История ссср 70 80 годы. Формы несогласия и отстранения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы обучения в современной школе Презентация учителя начальных классов МБОУ «ООШ №11» г.Вязники Демидовой Светланы Викторовны «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа

«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.

Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90% , когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский) . Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский

Требования к методам обучени я Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современного урока Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Организационные основания урока Работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления. Метод должен обязательно соответствовать цели урока. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание. Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя личная позиция Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.

Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений: Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей. Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности. Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.

Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю. Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; Организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.

Школьная мотивация По результатам диагностики «Школьная мотивация» выявлено: Исходя из этого определила уровни познавательной деятельности учащихся.

Начальный уровень Пассивные дети, с трудом включаются в работу, не в состоянии решить учебную задачу. Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень. Содержание деятельности: «создание атмосферы успеха»; «эмоциональная подзарядка»; «активное слушание»; « комплиментарный » стиль общения.

Средний уровень Заинтересованность детей в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приемами. Цель: воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявлять интерес к интеллектуально волевым усилиям. Содержание деятельности: держать внимание в состоянии «напряженного удивления»; чередование видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке; использование эмоциональных приемов, игр.

Высокий уровень Учащиеся активно включаются во все формы работы. Цель: воспитание потребности в поиске нестандартных решений, в самовыражении и самосовершенствовании. Содержание деятельности: использовать ролевые ситуации; проблемные задания; работа с дополнительными источниками. Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю: Игровые формы; Организация групповой, парной и индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Создание конкретных ситуаций, их анализ; Постановка вопросов, активизирующих диалог. Проблемное обучение. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Игра «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям ». С. Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.

Проблемные методы. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности. Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания -задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».

Основные этапы проектной деятельности - Выбор темы проекта. - Работа с разными источниками. - Выбор формы предъявления проекта. - Работа над проектом. - Оформление результатов. - Защита проектов. Подведение итогов. В конце работы ученик должен ответить на вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

ИКТ Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Метод незаконченного рассказа Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? 1 вариант 2 вариант 3 вариант

Методы начала урока «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей «Знаем – не знаем» Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. «Цветочная поляна» Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений. «Воздушные шарики»

Методы подведения итогов Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. « Кафешка » Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

«Итоговый круг» На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

Методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». « Физминутки для глаз».

Результаты Применение различных форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы: Качество знаний

Степень обученности учащихся

Вывод «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Всем творческих успехов


Понятие и сущность метода и приема обучения

Основные подходы к определению понятия «метод обучения»

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов - активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

Понятие и сущность метода обучения

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

  1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
  2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как «способ», а о способе говорится, что это метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования» (В.В. Краевский).

Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Рассматриваемый с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.

Приемы обучения

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой — к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Структура метода обучения

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Об этом свидетельствуют результаты фундаментальных исследований И.Я. Лернера в этой области. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

9.2. Классификация методов обучения

Основные подходы к классификации методов обучения

Одной из острых проблем современной Дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы обучения

Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы .

Цельвводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующая , или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование . Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция . Лекция - монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными . Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой . Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

  • 1

Современные методы обучения в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

Мицуля Елена Андреевна.

Введение ………………………………………………………….…..……

    Классификация методов обучения ……………………..………………….…..…..……………...

      Понятие о методе обучения и их классификации….…….….…..

      Классификация средств обучения ……………………………….

1.3. Классификация методов обучения по характеру

познавательной деятельности……...…….……………………...

    Практическое применение методов обучения по характеру познавательной деятельности на уроках в начальных классах ……………..……………………..…………………………...

    Заключение ………………………...……………………….…….….

Введение

«Метод обучения должен быть возведен в искусство.

Его надо поставить на столь твердые основы,

чтобы обучение наверняка шло вперед

и не обманывалось бы в своих результатах…»

Я.А. Коменский

Переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования - противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

С изменением методов изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем - «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения - «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника.

Объект исследования - ребенок и учебный процесс.

Предмет исследования - современные методы обучения в начальной школе.

Цель работы – исследовать методы обучения в современной школе в начальных классах обучения.

Задачи:

1.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

1.1Понятие о методе обучения и их классификация

Методы обучения (греч.«путь к чему-либо») – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач, является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

    от цели урока;

    от этапа урока;

    от наличия учебных пособий;

    от личности учителя;

Функции методов, приемов и средств обучения:

    Обучающая;

    Мотивационная;

    Развивающая;

    Воспитательная;

    Организационная

    Классификация методов обучения:

    • ПРИЗНАК

      МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

      Н.М.Верзилин,

      Е.Я.Голант,

      Е.И.Петровский,

      Д.О.Лордкипанидзе

      источнику получения знаний

      словесные;

      наглядные;

      практические.

      М.А.Данилов,

      Б.П.Есипов

      дидактическим

      методы сообщения новых знаний;

      методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

      методы проверки и оценки ЗУН.

      И.Я.Лернер,

      М.Н.Скаткин

      характеру познавательной деятельности

      объяснительно-иллюстративный;

      репродуктивный;

      проблемное изложение;

      частично-поисковый;

      исследовательский.

      Ю.К.Бабанский

      на основе целостного подхода

      к процессу обучения

      методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

      методы стимулирования и мотивации учения;

      методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

      М.И.Махмутов

      сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося

      методы преподавателя;

      методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).

  • Классификация по источнику получения знаний.

    Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

    «+»

    Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.

    Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками.

    «–»

    Факты и представления даются в готовом виде.

    Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.

    Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.

    РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.

    Ведущая функция обучающая.

    Сопутствующие функции : развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

    Педагогические требования:

    Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:

    С целью изложения нового материала.

    С целью обобщения.

    С целью закрепления материала.

    С целью подготовки к восприятию материала.

    Быть эмоциональнее.

    Иметь четкую логику изложений.

    Излагаться простым и доступным языком.

    Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.

    Занимать 10-15 минут.

    Необходимо учитывать структуру:

  • Развитие событий.

    Кульминационный момент.

    Финальная часть.

    Широкое использование наглядности.

    БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

    Ведущая функция побуждающая.

    Педагогические требования:

    Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

    В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.

    Вопросы не должны содержать ответа.

    Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.

    Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.

    Не ставить длинные или двойные вопросы.

    Не должно быть «подсказывающих» вопросов.

    Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.

    «+»:

    Активизирует деятельность ученика на уроке.

    Развивает память и речь.

    Помогает контролировать знания учащихся.

    Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.

    ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.

    Ведущая функция побуждающая.

    Педагогические требования:

    Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:

    Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.

    Последовательное изложение материала.

    Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):

    Элементы беседы.

    Показ приемов работы, порядка действий.

    Проверка качества усвоения материала.

    ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.

    ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

    РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

    Конспектирование.

    Составление плана текста.

    Тезирование.

    Цитирование.

    Аннотирование.

    Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).

    Составление базовых понятий по теме, разделу.

    Сущность метода : овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.

    Педагогические требования:

    Отбирать посильный для учащихся труд.

    Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.

    Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.

    Работа с учебником не должна занимать в начальной школе 10-15 минут.

    Факторы, определяющие эффективность:

    Умение выделять главное в изучаемом материале.

    Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.

    «–»:

    Малоэкономичен, большие затраты времени.

    Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.

    Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.

    ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.

    Наглядные методы обучения :

    способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

    Цель:

    Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

    Развитие наблюдательности.

    Изучение конкретных свойств предметов.

    Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.

    В начальных классах применяется наглядность :

    Естественная (гербарий,минеральные камни).

    Рисунковая.

    Объемная.

    Звуковая (аудиозаписи).

    Графическая

    НАБЛЮДЕНИЕ:

    Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.

    Наблюдение в классе.

    Задачи:

    Развить интерес к окружающей жизни.

    Научить анализировать природные и социальные явления.

    Педагогические требования:

    Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).

    Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.

    Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).

    ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.

    Педагогические требования:

    Наглядность применять в меру.

    Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.

    Должна соответствовать возрасту.

    Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.

    Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.

    В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.

    При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.

    Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.

    ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.

    Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.

  1. ВИДЕОМЕТ ОД

    Практические методы обучения .

    Назначение: формирование умений и навыков.

    УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

    Устные : способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

    Письменные : закрепление знаний, их применение.

    Графические : помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.

    Учебно-трудовые : обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.

    В зависимости от учащихся:

    Воспроизводящие .

    Тренировочные .

    Творческие .

    Педагогические требования:

    Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.

    Знание правил выполнения действий.

    Системность проведения упражнения.

    Учет достигнутых результатов.

    Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.

    Могут проводиться:

    В иллюстративном плане : учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.

    б)В исследовательском плане : ученики сами на основании метода приходят к новым методам

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

    В начальной школе игры по правилам.

    Функции:

    Активизирует познавательные процессы.

    Воспитывает интерес и внимание детей.

    Развивает способности.

    Учит действовать детей по правилам.

    Закрепляет знания и умения.

    Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.

    Элементы дидактической игры:

    Игровая ситуация.

    Упражнение.

    Компоненты дидактической игры:

    Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.

    Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.

    Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.

    Контрольно-оценочный:

    стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.

    Понятие «средства обучения» :

    В широком смысле : все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).

    В узком смысле : учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.

  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  2. Дидактическое обеспечение:

    • Диски с записями.

      Кассеты с записями.

    Дидактическое обеспечение:

      Диафильмы.

    • Диапозитивы.

      Записи на дисках.

    Дидактическое обеспечение:

      Компьютерные установки.

      Кинофильмы.

      Видеофильмы.

      Телепередачи.

      Записи на дисках.

      Лингафонные кабинеты.

    Устройства:

      Кинопроектор.

      Видеокамера.

      Телевизор.

      Мультимедийные проекторы.

    Устройства:

      Магнитофон.

    • Компьютер.

      Музыкальный центр.

      Радиоприемник.

    Устройства:

      Диапроекторы.

      Слайдопроекторы.

      Графопроекторы.

      Компьютеры.

      Фотокамеры.

    Аудио

    (звуковые)

    Аудиовизуальные

    Визуальные (зрительные)

  3. 1.3 Классификация методов обучения по типу, характеру познавательной деятельности.

  4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД

    Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

    Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,- слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

    Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

  5. РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

    Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают по инструкции. Для повышения эффективности репродуктивного метода дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие самоконтроль (обратную связь). Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся. По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. Следовательно, при любом варианте сочетания этих двух методов первый принципиально предшествует второму.

    Заметную роль при осуществлении этого метода играет алгоритмизация , идею которой разработал Л. Н. Ланда. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

    Строго говоря, применение алгоритма предполагает использование обоих методов - информационно-рецептивного и репродуктивного: его сообщают, а затем ученик воспроизводит его предписания.

    Алгоритм как средство реализации обоих или одного из методов в ряде случаев весьма эффективен. Но сущность познавательной деятельности при его применении указанным образом не выходит за рамки деятельности, организуемой этими методами. Оба охарактеризованных метода отличаются тем, что они обогащают знания, навыки и умения учащихся, формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается другими методами. И первым из них является проблемное изложение

  6. МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    В основе современного проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889–1960).

    Проблемное обучение (ПбО), рассматривается как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.

    Ключевое понятие ПбО – учебная проблемная ситуация – означает психическое состояние мыслительного взаимодействия учеников, группы учащихся с проблемой под руководством преподавателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.

    Учебная проблемная ситуация характеризуется:

    а) типом противоречия, выявляемого преподавателем совместно с учащимися;

    б) наличием известных способов решения подобных проблем;

    в) дефицитом новых данных или теоретических знаний;

    г) возможностями обучаемых при выполнении поставленного задания.

    Проблемные ситуации подразделяют по ряду оснований, таких, как область научных знаний, или дисциплина (математика, история, психология и т. д.); направленность на поиск нового (новые знания, способы действия, перенос известных знаний и способов действия в новые условия); уровень проблемности (в зависимости от остроты противоречий).

    Разделяют две тактики построения проблемной ситуации:

    а) «от знаний к проблеме». Движение к проблеме от предметного содержания знания («потребление» готовых достижений науки) недостаточно способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного научного поиска;

    б) «от проблемы к знаниям». Движение от субъективного опыта аудитории, включаемого в логику решения научной проблемы, побуждая искать пути и средства ее решения, целенаправленно формирует активного субъекта познавательной деятельности.

  7. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

    Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, назван частично-поисковым. Отдельные дидакты и методисты предлагают его называть эвристическим. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,- устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода.

    Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.

    В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т.д.

    Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.

    Третьим вариантом служит построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.

    Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги часто порознь, усилиями разных учеников. Каждый из шагов или большинство их требуют проявления каких-то черт творческой деятельности, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

  8. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

    Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.

    Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

    Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности

    Такую роль играют исследовательские задания по всем предметам.

    Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц).

    Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

    Этими этапами являются:

    Наблюдение и изучение фактов и явлений;

    Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);

    Выдвижение гипотез;

    Построение плана исследования;

    Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями;

    Формулирование решения, объяснения;

    Проверка решения;

    Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний:

    Говоря об исследовательском методе, мы должны, разумеется, все время помнить, что это учебные исследования, т. е. предназначенные для усвоения уже известного обществу опыта, уже решенных проблем. Все задания этого рода должны быть доступны учащимся и вписываться в контекст программ. При исследовательском методе также применяются устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и их реальные и символические изображения, лабораторные работы, опыт и т. д.

    Учащихся необходимо учить так, чтобы они постепенно овладевали отдельными этапами научного познания, решения проблем, приобретали отдельные черты творческой деятельности. Этой цели служат уже описанные два других метода, предшествующие и сопровождающие собственно исследовательский метод. Они предшествуют ему, когда у учащихся еще нет опыта целостного решения проблем, они сопутствуют ему, когда необходимо приступить к усвоению опыта решения нового и сложного типа проблем или когда надо осветить проблему, самостоятельное решение которой учащимся недоступно.

  1. Практическое применение различных методов обучения на уроках в начальных классах.

    Урок математики в 1 классе.

    ТЕМА: ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (закрепление)

    ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний;

    Задачи:

    Развивать навык устного счета, речь, память, мобильость и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

    Воспитывать интерес к математике, культуру общения, чувство взаимовыручки;

    Создать эмоциональный и психологический климат в классе, для восприятия учебного материала.

    МЕТОДЫ: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение

    ХОД УРОКА:

    1.Организация класса.

    А) Психологический настрой под звуки фонограммы песни "Маленькая страна"

    Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. А сейчас я хочу пригласить вас вместе с гостями в путешествие по стране "Мультипотамии" Вы ведь все очень любите мультфильмы. Ну как согласны?

    Но дверца в эту страну закрыта на необычный замок, шифр которого нам нужно отгадать.

    Давайте попробуем его открыть.

    2.УСТНЫЙ СЧЁТ

    А)открытие замка (решение примеров)

    1+1= 3+4= 8-2= 5+4= 3+7= 9-9=

    (шифр замка 2,7,6,9,10,0.)

    Б) ХАРАКТЕРИСТИКА ШИФРА ЗАМКА

    Н-р: 2 - обозначает два предмета, находится на втором месте в числовом ряду, меньше 3,но больше 1 и т.д.

    3.ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧИСЕЛ

    Давайте подставим к каждому из чисел 0 и посмотрим,что из этого получится

    (20,70,60,90,100)

    МОЛОДЦЫ, ВОТ И ОТКРЫТА ДВЕРЦА В СТРАНУ МУЛЬТИПОТАМИЮ!

    (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

    III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНЙ ТАБЛИЧНЫХ СЛУЧАЕВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

    В нашей удивительной стране нас встречают первыми девочка с голубыми волосами и Деревянный мальчик. Как же их зовут?

    Совершенно верно. Это Мальвина и Буратино .

    Мальвина решила научить Буратино решать примеры и написала ему их на листке. Буратино был очень любопытным мальчиком и решил посмотреть чем-же писала Мальвина. Он сунул нос прямо в чернильницу,а из неё выплеснулась клякса и залила все примеры.Давайте поможем Буратино решить примеры, пока Мальвина пошла в свой домик.

    Работать будем по вариантам

    1-й вариант увеличивает каждое из данных чисел на 3

    2-й вариант уменьшает каждое из чисел на 3

  2. Пока вы работаете я тихонечко посмотрю все ли пишут чистенько и аккуратно, не появился ли в нашем классе тоже любопытненький мальчик Буратино.

    Молодцы с работой справились хорошо! Надеюсь, нам с вами удалось помирить Мальвину и Буратино. Теперь он никогда не будет огорчать свою подругу.

    IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

    Ой, мы попали с вами в подводный мир в гости к Осьминогам .

    Осьминог-папа решил искупать своих осьминожек -деточек и поставил ванночку.

    Всего у папы Осьминога было 8 детей, 6 он уже искупал. Сколько осталось искупать деток папе Осьминогу?

    (ребята решают задачу в тетрадях) Решение: 8-6=2

    Ответ: осталось искупать 2 осьминожка.

    "Рядом жила тоже семья осьминогов, но у них было 10 деток - осьминожек. На сколько детей осьминожек больше во второй семье,чем в первой?"

    Решение: 10-8="

    Ответ: на 2 осьминожка больше чем в первой семье.

    Молодцы! Хорошо справились с заданиями от Осьминожек.

    Но можно ли эти задачи назвать обратными? Почему? Докажите.

    5. РАБОТА В ПАРАХ (СРАВНЕНИЕ ДЛИН ОТРЕЗКОВ

    (слышатся крики ме-ме-ме…!)

    -Кажется кто-то кричит! Наверное, кто-то попал в беду. Так и есть! Да это же козлёнок, но какой-то необычный. Очень грустный и глаза совсем не радостные. Может кто-нибудь из вас знает как он оказался в нашей Мультипотамии?Правильно он попал к нам из сказки"Алёнушка и братец Иванушка".Почему Иванушка превратился в козлёнка? Правильно,он не послушал свою сестричку Аленушку. А, вы, всегда слушаетесь старших?

    Молодцы! Видно дальним был путь Алёнушки и Иванушки раз он не смог потерпеть и выпил водицы из козлиного копытца.

    Какие единицы измерения длины вы знаете? (мм, см, м, км)

    Назовите самую маленькую единицу измерения, самую большую.

    Вот вам карточки, на которых начерчен отрезок, измерьте его,напишите сколько он сантиметров, сравните свой отрезок с отрезком соседа, Найдите сумму и разность ваших отрезков.

    (защита работ)

    VI. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИ Е КРУГЛЫХ ДЕСЯТКОВ.

    Кто же нам всё время вредит и мешает?

    Правильно это Баба-Яга, вот она проказница!

    Что же она натворила!? Своей волшебной метлой вымела числа в наших примерах:

    .+20 = 30 70 + …. = 90 10 + …. = 30 …. +20 =90

    30 - ….= 20 30 - …. =10 90 - …. = 70 90 - …. = 20

    (Решают в виде игры "Кто быстрее?" 1-ряд - первый столбик,2-й ряд второй столбик)

    Обиделась на нас Баба -Яга и улетела в свой лес, готовить свои пакости. Можно отравляться дальше.

    VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ

    А, вот и хитрец Кот в сапогах . Он многих обманул и для вас тоже приготовил хитрое задание. Нужно найти числа в словах:

    Сорока, семья, стол, стриж, пятница (40, 7, 100,3, 5,)

    Молодцы, ребята! Не удалось вас запутать Коту в сапогах!

    8. Игра "Найди ошибки"

    Чья это удивительная машина? Конечно же Гномика из мультфильма Белоснежка и семь гномов"

    СТАРЫЙ ГНОМ, В ПОДАРОК СЫНУ

    СДЕЛАЛ СЧЁТНУЮ МАШИНУ.

    К СОЖАЛЕНИЮ, ОНА

    НЕДОСТАТОЧНО ТОЧНА.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕД ВАМИ

    БЫСТРО ВСЁ ИСПРАВИМ САМИ!

    0 + 8 + 2 = 10 6 + 4 + 1 = 12 15 - 2 - 3 = 8 7 - 3 - 2 = 4

    Гномик очень рад, что вы помогли ему исправить ошибки счётной машины и дарит вам по изумрудику из своего ларца.

    Посмотрите внимателно,какую форму имеют ваши изумрудики?

    (Повторяем геометрические фигуры)

    Поверните изумрудики обратной стороной. Что вы видите? (Мордочки)

    А теперь наш урок подходит к концу.

    Нарисуйте ротики, если вам понравилось наше путешествие, то улыбающийся ротик, если не понравилось путешествие, то прямой ротик.

  3. Урок: русского языка

    Класс: З

    Тема: Личные местоимения.

    Цели: закрепить знания учащихся о местоимении.

    Задачи:

    Формировать умение различать личные местоимения в тексте,

    Развивать умение наблюдать, сравнивать,

    Воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.

    Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно- диалогический.

    Ход урока

    Урок начинается при входе в класс. "Входной билет" - назвать личное местоимение.

    1. Введение в урок.

    Ребята, начнём урок русского языка.

    Что вы от него ждёте?

    Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

    А все ли смогли пройти на урок? Значит, вы сумели получить входной билет. Молодцы!

    Проверим, как вы готовы к уроку.

    Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?

    Всё, что надо, под рукой.

    2. Проверка домашнего задания.

    Самоконтроль.

    1. Сравни свою работу с образцом.

    2. Найди ошибки и исправь их.

    3. Дай качественную оценку своей работе.

    Ученики получают карточки.

    Я - 1 лицо, ед.число.

    Оно - 3 лицо, ед. число.

    Ты - 2 лицо, ед. число.

    Что было трудным при выполнении домашнего задания?

    3. Минутка чистописания.

    Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.

    В лесу живёт,

    Бурый цвет ему идёт. (медведь)

    Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный непарный по звонкости-глухости.

  4. - (Д) Мы будем писать буквы Е и М. Буква Е находится в группе существительных - в лесу, цвет. Буква М находится в местоимении, она обозначает согласный звонкий непарный звук.

    (Ее Мм Ем Ме медведь)

    Вспомните, как пишется слово медведь. (Мёдом ведает.)

    Где водится бурый медведь?

    4. Актуализация знаний.

    Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)

    Как избежать повтора слов?

    Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?

    А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями?

    5. Повторение изученного о местоимении.

    Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.

    Что такое местоимение?

    Назовите личные местоимения.

    Мы с вами знаем тему сегодняшнего урока. А какую же цель мы поставим перед собой?

    (На доске запись: повторить (личные местоимения)

    учиться (находить личные местоимения в тексте)

    определять (слова, на которые указывают местоимения)

    Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу личных местоимений.

    Единственное число Множественное число

    1-е лицо я мы

    2-е лицо ты вы

    3-е лицо он, она, оно они

    Прочитайте вопросы.

    Сейчас, используя эту таблицу, мы вспомним правила написания писем.

    Какими местоимениями ты пользуешься, когда пишешь письма?

    -(Д) Когда я писала письмо в клуб "Ровесник", я использовала местоимения "вы" и "ты". К Тамаре Николаевне я обращалась "Вы", потому что она взрослый человек, а к Маше, Мише и Косте - "ты", потому что они мои ровесники.

    А на что указывает местоимение "оно"?

    - (Д) Местоимение "оно" указывает на предмет среднего рода, о котором идёт речь. На небе появилось солнышко. Оно ярко светит.

    А о ком ты составила предложение?

    В каких случаях мы используем местоимение "они"?

    - (Д) Местоимение "они" мы используем, когда говорим о нескольких предметах. На дереве висели яблоки. Они уже созрели.

    6. Физминутка.

    Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

    Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

    Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

    Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

    7. Тренировочные упражнения.

    Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки.

    На кого указывает местоимение "я"? ("ты", "мы")

    Поработаем с текстом. Прочитайте отрывок из текста.

    "Ника был вовсе не маленький мальчик. Он даже в школу ходил. Но он не мог сам одеваться. Его одевали папа с мамой. А раздеваться Ника почему-то мог. Папа с мамой бывало ему говорят: "Ведь ты сам разделся. Теперь сам попробуй одеться". А он машет руками: "Я не могу, я не умею:" Папа с мамой его убеждают: "Мы не можем одевать тебя всю жизнь!" А он ногами стучит, согласиться не хочет: "Вы же мои родители!" Так они Нику и не уговорили самого одеваться. И зря: Вот что вышло:"

    Много ли в тексе личных местоимений? Понимаете, на кого указывает каждое из них? Прочитайте только те предложения, где местоимения указывают на родителей Ники.

    Сколько, людей участвуют в разговоре? Назовите их. Найдите те местоимения, которые указывают на то, что людей несколько.

    Каким местоимением пользуется Ника, когда говорит сам о себе?

    Каким местоимением пользуются родители, когда говорят сами о себе?

    Каким местоимением пользуются родители, когда обращаются к Нике?

    А каким, пользуется Ника, когда обращается к родителям?

    8. Самостоятельная работа .

    Постарайтесь записать текст правильно. Найдите в тексте личные местоимения и выпишите их со словами, на которые они указывают.

    1) Лопух интересно размножается. Его плоды крепко держатся за одежду человека. Они крепятся к ней с помощью колючек.

    2) Лопух - лекарственное растение. С его помощью легко снимается боль. в нём очень много витаминов.

    Ещё природа не проснулась,

    Но сквозь редеющего сна

    Весну прослышала она

    И ей невольно улыбнулась.

    (В карточках для слабых учащихся подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.)

    9. Итог урока.

    Вставьте на месте пропусков нужное местоимение. (Запись на доске.)

    Карандаш с бумагой взял,

    Нарисовал дорогу,

    На __ быка нарисовал,

    А рядом с ___корову.

    Сделал розовым быка,

    Оранжевой - дорогу.

    Потом над ___ облака

    Подрисовал немного.

    Какие слова вставили? Какой частью речи они являются? Назовите слова, на которые указывают местоимения. Какой частью речи они являются?

    10. Домашнее задание.

    1-ый уровень. Тетрадь для самостоятельной работы №1. № 32, с. 37.

    2-ой уровень. Найти в учебнике "Литературное чтение" и выписать 5 предложений с местоимениями. Указать лицо и число. Подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.

    3-ий уровень. Творческое задание. Написать фрагмент письма, используя местоимения.

    11. Рефлексия.

    Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, положите свой билет в зелёный конверт. Если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь - в жёлтый. Если пока ещё многие задания были для вас трудными - в красный.

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  6. Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы.

    Можно выделить несколько видов классификации методов обучения: классифицируют с точки зрения учебной деятельности, в соответствии с источниками знаний, согласно дидактическим задачам, также по степени самостоятельности учащихся, по способу организации познавательной деятельности учащихся. Существуют также своеобразные подходы к методам обучения в связи с их многообразием и возможным пополнением новых способов учебы.

    В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все-таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это, прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее, на указания учителя и т.д.

    Поэтому можно отметить, что проблема классификации методов обучения довольно сложна и до сих пор не разрешена окончательно.

    Но существует точка зрения, согласно которой каждый отдельный метод следует рассматривать как целостную и независимую структуру.

    В настоящее время в современных средне образовательных школах наряду со словесными, наглядными, практическими используют также такие методы обучения как дидактические игры, проблемные методы, программное и компьютерное обучение, дистанционное обучение.

    Но пользуясь современными методами, мы не должны забывать, что это просто инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели. Все «штучки», которые можно показать в использовании современных методах, учителя должны не забывать, что они прежде всего обучают детей и от содержания в применении стоит не отходить. А наоборот сделать содержание тем посредством методов более интересным и любопытным в обучении школьника.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

    Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.

    Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.

    Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе //Начальная школа - 1998 - №4, стр. 28

    Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000

    Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1975.

    Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с

    Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование – 1994, №4.

    Савин Н. В. Педагогика. М., Просвещение, 1978.

    Размещено на http://www.a

К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Благодаря их удачному подбору, с большим успехом за непродолжительный период времени можно достигнуть поставленных образовательных целей. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения полученных знаний.

Что такое средства обучения

К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения. На средства обучения возложено главное дидактическое задание: они призваны ускорить усвоение необходимого объема материала и одновременно способствовать развитию и воспитанию детей.

Все существующие обучающие средства можно отнести к материальным или идеальным. Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения.

Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга.

Особенности современных средств обучения

Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий.

Сегодня главная задача образовательной системы состоит в том, чтобы научить личность познавать, заниматься поисковой деятельностью, учиться, сотрудничать с другими во время Новый подход к обучению как раз и состоит в создании возможностей для свободного доступа к различным информационным ресурсам, для организации образовательных сетей и сообществ.

Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства - это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий.

Преимущества мультимедийных средств обучения

Сегодня многие учебные заведения для достижения высокого качества образования используют мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей. В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств - музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы учащихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности.

В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства, как электронные учебники, компакт-диски, веб-сайты и квесты.

Активное использование современных средств обучения - неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.



Поделиться: