Как создать в компании классную атмосферу? Пути создания творческой атмосферы в коллективе.

Мастер-класс «Создание творческой атмосферы на занятиях в учреждении дополнительного образования детей»
Алексеев Андрей Иванович,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,
г. Старый Оскол, Белгородская область

Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание творческой атмосферы на занятиях.
Форма проведения: игровые тренинги.

План мастер-класса
Вводный этап
-информационный блок – 2 мин.
-мотивационный блок (теоретическая часть) – 5 мин.
2. Основной этап
- проблемный блок (практическая часть) – 25 мин.
Заключительный этап
- рефлексивный блок – 3 мин.
Ход мастер-класса
Вводный этап
Информационный блок
(Перед началом мастер-класса раздают карточки со словами: моделировать ситуацию, прятать, прыгать, считать, передразнивать, наблюдать)
- Добрый день, дорогие друзья! Перед началом мастер-класса вы получили карточки со словами, я попрошу зачитать их вслух.
(Читают слова)
Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?
(Педагоги в ходе общения приходят к мысли, что это игра)
Совершенно верно - это игра. Тема моего мастер-класса звучит так: «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования».
Мотивационный блок
Известный педагог Януш Корчак сказал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу. Игра, становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.
Игра - вечная школа поведения. Давайте рассмотрим детские игры, которые копируют повседневные жизненные ситуации. (Примеры)
Я хочу предложить тренинги, с помощью которых вы сможете настроить детей на творческий лад и преодолеть психологическую инерцию.
Основной этап
Тренинги:
Преображение предмета
Участникам мастер-класса предлагается преобразовать обычную линейку в разные предметы. Использование различных уровней ассоциаций.
Предметы не связанные логической цепью
Особый порядок предметов, которые не присутствуют в аудитории. Участникам предлагается выполнить упражнение в разных темпо-ритмах.
Передача «маски» по кругу
Все участники стоят в круге лицом друг к другу. Первый делает гримасу, фиксирует ее мышцами и затем «снимает» рукой и «бросает» партнеру. Тот в свою очередь обязан «поймать» эту гримасу и зафиксировать то же выражение на лице. Затем он меняет ее на новую гримасу и передает другому партнеру. Предложить несколько уровней выразительности гримасы: начать с резкой, гротесковой мимики, затем переходить на меньшую выразительность и заканчивать упражнение минимальными выразительными средствами. Ловить не только пластику лица, но и подтекст, мотивацию выражения, темпо-ритм партнера, его пластику, добиваться включения всего тела в задание. Обсудить с учениками разницу воздействия на психику мимики резкой выразительности и мимики с минимумом выразительных средств. Сочетать высокий темпо-ритм и минимум выразительных средств.
Жесты по кругу
Работа в круге. Один из участников посылает жест по кругу. Каждый из участников его повторяет. Важно, не прекращая упражнения, соблюдать точную очередность и темп передачи жестов, их энергетику.
Тарабарщина
Вызывается пара, задается ситуация, предлагается общаться на придуманном языке. Общение идет с максимальной эмоциональной выразительностью.
Заключительный этап
У индейцев, коренных жителей Америки, был метод слушания друг друга посредством говорящей палочки. Поскольку наше занятие начиналось с обычной линейки, то мы воспользуемся методом индейцев. И говорящей у нас будет линейка. Тому, у кого она окажется в руках, предоставляется право говорить, а всем другим – слушать. Тот, кто не желает говорить, просто передает ее дальше.
(Линейка передается по кругу)
Говорить мы будем вот о чем:
-Как вы восприняли наше занятие?
-Что вы чувствовали?
-С какими трудностями столкнулись, при выполнении задания?
-Вы узнали для себя что-либо новое и неожиданное?
15


Приложенные файлы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Педагог-психолог:

Создание в школе атмосферы творческого содружества взрослых и детей.

Изменить жизнь школы, создав неповторимую атмосферу совместного творческого поиска – задача современной школы. Совместный процесс инициативы, самодеятельности и творчества обучающихся формирует мыслящую, талантливую, любящую окружающий мир, людей личность. Это единственный способ встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

Педагоги нашей школы умело применяют в своей работе современные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, создают условия успешности каждого конкретно взятого школьника. Важным качеством для развития личности является успешность, особенно в самодеятельности и творчестве. Основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.

Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, профильные классы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.

В нашей школе обучаемым предоставлены все возможности для реализации личностного творческого потенциала - это путь к развитию творческой активности. Творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно – эстетически воспитывает лидерские качества в подростках. Быть творческим лидером в школе – это престижно, актуально, значимо. При участии творчества и самодеятельности жизнь подростка становиться яркой, запоминающейся.

Формирование творческой деятельности и самореализации способствует

взаимодействию педагога и воспитанника, которое предполагает творческое содружество единомышленников.

Модель выпускника нашей школы выстроилась также на основе имеющихся наработок, проектов концепций развития школы.

1.Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, человека во всем их многообразии.

2.Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.

3.Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи. Правила, необходимые в общении с другими людьми.

4.Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.

5.Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Дети – главная действующая фигура учебного процесса. Важно вызвать интерес учащихся к предмету.

Интерес учащихся к предмету можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием меж предметных связей); занимательными элементами урока.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится. Совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации, участием в федеральных, региональных и муниципальных конкурсах. 12 педагогов нашей школы являются лауреатами и победителями региональных и муниципальных конкурсов.

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе подразумевает объединение усилий педагогов, родителей, администрации с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей школы. Важно также, что разработана система государственно-муниципальной поддержки одаренных и талантливых детей, что также мотивирует детей к развитию и реализации своей одаренности.

Одаренность - результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости.

Критерий: одаренность академическая (успешность в учебе), одаренность интеллектуальная, одаренность творческая.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. В школе создан банк данных одарённых и талантливых детей. На каждого ребенка заполняется информационная карта по следующей форме:


Индивидуальная карта одаренного ребенка

Дата рождения

Родители: образование, место работы

Индивидуальные особенности:

Успешность: участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.

Увлечения, хобби

Проблемы

Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется с первой ступени обучения, в каждой параллели.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. В школе отработана система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в школе №33.

1.Выявление одаренных и талантливых детей.

Анализ особых успехов и достижений ученика;

Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психотехник психологических служб.

2.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся предполагает:

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный подход;

Включение в учебный план школы элективных и факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

Формирование и развитие школьного центра дополнительного образования дополнительного образования;

Организацию научно-исследовательской и проектной деятельности ;

Организация и участие одаренных и талантливых детей в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
-контроль за участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

4.Поощрение одаренных детей:

Публикация в СМИ;

Благодарственные письма, грамоты детям и родителям от администрации школы;

Стипендии;

Стенд «Лучшие ученики школы»;

Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

5.Работу с родителями одаренных детей:

Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
-совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
-поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;

6.Работу с преподавателями:

Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми;

Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе;

Обеспечение эмоционального положительного фона обучения.

Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

7.Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

В приведённой ниже диаграмме отражён комплексный и всесторонний подход для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей.

Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе №33 сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. По итогам мониторинга в учебном году более 45 % детей обладают той или иной талантливостью. Многие педагоги в своих классах используют для этого инновационную педагогическую технологию: «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Школьный центр дополнительного образования «Шаг в будущее», приступивший к своей деятельности в 2008 учебном году, способствует развитию талантов и интересов обучающихся. 78% детей охвачено дополнительным образованием. В центре дополнительного образования реализовуются программы по направлениям: физкультурно-спортивное, интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Команда школы показывает достаточно высокие результаты, входя в десятку лучших общеобразовательных учреждений в течение последних пяти лет. Например, в 2008/2010 учебном году количество призовых мест по городу составило 52, в том числе 10 первых мест. Победителями и призёрами II муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2008/2010 учебном году стали 14 детей. По итогам II муниципального этапа в десятку лучших олимпиадников общеобразовательных учреждений города Тамбова вошли 36 учащихся школы №33. Успешны результаты участия наших школьников в III региональном этапе Всероссийской олимпиады в прошедшем году одиннадцать призовых мест. В рейтинге общеобразовательных учреждений г. Тамбова по показателям «Олимпиадное движение 2008/2009» школа вошла в десятку лучших. Школа принимает участие в творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней. В школе создан также и банк данных талантливой молодёжи, таких детей в нашей школе 36. Все они являются лауреатами и победителями конкурсов различного уровня. Эти дети составляют гордость нашей школы и цвет будущей нации.

Нашей школе есть чем гордиться в этом плане: все учащиеся профильных классов практически 100% поступают в вузы на избранные специальности. Выпускники (93,1%) – 2009 поступили в ВУЗы и ССУЗы с использованием результатов ЕГЭ. Число золотых и серебряных медалистов по результатам 2009 года составляет 12,7%.

Для многих ребят конкурс стал стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания помогают профессиональному выбору его участников и победителей.

Весна - время, когда природа просыпается ото сна и дарит всем без исключения вдохновение и силы на новые свершения. Кто-то возразит: «Нет, это не про меня, я ничего нового не создаю!» . Так вот, в большинстве случаев, если человек ничего не делает, то у него просто нет под рукой того, с чем он действительно хотел бы работать.

Атмосфера творчества – это не просто выставка-продажа, а яркое событие в мире рукоделия. Она дарит посетителям не только приятные покупки - авторские работы, товары для творчества - но и много положительных эмоций.

Чудесное мероприятие проходило с 30 по 2 апреля. На нем люди, которые хотели бы что-нибудь создать своими руками, могли приобрести все необходимое для творчества, начиная от салфеток для декупажа и заканчивая дорогими тканями для пошива одежды.

Компания по организации выставок занимается проектной деятельностью более пяти лет. Помимо улыбок и новых идей, на их счету множество успешно проведенных мероприятий. И каждое из них чем-то удивляет и открывает новые горизонты и направления: декупаж, вышивка бисером, мыловарение, лэмпворк, квиллинг и огромное количество других техник. Проводятся и специальные выставки, которые заинтересуют даже самую привередливую мастерицу: «Восточная коллекция», «ЭкоСфера», фестивали «Творчество без границ», WoolArtFest, «Пикник «Атмосфера творчества».

Анжелика Аликберова и Владислав Чермышенцев провели день на этой выставке. Невероятная атмосфера, царившая там, может любого человека заразить жаждой творчества. А если посетитель все-таки сомневается в своих способностях к рукоделию, то в зоне мастер-классов он может отправиться на открытые уроки по разнообразным направлениям. Так, в первый день на мероприятии побывали преподаватели «Университета декупажа», которые уже несколько лет занимаются этой кропотливой техникой. Они охотно поделились с гостями ее секретами.

Корреспондентам Artifex удалось пообщаться с одним из организаторов проекта Еленой Мурадовой, которая рассказала, чем «Атмосфера творчества» является лично для нее.

Artifex: Расскажите, как появилась идея создать такую площадку?

Замысел родился из моих предпочтений. Я сама занимаюсь декупажем, вышивкой и различными направлениями рукоделия. И в какой-то момент я поняла, что в Москве нет выставки, которая объединяет разносторонние виды handmade. В настоящее время мы хотим, чтобы люди, которые придут к нам, попадали изначально в «обучение», то есть зону мастер-классов, попробовали себя в различных видах рукоделия, а потом смогли приобрести необходимые материалы. Также сейчас мы запустили серию встреч по интересам «Атмосферные посиделки».



Artifex: Вы сами, как увлеченный рукоделием человек, посетили бы такое мероприятие?

Да, я организую его, скорее всего, для себя и исхожу из своих представлений и пожеланий - от оформления, до списка участников, выкладки на стендах.

Artifex: Как проходит отбор участников?

Обычно присылается резюме и фотографии материалов. Если это интересно и в тему, мы всегда рады сотрудничать. Есть уже сложившийся пул участников: около 70% ходит постоянно, стараясь удивлять с каждой выставкой, а 30% - это новые участники. С ними происходит определенная ротация. Есть сезонные участники, которые презентуют свои направления – например, валяние - только осенью.

Artifex: Расскажите подробнее о разветвлениях вашей выставки, например, об «ЭкоСфере».

Я лично делала «ЭкоСферу». Мы показывали натуральные материалы: дерево, шерсть. Этот проект состоялся один раз, и пока наша команда не собирается его возобновлять. Сейчас мы сосредоточены на «Атмосфере», в ноябре пройдет «Восточная коллекция». Тема этой выставки пока не раскрыта для москвичей, но она манит, ее надо показывать во всей красе. Мы стараемся презентовать ее так, чтобы люди не пугались восточной культуры, а обогащались ее сокровищами.

Artifex: Какова ваша целевая аудитория?

Это женщины с детьми, объединение ребенка и мамы, которые могли бы проводить время вместе, занимаясь творчеством.

Artifex: Вы бы хотели привлечь больше людей, чтобы помочь им раскрыть свои таланты?

Мы стараемся учить людей, совершенствовать их навыки для того, чтобы они потом могли продавать свои работы. Есть несколько порталов, где мастерицы пытаются что-то выставить, но у них не получается. Здесь нужна целая команда специалистов, начиная от фотографов и заканчивая правильным брендом. А для этого нужно разносторонне обучение.

Artifex: А что у вас могут найти для себя те посетители, которые не занимаются рукоделием?

У нас есть целый желтый сектор, где представлены работы мастеров. Если человек сам не готов что-то создавать, он может приобрести у них различные изделия, зная, что они выполнены руками. Я думаю, что если купленные вещи понравятся, то человек обязательно придет к нам учиться.

Artifex: У вас, как у мастера, есть «любимчики» среди участников?

Есть те, кто наиболее оперативно реагируют на потребности покупателей. Это всегда нравится. Они быстро ловят интересы посетителей и удовлетворяют их. Какие-то участники «раскачиваются» медленнее, и мы стараемся это менять. Работа с покупателем в приоритете.

Artifex: В чем смысл «Атмосферы творчества»?

Ее смысл – в самореализации. Женщины, которые получили определенные творческие навыки и умеют за короткое время сделать красивую работу своими руками, уверены в себе, у них спина прямее.

Artifex: Какого настроения вы хотите пожелать вашим гостям, которые уже уходят с выставки?

Конечно, удовлетворения и вдохновения. И еще чтобы они хотели поскорее воплотить все свои идеи и задумки дома.

«Атмосфера творчества» - яркое и, самое главное, доступное мероприятие. Здесь любой человек – и тот, кто только начал заниматься творчеством, и тот, кто уже стал опытным мастером, – обязательно найдет для себя что-то новое.

ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либо преувеличенную развязность, а у наблюдающих товарищей ироническое отношение, а не творческую товарищескую заинтересованность. Не вовремя брошенная со стороны реплика, смешок, перешептывание могут надолго выбить репетирующих из нужного творческого самочувствия, нанести непоправимый вред. Исполнитель этюда может потерять веру в то, что он делает, а потеряв веру, он неминуемо пойдет по линии изображения, по линии наигрыша.

Глубокая заинтересованность каждого из участников в исполняемом упражнении, этюде - это и есть та творческая атмосфера, без которой невозможен путь к искусству.

Весь сложный творческий процесс создания актером образа - это не только репетиция с руководителем и товарищами. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы над пьесой.

Станиславский часто употреблял выражение, чрезвычайно близкое по аналогии «быть беременным ролью». Актер, как мать вынашивает ребенка,- вынашивает в себе образ. Он в течение всего процесса работы над ролью не расстается с мыслями о ней. Он и дома, и в метро, и на улице, и в любое свободное время ищет ответов на те многочисленные вопросы, которые поставлены перед ним драматургом.

Каждый из нас знает, как часто полюбившийся мотив песенки неотступно преследует нас, от него иногда невозможно отвязаться, и поешь ею без конца. Так должно быть и с ролью. Она должна неотступно быть с актером - он обязан быть одержим ею. И какое громадное творческое счастье испытывает актер, когда еще неясные черты полюбившегося героя, которого ему надлежит создать, всплывают в его сознании, когда он озаряется неожиданно для самого себя видением новых черт характера, когда для него открывается весь строй мыслей и поступков создаваемого им образа.

И вот когда актер пришел на репетицию и принес результат этой большой внутренней работы, руководителю и товарищам необходимо с особой осторожностью и чуткостью отнестись к рождению этого нового человека. А это возможно только тогда, когда на репетиции существует подлинно творческая атмосфера.

Много ли молодых актеров могут похвастаться такой одержимостью ролью, такой титанической работой, какую проделывали прославленные мастера нашей сцены, когда создавали роли, принесшие им признание и славу?

И с каким трепетом и преклонением я думаю о тех мастерах, которые, создав уже незабываемые образы в спектаклях, продолжают жить мыслями о них. Не могу удержаться, чтобы не привести один из особенно дорогих мне примеров.

Много лет назад мне привелось быть в Ялте, где отдыхала О. Л. Книппер-Чехова. Я навестила ее. Она лежала в постели осунувшаяся, бледная, еще не оправившаяся после тяжелой болезни. Я не успела войти, как она сказала мне: «Вы знаете, мне запретили читать, так лежу и все думаю о Маше».

Я не сразу даже поняла, о какой это Маше она говорит. Оказалось, что она говорит об одной из своих блестящих ролей, о Маше из «Трех сестер» А. П. Чехова. Она рассказывала мне о ней, как о человеке безгранично близком, раскрывала ее внутренний мир с удивительной глубиной и тонкостью. Она мысленно проживала целые сцены, изредка произнося отдельные реплики. Я ушла потрясенная этой творческой памятью большого художника, потрясенная тем, что Ольга Леонардовна сохранила такую живую непосредственную связь с созданной ролью.

Нужно ли что-либо добавлять к сказанному? Если созданная роль оставляет такой глубокий след в памяти, то как надо любить и лелеять еще вынашиваемую роль!

Я не могу отделить любовь к роли, творческую одержимость в период рождения образа от той творческой атмосферы, которая окружала актера и в процессе создания и в процессе воплощения роли. Но если до сих пор я говорила об атмосфере репетиционной, то не менее важно поговорить и об атмосфере закулисной во время спектакля.

Как мне знакомо то необычайное волнение и возбуждение, которое сопровождает каждый спектакль, и как мне, к сожалению, знакомо, сколь много отрицательных, прямо противопоказанных явлений иногда сопровождает спектакль. Мы должны стремиться к созданию творческой атмосферы, мы должны отметать то, что мешает нам в творческом процессе создания спектакля и воплощения его.

Творческая атмосфера - это один из могучих факторов в нашем искусстве, и мы должны помнить, что создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель - создать ее может только коллектив. Разрушить же ее, к сожалению, может любой человек. Достаточно одному скептически настроенному человеку посмеяться над серьезно работающими товарищами, и этот микроб неверия начинает разъедать здоровый организм.

Много примеров можно привести из практики работы разных театров и в первую очередь театра, где царил дух высокой требовательности ко всей окружающей актера творческой атмосфере, театра, где была впервые сформулирована система психотехники творчества актера, театра, созданного нашими учителями К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

Всем известно, как путем огромной энергии, требовательности к себе, к актерам, ко всем техническим цехам Станиславский и Немирович-Данченко создали в Художественном театре ту удивительную атмосферу, которая стала предметом изучения театров всего мира.

Мне хочется рассказать о закулисной атмосфере во время спектакля «Вишневый сад», в котором я многие годы играла Шарлотту.

Несмотря на то, что пьеса начинается с большой сцены между Лопахиным, Дуняшей, а потом Епиходовым, все занятые в «приезде» - то есть Раневская, Гаев, Аня, Пищик, Варя, Шарлотта (а в период моих первых спектаклей это были О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Коренева) - сидели до открытия занавеса на скамейке в ожидании своего выхода. После слов Лопахина - Леонидова: «Вот, кажется, и едут...» - всегда один и тот же бутафор проходил с противоположной стороны сцены, держа в руках кожаные ошейники, обшитые бубенцами-колокольчиками, и ритмично встряхивал ими, усиливая звук бубенцов, приближаясь к нам. Как только раздавался звон колокольчиков, все занятые в «приезде» уходили в глубь сцепы, чтобы оттуда, разговаривая, выйти, принося с собой оживление приезда.

На примере этой сцены, которую зритель воспринимал на слух, я на всю жизнь восприняла, какими тонкими средствами Станиславский добивался того, что зрители верили в правду происходящего. Для «стариков», игравших много-много лет «Вишневый сад», по-видимому, в плоть и кровь вошла эта закулисная сцена. И каждый раз она игралась ими совершенно так же, как если бы шла при открытом занавесе. Кнпппер-Чехова уже за кулисами была именно в том удивительно приподнятом состоянии, при котором казались совершенно естественными почти одновременные и смех, и слезы, и слова: «Детская, наша детская...»

С необычайной легкостью, достигнутой, конечно, громадным трудом, все участники сцены после первых же звуков колокольчиков включались в это удивительное самочувствие людей, приехавших на родину, не спавших ночь, людей, которым зябко от утренней сырости весеннего воздуха, возбужденных и радостью возвращения, и острой горечью утрат, и ощущением нелепо сложившейся жизни.

Поражала меня и атмосфера, царившая на «скамейке» еще до момента начала «закулисного приезда». Книппер, Качалов, Тарханов, Коренева приходили, садились, здоровались друг с другом, даже перебрасывались иногда фразами, не имевшими отношения к спектаклю, но вместе с тем это были уже не Книппер, не Качалов, не Тарханов и Коренева, а Раневская, Гаев, Фирс, Варя.

В этом умении существовать в зерне образа была огромная сила Художественного театра. К великому сожалению, наша молодежь не верит, что зерно образа - тончайшая перестройка всей нервной системы - не дается так легко и просто и что нельзя, болтая за кулисами бог знает о чем, сразу овладеть всем комплексом изображаемой личности.

Мне вспоминается еще другой момент ожидания выхода. Второй акт начинается со сцены Дуняши, Яшкиг Еппходова и Шарлотты, потом Шарлотта уходит, но у нее есть еще один проход, так что, уйдя со сцены, я опять садилась на «скамеечку». Через несколько минут после Шарлотты уходил со сцены Москвин - Епиходов. «Я знаю, что мне делать с моим револьвером»,- произносил он предупреждающе-трагически, и мы слышали, как каждый раз эту фразу зрители встречали гомерическим смехом. Потом Москвин проходил по мостику за кулисы, мимо нас и дальше по сцене, к себе в уборную, с таким же удрученным, обиженным лицом. Эта чуть-чуть преувеличенная серьезность была одной из сторон громадного комического таланта Москвина. К нему подходил бутафор, Москвин отдавал ему гитару, но лицо его не менялось. И каждый раз я думала: когда же он «стирает» с лица это удивительное выражение? В какой момент трагически-глупые, пытающиеся осмыслить непосильную задачу глаза Епиходова становятся знакомыми москвинскими глазами? И что заставляет Москвина после своей сцены, будучи уже за кулисами, все еще быть Епиходовым? Уже потом я поняла, что это и есть искусство, когда артисту, зараженному мыслями и чувствами героя, не так-то просто сбросить с себя все это.

Но такое искусство не приходит сразу. Оно требует огромного напряжения сил.

«Труд театра! - писал Вл. И. Немирович-Данченко.- Вот что мы, люди театра, любим больше всего на свете. Труд упорный, настойчивый, многоликий, наполняющий все закулисье сверху донизу, от колосников над сценой до люка под сценой: труд актера над ролью; а что это значит? Это значит - над самим собой, над своими данными, нервами, памятью, над своими привычками...».

Мне кажется, что эти слова имеют огромное значение.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

Из книги Кино Италии. Неореализм автора Богемский Георгий Дмитриевич

Ренцо Ренци. Атмосфера 1940 года Мысли, высказанные Феллини, помогают лучше понять «Дорогу» и с большей откровенностью участвовать в развернувшейся дискуссии о неореализме и путях его развития. Обо всем этом нельзя рассуждать априорно, без обращения к конкретным фактам,

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Классики и психиатры автора Сироткина Ирина

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Разнузданность не есть творческая свобода Среди моих учеников была одна молодая, очень культурная женщина, по образованию художница. Она много бывала в театрах, и у нее уже образовался свой взгляд на искусство актера. При несомненных способностях, в работе она все-таки

Из книги Литературное произведение: Теория художественной целостности автора Гиршман Михаил

Основы диалогического мышления и его культурно – творческая

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Атмосфера SPA-салона Нью-Йорк – город бьющей через край энергии, придающий сил и уверенности в себе, помогающий добиться успеха. Жизнь здесь течет с невиданным размахом, в бешеном темпе и ритме. Но подчас энергия зашкаливает, и тогда ты чувствуешь себя как выжатый лимон.Мы

Из книги Религия для атеистов автора Боттон Ален де

Дзен-атмосфера в кабинете стоматолога Дантисты в столице либерализма, как, впрочем, и врачи других специальностей, не в силах уклониться от правил бизнеса и избежать конкуренции. Чтобы приручить клиентов и компенсировать рост страховых премий (взносов), зародилась новая

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

б) Нравственная атмосфера 1Христианство никогда не возражало против создания нравственной атмосферы, в которой люди могли указывать на недостатки друг друга и признавать, что есть возможности для самоулучшения.И не видя особых различий между взрослыми и детьми,

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет Мы рождены для вдохновенья А.С.

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Творческая лаборатория в Кикерино Среди предприятий Петербургской губернии, связанных со строительством, существовала уникальная керамическая мастерская «Гельдвейн-Ваулин» в Кикерино, за короткое время она стала ведущим производителем керамики для построек

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Из книги автора

Разрыв смысла как творческая сила Письмо травмы стало еще с 1970-х годов предметом внимательного изучения психологов и филологов. Его постоянными признаками считают «вытеснение» самой травмы, которая не упоминается в тексте (или затрудненность разговора о ней), и

Строителям особых климатических зон посвящается…

Ничего кроме тошноты вид озабоченного руководителя, приходящего на работу, у сотрудников не вызывает.

Хреново, если с утра вам не о чем поговорить с сотрудниками, кроме как о работе или вы вымучиваете темы для такого разговора.

Колесом что ли перед сотрудниками ходить? Анекдоты травить?

Людей нельзя мотивировать, не общаясь с ними ПОСТОЯННО.

«Зачем мне любить сотрудников? Для этого у меня есть семья»

Семь лет я управлял петербургской компанией «Дом-Лаверна» . Это один из лидеров розничной торговли товарами для ремонта и оформления интерьеров. Магазины компании работают в премиальном ценовом сегменте, представляя своим покупателям обои и декоративные ткани, сантехнику и мебель для ванной комнаты, керамическую плитку и мозаику, напольные покрытия и светильники.

За семь лет удалось сделать немало, но самым главным своим достижением считаю то, что мне удалось создать в компании нечто, что незаметнее всего, нечто, на что управленцы, как правило, вообще не обращают внимания, но без чего эффект от самых наираспоследнейших менеджерских «игрушек» существенно ниже запланированного. Я говорю об АТМОСФЕРЕ. О той самой атмосфере, наличие которой заставляет человека идти на работу с улыбкой и работать, не теряя хорошего настроения.

Наличие такой атмосферы через несколько лет после начала моей бурной деятельности отмечали все люди, приходившие в наш офис. Наши коллеги даже называли его (офис) санаторием, хотя работали мы не меньше, чем они. Так что же такое позитивная атмосфера, зачем ее создавать и что для этого делать, - об этом я попытался написать здесь.

Итак, вы идете на работу. Какое у вас настроение? Если вам нравится ваша работа, настроение, как правило, приподнятое. И чем ближе вы подходите к месту своей работы, тем лучше ваше настроение. Причем это не зависит от того, с каким чувством вы вышли из дома. Возможно там (дома) что-то расстроило вас или вызвало ваше раздражение, но чем ближе вы к месту работы, тем лучше ваше настроение. Это в том случае, конечно, если вам нравится ваша работа (если она вам не нравится – увольняйтесь, ибо нет ничего более прискорбного и опасного для дела, чем менеджер, тем более топ-менеджер, которому не нравится его работа).

Итак, вам нравится ваша работа, и вы с удовольствием подходите к… Ну, я не знаю, к чему вы подходите, назовем это странным словом «офис». Вы открываете дверь, входите и… видите своих сотрудников, пришедших на работу раньше вас. Настроение ваше повышается еще больше, потому что вы видите приятные вам лица: лица людей, которые каждый день работают с вами плечом к плечу (даже если они не являются вашими непосредственными подчиненными), лица людей, большинство из которых (если не всех) вы лично принимали на работу. Дорогие вам лица.

…как не знаете?

Вы не знаете, что эта девушка собиралась вчера в театр, а парень уехал встречать маму?

Вы спрашиваете: откуда вы это могли знать, ведь это не ваши непосредственные подчиненные…Вы так поздно ушли вчера с работы… У вас был вчера такой трудный день, что вы просто не имели ни возможности, ни времени получить информацию о планах своих сотрудников, которые (еще раз подчеркиваете вы) и не являются вашими непосредственными подчиненными.

Хреново…

Это действительно хреново, если с утра вам не о чем поговорить с сотрудниками, кроме как о работе или вы вымучиваете темы для такого разговора. Это очень хреново, если вы не знаете интересов своих товарищей по работе. Ах, Ввы в курсе какое хобби у вашего финансового директора! Вы знаете, что директор по логистике прекрасно играет в боулинг, а коммерческий директор собирает марки! Ну, дружище, еще бы вы этого не знали…

Я настаиваю на том, что топ-менеджер ОБЯЗАН знать об интересах своих сотрудников. Желательно всех, а не только самых приближенных. А как без такого знания вы собираетесь АТМОСФЕРУ в офисе создавать? Я обращаюсь только к тем, кто намерен ее создавать. Колесом что ли перед сотрудниками ходить? Анекдоты травить? Даже если вы действительно будете ходить и травить, этого не достаточно, для создания АТМОСФЕРЫ.

В центральном офисе «Дом-Лаверна» работало более 40 человек. Ответственно заявляю, что знал о привязанностях каждого. Естественно, о тех привязанностях, о которых люди считали нужным мне рассказывать. Но ведь никто и не требует тотального копания в головах сотрудников. Если человек делится с тобой информацией о своем хобби, это уже хорошо. Но не достаточно для полного счастья. Необходимо эту информацию запомнить и аккуратно пользоваться ей для создания каждому конкретному человеку ощущения уюта на работе. Ведь если ты знаешь, что небезразличен руководству, если ты знаешь, что твои интересы небезразличны руководству – тебе больше хочется работать в этой конкретной компании с этим конкретным руководителем.

Еще лучше, если ты разделяешь интересы своих сотрудников (группы сотрудников) или более того, делишься с ними своими интересами, причем, не только рассказывая о них, но и приглашая к участию.

Меня, например, очень занимает керамика. Не коллекционирование, а изготовление. Собственными руками. Я люблю приезжать в Ораниенбаум в Дом Анжу к своим добрым приятелям Карлыхановым и лепить что-то из глины вместе с такими же «художниками-керамистами» как я сам. Мне показалось, что такое времяпровождение может быть интересно моим сотрудникам, и я пригласил их в один из выходных поехать вместе. Результат превзошел все ожидания. Людям очень понравился как процесс, так и результат. Да и друг на друга взглянуть в неформальной творческой атмосфере не помешало. В таких необычных обстоятельствах всегда замечаешь в своих товарищах что-то новое, что-то очень хорошее, чего не видел и, может быть, не мог видеть в рутинной рабочей обстановке. А они замечают что-то новое в тебе…

Горжусь тем, что на рабочих столах некоторых сотрудников «Дом-Лаверна» до сих пор стоят изделия, сделанные их собственными руками в замечательном Доме Анжу.

Еще пример. Не смотря на мой совсем не волейбольный рост, я очень люблю играть в волейбол. И мне удалось заразить этой игрой чуть ли не половину офиса. Причем, все было профессионально, с тренером, по-взрослому. Через пару лет всеобщих занятий, конечно, большинство ходить перестало: уж слишком значительный стал образовываться разрыв в классе игры. Но факт остается фактом: как во время тотального увлечения волейболом, так и после него все люди, участвовавшие в этом процессе, ощущали единение не только потому, что являются сотрудниками одной фирмы.

Когда Вы поймете, какой это кайф – создание АТМОСФЕРЫ в своем родном офисе, когда Вы сами начнете получать кайф просто от самого факта нахождения в такой атмосфере, Вам обязательно захочется расширить «зону своего влияния». Ведь у многих из вас бизнес не заканчивается только центральным офисом. Есть еще и удаленные подразделения. В моем случае это милые моему сердцу магазины. Магазины, в которых до сих пор работают замечательные люди, самыми замечательными из которых являются директора. Это на 100% «мои люди». Каждая из этих очаровательных женщин (а магазинами «Дом-Лаверна» сейчас управляют исключительно женщины) блестяще умеет создавать прекрасный климат в своем магазине. И я горд, что в создании этого климата, особенно на первых порах (2002-2004 годы) существенную роль сыграл я сам. Я выезжал в магазины как на линию фронта. Ведь именно там происходит таинство превращения нашего товара в деньги покупателей. Именно там наш товар становится собственностью покупателя, а деньги покупателя переходят в кассу компании. Это и есть квинтэссенция работы всей компании. Конечно, я не умаляю как роли предварительной подготовки (поиск товара, его выбор, переговоры с производителем и т.д. и.т.п.), так и последующей деятельности по доставке товара покупателю и его установке (в случае необходимости). Я никоим образом не умаляю роли так называемых «обслуживающих подразделений», которые не участвуют ни в процессе товародвижения, ни в процессе реализации (например, бухгалтерия или финансово-аналитический отдел). Но именно в магазинах происходит главное событие: обмен товара на деньги.

Поэтому большое количество времени я сам и мои более продвинутые в области управления персоналом коллеги, Нина Кирюханцева и Оксана Серватович , уделяли созданию АТМОСФЕРЫ в магазинах. Наши усилия были вознаграждены сторицей.

Нам действительно, совместно с директорами, удалось создать КОМАНДЫ. Коллективы единомышленников, нацеленные на достижение ОБЩЕГО результата, что крайне непросто в такой системе торговли, где, по сути, каждый продавец работает сам на себя.

Я знаю большое количество магазинов в разных сферах розничной торговли, где продавцы относятся друг к другу исключительно как к конкурентам. Я знаю такие сети, где высший менеджмент специально, целенаправленно проводит политику «разделяй и властвуй» по отношению к торговому персоналу. Где конкуренция между продавцами культивируется и насаждается, если хотите. В магазинах «Д-Л» был и есть элемент соревнования между менеджерами по продажам. Иное и невозможно в такой системе продаж, когда менеджер «ведет» заказ клиента от момента знакомства с ним до момента фактической передачи товара. Они вместе: покупатель и менеджер по продажам проходят через долгие и подчас мучительные этапы:

1. собственно выбора товара или группы товаров, подбирая их зачастую по каталогам, что накладывает на продавца повышенную ответственность, поскольку в этом случае покупатель не видит собственно товар, а лишь его изображение;

2. заказа выбранного товара на фабрике производителя или складе поставщика (безусловно, в этом процессе принимают самое активное участие специалисты коммерческого отдела, контактирующие с производителями и поставщиками, но перед покупателем за результат отвечает менеджер по продажам и только он);

3. доставки товара на склад компании, проверки его качества и комплектности;

4. доставки товара в магазин для передачи покупателю или непосредственно на адрес последнего.

Все это время именно менеджер по продажам несет ответственность за то, чтобы покупатель был удовлетворен и качеством выбранного товара, и сроками доставки, и самим процессом общения. Поскольку менеджер по продажам для покупателя является чрезвычайным и полномочным представителем всей компании «Дом-Лаверна». Он – лицо компании. По нему, по его профессионализму, аккуратности, четкости, ответственности, доброжелательности покупатель будет судить о компании в целом. Именно поэтому я считаю абсолютно справедливым, что продавцы в «Дом-Лаверна» называются МЕНЕДЖЕРАМИ. Но, совершенно понятно, что такая «индивидуальная» система продаж сама по себе порождает ряд конфликтов. Кому-то «достался» богатый покупатель, один комплексный заказ которого позволяет менеджеру выполнить месячный план. Кому-то такой покупатель никак не может встретиться, и он вынужден обрабатывать сотни заказов, чтобы этот пресловутый план выполнить. Кому-то «повезло», и дорогущее изделие, заказанное покупателем, находится на складе поставщика в Петербурге или вообще может быть продано с экспозиции. А кто-то будет ждать товар «своего» заказчика три месяца, получая порой противоречивую информацию от разных инстанций по поводу status quo этого товара, оставаясь при этом обязанным держать покупателя в курсе того, где и в каком состоянии находится его вещь. Существует еще масса поводов для конфликтов и зависти, что в итоге может привести (и в большинстве известных мне розничных структур приводит) к, мягко говоря, недоброжелательному отношению между продавцами.

Этой недоброжелательности удалось избежать. Напротив, удалось создать команды профессионалов, нацеленных как на выполнение собственных планов, так (и это прежде всего!) и на выполнение плана всего магазина. Чего это стоило?

Дорогого…

Я думаю, Нина Кирюханцева и Оксана Серватович когда-нибудь напишут свои книги о том, как мы это делали. Я не знаю ни одной компании, в которой бы так возились (извините за это слово, но оно очень точно отражает процесс) с персоналом. В которой проводилось бы такое количество тренингов как для рядовых менеджеров по продажам, так и для среднего менеджмента (администраторы торговых залов, товароведы). А уж с директорами магазинов Нина и Оксана, по-моему, вообще не расставались.

Возможно, многие из вас, читающих эту статью, скажут, что все дело в системе мотивации сотрудников магазинов. Типа, все зависит от весовых коэффициентов: так их настроишь, - продавец будет акцентировать внимание на выполнении индивидуального плана; по-другому настроишь, - будет из кожи вон лезть, чтобы добиться выполнения плана всем магазином (помогать отстающим, например). На самом деле, система мотивации действительно исключительно важна. Но я предостерегаю Вас от переоценки ее значимости. По сути, все эти весовые коэффициенты в розничной торговле сводятся к одной простой истине: чем лучше работает КАЖДЫЙ продавец, тем более высоких результатов достигает магазин. Все просто и нечего, особо, огород городить. Предметом же моей гордости является именно создание КОМАНД в каждом магазине. Команд, возглавляемых директорами, и состоящими из всех членов коллектива. В каждом торговом зале были и менеджеры-звезды, и стажеры. Но все они были частью КОМАНДЫ. Звезды становились наставниками стажеров и искренне радовались (это правда!), когда стажеры превращались в еще более ярких звезд, чем их учителя. Причем нам удалось построить такую систему, в которой звезды требовали (!), чтобы к ним «прикрепили» стажера. Удалось построить стройную систему передачи опыта успешных продаж. Мы по полной программе использовали то, что магазины не были разрозненными торговыми точками. У нас была СИСТЕМА магазинов, поэтому и передача передового опыта, семинары, обучения, проводились на уровне системы. То есть, позитивный опыт, полученный, скажем, в магазине на проспекте Ветеранов, практически немедленно становился достоянием сотрудников всех остальных магазинов.

Помимо переменной части заработной платы, которая зависела от выполнения плана, у всех менеджеров были оклады. Оклады, в свою очередь, зависели от категории. Самые высокие оклады были у менеджеров по продажам 1-й категории, самые низкие – у менеджеров 3-й (не считая стажеров, конечно). Менеджер получал 3-ю категорию, если успешно проходил испытательный срок и сдавал соответствующие зачеты по знанию товаров, умению общаться с посетителями, демонстрировал навыки продаж. Для получения 2-й категории нужно было не менее 6 месяцев выполнять индивидуальный план плюс совершить еще несколько подвигов. Первой категории удостаивались единицы, которые были не просто настоящими звездами продаж, но и воспитали из стажеров успешных менеджеров.

Категории присваивались аттестационной комиссией в режиме собеседования с претендентом. Я знаю, что подобная система оценки существует во многих сетях. Знаю, что генеральные директора сетей зачастую являются обязательными членами таких комиссий. Знаю, также, что далеко не все первые лица компаний и далеко не всегда принимают участие в работе таких комиссий.

За семь лет работы в «Дом-Лаверна» я не пропустил НИ ОДНОЙ.

Во-первых, работа (а не просто присутствие) генерального директора в аттестационной комиссии подчеркивает важность происходящего события. Важность для всех: и для претендентов, и для остальных членов комиссии. У нас обязательными членами комиссии, наряду с генеральным, были: директор «аттестуемого» магазина, директор другого магазина, представитель службы персонала и руководитель того товарного направления, которое представлял аттестуемый (менеджеры по продажам были разделены по товарным направлениям, ибо невозможно знать назубок весь ассортимент «Дом-Лаверна» и уметь одинаково успешно продавать и обои, и сантехнику, и светильники, и полы, и плитку).

Во-вторых, мне интересно было оценить, действительно ли вырос уровень того или иного менеджера по продажам или это ему только кажется (я мог это оценить, потому что знал почти всех своих продавцов лично).

В-третьих, мне было интересно посмотреть, как человек ведет себя на аттестации, то есть в стрессовой ситуации, ведь он должен быть ежедневно работать в подобном режиме (представьте себе выбор товара с покупателем на протяжении нескольких часов, а иногда и нескольких дней – это же сумасшедший стресс!).

В-четвертых, мне было вообще все интересно! Я любил свою работу и своих сотрудников. И я не считал, что на аттестации «простых продавцов» я теряю свое драгоценное время, которое мог потратить с большей пользой, занимаясь решением вопросов межгалактической важности. Я считал и считаю, что самыми важными вопросами для топ-менеджера являются вопросы, связанные с мотивированием людей. А людей нельзя мотивировать, не общаясь с ними ПОСТОЯННО.

Так вот, нередки были аттестации, на которых суперзвезды продаж не получали первую категорию только потому, что им было наплевать на коллектив. Реже, но случались события, когда менеджер по продажам первой категории терял свою звездную категорию и возвращался на вторую за то, что стал заниматься только собой, только собственными продажами, наплевав на помощь коллективу, на воспитание новичков. И это не социализм, не насаждение равенства. Это поддержка командного духа, воспитанию которого мы уделяли большое внимание. Именно поэтому и удалось создать в магазинах атмосферу, в которой люди работали улыбаясь.

Свое личное участие в создании такой атмосферы и в целом в работе с персоналом магазинов я не переоцениваю, но как-то Екатерина Станкевич, работавшая в то время директором двух магазинов «Дом-Лаверна» на Невском проспекте, в шутку назвала свой коллектив «Фан-клубом Цивина». А эта оценка дорогого стоит.

Я знаю, что многие руководители несколько настороженно относятся к дружбе между сотрудниками. Я же никогда не был против такой дружбы. Если кто-то думает, что дружба создает предпосылки для возможных злоупотреблений (сговоров и т.п.), то утверждаю, что ровно наоборот. Утверждаю не на пустом месте. В знаменитой как «кузница» кадров компании «Юнилэнд» я начинал свою деятельность в должности вице-президента по предотвращению потерь. Поэтому не понаслышке знаю, что такое мошенничество, какие пути ведут к нему. Так вот дружба (приятельство) – это самый долгий путь к мошенничеству. Особенно дружба сотрудников, работающих в одной КОМАНДЕ. Я полагаю, нетрудно догадаться почему. А если трудно, - спросите меня, я объясню при личной встрече.

Вывод: мы создаем теплую, светлую, дружественную атмосферу не только потому, что нам самим в таком уникальном микроклимате комфортнее работать. А создаем ее:

Как залог безопасности бизнеса (атмосфера сотрудничества создает препятствия для мошенничества);

Как залог высокой эффективности действий сотрудников;

Как залог творчества. Подобная атмосфера поощряет смелость в принятии решений. Без смелости творчество немыслимо. А без творческого подхода каждого крайне затруднительно добиться высокого результата в целом.

Основным внутренним «драйвером» руководителя, создающего дружественный микроклимат в своем коллективе, однако, всегда является не здравый смысл и трезвый расчет, а любовь к людям. В разговорах о работе с женой я очень часто называл своих младших товарищей по работе «мои дети». Не в том смысле, что приравнивал их умственные способности детским, а в том, что относился к ним как к своим детям. А по мнению супруги даже лучше, чем к собственному ребенку.

Я знаю одного руководителя, который говорит: «Зачем мне любить сотрудников? Для этого у меня есть семья». Я знаю как к этому человеку относятся его сотрудники. Мне бы не хотелось, чтобы так относились ко мне. Любите людей. Не закрывайтесь в своем топ-менеджерском групповичке. Интересуйтесь жизнью окружающих и тогда

  1. Вы откроете для себя массу интересных, порой неожиданных вещей,
  2. Вы сами станете интереснее окружающим.

Итак, АТМОСФЕРА создается руководителем тогда и только тогда, когда он:

  • Сам в хорошем настроении, и охотно делится им с окружающими;
  • Знает об интересах большого количества (в идеале – всех) рядовых сотрудников;
  • Сам «интересно живет», имеет одно или несколько хобби;
  • Делится своими интересами с сотрудниками (не только с ближайшими подчиненными, а с максимальным количеством рядовых сотрудников);
  • Вовлекает их в свои хобби, и дает вовлечь себя в их хобби;
  • Активнейшим образом сам принимает участи в организации и проведении корпоративных мероприятий от банального выезда за город, до проведения новогодних вечеров;
  • Что-то еще? Добавьте свое.

В заключении этой статьи я обязан предупредить строителей атмосферы: внимание! Не переусердствуйте! Во всем нужно соблюдать чувство меры. Вы создаете климат в коллективе, вы и должны его точно регулировать. Все, что я сказал выше, не отменяет субординации, дисциплины, требовательности и твердости. Не забывайте, что акционеры платят вам деньги не за создание дружественной атмосферы на работе, а за достижение конкретных результатов. Атмосфера – не цель, а еще одно средство достижения таких результатов.

Нельзя допускать, чтобы хорошие отношения с сотрудниками переходили в фамильярность и панибратство. Ни в коем случае нельзя заискивать перед подчиненными, добиваясь их расположения. Это еще опаснее, чем постоянно орать на них.



Поделиться: