171 фз о государственном регулировании алкогольного рынка. Новые законопроекты об алкоголе: Количество переходит в качество.

Основным законом регулирующим производство и оборот алкогольной продукции является 171 ФЗ от 22.11.1995 г. 18.07.2011 был принят 218 ФЗ, внесший поправки в федеральный закон.

На кого распространяется закон 171 , по отношению к рознице:

Статья 1 пункт 2 ФЗ 171.

Данный закон распространяется на юридических лиц, которые осуществляю продажу алкоголя и пива.

А так же на физических лиц (Индивидуальных Предпринимателей) осуществляющих продажу пива.

Алкогольной продукцией в соответствии с 171 ФЗ является:

Статья 2 пункт 7 ФЗ 171.

Алкогольным продуктом является пищевой продукт, произведенный с использованием этилового спирта или со спиртосодержащим продуктом с содержанием 0,5 этилового спирта.

В соответствии с изменениями 218 ФЗ с 1июля 2012 года пиво приравнено к алкогольной продукции.

Алкогольная продукция бывает нескольких видов:

  • спиртной напиток
  • вино (фруктовое, ликерное, игристое)
  • пиво (пивной напиток)



Продажа алкоголя не допускается в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 2 ФЗ 171.

  • в образовательных детских учреждениях, спортивных объектах, культурных и медицинских организациях и территориях прилегающих к ним;
  • в общественных местах (вокзалах, остановках, аэропортах, автозаправках) и территориях прилегающих к ним;
  • объектов повышенной опасности и военных объектах и территориях прилегающих к ним.



С 1 января 2013 года, в соответствии с редакцией 218 ФЗ не допускается продажа пива на нестационарных торговых точках.



Статья 16 пункт 5 ФЗ 171.

С 1 июля 2012 г. продажа алкоголя запрещена с 23.00 до 08.00 по местному времени, данный запрет не распространяется на организации общественного питания.



Розничная организация должна иметь в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 16 пункт 6 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя и пива должны иметь стационарный торговый объект и складское помещение и контрольно-кассовую технику.



Розничные организации, реализующие алкоголь должны иметь лицензию в соответствии с 171 ФЗ:

Статья 18 пункт 1 ФЗ 171.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкоголя должны быть лицензированы.

На организации, продающие только пиво, данное требование не распространяется.



Статья 18 пункт 10 ФЗ 171.

Лицензию на розничную продажу алкоголя выдает уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР.



Розничные организации, реализующие алкоголь и пиво должны сдавать декларации по алкоголю и пиву в соответствии с 218 ФЗ:

Статья 14 пункт 1 ФЗ 218.

Организации, которые осуществляют розничную продажу алкоголя и пива должны вести учет и декларирование своих объемов продажи.



Статья 14 пункт 4 ФЗ 218.

Порядок декларирования устанавливается Правительством РФ.

Розничные организации сдают декларации в уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР и в само Росалкогольрегулирование.

Уполномоченный орган субъекта РФ ФСРАР передает данные в Росалкогольрегулирование и ведет учет статистической информации.

В свете последних событий, когда несколько десятков любителей экспериментов с суррогатным алкоголем умерли от него в Иркутской области, Совет Федерации оперативно подготовил пакет поправок в федеральное законодательство, чтобы подобные злоупотребления со стороны потребителей, производителей и продавцов больше не повторялись.

Уже 28 декабря 2016 года в Госдуму поступил законопроект № 66697-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Новая терминология и вид контроля

В основном для сферы алкоголя Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ) может появиться понятие «перемещения алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции». Это – изменение ее местонахождения, как с использованием транспортных средств, так и без них.

Вместо лицензионного контроля за розничной торговлей алкоголем будет действовать государственный контроль, который подразумевает более широкие меры и возможности реагирования на нарушения.

Более того, законодатели хотят ввести новый вид контроля – за розничными продажами спиртосодержащей непищевой продукции. К ней, в частности, относят погубившую много жизней настойку общераспространенного растения. Причем контроль за непищевой спиртовой продукцией ляжет на плечи региональных властей, а также местных муниципалитетов.

Документы

Возврат этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет возможен только при наличии 3х сопроводительных документов:

  1. товарно-транспортной накладной;
  2. справки к таможенной декларации;
  3. справки к ТТН.

Алкоматы – под запретом

В статье 11 Закона № 171-ФЗ появится особый прямой запрет – на продажу в розницу спиртовой пищевой и непищевой продукции через торговые (так называемые вендинговые) автоматы.

Кроме того, региональные власти смогут вводит ограничения в отношении условий и мест розничной торговли непищевой спиртовой продукции.

И еще один интересный запрет (новый абзац п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ), который касается обычных людей. По общему правилу нельзя перемещать немаркированный алкоголь. Однако исключение сделано для физлиц. Объем – 5 л на одного человека с долей этилового спирта от 28%.

Новые требования к производителям

На сегодня они таковы:

  • это юрлица;
  • есть в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде производственные и складские помещения, которые отвечают требованиям закона;
  • период аренды указан в договоре и составляет от 1 года.

С 2017 года законодатели хотят добавить важное уточнение: что помещения для изготовления и складирования продукции должны быть именно стационарными.

Появится новое основание для отказа в выдаче алкогольной лицензии – это наличие неперечисленного в срок административного штрафа за любое нарушение в данной сфере. Также это грозит приостановкой лицензии.

Если лицензиат в срок не известит, что устранил все моменты, которые повлекли приостановление лицензии, приостановка будет действовать до направления в суд заявления об аннулировании лицензии.

Основанием внеплановой проверки лицензиата теперь может послужить анализ документов, полученных в результате государственного контроля (по смыслу нормы вытекает, что это не обязательно специализированный надзор за алкогольной сферой). Кроме того, поводом станет и заявление об устранении обстоятельств, которые привели к приостановке лицензии.

Будет установлен запрет на производство алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции из фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Запрет для сайтов

В разряд запрещенной информации автоматически будут отнесены предложения о покупке в розницу алкогольной продукции дистанционным способом (новый подп. «е» п. 1 ч. 5 ст. 151 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).


Проще говоря, сайты с подобными предложениями будут блокировать. Сразу, без решения суда.

Новые штрафы

Новая норма КоАП РФ Нарушение Наказание
Часть 7 ст. 13.15 Предложение розничной продажи алкоголя дистанционным способом Штраф:

На граждан: 3000 – 5000 руб.;
на должностных лиц: 30 000 – 50 000 руб.;
на компанию: 400 000 – 1 млн руб.

Статья 14.17.1 «Незаконное перемещение физлицами
алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции»
Перемещение немаркированной алкогольной
и спиртосодержащей пищевой продукции (исключение: у человека не более 5 л с содержанием этилового спирта более 28%)
Штраф: 3000 – 5000 руб. с конфискацией напитка

По аналогии с онлайн-кассами

Законопроект содержит ряд чисто технических требований по отношению к:

  • емкостям для приема фармацевтического этилового спирта;
  • программно-аппаратным средствам;
  • оборудованию для учета объема оборота и использования этилового спирта.

В конечно счете они должны обеспечивать прием и передачу данных об объеме использования, производства, хранения, поставки и (или) закупки спиртосодержащих веществ в единую государственную автоматизированную информационную систему. Поскольку это потребует определенной степени переоснащения и финансовых затрат, начало действия этих «технических» поправок запланировано на 1 января 2018 года.

Перевозки

Будет уточнено, что требование о наличии в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении транспортных средств не распространяется на перевозки этилового спирта и нефасованной спиртовой продукции с содержанием этила более 25% процентов на ж/д транспорт.

Но, как и при перевозках автотранспортом, ж/д состав должен быть оборудован специальными средствами автоматической регистрации движения с передачей данных о перемещении, маршруте, стоянках по навигации в общую систему контроля.

Судя по всему, у рассматриваемого пакета поправок большие шансы на прохождение. Большинство из них начнут действовать сразу после подписания Президентом этого законопроекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Российские законодатели решили всерьез заняться вопросами здоровья нации. Особенно достается «вредным привычкам», при этом речь, как правило, идет не о тотальных запретах, а об ограничительных мерах. Яркий пример тому - "Антитабачный" закон, окончательно вступивший в силу 1 июня, установивший запрет на курение в общественных местах - то есть практически везде, при этом права курильщиков, как постоянно подчеркивается, не ущемлены. Казалось бы.

Сейчас на наших глазах медленно, но верно реализуется одобренная Правительством России в конце 2009 года «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года».

Так, 10 июня Госдума рассматривает сразу два законопроекта по алкогольной тематике, первый касается объема тары для алкогольной продукции, второй правого статуса винодельческой продукции, произведенной в России.

Знать меру

Предлагается запретить розничную продажу алкогольной продукции крепостью выше 4 градусов в пластиковых бутылках и установить ограничение их объема до 500 мл.

Первый вынесенный в повестку вторника законопроект касается меры, которую, казалось бы, каждый должен устанавливать для себя сам.

Рассматриваемый документ озаглавлен следующим образом: «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части установления ограничения объема потребительской тары алкогольной продукции)»

Авторы законопроекта предлагают полностью запретить розничную продажу алкогольной продукции c содержанием этилового спирта более 4 процентов в полимерной потребительской таре (то есть в пластиковых бутылках) и установить ограничение объема продаваемой алкогольной продукции c содержанием этилового спирта 4 и менее процентов в том же пластике до 500 мл.

Пояснительная записка вполне ожидаемо гласит, что цель запрета - защита здоровья и благополучия граждан РФ. Необходимость внесения данных изменений в законодательство связана с угрожающим объемом потребления населением Российской Федерации, в первую очередь - молодежью, алкогольных напитков, включая пиво, значительная доля которого упаковывается в полимерную потребительскую тару объемом 1, 1,5, 2 и более литров. Дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объема потребления. Поспорить с этим сложно.

Вспомним, что бывший руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предлагал и вовсе запретить продажу алкоголя в пластиковых бутылках, ссылаясь на вредность подобной тары для здоровья граждан.

Вина России

Второй законопроект направлен на создание благоприятных условий для производства и оборота винодельческой продукции из российского винограда.

Второй законопроект, который рассмотрит во вторник Госдума - «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части уточнения правового статуса винодельческой продукции)».

Направлен он на создание благоприятных условий для производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из выращенного в России винограда. Упомянутая выше «Концепция по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией» имеет, помимо прочего, задачу изменения структуры потребления алкогольной продукции за счет снижения доли крепких алкогольных напитков и увеличения доли вина. Помочь в это должно создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских высококачественных вин.

Внесенным документов предлагается ввести новый вид лицензии на хранение и поставки произведенного «вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, соответствующих европейским и общемировым стандартам. Правительством Российской Федерации сельскохозяйственным продуктом предлагается осуществлять лицензионный контроль с процесса получения федеральных специальных марок.

В пояснительной записке сравниваются Австрия и России. Так, например, при одинаковой площади виноградников России и в Австрии, в Австрии функционирует более 20 тысяч виноделен, а в России их не более 100. При этом, в России имеется реальная возможность создания полномасштабного агропромышленного виноградарско-винодельческого кластера на юге России, уверены авторы законопроекта. Принятие законопроекта даст новый импульс развитию виноградарско-винодельческой отрасли, позволит обеспечить в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации, не только создание значительного количества новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и условия для создания и развития малого и среднего предпринимательства. Речь идет о тех субъектах Российской Федерации, где винодельческая отрасль в настоящее время представлена - это Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Дагестан, Ростовская область и, конечно, Крым, где вина Украины стали винами России.

Ранее Правительство РФ включило виноградные, шампанские и игристые вина в перечень сельскохозяйственной продукции. Включение вина в перечень сельхозпродукции также позволило виноградарям получить преференции, которыми пользуются аграрии. Очевидно, также в целях поддержания отечественного виноделия Правительство совсем недавно ввело запрет на ввоз спиртного на территорию России из-за границы, исключение составил алкоголь, приобретенный в магазинах беспошлинной торговли (дьюти-фри). Пить свое, родное вино - это, спору нет, замечательно, но отсутствию возможности привезти алкогольные сувениры из поездок не обрадовался практически никто.

Борьба с привычками

40% россиян выступают за то, чтобы не продавать крепкий алкоголь в выходные дни, начиная с 16.00 субботы.

По данным исследования, проведенного 6 июня среди 1600 респондентов, 40% россиян выступают за то, чтобы не продавать крепкий алкоголь в выходные дни, начиная с 16.00 субботы.

Сторонники данной инициативы считают, что "нужно вовсе убирать алкоголь с полок магазинов, но для начала хороша и эта идея", в то время как противники утверждают, что "сухой закон" никому хорошего еще не дал, чем больше запретов, тем хуже".

Буквально недавно, в СМИ появились сообщения о возможном запрете продажи алкогольных напитков с содержанием этанола более 15% по воскресеньям и после 16:00 по субботам, предложенном правительственной группой экспертов. Также сообщалось, что в Совете Федерации допускают и более жесткие меры - запрет на продажу алкоголя лицам моложе 30 лет. Эти инициативы немало напугали наших граждан, которые привыкли проводить свои выходные определенным способом. Пока все это на словах, но запрет на продажу алкогольной продукции после 23.00 уже стал нормой жизни и с ним, кажется, смирились все. Стоит ждать и других инициатив в этом направлении. Несмотря на настрои скептиков, привычки населения нашей страны можно исправить, если действовать постепенно, законодательными методами и пропагандой здорового образа жизни.

Как показали данные недавно проведенного социологического опроса, молодые россияне гораздо чаще, чем старшее поколение, поддерживают антиалкогольные предложения. Это все-таки о чем-то говорит.

Дарья Андреева



Поделиться: