Политическое кредо махатма ганди. Начало Великой депрессии

Китай после Синьхайской революции. Революционная волна, вызванная Первой мировой войной, охватила многие страны Востока. Наиболее мощным национально-освободительное движение было в Китае и Индии.

В 1911—1913 гг. в Китае произошла так называемая Синьхайская революция, в ходе которой была свергнута маньчжурская династия Цин. Первым президентом Китая в январе 1912 г. стал Сунь Ятсен.

Он выступал за единство страны, освобождение от иностранной зависимости, демократизацию, уравнительное землепользование, индустриализацию и строительство социализма — «общества народного благоденствия». Представления Сунь Ятсена о социализме не были марксистскими, он считал, что Китай может избежать капитализма и социализм будет построен с помощью государства просвещенными людьми независимо от их классовой принадлежности. Сунь Ятсен основал Национальную партию (Гоминьдан).

В апреле 1912 г. под давлением консерваторов Сунь Ятсен был вынужден отказаться от власти и эмигрировать. Новый временный президент Юань Шикай готовил восстановление монархии, но против него выступили военачальники провинций (их принято называть милитаристами). В разгар восстания Юань Шикай умер. Китай распался на провинции, вся власть в которых перешла к милитаристам. Правительство в Пекине занималось только внешней политикой. Между милитаристами, каждый из которых был связан с какой-нибудь иностранной державой, происходили кровавые и разрушительные военные столкновения. В 1919 г. под давлением массовых антиимпериалистических демонстраций и забастовок китайцев («Движение 4 мая») империалистические государства были вынуждены передать Китаю бывшие германские колонии, находившиеся на его территории.

Сунь Ятсен

Плакат, изображающий Сунь Ятсена и Чан Кайши. 1927 г.

В 1921 г. милитарист провинции Гуаньдун пригласил к себе пользовавшегося большим авторитетом Сунь Ятсена и вновь провозгласил его президентом. После того как лидер Гоминьдана укрепился у власти на юге, сюда стали съезжаться его сторонники — республиканцы. Сунь Ятсен рассчитывал также на помощь СССР и Коминтерна в борьбе с империализмом. С помощью коминтерновских советников и советского оружия в Гуаньдуне удалось создать Национально-революционную армию (HP А). Для борьбы за объединение Китая и освобождения страны от полуколониальной зависимости необходима была мощная всекитайская революционная организация. В 1924 г. Сунь Ятсен реорганизовал Гоминьдан, превратив его в союз всех антиимпериалистических движений. В этот союз вошла и возникшая в 1921 г. Коммунистическая партия Китая (КПК). На сторону партии Гоминьдан перешел еще один милитарист, который захватил Пекин и пригласил в столицу Сунь Ятсена. Но, прибыв в Пекин, президент умер.

Национально-освободительная революция 1925—1927 гг. в Китае и Северный поход. Движение за объединение Китая набирало силу. В мае 1925 г. в Шанхае демонстрация националистически настроенных студентов двинулась к закрытому кварталу, в котором размещались иностранные представительства.

Охранявшая квартал британская полиция расценила это как угрозу безопасности дипломатов и открыла огонь по демонстрантам. Гибель людей возмутила весь Китай, началась революция, направленная на национальное объединение страны, против империализма, милитаристов и старого чиновничества. Страну охватили забастовки и митинги. Во главе движения встала партия Гоминьдан, которая выдвинула лозунг объединения Китая. Но в это время в самом Гоминьдане обострились противоречия между коммунистами и их противниками.

Чан Кайши и генералы китайской армии

Главнокомандующим НРА стал близкий соратник Сунь Ятсена, генерал Чан Кайши. Он выступал за объединение страны, но был противником предлагавшихся коммунистами антикапиталистических мер и передела земли.

Сравните действия НРА с походом тайпинов. Что общего в направлении движений их армий, а что различного?

В июле 1926 г. Гоминьдан начал Северный поход. В 1926—1927 гг. НРА при поддержке населения освободила от милитаристов центральные районы Китая. Здесь создавались массовые профсоюзы, кое-где крестьяне начали делить землю помещиков, а горожане — собственность иностранцев и купцов. Самовольные захваты привели к тяжелым последствиям — флот империалистических держав обстрелял Нанкин. Чан Кайши и его сторонники опасались, что коммунисты при помощи советских военных советников могут стать во главе Гоминьдана. В апреле 1927 г. он захватил власть на большей части территории, занятой НРА, и исключил коммунистов из армии и Гоминьдана. В результате ожесточенной борьбы с гоминьдановцами погибли тысячи коммунистов.

В июне 1928 г. части НРА под руководством Чан Кайши вошли в Пекин. После этого милитаристы признали верховенство Гоминьдана. Северный поход успешно завершился.

Режим Чан Кайши и борьба с коммунистами. Несмотря на объединение Китая, обстановка в стране оставалась неспокойной. Милитаристы время от времени поднимали мятежи. Положение народа оставалось тяжелым, и наиболее бедные слои горожан и крестьян сочувствовали коммунистам. Чтобы ослабить социальную напряженность и в то же время не оттолкнуть от своего режима китайский капитал и интеллигенцию (образованные люди в Китае, как правило, были богаты), Чан Кайши стал проводить осторожные реформы. Ликвидировалась неграмотность, крестьян обучали основам гигиены, агротехники, политических знаний. Началась жестокая борьба с наркоманией. Были введены общекитайские деньги. Правительство регулировало развитие экономики, поощряя национальную промышленность. Но большинство населения относилось к власти равнодушно — положение крестьян при Чан Кайши мало изменилось, землю они так и не получили.

Главными противниками Чан Кайши стали коммунисты. После разгрома 1927 г. лидеры КПК сохранили только небольшие партизанские отряды. Но уже в 1928—1930 гг. они смогли создать в горах Центрального Китая несколько «советских районов». Руководителем самого крупного из них стал Мао Цзэдун. Чан Кайши предпринял несколько наступлений на «советские районы». В 1934 г. некоторые коммунистические отряды были окружены на равнине и разгромлены. Но крупная колонна Красной Армии во главе с Мао Цзэдуном сумела пробиться в пустынный северный район и закрепиться там в 1936 г. У Чан Кайши не было возможности продолжать борьбу с коммунистами — в 1937 г. на Китай напала Япония.

Ганди во главе антиколониальной борьбы в Индии. После окончания Первой мировой войны англичане решили действовать в Индии методом кнута и пряника. Сначала они незначительно расширили права почти без властных органов индийского самоуправления, а затем значительно усилили наказания за недозволенную политическую деятельность. Лидеры индийского национально-освободительного движения решили бросить вызов произволу. Один из них, Махатма Ганди, выдвинул лозунг: «Заполним собой тюрьмы». Таким образом, с лица колониальной системы должна была быть сорвана либеральная маска.

Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 г. в купеческой семье, воспитывался в строгих индуистских традициях. Он работал адвокатом в Бомбее и в Южной Африке. Здесь Ганди стал известен как защитник прав индусов, жестоко угнетавшихся англичанами. В 1904 г. он создал в Южной Африке общину, жители которой вместе обрабатывали землю и выпускали известную всей стране газету «Индийское мнение». Эта духовная община стала альтернативной как западному городскому образу жизни, так и серой обыденности сельской жизни. В 1907 г. Ганди выдвинул идею ненасильственного сопротивления — сатьяграхи. Под его руководством в Южной Африке прошла кампания митингов, забастовок, бойкота британских товаров и учреждений. Ганди был арестован, но борцам с угнетателями удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов. В 1915 г. Ганди с триумфом вернулся в Индию. Его называли Махатма — Великая душа. На родине он, по своему обыкновению, основал духовную общину «Сатьяграха ашрам». Ганди доказывал, что кастовая рознь не вытекает из основ религии, что люди должны преодолевать барьеры между собой, вместе бороться за самоуправление. В 1917 г. Ганди начал организовывать сатьяграхи в тех районах страны, где произвол англичан был наиболее возмутителен.

В апреле 1919 г. улицы индийских городов заполнились народом. Индусы и мусульмане скандировали патриотические лозунги. Британцы ввели военное положение, полиция избивала людей. Начались столкновения, в которых погибло несколько англичан, в Амритсаре была ранена миссионерка. В этот город вошли войска и открыли огонь по участникам мирного митинга. Погибло несколько сотен человек. Затем были произведены массовые аресты, публичные порки, казни.

Репрессии вызвали новую волю протестов. Индусы вышли на забастовки, демонстрации, сжигали английские товары. Вождем движения стал Махатма Ганди, вступивший в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Он выступал на митингах, вел переговоры с английскими чиновниками, мусульманскими и индуистскими лидерами.

Мохандас Ганди

Беспорядки в Индии

Ганди выступал за то, чтобы борьба против британского колониализма велась без применения насилия. Но в феврале 1922 г. произошли столкновения между индийцами и английскими полицейскими.

Разбушевавшаяся толпа сожгла англичан в их же казарме. Индия и ее лидеры встали перед выбором: либо от ненасильственного сопротивления переходить к вооруженному восстанию, либо прекращать столкновения.

Ганди выбрал второе. Он заявил, что страна еще нс готова к свободе, если индийцы способны на жестокость.

В 1922 г. Ганди был заключен в тюрьму, где провел два года. Здесь он писал книгу «Моя жизнь», обдумывал стратегию освобождения Индии. Ганди мечтал о ненасильственном обществе, в котором люди будут жить в общинах, помогая друг другу во всем. Власть будет передана советам местного общинного самоуправления — панчаятам, которые будут осуществлять политику на местах. Избранным представителям от регионов будет доверена власть над всей Индией. Вооруженные силы и силы охраны порядка в таком «ненасильственном государстве» должны применяться только для сопротивления прямому насилию со стороны агрессора или преступников.

Ганди считал, что индийцы могут обойтись без западной экономики, переориентировать рынок на собственные товары и тем самым решить свои социальные проблемы. Выйдя из тюрьмы, Ганди начал кампанию за внедрение на внутреннем рынке только индийских тканей. Миллионы людей, подражая своему вождю, обматывали тела и головы лишь домотканой материей. Все больше людей стремились жить в ашрамах — общинах, где они совместно обрабатывали землю, ткали, обсуждали политические и духовные проблемы.

Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1928—1931 гг. Колонизаторы сами предоставили повод для новой кампании протеста. В Индию прибыла британская комиссия, которая должна была решить, можно ли расширять полномочия панчаятов. На требования включить в эту комиссию индийцев последовал отказ. В ответ в феврале 1928 г. была объявлена всеобщая забастовка, начались демонстрации. Волнения из городов перекинулись в сельскую местность. Большую прибыль англичанам приносила выработка соли. Ганди потребовал отмены монополии властей на производство соли, дальнейшего снижения налогов и освобождения политзаключенных. В марте—апреле 1930 г. огромная колонна индийских патриотов прошла 400 км по дорогам Индии. Возглавлявший шествие Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. Кустарная добыча соли велась по всей стране. Английская торговля в Индии была парализована — никто нс покупал товары, произведенные в метрополии. Крестьяне и купцы снабжали пикетчиков продуктами индийского производства. В мае были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и его сподвижника Джавахарлала Неру. Без лидеров движение вышло из-под контроля. Происходили вооруженные столкновения. Страна снова оказалась на грани всеобщего восстания.

Властям пришлось освободить Ганди и вступить с ним в переговоры. В марте 1931 г. было подписано соглашение, которое удовлетворяло требования, выдвинутые лидерами патриотов. Оппозиция даже получала право агитировать за независимость. Планировалось создание полномочных региональных администраций, избираемых населением. Не все обещания англичан были выполнены, но стало ясно, что британцы смирились с необходимостью реформ в Индии. Вскоре были проведены выборы в местные органы власти, опубликована конституция страны.

Подведем итоги

После Первой мировой войны в странах Азии начался мощный подъем национально-освободительного движения. В Китае продолжилась гражданская война. Страна была объединена национальной партией Гоминьдан, которая сумела нанести поражение как военно-феодальным кликам, так и коммунистам. В Индии разворачивалось ненасильственное движение за освобождение страны от колонизаторов-англичан.

Альтернатива — возможность выбора иного пути развития.

1925 — кончина Сунь Ятсена.

1925—1927 — национально-освободительная революция в Китае.

1919—1922 и 1928—1931 — подъем национально-освободительного движения в Индии.

«Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами».

(Махатма Гзнди)

ВОПРОСЫ

1. Почему, на ваш взгляд, Китай долгое время находился в состоянии раздробленности?

2. Каким был режим Чан Кашли — демократическим, авторитарным или тоталитарным?

3. Почему Ганди два раза прекращал кампанию неповиновения англичанам?

4. Какие цели ставил перед собой Г анди?

ЗАДАНИЯ

1. Сунь Ятсен считал, что «народное благоденствие — это и есть социализм, или, как это по-другому называется, коммунизм... Коммунизм в Китае уже был претворен в жизнь в период Хун Сюцюаня». Вспомните, кто такой Хун Сюцюань, как называлось возглавляемое им движение. Как вы полагаете, прав ли был Сунь Ятсен?

2. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», — утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?

3. «Цель китайской революции — добиться объединения страны. Мы не можем позволить повторить ошибки тайпинов в XIX в. Завершение Северного похода чрезвычайно важно для нас. Без единого Китая не может быть мира в Азии», — заявлял Чан Кайши. Вспомните основные причины поражения тайпинов. Как вы думаете, о каких ошибках говорил Чан Кайши?



Как конкретно работал Ганди? Он вернулся в Индию в январе 1915 г., в мае этого же года под Ахмадабадом Ганди основал обитель, которую назвал «сатьяграха ашрам». Сначала в общине жили 25 человек. Самопожертвование и личная скромность Ганди стали примером для общинников. Здесь жили представители разных каст, в том числе и члены касты неприкасаемых. Ганди даже удочерил девочку из этой касты, чем вызвал негодование правоверных индуистов.

С 1915 по 1920 гг. он повел несколько местных кампаний гражданского неповиновения, которые сделали Ганди популярным политиком. В этот период он начинает сотрудничать с конгрессистами. В 1920 г. гандизм становится официальной идеологией Конгресса. До 1947 г., то есть до независимости Индии, Ганди провел пять крупных кампаний гражданского неповиновения: 1920-1922 гг.; 1929-1930 гг.; 1933 г.; 1940 г.; 1942 г.

Остановимся на первой кампании, так как она была самой мощной. Ей предшествовал общий подъем национально-освободительного движения, связанный с итогами Первой мировой войны и революциями в Западной Европе, в России. Непосредственным поводом к проведению кампании послужило принятие «Закона об управлении Индией». По закону, наряду с генерал-губернаторами, право законодательной инициативы получили две палаты индийского парламента: Государственный совет (60 человек) и Законодательное собрание (145 человек). Однако система выборов была антидемократической. По избирательному праву в выборах могли участвовать только 1% индусов и 3% мусульман. Причем, колониальные власти продолжали разжигать религиозную рознь, проводя выборы по двум куриям.

Ограниченные избирательные права ничего не давали большинству населения. Кроме того, на любое решение парламента генерал-губернатор мог наложить вето . Вскоре в Индии был принят закон Роулетта (1919). Это настоящий драконовский акт, по которому генерал-губернатор Индии мог без суда и следствия арестовать и сослать в ссылку любого человека, обвиненного в «антигосударственной деятельности».

Новые законы вызвали взрыв негодования в рядах индийской общественности. 30 марта 1919 г. Ганди призвал индийский народ начать хартал . В 1920 г. призыв Ганди поддержали не только индусы, но и мусульмане, в частности сторонники халифатского движения 142 . По инициативе Ганди Конгресс и халифатский комитет образовали единый блок. Началась кампания гражданского неповиновения 1920-1922 гг. Она должна была проходить в два этапа. На первом этапе индийцы бойкотировали колониальный режим: не покупали английские товары, не ходили в колониальные школы, не работали в колониальных учреждениях. На втором этапе планировалось перейти к неуплате государственных налогов. Однако второго этапа не было.



Высшей точкой движения стал 1921 год. Гражданское неповиновение охватило всю страну. Число членов Конгресса выросло до 10 млн человек. На пике народной активности Ганди (его называли «диктатор кампании») резко меняет тактику. Что заставило Ганди отступить? Причиной послужили события 4 февраля 1922 г. в местечке Чаури-Чаури. Здесь местные крестьяне загнали в сарай полицейских и подожгли здание. В огне погиб 21 человек. Ганди публично осудил «бесчеловечное поведение черни», выразил сочувствие семьям погибших и «одним движением руки» свернул кампанию гражданского неповиновения. События в Чаури-Чаури противоречили взглядам Ганди, он не хотел, да просто не мог нарушить свой главный принцип – ненасилие. Иначе он не видел смысла в продолжении борьбы. Другой путь для него был неприемлемым.

Интересно, когда англичане покинули Индию и индийцы добилась независимости, Махатма Ганди говорил: «Наше ненасилие оказалось ненасилием слабого» 143 . Что имел ввиду выдающийся индийский гуманист и мыслитель? Вероятно то, что не удалось сохранить страну в ее прежних государственных и культурных границах, не удалось остановить насилие. Таким был Ганди: мечтатель и борец, религиозный реформатор и политик.

Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. На протяжении всей истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение «к топору». Однако в 20 веке Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление - Сатьяграха.

Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Сатьягра́ха —в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутренне решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра.

Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.

По призыву Махатмы Ганди вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании не сотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.

В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.

С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет 198 методов ненасильственных действий. А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Сатьяграха - это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе.

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие.

Для Ганди ненасилие - это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия (!) добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.

Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

*отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
*выход с государственной службы;
*выход из полиции и армии;
*бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
*отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь, текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения не сотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Обет

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

В 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандаса Ганди титул «Махатма» — Великая Душа. Однако сам Ганди так и не принял его, считая себя недостойным.

Ганди активно вел борьбу с кастовым неравенством и старался улучшить жизнь «неприкасаемых» настолько, насколько это было возможно.

Несмотря на то, что Ганди занимал довольно высокое положение в обществе, он сам жил очень скромно, носил одеяния монаха и практиковал вегетарианство и фрукторианство.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий его мир, без насилия и жестокости. Мне кажется, нам сейчас очень не помешали бы уроки мудрости от такого человека. И тогда, возможно, сначала изменимся мы, а потом и наше общество. Но начинать надо с себя.

«Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами».

(Махатма Ганди)

*1. Почему, на ваш взгляд, Китай долгое время находился в состоянии раздробленности?

2. Каким был режим Чан Кайши – демократическим, авторитарным или тоталитарным?

3. Почему Ганди два раза прекращал кампанию неповиновения англичанам?

4. Какие цели ставил перед собой Ганди?

1. Сунь Ятсен считал, что «народное благоденствие – это и есть социализм, или, как это по-другому называется, коммунизм… Коммунизм в Китае уже был претворён в жизнь в период Хун Сюцюаня». Вспомните, кто такой Хун Сюцюань, как называлось возглавляемое им движение. Как вы полагаете, прав ли был Сунь Ятсен?

2. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», – утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?

3. «Цель китайской революции – добиться объединения страны. Мы не можем позволить повторить ошибки тайпинов в XIX в. Завершение Северного похода чрезвычайно важно для нас. Без единого Китая не может быть мира в Азии», – заявлял Чан Кайши. Вспомните основные причины поражения тайпинов. Как вы думаете, о каких ошибках говорил Чан Кайши?

Великая депрессия и наступление тоталитаризма

«Общество будет стремиться к тому, чтобы жить для государства, а человек – для правительственной машины».

Философ Хосе Ортега-и-Гассет

Сила энергии. Художник Т. Бентон

§ 8. Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

Начало Великой депрессии

В середине 1929 г. мировая капиталистическая экономика казалась стабильной и процветающей. Но в октябре 1929 г. рухнул финансовый рынок США. За короткое время закрылось более 5 тыс. американских банков, полностью обесценились акции на 40 млрд долларов, миллионы вкладчиков во всём мире потеряли свои деньги. Лишившись американских капиталовложений, экономика стран Запада стала разрушаться. Промышленное производство в США сократилось почти вдвое, а производство автомобилей – почти в пять раз. Значительно сократилось производство и в других странах. Миллионы людей лишились работы. Начался величайший кризис мировой экономики XX в., получивший название Великой депрессии.

Великая депрессия была вызвана нерегулируемым развитием мирового рынка. Считалось, что свободные перетоки финансов из отрасли в отрасль обеспечат наилучшее регулирование экономики. Но оказалось, что мировой рынок развивается слишком хаотично. Финансовый рынок стал развиваться независимо от рынка реальной продукции, биржевые спекуляции приносили большую прибыль, чем вложения в производство. Банки выпускали ценные бумаги, которые не были обеспечены реальным производством. А между тем мировой рынок сбыта уже был насыщен товарами. Дело в том, что покупательная способность населения, особенно вне Европы и Америки, росла очень медленно, людям не требовалось столько товаров, сколько производилось «мировой фабрикой» стран Запада. Но финансовые биржи не могли учитывать этих тревожных тенденций, поскольку были заняты искусственными операциями с акциями и ценными бумагами.

Рабочие выбрасывают кофе в океан, чтобы предотвратить падение цен. Бразилия. 1932 г.

Таким образом, разрыв между размерами производства и возможностями потребления, с одной стороны, и между производством и искусственно возросшим финансовым капиталом – с другой, привёл к острому экономическому кризису.

В начале 1933 г. биржевая активность в США полностью замерла, банки не работали, производители не знали, где брать капиталы для развития и куда сбывать продукцию. Люди, потерявшие работу, вклады или часть зарплаты, не могли больше покупать товары. Образовался замкнутый круг.

Социально-политические последствия Великой депрессии

Великая депрессия нанесла страшный удар по уровню жизни миллионов жителей процветавших прежде стран Запада. Цены на сельскохозяйственную продукцию упали настолько, что фермеры, продав урожай, не могли рассчитаться с долгами и купить самые необходимые промышленные товары. Продукты продавались с трудом – у горожан было очень мало денег. Чтобы замедлить падение цен, фермеры сжигали принадлежавшее им «лишнее» продовольствие, в то время как миллионы людей в городах голодали.

Разгон демонстрации безработных. Вашингтон. 1932 г.

Толпы разорившихся вкладчиков и безработных бродили без дела по улицам городов в поисках хоть какого-нибудь приработка. В США работодателем многих из них стала мафия, мощь которой небывалым образом выросла в период Великой депрессии. Главной отраслью нелегального («теневого») бизнеса стала торговля спиртным, запрещённая ещё в 1920 г., когда в США был введён «сухой закон». Попытка запретить продажу алкоголя предоставила мафии широкое поле деятельности, а Великая депрессия – армию на всё готовых работников. Но мафия не могла обеспечить работой всех нуждающихся, тем более что и её рынки сбыта были ограничены и за них велась кровавая борьба.

Б большинстве стран Европы и Северной Америки рабочие, безработные и разорившиеся мелкие предприниматели всё активнее стали выступать против общественного устройства, которое довело их до полуголодного состояния. Возросло влияние коммунистов и фашистов – политических сил, требовавших скорейших перемен, радикальной ломки обанкротившейся общественной системы. В США фермеры блокировали дороги. В 1932 г. в Вашингтон пришла многотысячная колонна безработных из всех штатов США. Участники марша, во главе которых шли ветераны Первой мировой войны, встали лагерем в центре столицы и блокировали конгресс и Белый дом. Президент Герберт Гувер приказал войскам разгромить лагерь безработных. Но социальная напряжённость в стране не ослабевала.

Очередь безработных в Нью Йорке. 1933 г.

Преодолеть острый кризис можно было либо установив диктатуру, которая навела бы порядок в экономике тоталитарными методами, либо ограничив частную собственность в пользу демократического общества и наладив государственное регулирование хозяйства без подавления независимых от правительства социальных структур. Второй путь был гораздо сложнее, но именно его выбрал новый президент США Франклин Рузвельт.

Франклин Делано Рузвельт родился в 1882 г. в семье предпринимателя. Многое способствовало его политической карьере – пример дальнего родственника Теодора Рузвельта, который был президентом в начале XX в.; деньги родителей, давшие возможность получить престижное юридическое образование; работа на крупные корпорации, позволившая заручиться необходимыми связями. В 1910 г. Рузвельт был избран в сенат. В 1920 г. демократическая партия выдвинула его на пост вице-президента, но на выборах победили республиканцы. Это был не последний удар – в 1921 г. Рузвельт после купания заболел полиомиелитом и на всю жизнь потерял способность ходить. Но в 1928 г. он вернулся в политику и был избран губернатором Нью-Йорка. Затем демократическая партия выдвинула его кандидатом в президенты.



Поделиться: