, и с середины 1990-х с Исламабадом серьезных контрактов не было.

Оно не оборвалось: они всегда хотели приобрести нашу продукцию, но политическая обстановка была неблагоприятная. Нужно понимать, что наше сотрудничество с Индией было в приоритете и мы не были готовы им рисковать, учитывая объемы закупок индийских военных. Сейчас ситуация меняется: мы объясняем нашим партнерам в Дели, что продаем не наступательное, а оборонительное оружие, которое требуется для борьбы с террористами. Рано или поздно мы будем расширять сотрудничество с Исламабадом, которое пока ограничивается поставкой четырех вертолетов Ми-35.

- Индия хочет купить зенитные ракетные системы С-400. В какой стадии переговоры?

Переговоры ведутся, но хотелось бы до конца года этот вопрос закрыть. Все упирается в сроки поставок: они точно выйдут за пределы 2018 года. "Алмаз-Антей" построил два завода - в Кирове и Нижнем Новгороде, рассчитывая, что это позволит концерну быстрее поставлять системы в войска РФ и только после они смогут спокойно переключиться на экспорт.

- О потере рынка Ливии жалеете?

Конечно, у нас там был пакет контрактов на 7 млрд долларов. Но на сегодняшний день говорить о серьезном росте закупок не приходится: там есть официальное правительство, у которого нет средств, и есть оппозиция, которой мы оружие продавать не можем. Если закупки будут, то, скорее всего, мелкие.

- "Рособоронэкспорт" или "Ростех" участвовали в модернизации систем ПВО Сирии накануне операции воздушно-космических сил РФ?

Это все делалось по линии военно-технической помощи на безвозмездной основе, к этому "Рособоронэкспорт" отношения не имеет. Спецэкспортер занимается продажей вооружений.

- А что вы можете сказать про рынок Сирии?

Россия своими усилиями уберегла Дамаск от судьбы Триполи, очевидно, что сейчас у них по повестке другие вопросы. Они заинтересованы в поставках, но после 2011 года никаких крупных контрактов заключено не было.

- Но ведь и некоторые ранее заключенные контракты так и не были выполнены. Почему в Сирию не были поставлены С-300?

Мы потеряли время. До начала гражданской войны в стране у нас была возможность поставить комплексы сирийским военным. Но в итоге контракт был расторгнут. По договоренности с сирийской стороной на сумму авансового платежа мы осуществляли ремонт их техники, а также поставляли запчасти и боеприпасы.

- Задел, который готовился для Сирии, был использован для поставок С-300ПМУ-2 в Иран?

Да, речь идет о четырех дивизионах. Мы перестали выпускать "трехсотки" достаточно давно, а Иран настаивал только на С-300. Мы предлагали и более современный "Антей-2500" (С-300ВМ.- "Власть" ), но они были непреклонны.

- Как идут поставки С-300 в Иран?

В соответствии с контрактом. Часть комплектующих уже поставлена заказчику, надеюсь, что до конца года мы этот контракт исполним.

- Поставляете наперекор позиции Израиля и США?

Они понимали, что это серьезная оборонительная система, которая прикрывает все воздушное пространство страны. И безнаказанно пролететь на самолете не получится: могут и сбить. Это сдерживающий фактор для тех, кто является противниками Ирана.

- Проявляют ли в Тегеране интерес к другим типам вооружений?

Проявляют, но говорить о заключении контрактов по наступательному оружию, вроде танков Т-90 или истребителей Су-30СМ, не приходится. Пока существуют санкции Совбеза ООН, мы будем поставлять то, что под ограничения не подпадает, например системы ПВО. Мы ни разу не нарушали международных договоренностей. Не будем нарушать и сейчас.

- А заявок от Тегерана на комплексы "Панцирь-С1" пока нет?

Пока нет. У них там есть какие-то свои системы ПВО, видимо, им хватает.

- Как вы оцениваете рынок Бразилии?

Они хотели многое купить: переносной зенитный ракетный комплекс "Игла", "Панцирь-С1", Су-35... Хотели успеть к чемпионату мира по футболу в 2014 году, но возникли проблемы с финансированием.

- Политическая обстановка, связанная с импичментом президенту страны Дилме Руссефф, как-то повлияет на сотрудничество?

Не думаю. Революции там не произойдет точно, но США будут активно заходить на рынок, и мы будем соревноваться.

- Насколько серьезен интерес Саудовской Аравии к оперативно-тактическому комплексу "Искандер-Э"?

Саудиты постоянно спрашивают о нем, но "Искандер" находится в списке продукции, запрещенной к экспорту, и делать для них исключение мы не собираемся. Это серьезное наступательное оружие, способное нести ядерный боезаряд.

- Есть ли шанс, что он будет когда-нибудь исключен из этого списка?

Крайне маловероятно.

- По другим типам вооружений с саудитами ведутся переговоры?

Все наши переговоры не привели к каким-либо результатам. В целом для них переговорный процесс - скорее способ оказать влияние на наши решения относительно поставок С-300 в Иран. Но по факту это никак не влияет.

- Часто ли бывает, что Владимир Путин накладывает вето на поставки вооружений каким-либо странам?

Не часто, но бывает. Примеры дать не могу, но скажу, что это связано с геополитической обстановкой.


МОСКВА, Коммерсант.ru Власть
12



Поделиться: