Краткое утреннее молитвенное правило. Утренние молитвы

УМК «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Утро в произведениях «Утренняя молитва» П.Чайковского и «Утро» Э.Грига» ».

Цель урока: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Задачи урока:

1.Развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения,проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;

2.Формировать эмоциональную сферу детей (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе и музыке.

Формы работы: индивидуальная,фронтальная.

Оборудование: учебник Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», ноутбук, наглядные пособия, раздаточный материал.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные:

ІІ. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.

Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».

Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока. Отгадайте кроссворд:

1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …

2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.

3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.

4. Человек, сочиняющий музыку.

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока?

Верно. А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке.

Слушатель.

Кантата

Композитор

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІІ. Этап выявления места и причины.

Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Эти музыкальные примеры позволят нам услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей.

Ребята, посмотрите на иллюстрации презентации и опишите, как вы себе представляете утренний пейзаж?

Хорошо, спасибо!

Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана Петром Ильичом Чайковским - великим русским композитором, дирижером, педагогом. Его первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос?

Да, это разговор с Богом.

А как вы думаете, молитва должна быть какой?

О чём человек разговаривает с Богом?

Делает ли молитва человека лучше?

Чего можно просить Бога во время молитвы?

Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»?

Правильно, в 19 веке все русские люди - и дети, и взрослые - читали молитву утром и на ночь.

А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского.

Это разговор с Богом.

Доверительной, чистосердечной, чистой.

Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы.

ІV. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского.

Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? Какие эмоции она вызвала?

Как (по характеру) звучала эта мелодия?

Кого или что вы могли представить под эту музыку?

Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?

На душе спокойно и радостно.

Светлая, чистая, безоблачная.

Регулятивные: планирование. Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас мы познакомимся с произведением норвежского композитора- Эдварда Грига. Это пьеса «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»

Скажите, знаете ли вы что такое сюита?

Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

А что значит ФОРТЕ?

Ребята, сейчас мы прослушаем пьесу «Утро», будьте внимательны.

Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось?

Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения..? Чего?

Значит, мелодия звучала в разных..?

Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига?

Какая (по характеру) эта мелодия?

Опишите словами, какая картина вам представилась?

Хорошо! Вы молодцы!

А теперь: Физкультминутка.

Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой!

- Последовательность, или цикл пьес разного характера.

- Это значит громко.

- Дети слушают пьесу.

- Состояние покоя.

- Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх.

- Мелодии.

- Нет, то высоким, то более низким.

- Регистрах.

- Мелодия, регистр, динамика, тембр, темп, ритм.

- Созерцательная (красота, покой, гармония), радостная, бодрая, таинственная.

- Картина постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы.

VІІ. Этап включения в систему знаний и повторения.

А сейчас мы просмотрим мультфильм-фантазию на тему Эдварда Грига, «Гномы и Горный Король»

Просмотр мультфильма.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

VІІІ. Рефлексия.

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке.

Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом?

Как называется эта пьеса?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

«Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора.

Назовите его имя?

Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали?

Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!

Спасибо за урок!

Д.З.: нарисовать иллюстрации к произведениям Э.Грига и П. Чайковского.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Пётр Чайковский.

- «Утренняя молитва».

Эдвард Григ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

4. Произведения в форме периода

Вы уже знаете, что в форме периода можно написать целую пьесу. В «Детском альбоме» Чайовского такие пьесы есть. Например, самая первая — «Утренняя молитва».

Тихо

Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый четырёхголосный склад с преобладанием плавного, поступенного движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo ) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.

Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение . Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.

Период — очень маленькая, короткая форма, и пьесы, написанные в ней, чаще всего имеют дополнение. Но не всегда. Прелюдия ля мажор Ф. Шопена точно укладывается в шестнадцатитактный квадратный период. (Если вы пересчитаете такты, вам может показаться, что их семнадцать. Но затакт, в котором только одна четверть, на слух не воспринимается как такт и считается «нулевым».)

Andantino

В этой Прелюдии угадывается жанр мазурки: размер , пунктирный ритм на первых долях, вальсовая фактурная формула. А вы уже знаете, что для танцев и маршей типично чёткое квадратное строение. Квадратный период воспринимается как законченное произведение, а дополнение бы только разрушило лёгкую танцевальную прелесть этой пьесы.

Но есть в этой Прелюдии и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца — хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…

Вы уже многое узнали, и пора научиться применять эти знания без «шпаргалок» в тексте учебника. Поэтому теперь иногда будут появляться вопросы, предлагающие вам самостоятельно подумать. Чтобы ответить на них, надо знать не только правила, но и музыкальные произведения, а для этого нужно внимательно, с нотами, слушать то, что преподаватель вам играет или показывает в звукозаписи. Дома по нотам в учебнике попытайтесь сами сыграть хотя бы кусочек мелодии или отдельные аккорды. Это тоже поможет вспомнить музыку. А так как эти вопросы требуют прежде всего знания музыки, они обозначены изображением лиры — древнегреческого музыкального инструмента, ставшего символом музыки.



Благословенен час молитвы

Цель урока:

Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

Задачи:

1. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

2. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

1 часть. Пролог.

Вопросы учителя:

Что сей час прозвучало? Молитва. Сегодня мы будем говорить о молитве.

2 часть. Завязка

Учитель .

Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, Это поможет нам прочувствовать молитву душой.

3 часть. Развитие действий.

Итак:

Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

А что же прося люди обычно у Бога? (Здоровья, прощения, благ).

И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал.

Служба в православном храме - прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

Слайд №2

Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

Слайд №3

Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть опора

Она как свет, нам душу освещает.

4 часть. Кульминация.

Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

Сколько пьес вошло в альбом? (24)

Случайно ли это количество пьес?

(Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

Конечно, не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

Звучит фонограмма №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Вопросы к ученикам.

Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

(Аранжировка)

Правильно.

Послушаем пьесу «В церкви».

Звучит фонограмма №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).

5 часть . Закрепление материала.

Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».

На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко

Слайд №5 (со словами песни)

Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

(от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

Работа над фразировкой в песне «Ангел».

5. Подведение итогов.

Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

Ответы учеников.

  1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.
  2. Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.
  3. Есть много стихов, посвящённых молитве.

6. Эпилог.

Колокол, с молитвою сливаясь,

Тронул наши души и сердца.

У молитвы к Богу есть начало,

Но молитве этой нет конца.

Вы в душе, ребята, сохраните

Этой искры Божью благодать.

Пусть урок останется открытым –

Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

И вершите добрые дела.

Ведь любви сегодня приоткрылись

Ваши юные, прекрасные сердца!


Тема урока "Молитва. "

Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.

Задачи:

    Дать детям понимание значения слова «молитва»

    Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».

    Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».
2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя».
3. Л. Толстой «Благословляю вас, леса».
4. Лермонтов «Ангел».
5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева».
6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской.

ХОД УРОКА

– Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?
– Эту песню можно назвать «Молитва за Россию».
– По каким словам вы поняли, что это молитва?
– Господи помилуй.
– Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан. А что такое молитва?
(Варианты ответов детей)
– А может ли быть молитва без слов?
– Нет.
– А почему?
После ответов детей подвести к тому, что молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.
– Значит, главное в молитве – СЛОВО.
Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).
И создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».
Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.
Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (Можно послушать варианты ответов детей)
– Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как... молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.
Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).
– О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.
– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.
«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».
Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.
Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.
– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?
– Покаянные.
(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.
Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.
Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.
– Почему Герда читала молитву?
– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу
– Какую молитву читала Герда?
– «Отче наш»
(На доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от
лукаваго.

Иже – который; Иже еси на
небесех – живущий на небесах;
Яко – как; на небеси и на земли
– на небе, на земле;
Насущный – необходимый для
существования;
Даждь – дай;
Днесь – сегодня;
Остави – прости;
Искушение – соблазн ко греху;
От лукаваго – от зла.

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.
– А какой?
– Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.
– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».
После догадок детей показываю портрет Чайковского
– Узнали, удивились.
– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Ровесник вам.
– А с чего начинается ваш день?
– С завтрака.
– А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.
Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название
– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?
– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность.
– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?
– Просьба-обращение.
– Послушайте, как созвучна эта музыка молитве Ангелу-Хранителю.
Зачитываю молитву, объясняю смысл.
– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?
– Нет, только на добро, любовь и благие дела.
– А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают) .
– Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.
– Это домашняя молитва?
– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.
– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?
– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.
– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:

По небу полуночи Ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и течи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге Великом он пел,
и хвала Его не притворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

– Кто ж такие ангелы?
– Вестники.
– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.
Об этом свидетельствует нам Евангелие и слова, которые ангел провозгласил Марии, стали началом еще одной любимой, чтимой всеми христианами молитвы:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших »
Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.
К образу Богородицы на Руси особое отношение, почитание, упование. Древняя летопись свидетельствует нам о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана по молитве обращенной к Божьей матери всеми жителями Москвы. (Можно об этом подробней – сообщение ребенка.)
Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.
В известной вам арии «Ивана Сусанина» мы тоже слышим обращение к Богу. Это не молитва в полном понимании слова, это мольба человека перед смертью. И в последний для него час он не просит ничего лично себе. Его мысли о семье, о близких, о Родине и Вечном Судии. Слушаем фрагмент из «арии Сусанина» М.И. Глинки из оперы «Жизнь за царя».
Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Звучит песня «Колокольный звон».

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Молитва

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней - более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает... (Звучит фрагмент.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского - «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе - создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе - более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно - более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно - во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению . Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению . При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...», «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше...» и др.).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах - Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения - без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения - с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.



Поделиться: