Пятиконечная звезда как символ советской армии. Какая сейчас эмблема у армии россии, почему ее поменяли

Вторым по значимости символом войска после знамени является опознавательный знак вооруженный сил государства. Это самый лаконичный и распространенный символ армии. Для защитников нашей Родины в Великую Отечественную войну таким знакам была звезда. В продолжении разговора о символах войны - рассказ о семантике этого знака и истории ее превращения в символ нашей армии

Вторым по значимости символом войска после знамени является опознавательный знак вооруженный сил государства. Это самый лаконичный и распространенный символ армии. В первую очередь, он необходим для того, чтобы с первого взгляда и издалека отличать своих бойцов и технику от вражеских. Кроме того, его часто используют в качестве основного элемента при обозначении воинских званий, а также на других знаках различия Он присутствует во всех атрибутах военного обмундирования, наносится на оружие и документы, изображается «на память» на видном месте.

Для защитников нашей Родины в Великую Отечественную войну таким знакам была звезда. Для фашистов - свастика (крест). Употребление звезд, и крестов в маркировке атрибутики имеет древнюю геральдическую и сакральную традицию. Сперва обратимся к звезде и истории ее появления в отечественной военной символике.

Часть 2. Красная звезда - знак защиты

Испокон века звезды ночного небосклона притягивали взор человека и устремляли его мечты. Динамика созвездий породила целую науку, с выводами которой согласовывали свои действия вожди и полководцы самых разных народов. Фигурой, обозначающей звезду начали пользоваться уже древние шумеры три тысячи лет до нашей эры. Она также получила распространение и во многих других культурах по всему миру. В 300-150 гг. до н. э. пятиконечная звезда (называемая также «звездой Соломона») считалась официальной эмблемой Иерусалима. Пятиконечная геометрическая фигура была известна и древним грекам - для них пентаграмма (от слова пентаграмос - пятилинейный) являлась защитным и оборонительным знаком (оберегом), символизировала силу и крепость духа. Потому и употреблялась весьма широко, - от чеканки на монетах до росписи детских колыбелей. В качестве индивидуального и коллективного оберега от бедствий и внешних злых сил служила звезда вавилонянам и друидам, которые рисовали пентаграмму над входом в дом и над окнами. Иногда ее также чертили на земле перед домом, направляя обязательно концом от двери. Кстати, вспомним, что этим же принципом руководствовался и доктор Фауст, рисуя пятиконечную звезду Соломона, чтобы преградить путь Мефистофелю.

В христианской культуре пентаграмма некогда символизировала пять ран, или стигматов, Христовых, пять радостей Девы Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Вифлеемская звезда привнесла в символику этого знака черты, связанные с указанием на источник спасения всех, кто идет за ней (в России Вифлеемская звезда была семиконечной).

К античной традиции употребления мистического знака прибегли и тайные общества нового времени, например, франкомасоны, которые, в зависимости от контекста, изображали звезду с различным количеством лучей. Так, пятилучевая звезда означала пять ран Спасителя и пять составных частей человеческого тела, а также символизировала борьбу духа с тьмой материи и его победу над ней. Шестилучевая звезда олицетворяла печать царя Соломона: шесть равных треугольников означали тайну шестидневного творения мира. На языке каббалы два треугольника символизируют дуалистическую природу человека, в которой добро борется со злом, духовное начало с физическим (в частности, треугольник, указывающий вверх, символизирует добрые дела, поднимающиеся на небеса и вызывающие поток благодати). В древнем иврите (во времена правления царя Давида) имя Давид состояло из трех букв и изображалась как треугольник. Царь Давид использовал шестиконечную звезду как подпись. Шесть лучей звезды символизируют для иудеев то, что Бог правит миром и защищает их со всех сторон света, сверху и снизу. Согласно легенде, царь Давид носил этот символ на своем боевом щите.

Для мусульманина пятиконечная звезда означает пять столпов Ислама и пять ежедневных молитв (кроме того, в мусульманском мире имеет хождение в качестве символа не только пятиконечная звезда, но и восьмиконечная, семиконечная и шестиконечная).

Марсова звезда

В государственной военной символике звезду впервые начали употреблять солдаты французской армии - после Великой французской революции геральдисты республики при выборе новой символики обратились к античной мифологии, где пятиконечная звезда символизировала бога войны Марса. По преданию родившегося из лилии, бутон которой представляет собой пятиконечную звезду (так называемая «лилия мартагон», т.е. Марса родившая). С тех пор пятиконечная звезда получила название Марсовой звезды и была «взята на вооружение» армиями многих государств мира.

В русской армии звезда пришла на волне военных реформ императора Николая I - с 1 января 1827 года кованные пятиконечные звездочки были введены для обозначения чинов на генеральских и офицерских эполетах, а с 29 апреля 1854 г. уже шитые звезды появились и на вновь учрежденных погонах.

Звезда стала и традиционным элементом высших наград Российской Империи - это были восьмиконечные звезды ордена Святого Андрея Первозванного, ордена Святой Екатерины, ордена Святого Александра Невского и другие.

А в 1918 году звезду как отличительную эмблему военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной Армии ввела Советская власть. При этом в центр Марсовой звезды были добавлены золотистые символы плуга и молота (а в некоторых случаях, - как, например, в ордене Красного Знамени, - к ним добавлялся еще и штык) - олицетворявшие защиты мирного труда. При этом в первые годы богоборческой власти заезда была ориентирована не как сейчас, одним концом вверх, а наоборот, двумя (именно так она и выглядит до сих пор на том же ордене Красного Знамени). Однако, подобный символ вызывал значительное неприятие среди красноармейцев. Так, на конференции 2-ой Советской (Украинской) дивизии, проводившейся 11 февраля 1919 года, начальник ее политотдела И. И. Минц отметил, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» - красноармейской звезды...». Положение, два луча вверх - вызывало у людей ассоциацию с сатанинской традицией изображать пентаграмму. Принимая во внимание резко негативное отношение большевиков к Церкви, звезда в скором времени была признана «знаком антихриста». Есть версия, что аргумент о сатанинском происхождении звезды был элементом контрреволюционной пропаганды. В результате военный отдел ВЦИК выпустил массовым тиражом специальную листовку «Смотри товарищ, вот Красная Звезда», где в форме «Притчи о Правде и Кривде» разъяснялась символика революционного знака. Тем не менее, в конце концов от откровенно сатанинской ориентации эмблемы отказались и официально утвердили изображение звезды одним лучом вверх (такая пентаграмма символизирует в магии позитивное начало). А после возвращения в 1943 году в Красную Армию дореволюционных погон, вместе с ними вернулась и звезда - для младшего офицерского состава маленькая из золоченой латуни, для старшего - большая, для генералитета, маршалов и адмиралов - большие вышитые золочеными и серебреными нитями. Любопытно, что согласно приказу Наркомвоена Советской Республики № 321 от 7 мая 1918 г., лицам, был введен категорический запрет (вплоть до придания суду революционного трибунала) на использование звезды лицами, не состоящими в рядах Красной Армии. Есть также сведения о том, что в первые годы советской власти красноармейцам ставили на левую руку клеймо в виде звезды.

Звезда Победы

Во время Великой Отечественной войны появился целый ряд боевых наград, посвященных звезде или в основу которых положен этот знак. В частности, появились ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, на которых в качестве фона выступала пятиконечная звезда.

В 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев. Так, был учрежден орден «Победа». Им награждали высший командный состав Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых фронтовая обстановка менялась в пользу Красной Армии. У ордена было всего 17 кавалеров, из них трое награждались дважды, один лишён награды посмертно.

Медаль «Золотая Звезда»

Высшей боевой наградой во время Великой Отечественной войны была медаль «Золотая Звезда» и звание Героя Советского Союза. 11635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков получили это высокое звание. 115 человек удостоены звания дважды. Летчики-истребители А. И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб и Маршал Советского Союза Г.К. Жуков - четырежды. Всего в военное время в Сухопутных войсках было свыше 8 тысяч Героев Советского Союза, в ВВС свыше 2400, в ВМФ - свыше 500, партизан, подпольщиков, разведчиков - около 400, пограничников - свыше 150. Героями Советского Союза стали 87 женщин, первой из которых была Зоя Космодемьянская.

Героями становились целые отделения, экипажи, подразделения и города. Высшее звание Советской страны было присвоено более 20 иностранным гражданам.

Орден Славы

В ноябре 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней, ставший советским аналогом дореволюционного Георгиевского креста (статуты орденов полностью совпадали). Им награждались рядовые, сержанты и младшие офицеры.

Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч - II степени и 2631 - I степени.

Орден «Красная Звезда»

Это один из первых советских орденов и второй из боевых по времени утверждения. Первоначально орден носили на левой стороне груди, как и символ Красной Армии в гражданскую войну. С 1943 года как и все ордена, прикрепляемые на штифтах, его переместили на правую сторону груди Согласно своему Статуту, орден давался за «выдающуюся деятельность, способствующую крупному успеху войск в военное время, направленная на повышение боеспособности Красной Армии и укреплениие обороноспособности СССР»

В годы Великой Отечественной войны орден Красной Звезды стал одной из самых распространенных наград: более чем 2 миллионам человек вручили 2.860.000 орденов. Вместе с орденом Отечественной войны обоих степеней орден Красной Звезды составлял так называемый «офицерский набор»: комплект наград, доступный младшим офицерам - командирам взводов и рот. Награждено орденом было 1740 частей, соединений и учреждений Красной Армии и тыла, в том числе 14 чехословацких и польских частей, воевавших на территории СССР.

В июне 2017 года в средства массовой информации поступила информация о замене старой эмблемы вооруженных сил РФ «красной звезды» на новую – «красно-сине-белую звезду». Новость всполошила многих общественных деятелей, побудив их бурно отреагировать на нее. Свежий символ был выпущен «подведомственным дизайн-бюро», которые нарекли его «Армия России». По мнению создателей, новая звезда повысит имидж отечественной армии и придаст ему больше мужественности.

Истоки символа Российской армии

Красная звезда с пятью концами – «лицо Российской армии». Знак армии России стал эксплуатироваться со времен царя Николая I. В начале 19 века монарх настоял на обязательном ношении отличительного знака каждым военнослужащим на их эполетах. Другое название, которое носил знак армии России«Марсова» звезда. Отныне и вплоть до 2014 года данный символ оставался отличительным знаком РККА.

Выбор на пятиконечную звезду пал неспроста, поскольку любой символ олицетворяет идею или главный посыл, который был изначально заложен создателями. И главная мысль будет храниться ровно столько, сколько существует носитель – эмблема.

Если говорить о символе «пятиконечная звезда», то можно проследить, что его истоки уходят глубоко в древность. Будучи одним из самых загадочных, его сила и мощь не поддаются измерению. Впервые изображения данного знака были замечены в 3600 году до нашей эры. Свой след звезда оставила во многих цивилизациях:

  • шумерской;
  • вавилонской;
  • древнеегипетской;
  • ассирийской.

Звезда, заключенная в круг, использовалась в китайский, японской и индийской культурах.

Если рассматривать звезду с точки зрения геометрии, то этот знак символизирует стабильность, которое обусловливают переплетающиеся друг с другом линии. Именно по этой причине пентаграммой было принято обозначать макрокосму. В 13 веке данный символ начали отождествлять с символом человека – микрокосмой. Сплетаясь воедино, два этих значения являли собой олицетворение гармонии и космического творчества.

Узнай: Как отменить статью в военном билете и можно ли это сделать

В социальной среде пентаграмма олицетворяет симбиоз гражданина и государства. Не исключено, что эта истина была известна и жителям древнего мира, о чем символизирует использование этого знака как государственный, во время существования Древнего Рима. В Древнем Вавилоне же, в свою очередь, пентаграмма олицетворяла абсолютную власть монарха.

Подытожив, можно прийти к выводу, что издревле символ пятиконечная звезда, или пентаграмма, символизировал исключительно гармонию, мир, единство, мудрость и совершенство. Неудивительно, что правители древних государств, в том числе и руководители Российской империи, сделали свой выбор в пользу него.

Согласно историческим источникам, инициатором создания данного символа был командующий Константин Еремеев. Знак остался и во времена СССР, олицетворяя союз пяти континентов, которых объединял мировой пролетариат. Красный цвет же символизировал дань памяти о потерянных сослуживцах, которые пролили свою кровь, защищая Родину.

Несмотря на это, некоторые склонны утверждать, что за изначальную идею о разработке данной символики был ответственен сам Троцкий, который работал с командой, сведущей в оккультных науках. Данное мнение приводит к мысли, что пентаграмма была избрана не случайно. Облачаясь в форму, на которой расположен знак армии России, солдат принимает на себя ответственность за благополучие страны и граждан, проживающих в ней, он надевает на себя маску истинного хранителя спокойствия от темных сил врагов.

Новый символ армии

Неся подобный «светлый» посыл, символ «красная звезда» был заменен на новый. Но сравнится ли его значение с тем, что олицетворял собой его предыдущий собрат?

В первую очередь стоит обратить внимание на то, что новый знак армии России не является полноценной пентаграммой. В то время, как звезда является соединением нескольких линий, новый знак – две изломленные кривые, которые пытаются имитировать звезду. Расцветка тоже была изменена, отныне она напоминает голландский флаг, что весьма удручает.

Узнай: Основные задачи и функции современных вооруженных сил России

Какой посыл может в себе нести данный символ? Можно только предположить, но никак не утверждать. Разъединенные кривые словно олицетворяют разрыв между советской армией и современной армией РФ. Дизайнеры будто бы хотели показать нашу горькую действительность – полное отречение от старых принципов, которые опирались исключительно на мораль. На чем базируются новые идеи? На хаосе и разрушении? Почему они не одного цвета?

Новый знак показывает раскол, отделение, какие угодно синонимы к данным словам, но не единство. При детальном рассмотрении можно отметить, что верхняя часть эмблемы похожа на курган (погребальный памятник), а нижняя часть похожа на яму. Их, перечеркивая, разделяет стрела.

Верхняя часть символа – перевернутая буква М, которая издревле несла в себе глубокий смысл. С нее начинались исключительно слова, несущие особое значение – мужество, мощь, могущество, мудрость. Все то, что должны олицетворять нынешние служащие Российской армии. Но что хотели сказать разработчики, перевернув ее с ног на голову? Что этим коренным принципам морали придет конец? Что основное назначение армии будет перевернуто с ног на голову?

Приняв в качестве эмблемы новый символ и пустив в утиль старый, который нес в себе исключительно положительные смыслы, разработчики пытаются нанести удар по самой идеологии Российской армии. Но если измениться фундаментальная основа морали солдат, что же произойдет? Ответ на этот вопрос никто не сможет дать.

Однако, достаточно трудно поверить в то, что разработкой занимались отечественные дизайнеры. Прослеживается вклад зарубежных деятелей, которые незаметно, но очень метко попытались заложить смысл в новую эмблему. Лишь человек, действительно хорошо смыслящий в оккультных науках и воинской символике смог бы придумать нечто подобное. Тонкие намеки, скрытые за толстыми линиями подобны скрытому смыслу, который не каждый сможет рассмотреть.

19.04.2018

100 лет назад Наркомат по военным делам установил эмблему Красной Армии — пятиконечную звезду с золотой каймой.

19 апреля 1918 года газета «Известия» сообщила: «Комиссариатом по военным делам учреждён чертёж нагрудного знака для воинов Красной Армии. Знак изображает звезду с золотыми лучами, в середине на красном поле золотые изображения плуга и молота…» 7 мая 1918 года вышел приказ Народного комиссариата по военным делам №321: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии…» Приказ №42 от 8 мая 1918 года гласил: «Каждый вновь поступающий в Советскую Армию должен снабжаться Красноармейской книжкой с отображением подписи под обязательством, а также красноармейским значком: «Марсовой звездой с плугом и молотом».

Образец значка утверждён 29 июля 1918 года приказом №594. Вслед за тем Военный отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) издал брошюру «Красная звезда», где говорилось:

«…Посмотри на эту красную звезду… эта красная звезда – знак славной защитницы трудящихся и бедноты Рабоче-крестьянской Красной Армии. Ты видишь на красной звезде молот и плуг – символ единения городского рабочего и деревенского пахаря, чтобы до последней капли крови защищать свою землю и волю, рабоче-крестьянскую Советскую власть и социалистическое Отечество от врагов и палачей трудового народа – капиталистов, дворян, помещиков, кулаков, иноземных грабителей и прочей контрреволюционной сволочи.

Ты знаешь, товарищ, кто друг и кто недруг трудового народа.

Ты должен знать, кто твой защитник от кабалы и рабства, от царско-помещичьей власти.

Твой защитник рабочий или крестьянин – воин революции, ставший в ряды славной Красной Армии.

Только твой защитник-красноармеец может носить знак красной звезды.

Теперь подумай и запомни, какой великий символ эта красная звезда – символ единения рабочего и пахаря, сбросивших со своей шеи кровососа-царя, помещиков и капиталистов и водрузивших над Россией красное знамя социализма…».

Высокое значение новой эмблемы объясняла и изданная в том же году листовка: «Почему Красная Армия носит красную звезду? Потому, что каждая армия носит изображение того, чему она служит. Что изображала кокарда старой армии? Ленту из царского флага в сиянии лучей и обозначала, что она служит царю. И прежняя армия служила царю, и по его приказу избивала крестьян и рабочих и помогала помещикам и буржуям угнетать народ, пользоваться его трудом и, ничего не делая, жить за его счёт… Все под красную звезду, товарищи! Ибо она есть звезда правды!.. Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих…».

16 сентября 1918 года Декретом ВЦИК учреждён первый советский боевой орден Красного Знамени: на белом поле, обрамленном лавровым венком, красное знамя с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и пятиконечная звезда, прикрывающая скрещенные молот, плуг и винтовку.

После Гражданской войны 13 апреля 1922 года приказом Реввоенсовета Республики №953 символ плуг на звезде заменили серпом. С 29 мая звезда с серпом и молотом стала обязательной для военных головных уборов – папах, фуражек, пилоток, панам, бескозырок, беретов… С 1924 года звезда с серпом и молотом стали составной частью Герба СССР и Государственного флага СССР.

6 апреля 1930 года Президиумом ВЦИК учреждён орден Красной Звезды, покрытый рубиновой эмалью, на нём фигура красноармейца с винтовкой наперевес. В 1934 году учреждена Золотая Звезда Героя Советского Союза, в 1939-м Золотая Звезда «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. В 1935 году красные звёзды увенчали пять башен Московского Кремля. В 20-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции в 1937 году их заменили нынешними рубиновыми. Красная звезда стала центральным элементом и введённых с 1940 года в Красной Армии кокард для маршалов и генералов.

В Великую Отечественную войну изображение звезды оставляли на стенах Брестской крепости её героические защитники, чертили кровью в камерах смерти герои-подпольщики. Нарисованными от руки звездами на стволах орудий, фюзеляжах самолётов, броне танков вели счёт уничтоженной технике фашистов. Листовки со звёздами несли слова правды людям в тылу врага. В 1943 году звезды появились на офицерских погонах. Изображения звезды украсили гвардейские знамёна, нагрудный гвардейский знак и высший полководческий орден «Победа», ордена Славы и Отечественной войны, боевые медали…

Прославляя красную звезду, известный советский поэт Демьян Бедный писал:

Не Марс нам светит с вышины,
Не кровожадный бог войны, —
Не ради подлых барышей
Попов, дворян и торгашей,
Сомкнув ряды, мы в бой идём:
Мы бой с насилием ведём!

Как в чистом поле алый мак,
Наш боевой сверкает знак,
Свидетель связи вековой
Семьи всемирной, трудовой,
Символ победного Труда —
Красноармейская Звезда!

«Коммунистический мир»

*Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Русская армия пользовалась заслуженной боевой славой. Она была сильна отвагой своих солдат, их беззаветной верностью воинской присяге, их несокрушимой стойкостью, их умением бестрепетно переносить тяготы суровой солдатской службы. В русской армии существовали великолепные воинские традиции. Традиции в армии - великое дело. Неписаные законы воинской чести сплачивали солдат вокруг военачальников, создавали крепкую внутреннюю дисциплину, соединяли воинов в тесную и дружную полковую семью - она была для солдата и офицера подчас дороже родного дома. Долг наш - взять лучшие из воинских традиций старой русской армии и внедрить их у себя. Мы законные наследники солдатской славы российского воинства и, как рачительные хозяева, это дорогое нашему сердцу наследство стараемся сберечь и приумножить.

Одной из самых замечательных и волнующих традиций русской армии была любовь к своему полковому знамени. Знамя считалось святыней полка. Знамя было символом воинской чести и славы. С развёрнутыми знамёнами ходили русские полки в бой, и полотнища этих знамён, колеблемые ветром, как бы простирали над полками благословение родины. И когда солдат шёл на подвиг и видел, как над рядами его боевых товарищей плывёт, колышется и трепещет полковое знамя, он знал - с ним русская земля, с ним любовь народа и отчизны.

Понятно, почему с таким рвением оберегали во время боя священное знамя, почему выборные люди части - знамёнщики, - которым было поручено нести полковую реликвию, скорее расставались с жизнью, чем со знаменем. Понятно, почему потеря знамени считалась величайшим позором для полка. Полк, потерявший знамя, подлежал расформированию, исключался из списков армии, - разве можно было представить большее несчастье для солдат и офицеров?! Ведь каждому истинному воину свой полк представлялся родным домом, родным очагом. Ведь каждому истинному воину честь полка представлялась его собственной личной честью.

История российской армии хранит немало примеров высокого героизма солдат и офицеров, бестрепетно жертвовавших жизнью для спасения воинского знамени.

Во время войны русских с французами в 1805 году знамёнщик Азовского полка унтер-офицер Старичков получил несколько пулевых и штыковых ран. Начиная терять силы и боясь, как бы знамя не попало в руки неприятеля, он снял его с древка и спрятал на груди, продолжая сражаться с врагом. Тяжело раненый Старичков был взят в плен, но и находясь в плену, продолжал свято хранить спрятанное полковое знамя. Умирая от полученных ран, Старичков подозвал своего друга солдата Бутырского пехотного полка Чайку и передал ему знамя, взяв клятву сберечь священную реликвию и любыми способами доставить в полк. Чайка в точности исполнил завещание друга: он бережно и старательно скрывал знамя в течение всего времени, пока находился в плену, а когда, наконец, вернулся на родину, доставил знамя командованию.

Честь полка была спасена. Однополчане не забыли мужественного унтер-офицера. Весть о его подвиге была разнесена по всей России. Имена скромного унтер-офицера Старичкова и его друга Чайки были занесены в историю российской армии. Так и в плену русский солдат оставался верным своей присяге, помнил о службе, о солдатском долге, о родном знамени.

Знамёнщик 2-го батальона Селенгинского полка 2-й гренадерской роты унтер-офицер Андрей Снозик, находясь 23 октября 1853 года в сражении со знаменем, был сильно ранен и упал. Моментально несколько товарищей подскочило к нему для того, чтобы принять знамя из его ослабевших рук, но доблестный Андрей Снозик поднялся и твёрдо сказал: «Пока жив, никому знамя не отдам», - и, обливаясь кровью, понёс знамя вперёд.

Воодушевлённые его доблестью, солдаты стремительно бросились в бой и погнали неприятеля. Знамя, несомое мужественным Андреем Снозиком, высоко развевалось над батальоном и звало солдат к победе.

Во время Севастопольской обороны Охотский полк атаковал сильно укреплённую английскую позицию на Инкерманских высотах. Батарею защищали Черные Стрелки - отборный английский полк. Хотя большая часть солдат и офицеров Охотского полка полегла на поле битвы, тем не менее русские овладели английской батареей. Но на помощь Черным Стрелкам поспешила английская гвардия и выбила охотцев с занятой высоты. В неравном бою у русских был убит полковой знамёнщик. В минуту замешательства знамя перешло в руки англичан. Увидев это, унтер-офицеры Иван Барабашев и Осип Игнатьев неудержимо бросились назад на батарею, в самую гущу англичан, и вырвали свою святыню из неприятельских рук. Знамя было спасено, а вместе с ним и честь полка.

В Турецкую войну 1877 года укрепления Кизил-Тапы защищал 1-й батальон 157-го пехотного Имеретинского полка. Во время жестокого боя турки потеснили слабые силы русских и овладели знаменем. Тогда прапорщик Петропавловский, обнажив саблю, один бросился в гущу неприятельских солдат и схватил древко знамени. Прапорщика Петропавловского подняли на штыки, но он отчаянным усилием успел сорвать с древка священное полотнище и перебросить его через головы турок в руки своих однополчан. Турки изрубили в куски храброго офицера, но знамя было спасено.

Так доблестный воин без колебания отдал свою жизнь за родное знамя, за честь своего полка и славу своих товарищей.

Во время Севастопольской обороны 2-му батальону 54-го Минского полка пришлось вступить в бой с целой французской дивизией генерала Боске. Батальоном командовал мужественный подполковник Ракович. Противник имел огромный численный перевес. Каждому русскому приходилось иметь дело по крайней мере с десятью-пятнадцатью зуавами. Французам удалось захватить знамя батальона. Тогда сам подполковник бросился на французов, зарубил несколько неприятельских солдат, отбил знамя и отступил к своим.

Геройский подвиг подполковника Раковича, личным примером показавшего, как надо биться за своё знамя, ещё более воодушевил солдат Минского полка. Они снова соединились у отбитого знамени и хотя вынуждены были отойти, но заставили врага дорого заплатить за каждый шаг продвижения. И офицеры и солдаты равно дорожили честью родного знамени, ибо оно было святыней полка, и святыню эту оберегали все, кто служил под ее сенью.

В сражении с турками под Ески-Загрой 19 июня 1877 года славно отличилась 3-я дружина ополченцев. Знамёнщик дружины Арсентий Цимбалюк был тяжело ранен в грудь. Верный долгу присяги, он не захотел оставить своей святыни и, преодолевая мучительную боль, понёс знамя вперёд. Скоро, совершенно обессилев, он упал. Знамя подхватил подполковник Калитин, но тут же был убит наповал. Тогда знамя принял один из рядовых ополченцев, но не успел он сделать несколько шагов, как пал мёртвым. Страшно было подойти к знамени - неприятель развил бешеный огонь. Однако ополченцы не покинули свою святыню. Пять знамёнщиков были убиты на месте, но дружина тем не менее с честью вынесла своё знамя из боя, изрешечённое пулями, забрызганное кровью его славных защитников.

Вот пример геройской службы, вот образец того высокого воинского духа, который всегда жил и будет жить вечно в русских людях!

Знамя воодушевляло русских воинов, звало их на ратные подвиги. Когда Александр Невский , его княжеский стяг высоко развевался у Вороньего Камня, и каждый из воинов знал: там князь, там полководец, там сердце и душа боя. В часы страшной Куликовской битвы, когда 150 тысяч русских воинов смертным боем рубились с несметной Мамаевой ордой, в центре кипевшего сражения развевалась великокняжеская хоругвь Дмитрия Донского, и один вид этого знамени заставлял усиленней биться сердца русских воинов. Они знали, что с ними их военачальник, с ними любовь народа!

Славны российские знамёна! Где только не побывали они?! Они трепетали в дыму и пламени Полтавской битвы, когда великий Пётр скрестил русский меч со шведской шпагой и когда решался вопрос о том, быть ли России великой державой или остаться на долгие века слабым окраинным государством. Гордый Измаил, взятый беспримерным штурмом суворовских чудо-богатырей, видел русские знамена на своих дотоле неприступных стенах. В грозную годину Отечественной войны, какую Россия вела с Наполеоном, русские знамёна развевались над железными полками российского воинства, защищавшего Москву на полях Бородина.

Немцы видели русские знамёна на площадях Берлина, занимавшегося нами в годы Семилетней войны. Сквозь альпийские ущелья были пронесены российские знамёна во время беспримерного суворовского похода. Долины Ломбардии, слышавшие мерный шаг русской пехоты, зрили знамёна наши, покрытые великой славой.

Русская армия, армия великого народа, история которой отмечена многими блистательными победами, была охранительницей, защитницей России. Её доблести и мужеству следует приписать то, что родина наша устояла против многочисленных врагов, отразила многие неприятельские нашествия.

Мы, современные советские люди, русские люди, с гордостью говорим: в наших жилах течёт кровь героев Полтавы и Бородина, Гангута и Чесмы, Измаила и Севастополя. Мы преклоняемся перед памятью Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, Багратиона и Кульнева, Нахимова и Брусилова. Эти имена, равно как и имена других доблестных полководцев, составляют воинскую славу нашего отечества.

А символом славы российских полков являются воинские знамёна, покрытые пылью дальних походов, пороховой копотью бесчисленных сражений.

Мы, наследники российской воинской славы, должны поднять священные боевые знамёна над полками нашей доблестной Красной Армии, обороняющей родину от страшного и злобного врага. Боевые знамёна советских полков так же, как и знамёна русских воинов, защищавших свою отчизну, будут символом воинской чести, доблести и славы. С какой гордостью носят свои знамёна гвардейские полки и дивизии! Коленопреклонённо принимают гвардейцы своё заслужённое в боях знамя и свято берегут его честь.

Боевые полковые знамёна ещё раз напомнят каждому бойцу и командиру об их священной присяге, об их долге преданно служить родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от немецких орд каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. И когда в суровый час жестокой битвы бойцу нашему будет тяжело, он обратит свою мысль к родному боевому знамени. В нём - честь полка, честь армии, честь отчизны. В нём - благословение родины, благословение народа. В нём - солдатская доблесть и слава. // .
_____________________________
* ("Красная звезда", СССР)
("Красная звезда", СССР)

**************************************** **************************************** ***************
Агитатор в окопе
Из записной книжки фронтового агитатора

В агитации иногда небольшой штрих, мелкий факт наталкивают на злободневную тему. Бывает, что агитатор решил провести беседу на какую-либо тему. Направляется он в роту, а, придя туда, строит беседу совсем не так, как раньше думал. В этом одно из проявлений .

Недавно я встретил агитатора капитана Рогожкина. Речь у нас зашла о целеустремлённости и действенности агитации. И вот что он мне рассказал:

На передний край я шёл с намерением провести беседу о дисциплине. Но все мои планы были опрокинуты, лишь только я добрался до окопов.

Первое, что бросилось в глаза, - мелкие траншеи. Немцы все время их обстреливают и нередко выводят из строя наших бойцов. В тот момент, когда мы шли, они строчили из пулемётов и периодически бросали мины. С нашей стороны стрельбы не было. В чём дело? Подходим к пулемётному расчёту, спрашиваем.

Почему молчите?

А как же стрелять, мы ничего не видим, - говорит боец.

В самом деле - до переднего края немцев метров 500, а сектор обстрела у станкового пулемёта рассчитан метров на 150. Впереди высокая сухая трава, кочки и мелкие кусты. Подходим к другому пулемёту.

Ну, как стреляете? - обращаемся к бойцам.

Стреляем помаленьку.

А вон фрицы ходят, почему не бьёте? - спросил присутствующий здесь же подполковник Юрченко. Он быстро поставил прицел и дал очередь. Два немца распластались на земле.

Что вы делаете, подполковник? - обратился к нему командир взвода лейтенант Попов. - Ведь немцы ответный огонь откроют.

В реплике лейтенанта мне послышалась не только тревога за жизнь старшего командира, но и его . Из беседы с рядом стоявшим бойцом я установил, что взвод и его командир на передовой линии недавно, что немцы здесь всё время, не боясь, ходят по своему переднему краю в полный рост, и наши бойцы их не беспокоят. Мне всё стало ясно.

В этой роте я провёл две беседы. Темы напрашивались сами собой. Первая - об укреплении обороны и организации огня, вторая - « ».

Через пять дней я опять зашёл в эту роту, - рассказывает агитатор Рогожкин, - и был несказанно рад. Траншеи были углублены. В окопы можно было безопасно подносить боеприпасы и пищу. Сектора обстрела расчищены. И в довершение ко всему - за несколько дней бойцы взвода истребили 60 немцев.

Агитатор Рогожкин наглядно убедился в силе своего слова.

Ночь - самое напряжённое время. Она полна неожиданностей. Именно ночью в окопе, в блиндаже необходимо присутствие агитатора, чтобы .

В тёмную ночь я пробирался с командного пункта к нашему переднему краю. Вдали вспыхивал прерывистым огнём строчивший без конца вражеский пулемёт. С сухим металлическим треском у наших окопов рвались мины. Пули то и дело взвизгивали над головой. Наши бойцы не стреляли.

Почему такая тишина? - спросил я бойца, стоявшего у крайней землянки.

Головы не даёт поднять, все бьёт и бьёт, - ответил он.

А вы заставьте его замолчать. Сами бейте.

Враг под домами блиндажи устроил - его не достанешь.

Венгры, засевшие в деревне, в подпольях домов, оборудовали огневые точки. Из этих дзотов, соединённых между собой траншеями, они непрерывно поливали огнём наши окопы. Как только наши миномётчики начинали пристреливать огневую точку, она замолкала, но через две-три минуты пулемёт вновь начинал строчить из подполья другой избы. Непрерывный огонь не давал покоя. Нужно было перехватить огневую инициативу.

Я знал, что старший сержант Леонов прекрасный стрелок, у него меткий глаз и твердая рука.

Ударьте зажигательными, - посоветовал я.

Через полчаса крайние избы запылали.

На следующую ночь я опять был в окопе. Лишившись тёплых квартир, . Пулемёты их молчали. Почувствовав силу своего оружия, наши бойцы торжествовали и ни на минуту не прекращали огня. Утром из вражеских окопов выполз солдат и стал кричать что-то в рупор.

Хлопцы, снимите «крикуна», - скомандовал Леонов.

Последовал выстрел. «Крикун» повис на бруствере, а рупор покатился вниз.

Днём, уходя с переднего края, я уже твердо знал, что тишины в этой роте, больше не будет. Огневая инициатива перешла в наши руки. Я невольно вспомнил капитана Рогожкина. Я тоже был доволен. Ночь - хорошее время для агитатора.

Что нужно для того, чтобы слово агитатора было доходчиво, звучало свежо и убедительно, неотразимо действовало на ум и сердце бойца? Прежде всего надо, чтобы агитатор располагал конкретными, понятными каждому бойцу аргументами и фактами, близкими ему, взятыми из его же жизни. Поэтому, прежде чем проводить беседу, нужно познакомиться с жизнью бойцов и всего подразделения, пополнить свой блокнот свежими фактами из их боевой практики и окопного быта. Сплошь и рядом от умения агитатора привлечь даже мелкие факты из жизни подразделения зависят сила и успех его убеждения, действие его слов на сознание и поведение бойца. Прежде чем итти в ту или иную роту, я обычно знакомлюсь с ней «заочно», собираю материалы в политотделе, у командиров.

Наш боец - . Он сразу определяет, в чём силен и в чём слаб агитатор. И если он видит, что перед ним агитатор, знающий его жизнь и быт, знающий хорошо оружие, он оказывает ему искреннее доверие и высказывает охотно свое расположение. А расположить к себе бойца - это уже половина успеха.

На переднем крае агитатору всегда обеспечен радушный прием. Аудитория здесь благодарная. Обычно приходится отвечать на сотни самых различных вопросов. Жгучий интерес проявляют бойцы к международному положению страны, положению на фронтах и жизни нашего тыла. Поэтому агитатор перед каждой поездкой в часть должен быть готов к докладу на эти темы.

Наконец, каждому из нас нередко приходится сталкиваться с недочётами в воинских частях. Агитатор в части - не посторонний человек. Агитатор - представитель политоргана. Поэтому он не может проходить мимо замеченных безобразий. // Капитан Г.Румянцев . ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ.

Выпуск медицинских сборников на фронте

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 8 декабря. (Спецкорр. ТАСС). Медицинские работники Н-ской армии ведут большую научно-практическую работу, обобщают опыт, накопленный ими за время отечественной войны. Санитарный отдел армии издал ряд научных трудов, в которых принимают участие профессора и врачи, работающие в дивизионных и армейских медицинских учреждениях.

На-днях выходит третий медицинский сборник. Он состоит из четырех разделов: «Организация и тактика санитарной службы», «Военная гигиена и эпидемиология», «Военно-полевая хирургия», «Военно-полевая терапия и токсикология».

________________________________________ ________
А.Кривицкий : ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой : * ("Известия", СССР)**
("Красная звезда", СССР)***
* ("Красная звезда", СССР)

19 июня в СМИ появилась информация о том, что Минобороны утвердило новую эмблему российских Вооружённых сил - красно-бело-синюю звезду, которая заменит собой традиционную красную звездочку. Новая эмблема была разработана «подведом-ственным дизайн-бюро». Новый знак получил официальное наименование «Армия России», СМИ же неофициально окрестили его «звездочка Шойгу». Ряд авторов (Н. Стариков, А. Лебедев, Г.Москвин) уже высказали свое мнение по поводу новой эмблемы (смотри список литературы в конце статьи), однако, на наш взгляд, суть вопроса осталась не затронута. По мнению же самих разработчиков, новая эмблема призвана улучшить имидж российской армии.


Редизайн эмблемы Вооруженных сил России: вместо традиционной красной звезды Министерство обороны утвердило новую красно-бело-синюю звезду

Трудно сказать, о каком улучшении имиджа говорят «эксперты», скорее речь можно вести о сокрушительном ударе по российской армии, возможно, самом сокрушительном за всю историю ее существования.

Пятиконечная звезда, как символ российской армии, имеет давнюю историю. «Марсова» звезда использовалась в царской русской армии, в 1827 году Николай I ввел ношение звезд на эполетах офицеров и генералов. Пятиконечная звезда красного цвета с самого начала стала символом РККА и оставалась главным армейским знаком вплоть до 19 июня 2014 года.


Пятиконечная звезда совсем не случайно стала символом армии. Философ Алексей Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи». Поэтому символом не может быть произвольно взятое изображение. Символ является носителем идеи, главного смысла, заложенного в основу существования того, что он символизирует. Символ является своего рода выразителем и хранителем базового смыслового кода. Существует глубочайшая тонкоматериальная связь между символом и его реальным воплощением. Эта связь была убедительно продемонстрирована во время операции демонтажа СССР, когда один из главных ударов был направлен на разрушение советских символов. Сейчас такой же удар наносится по идейной основе вооруженных сил России.

Пятиконечная звезда (пентаграмма) - один из самых древних, самых загадочных и самых мощных символов. Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э. Пентаграмма считалась важным символом во многих древних цивилизациях - шумерской, древнеегипетской, вавилонской, ассирийской. Пентаграмма вписанная в круг (пентакль) была известна в древнем Китае, Индии, Японии, на американском континенте.

На геометрическом уровне пентаграмма воплощает идею стабильности и устойчивости за счет переплетающихся внутренних связей. Пять пресекающихся линий несут в себе идею единства и взаимосвязи . Поэтому пентаграмму часто использовали в качестве знака макрокосма. В 12 веке н.э. появляется традиция интерпретировать пентаграмму еще и как символ человека (микрокосма) . Объединение значений макрокосма и микрокосма сделало пентаграмму универсальным символом мировой гармонии и божественного творчества.

При рассмотрении природных объектов также можно заметить, что число пять имеет некое особое значение. Пять отростков тела у человека (руки, ноги, голова). Пять пальцев на человеческой руке. Пять континентов и частей света на земном шаре. И даже у морских звезд имеется не менее пяти отростков.


Пентаграмма как схематическое изображение
человека (Корнелиус Агриппа «Оккультная философия»)

На уровне социума пентаграмма выражает гармонию человека и государства (микросистемы и макросистемы). Возможно, эта идея была знакома древним, поскольку еще в Древнем Риме пентаграмма использовалась в качестве государственного символа. Изображение пентаграммы присутствовало на личной печати императора Константина I. В древнем Вавилоне пентаграмма считалась знаком государственной власти и олицетворял власть правителя.

В христианской традиции пентаграмма, символизирует, по разным версиям, Спасителя, фаворский свет, Вифлеемскую звезду . Для пифагорейцев пентаграмма являлась символом совершенства и здоровья . Пифагор считал, что пентакль воплощает математическое совершенство , поскольку скрывает в себе золотое сечение. В кельтской мифологии пентаграмма считалась подписью богини войны и смерти . Пентаграмма хорошо известна издревле как символ-оберег, защищающий от злых сил . Интересно, что в этой роли она использовалась у совершенно разных народов и в совершенно разных культурах, разделённых океанами и тысячелетиями!

Такими образом, пятиконечная звезда на протяжении веков воплощает в себе идею стабильности, целостности, совершенства, гармонии и защиты от сил зла и хаоса . Можно ли придумать более подходящий символ для вооруженных сил государства?

Согласно официальной версии, создателем эмблемы РККА был командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев. В СССР пятиконечная звезда символизировала единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли (пять концов звезды — пять материков планеты). Красный цвет армейской звезды символизирует память о крови товарищей, пролитой в боях.

Однако, существует мнение, что символика РРКА разрабатывалась лично Львом Троцким и его сподвижниками, некоторые из которых были весьма сведущи в оккультных науках, и пентаграмма в качестве армейского символа была выбрана совсем не случайно.

Надевая форму, офицер и солдат принимает звезды на плечи (погоны) и на лоб (фуражка или пилотка). Тем самым он, с одной стороны, объявляет себя защитником от сил тьмы и хранителем мировой гармонии, а, с другой стороны, получает защиту-оберег от деструктивных сил.

Теперь давайте посмотрим на смысловое содержание новой звезды российских Вооруженных сил образца 2014 года.

Первое, и главное, на что нужно обратить внимания - это на то, что новый символ не является пентаграммой. Он ее лишь имитирует, пытается ею казаться за счет оптической иллюзии. Пентаграмма это фигура, образованная пятью пересекающимися линиями. В новом символе нет пяти пересекающихся линий (они заменены на две изломанные кривые), поэтому новый символ - не пентаграмма и не звезда! Этот символ имеет иную природу, сходство с пентаграммой - внешнее и поверхностное. Так называемая звезда Шойгу - это псевдозвезда и псевдопентаграмма, т.е. подделка, имитация, фейк древнего символа. Поэтому новый символ не несет и не передает ни одно из значений, характерных для пентаграммы.

Заменяя звезду-пентаграмму на принципиально иной знак, «дизайнеры» разрывают цепь преемственности современной российской армии с русской и советской армией. У российских воинов больше не будет звезд на плечах (вместо них появятся две разноцветные закорючки). Они теперь - воины других смыслов, воины совершенно иной армии, бойцы за совершенно иную идею. Их отцы и деды шли в бой с совершено иным знаком на пилотках, погонах и знаменах.

Я уж не говорю о такой «мелочи», как то, что новая псевдозвезда по цветовому паттерну соответствует не российскому, а голландскому флагу.

На ассоциативном уровне новый символ несет идею раздробленности и разорванности, неустойчивости и хаоса. С этой точки зрения его следовало бы назвать не «звездой Шойгу», а «звездой Сердюкова». Вместо строгой аскетичной гармонии пентаграммы в новом символе мы видим две странно изломанные линии, одна из которых окрашена в красный, а другая - в синий цвет.

Новый символ явственно расколот, разорван на два несвязанных друг с другом элемента - верх и низ. Они четко и полностью отделены друг от друга, что дополнительно подчеркивается их разным цветом. Что это символизирует - отрыв командования от войск? Обезглавливание армии? Отрыв элиты от народа? Расщепление общества на «верхушку» с преКРАСНОЙ жизнью и «низы», которые посинеют от той жизни, которую им готовят?


Новая эмблема вооруженных сил России: отрыв верха от низа, курган над ямой, опрокинутая вверх ногами литера «М» и перечеркнутая стрела.

Красная линия верхней части логотипа по форме напоминает курган. «Курган — разновидность погребальных памятников… Характеризуется, обычно, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой» (Википедия). На символе четко виден красный курган над ямой. Получается, что новый символ на ассоциативном уровне несет значение могилы для вооруженных сил Российской Федерации? Ай да хороша звездочка Шойгу!

Нижняя синяя часть нового символа российской армии представляет собой перевернутую вверх ногами литеру «М». Буква М в русском языке всегда была очень мощным определяющим знаком. В русском дореформенном алфавите литера «М» называлась «мыслите». Буква «М» входит в состав таких слов как мир, мощь, мужество, мудрость, молодость, мы. Новый символ показывает нам, что отныне в российской армии смысл этих понятий будет поставлен с ног на голову, т.е. армия будет пользоваться извращенными понятиями мужества, мощи и мудрости.

Внутри символа мы видим белую стрелу, направленную вверх. Но это устремление ввысь зачем-то перечёркнуто горизонтальной белой полосой. Таким образом, новый знак несет идею блокировки устремлений вверх, к развитию, к совершенствованию, к Богу.

При некотором внешнем сходстве красной звезды с новой красно-бело-синей псевдозвездой, на семантическом уровне дистанция между ними больше, чем между красной звездой и свастикой.

Предлагая новый символ, его разработчики наносят удар по самому сокровенному смысловому основанию, т.е. в самое сердце Вооруженных сил. А смысловая база «за что воюем» — это и есть та основа, на которой стоит мощь армии.

Кто же сотворил такое безобразие?

Выскажу два предположения. Первая версия - новый знак придумывали, рисовали и утверждали безумцы и тотально безграмотные люди, которые не имеют ни малейшего понятий ни об истории воинских символов, ни о символах и истории вообще. Вторая версия, которая представляется более вероятной - знак разрабатывали не в России. При всем уважении к дизайнерам «подведомственного дизайн-бюро» Минобороны, я не верю, что это знак создан там. Во-первых, слишком велик потенциал враждебности и дестабилизации, который заключает в себе новый символ. Во-вторых, работа слишком профессиональная: слишком четко подобраны смыслы, слишком тонко расставлены акценты, слишком мастерки выполнена маскировка «под звезду». Такую работу мог выполнить опытный каббалист и знаток древней истории, но никак не среднестатистический дизайнер.

Согласно древним верованиям, злого демона можно заключить внутрь пентаграммы, и он никогда не сможет преодолеть ее границу, пока она не нарушена. Минобороны России разорвало пентаграмму и выпустило демона. Новая эмблема показывает всему миру, что путь для сил зла и хаоса открыт. Ну а то, что это случилось в аккурат во время украинского кризиса - так это, конечно, просто совпадение.



Поделиться: