Политический режим в голландии. Особенности законодательной власти

Генеральные штаты состоят из Первой палаты (известной также как Сенат) и Второй палаты (Палата представителей). Сенат избирается путём непрямых выборов региональными законодательными органами, Вторая палата формируется путём прямых всенародных выборов.

Генеральные штаты заседают в здании Бинненхоф («Внутренний двор») в Гааге . Первая палата собирается лишь один день в неделю и утверждает законопроекты, принятые Второй палатой. На основании состава Второй палаты формируется правительство Нидерландов .

В рыцарском зале (Риддерзал) Бинненхофа происходят торжественные совместные заседания палат, по случаю открытия сессии с участием монарха (Принцев день, каждый год в третий вторник сентября), в связи с утверждением бракосочетания члена королевской семьи или со смертью монарха. Совместное заседание палат имеет право также действовать как полномочный орган в случае вакансии престола, отсутствия наследника и неспособности регента исполнять обязанности - оно может избирать в таком случае нового монарха.

История

Первоначально высшее сословно-представительское учреждение нидерландских провинций (включавших также территорию современной Бельгии). Генеральные штаты состояли из депутатов духовенства, дворянства и верхушки горожан. Впервые были созваны в 1463 году, после объединения Нидерландов бургундскими герцогами. Первое заседание состоялось 9 января 1464 года в Брюгге . Генеральные штаты имели право вотирования налогов, особенно широкие полномочия дала им «Великая привилегия» 1477 года . В период Нидерландской революции XVI века Генеральные штаты стали центром оппозиции испанскому режиму, а с отделением Северных Нидерландов - высшим постоянно действующим законодательным органом Республики Соединённых провинций . В Генеральных штатах каждая провинция имела один голос, но часть территории республики - так называемые Генеральные земли - не относилась к провинциям, управлялась непосредственно из центра и не имела голоса в парламенте.

Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. Крупнейший пересмотр конституции произошёл в 1983 году. Отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум. Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

Монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. С 1980 года королевой является Беатрикс из старинной Оранской династии, наследником престола - её сын Виллем-Александр. С 1890 года на престоле находились только женщины. Монарх нередко отрекается от престола в пользу наследника по достижении пожилого возраста, однако Беатрикс (1938 года рождения) пока не собирается этого делать. На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в то же время имеет определённое влияние на формирование нового правительства после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях.

Законодательной властью обладают Генеральных штаты (парламент) и в меньшей степени правительство. Парламент состоит из двух палат: первой (75 мест) и второй (150 мест). Вторая палата, обладающая основной властью, избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года (последние выборы состоялись 22 ноября 2006 года). Первая палата избирается непрямым образом провинциальными парламентами. Её функции сводятся к ратификации законопроектов, уже разработанных и принятых второй палатой. Основными политическими партиями Нидерландов являются Христианско-демократический призыв (41 место в нижней палате парламента из 150), Партия за труд (33 места), Социалистическая Партия (25 мест) и Народная партия за свободу и демократию (23 места).

Исполнительная власть сосредоточена в руках кабинета министров (правительства). Правительство обязано согласовывать основные решения с парламентом, и поэтому формируется на основе парламентского большинства. Ни одна партия в недавней истории Нидерландов не имела большинства в парламенте, поэтому правительства всегда носили коалиционный характер. Премьер-министром с 22 июля 2002 года является лидер Христианско-демократического призыва Ян-Петер Балкененде. 22 февраля 2007 года он сформировал свой четвёртый кабинет министров: коалицию Христианско-демократического призыва, Партии за труд и малой партии Христианский Союз (6 мест в парламенте). Заместителями Балкененде в правительстве стали лидер Партии за труд Ваутер Бос и лидер Христианского Союза Андре Раувут.

Местное управление. Основные единицы местной администрации – муниципалитеты, которых насчитывается 647. Каждый из них управляется выборным муниципальным советом, исполкомом муниципального совета и бургомистром. Бургомистр назначается на шестилетний срок правительством. Возможности муниципального управления ограничены объемом финансирования.

Нидерланды разделены на 12 провинций (Дренте, Флеволанд, Фрисландия, Гелдерланд, Гронинген, Лимбург, Северный Брабант, Северная Голландия, Овер-Эйссел, Утрехт, Зеландия, Южная Голландия). Каждая управляется Провинциальными штатами, избираемыми на четыре года. Исполнительная власть осуществляется четырьмя избранными представителями Провинциальных штатов и королевским комиссаром, который назначается правительством страны. Провинциальная власть имеет право надзора, однако обладает меньшей политической силой, чем муниципалитеты.

Политические партии. В Нидерландах существует многопартийная система.

Христианско-демократический призыв (ХДП) – крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908). ХДП выступает с центристских позиций, отстаивает традиционные ценности, частную собственность и свободное предпринимательство. Призывает к ограничению государственного вмешательства в экономике при продолжении активной социальной политики. Входит в международные объединения христианско-демократических партий и Европейскую народную партию. Лидеры ХДП Андреас ван Агт, и Рудольфус (Рууд) Любберс возглавляли правительство страны в 1977–1982 и 1982–1994. Между 1994 и 2002 ХДП находился в оппозиции, но в 2002 лидер ХДП Ян-Петер Балкененде вновь занял пост премьер-министра. На выборах во Вторую палату парламента в мае 2003 ХДП собрал 28,6% голосов и завоевал 44 из 150 мест. В Первой палате парламента имеет 23 из 75 мест. Лидер и премьер-министр – Ян-Петер Балкененде.

Народная партия за свободу и демократию (НПСД) – праволиберальная, образована в январе 1948. Выступает за свободный рынок, за сокращение государственного вмешательства в экономику и поддержку свободного предпринимательства. Входит в международное и европейское объединения либеральных партий. Участвовала в правительствах в 1959–1972, 1977–1981, 1982–1989 и с 1994. На выборах 2003 НПСД получила 17,9% голосов, имеет 28 мест во Второй и 15 в Первой палате. Лидер – Йозиас ван Аартсен.

«Демократы-66» – леволиберальная политическая партия. Создана в октябре 1966, выступает с позиций социального либерализма и радикальной демократии. Партия призывает к проведению политических реформ (широкому использованию механизмов референдума, отмене Первой палаты, введению прямого избрания премьер-министра и мэров и т.д.), к сочетанию либеральных принципов индивидуальной свободы с активной социальной политикой и солидарностью. «Демократы-66» входят в международное и европейское объединения либеральных партий. Партия участвовала в правительствах в 1973–1977, 1981–1982, 1994–2002 и с 2003. На выборах 2003 завоевала 4,1% голосов, имеет 6 мест во Второй и 3 в Первой палате. Лидер – Борис Дитрих.

Партия труда (ПТ) – социал-демократическая партия, оформилась в феврале 1946. Выступает за проведение прогрессивных реформ конституционными и мирными методами, отстаивала расширение социальной политики государства с целью обеспечить большее социальное, политическое и экономическое равноправие всех граждан. В настоящее время начала пересматривать прежние позиции в пользу усиления государственного регулирования. ПТ входит в Социалистический Интернационал и европейское объединение социал-демократических партий. Участвовала в правительствах в 1946–1958, 1965–1966, 1973–1977, 1981–1982, 1989–2002. Ее лидеры Виллем Схермергорн, Виллем Дрейс, Йооп ден Ойл и Вим Кок занимали посты премьер-министров в 1945–1946, 1948–1958, 1973–1977 и 1994–2002. В настоящее время находится в оппозиции. На выборах 2003 собрала 27,3% голосов, имеет 42 места во Второй и 19 в Первой палате. Лидер – Ваутер Бос.

Социалистическая партия (СП) – левая. Основана в 1972 как маоистская Коммунистическая партия Нидерландов / марксистско-ленинская, но в 1991 официально отказалась от марксизма-ленинизма. Выступает за построение социализма в стране. На выборах 2003 СП собрала 6,3% голосов, имеет 9 мест во Второй и 4 в Первой палате. Лидер – Ян Марийниссен.

Список Пима Фортейна – правая организация, выступающая против иммиграции. Основана в 2002 убитым вскоре правоэкстремистским политиком П.Фортейном под лозунгами прекращения притока иммигрантов, «не интегрирующихся» в нидерландскую культуру (особенно мусульман), более решительной борьбы с преступностью, сокращения бюрократии в государственном управлении, улучшения работы школ и медицинских учреждений. На выборах 2002 партия добилась крупного успеха, став второй по величине политической силой страны. Ее представители были включены в состав правительства во главе с христианским демократом Балкененде, но уже через несколько месяцев коалиция распалась по вине Списка Пима Фортейна. На выборах 2003 партия смогла получить лишь 5,7% голосов; она имеет всего 8 мест во Второй и 1 в Первой палате. В 2004 между депутатами партии и руководством организации произошел раскол.

Зеленые левые – политическая партия, выступавшая под лозунгами социализма, пацифизма и защиты окружающей среды. Возникла в 1989 в результате объединения небольших левых организаций: Политической партии радикалов (основанной в 1968), Пацифистской социалистической партии (образованной в 1958), Коммунистической партии Нидерландов (основанной в 1918) и Евангелической народной партии (созданной в 1981). С 2004 руководство партии заявило о своей приверженности леволиберальным принципам, прежде всего, принципу «мультикультурного» общества. На выборах 2003 партия набрала 5,1% голосов, имеет 8 мест во Второй и 5 в Первой палате. Лидер – Фемке Хальсема.

Христианский союз (ХС) – основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза. Сочетает консервативную позицию по вопросам абортов, эвтаназии и гомосексуальных браков с социал-демократической линией в вопросах экономики и защиты окружающей среды. В 2003 получил 2,1% голосов на выборах. Имеет 3 места во Второй и 2 в Первой палате. Лидер – Андре Роувут.

Государственная реформистская партия (ГРП) – консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви. Образована в 1920-х. В парламенте сотрудничает с Христианским союзом. В 2003 ГРП получила 1,6% голосов. Имеет по 2 места в каждой из палат парламента страны.

Правовая система и судопроизводство. Нидерландская правовая система представляет собой сочетание положений Римского права и кодекса Наполеона. Особое внимание уделяется правам граждан. Судьи назначаются монархом пожизненно, но по достижении 70 лет должны оставлять свой пост. В Нидерландах действуют Верховный суд, 5 апелляционных судов, 19 окружных судов и 62 кантональных. В стране отсутствует система правосудия с участием присяжных заседателей. Судебные разбирательства обычно ведутся одним судьей или коллегией из трех судей. Внешняя политика. В период между мировыми войнами Нидерланды принимали активное участие в работе Лиги наций. В 1945 они стали одной из стран-учредителей ООН. После Второй мировой войны Нидерланды прочно примкнули к альянсу стран Запада и в 1949 вступили в НАТО. С 1950-х годов страна была ведущим поборником европейской интеграции и ратовала за вступление Великобритании в Общий рынок. Маастрихтский договор, заключенный в 1992 в городе Маастрихте на юге Нидерландов, способствовал трансформации Европейского экономического сообщества в Европейский союз.

Нидерланды давно стали центром мировых правовых учреждений. Еще в 17 в. здесь жил Гуго Гроций, один из основоположников современного международного права. В Гааге находится Международный суд ООН, международный трибунал по бывшей Югославии, а также международный трибунал ООН.

Нидерланды имеют дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1942).

Вооруженные силы. По окончании холодной войны вооруженные силы Нидерландов подверглись значительному реформированию. Призыв, который в середине 1990-х годов обеспечивал ок. 2/5 воинского контингента, был отменен в 1997, и теперь вооруженные силы Нидерландов состоят исключительно из профессиональных военных и добровольцев.

Нидерландские соединения используются в первую очередь в войсках НАТО. В середине 1990-х сухопутные войска Нидерландов включали 10 бригад, объединенных в 2 дивизии. Часть войск размещена в Германии. Военно-воздушные силы насчитывали 9 эскадрилий истребителей и 8 ракетных батарей ПВО. Военно-морской флот состоял из 55 судов, включая 4 подводных лодки и 18 сторожевых кораблей с управляемыми ракетами, а также располагал соединениями морской авиации и пехоты. Как ВВС, так и ВМФ Нидерландов проходят подготовку совместно с бельгийскими соединениями. Общая численность вооруженных сил в 1997 составляла 75,2 тыс. человек, в 2001 – 74,100. В 1997 доля расходов на оборону составляла 1,91% от суммы ВВП. В 2000/2001 финансовом году военные расходы Нидерландов составили 6,5 млн. долларов, или 1,5% от ВВП.

Организация государственной власти и управления

По форме правления Королевство Нидерланды относится к конституционной монархии, означающей, что осуществление всех полномочий имеет определенные ограничения и ни один орган не обладает всей полнотой власти. Согласно Конституции 1983 г. законодательная власть принадлежит Королю и Генеральным штатам, исполнительная власть - Королю и Совету министров, судебная власть - Верховному суду и нижестоящим судам Королевства.

Официально главой государства является Король (в Нидерландах с 1980 г. соответствующие функции осуществляет Королева Беатрикс).

Пост главы государства замещается по наследству и принадлежит законным наследникам Короля Вильгельма Оранского-Нассау. Порядок престолонаследия регламентирован Конституцией. До 1983 г. система престолонаследия в Нидерландах была кастильской (действовало правило о приоритете сыновей перед дочерями монарха). В настоящее время наследование осуществляется по принципу первородства (престол переходит к старшему законному наследнику Короля после его смерти; если старший ребенок умрет при жизни Короля, другой его старший ребенок становится наследником). Если у Короля нет наследников, трон переходит к старшему наследнику его отца, а при отсутствии последнего - престол наследует старший в роду (при этом унаследовать трон может член королевского рода, состоящий в родстве с Королем, но не далее чем в третьей степени).

Правление Короля прекращает не только смерть, но также его отречение. Отречение монарха подписывается в одностороннем порядке, единственной стороной которого является Король. Дети, родившиеся после отречения, и их преемники исключаются из числа наследующих. Вступление в брак без согласия законодательного органа будет автоматически означать отречение.

Для дачи согласия на вступление в брак Короля в Генеральных штатах созывается совместная сессия палат (это предотвращает возможность принятия двумя палатами Парламента двух разных решений).

Помимо наследования престола возможна его передача посредством назначения Короля. Конституция описывает две процедуры, когда это может произойти.

Во-первых, наследник может быть назначен актом Парламента, который принимается в случае отсутствия законных наследников. Принятие такого акта требует особой процедуры. После внесения этого законопроекта Королем или от его имени обе палаты Генеральных штатов распускаются, а после новых выборов палаты обсуждают этот законопроект на своей совместной сессии. Законопроект должен быть одобрен квалифицированным большинством (2/3) Парламента.

Во-вторых, преемник может быть назначен, если после смерти Короля или после его отречения не остается наследственного преемника короля. Процедура в этом случае следующая: палаты распускаются; новые палаты собираются на совместной сессии спустя четыре месяца после смерти или отречения монарха для того, чтобы принять решение о назначении Короля. Как и в предыдущем случае, назначение должно подтвердить квалифицированное большинство в палатах Генеральных штатов. Назначенный Король может передать свою власть только своим законным наследникам.


Конституция рассматривает три случая признания неправоспособности Короля.

Во-первых, идет речь о времени несовершеннолетия (Конституцией предусмотрено, что Король использует свою власть по достижении совершеннолетия).

Второй случай касается временного отказа Короля от исполнения своих полномочий. Как отказ от исполнения полномочий, так и возобновление осуществления королевской власти совершаются через акт Парламента по личной инициативе Короля. Генеральные штаты обсуждают и решают данный вопрос на совместном заседании.

Третий случай касается так называемого мотивированного признания Короля неправоспособным. Если Совет министров приходит к мнению, что Король не в состоянии осуществлять свои полномочия, то он после получения консультации Государственного совета информирует об этом Генеральные штаты. В этом случае Парламент собирается на совместном заседании для решения данного вопроса. Если Парламент согласен с мнением Совета министров, то он объявляет о неправоспособности Короля. При этом важно указать, что Король теряет не трон, а только возможность осуществлять свою власть; как только он снова станет способен вести дела, его власть возобновляется.

Если одно из вышеперечисленных обстоятельств возникнет, то королевские функции выполняются регентом, назначенным актом Парламента. В случае отсутствия Короля и регента Государственный совет исполняет королевские обязанности.

Конституцией делается различие между собственно Королем (положения о престолонаследии, регентстве, неправоспособности) и Королем как частью Правительства, который действует сообща с одним или более министрами, а также как важным участником законодательного процесса. Для второго случая также применимы слова "королевский указ" и "правительство", обозначающие решения Короля и одного или более министров.

Важной привилегией Короля является его неприкосновенность (иммунитет). При этом для того, чтобы преодолеть потенциальные недостатки существования королевского иммунитета, связанные с возможностью злоупотребления Королем своей властью, в конституционном праве устанавливается ответственность министров и контрасигнатура актов монарха (любые его акты подлежат одобрению и подписанию одним или несколькими министрами, которые несут ответственность за эти акты, принятые за подписью Короля).

В связи с этим министр ответствен перед Генеральными штатами за собственные действия и действия Короля внутри Правительства (исключением была Вторая мировая война, когда Правительство было эвакуировано в Лондон, а Королева Вильемина принимала значительное участие в его деятельности).

Кроме того, ответственность министров распространяется на действия Короля вне Правительства, а именно как главы государства и при реализации личных прав; в этом случае министр не уполномочен предотвращать личные акты и действия Короля, однако он может только пытаться влиять на монарха до или после издания такого акта или совершения действия.

Кроме иммунитета Конституцией предусмотрены другие личные права, которыми обладает Король, например идет речь о его ежегодном содержании из государственного бюджета в соответствии с правилами, которые установлены актом Парламента.

К числу прерогатив Короля как главы государства относится, прежде всего, участие в формировании нового Правительства после парламентских выборов. Монарх проводит консультации с лидерами фракций, председателями палат Парламента и с вице-председателем Государственного совета. По их рекомендации Король может назначить "информатора", который выясняет, какие партии готовы к совместной работе в Правительстве. В назначении информатора нет необходимости, если заранее известно, какие партии хотят совместно формировать Совет министров. Результатом переговоров между этими партиями является соглашение об условиях формирования Правительства. В этом соглашении излагаются планы коалиции на предстоящий четырехлетний период правления. После достижения этого соглашения Король назначает "форматора", задача которого - сформировать Совет министров. Как правило, соответствующий форматор становится Премьер-министром нового Правительства. Новые министры назначаются королевским указом и приводятся к присяге монархом.

Кроме того, Король провозглашает Тронную речь в начале парламентского года, когда представляются планы Правительства на предстоящий год. Также официально Король назначает высший офицерский состав, комиссаров провинций, судей, губернаторов и вице-губернаторов заморских территорий. К полномочиям монарха относятся созыв и роспуск Парламента, объявление войны и заключение мира, распоряжение государственными финансами; ему принадлежит право помилования.

Вместе с тем власть монарха существенно ограничена, и его роль является в большей степени символичной - олицетворение единства Королевства. Он осуществляет рабочие визиты и присутствует на важных событиях, где он является главной фигурой.

В качестве совещательного и консультативного органа при главе государства функционирует Государственный совет, который дает обязательные консультации Правительству по законопроектам, представляемым Правительством Нижней палате, по проектам королевских указов, приказов в Совете, по предложениям о ратификации (денонсации) международных договоров, принимает общие административные правила. Мнение Государственного совета обязательно запрашивается Правительством при отмене решений провинциальных штатов и их исполнительских комиссий. Правительство уполномочено совещаться с Государственным советом в иных случаях, когда Король и члены Правительства сочтут это необходимым. Государственный совет может предлагать консультации по собственной инициативе.

Государственный совет исследует юридические аспекты законопроектов, включая их соответствие Конституции Нидерландов, определяет наличие законных оснований следования существующей политике, соблюдение основных принципов надлежащего законотворчества и управления, их целесообразность и единообразие.

Решения Государственного совета оглашаются. Консультация Государственного совета по правительственным законопроектам доводится до сведения Генеральных штатов.

В отсутствие Короля и регента Государственный совет осуществляет королевские полномочия. Государственный совет имеет право расследовать обстоятельства административных споров, решения по которым принимаются указом Короля, и представлять рекомендации по их разрешению.

В состав Государственного совета входят: Король - председатель (церемониальная роль), наследник престола и другие члены королевской семьи. Кроме того, в Государственный совет включаются государственные советники и чрезвычайные советники, назначаемые для решения отдельных вопросов в сфере компетенции Государственного совета. Соответствующие члены Государственного совета являются бывшими государственными деятелями, судьями, бизнесменами и назначаются королевским декретом по рекомендации министра внутренних дел после согласования с министром юстиции (минимальный возраст для назначения в совет - 35 лет). Они пребывают в должности пожизненно (до достижения 70 лет), но могут быть временно отстранены от должности или уволены советом в случаях, установленных актом Парламента.

Законодательная власть. Высшим представительным и законодательным органом в Нидерландах являются Генеральные штаты (Парламент). Парламент состоит из двух палат: Верхней (Первой) (75 мест) и Нижней (Второй) (150 мест). Бикамеральная парламентская система была введена в 1815 г., при этом принято считать, что обе палаты Парламента представляют население в целом.

Нижняя палата Генеральных штатов является палатой профессиональных политиков и избирается путем прямого всеобщего тайного голосования по системе пропорционального представительства на четыре года.

Избирательным правом обладают граждане Нидерландов, достигшие 18 лет, за исключением тех лиц, которые не имеют постоянного места жительства в Нидерландах и лишены на этом основании избирательных прав по акту Парламента. Кроме того, избирательным правом не обладают лица, подвергнутые заключению в тюрьме по приговору суда на срок не менее одного года и при этом лишенные права голоса, а также недееспособные лица.

Верхняя палата избирается непрямым образом по системе пропорционального представительства на четыре года. Депутаты этой палаты избираются депутатами советов провинций, при этом указанные выборы проводятся не позже чем через три месяца после выборов советов провинций, если только палата предыдущего созыва не была распущена.

Правовой основой избирательной кампании в Голландии являются Избирательный кодекс 1989 г. и Закон "О государственном финансировании деятельности научных исследовательских институтов, действующих под эгидой политических партий" 1975 г.

В стране имеется около 75 политических партий, при этом кандидатов на парламентских выборах обычно выдвигают около 25 партий. Вместе с тем в партийной системе имеется три главных течения: 1) конфессиональное (Христианско-демократический Призыв); 2) социально-демократическое (Партия Труда); 3) либеральное (Народная Партия за Свободу и Демократию). Примечательно, что Конституция не содержит положений о политических партиях, при этом специальный закон отсутствует. Правовое положение политических партий регулируется положениями Конституции об объединении, нормами Гражданского кодекса и Избирательного кодекса. Партии считаются общественными, а не государственными организациями, ставящими перед собой определенные цели.

Места, полученные списком партии при выборах в Парламент, разделяются между кандидатами при помощи квоты: сначала места распределяются между кандидатами, получившими больше половины квоты; если после этого остаются нераспределенные места, приоритет отдается кандидатам, чье имя записано выше в списке.

Каждая палата голландского Парламента имеет регламент (постоянно действующие приказы), а также избирает председателя из числа своих членов. Палаты работают в сессионном порядке, при этом проводятся как раздельные, так и совместные заседания палат. Совместные заседания палат проводятся при рассмотрении вопроса о наследовании трона и ежегодно при представлении Правительством заявления об общей политике. Палаты Парламента могут принимать решения без голосования, путем поднятия рук или вставанием. Проведение заседаний палат и принятие ими решений допускается только при наличии большинства членов палаты.

Состав постоянных и специальных комитетов палат Парламента формируется пропорционально численности фракций. Парламентарий может быть членом нескольких постоянных комитетов, образуемых в палатах.

Парламентский мандат в Нидерландах несовместим с должностью министра, Государственного секретаря, члена Государственного совета, Генеральной счетной палаты и Верховного суда, Генерального прокурора или Генерального адвоката при Верховном суде. Парламентарии не подлежат преследованию (в уголовном, дисциплинарном, гражданско-правовом порядке) за все, что они произнесли или написали в Парламенте и в парламентских комитетах; если парламентарий злоупотребляет иммунитетом в своих устных высказываниях, председатель палаты может сделать ему замечания, лишить слова или удалить из зала заседаний.

Каждая из палат может быть распущена по указу Короля. При этом соответствующий указ должен содержать положения о проведении новых выборов палаты и ее созыв не позже чем через три месяца. При этом срок полномочий Второй палаты, созванной в результате роспуска палаты предыдущего созыва, устанавливается актом Парламента и не может превышать пять лет. Срок полномочий Первой палаты, созванной в результате роспуска палаты предыдущего созыва, заканчивается в день, в который должен был закончиться срок полномочий распущенной палаты.

Издание законов является важнейшим направлением деятельности Генеральных штатов. Первая палата признает политическое верховенство Нижней палаты. Только Нижняя палата может инициировать принятие закона и поправки к нему, при этом все законопроекты вносятся именно в эту палату. Вместе с тем Верхняя палата не обладает правом законодательной инициативы и не может вносить поправки в законопроект, одобренный Нижней палатой. Функции Верхней палаты сводятся к одобрению законопроектов, уже разработанных и принятых Второй палатой; соответствующая палата может только отклонить законопроект.

Согласно Конституции Парламент осуществляет законодательную власть совместно с монархом, в связи с чем помимо Нижней палаты, законопроекты могут представляться Королем и от его имени. Правительство вносит 95% всех законопроектов, подписанных Королем, при этом парламентарии в основном обсуждают законопроекты и контролируют министров; Министерство юстиции несет первичную ответственность за законодательную политику Правительства. Государственный совет дает оценку правительственным законопроектам до внесения их на рассмотрение Парламента. Некоторые законопроекты, подготовленные Правительством, проходят экспертизу Социально-экономического совета.

Законопроект должен быть утвержден Королем и контрассигнован министром. Несмотря на то что формально монарх наделен правом отклонения законопроекта, на практике соответствующая возможность никогда не используется. Законы вступают в силу через месяц после их опубликования в официальном бюллетене.

Генеральные штаты наделены значительными полномочиями в финансово-бюджетной сфере. После открытия очередной сессии Советом министров предоставляется в Нижнюю палату проект закона о бюджете. После его одобрения законопроект направляется в Верхнюю палату, после чего передается на одобрение Королю.

Другим важным направлением деятельности Парламента Нидерландов является участие в формировании органов государственной власти и осуществление контроля их деятельности. Прежде всего, речь идет о влиянии Парламента на формирование Правительства. Хотя формально назначение министров осуществляет Король, соответствующие назначения производятся только в отношении той или иной партии или коалиции партий, которая имеет большинство мест в Нижней палате Парламента. В рамках контроля за деятельностью Правительства Генеральные штаты могут вынести вотум недоверия в отношении как отдельных министров, так и Совета министров в целом (в этом случае либо уходит в отставку Правительство, либо принимается решение о роспуске Парламента, при этом согласно конституционному соглашению Правительство не может распустить Парламент более 1 раза по одной причине). Генеральные штаты могут обеспечивать расследование деятельности министерств посредством создания специальных комиссий. Кроме того, каждый парламентарий вправе задавать вопросы министрам (их заместителям). При этом допускается использование права на интерпелляцию (устные дебаты с членом Правительства), для чего требуется одобрение палаты Генеральных штатов.

К полномочиям Нижней палаты также относится назначение Национального Омбудсмена, участие в назначении судей Верховного суда и должностных лиц Генеральной счетной палаты.

Исполнительная власть. До конституционной реформы 1983 г. Конституция провозглашала, что главой исполнительной власти является Король, однако с момента этой реформы Конституция не содержит прямого указания на то, кому принадлежит исполнительная власть. Конституция предусматривает, что Правительство состоит из Короля и министров, которые образуют Совет министров, и ответственно перед Генеральными штатами.

Члены Совета министров официально назначаются Королем, а фактически выдвигаются партиями парламентского большинства. В связи с тем, что, как правило, партии не получают большинства в Парламенте, Правительство имеет коалиционный характер. Председатель Нижней палаты - личный советник монарха при образовании Правительства. Совет министров формируется на основе политического баланса в Нижней палате. Кроме того, монарх может консультироваться с председателем Верхней палаты и председателями ее фракций, однако фракции Верхней палаты играют менее значительную роль в создании коалиционного Правительства. Состав коалиционного Правительства не всегда отражает результаты выборов в Нидерландах. Таким образом, в отличие от прежнего периода, когда министры функционировали как слуги Короны, в настоящее время их главная роль заключается в представлении парламентского большинства, которое вошло в состав правительственной коалиции.

Председателем Совета министров является Премьер-министр, полномочия которого являются весьма ограниченными. В частности, он не участвует в назначении министров; в связи с тем, что Правительство коалиционное, Премьер-министр делит власть с лидерами других политических групп, представленных в Совете министров; он не вправе сместить министра без одобрения партии и может быть арбитром между министрами только при их согласии. Отношения соподчиненности между Премьер-министром и министрами отсутствуют.

Новый Совет министров во время первого появления в Парламенте делает правительственное заявление. Правительство в ежегодной Тронной речи, произносимой Королем, информирует Парламент о своей политике; Правительственная программа, как правило, воспроизводит коалиционное соглашение.

В компетенцию Совета министров входит решение следующих вопросов:

Подготовка проектов законов и актов государственного управления;

Заключение международных договоров и межправительственных соглашений;

Поддержание дипломатических отношений с другими государствами;

Формирование бюджета;

Руководство министерствами и нижестоящими органами исполнительной власти;

Направление Королю предложений о назначении высших должностных лиц гражданской и военной администрации, губернаторов и вице-губернаторов заморских территорий и уполномоченных Короля в провинциях.

Как уже отмечалось, именно министры, а не Король, несут ответственность за деятельность Правительства. При этом Король не вправе действовать в Правительстве без министра: каждый закон и каждый указ, подписанный Королем, дополнительно подписываются (контрассигнуется) министром или министрами. Примечательно, что на практике министры берут инициативу в составлении королевских указов на себя, несмотря на то, что Король формально свободен во внесении собственных предложений по изданию таких указов. Дискуссии между министрами и монархом хранятся в тайне, что предупреждает вовлечение Короля в политические споры.

Принято различать следующие виды ответственности министров. Во-первых, министры могут быть подвергнуты уголовно-правовой ответственности при совершении ими определенных правонарушений, например: умышленное нарушение Конституции или норм общегосударственного управления; выполнение указа Короля, не контрассигнованного министром. В этом случае министр по решению Короля и Нижней палаты Генеральных штатов должен предстать перед Верховным судом, однако таких ситуаций на практике еще не случалось.

Во-вторых, идет речь о политической ответственности министров перед Генеральными штатами, когда Парламент не поддерживает предложения Правительства и выносит ему вотум недоверия (практикуется с 1840-х гг.).

В-третьих, в результате ошибочных действий, связанных с выплатами, которые не покрываются бюджетом, министр несет финансовую ответственность. Кроме того, в определенных случаях министр может нести гражданско-правовую ответственность, которая регулируется Гражданским кодексом.

Важна роль Социально-экономического совета, являющегося консультативным органом Правительства по ряду социально-экономических проблем. Совет действует в составе 45 членов: 15 назначаются предпринимателями, 15 - профсоюзом и 15 - государством (в том числе председатель правления Центрального банка, председатель Центрального бюро планирования, должностные лица университетов, организаций по защите прав потребителей). В связи с этим совет имеет трехчленную структуру (представители организаций рабочих, нанимателей и эксперты, назначаемые Правительством).

Судебная власть. Правовое регулирование судебной власти Нидерландов основано на Конституции и Законе "О судебной организации" 1827 г. (с изменениями 1911 и 1971 гг.), которыми различаются две категории судов: суды общей и специальной юрисдикции.

К компетенции судов общей юрисдикции относятся дела, возникающие из отношений, урегулированных гражданским и уголовным правом.

Система судов общей юрисдикции организуется по следующим уровням.

Во главе судебной системы находится Верховный суд (учрежден в 1838 г.), рассматривающий некоторые категории дел в первой инстанции и выступающий высшей кассационной инстанцией.

В качестве первой и последней инстанции Верховный суд разрешает дела по обвинению депутатов и бывших депутатов Генеральных штатов, министров и других высших должностных лиц в правонарушениях, совершенных соответствующими лицами во время своего пребывания в должности, в порядке, установленном актом Парламента.

Верховный суд рассматривает в качестве высшей и последней инстанции кассационные жалобы обвиняемого и Публичного обвинителя на решения нижестоящих судов и верховных судов Нидерландских Антильских островов и острова Арубы, а также заявления Генерального прокурора при Верховном суде о кассации в интересах права на решения, по которым применены ненадлежащие нормы права или при принятии которых нарушены процессуальные нормы.

В случаях и в порядке, установленных актом Парламента, Верховный суд может аннулировать в порядке кассации решения нижестоящих судебных органов, если они нарушили закон. Верховный суд обеспечивает единообразное толкование и применение законов на всей территории страны, а также играет значительную роль в развитии права.

Верховный суд в составе 26 человек имеет палату по гражданским делам, промышленную палату, палату, рассматривающую налоговые дела и вопросы, связанные с экспроприацией, палату по уголовным делам, палату, разрешающую дисциплинарные дела в отношении судей. При этом самой крупной является палата, рассматривающая налоговые дела (она состоит из 11 членов, в то время как, например, палаты по уголовным и гражданским делам - соответственно из десяти и девяти членов).

Апелляционные суды (их пять; расположены в Амстердаме, Арнеме и других больших городах) рассматривают в коллегиальном порядке (из трех судей) апелляции на решения и приговоры окружных судов по гражданским и уголовным делам. В этих судах имеются палаты (секции). Соответствующие секции апелляционных судов разбирают жалобы на решения административных органов по вопросам налогового обложения. В апелляционном суде г. Арнема имеются отделения, где разбираются жалобы на решения кантональных судов по вопросам земельной аренды и на отказ в выдаче лицензий. Одна из палат апелляционного суда Амстердама рассматривает споры, связанные с деятельностью компаний.

Окружные суды образованы в 19 судебных округах, на которые разделена территория Нидерландов. Соответствующие суды рассматривают по первой инстанции все гражданские и уголовные дела, кроме наименее значительных, а также жалобы на решения кантональных судов. Такие жалобы, а также наиболее серьезные и сложные дела по первой инстанции слушают коллегии из трех судей, большинство же дел (в том числе о преступлениях, наказываемых штрафом или лишением свободы на срок до шести месяцев) разбираются судьями единолично.

До 1998 г. низшей судебной инстанцией являлись 62 кантональных (субокружных) суда, в которых судьи единолично разбирали малозначительные гражданские споры (с суммой иска до 500 гульденов) и дела о преступных деяниях, относящихся к категории финансово-экономических и транспортных проступков. В 1998 г. субокружные суды были интегрированы в окружные и образованы суды первой инстанции (рассматривают иски на незначительные суммы, все вопросы, относящиеся к найму, и семейные дела); однако при этом сохранено право обжалования единоличных решений судьи в окружной суд.

Судьи назначаются на должность указом Короля (фактически министр юстиции называет кандидатуры судей, рекомендуемых судом, где есть соответствующие вакансии). Члены Верховного суда назначаются Королем (фактически Правительством) из списка трех лиц, представленного Нижней палатой Парламента, которая обычно включает в него лиц, возглавляющих список имен, представленных Верховным судом.

Судьи назначаются пожизненно и они несменяемы. Их полномочия прекращаются в силу отставки либо достижения предельного возраста (70 лет). Судьи могут быть отстранены от должности либо уволены с должности по решению соответствующего суда в случаях, установленных актом Парламента (например, на основании явной непригодности).

Важным требованием к деятельности судов общей юрисдикции является гласное рассмотрение ими дел, за исключением случаев, установленных актом Парламента; наличие в судебных решениях четкого правового обоснования; публичное оглашение решений.

Суды присяжных функционировали в Нидерландах недолго (1811-1813 гг.). В настоящее время лица, не являющиеся судьями, не участвуют в отправлении правосудия наряду с судьями (хотя такая возможность предусмотрена ст. 116 Конституции). Однако исключением является наличие в составе военных отделений окружных и апелляционных судов двух судей и военнослужащего, а в отделении по рассмотрению ходатайств заключенных - трех судей и двух экспертов-психологов.

Значительную помощь судье при подготовке дел оказывает клерк (секретарь), имеющий юридическое образование. Кроме того, существует должность бейлифа, который не имеет юридического образования, но успешно сдал государственные экзамены. Бейлиф направляет ответчику повестки о явке в суд и требования об оплате, выступает судебным приставом, исполняет судебные решения, осуществляет нотариальные действия, налагает арест на недвижимое имущество и продает его на аукционах в целях возврата долга кредитору.

Характерная черта судебной системы Нидерландов - отсутствие института особых мнений: суд выступает единым органом при вынесении решений.

Суды специальной юрисдикции разрешают дела, возникающие в сфере семейного, трудового, налогового права; они рассматривают жалобы граждан на неправомерные действия (бездействия) органов публичной власти.

В частности, в Нидерландах функционируют административные суды, рассматривающие жалобы государственных служащих на решения вышестоящих административных инстанций либо заявления граждан на неправомерные действия (бездействия) органов исполнительной власти.

Кроме того, действуют дисциплинарные суды, контролирующие соблюдение профессиональных кодексов поведения. Согласно Закону "Об адвокатах" 1952 г. поведение адвокатов контролируют 19 специальных дисциплинарных судов; их обжалование возможно в Дисциплинарный апелляционный суд в г. Утрехт. Среди указанных судов выделяются публичные дисциплинарные суды, рассматривающие дела о небрежном лечении больных.

Важной тенденцией является интеграция специальных судов в систему общих судов (с 1991 г. упразднены военные суды, а в 1992 г. - специальные суды по вопросам социального обеспечения, которые были включены в систему окружных судов).

В Нидерландах широко распространены внесудебные институты разрешения споров (арбитраж). Арбитры могут быть избраны по желанию сторон, часто их выбирают из числа экспертов в определенной области. Например, профсоюзы организуют комиссии по разрешению жалоб потребителей; средства массовой информации учреждают арбитров для коллективных дел потребителей; существует институт посредников развода.

Прокуратуру Нидерландов олицетворяет Служба публичного обвинения, которая функционирует при каждом суде. Соответствующая служба состоит из следующих звеньев:

Генеральный прокурор при Верховном суде Нидерландов и его помощники - четыре генеральных адвоката при Верховном суде, предоставляющие Верховному Суду советы, связанные с пересмотром дела;

Пять генеральных прокуроров и их помощники - генеральные адвокаты апелляционных судов;

19 старших публичных обвинителя и публичных обвинителей в окружных судах и кантональных судах.

Служащие Службы публичного обвинения не выступают представителями государства по гражданским делам, эту функцию выполняют специальные адвокаты.

Однако Генеральный прокурор и его заместители, Генеральный адвокат при Верховном суде уполномочены давать советы по гражданским делам, разрешаемым Верховным судом. Генеральный прокурор имеет право подать кассационную жалобу в Верховный суд в интересах права против любого окончательного решения нижестоящего суда после исчерпания обычных средств правовой защиты. Генеральный прокурор по своей инициативе возбуждает уголовные дела, находящиеся в компетенции Верховного суда. Служба публичного обвинения также исполняет судебные решения.

Публичные обвинители назначаются Королем на неопределенный срок и уходят в отставку в 65 лет (Генеральный прокурор - в возрасте 70 лет); Генеральный прокурор независим от Министра юстиции; остальные обвинители формально подчиняются ему, однако на практике самостоятельны.

Местное самоуправление и управление

Впервые закон, регулирующий деятельность муниципалитетов, принят в 1848 г. В то время уже были законодательно установлены три властных уровня: центральное правительство, областная (провинциальная) власть и города.

В настоящее время вопросы организации публичной власти на местном уровне в Нидерландах, а также взаимоотношений ее с центральными органами власти регламентируются Конституцией, законами "О местных властях", "О провинциях", "О финансовых взаимоотношениях между местными органами и центральным Правительством" и другими актами.

Королевство Нидерландов является децентрализованным унитарным государством, в составе которого имеется три вида территориальных коллективов. Административно-территориальной единицей является провинция, общее количество которых в Нидерландах 12: Северная Голландия, Южная Голландия, Утрехт, Зейланд, Северный Брабант, Лимбург, Хелдерланд, Оверейссель, Гронинген, Дренте, Фрисландия, Флеволандия - последняя провинция, созданная в 1986 г. Соответствующие провинции, в свою очередь, делятся на муниципалитеты (их 478; при этом крупнейшим муниципалитетом Голландии является г. Амстердам). Провинции и муниципалитеты могут быть упразднены и учреждены в соответствии с актом Парламента (их административно-территориальное устройство также устанавливается актом Парламента).

Следует подчеркнуть, что число муниципалитетов уменьшается, поскольку государство стремится повысить эффективность административного управления посредством реорганизации муниципалитетов (чаще всего при их объединении). Кроме того, в составе Нидерландов есть два заморских владения (благодаря их наличию унитарный характер государственно-территориального устройства Нидерландов приобретает признаки федерализма).

Конституцией устанавливается верховенство центральных органов власти и единство вертикали государственного управления, при этом местная власть является своего рода продолжением центральной власти на местах. Вместе с тем отношения между центральными и местными властями не являются жестко иерархичными. Территориальную децентрализацию воплощают провинция и муниципалитет, представляющие собой автономные публичные образования, обладающие определенной независимостью (при этом их права постепенно расширяются). Кроме того, функциональная децентрализация подразумевает нормотворческие и административные полномочия органов управления водными ресурсами, советов по делам потребителей, главных промышленных советов и промышленных советов.

Согласно голландскому законодательству к задачам провинций относятся: надзор за местными властями и органами управления водными ресурсами; ремонт и строительство водных путей, шлюзов, дорог, каналов; размещение отходов; планирование в городах и сельских населенных пунктах, выраженное в разработке региональных планов развития территории и утверждении местных планов использования земли; планирование, организация и субсидирование благотворительной деятельности. В свою очередь, муниципалитет решает следующие задачи: обеспечение общественного порядка, решение жилищных вопросов, охрана окружающей среды, размещение отходов, субсидирование публичного образования, сохранение памятников и поддержка искусства.

Провинции и муниципалитеты могут самостоятельно принимать постановления по делам, которые относятся к их компетенции. При этом эти постановления не должны противоречить существующему законодательству на центральном уровне (Конституции, законам, приказам в Совете или постановлениям министров), а если идет речь о муниципалитетах, то постановления не должны противоречить также постановлениям, действующим в соответствующей провинции. Провинции и муниципалитеты обязаны сотрудничать при выполнении актов национальных государственных органов. Согласно положениям Конституции решения органов провинций и муниципалитетов подлежат предварительному контролю со стороны центральной власти в случаях, установленных актом Парламента или в соответствии с актом Парламента. При этом решения органов провинций и муниципалитетов могут быть отменены королевским указом, если они противоречат закону либо общественным интересам.

Устройство политической власти провинций и муниципалитетов во многом воспроизводит общую национальную модель организации публичной власти.

Главой провинции является Уполномоченный Короля (Королевский Комиссар), представляющий центр в провинции. Он назначается указом Короля сроком на шесть лет (по вопросу о назначении королевских комиссаров к Нидерландам выдвигается много претензий со стороны международных организаций, в частности Совета Европы, который считает такой порядок недемократичным и призывает голландцев перейти к выборной системе). Королевский Комиссар является председателем Провинциального совета и Провинциального правительства; ведет заседания соответствующих органов; обладает рядом специальных полномочий, особенно при объявлении чрезвычайного положения.

Функции общего руководства делами провинции осуществляет Провинциальный совет, численность депутатов которого зависит от числа жителей в провинции. Депутаты советов провинций избираются непосредственно гражданами Нидерландов, которые постоянно проживают в провинциях и отвечают избирательным цензам, установленным для выборов Второй палаты Генеральных штатов. Избрание происходит в соответствие с системой пропорционального представительства в порядке, установленном актом Парламента. Срок полномочий составляет четыре года. Провинциальный совет избирает из своего состава Провинциальное правительство (Исполнительный комитет) на четыре года и контролирует его деятельность. Провинциальное правительство отражает политическое представительство в Провинциальном совете. Совместно с Королевским Комиссаром Провинциальное правительство осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в провинции.

В свою очередь, система управления на муниципальном уровне организована следующим образом. Главой муниципалитета является мэр (Бургомистр). Бургомистр назначается указом Короля сроком на шесть лет и является представителем центра в муниципалитете. Нередко в муниципалитетах Бургомистр занимает доминирующее положение благодаря своей компетентности в вопросах управления, а также потому, что является единственным служащим в муниципалитете, работающим полный рабочий день. Он обладает единоличными полномочиями в сфере поддержания публичного порядка и несет за это ответственность перед Муниципальным советом, осуществляет надзор за публичными собраниями. Бургомистр является главой местной полиции и в случаях бунта, серьезных беспорядков или бедствия отдает приказы, необходимые для поддержания публичного порядка или ограничения опасности. В ряде случаев Бургомистр выполняет административные функции: он обязан информировать провинциальные исполнительные органы о решениях, принятых муниципальными органами, если, по его мнению, они противоречат законам или публичному интересу.

Муниципальный совет является представительным органом муниципалитета. Депутаты совета избираются на четыре года гражданами Нидерландов, которые постоянно проживают в муниципалитетах и отвечают избирательным цензам, установленным для выборов Второй палаты Генеральных штатов. Избрание происходит в соответствие с системой пропорционального представительства в порядке, установленном актом Парламента.

Бургомистр совместно с несколькими советниками (олдермены) образуют коллегию, являющуюся Муниципальным правительством (Магистрат). Олдермены назначаются Муниципальным советом из числа своих членов. Магистрат ответственен перед Муниципальным советом за свои действия.

Источниками доходов для провинций и муниципалитетов являются собственные доходы (в частности, в виде налогов на недвижимость, сборов и пошлин) и специальные выплаты со стороны государства с предписанием об их целевом расходовании. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и муниципального фонда.

Органы управления водными ресурсами изначально отвечали: за сохранность воды, дамб; осушение земель, их защиту от стихийных бедствий; транспортные коммуникации. Соответствующие органы имеются не во всех провинциях и муниципалитетах, а расположены, как правило, по течению больших рек. Специфика функций органов управления водными ресурсами предопределяется особенностями их географического расположения; они формировались независимо друг от друга, и их полномочия не являются одинаковыми. Органы управления водными ресурсами учреждаются и упраздняются на основании актов Провинциальных советов (в последние десятилетия их число значительно сократилось). Исполнительный комитет органа управления водными ресурсами состоит из избираемых представителей владельцев земель и расположенных на них крупных зданий, которые заинтересованы в функционировании этих органов. Председатель назначается указом Короля на основе рекомендации Исполнительного комитета на шесть лет.

Органы управления водными ресурсами могут наделяться правом принимать подзаконные акты, взимать налоги с собственников, пользоваться недвижимым имуществом и налагать штрафы за загрязнение воды. В отличие от провинций и муниципалитетов, эти органы не получают денежных средств из центра и функционируют благодаря финансированию заинтересованных групп.

Королевство Нидерландов имеет два заморских владения: Нидерландские Антильские острова и остров Аруба.

Нидерландские Антильские острова расположены в Карибском море, имеют протяженность 800 кв. км и состоят из островов: Бонайре, Кюрасао, Саба, Синт-Эстатиус и части острова Сен-Мартен. Остров Аруба также расположен в Карибском море, в группе Малых Антильских островов, его территория составляет 193 кв. км. С 1986 г. остров Аруба вышел из федерации Антильских островов и получил статус территории Королевства Нидерландов с правами внутренней автономии. Примечательно, что остров Сен-Мартен, ссылаясь на право самоопределения, в 1988 г. объявил о необходимости поставить вопрос о его будущем конституционном статусе в Королевстве, поскольку система управления Нидерландских Антильских островов не отвечает интересам различных островов.

Согласно Хартии Королевства 1954 г. Нидерландские Антильские острова и остров Аруба являются частью Королевства Нидерландов и пользуются автономией во внутренних делах (имеют статус самоуправляющихся территорий). При этом независимость островов ограничена принципом поддержания единства Королевства и обеспечением интересов другой страны Королевства (например, внешние сношения и оборона находятся в компетенции Королевства; Антильские острова и остров Аруба вправе решать вопрос о том, должен ли международный договор Королевства применяться на ее территории, а также участвовать в заключении международных договоров, затрагивающих их интересы).

Король Нидерландов является главой Королевства и каждой из двух заморских территорий. Правительство Королевства расширенно за счет включения министров, представляющих Нидерландские Антильские острова и остров Арубу. Парламентские органы последних информируют Парламент Нидерландов о своем мнении по законопроектам, касающимся всего Королевства. Верховный Суд Нидерландов выступает также в качестве кассационного суда соответствующих владений. В отличие от Государственного совета, в состав которого входят представители Антильских островов и острова Аруба, судьи этих заморских территорий не представлены в Верховном суде.

Король и Правительство Королевства представлены в Нидерландских Антильских островах и Арубе губернаторами.

Нидерландские Антильские острова и Аруба имеют собственные правовые системы и, соответственно, конституции.

Конституция Нидерландских Антильских островов 1955 г. провозгласила независимость островных территорий в управлении своими делами. Она устанавливает, что Парламент Антильских островов представляет всю нацию (такая нация в действительности отсутствует). В вопросах внутреннего управления законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному Собранию, которое избирается путем всеобщих выборов на четыре года и состоит из 22 членов. Законы, принятые Законодательным Собранием и Правительством Нидерландских Антильских островов, подлежат одобрению Губернатором. Исполнительная власть осуществляется Губернатором с помощью Консультативного совета и Совета министров. Совет министров и Консультативный совет выполняют функции, аналогичные тем, которые осуществляются Советом министров Королевства и Государственным советом Королевства. Суд Нидерландских Антильских островов рассматривает дела по первой инстанции, а также действует в качестве апелляционного суда; соответствующее владение имеет собственную Службу публичного обвинения.

При выходе в 1986 г. из федерации Нидерландских Антильских островов Арубы была принята новая Конституция, которая моделировалась на основе Конституции Нидерландов 1983 г. Проект был подготовлен Советом министров острова Аруба и получил одобрение Правительства Королевства. Однако, в отличие от Конституции Королевства, Конституция Арубы при перечислении фундаментальных прав содержит детализированные статьи о правах на свободу и безопасность, на обладание собственностью, основанные на тексте Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах (включая Протоколы к ней); Конституцией предусмотрен судебный контроль законодательства на предмет конституционности. Конституция Арубы содержит главы о Правительстве, Парламенте, Консультативном совете, Генеральной счетной палате, законодательстве и управлении, правовой системе и судебной власти, процедуре внесения поправок в Конституцию. Структура государственного управления на острове Аруба аналогична соответствующей структуре на Нидерландских Антильских островах.

«Права человека», «свобода вероисповедания», «консенсус» и многие другие истинно демократические ценности приобретают в Нидерландах максимально концентрированное значение. Развитие демократии в Нидерландах всегда на полшага опережало Европу . Еще в 1848 году был совершен революционный акт - согласно новой Конституции исполнительная власть монарха во многом делегировалась кабинету министров, законодательные полномочия были переданы двухпалатному парламенту и того ранее - в 1815 году. Нидерланды стали первой конституционной монархией, отказавшейся от абсолютизма. Виллем ІІ, восседавший на троне в начале XIX века, преподал урок самоотречения от власти во благо своего народа. Урок был усвоен и в дальнейшем монархами и парламентариями.

Король Нидерландов Виллем-Александр

30 апреля 2013 года, в очередной День Королевы, королева Беатрикс официально передала трон Виллему-Александру, своему сыну. До этого более 123 лет с 1890 года (на протяжении трех династий) королевский трон Нидерландов беспрерывно принадлежал только женщинам. На данный момент Виллем-Александр - самый молодой среди коронованных особ Европы. Голландцы достаточно доброжелательно восприняли появление нового правителя. Власть монарха в Нидерландах является номинальной, король исполняет преимущественно представительские функции. Наследницей голландского престола является первая дочь короля Виллема-Александра - принцесса Катарина-Амалия.


К полномочиям короля Нидерландов относятся :

Назначение главы парламента (им становится лидер партии, завоевавшей большинство голосов на выборах);
. провозглашение тронной речи, определяющей вектор развития политической жизни Голландии на ближайшие годы;
. утверждение законопроектов;
. консультации с премьер-министром и другими высокопоставленными особами по вопросам экономики и культуры;
. представительские функции на мировой арене.

Парламент, кабинет министров и премьер-министр

Законодательная власть в Нидерландах принадлежит Генеральным штатам (двухпалатному парламенту) и в значительно меньшей степени - правительству. Первая или верхняя палата парламента состоит из 75 депутатов и избирается на основе пропорционального представительства провинциальными парламентами сроком на шесть лет.

Вторая палата, насчитывающая 150 депутатов, избирается прямым голосованием сроком на четыре года. Вторая палата является более значимой, именно в ее полномочия входит утверждение законопроектов и внесение поправок в конституцию. Первая палата ратифицирует принятые Второй палатой законопроекты. Любой законопроект должен быть одобрен обеими палатами, после чего он утверждается королевой.

Исполнительная власть Нидерландов находится в ведении кабинета министров. Премьер-министр формирует правительство на основе парламентского большинства. Практически ни одна партия не имела большинства голосов в парламенте, по этой причине правительство формируется на основе коалиционных соглашений.

Премьер-министр координирует работу правительства, отвечает за обороноспособность, исполняет представительские функции. Правительство Нидерландов состоит из 16 министров, контролирующих исполнение законопроектов и деятельность муниципальных и провинциальных властей. Действующим премьер-министром Нидерландов является лидер либеральной Народной партии за свободу и демократию - Марк Рютте .

К Высшим коллегиям Нидерландов относится Государственный Совет, Счетная палата и Национальный омбудсман (контролирующий взаимодействие органов власти и граждан государства).

Партийное разнообразие

Разнообразие взглядов нидерландцев представлено множеством политических партий. Низкий избирательный барьер дает возможность многим партиям получить места в парламенте. Основными партиями Нидерландов является Христианско-демократический призыв, Партия труда, Социалистическая партия, Партия за свободу и демократию. Отличительной чертой партийной системы Нидерландов является высокий уровень консенсуса.

Демократия по-голландски обеспечила гражданам страны тюльпанов и мельниц высочайший уровень жизни. Нидерланды являются либерально-демократическим флагманом Евросоюза .

Парламент Нидерландов во вторник отклонил предложение Социалистической партии отменить ратификацию соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. О пересмотре соглашения заговорили после того, как на референдуме 6 апреля подданные королевства проголосовали против соглашения об ассоциации ЕС с Украиной, ранее одобренного другими членами Евросоюза. Впрочем, перевес в парламенте был небольшим: идею отменить ратификацию поддержал 71 депутат, а за сохранение документа выступили 75 парламентариев.


«Крайне разочарован результатом голосования. Волеизъявление народа отошло на второй план»,- сообщил в своем микроблоге в Twitter депутат от Социалистической партии Нидерландов Гарри ван Боммел, выступающий против ассоциации Украины с ЕС. Как сообщает ТАСС , именно по просьбе Социалистической партии голосование по этому предложению происходило поименно: помощник спикера называл каждого депутата по фамилии, а тот должен был сказать «за» или «против». Однако даже изменение процедуры голосования не смогло обеспечить противникам соглашения победу.

Другой представитель Социалистический партии, сенатор Тини Кокс, в беседе с “Ъ” заявил, что противники соглашения не обеспокоены результатами голосования, так «как правительство пообещало вернуться к этому вопросу до лета». В нынешней редакции, уверен господин Кокс, соглашение об ассоциации «не может быть ратифицировано».

Напомним, что премьер-министр Нидерландов Марк Рютте 14 апреля распорядился начать переговоры с ЕС об изменении текста соглашения об ассоциации с Украиной. «Если справедливый ответ не удастся сформулировать в ближайшие несколько месяцев, до лета, правительство не будет ратифицировать договор»,- заявил тогда господин Рютте.

Руководитель брюссельского отделения исследовательского центра Open Europe Питер Клеппе в беседе с “Ъ” также сказал, что ожидает пересмотра текста соглашения и составления специального дополнительного протокола, в котором будет указано, что соглашение об ассоциации не приведет к дальнейшему вступлению Украины в Евросоюз. Кроме того, по словам господина Клеппе, правительство Нидерландов будет стремиться заблокировать все пункты соглашения, которые не связаны с торговым оборотом.

Такое решение, по мнению эксперта, будет сигналом для России, «что Европа хочет торговать с Украиной, но не хочет заставлять Украину выбирать между Россией и Европой». «Это также покажет британским избирателям, что Европейская комиссия способна принимать гибкие решения и не игнорирует недовольства»,- сказал Питер Клеппе (напомним, 23 июня в Великобритании пройдет референдум о выходе страны из состава ЕС).

12 апреля избирательная комиссия Нидерландов сообщила официальные результаты консультативного референдума об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Согласно им, против подписания соглашения проголосовали 61%, за - 38%. Явка составила 32% при минимальном пороге 30%.

Кирилл Кривошеев


Результат голландского референдума усилит позиции евроскептиков


Апрельский референдум в Нидерландах, на котором почти две трети участников высказались против соглашения об ассоциации Украины и ЕС, вызвал бурную реакцию в Киеве, Москве, Брюсселе и ряде других европейских столиц. Его результаты могут повлиять на грядущий референдум по выходу Британии из ЕС и даже могут спровоцировать подобные процессы в других государствах Евросоюза. Более того, референдум показал, что поддержка Единой Европой Украины отнюдь не безусловна, что в какой-то степени играет на руку Москве.



Поделиться: