Значение слова унжа. Волоки северо-восточной европы Река Унжа в публикациях

Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части России, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”, девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.

Это Унжа-река, зеленое море лесов с редкими пыльными дорогами и прожилками студеных речек, иногда пересыхающих летом.


Старый вятский тракт у д. Дешуково. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Столица Унженского края город Макарьев. В Макарьев поезда не ходят. Добраться в этот бывший край лесопромышленников, крестьян-миллионщиков, раскольников и сектантов, народных художников и сильных колдунов можно только на автомобиле. От Костромы почти 200 километров по разбитым дорогам через Судиславль, Островское, Кадый. Зимой дымами печей, а летом травяными улицами и куполами церквей встретит вас патриархальный Макарьев.

Посад переросший позднее в город образовался вокруг монастыря основанного в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем.


Река Унжа весной. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Унжа на которой стоит город - река древнего мерянско-марийского пограничья. Правый берег - мерянский, левый - марийский. Так было в раннем средневековье, так было еще лет сто назад.

Унжа- река..
в ней раки и рыбы
носят мерянские имена:
Айма и Лайви, Пашай и Кираш..
Унжа-река..
Унжа-река..

Перефразированный Денис Осокин. «Овсянки»

  • Этносы

Формирование костромской мери и ветлужских мари, автохтонов нынешней Костромской земли, сложилось на основе двух близких финно-угорских культур раннего железного века: Ананьинской в Волго-Камье, из которой потом развилась Азелинская культура, и Дьяковской в Волго-Окском междуречье. У костромских мерян в большей степени заметно влияние Дьяковской культуры, наслоившейся на протосаамскую культуру более древнего автохтонного населения, а у ветлужских мари преобладают черты Азелинской.

  • Костромские мари

Меря и мари родственники. Даже самоназвание их, похоже. На северо-западном диалекте марийского, самоназвание народа, в отличие от литературного варианта «мари», звучит «мӓрӹ»,. На вопрос «ты чей?» ветлужские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в славянской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников культурной близости, если не тождественности мерян и мари. Среди них такие известные историки и языковеды как М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков.


Меря. Реконструкция Ивана Купцова

Но дело не только в похожести самоназваний народов. Слишком много переплелось между ними в чащах костромской тайги, камышах бесчисленных рек и топей её болот. Об этом мы и расскажем в этом материале, совершив виртуальное путешествие на Унжу.


Унженские плёсы. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Унжа-река

Богатейшая многовековая история и культура древней Унженской земли, наличие множества памятников археологии, удивительная топонимика и этнография - являют собой бескрайнее нетронутое поле деятельности для историков, археологов, краеведов, фольклористов.

  • Мифы финно-угров

Например, еще слабо изучен фольклорный пласт о «панах» который является одним из универсальных мерянских и марийских этнических маркеров.

Многочисленные сказания о «панах», в позднее время, отождествлявшихся с «литовскими воровскими людьми» времен Смутного времени, сохраняют, как увидим ниже, элементы преданий, сложившихся в гораздо более раннюю эпоху.

В стародавние времена, передает одна из легенд, в окрестностях села Валы, рядом с Макарьевым, обитали «паны», люди крупного телосложения, всю жизнь проводившие в военных походах и разбоях.

Кладоискатели в курганах, на берегах рек и в самом деле находили многочисленные костяки больших размеров, оружие и различные шумящие украшения. В легендах «паны» явно мыслятся как аборигены края, не знавшие православной веры, так как в захоронениях не встречаются ни крестики, ни другие изображения христианского культа.
В лесах Ветлужско - Унженского междуречья, ходит такая легенда:

«паны» это не нашей веры люди, которые когда-то в старину жили в этих местах. Они нападали на жителей, уводили скот. Местные жители несколько раз пытались их прогнать, но безуспешно, но не смогли их одолеть, потому, что они были очень сильны и хорошо вооружены. Пока благодаря одному сметливому человеку «панов» не перебили. После панов долго сохранялись в народе перстни и украшения, но теперь их трудно встретить, потому что они были неудобны для ношения - велики и потому переделаны в другие вещи. (Записал священник в.Ильинский)

По своему происхождению все выше перечисленные истории - объединены с идентичными легендами бытующими от Марий Эл до Карелии. В них мы видим один финский мифологический мотив.

Они сходны с наиболее ранними финно-угорскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно, что художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.


Архаичная резьба. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Язык

Не был забыт местными жителями и древний язык предков - «панов». По Унже еще в середине 20-го века был распространен удивительный язык называемый «жгонским».

Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» поволжских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль. Региональные и этнические особенности этого языка — интереснейшая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая специалистами., а между тем, жгонский содержит не мало мерянской и марийской лексики.

Вот, к примеру, марийско-мерянская лексика в жгонском из собрания Бондалетова, изредка с нашими дополнениями.


Жители Макарьева. Типичные финно-угорские лица. Фото: Татьяна Гапошкина.

Арбез, арбезя - парень; арбезька - ребенок; арба - ребенок, мальчик; арбушка - девочка; Ербез, ербезя - парень; ербезенок - мальчишка, ребенок; ербезеночек - ребенок, ребеночек; ербезька - сын; ербишка, ербишечка - мальчик, мальчишка, мальчишечка; прихлить ербезенка - родить. Марийск. рвезе - малыш, изи рвезе - мальчик
Башково, вашково - скоро, быстро; вашкетно, башкетно - быстро; башкетнее, башковее - быстрее, скорее; башковый, вашкетный - быстрый, скорый; побашковее - побыстрее; Башкетить - торопить. Марийск. вашкаш - торопиться; вашкен - торопливо: вашке - скоро.
Валгаж - день; белгаж (+ явное влияние русского слова "белый") - мел, бумага, сахар, снег, град, все белое; белгажовый - белый; белгажовые - булки; волгаж, волгажовый, Валгажовый - дневной, белый, светлый; валгажовые - сутки; волгаженить, волгажетиться - светать. Марийск. волгыдо - свет, светло; волгыжаш - рассветать.
Вата - баба. Марийск. вате - жена, женщина.
Вид - вода, река; вит - вода, дождь; вид хлит - дождь идет; витить, видить - мыть; Вититься, видиться - мыться; вит, вид - озеро, пруд; повититься - помыться, искупаться; Вывитить - измочить; навитить - налить; витный, видный - мокрый; видник, витник - колодец; витячий - колодец; витовая - река; витовый - пароход; витоносное - ведро; Вительник - полотенце; вительный, витерный, виченный, обвиченный, обвитенный - мокрый. Марийск вуд (у - ипсилон=ижица) - вода, водяной.
Вычур, высур - пять; вычур иксов - пятак, 5 копеек; вычурница - пятерка; вычурный - пятый; вычуром - впятером. Марийск. выч, визьт - пять; вичыр - пятак.
Гогуза, гогузя, гогузень - старик, дед, отец; гогузный - старший. Марийск. о шон гугыза, диал. кугызай - старик; шон го - стариковский.
Елашты, глашты, еланьки - брюки, штаны; елашты кокурные (букв. штаны вторые) - кальсоны; подъелаштники - подштанники. Марийск. йолаш - штаны.

  • Топонимика


Мерянское городище. Фото: Галина Суслова.

Окрест Макарьева как и сотни лет назад простираются нехоженые леса, болота, реки истаринные деревни с причудливыми названиями.

  • Деревни

Пелегово - от личного имени Пелег, пеле - отпрыск.
Аманово - от личного имени Аман, Аманай - видно, похоже.
Карыково - карык диал. вырубка, выем в стене.
Шемятино - от личного имени Шемят, Шемятай - небольшого роста, коротышка.
Лопалово - лоп - низина.
Шохра - шохра - лес на болоте.
Илейкино - от личного имени Илей, Илейка - жизнеспособный, молодой.
Кукуй - кукуй, кук - холм, возвышенность над рекой.
Мелешево - от личного имени Мелеш - близкий к сердцу.
Самылово - от личного имени Самыл, образовано от христианского Самуил.
Сокорново - сокор, сокыр - слепой.
Полома - пола - древн.фин - ягода. родствен. марийск. полан - калина. ягодное место.
Шохра - заболоченный лес.


Нея-река.Фото с сайта: http:// ko44.ru

  • Реки

Унжа - от древнепермского - унджа - ручей, река.
Томша - томаша, тымаша - шум.
Нерег - нёр, нёрго - сырой, влажный, заболоченный.
Шокша - шокшо - тёплый, незамерзающий.
Пода - древне.пермск. пода - корень, побег.
Шомохта - шом - гидрооснова, от др.уральского сом-ручей, ухт или охта - гидроформант- волок.
Койка - кой - древне.пермск. - род, родство, га - гидроформант.
Нозома - от древне.пермск. нёзь, неж - низина, лощина, топкое место, ма - гидроформант.
Водгать - вӱд - вода.
Пизвас - пиз, пиж- корень древне.пермск. происхождения означающий нечистое место, формант вас - возможно видоизмененное вож - корень, источник.
Шолокша - шола - левый, кша, кса - гидроформант.
Кусь - куз, кусь- ель.
Томша - томшо - приятный.
Яхронка - яхр - озеро, пруд.
Воломша - древне.ф-у топооснова вола, вала - провал, долина, ша - гидроформант.
Юронгаш - юр, йыр - древн.пермск. топооснова - омут, глубокое место в воде, глубь, га - гидроформант.
Коклаш - кокла - средний.
Вожора - вож - корень, вожора - корневище; корневая система.
Лахтога - лахт, ляхт - приалто-финск. источник воды.
Тоехта - древн.ф-у. той - поддержка, опора, прут, вершина, хта - гидроформант.
Лехта - лекташ - выходить, выйти; покидать (покинуть) пределы чего-н.
Вонда - ванды, вонды - куст, росток, рукоятка, род большой верши, морды из лоз для ловли рыб в ярах.
Шилекша - ши - древне.ф-у гидрооснова. кша - гидроформант.


Жители Макарьевской стороны. Фото: Петр Бушманов.

  • Ономастика

А современные русские локальные фамилии восходят к древним дохристианским именам и прозвищам напоминающими о недалёких временах, когда жившие здесь меря и мари ещё говорили на родном языке.

Алябышев - московитское мирское имя Алабыш встречается в грамотах уже с XV века. Любопытно, что один из Алабышей (1556), ямщик, был сыном Колоба и, очевидно, по деду носил фамилию Перепечин - пример традиционных родовых имен по сходным предметам или калькамс туземных языков. (Фасмер). Алябыш, олябыш - изделие из теста: у жителей верхнего Поволжья это пирожок, у жителей Вятки - колобок.
Шешин - шеш - ямный овин для сушки снопов перед полотьбой. мерян.-мар.
Мазин - маза, маз- красиво, красивый. От личного имени Мазай. мерян.-мар.
Улегин - улеги, улиги - простые, грубые кожаные башмаки, арханг., вологодск., перм., улеви мн. "крестьянская обувь", перм., унеги "верхние сапоги из оленьей шкуры", сиб., улиги "мягкие женские туфли без каблуков", петергофск. (Булич, ИОРЯС 1, 330). Согласно языковеду Калиме, родственно фин. uilo, uilokas "полусапожки с широкой, загнутой кверху подошвой".
Шурканцев - 1. шурка - хохол, хохолок; торчащий клок перьев у птиц. мерян.-мар. 2. меряно-марийский женский головной убор "шурка". Название происходит от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый»
Шоляков - мерян.-мар. мирское имя Шоляк - братишка.
Телешев - теле - зима, зимний. мерян.-мар.
Конышев - мерян.-мар. мирское имя Коныш - кон - дом, +ыш - суфф. Домашний.
Вагурин - вага, вагы - рычаг, шест. мерян.-мар.
Шиганов - шига - рыба ёрш. мерян.-мар.
Шабанов - шабан - проклислый, вязкий, топкий. мерян.-мар.
Шабаров - шаба - дитя. мерян.-мар.
Каргашин - каргаш - проклинать, проклясть. мерян.-мар.
Мардасов - мерян.-мар. мирское имя Марда - средний. от др.финн. мардас - существо мужского рода.
Кокырев
Симанов - мерян.-мар. мирское имя Симан - румяный, молодой.
Тетенев - от прозвища Тетень. Оно ведет свое начало от глагола «тетенькать», значение которого В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет следующим образом: «ласкать, качать, тешить ребенка, нянчиться». От тете, тетя - дитя, детский. мерян.-мар.
Чамин - мерян.-мар. мирское имя Чам, Чамай - чам, цам - жеребенок
Катаев - мерян.-мар. мирское имя Катай - ката-й - древн. финнск. стойкий, выносливый
Шинов - шин, шун - глина. мерян.-мар.
Толмаков - мерян.-мар. мирское имя Толмак. От толмаш, толаш - приход, прибытие, приходящий.
Кокурин - кокыр, кокур уст. полкопейки, грош. мерян.-мар.
Серышев - серыш - письмо; текст с сообщением для отправления кому-либо. Серыше - прич. от сераш 2. прил. пишущий. мерян.-мар.
Шабаров - мерян.-мар. мирское имя Шабар. От волго-финнск. шабра - сосед, товарищь.
Суснин - сусна - свинья. мерян.-мар.
Челиков - челык - божница, святое место. мерян.-мар.
Корёгин - фамилия образована от топонима - Корёга - река текущая в тиснине, овраге.
Пагин - мерян.-мар. мирское имя Пагин. От паг+ин - древн. пермск. финнск. - небольшая рыба, потомок.
Таламанов - мерян.-мар. мирское имя Таламан, Талай, Талим. От тале - сильный, быстрый, смелый. мерян.-мар.
Шадрунов - мерян.-мар. мирское имя Шадра, Шадрун. От шадыра, шадра - рябой. мерян.-мар.
Шалагин
Визяев - мерян.-мар. мирское имя Шала, Шалага. От шала - кисть кудели, перен.смс. привет, поклон. мерян.-мар.

Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря и мари физически никуда не исчезли. Об этом, как мы видим, свидетельствует распространённый среди современных жителей Унженской земли антропологический тип, финно-угорские фамилии, особенности языка, топонимика. Потаённая Финноугрия и ныне живет и здравствует среди нас.

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Сведений о рождении и раннем периоде жизни И.А.Кускова очень немного. Он родился в 1765 году в г. Тотьме, нрав имел веселый. В обхождении с людьми был ласков, в исполнении верен. В 1787 году, 22 лет от роду, отправился из Тотьмы в разные города Российской империи, достиг Иркутска и там в 1790 году заключил контракт с каргопольским купцом, жившим в Иркутске, Александром Андреевичем Барановым». Деятельность в Америке И.А. Кускова делится на два периода: аляскинский (1791–1808) и калифорнийский (1808–1821). И.А.Кусков часто замещал А.А.Баранова во время его длительных отлучек: он оставался за правителя на Кадьяке (1796 и 1800 гг.), в Ново-Архангельске (1806–1808 гг.), был начальником Константиновской крепости в Нучеке (1798–1799 гг.), управлял русским поселением в заливе Якутат (1802–1803 гг.), проявил незаурядную храбрость, возглавляя байдарочные экспедиции алеутов и исследуя северо-американское побережье от залива Якутат до острова Ситха (1801 г., 1802 г.). В 1802 г. индейцы-тлинкиты, перебив большую часть жителей, захватили русское поселение на о.Ситха, и в 1804 г. компании потребовалось послать большой отряд, чтобы вновь утвердиться на острове. И.А.Кусков также участвовал в этой экспедиции. Вновь отстроенное поселение получило название Ново-Архангельск. С октября 1808 г. до конца 1811 г. И.А.Кусков совершил пять плаваний в Калифорнию, занимаясь промыслами и подбирая место для поселения. В августе 1812 г. строительство основных сооружений крепости было закончено, и 30 августа (11 сентября по новому стилю) над крепостью, которая получила название Форт Росс, был поднят российский флаг. И.А.Кусков был назначен правителем крепости и находился на этом посту до конца 1821 г. В 1821 г. в Форте Росс числилось 187 голов рогатого скота, 736 голов овец, 124 свиньи. В Ново-Архангельск вывозились в значительных количествах солонина, масло, сало, кожи, шерсть. Колонисты занимались также и своим основным делом – морским промыслом. В 1817 г. между представителем компании Русская Америка и вождями индейских племен был составлен договор, который юридически закреплял передачу русских владений в Калифорнии в собственность Российско-Американской компании. И.А.Кусков организовал в колонии строительство собственного флота, для чего былы построена судоверфь. В 1821 г. И.А.Кусков вышел в отставку и 4 июля 1823 г. вернулся на родину, в октябре 1823 г. он умер в возрасте 53 лет. Похоронен И.А.Кусков на родине на территории Спасо-Суморина монастыря. В городе сохранился дом, в котором И. А. Кусков жил по возвращении из Русской Америки. Сегодня в нём музей, посвященный жизни и деятельности морехода. Не забыли его имя и американцы. К 200-летию США в честь Кускова, как национального героя Соединенных Штатов, русскими, живущими в Америке, была отчеканена медаль. А крепость Росс, основанная в Н.А. Кусковым, бережно хранится и по сей день. Ныне там национальный парк и памятник штата Калифорния. Его именем названа набережная реки Сухоны. Н.А. Кусков - единственный деятель РАК, который был отмечен созданием персонального музея в доме, где он прожил последний год своей жизни. А вот в столицах наших имя И.А. Кускова не увековечено, и в учебниках истории о нем не написали ничего. Ох уж эта неблагодарная Россия! Кстати, в Новгороде на Ильмене не появилось никаких великих мореходов. Почему бы это?

Такие храмы строили на «избытки капитала» тотемеские мореходы, вкладывая в них свою сыновнюю любовь к Родине, всю свою душу. Так они благодарили Бога за счастливое плавание, возвращаясь на родную тотемскую землю. Не такие современные богатеи в России, которые норовят подальше увезти свои капиталы за границу, и строят где угодно, только не на своей родине.

В 1791 году в Тотьме было зафиксировано 19 церквей приходского строения (не казенного). Большая часть престолов и лучшие церкви города были посвящены Николаю Чудотворцу, как главному покровителю мореплавателей и землепроходцев и как покровителю торговли; несколько престолов было воздвигнуто в честь Великомученицы Параскевы, которая на севере Руси оберегала соляные промыслы.

Тотемские храмы устремленны ввысь, украшены уникальным декором. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты казались необычными для русской архитектуры XVIII века.

Троицкая Зеленская церковь белым лебедем стоит на берегу реки Сухоны, как памятник эпохе морских экспедиций тотемских купцов. В Тотемском краеведческом музее был найден редкий документ «Летопись Троицкой церкви», который поведал, что построена церковь «от избытка капитала» тотемского купца Степана Черепанова, который с молодых лет проживал в Сибири. Из него мы узнали и имя одного из зодчих особого тотемского архитектурного стиля Федора Титова (сольвычегодского крестьянина), С ним был заключен контракт «скласть двухсветную церковь в три лета за 800 рублей».


Унжа — река на территории Вологодской и Костромской областей Российской Федерации, левый приток .

Образуется при слиянии рек Кемы и Лундонги и, протекая по территории Костромской области, впадает в Унжинский залив около города Юрьевца.

Протяжённость реки Унжи — 426 км , площадь бассейна — 27 800 км². Среднегодовой расход воды — в 50 км от устья — 158 м³/с, наибольший — 2520 м³/с, наименьший — 7,82 м³/с.

Основные притоки — Юза, Кунож, Вига, Понга, Нея (правые); Княжая, Межа, Пеженга, Ужуга, Пумина, Белый Лух, Чёрный Лух (левые).

На реке расположены города Кологрив, Мантурово, Макарьев и село Унжа.

Уже после своего образования из Кемы и Лундонги Унжа довольно широка, а после впадения Куножа и Виги река расширяется до 60 метров.
В верхнем и среднем течении в малую воду обнажаются небольшие перекаты, скорость течения небольшая.
Правый берег почти на всём протяжении реки высокий, крутой, селения располагаются преимущественно на нём.
Левый берег — более низкий, местами заболоченный, лес часто отделяется полосой кустарника. Встречаются песчаные пляжи.

В нижнем течении у Макарьева Унжа расширяется до 300 метров, ещё ниже начинает сказываться подпор Горьковского водохранилища на Волге.
На последних 20 километрах река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как об Унженском заливе Горьковского водохранилища.

Ранее по Унже проводился интенсивный лесосплав. Сейчас он прекращён, однако на отдельных участках в реке до сих пор большое количество топляка.

Судоходство по Унже осуществляется в низкую воду — до Макарьева, в высокую — до Кологрива.

Характеристика
Длина 426 км
Бассейн 28 900 км²
Расход воды 158 м³/с (в 50 км от устья)
Исток слияние рек: Кема и Лундонга
. Координаты 59°21′18″ с. ш. 44°28′52″ в. д.HGЯO
Устье Горьковское водохранилище
. Местоположение 2372 км от устья Волги
. Координаты 57°35′43″ с. ш. 43°29′51″ в. д.HGЯO
Расположение : Водная система Волга → Каспийское море
Регионы: Вологодская область, Костромская область

Река Унжа, 65-27км 1:25000
(Атлас внутренних водных путей Единой глубоководной системы Европейской Части России)

И немного истории:

На месте слияния трёх рек — Волги, Унжи и Немды был основан Юрьевец - средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Древней Руси.

Кроме того, это старинный торговый центр на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь.

В 1237 году Юрьевец был сожжён ордами Батыя.
В 1380 году юрьевецкие ратники отважно сражались на Куликовом поле в полках своего князя Владимира Андреевича Городецкого-Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского.
С 1405 года Юрьевец входил в состав Городецкого княжества, с 1448 — Московского, а с 1451 — Суздальского, затем — снова Московского.
В 1536—1537 годах город подвергался разграблению казанскими татарами.
А в 1556 был отписан Иваном IV в опричнину.
В 1609 году здешний сотник Федор Красный возглавил местное ополчение, освободившее Лух, Шую, Кинешму. В ответ знаменитый пан Лисовский сжег город, но жители окрестностей храбро отбивались от его бойцов, а подошедшая к ним из Нижнего Новгорода по Волге помощь спасла положение. Горожане примкнули к проходившим через город войскам Пожарского и Минина, но и освобождение Москвы в 1612 году не принесло желанной стабильности.
В 1614 году казаки Ивана Заруцкого вновь разграбили и сожгли Юрьевец, хотя и были потом разбиты воеводой Борисом Лыковым.

Волга связывает всю Россию, от Балтики до Каспия.

Вверх по Унже от Юрьевца начинался древний путь «за Камень» — на Урал и дальше.

В бурлаки, чтобы тащить вверх по течению тяжелые баржи, ежегодно нанималось до 15 тысяч местных жителей.
Разбойничье ремесло тоже многих привлекало: знаменитый атаман Илейка Муромец, сподвижник Болотникова, был разбит под самыми стенами городка, а слава разбойничка Чуркина и атамана Асафа, в честь которого названы пригородные горы, до сих пор отзывается в местных байках и рассказах о кладах.

В XIX веке с появлением пароходства в Юрьевце существовало шесть пароходных компаний, которые ежегодно перевозили до 4 млн пудов груза.

Юрьевец постепенно утратил своё индустриальное значение, зато сохранилась и осталась нетронутой изумительная природа, которую перенесли на свои полотна известные художники Лансере, Бенуа, Саврасов, Левитан (он написал здесь «Вечерний звон», «Тихую обитель» и другие работы) .

Унжа берёт своё начало в месте слияния рек Кема и Лундонга, на древних склонах Северных Увалов,* в болотах Тотемского района (на границе Вологодской и Костромской областей). Длина реки - 430 км.

расшифровка указателей карты

1 - Исток реки Унжи при впадении рек Лундога и Кема

2 - Кунож, Вереговка

3 - Колохта

4 - Ужуга

5 - Варзенга

7 - Ильинское, Высоково

8 - Елизарово, Подвигалиха,

9 - Угоры

10 - Шемятино

11 - Вороновское,

13 - Горчуха

14 - Первомайка

15 - Дорогиня

16 - Нежитино. Устье реки Унжа

При впадении первых крупных приток Кунож и Вига ширина Унжи составляет не более 60 м. В нижнем течении реки максимальная ширина достигает 300 м.

Притоки реки Унжа

левые

Чёрный Лух, Пода, Белый Лух, Лехта, Серженка, Яхронка, Низмица, Калега, Тоехта, Кастово, Пумина, Меремша, Болть, Межа, Касуг, Юрас, Воймас, Княжая, Крутовка, Олексинка, Ужуга, Пеженга, Колохта, Марханга, Понга, Ичеж (Пчеш), Святица, Нижняя Шунда, Верхняя Шунда, Криночевка, Митюг, Лундонга

Правые

Водгать (Язвица), Нея, Лопыриха, Шевелевская, Пузовца, Водготь, Янга, Килг, Шилекша, Нижняя Ичежа, Вонюх, Нижняя Варзенка, Верхняя Варзенка, Вига, Кунож, Юза, Пожла, Кема

Река Унжа протекает по Костромской губернии 450 из 550 верст своего протяжения. По Унже ходят пароходы от устья до г. Макарьева и до д. Малых-Угор. По реке ведется сплав леса.

* Северные Увалы – древняя холмистая возвышенность в северной части Восточно-Европейской равнины, была сложена ледниковыми и флювиогляциальными отложениями; на наиболее повышенных участках развиты выходы коренных пород. Возвышенность покрыта большей частью хвойными лесами, местами сильно заболоченными.

Река Унжа в публикациях

Список населенных мест костромской губернии*

Бассейн реки Унжи представляетъ равнину с самым незначительным склоном от Унжи к Нее. Правый берег Унжи возвышен почти на всем протяжении реки, в особенности около параллели устья Межи, где высота его доходит до 20 саженъ; но береговой кряжъ, обрывисто спускаясь к реке, совершенно полого понижается на запад. Пред устьем реки береговая возвышенность внезапно исчезает. Левый берег Унжи низменный, в особенности к югу от Межи, где он совершенно не заселен, подобно тому, как не заселен левый берег Неи в Макарьевском уезде.



Поделиться: