Повечерие (малое). Великое повечерие

9. Малое повечерие

После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5–ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

«Благословен Бог наш …»

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Царю Небесный.

Трисвятое по «Отче наш ».

«Господи, помилуй », 12 раз.

Слава, и ныне .

Приидите поклонимся , трижды.

Псалом 50–ый: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей …»

Псалом 69–ый: «Боже, в помощь мою вонми …»

Псалом 142–ый: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое …»

«Слава в вышних Богу …» славословие, которое на будничной утрени.

Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя …»

Канон Пресвятой Богородице из Октоиха (см. Типикон гл. 9).

«Достойно есть …»

Трисвятое по «Отче наш »

Тропари дневному святому, храму или предпразднству.

Тропарь: «Боже отец наших …», «Иже во всем мiре …»

Слава: «Со святыми упокой …»

И ныне: «Молитвами, Господи, всех святых …»

«Господи, помилуй » 40 раз.

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час …»

«Господи, помилyй » трижды, Слава и ныне , «Честнейшую Херувим ».

«Именем Господним благослови, отче

Возглас иерея: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас

Молитва «Нескверная, неблазная …»

Молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим …»

«Преславная Приснодево …»

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын …»

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе

Слава и Ныне , «Господи, помилуй » трижды, «Благослови

Отпуст малый.

Прощение обычное и особая ектения повечерия.

Значение повечерия указано в так называемом «Известии Учительном», помещаемом в конце Служебника. Там говорится: «Иерей, повечерие и ко сну идя молитвы совершая, благоговейно да размышляет: Како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во ад сошедши, державно князя тьмы связа, того царство плени, и души от века всех сущих тамо праведных от мучительства его освободи, с Собою возведе, и в рай даже до Своего преславного вознесения всели. Тем, благодаря Его за вся благодеяния, яже спасительною страстью и животворною Своею смертью роду человечеству сотвори, прилежно молит, да и его вся согрешения тех ради очистив, от вечные муки избавит его и Царствия Своего сподобит, Пречистую же Богородицу, сообщницу страстем и смерти Сына Своего бывшую, и сия зрящи сболезновавшую, прилежно молит, еже в житии сем предстательницею и ко всем добродетелем помощницею быти, и в день исхода от тела душу от всех диавольских навождений крепким Своим предстательством избавивши, в царствии Сына Своего вселит». Повечерие, как видим, и составлено сообразно с этими мыслями.

В дни предпразднества Рождества Христова с 20 по 24 декабря, а также предпразднства Богоявления с 2 по 5 января канон Богородице на повечерии заменяется особыми трипеснцами и канонами из Минеи. Также и 5 августа, если оно случится в неделю. В дни попразднства Рождества Христова и Богоявления повечерия бывают совсем без канона. На Страстной седмице на повечерии также положены особые трипеснцы из Триоди Постной. В день Пятидесятницы, вместо канона Богородице, особый канон Святому Духу из Триоди Цветной. От недели св. Фомы до субботы пред Пятидесятницей на повечерии к канону Пресвятой Богородице присоединяется еще трипеснец Триоди Цветной (напечатаны в конце Триоди все подряд), причем «идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется». В некоторых случаях указывается читать на повечерии не только канон, но и стихиры.

После отпуста в конце повечерия совершается так называемое «Обычное прощение», которое состоит в том, что служащий иерей творит поклон в землю, прося прощения у стоящих в храме, со словами: «Благословите, отцы святи и братие, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы », а потом, поднявшись, благословляет, говоря: «Благодатью своею Бог да простит и помилует всех нас! » После этого говорится особая ектения с краткими прошениями.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно также особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Трехчастное повечерие Таким образом «Чин 12 ночных псалмов» увеличил число псалмов повечерия от первоначальных 6 до 12, и внес в него утренний гимн «Слава в вышних Богу», так как, благодаря слиянию этого чина с повечерием, последнее, по идее, должно было продолжаться до утра;

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Малое повечерие Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки № 868 XIII–XIV в. и Афоно-Ватопедской библ. № 350 XII в. В первом повечерие, в

Из книги Проповеди. Том 3. автора

Великое повечерие с каноном Андрея Критского В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает

автора Комаров Виктор

«Не бойся, малое стадо!» «Господь - Пастырь мой!.. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды имени ради Своего» (Пс. 22:1–3). Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих - миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе,

Из книги Атеизм и научная картина мира автора Комаров Виктор

НЕ БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги ВЕЛЕС автора Черкасов Илья Геннадьевич

Большое и малое Изучение «черных дыр» приводит нас к еще одному несколько неожиданному и экзотическому выводу о возможной связи микро- и мегаявлений.Как и всякий объект, имеющий некоторую массу, «черная дыра» обладает определенным полем тяготения. Но поскольку из

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Еще о волхвах слово малое. ВОЛХОВЕ СВЕТЕ ВЛЕСОВЕ ДЕТЕ ГОРАЗДО ВОЗРАДЕ БОЖЕСКА РАДИ СЛОВОМ А ДЕЛОМ А ДОБРЫМ ПРИМЕРОМ ЧЕСТНЫМ ОГНЕМ ДА СВЯТЫМ ЖИТИЕМ! ГОЙ! Речено Вещими: «Много сметливых, да мало Мудрых». Поистине, так! Спросишь иного о чём-то – ответит словесами лепыми да

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Это малое тело содержит все Однажды Возвышенный пребывал вблизи Саваттхи, в роще Джета, в парке Анатхапиндики, благотворителя бедных.И вот в то время некий Рохитасса, сын дэва, когда ночь уже клонилась к концу, осветил чудесным сиянием всю окружность рощи Джета; он

Из книги автора

Малое повечерие Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю небесный…Святый Боже… (трижды).Слава… и ныне…Пресвятая Троице…Господи помилуй (трижды).Слава… и ныне…Отче наш…Господи, помилуй (12раз).Слава…

Из книги автора

«Малое оглашение» 36. Первая его книга есть так называемое «Малое оглашение», состоящее из 134 поучений. Оно было изложено братьям в устных беседах и в нем превосходными рассуждениями и божественнейшими словами искусно начертано то, что прилично каждому дню, именно:

Из книги автора

Не бойся, малое стадо! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

Повседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни каждого христианина. С первых веков христианства в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи. О повечерии — последовании, с которым не очень хорошо знакомы многие наши современники, — нашим ученикам расскажет настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин).

В византийской традиции, которой на протяжении нескольких веков следует Православная Церковь, к суточным службам относятся четыре больших последования (вечерня и утреня, Литургия, Изобразительны) и семь малых (четыре дневных часа — первый, третий, шестой и девятый, к которым присоединяются Изобразительны, и две ночные службы — повечерие и полунощница).

Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общественный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и Литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Урок литургики

Келейное правило

Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ Церковного Предания. Но все же они — лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, — традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).

Вот как о том, что всякий человек, обученный грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников XVI века из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же — всегда… Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити».

В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы. Согласно многим современным изданиям молитвослова и служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это многими соблюдается на практике.

Великое повечерие

В настоящее время в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия — великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

В нем три части. Первая из них начинается чтением шести псалмов: 4, 6, 12, 24, 30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, пока смерть не постигла человека, чтобы Господь научил нас жить праведно. Первая часть великого повечерия включает в себя также библейскую песнь «С нами Бог» из книги пророка Исаии — песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя. В Символе веры Церковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Чтением молитвы ко Господу Иисусу Христу «Иже на всякое время…» христиане укрепляют себя, просят, чтобы Он избавил их от всякого зла и оградил святыми Своими Ангелами; потом с молитвой «Нескверная, неблазная…» обращаемся к Божией Матери как первой Ходатаице за грешных, прося Ее заступления во все дни жизни и в самый час нашей смерти. Молитвою «И даждь нам на сон грядущим…» просим Бога, чтобы даровал нам, ко сну отходящим, вместе с покоем душевным и покой телесный и сохранил нас от всякого темного и ночного сладострастия. Наконец, краткой молитвой преподобного

Иоанникия «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе!» совершенно предаем себя в руки отеческого Промысла Божия.

Слушая или читая повечерие, трудно не заметить, как всякая молитва и стих повечерия верно отражают мысли и чувства, которые добрый христианин находит сам в себе, отходя ко сну. Действительно, смерть может постигнуть нас неготовыми. Рязанский епископ Иустин (Полянский) писал об этом: «Мысль, что с наступлением ночи наступает в природе некая всеобщая безжизненность, образ повсюдной могилы, и что человек, как бы на огромном кладбище, остается одиноким, — эта мысль сама по себе всегда разительна и всегда наводит на душу тяжелое и вместе сладостное уныние. Псалом повечерний изображает это глубокое чувство одиночества и заставляет человека вопиять к Богу с молитвою: “Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет… Уподобихся нея/сыти пустынней (сове в пустыне); бых яко нощный вран на ны/рище (стал, как филин на развалинах). Бдех и бых, яко птица, осо/бящаяся на зде (не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле)”».

Для того чтобы, вспоминая о возможной смерти, очистить душу свою покаянием, во второй части великого повечерия предлагаются нам покаянные псалмы Давида и молитва царя Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…».

Третья часть более торжественная, она, главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го (в первые четыре дня Великого поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие, в котором мы прославляем Бога за различные Его благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, даже на таких великих, как спасение нас Смертью и Воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним.

Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…». Во вторник и четверг Сырной седмицы вместо этого поются тропари дня и храма, всем святым, «Со святыми упокой…», «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы…». В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак великомученику Феодору Тирону, в пятницу второй, третьей, четвертой седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу шестой седмицы — кондак праведному Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На Страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…».

Заканчивается великое повечерие отпустом — благословением священника молящихся на выход из храма и взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан.

Малое повечерие

Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого. По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы.

Канон на повечерии

Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, — чтение гимнографического канона. Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?

Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII-IX веках. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII-XIV веках повсюду в православном мире Иерусалимского устава паннихис перестала считаться обязательной составляющей суточного круга, а ее канон вошел в состав повечерия.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях повечерие с каноном читается неопустительно. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу.

Итак, несмотря на то, что повечерие почти вышло из богослужебного обихода, мы все равно можем и должны вникать в его содержание и смысл, хотя бы когда оно поется и читается в храме, благодаря при этом Господа за все Его благодеяния.

Иеромонах Спиридон (Савин)

"Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста)", т. е. в вечер тех дней, в которые не совершалась полная Литургия. "Повечерие, как показывает самое наименование, есть служба, совершаемая "по вечери", т. е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну". Через молитвы великого повечерия "…Церковь располагает нас к покаянию… которое в конце дня особенно необходимо и благовременно, как отчет пред Богом в нашем поведении в течение дня". Согласно Известию учительному в Служебнике, со службой повечерия соединены воспоминания "…о сошествии Христа во ад, о победе Его над диаволом и об освобождении из ада и введении в рай душ всех праведников". Также в последовании великого повечерия содержатся молитвы о сохранении от ночного страха и внезапной смерти.

Великое повечерие можно состоит из трех частей.

Первая часть. Обычные начальные молитвословия. "Приидите, поклонимся…" трижды. В первые четыре дня Великого поста, когда на повечерии читается канон св. Андрея Критского, после "Приидите, поклонимся…" читается 69-й псалом: "Боже, в помощь мою вонми…", и начинается чтение Великого канона.

После "Приидите, поклонимся…" - псалмы: 4-й, 6-й, 12-й. "Слава, и ныне". "Аллилуия…" (3). "Господи, помилуй" (3). "Слава, и ныне". Псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. "Слава, и ныне". "Аллилуия…" (3). "Господи, помилуй" (3). "Слава, и ныне". В этих шести псалмах выражается надежда на Бога в подаянии земных благ (пс. 6), скорбь о грехах и моление об их прощении (пс. 6, 12), надежда на прощение грехов и на защиту от врагов (пс. 24, 30 и 90).

Далее поются пророческие стихи из книги пророка Исаии (Ис., гл. 8 и 9): "С нами Бог, разумейте языцы и покарайтеся, яко с нами Бог…". В них говорится о Христе Сыне Божием, о Его воплощении и о плодах этого воплощения для неверующих и для верующих.

Затем поются тропари в честь Св. Троицы, в которых испрашиваются вечер и ночь без греха: "День прешед, благодарю Тя, Господи…". "Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко…". "И ныне: День прешед, песнословлю Тя, Святый…".

После этих тропарей читается тропарь: "Безплотное естество…". В нем воспоминается о славословии ангелами Св. Троицы и содержится молитва к Богородице, апостолам, пророкам и мученикам о нас, чтобы и мы сподобились прославлять Троицу. После тропарей, прославляющих Св. Троицу читается Символ веры, в котором исповедуется вера в Троицу и в домостроительство нашего спасения. Далее произносятся молитвы ко всем святым, как к тем, которые достигли спасения и имеют дерзновение молиться перед Богом и о нас. Заключаются эти обращения к святым прошением к Богу об очищении от грехов - в знак того, что, прося святых о себе, мы и сами должны заботиться о спасении.

Далее - снова усиленное обращение к Св. Троице: Трисвятое по "Отче наш…". Затем поются тропари. Для понедельника и среды назначаются три тропаря: "Просвети очи мои…" (в нем содержится молитва о просвещении души). "Слава" - "Заступник души моея буди…" (об заступлении от соблазнов и спасении души). "И ныне" - "Яко не имамы дерзновения…" (молитва к Богородице).

Для вторника и четверга назначаются четыре тропаря: "Невидимых враг моих…" (о защите от врагов и просвещении ума). Стих: "Призри, и услыши мя, Господи Боже мой", тропарь: "Яко страшен суд Твой, Господи…" (о Страшном Суде). "Слава" - "Слезы ми даждь, Боже…" (прошение о даровании покаяния в грехах). "И ныне" - "Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея…".

После тропарей - "Господи, помилуй" 40 раз. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим…". "Именем Господним благослови, отче" - благословение на окончание первой части повечерия. Иерей: "Молитвами святых отец наших…". Чтец: "Господи, Господи, избавлей нас…" - молитва, в которой кратко излагаются моления, заключающиеся в первой части повечерия. Вторая часть великого повечерия - покаянная.

"Приидите, поклонимся…" трижды. Пс. 50-й, 101-й и покаянная молитва Манассии, царя Иудейского: Господи Вседержителю…". Трисвятое по "Отче наш…". Покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи…". "Слава" - "Господи, помилуй нас…". "И ныне" - "Милосердия двери отверзи нам…". "Господи, помилуй" 40 раз. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим…". "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Молитвами святых отец наших…". Покаянная молитва ко Св. Троице: "Владыко Боже Отче Вседержителю…".

Третья часть великого повечерия "…главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим, и она подобна той части утрени, которая начинается пением канона".

"Приидите, поклонимся…" трижды. Пс. 69: "Боже, в помощь мою вонми…" (молитва о спасении от врагов). Пс. 142: "Господи, услыши молитву мою…" ("сей есть от семи покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося"). Эти псалмы "…составляют как бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в псалме: "Боже, в помощь мою вонми", говорится: "Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже…". И в псалме: "Господь, услыши молитву мою" слышим: "… Имене ради Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою". Таким образом, здесь содержится как бы указание на то, что Господь, сошедши во ад, возвел из темницы ада души праведников".

Далее читается великое славословие, читаемое на непраздничной утрени. Оно "…составляет как бы продолжение молитвословий, содержащихся в предшествующих ему псалмах. В славословии находятся самыя слова 142-го псалма "Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой"".

После великого славословия читается канон, "…в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, ищущие Бога, которых Господь оживил, и души коих правдою Своею извел от печали". "Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем и следует в повечерии".

В пятницы вечером на великом повечерии читается заупокойный канон Октоиха с утрени субботы и канон святого, случившегося в субботу или неделю этой седмицы. "С понедельника 2 седм. Великого поста начинается совместное пение канона Пр. Богородицы и канонов тех святых, которые прилучатся в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи". В пятницы вечером канон Богородицы не поется, так заменяется заупокойным каноном Октоиха.

После канона читается "Достойно есть…". Трисвятое по "Отче наш…". Затем велегласно и косно поется на 6-й глас тропарь: "Господи сил, с нами буди…" и 150-й псалом: "Хвалите Бога во святых Его…". Тропарь поется после каждого стиха псалма. Затем поется: "Слава" - тропарь: "Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…". "И ныне" - "Многая множества…". "Всесвятая Богородице…". "Все упование мое…".

"На великом повечерии в пятницу вечером вместо "Господи сил, с нами буди" будет читаться:

)на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону;

)на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак "Со святыми упокой…";

)на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря…"".

После "Господи сил…" (или кондака) - "Господи, помилуй" 40 раз. Далее великое повечерие совершается как и малое, за исключением:

вместо возгласа: "Молитвами святых отец наших…" - возглас: "Боже, ущедри ны…", а после него - молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, Трисвятое по "Отче наш…" и "Господи, помилуй" 12 раз;

вместо отпуста: "Христос, истинный Бог наш…" священник читает коленопреклонную молитву: "Владыко Многомилостиве…".

Великие повечерия, совершаемые в пятницу вечером заканчиваются так же, как и малые повечерия в период пения Октоиха.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трижды с поклонами .)


Господи, помилуй. (Трижды ).
Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (12 раз ).
Слава, и ныне:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон. )
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон. )
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон. )

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Псалом 69

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная, Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Вседневное славословие

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя (поклон ), кланяем Ти ся, славословим Тя (поклон ), благодарим Тя, великия ради славы Твоея (поклон. ). Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе: Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу: седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: яко у Тебя источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Сподоби, Господи, в нощь сию без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

КАНОН
Пресвятей Богородице, глас 6
Песнь 1

Ирмóс :Яко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Припев :Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон. )
Неоскудну благодать имущи яко Божественную, Мати Безневестная, к Тебе прибегающих не презри, от бед и скорбей присно спасающи.

Се время наста моего уныния, востани, Пречистая Владычице, и помощи даждь ми руку: Ты бо мир Божественнаго веселия исполнила еси.
Слава : Державный Твой покров, Богородительнице, яко Заступница сущи, даждь ми вскоре напастьми одержиму, и невредна от сих сохрани мя.
И ныне : Души моей смерть притекает, искушения же ненавидящих, яко аспиды, обыдоша погубити мя: но Сама мя, Богородице, спаси.

Песнь 3

Ирмос :Разширишася на враги моя уста моя, яко утвердися о Господе сердце мое.

Умерщвленную душу мою прегрешеньми, Живот яко рождшая, Богородице, оживи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
От всякаго искушения соблюди к Тебе прибегающих, Богородице, упование наше.
Слава : От востающих на мя напастей горько спаси мя, Мати Господа моего Пренепорочная.
И ныне : Яже мирови спасение подающи Божественным Рождеством Твоим, от бед мя премени.

Песнь 4

Ирмос :Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Изнеможе нищетою крепость души моея, Богородительнице, и лютое на мя омрачение нападе, от прегрешений имущее наход: призри, яко светоносный облак Божий, и просвети мя, молюся.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Бури зол моих и смущение прегрешений, преложи в тишину спасения, яко сущи пристанище, Всенепорочная: рыкающе ищут мя, яко львове, пожрети, пагубы тех избави мя, молюся.
Слава : В нощи и во дни, на земли же и в мори, и на всяком месте спасение твердо сущи, Богородице покрове непобедимый, спасай мя: по Бозе бо на Тя воистинну христиане уповаем.
И ныне : От великих и различных прегрешений же и напастей всегда спасаеши мя: темже яко рождшую Тя Господа молю, и к Тебе прибегаю, непобедимей помощи скорбящим: от бед изведи мольбами Твоими.

Песнь 5

Ирмос :Свет возсияй миру, Христе, просвети сердце мое, от нощи Тебе зовуща, и спаси мя.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Спасения Тя покров славим, Слова Мати, Всенепорочная, навет не боящеся человеческих.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Имуще Тя стену необориму, искушений же и печали востания избавляемся, Пречистая.
Слава : Изми мя от злых человек языка, Чистая: якоже бо бритва изострися, погубите иский душу мою горько.
И ныне : Прилежно Ти припадаю, моляся: яко Мати Зиждителя моего, одержащих мя бед свободи.

Песнь 6

Ирмос :Китом пожрен греховным, вопию Тебе, Христе: яко пророка из истления мя свободи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Горести вкус прием, Божественныя сладости отчуждихся, Пречистая. Темже вопию Ти: даруй ми помощь.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Омрачение страстей раба мя тли содела: темже, Свет рождшая, свободи мя, Владычице.
Слава : Согласно Тебе и верно исповедаюся, Пречистая, и пожру Ти жертву, Тобою избавлься скорби.
И ныне : Отверзошася на мя неправды уста, Владычице: темже мя, яко Заступница, сих вскоре свободи.

Господи, помилуй. (Трижды. )
Слава и ныне: Кондак,глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Песнь 7

Ирмос :Росодательну убо пещь содела ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

Искушения души моея, юже тучнии юнцы ныне обыдоша, Пресвятая Дево, Сама мя сих свободи.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Защищающи тощно в беде сущих и в печали, радость, Богородице, подаеши всегда.
Слава : Побеждена мя всего отчаянием дел и печали, огради мя, Дево, яко покров всем нерушимый.
И ныне : Предстательством Твоим избавляемся бед и скорбей и обретаем богатство велие неистощаемо.

Песнь 8

Ирмос :Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки.
Пресвятая Богородице, спаси нас.

От человеческих снедаюся озлоблений и молюся, Богородице, избави мя суетнаго совета их.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Победихся в печалех искушении моими и молюся, Владычице, от сих мя спаси невредима.
Слава : Спаси мя, Чистая, от человека льстива, и языка, и уст, и мучительства, и всякия нужды.
И ныне : Иже нравом прельщаем есмь, без ответа сый, к Богородице зову: всяческих мя избави зол.

Песнь 9

Ирмос :Еже, радуйся, от Ангела приимшая, и рождшая Создателя Своего, Дево, спаси Тя величающия.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
(Поклон. )
Милостива ми в печалех жития, Богородице, буди, и спаси от бед, ныне прибегающаго к Тебе.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Воистинну едина на земли и в мори явилася еси, Чистая, кров неразоримь, прибегающим Ти несумненною душею.
Слава : Без ума себе всяческими поработившу лютыми паденьми, мольбами Твоими свободу подаждь ми, Всепетая.
И ныне : Тя надежду и заступление твердо стяжав, Чистая, величая Тя, яко Богородицу, песнь верою скончаваю.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды с поклонами .)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды ).
Слава, и ныне:
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Кондак воскресный, глас 6

Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Вокресение и Живот, и Бог всех.

Господи, помилуй. (40 раз. ) Молитва свт. Василия Великого

Иже на всякое время, и на всякий час, на Небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды. )
Слава и ныне:
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон. )
Именем Господним благослови, отче.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва ко Пресвятей Богородице,
Павла, монаха обители Евергетиды,
сиречь Благодетельницы

Нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, Чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надежда и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище. Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы, и словесы, и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша; но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне, грешнем и блуднем, и приими мое, еже от скверных устен приносимое Тебе моление, и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзет и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко Милостивая, и Милосердная, и Благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательнице и помощнице, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя; и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи; в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи. Юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу,
Антиоха, монаха Пандекта

И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души, и сохрани нас от мрачнаго сна греховнаго, и от всякаго темнаго и нощнаго сладострастия; укроти стремления страстей, угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстивно движимыя; плоти нашея востания утоли, и всякое земное и вещественное наше мудрование успи. И даруй нам, Боже, бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся, сон легок и всякаго сатанина мечтания изменен. Возстави же нас во время молитвы утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща; всенощное славословие нам даруй, во еже пети и благословити и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. ОКОНЧАНИЕ ПОВЕЧЕРИЯ

Слава и ныне: Господи, помилуй. (Трижды. ) Господи, благослови.
Воскресый из мертвых, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Прощение

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове, яже в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Молитва конечная

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой я, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды .)

Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают вообще (по причине популярности пассий, которые совершатся воскресными вечерами), или же совершают сразу после великой вечерни.

Канон Богородицы из Октоиха не поется, так как накануне совершалось бдение. В Неделю 1-ю Великого поста полагается особый канон пророков из Триоди; в другие недели канон поется только в тех случаях, если на данное повечерие переносится служба святому Минеи.

По Трисвятом тропари по обычаю:

- в храме Господском и Богородичном : тропарь храма, тропарь дня тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»;

- в храме святого : тропарь дня «Небесных воинств Архистратизи…», тропарь храма (в храме Архангельском опускается), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...».

После «Иже на всякое время…» священник вместо «Молитвами святых отец…» возглашает: «Боже, ущедри ны...».

Чтец : «Аминь».

Священник произносит дважды молитву преподобно­го Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после чего чтец говорит: «Аминь» и читает Трисвятое по «Отче наш…» («конечное Трисвятое»).

Священник (возглас ): «Яко Твое есть Царство...».

Чтец : «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз ) и «Нескверная, Неблазная...» (далее по чину).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Постная и цветная триодь

Постная и цветная триодь.. глава подготовительный период к великому.. общая характеристика периода постной триоди неделя о мытаре..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неделя о мытаре и фарисее
Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопени

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это - объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста
В храме Господском: - в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое


Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука), преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Начало (вечерня)
После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...»,

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Чин пассии
Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии бы

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
- в храме Господском или Богородичном:тропарь храма, тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом
Канон:1 – 5 песни: - в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Кара

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12, катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям - «Слава

Изобразительны
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:


В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал - 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон - трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее)
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. - Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Пасхальная полунощница
Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триод



Поделиться: