Изменение системы международных отношений в мире. Особенности и пути развития современных международных отношений

С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.

В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.

Истоки понятия

Появление термина "международные отношения" связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.

К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.

Возникновение и развитие теории

Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.

Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.

Основные парадигмы

Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.

Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.

  1. Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
  2. Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
  3. Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.

В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.

История международных отношений

Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.

В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.

По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII - начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.

Понятие

Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.

Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.

Особенности международных отношений

Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.

  1. Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
  2. В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
  3. Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
  4. Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.

Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:

  • сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
  • уровень интенсивности: высокий или низкий;
  • с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
  • геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.

На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.

Взаимосвязь политики и международных отношений

Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин "международная политика" также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.

Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие "мировая политика". Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.

Формирование системы международных отношений

На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:

  • обеспечение стабильности в мире;
  • сотрудничество в решении мировых проблем в разных сферах деятельности;
  • создание условий для развития других участников отношений, обеспечение их безопасности и сохранение целостности.

Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.

В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.

Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.

Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.

Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».

Роль государства в новой системе отношений

Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.

По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.

Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.

Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.

Роль экономики

Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.

Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.

Советско-американский диалог в Женеве. Роспуск ОВД и СЭВ. Конфликты на Балканах, в Среднем и Ближнем Востоке. Интеграционные процессы в мире. Образование Евразийского экономического сообщества «Евр АзЭС». Декларация о создании Единого Экономического Пространства. «Россия, Казахстан, Беларусь». Формирование многополюсной модели мировой цивилизации. Саммит ОБСЕ 2010 г. в Астане. Основные тенденции современных международных отношений .

Перестройка в СССР и международные отношения. В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Провозглашенная новым советским лидером политика перестройки нашла свое воплощение и в международных отношениях. Внешнеполитический курс Горбачева сводился к односторонним уступкам Западу ради утверждения абстрактных принципов “нового полити-ческого мышления”. Вопреки реальным государственным интересам новый советский лидер взял курс на уход СССР из третьего мира, где к 1991 г. он лишился практически всех союзников. Этот вакуум начали быстро заполнять США.

В 1989 г. произошел обвальный распад социалистической системы. Стратегические позиции СССР катастрофически ухудшались. Кульминацией этого процесса стало объединение ГДР и ФРГ. В этой важнейшей для безопасности СССР проблеме М. С. Горбачев пошел на одностороннюю уступку Западу.

Возобновление советско-американского диалога. В 1985 г. состоялись советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве. В 1986 г. они были продолжены в столице Исландии

Рейкьявике, в 1987 г. в Вашингтоне и в 1988 г. в Москве. На них обсуждались вопросы сокращения ядерных вооружений. В ходе двусторонних переговоров удалось достигнуть позитивных резуль-татов. Так, в декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и меньшего радиуса действия. Было заявлено, что тем самым положено начало строительству мира без ядерного оружия. Кроме того, зафиксировано сближение позиций сторон при подготовке совместного проекта договора о 50%-ном сокращении стратегических наступательных вооружений СССР и США в условиях сохранения договора по ПРО. Мировая демократическая общественность с удовлетворением восприняла вывод советских войск из Афганистана в 1989 г., что было расценено как важный шаг в деле политического урегулирования региональных конфликтов.

Cоветская общественность ожидала ответных шагов со стороны США. Тем более что Запад за уступку Горбачева в германском вопросе обещал трансформировать НАТО в политическую организацию и не расширять ее на Восток. Однако все это так и осталось обещаниями. Наблюдая за ослаблением власти Горбачева, американская администрация стала опасаться за исход переговоров по заключению соглашения о контроле над стратегическими вооружениями с Советским Союзом. В 1991 г. состоялась очередная советско-американская встреча, в ходе которой был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Он предусматривал сокращение советских и американских ядерных арсеналов на протяжении 7 лет до 6 тыс. единиц для каждой стороны.



После распада СССР проблема сокращения стратегических наступательных вооружений перешла по наследству к Российской Федерации. В 1993 г. США и Россия подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Договор был ратифицирован парламентами обоих государств, но в силу так и не вступил. США встали на путь развертывания национальной системы ПРО. Свою позицию они объясняли возрастанием опасности ракетных ударов со стороны “неблагонадежных государств”. К ним они относили Ирак и КНДР, обладавших якобы технологиями производства ракет необходимого класса. Становилось очевидным, что США намереваются выйти из договора по ПРО 1972 г. в одностороннем порядке. Это наносило удар по стратегическим позициям России, поскольку развернуть симметричные программы национальной ПРО она не могла. Россия становилась уязвимой для ракетных ударов извне.

12 ноября 2001 г. президент В. В. Путин посетил США, где на встрече с новым президентом Дж. Бушем был поставлен вопрос о ПРО. Достигнуть взаимопонимания в ходе визита российского президента так и не удалось. Однако США дали согласие пойти на заключение с Россией нового договора о контроле над вооружением. 24 мая 2002 г. во время официального визита в Россию президента Дж. Буша



этот договор был подписан. Он получил название Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Договор предусматривал сокращение до 31 декабря 2012 г. суммарного количества стратегических ядерных боезарядов до 1700- 2200 единиц. В договоре не было оговорено, что выводимые из строя ракеты должны уничтожаться. Это было выгодно США, поскольку они могли складировать снимаемые с вооружения ракеты с перспективой их возвращения в строй. Россия не имела такой возможности, поскольку предельный срок хранения ее ракет истекал в 2012 г. И поэтому во избежание самовзрывания боезаряды должны были быть уничтожены. Несмотря на это, договор СНП был ратифицирован российской Думой в мае 2003 г. в расчете на то, что США предпримут ответный шаг. Однако этого не произошло. 14 июня 2002 г. США вышли из договора по ПРО 1972 г. В ответ Россия вышла из СНВ-2.

В последующие годы международная обстановка в мире и на европейском континенте существенно обострилась. Это было вызвано прежде всего начавшимся расширением НАТО на Восток.

На состоявшемся 21-22 ноября 2002 г. саммите НАТО в Праге было принято решение о приглашении в альянс семи стран: Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. После этого началось постепенное осуществление задуманного проекта, что не могло не вызвать обеспокоенность России.

Начиная с 2006 г. США перешли от оборонительного сдерживания к активному, а порой и принуждающему диктату. И прежде всего эта политика была обращена на европейский континент. Соединенные Штаты заявили о распространении системы ПРО на такие восточно-европейские страны, как Польша и Чехословакия. Это вызвало негатив-ную реакцию России. Однако все попытки российских властей урегули-ровать с администрацией Дж. Буша возникшую проблему, как и решение более глобального вопроса о ликвидации ядерного оружия вообще, успеха не имели. Заявления американских политиков самого разного уровня в 2007 - 2008 гг. о возможности уничтожения ядерного оружия дальше деклараций не шли.

Изменение ситуации в лучшую сторону произошло после победы на президентских выборах в США Демократической партии. В марте 2010 г. в Россию прибыла с визитом государственный секретарь США Хиллари Клинтон. Одним из ключевых вопросов на встрече американского госсекретаря с российским президентом был вопрос о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Работа, проделанная американской и российской сторонами, привела к подписанию Российской Федерацией и США

Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), который вступил в силу 5 февраля 2011 г. Мировая общественность оценила договор как важный шаг на пути обеспечения ядерной безопасности.

Роспуск ОВД и СЭВ. Курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР.

Однако процессы, охватившие социалистические страны, преподносились советской пропагандой как “создание новой обстановки в Европе”. Официальная пропаганда утверждала, что между НАТО и ОВД идет конструктивный диалог. 19 ноября 1990 г. в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Он предусматривал значительное сокращение вооружений и войск, устанавливал паритет между обоими союзами на основе разумной достаточности вооружения каждой из сторон, ликвидировал угрозу внезапного нападения. Одновременно главы государств и правительств 22 стран - членов ОВД и НАТО - подписали совместную декларацию, провозгласившую их намерения строить новые отношения на основе партнерства и дружбы.

Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. После этого границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.

Но Запад не собирался ограничиваться только этим. Лидеры НАТО перестали исключать возможность продвижения альянса на Восток. К тому же освободившиеся от советского контроля восточно-европейские страны стали заявлять о своем намерении стать членами НАТО. США и руководство НАТО не исключали возможности включения в альянс не только восточноевропейских стран, но и бывших советских республик, таких как государства Балтии, Украина, Грузия. Все это не способствовало улучшению международного климата в Восточноевропейском регионе.

Конфликты на Балканах, Среднем и Ближнем Востоке.

Перестройка в СССР вызвала кризис в социалистических странах. Наиболее болезненно он проявился в Югославии, где стали нарастать сепара-тистские настроения. В июне 1991 г. Словения и Хорватия объявили о выходе из состава федерации и провозгласили свой суверенитет. В сентябре их примеру последовала Македония, в апреле 1992 г. - Босния и Герцеговина. Сербия, являвшаяся ядром союзного государства, попыталась силой остановить его распад, что привело к перерастанию политического конфликта в войну.

В декабре в зону конфликта был направлен миротворческий контингент ООН. Однако он не смог урегулировать конфликт. В этом столкновении проявилась политика двойных стандартов Запада. Соединенные Штаты обвиняли во всем сербов и югославское правительство и закрывали глаза на этнические чистки сербского населения, проводимые мусульманами и хорватами в Хорватии, Боснии и Герцеговине.

В 1995 г. лидерами Хорватии, Союзной Республики Югославии (СРЮ) и боснийских сторон были подписаны Дейтонские соглашения. В них оговаривались условия урегулирования конфликта.

Тем временем обострилась межэтническая ситуация в крае Косово. В конфликт вмешались США и НАТО. Президенту СРЮ С. Милошевичу был поставлен ультиматум, предусматривавший введение на территорию края вооруженных сил НАТО. Поскольку СРЮ его отвергла, в марте 1999 г. авиация НАТО начала бомбить сербскую территорию. Боевые действия продолжались два с половиной месяца. Впервые за время своего существования НАТО применила военную силу против суверенного государства, нарушив Устав ООН. 6 октября 2000 г. C. Милошевич официально отказался от власти. Его сменил В. Коштуница, приход которого способствовал нормализации отношений с западными странами.

В конце 80-х - начале 90-х годов обострилась ситуация на Среднем и Ближнем Востоке. В 1980 г. началась ирано-иракская война. Она принесла обеим сторонам неисчислимые бедствия, разруху и значительные людские потери. В 1988 г. при посредничестве Генерального секретаря ООН было достигнуто соглашение о прекращении военных действий по всей линии ирано-иракского фронта.

В конце 1989 г. Ирак предъявил соседнему государству Кувейт ряд требований, касавшихся поставок нефти и территориальных вопросов. 2 августа 1990 г. иракская армия вторглась в Кувейт и оккупировала его.

Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, требовавших от Ирака прекращения аннексии Кувейта, однако Багдад игнорировал эти призывы. 17 января 1991 г. силы антииракской коалиции во главе

с США нанесли массированные воздушные и ракетные удары по военным объектам в Ираке и Кувейте. Район Персидского залива вновь стал зоной разрушительной войны.

В декабре 1998 г. США совместно с Англией провели военную операцию против Ирака под кодовым названием “Лис в пустыне”. Поводом для этого послужило нежелание иракского правительства удовлетворить ряд требований инспекторов ООН, которые пытались обнаружить в Ираке оружие массового уничтожения.

в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда произошли крупнейшие в истории теракты. Используя этот факт, США заявили, что теперь имеют право на самооборону в самом широком смысле этого слова. 20 марта 2003 г. США начали вторжение в Ирак, результатом которого стало свержение там режима С. Хусейна.

Интеграционные процессы в мире. Вторая половина ХХ в. характеризуется усилением центростремительных сил в мировой политике. Повсеместно наблюдается тенденция к экономической и политической интеграции. Наиболее успешно центростремительные процессы проходили в Европе. В 1949 г. был образован Европейский совет, который ставил перед собой цель способствовать защите прав человека, распространению парламентской демократии, утверждению верховенства закона и развитию договорных отношений между европейскими странами. В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В 1957 г. эти страны заключили Римские соглашения о создании на основе ЕОУС

Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в рамках которого стали формироваться наднациональные структуры, что предполагало интеграцию всей экономической системы стран-участниц.

В 1973 г. происходит расширение ЕЭС. В него вошли Великобритания, Ирландия, Дания. С 1978 г. участники объединения стали проводить прямые выборы в Европейский парламент. Позже к сообществу присоединились Испания, Португалия, Греция, Австрия, Швеция и Финляндия. Все эти процессы создали условия для перехода к новому этапу европейской интеграции - созданию Европейского союза (ЕС). В 1992 г. было подписано Маастрихтское соглашение в Голландии. Оно предусматривало договоренности в области: 1) экономики; 2) внешней политики и безопасности; 3) юстиции и внутренних дел. Была введена общая для членов ЕС расчетная единица, которая первоначально называлась экю, а потом была переименована в евро.

Начиная с 1975 г. проходят регулярные встречи так называемой “Большой семерки”, которая включает лидеров ведущих индустриальных стран мира. В 2002 г. “Большая семерка” превратилась в “Большую восьмерку” за счет присоединения России. На совещаниях “Большой восьмерки” обсуждаются экономические, политические и военно-стратегические вопросы.

Интеграционные процессы охватили не только Европу, но и другие регионы. В 1948 г. 29 государств Латинской Америки и США образо-вали Организацию американских государств (ОАГ). В 1963 г. была создана Организация африканского единства (ОАЕ), в которую впоследствии вошли 53 африканские страны. В 1967 г. в Юго-Восточной Азии была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. В 1989 г. был образован Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АПЕК).

В 1994 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского союза (ЕАС) на постсоветском пространстве. Он подчеркивал, что “ЕАС является формой интеграции суверенных государств в целях укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации на постсоветском пространстве”. Однако полностью реализовать проект казахстанского президента тогда не удалось из-за негативного отношения Российской Федерации.

Одним из первых интеграционных шагов на постсоветском пространстве было предложение о создании Таможенного союза. Он вступил в действие 20 января 1995 г. Соглашение о Таможенном союзе подписали Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация. 10 октября 2000 г. в Астане Казахстан, Беларусь, Россия, Кыргызстан и Таджикистан подписали Договор об образовании

Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В январе 2010 г. Закон о Таможенном союзе вступил в силу на территории России, Казахстана и Беларуси.

9 декабря 2010 г. лидеры России, Казахстана и Беларуси приняли Декларацию о формировании Единого экономического пространства трех стран. По мнению президента России Д. А. Медведева, модель интеграции экономик России, Беларуси и Казахстана должна быть распространена на все государства ЕврАзЭС.

В 1996 г. в Шанхае на первой встрече лидеров Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана была создана “Шанхайская пятерка” - периодически проводимая встреча руководителей пяти государств на высшем уровне для обсуждения проблем пограничного сотрудничества.

В 1998 г. в Алматы состоялась встреча глав государств “Шанхайской пятерки”, результатом которой стало подписание Совместного заявления участников встречи. Документ предусматривал расширение сотрудничества на уровне глав правительств, государств и министров иностранных дел. В 2000 г. в Душанбе состоялась очередная встреча глав государств “Шанхайской пятерки”. В ней впервые принял участие президент Узбекистана И. Каримов. Участниками встречи была подписана Душанбинская декларация, в которой подчеркивалось стремление присутствовавших сторон к превращению “Шанхайской пятерки” в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах. “Шанхайская пятерка” была переименована в Шанхайский форум.

15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав государств Шанхайского форума при участии президентов Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, в ходе которой была подписана Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

15 июня 2006 г. в Шанхае прошло заседание Совета глав государств ШОС, на котором были подведены итоги пятилетней деятельности организации. В принятой декларации было отмечено, что “провозглашение пять лет назад в Шанхае создания ШОС явилось важным стратегическим выбором, сделанным всеми государствами-членами перед лицом вызовов и угроз XXI века ради установления прочного мира и содействия непрерывному развитию в регионе”.

Очередная встреча лидеров ШОС состоялась в августе 2007 г. в Бишкеке. В ходе ее был подписан многосторонний договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В Бишкекском саммите в качестве гостя впервые принял участие президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов. Следующая встреча стран - участниц ШОС происходила 16 октября 2009 г. в Пекине. Она завершилась подписанием документов по вопросам культуры, образования и здравоохранения. 10 - 11 июня 2010 г. главы стран - участниц ШОС провели очередную встречу в Ташкенте.

Формирование новой системы международных отношений. Контуры многополярного мира. Развал Советского Союза и социалистической системы оказал влияние на всю систему международных отношений в мире. Закончилась “холодная война”, начался процесс формирования нового миропорядка. США попытались создать однополюсный мир, однако становится очевидным, что им это не под силу. Союзники США начинают проводить все более самостоятельную политику. Сегодня уже заявляют о себе три центра мировой политики: США, Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Таким образом, мир в ХХI в. формируется как многополюсная модель мировой цивилизации.

В декабре 2010 г. в Астане состоялся саммит ОБСЕ. Результатом его работы стало принятие Декларации “Навстречу сообществу безопасности”. Обращаясь к участникам саммита, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев отметил, что принятие декларации открывает новый этап в жизни организации, и выразил надежду, что декларация даст старт построению сообщества евроатлантической и евразийской безопасности.

В конце XX – начале XXI в. в международных отношениях и внешней политике государств обозначились новые явления.

Во-первых, существенную роль на трансформацию международных процессов стала оказывать глобализация.

Глобализация (от франц. global – всеобщий) – это процесс расширения и углубления взаимообусловленности современного мира, формирования единой системы финансово-экономических, социально-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций.

Процесс развертывания глобализации обнаруживает, что в значительной мере она представляет новые, благоприятные возможности, прежде всего для наиболее сильных стран, закрепляет систему несправедливого перераспределения ресурсов планеты в их интересах, способствует распространению установок и ценностей западной цивилизации на все регионы земного шара. В этом плане глобализация представляет собой вестернизацию, или американизацию, за которой просматривается реализация американских интересов в различных регионах земного шара. Как указывает современный английский исследователь Дж. Грей, глобальный капитализм как движение к свободным рынкам не является естественным процессом, а скорее политическим проектом, основанным на американской мощи. Это, собственно, не скрывают и американские теоретики и политики. Так, Г. Киссинджер в одной из своих последних книг утверждает: "Глобализация рассматривает мир как единый рынок, в котором процветают наиболее эффективные и конкурентоспособные. Она принимает – и даже приветствует тот факт, что свободный рынок безжалостно отделит эффективное от неэффективного даже ценой экономических и политических пертурбаций". Такое понимание глобализации и соответствующее поведение Запада порождает противодействие во многих странах мира, протесты общественности, в том числе и в западных странах (движение антиглобалистов и альтерглобалистов). Рост противников глобализации подтверждает усиливающуюся необходимость создания международных норм и институтов, придающих ей цивилизованный характер.

Во-вторых, в современном мире становится все более очевидной тенденция роста численности и активности субъектов международных отношений. Кроме увеличения количества государств в связи с распадом СССР и Югославии, на международную арену все активнее выдвигаются различные международные организации.

Как известно, международные организации подразделяются на межгосударственные, или межправительственные (МПО), и неправительственные организации (НПО).

В настоящее время в мире действует более 250 межгосударственных организаций. Значительная роль среди них принадлежит ООН и таким организациям, как ОБСЕ, Совет Европы, ВТО, МВФ, НАТО, АСЕАН и др. Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г., стала наиболее важным институциональным механизмом многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу народов. Сегодня ее членами являются более 190 государств. Основные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и ряд других советов и институтов. Генеральная Ассамблея состоит из государств – членов ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения этого органа не обладают принудительной силой, однако они имеют значительный моральный авторитет. Совет Безопасности состоит из 15 членов, пять из которых – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция – являются постоянными членами, другие 10 избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности принимаются большинством голосов, при этом каждый из постоянных членов обладает правом вето. В случае угрозы миру Совет Безопасности имеет полномочия направлять в соответствующий регион миссию по поддержанию мира или применять санкции по отношению к агрессору, давать разрешение на военные операции, направленные на прекращение насилия.

С 1970-х гг. все более активную роль в качестве инструмента регуляции международных отношений стала играть так называемая "семерка", неформальная организация ведущих стран мира – Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии. Эти страны координируют свои позиции и действия по международным проблемам на ежегодных совещаниях. В 1991 г. на совещание "семерки" в качестве гостя был приглашен президент СССР М. С. Горбачев, затем Россия стала регулярно участвовать в работе этой организации. С 2002 г. Россия стала полноправным участником работы этой группы и "семерка" стала называться "группой восьми". В последние годы стали собираться лидеры 20 наиболее сильных экономик мира ("двадцатка") для обсуждения прежде всего кризисных явлений в мировой экономике.

В условиях постбиполярности и глобализации все больше обнаруживается необходимость реформирования многих межгосударственных организаций. В связи с этим сейчас активно обсуждается вопрос реформирования ООН с целью придания ее работе большей динамики, эффективности и легитимности.

В современном мире насчитывается около 27 тыс. неправительственных международных организаций. Рост их численности, возрастающее влияние на мировые события стали особенно заметны во второй половине XX в. Наряду с такими давно известными организациями, как Международный Красный Крест, Международный Олимпийский комитет, "Врачи без границ" и др., в последние десятилетия, с нарастанием экологических проблем, приобрела международный авторитет экологическая организация Гринпис. Однако следует отметить, что для международной общественности все большую озабоченность создают активизирующиеся организации нелегального характера – террористические организации, наркоторговые и пиратские группировки.

В-третьих, во второй половине XX в. огромное влияние на мировой арене стали приобретать международные монополии, или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли, и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТИК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества не только перед малыми, но даже и перед крупными державами. В конце XX в. в мире насчитывалось более 53 тыс. ТНК.

В-четвертых, тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных угроз, а соответственно, и необходимость их совместного решения. Глобальные угрозы, стоящие перед человечеством, можно разделить на традиционные и новые. Среди новых вызовов мировому порядку следует назвать международный терроризм и наркоторговлю, бесконтрольность транснациональных финансовых коммуникаций и др. К традиционным относятся: угроза распространения оружия массового поражения, угроза ядерной войны, проблемы сохранения окружающей среды, исчерпаемости в ближайшем будущем многих природных ресурсов, нарастания социальных контрастов. Так, в условиях глобализации обостряются и выдвигаются на уровень общепланетарных многие социальные проблемы. Мировому порядку все более угрожает углубляющаяся пропасть в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Примерно 20% населения Земли потребляют в настоящее время, по данным ООН, около 90% всех производимых в мире товаров, остальные 80% населения довольствуются 10% производимых товаров. Менее развитые страны регулярно сталкиваются с массовыми заболеваниями, голодом, в результате которых гибнет большое количество людей. Последние десятилетия отмечены нарастанием потока сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, распространением СПИДа, алкоголизма, наркомании.

Надежных путей решения проблем, угрожающих международной стабильности, человечество пока не нашло. По все более очевидной становится необходимость решительного продвижения по пути снижения назревших контрастов в политическом и социально-экономическом развитии народов Земли, в противном случае будущее планеты представляется довольно мрачным.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В процессе ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить определенную тенденцию развития.

Первая тенденция

развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является экономической сверхдержавой. Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые “Азиатские тигры”. Есть основания полагать, что в обозримом будущем в мировой политике заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Второй тенденцией

развития современных международных отношений стала их глобализация (ОіоЬе - земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблений функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией

развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, стремление государств мира к совместному их решению.

НТР, начавшаяся в середине XX ст., в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем. Эти проблемы встали перед человечеством и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть. Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия и т. д.

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серьі), следствием которых являются “кислотные дожди”. Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого “парникового эффекта”. Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

Неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими. Это, прежде всего с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию. Однако решение этой задачи связано с немалими трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и Украины, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Они взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода. Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношении. Усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, материальных ресурсов.

Четвертой тенденцией

современных международных отношении является усиление разделения мира на два полюса. Полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, нестабильности и тирании. Большинство человечества живет на полюсе нестабильнсти, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый “золо

Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении завершающегося столетия, а во многом и начиная с классической Вестфальской системы.
В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия вплоть до наших дней рассматривается многими, особенно западными исследователями, как история единой Вестфальской системы международных отношений. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны Суверенитет предполагает невмешательство в дела друг друга. Со временем государства выработали основанный на этих принципах свод правил, регулирующих международные отношения, - международное право.
Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие - не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом - собственная выгода. Главный критерий - сила.
Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько этапов (или подсистем), объединенных общими, указанными выше закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между государствами. Обычно историки выделяют несколько подсистем Вестфальской системы, которые часто рассматриваются в качестве как бы самостоятельных: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII - XVIII вв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую. Очевидно, что во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении холодной войны и формировании новых системообразующих закономерностей. Основной вопрос сегодня заключается в том, каковы эти закономерности, в чем специфика нового этапа по сравнению с предыдущими, как он вписывается в общую Вестфальскую систему или отличается от нее, каким образом можно обозначить новую систему международных отношений.
Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между холодной войной и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным его символом считают падение Берлинской стены. В названиях большинства монографий, статей, конференций, учебных курсов, посвященных сегодняшним процессам, формирующаяся система международных отношений или мировой политики обозначается как относящаяся к периоду «после холодной войны» (post-cold war). Такое определение акцентирует внимание на том, чего в нынешнем периоде нет по сравнению с предыдущим. Очевидными отличительными моментами зарождающейся сегодня системы по сравнению с предыдущей являются снятие политико-идеологического противостояния между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы холодной войны вокруг двух полюсов - Вашингтона и Москвы. Такое определение так же неадекватно отражает новую суть мировой политики, как в свое время формула «после Второй мировой войны» не вскрывала нового качества формировавшихся закономерностей холодной войны. Поэтому при анализе сегодняшних международных отношений и попытках прогноза их развития следовало бы обратить внимание на качественно новые процессы, зарождающиеся под влиянием изменившихся условий международной жизни.
В последнее время все чаще можно услышать пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее стабильна, предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Действительно, четкие контрасты холодной войны яснее, чем многообразие полутонов новых международных отношений. Кроме того, холодная война - уже достояние прошлого, эпоха, ставшая объектом неспешного изучения историков, а новая система только зарождается, и ее развитие можно лишь предсказывать на основе еще небольшого объема информации. Эта задача тем более усложняется, если при анализе будущего исходить из закономерностей, характеризовавших прошлую систему. Частично это подтверждается тем
Фактом, что, по существу, вся наука о международных отношениях оперирующая методологией объяснения Вестфальской системы, оказалась не в состоянии предвидеть крушение коммунизма и окончание холодной войны. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым. Видимо, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано этой изменчивостью нового, пока еще непонятного мира.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • современную парадигму международных отношений;
  • специфику современного этапа функционирования и развития системы международных отношений;

уметь

  • определять роль и место конкретных акторов в системе международных отношений;
  • выявлять тенденции функционирования системы международных отношений и причинно-следственные связи конкретных процессов в этой сфере;

владеть

  • методикой многовариантного прогнозирования процессов в сфере международных отношений в современных условиях;
  • навыками анализа международных отношений в конкретном регионе мира.

Основные закономерности формирования новой системы международных отношений

До настоящего времени не утихают споры относительно нового мироустройства, образовавшегося после окончания холодной войны - противостояния СССР и США, лидеров социалистической и капиталистической систем. Наблюдается динамичное и полное противоречий становление новой системы международных отношений.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин, выступая перед представителями российского дипломатического корпуса отметил: «Международные отношения постоянно усложняются, сегодня мы не можем оценить их как сбалансированные и стабильные, наоборот, нарастают элементы напряженности и неопределенности, а доверие, открытость остаются, к сожалению, часто невостребованными.

Дефицит новых моделей развития на фоне эрозии лидерства традиционных экономических локомотивов (таких как США, ЕС, Япония) ведет к торможению глобального развития. Усиливается борьба за доступ к ресурсам, провоцируя аномальные колебания сырьевых и энергетических рынков. Многовекторность мирового развития, обострившиеся вследствие кризиса внутренние социально-экономические неурядицы и проблемы в развитых экономиках ослабляют доминирование так называемого исторического Запада» .

За счет новых независимых государств Азии и Африки увеличилось количество нейтральных стран, многие из которых составили Движение неприсоединения (более подробно см. в гл. 5). Одновременно усилилось соперничество противоборствующих блоков в третьем мире, что стимулировало возникновение региональных конфликтов.

Третий мир - термин политической науки, введенный во второй половине XX века для обозначения стран, напрямую не участвовавших в холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений. Третий мир являлся ареной соперничества противоборствующих сторон, США и СССР.

Вместе с тем существует и прямо противоположная точка зрения, что в годы холодной войны реальная система международных отношений по так называемой схеме М. Каплана (см. в параграфе 1.2) видоизменялась между жесткой и свободной биполярными моделями. В 1950-е гг. тенденция развития шла скорее в сторону жесткой биполярной системы, поскольку противоборствующие сверхдержавы стремились вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше стран, и количество нейтральных государств было невелико. В частности, конфронтация США и СССР фактически парализовала деятельность ООН. Соединенные Штаты, располагая большинством голосов в Генеральной Ассамблее ООН, использовали ее как послушный механизм для голосования, чему СССР мог противопоставить только свое право вето в Совете Безопасности. Как следствие ООН не могла играть возложенной на нее роли.

Мнение специалистов

Биполярный мир - термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. Термин отражает жесткое силовое противостояние в мире, сложившееся после

Второй мировой войны, когда лидирующее место среди западных стран заняли США, а среди социалистических - СССР. По словам Генри Киссенджера (Нету Kissinger ), американского дипломата и эксперта в области международных отношений, мир может быть однополярным (имеющим гегемонию), биполярным или пребывающим в хаосе. В настоящее время мир испытывает трансформацию от однополярной (с гегемонией США) к многополярной модели.

Такая неоднозначность восприятия мироустройства нашла отражение в официальных российских документах. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия национальной безопасности РФ) 1 говорится, что Россия восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. Концепция внешней политики Российской Федерации (далее - Концепция внешней политики РФ) констатирует: «Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США» .

После распада СССР и социалистической системы Соединенные Штаты (монопольно или с союзниками) не остались единственной мировой доминантой. В 1990-е гг. сложились и другие центры международного притяжения: государства Евросоюза, Япония, Индия, Китай, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Бразилия. Сторонники подхода нолицентричной системы исходят из того, что России, как само собой разумеющееся, отведено место одного из таких центров мощной «политической гравитации» .

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - политико-экономическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию. Юридически закреплен Маастрихстским договором в 1992 г. (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах европейских сообществ. В ЕС входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр,

Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия.

Отечественные ученые отмечают, что если ключевым фактором, определявшим эволюцию системы международных отношений на протяжении ее истории, являлось межгосударственное конфликтное взаимодействие в рамках устойчивых конфронтационных осей, то к 1990-м гг. возникают предпосылки перехода системы в иное качественное состояние. Оно характеризуется не только сломом глобальной конфронтационной оси, но и постепенным формированием стабильных осей сотрудничества между ведущими странами мира. В результате появляется неформальная подсистема развитых государств в форме мирохозяйственного комплекса, ядром которого стала «Большая восьмерка» ведущих стран объективно превратившаяся в управляющий центр, регулирующий процесс становления системы международных отношений.

  • Совещание послов и постоянных представителей России. URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/15902 (дата обращения: 27.02.2015).
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).
  • Концепция внешней политики Российской Федерации. Ч. II, и. 5.
  • Гарусова Л. II. Внешняя политика США: основные тенденции и направления(1990-2000-с гг.). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. С. 43-44.

Новая система международных отношений получила начало в конце ХХ века в результате завершения Холодной войны и крушения биполярной системы международных отношений. Тем не менее, в указанный период произошли более фундаментальные и качественные системные трансформации: вместе с Советским Союзом перестали существовать не только конфронтационная система международных отношений периода Холодной войны и Ялтинско-Потсдамский миропорядок, - подорванной оказалась намного более старая система Вестфальского мира и ее принципы.

Однако на протяжении всего последнего десятилетия ХХ века в мировой науке активно шли дискуссии о том, какова будет новая конфигурация мира в духе Вестфалии. Спор разгорелся между двумя основными концепциями мирового порядка: концепциями однополярности и многополярности.

Естественно, в свете только что окончившейся Холодной войны первым напрашивался вывод об однополярном мировом порядке, поддерживаемом единственной оставшейся сверхдержавой – Соединенными Штатами Америки. Между тем, на деле все оказалось не так просто. В частности, как указывают некоторые исследователи и политики (например, Е.М.Примаков, Р.Хаас и др.), с концом биполярного мира исчез сам феномен сверхдержавности с мировой экономической и геополитической авансцены в традиционном его понимании: «Во времена "холодной войны", пока существовали две системы, были и две супердержавы - Советский Союз и Соединенные Штаты. Сегодня супердержав нет вообще: Советский Союз прекратил свое существование, но и Соединенные Штаты, хотя они и обладают исключительным политическим влиянием и являются самым мощным в военном и экономическом отношении государством мира, утратили такой статус»[ Примаков Е.М. Мир без сверхдержав [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. Октябрь 2003 г. – URL: http://www.globalaffairs.ru/articles/2242.html]. В итоге для США была заявлена роль не единственной, а одной из нескольких опор нового мирового порядка.

Американской идее был брошен вызов. Основными противниками монополии США в мире стали Объединенная Европа, все более набирающий силу Китай, Россия, Индия и Бразилия. Так, например, Китай, а за ним и Россия приняли в качестве официальной внешнеполитической доктрины концепцию многополярности мира в ХХI веке. Развернулась своего рода борьба против угрозы господства однополярности, за поддержание многополярного баланса сил как главного условия стабильности в мире. Кроме того, очевиден и тот факт, что за прошедшие после ликвидации СССР годы США фактически так и не смогли, несмотря на свое стремление к мировому лидерству, утвердить себя в этой роли. Более того, им пришлось испытать горечь неудач, они «завязли» там, где, казалось бы, не было проблем (тем более в отсутствие второй сверхдержавы): в Сомали, на Кубе, в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке. Таким образом, США на рубеже веков так и не смогли стабилизировать ситуацию в мире.



Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 – 2000 гг. – этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З.Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики - она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова". «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов - НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена - по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. – начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В.Путин и ситуация начинает меняется. В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 – 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы – центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории.

3. 2008 год – настоящее время – третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева, а затем избрание В.В.Путина на прежний президентский пост. В целом, внешняя политика начала 21 века была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе: во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился; во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями – НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу – на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» – пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок». Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.



Поделиться: