Внешняя политика ссср 1930 1940. Расширение территории ссср

Отечественная история: конспект лекций Кулагина Галина Михайловна

18.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг

В период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. обострились противоречия и усилилось соперничество ведущих держав, что привело к разрушению Версальско-Вашингтонской системы и изменению расстановки сил в Европе и мире в целом.

Германия стремилась взять реванш за поражение в Первой мировой войне и добивалась пересмотра унизительных для нее условий Версальского договора. По этим условиям она была лишена колоний, права иметь подводный флот, танковые соединения, военную авиацию и тяжелую артиллерию. В стране отменялась всеобщая воинская повинность. Рейнская область была объявлена демилитаризованной. Германия обязана была выплачивать репарации странам Антанты. Она превратилась в своего рода государство-изгой в Европе, с ущемленными национальными и материальными интересами.

Пришедшая в 1933 г. к власти в стране Национал-социалистическая рабочая партия развернула подготовку к переделу мира. Германия открыто начала нарушать статьи Версальского договора. В течение 1933–1935 гг. она ликвидировала все ограничения на перевооружение.

В борьбу за передел мира готовились вступить Италия, основным требованием которой был пересмотр колониальных территорий в Африке, и Япония за установление монопольного господства в Азии.

В 1935 г. фашистская Италия захватила Эфиопию; в 1936 г. Италия и Германия оказали поддержку фашистами в Испании, предприняв масштабное вооруженное вмешательство в гражданскую войну, что привело к установлению в 1939 г. фашистской диктатуры в этой стране. Япония еще в 1931–1932 гг. аннексировала Маньчжурию, а в 1937 г. начала войну против Китая. В Азии возник первый очаг мировой войны. Германия возвратила Саар (1935), провела ремилитаризацию Рейнской области (1936) и осуществила аншлюс (присоединение) Австрии (1938). В период 1936–1940 гг. Италия, Германия и Япония конституировали нацистско-милитаристский блок.

В этих условиях Советский Союз предпринял внешнеполитические действия по созданию преграды для расширения агрессии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций и развернул борьбу за коллективную безопасность.

Во второй половине 1930-х гг. Советский Союз подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией (1935), с Монголией (1936), договор с Китаем о ненападении (1937).

Руководство СССР осуждало нарушение Германией Версальского договора; после захвата ею Австрии предложило великим державам принять меры для обуздания агрессора.

Однако Англия и Франция встали на путь политики умиротворения и молчаливо подталкивали Германию к войне с СССР, рассчитывая при ее развязывании на сильное ослабление обеих стран.

Между тем масштабы агрессии в Европе и на Востоке продолжали расширяться.

В 1936–1939 гг. японцы провоцировали многочисленные инциденты на границе СССР и Маньчжурии. Военные столкновения с Японией произошли в июле-августе 1938 г. в районе озера Хасан и в августе 1939 г. на реке Халхин-Гол. В обоих случаях СССР одержал победы, но факт возможной войны с Японией был очевиден, и в течение ряда лет на дальневосточных рубежах были сосредоточены значительные советские воинские формирования. Агрессивность Японии вполне реально обозначала перспективу войны на два фронта.

Обстановка в Европе также продолжала осложняться. Германия действовала агрессивно и расширяла свои владения. 29 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств Германии, Великобритании, Италии и Франции (А. Гитлер, Н. Чемберлен, Б. Муссолини и Э. Даладье) объявили о разделе Чехословакии. Судетскую область получила Германия. Чехословакия потеряла пятую часть территории, на которой проживала четверть населения страны и была сосредоточена половина всей тяжелой промышленности. Новая граница с Германией проходила в 40 км от Праги. Мюнхенское соглашение коренным образом изменило обстановку в Европе, была ликвидирована всякая безопасность.

15 марта 1939 г. гитлеровцы оккупировали всю территорию Чехословакии, которая с этого момента перестала существовать как самостоятельное государство. Советский Союз был отстранен от участия в решении чехословацкого вопроса.

В сложившейся ситуации для СССР наиболее выгодным представлялось англо-франко-советское соглашение о взаимной помощи, направленное против фашистской Германии.

11 августа 1939 г. в Москву прибыли английская и французская миссии на переговоры с целью организации союза с СССР против гитлеровский Германии. Переговоры зашли в тупик. Германия настойчиво пыталась воспрепятствовать соглашению о взаимопомощи трех великих держав.

23 августа 1939 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Подписанный советско-германский договор о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа) предусматривал, что стороны не будут осуществлять агрессивных действий и нападения в отношении друг друга и не будут поддерживать третью державу, если один из участников договора с ее стороны станет объектом военных действий. Пакт был заключен сроком на 10 лет. Узнав о заключении пакта, английская и французская военные миссии прервали переговоры и выехали из Москвы.

Одновременно с договором о ненападении был подписан секретный протокол о разделе сфер интересов в Европе, ставший основой для последовавших противоправных действий СССР. Протокол отражал имперские амбиции И.В. Сталина и допускал ввод советских войск в республики Прибалтики, Польшу, Бессарабию и в перспективе даже в Финляндию. Секретный дополнительный протокол грубо нарушал нормы международного права. Переориентация на резкое сближение с Германией противоречила советской политике создания коллективной безопасности в Европе.

1 сентября 1939 г. Германия, напав на Польшу, начала Вторую мировую войну. За несколько недель Польша оказалась разделенной. Англия и Франция, объявив 3 сентября 1939 г. войну Германии, не оказали Польше своевременной помощи.

Германо-польская война велась уже вблизи советских границ. 17 сентября 1939 г. министр иностранных дел СССР В.М. Молотов заявил по радио о внутренней несостоятельности Польского государства. Кроме того, он сказал: «… Советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии».

28 сентября 1939 г. в Москве был подписан договор о дружбе и границах с Германией. К договору прилагалось три протокола: один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол касался переселения в Германию немцев, проживающих на занятых советскими войсками землях; в секретных протоколах уточнялись границы сфер интересов обеих сторон. Договор устанавливал границу между Германией и СССР по «линии Керзона», признанной еще в 1920 г., которая проходила по рекам Нареву, Западному Бугу и Сану. Вносились изменения в секретный дополнительный протокол, подписанный 23 августа 1939 г.: объектом сферы интересов СССР становилась Литва, а Германии – Люблинское и часть Варшавского воеводства Польши.

Подписанный договор грубо нарушал нормы международного права и был глубоко аморален.

Таким образом, согласно секретному протоколу от 23 августа 1939 г. объектами сферы интересов СССР становились Латвия и Эстония, а согласно договору о дружбе и границах – Литва. В сентябре-октябре 1939 г. сталинское руководство заключило договоры о взаимной помощи с правительствами республик Прибалтики, в соответствии с которыми стороны обязались оказывать друг другу всяческую помощь, включая создание на территории Прибалтики военных баз и размещение на них небольших контингентов советских войск, что, по свидетельству последнего министра иностранных дел досоветской Литвы Ю. Урбшниса, еще не означало оккупации этих территорий. Руководители государств Прибалтики отмечали, что советские войска никак не вмешивались во внутренние дела республик. Однако сам факт присутствия частей Красной Армии способствовал активизации действий левых сил.

Через восемь месяцев (в июне 1940 г.), когда военные действия на Западе близились к завершению и началось сосредоточение германских войск в Восточной Пруссии, что создавало возможную угрозу фашистского вторжения в Прибалтику, сталинское руководство предъявило правительствам Литвы, Латвии и Эстонии ультиматумы, в которых содержались требования о формировании новых, просоветских правительств и введении дополнительных воинских частей. Это явно противоречило заключенным в 1939 г. договорам о взаимной помощи.

Вступление дополнительных воинских формирований на территорию Прибалтики вызвало неоднозначную реакцию населения. В обстановке присутствия советских войск происходило формирование народных правительств, которые в июле 1940 г. провозгласили Советскую власть и обратились в Верховный Совет СССР с просьбой принять Латвию, Литву и Эстонию в состав СССР. Включение в августе 1940 г. этих республик в состав Советского Союза было расценено международным сообществом как аннексия. В результате этих событий ухудшились отношения СССР с Англией и США. Кроме того, политический диктат и поспешное внедрение сталинской модели социализма породили недоверие и осложнили внутриполитическую ситуацию в республиках Прибалтики на многие десятилетия.

Еще в 1917 г. Финляндия, входившая ранее в состав Российской империи, обрела государственную независимость и сделала выбор в пользу буржуазной республики. В соответствии с заключенным в 1920 г. между Советской Россией и Финляндией договором граница прошла в 32 км от Петрограда, что разрушило исторически сложившуюся систему обороны города. Начавшееся с середины 1930-х гг. интенсивное политическое и военное сближение Финляндии и Германии породило справедливые опасения СССР относительно безопасности своих северо-западных рубежей.

В течение 1938–1939 гг. между двумя странами велись переговоры о принятии мер, которые обеспечивали бы безопасность как северо-западных границ СССР, так и самой Финляндии. Но они оказались безрезультатными.

И.В. Сталин требовал от Финляндии уступить почти весь Карельский перешеек, отодвинув тем самым границу на 100 км к западу, передать СССР в аренду полуостров Ханко для строительства на нем военно-воздушных и военно-морских баз. Взамен Финляндии предлагалась территория в Советской Карелии, вдвое большая по площади. Руководство Финляндии ответило отказом. Политическая обстановка накалялась. И.В. Сталин предполагал воевать с Финляндией.

26 ноября 1939 г. в районе пограничной деревни Майнилы на Карельском перешейке прогремели выстрелы. Многие обстоятельства этого инцидента до сих пор неясны. Однако большинство историков склонны признать инициативу советской стороны в развязывании конфликта.

29 ноября 1939 г. из Финляндии были отозваны советские дипломатические и торговые представители. 30 ноября на границе начались боевые действия. Война, несмотря на значительное превосходство советских войск (2998 танков против 86 финских, 3253 самолета против 500 финских), приобретала затяжной и ожесточенный характер. Финны воспринимали ее как войну «за свободу и независимость Финляндии, против агрессии, в защиту демократии и мира».

Театр военных действий на территории Финляндии готовился заблаговременно. На Карельском перешейке финны возвели мощную полосу укреплений, эшелонированных среди озер и болот в глубину на многие десятки километров, получившую название «линия Маннергейма».

Финская армия была хорошо организована, вооружена, дисциплинирована и в отличие от советских войск обучена для действий зимой в условиях лесисто-болотистой местности и бездорожья. Несмотря на самоотверженные действия наших солдат, главную полосу обороны с ходу прорвать не удалось.

Только в феврале 1940 г. советские войска смогли обойти «линию Маннергейма» и взять Выборг. Финское правительство согласилось на мирные переговоры. 12 марта 1940 г. было заключено перемирие. Финляндии пришлось принять предлагаемые ей ранее условия. Она уступила Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом и район севернее Ладожского озера, а также территории в районе Куолаярви на севере. Порт Печенга возвращался Финляндии. Она предоставила СССР на 30 лет свою военно-морскую базу на полуострове Ханко.

Вместе с тем ход советско-финской войны вызвал резкое недовольство у И.В. Сталина. Вся вина за неудачи была возложена на наркома обороны К.Е. Ворошилова, пост которого весной 1940 г. занял С.К. Тимошенко.

Советский Союз оказался в международной изоляции. Наша страна была исключена из Лиги Наций как агрессор. Все страны – члены Лиги Наций поддержали в этой войне Финляндию.

В результате войны упал не только политический, но и военный престиж Советского Союза. Потери советских войск за 105 дней составили 289 510 человек, из них 74 тыс. убитыми и 17 тыс. пропавшими без вести. Остальные были ранены и обморожены (в жесточайшие холода красноармейцы воевали в обмотках и ботинках, так как не было даже валенок). Финляндия потеряла в этой войне 23,5 тыс. солдат.

Эта война показала слабую подготовку советских войск.

Сталинское руководство рассчитывало на то, что Гитлер будет соблюдать подписанный 23 августа 1939 г. договор о ненападении, а кроме того, оно думало, что с учетом исторического опыта Германия не решится одновременно вести войну на два фронта. Однако подобные расчеты оказались несостоятельными.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Внешняя политика СССР в 1920-е – нач. 1930-х В январе 1920 г. Антанта сняла блокаду с Советской России. Это означало конец войны и де-факто признание политической реальности. Бывшую Россию большевики полностью контролировали, они отстояли ее единство (с утратой Польши,

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Внешняя политика СССР «Холодная война». Послевоенное 8-летнее развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля. 5 марта 1946 г. отставной премьер-министр Великобритании от собственного имени выступил в Вестминстерском

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 34 – 35. Внешняя политика СССР Укрепление международных позиций. Разрыв внешнеполитической блокады СССР начался с Генуэзской конференции (1922), в которой участвовало 29 государств. Западные страны требовали от России компенсации в сумме 18 млрд руб. золотом, утраченных в

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ. Разрыв внешнеполитической блокады СССР после установления дипломатических отношений с Германией в 1922 г. привел к его международному признанию. К началу 1923 г. Советский Союз имел своих представителей уже в 12

автора Коллектив авторов

10.6. Международное положение и внешняя политика Советского государства в 1920–1930-е гг Международные отношения в рассматриваемую эпоху отличались крайней противоречивостью. Первая мировая война коренным образом изменила соотношение сил между ведущими западными

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

11.6. Внешняя политика СССР Победа советских войск в битве под Москвой ускорила складывание антигитлеровской коалиции, основным ядром которой являлись три великие державы – СССР, США и Великобритания.Первые шаги по созданию военно-политического союза государств и

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. ИЗ ДОКЛАДА В. М. МОЛОТОВА НА ЗАСЕДАНИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1 АВГУСТА 1940 года …Наши отношения с Германией, поворот в которых произошел почти год тому назад, продолжают полностью сохраняться, как это обусловлено советско-германским соглашением.

Из книги История России автора Иванушкина В В

40. Внешняя политика СССР в конце 1920-1930-х гг Во внешней политике СССР конца 1920–1930 гг. можно выделить три основных периода:1) 1928–1933 гг. – союз с Германией, противостоящий западным демократиям;2) 1933–1939 гг. – постепенное сближение с Англией, Францией и США в условиях

Из книги История России автора Иванушкина В В

47. Внешняя политика СССР при Н. С. Хрущеве На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая доктрина, включавшая два основных пункта:1) признавалась многовариантность путей построения социализма (с подтверждением принципа «пролетарского интернационализма», т. е. помощи

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война» Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене.Возрос мировой авторитет СССР как одной из

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг На протяжении 20-30-х гг. Советский Союз в своей внешней политике старался решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:1. Прорыв дипломатической и экономической блокады

Из книги Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709 автора Беспалов Александр Викторович

Глава I. Международные отношения и внешняя политика Швеции в X - начале XVIII вв. От эпохи викингов до крестовых походов (X-XIV вв.) С самых древних времен морские просторы были притягательны для народов и племен, населявших земли, прилегающие к морям. Скандинавы не являются

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

62 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В КОНЦЕ 1920-1930-Х ГГ К концу 1920-х гг. международное положение СССР было достаточно устойчивым.Относительно стабильным оставалось положение на западных границах СССР. Но на восточных рубежах страны (Дальний Восток) усилилась напряженность.

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 67 Внешняя политика СССР в конце 1920-х – 1930-е гг План1. Задачи и основные направления советской внешней политики.1.1. Отношения с капиталистическими государствами: Основное противоречие внешней политики.1.2. Развитие отношений с дальневосточными государствами: Китай. –

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Внешняя политика СССр 4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.Превратившись в

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Исследование внешнеполитических связей СССР в 1930 гг., анализ и оценка "друзей" и "врагов" государства в те годы. Рассмотрение пакта о ненападении и советско-германского договора 1939 г. Война с Финляндией, определение ее роли и значения для страны.

ВВЕДЕНИЕ

В истории советской дипломатии были и остаются проблемы, не получившие, по ряду причин, должного освещения в отечественной историографии. В частности, недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с оформлением и реализацией внешнеполитических приоритетов советского руководства в 30-е гг. Внимание большинства исследователей привлечено к проблеме советско-германских отношений в 20-30 гг., а также к напряженной международной ситуации, которая сложилась накануне второй мировой войны. Достаточно сильным при оценке действий советской дипломатии в 30-е гг. является влияние штампов периода «холодной войны», как, например, «козни Коминтерна», «интриги Сталина и Гитлера», «сговор с агрессором» и т.д. Появившиеся в последнее десятилетие работы Л.Н. Нежинского, Л.А. Безыменского, С.З. Случ, З.С. Белоусовой, Г.А. Бодюгова позволяют по-новому взглянуть на механизмы принятия внешнеполитических решений советским руководством в отношении «капиталистического окружения».

Условия возникновения Советского государства в рамках мировой и гражданской войн, активного участия в этом процессе значительного числа иностранных государств, и особенности большевистской идеологии с приоритетом в постановке задач общемировым устремлениям, во многом обусловили цели и средства внешней политики СССР в 20-30-х гг. С одной стороны, будучи порождением мирового революционного кризиса, Советская Россия ориентировалась на разрешение мировых проблем, что проявилось в идее «мировой социалистической революции». Наиболее отчетливо эта линия видна в активной поддержке и руководстве советскими лидерами международной коммунистической организации - Коминтерна. С другой стороны, СССР являлся наследником Российской империи с ее очевидными национальными и государственными интересами, защита которых являлась естественной функцией всякого государства. Осуществление этой функции входило в задачу и политической системы СССР. Естественно, что наибольшее место в определении средств и методов ее решения принадлежало внешнеполитическому ведомству - Народному Комиссариату по иностранным делам (НКИД). Естественно и то, что интересы государственные и цели, вытекающие из идей «мировой революции», лежали в разных плоскостях, нередко противореча друг другу. Поэтому внешняя политика СССР оказывается внутренне противоречивой: «коминтерновская» и «нкидовская» линии в ней находятся в состоянии едва ли не постоянной борьбы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение внешней политики СССР в 1930-х гг. Задачи данной курсовой работы:

1. Рассмотреть внешнеполитические связи СССР в 1930 гг.

2. Рассмотреть «друзей» и «врагов» СССР в 30-е гг.

3. Рассмотреть пакт о ненападении и советско-германский договор 1939 г.

4. Рассмотреть войну с Финляндией и определить её значение для страны.

1. Ориентация внешнеполитических связей молодого советского государства 1930 - х гг.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан «Коминтерновскому» направлению.

2. Основные «друзья» и «враги» СССР в 30 - е гг. ХХ века

Остановимся на тех причинах, которые влияли на внешнюю политику в 30-е гг. Во-первых, на нее влияло то, что СССР начал превращаться в тоталитарное государство, в котором закладывались основы командно-административной системы. Чтобы обосновать неизбежность чрезвычайных мер внутри страны, сталинское руководство начинает нагнетать «военную тревогу» у советских людей, постоянно говорит о военной опасности для СССР. В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии, и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Она по-прежнему стремилась не допустить сближения империалистических государств на антисоветской основе и в случае благоприятных условий увеличить территории, прежде всего за счет пограничных государств. В-третьих, со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль - август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. Немецкий экспорт СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. В 1931-1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин (в 1932 г. 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР).

С появлением в Германии нового рейхсканцлера А. Гитлера, провозгласившего во внутренней и внешней политике курс бескомпромиссного антикоммунизма, политика сотрудничества между СССР и Германией оказалась законченной. Советской стороне в короткий срок предстояло выработать иную, нежели раньше, стратегию советско-германских отношений. Необходимо было определить линию поведения Коминтерна и всего советского народа в отношении нацистского правительства. Соотношение прагматических (дипломатических) и идеологических (коммунистических) доминант не позволяло, с одной стороны, открыто на официальном уровне признать новый режим власти враждебным СССР, с другой - сразу отказаться от формулы социал-фашизма, признав тем самым ошибочной стратегию Коминтерна в борьбе «за голоса и души немецких рабочих». Необходимо было время для подготовки к изменению стратегии и тактики советской дипломатии. Подготовка в обеспечении нового курса путем создания благоприятного для этого информационного пространства была возложена советским руководством на коммунистическую прессу. Не остался в стороне НКИД. Нарком иностранных дел М.М. Литвинов лично требовал от Политбюро, чтобы все ноты протеста советской стороны германскому правительству были опубликованы в «Правде» и в «Известиях». Это во многом объясняет каждодневный интерес центральной советской прессы к событиям, происходившим в Германии в рассматриваемый период.

В 1930-1931 гг. резко обостряются советско-французские отношения. Французское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны и финансировании подрывной коммунистической деятельности. Утверждалось, что Москва использует официальные представительства для передачи средств и инструкций коммунистам. Парижские власти арестовали в 1930 г. имущество советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь ФКП, а также ухудшением международной обстановки в Европе. Проявлением улучшения советско-французских отношений было заключение в ноябре 1932 г. договора о ненападении.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. При этом западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

Особенно заметно это проявилось в различии позиций по вопросу об отношении к разразившейся в 1936 г. гражданской войне в Испании. Во второй половине 1930-х гг. развернулись драматические события в Испании. После победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г. правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Фашистские государства (Германия, Италия) активно помогали мятежникам. Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. При этом силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

Фактически, несмотря на, казалось бы, внутреннем характере испанского конфликта, здесь состоялось первое столкновение между СССР и фашистской Германией (первый оказывал помощь республиканцам, вторая, вместе с Италией, - мятежному генералу Франко). Остальные члены Лиги Наций отказались вмешиваться во «внутренний конфликт», чем не могли не вызвать сомнений в их готовности участвовать в каких-либо мерах по сдерживанию агрессии у Советского Союза. Если к этому добавить поражение республиканцев в испанском конфликте, то станут понятными причины начала пересмотра позиции СССР по вопросу о выборе стороны в разгорающемся мировом конфликте.

Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938 г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов - промышленно развитой области Чехословакии - к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией, и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Важные события происходили на Дальнем Востоке. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, после чего Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и добровольцы - летчики. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. помощь резко сократилась, а после заключения советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась практически полностью.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В.К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий советскими войсками Г.К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. При этом ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

Рост агрессии Германии в Европе весной 1939 г. все же заставил Англию и Францию пойти на переговоры с СССР. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией.

Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны - заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз - увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Чувствовалось, что собеседники ведут «переговоры ради переговоров». Отчасти объяснение этой позиции было найдено после окончания второй мировой войны, когда стало известно, что одновременно с этими переговорами правительства Англии и Франции пытались наладить контакты с Германией и заключить договор с нею. Что касается советской стороны, то и здесь с мая 1939 г. изменились приоритеты: 3 мая в отставку был отправлен сторонник коалиции с демократическими странами М.М. Литвинов. Его место занял В.М. Молотов, считавший необходимым союз с Германией.

3. Пакт о ненападении и советско-германский дого вор «О дружбе и границе» 1939 г .

Рассматривая внешнюю политику СССР в 30-е гг. ХХ века, наибольшее внимание необходимо уделить развитию дипломатических отношений с Германией, что обосновано в первую очередь с появлением в исторической науке мнений о превентивном характере войны 1941-1945 гг. со стороны Германии.

Практически одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, с весны 1939 г., советские дипломаты приступили к осторожному зондажу германских позиций по поводу возможного сближения. Это встретило благожелательное отношение со стороны Берлина, который понял, что исчерпал все возможности уступок со стороны Запада и решил продолжить расшатывание международной системы безопасности уже при помощи Востока. Германия проявляла особую активность в целях дальнейшего улучшения отношений с СССР. 19 августа 1939 г. Советскому Союзу был предоставлен долгосрочный кредит в 200 млн. марок под символический процент. Германское правительство выражало готовность разграничить сферы интересов Германии и СССР в Восточной Европе, а также гарантировало прекращение военных действий против Советского Союза со стороны Японии. Одновременно Германия и СССР продолжали поддерживать тесные экономические связи. С августа 1939 г. по июнь 1941 г. Советский Союз разместил в Германии крупные заказы на изготовление и поставку военной техники станков и промышленного оборудования. В свою очередь Германия заказала в СССР сельскохозяйственную продукцию, лес, нефтепродукты, промышленное сырье и цветные металлы.

В ходе секретных предварительных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В.М. Молотовым пакта о ненападении, договор о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал секретные статьи, которые разграничивали «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно этим статьям, большая часть Польши признавалась немецкой сферой влияния, а Прибалтика, Эстония, Латвия, Финляндия, Литва попала в эту сферу после очередного визита Риббентропа в Москву 28 сентября 1939 г., Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковинца (часть Румынии) - сферой интересов СССР. Западная Украина и Западная Белоруссия, входившие в состав Польши по Рижскому мирному договору 1920 г., должны были перейти к СССР после германского военного вторжения в Польшу.

Договаривающиеся стороны условились о невмешательстве в случае конфликта одной из них с «третьей державой». Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР, отзыву английской и французской военных делегаций из Москвы.

Договор имел далеко идущие последствия для судеб всей Европы и мира. Несомненно, он ускорил начало второй мировой войны, так как обеспечил Гитлеру свободу действий в Польше и даже моральную поддержку СССР. С помощью Германии Советский Союз надеялся вернуть территории, отторгнутые у него по Рижскому миру (март 1921 г.). Таким образом, подписывая этот договор, советская сторона стремилась не только обезопасить себя на случай войны, но и расширить территории.

Так, когда германские войска захватили Варшаву и пересекли линию, оговоренную в секретном протоколе (по рекам Нарев, Висла и Сан), 17 сентября Красная Армия вступила на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. Ей был отдан приказ «перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии». Предписывалось лояльно относиться к польским военнослужащим и госчиновникам, если они не будут оказывать вооруженного сопротивления. Авиации запрещалось подвергать бомбардировкам населенные пункты. Красная Армия не встретила здесь серьезного сопротивления, так как основные военные силы Польши были разгромлены Гитлером в первые дни сентября. Польским командованием был отдан приказ «с Советами в бои не вступать, с немцами продолжать борьбу», поэтому многие части и соединения сдавались в плен. Дальнейшая судьба большинства из них была трагичной. Значительную часть военнослужащих советские власти интернировали, а гражданского населения депортировали в восточные районы СССР (Сибирь, Казахстан). По решению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому 5 марта 1940 г., 21 857 офицеров и других арестованных поляков были расстреляны в Катыни без суда и следствия.

Поход продолжался 12 дней. За это время части Красной Армии продвинулись на запад на 250 - 350 км, присоединив территории с населением около 12 млн. чел. Можно говорить о восстановлении исторической справедливости, поскольку это были исконно русские земли, за которые веками приходилось бороться с польской шляхтой. Местное население в целом тепло приветствовало советские войска, усматривая в них освободителей от польского геноцида. Но украинские националисты во главе с С. Бандерой стали оказывать ожесточенное сопротивление. В октябре 1939 г. здесь состоялись выборы в народные собрания. Эти органы власти незамедлительно провозгласили советскую власть и обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять Западную Украину и Западную Белоруссию в состав Советского Союза.

28 сентября в Москве представители СССР и Германии подписали договор «О дружбе и границе». К договору были приложены секретные протоколы и карты, по которым 48,6% территории бывшей Польши переходило к Германии, а 51,4% - к СССР. Согласно договору западная граница Советского Союза проходила теперь по так называемой линии Керзона, которую в свое время признавали Англия, Франция, США и Польша. Но если пакт о ненападении (23 августа 1939 г.) можно оправдать конкретными обстоятельствами, то подписание этого договора было фактически сговором с агрессором и не отражало волю советского народа. Получив свободу действий в Прибалтике, сталинское руководство предпринимает попытку ее советизации, как путем дипломатических, так и военных мер. Правительствам этих стран предложили заключить пакты о взаимопомощи, которые и были подписаны 28 сентября с Эстонией, 5 октября с Латвией и 10 октября с Литвой. В результате Советский Союз получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях военно-морских и военно-воздушных баз. Стороны обязывались оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае нападения или его угрозы. Пункты договоров были выгодны не только для СССР. Литва, например, получала территорию Вильно и Виленской области с населением около полумиллиона человек, среди которых литовцы составляли не более 20%. Одновременно подписывались торговые соглашения о поставках сырья из СССР, что компенсировало потерю связей с Западом в условиях мировой войны.

4. «Н езнаменитая» война с Финляндией

Обезопасив свой тыл на Востоке, 9 октября 1939 г. Гитлер подписал директиву о подготовке к нападению на Францию, а через десять дней утвердил план стратегического развертывания германской армии для проведения наступательных операций на Западе (план «Гельб»). Распространение пожара мировой войны заставило в свою очередь И.В. Сталина задуматься о безопасности северо-западных границ СССР (граница с Финляндией проходила в непосредственной близости от Ленинграда). Кроме того, он был не прочь реализовать договоренности, изложенные в секретном протоколе к договору от 23 августа 1939 г., о возможных территориальных и политических изменениях в Финляндии. В октябре советское правительство предложило Финляндии сдать СССР в аренду полуостров Ханко для устройства на нем советской военной базы и обменять территории на побережье восточной части Финского залива на земли в Восточной Карелии. Финская сторона ответила отказом.

У границы с Финляндией началось сосредоточение советских войск. 26 ноября 1939 г. в районе селения Майнила в учебных стрельбах погибло и было ранено несколько советских воинов. Советская сторона, используя этот инцидент, обвинила Финляндию в агрессии и потребовала отвести войска на 20-25 километров от Ленинграда. Отказ финского правительства послужил поводом для СССР в одностороннем порядке денонсировать 28 ноября 1939 г. договор с Финляндией о ненападении от 1932 г. Утром 30 ноября войска Ленинградского военного округа вторглись на территорию Финляндии. На следующий день в селении Териоки было сформировано «народное правительство» Финляндской Демократической Республики (ФДР) во главе с О.В. Куусиненом. Несмотря на то, что советские войска в начале декабря 1939 г. сумели выйти к сильно укрепленной «линии Маннергейма», прорвать ее они так и не смогли. Только после почти двухмесячной тщательной подготовки войск Северо-Западного фронта под командованием командарма 1 ранга С.К. Тимошенко они сломили упорное сопротивление финской армии и вышли на подступы к Выборгу. 12 марта 1940 г. был подписан советско-финский мирный договор, по которому граница на Карельском перешейке была отодвинута от Ленинграда на 120-130 километров. К СССР отошли несколько островов в Финском заливе, финская часть полуострова Средний и Рыбачий в Баренцевом море, а в аренду сроком на 30 лет передавался полуостров Ханко.

Эта война была не популярна среди советских людей, так как носила ярко выраженный захватнический характер. Известный поэт А.Т. Твардовский назвал ее «войной незнаменитой». Потери советских Вооруженных Сил составили почти 126,9 тыс. убитыми, пропавшими без вести, умершими от ран и болезней, а также 248 тыс. ранеными, контуженными и обмороженными. Финляндия потеряла 48,2 тыс. человек убитыми и 43 тыс. ранеными. В политическом плане эта война нанесла серьезный ущерб и международному престижу Советского Союза. По решению Лиги Наций за агрессию против Финляндии в декабре 1939 г. СССР был исключен из этой организации и оказался в международной изоляции.

Заключение

Исследователям, которые изучают историю советско-германских отношений, приходится учитывать, во-первых, появление новых документов, которые проливают свет на эту проблему. В частности, в сборнике документов «Фашистский меч ковался в СССР» убедительно доказано, что в 20-е гг. советское руководство помогло Германии создать свои вооруженные силы в обход Версальского договора. Во-вторых, приходится учитывать влияние западной историографии, которая основную вину за развязывание второй мировой войны возлагает либо на СССР, либо на А. Гитлера и И.В Сталина одновременно.

Подобные взгляды высказываются в частности, в недавно вышедших работах Н. Верта, в которых вся внешняя политика СССР в 30-е гг. подается под углом дестабилизации положения в Европе и попустительства агрессору, и особенно работа В. Суворова «Ледокол», которая имеет характерный подзаголовок «Кто начал Вторую мировою войну?» и своим содержанием подводит к однозначному ответу на этот вопрос. Указанные два обстоятельства повлияли на работы М.И. Семиряги. Г.Л. Розанова, Л.А. Безыменного. О.А. Ржемевского, А.М. Самсонова, А.О. Чубарьяна и других исследователей, посвященные анализу внешней политики СССР накануне второй мировой войны. Заслуживают внимания исследования В. Петрова, А. Донгарова, об обстоятельствах советско-финской войны 1939-1940 гг., В. Абаринова о трагедии в Катыни, В.А. Парсадоновой, о взаимоотношениях между СССР и территориями, которые отошли к нему по советско-германскому пакту 1939 г. Именно этот пакт и политика СССР после его заключения требуют взвешенного анализа исследователей не на основе идеологии, а на основе объективного изучения фактов и шагов, предпринятыми всеми субъектами международных отношений. На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР произошли такие же радикальные изменения, что и внутри страны. Полностью изменилось руководство НКИД и Коминтерна, перед которым была поставлена основная задача - обеспечить благоприятные влияние условия для построения социализма в СССР. Нужно было предотвратить угрозу втягивания СССР в международные конфликты, а также максимально использовать выгоды экономического сотрудничества с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная сравнении с деятельностью НКИД, во главе которого был поставлен М.М. Литвинов, известный своими симпатиями к западным демократиям. Но впоследствии, деятельность СССР на дипломатической арене в середине 30-х годов получила название «политика коллективной безопасности». Ее эффективность в предотвращении угрозы мировой войны высоко оценивалась официальной советской историографией и подвергается сомнению в современной литературе.

Следует, однако, учитывать, что политика коллективной безопасности зависит от позиции всех сторон, участвовавших в ее выработке. Важно определить степень заинтересованности этих сторон в создании такой системы в Европе. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней в то время. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. При этом без попустительства Германии со стороны стран Запада были бы невозможны ремилитаризация Рейнской области, война в Испании и победа фашизма в ней, аншлюс Австрии и оккупация Чехословакии. Призывы СССР к обузданию агрессора в Лиге Наций можно рассматривать как демагогию, но нельзя не замечать складывание блока агрессивных государств на основе антикоминтерновского пакта и подписание Мюнхенского соглашения.

Учитывая крах своей дипломатической деятельности, СССР вынужден был обратить внимание на ситуации, которая складывалась вблизи его границ. Положение на дальневосточных рубежах приелось исправлять военным путем в сражениях с Японией на озере Хасан и в районе Халкин - Гола, угрозу, которая надвигалась с Запада, приходилось решать дипломатическим путем сначала в переговорах с западными демократиями, а затем и со страной, которая представляла непосредственную угрозу СССР. Обстоятельства, приведшие к заключению советско-германского договора о ненападении, а также его влияние на международные отношения сегодня известны хорошо, и вряд ли можно ожидать каких-то новых документов по этим вопросам. Их трактовка зависит от позиции, которую занимает исследователь, характеризуя советскую внешнюю политику. Мнения по этому вопросу кардинально расходятся у различных исследователей, и они базируются на политических симпатиях и антипатиях, а не объективном анализе фактов.

Европейская внешняя политика СССР прошла в 30-е годы три этапа: до прихода в Германии нацистов наблюдалась преимущественно прогерманская ориентация; с 1933 по 1939 гг. преобладала «продемократическая» линия: ориентация на союз с Англией и Францией, попытки создания системы коллективной безопасности; с 1939 по 1941 гг. вновь возобладала прогерманская линия, которая привлекла Сталина возможностью существенно расширить территорию СССР за счет раздела Европы на «сферы влияния».

1. Белоусова З.С. Советский Союз и европейские проблемы: учебник для вузов. М.: 1999. - 234 с.

2. Бодюгов Г.А. Гитлер приходит к власти // Отечественная история. - 1999. - №2. - С. 27-45.

3. Волошина В.Ю. Советский период российской истории: учеб. пособие/А.Г Быкова. - СПб.: Нева, 2002. - 137 с.

4. Дипломатия и пресса: опыт взаимодействия на примере советско-германских отношений //RusGermHist: .

5. Камынин В. Россия в конце 20-х и начала 30-х гг. / В. Камынин, Б. Личман // История России. - М.: Просвещение, 1995. - 309 с.

6. Нежинский Л.Н. Была военная угроза СССР в конце 20-х - начале 30-х годов? // История СССР. - 1990. - №6. - С. 29-35.

7. Случ С.З. Германо-Советские отношения в 1918-1941 годах. Мотивы и последствия внешнеполитических решений // Славяноведение. - 1996. - №3. - С. 106-145.

8. А.С. Орлов История России: учебник для вузов. М: Проспект, 2004. - 520 с.



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Внешняя политика СССР в 1930-е годы.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.

«Новый курс» советской дипломатии. В 1933 г. в условиях новой расстановки политических сил в Европе, связанной прежде всего с приходом к власти в Германии фашизма, в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся, помимо всего прочего, в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента до 193.9 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. А ее главным приоритетом становится стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии. Этот курс во многом был связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова.
Первыми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы. Принципиально важно, что принятие СССР в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в его пользу.
В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае возможного нападения любого агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле были малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений международных обязательств. Но его голос не был услышан.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. Для реализации своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинских методов звучала со стороны мировой социал-демократии. Поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, расценивая их как пособников фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского процесса против коммунистов.
Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами от социал-демократов до либералов.
Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов».
Первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 г. в Испании.
СССР и война в Испании. В июле 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь. Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». Эта позиция вызвала возмущение левых сил. В Испанию потянулись тысячи добровольцев из разных стран мира.
Советская дипломатия оказалась в весьма сложном положении. С одной стороны, открытая материальная и военная поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в экспорте революции, а значит, срывом любых попыток сближения с западными странами. С другой—оставление левых сил Испании и ее добровольных защитников без поддержки неизбежно грозило потерей влияния ВКП(б) в международном коммунистическом движении и ростом симпатий к «троцкистам», позиции которых в Испании были достаточно сильны. Этого Сталин допустить не мог. Поэтому, хотя и с известным опозданием, 14 октября СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В Испанию была направлена советская военная техника, две тысячи советников, в том числе по борьбе не с фашизмом, а с троцкизмом, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов. Однако этого было явно недостаточно.
События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для демократии — фашистский или коммунистический.
Мюнхенское соглашение. Тем временем фашистские державы осуществляли новые территориальные захваты. В середине мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией. СССР был связан с Чехословакией договором о взаимной помощи, в котором, однако, была существенная оговорка, в соответствии с которой Советский Союз мог оказать военную помощь Чехословакии лишь в том случае, если подобные меры предпримет и Франция. Советское руководство тем не менее было готово и без Франции оказать Чехословакии помощь, но при условии, что она сама попросит Советский Союз об этом. Однако Чехословакия все еще надеялась на помощь своих западных союзников.
В сентябре, когда ситуация накалилась до предела, руководители Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на «конференцию» допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на «умиротворение» фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области. Тем не мене, Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь Уставом Лиги Наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги Наций с соответствующей просьбой. Но правящие круги Чехословакии не сдела ли этого.
Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре этого же года франко-германской деклараций, являвшихся по существу пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении «никогда более не вести войну друг против друга» и все вопросы разрешать при помощи консультаций.
Советский Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.
Дальневосточная политика СССР. Несмотря на очевидную сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона.
Первый военный конфликт произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД. Согласно договору 1924 г. между СССР и пекинским правительством Китая, железная дорога переходила под совместное советско-китайское управление. Но к концу 20-х гг. китайская администрация была почти полностью оттеснена советскими специалистами, а сама дорога и обслуживающие ее подразделения фактически перешли в собственность Советского Союза. Такое положение стало возможным ввиду крайне нестабильной политической ситуации в Китае. Но в 1928 г. к власти пришло правительство Чан Кайши, которое стало проводить политику объединения всех китайских территорий. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции. Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили на китайской территории начавшие боевые действия китайские пограничные отряды.
В это время на Дальнем Востоке в лице Японии мировое сообщество получило мощный очаг разжигания военной угрозы. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, Япония создала непосредственную военную угрозу дальневосточным границам Советского Союза, к тому же принадлежавшая СССР КВЖД оказалась на территории, контролируемой Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединилась Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР 18 Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. После подписания договора Советский Союз стал оказывать Китаю значительную техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и добровольцы из числа летного состава ВВС.
Летом 1938 г. начались отдельные вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений

1. Охарактеризуйте политическую систему, сложившуюся в СССР в 1930-х гг. Какие субъективные факторы повлияли на ее формирование?

Советская политическая система включала господство однопартийной системы, сращивание партийного и государственного аппарата, уничтожение политических оппонентов, создание широкого репрессивного аппарата, полное подчинение работника-производителя государству, государственное регулирование и внеэкономическое принуждение к труду, запрет забастовок и милитаризация экономики государства. Советская политическая система сложилась под влиянием многих факторов, в частности, многовековая традиция сильной централизованной власти, отсутствие основ демократии, враждебность большинства стран по отношению к СССР, особенности идеологии и организации большевиков, личность вождя.

2. Какую роль в политической системе Советского Союза играла партия большевиков? Как происходило сращивание партийного и государственного аппаратов?

Партия большевиков играла ключевую роль в политической системе СССР. Она и государственный аппарат являли собой одно целое. На основные посты в государстве были назначены представители РКП (б). Без санкции партийных комитетов не мог принимать решения ни один государственный орган СССР. Для того, чтобы контролировать общество, создавалось огромное количество общественных организаций, которыми руководили представители партии.

3. Какими методами Сталин осуществлял борьбу с политическими оппонентами в партии? Дайте оценку этим методам. Какие факторы предопределили поражение всех внутрипартийных оппозиций?

Сталин вел жесткую борьбу с политическими оппонентами. Он находил слабые места конкурентов и умело использовал в своих целях. Например, Н.И. Бухарин был первым претендентом на власть после смерти Ленина. Но Сталин, чтобы подорвать его авторитет, вспомнил, что именно Бухарин стоял у основ нэпа. Нэп вызывал негативное отношение у многих, Сталину удалось переориентировать партию на свою программу индустриализации и коллективизация, а Бухарин потерял поддержку и был отстранен от власти в 1929 г.. Позже загадочное убийство С. М. Кирова и открытые политические репрессии, которые развернул Сталин. Это были радикальные и жестокие методы. Все внутрипартийные оппозиции потерпели поражение, так как не объединились и недооценивали Сталина.

4. Чем объясняется проведение политических репрессий в Советском Союзе в 1930-х гг.? Какие они имели последствия?

Сталин боролся с оппозицией, объясняя это тем, что в случае войны – они могут объединиться и создать пятую колонну, начать борьбу против большевиков. Поэтому широкомасштабные, повсеместные репрессии были упреждающими мерами по ликвидации этой угрозы. Во время репрессий пострадала в основном интеллигенция, высшие военные чины и зажиточное крестьянство (кулаки). По обвинению в политических преступлениях в 1937 – 1938 гг. было арестовано около 2 млн. человек. Из них почти 800 тыс. казнены. Как врагов народа Сталин приказал расстрелять Зиновьева, Каменева, Бухарина. Троцкого нашли и убили в Мексике. В этот период окончательно сформировался культ личности Сталина.

5. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции СССР? Какие противоречия в развитии советского общества нашли в ней отражение?

Для централизации власти и окончательного закрепления советской политической модели. В первую очередь, противоречие между предоставлением Конституцией прав и свобод человека, но с другой стороны, провозглашалась диктатура пролетариата и власть Советов. Права население получило, но было отстранено от власти. Также, почти все народы СССР получили право на государственность различного уровня, но все это было формальностью.

6. Охарактеризуйте международное положение СССР в 1930-е гг. Определите основные направления внешней политики СССР в эти годы.

СССР в 1930-е гг. оказался в сложной внешнеполитической обстановке. Угроза Второй мировой войны, необходимость себя обеспечить союзниками, изоляция страны со стороны большинства государств мира. На Дальнем Востоке конфликты с Японией, которая в 1938 году вторглась на территорию СССР в районе озера Хасан. Япония потерпела поражение, но осуществила еще одну попытку у реки Халхин-Гол в 1939 г. на территории Монголии. Там опять была разбита. И только в 1941 г. подписала договор о ненападении с СССР. В Европе была попытка создания системы коллективной безопасности, и СССР принимал активное участие в разработке ее основ. После оккупации немцами Чехословакии, СССР искал союзников, шли переговоры с Францией, Англией и Германией. Англия и Франция всячески затягивали переговоры, поэтому СССР заключил соглашение с Германией. 23 августа 1939 года подписан пакт «Молотова-Риббентропа». Это договор о ненападении между СССР и Германией, к нему прилагался секретный протокол о разграничении сфер влияния.

7. Составьте хронологическую таблицу развития международных отношений в 1930-е гг.

Дата Событие
1931 – 1932 гг. Япония оккупировала Маньчжурию, обострение отношений СССР и Японии
1934 г. СССР вступил в Лигу Наций.
1938 г. Японцы вторглись на территорию СССР у о. Хасан, были разбиты.
1938 г. Мюнхенское соглашение, а в 1939 г. окончательная оккупация Чехословакии немцами.
1939 г. Японцы вторглись на территорию Монголии, битва у р. Халхин-Гол, японцы разбиты.
1939 г. Попытка СССР заключить союз с Англией и Францией. Переговоры о создании системы коллективной безопасности.
23 августа 1939 г. Пакт «Молотова – Риббентропа», советско-германский договор о ненападении и разделе сфер влияния.
28 сентября 1939 г. Договор о границе и дружбе между Германией и СССР, уточнение «сфер интересов» двух стран.
Апрель 1941 г. В Москве советско-японский пакт о ненападении.

Предлагаем обсудить. Стр. 102. Был ли у Советского Союза в сложившейся ситуации другой выход?

Я считаю, что нет. Так как западноевропейские страны всячески затягивали переговоры с СССР по поводу создания системы коллективной безопасности. В это же время они вели закулисные переговоры с Германией, верили обещаниям Гитлера и желали, чтобы он уничтожил угрозу большевизма, захватив СССР. В такой ситуации, это был разумный шаг, который позволил обезопасить себя на время, дать стране передышку и возможность подготовиться к войне. Мнение о том, что если бы Сталин не пошел на союз с Гитлером, то агрессию Германии удалось подавить фактически безболезненно для других стран, можно считать не совсем верным. Так как, на мое мнение, западноевропейские страны не предпринимали до момента заключения соглашения между СССР и Германией, значимых шагов по прекращению агрессии Гитлера в Европе. Они не обозначили четко свою позицию, в отличие от СССР. А соглашение между СССР и Германией было выгодно обеим сторонам. Для Гитлера это означало, что не будет войны на два фронта.

Ответ на вопросы к историческому документу стр. 104. Как Конституция 1936 г. определяла характер СССР как государства? Какие изменения произошли в системе органов государственной власти по сравнению с Конституцией 1924 г.? Какая роль в системе управления государством согласно Конституции отводилась ВКП (б)?

Система органов государственной власти СССР стала более простой. Произошла централизация государства и определение основ советской политической системы. Законодательная власть принадлежит исключительно Верховному Совету СССР. Верховный Совет состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Провозглашаются принципы создания ВКП(б), которой отводилась ключевая роль в политической системе государства. Она признавалась «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Исполнительная власть по-прежнему закреплена за Совнаркомом.

На рубеже 20–30-х гг. XX в. мировая система капитализма вступила в полосу одного из самых страшных кризисов. Экономика многих стран, недавно обескровленная Первой мировой войной, вновь оказалась под угрозой разрушения. Результатом кризиса стало установление во многих государствах тоталитарных режимов. В Германии к власти пришли фашисты. В США начал осуществляться "новый курс" президента Т. Рузвельта, сутью которого было выборочное применение советского опыта по государственному регулированию экономики.

Выход из кризиса консервативные круги на Западе видели в развязывании новых крупномасштабных военных конфликтов. В 1931 г. милитаристская Япония начала захватническую войну против Китая. На дальневосточных границах СССР сложился очаг военной напряженности. Другой очаг военной напряженности возник на западных границах после прихода к власти в Германии в 1933 г. Гитлера. Своей целью он провозгласил расширение "жизненного пространства" на Востоке.

Новая ситуация требовала и от СССР изменения своих внешнеполитических ориентиров. В 1933 г. новый руководитель внешнеполитического ведомства СССР Μ. М. Литвинов выдвинул план создания системы коллективной безопасности. В том же году были установлены дипломатические отношения с США. Создавалась благоприятная почва для сближения с либеральными государствами Запада. Для смягчения напряженности в своих отношениях с ними Советский Союз пошел на пересмотр политики Коминтерна. Во главе этой организации становится видный болгарский коммунист Г. Димитров.

На VII конгрессе Коминтерна провозглашается доктрина создания народных антифашистских фронтов на широкой демократической основе, что означало разрыв с узкоклассовыми методами деятельности этой организации в предшествующие годы. Из руководства Коминтерна устраняются наиболее одиозные фигуры, известные своими левыми взглядами. Против прежних его вождей начинаются репрессии. Были уничтожены первые лидеры Коминтерна Г. Е. Зиновьев и Н. И. Бухарин, руководитель Венгерской социалистической республики Б. Кун, многие другие советские и зарубежные коммунисты.

Ответные шаги предпринимаются и западными лидерами. Выражением возросшего доверия к СССР становится подписание нескольких двухсторонних договоров, создававших фундамент коллективной безопасности в Европе. Так, 2 мая 1935 г. Советский Союз заключил договор о взаимопомощи с Францией. Аналогичный договор 16 мая 1935 г. был подписан с Чехословакией. Важнейшим успехом отечественной дипломатии становится вступление 18 сентября 1934 г. Советского Союза в Лигу наций.

В то же время многие усилия СССР, направленные на сохранение мира, не встречали понимания. Курс на коллективное противодействие агрессорам подвергся серьезному испытанию в период войны в Испании. В феврале 1936 г. в Испании на выборах победил антифашистский Народный фронт. Но демократические преобразования в этой стране оказались сорваны уже в июле 1936 г. военным переворотом во главе с генералом Франко. Международная общественность заявила о своем невмешательстве в испанские дела. Франция, Англия и США отказались предоставить Испанской республики военную и экономическую помощь.

Из опасений быть снова обвиненным в экспорте революции первоначально занял выжидательную позицию и Советский Союз. Совершенно иначе повели себя фашистские государства. Италия и Германия начали осуществлять регулярные поставки генералу Франко оружия и военной техники. На его стороне воевало около 50 тыс. итальянцев и 10 тыс. немцев. Ситуация требовала скорейшего вмешательства Советского Союза и других прогрессивных сил, в противном случае испанская республика была обречена.

Начиная с октября 1936 г., СССР открыто встал на сторону законного правительства страны. В документах Наркомата обороны действия по оказанию помощи республиканцам обозначались как Операция "X". В ходе ее реализации в 1936–1938 гг. в Испанию были направлены 648 самолетов, 347 танков, 120 бронеавтомобилей, 1186 орудий, 20,5 тыс. пулеметов, 500 тыс. винтовок, боеприпасы.

На помощь испанскому правительству прибыли около 2 тыс. советских советников. Широкую кампанию помощи Испании развернул Коминтерн. Им были организованы интернациональные бригады, в которых сражались до 50 тыс. добровольцев из 54 стран. Однако позиция западных государств в конце концов оказалась на руку мятежникам, и республика в Испании была уничтожена. Поражение республиканцев в Испании показало полную неспособность предвоенной системы международных отношений пресекать действия агрессоров.

Пользуясь бездействием западных государств, Германия уже не скрывала своих агрессивных планов. В 1934 г. Гитлер заключает договор о ненападении с Польшей, антисоветская направленность которого никем не скрывалась, а польской стороной даже подчеркивалась. В 1935 г. в Германии в нарушение международных договоренностей вводится всеобщая воинская повинность. В 1936 г. германские войска вступили в демилитаризованную Рейнскую зону. В марте 1938 г. был произведен "Аншлюс" (присоединение) Австрии. Этот вероломный акт был признан правительствами Англии и Франции. На очереди оказалась Чехословакия. В мае 1938 г. Германия начала концентрировать у ее границ свои войска. Предлогом для вероломных планов Гитлера являлось якобы "бедственное" положение немцев в чешских Судетах. Европа оказалась перед угрозой военного конфликта.

СССР был связан с Чехословакией договором о взаимопомощи, по условиям которого в случае отказа Франции предоставить военную помощь чехам советская сторона также могла воздержаться от вступления в конфликт. Тем не менее Советский Союз твердо заявил, что будет действовать и без французской стороны, если Чехословацкое правительство обратиться к нему с официальным призывом о помощи. Совместно армия Чехословакии и вооруженные силы СССР существенно превышали армию Германию. Но правительство Чехословакии продолжало ориентироваться на страны Запада, надеясь на их содействие. В этом заключалась главная ошибка чехословацкой стороны – у правящих кругов Англии и Франции имелись другие планы по отношению к государствам Восточной Европы.

В сентябре 1938 г. первые лица Франции и Великобритании прибыли на встречу с Гитлером в Мюнхен. Ни СССР, ни даже Чехословакия на переговоры допущены не были. На переговорах было решено передать Германии Судетскую область. Правительство Чехословакии вынуждено было согласиться на предъявленные ей условия. Но это не спасло чехословацкую государственность. В марте 1939 г. Гитлер полностью оккупировал чешские земли, создав на них протекторат Богемии и Моравии, а на востоке страны – марионеточное фашистское государство словаков. В разделе Чехословакии при согласии немецкой стороны приняли участие также Венгрия и Польша. Многие российские и зарубежные историки, такие как В. Сиполс, Г. Городецкий, видят в Мюнхенском сговоре западных лидеров с Гитлером пролог ко Второй мировой войне.

В октябре 1936 г. было подписано соглашение между Италией и Германией, получившее название "Ось Берлин – Рим". Вскоре между Германией и Японией подписывается так называемый Антикоминтерновский пакт. В 1937 г. к нему присоединяется итальянская сторона. В 1940 г. фашистские государства окончательно закрепят свой тройственный союз. Участниками "Антикоминтерновского пакта" будет провозглашена цель создания нового порядка во всем мире. Прямо или косвенно их поддержат такие государства, как Испания, Финляндия, Дания, Венгрия, Румыния, Хорватия, Словакия.

Не встретят серьезного противодействия агрессивные планы фашистских государств и со стороны западных либеральных режимов. В тот период у руководства Франции и Англии находились сторонники курса на умиротворение агрессора. Его целью являлось развязать Германии руки на Западе и подтолкнуть ее к поискам "жизненного пространства" на Востоке. В рамках проводимого Англией и Францией курса на "умиротворение агрессора" в сентябре 1938 г. была подписана англо-германская, а в декабре того же года франко-германская декларации, фактически являвшиеся пактами о ненападении. Их заключение создавало реальную опасность для СССР и вызвало озабоченность советского руководства.

Несмотря на недружественную политику Англии и Франции, СССР не оставлял планов создания системы коллективной безопасности. В июле – августе 1939 г. в Москве проходили англо-французко-совстскис переговоры. Ни французская, ни особенно английская сторона не проявили на переговорах стремления к искреннему сотрудничеству. Камнем преткновения стала позиция Польши. Польское правительство упорно не соглашалось в случае нападения пропускать через польскую территорию советские войска на границу с Германией. Без этого любые договоренности об оказании военной помощи Польше оказывались фикцией.

Английское правительство не сочло нужным оказать воздействие на своих польских партнеров, хотя ему было известно о планах Гитлера в самое ближайшее время напасть на Польшу. В свою очередь советскому руководству стало известно о закулисных переговорах между Англией и Германией. Возникало опасение, что Великобритания не хочет заключать действенного военного соглашения с Советским Союзом, поскольку готовится заключить договор с Гитлером.

Неспокойно было и на восточных рубежах СССР. Еще в 1938 г. 20 тыс. японских солдат вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан в 130 км к югу от Владивостока. Кульминацией советско-японского конфликта в этот период стали военные действия в районе реки Халхин-Гол на территории союзника СССР – Монголии. В мае 1939 г. около 70 тыс. человек при поддержке 500 орудий, 182 танков и 300 самолетов со стороны Японии перешли монгольскую границу. Момент неожиданности сыграл важную роль, и японцы продвинулись далеко вглубь монгольской территории. Только сконцентрировав большие силы танков и авиации, к сентябрю советские и монгольские войска ликвидировали японское вторжение. Таким образом, СССР оказывался перед угрозой войны на два фронта – в Европе и на Дальнем Востоке.

В обстановке военной опасности советское руководство столкнулось с настойчивыми предложениями Германии заключить договор о ненападении. Видя бесперспективность продолжения переговоров с Францией и Англией, а также остро нуждаясь в мире на Западе, Сталин решается на очередной резкий поворот во внешней политике. В августе 1939 г. в Москву прибывает министр иностранных дел Германии А. Риббентроп. Он и сменивший на посту наркома иностранных дел Литвинова В. М. Молотов 23 августа подписывают пакт о ненападении между двумя странами. В наши дни этот договор трактуется историками далеко неоднозначно. Особую критику вызывает подписание секретных протоколов о разделе сфер влияния между Советским Союзом и Германией.

Для многих людей, в том числе в самом СССР, пакт Риббентропа – Молотова, как его окрестили в западной печати уже в те годы, оказался полной неожиданностью. Продолжая выбранный курс, сталинское руководство 28 сентября подписывает с Германией договор о "дружбе и границах", в котором нашел отражение новый военно-стратегический и геополитический расклад сил в Европе. Вместе с тем, несмотря на некоторое сближение с Германией, СССР по-прежнему готов был продолжать политику коллективной безопасности совместно с Англией и Францией. Но ни в Лондоне, ни в Париже интереса к проведению переговоров с СССР уже не проявляли, хотя время между 23 августа и 1 сентября 1939 г. для предотвращения нападения на Польшу еще оставалось.

В результате в Европе так и не было создано реальных механизмов предотвращения большой войны. В Советском Союзе прекрасно понимали, что без этого мир с Германией окажется недолговечным. И все же полученная передышка позволила оттянуть нападение Гитлера на СССР почти на два года, которые были использованы нашей страной для подготовки к отражению агрессии.



Поделиться: