Познавательно-исследовательский проект "круговорот воды в природе". Исследовательская деятельность «Круговорот воды в природе Проект круговорот воды

С помощью данного проекта мы попытаемся предложить свое видение и направление деятельности, способствующее решению проблемы в маленьких городках (с населением от 1000 до 50000 человек), причем без особых вложений, используя знания по различным предметам и данные наших исследований.

«Эврика!» (Нашел!) – именно этот возглас,

согласно легенде, издал древнегреческий ученый и философ Архимед, открыв принцип вытеснения. Этот возглас произнесли и мы, когда на дискотеке обратили внимание на очень интересное явление, послужившее толчком, к началу работы над проектом и вошло в его название как нельзя к стати.

Если внимательно посмотреть сверху на танцзал, где проходят у нас дискотеки, мы сможем увидеть своеобразный круговорот.

Причем всем известны такие примеры как:

Круговорот воды в природе;

Движение планет вокруг солнца;

Круговорот химических соединений…

Даже Великий Нострадамус предсказывал будущее, на основе данных полученных о прошлом, так как считал, что все в жизни повторяется, но на другом уровне или витке времени, двигаясь по спирали.

О круговоротах можно говорить до бесконечности и связать их с различными областями науки.

У многих, прочитав нашу работу, может появиться вопрос: Почему назвали работу «Круговоротом» на дискотеке, когда речь во всем проекте идет о здоровье молодежи?

На самом деле наш круговорот послужил не только толчком к тому, что мы посмотрели на возможность решения вышеперечисленных проблем с другой стороны, но и само наше движение вокруг дискотеки можно назвать своеобразным круговоротом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

Лицей-интернат естественных наук

при Саратовском государственном аграрном

университете

им. Н.И. Вавилова

Класс-лицей

Муниципального общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Красный Кут

«Круговорот» на дискотеке

(проект по физической культуре)

Выполнили: учащиеся 11 «в» класса-лицея МОУ СОШ №1

Кушаев Кайрат и Сычева Яна

Руководитель проекта: учитель по физической культуре

Половиков В.В.

Красный Кут 2007

I Описание проблемы.

Заворожен ритмической мечтой,

Вновь отдаюсь меня стремящей силе.

Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье

И этих строк размеренное пенье

И мыслимую музыку планет.

Все ритм и бег…

И. Бунин.

Наука часто движется где-то у границ реального, и каждый добытый ею факт, всякая теория вырисовываются из множества предварительных экспериментов и рабочих гипотез.

Мы долго думали о том, в каком направлении вести работу, чтоб было интересным, полезным и актуальным, независимо от времени.

Немного «полазив» в Интернете, перечитав всевозможную литературу, проведя социологический опрос учащихся школы и педагогов, выяснили, что среди проблем, которыми всегда были озабочены взрослые, на первом месте стояло здоровье, а на втором – искусство человеческих взаимоотношений.

И сейчас наше правительство ставит на первое место одну из выше перечисленных проблем, решая их в рамках национальных проектов, вкладывая огромные средства на закупку оборудования и строительство новых сооружений связанных с образованием, здравоохранением и спортом.

Но, судя по полученным данным, в городе Красный Кут – обновление материальной базы, как в школах, так и в спортивных учреждениях не дало ощутимых результатов. А если быть точнее, количество занимающихся ребят в спортивных секциях не увеличилось.

С помощью данного проекта мы попытаемся предложить свое видение и направление деятельности, способствующее решению проблемы в маленьких городках (с населением от 1000 до 50000 человек), причем без особых вложений, используя знания по различным предметам и данные наших исследований.

«Эврика!» (Нашел!) – именно этот возглас,

согласно легенде, издал древнегреческий ученый и философ Архимед, открыв принцип вытеснения. Этот возглас произнесли и мы, когда на дискотеке обратили внимание на очень интересное явление, послужившее толчком, к началу работы над проектом и вошло в его название как нельзя к стати.

Если внимательно посмотреть сверху на танцзал, где проходят у нас дискотеки, мы сможем увидеть своеобразный круговорот.

Причем всем известны такие примеры как:

Круговорот воды в природе;

Движение планет вокруг солнца;

Круговорот химических соединений…

Даже Великий Нострадамус предсказывал будущее, на основе данных полученных о прошлом, так как считал, что все в жизни повторяется, но на другом уровне или витке времени, двигаясь по спирали.

О круговоротах можно говорить до бесконечности и связать их с различными областями науки.

У многих, прочитав нашу работу, может появиться вопрос: Почему назвали работу «Круговоротом» на дискотеке, когда речь во всем проекте идет о здоровье молодежи?

На самом деле наш круговорот послужил не только толчком к тому, что мы посмотрели на возможность решения вышеперечисленных проблем с другой стороны, но и само наше движение вокруг дискотеки можно назвать своеобразным круговоротом.

II Цель и задачи.

Цель:

Изучив интерес молодежи к дискотекам (на примере города Красный Кут), доказать, что через организацию танцевальных программ на дискотеках в маленьких городках мы можем обеспечить минимум движений необходимых организму человека в течение дня, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, охватив при этом большинство молодежи.

Задачи:

1. С помощью данного проекта мы попытаемся предложить свое видение и направление деятельности, способствующее решению проблемы здоровья молодежи (будущего страны), используя знания по различным предметам, опираясь на данные социологического опроса и анализ полученных результатов в ходе проведенных нами экспериментов.

2. Проект в целом направлен на то, чтобы пробудить живой творческий интерес, стремление создавать художественную атмосферу в школьном коллективе.

III Деятельность в рамках проекта.

В качестве экспериментальных площадок мы использовали все возможные места, где проходят дискотеки в нашем небольшом городе, а именно школы №1,2,3,5, РДК (Районный дом культуры) и ДК КЛУГА (Дом культуры Краснокутского летного училища гражданской авиации).

Что же мы увидели на дискотеках? Как выглядит наш круговорот, подтолкнувший нас на выполнение проекта?

Попробуем объяснить с помощью схемы №1 на примере нашей школы.

Схема №1 Движение учащихся МОУ СОШ №1 на дискотеках.

Кружочками мы обозначили тех, которые танцуют, а стрелочками передвижения всех участников (танцующих, стоящих возле стеночки, движущихся по кругу, но не танцующих…). В данном примере все участники двигаются по часовой стрелке.

Появились первые вопросы:

  1. Может ли вращение быть против часовой стрелки?
  2. Почему молодежь двигается по кругу?

Для того чтобы ответить на данные вопросы, мы отправились изучать танцзалы школы №2,3, РДК и ДК КЛУГА. Собрав данные и проанализировав их, выяснили, что основной причиной вращений в ту или иную сторону во всех случаях являлось место расположения входов и выходов в танцзал, а также расположение сцены, всевозможных перегородок и освещения.

Сцена

Круг танцующих

Вращения в разные стороны, на примере РДК и МОУ СОШ №1 можно увидеть на схеме №2.

Сцена

Схема №2 Движение молодежи на дискотеке в РДК и МОУ СОШ №1 с различными направлениями.

Что касается второго вопроса, причина кроется гораздо глубже.

Самым важным моментом является то, что мало молодежи приходит на дискотеку потанцевать. Именно благодаря ним, происходит движение по кругу.

Теперь перед нами встали другие вопросы:

  1. Как повлиять на количество танцующих, сделав их число больше?
  2. Как показать, что, танцуя (тем самым, получая удовольствие) мы можем выполнить необходимый для нашего организма минимум движений?

Именно эти вопросы стали самыми главными в нашем проекте.

Для начала мы решили узнать, сколько учащихся занимается спортом в спортивных секциях, посещают танцевальные кружки, либо выполняют общеразвивающие упражнения самостоятельно, а также, сколько посещают дискотеки? Это мы решили сделать, чтоб проверить нашу гипотезу о том, что ребят посещающих дискотеки гораздо больше, чем ведущих здоровый образ жизни с помощью спортивных секций и кружков. И это надо обязательно использовать. Ведь если нам удастся привлечь их внимание к ведению здорового образа жизни, то мы охватим большинство молодежи.

Информацию собирали со всех школ города, ДЮСШ (Детская юношеская спортивная школа) и РДК от руководителей перечисленных учреждений, одновременно вели опрос учащихся. Уже обработанные результаты мы представляем в виде диаграммы №1.

Мы видим, что если даже сложить вместе число ребят ведущих здоровый образ жизни вне дискотек их число будет меньше числа тех, которые посещают дискотеки.

Вот почему главным вопросом для нас стал вопрос об увеличении численности танцующих на дискотеках. Ведь для сердца человека достаточно хотя бы раз в день несколько минут потанцевать, что мы далее подтвердим данными, полученными в ходе проведенных нами экспериментов с учащимися и педагогами школы №1.

Большинство ребят предпочитают посещать дискотеки, но при этом только 24% из них действительно приходит потанцевать, что можно увидеть на диаграмме №3. Остальные приходят с другими целями.

Возникают вопросы:

1.С какими целями приходит молодежь на дискотеку?

2. Что мешает им танцевать?

3. Какие причины?

Выяснив причины, можно будет разработать план действий. Судя по социологическому опросу, который провели с ребятами, мы выяснили следующее см. диаграмма №2 и №3.

Диаграмма №2 Причины.

Диаграмма №3 Цели прихода на дискотеки.

По полученным данным мы видим, что на некоторых из ребят мы можем повлиять, тем самым увеличить количество танцующих.

Это на тех, кто пришел познакомиться, отдохнуть от уроков и повседневности и на тех которые не знают, почему ходят на дискотеку.

Сделать это можно, если повлиять на причины, которые видим на диаграмме №2, исключая последнюю причину (мало выпили), хотя и они не потеряны.

Начнем с того, что расскажем об истории появления занятий физическими упражнениями под музыку. Продемонстрируем полученные результаты опросов о качествах, которыми должен (на) обладать юноша (девушка) в первую очередь, для упрощения способов знакомства между ними, перейдем к полученным результатам проведенных нами экспериментов с учащимися школы и педагогами и далее представим сценарий конкурса «Танцы с педагогами».

Физическая культура, музыка и танцы.

Я славлю организменный ансамбль

Из органов, играющих на диво…

Я славлю их синхронное вступленье

И строго закодированный такт,

Невероятное созвучие октав,

То совершенство, высшее творенье!

В. Кочиашвили

Практически все современные танцы непременно, так или иначе, связанны с гимнастикой, которая в свою очередь взаимосвязана с физической культурой.

Занятия физическими упражнениями под музыку имеют давнюю историю.

В античные времена в Греции одной из разновидностей гимнастики была орхестрика, гимнастика танцевального направления.

Танцевальные упражнения входят в раздел «гимнастика» современной программы по физической культуре, где координация должна проявиться в умении, сочетать свои действия с действиями партнера.

Образно выражаясь, современная ритмическая, художественная, спортивная, оздоровительная гимнастика базируются на четырех «Д»:

  1. Ж. Демени – гимнастика ритма и гармонии движений, свободной пластики, где большое значение придавалось развитию ловкости и гибкости;
  2. Д. Дельсарт – пытался научить во время пения владеть жестом, мимикой, движениями и позами. Такая гимнастика легла в основу пантомимы;
  3. А. Дункан – танцевальная гимнастика для женщин. Она отстаивала идею художественного воспитания и нового танца;
  4. Ж. Далькроз – выявил значение чувства ритма в физической деятельности человека. Он же в 1910 году открыл школу ритмической гимнастики.

Любое живое существо, в том числе человек, содержит внутри себя своеобразные часы. Ход их регулируется многими периодическими процессами внешней среды и самого организма, который можно сравнить с музыкальным ансамблем, исполняющим сложнейшие произведения. Оркестром, где есть дирижер – мозг и первая скрипка – сердце, где ровный стук метронома да легкий взмах дирижерской палочки согласуют общие усилия инструментов, где каждый досконально знает свою партию, каждый на своем месте и каждый необходим.

Чем сложнее система, тем важнее для нее организация во времени: большему числу процессов необходима лучшая согласованность.

В нашем же организме обнаружено уже более 300 (!) только циркадных ритмов.

В связи с этим любая человеческая деятельность нуждается в строгом распорядке режима дня:

  1. правил гигиены;
  2. режима питания;
  3. правила распределения труда и отдыха в режиме дня;
  4. правил тренировки с учетом ЧСС и возрастных особенностей организма.

Если ведущий дискотеку правильно подберет музыку, судя по нашей диаграмме, он сможет повлиять на 30 % молодежи, движущихся по кругу, либо стоящих в сторонке. У каждого человека есть свой вкус и для того, чтоб музыка понравилась многим необходимо подбирать музыку разнообразную, а не гонять одно и тоже.

О человеческих взаимоотношениях.

Из диаграммы №3 мы видим, что большинство молодежи приходит на дискотеку с целью познакомиться. Поэтому они ходят по кругу и ищут друг друга, но при этом, когда находят, не знают как себя вести.

Они для храбрости выпивают либо начинают задираться, чтоб на них обратили внимание. Потом удивляются, когда отношения с теми, кто им понравился, не складываются.

В нашем проекте мы решили немного им помочь, доказав, что в выпивке нет необходимости, так как люди ценят друг в друге совсем иные качества, что представляем в виде диаграмм.

Рис. 1 Мнение юношей о качествах, которыми должна обладать девушка в первую очередь

Рис. 2 Мнение девушек о качествах, которыми должен обладать юноша в первую очередь

Очень часто ребята, общаясь, друг с другом, играют какую-то роль, задираются, ставят себя выше других, и каждый из них хочет быть значительнее. Но на самом деле, если они хотят быть интересными для других, необходимо дать человеку с кем общаешься, почувствовать свою значительность, делая это со всей искренностью.

«… но человек,

Но гордый человек, что облечен

Минутным кратковременным величьем,

И так в себе уверен, что не помнит,

Что хрупок, как стекло, - он перед небом

Кривляется, как злая обезьяна,

И так, что плачут ангелы над ним».

Шекспир

Результаты проведенных нами экспериментов с учащимися школы и педагогами.

Для того чтобы доказать, что с помощью танцев можно выполнить необходимый нашему организму минимум движений, причем за какое время. Мы провели эксперименты с педагогами и учащимися, которые заключались в том, что измеряли ЧСС в покое, после танцев (медленные, современные и классические), после выполнения силовых и беговых упражнений.

Во время занятий физической культурой необходимо следить за изменениями ЧСС и чтобы риск был минимальным, рекомендуется не превышать верхнюю границу индивидуального тренировочного пульса (ИТП), который подсчитывается с помощью формул:

ИТП = (220 – возраст – ЧСС в покое за 1 минуту) х 0.66 + ЧСС в покое за 1 минуту;

Нижняя граница = ИТП – 12;

Верхняя граница = ИТП + 12.

Мы следили за тем, как меняется ЧСС, сравнивая постоянно его с ИТП во время танцев и различных упражнений из физической культуры, при этом засекая по времени.

В экспериментах приняло участие 84 учащихся 9-х, 11-х классов МОУ СОШ №1 и 15 педагогов.

Среднеарифметическое значение пульса в покое получилось

ЧСС = 78 ударов в минуту.

Среднеарифметическое значение ИТП = 161.16 ударов в минуту.

Полученные результаты представляем в виде таблицы.

Способ деятельности

Время, за которое участники эксперимента достигли своего ИТП при среднем и медленном темпе выполнения заданий (в таблице указаны среднеарифметические результаты в минутах).

Средний темп

Медленный темп

1. Беговые упражнения.

7.23

12.35

2. Силовая подготовка.

8.14

11.4

3. Современные танцы.

23.8

4. Классические танцы (вальс).

14.8

25.9

Таблица №1 Время, за которое учащиеся достигли ИТП, в зависимости от способов деятельности и темпа.

Сценарий конкурса «Танцы с педагогами»

или «Смешанная пара года»

Мы знаем такой замечательный проект на первом канале, как «КВН» который приобрел широкий размах и привлек в свои ряды не только студентов со всей России и других стран мира, но и школьников.

Сейчас на первом канале и РТР прошли такие проекты, как «Танцы со звездами» и «Танцы на льду», которые нашли много поклонников. Отталкиваясь от них, мы решили предложить свой вариант сценария для учащихся школы и педагогов, под названием «Танцы с педагогами» или «Смешанная пара года», с помощью которого можно будет повлиять на количество танцующих (стесняющихся).

Прежде чем приступить к написанию сценария мы решили для начала прозондировать почву.

Рис. 3 Отношение учащихся к передаче «Танцы со звездами»

Рис. 4 Отношение педагогов к предложению - станцевать с учащимися

Рис. 5 Отношение учащихся к предложению - станцевать с учителями

Конкурс проводится среди учащихся 9 – 11-х классов и педагогов школы.

Перед началом конкурса каждый класс выбирает у себя одну пару, которая должна до начала конкурса приготовить два танца и двух корреспондентов, в обязанность которых входит сбор информации о своей паре во время подготовки к конкурсу.

Сам конкурс разделен на два этапа:

I этап

  1. ведущие рассказывают о танцах в общих чертах;
  2. выступление профессиональных пар;
  3. перед каждым выступлением пары, выходят их корреспонденты и рассказывают о том, что это за пара, как она готовилась (форма любая);
  4. выступление самих пар;
  5. второе выступление пар;
  6. оценка жюри (по 10-ти бальной системе);
  1. после двух танцев жюри объявляет три лучшие пары (по сумме набранных баллов);
  2. перед началом конкурса ведущие опросили учителей и составили презентацию, в которой восемь педагогов (4 мужчины, 4 женщины) пожелали принять участие (о них краткая характеристика и фотографии);
  3. ученица из пары, занявшей первое место, выбирает себе партнера из числа представленных педагогов, затем – выбирает партнер и т.д.;
  4. получаем шесть «смешанных» пар, состоящих из учеников и педагогов;
  5. этим парам дается 1 неделя для подготовки 1 танца.

II этап

  1. через неделю после I этапа ведущие перед выступлением каждой пары рассказывают о том, что это за пары и как они готовились (форма любая);
  2. выступление самих пар;
  3. оценка жюри (по 10-ти бальной системе);
  4. при входе в зал каждый из зрителей получает 6 жетонов с цифрами от 1 до 6 (номера пар)
  5. пока на сцене выступают профессиональные пары, помощники проходят по залу и собирают жетоны с номерами понравившихся пар у зрителей (1 жетон равен 1 баллу);
  6. баллы жюри и количество жетонов суммируются, и мы получаем «пару года».

IV Ожидаемые результаты.

За незначительное время и невеликие материальные затраты на основе интереса учащихся 9 – 11-ых классов к дискотекам (без принуждения) можно будет вполне серьезно решать вопросы здоровья молодежи.

В данном проекте мы рассмотрели такое интересное явление, как «круговорот» на дискотеке, которое происходит в результате движения молодежи по кругу. Благодаря проведенному опросу, в котором приняло участие 297 человек, были подтверждены выдвинутые нами гипотезы и выявлены некоторые причины, по которым молодежь в наше время мало танцует на дискотеках. Показали качества, на которые чаще всего обращают внимание молодые люди во время поиска партнера, что мы надеемся, поможет во взаимоотношениях между ребятами, а в лучшем случае оттолкнет их от выпивки.

В ходе проведенных экспериментов, в которых приняло участие 84 ученика МОУ СОШ №1 и 15 педагогов, пришли к выводу, что музыка, танцы и физическая культура взаимосвязаны между собой, но не могут быть полностью взаимозаменяемы. С помощью танцевальных упражнений мы развиваем определенные физические качества и даем достаточную нагрузку на сердце. Очень важно здесь отметить, что на дискотеки ходят и те ребята, которые освобождены от физической культуры по состоянию здоровья. Для которых мы и определяли нижнюю границу ИТП, а также подсчитали время необходимое им для достижения ИТП во время выполнения различных упражнений в медленном темпе, которые занесли в таблицу. Танцы и выбранная музыка имеют также ключевое значение в поднятии эмоционально-психологического состояния человека.

Предполагаем, что при помощи проведения конкурса «Танцы с педагогами» или «Смешанная пара года» увеличится количество танцующих среди молодежи.

Мы надеемся, что кинетическая энергия, затраченная нами в ходе выполнения данного проекта, не пропадет даром. А по закону сохранения энергии - перейдет во внутреннюю (пока еще скрытую), которая подтолкнет молодежь на ведение здорового образа жизни, хотя бы через танцы на дискотеках!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм? М., Знание, 1985.
  2. Дильман В.М. Большие биологические часы. М., Знание, 1981.
  3. Оранский И.Е. Часы внутри нас. Свердловск, 1979.
  4. Кабалевский Д.Б. Музыка в 4 – 7 классах. М., Просвещение, 1986.
  5. Журнал Физическая культура в школе №6, 2004
  6. Дейл Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.: «Мартин», 2006.
  7. Лекции Новиковой И.В. – заведующей кафедрой физической культуры в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  8. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт – ура! Ура! Ура! Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.

Светлана Диденко
Исследовательская деятельность «Круговорот воды в природе»

Секция: Естествознание «неживая природа»

1. Введение.

Меня зовут Варфоломеева Мария. Мне 7 лет. Я хожу в детский сад №28 ст. Воронежской в подготовительную группу.

Я вам расскажу, как я познакомилась с капелькой.

Встала я однажды утром и решила умыться. Открыла кран и увидела весёлую и прозрачную капельку. «Здравствуй, капелька, - я ей сказала, - давай с тобой дружить». В ответ капелька улыбнулась, прыгнула ко мне в руки и прожурчала: «Давай».

Я задумалась и решила узнать, откуда берётся водопроводная вода?

Что нужно сделать, чтобы узнать больше?

Я решила подойти к маме и спросить: «Откуда идёт вода?»

Она мне рассказала, что вода поступает из скважины по трубам.

А из труб в кран в кран, а из крана в канализацию, а далее вода проходит через фильтры. А потом по трубам попадает в кран. Происходит круговорот воды.

А чтобы узнать о круговороте воды в природе я подошла к своему воспитателю Диденко Светлане Владимировне. И мы с ней стали искать информацию в журналах, в энциклопедиях и в интернете.

Нашли о круговороте воды в природе информацию и подготовили исследовательскую деятельность.

Цель моего исследования: Что такое круговорот воды?

Воспитывать бережное отношение к воде. Знать свойства воды.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

Умение развивать познавательную активность, любознательность посредством вовлечения в опыт.

Предмет исследования – вода.

Актуальность исследования заключается в расширение кругозора ребёнка. Практическое применение знаний, умений, навыков ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.

Гипотеза исследования: Роль круговорота воды в природе велика.

Методы исследования:

Анализ научной литературы;

Наблюдения;

Выступление перед детьми с опытами;

Анализ полученных данных.

1. Чтение стихотворение Н. Рыжовой «Вода»

2. Круговорот воды в природе

3. Мировой круговорот воды в природе

4. История о приключении капельки

5. Капелька - путешественница

7. Берегите воду

Вступление

Чтение стихотворении Н. Рыжовой «Вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё вам не умыться,

не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Круговорот воды в природе

Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды - Мировой океан. Почти четверть всей солнечной энергии расходуется на испарение воды с поверхности водоемов. Около 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков снова в Мировой океан, а 1/3 приходится на сушу. Эта вода пополняет ледники, реки и озера. В свою очередь, поверхностные воды снова стекают в моря и океаны. Вода, увлажняющая почву, всасывается корнями растений. Вместе с водой растения получают растворенные в ней питательные вещества. В растениях вода поднимается по стеблям и в виде пара поступает в атмосферу через листья, и все повторяется снова.

Мировой круговорот в природе

Вода испаряется с океана и образуются облака. Облака с помощью ветра сталкиваются и появляются осадки в виде дождя, если облака поднялись выше, то осадки идут в виде дождя. Все осадки просачиваются через землю и возвращаются опять в море.

История о приключении капельки

Вот какую волшебную историю рассказала обыкновенная капелька. Эту историю можно рассказывать целый день, а может и больше.

Я вам расскажу лишь о некоторых её приключениях.

Капелька – путешественница

Жила – была Тучка-мама. Была у неё дочка Капелька - непоседа и проказница. Никак ей не сиделось дома. При любом случае она старалась убежать от мамы. А мама потом долго плакала.

Капельке было тесно в облаках. Она всегда гуляла по Земле. Там она купалась в море, играла с рыбками в «пятнашки», загорала на песочном пляже.

Вдруг капелька подпрыгнула и полетела.

Летела капелька вверх, ветер относил её дальше. Чем выше она поднималась,тем больше стала мёрзнуть и превращаться в снежинку. Солнышко пригрело, и наша капелька спускалась с гор по ручьям и горным речкам, проваливалась «под землю», а затем всплывала в тёплом озере.

Когда Солнце ушло спать, Капелька попала из озера в лейку Гномика, который решил полить вянущий цветок, а затем по стеблю поднялась на лист. А утром, как только проснулось Солнышко, Капелька вернулась домой к Тучке-маме! там уснула…

Опыт: Т акое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике.

Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло.

На стекле появляются капельки воды, которые падают вниз.

Опыты с водой

Проделав опыты, я узнала, что вода – это жидкость имеет свойство текучести.

Вода не имеет формы. Она бесцветна. Не имеет запаха. Вода может быть холодной, а при нагревании тёплой. У неё нет вкуса.

Если добавить соль или сахар, то она может быть сладкой и солёной. Вода – как зеркало. Можно увидеть своё отражение. А ещё вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд.

Берегите воду

Вода используется человеком для питья, для орошения полей, садов. Много воды идёт в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.

Вывод:

А вывод такой получился у меня.

Круговорот воды можно увидеть везде.

И дня без воды прожить нам нельзя.

Вода это главное чудо планеты.

Ни запаха нет у неё и не цвета.

Бывает вода очень твёрдой, как лёд.

Бывает и жидкой из крана течёт.

А если нагреть на плите, то облачком может она улететь.

частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 открытого

« Российские железные дороги»

« Приключения капельки Капитошки или круговорот воды в природе»

Подготовила воспитатель старшей группы:

Проект «Приключение капельки воды Капитошки или круговорот воды в природе».

Начинающий воспитатель.

Полное наименование ДОУ

Частное дошкольное образовательное учреждение» детский сад № 000 «российские железные дороги».

Сроки реализации

Долгосрочный: 3 месяца (сентябрь - ноябрь 2016 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживания за цветами, был сделан вывод в актуальности выбранной темы. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природ е, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Перспективный план

«Круговорот воды в природе, берегите воду»;

«Вода в жизни человека?»;

Вода - друг или враг;

Художественное творчество

Рисование «Сосульки на крыше нашего дома»;


Ручной труд

Аппликация « Чайник с паром»;

Снежная крепость на участке;

Коллаж «берегите воду»;

Аппликация «ободок капелька»


Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Кому, что нужно для работы на воде»,

«Водоплавающие птицы нашей области»

«Продолжи пословицу»

«Путешествие по Волге»

Подвижная игра «Капельки и тучки»

Овчинникова Юлия «Сказка про капельку путешественницу»

Потешка «Дождик»;

«Мойдодыр», «Федорино горе»,

С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,

А. Барто «Девочка – чумазая»,

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»


Работа с родителями

Выпуск плакатов» круговорот воды в природе»

Проведение с экспериментами

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».

Цветные фонарики из льда;

Проведение опытов

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая

и может течь», «Вода может быть твердой»;

Опыты со снегом;

Опыты со льдом;

Продукты проекта

Презентация « Все о воде»;

Музей « вода-это жизнь»;


Пословицы и поговорки о воде.

Твердое состояние воды. Свойство снега и льда.

В твердом состоянии сохраняется форма и объем.

При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело.

Лед при определенных условиях может « течь».

На земле существуют огромные «ледяные реки».

Медленно стекающие с высоких гор.

Их называют ледниками.

Продуктивная деятельность с детьми.

Дружим с красками всегда.

Потому-то есть вода.

Нарисуем капельки, летящие с сосульки.

Сделаем фонарики на участке зимнем.

Стихи, загадки про твердое состояние воды.

На стёклах нарастает лёд,
Часы твердят: «Не трусь!»
Услышать, что ко мне идёт,
И мертвой я боюсь.

Как идола, молю я дверь;
«Не пропускай беду!»
Кто воет за стеной, как зверь,
Кт о прячется в саду?

Снежные постройки на нашем участке.

Снежную крепость построить решили,
Чтоб, как взаправду, в войну там играть.
Снег собирали, на санках возили,
Прочная вышла, должна устоять.

Жребий бросали, кто в крепости будет
Смело держаться, а кто нападать.
Криком УРА кто округу разбудит,
Кто-то внутри будет насмерть стоять.

Домик в деревне, теплая печка.
Звездное небо над самым крылечком.
Иней на окнах. Узоры как в сказке.
Щеки румяные - зимняя ласка.

Горка, горка ледяная! Лучше я игры не знаю,
Чем по горке ледяной Прокатиться мне зимой.

На санях лечу я. Ух! Аж захватывает дух!
А за мною на дощечке Вслед несется
Друг мой Петька.

Газообразное состояние воды (в виде пара).

Вода способна испаряться - переходить из жидкого

состояния в газообразное.

Начинается этот процесс уже при температуре 0 °С.

Но чем выше температура, тем испарение больше.

Наиболее интенсивно оно протекает

при температуре +100 °С (при кипении воды).

В природе вода испаря­ется с поверхности суши,

рек, озёр, морей и океанов.

Вследствие этого в воздухе образуются облака.

Когда вода теплее окружающего воздуха,

то можно заметить над водой туман.

Вода испаряется и превращается в пар

Пар-это газ, его не видно.

Он находится в воздухе вместе с другими газами.

В виде водяного пара(газа)

молекулы теряют между собой связь

и свободно перемещаются в воздухе.

Стихи загадки о газообразном состоянии воды в природе.

Из чего была корова?

Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
Шла по небу корова!
Она была, она была
Белым-бела!
Белым-бела!
- А почему белым-бела?
Она из облака была!

А куда за окном всё пропало, Пока спал я на правом боку?
Может, улица просто сбежала? Или кто-то просыпал муку?

Водяное покрывало С неба сыростью упало.
Как молочный океан По земле плывет туман

Продуктивная деятельность детей.

с прикладными элементами

(крупа) с добавлением образа пара

сделанного из ваты.

Работа с родителями.

Плакат « Круговорот воды в природе»

(сделанные родителями с детьми).

Экспериментирование с детьми в домашних условиях.

светлана глухова
Экологический проект «Круговорот воды в природе»

Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории.

Регион, область, населенный пункт:

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Полное наименование ДОУ

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл

Сроки реализации

Среднесрочный: 2 месяца (январь-март 2015 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Задачи

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природе, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Методологическая база проекта

1. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013;

2. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова [и др. ]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015;

3. Сборник методик по экологическому просвещению: сост. О. В. Уткина / Йошкар-Ола, 2006;

4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015;

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009;

6. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно. – М. : Линка-Пресс, 2004;

7. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008;

8. Рыжова Н. А. Волшебница вода //Дошкольное образование. – 2004. - №11,12.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему - январь 2015.

Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний - январь 2015.

Изготовление дидактических пособий, картотеки опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы - январь 2015.

Основной этап

Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге - январь 2015.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления» - январь 2015.

Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды - январь 2015.

Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе - январь 2015.

Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды, создание альбома «Где живет вода» - январь 2015.

Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды, создание альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды - февраль 2015.

Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой, заполнение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Рисование «Облачный город». Цель: учить детей передавать формы и размеры облаков, создание книжки «Облачный город» - февраль 2015.

Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение - февраль 2015.

Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр - февраль 2015.

Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развивать поисковую деятельность, ведение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение, создание альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях» - февраль 2015.

Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности - февраль 2015.

Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта. Круговорот воды в природе» - февраль 2015.

Изготовление атрибутов для подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Цель: развивать творчество, воображение атрибуты для подвижной игры - март 2015.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, формирование двигательных умений и навыков - март 2015.

Дидактическая игра «Где спряталась снежинка?». Цель: закрепить знания детей о том, где и в каком виде существует вода, использование картинок о природных явлениях - март 2015.

Познавательные опыты «Вода испаряется», «Круговорот воды в природе». Цель: стимулировать поисковую активность детей, создание модели естественно-научного явления - март 2015.

Завершающий этап

Изготовление книжек-малышек «Приключения капельки». Цель: развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды - март 2015.

Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями по теме «Круговорот воды в природе». Цель: повысить уровень информированности родителей о деятельности ДОУ - март 2015.

Презентация проекта «Круговорот воды в природе» на КМО воспитателей. Цель: повысить уровень информирован-ности воспитателей о деятельности ДОУ, обмен опытом - март 2015.

Результативность

Дети: имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Воспитатель: составлена картотека опытов о свойствах воды; конспекты беседы, занятий, наблюдений.

Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.

Модель трех вопросов

1. Что дети знают?

На небе бывают облака, и из них идет дождь (Диана)

Зимой падает снег (Юля)

Мокрая одежда высыхает на батарее или на балконе (Семен)

При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее (Настя)

После дождя лужи высыхают (Тимур)

Летом во время дождя бывает радуга (Сережа)

Снег в тепле тает (Никита)

2. Что дети хотят узнать?

Почему вода в облаках никогда не кончается? (Тимур)

Почему море заполняется, а через край не льется? (Алеша)

Куда девается вода после дождя? (Кристина)

Куда исчезает вода из мокрой одежды? (Настя)

Почему мокрый пол становится сухим? (Денис)

Что такое облака и из чего они состоят? (Юля)

Какие облака самые большие? (Семен)

Почему облака двигаются по небу? (Сережа)

3. Где найти ответы?

Поискать с родителями в Интернете

Посмотреть мультфильмы

Посмотреть кинопередачи

Провести опыты и эксперименты

Организовать наблюдение

МОНИТОРИНГ

знаний детей по теме «Круговорот воды в природе»

1. Что такое вода? 2,1; 2,9

2. Где встречается вода? 1,9; 2,4

3. Всегда ли вода одинаковая? 1,5; 2,8

4. Что такое пар? 1,5; 2,8

5. Когда снег превращается в воду? 2,0; 2,9

6. Что такое ветер? 1,6; 2,7

7. Куда деваются лужи? 1,9; 3,0

8. Почему мокрый пол становится сухим? 1,6; 3,0

9. Почему идет дождь? 1,8; 2,8

Методика оценки:

3 балла – высокий уровень – ребенок отвечает полно, без помощи взрослого;

2 балла – средний уровень – ребенок отвечает с небольшими затруднениями;

1 балл – низкий уровень – ребенок не может ответить.

Круговорот воды – это важнейший процесс, происходящий на нашей планете, который обеспечивает жизнь всем живым существам, начиная от мелких животных и растений, заканчивая человеком. Вода необходима для существования всем без исключениям организмам. Она принимает участие во многих химических, физических, биологических процессах. Водой покрыто 70,8% поверхности Земли, и она составляет гидросферу – часть биосферы. Водную оболочку составляют моря и океаны, реки и озера, болота и грунтовые воды, искусственные водоемы, а также вечная мерзлота и ледники, газы и пары, то есть к гидросфере относятся все водные объекты, пребывающие во всех трех состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Значение круговорота

Значение круговорота воды в природе очень велико, так как благодаря данному процессу происходит взаимосвязь и полноценное функционирование атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она переносит важнейшие элементы по всей Земле и обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам.

В теплое время года и под воздействием солнечного излучения вода начинает превращаться в пар, преобразовываясь во второе состояние (газообразное). Жидкость, поступающая в воздух в виде пара, является пресной, поэтому воды Мирового океана называют «фабрикой пресных вод». Поднимаясь выше, пар встречается с холодными потоками воздуха, от чего преобразуется в облака. Довольно часто испарившаяся жидкость возвращается в океан в виде осадков.

Ученые ввели понятие «Большого круговорота воды в природе», некоторые называют данный процесс Мировым. Суть заключается в следующем: жидкость собирается над водами океана в виде осадков, после чего часть перемещается на континенты. Там осадки выпадают на землю и с помощью сточных вод возвращаются в Мировой океан. Именно по такой схеме происходит преобразование воды из соленой в пресную и наоборот. Своеобразная «доставка» воды может осуществляться при наличии таких процессов, как испарение, конденсация, выпадение осадков, стоки воды. Рассмотрим подробнее каждый этап круговорота воды в природе:

  • Испарение – данный процесс заключается в преобразовании воды из жидкого состояния в газообразное. Это происходит при нагревании жидкости, после чего она поднимается в воздух в виде пара (испаряется). Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного. Вода испаряется постоянно, но увидеть это можно только, когда она теплая.
  • Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразовывается в жидкость. Результат процесса можно увидеть в виде росы, тумана и облаков.
  • Выпадение осадков – сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на землю или в воду. Из-за большой скорости они не успевают испариться, поэтому часто мы видим осадки в виде дождя, снега или града.
  • Стоки воды – попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

В совокупности вышеуказанные этапы составляют круговорот воды в природе. Состояние жидкости постоянно меняется, при этом выделяется и поглощается тепловая энергия. Человек и животные также принимают участие в столь сложном процессе, поглощая воду. Негативное влияние со стороны человечества вызвано развитием разных сфер промышленности, создания плотин, водохранилищ, а также уничтожением лесов, осушением и орошением земель.

В природе также существуют малые круговороты воды: континентальный и океанический. Суть последнего процесса заключается в испарении, конденсации и выпадении осадков непосредственно в океан. Аналогичный процесс может происходить на поверхности земли, что принято называть континентальным малым круговоротом воды. Так или иначе, все осадки, независимо от того, где они выпали, непременно возвращаются в воды океана.

Так как вода может быть жидкой, твердой и газообразной, скорость передвижения зависит от её агрегатного состояния.

Виды круговорота воды

Условно можно назвать три вида круговорота воды:

  • Мировой круговорот. Над Мировым океаном образовывается большой пар. Он, подымаясь вверх, относится на континент воздушными потоками, где выпадает дождем или снегом. После этого реками и подземными водами снова возвращается в океан
  • Малый. В этом случае пар образовывается над океаном и прямо же в него выпадает осадками через некоторое время
  • Континентальный. Этот круговорот образовывается как раз внутри материка. Вода с земли и внутриконтинентальных водоемов испаряется в атмосферу, а после чего спустя время возвращается на землю дождем и снегом

Таким образом, круговорот воды – это процесс, в результате которого вода изменяет состояние, очищается, насыщается новыми веществами. Круговорот позволяет функционировать всем формам жизни. Из-за того, что вода постоянно пребывает в движении, она охватывает всю поверхность планеты.

Схема круговорота воды в природе

Познавательное видео о круговороте воды в природе

Круговорот воды в природе для детей — приключение капельки



Поделиться: