Кто автор произведения зимнее утро. Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро

Творчество Александра Пушкина – целая литературная эпоха , уместившаяся в 37 лет его короткой, но яркой жизни. Ослепительной звездой вспыхнул он на российском поэтическом небосклоне, оставив нам такие шедевры, как поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», « », сказки, прозу и, конечно, короткие произведения, полные необычайной выразительности. На уроке литературы обязательно проводится анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина.

Вконтакте

Период написания

Прежде чем начать анализ стихотворения, вспомним, когда и в каких условиях его создал автор. События личной жизни поэта оказывают колоссальное влияние на его творчество .

В 1829 году Пушкин находился в расцвете второго этапа своей молодости. Позади осталась ссылка, он активно путешествовал по стране, встречался с разными людьми, строил планы на дальнейшую жизнь: был страстно влюблен и собирался жениться на красавице Натали Гончаровой.

Время написания легкого, «звенящего» стихотворения «Зимнее утро» пришлось на период творческого подъема . Осень была для поэта любимым временем, вдохновение буквально мучило его, просыпаясь в любые часы дня и ночи.

Время написания стихотворения – 3 ноября 1829 года . Александр Сергеевич возвращался с Кавказа и по дороге к невесте заехал к друзьям в село Павловское Тверской губернии, пребывая в переменчивом, но чаще восторженно-радостном настроении , которое передается нам через его стихотворение «Зимнее утро».

Внимание! Главный мотив пушкинского произведения – восхищение красотой родной природы и ее способностью к моментальным чудесным превращениям.

О чем написано произведение

Краткие : зима, один день из жизни обычного человека, ничем не примечательный. Накануне была страшная вьюга , наполнявшая сердце тоской, а сегодня картина коренным образом изменилась, переменилось и настроение автора: засияло солнце , вспыхнуло яркой голубизной небо, заискрился снег, словно россыпь драгоценностей.

Так бывает и в жизни: если вчера была темная полоса, то в любой момент может вспыхнуть свет , начнется светлый период.

Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом, подчеркивающим прекрасные перемены в настроении погоды и романтический настрой поэта . Четкая, но мягкая рифма способствует легкости восприятия, а постоянные обращения автора к неведомой красавице настраивают на ощущение причастности читателя к происходящим событиям.

Основная мысль стихотворения «Зимнее утро» проста: не надо поддаваться унынию, скорби, жизнь продолжается, настоящее и будущее сулит много радостных моментов. Надо уметь наслаждаться жизнью и прелестью природы!

Какие слова придают выразительность

Чтобы усилить выразительность произведения «Мороз и солнце», Пушкин использует различные художественные приемы . Критики отмечают такие эпитеты в стихотворении Пушкина «Зимнее утро», как:

  • чудесный,
  • прелестный,
  • мрачное,
  • бледное,
  • великолепные,
  • прозрачное,
  • веселый.

Прилагательными Пушкин подчеркивает свое восхищение , передает восторженный настрой. «Мороз» и «солнце» у него – понятия, взаимно усиливающие впечатление читателя, вызывающие в его душе ощущение свежести , бодрости. Они не противопоставлены друг другу, а, наоборот, увеличивают общее впечатление красоты и силы русской зимы, не убивающей все живое, а действующей, как живительное лекарство.

Усилению мощи стиха служат антитезы. Кто, кроме Пушкина, может так великолепно сочетать несочетаемое ! Примеры наиболее явственных антитез из «Зимнего утра», делающих стихотворение ярким и самобытным, позволяющих воображению нарисовать четкую картину событий:

  • мороз-солнце;
  • дремлешь-проснись;
  • солнце-снег;
  • прозрачный-чернеет;
  • иней-зеленеет;
  • пустые-густые.

Антитезы и множество эпитетов превращают стихотворение Пушкина в нарисованную яркими мазками красочную картину бодрящего зимнего утра .

Какие поэтические приемы использует поэт

Александр Сергеевич широко использовал в своих произведениях. Ко времени написания «Зимнего утра» этот прием применяется им в абсолютном большинстве стихотворений. Метафоры в стихотворении «Зимнее утро»:

  • веселым треском…трещит печь,
  • вьюга злилась,
  • мгла носилась.

Конечно, вьюга не может «злиться», а печь – «веселиться», но применение такого приема дает возможность автору сообщить читателю свое настроение , не используя тяжелого нагромождения словесных конструкций.

Романтическое произведение «Зимнее утро» построено на противопоставлении унылого вчерашнего вечера и сменившего его ясного веселого утра.

Картины природы сменяются описанием уютной комнатки, где «трещит затопленная печь» (четвертая ), а затем вновь поэт приглашает читателя выглянуть на улицу , проехаться в санках по искрящемуся снегу.

Что хотел нам поведать автор

Основных мыслей «Зимнее утро» содержит две. Первая – та, что лежит на поверхности — желание сделать читателя участником приятных для автора событий : мечтаний на «лежанке», любований сверкающим на солнце снежным ковром, ласковым согревающим пламенем, танцующим в печи, захватывающей дух прогулки в упряжке, запряженной «кобылкой бурой», по заснеженным полям.

Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью , ощутить удивительную скорость ее волшебных изменений: еще вчера все казалось плохо, в душе «вьюга злилась», отчего и настроение было плохое, луна глядела «бледным пятном», полностью лишенная романтической привлекательности. Сегодня же воскресли жизненные надежды, воссияло солнце, вновь хочется быть счастливым и творить .

Анализ лирического стихотворения

Как анализировать стихотворение

Заключение

Кочева Анастасия

Краткая аннотация.

В данной работе ученица 6 класса Кочева Анастасия исследует текст произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» , даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.

Особое внимание она уделяет лексике произведения, не без основания полагая, что основной материал создания стихов – слово. Кроме того проводит довольно глубокий глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос: сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 21

«Музыка слова. «Зимнее утро» А. С. Пушкина»

Гуманитарная секция.

Литературоведение.

Работу выполнила: ученица 6 класса

Кочева Анастасия Александровна

Научный руководитель: Гребенникова

Ирина Игоревна

Армавир 2009

1. Введение.

2.Глава 1.

1) История создания стихотворения.

2) Тема стихотворения.

3) Идейное содержание.

3.Глава 2.Музыка слова.

1)Языковое оформление стихотворения

2) Антитеза- композиционный прием.

3) Художественно-изобразительные средства языка стихотворения.

4) Звуковой строй языка.

А) О размере, рифме и ритме.

Б) Игра звуками.

4.Заключение.

5 .Список использованной литературы.

Краткая аннотация.

В данной работе ученица 6 класса Кочева Анастасия исследует текст произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» , даёт восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.

Особое внимание она уделяет лексике произведения, не без основания полагая, что основной материал создания стихов - слово. Кроме того проводит довольно глубокий глубокий анализ фоники произведения в разных её аспектах и отвечает на вопрос: сам ли он изобрёл этот способ делать свою поэтическую речь подчёркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения, т.е. музыкальной?

Введение.

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал».

А.С. Пушкин.

Да, безусловно, именно эти «добрые чувства» составляют сущность прекрасной и благородной поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Прекрасно отточенное мастерство помогало поэту не только полнее и яснее донести до нас то, что он считал нужным выразить в своих словах, но всегда доставляло и доставляет читателям истинное эстетическое наслаждение.

Самый замечательный замысел может не дойти до читателя, если автор не позаботился облечь его в достойную форму. У истинного художника содержание и форма сливаются воедино; они неразделимы. Поэтому говоря о мастерстве великого поэта, следует поближе присмотреться к некоторым деталям, к некоторым особенностям его творческой манеры, к тем приемам, к которым он чаще всего прибегал в своей работе, создавая такие гармоничные, приятно воспринимаемые на слух, а значит, мелодичные произведения. То есть он из слов создавал музыку.

В своей работе на примере очень понравившегося мне произведения я стараюсь ответить на вопрос: « как тропы и фигуры речи помогают раскрыть авторскую идею?», при этом особое внимание обращаю на звуковую сторону его произведения, на музыку слова в пушкинском стихе.

Актуальность темы данной работы объясняется необходимостью глубже понять творчество А.С.Пушкина, повысить общий уровень культуры,окунувшись в мастерскую поэта. Полностью согласна с мыслью, что «чем больше будете вы задумываться над хорошим художественным произведением, чем глубже будете входить в него собственными чувствами, тем больше даст оно вам подлинного эстетического наслаждения». 1

Цель моей работы: дать восприятие, истолкование, оценку стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро» и в ходе рассуждений доказать, что языковое (и не менее - звуковое) оформление стихотворения поэта способствует глубокому раскрытию идейно-тематического содержания.

Задачи: 1. Раскрыть, откуда у Пушкина это внимание к каждому слову, к отдельным звукам в стихотворной строке? Сам ли он изобрёл этот способ делать свою речь подчеркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения?

2. Дать восприятие, истолкование, оценку художественно-изобразительным средствам языка стихотворения, помогающим поэту передать своё душевное состояние, выразить идейный замысел произведения.

____________________

1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.54

История создания произведения «Зимнее утро».

«Зимнее утро» было написано очень быстро, в один день- 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, имении дяди друга поэта (сына П.А. Осиповой) А.Н.Вульфа - П. И. Вульфа. В тверскую губернию к своим хорошим знакомым - семейству Вульфов- Александр Сергеевич заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Это доказывает и его письмо А.Н.Вульфу от 16 октября 1829 года (из Малинников в Петербург), где поэт пишет: «Про-езжая из Арзрума в Петербург, я своротил вправо и прибыл в Старицкий уезд…»

Стихотворение представляется глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в Старицком уезде (в Старице, Павловском, в Малинниках) в обществе Осиповой и Вульфов поэт чувствовал себя на подъёме и помногу писал. Именно здесь годом раннее он пробыл целых полтора месяца и закончил VII главу «Евгения Онегина».

Необходима ли нам эта литературоведческая информация? Да, потому что данное обстоятельство имеет прямое отношение к тексту «Зимнего утра», этого однодневного по исполнению стихотворения, однако вобравшего в себя многое из того, что вынашивалось и писалось А.С.Пушкиным о зиме ранее. Сравним:

VII глава «Евгения Онегина» , «Зимнее утро»

не вошедший в роман альбом Онегина

1828 год. 1829год.

Мороз и солнце! Чудный день!

Реминисценции, переклички, отголоски уже бывшего, ранее употребленные слова и обороты, что объясняется и стилистически, и тематически, встречаются в «Зимнем утре» нередко. Например: На мутном небе мгла носилась и Буря мглою небо кроет («Зимний вечер»).

Стихотворение кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращенный к окончательно ещё не проснувшейся подруге (Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись).

Тема стихотворения.

В поэзии Пушкина, опять-таки впервые,

Явилась нам и русская зима, не загрими-

Рованная никакими мифологическими

Поэтизмами, поэтическая сама по себе,

С этим ослепительным блеском снегов,

С долгими вечерами у камина, с неистовством

Зимних бурь, с апофеозом русской красоты,

Которая лишь ярче пылает в «пыли снегов».

Всеволод Грехнёв.

У Пушкина, замечательного русского поэта, есть удивительные стихи, знакомые мне ещё с начальных классов, воспевающие красоту русской зимы с её ослепительным снегом, украшающим бескрайние равнины, с завыванием бури, со снежными бурями, ярким солнцем. Мне нравится высказывание Всеволода Грехнёва: «Природа предстаёт в лирике поэта как естественная среда обитания человека, и в таком отношении к ней проступает цельность народного восприятия природы, … гармоническая связь человека и природы воспринималась не как идеал, а как ещё не исчерпавшая себя реальность национальной жизни». 1

Но всё-таки человек в поэзии Пушкина зависит от природы в самых высоких своих

проявлениях, в творческих взлетах, « душа бессознательно ищет единения с природой». 2

Действительно, произведение «Зимнее утро» представляет собой блестящую и в то же время непосредственную и безыскусственную зарисовку чувств, мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра.

1.Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.

2. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.

Идея произведения.

Зимнее утро» дает возможность почувствовать нам, читателям, что поэт восхищен красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, веселое, ничем не омрачено:

Мороз и солнце; день чудесный!

Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть морозного утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка в санках по утреннему снегу:

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

Поэтому ясно, что идея стихотворения «Зимнее утро» заключена в утверждении: лирический герой (а под ним подразумевается сам Пушкин) очарован красотой зимнего пейзажа. В этом убеждают эпитеты, сравнения, метафоры, инверсии, восклицания поэта.

Языковое оформление стихотворений.

Мороз и солнце… два слова, но создана целая картина чудесного зимнего дня! Вот где лаконичность и умение, как художник мазками, рисовать, создавать образ! Просты и бесхитростны слова, образующие живописную жанровую картину. Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение писателя.

Обратимся к самому стихотворению и к составляющему его первоэлементу - языку.

«Зимнее утро» (1829 г.)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела,-

А нынче.. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь присутствует много языковых трудностей и отступлений, которые мы даже можем не заметить. Это может привести нас в заблуждение и неточному пониманию текста в целом. Рассмотрим произведение с первой строфы, в которой прежде всего мы остановимся при замедленном чтении на четвертой - шестой строчках. В них содержатся два устаревших, ныне архаических факта грамматики, слова.

Нас удивляет словосочетание «открой … взоры» . Сегодня мы употребляем словосочетание «устремить взоры» , но только не « открывать ». Это существительное имеет старое значение « глаза ».

Задержимся на этой строчке на кратком причастии «сомкнуты». Какая это часть речи? В современном русском языке краткое причастие является сказуемым, тогда где подлежащее, к которому оно относится? Слово «сомкнуты» тяготеет к существительному «взоры», но оно является дополнением (открой - что?).Значит? Значит сомкнуты является определением к слову «взоры». Но тогда сомкнутые , а не с омкнуты …Перед нами усеченное причастие, которое, как и усеченные прилагательные, относится к излюблен-ным поэтическим вольностям поэтов XVIII - середины XIX веков.

А теперь кратко коснемся слова в разбираемой строчке: «Открой сомкнуты негой взоры…» . Существительное «нега» небезынтересно. В разных словарях оно понимается по-разному. Лингвистический анализ этого слова позволяет сделать вывод, что ближе всего к истине оно толкуется в словаре русского языка С.И.Ожегова: «Нега - это полное довольство, блаженство. ». в пушкинских текстах это слово было иным, и в нем просма-триваются и иные значения. «Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этой семантикой значение «1.состояние безмятежного покоя, 2. Чувственное упоение, наслаждение» 1

Теперь спустимся строчкой ниже. Нас ожидают факты, требующие разъяснения. Их здесь два. Слово « Аврора » как имя, оно пишется с большой буквы. Здесь,по значению, оно выступает как имя нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает утреннюю зарю(характерно для поэзии XIX века). В наше время после предлога навстречу должно быть существительное в дательном падеже, т. е. : навстречу северной Авроре… А у Пушкина - родительный: Авроры - это не опечатка, а устаревшая форма.

Читая последнюю строчку этой строфы, можно впасть в ошибку, посчитав, что слово звезда употребляется в значении небесного тела. Между тем словосочетание звезда севера означает здесь самую достойную женщину (Петербурга).

Если вы знаете, что вечор - это вечер или вчера, то задержитесь на следующей строчке: « На мутном небе мгла носилась…» Она кажется нелепой. Слово «мгла» означает «темень»,а у Пушкина оно имеет иной смысл: «густой снег, срывающийся в тумане». Такую же «туманную», а не «темную» роль выполняет это существительное и в стихотворении Пушкина «Буря мглою небо кроет».

Третья строфа стихотворения блестит своей языковой прозрачностью и в пояснении она не нуждается. А вот на последних строфах придется остановиться. В целом они особых затруднений они не вызывают, но все же языковые особинки здесь есть. Например, поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Лежанка - это выступ в русской печки, на котором, греясь, отдыхали, спали. В конце этой строфы странно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать (во времена Пушкина существовали обе формы этого слова) . Форма слова запречь служит рифмой к слову печь.

Перейдем к пятой строфе: «Зимнего утра».Какую роль в этой строфе играет выражение: «берег, милый для меня». Слово берег имеет прямое, но не производное значение - «местность около реки».

  1. «Словарь языка Пушкина» М., 1980г., т.2 , стр.776

Около какой реки? Около верхней Волги (стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии - ныне Старицкого района Калининской области - находящейся недалеко от Волги.).

Лексика стихотворения «Зимнее утро» очень многообразна: употребляются устаревшие слова «нынче» - сейчас, «озарена» - освещена, «велеть» - приказать, «предадимся» - отдадимся); диалектная («вечор» - вчера, «запречь» - запрячь); книжная («Аврора», «прелестный»…). Гармоничное переплетение разных слоев лексики придает стихотворению и необыкновенную возвышенность чувств (при употреблении устаревшей и книжной лексики), и восхищение русской природой, и выражение народной любви к русскому пейзажу (в этом помогают диалектные слова). Интересен факт: в черновике стихотворения последняя строчка четвертой строфы была «Коня черкесского запречь». Потом А.С.Пушкин изменил ее: «Кобылку бурую запречь». Такая замена, думается, точнее выражает авторский замысел: диалектные слова передают любовь народа и самого поэта к русской природе, скромной, но необыкновенно дорогой и красивой. В Михайловском (а данное стихотворение написано пусть и вдали от него, но по впечатлениям от пребывания в данном имении) поэт не только скучал, но и работал. А.С.Пушкин признавался жене: « Ты не можешь представить, как живо работает воображение, когда сидишь один между четырех стен или ходишь по лесам, когда никто не мешает думать» 1 .А природа помогала поэту: «Приятно думать у лежанки».

В «Зимнем утре» поэт использует глаголы повелительного наклонения («проснись», «открой» «явись», «погляди»), которые призывают читателя проникнуться всей полнотой жизни. Жизнь удивительна, потому что в ней есть гармония. Эта мысль выражена уже в первой строчке:

Мороз и солнце; день чудесный!

День чудесен благодаря гармоничному сосуществованию мороза и солнечного тепла, света. Человек не может в полной мере насладиться красотой солнечного утра, если в его жизни не было мрачного, тоскливого вечера. Свежесть морозного утра сильнее почувствуешь только тогда, когда посидишь у затопленной печки.

Антитеза- композиционный прием.

Все произведение построено на антитезе. Противопоставляются друг другу вторая и третья строфы: вторая - это «вчера», третья - это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна еле проглядывала сквозь тучи и ты печальна была, а сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым стало все вокруг.

Но эти две строчки противопоставлены, в свою очередь, всему дальнейшему. В них рассказано все то, что видно из окна деревенского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь..

И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть запрячь сани и предаться бегу нетерпеливого коня? Все у поэта в этом стихотворении построено на смене непохожих картин, и эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными деталями.
________________________________________

1Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.:Искусство - Спб,1995

Художественно-изобразительные средства языка стихотворения.

Известно, что композитор пишет музыку нотами, а поэт свою музыку стиха создает словами и звуками. Это его материал, которым он должен владеть в совершенстве. И здесь, я считаю, надо непременно остановиться на таком художественном приеме, как эпитет. В этом отношении обращает на себя внимание вторая строфа, та, где говорится о вчерашней непогоде. Все ее эпитеты: небо - мутное, луна - не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом ещё бледное; ты сидела печальная . Все окрашено в определенный грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот и простая, но много говорящая метафора, олицетворение. Вьюге придана черта человеческого характера.

В третьей же строфе все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое , ковры снегов - великолепные. И отчетливо видно то, что никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен , ель зеленеет сквозь иней , речка блестит подо льдом . Какая наблюдательность, какая точность видения! Штрихи, мазки - и какая великолепная картина!

А янтарный отблеск огня в четвертой строфе, какой меткий и точный эпитет! Выделяются своей ёмкостью и некоторые художественные определения последней строфы.

«…предадимся бегу

Нетерпеливого коня».

Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно, потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже, по-своему, охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра - и рвётся вперёд. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!

А последний эпитет стихов - на этот раз «сложный эпитет» из трёх слов:

«И берег, милый для меня ».

Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омрачённом счастье.

У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Однако это произведение дает нам не только зрительные образы.

Звуковой строй языка.

А ) О размере, рифме и ритме.

Ямб во всех его видах - излюбленный размер великого поэта. Четырёхстопным ямбом написано «Зимнее утро». Его мерное, неустанное движение подхватывает читателя, несёт с собой.

Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка(третья) оканчивается ударным (« мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключении твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей.

Мо//ро’з// и //со’лн//це; //де’нь //чу//де’с// ный/ /

1 2 1 2 1 2 1 2 1


Еще ты дремлешь, друг прелест ный -

Пора, красавица, просн ись :

Открой сомкнуты негой вз оры ,

Навстречу северной Авр оры,

Звездою севера яв ись !

Но как достигается это плавное, но в то же время, бодрое движение? Эта естествен-ность стиха? Здесь мы сталкиваемся с особым случаем в технике стихосложения - рит-мом .

Да, стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но ведь мы в обычном своем произношении не будем отсчитывать каждое указанное схемой ударение, рвать на части отдельные слова, чтобы они обязательно разместились по отведенным стопам, по два слога на каждую. Мы произнесём их так, как обычно говорим в жизни. И получится следующее:

Мор о з и с о лнце; д е нь чуд е сный!

Еще ты др е млешь, др у г прел е стный-

Пор а , крас а вица, просн и сь:

Откр о й сомкн у ты н е гой вз о ры,

Навстр е чу с е верной Авр о ры,

Звезд о ю с е вера яв и сь!

На каждую строку приходится три или четыре естественных ударения и получается следующее: на обязательную метрическую схему четырёхстопного ямба ложится уже новый ритмический узор, не подчиняющийся первоначальным строгим правилам. Он - то и придает стихам живость, естественность обычной разговорной речи. Но он возможен только на метрической основе.

Чувство ритма - это чувство врожденное, оно целиком заключено в самой природе нашего родного языка. А язык создавался народом веками. Народ и нашел в нём и выделил то, что впоследствии мы стали называть «средствами художественной выразительности». «Все приемы словесного мастерства, которыми так щедро пользуются поэты, родились первоначально в народной среде, в устном безымянном творчестве…Пушкин многому учился и научился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и «Салтана», и «Мёртвую царевну», и «Золотого петушка». 1

Изучая народную речь, можно убедиться в том, что все законы художественного слова уже издавна существовали в устном народном творчестве. Очевидно, и Пушкина в свое время поразило то, что даже свои обиходные пословицы и поговорки, выражавшие вековой опыт, разум и сметку, обычно народ не только оснащает ритмом и рифмой, но как бы для прочности прошивает повтором того или иного гласного или согласного (например: Т е р пенье и тр у д всё пе р е тр у т )

Б) Игра звуками.

Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимание на чисто звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских произведениях, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно выразительностью самих звуков.

В стихотворении «Зимнее утро» есть строчки, передающие не только игру света, но и широту и раздолье российских просторов:

П о д г о л у б ыми н е б е с ами

В е л и к о л е пн ыми к о вр ами…

Это ощущение создаётся многосложными словами с почти одинаковыми окончаниями и игрой на гласных У-О-Е-И. А в строчке:

Бле с тя на с олн ц е, с нег лежит…

Мы как будто бы слышим, как ломаются тонкие утренние льдинки на снегу благодаря повторяющемуся звуку [с] ([ ц]).

И всё же до сих пор поэт давал нам лишь зрительные образы, но вот в четвёртой строфе мы не только видим этот янтарный отблеск огня, но и слышим потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев. Аллитерация - игра на согласных звуках (звукопись).

1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.48

…Веселым тр е ск ом

Тр е щ ит за т опленная пе ч ь.

Конечно, здесь сыграли свою роль звуки [т], [р], [щ-ч-ск]. И это ещё не всё.

В) Цветовое оформление звуков стихотворения.

Если подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л и сравнить свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”», то увидим, что наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

И конечно, если я создавала бы иллюстрацию к стихотворению, то преобладали бы цвета белый, жёлтый.

А гласной звукобуквы больше всего в стихотворении “О” По мнению Крысина, автора книги «Жизнь слова», каждый звук, каждая буква имеют свой цвет:

А - густо- красный

Я - ярко-красный

О - светло-желтый или белый

Е - зеленый

Э - зеленоватый

И - синеватый

Ю - голубоватый, синеватый

И - синий

У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ы - мрачный, темно-коричневый или черный

Если проанализировать хотя бы первую строчку стихотворения «Зимнее утро»:

М о р о з и с о лнце; день чудесный! -

то убеждаешься, что торжествует бело- желтый цвет (на фоне белого снега желтое солнце!).

Всё точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

Заключение.

Итак, обращаясь к доступным источникам и литературе, выразив свое мнение, восприятие, истолкование, оценку стихотворения А.С.Пушкина, можно прийти к некоторым выводам.

Во-первых, А. С. Пушкин многому учился у народа, т.е. из фольклора он черпал многое: и метафоричность, и образность языка, и ритм, и звукопись.

Во- вторых, только благодаря своему таланту и огромному труду поэт смог весь этот огромный многовековой народный опыт в области стихосложения переработать и искусно украшать нужными приёмами свои произведения.

Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему.

Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого благородного сердца, она дарит нам, по его же собственному слову, «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».

«Стихи Пушкина - это и живопись, и музыка.» 1

1.Вс. Рождественский. «Читая Пушкина»., Ленинград 1986, стр.187

Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают стихотворения, посвящённые красоте родной природы. С детских лет поэт проникся любовью к родным просторам и позже запечатлел ее в своих произведениях с пылкостью настоящего патриота. Стихотворение «Зимнее утро» знакомо читателю еще из школьной программы – оно является одним из самых выразительных и ярких пушкинских творений о зиме. Автор рисует торжество зимнего утра, передает жизнерадостное настроение человека, который наслаждается началом нового дня.

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.

Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

Темы

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Смысл

«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.

Средства художественной выразительности

Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.

Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.

В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.

Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой – Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его – романтический. Основная тема – соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения – «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини – это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, –

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему – новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения зимнее утро
  • зимние утро описание стиха по этапам
  • сочинение по стихотворению зимнее утро


Поделиться: