Обращение митрополита иосифа к петроградской пастве. Обращение святейшего патриарха кирилла к предстоятелям поместных православных церквей в связи с ситуацией на украине

ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА К ПЕТРОГРАДСКОЙ ПАСТВЕ

Архипастыри Ярославской Церковной области - Агафангел, Митрополит Ярославский, Серафим, Архиепископ Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя, Архиепископ Варлаам, бывший Псковский, Управляющий Дашедовским викариатством Ярославской епархии и Преосв. Евгений Епископ Ростовский - особым актом объявили о своем отделении от Митр. Сергия и о самостоятельном отныне управлении вверенными им от Бога паствами. Акт, подписанный 27 января, настолько вызывается обстоятельствами времени и настроением верующих масс народа, и настолько обстоятельно обосновывает данное отделение, что я, проживающий в Ярославской области принял в нем участие и скрепил своею подписью.

Таким образом, все распоряжения Митр. Сергия отныне для нас не имеют никакой силы. Это дает мне основание вновь опротестовать свое незаконное удаление от Ленинградской паствы и требовать канонически правильного решения этого вопроса надлежащим судом Православных епископов. А до такого решения я считаю себя не в праве предоставить вверенную мне паству (по смыслу 16 правила Двукратного Собора) произволу непользующихся нашим доверием Церковных администраторов, а перед Господом Богом и своею совестью приемлю долг принятия мер к умиротворению смущенной и взволнованной своей паствы. Для сего призываю прежде всего моих викарных епископов к единомысленному со мною служению Ленинградской пастве. Преосвященному Епископу Гдовскому Димитрию передаю временное управление Ленинградской епархией. Преосвященного Григория прошу также продолжать служение в св. Александровской Лавре в звании ее единомысленнаго со мною наместника.

Пастырей и всех верующих, призывая на них Божие благословение, прошу и молю довериться нашему руководству и архипастырскому попечению, мирно и тихо продолжая дело молитвы, душевного спасения и Богослужения, смиренно повинуясь гражданской власти, не находящей пока возможности допустить мое недостоинство до непосредственного молитвенного общения со вверенной мне паствой, буду, находясь вдали, в постоянной молитвенной о ней памяти и попечении, прося возносить и мое имя за Богослужением по установленному порядку. Да услышит Господь наши общие стоны и да благословит миром и тишиною нашу многострадальную Церковь.

Город Ростов-Ярославский.

Ленинградский Митрополит Иосиф.

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История русской церкви (Том 1) автора Макарий Митрополит

Из книги Вероучительные документы Православной Церкви автора Автор неизвестен

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Том 1. Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988-1051) Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не прежде, как предварительно

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Патриаршее и Синодальное Послание Епископам, Клиру и Пастве (1895 г.) «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

«Слово к новгородской пастве архиепископа Луки Жидяты» Лука был вторым епископом Новгородским, начиная с 1036 г., и первым епископом русского происхождения в этом городе; некоторые исследователи полагают, что он был евреем. Его краткое безыскусное «Слово» принадлежит

Из книги Правда о религии в России автора (Ярушевич) Николай

Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (+ 1672) Память его празднуется 11 мая в день мученической кончиныКогда казаки Стеньки Разина, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы митрополит вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол,

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА ИОСИФА К ЕПИСКОПУ, ОТЛОЖИВШЕМУСЯ ОТ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ Дорогой Владыко! Узнав от … о принятом Вами решении, нахожу, и после ознакомления со всеми материалами, что другого выхода нет. Одобряю Ваш шаг, присоединяюсь к Вам, но, конечно, помочь Вам более

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

РЕЗОЛЮЦИЯ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА НА ДОКЛАД ПЕТРОГРАДСКИХ ВИКАРИЕВ, ОТ 23 ДЕКАБРЯ 1927 Г Для осуждения и обезврежения последних действий Митр. Сергия, противных духу и благу святой Христовой Церкви, у нас по нынешним обстоятельствам не имеется других средств, кроме как

Из книги автора

ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА ИОСИФА К ОДНОМУ ПЕТРОГРАДСКОМУ АРХИМАНДРИТУ Дорогой отче! До последнего времени я думал, что мой спор с митр. Сергием окончен и что, отказавшись дать себя принести в жертву грубой политике, интриганству и проискам врагов и предателей Церкви, я смогу

Из книги автора

РЕЗОЛЮЦИЯ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА О СОГЛАСИИ ЕГО ВОЗГЛАВЛЯТЬ ДВИЖЕНИЕ ОТЛОЖИВШИХСЯ ПЕТРОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ Митрополит Ярославский Агафангел с прочими епископами Ярославской Церковной области, отделились также от Митр. Сергия и объявили себя самостоятельными в управлении

Из книги автора

ИЗ ОТВЕТА МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО ИОСИФА ПО ПОВОДУ ЕГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ …По поводу цитируемых в постановлении Правил (14-ое Апостольское, 18-ое Антиохийского Собора, и 15-го 1-го Вселенского Собора) должен сказать, что все они говорят в мою защиту. Настолько-ли ослепил Господь

Из книги автора

Послание Митрополита Сергия к православной пастве Украины До меня дошло сведение, в верности которого я не имею основания сомневаться, что епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский официально представлялся немецкому комиссару в г. Ровно и назвал себя

Из книги автора

§ 174. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве. Отношение этих чинов иерархии между собою и к пастве состоит в том, что епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов (Правосл. испов. ч. I, отв. на вопр. 85) , и след. главный

Из книги автора

759. Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору Истинная причина удаления преосвященного Феофана на покой. Много было недоумений, когда святитель

По традиции накануне праздника Рождества Христова Святейший патриарх Московский и всея Руси обращается к пастве с посланием.

Публикуем текст обращения.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова: праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне мы призываем всех людей вместе с Церковью прославить Творца и Создателя словами: «Пойте Господеви вся земля » (ирмос 1-й песни канона Рождеству Христову).

Любящий Свое творение Всеблагой Бог посылает Единородного Сына - долгожданного Мессию, дабы Он совершил дело нашего спасения. Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), становится Сыном Человеческим и приходит в наш мир, чтобы избавить нас Своей кровью от греха и чтобы жало смерти больше не страшило человека.

Мы знаем, что поклонившиеся Христу волхвы принесли Ему дары. Какой же дар мы можем принести Божественному Учителю? Тот, о котором Он Сам нас просит: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои » (Притч. 23:26). Что значит отдать сердце? Сердце - это символ жизни. Если оно перестает биться, человек умирает. Отдать сердце Богу - значит посвятить Ему свою жизнь. Это посвящение не требует от нас отречения от всего, что у нас есть. Мы призваны лишь удалить из сердца то, что мешает Божиему присутствию в нем. Когда все помышления заняты лишь собственным «я», когда в сердце нет места ближнему, тогда и Господу нет в нем места. Присутствие же ближнего в сердце зависит прежде всего от нашей способности переживать боль другого человека и откликаться на нее делами милосердия.

Господь требует от нас наблюдать пути Его . Наблюдать пути Божии - значит видеть Божественное присутствие в своей жизни и в человеческой истории: видеть проявления как Божественной любви, так и Его праведного гнева.

Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний.

Сейчас мы переживаем особый период: скорби не ушли из мира, ежедневно мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Но сколько же любви Божией изливается на род людской! Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности - вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить. Вера в Бога жива в сердцах большинства людей. А Церковь наша, несмотря на десятилетия гонений в недавнем прошлом и на запущенные механизмы подрыва ее авторитета в настоящем, была, остается и всегда будет местом встречи со Христом.

Верим, что, пройдя через нынешние испытания, народы исторической Руси сохранят и обновят свое духовное единство, станут материально процветающими и социально благополучными.

Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл Себя - Триединого Бога - роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы соделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира, заповедав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам » (Ин. 14:27).

Да будет этот год для народа нашего, для народов исторической Руси и всех народов земли годом мирным и благополучным. Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец поможет нам обрести надежду, побеждающую страх, и через веру почувствовать силу преображающей человеческую жизнь Божественной любви.

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2017/2018 гг.

В своем докладе на открытии Архиерейского Совещания 2 февраля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделил особое внимание вопросам развития современной приходской жизни, сообщает Патриархия.ru .

«Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — задача актуальная и архиважная для Церкви», — отмечается в Патриаршем докладе.

По словам Его Святейшества, соборное и синодальное законотворчество последних лет, в результате которого были образованы новые епархии, «с одной стороны, безусловно, дало сильный импульс к развитию церковной жизни на местах, с другой же стороны помогло увидеть наличие проблем, решение которых заслуживает общецерковного внимания».

«Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат, — заявил Святейший Патриарх. — "Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте" (Рим. 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христиан во все исторические времена. Примером следования апостольскому призыву должны быть, в первую очередь, мы, архипастыри, в нашем общении с духовенством и с мирянами».

Отдельно Предстоятель остановился на теме привлечения мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни.

«До сих пор встречается мнение, что в Церкви есть как бы два "сословия": активное — те, кто посвящен в сан, и пассивное — вся паства. Но ведь истинному христианину, являющемуся частью Тела Христова, естественно участвовать в жизни Церкви, в епархиальных и приходских заботах. Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает», — отметил Святейший Владыка.

По мысли Его Святейшества, развитию приходской жизни должны способствовать создание по благословению правящего архиерея и под пастырским руководством настоятеля волонтерских патронажных служб, организация прихожан в группы: родительские комитеты, молодежные творческие коллективы, собрания для людей старшего возраста.

При этом важно соблюсти баланс, чтобы приход не был разделен на «ячейки», которые друг с другом никак не взаимодействуют, «ибо приход — это одно Тело, одна духовно единая семья, и именно поэтому так важно всем прихожанам участвовать в воскресных и праздничных богослужениях».

«Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в епархиальной и приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Еще один важный вопрос — доброжелательное и гостеприимное отношение к впервые приходящим в храм людям. «Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного, а иногда даже грубого отношения к таковым людям, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать его, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых. И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы».

Одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность прихожан в вопросах веры и сути церковной жизни.

«Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни», — отметил Святейший Владыка.

Чтобы избежать этого, целесообразно проводить в приходских общинах духовные беседы, лекции, занятия по изучению Священного Писания и святоотеческого наследия, по литургике, догматическому богословию и истории Церкви, может быть в не в формате учебной семинарской программы, а в более упрощенном варианте. «Важно, чтобы духовенство лично участвовало в этом процессе и по возможности привлекало также сведущих мирян. Крупные городские приходы смогут, скорее всего, самостоятельно организовать такую работу, а вот приходы поменьше нуждаются в централизованной поддержке со стороны епархий», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

ВСЕ ФОТО

Интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые прошла в XXI веке и впервые в истории местом ее проведения стал храм Христа Спасителя. Божественная литургия с чином настолования отличалась необычайной торжественностью и живописностью. Храм и иконы, среди которых был и специально привезенный из Костромы чудотворный образ Федоровской Богоматери, были украшены белыми цветами: розами, лилиями, хризантемами.

В центре храма в шитом золотом одеянии находились более 200 архиереев Церкви. Вокруг них собрались гости церемонии. Их было свыше 4 тыс., сообщили ИТАР-ТАСС в службе охраны храма. Среди них - около 700 делегатов Поместного собора, который 27 декабря избрал Кирилла Патриархом. В храме собрались представители монашества и мирян, главы и делегации от всех православных Церквей мира, иерархи других конфессий, представители светской власти. На интронизации присутствовали первые лица государства: президент России Дмитрий Медведев с супругой, глава правительства РФ Владимир Путин. Среди высоких гостей были также президент Молдавии Владимир Воронин с супругой, мэр Москвы Юрий Лужков, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, супруга первого президента России Наина Ельцина. В храме были видные деятели культуры и искусства, среди которых - кинорежиссеры Никита Михалков и Владимир Хотиненко.

Ритуал принятия самого высокого церковного сана дошел до наших дней с древних веков с небольшими изменениями. В церемонию входит возведение избранного Патриарха на Горнее место в алтаре. При этом митрополиты трижды возглашают: "Аксиос!", что в переводе с греческого означает "Достоин!". Происходит и переоблачение в патриаршие одежды.

О прибытии нареченного Патриарха оповестил праздничный перезвон колоколов, которому предшествовал 15-минутный звон со всех пяти колоколен храма. У входа в храм новоизбранного Патриарха встретили два старших священника и мирянин с хлебом-солью. Кирилл приехал в храм в черной рясе и у входа в последний раз был облачен в голубую мантию митрополита.

В ходе первой части богослужения два старших митрополита, постоянных члена Священного Синода, взяли нареченного Патриарха под руки и трижды посадили его на патриаршее горнее место в центре алтаря. Троекратное посаждение на трон сопровождалось возгласами архиереев "Аксиос!" (достоин "на греческом"). Этот возглас был подхвачен духовенством и верующими в храме. Затем иподиаконы сняли с нареченного патриарха архиерейское облачение и надели на него патриаршие одежды - саккос (большую нарядную рясу наподобие рубахи) и омофор (широкую ленту, огибающую шею), на голову - патриаршую митру. Именно в этих облачениях проходила интронизация патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II, сообщает портал "Интерфакс-Религия" .

Уже как новый предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свою первую Божественную литургию.

Перед таинством евхаристии было оглашено Послание Поместного собора всем чадам Русской православной церкви.

В конце богослужения c напутствием к московскому первосвятителю обратился глава одной из древнейших в мире Александрийской православной церкви Патриарх Феодор. Затем Кириллу поднесли символы церковной власти: жезл и куколь (небогослужебный головной убор Патриарха). Примечательно, что на интронизацию из музеев Московского Кремля будет доставлена бесценная историческая реликвия - посох первого Московского митрополита Петра . Вручение посоха первого Московского митрополита символизирует вековую преемственность первосвятительского служения.

Затем Патриарх Кирилл зачитал свое первое послание к пастве, в котором назвал сохранение единства Церкви и воцерковление россиян своими главными задачами.

"Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу", - приводит слова Патриарха "Интерфакс" .

Он призвал духовенство идти навстречу молодым людям, как бы это ни было трудно для них, "людям среднего и старшего поколения, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим - и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье". "Задача патриарха - не допускать перерастания разномыслий, которым, по слову апостола, надлежит быть, в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия", - подчеркнул предстоятель РПЦ.

Он также указал на то, что Патриарх - "защитник внешних канонических рубежей Церкви". "Это служение приобретает особое значение, которое возникло после образования независимых государств на пространстве исторической Руси. Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси", - заявил Патриарх.

Считая своей задачей и заботу "о единстве вселенского православия", он заверил, что всегда будет открыт "к диалогу с Церквами-сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий".

Касаясь церковно-государственных отношений, патриарх Кирилл заявил, что оно должно развиваться "в рамках доброжелательного диалога и сотрудничества, на конституционной основе" и "служа благу Церкви, государства и народа. Затронул предстоятель в своем выступлении и тему патриаршего служения, подчеркнув, что "нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного - он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви".

"Его сердце болит о народе Божием, особенно о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом, который невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитву, общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих его членам", - сказал он.

Патриарх Кирилл также пожелал, чтобы "стали пророческими" слова его почившего предшественника Алексия II: "Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая".

По завершении патриаршего слова с приветственным словом к Патриарху обратился президент Дмитрий Медведев. Как отметели информационные агентства, глава государства впервые в истории современной России приветствует в храме нового главу Русской церкви.

Президент выразил надежду, что вступление Кирилла на первосвятительскую кафедру Патриарха Московского и всея Руси откроет новую эпоху в развитии православия в России и послужит дальнейшему развитию диалога государства и церкви.

"Это огромное событие в жизни нашей страны, в жизни всех православных народов", - заявил Медведев. "Это событие, которые которое отрывает и новую эпоху развития православия в нашей стране, и, надеемся, создает новые условия для полноценного солидарного диалога между Русской православной церковью и государством", - цитирует президента ИТАР-ТАСС.

"Ваше служение - действительно, исключительно сложный великий крест", - обратился Медведев к Кириллу. "И подвиг патриаршества, который свершался на Руси до этого, был свидетельством исключительно внимательного, особого отношения Патриарха к своему народу, его защиты в очень сложных, порой трагических обстоятельствах", - отметил он.

"Сегодня, когда Россия развивается, когда мир остается столь же противоречивым и когда он несет на себе такую же печать проблем, как и многие века назад, такого рода совместная работа между государством и Русской Православной церковью будет обязательно востребована во имя развития нашей страны и всех православных народов", - убежден глава государства.

"Россия - сложное государство, где живут люди разных народов и верований", - отметил Медведев. "В этом смысле миссия Патриарха является весьма особенной", - подчеркнул он.

Литургию с чином интронизации в главном храме РПЦ сопровождали уникальные колокольные звоны и церковное пение. Специально для этой церемонии были восстановлены исторические звоны, созданные во времена Бориса Годунова. Использовалась и музыка диакона Сергея Трубачова - сына расстрелянного священника. И сам Патриарх Кирилл вышел из семьи репрессированных: его дед и отец подвергались гонениям.

Храм Христа Спасителя не смог сегодня вместить всех желающих, Патриархия была вынуждена ввести пригласительные билеты. Тем не менее, несмотря на холодную погоду, у собора собралось немало людей, которые рассчитывали на "лишний билетик", отмечает ИТАР-ТАСС. Огромная аудитория следила за церемонией по прямой трансляции российских телеканалов. Такая трансляция тоже велась впервые в истории. Те же, кто стал непосредственными участниками события пришли в храм нарядными. В соборе оказалось немало людей с цветами и церковными наградами - тем самым люди подчеркивали значимость события. Пригласительные билеты распространялись по столичным храмам, на интронизации оказались люди самого разного социального статуса. Некоторые приехали на автомобилях представительского класса, некоторые добирались на метро. Очень многие хотели запечатлеть уникальное событие с помощью видео-, фотокамер и даже мобильных телефонов.

За стенами храма дежурили наряды милиции и машины скорой помощи. Серьезных происшествий не зафиксировано.

В понедельник, 2 февраля, иерархи Русской православной церкви совершат благодарственный молебен в Успенском соборе Московского Кремля. Именно здесь до начала советской эпохи проходили все церемонии интронизации. В середине минувшего века этот чин совершался в Богоявленском Елоховском соборе.

Интронизация (настолование) - торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему знаков патриаршего достоинства. Такими знаками являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман, предносной крест и жезл (посох).

На торжественной интронизации Патриарха присутствуют иерархи Русской православной церкви, клирики и миряне - члены Поместного собора и почетные гости.

С 1589 года ритуал интронизации совершался в Успенском соборе московского Кремля. Патриарх Тихон (Белавин) был последним, кто взошел на святейший престол в этом соборе 21 ноября 1917 года. С 1943 года интронизации Патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), (1945), Пимена (Извекова) (1971), Алексия II (Ридигера) (1990) проходили в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Церемония интронизации сохранилась до наших дней с древних веков, претерпев немногие изменения. Эта церемония обставлялась всегда с большой пышностью. Но были времена в истории РПЦ, когда интронизация проходила очень скромно. В такой обстановке взошел на Патриарший престол Тихон в 1917 году. Один из очевидцев этой церемонии в Кремле в своих воспоминаниях писал: "Октябрьский штурм был беспощаден... Дыры на куполе Успенского собора, пробоины в стенах Чудова монастыря. Пули изрешетили стены собора Двенадцати апостолов. Снаряды повредили соборы Благовещенский и Архангельский...". Патриарший объезд Кремля представлял удручающее зрелище. "Патриарх ехал на извозчике, с двумя архимандритами по сторонам; впереди, тоже на извозчике, - иеродиакон с патриаршим крестом. Толпы народа при приближении Патриарха Тихона опускались на колени. Никаких приветствий из толпы, - благоговейная тишина...".

Последняя церемония интронизация 15-го Патриарха Алексия П, состоявшаяся 10 июня 1990 года, описывается так. Нареченный патриарх Алексий П прибыл в богато украшенный Богоявленский собор, в 9 утра в притворе он в последний раз облачился в голубую митрополичью мантию и взял в руки митрополичий жезл. Божественную литургию новоизбранный Патриарх начал вместе с членами Священного Синода и старейшими митрополитами РПЦ. Главы Поместных церквей молились в алтаре. Раздался возглас "Призри с небесе, Боже:", в этот момент храм озарился светом - это верующие зажгли свечи в знак особой радости к святости происходящего. Рядом с нареченным Патриархом на горнем месте встали митрополиты Киевский и Минский. Митрополиты под возгласы "Аксиос!" ("Достоин") под руки трижды поднимали и трижды осаждали нареченного первосвятителя на Патриаршее горнее место.

Патриарх Алексий переоблачился в саккос и омофор (архиерейское одеяние). Вместе с ними Патриарху вручили две панагии (медальоны на длинных цепочках) и патриарший крест. Алексий П прочитал молитву. По окончании литургии митрополиты надели на Патриарха зеленую патриаршую мантию с золотым шитьем, вынесли белоснежный патриарший куколь и - деревянный посох митрополита Петра (ХIV век).

Патриарх принял куколь, поцеловал его и возложил на главу. Затем в руки нового главы Русской православной церкви митрополиты передали посох, последний знак патриаршего достоинства. Торжественным хвалебным гимном святителя Амвросия Медиоланского завершилось богослужение дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Во время церемонии звонили все колокола в Москве.

Роскошное облачение Патриарха несет особый смысл - является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться христианин.

Облачение патриарха, состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских патриархов могла весить более 16 кг. Современное облачение Патриарха весит не так много - 3-4 кг.

Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу и белый куколь на голове. Так же на патриархе может быть длинная мантия, надеваемая поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов - голубого. Цвет патриаршей мантии - зеленый.

Куколь Патриарха имеет форму круглого колпака, обтянутого белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых ангелов, венчает куколь крест. Белый цвет - это символ божественного света и душевной чистоты. Может быть поэтому появилось выражение: "Патриарх - ангел Церкви".

Панагия - медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери - Всесвятая, по-гречески - "Панагия". Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у патриарха мы можем видеть одну панагию.

Жезл, или посох, воплощает идею странничества, проповедничества и является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Параман представляет собой четырехугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки. Надевается он таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест. Патриарший параман надевается поверх подрясника только перед богослужением.

Патриарший предносной крест - это художественное изображение распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом. Крест - самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради спасения.

Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия...

В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что - не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые - на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.

Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

Существует три степени священнослужителей:

1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ».

Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

Белое духовенство

Монаществующее духовенство

Форма обращения

Диакон, архидиакон, протодиакон

Иеродиакон

Отец (имя)

Иеромонах

Ваше преподобие, отец (имя)

Протопресвитер, протоиерей

Игумен, архимандрит

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения

Досточтимая матушка (имя)

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя)

Архиепископ, митрополит

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя)

Патриарх

Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя)

Монах, послушник

честной брат (отец) (имя)

Монахиня, послушница

сестра (имя)

Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь.

К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?»

В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни - «Христос Воскресе!», в дни предпразднств - «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых - «с праздником», на Страстной неделе - «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…»

Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет».

Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием.

Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)».

Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе.



Поделиться: