Западная Украина и русские: запутанная история. Западно-украинская народная республика

Сегодня Галичина может показаться извечным бастионом национализма. В русскоязычном сегменте интернета этот регион часто ассоциируется с факельными шествиями, запретом отмечать День Победы, а также с депутатами, которые увольняют водителей маршруток за русскоязычные песни и слоняются по детским садикам, требуя от малышей называть свои имена по-украински. Конечно, такие факты имели место быть. Но часто они используются для распространения мифов и стереотипов. В итоге в выигрыше остаются силы, стремящиеся столкнуть лбами Галичину и Донбасс, получая дивиденды от войны.

Настоящая история этого самобытного и удивительно красивого украинского региона тесно связана с мультикультурализмом, толерантностью, борьбой за социальную справедливость. Хотя по политическим мотивам об этих страницах истории не любит вспоминать современная «элита».

Галицкий путь

Со времен Средневековья и до 18 в. обширный край, включающий современную Западную Украину, а также восточные и юго-восточные земли современной Польши, назывался Червонной Русью . Как и каждый регион такой большой страны, как наша Родина, он имел свои особенности исторического развития. Вместе с тем русины (то есть «сыны Руси»), как называли себя жители края вплоть до ХХ в., всегда осознавали себя частью одного народа с населением Надднепрянской Украины.

Червонная Русь имеет богатую историю, в которой имели место и героическая борьба галицких князей против ордынских и западных (польских и венгерских) захватчиков, и длительное иноземное владычество, вследствие чего Галичина была глубоко, хоть и не полностью интегрирована в западную цивилизацию.

Название края, вероятно, происходит от группы древних Червенских городов по верхнему течению Западного Буга, его притокам Гучве и Луге, верховьям Стыра. В их число входили Червен, Луческ, Сутейск, Броды и др. Города были присоединены к Киевской Руси киевским князем Владимиром Великим, а впоследствии здесь возникло Галицко-Волынское княжество. Его создатель православный князь Роман Мстиславич первым на Руси заявил претензии на титулы византийского императора - царь («цезарь») и самодержец («автократор»).

Вопреки распространенному мифу о сельском характере галицкой культуры, Червонная Русь имеет едва ли не тысячелетнюю непрерывную урбанистическую традицию. С древних времен города были полиэтничными. Здесь жили представители разных народов и религий: русины, поляки, евреи, немцы, армяне, чехи. Галицкие князья активно приглашали в города иностранных ремесленников и купцов, которые принесли практику городского самоуправления - Магдебургское право.

В составе Польско-Литовского государства - Речи Посполитой - Львов, наряду с Острогом и Киевом, был одним из центров православной культуры. Особенности развития украинских земель обусловили важность «русской» (православной) веры, выступавшей гарантом сохранения «старожитного народа руського» в католической Речи Посполитой.

Православная Церковь стала синонимом идентичности народа руського. Здесь активно развивалось братское движение - местный аналог европейской Реформации. Братства создавались православными горожанами (ремесленниками и купцами) и частью шляхты для защиты интересов православного населения. Они основывали школы, кредитные союзы, типографии.

В 1574 г. на деньги Львовского братства во Львове Иван Фёдоров издал первые в Украине печатные книги на славянском языке - «Апостол» и «Букварь».

Любопытно, что из всех украинских епископов только Львовский и Перемышльский (Перемышль - ныне город в составе Польши) отвергли Брестскую унию 1596 г., провозгласившую объединение православных и католиков Речи Посполитой под властью Папы Римского.

Важной особенностью исторического пути Галичины стало отсутствие здесь казацкого строя, хотя многие галичане становились казаками. Но казачество было феноменом степи и пограничья. В результате этого Червонная Русь осталась под властью шляхты, пока в конце 18 в. не была захвачена Австрийской империей Габсбургов.

Львов под красным флагом

Длительный отрыв Галичины от остальной территории бывшей Руси выдвинул на повестку дня национальный вопрос, так как галичанам постоянно угрожала ассимиляция. Поэтому верхушка местного общества (священники, землевладельцы, интеллигенция) отдавали преимущество национальному фактору перед социальным. В то же время трудящиеся массы - крестьяне и наемные рабочие - прежде всего, стремились к социальной справедливости. Впервые это проявилось во время Австрийской революции 1848-1849 гг.

В ночь с 1 на 2 ноября 1848 г. над львовской ратушей впервые на территории Украины был поднят красный флаг. События 1848-1849 гг. вошли в историю, как «Весна народов». Народы Франции, Пруссии, Австрии, Италии, Венгрии массово выступили против своих монархов. Люди требовали созыва парламентов, свободы слова, собраний, вероисповеданий.

Польская карикатура 1934 года. За проволокой, по мнению поляков, украинские террористы и «сепаратисты» (Из книги: Wojciech Sleszynski. Obóz odosobnienia w Berezie Kartuskiej 1934-1939

В межвоенный период продолжалась борьба за социальные и национальные права западных украинцев. Украинское движение было представлено широчайшим спектром политических сил: от клерикалов и консерваторов до… Компартии Западной Украины. Зарождавшиеся националистические организации сразу избрали непарламентские формы борьбы, в том числе и террор. Большой популярностью в годы украинизации пользовалась идея единства с Советской Украиной.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к резкому обнищанию населения. По всей Европе этим пользовались консервативные, реакционные и фашистские силы, стремясь установить диктаторские режимы под популистскими лозунгами наведения порядка «сильной рукой». Угроза фашизма, несшего в себе ген мировой войны, вынуждала прогрессивные силы искать платформу для объединения.

16 апреля 1936 года во Львове под флагом антифашистского народного фронта состоялась массовая антифашистская демонстрация, в которой приняли участие около 100 тысяч человек . Демонстрация переросла и баррикадные бои, во время которых 46 человек были убиты и более 300 ранены.

Нынешний проспект Шевченко во Львове после боёв западноукраинских антифашистов с польской полицией. 16 апреля, 1936 г

В мае 1936 года во Львове прошел Антифашистский конгресс, в котором участвовали представители интеллигенции Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии. На нем с антинацистскими речами выступали известные писатели Ванда Василевская , Ярослав Галан , Степан Тудор . Одобренная резолюция призывала интеллигенцию Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии к участию во всенародной борьбе против нацизма, за прекращение подготовки к войне, за свободное развитие науки и культуры.

В самой Польше на тот момент праворадикальные партии набирали на выборах не менее 20%, а самые крупные из них - Национальная партия (Stronnictwo Narodowe ) и Национал-демократическая партия (Narodowa Demokracja , или endecja ) насчитывали сотни тысяч членов. Эндеция неизменно получала самый высокий процент голосов в Галичине на выборах в Сейм.

Вот так проходили в 30-х годах марши крупной парламентской польской партии Национальной

Диктатор Польши Юзеф Пилсудский приветствовал приход Гитлера к власти. 26 января 1934 года между Польшей и Германией было заключен пакт о ненападении

Адольф Гитлер во время траурной панихиды по Пилсудскому в Варшаве, 1935 год.

Украинские антифашисты против генерала Франко

Антифашисты с Западной Украины с оружием в руках противостояли фашизму еще за три года до начала Второй мировой войны. В далекой Испании против молодой демократической республики начался военный мятеж под руководством генерала Франко. На помощь путчистам пришли фашистская Италия и гитлеровская Германия. Защищать республику отправились тысячи интернационалистов со всего мира. Одними из первых на защиту Мадрида в августе 1936 года успели 37 уроженцев Западной Украины, которые работали на шахтах и металлургических заводах Бельгии и Франции.

Вслед за ними через карпатский перевал Яворник на тогдашней польско-чехословацкой границе нелегально отправились из Галичины и Волыни в Испанию еще 180 добровольцев. Даже политические узники польских тюрем Дмитрий Захарук и Симон Краевский, уроженцы Ивано-Франковской области, бежали из мест заключения и добрались до Испании, чтобы оказать помощь своим товарищам.

Летом 1937 года была сформирована украинская рота имени Тараса Шевченко. Она входила в состав 13-й интербригады имени Ярослава Домбровского, названной в честь уроженца Житомира, героя Парижской Коммуны. Идейным активом роты стали члены Коммунистической партии Западной Украины, среди которых был и знаменитый журналист Юрий Великанович.

Бойцы интербригады имени Домбровского присягают на верность Испанской республике

Командир рота имени Тараса Шевченко С. Томашевич писал в бригадной газете: «С точки зрения боевой подготовки рота имени Тараса Шевченко стоит очень высоко благодаря опыту значительной части товарищей, которые уже ранее отбывали военную службу в других армиях. Имеем украинских офицеров, таких как поручики Иванович и Литвин, имеем украинских сержантов и капралов…

В испанских деревнях и городах часто звучит прекрасная украинская песня - это идет рота имени Тараса Шевченко. И при тяжелых переходах командир батальона обращается к шевченковцам: “А может украинцы запоют?” Звучит мощная песня, а тяжелый переход становится легче ».

Своё первое боевое крещение шевченковцы приняли в июле в битве под Брунете: марроканская конница франкистов была наголову разгромлена украинцами и поляками; также были захвачены позиции врага под Вилья-Франко-дель-Кастиль и Романильосом. В тех ожесточенных битвах рота потеряла почти половину личного состава. Позже шевченковцы отважно сражались под Сарагосой на Арагонском фронте. В этих кровавых боях чудеса героизма проявили командир роты Станислав Томашевич, его заместитель Павел Иванович, бойцы Василий Лозовой, Назар Демьянчук, Иосиф Коновалюк, Валентин Павлусевич, Иосиф Петраш и многие другие. Большинство из них погибли на испанской земле.

Бойцы интербригады имени Домбровского после битвы под Гвадалахарой

Историк Ф. Шевченко писал, что это «были люди, полные героизма, самопожертвования, они проливали свою кровь, отдавали жизнь за светлое будущее человечества. Боевой путь роты имени Тараса Шевченко в борьбе против фашизма в Испании - один из лучших памятников великому поэту-революционеру ». По данным участника гражданской войны в Испании, советского генерала А. Родимцева, количество уроженцев Западной Украины в интернациональных бригадах, сражавшихся против фашистов, достигало тысячи человек.

В конце 1937 года для воинов начала издаваться газета на украинском языке «Борьба», в которой публиковались стихотворения и рассказы Тараса Шевченко, а также публикации о нём. Для новобранцев в Альбасете выходила газета «Вести с Западной Украины».

В декабре 1937 - феврале 1938 г. рота имени Шевченко вела бои за горную гряду Сьерра-Кемадо в условиях жуткой метели: на высоте 2 тысяч метров бойцы отбивали атаки в ходе боев за Теруэль. Им удалось захватить большое количество оружия франкистов. Братья Поликарп и Симон Краевские в одиночку расправились с пулеметчиками, уничтожив два расчета и захватив их позиции. В тех боях погибли командир роты Томашевич, политрук Демьянчук, сержант Серадзский и Поликарп Краевский. В марте 1938 г. рота попала в окружение на Андалусийском фронте и четыре раза ей удавалось прорвать кольцо, несмотря на нескончаемые атаки врагов на высотах близ Каспе. В тех боях пали командир Станислав Воропай (Воропаев) и политрук Симон Краевский.

Для шевченковцев война завершилась 28 сентября 1938 года, когда республиканское правительство Испании опубликовало постановление о выводе интербригад из страны. 28 октября в Барселоне состоялись торжественные проводы интербригадовцев, испанцы и каталонцы забрасывали их цветами. А дома уцелевших ждали польские жандармы, чтобы отправить в концлагерь Береза Картузская.

Юрий Латыш, кандидат исторических наук

Несмотря на то что украинцы формально представляют собой самостоятельный этнос, определенные различия между западенцами и остальными представителями Незалежной все-таки есть, и зачастую существенные. Во многом эти отличия обусловлены влиянием других стран, с которыми соседствуют разные области Украины.

Мова не везде одинакова

Жителей Львова и Днепропетровска без труда можно отличить по говору – они делают разные ударения в одних и тех же словах, произнося их с присущей определенному региону интонацией: «лыстопаАд» и «листОпад», у днепропетровца - «мы привэлЫ», а у львовянина - «мы привЭлы». Особенно это различие заметно при употреблении глагольных форм.

Юго-восток Украины соседствует с Россией, поэтому там популярнее русский язык. На языковую палитру жителей западных областей страны накладывает отпечаток соседство с Молдавией, Словакией, Венгрией, Белоруссией, Румынией и Польшей. Соответственно, язык западенцев изобилует словами, позаимствованными у этих соседей.

География влияет на характер

По мнению ученых, украинцы относятся к одному антропологическому типу, но он подразделяется на несколько подтипов. Как считает украинский ученый Сергей Сегеда, большинство «усредненных» украинцев имеют типичную внешность, а «оттенки» ее исторически давно стерлись. Однако психотипы жителей разных регионов Украины все же отличаются.

Южане радостны и эмоциональны

Украинский психолог Сергей Стеблинский классифицировал жителей Незалежной в зависимости от того, в каких регионах те проживают.

Он считает, что на характер украинцев серьезное влияние оказывают климат местности и ее месторасположение. Так, южане радостнее и эмоциональнее остальных. Это заметно хотя бы на примере одесситов. Живущие у моря южане остроумны, предприимчивы. Их далекими родичами считают молдаван, румын и болгар.

Западенцы непримиримы

Жители Западной Украины, проживающие в горной местности, имеют закаленный, стойкий характер. Горцам свойственны непримиримость, обостренное чувство справедливости. Внешне они сильнее всего отличаются от остальных украинцев – западенцы, как правило, весьма низкого роста, а цвет глаз у них темнее, чем у остальных представителей этноса. Предположительные предки выходцев из Западной Украины – балканские народы.

Середняки усреднены

У жителей Центральной части Украины все - среднестатистическое, включая внешний облик. В этом ареале обитания в свое время пересекались пути самых разных племен, и среди середняков есть потомки даже туркоязычных народностей.

Население этой местности отличается противоречивым характером, которому свойственны перепады настроения.

Северяне – хмурые рациональные скептики

Холодный климат накладывает свой отпечаток на характер жителей северных областей Украины. Внешне они светловолосы, среднего роста, с массивным подбородком и насупленными бровями. Жители Полесья – потомки северных народов, которые жили в эпохи мезолита и неолита.

Северяне эмоциональны, жизнерадостны и решительны. Это люди с активной жизненной позицией. Верхнеднепровских украинцев считают потомками ильменско-днепровских народов, некогда населявших северо-западную европейскую часть современной России.

Характер польского режима не был демократическим. Главные его признаки — авторитаризм с оккупационными особенностями управления. Также на Галичину переселяли польских ветеранов, которым за несколько лет передали 12% всех земельных угодий.

В публицистике нередко прослеживается ностальгия по «цивилизованному европейскому миру», созданному польской властью после Первой мировой и уничтоженному советской в 1939-1941 годах.

Доходит даже до утверждений о положительном результате польского господства в регионе в течение 1918-1939 гг, отрицается его оккупационный характер, мол, присоединила Западную Украину (Восточную Галицию и Западную Волынь) не Польша, а Совет послов Лиги Наций [международная организация, возникшая после Первой мировой войны во главе с победителями — Британией, Францией, Италией и Японией — ИП] в 1923 г., а поляки развили города, обеспечили экономическое и культурное развитие.

Усиливают такие утверждения бытующее во Львове анекдоты о «первых советах», которые в унитазах мыли руки, а жены комиссаров в пеньюарах ходили в Оперу.

Однако характер польского режима не был демократическим. Главные его признаки — авторитаризм с оккупационными особенностями управления.

Характер оккупационной власти историки определяют по следующим критериям:

— установление контроля над территорией путем военной интервенции;

— проведение политики (в сферах политической, экономической, культурной жизни) на захваченных землях в интересах оккупационных властей;

— подавление национальных выступлений местного населения на оккупированной территории силовыми методами (создание оперативных спецподразделений, использование регулярной армии, сети спецучреждений пенитенциарной системы);

— целенаправленная политика национальной ассимиляции;

— ограничение доступа жителей оккупированной территории к высшим государственным должностям;

— депортации местного населения оккупированных территорий;

— привлечение местного населения к службе в вооруженных силах государства-оккупанта.

Отличие 36-го пехотного полка за участие в «руськой» (т.е. польско-украинской) войне 1918-1919 гг Фото: www.znak-auction.ru

Итак, рассмотрим ситуацию по указанным пунктам.

1 ноября 1918 года на руинах Австро-Венгерской империи в Львове возникло украинское государство — Западно-Украинская Народная Республика, которая в свой день рождения начала войну против поляков, хотевших взять под контроль Галицию.

Польское восстание во Львове получило поддержку от правительства новосозданной Второй Речи Посполитой Польской и переросло в межгосударственное войну.

Эта война продолжалась до лета 1919 г. и завершилась поражением Украинской Галицкой Армии от Армии Галлера [польское войско численностью около 80 тысяч солдат, сформированное на территории Франции усилиями Антанты и США для войны против большевистской России — ИП].

После этого правительство ЗУНР выехал за границу, УГА отступила за Збруч на помощь Действующей армии УНР в войне с большевиками, а польские войска оккупировали Западную Украину.

После советско-польской войны в 1921 г. Лига Наций, следуя пунктам премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойд Джорджа, пошла на уступки председателю Комитета политической эмиграции Костю Левицкому (бывшему руководителю правительства ЗУНР) и согласилась определить международно-правовой статус Галиции в 1922 году.

Речь шла о проведении референдума в регионе по вопросу его статуса и о предоставлении политической автономии краю в составе Польши. Однако в 1923 г. Совет послов утвердил восточную границу Польши без референдума с предложением польскому правительству предоставить автономию Галиции, которую последнее отвергло.

Несмотря на то, что статус Западной Украины в составе Польши до 1923 г. не был определен, а сам край находился под протекторатом Лиги Наций, польские власти чувствовали себя здесь хозяином.

Инкорпорационные процессы ширились и сопровождались притеснениями во всех сферах деятельности.

В 1918 г. была ликвидирована политическая автономия края — Галицкий краевой сейм и Краевой Выдил (местный бюджет) были отменены.

В сфере образования от 16 августа 1919 года был внедрен запрет учиться в университетах Львова украинской молодежи, которая приняла польское гражданство, но не отбыла воинской службы в польском войске.

В 1920 г. польской властью была проведена нелегитимная перепись населения Западной Украины с целью призыва украинцев в 1921 г. на службу в Войско Польское.

С марта 1920 года в официальное делопроизводство был введен термин «Малопольске Всходне» и запрещено употребление названия Западная Украина.

Также вместо этнонима «украинец» ввели древнее определение времен Речи Посполитой — «русин», «русски» и «русинськи».

В органах местного самоуправления путем усложнения процедуры выборов согласно закону от 23 марта 1933 года было ограничено количество украинцев.

Наложен запрет и ограничения на деятельность украинских общественно-политических, культурно-образовательных и спортивных организаций и обществ: «Пласт» запретили в 1928 г. на Волыни, а в 1930 г. — в Галичине, общество «Сич» — в 1924 г., деятельность «Сокола» — ограничили только территорией Галичины.

Состоялись многочисленные погромы «Просвіти» во время политики пацификации [дословно «умиротворения» — ИП] 1930 г., установлен жесткий контроль за деятельностью образовательного общества «Рідна школа».

В системе исполнительных органов государственной власти руководящие должности занимали исключительно поляки, а в законодательных органах польской власти (сейме и сенате) участие украинцев затрудняла новая конституция Польши от 1935 года.

Между тем, это происходило при заключении политического мира между польским правительством и Украинским национально-демократическим объединением [ — украинская легальная партия, единственная парламентская, ее депутаты представляли интересы украинцев в Сейме] — т.н. политики «нормализации».

Отдельным средством утверждения оккупационного режима служила разветвленная система государственной полиции. К ее правоохранительным функциям добавились и функции политического давления: с 1921 г. полиция расследовала политические дела, ежеквартально готовила отчеты о настроениях украинского населения, давала характеристику политическим и общественным организациям.

Шло слежение за украинскими служащими, отчеты содержали информацию о конкретных лицах, их национальном и социальном происхождении, членстве в политических и общественных организациях и «степень опасности», которую они представляют для польской власти.

Например, вот что писали об украинце, который работал на львовской почте в июле 1931 года: «Костышин — русин, занимал должность в Украинской раде в 1919 г. во времена украинской войны, руководитель отдела писем. Находится в контакте с украинскими организациями. В предвоенное время известен как ярый гайдамака [сторонник независимого украинского государства — автор]. Необходимо его выслать на пенсию».

Подобный надзор был установлен даже за членами вышеупомянутой УНДО.

В штате государственной полиции была введена должность «конфидента» — тайного агента, задачей которого было снабжение полиции информацией об антигосударственных действиях.

Его работа сводилась к наблюдению и описанию украинских национальных празднований, в частности, Праздники героев (чествования могил Сечевых стрельцов, сопровождавшиеся панихидами и патриотическими выступлениями).

Конфидент Скварецкий запротоколировал 11 июня 1923 года украинский «религиозно-манифестированный поход», который прошел 23 мая 1923 года.

В этом протоколе, кроме описания самой акции, ее участников и краткого содержания их речей, была оценка ситуации в среде украинской общественности: политические взгляды, методы реализации этих взглядов, активные и влиятельные украинские организации.

Агент констатирует разделение украинской интеллигенции на две части.

Первая из них «подвержена мирному сосуществованию с польской общиной в пределах Польского государства», а вторая часть, будучи значительно активнее, действует в направлении «создания независимой Украины». Участниками последней группы являются преимущественно молодая украинская интеллигенция, которую возглавляют священники.

А уже в 30-х годах полиция от протоколов и увольнений переходит к решительным действиям по разгону мирных демонстраций с помощью конной муниципальной полиции.

В государственной полиции были созданы специальные отделы (2-й и 4-й отделы), задачей которых было подавление выступлений против польской власти.

Второй отдел, т.н. «двуйка», был контрразведывательным и направлял свою деятельности против Коммунистической Партии Западной Украины («пятая колонна» СССР). IV отдел Главной комендатуры государственной полиции (Vydział IV Głównej Komendy Policiji Państwowej) — преимущественно направлял следственную деятельность против Организации Украинских Националистов, которая имела целью создание независимого украинского государства.

Следует отметить, что в уголовном кодексе тогдашней Польши не существовало понятия политического преступления, так как это было в советском (особая часть УК УССР — «контрреволюционные преступления» с печально известной 54-й статьей). Однако во внутренней документации полиции применялся термин «антигосударственный».

При арестах польская полиция отмечалась грубостью и применением физических пыток к арестованных украинцам. Весной 1931 года арестованного краевого лидера Степана Охримовича подвергнут следствию с применением пыток. В результате С. Охримович умер от побоев.

Юлиан Головинский (1894-1930) — краевой комендант Украинской Военной организации и командир «Летучей бригады» УВО (1924-1926), краевой руководитель ОУН (1930). Фото 1920-х гг

Но были и беспрецедентные случаи: в 1930 г. арестованного Юлиана Головинского [на фото вышe], краевого руководителя ОУН, полицейские вывезли из Львова в Бибрки и без суда и следствия расстреляли, прикованного к дереву. Официальная версия: убит при попытке к бегству.

Чтобы защитить украинцев, 22 марта 1932 года Юрий Березинский убил во Львове подкомиссара Эмилиана Чеховского, руководителя бригады по борьбе против антигосударственных преступников, который отмечался грубым поведением на допросах и не гнушался избиением молодых девушек, которые распространяли оуновские листовки.

Еще с 1919 г. на Западной Украине было введено чрезвычайное положение (постоянная готовность армии к подавлению восстаний, ограничения в передвижении, комендантский час). Особая активность силовиков была в 1923 г. — готовились к подавлению восстания против решения Совета послов Лиги Наций.

А в сентябре-ноябре 1930 г. в печально известной «зачистке» (унижении на национальной почве, запугивании, избиении, обкрадывания украинского населения с целью уменьшить его политическую и национальную активность и поддержку ОУН) было задействовано около 2000 полицейских и несколько уланских эскадронов 6-го корпуса Войска Польского.

Для проведения судопроизводства в Польском государстве было введено несколько видов судов.

С 1918 г. существовали чрезвычайные военно-полевые суды (sąd doraźne), по тогдашней терминологии их называли «наглыми судами» (быстрыми судами).

«Наглые суды» просуществовали до 1934 г. Рассматривали дела и выносили приговоры в течение 12 часов, а апелляцию можно было подать в течение 24 часов (в Великопольше — в течение 48-ми).

Этим судам в 1920 году было предоставлено право выносить смертные приговоры, и именно такой суд в 1932 году приговорил к смертной казни через повешение украинских националистов Василия Биласа и Дмитрия Данилишина. В апелляции было отказано.

Вообще польская система судопроизводства была активно вовлечена в политические репрессии в регионе: «наглые суды» рассматривали дела против политических противников польской власти. Другой вид гражданских судов — окружные — рассматривали дела «преступлений» следующего характера: тиражирование и распространение нелегальной литературы или листовок антипольского содержания.

Для изоляции и перевоспитания «опасных украинцев» из ОУН в 1934 г. был создан концлагерь для политических заключенных в городке Береза-Картузька (теперь пгт. Береза ​​в Беларуси).

Одним из первых его узников был Дмитрий Грицай — будущий генерал УПА и шеф Главного Военного Штаба УПА. Среди известных заключенных лагеря были , Иван Клымив и многие другие. Концлагерь планировался как временный (на один год), однако выгодность его существования обеспечила деятельность концлагеря до конца Второй Речи Посполитой.

Для изоляции опасных существовала тюрьма-монастырь Святой Крест (Свента Кжиж, 1884-1939). Сюда на пожизненное заключение отправили в 1936 г. Степана Бандеру и Николая Лебедя.

Интересно, что бывшие боевики Польской Социалистической партии, соратники маршала Пилсудского по революционной борьбе, пришлют тогдашнему президенту Польши Мосцицкому телеграмму с просьбой «помиловать во имя человеческих принципов трех украинцев, осужденных наглым судом во Львове к смерти и которые в своем убеждении боролись за волю своего народа».

Помилуют только Жураковского — ему дадут 15 лет. Биласа и Данилишина повесят 23 декабря 1932 года, и они стараниями пропагандистов ОУН станут иконами для украинской молодежи Галичины.

Польская политика вмешивалась и в церковные дела, особенно на Холмщине, где распространена была православная церковь. Не имея протекции, она стала удобной мишенью.

К 1938 году около 150 православных церквей были закрыты, а церковные земли конфискованы. Зато строили польские костелы.

Не помогло и заступничество митрополита Украинской греко-католической церкви Андрея Шептицкого, который обращался в Ватикан с требованием прекратить окатоличивание (= полонизацию) края. Часть церквей, перешедших под юрисдикцию УГКЦ, были спасены.

Украинское образование тоже понесло значительные потери. Во Львовском университете были отменены преподавания украинских студий, которые существовали еще во время австрийского господства. Количество студентов-украинцев было ограничено.

С 1930-х гг началось наступление на среднее образование — гимназии, где активно вводилось преподавание предметов на польском языке. Происходил строгий надзор за деятельностью учителей.

Польская власть проводила активные ассимиляционные процессы, начав т.н. политику Осадничества. В Западную Украину направляли семьи польских военных, преимущественно ветеранов польского-украинской войны 1918-1919 гг, где им предоставлялись (забирая у прежних собственников) земли для создания колоний со всеми социальными выгодами.

Такая политика порождала жестокое социальное неравенство и коррупцию, поскольку украинцы на своих этнических землях оказались в угнетенном положении.

На 1938 год было создано 35 000 хозяйств осадников (все на Тернопольщине и Волыни), которым принадлежало 12% всех земельных угодий.

Депортации украинцев в указанный период не проводились, однако в 1930-х в среде польских национал-демократов были настроения осуществить и такой план. Эти намерения были отражены в тайном постановлении Совета министров от марта 1939 года о депортации украинцев с этнических земель в Западной Польше.

Артем Давиденко, Василь Михайлишин, для "Хвилі"

Сколько Вы знаете теорий о том, почему на Западной Украине не очень любят россиян? Если хорошо поискать, объяснений можно найти немало. Отличаются большинство из них друг от друга в первую очередь полетом фантазии авторов и главными злодеями , но вряд ли какая-либо из них сможет переплюнуть теорию про австрийский генштаб.

Если вкратце, то Австрия хотела ослабить своего опасного соседа, Российскую империю, что стало для Вены особенно резонным во время Первой мировой войны, когда обе страны находились по разные стороны линии фронта. А что можно было придумать лучше, чем подорвать основы единства империи Романовых – рассорить « братские народы » , столпы, на которых зиждется Российское государство. Долго не думая, коварный австрийский генштаб приступил к реализации хитрого плана и придумал украинский язык, украинскую культуру, да и само слово «Украина». Правда, история не рассказывает, как хитрым Габсбургам удалось научить выдуманному только вот вчера языку миллионы людей. Да и как так получилось, что этот самый язык уже долгое время используют в богослужениях, в литературе и фольклоре, тоже никто не объясняет.

Подобных псевдонаучных теорий много и все они хороши только при поверхностном ознакомлении. Украину и украинцев «придумывали» все кому не лень: поляки, немцы, масоны, евреи, американцы. Но, правда, всегда с одной целью – развалить Россию и поссорить «братские народы». Ничего, конечно же, не знают об этих своих планах ни в Варшаве, ни в масонских ложах, ни в Тель-Авиве, Берлине или Вашингтоне. Украинцы тоже посмеются над этими теориями – еще бабушки их бабушек пели своим детям колыбельные на украинском языке. Поэтому, позволить себе роскошь претендовать на научность эти истории могут лишь в одной стране.

Сегодня тысячи россиян ездят на Западную Украину по делам и как туристы и, представьте себе, живыми и невредимыми возвращаются домой, да еще прихватывают с собой свежие позитивные впечатления. Но с фактами не поспоришь – согласно данных социологических опросов именно на Западной Украине самое большее количество людей считает Россию недружественным государством, именно здесь стабильно растет количество сторонников ЕС и НАТО, именно здесь самая большая поддержка у националистических партий с антироссийской риторикой. Ситуация была такой и до событий 2014 года.

Так в чем же дело? Почему западные украинцы так «не любят» россиян? Если откинуть все псевдонаучные теории и вооружиться фактами, причины покажутся на много прозаичней, чем замысловатые выдумки про коварный австрийский генштаб. Данный вопрос является достаточно сложным и одной статьи будет слишком мало, что б раскрыть всю его проблематику. Мы же попробуем дать упрощенный в изложении, но в то же время не упрощающий факты ответ.

С этой целью мы кратко пройдемся по истории Западной Украины в составе Австро-Венгрии, Польши и СССР в поисках ответа на вопрос, когда и почему сформировался образ россиян как врага, с кем у Западной Украины были наиболее напряженные отношения и почему в 1939 году Львов встречал Красную Армию с цветами.

Западная Украина в составе Австрийской империи

Феномен «Западной Украины» в её современных границах появился после трёх разделов Речи Посполитой во второй половине 18 века. Галичина, Северная Буковина и Закарпатье оказались в составе Австрийской империи, все остальные украинские земли – в составе России. Окончательно такой раздел был закреплен после поражения Наполеона в Европе и Венского конгресса 1815 года.


Западная Украина в составе государств 1815-1914

В то время национальное самосознание украинцев только зарождалось. Если бы вам довелось спросить жителя Галичины, кто он такой, то вряд ли вы бы услышали «украинец». Скорее всего «русин» или «униат» или вообще «местный». Приблизительно то же было бы и на остальной территории современной Украины (замените только «униат» на «православный»). Вы удивитесь, но подобное вы бы услышали и в Европе – в Германии, Италии и даже Франции. Пройдут десятилетия прежде чем государства построят единую систему образования и, соответственно, национальной мифологии.

Украинцам было намного сложнее, ведь государства у них не было и единую национальную мифологию никто не создавал. Этим занимались отдельные разнонаправленные кружки интеллектуалов. Самыми влиятельными были моквофилы (русофилы) и народовцы (не путать с народниками в Российской империи). Москвофилы видели будущее западных украинцев в союзе с православной Россией, народовцы – в украинской (русинской) автономии, которая должна быть создана в Галичине.

Оба течения возникли не одновременно. Москвофилы были активны с самого начала Х ІХ века. Их идеи единения с православной Россией были понятны большинству населения, которое тогда идентифицировало себя в первую очередь по религиозному признаку. Греко-католицизм, который тогда исповедовало большинство украинцев Галичины и Буковины, противопоставлялся католицизму поляков, и соответственно, искал опору у православия. Москофилы даже начали движение за делатинизацию греко-католической церкви, чтобы максимально приблизить ее к православной.

Но в 1860-х годах начало набирать популярность новое течение – народовцы. Оно появилось как ответ на активность москвофилов и продвигало совсем другие идеи. Народовцы тоже выступали за объединение всех украинцев в одном государстве – независимой Украине.

И тут мы не можем не упомянуть о другой проблеме, с которой сразу встретились западные украинцы. Ведь Галичину считали своей не только они – свои права на нее заявляли поляки. И скажем сразу, позиции поляков были намного сильнее – ведь они составляли большинство интеллигенции, административного аппарата, и вообще, могли похвастаться многовековыми государственными традициями.

И москвофилы, и народовцы видели в поляках своих основных противников. Поляки не могли допустить ни присоединение Галичины к России, чего требовали москвофилы, ни национальной украинской автономии, чего добивались народовцы. Поэтому сложилась парадоксальная, но в то же время логичная ситуация: западные украинцы считали врагом не австрийцев, как основных «поработителей», а поляков, с которыми по сути делили одну судьбу народа без государства. Например, показательный факт: во времена так называемой «весны народов» в 1848 году во всей Австрийской империи вспыхнула революция, поляки тоже начали национальное восстание в Галичине. Украинцы же повели себя как консервативная сила, которая выступала за сохранение Австрийской империи . Именно здесь растут корни теории об украинской нации как детища австрийского генштаба. На самом деле все было куда проще – украинцы не могли допустить усиление поляков в Галичине и поэтому поддержали силу, которая могла это усиление сдержать.

Еще больше влияние поляков усилилось после превращение Австрийской империи в Австро-Венгерскую в 1867 году после поражения в австро-прусской войне. Монархия ослабла и этим воспользовалась польская аристократия в Галичине, достигнув высшего уровня автономии для коронного края. Конечно, именно поляки играли первую скрипку в его политической и экономической жизни.

Это привело к усилению национального движения украинцев в Галичине. В 1890-х народовцы создали большинство политических партий. Москвофилы же со временем утратили свою популярность. Некоторые скомпрометировали себя шпионажем и подрывной деятельностью, оплачиваемою Россией, другие перешли на украинские национал-демократические позиции. К началу Первой мировой войны движение народовцев, оформленное в политические партии, доминировало в политической жизни западных украинцев.

Первая мировая война

Во время Первой мировой москвофилы опять развернули свою активность. Правда, теперь уже как откровенно подрывное течение коллаборационистов — Австро-Венгрия вполне могла бы называть их «придуманными российским генштабом». Созданный москвофилами в августе 1914 года «Карпаторусский Освободительный Комитет» открыто агитировал за сдачу Галичины российской армии, а во время оккупации региона Россией в сентябре 1914 – июне 1915 активно сотрудничал с оккупационными властями. После австро-германского наступления в мае-августе 1915 года москвофилы были либо интернированы в лагерь Талергоф австро-венгерскими властями, либо ушли на восток вместе с отступающей российской армией.

Но лучшей прививкой от москофильства в Галичине была собственно политика оккупационных властей в 1914-1915 годах.

Во-первых, россияне активно боролись с греко-католической церковью. Местных священников отстраняли от богослужений, арестовывали и высылали. В частности, выслали и главу Украинской греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого. На их место из России присылали православных священников, церковные приходы насильно переводили в православие. За время оккупации в Галичине в приходах работало от 86 до 113 священников Русской православной церкви.

Во-вторых, обычной стала практика взятия заложников. В заложники брали в основном представителей элиты общества – банкиров, предпринимателей, деятелей культуры, интеллигенцию. В большинстве их обвиняли в шпионаже и высылали в российскую глубинку на поселения.


При отступлении российской армии был издан приказ о переселении мужского населения Галичины в Россию, чтобы мужчин не могли мобилизировать в австро-венгерскую армию. Хоть эту меру и не удалось масштабно осуществить, но более 100 тысяч мужчин в 1915 году оказались на территории подконтрольной Российской империи Волыни.

Такая политика мож ет показаться не очень жесткой – для нас, которые с курса истории знают о массовых расстрелах, концлагерях, газовых камерах и других прелестях тоталитарных режимов. Но для людей на Западной Украине в 1914 году это все было в новинку. Поэтому симпатии к россиянам у большинства пропали.

Очевидно, что народовцы, которые сразу с начала войны поддержали Австро-Венгрию, снискали куда большее расположение австрийцев, как и популярность среди галичан. Власти разрешили и приветствовали создание украинских национальных частей (Легион Украинских Сечевых Стрельцов). Здесь тоже растут ноги у мифа российской пропаганды об австрийском генштабе – дескать создали армию галичан воевать против «братского народа». На самом деле, австрийцы ограничили патриотическое рвение западных украинцев. На призыв народовцев из Главной Украинской Рады о формировании Легиона отозвалось больше 10000 украинцев, но было разрешено создать подразделение всего в 2500 человек. Помешали опять же поляки, которые использовали все свое влияние в империи для ограничения численности «украинской армии».


Легион Сечевых Стрельцов успешно воевал на фронте и никогда не испытывал недостатка добровольцев для восполнения потерь. В июле 1917 в бою под Конюхами Легион почти в полном составе попадает в плен. Парадоксально, но это поражение открыло новую страницу в славной истории стрельцов – а именно их участие в Украинской революции 1917 – 1921 годов.

Украинская революция

В феврале 1917 года в Петрограде вспыхнула революция. Народ устал от постоянного дефицита, ненужных смертей и обнищания. Император Николай II отрекся от престола, власть оказалась в руках временного правительства.

Но парадокс заключался в том, что революция, которая началась как протест против войны, самой войне конец не положила. В июле началось последнее большое наступление России в Первой мировой, названное в честь главы Временного правительства «наступлением Керенского» . Именно в ходе этого наступления и были пленены Сечевые Стрельцы.

В это время в Киеве тоже началась революция, но с национальным оттенком. В марте начала работу Украинская Центральная Рада под руководством профессора истории Михаила Грушевского. Лидеры Рады были очень осторожны в своих амбициях – они боролись не за независимое украинской государство, а всего лишь за национально-территориальную автономию украинцев в составе «демократичной федеративной России». Украинскую армию тоже решили не создавать – с Россией собирались жить в мире. Отдельные вооруженные отряды с бывших фронтовиков создавались с большим скрипом силой энтузиастов.

История наказала Центральную Раду за эту ошибку. В октябре 1917 года к власти приходят большевики и под лозунгом «Свобода народам!» начинают строить новую империю. В декабре красные захватили Харьков и провозгласили Украинскую Советскую Социалистическую Республику – с прицелом на всю Украину.

Но вернемся к сечевым стрельцам. После провозглашения Украинской Народной Республики в ноябре 1917 военнопленных западных украинцев освободили и они сформировали Галицко-Буковинский курень Сечевых Стрельцов. С декабря он обрел своего бессменного командующего – Евгения Коновальца, который обеспечил снабжение, выучку и идейный настрой стрельцов.


Именно политика Центральной Рады привела к тому, что немногочисленный курень (около 400 человек) был чуть ли не самым боеспособным подразделением в украинской армии в январе 1918 . Они оказывали сопротивление красным, которые наступали на Киев, подавляли большевистский мятеж в Киеве, охраняли Центральну Раду после эвакуации со столицы.

После гетманского переворота в апреле 1918 Коновалец и многие стрельцы ушли в подполье и вернулись на арену украинской революцию только в ноябре, под знаменами Армии Директории УНР. Они остались ей верны вплоть до окончательного поражения украинской революции в 1921 году.

В Галичине тем временем тоже зрела революция. В октябре 1918 года всем было понятно, что Германия и Австро-Венгрия проиграют войну. Везде на территории империи возникали национальные движения в поддержку независимости своих народов от Австрии. Украинцы тоже не были исключением – в ноябре сотник сечевых стрельцов Витовский с небольшим отрядом захватил ключевые здания в Львове, вывесив желто-синий флаг. То же происходило в других крупных городах Западной Украины. Была провозглашена Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР), которая должна была распространяться на территорию Галичины и Северной Буковины.

Но опять помешали поляки. Они занялись активным строительством своего государства, и конечно же не забыли о Галичине, которую считали своей. После упорного сопротивления Украинская Галицкая Армия, а с ней и ЗУНР, была разгромлена до июня 1919 года. Военные отошли за реку Збруч, где влились в состав Армии УНР, которая тогда отбивалась от большевиков и белых.

Украинская Галицкая Армия успела повоевать и в союзе с Украинской Народной Республикой (июль-ноябрь 1919), и вместе с белыми А.Деникина (ноябрь 1919 – январь 1920), и даже в составе Красной Армии (январь – апрель 1920). Но никогда не было никакого союза с поляками – галичане до конца украинской революции 1917 – 1921 годов считали именно поляков основным врагом. Варшавский антибольшевистский договор между руководителем УНР Симоном Петлюрой и главой Речи Посполитой Юзефом Пилсудским галичане восприняли как измену со стороны Киева.

Вторая Польская Республика

Первая мировая война стала не только последним вздохом четырех великих империй – Австро-венгерской, Османской, Германской и Российской — но и дала жизнь новым странам. Не обошла эта судьба и поляков, которые издавна мечтали о своем собственном государстве. В 1918 году одним из пунктов Парижской мирной конференции, на которой решалась судьба послевоенного мира, предусматривалось создание Польского государства – Второй Речи Посполитой.

Но создание новых стран поднимает следом один из наиболее болезненных для всех государств вопрос – вопрос границ. Необходимо было, конечно же, использовать уникальный исторический момент и заполучить в царившем тогда хаосе как можно больше территорий. А учитывая тот факт, что особенно приграничные земли в Европе являются этнически неоднородными, оснований для того, чтобы отхватить у соседнего государства часть территорий, было более чем достаточно.

Понимал это и первый глава возрожденной Польши Юзеф Пилсудский, говоря, что границы Польши на Западе зависят от решений Антанты (выигравшая Первую мировую войну коалиция во главе с Францией и Великобританией), а границы на Востоке – от сам ой Варшав ы. В итоге, поляки разбили Западноукраинскую народную республику, отразили наступление большевиков и закрепились на этих землях, как они думали, уже навсегда.


Западные украинцы оказались в условиях новых политических реалий – теперь они граждане Польши, а столица их новой родины – Варшава. Но не только украинцы оказались в заложниках польской мечты о собственном государстве, так как 30% населения Польши составляли не поляки — 15% были украинцами, а к остальным 15% относились белорусы, немцы, литовцы и др. Учитывая эти факты, национальный вопрос во Второй Польской Республике, конечно же, не мог не быть актуальным.

Официально в Польше было закреплено право украинцев реализовывать свои интересы через органы местного самоуправления, а также гарантировались права Украинской греко-католической церкви и украинского языка. Но, до реализации так и не дошло. И хотя Польша начала 1920-х гг. и казалась внешне демократическим государством, одним из лейтмотивов ее национальной политики была ассимиляция украинского населения.

А началось все в 1921 году с принятием Конституции, которая не предусматривала для национальных меньшинств того объема прав и свобод, на который они первоначально рассчитывали. Через год должны были состояться выборы в Парламент, бойкотировать которые призвали почти все украинские партии, а также духовенство. Польское правительство усмотрело в этом не что иное, как подрывную деятельность советской Украины и принялось с усердием арестовывать украинских политический деятелей.

Агрессивность польской политики относительно Западной Украины объясняется в первую очередь неуверенностью Варшавы в своих возможностях удержать эти территории, население которых еще совсем недавно воевало с теми, кто сегодня является их властью. Ситуация действительно развивалась не в сторону мирного сценария. Политика полонизации (насаждение польской культуры и языка) и раздачи земли в регионах с преобладающим украинским населением польским военнослужащим вызвала протесты украинского населения, в том числе и против службы в армии.

Но фоне обостряющихся польско-украинских отношений и при прямой поддержке СССР в Польше действовала Коммунистическая партия Западной Украины (КПЗУ). Симпатии к Советскому Союзу и идеи присоединения к СССР пользовались неплохой популярностью в 20-х гг., но почти полностью сошли на нет после известий о принудительной коллективизации, массовых репрессиях и Голодоморе в УССР. А сами лидеры КПЗУ были позже почти все отозваны в СССР и приговорены к смертной казни по сфабрикованным делам.

Но не коммунистами едиными были представлены идеи сопротивления полякам — в Польше, как и на территории соседней Чехословакии и Австрии, начинают возникать украинские националистические организации. Так например в 1920 г. в Праге была создана Украинская военная организация (УВО) во главе с Евгением Коновальцем, ядро которой составили бывшие сечевые стрельцы. Организация занималась диверсионно-подрывной деятельностью и политическими убийствами, среди которых числится и неудачное покушение на Юзефа Пилсудского. В качестве ответной меры были арестованы 5 тысяч людей и власти начали проводить так называемую политику «пацификации» обыскивая украинские села в поисках «боевиков УВО». В ответ на эти действия националисты перешли к тактике индивидуального террора, подчеркивая свою как антипольскую, так и антибольшевистскую направленность.

Так, например, широкой огласке было передано покушение члена ОУН М.Лемика на сотрудника советского консульства О.Майлова — целью первого было во время судебного процесса высказать протест против замалчивания Советским Союзом искусственного голода в Украине.

Но не одна лишь ОУН представляла политические интересы украинцев. Так, например, наибольшей популярностью пользовалось Украинское национально-демократическое объединение (УНДО) антикоммунистического и демократического толка, ставившее за цель создание украинского государства, но отвергавшее насилие как метод достижения целей. Тем не менее, действия и украинцев и поляков только лишь накаляли и без того сложную ситуацию, делая ее еще сложнее через попытки заручиться поддержкой внешних игроков. Конфликтный потенциал увеличивался, а позиции обеих сторон ставали все более радикальными.

1 сентября 1939 г. немецкие войска вторгаются на территорию Польши с Запада, а через 17 дней Красная Армия вторгается в Речь Посполитую с Востока. Молодое польское государство, едва ли успевшее отметить свое двадцатилетие, оказалось зажатым между молотом и наковальней.

Раздел Польши между Третьим Рейхом и СССР

Но то, что было трагедией для поляков, не без оснований рассматривалось украинцами Польши как новый исторический шанс, которыми судьба нечасто любит разбрасываться. Через месяц с начала боевых действий они уже оказались в новых политических реалиях, которые могли изменить, как тогда казалось, их жизнь к лучшему.


Сегодня это может казаться фантастическим сценарием, но Львов с радостью встречал Красную Армию. Двадцать лет крайне непростых взаимоотношений с поляками и приход «братьев и советской Украины» создали атмосферу надежды на долгожданные перемены к лучшему, хотя и большая часть интеллигенции крайне скептически относилась к такому повороту событий.


Красная Армия во Львове, 1939

Красная Армия во Львове, 1939

Львовяне приветствуют Красную Армию

Недолго музыка играла

Эйфория прошла быстро. Этап первый – культурный шок. Неопрятно выглядевшие «освободители», впервые оказавшиеся за пределами СССР, жадно скупали дефицитные в Союзе товары, вызывая справедливое удивление местного населения. Не только «враждебные рабочему классу капиталисты», но и обычные люди страдали от экспроприации и нередких случаев грабежа; а публичное использование семьями советских офицеров ночных «уток» в качестве тары для молока и ночнушек в качестве вечернего платья стало притчей во языцех на всей оккупированной территории.

Этап второй – узаконивание аннексии. Конечно же, нужно было скрепить новые границы волеизъявлением местного населения, что у советской власти всегда получалось неплохо. 22 октября 1939 года были проведены выборы, в которых согласно официальной статистике приняли участие 93% населения и 91% поддержали предложенных кандидатов. Сформированное Народное Собрание Западной Украины в едином порыве поблагодарило Сталина за «освобождение» и обратилось к Первому секретарю КП(б)У Никите Хрущеву с просьбой официально включить территорию Западной Украины в состав УССР.

Прошение о принятии Западной Украины в состав УССР

Народное собрание Западной Украины

Этап третий – репрессии. Первыми были депортированы бывшие польские чиновники и полицейские. Одно из наиболее известных по своей трагичности событий произошло весной 1940 — в лесу под Катынью (Смоленская область) НКВДистами были расстреляны более 20 000 польских военных. Пришел черед и украинцев: была прекращена деятельность неподконтрольных советам организаций, ликвидированы политические партии, преследовались все те, кто, по мнению большевиков, мог представлять хоть какую-либо опасность. Единственной крупной оппозиционной к большевикам политической силой осталась Организация украинских националистов, которая вынуждена была уйти в подполье.

От прошлой благодарности к «освободителям» не осталось ни следа. Быстрыми темпами заполнялись тюрьмы, проводилась насильственная коллективизация, выносились смертные приговоры, а за неполные два года сотни тысяч людей вывезены в Сибирь – точное количество их жертв не известно и по сей день. Подробности сталинских репрессий начали расследоваться еще в 80-х гг., когда под Киевом вблизи села Быкивня было обнаружено массовое захоронение жертв НКВД. Но и сегодня никто точно не скажет, ни сколько тогда было убито, ни сколько таких «Быкивень» находятся по всей Украине.


Жертвы советских зверств

Приход немцев

Продержалась советская власть на Западной Украине не долго – уже через два года, 22 июня 1941, Третий Рейх нападает на бывшего союзника, с помощью которого еще совсем недавно перекраивал границы европейских государств. Через несколько недель Западная Украина оказалась полностью оккупирована Вермахтом. Многие украинцы поначалу с радостью встречали немцев — еще до нападения Третьего Рейха на СССР из Западной Украины вынуждены были бежать в оккупированную нацистами Польшу тысячи людей. К тому же, украинские националисты возлагали на немцев свои надежды на возрождение украинского государства и видели в них поначалу союзников в борьбе с коммунистами и поляками.

30 июня 1941 г. немецкий батальон «Нахтигаль», состоявший преимущественно из украинских националистов, взял совместно с частями Вермахта Львов. В тот же день на Площади Рынок в присутствии широкой общественности и представителей церкви был провозглашен Акт восстановления Украинской Государственности. Но эти планы шли в разрез с немецким видением будущего Украины, и поэтому уже 5 июля многие лидеры ОУН, включая Степана Бандеру, были арестованы, некоторые расстреляны.


Немцы дали четкий сигнал о том, что создание Украинского государства, пусть даже и союзного, не входит в их планы. Когда же про арест лидеров ОУН узнали в «Нахтигаль», военные требовали их освобождения, за что батальон был отозван с фронта в тыл, а вскоре и расформирован. Будущему главнокомандующему УПА Роману Шухевичу удалось избежать ареста, а большинство воинов «Нахтигаль» составили позже костяк Украинской Повстанческой Армии (УПА).

Итак, в 1941 году стало ясно, что ни поляки, ни коммунисты, ни нацисты не сулили украинцам ничего хорошего, тем не менее, надежды на самостоятельное государство все еще тлели. Были и люди, готовые за них бороться. Репрессии по отношению к гражданскому населению со стороны немецкой оккупационной администрации привели к тому, что начали создаваться отряды местной самообороны, врагом №1 для которых были нацисты.

Возглавила процесс создания вооруженных отрядов для борьбы с немцами Организация украинских националистов. Из разрозненных групп на Волыни и Галичине начали создаваться отряды самообороны, которые объединились в 1943 г. в известную нам УПА. До прихода на эти земли большевиков, УПА принимала участие в основном в боях с нацистами, ставя себе за цель усложнение, а в идеале и прекращение эксплуатации немцами украинских сёл.

С переходом территорий Западной Украины под контроль СССР, УПА переключается на борьбу с коммунистами, которые опять показали местному населению, что такое депортации, коллективизация и массовые репрессии. Память про еще недавние преступления большевиков сплотила в УПА тысячи людей, готовых предотвратить любой ценой повторение трагедии 1939-41 гг. Повстанцы организовывали диверсионные акты, а под их прицелом оказывались все, кто сотрудничал с большевиками – главы сельсоветов, работники райкомов партий, местные активисты и прочие. А поддержка местным населением действий УПА и их общая ненависть к большевикам существенно осложнили оккупантам жизнь.

Западная Украина в составе государств с 1945

Для борьбы с повстанцами были созданы спецгруппы НКВД, так называемые агентурно-боевые группы (АБГ). Основной тактикой АБГ было совершение провокационных действий под видом УПА – переодетые НКВД-исты убивали людей, занимались грабежом и жгли дома с целью дискредитировать повстанческое движение.

Что сейчас?

После Второй мировой войны Германия прошла полный курс денацификации – Нюрнбергский процесс и последующие суды наказали нацистских преступников, в послевоенные годы немцам всеми возможными способами прививали демократию, а немецкое экономическое чудо было одним из доказательств того, что для экономического прогресса не обязательна сильная рука диктатора. Чтобы предотвратить повторный откат к диктатуре, в немецкую Конституцию даже включили статью 20, которая закрепляет право немцев на восстание против правительства, уничтожающего демократические основы Германии. Выплата репараций пострадавшим сторонам еще раз показала признание своей вины и продемонстрировала желание хоть как-то ее искупить, а апогеем этой политики был, конечно же, жест лично пострадавш его от нацистов немецк ого канцлер а Вилли Брандт а , который стал на колени перед памятником жертвам восстания в Варшавском гетто 1943 года. Благодаря в том числе раскаянию и искуплению, Германия на сегодняшний день ассоциируется в первую очередь с прогрессом и экономической мощью, а не страшными событиями Второй мировой.

Более неоднозначная ситуация сложилась на сегодняшний день в украино-польских отношениях. Если не брать во внимание откровенно необъективные и радикальные позиции некоторых как польских, так и украинских историков, обвиняющих во всех бедах исключительно другую сторону, Украине и Польше в целом удается стать на путь примирения, хотя пока и без особенных результатов. Е ще в о второй половине 90-х гг символическое примирение двух народов совершили тогдашние президенты Кучма и Квасневский, но на личном уровне восприятия конфликта это мало что изменило. Сегодня после многолетнего перерыва возобновился диалог между Украинским и Польским институтами национальной памяти касательно наиболее острых и противоречивых моментов двусторонних отношений. Ведь объективная история – это история, написанная двумя сторонами.

Совершенно иная ситуация сложилась с Россией. Нет в живых теперь ни Берии, ни Сталина, развалился и Советский Союз. Но, к сожалению, имперское мышление, имперская мифология, боль по «утраченной державе» и реабилитация убийц миллионов людей не просто живет в сегодняшней России, но и с успехом культивируется. Понимая, что часть населения Украины так и не нашла новую идентичность после развала Союза, российская машина пропаганды стала предлагать им свою, навязывая мифы про «три братских народа», «святую Русь» и «русский мир». Не обходиться это дело и без создания образа врага – «загнивающий запад», «агрессивное НАТО», «подлый Госдеп». На уровне Украины в первую тройку «врагов» входят Мазепа, Петлюра и, конечно же, Бандера. А оплотом всех этих «чуждых и враждебных» украинцу идей является Западная Украина, которая лучше всех остальных частей нашей страны выучила трагический урок XX ст. про наших российских «братьев» и уж точно раньше других распрощалась со своим советским прошлым. А пока мы пытаемся найти себя в этом новом мире, в Москве рассказывают про агрессивность Львова в то время, как «зеленые человечки» оккупируют Крым. Обстреливая города и села Донбасса, в России западных украинцев называют бандеровцами, фашистами и русофобами. А «оплакивая погибших в гражданской войне на Украине» из Москвы через границу отправляют новую колонну «Градов». Это все так по-русски.

Не питайте иллюзий - Запад и Восток Украины - разные страны

Украина - страна разных цивилизаций.

Вторая среди бывших советских республик после России по населению и важности - это Украина. В различные этапы своей истории Украина была независимой, но все же большую часть современной эпохи она являлась частью единой политической структуры, управляемой из Москвы. Решающее событие произошло в 1654 году, когда казак Богдан Хмельницкий, предводитель восстания против польского гнета, согласился присягнуть на верность царю в обмен на помощь в борьбе с поляками. С тех пор и вплоть до 1991 года (если не считать недолгой независимости с 1917 по 1920 год) то, что сейчас является Украиной, находилось под политическим контролем Москвы. Однако Украина - это расколотая страна с двумя различными культурами. Линия разлома между цивилизациями, отделяющая Запад от православия, проходит прямо по ее центру вот уже несколько столетий. В различные моменты прошлого западная Украина была частью Польши, Литвы и Австро-Венгерской империи. Значительная часть ее населения является приверженцами униатской церкви, которая совершает православные обряды, но признает власть Папы Римского. Исторически западные украинцы говорили по-украински и были весьма националистичны в своих взглядах. Население Восточной Украины, с другой стороны, было в массе своей православным, и значительная его часть говорила по-русски. В начале 1990-х русские составляли до 22%, а русскоговорящие - 31% населения Украины. Большая часть учеников начальных и средних школ получала образование на русском языке. Крым в подавляющем большинстве населения является русским и был частью РСФСР до 1954 года, тогда Хрущев, якобы в честь принятого Хмельницким 300 лет назад решения, передал его Украине. Различия между Восточной и Западной Украиной проявляются во взглядах их населения. Так, например, в конце 1992 года треть русских на Западной Украине заявила о том, что пострадали из-за антироссийских выступлений, в то время как в Киеве эта доля составила 10%. Наиболее очевидно этот раскол Востока и Запада проявился на президентских выборах в июле 1994 года. Действующий президент, Леонид Кравчук, который, несмотря на тесные связи с российскими лидерами, идентифицировал себя как “национального” политика, победил в двенадцати областях западной Украины с большинством, доходящим до 90%. Его оппонент Леонид Кучма, который во время предвыборной кампании брал уроки разговорного украинского языка, одержал победу в тринадцати восточных областях со сравнимым преимуществом. Кучма победил, набрав 52% голосов. Примечательно, что украинская общественность с очень небольшим перевесом голосов подтвердила выбор Хмельницкого 1654 года. Эти выборы, как заметил один американский эксперт, “отразили и даже выкристаллизовали раскол между европеизированными славянами в Восточной Украине и русско-славянским видением того, во что должна превратиться Украина. Это не столько этническая поляризация, сколько различные культуры”.

Две страны — Западная и Юго-Восточная Украина. Различия в языках .

Ради справедливости присмотрелся к атласу доцента Краковского университета д-ра В. Кубийовича от 1937 года. Вот этот атлас:

Карта говоров, распространенных на территории Украины как нельзя лучше характеризует разницу между двумя совершенно разными частями - Украиной западной и юго-востоком Украины.

Справа часть Украины окрашена красным цветом — это т.н. юго-восточный диалект, называемый еще южно-русским.

Как видно на карте из «Атласа» на левой, западной части Украины распространены иные говори (укр.). Думаю, что все эти говоры умные люди давно объединили в один — западно-украинский диалект. Среди западно-украинских говоров на карте отмечены такие как гуцульский говор, буковинский, волынский, средне-карпатский, подольский и пр. Среди этих говоров отсутствует тот, что распространен на Юго-Востоке. Это две совершенно разные территории — это разные страны. Для того, чтобы объединить и держать вместе эти две половины как единое целое нужно быть Сталиным. Оно нам надо?

Не надо, конечно, если не думать о том, что наступит время, когда разношерстная публика западных областей станет в очереди ради того, чтобы базу НАТО или сегмент системы ПРО разместили именно на их территории. Они еще подерутся между собой за это право.


Последние события на Украине показали, что между западной и восточной частями страны существуют серьезные различия и противо- речия. О том, что представляют собой две украинские идентичности и возможен ли раскол Украины на Восток и Запад, мы поговорили с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником ИНИОН РАН, приглашенным профессором Центрально-Европейского университета в Будапеште Алексеем Миллером.

ПРОФИЛЬ: Начиная с какого момента можно говорить о делении Украины на Восток и Запад? С распада Киевской Руси? С Переяславской Рады? С раздела Речи Посполитой?

Миллер: Вопрос не совсем точно сформулирован, потому что до начала XX века Украины как таковой не было, и, как следствие, не существовало и самого вопроса о делении Украины. Но ключевые события обозначены вами верно. У земель, на которых располагается современная Украина, была очень разная и очень запутанная судьба. Например, так называемая Галичина впервые вошла в состав Российской империи во время Первой мировой войны, когда на короткое время русская армия оккупировала эту территорию. И только позднее, в 1939 году, Галичина вошла в состав УССР. Что касается Волыни, у которой на сегодня очень похожие с Галичиной политические предпочтения, она как раз находилась в составе Российской империи и накануне Первой мировой войны была оплотом — вы удивитесь! — правого русского национализма. Там очень вольготно чувствовали себя такие организации, как «Союз русского народа» и другие черносотенные структуры. Очень важная граница по Днепру возникла в XVII веке после восстания Богдана Хмельницкого, когда левобережная Украина вместе с Киевом оказалась в составе Московского царства, а правый берег остался под властью Речи Посполитой. Затем в конце XVIII века произошли разделы Речи Посполитой, в результате чего и правый берег присоединился к России. Но существует еще и то, что называлось Новороссией, а теперь именуется Южной Украиной. Ее сельскохозяйственное освоение Россией начинается со второй половины XVIII века, по мере того, как Крым оказывался под контролем Российской империи. И, наконец, как особый регион я бы выделил Донбасс, включая Харьков, который и был столицей Донбасса и который вошел в Украину без особого желания местного населения после Октябрьской революции: просто большевики считали, что нужно уравновесить «крестьянское море», которое раскинулось к западу от Харькова, донецким пролетариатом… Так что простого ответа на ваш вопрос мы здесь не найдем.

ПРОФИЛЬ: Но когда все-таки окончательно сформировались различия между двумя Украинами?

Миллер: Наиболее важен в этом смысле период между двумя мировыми войнами. Накануне Первой мировой войны большинство жителей той территории, которую мы теперь называем Украиной, считали себя малороссами. Общий смысл малороссизма заключался в том, что малороссы наряду с великороссами и белорусами составляют большую русскую нацию. Но большевики, придя к власти, исключили понятие «малоросс» как идентификацию из переписи. Первые советские словари определяли малороссов как «шовинистическое великорусское название украинцев». Начиная с 20-х годов XX века осуществлялась политика украинизации, и таким образом большевики очень поспособствовали формированию восточной версии украинской идентичности. По другую сторону границы, в межвоенной Польше, формировалась другая украинская идентичность — очень боевитая, которая главной своей целью видела борьбу с поляками. Но в ней были сильны и антисоветские (особенно после голода 1932—1933 годов), и антисемитские настроения (отчасти потому, что вместе с поляками они воспринимали Советский Союз через формулу «жидокоммуны»).

ПРОФИЛЬ: В чем разница между двумя украинскими идентичностями?

Миллер: Советская украинская идентичность не видит в русском и России врага, а для западной Россия сегодня — враг, хотя и не единственный. Западная видит своих главных героев в ОУН и УПА и демонстрирует схожий с ними тип политической мобилизации — с готовностью умирать за идею и убивать за нее. Восточный украинец привык полагаться на мобилизационные усилия власти, для него традиция борьбы — это прежде всего вместе с русскими в Великой Отечественной. Для Запада Украины русская культура — чужая, а для Востока — своя. Для Востока главный «иной» сейчас — это именно украинский Запад, и это, возможно, основной итог событий последних месяцев.

ПРОФИЛЬ: Различие в электоральных предпочтениях Востока и Запада часто преподносится как проявление различных политических культур — более либеральной западной и более авторитарной восточной. Так ли это?

Миллер: Действительно, существует мнение, что главное отличие западноукраинской идентичности от восточноукраинской в том, что у последней нет опыта демократического развития, тогда как у первой существовал такой опыт и в империи Габсбургов, и потом в Польше. Однако движение, которое породила Западная Украина накануне и в ходе Второй мировой войны, вовсе не было демократическим. Организация украинских националистов (ОУН) — это революционное, националистическое, по сути, профашистское движение, демократией там и не пахло. Понятно, что западные украинцы в политическом отношении лучше мобилизованы, но говорить о Западной Украине как о резервуаре либерализма явно не приходится. Если посмотреть на последние выборы в Раду, то с гигантским отрывом (до 70%) в двух округах во Львове их выиграли самые одиозные представители партии «Свобода». Что же касается «президентских» голосований Востока и Запада, то и здесь нет оснований для такого рода выводов. Восток голосовал за Януковича не потому, что там его очень любили, а потому, что Восток голосует против Запада. Аналогично голосует и Запад. Так что здесь речь идет не о либеральности и авторитарности. Просто у Западной Украины есть проект преображения Украины и утверждения западноукраинской идентичности как доминирующей на территории всей страны, а у Востока аналогичного проекта нет.

ПРОФИЛЬ: Запад пассионарнее Востока?

Миллер: Да, можно говорить о том, что западноукраинская идентичность более энергичная, консолидированная, наступательная, если угодно, агрессивная. Если мы посмотрим на карты, отражающие события последних месяцев, то это очень заметно. Например, захват администраций на Западной Украине производится быстро и решительно, заметно сложнее это происходит в центре, и совсем ничего не происходит в восточной и южной частях страны. А карта, которая отображает места проживания людей, погибших во время киевского Майдана, говорит нам, что лишь несколько человек были родом с Восточной Украины, остальные — с Западной, причем абсолютно доминирует Львовская область. Но «западный проект» Востоку решительно не нравится. И понятно, почему: западные украинцы называют восточных малороссами, стремясь их обидеть, для них восточные — недоделанные украинцы. И вот этих недоделанных восточных украинцев Западная Украина хотела бы превратить в правильных. Но и восточные украинцы смотрят на «западенцев» как на неправильных украинцев, как на чужих, как на людей, доводящих украинскую идентичность до абсурда.

ПРОФИЛЬ: К какому варианту Украина сейчас ближе: победе одной идентичности над другой, симбиозу двух идентичностей или распаду страны?

Миллер: Победа одной идентичности над другой возможна только на политическом уровне и на короткий срок. На корневом уровне этот дуализм не устранить. Ситуация такого дуализма идентичностей делает очень сложным проведение единой политики, характерной для мононационального государства. Многое зависит от того, кто какую идентичность насаждает. Например, первые президенты Кравчук и Кучма занимались сдержанной, неспешной украинизацией. Ющенко пытался насаждать западноукраинскую идентичность в качестве единой общеукраинской. Отсюда — прославление УПА, провозглашение Степана Бандеры героем, а голодомора — геноцидом украинцев. Но тем самым он подготовил реакцию — приход к власти Януковича, который многими воспринимался в качестве альтернативы «западенству». Однако Янукович довел ситуацию до бурления беспомощной политикой и чрезмерной жадностью. И теперь на повестке дня — новый выбор пути. Каким он будет? Думаю, после событий последнего времени симбиоза двух идентичностей быть не может, в стране глубокий раскол, взаимное недоверие и взаимный страх: каждый боится победы другого.

Миллер: Еще несколько лет назад такой вопрос можно было бы считать неприемлемым. Какие бы события на Украине ни происходили, никто и не пытался ее раскалывать. Но за последний год угроза раздела заметно увеличилась. В геополитическом плане и во внутренней политике пошла игра с нулевой суммой, когда выигрыш одной стороны неизбежно означает проигрыш другой. В этом виноваты и Брюссель, и Москва, и Вашингтон. Игра с нулевой суммой может заканчиваться по-разному, но главный проигравший всегда известен заранее — это тот, на кого играют. Поэтому Украина в данной ситуации в любом случае останется в проигрыше. В принципе, в самом расколе, если только вы не являетесь украинским националистом, для которого Украина представляет символическую ценность, нет ничего страшного: на месте одного государства возникает два. Вспомним, что в свое время Чехия и Словакия расстались по-доброму. Однако проблема заключается в том, что для Украины нет какого-то очевидного механизма раздела, нет четких границ между двумя частями страны, нет опыта федерации. Никто не знает, как делить Украину. И никто не знает, что будет происходить дальше. Но ясно одно: России выступать в качестве инициатора и главной движущей силы такого раздела крайне опасно, потому что наши отношения с Западом в этом случае очень сильно пострадают, а выигрыша нам никакого не будет.

ПРОФИЛЬ: Недавно Барак Обама перечислил Украину через запятую с Сирией. Насколько это сопоставимые ситуации?

Миллер: Обама сказал, что Путин заблокировал демократизацию в Сирии и Украине, такие слова как минимум некорректны. Неправильно рассуждать о том, что все происходящее на Украине — это борьба народа против Януковича или народа против власти. По данным последних опросов, 49% украинцев поддерживают Майдан и 47% не поддерживают. При этом, как я уже говорил в начале, почти 90% участников Майдана — это не киевляне, а представители Западной Украины. Поэтому говорить о том, что украинский народ пошел против Януковича, — это все равно, что говорить о том, что одна половина — это народ, а другая половина — это отщепенцы. Хорошо, если заявление президента — это только инструмент пропаганды, игра на публику. Гораздо хуже, если политические решения ищутся, исходя из таких посылов.



Поделиться: