Что должен читать православный христианин. Молитвенная жизнь православного христианина

Православная литература — это не обязательно скучные морализаторские поучения о том, как жить. Предлагаем вниманию читателя пять интереснейших современных православных книг о вере и неверии, монастыре и мире, жизни и смерти, праведности и грешности, любви и ненависти и еще о многом другом.

«Несвятые святые»

Если вы еще не читали эту книгу, то в определенном смысле вас даже можно поздравить. Вас ждут 640 страниц увлекательного чтения. Сборник рассказов Тихона Шевкунова — это, несомненно, современный не только православный бестселлер, но и вообще всероссийский.

Первое издание появилось в 2011 году, а к началу 2016-го суммарный тираж его достигал уже свыше двух миллионов экземпляров. За это время осуществился перевод бестселлера на 13 иностранных языков.

О чем эта православная книга, за несколько лет обретшая такую популярность не только у русского читателя? Рассказы епископа Тихона Шевкунова — это книга о главном. О Боге и человеке, о вере и покаянии, о человечности и работе над собой, о монашеской жизни без купюр и украшений, о современной жизни Церкви и советских испытаниях веры.

До Тихона Шевкунова фактически ни один автор не изображал так правдиво и детально монашеские будни. Каждый рассказ читается на одном дыхании, написан легко и доступно даже далекому от Церкви человеку. В ней нет морализаторства и фарисейства, занудных поучений и скучных историй.

Если бы православная литература в большинстве своем напоминала «Несвятых святых», то стереотипов о скучных «поповских» письменах не существовало бы.

Автор, в свое время окончивший сценарный факультет ВГИК, пишет так, словно снимает кино. Перед нами и строгий наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил, и улыбчивый старец Иоанн Крестьянкин, и строго-смиренный схиигумен Мелхиседек, и многие люди, удивительными путями искавшие Бога, — несвятые святые. Это книга-напоминание. О чем? О том, что каждый из нас призван к святости.

Судя по откликам в сети, для многих людей эта православная книга стала первой ступенькой на пути в Церковь.

«Флавиан»

Еще один пример качественной современной православной литературы — тералогия «Флавиан». Протоиерей Александр Торик показывает судьбы современных героев, так или иначе пришедших к Богу. Многие из них перед встречей с Богом наломали дров или упали на самое дно. И когда, казалось бы, надежды не осталось, они открывают для себя удивительный духовный мир, знакомятся с прекрасным священником — отцом Флавианом.

Перед нами семья Алексея и Ирины с их пятью приемными детьми (а перед этим были сплошные непонимания, пять абортов, развод и тяжелая болезнь Ирины), бесноватая девушка Катя, монахиня Серафима, заядлый атеист-профессор, при смерти принявший Бога и монашеский постриг, афонские старцы…

Православная книга написана живым языком, просто и постепенно знакомит с основами веры. Вместо длинного перечня грехов и рассказа о 20 мытарствах — проникновенная первая исповедь Алексея; вместо строгих описаний жизни на Афоне — запоминающиеся рассказы с прекрасными героями. И это еще далеко не все, что ждет читателя на страницах всех четырех книг. Как показывает опыт, если вы взяли в руки первую часть, то обязательно захотите почитать все остальные.

«Пасха красная»

Это повесть о жизни трех оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года их убил полусумасшедший сатанист. На ноже было выгравировано 666. Нет, это совсем не яркая вспышка фантазии православного писателя. Все именно так и было.

Православная книга написана не какой-то безызвестной христианкой, проживавшей вблизи Оптиной пустыни. Автор повести Нина Павлова — писательница и драматург со стажем. Всеобщее признание среди читателей получила именно ее книга «Пасха красная».

Нина Павлова разносторонне показала жизнь трех советских парней, в определенное время пришедших от неверия к Богу.

Иеромонах Василий — в миру Игорь Росляков — журналист с образованием МГУ и мастер спорта международного класса, в свое время член сборной Советского Союза по водному поло. Ему пророчили отличную карьеру, но он оставил все и ушел в монастырь.

Леонид Татарников (инок Трофим) в миру никак не мог найти себе место. Не потому, что ленился работать или только и мечтал о монастыре. Бог постепенно готовил его к иночеству, закаляя скорбями, непониманием со стороны других. Но у монаха на все было главное оружие — любовь, неподдельная радость и искренняя улыбка.

Владимир Пушкарев (монах Ферапонт) пришел к Богу после знакомства с некой женщиной, пережившей клиническую смерть. По ее рекомендации прочитал некоторые православные книги: том сочинений Игнатия Брянчанинова, жизнеописание Иова Почаевского и поучения Силуана Афонского. С этим стартом, наивной верой, смирением и кротостью он и пришел в Оптину.

У каждого — своя удивительная судьба и дорога навстречу Богу. И с этим нас знакомит Нина Павлова.

«Отец Арсений»

Отец Арсений — советский священник, прошедший сквозь мрак лагерей, но не потерявший главные христианские добродетели — веру и любовь. Его главная проповедь — это собственный пример. Даже самые ожесточенные узники видят в нем особенного человека. В нечеловеческой системе он не теряет человеческое обличье.

Отец Арсений делится последним сухарем, ухаживает за безнадежно больным, не прогибается под систему, защищает парня-студента от «зеков». В холодном карцере при -40 его согревают вера и молитва.

Эта православная книга подойдет для тех, кто в мирской суете потерял духовные ориентиры, разуверился в людях и ожесточился. Читайте и думайте.

«Мои посмертные приключения»

Каждый человек наверняка задумывался над тем, а что же все-таки ждет его за гробом? Православная писательница Юлия Вознесенская в своей повести показала, как может выглядеть жизнь после смерти.

Что ожидает умершего? Как он будет проходить мытарства? Почему за каждый грех придется отвечать? Как родные могут помочь покойнику? Есть ли надежда на Царство Небесное?

Именно на эти вопросы дает ответы книга Юлии Вознесенской, так не похожая на типичные образцы православной литературы по этой теме. Повесть написана легко и доступно, поэтому подойдет даже для далекого от религии человека. Несмотря на художественный стиль и доступность восприятия, она основывается на учении Церкви или отдельных святых отцов и почти не содержит ляпов.

Книга Юлии Вознесенской совсем не похожа на морализаторские поучения в стиле «Покайтесь, а то гореть вам в аду!». Но вместе с тем читатель делает для себя определенные выводы: желает измениться, больше времени уделяет молитве за усопших, учится ценить каждый момент, а то завтра его уже может не быть.

Предлагаем вам также посмотреть спектакль-концерт «Несвятые святые» по книге архимандрита Тихона (Шевкунова):


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует ли деление на чистых и нечистых животных в православии? Принес ли нам изменения Новый Завет? Почему собакам запрещается входить в храм, а кошкам - нет? Всех ли зверей можно держать в доме или квартире? Какие обычаи приняты в других религиях? Что означает ритуальная нечистота?

Летом обычно не до чтения, но с приходом осени руки сами тянутся к книге. Год литературы выходит на финишную прямую. Однако запутаться можно даже в очень хорошем, причем с самыми добрыми намерениями. Обилие издаваемой сейчас православной литературы порой сбивает с толку, тем более новоначальных. Какие книги стоит в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожанина» прихожанином? А тем, кто уже освоил «православную азбуку»?.. На эти вопросы отвечают священники самых разных российских епархий со всех концов страны - от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Их советы будут полезны не только верующим, но и всем, кто интересуется основами духовной культуры России.

Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского (Южно-Сахалинск):

Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Ведь выбор литературы, в том числе и православной, зависит от базового образования человека, намеренного воспользоваться советом. Кому-то из новоначальных можно посоветовать «Закон Божий» Серафима Слободского, а другим предложить, например, «Исповедь» блаженного Августина.

Но, конечно, главное для любого христианина - это чтение и понимание Библии. В этой связи я считаю очень полезными толкования книг Священного Писания протоиерея Олега Стеняева. Отец Олег обладает редкой способностью посредством простых и понятных образов показать актуальность Священного Писания в жизни каждого человека, его книги пробуждают интерес к чтению и изучению Библии.

Следующим шагом может стать чтение толкований Священного Писания Феофана Затворника и других книг этого святого. Вот небольшая цитата из его «Письма 1121», написанного 29 апреля 1878 года и звучащего очень современно: «Вера - не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения. Вера спасает, и мудрецами делает лишь в деле спасения. Прочая мудрость бывает ли при ней или не бывает - дело безразличное».

Интересно читать воспоминания и дневники подвижников благочестия XIX-XX веков. Среди них хочется отметить сочинения и дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского и письма игумена Никона (Воробьева). Очень полезно постоянно возвращаться к чтению житийной литературы, особенно о древних подвижниках.

Протоиерей Виктор Горбач. Фото: Православная молодежь Сахалина и Курил/ vk.com

Я живу на Дальнем Востоке и поэтому, пользуясь такой возможностью, хотел бы порекомендовать небольшую по объему, но очень глубокую по содержанию книгу нашего величайшего миссионера, равноапостольного Иннокентия (Вениаминова) «Указание в Царство Небесное». По своему жанру она - миссионерский катехизис. «Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно, - пишет он. - А жить с Богом могут одни только христиане, то есть те, которые право веруют во Иисуса Христа. Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастия и совершенного благополучия».

Иерей Илья Мотыка, церковь преподобного Серафима Саровского (Саранск, Мордовская митрополия):

Действительно, сейчас огромное количество православной литературы. Но есть ряд книг, которые не помешало бы прочитать любому новоначальному. В первую очередь это работы дореволюционного сельского пастыря, протоиерея Григория Дьяченко. Простым и доступным языком он излагает основы христианского вероучения в книге «Катехизические чтения». Обязанности христианина хорошо изложены в его книжке о таинстве исповеди. Нельзя оставить без внимания и «Нравственное богословие для мирян» протоиерея Евгения Попова - популярное толкование заповедей Божьих. Но моим самым любимым автором является митрополит Вениамин (Федченков). У него есть замечательный биографический очерк «Всемирный светильник» о преподобном Серафиме Саровском.

Священник Димитрий Сизов, руководитель Кряшенской духовной миссии (Республика Татарстан):

Христианская библиотека огромна по объему и тематике. Но среднестатистический прихожанин, по моим ощущениям, на протяжении жизни довольствуется лишь вероучительной и нравственно-аскетической литературой. Если брать в расчет только эти две области, то рекомендуемые мной книги - «Таинство веры» митрополита Илариона (Алфеева) и «Православная психотерапия» греческого митрополита Иерофея (Влахоса). Эти книги полезны, прежде всего, систематизацией подаваемого материала, что очень важно для людей, не получивших систематического богословского образования. После их прочтения появляется цельное, а не отрывочное, фрагментарное представление об изучаемом предмете. Первая книга поможет человеку ознакомиться с вероучением Церкви, изложенным современным и доступным языком, вторая даст представление о духовной жизни, о ее сути, о ее периодах и встречающихся на этом пути ошибках.

Иерей Владимир Шалманов, руководитель информационно-издательского отдела Георгиевской епархии (Ставропольский край):

И прихожанам, и «захожанам», и «ищущим» очень рекомендую две книги известного проповедника, миссионера и богослова, протоиерея Геннадия Фаста - «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе» и «Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице». В первой с разных сторон рассмотрена личность Иисуса. Достаточно просто ознакомиться с оглавлением, чтобы понять, насколько интересной для современных христиан будет эта книга. Не могу удержаться от перечисления ее разделов: «Христос пророческий», «Христос в библейских символах», «Христос - Сын Человеческий», «Христос - Сын Божий», «Христос апокрифов», «Иисус ислама», «Христос исторический», «Христос - Учитель», «Христос - Чудотворец», «Христос - Спаситель», «Христос и Церковь», «Христос таинственный», «Христос в иконографии», «Христос и антихристы», «Христос грядущий». Во второй книге отец Геннадий дает ответы на все важные вопросы о Богородице, обращая при этом внимание читателя на те моменты, которые не являются предметом православной веры и частью церковного Предания. Обе книги написаны теплым, живым и понятным языком. Знакомство с ними поможет не только систематизировать религиозные познания, но и ощутить личную связь с православием.

Священник Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской (Благовещенск):

Священник Святослав Шевченко. Фото: lukia.info

Из святоотеческой литературы я однозначно посоветовал бы «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея. Он очень доступным языком, на примерах показывает сущность христианства. Также всегда хорошо иметь под рукой «Толкование на Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского, который не просто боговдохновенно толкует, но и вводит читателя в исторический контекст евангельских событий. Например, поясняет, почему Христос выбрал для своих притч образ Царства Божия как брака. Объясняет он и детские игры, и обычаи еврейского народа, из которых Спаситель брал примеры для притч.

Из православной художественной литературы нужно, несомненно, начать с «Отца Арсения» неизвестного автора. Здесь описана жизнь подвижника веры, который, несмотря на нечеловеческие условия сталинских лагерей, сумел не просто остаться человеком, но и помогал другим сохранить в себе образ Божий. Обязательно советую присовокупить к этому бестселлер «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Там рассказывается о наших современниках, которые способны перевернуть представления о священниках и монахах.

02.09.2016

Знакомство с книгами во время учебного года зачастую жестко подчинено школьной программе: что задали по литературе, что нужно прочесть для докладов по истории, географии… Впрочем, уроки православной культуры, которые могут посещать четвероклассники в школе, могут внести новые ноты в этот несколько однообразный список или дадут возможность по-другому увидеть литературную классику и описания исторических событий. А что обычно читают православные христиане, что находится на книжной полке, а что – на тумбочке для чтения перед сном?

Однажды мальчику лет десяти-двенадцати подарили Библию, а потом его спросили: «Как звали двух первых апостолов?»

– Давид и Голиаф, – ответил Том Сойер к огорчению директора школы.

Я часто вспоминаю эту историю, когда речь заходит о чтении духовной литературы.

Если оставить в стороне вечные разговоры о том, что православные христиане Евангелию предпочитают Молитвослов и Акафистник, а книга «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова) бьет рекорды продаж, переизданий и пиратских скачиваний, то можно серьезно поговорить о круге чтения православных христиан.

Для начала немного цифр. На одном из крупнейших российских треккеров (сетей, где люди обмениваются книгами, фильмами или музыкой) я посмотрел в разделе «Православие» лидеров по скачиванию. Разумеется, не все скачавшие прочитали или посмотрели фильм или книгу. Я не знаю, христиане ли эти люди, но все-таки можно предположить, что материал, скачанный несколько тысяч раз, популярнее текста, который скачали всего десять раз.

Лидером по числу скачиваний стала книга «Несвятые святые» – 31 тысяча раз за несколько лет.

На втором месте по популярности – аудиоверсии Библии и Нового Завета, всего около 12 тысяч скачиваний с 2013 года.

На третьем месте – огромный сборник видеоуроков по «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского, 8 тысяч раз с 2009 года.

Толкование на Апокалипсис священника Даниила Сысоева скачали 3523 человека с сентября 2012 года, а пятитомник Паисия Святогорца – 5379 человек с марта 2012 года.

Эти цифры и имена скорее свидетельствуют о том, что по представлению массового пользователя интернета нужно читать, чтобы узнать о православной вере.

Современное Православие ассоциируется с Евангелием, Законом Божиим, рассказами про подвижников второй половины ХХ века, старцем Паисием и священником, убитым в храме. Не самый плохой вариант. Если человек прочитает или прослушает все эти книги, то он сможет адекватно ответить себе и другим на вопрос «Почему я христианин».

Можно долго рассуждать на тему, что православные якобы мало читают Евангелие и сильно интересуются книжками и фильмами про конец света, про противостояние православных и католиков и «ересь экуменизма» (эти материалы часто скачивают), но все-таки это не лидеры.

Это радует. Я сам крестился в 90-е годы. Интернета не было, и я покупал много православных книг. Евангелие в разных переводах, митрополит Сурожский Антоний, творения святых отцов, акафистники, сборники молитв, жития святых, книги по истории Церкви, Сергей Нилус – вот лишь малая часть того, что читал подростком и юношей. Сейчас что-то из этого списка выпало.

По работе я читаю много текстов православных авторов, но самая интересная тема для меня - это жития святых и история Церкви. Святоотеческими текстами и Евангелием я пользуюсь, в основном, как источником цитат.

Исключение составляет лишь митрополит Сурожский Антоний, беседы которого много лет были моими настольными книгами, поэтому многие высказывания владыки я не воспринимаю как цитаты. Каким-то образом они стали частью моей жизни, руководством к действию.

При этом я не воспринимаю беседы митрополита Антония как книгу в том смысле, что на вопрос «что ты сейчас читаешь» я скорее отвечу списком книг по истории, журналистике, филологии, назову несколько десятков детективов, но владыку Антония называть не буду. С одной стороны, я не читаю его «сейчас». С другой – в любой момент, когда мне нужна помощь или ответ на сложный вопрос, или хороший пример для моего читателя, я найду ту или иную беседу этого человека и прочитаю ее, что называется «вне очереди».

Именно поэтому мои друзья-православные не будут называть Евангелие или творения святых отцов в списке последних прочитанных книг. Это больше похоже на молитвенное правило, и Новый Завет становится для христианина не только книгой, которую он знает и может пересказать ее содержание, но и книгой, которая в нем живет.

Я плохо себе представляю христианина, который ни разу не читал Евангелия и может перепутать апостолов Андрея и Петра с Давидом и Голиафом. Наверняка они существуют, раз Марк Твен придумал такой ответ, но это какое-то другое христианство.

С другой стороны, я не очень люблю, когда человек по любому поводу сыплет цитатами из Евангелия и всех приглашает на кружок по изучению Библии. Я ходил на несколько таких кружков, прочитал довольно много книг по истории создания или текстологии Нового Завета, но при этом не считаю, что христианин обязан знать назубок текст Евангелия или отличать пророка Осию от пророка Исаии.

Сам я Ветхий Завет так и не прочитал, за исключением псалмов, отрывков из Ветхого Завета, которые читаются на православном богослужении и первых глав книги Бытия. Разумеется, я этим не горжусь, но и не страдаю от того, что мои знания ветхозаветной истории ограничиваются «Детской Библией».

У каждого из нас в литературе, в науках, в молитве есть свои предпочтения, и нельзя превращать Церковь в клуб принудительного и обязательного изучения Библии или творений святителя Иоанна Златоуста.

Так что не стоит посыпать голову пеплом от того, что христиане на вопрос «что ты сейчас читаешь» отвечают не перечислением святоотеческих текстов и глав из Нового завета, а называют такие разные книги, как «Рассказы Ляо Чжая о необычном» Пу Сун Лина или «Владимир Ильич Ленин» Максима Горького.

Я понял для себя простую истину. Мне гораздо интереснее читать книги и статьи "про людей", нежели "лекцию про правильное поведение". Когда я читаю про жизнь святых людей, я получаю куда больше информации, нежели когда мне предлагается некий готовый вывод. Я люблю изучать людей и всем моим братьям и сестрам тоже рекомендую изучать жизнь верующих людей. Это дает и навык раздумий над чужой святостью, и дарит благодатные переживания. Да и читается намного легче...

"Моя жизнь со старцем Иосифом". Книга написана Ефремом Филофейским, игументом монастыря в Аризоне, США. Старец Ефрем в книге описывает свой опыт послушничества у легендарного афонского старца Иосифа Исихаста (его еще называют Иосифом Пещерником). Что понравилось в книге? Простой разговорный язык обычного греческого юноши, рассказывающего, как он захотел стать монахом на Афоне и жил в горной келье в послушниках у старца. Какие видел чудеса. Как молился, как его смирял старец. Книга просто пропитана здоровым православным духом. Где под здоровым духом я подразумеваю такую жизнь христианина, при которой он живет как бы двумя мирами - этим и небесным. Мечтает о том мире, размышляет, думает, жаждет туда попасть, да и при жизни сподобляется удивительных посещений. Во второй части книги представлено житие Иосифа Исихаста.

"Всемирный светильник. Серафим Саровский". Вот есть святые, про которых хочется читать и читать. Почему? А потому что они как-то святы от колыбели. И весь их путь интересен. Про их юношество хочется жадно читать под одно настроение. Про их зрелость - под другое. Про светоносную старость - под третье. Вот благочестивый юноша Прохор (так звали о. Серафима до пострига) с друзьями идет в Саровский монастырь как паломник. Воображение рисует благостные картины. О чем говорили между собой эти чистые души по дороге? Какие удивительные разговоры они вели? Сегодня нет такой дружбы.

А что чувствовали монахи, живя рядом с о. Серафимом? Когда человек глубок как небо, когда сама Богородица называет его "любимцем" и считает его "нашего рода", то есть, небесного - какие впечатления он производил на людей? Какое вообще это было чудо - жить рядом с добрым волшебником, к которому 12 раз (!) приходила Богородица, который видел Христа (!), который в середине зимы мог иметь в келье необычные свежие фрукты... Эта книга передает эти чувства. Эта книга - благоуханная фруктовая гроздь посреди духовной зимы...

"Флавиан". Эта книга состоит из четырех томов. Точнее, есть четыре книги, связанные одним главным героем - Алексеем, бывшим бизнесменом, а теперь живущим при храме со своей семьей пономарем и послушником у вымышленного о. Флавиана. Эта книга превосходна тем, что очень быстро может "катехизировать" любого начинающего христианина, проводя его через всю суть христианства, через всю радость, что есть в православном христианстве в принципе. Протоиерей Александр Торик как будто бы взял, да и вписал в сюжет весь смак христианской веры, разделил на главы и предложил испить. Получилось, на мой взгляд, вкусно.

Иногда эту книгу упрекают в излишней картинности. Да, персонажи очень конкретны. Их роли прописаны. о. Флавиан - гениальный духовный пастырь, из недостатков имеющий разве что 140 кг веса. Пономарь Алексей - добросовестный кающийся грешник, сразу и навсегда принимающий тезисы о. Флавиана и "растущий в небо" как на дрожжах. Бабушки при храме - идеал верующего, добрыми натруженными руками готовящие вкуснейшую окрошку и борщи. Да, картина идеализирована. Ну а я считаю - пусть! В этом есть дерзновение мечты, мечты о том, "какова должна быть жизнь христианина на земле".

"Красная Пасха". Три Оптинских монаха-новомученика, заколотых психически нездоровым человеком в Пасхальную ночь. Три жития. Письма и воспоминания. Книга напоминает тебе, что ты еще умеешь плакать. И даже не поймешь от чего. То ли от горя, то ли от радости. То ли от печали за себя, теплохладного. Потому что автор тебе рассказывает про "таких простых", но отчего-то столь цельных людей. Людей, достойных неба. Ты то про себя знаешь все, знаешь, что ты на такое не способен. А там, у обычных ребят, оставивших мир и ставших монахами, было кровавая борьба со своими страстями, с таким страшным после советского безбожия наследием. И Господь их труд заметил. И возлюбил их сугубо, попустив мученическую смерть. Чтобы и наградить наградою великою, увенчать славой нетленной...

"У Троицы окрыленные". Превосходная, восхитительная, пробуждающая веру книга. В ней тонкие поучительные моменты умело сменяются монашескими судьбами, отчего ты и вероучительные и нравоучительные моменты усваиваешь, и на примерах учишься и вообще, вспоминаешь о радости Неба. В этой книге много того, что я бы назвал "консервированным сокрушением". Читаешь страницы, доходишь до определенного места и слезы ручьем... от осознания собственной греховности, от красоты чужих душ, от красоты покаяния и чуда чужой самореализации в Боге.

Автор умело зашил в слова эту божественную тайну - взять человеческую судьбу и превратить ее в сокровище, во вселенную смысла, в неотмирную звучащую тишину. Вот был обычный человек, да к Богу пришел, в монастырь пришел... и придя, стал Человеком. Тихим, глубоким, исполненным внутри чего-то внушительного, как тайный монарх. Был бомж - стал принц, был в лохмотьях - облекся в славу вечную, нетленную. Был калекой, но обрел ангельские крылья... и полетел в небеса. Название книги соответствует содержанию.

"Несвятые святые". Похоже на "У Троицы окрыленные", но немного в ином стиле. Больше про простых людей, больше юмора, более легкое в чтении, но тоже имеющее в себе духовное наполнение. Эта книга учит жить не по-книжному, а как-то естественно. Часто верующие люди подвергают себя некой стилизации. Видимо, автор счел должным показать, как самые обычные люди, служащие Богу на своем месте, обретают святость.

"Силуан Афонский". Прекрасная книга в двух частях. Первая часть - глубоко прочувствованное житие преподобного Силуана, написанное очень филигранно и тонко. Автор книги был келейником у преподобного Силуана. Вкупе с даром слова автор изложил все в богатых полутонами и красками произведении. Здесь много о психологических переживаниях святого Силуана, о его поисках и духовных страданиях, о его радости и духовных победах. Вторая часть книги - это мысли самого преподобного Силуана, записанные им в разное время жизни.

Книга ценна тем, что показывает святого не с высоты птичьего полета "родился от благочестивых родителей, не брал грудь в постные дни, отошел ко Господу", а детально раскрывает жизнь, которая богаче полутонами, взлетами и падениями. Побольше бы таких житийных историй!

"Отец Арсений". Литературно обработанные рассказы про реального священника, истинного доброго пастыря. Данная книга очень любима православными христианами. Я сам ее читал, и могу свидетельствовать, что книга наполнена живым духом. Добрая часть книги посвящена жизни о. Арсения в лагерях Сталинского ГУЛАГа, его духовным мыслям, его реакции на жизненные вызовы. А вообще книга рассказывает о той любви, которая возможна между истинным пастырем и его духовными чадами. Наверное, эта книга наглядно показывает, что такое истинная церковь. Это не камни, это - люди.

Если до этого дня вы все время откладывали регулярное чтение христианской литературы, то появились целых два повода для этого благодатного дела. Во-первых, 14 марта день православной книги . Праздник весьма молодой, введенный 4 года назад. А ведь чтение для христианина — важная часть духовной работы. И вот уже на днях начинается , прекрасное время для духовных подвигов!

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священое Писание. Кроме того, это святоотеческие труды, жития святых. Помимо этого, в последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. У каждого человека есть свои любимые книги. По данным сайта lib.pravmir.ru мы предлагаем вам 10 самых читаемых современных книг , полезных в духовной работе.

1. — книга архимандрита Тихона Шевкунова. Издана в 2011 году. Книга вызвала большой интерес у читающей публики. Так, к октябрю 2012 года суммарный тираж книги составил один миллион сто тысяч экземпляров. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это — часть нашей церковной жизни».

2. — последнее произведение православного автора Виктора Лихачева, ушедшего из жизни в 2008 году. Писатель не успел закончить свою книгу, но он надеялся, что каждый, кто прочитает ее, узнает в ней себя, почувствует ту безграничную любовь к России, к русской деревне, которую питал автор, впустит в свое сердце веру в Бога и надежду на то, что никогда не покинут нас Ангелы, наши небесные покровители…

3. «Пролог в поучениях на каждый день года» —книга составлена в 2007 году протоиереем ВикторомГурьевым. «Пролог» — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого «Пролог» украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовного совершенства и спасения души.

4. «Отец Арсений» — это книга, вышедшая из-под пера неизвестного автора, ярко показывает читателю торжество любви над злом, жизни над смертью.Отец Арсений являет собой образ святого старца - ревностного молитвенника, трезвящегося, кроткого, всецело вручившего себя в руки Божьи. Первые издания распространились по всей России и за ее пределами и сделали книгу «Отец Арсений» одной из самых любимых в православном мире.

5. «Душа после смерти» (О. Серафим Роуз) — наверное, нет такой книги, которая настолько наглядно, доступно и понятно раскрывает посмертный опыт человека и дает понятие об ангельском и потустороннем мире. Книга вместила в себя двухтысячелетний опыт святых отцов. У издания двоякая цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных «посмертных» опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни.

6. «Пасха Красная» (Павлова Н.А.) — именно после этой книги автор получил широкую известность. Книге уже 11 лет, но она не теряет популярность. В ней повествуется о трёх Оптинских новомучениках - иеромонахе Василии и иноках Ферапонте и Трофиме. Это три совершенно разных человека, их пути к Богу были особенными. Подвижническая жизнь потрясает, многие читатели отмечают, что после этой книги сразу хочется посетить Оптину Пустынь.

7. «Кто услышит коноплянку?» (Лихачев В.В.)роман о Родине и о русской душе. Он ведет читателя дорогами русской провинции. Главный герой втянут в настоящие приключения: он несет чудотворную икону, уклоняясь от бандитской погони... А внутренне — проходит путь духовного возрастания: от неверия — к вере, от смятения — к благодатному покою, от душевной слепоты и глухоты — к прозрению и слышанию чуда Божия.

8. «Пути небесные» (Шмелев И.С) — роман о судьбах скептика-позитивиста инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и верующей, кроткой и внутренне сильной Дариньки - послушницы монастыря, покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Виктором Алексеевичем. Через страдания и радости, таинственными и непостижимыми мирским разумом путями эти герои проводятся к Источнику Жизни. Внутренним сюжетом книги является «духовная брань» со страстями и помыслами, искушениями и нападениями тёмных сил.

9. «Начальник тишины» (Всеволод Фильпьев) — книга обращена к вечным вопросам — любви и ненависти, верности и предательства, правды и лжи. Герои книги решают эти вопросы неодинаково и подчас неожиданно. Остросюжетное, реалистичное повествование увлекает читателя в события, которые происходят зимой 2002 года в Москве и в Северной Америке. Вместе с героями читатель попадает в Санкт-Петербург XIX века и в исторические времена князей Бориса и Глеба. Повесть-притча рассчитана на широкий круг читателей, и каждый волен по-своему ее истолковать.

10. «Нам оставлено покаяние» (игумен Никон Воробьев) — письма, обращенные своим духовным детям, мирянам и монашествующим. Отец Никон назидает, наставляет, призывает к покаянию и терпению, показывает, что нужно делать, какие помыслы нужно держать, утешает, учит правильно относиться к скорбям: «О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу... Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши».

Приятного чтения!

Молитва перед чтением духовных книг:

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Вероника ВЯТКИНА



Поделиться: