Архиерейская служба. Да просветится свет твой пред человеки

От редакции: Продолжая тему , игумен Кирилл (Сахаров) описывает, как различается она при архиерейском служении. Автор, побывавший на праздничной службе в Покровском соборе на Рогожском поселке, отмечает простоту и строгость торжественного старообрядческого богослужения.

Как начинается архиерейская служба

В современном чине сразу бросается в глаза большая помпезность и выпяченность фигуры архиерея. Некоторые даже избегали такой службы, где личность архиерея, внимание к нему создают помехи для молитвенной сосредоточенности. О. Георгий Флоровский в «Пyтях русского богословия» писал, что, похоже, одним из главных мотивов реформы патриарха Никона были большая помпезность и праздничность в службе, в отличие от большей простоты и аскетичности, как это было в древности. Но помпезность — это проявление душевности, а аскетичность, простота — проявление духовности.

Вот архиерейская служба. Сейчас как она совершается? До приезда архиерея заранее вычитывают часы для того, чтобы не утруждать его дополнительной нагрузкой. Это обычно бывает часов в 9 или 10, так как есть практика совершения ранней и поздней литургий, чего в древности не было. Литургия тогда была единая, начиналась она весьма рано. Может быть, сейчас совершение двух Литургий объясняется тем, что желающих присутствовать на службе много, а храмов мало, не хватает, поэтому всем за одной Литургией очень сложно бывать. Хотя есть и другое объяснение: еще до революции на раннюю приходил простолюдин, на позднюю — барин, который позднее вставал. Соответственно, ранняя служба была скромной, а поздняя — более помпезной.

По старому чину такая картина. Вот, скажем, митрополит совершает службу. Процессия идет из дома при храме: крест, свещеносцы в стихарях идут под колокольный звон в половине седьмого утра. Архиерей входит в храм и начинает вычитывать входные молитвы. В новообрядческом храме встречают архиерея в 9-10 часов. Его облачают, и сразу начинается Литургия. Часы вычитаны заранее.

Здесь же, на Рогожском, архиерей вошел в храм, вычитал входные молитвы, вошел в алтарь и начинается полунощница, о чем уже совершенно забыто в наших приходских храмах (РПЦ — прим. ред.), она сохраняется только в монастырях, и то кроме воскресных и праздничных дней. Естественно, ни о какой полунощнице при архиерейской службе речи быть не может сейчас. Она уже давным-давно забыта.

Кстати, стиль чтения на службе у старообрядцев был более медленный — не то, чтобы растягивающий слова, а просто громкий и протяжный, распевный. Интересно, что акустика в старых храмах настолько была великолепной, что в огромном соборе в каждой его точке было слышно каждое слово. В храмах же XIX века их огромность приводила к тому, что из-за непродуманности акустики только на каком-то пятачке было слышно, что читается. А если это еще забивается на крылос, в угол, и бубнится скороговоркой, то естественно, что это все вхолостую.

Архиерейское облачение

По древнему чину читалась полунощница, в конце ее чин прощения. После этого архиерей выходил из алтаря на кафедру, и начиналось его облачение. Сейчас в РПЦ это происходит так. Два диакона стоят на амвоне, один возглашает: «Господу помолимся, Господи, помилуй», другой читает на каждый элемент облачения специальную молитву. Хор поет только одно песнопение «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения…» То, что читает сейчас диакон, покрывается пением и потому плохо слышно народу. По старому чину хор пропевал эти молитвы. Глубоко содержательны тексты этих молитв на облачение архиерея, они слышны были всем молящимся в храме. А теперь, как бы громко дьякон ни читал, все равно хор заглушает его своим пением. Налицо, на мой взгляд, потеря.

Потом, нынешняя служба (в РПЦ — прим. ред.) — она мозаичная. Когда священники, каждый как может и хочет, делают возгласы; хор поет одно песнопение знаменным, другое — киевским распевом, третье — распевом Оптиной пустыни и т.д. В итоге нарушается цельность, получается мозаичность службы. Некоторые песнопения исполняются тихо, другие громоподобно — вот такие перепады, это расслабляет дух. А в старом чине все было цельно, было все четко и громко. Это позволяло держать в тонусе молящихся в храме.

И еще особенности, какие я отметил на старой службе. Архиерей, облaченный, стоит на кафедре, и читаются часы: третий, шестой и девятый. Окончили часы, затем изобразительные. На каждое чтение по старому чину свой стиль: шестопсалмие в одном стиле читается, паримии — в другом, поучения — в третьем, также и Апостол, т.е. все не нивелировалось, а все эти грани сохранялись. Когда слышишь выразительное чтение Апостола погласицей, то во многом отпадает проблема перевода при таком качественном исполнении.

Особенности архиерейской Литургии

Так вот, закончили изобразительные и нужно начать Литургию. Старший диакон возглашает: «Архиереи, священницы и диаконы, изыдите». Это делается трижды, на второе приглашение открываются царские врата, на третье — вся масса сослужащего духовенства выходит из Алтаря и становится около архиерея на кафедре. Интересно, что малый вход на Литургии, когда поют «Блажени», что напоминает нам о выходе Христа на общественную проповедь, совершается через весь храм.

Очень красив распев «Святый Боже» по-гречески. Архиерей, как вам известно, выходит с трикирием и дикирием на амвон и говорит: «Призри с Небесе, Боже, и виждь, и посети виноград Сей…», и осеняет трикирием и дикирием народ. По старому чину это бывает трижды: по центру, справа и слева с теми же словами, только вначале: «Господи, Господи…»

Я обратил внимание, что Апостол читал не диакон, а приезжий священник, то есть старый чин, при своей жесткой регламентированности и организованности, довольно гибок. Скажем, непривычно было бы видеть нам, что вдруг один из 20 священников, сослужащих архиерею, вдруг стал бы читать Апостол, когда есть пять диаконов на службе. Но вот вышел священник, видимо, что он уж очень хорошо читает, приезжий, дали ему возможность почитать Апостол.

Каждение. Два взмаха, третий крестообразно с поклоном. Скомканности нет, когда один глубоко кланяется, другой только голову наклоняет — в итоге дисгармония получается. Это ослабляет внимание, отвлекает молящегося, ритм же, напротив, мобилизует внимание.

После великого входа царские врата остаются открытыми, только завеса задергивается. Когда архиерей произносит «Мир всем», или на евхаристическом каноне «Благодать Господа нашего Исуса Христа», завеса открывается, а так она закрыта до выноса Чаши для причащения. Интересно, что по обычному чину все священники служащие причащаются. Диаконы посвободнее. Диакон, если готовился, то причащается, один уж точно, остальные могут участвовать в службе, не причащаясь. По древнему чину допускалось, чтобы и священники, не готовившиеся специально, не вычитавшие специального правила, могли участвовать в Литургии, не причащаясь, а причащался первый диакон, священник служащий, совершавший проскомидию, и архиерей. Вот такие особенности.

Молебен и водоосвящение

После Литургии был молебен Всемилостивому Спасу. Обычно молебен комкается, считают, что и так Литургия была такая пространная. По древнему чину совершается полный молебен также неспешно и ритмично. Запевы на молебне «Избави от бед рабы Своя…» пропевались духовенством в алтаре после каждой песни канона. Сам канон читается чтецом в центре храма. Духовенство выходит на середину храма по шестой песни, и тогда начинается водоосвящение. На нем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Своя», при погружении Креста, хоругви наклоняются, потом поднимаются, когда уже хор поет, и так троекратно.

Мы привыкли, что только диаконы возглашают многолетие. Здесь же многолетие возгласил один из сослужащих священников. Причем «Многая лета» поют трижды. Ритм в старом чине настолько гармоничен, то есть нет ни одного такого произвольного, субъективного, неаккуратного, неточного движения. Допустим, поют «Многая лета один раз, другой, на третий священник осеняет Крестом. Не произвольно, когда захотел, а на третий раз, и в итоге такая гармония выстраивается, ритм такой, некая законченная картина. Как нет на картине лишнего мазка, так вот и здесь, настолько ритм и гармония во всем.

По окончании богослужения у нас обычно как бывает: архиерей отслужил, произнес проповедь и потом уходит, а Крест народу дает духовенство. На древней службе все остаются до конца, никто не уходит до тех пор, пока все не пpиложатся ко Кресту. После этого творят исходные поклоны, и вот на этом богослужение завершается.

Еще раз повторю: есть ритм церковной службы, не должно быть никаких случайных моментов, нарушающих целостность, все должно быть цельно, начиная от архитектуры, росписи храма, икон, пения, одежды присутствующих, облачения духовенства. Древняя служба не знала ярких облачений, все было как-то приглушенно.

Чтение должно быть без своих эмоций, субъективного творчества, a именно в таком каноническом русле, стиле. Молящиеся одновременно крестятся. Все вот эти нюансы в итоге в такую картину неповторимую слагаются, что позволяют с бóльшим вниманием присутствовать на богослужении и соответственно плод молитвы бывает более обильным.

Если в обычном приходском храме ждут приезда архиерея, для рядового прихожанина это значит, прежде всего, что служба будет длиннее, народу приедет больше, а хор будет петь громче, чем обычно. У многих знания об архиерейском богослужении этим и ограничиваются. Между тем служба эта полна красоты и символического смысла. Поэтому, когда в храм святого благоверного царевича Димитрия приехал митрополит Волоколамский Иларион, мы решили воспользоваться случаем и зафиксировать некоторые моменты архиерейской литургии с тем, чтобы их «расшифровать».

Апостолы приняли все духовные полномочия в Церкви от Самого Господа Иисуса Христа. В свою очередь они передали эти полномочия избранным преемникам, получившим название епископов, что в переводе с греческого означает «надзирающие». Епископы должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан в учении, нравственном руководстве и священнодействии. В отличие от апостолов, которые проповедовали, путешествуя, епископы постоянно присутствовали в своем городе или провинции. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деяния 20:28)

По мере расширения Церкви стали образовываться приходы, и потребовалось большее количество епископов. Все дела вверенных им областей епископы решали с помощью совета пресвитеров, то есть священников. Таким образом, высшая власть в Церкви поручена епископам самими апостолами. Другие же чины иерархии - дьяконы, священники - поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении.

1. Облачение. После того, как архиерея встретили в притворе, его с особой торжественностью облачают в центре храма. На каждый предмет облачения возглашают стихи.

Важнейший элемент архиерейского облачения - саккос (от греч. saccos - шерстяная материя), верхняя богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою саккос представляет собой туникообразное одеяние, обычно не сшитое по бокам, с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В Русской Православной Церкви саккос известен с начала XV в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. В XVIII в. он сделался общей одеждой всех епископов Саккос - символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя, он напоминает о той червленой ризе, в которую облечен был Христос (Иоан. XIX , 2, 5). Архиерей, облачаясь в саккос, должен вспоминать унижение и смирение Иисуса Христа.

Архиерея облачают его помощники - иподьяконы. Раньше круг обязаностей иподьяконов был шире: они не только приготовляли и держали в порядке священные сосуды, облачали архиереев и помогали на службе, но и стояли во время богослужения у церковных врат и наблюдали, чтобы не вошел кто-либо из недостойных. А при возгласе «Оглашенные, изыдите!» в обязанности иподьякона входило вывести из храма всех оглашенных (т. е. готовящихся принять таинство крещения).

2. Орлецы. Непременный атрибут архиерейской службы - орлецы на полу храма. Они появились в Византии в Х III столетии. Эта почетная награда Константинопольскому Патриарху от императора имела определенный духовный смысл: изображение города и парящего над ним орла указывает на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле. Орел - символ высшей горней твари, ангельских чинов.

3. Дикирий и трикирий. В конце облачения епископ берет дикирий (подсвечник с двумя свечами) и трикирий (подсвечник с тремя свечами) и благословляет (осеняет) духовенство и народ на четыре стороны свечами. Две свечи дикирия символизируют Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах - божественном и человеческом. Три свечи трикирия означают несозданный Свет Пресвятой Троицы. Благословение народа дикирием и трикирием совершается на литургии неоднократно. Оно сообщает верующим особую благодать и свидетельствует о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения.

4. Омовение рук. Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.

5. Кафедра. Во время пения антифонов и совершения проскомидии в алтаре епископ сидит на кафедре. Это специально организованное место в центре храма, которое называется «архиерейский амвон». На нем устанавливается кресло для архиерея.

Раньше в России сооружение возвышений в центре храма (до метра высотой) было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением. С него читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. Сейчас кафедру устанавливают только при архиерейском богослужении. Стационарный архиерейский амвон есть только в тех храмах, где архиерей служит постоянно. На нем он стоит, когда находится не в алтаре, а в храме, с него читается Евангелие.

6. Рипиды. Когда с архиерейского амвона диакон читает Евангелие, иподьяконы держат над Евангелием рипиды (греч. - «опахало»). Сначала рипиды употреблялись в алтаре при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два дьякона должны держать с обеих сторон Престола рипиды из тонкой кожи, павлиньих перьев или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Есть предположение, что в ветхозаветное время такие веера использовались, чтобы отгонять мух от жертвенника, на котором закалывалось жертвенное животное. К VII веку рипиды уже символизировали херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.

7. Символ веры. По возгласе: «Двери, двери…» архиерей становится перед престолом, преклонив главу, а все священники берут воздух и веют им над священными сосудами. Архиерей или указанный им священнослужитель читает Символ Веры. Всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени причащения, у Царских врат стоит посошник с архиерейским жезлом. Жезл - древний символ священнической власти. История его появления восходит к ветхозаветной истории о процветшем жезле Ааронове (Числ. 17: 1-13). Особенность русских архиерейских жезлов - сулок (два платка, вложенные один в другой и привязанные к посоху у верха). Сулок появился в России из-за суровых морозов. Нижний платок предохраняет руку от холодного жезла, верхний - от морозного воздуха.

8. Омофор. Это неотъемлемый атрибут архиерейского богослужения. Омофор в переводе с греческого означает «наплечник». Он бывает двух видов. Великий омофор - длинная широкая лента с изображениями крестов. Огибая шею,она одним концом спускается на грудь, а другим - на спину.

Малый омофор - широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами, спереди она сшита или закреплена пуговицами.

Архиерейский омофор символически обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без него архиерей служить не может. Кроме того, омофор напоминает о том, что архипастырь, подобно евангельскому Доброму Пастырю, несущему на плечах потерянную овцу, должен заботиться о каждом заблудшем человеке.

9. Полнота служения. Святое миро, которым помазывают при совершении таинства миропомазания в Крещении, освятить может только архиерей, глава поместной Церкви. Антиминс, необходимая принадлежность для совершения Евхаристии, освящается по особому чину только архиереем. Священство, одно из семи таинств Церкви, имеют право совершать только архиереи во время Литургии. Это право они приняли из рук самих апостолов. Таким образом, архиерей, имея возможность совершать все Таинства, представляет собой полноту Церкви. Как сказал святой Симеон Солунский: «Без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (О священном помазании. Гл. 45).

Ирина СЕЧИНА, Ирина РЕДЬКО

Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ

Немного теории

Свято-Владимирский храм Кореновска является, по сути, вторым кафедральным собором Тихорецкой епархии. Это закреплено в чине епископа Стефана: епископ Тихорецкий и Кореновский. В минувшие субботу и воскресенье владыка Стефан совершил в нашем храме чин архиерейского богослужения.

Прежде чем рассказать о самом богослужении, коротко напомним, что же такое архиерейское богослужение. Как явствует из названия, архиерейским называется богослужение, совершаемое правящим архиереем, епископом. По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви. Как сказал священномученик Игнатий Богоносец, «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь».

Архиерейское богослужение имеет свои особенности, отличные от богослужений, которые совершаются настоятелем храма. Например, по уставу требуется участие большого числа клириков: протодиакона, нескольких пресвитеров и диаконов, иподиаконов. Два диакона подают архиерею дикирий и трикирий (двусвечник и трисвечник), они же постилают для архиерея орлецы – круглые коврики с изображением орла. Эти коврики символически изображают епископа, надзирающего над епархией. Книгодержец держит перед архиереем Библию. Одному из диаконов вручается примикирий — выносная свеча. Архиерей облачается особенным образом, что символизирует полноту почивающей на нем благодати. В центре храма для архиерея устраивается возвышение – архиерейский амвон, на котором стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с которого читает Евангелие. Во время архиерейского богослужения звучат оставленные непереведенными греческие тексты: «Ис полла эти, дэспота» (На многая лета, владыко), а также другие, обозначающие: «Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани», «Господи, помилуй» и так далее. Архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами. Царские врата не затворяются вплоть до возгласа: «Святая — святым». Есть много и других отличий в архиерейской службе.

Сердечная встреча

Епископ Стефан прибыл в Кореновск к началу вечерни в субботу, 22 августа. Прихожане храма встретили владыку тепло и сердечно. По русскому обычаю, старейший прихожанин Иван Демьянович Зинченко встретил дорогого гостя на пороге храма и вручил хлеб-соль, а Татьяна Ивановна Полякова — букет цветов. В помещении храма владыку встретил настоятель игумен Трифон.

В богослужениях в субботу и воскресенье правящему архиерею сослужили архимандрит Никон – настоятель Свято-Успенского женского монастыря Кореновска, игумен Трифон – настоятель Свято-Владимирского храма, иерей Евгений Ильин – секретарь епархиального управления, протодиакон Владимир Сушко – архиерейский протодиакон, а также другие церковнослужители, сопровождающие епископа.

В конце вечернего богослужения владыка Стефан совершил чин елеопомазания, а затем многие прихожане выстроились в очередь на исповедь, уповая в воскресенье причаститься Великих Таин Христовых именно на Божественной литургии, которую будет совершать правящий архиерей.

С особой торжественностью прошла Божественная литургия в воскресенье. Многие прихожане заметили особенности архиерейской службы, в частности, то, что Царские врата не закрывались до самого провозглашения «Святая – святым!», что сам епископ Стефан многократно осенял их свечами в дикирии и трикирии.

С проповедью к прихожанам обратился иерей Евгений Ильин. Он в деталях раскрыл суть зачитанного на литургии отрывка из Евангелия от Матфея, в котором говорится о богатом юноше, спросившем Иисуса Христа, как ему войти в жизнь вечную.

По указу Патриарха

Неожиданной для многих стала церемония награждения, которую провел владыка Стефан. Указом Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла регент-псаломщица Свято-Владимирского храма Наталия Станиславовна Володина удостоена юбилейной медали Русской православной церкви «В память 1000-летия преставления Равноапостольного великого князя Владимира». Епископ прикрепил медаль к блузе Наталии Володиной и вручил удостоверение о награде. Позже Наталия Станиславовна сквозь слезы благодарности и радости повторяла: «Да разве я достойна такой награды…». Значит, достойна, коль указ подписал Патриарх, а его Господь благословил на это.

После богослужения епископ Стефан вышел к прихожанам и обратился к ним с проповедью. Затем все по очереди стали подходить к владыке на целование креста. Неожиданно через очередь взрослых к архиерею с огромным букетом белых хризантем протиснулась одна из самых юных прихожанок – пятилетняя София Китова. Отдав букет и поцеловав крест, девочка отошла, смущенная благодарностью самого епископа…

Чем живет глубинка

Закончив архиерейское богослужение, епископ Стефан не поспешил тотчас в Тихорецк, а вместе с игуменом Трифоном и сопровождающими лицами отправился в поселок Новоберезанский. Целью поездки было, во-первых, более детальное знакомство с церковной жизнью Кореновского благочиния вообще, и в частности – с приходом Первоверховных апостолов Петра и Павла, который окормляет благочинный Кореновского церковного округа игумен Трифон. Во-вторых, владыка проявил конкретный интерес к ходу строительства в поселке храма пророка Исаии. Епископ благословил прихожан, которые трудились в это время на работах по уходу за садом и строительстве храма. Будучи сдержанным на похвалу, как и всякий монах, владыка все же остался доволен тем, в каком хорошем состоянии содержится сад, какие плоды он дает. В строящемся здании храма пророка Исаии владыка поинтересовался, где будет расположен иконостас, как будут отделаны потолок и стены, чем собираются отапливать здание зимой. Получив исчерпывающие ответы, он благословил игумена Трифона на дальнейшие труды во славу Божию. Затем побеседовал с прихожанами и ответил на их вопросы.

После отъезда епископа в помещении строящегося храма отделочные работы начала вести бригада, по зову сердца и души приехавшая в поселок Новоберезанский из Ейска.

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад...” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина...” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина...” и “Ис полла...” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся...”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад...” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион...”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется...”. Хор начинает петь: “Да возрадуется...”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий...” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны...”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос...” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе...” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый...”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе...” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе...” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех...” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости...”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла...” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи...”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи...”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина... приносящаго... и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже...”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет...”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина... (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Архиерейское Богослужение 1

Архиерейское Богослужение

Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:

Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.

Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.

Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.

Подготовка к архиерейскому служению

При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.

Обязанности регента:

1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.

2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» - певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма - с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.

3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.

4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.

5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.

Совершение Архиереем Всенощного бдения

1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.

2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!».

3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.

4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.

Архиерейское Богослужение 2

Совершение Архиереем Божественной Литургии

Архиерейская встреча

Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.

После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.

По приезде архиерея:

Протодиакон: «Премудрость!» и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»

Хор: «Достойно есть…» (входное).

В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.

Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).

Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.

Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся» , и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»

После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.

Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате» (хоровое)

«Ис полла эти деспота» (3).

После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.

Хор: «На гору Сион…» (входное).

В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман - это происходит без всякого пения. Затем:

Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»

Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»

Диакон: «Господу помолимся...»

Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»

Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.

После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:

Диакон: «Господу помолимся...»

Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»

Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:

Исполатчики: «Тон деспотин» (трио).

Хор: «Ис полла эти деспота» (3) (хоровое после трио).

В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:

Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил...»

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).

Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе - пока кадит правую часть Иконостаса, третье - левую часть Иконостаса и чтевертую - пока кадит Хоры и молящихся.

Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.

2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:

Протодиакон:

Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор: «Господи, спаси благочестивыя».

Протодиакон: «И услыши ны».

Духовенство: «И услыши ны».

Хор: «И услыши ны».

Протодиакон: «И во веки веков».

Хор: «Аминь».

Протодиакон:

Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор - когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.

По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.

3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем - «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»

Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.

4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).

5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).

6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».

7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»

8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.

9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).


Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».

В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.

В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».

На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу - «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи - перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами - стихиры Пасхи.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27



Поделиться: