Указ президента рф поэтапной конституционной реформе. Из указа президента рф «о поэтапной конституционной реформе в российской федерации

12. Указ о поэтапной конституционной реформе.

21 сентября 1993 года в 20 часов Президент РФ Б.Ельцин обратился к гражданам России по телевидению и представил основные положения Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нарушение действующей Конституции Президент распустил и упразднил Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны», «Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции», «Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции», «В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство», «В действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции», «безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти» - вот далеко не полный список причин, побудивших, вынудивших Президента пойти на нарушение Конституции.

«В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния являются выборы нового парламента Российской Федерации» - отмечается в Указе. Выборы депутатов Государственной Думы назначены на 12 декабря 1993 года. Утверждено Положение о выборах депутатов Государственной Думы, которое неоднократно изменялось в процессе избирательной кампании.

До принятия Конституции РФ вводилось в действие Положение «О федеральных органах власти на переходный период», которое по содержанию почти совпадало с главами 5 и 6 будущей Конституции РФ, со следующими отличиями: не были предусмотрены отрешение Президента от должности и роспуск Государственной Думы, один и тот же кандидат на должность Председателя Правительства мог представляться на утверждение дважды, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ по должности входили и в Совет Федерации, и в Правительство РФ. Совет Федерации, состоящий из глав законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, из консультативного органа с неопределенными полномочиями превращался в палату парламента. Однако Положение так и не заработало в полной мере.

Государственным органам до начала работы нового парламента указ предписывал руководствоваться Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ. Временная форма правления в период с 21.09.1993 по 25.12.1993 – суперпрезидентская республика. Конституция и законы РФ, законодательство субъектов РФ действуют в части, не противоречащей Указу. Кроме того, Указ подтверждает гарантированные Конституцией права человека! Указ становится временным центром правовой системы России.

В ответ на действия Президента руководство распущенного Верховного Совета объявило о немедленном отстранении Б.Ельцина от должности Президента РФ и возложении обязанностей Президента РФ на Вице-Президента РФ А.Руцкого и о созыве чрезвычайного Съезда, на который прибыло менее половины депутатов. Дом Советов России (ныне – Дом Правительства РФ) превратился в штаб сопротивления, было сформировано параллельное Правительство, но реальной власти оно не имело. Правительство РФ вело политику изоляции «Белого Дома».

Конституционный Суд РФ ночью собрался на экстренное заседание, в пожарном порядке рассмотрел действия Президента и квалифицировал их как грубое нарушение Конституции, достаточное для немедленного прекращения полномочий. Были и особые мнения, так, судья КС А.Кононов предложил рассмотреть конституционность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, сформированных в период деятельности неконституционной КПСС. Позднее Председатель КС В.Зорькин предложил так называемый «нулевой вариант» – одновременную отмену всех решений Президента, Съезда и Верховного Совета, изданных с 21 сентября, однако такое развитие событий в тот момент не представлялось возможным. Похоже, Председатель КС задался целью спасти любой ценой действующую Конституцию.

Переговоры представителей сторон при посредничестве Русской Православной Церкви не предотвратили трагические события. 3 октября сторонники Верховного Совета по призыву А.Руцкого предприняли штурм здания Мэрии Москвы и Останкинского телецентра, который привел к многочисленным жертвам. В ответ Президент ввёл чрезвычайное положение и отдал приказ о штурме Дома Советов силами армии. Остатки Верховного Совета разогнаны, руководители сопротивления арестованы.

Указом «Об основах правового регулирования в период поэтапной конституционной реформы» установлено, что до начала работы Федерального Собрания правовое регулирование по ряду вопросов осуществляет Президент РФ. Позднее он указами признавал недействующими многие положения Законов РФ, стоящие на пути конституционной реформы.

Конституционное Совещание доработало проект Конституции РФ, Президент вынес его на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Федеральное Собрание, состоялся референдум по Конституции РФ. Относительным большинством, небольшим перевесом, при низкой, едва превысившей половину списочного состава, явке избирателей Конституция была принята и с 25 декабря вступила в силу, а 11 января 1994 года начало работу Федеральное Собрание. Конституция РФ 1993 года –- шестой по счёту Основной Закон России (начиная с 1906 года), но первый, принятый всенародно.

24 декабря 1993 года, накануне вступления в силу Конституции РФ, Президент издаёт Указ «О приведении законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ», изменены или отменены («признаны недействующими») нормы более 40 законов РФ. Все указы по вопросам поэтапной конституционной реформы вынесены на рассмотрение Федерального Собрания, но реально рассмотрены не были. Ни один из таких образцов президентского законотворчества впоследствии не стал предметом рассмотрения Конституционного Суда.


Были уверены в успехе польских реформ и финансовой устойчивости ее экономики, что для них являлось залогом выплат по новому долгу, определенному в результате переговоров. Политика экономических реформ в Польше была направлена на преобразование плановой экономики в рыночную, что нашло отражение в первом Меморандуме польских реформаторов. Вопросы, рассмотренные в этом документе, были адресованы, ...

Время Китай и Россия еще находятся в процессе преобразований, перед ними стоит общая задача углубления реформ и развития экономики. Обе страны являются постоянными членами СБ ООН и мировыми державами. Вместе с этим мы должны прилагать целенаправленные усилия для дальнейшего развития китайско-российских отношений. Следует развивать сотрудничество в экономической и технической сфере. Здесь Китаю и...

... (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства», изданном в 1999 году. Глава 1. Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг. Так называемая «цепная реакция» была комплексом реформ, связанных тесной логикой причинно-следственных связей, однако весь этот комплекс коренился в назревших предпосылках...

Базу для регулирования рынка аннуитетов. Это именно та долгосрочная задача, которую придется решать на протяжении ближайших 6-8 лет. Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи: - отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России, - проведен анализ уровня пенсионного обеспечения...

В информационном пространстве России пошли вбросы о грядущих изменениях основных принципов государственного устройства. Так или иначе, эта тема всегда вызывает слухи о начале конституционной реформы, смыслом которой станут изменения функций институтов государственной власти. Либеральная оппозиция и патриотические ресурсы обсуждают тему возможного уходя Владимира Путина в Госсовет, ради чего в Конституции будет изменён статус этого института власти. Есть и другие предположения, но все они так или иначе сконцентрированы на будущей судьбе нынешнего президента после окончания его президентского срока.

Естественно, либералы, особенно финансируемые грантами разных НКО , будучи рьяными сторонниками расширения нестабильности, сеют слухи о том, что Путин чуть ли не в 2019 году досрочно покинет свой пост, и значит, скоро начнётся парад преемников, из которых, собственно, и выбрать некого. Все недосказанности ведут к внушению мысли, что иначе, как через "Майдан", ситуацию не поправить. Но агенты влияния есть агенты влияния и их штопанная белыми нитками заказная тематика влияет разве что на самый маргинальный слой, названный в 90-х "демшизой".

Более серьёзные аналитики понимают, что трансфер власти пройдёт в конституционные сроки и подготовка к нему идёт постоянно, однако если начать раньше времени готовиться к далёким событиям, то можно упустить насущные задачи. И потому гадать на эту тему пока бессмысленно. Подготовка к передаче власти - дело волнительное, но долгое. Без решения насущных экономических задач нельзя говорить о плановой передаче власти, когда нужно сохранить баланс между преемственностью и обновлением. И потому все предстоящие году будут направлены на решение этой задачи.

Чтобы несколько охладить пыл фантазёров и не давать повода к расширению умолчания, а значит и слухов, председатель Конституционного Суда Валентин Зорькин выступил с анализом недостатков Конституции и подходов власти к их исправлению. Прежде всего в его выступлении нашло выражение мнение высшего слоя руководства страны о том, что радикальные изменения Конституции, безусловно, вредны и их нужно избегать. Ибо это изменило бы дух действующего законодательства и привело в замешательство всю систему госуправления. Однако перемены локального характер назрели и их будут осуществлять так, чтобы они носили точечный характер в рамках общего правового смысла, изложенного в Конституции.

Когда Конституцию писали, главной задачей было укрепление централизма в государстве и снижение правовой анархии. Как известно, все силы, борющиеся за власть в политике , не останавливаются жо тех пор, пока не упрутся в естественные пределы возможного. Сложившийся баланс сил отражается в Конституции и закрепляет стабильность положения. Но со временем меняются акценты, и это требует реакции на самом высшем уровне права.

Так, Зорькин признал, что сейчас в структуре власти существует перекос в сторону исполнительной власти. В период Ельцина это было вызвано необходимостью укрепления вертикали власти президента, действовавшего в условиях широкой парламентской оппозиции. С тех пор в стране прошла приватизация и сложился круг элит, стремящихся не потерять в новых условиях нового президента позиции во власти и бизнесе . Ведь ясно, что в условиях перекоса баланса сил в сторону исполнительной власти, у нового президента есть возможность передела собственности в пользу новых групп влияния.

Чтобы не допустить нового передела власти и собственности, ныне существующие элиты сформируют подконтрольное парламентское большинство, способное не допустить подобного сценария. Новый статус Госсовета способен выполнять арбитражные функции, особенно есть его возглавит Владимир Путин . Это уравновесить власть правительства и президента, при том, что в России власть президента тем не менее должна оставаться центральной и не нарушать традиций единоначалия.

Так же подвергнутся пересмотру отношения центральной и местной власти. Сейчас у местной власти есть слишком большая степень свободы. позволяющая противопоставлять себя центру. Местная власть должна стать нижним звеном публичной власти в России. Это повысит управляемость и снизит конфликты местных и центральных элит. Брать суверенитета сколько проглотите больше не нужно. Усиление функций парламента неизбежно на этапе создания второго поколения элиты. По мере его укрепления и стабилизации не и исключено новое усиление президентского принципа. Таким путём идут все постсоветские республики, где происходит смена президентов, пришедших к власти после распада СССР . Россия здесь не изобретает ничего нового, а идёт общим путём.

Но для всего этого не требуется радикальной переделки Конституции. Разграничение предметов ведения и полномочий вполне способны быть осуществимыми в рамках существующего Общего закона.

Таким образом, в России начала осуществляться программа, гораздо более широкая, чем просто передача власти от существующего президента к будущему. Выстраивается новая система сдержек и противовесов. Это необходимо для решения новых задач экономического развития. Стабильность политической системы при её трансформации - это главная цель всех грядущих политических реформ, начинающихся в преддверии трансфера власти. Россия входит в новую политическую эпоху, закрывая ельцинский период.

Страница 15 из 28


21 сентября 1993 г. Б. Ельцин, обратившись к гражданам России, сообщил, что он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Суть этого Указа состояла в том, что, согласно его п. 1, прерывалось «осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» и назначались на 11-12 декабря 1993 г. выборы в Государственную Думу – нижнюю палату нового законодательного органа РФ, Федерального Собрания. Конституционному Суду РФ было предложено «не созывать заседания» до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации». На это время вводилось в действие Положение «О федеральных органах власти на переходный период», одобренное Конституционным совещанием, и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы».

Совет федерации, который был сформирован из представителей субъектов федерации, наделялся правами палаты Федерального Собрания.

Таким образом, до проведения выборов в Государственную Думу Указ вводил по существу прямое президентское правление, не предусмотренное действовавшей Конституцией, но обоснованное в этом документе тем, что «безопасность России и ее народов – более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти». Из этого обоснования следовало, что, во-первых, Президент РФ и его окружение в своих действиях опирались на силу, а не на законы. Таким образом, силовой характер надвигавшихся событий не оставлял никаких сомнений. Во-вторых, вводился новый высший критерий, чем Закон или иные нормы права – «революционная целесообразность». Сила законов, таким образом, уступала место принципам целесообразности. В-третьих, обладавшие реальной властью силы оказались неспособными найти решения и разумные компромиссы.

В чисто правовом отношении Указом № 1400 Президент РФ напрямую нарушал Основной Закон, ликвидируя конституционно избранные органы власти и учреждая вместо них новый российский парламент. Напомним, что статья 121-6 действовавшей тогда Конституции РФ гласила: «Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Часть депутатов отказалась признать законность Указа Президента № 1400, она осталась в Белом Доме и стала определять меры по противодействию Указу. И хотя, согласно последнему, все органы власти должны были руководствоваться Указами Президента РФ и постановлениями правительства РФ, Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ не подчинились предписаниям Б. Ельцина, после чего началась фактическая осада Дома Советов.

Против Указа № 1400 выступило и большинство членов Конституционного Суда, признавшее действия Президента неконституционными. Конституционный Суд пришел к выводу, что Указ Президента РФ № 1400 и его Обращение к гражданам России не соответствуют действовавшей Конституции и служат основанием для отрешения Президента РФ Б. Ельцина от должности. В тот же день, 21 сентября, срочно собравшийся на свое заседание в Белом Доме Президиум Верховного Совета, а затем Верховный Совет РФ, опираясь на это заключение Конституционного суда и статью 121-6 Конституции, принял постановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.» . Исполнение обязанностей Президента РФ было поручено вице-президенту А. Руцкому, принявшему присягу Президента РФ в час ночи 23 сентября.
А. Руцкой начал формировать параллельное правительство, были освобождены от своих обязанностей руководители силовых министерств и назначены новые. Для защиты конституционных органов власти его Указом создавался полк, который, наряду с департаментом охраны, находился в самом здании Верховного Совета. Одновременно формировались отряды самообороны, которым служба охраны раздавала оружие, находившееся в стенах Белого Дома.

Вечером того же дня в Доме Советов начал работу Десятый (внеочередной) чрезвычайный Съезд народных депутатов. Съезд принял постановление «О политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом», назначил специального прокурора по расследованию обстоятельств госпереворота и одобрил закон «О порядке принятия Конституции РФ». Он выразил свое согласие относительно проведения одновременных досрочных выборов депутатов и Президента не позднее марта 1994 г. при условии, что Б. Ельцин отменит Указ № 1400. Однако конструктивный диалог между двумя ветвями власти на этой основе не получился.

Таким образом, в стране создавалась критическая взрывоопасная ситуация двоевластия, разрушавшая сами основы конституционного строя. И вновь, как и в августовские дни 1991 г., началась интенсивная «война указов» и переманивание колеблющихся. Уже 23 сентября из числа депутатов-сторонников Р. Хасбулатова и непримиримых противников Б. Ельцина в Кремль для беседы с Президентом был приглашен заместитель Председателя Верховного Совета Н. Рябов. На следующий день, 24 сентября, последнего назначили главой создававшейся Центральной Избирательной Комиссии. Многие из бывших депутатов перешли на работу в президентские структуры.

В свою очередь, Верховный Совет призвал все Советы не исполнять Указ № 1400 и другие Указы Президента РФ, а также принимать необходимые меры по защите конституционного строя и наказанию соответствующих виновников. Для охраны органов государственной власти он решил привлечь войсковые подразделения Вооруженных Сил. В ответ Президент РФ отстранил от должности тех своих представителей на местах, которые не поддержали его Указ о поэтапной конституционной реформе, своими решениями дезавуировал постановления тех местных и республиканских Советов, которые не подчинились Указу № 1400 и продолжали политическую деятельность. Превышая свои полномочия, он приостановил действие соответствующих статей Законов о статусе народных депутатов, лишая их депутатской неприкосновенности. Президентско-правительственные структуры взяли под свой контроль некоторые здания, в которых располагались организации Верховного Совета, в том числе – Парламентского центра на Цветном Бульваре и на Новом Арбате. Все входы и выходы из этих зданий, прежде всего из Белого Дома, контролировались милицейскими постами. Фактически общество было поставлено на грань гражданской войны.

В этих условиях решающее значение приобретала позиция регионов, а главное – силовых структур государства. Что касается представительных органов на местах, то большинство Советов к вечеру 23 сентября, осудив действия Президента РФ, выступило в защиту конституционного строя. О поддержке Верховного Совета заявили также ФНС, Трудовая Москва, Союз офицеров, Русское национальное единство и другие национал-патриотические организации. Однако основная масса населения, занятая в условиях кризиса каждодневными проблемами выживания, проявила политическое отчуждение от происходившего в Москве.

В свою очередь президентско-исполнительные структуры могли рассчитывать на поддержку ряда демократических организаций, на армию, которая, проявив некоторые колебания, поддержала Президента РФ. Исполнительной власти за редким исключением в целом удалось сохранить контроль над силовыми структурами государства, что позволило ей перейти к решительным действиям. Процесс кровавой развязки событий ускорялся. После того, как Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ не подчинились предписанию Президента, Дом Советов был окружен сотрудниками МВД и военнослужащими спецподразделений. 25 сентября они плотным кольцом блокировали все подступы к Белому Дому. В результате сторонники Верховного Совета оказались за кольцом блокады. Тогда они стали переходить к протестным акциям на улицах Москвы, отвечая на жесткие действия милицейских заслонов не меньшей жесткостью.

29 сентября с Посланием к Верховному Совету о необходимости восстановления диалога между двумя ветвями власти обратился Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
30 сентября он встретился с Президентом РФ и обратился к нему с аналогичной просьбой.
1 октября был подписан Протокол об условиях сбора и складирования оружия, находившегося в здании Верховного Совета. В тот же день в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II начались переговоры между представителями противостоявших сторон. Однако достигнутые соглашения о сложении оружия и о возможном снятии блокады Дома Советов были сорваны. Переговорный процесс окончательно зашел в тупик 2 октября, когда Президент РФ подтвердил, что основным условием всех переговоров являлась безусловная сдача оружия всеми лицами, находившимися в здании Верховного Совета, а
А. Руцкой в тот же день во время встречи с представителем Патриарха митрополитом Ювеналием и судьей Конституционного Суда В. Олейником потребовал отмены Указа № 1400. Было видно, что никто не хотел уступать и проблема будет решаться силовыми методами.

Первым нанес очередной удар по политическому противнику Президент РФ. Всем находившимся в Белом Доме было предложено организованно освободить здание в течение двух дней. В сложившихся условиях это означало, что исполнительная власть фактически предъявила им ультиматум. А между тем разношерстные силы сторонников Верховного Совета попытались провести на Смоленской площади в Москве несанкционированный митинг и прорваться сквозь выставленные кордоны к Белому Дому. В столкновении с милицией часть собравшихся использовала металлические прутья и палки, камни и элементы строительных конструкций разобранной временной эстрады на Новом Арбате. И вновь пролилась кровь. Создалась чрезвычайная обстановка.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика

Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета - Съездом).

На I Съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции, и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 - декабрь 1991 года). В Конституцию была внесена новая глава "О Президенте РСФСР", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления). В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового Союзного Договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот Договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 года на V Съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения, по сути, предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства.

8 декабря 1991 года было заключено соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании на основе СССР нового образования - Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции).

Третий этап (декабрь 1991 - сентябрь 1993). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Был образован Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый герб, гимн и флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия Съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что явилось причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года

Четвертый этап (сентябрь - декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Затем были приняты "Временное положение о Федеральном Собрании РФ" и "Положение о выборах депутатов в Государственную Думу РФ". Согласованный проект Конституции был разработан в соответствии с Указом Президент на Конституционном Совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.

В 1993 году президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Согласно Указу прерывалось осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, отменялось действие Конституции РСФСР, законодательства РФ и субъектов РФ в части, противоречащей названному Указу.

То есть фактически Ельциным был совершен государственный переворот, о котором объявил Верховный совет и его сторонники. В стране образовалось двоевластие.

В свою очередь, в этот же день Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина»

В нем было установлено прекращение президентских полномочий Ельцина с момента подписания Указа № 1400, переход полномочий президента к вице-президенту Александру Руцкому, а также назначен созыв 22 сентября 1993 года экстренной сессии Верховного Совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Так, статья 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили:

«Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Около 9 вечера к зданию Верховного Совета - Белому дому – начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и многих других городов, а также иностранных государств. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг.

Приблизительно в это же время на совещании народных депутатов в зале Совета Национальностей Верховного Совета его глава Руслан Хасбулатов обратился к Советам всех уровней с требованием немедленного созыва сессий с целью дать оценку переворота, потребовать восстановления конституционного порядка и поддержать на всех территориях законную власть.

Вместе с тем административный совет ВГТРК по инициативе генерального директора компании Анатолия Лысенко принял заявление о безоговорочной поддержке действий Бориса Ельцина.

Около 22 часов сотрудниками милиции было оцеплено здание мэрии Москвы, развернута радиостанция и заблокирован гараж Верховного Совета Российской Федерации. В Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в это же время, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для освобождения президента от должности согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР».



Поделиться: