Что за люди православные активисты и чего они добиваются. Молитва никогда не должна быть демонстрацией

В последнее время российские СМИ взяли в оборот новое устойчивое словосочетание. Термин этот "православные активисты". Хочется как следует разобраться, кто это такие, какое отношение они имет к православию, и в чем заклчается их активизм, ибо в стране, где около 75% населения имеют отношение к православию, пусть даже это заключается лишь в том, что они были крещены в детстве, время от времени заходят в храм и красят яйца на Пасху, люди, претендущие на то, чтобы являться активным звеном и выразителями идей самой многочисленной конфессии, должны иметь и действительно имеют определенное влияние в обществе. При этом, надо понимать, что взгляды т.н. "православных активистов" могут не совпадать как с официальной позицией РПЦ(МП), так и со взглядами той части населения России, которая относит себя к православию, среди которой надо сказать, встречаются самые разные люди, например, ваш покорный слуга, а также солистки группы Pussy Riot, которые не жалуют руководство РПЦ(МП), терпеть не могут т.н. "православных активистов", но при этом называют себя православными, ничуть не сомневаясь, что имеют на это полное право.

Так кого же называют "православными активистами"? Обычно эта идиома появляется в СМИ и блогах для политкорректного обозначения людей, которым, вообще говоря, куда больше соотвествует определение "религиозные фанатики", "мракобесы", часто "черносотенцы". Если кому-то эти слова кажутся неприличными, можно называть этих товарищей по принадлежности или идейной близости к определенным группировкам: "Народный собор", "Союз православных хоругвеносцев", "Союз православных братств", "Союз русского народа" и т.п. Вы уже заметили эту претензию на общеруссконародность и общеправославность? То-то же. Если учесть, что представители оных организаций бывают замечены журналистами либо при попытке погрома, либо на акциях, целью которых явлется пропаганда ненависти и нетерпимости к кому-нибудь (зачастую тоже русским и православным), становится понятно, что к православию как к национальной религии или системе ценностей, или совокупности традиций, или даже к религиозной организации РПЦ(МП), равно как и другим православным церквям, "православные активисты" если и имеют какое-то отношение, то весьма отдаленное, и называть их "православными", имея при это в виду идеологию, коей руководствуются представители этих организаций, неправильно. Требуется анализ их идеологии и точное ее определение, не содержащее при этом заведомо негативного отношения к предмету.

Разгадка проста - идеологией "православных активистов" является самый настоящий религиозный фундаментализм , то есть, система воззрений, объявляющая основой (фундаментом) человеческой жизни и взаимоотношений в общесве религиозную догму и ставящая ее важнее всего остального: правовой системы, действующей в стране, прав и свобод человека, общечеловеских ценностей, принципов гуманизма и др. Таким образом, "православных активистов" было бы правильнее и точнее называть "православными фундаменталистами", ибо в своей деятельности они руководствуются строками из писаний и религиозными нормами и именно ими оправдывают свои погромы и свою ненависть.

Что же такое православная норма? Здесь все становится совсем интересно: источниками правосланых норм и канонов являются как Библия (и Новый завет, и Ветхий), так и Священное Предание : Символ веры, правила вселенских соборов и писания святых отцов, являющиеся, как правило, толкованиями Библии, Символа веры, правил и других святых отцов, и разъясняющие, как стоит понимать то или иное место в Предании. Чтобы не читать все это, нормы, собираются в некий катехизис, который, получает название "Закон Божий" и издается с благословения церковного руководства. Таким образом, "Закон Божий" является сборником основ и норм православия, отвечающих на все важные вопросы и актуальных на данный момент, с точки зрения руководства РПЦ(МП).

Здесь возникает вопрос: а являются ли положения Священного Писания и Предания, не вошедшие в "Закон Божий", источниками норм православия? Разумеется, являются: это же СВЯЩЕННОЕ Писание и Предание! Именно этим фактом и пользуются православные фундаменталисты!

Если учесть, что Библия писалась на протяжении около 1500 лет неопределенным количеством авторов, живших в разные эпохи, говоривших на разных языках, живших в разных государствах и исторических условиях и имевших самые разные взгляды на жизнь, а после этого еще неоднократно переписывалась и переводилась, неудивительно, что она противоречит сама себе много раз. Если воспринимать ее как литературный памятник и исторический источник сомнительной достоверности - все нормально, а вот если как нормативный документ - сами понимаете. Что касается Священного предания, то за почти 2000 лет существования христианства и за 564 года существования РПЦ было написано столько тесктов, что в них можно найти как утверждение, равно и опровержение чего угодно, особенно, если вырывать фразы из контекста (в том числе и исторического), как это обычно и делается для обоснования некоего утверждения с помощью священных текстов.

В самом деле, если задаться такой целью, можно без особого труда составить десятка три катехизисов, которые ничем не будут напоминать друг друга, кроме слов "Закон Божий" на обложке. При этом, каждый из них может попутно нести абсолютно любые идеи: от утверждения преввосходства однополых браков над разнополыми до призыва к полному истреблению всех, кто не является православным фундаменалистом, к примеру. Такие катехизисы с Божьим именем на обложке могут служить оправданием любым идеям и деяниям, в том числе, и откровенно преступным. Собственно это и происходит на протяжении всей истории человечества с тех пор, как существуют священные тексты в достаточном количестве.

Впрочем, чтобы не уходить в текстовые дебри, давайте вспомним, с кого христианство (в том числе, и православие) начиналось: с Иисуса из Назарета, который вообще-то учил любви к ближнему, учил прощать чужиее ошибки и понимать непохожих, не имел имущества больше, чем можно унести на себе и гонял торговцев из храма. В Евангелиях приведено вполне достаточно высказываний лично Иисуса Христа, чтобы понять, что христианское отношение к людям подразумевает любовь и терпимость, готовность помочь, простить и понять. В таком случае, к чему бесконечное копание в текстах святых отцов, если копающиеся забыли главное: Бог есть любовь (а не пропаганда ненависти). К чему бесконечное цитирование многими любимой книги Левит, если сам цитирующий не может соблюдать даже Десять заповедей, а зачастую и других призывает их нарушать?

Сегодня понятие «православный активист» в основном связывают с нашумевшими акциями, со срыванием футболок, с православными патрулями. Один из самых известных активистов, конечно, Дмитрий Энтео. Словно по мановению чьей-то невидимой руки этот человек все чаще и чаще начинает мелькать на телевизионных экранах. Так кто же в действительности эти люди, чего они хотят добиться: от общества, от себя, от жизни?

Мать - русская, отец - бизнесмен

Дмитрий Цорионов (Энтео - псевдоним) родился 13 февраля 1989 г. в Москве. Мать - русская, отец - осетин. Отец Дмитрия был преподавателем МГИМО, сейчас занимается предпринимательской деятельностью. Дмитрий и сам окончил МГИМО, факультет прикладной экономики и коммерции.
Путь Дмитрия к православию трудно назвать заурядным. Когда-то он сам позволял себе делать то, что сейчас называет кощунством и богохульством. А, кроме того, увлекался индуизмом и буддизмом. Зато теперь он считает себя экспертом в этой области, и занимается реабилитацией людей, пострадавших от восточного оккультизма.
«Ночью в парке около Тропарева я вдруг встретил Бога. Я понял, что у Вселенной должен быть Создатель, как у картины - автор, и сказал Богу за это открытие «спасибо». Я кричал «спасибо» в заснеженном лесу, и люди, наверное, думали, что я сошел с ума, - признается Энтео.
Так, разочаровавшись в учениях Будды и Вишну, Дмитрий приходит к христианству, а вскоре начинается его служба в воздушно-десантных войсках.
После армии Дмитрий заканчивает миссионерскую школу, которую возглавлял отец Даниил Сысоев. «Священник Даниил Сысоев произвел духовный взрыв, он вдохновил тысячи людей по всему миру на миссионерство и обозначил максимально четко богословские проблемы и пути их решения», - считает Дмитрий. Вдохновленный таким порывом, он начинает ездить в женские СИЗО, ночлежки и центры социальной адаптации, чтобы проводить беседы о вере.
Параллельно вместе с несколькими единомышленниками Энтео создал сайт proprosvetlenie.ru. Вот, например, одна из его записей: «Я слышал, появляются мракобесы, которые сомневаются в непреложной истине, что мир был сотворен 1 марта в Воскресенье, 7521 год тому назад. Стоит ли верить слухам? В любом случае, оставив пустые басни лженаучной эволюции, постараемся мыслью вернуться во времена утренней зари Вселенной, руководимые мудрейшими наставниками нашими - святыми, во главе которых шествует великий боговидец Моисей описавший творение мира в первой книге Библии Бытие, очами Духа узревший тайны творения. Всемогущий, бестелесный, всеблагой Бог-Троица по преизбытку Своей любви восхотел, чтобы были и другие существа причастные Его блаженства и посему, совершенно добровольно создал из небытия Вселенную».

Дмитрий Энтео - активист и человек

Когда у Владимира Путина было шестидесятилетие, Дмитрий поздравил его такими словами: «Многая и благая лета Богом данному президенту Владимиру. Дай Господь ему сил и здравия, воцерковления дальнейшего, служить по совести, во благо всех нас. Как заповедал Господь, будем молиться о нем, чтобы он выступал за принятие законов о запрете абортов, пропаганды содомии и ответственности за кощунство. Господь Бог является Верховным Властелином вселенной, по праву Творца, Он управляет всем существующим, Он является Источником любой власти, Он ставит правителей и свергает их. Священное Писание прямо говорит, что противящийся власти, противится Божьему установлению, мы не должны злословить власть, видя в ней инструмент Божественного Промысла».
Помимо сугубо церковных пристрастий: песнопений и богословской литературы, Дмитрий любит музыку IDM, этно, фолк, регги, классику, читает Ахматову, Бродского, Гумилева, Есенина, Пастернака, Хетагурова.
Сейчас Дмитрий изучает теологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а также служит пономарем в храме Живоначальной Троицы в Останкино. Из прошлого остался лишь псевдоним, который когда-то намекал на растения, использующиеся для достижения измененных состояний сознания (энтеогены), а теперь апеллирует к греческому слову, которое переводится как «Бог внутри».

Когда-то Дмитрий Энтео был таким

Молодежно-офисный центр

В каком-то смысле заочно мы уже были знакомы - мне приходилось снимать публичные мероприятия с участием Дмитрия. Однако для настоящего знакомства нужно было пересечься вне рамок протестной акции, и я отправился на Патриаршее Крутицкое подворье, где расположен Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ. Когда-то в этом здании располагалась Московская гарнизонная гауптвахта. Доподлинно известно, что после смерти Сталина в 1953 г. в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Л. П. Берия. Кстати, среди сотрудников молодежного отдела ходят упорные слухи, что призрак Берии до сих пор шляется, где ни попадя.
Вернувшись под крыло РПЦ, здание прошло евроремонт, и целый этаж теперь занимают офисы. Что же касается стоящих в двух шагах собственно церковных сооружений Крутицкого подворья (памятник русской архитектуры XVII в., включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО), то выглядят они довольно запущенно. В последние годы здесь находился филиал и реставрационная мастерская Государственного исторического музея, однако постепенно подворье было передано церкви. Решением Архиерейского Собора 1997 г. было постановлено превратить Крутицкое подворье в образцовый молодежный центр Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия II в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки. 21 сентября 2004 г., Русской Православной Церкви была передана основная часть Крутицкого подворья - Успенский собор.
«По программе культуры правительство выделяет хоть небольшие, но средства, которые позволят начать реставрационные работы. Остальная часть - это усилие церкви, ее материальный вклад в реставрацию порушенных или требующих реставрацию памятников», - заявил в интервью телеканалу «Культура» Архиепископ Астанайский и Алматинский Александр. Реконструкция началась, и что-то действительно было сделано. Купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ в. известным реставратором П. Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. Но то ли денег как всегда не хватило, то ли уж очень хотелось «отреставрировать» молодежно-офисный центр.
Куда же подевался музей? Его хранилища переехали в новые помещения, в которых, к сожалению, куда меньше пространства. Зато их хотя бы оборудовали более современной техникой.

Крутицкое подворье - старое, еще пленочное фото, снятое в те времена, когда здесь был музей

Шапочное знакомство

Меня встретила очень приятная и общительная девушка Екатерина и даже напоила зеленым чаем с вкусными печеньками. Стали подтягиваться люди: Алексей Рогозин - руководитель православного интернет-канала «Боговидец» из г. Сергиев Посад, Всеволод Николаев - молодой человек, который несколько дней назад впервые принял участие в молодежной православной акции против Pussy Riot у Мосгорсуда. Людей, которые поддерживали панк-группу, ребята считают в основном пришедшими за деньги. Православная молодежь огорчена тем, что противников группы к суду пришло не слишком много - около сорока человек, зато они очень гордятся, что это был первый случай, когда их было больше, чем сторонников девушек-феминисток - последних набралось примерно человек двадцать пять.
Кроме этой животрепещущей темы, разговор крутился вокруг того, что у православной молодежи нет никакого конкретного дела, а также не существует единого информационного пространства. Звучали предложения об организации молодежной работы. Например, создать молодежные структуры при каждом викариате, в которые для улучшения взаимодействия с обществом входили бы также представители светской молодежи.
Я спросил, что присутствующие думают о Дмитрии. Некоторые высказались о нем как о миссионере, ревнителе. Другие выражали в той или иной степени скептическое отношение. «Но, тем не менее, вы считаете, что молодежное православное движение нуждается в ярком лидере?» - спросил я. Почти все ответили утвердительно.
К сожалению, мое первое знакомство с Дмитрием оказалось скомканным. Пришел Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Вадим Квятковский и без апелляций заявили, что журналистам здесь не место. Однако мне удалось все же наскоро пообщаться с одним из будущих героев моего повествования и обменяться контактами.

Православная молодежь считает, что эти люди пришли к зданию суда за деньги

ВАМПО вместо комсомола

Вернемся к человеку, который прогнал меня с собрания православных активистов. Выступая перед телекамерами, Вадим Квятковский, как правило, ведет себя очень осторожно, аккуратно выбирая выражения. Но здесь я увидел совершенно другого человека. Это был, что называется, хозяин своей вотчины. Человек, жаждущий возможности командовать людьми и от этой возможности кайфующий.
Недавно Вадим Квятковский озвучил следующую инициативу: Совет молодежных православных организаций Москвы предложил объединить верующих молодых людей по всей стране и создать «Всероссийскую ассоциацию молодежных православных организаций». Он отметил, что эта «ассоциация должна улучшить коммуникации и координацию молодежных объединений», которых в России существует уже несколько сотен. Причем вопрос о создании такой ассоциации обсуждался с Владимиром Путиным. Однако сам Президент заявил, что окажет поддержку новой структуре только в том случае, если она «не станет новым квазиправославным комсомолом». Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий (в миру Пунин Игорь Иванович, с 22 марта 2011 г. член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви), который и должен возглавить ВАМПО, вскоре заявил, что «ни о каком подобии комсомольской организации в данном случае не идет и речи». Организация будет работать «в формате движения», а ее руководящим органом станет координационный совет, куда войдут лидеры молодежных организаций. К такому повороту событий в Кремле, судя по всему, отнеслись благосклонно.

Всеволод Николаев (в очках) впервые участвует в акции православных активистов

«Вообще всякая свобода - она, мы знаем, может привести к пагубным последствиям. Сегодня о свободе говорят очень много. Если апостол Павел говорил о свободе от греха, то западный мир утверждает свободу во грехе. Это - тоже свобода. И кто-то пытается такую свободу сегодня навязывать. И не просто навязывать, а насильно вталкивать. А если я не хочу? Как, почему не хочешь? И все - начинают уже на тебя смотреть по-другому, ты уже какие-то опасения у них вызываешь», - так считает епископ Игнатий (из интервью ежедневному интернет-СМИ «Православие и мир»).
Помню, однажды в Непале был у меня такой случай. Приехали мы в один небольшой городок, где живет некий известный отшельник. Стоит на отшибе маленький домик, заходим туда.
- Ну, - говорим, - где тут ваш отшельник, показывайте.
- А его, - говорят, - нет. Он на два месяца в Америку улетел. На слет отшельников.
К чему это я? Да просто епископ Игнатий тоже в свое время пожил в Америке. Усовершенствовал английский язык. По благословению митрополита.
Однако с куда большей ностальгией он вспоминает советское время: «В советское время много занимались молодежью. Конечно, была идеология советского строя. Но эта идеология несла в себе часто положительные заряды».
Забегая вперед, скажу, что Дмитрий, когда при моей беседе с ним разговор зашел о ВАМПО, признался, что его больше интересуют конкретные действия и люди с активной позицией. Хотя с Квятковским, например, он общается и тот даже однажды отговорил его от организации некой радикальной акции. «Я вообще люблю советоваться», - говорит Дмитрий.

Продолжение следует…

Материал подготовлен для

27 сентября в Институте стран СНГ состоялся круглый стол «Новые антицерковные инициативы Порошенко и успех антиправославных антироссийских сил на муниципальных выборах в Москве - есть ли связь?», который собрал священников и православных гражданских активистов, понимающих опасность «яблочного» прорыва на муниципальных выборах в Москве 10 сентября.

В своем докладе я отметил, что в октябре отмечается 140-летие со дня рождения великого карпаторусского святого Алексия (Кабалюка) и повторил тезисы о нем . Их актуальность, точнее актуальность полемики с «ересью украинства», связана с тем, что победившая в ряде московских центральных муниципальных округов антироссийская партия «Яблоко» является лоббистом «киевской хунты» в Москве.

В ответ гл.редактор газеты «Русь Триединая» Сергей Моисеев с грустной иронией отметил, что раньше мы в этом зале собирались защищать Новороссию, а наступает противник, теперь уже укрепившийся в центре Москвы. Гроза была профессионально описана в докладах. Далее я рассказал о том, для чего же создается миф о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации).

Создание этого мифа неслучайно совпало с победой в ряде муниципальных округов Центрального административного округа г.Москвы, а также в Гагаринском районе, подлинно экстремистской партии «Яблоко», посягающей на суверенитет и территориальную целостность России (отрицающую российский статус Крыма, что является уголовно наказуемым деянием), совершившей множество провокаций против столь необходимого строительства православных храмов в новых районах Москвы-Гагаринском, Лосиноостровском, Ходынке, Ростокино, Кузьминки, Гольяново и многих других.

Передача в руки откровенно антироссийских сил ключевых муниципальных собраний ЦАО и Гагаринского района производит впечатление хорошо подготовленной спецоперации, невозможной без поддержки «перевертышей» на самых верхах российской элиты. «Спецоперация» готовилась давно и логично. Например, почему пособниками оккупантов был избран и Гагаринский район? Потому что это необходимо для организации перекрытия Ленинского проспекта, правительственной трассы, связывающей Кремль с правительственным аэропортом «Внуково-3». Перекрытые много лет репетируется организацией «яблочным» мундепом Русаковой «протэстов» против строительства православного храма во имя священномученика о.Александра Орлова, построившего при большевиках храм в этом районе и давно назревшего строительства застрявшего в пробках Ленинского проспекта двух эстакад. Захват муниципального собрания Красносельского района необходим для организации перекрытия проходящей по этому району железной дороги, связывающей Москву с восточной частью страны, с союзным Китаем. Зачем нужен Центр, объяснять не надо.

На роль «православного ИГИЛ» выбрана православно-патриотическая миссионерская спортивная организация ревнителей Патриарха Кирилла «Сорок сороков», обеспечивающая порядок на богослужениях Патриарха Кирилла. «Экстремизм» и «православный терроризм» «Сорока сороков», по мнению русофобов, заключается в том, что их лидер Андрей Кормухин является русским патриотом и отцом девятерых детей. Понятно, что это не нравится лоббистам ЛГБТ. У «Яблока» с «Сорока сороков» давние счеты - «Сорок сороков» возникли как реакция православных москвичей на массовый срыв «Яблоком» строительства столь необходимых православных храмов в новых районах Москвы. Благодаря «Сорокам сороков» удалось построить храмы на Ходынке, в Гольяново, Ростокино, на ул.Камова, строительство которых считалось безнадежно сорванным «Яблоком» и Ко и блокировалось «храмоборческими оккупационными войсками», затянув их в «торфянский котел».

Чашу терпения компрадоров переполнило организованное «Сорока сороков» массовое молитвенное стояние против «Матильды» в начале августа 2017 года на территории храма Вознесения в Кадашах, настоятелем которого является пастырь-патриот, миссионер, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, обличитель униатского проекта «Украины как антиРоссии» о.Александр Салтыков (тоже, видимо, «террорист» для «Новой газеты»). Как же, «Яблоко» уже тогда считало центр Москвы своим, а православные посмели «влезть» на «помеченную» «Яблоком» ключевую территорию. В ответ клевета насчет «правосл. ИГИЛа» (запрещенной в РФ террористической организации), проверки на экстремизм, организуемые компрадорами во власти с единственной целью - не допустить создания креативной православной русской патриотической силы, способной отстоять Москву от хорошо подготовленного захвата. На монолитные мобилизованные, идейные «Сорок сороков» можно надеяться как на истинно верующих людей, готовых, если будет необходимо, за веру, царя и Отечество не то что «карьеру», жизнь отдать. А ситуация требует надежности. Сначала проверить «Сорок сороков» на экстремизм требовал вождь храмофобов «троцкист» Рашкин, теперь к нему в компанию вляпалась Ирина Роднина, которая вряд ли понимает, в чем суть дела.

«Сорок сороков», как и Ассоциация православных экспертов, — это надежная опора Патриарха Кирилла, который является «костью в горле» у «оккупационных сил». Патриарх является духовным лидером национально-освободительной борьбы русского и других народов Единой и Неделимой России. Еще в начале 1990-х путем организации непризнания Церковью «царских останков» митрополит Кирилл сорвал план Ельцина и США по проведению Б.Немцова, куратора проекта «царские останки», в «преемники», чем задолго проложил В.Путину дорогу во власть для освобождения России от колониального гнета. В 1993 году митрополит Кирилл для борьбы с американской оккупацией всей исторической России создает Всемирный Русский Народный Собор, признавший русских разделенным народом. В ответ компрадорские СМИ во главе с «Московским комсомольцем» развернули информационную войну на политическое уничтожение митрополита Кирилла, призванную лишить его шансов на Патриарший Престол. Для этого главой ФЭП Г.Павловским был создан портал «Кредо.ру», главный редактор которого Солдатов стал ныне неофициальным консультантом администрации Порошенко по борьбе с Русской Церковью. Ключевым элементом этой информационной войны стали попытки столкнуть митрополита, затем Патриарха Кирилла с Владимиром Путиным, для прихода которого во власть для осуществления исторической миссии освобождения России от колониальной зависимости митрополит Кирилл сделал все возможное и невозможное. С этой целью митрополиту вменили в вину пункт написанных им «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» о мирном гражданском неповиновении государственной власти в случае, если ее действия направлены против веры и Церкви, специально написанный и принятый Архиерейским Собором Русской Церкви против такой власти, как у Порошенко или, не дай Бог, «Лжедмитрия», типа Ходорковского с Явлинским и Гудковым.

Сейчас, чтобы расчистить путь к свержению Владимира Путина, «элитными заговорщиками» и их заокеанскими кураторами решено убрать Патриарха Кирилла путем фабрикации мифа о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации) для того, чтобы выбить опору, и организации столкновения с Президентом Путиным. С этой целью, как «черт из табакерки», в ИА «Федерал-пресс» появляется серия статей «друга орловских грантоедов» Дмитрия Фетисова, который со ссылкой на анонимные «источники в АП» распространяет дезинформации о «недовольстве Патриархом в АП», «готовом преемнике» и ставке на «Рогожское старообрядческое согласие» как «альтернативу МП».

«Готовый преемник», епископ Тихон (Шевкунов), как верный послушник Патриарха Кирилла, мгновенно опроверг домыслы Фетисова компетентной ссылкой на Устав Русской Церкви, не позволяющей его использовать так, как хотелось бы тем, кто использует Фетисова как «сливной бачок». Видя свое поражение, они пытались придумать байку о том, что Президент и Патриарх встретились на Валааме «как-то не так». Тогда Президент и Патриарх еще раз встретились, уже в Никольском Морском Соборе Кронштадта.

Координатор «Сорока сороков» Андрей Кормухин поднял проблему сговора части элиты с «московским майданом», без которого был бы невозможен ни искусственно организованный «майданчик» против строительства православного храма на Торфянке, ни нынешний «прорыв» антироссийских сил на муниципальных выборах.

Тема сговора была развита лидером движения сопротивления «московскому майдану» Романом Ткачем, который рассказал о роли интегрированных с мэрией Москвы структур типа «Института Стрелка» А.Мамута, готовившего сфальсифицированые в пользу «майдана» муниципальные выборы 10 сентября. Также Роман Ткач рассказал о том, что большинство кандидатов в муниципальные депутаты Пресненского района заявили о фальсификации выборов и приняли «антимайданную декларацию московского центра», которую подписали здесь же Ассоциация православных экспертов и Союз православных граждан (СПГ).

Глава СПГ Валентин Лебедев отметил, что депутаты антиправославной антироссийской партии «Яблоко», захватившее муниципальное собрание района Тропарево-Никулино, на первом же заседании потребовали убрать Святой Крест с герба района Тропарево-Никулино. Также Валентин Лебедев отметил, что «оборотни из элиты» блокировали на муниципальных выборах православных патриотов, членов СПГ Филиппа Грилля и Юрия Шубина, подыгрывали «Яблоку».

Пресс-секретарь Союза православных хоругвеносцев Максим Марков вспомнил, что несколько лет назад мундепы Топарево-Никулино во главе с «западенцем» паном Гарначуком сорвали строительство храма в Тропарево-Никулино, хотя православные выиграли публичные слушания. И власть тогда сдалась, храмы в Троперево-Никулино и в Гагаринском районе так и не построили. И сейчас сговор части элиты с антироссийскими силами налицо. Также Максим Марков заметил, что Союз православных хоругвеносцев не исповедует никаких отклонений от Православия и исповедует Царскую семью исключительно как мучеников.

Гражданский активист Мещанского района Елена Скороходова отметила, что один из лидеров нынешних муниципальных депутатов (от себя добавлю - многолетний борец со строительством православных храмов) Маким Кац подбирал команду по принципу непризнания российского Крыма (что является уголовно наказуемым деянием. — К.Ф.).Касаясь ответа на вызов «муниципального майдана», Елена Скороходова отметила, что «если в России наступят «времена Диоклетиана»,то виноваты в этом будут социально пассивные верующие».От себя добавлю - не слушающие своего Патриарха.

А клирик храма св.Троицы на Воробьевых горах прот.Геннадий Еременко сделал доклад о принципах взаимодействия Церкви и активных общественных организаций на основе «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отметил, что опыт показывает, что далеко не все крещённые люди знают и понимают, чем живет Церковь. Утверждение православного мировоззрения, позволит человеку не только разобраться в узкоцерковных вопросах, но и иметь православный взгляд на всю жизнь и на процессы происходящие в обществе. Полноценная жизнь православного христианина заключается не только в посещениях богослужений в храме и чтении молитв, но должна охватывать все сферы его деятельности. Наше православие должно открываться не только в строго религиозных взглядах, но и во всех наших делах. К сожалению, не всегда можно наблюдать ответственное отношение христиан к мирской стороне нашей жизни. Участвуя в установленных Самим Господом Таинствах и в жизни Церкви, человек становится полноценным Её членом. Активная деятельность православных христиан, направленная на организацию социальной работы, защиту интересов Церкви и верующих людей, накладывает ещё большую христианскую ответственность. Такая деятельность может быть успешной только в том случае, если она будет строго соответствовать духу Церкви и осуществляться в рамках светского права. Отец Геннадий поделился опытом и рассказал, что настоятелем храма Живоначальный Троицы на Воробьёвых горах протоиереем Андреем Новиковым был введён курс церковного права, в рамках воскресной школы для взрослых. В рамках этого курса изучаются не только правила и каноны Церкви, но и официальные документы Церкви. Протоиерей Геннадий также обратился к присутствующим, среди которых были и лидеры православных общественных организаций, и предложил правовую поддержку их деятельности, силами православного правозащитного общественного движения в честь Святителя Марка Эфесского. По мнению о.Геннадия, правовое сопровождение деятельности православных активистов сделает их труд на благо Церкви и народа Божьего более эффективным.

Земляк о.Геннадия глава батальона св.Александра Невского из Алчевска Евгений Мерзляков рассказал о важности воцерковления борцов за Российскую государственность.

Участники круглого стола приняли решение о создании сетевого Комитета защиты Москвы. О том, чем он будет заниматься, мы напишем позже, или вы увидите. Ясно, что «мы не дрогнем в бою за столицу свою».


Кирилл Фролов , глава Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава «Ассоциации православных экспертов», эксперт Международного Византийского Клуба

Елена, откуда возникли православные активисты? Почему, если неверующие слушают рок, то они не правы, а если активисты устраивают драки, то все хорошо и митрополит их защищает?

На мой взгляд, таким способом определенные политики через церковь отвлекают внимание от каких-то более важных социальных проблем. Например, срыв концертов Behemoth, Cannibal Corpse, Мэрлин Мэнсон. Такое ощущение, что кто-то ведет имитацию бурной деятельности, чтобы отвлечь от других проблем, например, от кризиса или конфликта на Украине.

Почему православные активисты такие агрессивные? Откуда у них желание вершить «правосудие» и тем более такими методами.

Православные активисты, если честно, мне напоминают гопников. Вот как в 80-е были «любера», которые избивали металлистов, православные активисты на них чем-то похожи. Православие для них это только прикрытие, что они такие верующие, что хотим, то и будем делать. По логике православных активистов можно избить и охранников, ведь он охраняет вход в небогоугодное заведение.

Такими действиями православных активистов вносится раскол в общество?

К сожалению, да. У меня много по-настоящему верующих друзей - православные, мусульмане и из многих других религий. Вот к примеру на Чукотке у нас шаманизм, это традиционная там религия. Они действительно очень добрые и не срывают концерты, а помогают детским домам, выносят утки из-под раковых больных. Они делают добрые дела, а не ходят и не бьют фанатов и охранников. Если дело решается дракой, то это действительно вносит раскол между атеистами и верующими. По моему мнению, это ни к чему хорошему не приведет.

Как реагировать неверующим на выходки православных активистов?

Честно, на мой взгляд, нужно подавать в суд. Если еще случится срыв концерта - фиксировать на видео. Если права нарушены - писать в правоохранительные органы. Не кулаками бить, а по-человечески, придерживаясь буквы закона, постепенно свои права доказывать.

Митрополит Тихон рассказывает, что девушка вступила в секту готов, а потом покончила жизнь самоубийством. Насколько я знаю, готы не занимаются самоубийствами?

В том-то и дело, что эмо, готы - это хорошие, мирные, творческие люди. Я как раз исследую эти две субкультуры. Ну да, рисуют всякие черепа, слушают соответствующую музыку, но это же не значит, что они себя убьют. Вот я, например, люблю Достоевского, это мой любимый писатель, но это же не значит, что я старушку-ростовщицу топориком зарублю.

Зачем православные добровольно идут на безбожные оперы («Тангейзер»), а потом жалуются, что это их оскорбляет?

Это как в том анекдоте: мыши плакали, кололись, но продолжали упорно жрать кактус. Не знаю, может, мазохизм такой - нравится людям оскорбляться. Возможно, это и самопиар - придти, оскорбится, написать во все СМИ. Может, некоторые из них хотят в политику.

У православных есть рычаги влияния на правительство? Могут они добиться того, что неугодные им спектакли и рок-группы будут запрещены на государственном уровне?

Общество сейчас должно сделать так, чтобы они этого не добились. В Новосибирске и мэр, и губернатор предлагают православным активистам цивилизованно договориться, сесть за стол переговоров. Власть идет навстречу, но они ее не слушают.

У нас в России множество конфессий, что будет, если начнут запрещать мусульмане, иудеи, католики?

Мне страшно представить. Будет или гражданская, или третья мировая война.

Почему именно православные пытаются запретить что-то?

Сейчас в различных газетках мелькает слоган «Россия - православное государство». Это в корне не правда, Россия - светское государство. Не православное, не мусульманское, не католическое - мы все ходим под законом и все его должны соблюдать, вне зависимости от религиозных взглядов. Православные считают, что раз они самая распространенная конфессия в России, то могут что-то решать за других, по праву сильного.

Православное общественное движение "Божья воля" сменило лидера, изгнав Дмитрия Цорионова по прозвищу Энтео. Причина его дружба и совместные акции с участницей скандально известной панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной. Бразды правления организацией взяла на себя Людмила Есипенко, главная фигурантка дела о погроме в Манеже. И тут же обвинила бывшего соратника в дружбе с "нераскаянными богохульниками", святотатстве и клевете.

Такая смена руководства в "Божьей воле" у многих вызывает опасения, что движение еще больше радикализуется, так как именно Есипенко до сих пор выполняла всю "работу" на хулиганских акциях. При этом ее кредо все, что не нравится ей и ее единомышленникам, подлежит уничтожению и запрету. О том, каковы сегодня перспективы этой и некоторых других организаций — в материале РИА Новости.

"Православные активисты" до Pussy Riot

Православные общественные движения появились в России еще в 80-е годы. Одно из первых национально-патриотический фронт "Память", запомнившийся своим нарочитым антисемитизмом. Но настоящим законодателем моды на публичные акции стал образованный в 1992 году по благословению тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Союз православных хоругвеносцев. Участники движения прокалывали деревянным колом портреты певицы Мадонны, разгоняли несанкционированные митинги ЛГБТ-сообщества, жгли книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Кроме того, именно эта организация придумала лозунг "Православие или смерть", позже признанный экстремистским.

Но настоящий бум движений православных активистов начался со скандала вокруг "панк-молебна" группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Именно тогда СМИ запестрели новостями об акциях "Божьей воля" Дмитрия Цорионова и "Сорока сороков", лидером которых стал Андрей Кормухин.

Хулиганство хулиганству рознь?

Полиция задержала 12 человек из-за очередного конфликта в парке Торфянка Сотрудники полиции задержали 12 человек в парке Торфянка в ночь на понедельник по подозрению в попытке демонтировать забор, огораживающий площадку, выделенную для строительства православного храма.

Деятельность "Сорока сороков" поначалу сосредоточилась на поддержке строительства православных храмов. Но кроме этого, участники движения оказывали гуманитарную помощь мирным жителям Донбасса, поддерживали детские дома, бездомных и заключенных. А по-настоящему скандальную известность организация приобрела лишь после конфликта 2015-2016 годов вокруг так и не состоявшегося строительства храма в московском парке "Торфянка".

И хотя после массовых выступлений местных жителей против появления храма в парковой зоне официальные представители Русской православной церкви заявили о готовности рассмотреть альтернативные площадки для строительства, активисты из "Сорока сороков" еще долго не уходили из парка. Порой доходило до драк с противниками возведения храма. В итоге на месте противостояния в "Торфянке" остался лишь православный крест, а власти и РПЦ после личного вмешательства патриарха рассматривают возможность строительства храма неподалеку, в Анадырском проезде.

После этого о движении "Сорок сороков" снова заговорили только в связи с протестами против фильма "Матильда". Участники именно этой организации смогли объединить несколько десятков других православных движений, включая Союз православных хоругвеносцев, и провести по всей стране многотысячные акции за запрет картины. Правда, без нарушения действующего законодательства.

"Православные активисты" громят скульптуры 60-70-х годов в Манеже Лидер православного общественного движения "Божья воля" вместе со своими сторонниками громят скульптуры 60-70-х годов на выставке в Манеже "Скульптуры, которых мы не видим". Посетители выставки пытались спасти экспонаты, но у них ничего не получалось.

Совсем иначе действовала "Божья воля". В 2012 году она сразу стала требовать максимально суровый срок для участниц Pussy Riot за их хулиганство. Хотя методы воздействия на общественность самой "Божьей воли" не сильно отличались от акций Pussy Riot. Активисты неоднократно дрались с представителями ЛГБТ-сообщества, срывали спектакли и выставки, которые казались им богохульными, кидались яйцами в певца Мэрилина Мэнсона, подкладывали голову свиньи на порог театра Олега Табакова. Последней громкой акцией "Божьей воли" стал погром в Манеже, вылившийся в уголовное дело против одной из участниц движения — Людмилы Есипенко. Впрочем, ее в итоге оправдали, но активисты на время поутихли.

"Враги православия"

Православные активисты положили свиную голову у МХТ имени Чехова "Если спектакль ("Идеальный муж") не будет снят с репертуара через месяц, то события, связанные с постановкой "Тангейзера" в Новосибирске, будут ничем по сравнению с теми протестами, которые поднимутся в Москве. Нам надоело, что нам плюют в душу, оскверняют наши святыни и топчут их ногами», - сказал лидер "Божьей воли" Дмитрий Цорионов (Энтео).

"Попытка оправдания хулиганства своей религиозной принадлежностью — это деятельность, подрывающая нравственные посылы и общественный статус соответствующей религии. Энтео является врагом православия", — заявил председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Проблема в том, что, как констатирует проректор по международной работе ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов, сегодня механизмов воздействия на "православных активистов" практически нет ни у Церкви, ни у правоохранительных органов.

© РИА Новости/Аврора. Д. Вожегова, С. Разбаков, В. Копытин, А. Андреев, П. Касаткин; YouTube.Nelli Konstantinova, Romanova Tatyana "Православные активисты" выскочили на сцену МХТ с криком "побойтесь бога"


© РИА Новости/Аврора. Д. Вожегова, С. Разбаков, В. Копытин, А. Андреев, П. Касаткин; YouTube.Nelli Konstantinova, Romanova Tatyana

"К сожалению, сегодня в Русской православной церкви появляются люди, которые имеют нахальство выступать от ее имени с самыми скандальными и совершенно сумасшедшими заявлениями. Своими выступлениями они наносят репутационный вред Церкви, особенно в молодежной среде", — считает священнослужитель.

Но, по его словам, у "Церкви нет юридических способов воздействовать" на них. "Если бы такие хулиганства имели место в XIX веке, это могло бы привести к каким-то довольно суровым прещениям. Но тогда Церковь была государственной, частью системы, поэтому это было проще. Отлучить Энтео от Церкви невозможно. Его духовник может его от причастия отлучить на какое-то время за его выходки, но это все", — подчеркнул Ореханов.

В то же время, отметил он, и правоохранительные органы не могут оказывать воздействие на религиозных активистов, пока те прямо не нарушат законодательство. При этом представитель РПЦ убежден, что "представители таких движений, как "Божья воля" либо от кого-то получают деньги на свою деятельность, либо попросту сошли с ума".

Церкви остается только вести разъяснительную работу, поскольку она не должна и не может отвечать за то, что творят "православные активисты", убежден Ореханов.

Ностальгия по беспределу

Возможно, лидера "Божьей воли" отрезвила жесткая реакция правоохранительной системы на "активизм" не зарегистрированной в Минюсте организации, именующей себя "Христианское государство — Святая Русь". А может, Энтео и правда подружился с женщиной, из ненависти к которой и возникло его движение. Но он заявил, что "Божья воля" свое предназначение выполнила, и занялся новым проектом под названием "Декоммунизация". Акции с его участием стали тише и проходят теперь вполне законно, как недавний одиночный пикет у бюстов Ленина и Сталина в Москве.

А вот на своей странице "ВКонтакте" Дмитрий Цорионов откровенно ностальгирует по тем временам, когда он с единомышленниками ворвался в школу-мастерскую Сергея Браткова. Они "сорвали все плакаты" (анонсирующие выставку студентов) с изображением распятой лягушки и "применили спецсредство" — какой-то зловонный газ.

"Того, кто вел себя некультурно по отношению к нам и больше всех говорил о своих правах, смирили братским подзатыльником. В помещении еще неделю нельзя было находиться, так как их грех смердел", — пишет активист.

И при этом, по его словам, что все, что они тогда делали, расценивалось максимум как мелкое хулиганство.

Впрочем, как заметил один из друзей Дмитрия, сегодня, скорее всего, религиозные активисты уже не смогут так легко отделаться, если опять возьмутся за старое.



Поделиться: