Святые отцы семи вселенских соборов икона. Затем кондак воскресный

Дата:

Неделя:

Пост:

День памяти святых:

Апостольские и Евангельские чтения дня:

Подписка на новости сайта - введите Ваш email:

Седьмой Вселенский Собор (также известный, как Второй Никейский Собор ) был созван в 787 году , в городе Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.

Собор был созван против иконоборчества , возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре , который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви . Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни.

Православная церковь признает семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола . После разделения церквей западная Римская церковь , соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени, с точки зрения Римской Католической церкви , состоялся 21 Вселенский собор.

Вселенские Соборы

325 год

Первый Вселенский Собор
(Первый Никейский собор)

Состоялся при императоре Константине Великом , в 325 году, в Никее .
Он был посвящен разоблачению ереси Ария , александрийского священника, хулившего Сына Божьего . Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

Собор провозгласил догмат о том, что Сын - Бог , единосущный Отцу . На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.

381 год

Второй Вселенский Собор
(Первый Константинопольский собор)

Созван при императоре Феодосии Великом , имел место в Константинополе, в 381 г.

Поводом послужило распространение ереси епископа Македония , отрицавшего Божество Святого Духа .

На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе . Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры .

431 год

Третий Вселенский Собор
(Эфесский Собор)

Состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого .

Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория , ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе - два Лица . Кроме того он называл Богородицу Христородицей , отрицая Её Богоматеринство .

Собор подтвердил, что Христос - Истинный Сын Божий , а Мария - Богородица , и принял восемь канонических правил.

451 год

Четвертый Вселенский Собор
(Халкидонский Собор)

Проходил при императоре Маркиане , в Халкидоне , в 451 году.

Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора , и архимандрита Евтихия , которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

Собор вынес определение, что Христос - Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек , Одно Лицо , заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано тридцать канонических правил.

553 год

Пятый Вселенский Собор
(Второй Константинопольский собор)

Состоялся в Константинополе , в 553 году, при императоре Юстиниане I .

На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора , осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского . Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский , учитель Нестория .

680 год

Шестой Вселенский Собор
(Третий Константинопольский собор)

Был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната .

Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий .

Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли - как Бог и как Человек . При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной .

787 год

Седьмой Вселенский Собор
(Второй Никейский Собор)

Имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине . На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила.

В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь - иконоборчество . Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию - иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия .

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру . Святые отцы провозгласили, что иконопочитание - это законоположение и Предание Церкви , оно направляется и вдохновляется Святым Духом , живущим в Церкви . Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание , мы не только узнаем о Боге , мы познаем Бога ; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа . Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией , празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви . И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора . Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия . А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия .

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора , мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

После закрытия собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины . Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре . К образу была сделана надпись:

«[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Помимо прочего, Карл не соглашался с выражением патриарха Тарасия:

«Святой Дух исходит от Отца через Сына»
и настаивал на другой формулировке:
«Святой Дух исходит от Отца и от Сына».

Поскольку слова «и от Сына» звучат по латыни как filioque , дальнейшие споры по этому вопросу стали называться спорами о filioque . В своем ответе Карлу папа встал на сторону собора.

Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. В ознаменование окончательной победы над иконоборцами и всеми еретиками был установлен праздник Торжества Православия , который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется до сих пор в Православной Церкви .

Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому , в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
подобно изображению честного и животворящего Креста , полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа , непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы , также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию , и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора

В этом празд-но-ва-нии со-бра-ны все семь стол-пов Церк-ви - семь Все-лен-ских Со-бо-ров.

На-ша Цер-ковь от-дель-но празд-ну-ет па-мять свя-тых от-цов каж-до-го Все-лен-ско-го Со-бо-ра.

Семь Все-лен-ских Со-бо-ров - это ста-нов-ле-ние Церк-ви, её дог-ма-тов, опре-де-ле-ние ос-нов хри-сти-ан-ско-го ве-ро-уче-ния. По-это-му очень важ-но, что в са-мых со-кро-вен-ных, дог-ма-ти-че-ских, за-ко-но-да-тель-ных во-про-сах Цер-ковь ни-ко-гда не бра-ла в выс-шие ав-то-ри-те-ты мне-ние од-но-го че-ло-ве-ка. Бы-ло опре-де-ле-но, и по сей день так и оста-ёт-ся, что ав-то-ри-те-том в Церк-ви счи-та-ет-ся со-бор-ный ра-зум Церк-ви.

Пер-вые два Все-лен-ских Со-бо-ра бы-ли в чет-вёр-том ве-ке, сле-ду-ю-щие два - в пя-том, два - в ше-стом.

Седь-мым Все-лен-ским Со-бо-ром в 787 го-ду за-кан-чи-ва-ет-ся эпо-ха Все-лен-ских Со-бо-ров.

В IV ве-ке, ко-гда был пе-ри-од му-че-ни-че-ства - языч-ни-ков и хри-сти-ан - здесь бы-ло оче-вид-но и по-нят-но, кто на ка-кой сто-роне, кто за что бо-рет-ся.

Но не дрем-лет враг, борь-ба про-дол-жа-ет-ся и при-ни-ма-ет бо-лее изощ-рён-ные обо-ро-ты: это не борь-ба язы-че-ства с хри-сти-ан-ством, а борь-ба диа-во-ла и че-ло-ве-ка. Здесь уже нет плю-са и ми-ну-са. Те-перь в са-мой сре-де хри-сти-ан-ской, сре-ди са-мих хри-сти-ан, по-яв-ля-ют-ся цер-ков-ные лю-ди, ко-то-рые несут дух тьмы - бы-ва-ет, что это пре-сви-те-ры или да-же свя-ти-те-ли. За-ра-жён-ные ав-то-ри-те-том «цер-ков-ных учи-те-лей» ере-си, за ни-ми идут сот-ни и ты-ся-чи хри-сти-ан.

Та-кой но-вый спо-соб борь-бы с че-ло-ве-ком изоб-ре-та-ет диа-вол: Цер-ковь «про-бу-ет-ся на проч-ность» из-нут-ри ере-ся-ми и рас-ко-ла-ми, ере-ти-че-ским уче-ни-ем.

IV век - вре-мя двух пер-вых Все-лен-ских Со-бо-ров - эпо-ха об-ра-зо-ва-тель-ная, ко-гда при-хо-дят ве-ли-кие учи-те-ли Церк-ви , Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский и мно-гие дру-гие.

Свя-тые от-цы на-чи-на-ют фор-ми-ро-вать бо-го-слов-скую мысль, но по-ка она не сфор-ми-ро-ва-на, ере-ти-ки пы-та-ют-ся под-ме-нить по-ня-тия, от-кро-ве-ния о Бо-ге, о ли-цах Свя-той Тро-и-цы - Спа-си-те-ле, Ду-хе Свя-том. Ста-но-вит-ся крайне важ-ным со-брать-ся и вы-ра-бо-тать те свя-тые пра-ви-ла, ко-то-рые оста-нут-ся и бу-дут креп-че кам-ня, твёр-же же-ле-за, оста-нут-ся до скон-ча-ния все-го су-ще-ство-ва-ния ми-ра.

Все-лен-ские Со-бо-ры обыч-но со-би-ра-лись в са-мые слож-ные ис-то-ри-че-ские пе-ри-о-ды жиз-ни Церк-ви, ко-гда вол-не-ния в хри-сти-ан-ском ми-ре ста-ви-ли пра-во-слав-ный на-род пе-ред вы-бо-ром.

Мо-гу-чая эпо-ха Все-лен-ских Со-бо-ров от IV до VIII сто-ле-тия вы-ра-бо-та-ла те дог-ма-ты и те за-ко-ны, ко-то-рые непре-ре-ка-е-мо со-вер-ша-ют-ся в на-шей Церк-ви по се-го-дняш-ний день.

Цер-ковь вы-сто-я-ла в та-ких неве-ро-ят-ных му-че-ни-че-ских усло-ви-ях, неве-ро-ят-ных ис-пы-та-ни-ях, и пра-во-сла-вие тор-же-ству-ет в 1014 го-ду.

Празд-ник, в ко-то-рый чтит-ся па-мять свя-тых от-цов се-ми Все-лен-ских Со-бо-ров, ни-ко-гда не по-те-ря-ет ак-ту-аль-ность, по-то-му что и по се-го-дняш-ний день враг ро-да че-ло-ве-че-ско-го изоб-ре-та-ет но-вые, очень се-рьёз-ные спо-со-бы борь-бы с че-ло-ве-ком и с Цер-ко-вью.

Ве-ли-кий по-движ-ник на-ше-го вре-ме-ни, недав-но ушед-ший ар-хи-манд-рит от-ме-чал, что Рус-ская Цер-ковь мно-го-стра-даль-на по об-ра-зу Ос-но-ва-те-ля её - мы все идём вслед за Гос-по-дом, за Кре-сто-нос-цем.

Что со-тво-рил XX век с на-шей Цер-ко-вью? На-сколь-ко да-лёк был че-ло-век от Бо-га в древ-ние вре-ме-на и сей-час?

По-смот-ри-те на дру-гие Церк-ви, кто бо-лее по-до-бен Хри-сту? Бо-лее му-че-ни-че-ской, го-ни-мой и уни-что-жа-е-мой, чем Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь, Церк-вей нет.

Ныне мы ста-ли воз-вра-щать-ся мыс-лью к Бо-гу, но уже сто-ят за на-шей спи-ной лже-мес-сии: ко-го толь-ко в 90-х го-дах мы не ви-де-ли в Рос-сии: ка-то-ли-ки стро-ят свои хра-мы, про-по-ве-ду-ют про-те-стан-ты, криш-на-и-ты и ин-ду-и-сты - все по-раз-но-му учат о Бо-ге, а что про-ис-хо-дит на Укра-ине - рус-ском Иор-дане, на Дне-пре? И сей-час борь-ба за пра-во-сла-вие толь-ко уси-ли-ва-ет-ся, ес-ли взять си-ту-а-цию во-круг пре-по-да-ва-ния в мас-со-вой шко-ле «Ос-нов пра-во-слав-ной куль-ту-ры». По-ис-ти-не, по-ле бит-вы - серд-це че-ло-ве-ка…

Раз-ди-ра-ет-ся Те-ло Церк-ви прин-ци-пи-аль-ны-ми рас-хож-де-ни-я-ми, са-мым выс-шим ку-ми-ром, «ме-рой все-го су-ще-го» ста-но-вит-ся че-ло-век. Мо-ло-дые лю-ди хо-тят быть успеш-ны-ми, бо-га-ты-ми и идут по это-му со-мни-тель-но-му пу-ти до-сти-же-ния лю-бы-ми пу-тя-ми успе-ха в этом ми-ре, не зная о том, что сло-ва Свя-щен-но-го Пи-са-ния «ищи-те же преж-де Цар-ства Бо-жия и прав-ды Его, и это всё при-ло-жит-ся вам» () оста-ют-ся про-ро-че-ски-ми на все вре-ме-на.

Чтобы по-нять, ку-да ид-ти в этом мно-же-стве до-рог, как стол-пы, как опо-ра сто-ит па-мять свя-тых от-цов и то, что они оста-ви-ли по-сле се-бя. Все их дог-ма-ти-че-ские ре-ше-ния хра-нит Пра-во-слав-ная Цер-ковь. Мы и на-зва-ны пра-во-слав-ны-ми, зна-чит, сто-я-щи-ми на пра-вом пу-ти.

Свя-тые от-цы не да-ют нам за-блу-дить-ся в этом бу-шу-ю-щем мо-ре совре-мен-ных на-уч-ных и нена-уч-ных мне-ний. Они оста-ви-ли нам неиз-гла-ди-мое на-сле-дие в ви-де дог-ма-тов Церк-ви, ко-то-рые и дер-жат нас неко-ле-би-мо на пу-ти пра-во-сла-вия.

Бо-го-слов-ская мысль во вре-ме-на свя-тых от-цов фор-ми-ро-ва-лась под вли-я-ни-ем од-но-го мощ-но-го фак-то-ра: необ-хо-ди-мо-сти за-щи-ты хри-сти-ан-ства, с од-ной сто-ро-ны, от на-тис-ка язы-че-ско-го ми-ра, с дру-гой - от рас-тле-ва-ю-ще-го вли-я-ния ере-сей. Но их ос-но-во-по-ла-га-ю-щие идеи - на все вре-ме-на.

Хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие раз-ви-ва-лось, об-ра-зуя строй-ную ве-ро-учи-тель-ную си-сте-му, за-клю-чав-шую в се-бе веч-ные ис-ти-ны, объ-яс-нён-ные по-нят-ным для совре-мен-но-го че-ло-ве-ка язы-ком, под-креп-лён-ные рас-суж-де-ни-я-ми ра-зу-ма.

Ве-ли-чай-шее до-сто-ин-ство свя-то-оте-че-ско-го бо-го-сло-вия в том, что оно раз-ви-ва-лось, не от-ры-ва-ясь от апо-столь-ско-го пре-да-ния, ос-но-вы-ва-лось на Бо-же-ствен-ном От-кро-ве-нии и со-от-вет-ство-ва-ло за-про-сам жиз-ни.

В субботу, 31 мая, в день памяти святых отцов семи Вселенских соборов на Пересветовском подворье были совершены утреня и Божественная Литургия, после которой был отслужен молебен вмч. Пантелеимону.

Вселенские Соборы – собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви , и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
На этих Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также весь епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквями. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, – Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков – монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил – поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Память святых Отцев Седьмого Вселенского Собора

ЗАЩИТИВШИЕ ПРАВОСЛАВИЕ ОТ ИКОНОБОРЦЕВ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В 18-ю неделю по Пятидесятнице (в 2017 году – 22 октября ) Святая Церковь празднует память святых Отцев Седьмого Вселенского Собора, защитивших Православие от иконоборцев. Сегодня мы не представляем наших храмов, наших домов без икон. Но только благодаря мужеству и подвигу ныне почитаемых отцев, мы имеем это сокровище.

С первых веков христианства иконопочитание принималось и мало кем оспаривалось. Уже в IV–V веках оно вошло во всеобщее церковное употребление. Но в VII веке народ, по своей малой просвещенности, часто начинает вносить некие суеверия относительно почитания святых икон. Имеющие место случаи неправильного почитания икон должна была исправлять церковная власть, методом духовного просвещения верующих. Но в VII в. за это взялась светская власть, которая борьбой с иконами решила разрешить и другие свои проблемы.

Первым императором–иконоборцем был византийский император Лев Исавр. Он предполагал, что если из храмов вынесут иконы, то он сможет присоединить к Православию иудеев и магометан, и тем самым вернуть некоторые потерянные области империи. Такой аргумент оказался ложным, иудеям и магометанам прийти к Православию препятствовали не только иконы.

Движимый этой целью, в 726 году император издает эдикт, запрещающий поклонение иконам. Патриарх Константинопольский Герман восстал против такого распоряжения. Поддержку патриарху оказал преподобный Иоанн Дамаскин (впоследствии монах обители св. Саввы) и римский папа Григорий II. Решение светской власти было абсурдным. Вселенские отцы почувствовали, что против святого Православия воздвигается новая ересь, и начали борьбу с ней.

А император Лев Исавр в 730 г. велел воинам снять особенно почитаемую икону Христа Споручника, стоявшую над воротами его дворца. Когда один из воинов поднялся по лестнице и начал бить по иконе молотом, толпа возмущенных верующих столкнула его с лестницы. Войско разогнало народ, а десять человек, признанных главными виновниками инцендента – Иулианна, Маркиона, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия и Марии патрикии ввергли в темницу и содержали там 8 месяцев. Ежедневно они получали по 500 ударов палками. После 8 месяцев тяжких мучений в 730 г. все святые мученики были усечены. Память их празднуется 9 августа (по ст. стилю). Тела их были погребены и через 139 лет обретены нетленными. Это были первые страдальцы за святые иконы. В это же время прп. Иоанн Дамаскин пишет три сочинения в защиту святых икон.

На Цикладских островах произошел такой случай. Священник, наблюдавший за ходом учебного дела в империи, вместе со своими помощниками (12 или 16 человек) отказался письменно объявить указ императора о запрете иконопочитания. Ибо они пожелали лучше пострадать за святые иконы, нежели объявить этот безумный указ. За это все они были сожжены.

В этом же году император издал эдикт, в котором повелевал вынести из храмов все иконы. Патриарх Герман воспротивился этому и вместе с верующими отказался выполнять такое распоряжение, за что был низложен императором, а вместо него поставлен «патриарх» иконоборец.

В это время прп. Иоанн Дамаскин пишет еще два послания в защиту икон. В 741 г. император иконоборец умер. После смерти Льва, императорский престол при помощи иконопочитателей, занимает его зять Артабаз. Иконы опять появились в храмах. Но в 743 г. Константин Копроним, сын бывшего императора Льва, свергает с престола Артабаза и возобновляет гонения против иконопочитателей. Снова начинается жестокое преследование иконопочитателей.

Но Константин Копроним хочет, теперь уже с соблюдением законности, созвать собор, назвав его вселенским, на котором иконопочитание было бы объявлено ересью.

На лжесоборе было около 300 епископов и ни одного патриарха. После лжесобора, который не одобрил иконопочитание, иконы изымались не только из храмов, но и из домов верующих людей.

Копроним пошел еще дальше, он выступил против почитания святых мощей и монашеской жизни. Мощи святых были сжигаемы и выбрасывались в море, монастыри переоборудовались в казармы и конюшни (Копроним очень любил коней, за что и получил прозвище Копроним).

В 775 г. Копроним умер, императорский престол перешел к его сыну, Льву Хазару, человеку слабохарактерному. На него имела большое влияние его жена, императрица Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Вскоре Лев умер, императорский престол перешел к его малолетнему сыну – Константину Порфирородному. Управление государством взяла в свои руки его мать, императрица Ирина. Она объявила себя защитницей иконопочитания. Вместо иконоборца-патриарха был поставлен патриарх Тарасий, приверженец иконопочитания. Появляются все условия для того чтобы иконоборческой ереси дать достойный отпор и водворить мир в Церкви. В 787 году, при императрице Ирине, в Никее был созван VII Вселенский Собор под председательством патриарха Тарасия. На соборе присутствовали 367 епископов. VII Вселенский Собор предал анафеме иконоборцев и догматически обосновал иконопочитание. Но, тем не менее, после смерти императрицы Ирины еще полстолетия Церковь беспокоила иконоборческая ересь.

Когда императором стал Лев Армянин, опять началось преследование икон. Против иконоборцев выступает Константинопольский патриарх Никифор и настоятель Студийского монастыря Феодор Студит. Император Лев Армянин низлагает неугодного патриарха Никифора, а на его место ставит иконоборца. Преподобный Феодор Студит пишет окружное послание всем монашествующим, в котором просит не повиноваться указу императора снимать иконы в храмах. Монахи начинают преследоваться, их отправляют в тюрьмы и ссылки. Одним из первых в заключение попадает Феодор Студит, там его морят голодом… Преподобный Феодор умер бы от голода, если бы не один тайный иконопочитатель, темничный страж, который делил с ним свою пищу.

В 820 году Лев Армянин был низложен и на его место заступил Михаил Косноязычный, который хоть официально и не объявил восстановление иконопочитания, но позволил из ссылок и тюрем освободить всех защитников иконопочитания.

Преемником Михаила был Феофил, который был иконоборцем, но его теща Феоктиста и супруга Феодора были иконопочитателями. Феофил начинает гонение на всех, кто почитает иконы, но вскоре умирает и императором становится его малолетний сын Михаил III. Фактически государством стала управлять его мать, императрица Феодора. Патриархом при императрице Феодоре поставлен св. Мефодий, ревностный иконопочитатель. Он собрал Собор, на котором была подтверждена святость VII Вселенского Собора, иконопочитание было восстановлено.

Случилось это в первую неделю Великого Поста. Верующий народ с иконами торжественной процессией шел по улицам Константинополя. Поэтому Церковью было установлено в 1-ю неделю Великого Поста праздновать Праздник Торжества Церкви над всеми ересями – Праздник Торжества Православия. Таким образом, иконопочитание было восстановлено. И только в период Реформации протестанты взяли на вооружение себе тезисы иконоборцев и отказались от икон.

Почему мы почитаем иконы? Хотя Ветхий Завет грозит прещениями изображать невидимого Бога. Ибо «Бога не видал никто никогда» (Ин.1,18). Но такая возможность открылась в Новом Завете, ибо «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,18). Благодаря Боговоплощению Невидимый Бог стал доступен нашему чувственному восприятию. Слова Господа Иисуса Христа: «ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели…» (Мф.13.16,17) подтверждают это.

Святое Предание также говорит нам, что Сам Господь однажды приложил к Своему Пречистому Лицу убрус и на нем отобразился Его Пречистый Лик (Нерукотворный Образ). Этот убрус Он передал князю Авгарю и тот исцелился от своего недуга. Также св. апостол и евангелист Лука, который был не только врачом, но и художником, изобразил образ Божией Матери. Увидев этот образ, Пресвятая Владычица сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет».

В прениях с иконоборцами возник острый вопрос – какую природу мы изображаем на иконе. Если Божество, то Оно неизобразимо. Если только человечество, то мы впадаем в несторианство, разделяя две природы по частям. Православные отвечали, что на иконе изображается не природа, а Лицо, личность Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Богочеловека. Мы поклоняемся не «чему», а «кому» – Лицу. А воздаваемая честь образу восходит к Первообразу. Поэтому икона есть средство общения с Богом и Божией Матерью, со святыми угодниками, Божьими ангелами. В этом присутствует и обратная связь. Молясь перед иконой, человек получает помощь от того, кому он молится.

Сегодня мы почитаем тех, кто своим подвигом защитил Православие от иконоборческой ереси. Научаемся от них с благоговением относиться к святым иконам, молиться перед ними, прибегать к ним во всякой нашей нужде. Это и патриархи Константинопольские св. Герман, св. Тарасий и св. Мефодий. Это и императрицы св. Ирина и св. Феодора. Также это святые 10 мучеников, пострадавших при императоре иконоборце Льве Исавре, и сожженный на Цикладских островах священник со своими помощниками. Это и преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит, а также многие епископы, священники, монахи и верующий народ, боровшийся против иконоборчества и защитивший иконопочитание.

Прославляя сегодня их, мы молитвенно просим их предстательствовать за нас грешных перед Господом.

Седьмое правило Святого Вселенского Третьего собора акафист святым молитва отче наш

По прочтении сего, святый собор определил: да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагали иную веру, кроме определенныя от святых отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть епископы, или припадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме. Равным образом, аще епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении, о воплощении единородного Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего святаго и вселенского собора, то есть, епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен: клирик подобно да будет извержен из клира: аще же мирянин, да будет предан анафеме, как сказано.

7 правило ефесского собора было издано отдельно от других правил и не составляло, подобно первым (6) правилам, части соборного послания, отправленного “епископам, пресвитерам, диаконам и всему народу каждой области и города”. Оно было издано по поводу представленной святому собору жалобы пресвитера и эконома филадельфийской церкви Харисия.

На шестом заседании собора пресвитер Харисий заявил перед собором, что некоторые лжеучители, желая распространить среди простого народа ложное учение Нестория, прибегли к хитрости и, составив какое-то новое исповедание веры, ловко успели привлечь к себе известное число простых людей. Он указал также, что некие Антоний и Иаков, называвшие себя пресвитерами, прибыли из Константинополя, принеся с собой какой-то особенный символ веры и многие рекомендательные письма от единомышленников Нестория и от каких-то двух пресвитеров – Анастасия и Фотия, также приверженцев последнего. Эти оба пресвитера своею дерзостью и лукавством настолько обошли епископов Лидии, что последние разрешили им свободное жительство в их областях. Иаков остался в Филадельфии лидийской, начав там свою работу, – причем в короткий срок успел обмануть некоторых простаков, принявших его символ и признавших его якобы православным. О деятельности Антония, обманывавшего людей по другим местам Лидии, Харисий не упоминает; ему была известна только деятельность Иакова, и так как он получил один экземпляр его символа, вместе с подписями обманутых, то, представив его собору, просил принять против этого меры и осудить лукавых еретиков. Вместе с этим им было представлено и свое исповедание веры, чтобы таким образом предотвратить обвинение еретиков в том, что и его вера несогласна с никейской. Отцы собора изъявили готовность просмотреть жалобу Харисия, с тем, чтобы предварительно были выполнены некоторые условия. Прежде всего, по их повелению, был прочитан никейский символ и затем письменное исповедание веры самого Харисия, для удостоверения собора в том, что он действительно исповедует православную веру и не заражен сам еретическим учением. Так как исповедание веры Харисия найдено было вполне православным, как тождественное с Никейским символом, то собор, сообразно существующей в церкви норме, выраженной впоследствии в 21 правиле IV вселенского собора, и на основании 74 Апостольского правила, найдя, что жалоба Харисия может быть расследована, – приступил к разбору дела. Выслушав последнее по отчетам официальных соборных докладчиков, и по прочтении ложного символа, признанного еретическим, собор вынес свое соответствующее решение, которое и составляет данное (7) правило. Первые слова правила: “по прочтении сего” показывают его возникновение.

Этим правилом отцы собора категорически воспрещают составлять и употреблять в церкви чей бы то ни было символ веры, кроме того символа, которому положено основание в Никее и который полное завершение получил на константинопольском II вселенском соборе, – подвергая строжайшим наказаниям тех, которые решаются нарушить это. Тем же наказаниям подвергают затем отцы всех тех, которые дерзнут учить ложной вере, а не никео-константинопольской, лиц, желающих обратиться к церкви из нехристианских или еретических обществ. Словом, они хотят оставить твердым и неизменным только тот символ веры, который был утвержден на I и II вселенских соборах, совершенно отлучая от церкви каждого, не исповедующего этого символа. Они признают православными только тех, которые исповедуют никео-константинопольский символ, и провозглашают неправославными, т.е. еретиками, всех тех, которые не признают его. В этом смысле принято и утверждено это правило и на всех других, бывших после того соборах.

Первосвященническая молитва. Слово в Неделю святых отец шести Вселенских Соборов

Священник Георгий Завершинский

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Ч тение отрывка из Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа (Ин 17:1-13) приводится сегодня в связи с тем, что Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Это память епископов, священников, мирян, участвовавших в деятельности тех Соборов, где установилась церковная догматика как словесное выражение истины Церкви. Церковь наполняется Духом Божиим. Святой Дух исполняет все подлинное, что происходит в Церкви, поэтому Соборы открывались такими словами: « Изволися Духу Святому и нам ». Так молились святые отцы шести Вселенских Соборов. И в том евангельском тексте, который мы слышали, говорится о действии Духа и об откровении Пресвятой Троицы в этом действии.

Речь идет об отношениях Отца и Сына. Господь Иисус Христос молится Богу Отцу: « Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира » (Ин 17:4-5). Это невозможно понять, если пытаться вникнуть человеческим разумом. Господь говорит о прославлении Своей Пречистой Плоти, которое совершится после Воскресения, поэтому речь идет о будущем времени. Но славу Своего Отца Он имел всегда, даже прежде сотворения мира, поэтому Он говорит о ней, начиная с прошедшего времени. Действительно, эти и многие другие слова Господа, недоступные логическому разумению и рациональному уму, открываются человеческому сердцу, если мы поймем, что речь идет об отношениях Бога Отца и Его Сына, высших отношениях между Божественными Ипостасями, которые открываются Духом Святым. Слава - это действие Духа Божия, так же как и жизнь вечная, о которой говорится, что Бог дает Христу власть над всякой плотью, « да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную ». Дух животворит, Он - Жизнодавец, дает всему жизнь и дыхание. Речь идет не только об этой временной жизни, которую мы уже имеем, но более всего о жизни подлинной, вечной, жизни в Боге.

Господь говорит о радости Своей совершенной. Эту радость должны иметь апостолы, а через апостолов и отцы Вселенских Соборов, которые утвердили Церковь, и через них - все члены Церкви Христовой, то есть те, которые становятся причастниками Тела и Крови Христовых, и в Них - Божественной вечной жизни. Это радость совершенная, то есть законченная, исполненная. Всякая земная радость проходит. Что бы мы ни обретали в этой жизни, от чего бы ни испытывали радость, все это когда-то кончается. И наступает лишь воспоминание, может быть какая-то тоска от недостатка той радости, которую мы снова хотим испытать, а ее уже нет. Это неизбежно порождает страдания, не только и не столько физические, сколько моральные, душевные или духовные. А совершенная радость, исполненная, восполненная до предела, никогда не перестает, никогда не останавливается, но всегда возрастает. Мы не можем себе этого представить, потому что привыкли, что все кончается в этом мире, все проходит, как и сама жизнь. Но здесь речь идет о жизни вечной, жизни, которую имеет Бог, и которую Бог делит со Своим Сыном в Духе Святом. Через Воплощение Сына Божия эта жизнь дается и нам с вами - творению, призванному в вечной жизни разделить совершенную радость и славу Божию. Потому молитва и называется Первосвященнической, что ее возносит единственный и подлинный Священник - Христос, Который всегда есть от века, и даже до создания мира.

На иконе Пресвятой Троицы мы видим трех равных ангелов, которые под древом, вокруг чаши пребывают в молчаливом согласии, в некотором отношении друг к другу. Древо - это символ древа крестного, чаша - символ чаши Христовой, Его страданий и крестной смерти. До создания мира Бог имеет Предвечный совет, замысел о творении мира и о его бытии до самого конца. У Бога нет времени, нет вчера, сегодня и завтра. У Бога один день, - что тысяча лет, а тысяча лет, - что один день. Бог видит все от начала и до конца, и в каждом из нас видит все, кроме нашего греха. Там, где грех, - нет Бога, там мы вольно или невольно разлучаем себя с Богом. И для того Бог отдает Сына Своего, чтобы разлука с Богом прервалась, и мы во Христе восстановили свою связь с Ним.

Христос молится об апостолах: « Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое » (Ин 17:6). Вспомним, как избирались апостолы. Это было в молитве Отцу: Господь уединился, молился день и ночь, и потом, когда возвратился, назвал имена апостолов. Поэтому здесь Он говорит: « Ты дал их Мне ». Так восстанавливается связь этого мира со своим Творцом, с Богом, во Христе, через Христа и Его апостолов и Церковь. Мир представлен учениками Христа, апостолами, которых избирает Бог. Круг замыкается: Бог избирает апостолов и дает их Своему Сыну. Сын никого из них не погубил, всех сохранил, и дал им слово жизни вечной. Они, уразумев, сохранили это слово, познали Христа, и опять через Христа все возвращается к Богу. Так совершается Божественная Евхаристия. Так замыкается круг вечной жизни во Христе, а через Христа - в Святой Троице. И замыкает этот круг Дух Божий, запечатлевает, делает его подлинным, истинным, бесконечным, а не временным, как наша жизнь.

Многое предстоит еще узнать, со многим соприкоснуться и испытать опытно, не разумом, но сердцем почувствовать, что Бог есть Троица, и что Бог-Троица есть Бог любви. А любовь есть совершенство отношений Божественных Лиц Троицы и отношений человека с Богом. Человек в своих отношениях с другими людьми, собранными вокруг чаши Христовой, возводится к отношениям Божественной Троицы, то есть к отношениям любви. И нет больше той любви, чем та, которую открывает Христос, потому что Он идет на смерть, предавая Себя на крест. Говоря о том, что нет больше той любви, если кто жизнь свою отдаст за ближнего своего, Он делает это Сам. И здесь, говоря об апостолах, принявших эту любовь, Он обращается к Отцу: « Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои ». О них молится Христос, будучи Священником, единственным в своем роде, и через апостолов возводит в «царственное священство» (1 Пет 2:9) всякого верующего, принадлежащего к Церкви - отцов шести Вселенских Соборов, последующих отцов Церкви и всех верных Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.



Поделиться: