Покаянная служба стояние марии египетской. Мариино стояние как особое великопостное богослужение

ВЛАДИМИР ЕШТОКИН, фотографии

Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов (текст по дням и с переводом смотрите здесь). Канон также прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние».

По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего - с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.

Появление канона связывают с раскаянием архиепископа Андрея в ереси монофелитства (Монофелитство - учение о единоволии Христа.) Канон был дополнен великим современником святителя Андрея преподобным Иоанном Дамаскином.

Время возникновения: Великий канон получил общецерковное употребление в конце IX века.

Состав канона: Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события Священной истории от грехопадения Адама и до земной жизни Христа. Каждый тропарь сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Покаянная авто-биография - так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души.

Библейская история повторяется из года в год в круге богослужений, и каждый человек, посещающий церковь, переживает давно прошедшие события так, как если бы они происходили здесь и сейчас.

Наиболее известное песнопение канона - кондак, сочиненный преподобным Романом Сладкопевцем:

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Покаянный канон вошел в общецерковное богослужение после землетрясения. Рукопись канона хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила разрушительное землетрясение.

Монахини монастыря св. Потапия спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. С собой они взяли рукопись канона и читали его, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать сначала в дни бедствий, а затем и в дни Великого поста, сопроводив его коленопреклоненным чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина.

«Я - самый страшный грешник, виновный более всех людей» - главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

Андрей Критский:

1. До семи лет Андрей не мог произнести ни слова, пока необъяснимым образом не был избавлен от немоты во время богослужения.

2. В течение 20 лет Андрей опекал приют для стариков и сирот, будучи архидиаконом храма святой Софии в Константинополе. В Константинополь он попал в качестве представителя монастыря Гроба Господня в Иерусалиме на VI Вселенском соборе, как один из самых образованных иноков этой обители.

3. Андрей был посвящен в епископы острова Крит. Тем временем в Константинополе произошел переворот, в результате которого императором стал еретик Филиппик. На Соборе 712 года власть силой заставила патриарха и епископов отказаться от решений VI Вселенского Собора. В числе подписавших решение этого лжесобора был и епископ Андрей, впоследствии горько сокрушавшийся о своей уступчивости.

Церковный календарь соединил чтение канона Андрея Критского на пятой неделе Великого поста с днем памяти преподобной Марии Египетской, поэтому этих святых часто изображают на одной иконе. Церковь постановила читать жизнеописание Марии и канон в один день, так, чтобы призыв архиепископа к покаянию был проиллюстрирован наглядным примером. Пройдя путь от распутной женщины до святой, Мария стала ярким образом раскаявшейся и исправившей свою жизнь христианской души.

ИС Р17-734-3646



Тексты приводятся по изданию: Триодь Постная. – М.: Издание Московской Патриархии, 1992.


Консультант – иеродиакон Димитрий (Николаев)

Востани, спящий!
(Из поучительных слов Гедеона, епископа Псковского)

Востани, спяй, и воскресни от мертвых.

Ефес. 5, 14.


Слышите ли, возлюбленные, апостол Павел пробуждает нас от сна: ночь, говорит, уже проходит; уже занимается заря; все выходят уже на свои дела: а вы что же спите? Что лежите? Востани, спяй, и воскресни? от мертвых! Но знаете ли, братие, о каком тут сне говорит апостол Павел? Не о телесном сне говорит он, а о духовном, о том сне, в котором иногда проводит человек всю жизнь, однако же этого не чувствует. Таким сном многие, очень многие спят, но и не подозревают того, что спят. Этот сон – не что иное, как нерадение о спасении души. Как спящий человек не рассуждает о настоящем, не вспоминает прошедшего, не спрашивает о будущем, так и нерадящий о своем спасении грешник совсем не помышляет ни о Том, Кто создал его, ни о том, для чего он создан, что с ним происходит теперь и что с ним будет по смерти. Говори спящему что хочешь – он не слышит, говори нерадивому грешнику, как хочешь, о спасении души – он не почувствует. Пусть проповедуют, например, сами Небеса, что есть Бог – он не почувствует. Пусть гремит Священное Писание, что всем нам явитися подобает пред судищем Христовым – он не почувствует. Пусть взывает сама совесть, что неложно уготовано для грешников страшное мучение, а для праведных – несказанный покой и наслаждение, – он не почувствует. Кратко сказать: пусть все пророки и апостолы, все патриархи и учите ли, наконец, пусть Сам Христос придет с ними и вострубит в уши нерадивому грешнику громкой трубой, что душа у него одна, и она вечная, что надо бояться, как бы не потерять ее совсем – ему все это нипочем, он и уха не при клонит на такие увещевания, но, услаждаясь своими мечтами, будет говорить душе своей, как евангельский богач: душе… почивай, яждь, пий и веселися (Лк. 12, 19). Подумайте же теперь, братие мои, как опасен такой сон для человека. Если бы какой ленивый воин заснул во время сражения, когда свистят пули над его головой: он легко по губил бы себя. Но что же такое жизнь человеческая, как не война? Конечно война, да еще с каким сильным врагом! Несть наша брань к крови и плоти , говорит Апостол, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12). О, поистине эта брань жестока и многотрудна! И против плоти и крови устоять трудно, а против бесплотного, да притом еще злобного духа, – как устоишь? Утрудится ли когда дух? Перестанет ли нападать зло ба? Трезвитеся , говорит святой апостол Петр, и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр.

5, 8). Как же можно спать грешнику в такой опасности? Я сравнил бы такой сон со сном Сисары, который убегая с поля брани, заснул спокойно в палатке Иаили, а та, не теряя времени, насквозь пронзила его голову колом (Суд. 4). Но сон грешника еще опаснее, потому что диавол пронзает не тело только, но и душу. Впрочем, если бы у нас и не было такого страшного врага, если бы наша жизнь была не брань, а только мир и тишина – и тогда можно ли нам спать беспечно? Спит ли земледелец в то время, когда должно ему сеять? А что такое наша жизнь, как не время сеяния духовных плодов на целую вечность? Ныне , говорит святой апостол Павел, время благоприятно, ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). А если мы проспим это время, то воротится ли оно когда нибудь к нам? Никогда. По тому то и говорит Евангелие: делать подобает дела Божии, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9, 4). И Апостол говорит: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время (Ефес. 5, 15–16). Покупать можно что нибудь, пока есть торг, а когда расходятся продавцы, то и купить уже ничего нельзя. Так и человек, пока живет на земле, то у него есть время, а когда умрет, то не достанет ему времени ни на что. О если бы осужденные во аде могли купить себе времени хотя бы только один час! Что бы пожалели они отдать за этот час? Как же не жаль человеку такое сокровище – время – терять во сне? Мы находимся в том же состоянии, в каком находились рабы, ожидавшие господи на своего. А знаем ли мы, когда придет к нам Господин наш? Нет; в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 44), – так Он Сам о Себе говорит во святом Евангелии, а равно и в Апокалипсисе: се гряду, яко тать; блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его (Апок. 16, 15). Можно ли нам в такое время спать? Задремали некогда юродивые девы, вышедшие навстречу жениху, и не заметили, как погасли их светильники, а между тем послышался крик: исходите в сретение жениху (Мф. 25, 6). Мы знаем, что сталось с ними тогда; как бы и нам не пострадать также, если и нас застанет последний час спящими? Не затворилась бы и пред нами дверь небесная! Не услышать бы и нам из уст Жениха Небесно го этого грозного слова: не вем вас! (Мф. 25, 12). Вот почему так часто повторяет Христос Спаситель в Евангелии: бдите, бдите! – Знаю, что многие в сердцах своих на это отвечают: можно и подремать, Христос не скоро придет еще на суд. О Боже милосердый! Вот какое у нас рассуждение! Ты говоришь: се гряду скоро, и мзда Моя со Мно ю (Апок. 22, 12); а мы, напротив, толкуем, что еще не скоро… Но пусть так, пусть замедлит пришествием Своим Праведный Судия; однако же, если не Он к нам, то мы к Нему всенепременно пойдем. Еще, говорим, не при шло время. Но будет ли Бог ожидать, пока мы скажем: теперь пора? В книгах Ездры говорится о юноше, который лишь только вошел в чертог брачный, пал и умер (3 Езд. 9–10). Была ли ему пора умирать тогда? Казалось бы, тогда была пора всем, смотря на него, веселиться, а не плакать; но видите, Бог рассуждает не по нашему. Думал ли умирать и евангельский богач? Он приказал было себе новые житницы строить, а не могилу копать; ему хотелось бы еще попить и поесть, а не в землю закапываться и быть богатой пищей для червей. Но не так сделалось, не пришлось ему исполнить своих намерений: в ту же самую ночь, когда он, утешая себя, говорил: душе! Имаши многа блага, лежаща на лета многа, почивай, яждь, пий, веселися (Лк. 12, 19), – в сие самое время Бог потребовал его душу на суд: безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк. 12, 20). Вот, видите, братие, Бог не дожидается нашей поры; когда Ему угодно, никого не спрашивая, берет нас из этой столь любезной нам жизни. Значит, нужно быть готовым к тому на всякий час. Не обнадеживай себя: «Бог милосерд, успею покаяться». Блаженный Августин говорит: «Бог обещал тебе, о грешниче, что когда ты покаешься, Он не вспомянет грехов твоих; но что ты до живешь до завтрашнего дня, этого Он тебе никогда не обещал». Вот почему, братие мои, божественный Павел не позволяет нам беспечно спать, но повелевает скорее вставать от греховного ложа: востани , говорит, спяй, и воскресни от мертвых . И горе всем нам будет, если мы заблаговременно не пробудимся от этого греховного сна, в котором мы находимся чуть ли не с самых младенческих пелен. – Итак, возлюбленные, пока не разверзлись над нами небеса, пока не возгремела еще труба Архангела, пока не поставились еще престолы и не разгнулись книги на осуждение наше, виденные некогда пророком Даниилом, востанем с одра лености нашей, востанем как можно скорее, чтобы быть готовы ми встретить Праведного Судию и предстать Его нелицеприятному судищу. Встанем и запечатлеем на скрижалях сердца нашего те евангельские слова: аще бы ведал дому владыка в кую стражу тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати храма своего… и вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 43–44).

Канон Великий святого Андрея Критского, глас 6-й

В понедельник первой седмицы Великого поста
Песнь 1

Ирмос : Помо?щник и Покрови?тель бы?сть мне во спасение, Сей мой Бог, и просла?влю Его?, Бог отца? моего?, и вознесу? Его?: сла?вно бо просла?вися.

Припев: Поми?луй мя, Бо?же, поми?луй мя.

Отку?ду начну? пла?кати окая?ннаго моего? жития? дея?ний; ко?е ли положу? нача?ло, Христе, ны?нешнему рыда?нию; но я?ко благоутро?бен, даждь ми прегреше?ний оставление.

Гряди?, окая?нная душе?, с пло?тию твое?ю, Зижди?телю всех испове?ждься, и оста?нися про?чее пре?ждняго безслове?сия1
Неразумия.

И принеси? Бо?гу в покая?нии сле?зы.

Первозда?ннаго Ада?ма преступлению поревнова?в, позна?х себе? обнаже?на от Бога, и присносу?щнаго Ца?рствия и сла?дости, грех ра?ди мои?х. (Быт. 3, 6–7)

Увы? мне, окая?нная душе?, что уподо?билася еси? пе?рвей Еве, ви?дела бо еси? зле?, и уязви?лася еси? го?рце2
Горько, жестоко.

И косну?лася еси? дре?ва, и вкуси?ла еси? де?рзостно безслове?сныя сне?ди. (Быт. 3, 6)

Вме?сто Евы чувственный, мы?сленная ми? бы?сть Ева, во пле?ти стра?стный по?мысл, показу?яй сла?дкая и вкуша?яй при?сно го?рькаго напое?ния.

Досто?йно из Еде?ма изгна?н бы?сть, я?ко не сохрани?в еди?ну Твою?, Спа?се, за?поведь Ада?м: а?з же что постражду?, отмета?я всегда? живо?тная3
Источающие жизнь, животворные.

Твоя словеса??

Слава, Троичен: Пресу?щная Тро?ице, во Еди?нице покланя?емая, возьми? бре?мя от мене? тя?жкое грехо?вное, и, я?ко благоутре?бна, да?ждь ми сле?зы умиле?ния.

И ныне, Богородичен : Богоро?дице, надежде и предста?тельство Тебе? пою?щих, возьми? бре?мя от мене? тя?жкое грехо?вное, и я?ко Влады?чица чи?стая, ка?ющася приими? мя.

Песнь 2

Ирмос : Вонми?, не?бо, и возглаго?лю, и воспою? Христа?, от Де?вы пло?тию прише?дшаго.

Вонми?, не?бо, и возглаго?лю, земле?, внуша?й4
Здесь: слушай.

Гла?с, ка?ющийся к Бо?гу, и воспева?ющий Его?.

Вонми? ми, Бо?же, Спа?се мой, ми?лостивным Твои?м о?ком и приими? мое? те?плое испове?дание.

Согреши?х па?че все?х челове?к, еди?н согреши?х Тебе?: но уще?дри я?ко Бог, Спа?се, творе?ние Твое?.

Вообрази?в мои?х страсте?й безобра?зие, любосла?стными стремле?ньми погуби?х ума? красоту?.

Бу?ря мя? злы?х обдержи?т, благоутро?бне Го?споди: но я?ко Петру?, и мне ру?ку простри?.

Оскверни?х пло?ти моея? ри?зу и окаля?х5
Испачкал в грязи.

Еже по о?бразу, Спа?се, и по подо?бию.

Омрачи?х душе?вную красоту? страсте?й сластьми?, и вся?чески весь ум персть сотвори?х.

Раздра?х ны?не оде?жду мою? пе?рвую, ю?же ми? изтка?6
Соткал.

Зижди?тель изнача?ла, и отту?ду7
С того времени.

Лежу? наг.

Облеко?хся в раздра?нную ри?зу, ю?же изтка? ми зми?й сове?том, и стыжду?ся.

Сле?зы блудни?цы, Ще?дре, и аз предлага?ю: очи?сти мя?, Спа?се, благоутро?бием Твои?м.

Воззре?х на садо?вную красоту? и прельсти?хся умо?м: и отту?ду лежу? наг и срамля?юся.

Де?лаша на хребте? мое?м вси? нача?льницы страсте?й, продолжа?юще на мя? беззако?ние и?х.

Слава, Троичен: Еди?наго Тя? в трие?х Ли?цех, Бо?га всех пою?, Отца? и Сы?на и Ду?ха Свята?го.

И ныне, Богородичен : Пречи?стая Богоро?дице Де?во, еди?на Всепе?тая, моли? прилежно, во еже спасти?ся нам.

Песнь 3

Ирмос: На недви?жимом, Христе, ка?мени за?поведей Твои?х, утверди? мое помышление.

Огнь от Го?спода иногда? Госпо?дь одожди?в8
Излил, как дождь.

Зе?млю содо?мскую пре?жде попали?. (Быт. 19, 24)

На горе? спаса?йся, душе, я?коже Лот о?ный, и в Сиго?р угонза?й9
Убегай.

. (Быт. 19, 23)

Бе?гай запале?ния, о душе?, бе?гай содо?мскаго горе?ния, бе?гай тле?ния Боже?ственнаго пла?мене.

Согреши?х Тебе? еди?н аз, согреши?х па?че всех, Христе? Спа?се, да не пре?зриши мене?.

Ты еси? Па?стырь до?брый, взыщи? мене?, а?гнца, и заблу?ждшаго да не пре?зриши мене?.

Ты еси? сла?дкий, Иису?се, Ты еси? Созда?тель мой: в Тебе?, Спа?се, оправда?юся.

Испове?даюся Тебе?, Спа?се: согреши?х, согреши?х Ти, но осла?би, оста?ви ми я?ко благоутро?бен.

Слава, Троичен : О Тро?ице Еди?нице Бо?же! Спаси? нас от пре?лести, и искуше?ний, и обстоя?ний.

И ныне, Богородичен : Ра?дуйся, Богоприя?тная утро?бо, ра?дуйся, престо?ле Госпо?день, ра?дуйся, Ма?ти жи?зни на?шел.

Песнь 4

Ирмос : Услы?ша проро?к прише?ствие Твое?, Го?споди, и убоя?ся, я?ко хо?щеши от Де?вы роди?тися и челове?ком яви?тися, и глаго?лаше: услы?шах слух Твой и убоя?хся, сла?ва си?ле Твое?й, Го?споди.

Дел Твои?х да не пре?зриши, созда?ния Твоего? да не оста?виши, Правосу?де, а?ще и един согреших, яко человек, паче всякаго человека, Человеколю?бче: но и?маши, я?ко Госпо?дь всех, вла?сть оставля?ти грехи?.

Приближа?ется, душе?, коне?ц, приближа?ется, и неради?ши, ни гото?вишися: вре?мя сокраща?ется, воста?ни, близ при две?рех Судия? есть. Яко со?ние, я?ко цвет, вре?мя жития? тече?т: что всу?е мяте?мся?

Воспряни?, о душе? моя?! Дея?ния твоя?, я?же соде?лала еси?, помышля?й, и сия? пред лице? твое? принеси?, и ка?пли испусти? слез твои?х: рцы со дерзнове?нием дея?ния и помышле?ния Христу?, и оправда?йся.

Не бы?сть в житии? греха?, ни дея?ния, ни зло?бы, ея?же аз, Спа?се, не согреши?х, умо?м и сло?вом, и произволе?нием, и предложе?нием, и мы?слию, и дея?нием согреши?в, я?ко ин никто?же когда?.

Отсю?ду и осужде?н бых, отсю?ду препре?н бых аз, окая?нный, от своея? со?вести, ея?же ничто?же в ми?ре нужне?йше10
Здесь: строже.

Судие?, Изба?вителю мой и Ве?дче, пощади?, и изба?ви, и спаси? мя раба? Твоего?.

Ле?ствица, ю?же ви?де дре?вле вели?кий в патриа?рсех, указа?ние есть, душе моя?, до?ятельнаго восхожде?ния, разу?мнаго возше?ствия: а?ще хо?щещи у?бо дея?нием, и ра?зумом, и зре?нием пожи?ти, обнови?ся. (Быт. 28, 12)

Зно?й дневны?й претерпе? лише?ния ра?ди патриа?рх, и мраз11
Мороз.

Нощны?й понесе?, на всяк день снабде?ния творя?, пасы?й, тружда?яйся, рабо?таяй, да две жене? сочета?ет. (Быт. 30, 31, 40)

Жены? ми две разуме?й, дея?ние же и ра?зум в зре?нии: Ли?ю у?бо дея?ние, я?ко многоча?дную, Рахи?ль же ра?зум, я?ко многотру?дную: и?бо кроме? трудо?в12
Без трудов.

Ни дея?ние, ни зре?ние, душе?, испра?вится.

Слава, Троичен : Неразде?льное Существо?м, несли?тное Ли?цы, богосло?влю Тя, Тро?ическое Еди?но Божество? я?ко единоца?рственное и сопресто?льное, вопию? Ти песнь вели?кую, в вы?шних трегу?бо песносло?вимую.

И ныне, Богородичен: И ражда?еши, и де?вствуеши, и пребыва?вши обою?ду естество?м Де?ва: Рожде?йся обновля?ет зако?ны естества?, утро?ба же ражда?ет неражда?ющая. Бог иде?же хо?щет, побежда?ется естества? чин: твори?т бо ели?ка хо?щет.

Песнь 5

Ирмос: От но?щи у?тренююща, Человеколюбие, просвети?, молю?ся, и наста?ви и мене? на повеле?ния Твоя?, и научи? мя, Спа?се, твори?ти во?лю Твою?.

В нощи? житие? мое? преидо?х при?сно, тьма бо бысть и глубока? мне мгла, нощь греха?: но я?ко дне сы?на, Спа?се, покажи? мя.

Руви?ма подража?я, окая?нный аз, соде?ях беззако?нный и законопресту?пный сове?т13
Заговор, умысел.

На Бо?га Вы?шняго, оскверни?в ло?же мое?, я?ко о?тчее, он. (Быт. 35, 22)

Испове?даюся Тебе?, Христе? Царю?: согреши?х, согреши?х, я?ко пре?жде Ио?сифа бра?тия, прода?вший чистоты? плод и целому?дрия. (Быт. 37, 28)

От сро?дников пра?ведная душа? связа?ся, прода?ся в рабо?ту сла?дкий, во о?браз Господень: ты же вся?, душе?, продал а?ся есй злы?ми твои?ми.

Ио?сифа пра?веднаго и целому?дреннаго ума? подража?й, окая?нная и неиску?сная душе?, и не оскверня?йся безслове?сными стремле?ньми, при?сно беззако?ннующи.

Аще и в ро?ве поживе? иногда? Ио?сиф, Влады?ко Го?споди, но во о?браз погребе?ния и воста?ния Твоего?: аз же что Тебе? когда? сицево?е принесу??

Слава, Троичен : Тя, Тро?ице, сла?вим, Еди?наго Бо?га: Свят, Свят, Свят еси? Отче, Сы?не и Ду?ше, про?стое Существо?, Еди?нице при?сно покланя?емая.

И ныне, Богородичен : Из Тебе? облече?ся в мое? смеше?ние, нетле?нная, безму?жная Ма?ти Де?во, Бог, созда?вый веки, и соедини? Себе человеческое естество?.

Песнь 6

Ирмос: Возопи?х всем се?рдцем мои?м к ще?дрому Бо?гу, и услы?ша мя от а?да преиспо?дняго, и возведе? от тли живо?т мой.

Слезы, Спа?се, о?чию моею, и из глубины? воздыха?ния чи?сте приношу?, вопию?щу се?рдцу: Бо?же, согреши?х Ти, очи?сти мя.

Уклони?лася еси?, душе?, от Го?спода твоего?, я?коже Дафа?н и Авиро?н: но пощади?, воззови? из а?да преиспо?дняго, да не про?пасть земна?я тебе? покры?ет. (Числ. 16, 32)

Яко ю?ница, душе?, разсвире?певшая, уподо?билася еси? Ефре?му, я?ко се?рна, от тене?т сохрани? житие?, впери?вши дея?нием у?м и зре?нием. (Иер. 31, 18)

Рука? нас Моисе?ова да уве?рит, душе?, ка?ко мо?жет Бог прокаже?нное житие? убели?ти и очи?стити: и не отча?йся сама? себе?, а?ще и прокаже?нна еси?. (Исх. 4, 6–7 )

Слава, Троичен : Тро?ица есмь про?ста, нераздельна, раздельна ли?чне, и Еди?ница есмь естество?м соединена, – Отец глаго?лет и Сын и Божественный Дух.

И ныне, Богородичен : Утро?ба Твоя? Бо?га нам роди?, воображена по нам: Его?же я?ко Созда?теля всех моли?, Богоро?дице, да моли?твами Твои?ми оправди?мся.


Го?споди, поми?луй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Кондак, глас 6

Душе? моя?, душе моя?, воста?ни, что спи?ши? Коне?ц приближа?ется, и и?маши смути?тися. Воспряни? у?бо, да пощади?т тя Христо?с Бог, везде? сый и вся исполня?яй.

Песнь 7

Ирмос : Согреши?хом, беззако?нновахом, непра?вдовахом пред Тобо?ю, ниже? соблюдо?хом, ниже? сотвори?хом, я?коже запове?дал еси? нам: но не преда?ждь нас до конца?, отце?в Бо?же.

Согреши?х, беззако?нновах и отверго?х за?поведь Твою?, я?ко во гресе?х произведо?хся14
Здесь: родился.

И приложи?х я?звам стру?пы себе: но Сам мя поми?луй я?ко благоутро?-бен, отце?в Бо?же.

Та?йная сердца моего? испове?дах Тебе, Судии? моему?: ви?ждь мое? смире?ние, ви?ждь и ско?рбь мою?, и вонми? суду? моему? ны?не, и Сам мя поми?луй я?ко благоутро?бен, отцо?в Бо?же.

Сау?л иногда? я?ко погуби? отца? своего?, душе?, осля?та, внеза?пу ца?рство обра?те к прослу?тию15
Вместе с известием (о потерянных ослицах).

: но блюди?, не забыва?й себе?, ско?тския по?хоти твоя? производивши па?че Ца?рства Христо?ва. (1 Цар. 9; 10, 1 )

Дави?д иногда? богооте?ц, а?ще и согреши? сугу?бо16
Вдвойне.

Душе? моя?, стрело?ю у?бо устреле?н быв прелюбода?йства, копие?м же плене?н быв уби?йства томле?нием: но ты сама? тягча?йшими де?лы не ду?гуеши, самохо?тными17
По своей воле.

Стремле?ньми. (2 Цар. 11, 14–15)

Совокупи? у?бо Дави?д иногда? беззако?нию беззако?ние, уби?йству же любодейство раствори?в18
Примешав, добавив.

Покая?ние сугу?бое показа? а?бие; но сама? ты, лука?внейшая, душе?, соде?лала еси?, не пока?явшися Бо?гу.

Дави?д иногда? вообрази?, списа?в, я?ко на ико?не19
Т.е. наглядно, как на картине.

Песнь, е?юже дея?ние облича?ет, е?же соде?я, зовы?й: поми?луй мя, Тебе? бо еди?ному согреши?х, всех Бо?гу, Сам очи?сти мя. (Пс. 50)

Слава, Троичен : Тро?ице про?стая, неразде?льная, единосу?щная, и естество? еди?но, Све?тове и Свет, и Свя?та Три, и Еди?но Свя?то пое?тся Бог Тро?ица: но воспо?й, просла?ви Живо?т и Животы?, душе?, всех Бо?га.

И ныне, Богородичен : Пое?м Тя, благослови?м Тя, покланя?емся Ти, Богороди?тельнице, я?ко нераздельныя Тро?ицы породи?ла еси? еди?наго Христа? Бо?га и Сама? отверзла еси? нам, су?щим на земли?, небесная.

Песнь 8

Ирмос : Его?же во?инства небесная сла?вят и трепещут Херуви?ми и Серафи?ми, вся?ко дыха?ние и тварь, по?йте, благослови?те и превозноси?те во вся ве?ки.

Согреши?вша, Спа?се, поми?луй, воздви?гни мой ум ко обраще?нию, приими? мя, ка?ющагося, уще?дри вопию?ща: согреши?х Ти, спаси?, беззако?нновах, поми?луй мя.

Колесни?чник Илия?, колесни?цею доброде?телей вшед я?ко на небеса?, ноша?шеся превы?ше иногда? от земны?х: сего? у?бо, душе? моя, восхо?д помышля?й. (4 Цар. 2, 11 )

Елиссе?й иногда?, прие?м ми?лоть Илиину?, прия?т сугу?бую благода?ть от Бо?га: ты же, о душе? моя?, сея? не причасти?лася еси? благода?ти за невоздержа?ние. (4 Цар. 2, 9-13 )

Иорда?нова струя? пе?рвее ми?лотию Илиино?ю Елиссе?ем ста сю?ду и сю?ду: ты же, о душе? моя?, сея? не причасти?лася еси? благода?ти за невоздержа?ние. (4 Цар. 2, 13–14 )

Сомани?тида иногда? пра?веднаго учреди?,20
Накормила.

О душе, нра?вом благи?м: ты же не ввела? еси? в дом ни стра?нна, ни пу?тника; те?мже Черто?га изри?нешися вон, рыда?ющи. (4 Цар. 4, 8 )

Гиези?ев подража?ла еси?, окая?нная, ра?зум скве?рный всегда?, душе?, его?же сребролю?бие отложи? поне?21
Хотя бы.

На ста?рость: бе?гай гее?нскаго огня?, отступи?вши злых твои?х. (4 Цар. 5, 20–27 )

Слава, Троичен: Безнача?льне Отче, Сы?не собезнача?льне, Уте?шителю благи?й, Ду?ше пра?вый, Сло?ва Бо?жия Роди?телю, Отца безнача?льна Сло?ве, Ду?ше живы?й и зи?ждяй, Тро?ице Еди?нице, поми?луй мя.

И ныне, Богородичен: Яко от оброще?ния червлени?цы, Пречи?стая, у?мная багряни?ца Емману?илева внутрь во чреве Твое?м плоть изтка?ся: те?мже Богоро?дицу вои?стинну Тя почита?ем.

Песнь 9

Ирмос : Безсе?меннаго зача?тия рождество? несказа?нное, Ма?тере безму?жныя нетленен Плод: Бо?жие бо рожде?ние обновля?ет естества?; те?мже Тя вси ро?ди я?ко Богоневе?стную Ма?терь правосла?вно велича?ем.

Ум острупи?ся22
Изранен, буквально: покрылся струпами.

Те?ло оболе?знися, неду?гует дух, сло?во изнемо?же, житие? умертви?ся, коне?ц при две?рех: те?мже, моя? окая?нная душе?, что сотвори?ши, егда? прии?дет Судия? испыта?ти твоя??

Моисе?ово приведо?х ти, душе?, миробы?тие и от того? все заве?тное писа?ние23
Здесь: события Ветхого завета.

Пове?дающее тебе? пра?ведныя и непра?ведныя: от ни?хже вторы?я, о душе?, подража?ла еси?, а не пе?рвыя, в Бо?га согреши?вши.

Зако?н изнемо?же, пра?зднует24
Остается праздным, не применяется.

Ева?нгелие, писа?ние же все в тебе небрежено бысть, проро?цы изнемого?ша и все пра?ведное сло?во: стру?пи твой, о душе?, умно?жишася, не су?щу врачу?, исцеля?ющему тя?.

Но?ваго привожду? ти писа?ния указа?ния, вводя?щая тя, душе?, ко умилению: пра?ведным у?бо поревну?й, грешных же отвраща?йся и умйлостиви Христа? моли?твами же, и поще?ньми, и чистото?ю, и гове?нием.

Христо?с вочелове?чися, призва?в к покая?нию разбо?йники и блудни?цы: душе, пока?йся, дверь отве?рзеся Ца?рствия ужо?, и предвосхища?ют о? фарисе?е, и мытари?, и прелюбодеи, ка?ющийся.

Именование великопостного богослуж ения "Марииным стоянием" является болеенародным, нежели уставным. Это название отображает благочестивое отношение христиан к великому подвигу покаяния святой преподобной Марии Египетской - подвижнице благочестия, жившей в V-VI веках.

Когда совершается богослужение Мариино стояние

Православный устав предполагает отправление особого великопостного богослужения в четверг святой Четыредесятницы. В этот день в Церкви совершается память Марии Египетской. По сложившейся традиции богослужение начинается накануне вечером празднуемого события, а продолжается уже в сам день утром. Таким образом, в 2016 году Мариино стояние отправляется в среду вечером 13-го апреля и в четверг 14-го числа месяца. В 2017 году это богослужение отправляется 29-го и 30-го марта.

Некоторые особенности богослужения Марииного стояния

Каждый верующий православный человек старается посетить богослужение в среду вечером пятой седмицы Великого поста. Именно в этот день храме отправляется богослужение утрени, на которой читается великий покаянный канон святого Андрея Критского. Если на первой неделе поста это покоянное литургическое произведение разбивается на четыре части, то на утрени четверга 5-й седмицы поста в храмах звучат покаянные тропари всего великого литургического творения, к которым присовокупляются тропари святой Марии Египетской, святителю Андрею Критскому и особые великоостные трипеснцы. Именно чтение покаянного канона является главной особенностью богослужения Марииного стояния.


Кроме этого, во многих храмах в среду вечером читается житие преподобной Марии, которое разбивается на несколько частей, вставляемых в последование утрени. Памятование о великом подвиге подвижницы благочестия в соединении с великим каноном дают особый молитвенный и покаянный настрой верующему.


Богослужение утрени четверга пятой седмицы поста указывает и на возможность каждого человека надеяться на милосердие Божие, ведь нет ни одного греха, который при искреннем покаянии не был бы прощен Господом. Святая Мария Египетская явила собой пример настоящего благодатного преображения человеческой жизни и личности. Преподобная была великой грешницей и распутной блудницей до момента своего обращения ко Христу. Осознав греховность своей жизни, праведница потратила все оставшееся время на покаяние и великий подвиг отшельничества в пустыне (где она в одиночетсве провела несколько десятков лет). Следствием искреннего покаяния праведницы явилось стяжание последней великой благодати Божией и святости.


Житие преподобной показывает, что абсолютно для каждого человека открыт путь ко спасению и святости, необходимо только обратить свое сердце, ум и мысли на осознание своей жизни и искреннее покаяние с последующим изменением своего греховного бытия в сторону борьбы со страстями и пороками.

Богослужение четверга 5-й седмицы поста

В четверг утром в православных храмах отправляется богослужение часов, последования изобразительных, а также вечерни, соединяемой с литургией преждеосвященных даров. Служение литургии в день четверга дает возможность верующим людям накануне вечером после богослужения исповедоваться и на следующий день причаститься.

В среду вечером пятой недели Великого поста во всех православных храмах совершается особая великопостная служба - Мариино стояние. Читаются Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского целиком и житие Марии Египетской. Служба способна дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово.

Мариино стояние

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), - а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, - способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние - это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

Преподобная Мария Египетская с житием. XIX в.

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима – очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

Хосе де Рибера. Мария Египетская. 1651

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.

В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина - это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской. Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской. В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвизалась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к пещере, где она жила, просфоры.

Джотто. Мария Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. 1307-1308

«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому-то Мария Магдалина и у скульптора Донателло, и в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу.

Донателло. Мария Магдалина. 1454

Образ Марии Египетской нашел отражение и в литературе Нового времени. Мотивы ее жития встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского, и у Замятина.

14 апреля по новому стилю, а также в воскресенье пятой недели Великого поста Русская Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В 1912 году поэт Серебряного века, писатель и композитор Михаил Кузьмин в поэтических строках пересказал житие святой Марии Египетской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знакомой, Марии Замятиной.

«Ведь Марию Египтянку
Грешной жизни пустота
Прикоснуться не пустила
Животворного креста.
А когда пошла в пустыню,
Блуд забыв, душой проста,
Песни вольные звучали
Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима,
Разделив свою милоть,
Чтоб покрыла пред кончиной
Уготованную плоть.
Не грехи, а Спаса сила,
Тайной жизни чистота
Пусть соделает Вам легкой
Ношу вольного креста.

А забота жизни тесной,
Незаметна и проста,
Вам зачтется, как молитва,
У воскресного Христа,
И отыщет не Зосима,
Разделив свою милоть:
Сам Христос, придя, прикроет
Уготованную плоть».

Вконтакте



Поделиться: