Почему китай является мировой державой. Если Китай станет сверхдержавой: что будет? История будет насильственно переписана

В настоящее время Китай превратился в доминирую­щую региональную державу , и очевидны его усиливаю­щиеся стремления к статусу мировой державы . По прогно­зам некоторых экспертов, после завершения современного мирового экономического кризиса уже не США, а Китай будет претендовать на роль мирового гегемона.

Оптимисты считают, что темпы экономического разви­тия Китая и масштабы иностранных капиталовложений в КНР – и те и другие в числе самых высоких в мире - обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза относительно того, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по по­казателям ВВП Китай может значительно обогнать Япо­нию (в 2010 г. ВВП Китая стал выше ВВП Японии). Этот экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, и вероятно даже для более удаленных географически противников.

Еще более укрепив свои по­зиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, воз­можно, в недалеком будущем политическому подчинению Тайваня , Великий Китай превратится не только в господ­ствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга. Совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых яв­ляются китайцы, уже сейчас составляют около 540 млрд. долл. США.

Проживающие за границей китайцы контро­лируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 50-60% экономики Малайзии, а также полно­стью контролируют экономику Тайваня, Гонконга и Син­гапура . Все это свидетельствует об «экономической ин­тервенции» Китая в регионе, результатом которой может стать создание поддерживаемых Китаем «марионеточных правительств».

Однако пессимисты полагают, что нельзя так одно­значно использовать в прогнозах политического развития механическую зависимость от статистического анализа . Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Шта­ты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой геополитической сверхдержавой. Известно, что этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии от притока иностранных капиталов и рынков сбыта, а также отсутствие непрерывности в по­литическом развитии.

Пессимисты указывают на ряд факторов, которые станут препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба .

Во-первых , КНР будет сложно сохранить бурные тем­пы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для сохранения этих темпов в течение исторически продолжи­тельного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, по­литической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и регио­нальной стабильности . Ничто не может гарантировать Ки­таю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени.

Во-вторых , настоящей проблемой для Китая может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии . Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста КНР будут оставаться очень высо­кими.

Наконец, еще одну сложность для Китая представляет продовольственная проблема . Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжа­ет увеличиваться в абсолютном выражении, в связи с этим импорт продовольствия приобретает все более важное зна­чение для внутреннего благополучия и политической ста­бильности КНР. Зависимость от импорта не только увели­чит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению.

Помимо этого международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Можно назвать несколько наибо­лее значимых взрывоопасных вопросов, каждый из которых так или иначе способен втянуть Китай в международные конфликты :

Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энер­гетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность;

Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем, при этом со­перники - Тайвань и материковый Китай - яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу. Исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение;

Раздел Кореи и нестабильность, присущая КНДР, которая приобретает
еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть по­луостров в войну. В свою очередь, это вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным образом Японию и Китай;

В число других скрытых территориально-этнических конфлик­тов входят русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в про­винции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ).

Все эти факторы позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности в КНР, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содер­жатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому мо­гуществу. Однако нельзя не отметить, что до сих пор ки­тайскому руководству удается достаточно успешно справ­ляться с политическими и экономическими трудностями. Уже сегодня Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии, и его дальнейшему движе­нию вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы . Для того чтобы ста­билизировать ситуацию, Китай стремится расширять свои политические связи с США, Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей .

Союз с Пакистаном и военное присутствие на Бир­ме необходимо Китаю, чтобы создать противовес влия­нию Индии в регионе . Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успешно, и это соз­дает серьезные проблемы в сфере безопасности для Ин­дии, ограничивая ее возможности стать лидером в Юж­ной Азии и геополитическим соперником Китая. Военные контакты с Бирмой необходимы Китаю, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане. Это открывает для китайцев новые стратегические возможности в Юго-Восточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив , что позволило бы ему удерживать под своим кон­тролем подходы Японии к ближневосточной нефти и ев­ропейским рынкам.

Интерес к вопросу объединения Кореи имеет также глу­бокие политические корни. Очевидно, что объединенная Корея неизбежно превратится в зону распространения аме­риканского и японского влияния, и это нанесет сильный удар по политическим амбициям Пекина. Именно поэто­му Китай настаивает на том, чтобы объединенная Корея была нейтральным буфером между Китаем и Японией . Дело в том, что по расчетам китайцев имеющая историче­ские корни враждебность Кореи по отношению к Японии естественным образом втянет Корею в сферу китайского влияния. Но и существование сегодня разделенной Кореи вполне устраивает Китай , поэтому он неизменно выступает за сохранение северокорейского режима.


Похожая информация.


Общая характеристика сверхдержавы

Перед рассмотрением такого понятия, как потенциальная сверхдержава мира, следует определиться со значение сверхдержавы. Ее определение позволит получить общее представление, что облегчит понимание потенциальной сверхдержавы.

Замечание 1

Сверхдержава, в первую очередь, представляет собой сильнейшее государство, отличающееся своим широким потенциалом в самых разных сферах, к примеру, таких как научно-техническая, экономическая, политическая или культурная.

Важно заметить, что могущественное влияние такого государства распространяется не только на территории одного региона, но и далеко за его пределами. Довольно часто такое могущество простирается вплоть до других частей мира. Довольно часто в качестве синонима к рассматриваемому термину употребляется обозначение как «великая держава».

В качестве претендентов на место сверхдержав выступают:

  • Европейский союз,
  • Бразилия,
  • Индия,
  • Россия.

Остановимся на характеристике Китая как потенциальной сверхдержавы.

Китай как потенциальная сверхдержава

Рассматривая Китайскую Народную Республику как потенциальную сверхдержаву, можно заметить довольно частое фигурирование данного государства в числе первых претендентов на рассматриваемый статус. Рядом ученых Китай уже причисляется к числу сверхдержав, а именно экономической и военной.

Что можно сказать о Китае? Прежде всего, он отличается численностью своего населения (самой большой), занимает третье место по размерам своей территории. Говоря о Китайской Народной Республике, мы говорим о стране, которая располагается на первом месте по уровню ВВП, исходя из паритета покупательной способности. Рассматривая номинальный ВВП, замечаем, что Китай переходит на второе место, уступая США.

Кроме того в достижения данного государства также можно записать нахождение в числе первых как индустриальных, так и агарных государств, лидерство по уровню сельскохозяйственного и промышленного производства. Кроме того, Китай – самая быстро растущая экономика. Во внешней торговле данное государство обладает положительным балансом, на его долю приходится около половины всех валютных резервов мира, при этом также являясь самым крупным экспортером.

Благодаря наличию у него ядерно-стратегического оружия, Китай можно и нужно отнести к числу крупнейших ядерных держав. Наряду с Россией для данного государства характерна многопрофильная космонавтика, в том числе пилотируемая.

Замечание 2

Тем не менее, в своем развитии Китайская Народная Республика не стоит на месте. На сегодняшний день данное государство опережает США как главного технологического поставщика. Таким образом, вполне возможно ожидать становления Китая, как технологической сверхдержавы, так и инновационной.

Рядом ученых отмечается, что на сегодняшний день Китайская Народная Республика выступает лидером в своем стремлении к развитию и совершенствованию в большинстве направлений, становясь тем самым действительно самой потенциальной сверхдержавой. Это же делает ее и самой популярной страной, характеризуя как очевидного и сильного политического противника. Таким образом, вполне вероятно, что в свое время Китай сможет обогнать США, развить самую крупную экономику, при условии сохранения нынешних темпов роста. Во многом, возможно, большое подспорье оказал кредитный кризис, за счет которого у Китая появилась реальная возможность стать сверхдержавой.

Продолжая инвестировать значительные средства в страны Латинской Америки или Африки, Китай может рассчитывать на установление своего присутствия в качестве сверхдержавы на том же уровне, что США и Евросоюз. Увидеть рост Китайской Народной Республики можно также из развития и повышения уровня торговли в ВВП. Стоит заметить, что Китай отличается особым стилем общения – консультативным, который значительно помогает в вопросах развития не только политических, но и экономических связей с мировыми державами, включая США. Также следует отметить, что ни одно начинание данного государства не смогло бы дать именно таких результатов, если бы не было его нынешнего правительства. Все стало возможно благодаря его способности не только справляться с поставленными задачами развития, но и устранить возникшие последствия кризиса намного быстрее, чем с этим смогли справиться другие страны.

Факторы, мешающие становлению Китая как полноценной сверхдержавы

Однако, не смотря на высокую популярность и явный огромный потенциал в становлении Китая потенциальной сверхдержавой, среди ряда ученых существует и другое мнение, согласно которому Китайской Народной Республике не суждено получить желаемый статус. Согласно их точки зрения следует обратить отдельное внимание проблемы и возможные риски. В качестве обоснования такой позиции приводится ряд факторов.

Одним из таковых выступает географическое положение страны, а именно изолированность с севера Сибирью, с южной стороны Гималаями и джунглями. Учитывая, что основная часть населения проживает в восточной стороне, данное обстоятельство затруднит расширение государства.

Другой фактор заключается в том, что Китай на протяжении многих лет не был морской державой. Устранение такого препятствия, а именно построение флота, потребует значительных временных затрат.

Несмотря на значительную роль правительства в становлении Китая, которым мы видим его сейчас, стоит отметить, что политическая обстановка в настоящее время не отличается стабильностью. Встречается мнение, согласно которому данное государство представляется хрупкой сверхдержавой.

Значительным «тормозящим» фактором выступает для Китая ограниченность ресурсов, а также запаса энергии, реальность возможности инновационного развития, наличие социального неравенства, загрязнение окружающей среды. Одним из важных качеств, характеризующих сверхдержаву, является притягательность того или иного государства для иностранной рабочей силы. Данная страна должна вызывать желание уехать туда, именно там желать работать и развиваться. К сожалению, Китай не отличается такой притягательностью.

По мере того, как стихают националистические призывы к войне, становится понятно, что прошедшие по всему Китаю антияпонские демонстрации, были относительно ручными. Китайские власти сохранили плотный контроль над протестующими, некоторые из которых призывают к вооружённому ответу Японии по вопросу спорных островов в Восточно-Китайском море: разрешено бросать пластиковые бутылки, от использования стеклянных бутылок просят воздержаться. При всех ура-патриотических разговорах, шествия большей частью были свободны от насилия. Китай больше потеряет, чем приобретёт в случае войны. И всё же конфликты страны с Японией и другими азиатскими соседями служат напоминанием о потенциальных угрозах, которые несёт с собой восхождение Китая к глобальной мощи.

По мнению Арвинда Субраманяна из Института международной экономики Петерсона, Китай по ВВП уже превзошёл США в качестве крупнейшей экономической державы мира. Всемирный Банк и Международный валютный фонд предполагают, что до этого, скорее всего, осталось ещё несколько лет, но как бы там ни было, Китай обладает как минимум второй по величине экономикой мира, а также вторым по величине военным бюджетом. Тем не менее, некоторые законодатели политики США и ряда других стран, опасаются того, что Китай – это «скороспелая сверхдержава», слишком недоразвитая и неустойчивая для того, чтобы принимать ответственные решения. Согласно этой линии мышления, всё более напористый Китай будет использовать своё влияние для оказания поддержки репрессивным режимам в своих собственных корыстных интересах, угрожать войной, следовать политике разорения своего соседа (beggar-thy-neighbour –перекладывание внутренних экономических проблем на другие страны путём девальвации своей валюты, протекционизма и т.д.; прим. сайт) и игнорировать вопросы планетарного значения, например, охраны окружающей среды и здоровья.

Основания для беспокойства в связи приближающимся китайским столетием существуют. У страны отвратительные достижения в области прав человека, как внутри, так и за рубежом. Прошло менее четверти века с тех пор, как правительство открыло огонь по невооружённым гражданам в сердце столицы страны, и только 50 лет после так называемого Большого скачка коммунистической партии, унёсшего десятки миллионов жизней. По-прежнему регулярно попадают в тюрьмы или пропадают диссиденты. Китай помог заблокировать международную реакцию в отношении кровавых режимов Башара аль-Асада в Сирии и Омара аль-Башира в Судане, поддерживая при этом северокорейскую клептократию, ввергшую свою страну в голод.

Несмотря на такие деяния, существует немного оснований считать, что роль Китая в мире будет дестабилизирующей. Чтобы понять, почему, было бы поучительным сравнить Китай 2012 года со страной, которая сто лет назад тоже находилась у порога статуса сверхдержавы – Соединёнными Штатами.

К 1918 году США, бесспорно, стали одним из самых мощных государств мира. За первые два десятилетия XX века США оккупировали Кубу, Филиппины, Гаити, Никарагуа, Доминиканскую республику, Зону Панамского канала и Пуэрто-Рико, а ещё успели отправить войска воевать в Мексику, Западную Европу и Россию. Их позднее вступление в Первую мировую войну было решающим фактором поражения Германии. Америка закончила войну с наивысшим в мире доходом на душу человека. К 1929 году её траты на военные нужды составляли 20 процентов от мировых.

Как это соотносится с современным Китаем? И что оно говорит о возможном поведении самой юной мировой сверхдержавы? США были гораздо более демократическими в 1918 году, на заре своего мирового экономического господства, чем Китай сегодня. Как сверхдержава Америка была (большей частью) стабилизирующей силой на международной сцене. И всё же, зависимость между уровнем развития демократии в стране и её склонностью устраивать войны незначительна – как показывает история и Китая, и США. Скоротченая китайско-вьетнамская война 1979 года была последним международным военным конфликтом, начатым Китаем, – и он даже не привёл к изменению границ. Сравните это с длинным списком американских интервенций до 1918 года; трудно утверждать, что молодые сверхдержавы обладают более миролюбивым нравом только потому, что они – демократии, или большей склонностью развязывать войны, если таковыми не являются.

Сегодняшний Китай вплетён в международную систему сильнее, чем любая прежняя сверхдержава, в том числе США. В 1918 года американский товарный экспорт насчитывал 8 процентов ВВП. Для Китая в 2010 году тот же показатель составлял 26 процентов, т.е. в 3 раза больше. Признаком того, насколько полно страна встроена в систему мировой торговли, является то, что 50 процентов этих экспортных товаров производилось на иностранных предприятиях. И когда речь заходит о наших собственных инвестициях за рубежом, у Китая в одних только золотовалютных резервов, в большинстве своём представленных ценными бумагами (приличная часть которых – американские и европейские) больше $3 триллионов.

Ввиду «завязанности» Китая на мировую экономику военные расходы остались для руководства страны относительно невысоким приоритетом. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, на Китай приходится лишь около 8 процентов мировых военных расходов – меньше уровня Америки 1929 года и в пять раз меньше её нынешней доли. Китай – это страна, у которой по всей видимости нет претензий на мировое военное господство.

В то же самое время, китайцы по меньшей мере так же образованны и состоятельны, как американцы на соответствующей этапе обретения влияния в мире. Указанные факторы тоже должны сыграть свою роль в смягчении в долгосрочном отношении китайских манер. ВВП на душу населения в Китае превысил уровень США 1918 года где-то в районе 2006 года; сегодня Китай почти так же богат, как и Америка в 1949 году. Согласно Национальному центру образовательной статистики США в 1920 году средний американец старше 25 лет имел образовательный стаж 8,2 года. Согласно исследователям экономики развития Роберту Барро и Джон-Хва Ли в Китае этот показатель является средним для лиц в возрасте старше 15 лет.

В некоторых случаях китайский народ показывает наличие у себя более космополитичных взглядов, чем даже современные американцы. При вопросе, воспринимают ли они себя в качестве граждан мира, 84 процента китайцев согласились с этой формулировкой, по сравнению с 69 процентами американцев. На вопрос, кто должен определять политику международного миротворчества, 64 процента китайцев предпочли ООН национальным правительствам или региональным организациям, тогда как в США – 53 процента. (Относительная поддержка в пользу ООН меняется, когда речь заходит о решении вопросов политики, касающейся прав человека). Более 60 процентов населения Китая выступает за то, чтобы платить больше налогов, если они будут направляться на защиту окружающей их среды. Этому соответствует всего 50 процентов в современных США – не говоря уже о 1918 годе, за десятилетия до того, как Рэйчел Карсон (американский биолог, деятель природоохранного движения; прим.) возвестила о своём предчувствии весны без птичьего пения. И практически точно такая же, как и у американцев, доля китайцев – чуть больше четырёх пятых – видит в глобальном потеплении серьёзную проблему.

Возможно, более уместной аналогией сверхдержавы для Китая 2012 года является не США 1918-го, а бывший Советский Союз после Второй мировой войны. Этой страной, как и Китаем, правил недемократический коммунистический режим. Он разместил гигантские армии на границах ключевых союзников США в Европе и помогал свергать дружественные США режима от Латинской Америки до Африки и Азии. Но в 1950 году СССР имел ВВП на душу населения в размере 2840 долларов – около трети текущего китайского дохода. И, несмотря на все хвастливые удары Никиты Хрущёва кулаком по столу, он так и не стал ровней США в экономическом отношении.

Кроме того, советская система, руководство которой было привержено принципу «построения социализма в отдельно взятой стране» до начала мировой революции, была интегрирована в мировую экономику гораздо в меньшей степени, чем Китай на протяжении уже многих лет. Вопреки тому, что Китай дежурно отдаёт словесную дань такой же коммунистической системе верований, эта идеология большей частью уже отброшена его политиками-практиками, и страна не претендует на то, чтобы разжечь пожар мировой революции. Отношение к Китаю как к наследнику Советского Союза – врагу Запада, которого необходимо сдерживать масштабными военными, дипломатическими и экономическими мерами, – было бы в высшей степени контрпродуктивной и дорогостоящей ошибкой.

И всё же, путь Китая наверх будет усеян некоторыми подводными камнями. Нехватка демократии в Китае не образует угрозы, но она должна по-прежнему оставаться предметом постоянного внимания США и их союзников, так как способна вызвать внутреннюю нестабильность или возвышение более националистического политического класса. Это особенно тревожно, когда вы – гражданин соседней страны, заинтересованной в судьбе необитаемых островов и покоящихся рядом с ними на океанском дне природных богатств.

Соединённые Штаты должны, как минимум, продолжать оказывать давление на китайских лидеров с целью склонить их к политическим реформам, даже не рассчитывая на успех. Но независимо от того, превратится ли Китай в ближайшие годы в либеральную демократию, страна по сравнению с более ранними сверхдержавами на схожих стадиях подъёма – включая и саму Америку – представляет собой минимальную угрозу для стабильности в мире. Если все сохранят ясную голову, Китайское столетие может стать благом для всех нас.

Невероятные факты

После окончания Второй мировой войны только три государства в мире были названы "сверхдержавами" - СССР, Британская империя и Соединенные Штаты Америки. В настоящий момент лишь США сохранили этот титул, таким образом, по мнению большинства экспертов мировой истории, Америка – это единственная истинная сверхдержава. Нет жестких правил относительно того, что делает государство сверхдержавой, но есть некоторые особенности определения, с которым согласилось большинство ученых, среди них и необходимость заработать этот титул.

Быть мировым лидером в области экономики, культуры и образования, наряду с сильной военной базой – это и есть основные признаки сверхдержавы. По прогнозам, в 1980-х годах на мировой арене должна была появиться новая сверхдержава – Япония, однако, этому прогнозу не суждено было реализоваться.

В настоящее время Китай рассматривается в качестве следующего кандидата в сверхдержавы, при этом многие заявляют, что Китай планирует занять лидирующую позицию в мире. Хотя некоторые политики и экономисты могут верить, что в стране разворачивается заговор за мировое господство, реальностью на сегодняшний день является тот факт, что Китай ведет двустороннюю борьбу с Соединенными Штатами за большинство зарубежных интересов. Все эти интересы служат определенной цели, но то, во что все они складываются – это получение контроля над иностранными ресурсами и товарами, причем аналогичное касается и военной сферы.

Старая английская пословица гласит: "выигрывает тот, кто умирает с большим количеством игрушек" ("whoever dies with the most toys wins"). Ее основная идея вполне может быть применима к борьбе, которая ведется между США и Китаем. Только в данном случае под игрушками следует понимать военные базы, торговые партнеры и права на природные ресурсы в зарубежных странах.

У Китая есть серьезная проблема – количество населения не соответствует его ресурсам и валовому внутреннему продукту. 1,3-миллиардное население Китая не обладает достаточным количеством ресурсов, чтобы заботиться о себе. Это привело к тому, что Китай начал заниматься экспортом своих людей в некотором смысле, путем открытия магазинов в других частях света. В качестве примера можно привести Африку, где в течение последнего десятилетия Китай активно развивает свое присутствие, причем речь идет о многих странах, в том числе Нигерии, Анголе и других. За это время более 750000 китайцев переехали в Африку. Некоторые эксперты утверждают, что это число планируется увеличить до сотен миллионов, таким образом решая проблему использования своих собственных ресурсов за счет задействования ресурсов Африки.

Воздушные и морские торговые пути укрепляются между нациями путем совершения крупных сделок в области различных товаров, труда и военного сотрудничества. Китайские частные школы, посольства и культурные центры появляются в таких странах, как Руанда, Найроби и Ангола. В Анголе даже есть район под названием "китайский квартал".

В свою очередь, страны Африки получают желаемого торгового партнера и помощника. Африка также получает выгоду от приобретения новых рабочих мест и от развития инфраструктуры. Хотя товарооборот в течение последних десяти лет увеличился с 5 миллионов юаней до 6 миллиардов, Африка больше проигрывает, чем выигрывает, поскольку импортирует дешевые китайские игрушки и товары, а экспортирует нефть и древесину. Известно, что около 70 процентов африканской древесины попадает в китайские порта, эта цифра намекает на то, что происходит массовая вырубка лесов. Есть также данные о том, что на горных объектах, ведущихся Китаем, задействованы африканские рабочие, которые зарабатывают меньше 1 юаня в сутки, что равняется 14 центам. Также в некоторых частях Африки существуют китайские общины, которые ограничены специальными воротами, поэтому доступ темнокожих людей туда запрещен.

Кроме того, Китай развивает отношения с Латинской Америкой, став первым торговым партнером Бразилии (в обход США) и вторым после Штатов партнером Аргентины, Коста-Рики, Чили, Перу и Венесуэлы. С такими видами и с населением более миллиарда человек, нет ничего удивительного в том, что мировые финансовые новости фокусируются в основном на Китае. Китай готовится стать настоящей сверхдержавой?

Битва за чужие интересы

Эксперты отмечают, что, несмотря на то, что Китай уже "пустил корни" в таких местах, как Африка и Латинская Америка, он все еще отстает от Соединенных Штатов по части внешнеполитических интересов. Китай официально обогнал Японию, вторую по величине экономику в мире, но его экономика, это по-прежнему, лишь половина экономики США.

Тот факт, что многие китайские товары очень низкого качества – это еще одна причина того, почему многие считают, что Китаю суждено остаться "великой державой", а не подняться в ряды сверхдержав. Американское образовательное и культурное влияние также значительно опережают Китай. Индустрия развлечений США развивается, виды спорта государства самые популярные в глобальном масштабе, а американская образовательная система является наиболее эмулируемой во всем мире.

Несмотря на все усилия, предпринимаемые Китаем по внедрению своего образа жизни в Африке и в Латинской Америке, от культурных барьеров никуда не деться. Даже в Африке, где Китай очень многого добился, США пока выигрывает в торговых отношениях, хотя Африка составляет всего лишь 2 процента от мировой торговли США. Китай также находится на третьем месте по африканскому экспорту нефти, после Европы и США.

Помимо прочего, нет доказательств того, что Африка полностью довольна своими отношениями с Китаем. Китайские компании в Африке оцениваются как имеющие самые худшие условия труда в мире. Больница Луанды (столица Анголы), построенная в 2006 году китайцами, спустя 4 года была закрыта из-за опасений по поводу структурной неустойчивости и развала. Китайские военные поставляли свою долю оружия в Африку и Латинскую Америку, но его фактическое военное присутствие по-прежнему сильно ограничено.

Большинство экономистов считают, что в то время как США, возможно, бдительно следит за Китаем и его глобальными стратегиями, в интересах США, чтобы экономика Китая оставалась сильной и жизнеспособной. Помимо глобального экономического влияния, которое Китай оказывает на мир, в настоящее время он является главным инвестором в американские казначейские ценные бумаги (840 миллиардов долларов).

Учитывая быстрое и успешное развитие Китая, можно отмести всякие сомнения в том, что Китайская народная республика станет одной из доминирующих сверхдержав XXI века. Несмотря на огромные проблемы, которые стоят перед страной, она может даже превратиться в мировую державу.

Но было бы ошибочно полагать, что возрождение так называемых “держав XXI”, таких как Китай и Индия, просто приведет к продолжению традиций Запада. Мы будем иметь дело со сверхдержавами другого типа.

С тех пор как европейские державы отправились в плавание в конце XXV века, чтобы завоевать мир, историография и международная политика привыкла к определенному шаблону: военная, экономическая и технологическая мощь переводится во влияние на другие страны, завоевание и даже мировое господство и империю.

Это было особенно верно в ХХ веке, когда в результате двух мировых войн Соединенные Штаты и Советский Союз сменили европейские мировые державы на мировой арене. Холодная война и период глобального господства США после 1989/1990 годов также следовали по этой схеме.

Но я думаю, что рост Китая до мировой державы пойдет по другому пути, вследствие его огромного населения в 1,2 миллиарда человек, которое грозит чрезмерно растянуть структуру системы государственного управления, а также систему принятия решений. Это тем более верно в периоды быстрых фундаментальных изменений, которые сегодня происходят в Китае.

Постоянная опасность чрезмерного растяжения внутренних политических структур страны вряд ли позволит ей играть какую-либо имперскую роль во внешней политике. До тех пор, пока это будет оставаться так, Соединенные Штаты не будут заменены как доминирующая держава, если только они сами не отрекутся от этой роли. Это может показаться простым, но будет иметь далеко идущие последствия для международного порядка ближайшего столетия.

Жизненно важные интересы, которые руководят китайской политикой — это внутренняя модернизация, политическая стабильность и выживание правящего режима, а также единение страны (включающее Тайвань). Эти интересы вряд ли изменятся в течение длительного времени.

В результате Китай станет сверхдержавой, которая ориентирована на развитие за счет внутренних факторов и которая — именно по этой причине — будет преследовать свои внешнеполитические интересы совершенно несентиментальным способом. С военной точки зрения Китай прежде всего будет сосредоточен на своем региональном превосходстве, поскольку от этого зависит единство страны. В других отношениях, однако, трансформация экономики Китая и общества будет играть крайне важную роль, поскольку от этого зависит стабильность режима.

Для китайского руководства это означает, что темпы роста около 10% в год будут играть важную роль в течение длительного времени. В противном случае быстрое и коренное преобразование страны из преимущественно аграрного общества в ультрасовременное индустриальное общество не сможет обойтись без дестабилизации системы.

Но эта сосредоточенность на внутреннем росте будет иметь огромные политические последствия — как внутри страны, так и для внешней политики. Китай будет первой страной, которая, благодаря своим огромным размерам и требуемому росту ВВП, будет вынуждена следовать “зеленой” экономике. В противном случае Китай быстро дойдет до “пределов роста” с катастрофическими экологическими и, как следствие, политическими последствиями.

Поскольку Китай будет наиболее важным рынком будущего, он будет играть решающую роль не только в том, что мы производим и потребляем, но и как мы это делаем. Рассмотрим переход от традиционных автомобилей к электрическому транспорту. Несмотря на иллюзии европейцев, это решение будет приниматься в Китае, а не на Западе. Единственное, что будет решать глобально доминирующая автомобильная промышленность Запада — это будет ли она адаптироваться и получит шанс выжить, или же она пойдет по пути других старых западных отраслей промышленности — в развивающиеся страны.

Во внешней политике Китай будет стараться защитить свои внутренние преобразования, обеспечивая себя ресурсами и доступом к иностранным рынкам. Рано или поздно, но правительство Китая осознает, что роль Америки как глобального регулятора является необходимым условием для жизненно важных интересов Китая во внешней политике, поскольку Китай не может взять эту роль на себя, а других глобальных игроков нет, и единственной альтернативой США будет развал порядка.

Этот американо-китайский тандем будет работать далеко не гладко, но будет облегчать кризисы и периоды серьезных экономических и политических противостояний, подобных тому, который в настоящее время навис над двусторонним торговым дисбалансом. Стратегически, однако, Китай и США будут вынуждены полагаться друг на друга в течение длительного времени. Эта взаимозависимость в какой-то момент также примет политические очертания, возможно, к огорчению всех других международных игроков, особенно европейцев.

Европа сможет изменить ход этого развития только в том случае, если она представит себя как серьезного игрока и встанет на защиту своих интересов на мировой арене. “Большая двойка” Китая и США, вероятно, с радостью воспримет это. Но Европа слишком слаба и разделена, чтобы быть эффективной на глобальном уровне, а ее лидеры не желают проводить единую политику, основанную на стратегических интересах их собственных стран.

Проект Синдикат

Йошка ФИШЕР, министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005



Поделиться: