Что будьте бдительны лучше всего. Юлиус фучик - жизнь после смерти

В наше время «Будьте бдительны!» чаще всего звучит как призыв остерегаться воров и мошенников. Не так было в советское время. Тогда каждый школьник знал, что это слова Юлиуса Фучика, чешского журналиста коммуниста.
Фучик был, разумеется, большим другом СССР. Свою книгу о Стране Советов, вышедшую в 1932 году, он озаглавил: «В стране, где наше завтра – вчерашний день». В апреле 1942 года Фучик, руководивший подпольными изданиями чехословацкой компартии, был арестован гестапо и заключен в пражскую тюрьму Панкрац. Последняя запись его тюремного дневника, сделанная 9 июня 1943 года, заканчивалась словами:

Люди, я любил вас, будьте бдительны!

Три месяца спустя автор дневника был казнен в берлинской тюрьме Плётцензее, однако дневник уцелел. В 1945 году он был опубликован под заглавием «Репортаж с петлей на шее» и переведен на 70 языков.
Советским людям довоенного поколения призыв к бдительности был знаком и раньше. В 1937 году, в разгар борьбы с «врагами народа», в Москве вышла книжка под названием «Будем бдительны! Указатель литературы по вопросам вредительско диверсионной и шпионской работы иностранных разведывательных органов». Да и после войны фучиковский призыв использовался у нас не столько как антифашистский лозунг, сколько как страшилка против идеологического противника.
Тут мы продолжали традицию якобинцев. «Бдительность, – говорил Робеспьер, – это страж прав народа», добродетель, «необходимая для спасения свободы» (речь 18 декабря 1791 г. в Обществе друзей конституции). Синонимом «бдительности» было у него «недоверие» – «спасительное недоверие, которое является вернейшим стражем свободы» (речь в Учредительном собрании 1 сентября 1789 г.).
Неудивительно, что в 1924 году один из соратников Ленина заметил:

Недоверие к людям, т. е. критическое отношение к ним, действительно было характерно для Ленина, руководившегося в жизни принципом Робеспьера: «Основная добродетель гражданина есть недоверие».
(А. Мартынов в предисловии к книге Л. Мартова «Записки социал демократа»)

Отсюда уже недалеко и до сталинской фразы, приведенной в книге Анри Барбюса «Сталин» (1935):
– Здоровое недоверие – хорошая основа для совместной работы.
Кумиром самого Робеспьера был Демосфен, которому Плутарх приписывал изречение: «Лучшее ограждение от тиранов – недоверие граждан». Это краткая версия фрагмента из «Второй речи против Филиппа Македонского», произнесенной Демосфеном в 344 году до н. э.:

Но есть одна вещь, общая у всех разумных людей, которую природа имеет сама по себе как оборонительное оружие; она хороша и спасительна для всех, а особенно для демократических государств против тиранов. Что же это такое? Это – недоверие.
(Перевод С. Радцига)

Однако формула «Будьте бдительны» не принадлежит Демосфену. Она восходит к новозаветному выражению «Бодрствуйте!» (на латыни: «Estote vigilate»), например: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 е послание Петра, 5:8).
Не следует думать, что бдительность – понятие исключительно якобинское или большевистское. На эмблеме Верховного штаба Объединенных вооруженных сил Европы (т. е. НАТО) помещен латинский девиз:

VIGILIA PRETIUM LIBERTATIS
(Бдительность – цена свободы)

Этот девиз был принят в 1952 году, при первом Верховном главнокомандующем ОВС Европы Дуайте Эйзенхауэре.
Он представляет собой латинскую версию английского изречения «Eternal vigilance is the price of liberty» – «Цена свободы – неустанная бдительность». Изречение это появилось не позднее 1833 года; оно приписывалось Томасу Пейну, Томасу Джефферсону и другим лидерам американской революции. Президент США Эндрю Джексон в своем прощальном обращении к нации от 4 марта 1837 года сказал:
– Вечная бдительность народа – вот цена свободы.
Всё это – варианты высказывания ирландского судьи и оратора Джона Филпота Кёррана. Выступая в Дублине 10 июля 1790 года, он заявил:
– Условие, при котором Бог даровал человеку свободу, – это неустанная бдительность.
В 1937 году вечный борец за свободу Джордж Оруэлл заметил:

Порою мне кажется, что цена свободы – не столько вечная бдительность, сколько вечная грязь.
(«Дорога к пирсу Уигана», гл. 4)

Важно заметить, что в англо американской традиции (как и у Демосфена) бдительность есть недоверие к власти, а вовсе не к собственным гражданам, как это было у нас при Сталине, да и не только при нем. Именно об этом говорил британский писатель Норман Дуглас:

Недоверие к власти должно быть первейшим гражданским долгом.
(«В одиночестве» (1922), книга путевых очерков)

Это были последние слова воина-интернационалиста, погибшего в фашистских застенках. Вполне возможно, что они окажутся и моими последними словами. Недавно я, полный сил и творческих планов, ни с того ни с cего в один миг стал похожим на спущенный мяч, пробитый невидимой энергетической стрелой. Я не поехал в больницу, там без денег сейчас делать нечего. Набираюсь сил самостоятельно и считаю, что быстрее, чем я это делал бы с помощью лекарств. Поскольку видимых причин не было, то я думаю, дело в более значительных внешних причинах.
Наверняка, у супругов Левашовых, более молодых, чем я, было больше сил, а следовательно, и оптимизма. Попробуем вместе поразмышлять, какие это силы, уничтожающие прогрессивно мыслящих ученых, пророков.
Мою первую версию о психотронном оружии я подробно изложил в статье «Коучинг больного общества». Сейчас много развелось специалистов, умеющих влиять на людей и события. И если они беспринципны, то их используют для своих целей такие же беспринципные силы. Как-то после публикации моей статьи «Исцеление любовью», в которой я описывал обнаруженный у себя дар влияния на негативные ситуации, переводя их в позитивные, посылая лишь их участникам энергию любви, ко мне аж из самого Киева приехал представитель одного из кандидатов в президенты с баснословными обещаниями, если я помогу его шефу стать президентом. К счастью, я тогда уже неплохо разбирался в эзотерике и знал, что в таких энергетических баталиях участвуют высшие силы и… эгрегоры.
Вот они-то и являются моей второй версией. Это сложнее, но я попробую объяснить. Случай, на примере которого я приведу доказательства, произошел еще раньше, когда я еще ничего не смыслил в высоких дебрях эзотерики и перевел это в банальную случайность. В то время я заболел идеей объединения религий и какое-то время ходил по различным конфессиям, а затем ненадолго застрял у пятидесятников, в которых состояла моя жена. Через некоторое время мне предложили вступить в эту церковь, с обрядом крещения. Я тогда не думал, что какие-то формальности будут иметь значение, и согласился.
Но еще несколькими годами раньше, по рекомендации одного из целителей (я тогда сильно заболел, и официальная медицина хотела списать меня на инвалидность), я покрестился в православной церкви и потихоньку выздоровел, читая молитвы св. Пантелеймону. И вот в день, когда надо было идти на крещение, у меня ни с того ни с сего в глазах появилась резь и обильно полились слезы. Не только идти не мог, но места не находил от боли, не отрывая платок от лица.
Сейчас я уже на 100% уверен, что это православный эгрегор таким образом не пустил меня. Тем более, что это явление прошло так же внезапно, как и началось.
Эгрегоры создаются мыслями людей, а посему они такие же ревнивые и между ними идут такие же свары, только на энергетическом уровне. Но эгрегоры существуют не только у религий, но и у отдельных общественных формаций, партий, народов и даже у всего человечества. Ближе всех к этому открытию подошел Карл Юнг в своем утверждении, что миром правит коллективное бессознательное. А какими ценностями живет абсолютное большинство, я думаю, напоминать не нужно. И призывы умерять свои аппетиты, чтобы лишний раз не расстраиваться, не только никого не привлекают, а даже раздражают. Люди, которые ищут счастья в богатстве, не только не верят, что оно дается только бескорыстным людям, но и пышут злобой на тех немногочисленных, которые сохраняют это, ставшее редким, качество.
Именно эгрегоры удовлетворяют даже аморальные желания людей, чтобы держать их в своих путах, для дальнейшего манипулирования ими. И немногочисленные инакомыслящие им как заноза в глазу.
Возьмем для примера судьбу Иисуса. Самая распространенная версия заключается в том, что его убили церковники руками прокуратора Понтия Пилата. А если внимательно почитать святые писания, то можно увидеть, что после допроса, убедившись в невиновности Иисуса, он умыл руки, отдав окончательное решение на суд народа. И что же он услышал? «Распни его!»
Чем же был так разгневан народ? Ну, во-первых, его ожидали видеть в качестве царя, а он отказался. У него была другая миссия. А во-вторых, за ним до самого конца ходила толпа страждущих. Не всех он мог исцелить. Он постоянно учил: «Ваша вера в себя вас исцелит». А много ли верящих в себя, даже сейчас? Другими словами, это надо брать ответственность за свою жизнь, за свое здоровье на себя. А большинство живет «на авось», а потом надеется на медицину или на чудо. А когда их надежды не исполняются, ищут виноватых и готовы разорвать их. Так что толпа, а точнее, ее эгрегор, коллективное бессознательное, были истинной причиной смерти Иисуса и многих других борцов за народное счастье.
Юлиус Фучик призывал людей к бдительности. Иисус говорил: «Бодрствуйте!» Раджниш Ошо написал целую книгу об осознанности. И все это об одном и том же. Чтобы люди были ответственны не только за свои дела и мысли, но и неравнодушны к чужим.
Незадолго до прихода фашизма в Германии польский антифашист Бруно Ясенский написал книгу «Человек меняет кожу», эпиграфом которой было пророческое предупреждение: «Не бойтесь врагов, в худшем случае они могут вас убить. Не бойтесь друзей, в худшем случае они могут вас предать. Бойтесь равнодушных! Только с их молчаливого согласия совершаются на Земле все убийства и предательства!» И действительно, по молчаливому согласию большинства, которому пообещали по наделу земли и славянских рабов, пришел фашизм.
Люди тупеют, когда не думают. Я живу рядом с красивой сосновой рощей и стараюсь по-хозяйски следить не только за чистотой, но даже трижды тушил пожары по вине горе-туристов. Недавно увидел костер и, подойдя ближе, обомлел. Он горел рядом с молодой сосенкой, которая, конечно, обуглилась. «Другого места не нашлось для костра?» - спросил я. «А что тут такого? Подумаешь, одна сосенка сгорела. Вон их тут сколько», - получил в ответ. «Так и вас таких не меньше, если уже не больше», - только и мог произнести я в своем бессилии. Думаю, что если бы они ее сажали, то такого вандализма не совершили.
Всему надо учиться и в первую очередь причинному и индуктивному мышлению, которые на порядок повысят культуру людей.

Индуктивное мышление
Существуют два способа мышления: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный - метод исследования, изложения, когда от наблюдения частных факторов и явлений переходят к общим выводам и открытиям общих закономерностей. Дедуктивный, наоборот, когда переходят от общего к частному, т.е. делают выводы, опираясь на правила и законы. В жизни «индуктивный» человек живет по индивидуальной нравственности, дедуктивный - по общественной морали. Индуктивным способом мышления пользуются дети и мудрецы, т.е. исследователи жизни, наблюдатели, не привязанные к привычному укладу, к нормам. Всем известно, как Ньютон открыл Закон всемирного тяготения. Наивный ребенок, случайно увидев раздевающихся мужчину и женщину, делает непривычный для взрослых вывод: «Наверное, будут писать?» Человек, живущий по дедукции, не в состоянии отступить от общепринятых норм, иногда даже под угрозой смерти. Известен случай, когда некая восточная женщина, оказавшись в результате кораблекрушения в спасательной шлюпке, мучалась не в состоянии преодолеть бытовые неудобства и в конце концов умерла от разрыва мочевого пузыря. Показательно также, что многие моряки, оказавшись в аналогичных условиях, погибают буквально уже через трое суток не от голода, а от страха, т.к. знают, что искать их будут не более трех суток (морской закон). Запас провизии дается тоже на три дня. Про рыболовные принадлежности в панике никто и не вспоминает. А французский врач Ален Бомбар, обладающий индуктивным мышлением, чтобы доказать способность выживания в море, специально переплыл океан на надувной шлюпке, не взяв с собой ни капли воды и пищи. Еще один показательный пример дедуктивного сознания: большинство женщин цивилизованных стран рожает в адских муках. Но есть народности, для которых эта процедура не составляет больших проблем.
Дедуктивное сознание консервативно. Оно противоречит главной цели жизни человека на Земле - его совершенствованию. Только индуктивное сознание живет творчески, думает о будущем, рождает «безумные» идеи.
Болезни также являются следствием дедуктивного сознания. Помню, когда я после пятидесяти лет начал «расклеиваться», врачи меня утешали: «Это нормально, это возрастное». Помыкавшись по традиционным и нетрадиционным авторитетам, я начал думать: «Я создан по образу и подобию Творца. Но неужели Творец может быть больным?» В результате родился закон: «Забудь про болезни и болезни забудут про тебя». Я выбросил свою разбухшую медицинскую карту, прекратил ходить по врачам и вообще говорить о прошлом и плохом, а начал творчески и оптимистично смотреть в будущее и болезни действительно оставили меня.
Я уверен, что этот закон ляжет в основу будущей науки. И не важно, как его назовут ученые: «мыслетерапией» или «энергоинформотерапией» и чьим именем будет назван закон - Солнечного или Иванова. К тому времени уже будет всем известно о ноосферном источнике информации. Только не все пока будут способны принимать ее, а лишь чистые проводники, физически и нравственно. Зато все будут стремиться к такому очищению. А когда личные устремления совпадут с требованиями закона эволюции, тогда и исчезнут страдания и проблемы, возникающие из-за этих нынешних несоответствий. Тогда улучшится и общая экология, в том числе и планетная.
А пока дедуктивное мышление порождает консерватизм, рабство привычек, зависимость от общественного мнения, оно порождает и неуверенность в себе, безволие, слабость духа и через это ведет к общей деградации человечества.
Что же предлагается делать в данном положении? Прежде всего, подумать, откуда истоки такого повального «дедуктивизма»? Да, разумеется, из школы. Именно там закладывается дедуктивный способ мышления на базе дедуктивного метода обучения: «Все как все», никакой отсебятины, стандартные учебники, стандартные учителя с их «едиными требованиями». Весь существующий на сегодняшний день метод обучения, с его готовыми установками, воспитывает несамостоятельную, нетворческую личность, а значит, работает против человечества, тормозя его эволюцию.
Но напрашивающиеся выводы страшат даже меня как педагога. Я думаю, что если бы создать захватывающие, как детективы, учебники, то учителя в нынешнем их амплуа окажутся не у дел. И такие учебники уже появляются. Например, «Путешествие по стране геометрии» Житомирского и Шеврина, с художественным оформлением Зуева. Моя внучка прочитала ее залпом, как художественную литературу, да не один раз (и без принуждения, а это самое важное в обучении). Потом с геометрией у нее не было никаких проблем. А написан он вроде бы для дошкольников, в сказочной форме. Но дело, как видите, не в форме, а в результате. Главное, чтобы был выбор: несколько разных учебников на одного, а не один учебник на всех. Более того, и учителей ученик волен выбирать себе сам методом проб и ошибок. Образование должно опираться на желание, а не на принуждение.
Мои выводы, конечно же, вытекают из индуктивного мышления, и я приведу факты, из которых они рождаются. Я научился читать самостоятельно в пять лет, не имея даже учебника. Моим единственным материалом были газеты, газеты же служили и тетрадями. В школу тогда раньше восьми лет не принимали, и я дрожал от желания учиться, как старая дева на выданье, готовая пойти за первого встречного. Тем не менее, в школе «подвергал все сомнению», как по Марксу. Задачи частенько решал нестандартными способами. И даже теоремы и формулы не запоминал, а выводил заново. Я был тугодумом. Правда, мне везло на учителей, особенно не математиков. Меня терпели, давая полдоски на целый урок, где я потел над выводами. Зато была война с историчкой, так что на все прошлое у меня до сих пор действует метод дедукции: вся история - сплошная ложь.
Не скажу, что мне давалось все легко, поскольку я постигал все как бы самостоятельно, тем более, что память была никудышняя. Зато был счастлив моим, может, «велосипедным», но все же открытиям. Например, в восемь лет, в голодные военные годы, я подметил, что если после каждого глотка полусладкого чая, если можно считать таковым морковный чай, запивать глотком воды, то чай кажется слаще. Я, конечно, тогда не знал, что «открыл» закон. Не знал также, что он уже открыт до меня и называется «кофе по-турецки». Только много позднее, когда я его начал подмечать и на других явлениях, я ему дал свое название - закона контраста, и сейчас использую его в обучении. Тогда же я был рад не открытию, а его плодам, сейчас я радуюсь самому процессу творчества, а не конечным результатам.
Нет, что ни говори, а жить индуктивно, наблюдая жизнь и делая выводы, что она движется, т.е. постоянно изменяется, интересно. Тогда ты находишься в вечном путешествии. Конечно, идеально лучше обладать гармоничным, равновесным, синтетическим мышлением, но если это пока невозможно, то лучше держаться индуктивного метода. Он оптимистичнее. Для этого много и не надо, только быть наблюдательными и позитивными.

«Благими намерениями…»
Практикуя в качестве детского психолога, все чаще приходится встречаться со случаями, когда родители детей начальных классов обращаются по поводу их медленного чтения. Не укладываются они в школьный норматив. Чаще всего эти дети медлительны от природы, и тут уже ничего не поделаешь. Каждый человек живет в своем темпе, и нельзя его, рискуя его здоровьем, подстраивать под общий. Но бывают случаи, когда ребенок и динамичный, но читает прерывисто, запинаясь на отдельных словах, как бы забывая отдельную букву, теряя, естественно, на этом время. Такое «заклинивание» сродни заиканию. Причиной является напряжение, происходящее от страха перед родителями или учителями, неуверенности в себе и других разновидностей страха. Психика человека - штука тонкая, и качество ее работы зависит от количества психической энергии. Мы знаем, что если в сети мало электроэнергии, то лампочка гореть не будет, хоть ты ее разбей. Почему же мы детей своих иногда даже бьем, заставляя их «светиться» в школе на пять баллов по всем предметам?
Людмила Максимовна, энергичная женщина, с «руководящим» характером, хотя и работает бухгалтером, хочет за каникулы подтянуть свою дочь, второклассницу Танечку по чтению. Та в два раза медленнее нормы читает. Причем в последнее время скорость чтения стала пугающе замедляться, а некоторые слова иногда читает даже задом наперед. Но на тестировании она показала хорошие результаты. Высокая подвижность нервной системы, прекрасная память, любит своих родителей, благополучная семья. Но не зря китайская пословица гласит, что «слишком хорошо - тоже нехорошо». Ребенок, боясь расстроить своих родителей, перенапрягается чрезмерно и, резко сжигая свою энергию, обесточивается.
Родители могут отследить спад энергии по настроению: скука, антагонизм, раздражение, агрессия. А предупредить дальнейшее ее снижение нужно отдыхом, а не заставлять еще больше ее расходовать. В инстинктивной борьбе за выживание организм, в своем безотчетном агрессивном поведении, сжигает последние силы, снижая свои защитные функции и рискуя заболеть. Где же черпать эту драгоценную энергию? Активный отдых, прогулки на свежем воздухе, физкультура, закаливание, контрастные обливания, солевые ванны. До банальности известные вещи, да только не выполняемые. По такой же банальной причине: нет времени. Время, даже каникулярное, сдвинуто на дело. Нарушен закон ритма. А незнание законов не освобождает от наказания. Если не болезнями, то, по крайней мере, лишением счастья как внутреннего психологического комфорта.
Людмиле Максимовне быть бы благодарной судьбе. Она искала преподавателя, который бы просто «натаскал» ее ребенка на быстром чтении, а попала на психолога, ведущего свои занятия, опираясь на интересы ребенка, пробуждая у него творческую самостоятельность. Учеба в игре, в частности ролевое чтение, не забирает энергию, а наоборот, дает ее всплеск - за счет положительных эмоций. При этом в качестве побочного эффекта за счет увеличения общего энергопотенциала, а следовательно, иммунитета, дети перестают болеть. Что еще может быть более желательно для любящих родителей? Но Людмила Максимовна после тестирования и консультации все-таки упорно стояла на своем: «У меня нормальный ребенок, и ему нужен не психолог, а преподаватель», явно путая психолога с психиатром.
Для справки: «психо» с греческого - душа, сознание, «логос» - наука, учение. Психиатр - это врач, лечащий душевные болезни. Практический психолог их предупреждает. А болезнь, тем более душевная, - как пожар. Ее легче предупредить, чем излечить. Душа человека важнее, чем его тело. И она первична. Сначала заболевает душа, потом тело. Любой врач сейчас скажет, что причиной гастрита и язвы желудка является раздражительный характер. А откуда он берется? От хронической ослабленности общего энергопотенциала. Слабая психика - слабое физическое здоровье.
А сейчас коснемся немного системы образования. Реформа школы идет полным ходом, но почему-то по-прежнему касается только вывесок, формы, показателей, нормативов и т.п., но только не содержания, заключающегося в подготовке детей к жизни. Возьмем конкретный факт: быстроту чтения. Для чего мы учимся быстро читать? Видимо, для того чтобы больше знать. Но если мы быстро прочтем, но ничего не запомним, то какая бы большая скорость ни была, она сама по себе ничего не даст. Значит, смысл в продуктивности. И норматив должен быть связан с запоминанием. Скажем, если ребенок ответил только на пять поставленных по теме вопросов из десяти, то его время нужно умножить на коэффициент усвоения - 0,5. В результате его скорость окажется вдвое ниже. Вот тогда преподаватель уже не станет превращать своего ученика в загнанную лошадь, а будет гармонично развивать у него внимание, память и скорость, ориентируясь на средний показатель продуктивности.

«Люди, будьте бдительны!», - завещал потомкам герой чешского Сопротивления времен Второй мировой войны, писатель Юлиус Фучик (1903-1943). В период немецкой оккупации Чехословакии он был схвачен нацистами и брошен в тюрьму Панкрац, где и написал свою последнюю книгу-завещание «Репортаж с петлей на шее». Эта жизнеутверждающая книга о борьбе с фашизмом, о смысле жизни и торжестве справедливости. И вот, в XXI веке мы все чаще вновь слышим о превосходстве той или иной нации. На улицах многих европейских городов - массовые акции и марши против мигрантов… Казалось бы, нас это не касается. Ведь народы бывшего Советского Союза (особенно белорусы, украинцы, русские) в полной мере пережили ужас нацизма. К сожалению, многие не осознают опасность возрождения и у нас идеологии расового превосходства. И самое опасное, что на неонацистские лозунги легче всего «клюет» молодое поколение.

На днях, принимая участие в мероприятии, которое проводилось в одном из учреждений образования района, я обратил внимание на юношу, который совершенно спокойно, с улыбкой подросткового нигилизма слушал выступление лектора. На первый взгляд, обычный парень, только вот надпись на его черной майке была не совсем обычна: «Невиновных нет». Необычен был и шрифт, которым эта надпись выполнена: «немецкий» Runic. Наверное, для большинства ребят и преподавателей эта надпись и стиль ровным счетом ничего не значат, только вот точно такой же лозунг красовался и на майках некоторых участников московской группировки «14/88», которая в 2014 году была причастна к ряду жестоких нападений и убийств мигрантов в Москве и московском регионе.

Набираем в Интернете зап­рос: «Невиновных нет», и вот уже мы попадаем на страничку московского магазина «Lester City Sport», которая совершенно легально размещена в социальной сети ВКонтакте. Никакой идеологии, просто продажа «модной одежды» для «правильных» подростков, ведущих «здоровый образ жизни». Никакого нацизма! Ведь «в друзьях» у этого магазина значится почти 30 тыс. человек, в том числе вовсе не какие-то политические маргиналы, а вполне себе пристойные регбийный клуб «Торпедо» (Москва), женский футбольный клуб «Динамовка» и… почему-то пивной паб «Roy Castle Pub». Так, может, зря я обратил внимание на обычного белорусского юношу «в модной майке»? Может, и нет в его мозгу нацистских убеждений? Как знать…

О том, какой смысл несут эти и некоторые другие обозначения и символы в подростковой среде, описано ниже. А сейчас мне бы хотелось сказать вот о чем.

Неспроста человеконенавистническую идеологию нацизма называют «коричневой чумой». Дело в том, что чумная палочка обладает феноменальной устойчивостью во внешней среде. Бациллы чумы способны сохранять живучесть в трупах погибших больных неопределенно длительное время, особенно при низких температурах. Именно поэтому мы никогда не можем сказать, что чума побеждена полностью.

4 апреля нынешнего года, в процессе обсуждения в Совете Республики Национального собрания законопроекта, устанавливающего уголовную ответственность за экстремистскую деятельность, председатель КГБ Валерий Вакульчик заявил, что на данный момент формирований экстремистской направленности в Беларуси не выявлено. «Вместе с тем была раскрыта и предупреждена деятельность подобных структур, имеющих признаки экст­ремистских формирований», - добавил руководитель спецслужбы.

О каких таких структурах шла речь? В качестве примера председатель КГБ привел задержание и привлечение к уголовной ответственности в 2010-2012 годах членов анархической группировки, использовавших «коктейли Молотова», и привлечение к административной ответственности основателей радикальной группировки, которая распространяла профашистские взгляды в Интернете. Он также сказал о «принятии предупредительно-профилактических мер в отношении группировки мусульман», распространявших радикальные религиозные взгляды и призывавших к джихаду. К административной ответственности привлечены пять граждан Беларуси, одному вынесено официальное предупреждение, семь иностранных граждан депортированы из страны.

Не так давно в Витебске правоохранительными органами был задержан лидер неформального молодежного фанатского движения неонацистского толка, которое пропагандирует ультраправые идеи фашизма. На груди у него красовался герб особого батальона СС «Дирлевангер». Того самого, на счету которого убийства мирных граждан, женщин и детей в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Доморощенный 20-летний нацист отправлен за решетку.

В декабре прошлого года в Бобруйске следственным комитетом было возбуждено уголовное дело в отношении некоего Александра Козака, который рисовал неонацистские символы на стенах домов. Он также был привлечен к ответст­венности.

В целом же, что касается экстремизма, и, прежде всего, неонацистского толка, надо отметить, что Беларусь особо выделяется в положительную сторону на фоне своих соседей. Однако это не повод для самоуспокоения.

Даже обычные граффити ненависти на стенах домов и заборах, которым мы час­то просто не придаем значения, - это угроза. Если мы проходим мимо фашист­ской свастики в подъезде, это означает то, что ненависть может назревать внут­ри общества безнаказанно. Мы игнорируем наличие проблемы, а это уже первый шаг на пути к жес­токости и насилию. Вспомните слова Юлиуса Фучика.

Алесь КРАСАВИН.

К СВЕДЕНИЮ


Свастика - официальный символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Кельтский крест - символ организации Ку-клукс-клан в США. Используется неонацистскими организациями для символического изображения доминирования «белой расы».

Символ охранных отрядов СС - использовался на эмблеме нацистской полиции (Stosstruppe).

«Невиновных нет» - девиз оперативных карательных отрядов (айнзатцгрупп). Во время вторжения в Советский Союз в июне 1941 года айнзатцгруппы следовали за германской армией. Опираясь, как правило, на помощь местных коллаборационистов, айнзатцгруппы проводили на территории БССР операции по массовому уничтожению евреев, цыган, а также советских государственных и партийных работников. Были истреблены тысячи людей с умственными и физическими недостатками, находившиеся в лечебницах.

14/88 - кодовый лозунг (подчас также употребляющийся в качестве приветствия или подписи) у белых националистов. Число 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стоит в латинском алфавите восьмой. Этот код часто можно увидеть на футболках, нашивках и наклейках, распространяемых правыми экстремистами. 14 - подразумевает фразу из 14 слов, сказанную американским неонацистом Дэвидом Лейном: «Мы должны обеспечить и защитить существование наших людей и будущее для наших белых детей».

22 февраля 1918 года был опубликован декрет С.Н.К. «Социалистическое отечество в опасности! » Следующий день считается датой образования Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

А еще 110 лет назад родился Юлиус Фучик — журналист, публицист, активист движения Сопротивления, член ЦК компартии Чехословакии, лауреат Международной премии Мира (1950, также Пабло Пикассо, Поль Робсон, Назым Хикмет).
В день его казни, 8 сентября, отмечается Международный день солидарности журналистов.

Оригинал взят у che_natalia в "Репортаж с петлей на шее"


Вчера меня занесло на метро Университет, и там я наткнулась на лоток с букинистическими книгами. Разговорились - человек раньше был прокурором и работал в народном контроле (надо же, какое совпадение! Я ему дала свою визитку, и оказалось, что мы коллеги), так что много общих тем нашлось. Теперь, вот, вынужден продавать свою библиотеку.
Взяла у него несколько книг, в том числе "Репортаж с петлей на шее" Юлиуса Фучика, книгу про Антонио Грамши и несколько других - в основном, о разных подпольных организациях, которые раскачивали лодки в своих тоталитарных странах. Как говорится, "инженеру Щукину все это было очень близко". :) Я понимаю, что если так делать, то все получится. Несмотря на то, что у многих из них все очень плохо закончилось. Но у меня такое чувство, что нашим людям далеко до тех - уж слишком у нас все умные и самодостаточные, а также амбициозные. А надо просто забыть о себе.

Ведь все было у них то же самое - денег не было, а было полно обывателей, которые не очень-то жаждали менять свой привычный жизненный уклад на какую-то борьбу. Но ведь все-таки подпольщики как-то находили в себе силы, и им было сложнее, чем нам сейчас.

Историю Юлиуса Фучика, наверное, все знают - чешский журналист, один из руководителей подпольной организации, был схвачен гестапо, его долго и страшно пытали, но он никого не выдал. И еще писал в камере свой "Репортаж", передавая листки одному из надзирателей, который их выносил, а взамен приносил ему чистую бумагу.

Какие замечательные фразы у него были:
«Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за Вас».
«Смотреть на людей со сломленной совестью еще страшнее, чем на избитых».
«Самое страшное, что могут с вами сделать друзья -- предать. Самое страшное, что могут с вами сделать враги -- убить. Бойтесь равнодушных. С их молчаливого согласия в мире происходят самые ужасные вещи!»
«Люди, я любил вас, будьте бдительны!»

Я потом навела справки - оказывается, когда власть поменялась в Чехии от соцлагеря к капитализму, стали менять и героев, и к Фучику стали прикапываться - как будто он сотрудничал с гестапо, и писал вовсе не он. Но исследования архивов и почерковедческая экспертиза показали полную несостоятельность этих грязных инсинуаций.

Мне безумно жаль, что так проходит слава земная. Все, что осталось от памяти о герое - это старая книга на лотке, за "сколько не жалко". Все, что я могу для него сделать - это напомнить здесь о нем.
Кстати, 8 сентября, день его казни, стал Международным днем солидарности журналистов. Надо же, годовщина была совсем недавно. Интересно, кто-нибудь из журналистов это знает?
Вечная слава героям!



Поделиться: