Англия в 30 е годы вывод. Двадцатые годы

Тема: Страны Запада в 20-30-е годы ХХ века:

США, Великобритания, Франция

Основные понятия:

консерваторы
Лейбористы

Тред-юнионы

Британское содружество наций

Радикалы

Народный фронт

«Левый блок»

«Национальный блок

«Великая депрессия»

«просперити»

Республиканцы

Демократы

Ку-клукс-клан

«Новый курс»


Вопросы и задания:
1. Опишите итоги Первой мировой войны для Великобритании, Франции, США.
2. Сравните политику консервативных и лейбористских правительств Великобритании.
3. Выделите основные особенности британского тред-юнионизма.
4. Раскройте суть социально-экономических и политических реформ правительства Народного фронта Франции.
5. Как была предотвращена попытка фашистского переворота во Франции?
6. Чем была вызвана «великая депрессия» в США?
7. Выделите основные составляющие «нового курса» Ф.Рузвельта?

Литература:
Давлетов с. 92-115
Полянский с. 55-80

Соединенные Штаты Америки


  1. США в межвоенный период
Историю США в межвоенный период (1918-1939) можно разделить на определенные этапы:
1918-1922 – период послевоенной стабилизации.
1922-1929 – период «просперити»
1929-1932 – период «великой депрессии»
1933-1939 – период «нового курса»
В эти годы происходила смена правительств, связанная со сменой лидера государства. При существовании 2-хпартийной системы во главе государства становился представитель демократической или республиканской партий.
Президенты:
До 1920 г. - В.Вильсон (демократ)
1921 – 1923 Ч.Гардинг (республиканец)
1923 – 1929 К.Кулиджа (республиканец)
1929 - 1932 Г.Гувер (республиканец)
1932 - 1945 Ф.Рузвельт (демократ)

2. Положение США после Первой мировой войны.

В отличии от стран Европы США после первой мировой войны не переживали экономического кризиса, связанного с масштабными затратами и потерями. Статус США в мире изменился.

Положение США в первые годы после Первой мировой войны можно охарактеризовать следующими чертами:
- США сыграли решающую роль в окончании войны;
- Получили благоприятные условия для быстрого экономического развития (по сравнению со странами Европы);
- Расширение рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала;
- Увеличение объема внешней торговли;
- Создание мощного государственного сектора в экономике;
- Увеличение объема накопления капитала в стране (к 1919 г. в стране находилось 50% мирового запаса золота)
- Из страны-должника США превратились в страну-кредитора; - - Заработная плата среднестатистического рабочего увеличилась на 25 %.; Уровень безработицы не превышал 5 %, а в некоторые периоды даже 3 %
- Усиление интеллектуального потенциала страны за счет эмиграции из Европы (1900 – 1920 гг – 14 млн.чел.)
- Человеческие потери составили 50 тыс. человек погибшими и 250 тыс. человек ранеными;
- Высокий уровень концентрации производства и капитала (3,6% предприятий в стране производили 68% промышленной продукции, 1% населения владел 50% национального богатства страны);
- Формирование монополистического капитала в стране;
1919 г. принята XVIII поправка к Конституции, согласно которой был введен «сухой закон» в стране;
- 1919 г. принята XIX поправка к Конституции, которая предоставляла избирательные права женщинам;
- США отказались от вступления в Лигу Наций, тем самым страна осталась лишь региональным политическим лидером (район Тихого океана – Вашингтонская конференция 1921-22 гг.)

3. Период «процветания». После окончания второго президентского срока Вудро Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы. Население США устало от прогрессистских реформ, и поэтому переход к консерватизму был как никогда кстати.
Прийдя к власти, правительство республиканцев строило свою экономическую политику на принципах: -граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии и своей семьи; -предоставление преимуществ частному капиталу; -ограничение государственного вмешательства в экономику; -сокращение затрат на социальные программы; - защита американского производителя (политика протекционизма); -уменьшение налогов на прибыль.
Данная политика привела: К росту промышленного производства и торговли
Тотальному перевооружению предприятий, внедрению новых технологий (конвейер)
Развитию новых отраслей американской индустрии: электротехническая, химическая, автомобильная, авиационная;
Повышению производительности труда;
США производили 44% мировой промышленной продукции, т.е. больше, чем вместе взятые Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.
Росту конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке;
Повышению жизненного уровня населения и повышению спроса на товары народного потребления (автомобили, холодильники, радиоприемники и т.д.);
Развитию банковской сферы (выделению потребительских кредитов);
Росту фондового рынка;

Президент Гардинг сформировал кабинет министров из видных финансистов, миллионеров и людей, сведущих в экономике. В 1921-1932 годах пост министра финансов США занимал мультимиллионер Э. Меллон. По его инициативе ставка налога на доходы, превышающие 1 млн.$, была снижена сначала до 66-50 %, а в 1926 и вовсе до 20 %. Были отменены законы военного времени, принятые для контроля уровня цен. В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов, которые были фактически аннулированы Верховным Судом посредством различных разъяснений и толкований.. В 1925 году Кальвин Кулидж заявил: «Дело Америки - это бизнес», что во внутренней политике означало свободу действий для бизнесменов и гарантировало им невмешательство государства в деятельность частного сектора экономики.
Американские средства массовой информации распространяли тезис о наступлении эры «просперити», о «золотых 20-х», которые будут длиться вечно. Символом Америки 1920-х гг. можно считать Генри Форда и его Форд модели Т, первый массовый автомобиль во всемирной истории. Это транспортное средство было доступно многим, так как цена его составляла менее 300 долларов, а среднегодовой заработок промышленного рабочего равнялся 1 300 долларам. В результате автомобиль перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения. В 1920-х гг. парк автомобилей вырос на 250 %, а к 1929 превысил 25 миллионов машин, при том что население США в то время составляло 125 млн чел.
Успехи в промышленности росли, однако сельскохозяйственная политика оказалась не столь удачной: сократились площади засева пшеницы и кукурузы, европейский рынок закрылся для продукции американских фермеров, что привело к кризису перепроизводства и банкротству фермерских хозяйств.

Вообще 1920-е годы - это время формирования общества потребления. Рядовой американец подвергался массированному воздействию со стороны производителей товаров: его постоянно осаждали призывами покупать и покупать ещё больше. В связи с этим начала развиваться современная реклама. Производители делали всё, чтоб заставить покупателя не откладывать деньги в долгий ящик, а немедленно их потратить. Тем, у кого не было при себе необходимой суммы, предлагалась покупка в рассрочку. Появилось понятие - жизнь в кредит, когда подобным образом приобреталась большая часть машин, холодильников, радиоприёмников. Однако проблема неравномерности распределения доходов не была учтена: две трети американских семей были не в состоянии приобрести даже предметы первой необходимости.

Часть прибылей монополий превращались в ценные бумаги (акции), которые поглощали нераспределённые доходы. Акции ценились потому, что их покупали, и на них можно было заработать. В стране рекламировались лёгкие пути к богатству через акции. И к 1929 году на бирже играло не менее 1 млн американцев, которые, вложив все свои ограниченные средства в покупку акций, ждали успеха. Обладатели ценных бумаг влезали в огромные долги и активно пользовались кредитами.
Не выдерживал конкуренции с автомобилями и самолетами железнодорожный транспорт, переживали упадок текстильная и обувная промышленность, зависимые от сельского хозяйства. Падала прибыль в угольной промышленности.
Выполнение «сухого закона» привело к росту преступности (контрабанда спиртного, подпольное производство и продажа спиртных напитков). Многие американцы считали принятие XVIII поправки нарушением свободы личности – главного завоевания американцев. Все чаще американцы сталкивались с коррупцией в различных эшелонах власти.
Одновременно усилились преследования профсоюзов и их численность к 1930 г. сократилась в 1.5 раза Крайне жестоко проходили расправы с участниками забастовок и деятелями левого рабочего движения. В 1927 г., после 7-летнего тюремного заключения, были обвинению. В стране начался настоящий «красный психоз».
Поток эмигрантов в США привел к росту безработицы и ужесточении конкуренции на рынке труда. В 1924 и 1929 гг. были приняты законы, ограничивающие прием эмигрантов на работу – не более 150 тыс. человек в год по всей стране. На этой волне активизировался Ку-клукс-клан.
Рост безработицы и понижение уровня заработной платы привели к понижению платежеспособности населения. Многие граждане не имели возможности погашать кредиты.
Произошли существенные изменения в общественной морали. Этот период получил название «ревущие 20-е», «эпоха джаза».

4. «Великая депрессия»
Однако в 1929 году в конце октября началась Великая депрессия и через 4 года США лежали в экономических руинах. На CША обрушился экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории.
Причины:
- Основные капиталы вкладывали в тяжелую промышленность, а другие отрасли несли убытки.
- Стихийный рост объемов производства превышал рост доходов большинства американцев, что привело к кризису перепроизводства.
- Необоснованные льготы, которыми пользовались крупные монополии, привели к тому, что они диктовали цены на рынке товаров.
- Выделение «дешевых кредитов» привело к кризису в банковской сфере.
- Союзники, и особенно Германия задолжали США значительные суммы, полученные в качестве кредитов.
- Европейские страны стали активно проводить протекционистскую политику, ограничивая доступ американских товаров на свой рынок.
Первым признаком начавшегося кризиса стали события 24 октября 1929 г. – 12 млн. акций сменили своих владельцев. Через пять дней кризис стал общенациональным.
Разорялись предприятия: объем производства сократился на 63%. Объем внешней торговли сократился втрое. Обанкротилось примерно 5 тыс. банков (20%). производство товаров стало невыгодным. В результате производство сокращалось, а одновременно резко увеличивалась безработица, с 3 % в 1929 г. она поднялась до 25 %. к 1932 г. 17 млн.человек. У тех, кто сохранил работу, заработная плата упала в два раза. Резко обострилась социальная напряженность: «голодные походы», демонстрации, рост преступности. Президенту Гуверу приходилось задействовать американскую армию для наведения порядка.

5. «Новый курс» Ф.Рузвельта.

Республиканцы, которых обвиняли если не в наступлении экономического кризиса, то в неспособности справиться с ним, на президентских выборах 1932 г. потерпели сокрушительное поражение и много лет не могли впоследствии занять Белый дом. В 1933 г. к власти в США пришёл президент Франклин Рузвельт, кандидат от демократической партии, предложивший американскому народу «новый курс», как стали впоследствии называть его политику. Успех «Нового курса» был таков, что Рузвельт стал единственным в истории США президентом, которого переизбирали четыре раза подряд, и он оставался у власти до самой своей смерти в 1945 г. В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.

Программа предусматривала следующие направления :
1. Стабилизация денежной системы - запрещен вывоз золота за границу, - проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, -укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. 2. Оздоровление промышленности - создано специальное учреждение - Национальная администрация восстановления промышленности; -вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными нормативными актами - принят кодекс честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). -осуществлялась практика введения коллективных договоров. - отмена сухого закона, которая положила начало легализации изготовления и продажи алкогольных напитков; В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент - дополнительную поддержку избирателей; - принят закон о трудовых отношениях («акт Вагнера»), расширивший права профсоюзов.
3. Реформы в сельском хозяйстве - учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration- ААА), которая наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства; -оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены на продукцию) Правительственные программы помогали также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. 4. Борьба с безработицей. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. Был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты

В результате принятых правительством мер, за первый год «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45 %.

Хотя многие меры его администрации были впоследствии признаны спорными, целый ряд нововведений этого периода, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют в США до сих пор. Наиболее успешной инициативой президента Рузвельта считается помощь безработным, которых по заказу федерального правительства привлекали к работе в Гражданском корпусе охраны окружающей среды и ряде других правительственных служб.

Великобритания

1. Положение Великобритании после Первой мировой войны:
В годы Первой мировой войны Великобритания принимала активное участие в ходе военный действий на море и совместно с французской армией активно воевала на континенте. Будучи участницей Антанты, в конце войны оказалась в составе стран-победительниц.
По решению Версальского договора Великобритания получила большую часть германских и турецких колоний. Стала лидером Лиги Наций.
Однако в послевоенный период Великобритания переживала экономический спад. Хозяйство было ослаблено войной. Людские потери составили (748 тыс.чел. убито, 1,7 млн. ранено). Великобритания потеряла 70% торгового флота. Государственный долг вырос в 12 раз. Были разрушены традиционные внешнеэкономические связи. Жизненный уровень населения снизился.
2. Смена правительств
В межвоенный период в ходе парламентских выборов происходила смена правительств. 3 политические партии (консерваторы, либералы и лейбористы) одерживали победы на выборах или создавали коалиционные кабинеты.
1918 – 1922 Коалиционное правительство: консерваторы+либералы
(лидер Д.Ллойд-Джордж – либерал)
1922-23, 1923-24, 1924-29 гг. Правительства консерваторов
(лидер Стенли Болдуин) 1929-1932 гг. Правительство лейбористов (лидер Р.Макдональд)
1932-1934 гг. Коалиционное правительство – «Национальное правительство»: лейбористы+консерваторы. (лидер Р.Макдональд – лейборист)
1935-37 гг. Правительство консерваторов
(лидер Стенли Болдуин)

3. 1918 – 1922 Коалиционное правительство

В годы правления коалиционного правительства Д.Ллойд-Джорджа были проведены следующие реформы:

Принят новый избирательный закон: мужчины с 21 года, женщины с 30 лет (впервые);
Были расширены социальные функции государства: помощь безработным, строительство социального жилья, проведены реформы в народном образовании, введено всеобщее обязательное начальное образование;
Государство играло роль посредника в трудовых конфликтах.
Однако:
Происходил рост безработицы (до 12%)
Нарастали социальные конфликты в обществе, вызванные положением страны после Первой мировой войны;
Подъем рабочего движения: рост числа забастовок (кол-во участников 2,5 млн.чел.)
Рост национально-освободительного движения в колониях (Ирландия добилась статуса доминиона, население Индии добилось права участвовать в работе местных органов власти, Египет добился отмены протектората и признания страны «независимым королевством»)
Был принят закон о «чрезвычайных полномочиях», который разрешал премьер-министру вводить осадное положение в стране и использовать войска для борьбы с трудящимися.
Правительству удалось преодолеть послевоенный кризис и урегулировать социальные проблемы. Однако в самом правительстве произошел раскол. Очередные выборы либералы проиграли.

4. 1922-23, 1923-24, 1924-29, 1935-37 гг. Правительства консерваторов
(лидер Стенли Болдуин)

Экономическая политика правительства консерваторов была основана на следующих принципах:
Саморегулирующийся рынок + твердая валюта + сбалансированный бюджет + правительство не вмешивается в экономику

Правительству консерваторов пришлось решать шахтную проблему: еще в 1921 г. государственные английские шахты были переданы в частные руки, правительство выплачивало субсидии владельцам шахт с целью сохранения рабочих мест, однако в 1925 г. правительство прекратило выплачивать субсидии. Как следствие, владельцы ужесточили условия найма, начались увольнения. Шахтеры начали забастовку, к ним присоединились рабочие других специальностей (число участников составило 5 млн. участников). Забастовка проходила в с мая по 30 ноября 1926 г.. Впервые в Великобритании состоялась всеобщая стачка. В ходе забастовки проходили переговоры между правительством и БКТ (Британским конгрессом тред-юнионов). Переговоры шли долго, с переменным успехом. Решение проблемы нашли в рамках закона: жесткая политика консерваторов + соглашательская позиция тред-юнионов)
В 1927 г. был принят закон о промышленных конфликтах, который в народе получил название «гнусный закон»:
- между провозглашением стачки и ее началом должен пройти определенный период («охладительный период»);
- участники и организаторы незаконных стачек наказывались штрафами или привлекались к суду;
- массовое пикетирование запрещалось;
- тред-юнионы государственных служащих обязаны были выйти из БКТ.

В 1928 г. проведена реформа избирательной системы: женщины получили право голосовать с 21 года. , т.о. в Великобритании было введено всеобщее избирательное право.

В 1936 г. в Великобритании произошел политический скандал, связанный с королевской семьей: после смерти короля Георга V, наследником престола стал его старший сын - король Эдуард VIII, который принял решение жениться на американке. Правительство С.Болдуина поставило короля перед выбором: или любовь, или корона. Эдуард VIII отрекся от престола в пользу брата, который стал королем Великобритании – Георгом VI. Его дочь – Елизавета – сегодняшний монарх Великобритании.

В 1937 г. был принят закон о гражданском порядке, направленный на предотвращение социальных конфликтов.

5. 1929-1932 гг. Правительство лейбористов (лидер Р.Макдональд)

Мировой кризис зацепил Великобританию в начале 1930 г. : производство упало на 23% по сравнению с 1929 г.; была парализована торговля, финансовая система. Некоторые районы превратились в «районы сплошной депрессии».
произошел рост безработицы до 3 млн.чел.

В 1930 г. правительство создало министерство «по борьбе с безработицей», которое предприняло попытку борьбы с кризисом: переселение рабочих из «районов депрессии» в сельскую местность или в доминионы, организовывало общественные работы.
Был принят закон о реформе системы страхования: право на государственную помощь получали все лица старше 15 лет. Следствием принятого закона стал дефицит государственного бюджета.

С целью экономии государственных средств в 1931 г. был принят закон, который сокращал на 10% пособия безработным ряда категорий (сезонным рабочим, замужним женщинам, работающим неполный рабочий день). Однако принятых мер не хватало для стабилизации экономического положения государства. Положение народных масс ухудшалось.
Популярность лейбористской партии падала.
Были назначены досрочные выборы, однако лейбористам не удалось вернуть утраченные позиции.

6. 1932-1934 гг. Коалиционное правительство – «Национальное правительство»: лейбористы+консерваторы. (лидер Р.Макдональд – лейборист)
Правительство разработало и стало внедрять в жизнь меры по преодолению кризиса:

Отмена золотого стандарта фунта стерлинга, что способствовало росту
конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке.
- Великобритания совместно с другими странами создала валютную группу – «стерлинговый блок», что позволило британской валюте обслуживать до 50% мирового товарооборота. -Возврат к политике протекционизма.
- Политика «дешевого кредита» (до2%)- переориентация капиталовложений на внутренний рынок.
- Установлены гарантированные цены на основные виды производимых продуктов.
- Ставка на милитаризацию экономики: с 1934 по 1939 расходы на министерство обороны выросли в 6 раз.

Начиная с 1934 г. Великобритания постепенно выходит из мирового экономического кризиса.

В 1934 г. для борьбы с народными протестами был принят закон о подстрекательстве к бунту, который расширил законодательную базу репрессивных действий полиции с «нарушителями порядка».

7. Тред-юнионы
Большую роль в социально-политической жизни английского общества играли британские тред-юнионы (профсоюзы), которые имели свои особенности:
- иерархический характер власти;
- бесправие рядовых членов тред-юнионов и бесконтрольность руководства;
- большой удельный вес т.н. «рабочей аристократии», т.е. высокооплачиваемой и квалифицированной части наемных рабочих;
- курс на легальную и законную деятельность тред-юнионов;
- консерватизм мировоззрений британских рабочих, традиционная поддержка правительства;
- устойчивый антикоммунизм английских рабочих, демократизм политических
взглядов.

Популярность и высокое влияние на политическую и экономическую жизнь общества тред-юнионов позволило государству пережить кризисные годы без значительных социальных потрясений.

Франция

1. Положение Франции после Первой мировой войны
Франция входила в Антанту в годы войны и, как страна – победитель, по решению Версальского мирного договора:
Возвратила Эльзас и Лотарингию
получила в 15-летнюю эксплуатацию Саарский угольный бассейн
52% репараций
Мандат на турецкие колонии Ливан и Сирию
Однако в ходе войны Франция понесла огромные материальные и людские потери:
- погибло 1,5 млн.чел, ранено 700 тыс. чел. (погибло 2 из 10 мужчин возрастом от 20 до 45 лет, каждый 10 ранен);
- работоспособными остались после войны 4 из 10 трудоспособного мужского населения;
- 11 северных районов, которые стали театром военных действий, полностью разрушены;
- уничтожено около 10 тыс. предприятий;
- Франция потеряла 50% флота;
- произошел рост внешнего долга (60 млрд.золотых франков);
- страна потеряла средства «русских займов» (1,5 млн. франков);
- произошел рост безработицы, инфляции;
- разрушены традиционные международные связи.
Многопартийная система Франции привела к тому, что в межвоенный период все правительства были коалиционными.
2. 1919 – 1924 гг. Правительство «Национального блока» - коалиция правых партий (лидеры А.Мильеран, Р.Пуанкаре). Данное правительство проводило политику в условиях послевоенного экономического кризиса. Деятельность правительства характеризовалось:
- Падением жизненного уровня населения
- Ростом забастовочного движения (около 1 млн.чел.)
- Переустройством структуры национальной экономики
- Повышением контроля государства над экономикой через деятельность Национального экономического союза, Высшего железнодорожного союза, банка «Национальный кредит»;
- Сохранением традиционных отраслей хозяйства: ювелирное дело, легкая и парфюмерная промышленность, индустрия развлечений.
- Установлен 8-часовой рабочий день
- Правительство способствовало заключению коллективных договоров, мера которая предотвращала рост безработицы
Однако для принятия всех необходимых мер для стабилизации экономики не хватало собственных финансовых средств и правительство полагалось на репарационные доходы. Однако слабая экономика Германии не позволило Веймарской республики в полном объеме выплачивать репарации и экономика Франции переживала тяжелые времена. Для привлечения дополнительных средств Франция в 1923 г. оккупировала Рурскую область Германии («Рурский конфликт»). Неоправданно суровое отношение к Германии способствовало росту национализма и реваншизма в Германии. Под давлением мировой общественности Франция вынуждена была вывести свои войска из Германии, а популярность правительства «Национального блока» упала.

3. 1924 – 1926 гг. Правительство Левого блока («Картель левых сил»: социалисты+радикалы) (лидеры – Э.Эррио, Б. Бриан) Деятельность правительства пришлась на годы стабилизации экономики и характеризовалась следующими чертами:
- Сельское хозяйство достигло довоенного уровня развития;
- Промышленность превзошла показатели довоенного уровня
- Высокие темпы экономического роста (5% ежегодно)
- Преобладание мелкого и среднего производства (занято 40% работающих)
- Принятый в 1924 г. план Дауэса позволил Франции пользоваться американскими кредитами. Однако поступление американских кредитов было нерегулярно и, как следствие, это приводило к нестабильности франка. Страна переживала финансовую нестабильность. Доверие к правительству Левого блока падало.

4. 1926 – 1929 гг. Правительство «Национальное единство »: блок центристских и праворадикальных партий (лидер Р.Пуанкаре)

Однако
Гипертрофированная финансовая система привела к тому, что прибыль от продажи ценных бумаг почти втрое превысила совокупный доход от французской промышленности (28,3 млрд.франков против 10,5 млрд.франков) и продолжавшийся вывоз капитала из страны не давал возможности стабилизировать рост экономического развития.
С конца 20-х - начале 30-х годов (с июля 1929 по июнь 1934 г) во Франции не удавалось сформировать правительство большинства: за это время сменилось 12 правительств) У власти находились блоки центристских партий, которые не находили общего языка, не могли разработать единую программу развития страны. Государство переживало период политической нестабильности, который усугубился начавшимся мировым экономическим кризисом.

5. Мировой экономический кризис (1930-1934)
Мировой экономический кризис затронул Францию в 1930 г.:
Общий уровень промышленного производства упал на 13%
Внешнеторговый оборот сократился на 60%
Разорились более 10 тыс.промышленных предприятий.
Доходы крестьянских хозяйств уменьшились втрое.
Безработица увеличилась до 3 млн. чел. (к 1934 г. каждый десятый француз потерял работу)
Переживающая кризис Германия сократила выплаты контрибуции.
Жизненный уровень населения упал.

Следствием этих процессов стало:

Рост недоверия к возможностям парламентской демократии - повышение популярности лозунгов крайне левых (коммунистов) и крайне правых (фашистов) сил.

Еще в 1920 г. была создана Французская Коммунистическая партия, а в начале 30-х гг. появились организации «Огненные кресты», «Аксьон Франсез» («Французские действия»), «Французская солидарность», которые проповедовали взгляды близкие к итальянским фашистам. Эти организации пользовались поддержкой некоторых представителей католической церкви, армии, полиции, части французской элиты, которые считали, что только установление тоталитарной власти поможет французам преодолеть экономических кризис.
Слабость власти (бесконечная смена правительств) и жесткая конкуренция между коммунистами, социалистами и ультраправыми силами в 1934 г. поставили Францию на грань гражданской войны.

6. Попытка государственного переворота и приход к власти правительства Народного фронта
6 февраля 1934 г. примерно 40 тыс. правых радикалов устроили несанкционированный митинг под стенами Бурбонского дворца (помещение заседаний парламента Франции) с лозунгами «Прочь парламент!». В результате столкновения с полицией 15 человек погибло, 500 были ранены. Начались беспорядки в столице Франции, полиция не справлялась с ситуацией. Премьер-министр Э.Даладье 7 февраля подал в отставку. По призыву ФКП (Французской компартии) на улицы вышли тысячи рабочих, которые помогли стабилизировать ситуацию и дали праворадикальным силам совершить государственный переворот.

Февральские события подтолкнули коммунистов и социалистов объединить усилия по созданию антифашистского блока. Были проведены следующие мероприятия:
- достагнута договоренность об участии в выборах единым списком (коммунисты+социалисты);
- в июне 1934 г. подписан пакт о единстве действий;
- преодолен раскол внутри профсоюзов;
- в 1935 г. к блоку присоединилась партия радикалов;
- проведена совместная демонстрация в День взятия Бастилии (14.07.1935 г. 500 тыс. участников).

Антифашистский блок социалистов (лидер – Леон Блюм), коммунистов (лидер – Морис Торез) и радикалов (лидер – Э.Даладье) получил название Народный фронт.

В январе 1936 г. Народный фронт опубликовал свою программу действий, с которой вышел на предстоящие выборы.
Программа:
«Политические требования»:
Роспуск фашистских организаций
Защита политических свобод
Свобода деятельности средств массовой информации
Защита мира и борьба за разоружение в рамках Лиги Наций
Соблюдение прав профсоюзов
Демократизация системы образования
«Экономические требования»:
Программа сокращения безработицы
Сокращение рабочей недели
Государственное регулирование трудовых отношений
Национализация крупных предприятий и банков
Плановость развития экономики
Оздоровление финансовой системы страны
Государственный контроль за крупными финансовыми операциями
Активная инвестиционная политика государства
Обложение крупных состояний дополнительными налогами

Весной 1936 г. Народный фронт одержал победу на выборах (57% голосов избирателей) и сформировал правительство, в которое вошли социалисты и радикалы. Коммунисты не вошли в правительство, но обещали поддерживать его до тех пор, пока новое правительство будет выполнять программу.

Парламент Франции за короткое время принял более 130 законов:
Запрет на деятельность фашистских организаций;
Закон о 40-часовой рабочей неделе, о ежегодном 2-недельном оплачиваемом отпуске, повышении заработной платы;
Закон о коллективных трудовых договорах между работодателями и работниками;
Повышение закупочных цен на зерно;
Национализация военной промышленности, железнодорожного транспорта и Французского банка
Закон о повышении пенсий, о льготных проездных билетах

Выполнение социальной программы правительства требовало значительных финансовых средств, которых не хватало. Значительная часть предпринимателей перешла в оппозицию к власти, что привело к
- «бегству капитала за границу» (1936 г. вывезено 340 млрд.франков, 1938 г. – свыше 420 млрд.франков)
- росту забастовок на предприятиях гос. сектора
- росту инфляции, которая переросла в гиперинфляцию и обесценила заработную плату и пенсии французов.
Начались противоречия и в рядах партий Народного фронта: коммунисты выступили против невмешательства Франции в гражданскую войну в Испании.
Авторитет власти стремительно падал. В 1937 г. Леон Блюм подал в отставку. Радикалы, возглавившие правительство, в 1938 г. подписали Мюнхенское соглашение (захват Германией Чехословакии), что привело к окончательному распаду Народного фронта. Многие законы, принятые в годы правления правительства Народного фронта, были отменены. Экономическая ситуация в стране постепенно стабилизировалась.

Демократические страны Европы в 30-е годы

1.3 Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы -- Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР -- получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20%. В 1936-- 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г* Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации

После распада Советского Союза для Российской Федерации возникла принципиально новая ситуация во внешней политике. Дело в том, что на территории одного государства образовалось 15 новых независимых стран...

Предыстория внешнеполитической обстановки второй половины ХХ века, безусловно, находится в постверсальском глобальном мире, когда после мирного окончания Первой мировой войны бывшие союзники по Антанте усиленно начали...

Внешняя политика Великобритании после Второй мировой войны

В 50-х годах основное направление внешней политики Великобритании фактически не изменилось по сравнению с первыми послевоенными годами. Ее внешнеполитический курс базировался на концепции «трех кругов», сформулированной Черчиллем...

Внешняя политика советского государства накануне войны

Посмотрим теперь, как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны. Начать отсчет событий можно с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А...

Европейская политика ФРГ (1969-1972 гг.)

К середине 60-х годов во внешней политике ФРГ под руководством СДПГ была сформирована концепция атлантического партнерства. Удачная с внутриполитической точки зрения...

Иван IV – первый царь Всея Руси

Основными задачами внешней политики России в XVI веке являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири...

Иван Грозный - герой или тиран?

Основные направления внешней политики 1. На Западе - борьба за выход к Балтийскому морю. 2. На Востоке и Юго-востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханством и начало освоения Сибири. 3. На Юге - защита земель от набегов крымского хана...

Во время всего 19 века продолжались колониальные экспансии Великобритании. В годы антинаполеоновских войн Объединенное Королевство усилило господство свое в Индии и в Африке, захватило большую часть африканских колоний Франции...

Колониальная политика Великобритании

После поражения Франции под руокводством Наполеона в 1815 году, которая была основным соперником на поприще колониальном, британские колонизаторы, воспользовавшись благоприятной обстановкой, при помощи угроз и подкупов, войн и дипломатии...

Личность Ивана IV (Грозного) в истории отечества

Политика невмешательства Великобритании в 1931-1939 гг.

В 1933 г. к власти в Германии пришли нацисты, одним из основных лозунгов которых был реванш за поражение в Первой мировой войне. Параллельно происходила ускоренная индустриализация и милитаризация СССР...

8. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.) 9. Партийное развитие: формирование двухпартийной системы...

Русский вопрос в американо-английских отношениях в 1914-1918 гг.

Первая мировая война принесла миру новый порядок, сопровождавшийся изменением в геополитических и стратегических приоритетах ведущих держав. Война стала фактом в результате развития международных процессов...

Украина в период перестройки и независимости. Первые президенты

После президентских выборов 1994 г. развитие внешней политики Украины шло путем модификации, расстановки новых акцентов в приоритетах. Базовыми принципами модификации были провозглашены взвешенность, прагматизм, профессионализм, рационализм...

Коджебаш Елена Романовна. (Исторический факультет Приднестровского Государственного Университета. 5 курс)

Введение

На протяжении нескольких веков Великобритания господствовала практически во всех океанах Земного шара. За счет этого английский язык получил широчайшее распространение. Не только в Великобритании, но и в Австралии, Новой Зеландии, в Канаде и на многих островах говорят на английском языке. Количество изучающих его во всем мире перевалило за пятисотмиллионную отметку. Сейчас Великобритания – высоко развитое государство с устойчивой, богатой экономикой, имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок. Великобритания восстановила свой пошатнувшийся престиж и влияние.

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств.

Но не всегда это было так. На протяжении ХХ века экономика и политика Великобритании характеризовалась численными спадами.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что начало XX века ознаменовалось обострением конфликтов между империалистическими державами в борьбе за передел мира, сферы влияния, рынки сбыта.

Цель данной контрольной работы рассмотреть внешнюю политику Великобритании в 30-е годы XX века.

На основании поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить место Великобритания в 30 гг. на мировой арене;
  2. Описать внешнюю политику Великобритании в начале XX века;
  3. Раскрыть понятие «политика невмешательства» Великобритании в 30-е годы XX века.
  1. Великобритания в 30 гг. ХХ века

Начало XX века ознаменовалось обострением конфликтов между империалистическими державами в борьбе за передел мира, сферы влияния, рынки сбыта. В Великобритании в это время усиленно развивались военная промышленность, выплавка железа и стали, судостроительная, химическая промышленность. Другие отрасли находились в упадке. Значительные потери, понесенные в ходе первой мировой войны, Англия как страна-победительница в некоторой мере компенсировала. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный период вялого развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового кризиса. К тому же позиции английского капитала на мировых рынках были ослаблены в результате экспансионистской политики США более того, Англия оказалось их должником (4 млрд. долл.).

Послевоенная техническая перестройка промышленности, хотя и имела большие успехи, отставала от аналогичных процессов в США и Германии. Это объяснялось технической отсталостью старых отраслей, высокими транспортными издержками, лендлордизмом, обусловливающим высокую земельную ренту.

Мировой экономический кризис тяжело отразился на экономике Англии, хоть и начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933г., когда производство упало на 23% от уровня 1929г. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов. Существенную роль в выходе Великобритании из кризиса сыграло снижение доходов от вывоза капитала в связи с расстройством финансовой системы мирового капитализма и отказом от золотого стандарта фунта стерлингов в результате чего произошла девальвация фунта. Внешнеторговые позиции укрепились в результате образования в 1931г. «стерлингового блока» из 25 государств. Участники блока хранили валютные резервы в Лондоне и девальвировали национальные валюты одновременно с фунтом стерлингов. Англия целиком зависела от внешних рынков нефти, хлопка, каучука, цветных и редких металлов. Она жила буквально за счет своей колониальной империи и зависимых стран, покрывая постоянное отрицательное сальдо торгового баланса доходами от экспорта капитала.

Несмотря на общее ослабление своих позиций, Англия смогла сохранить перед второй мировой войной место одной из самых крупных держав мира. За ней все еще были важнейшие рынки приложения капитала, Англия удерживала сырьевую монополию по таким важным видам сырья, как натуральный каучук и отдельные виды цветных металлов, обладала крупными активами в нефтяных районах и другими источниками сырья. Даже утратив прежнюю роль главного центра мировой капиталистической торговли, Великобритания все же сохранила за собой одно из ведущих мест среди других экспортеров и импортеров. Английские товарные биржи занимали монопольное положение или разделяли его с немногими биржами других капиталистических стран. Однако Великобритания не смогла ни восстановить своего места на мировом капиталистическом рынке, ни преодолеть все углублявшиеся в ней экономические и политические процессы. Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании.

  1. Внешняя политика Великобритании в начале XX века

С 12 декабря 1902 года начались постоянные переговоры между французским и английским правительствами на разных уровнях по решению проблемных и спорных вопросов. В этот период после объявления таможенного протекционизма Англией привело к фактическому разрыву отношений с Германией, что способствовало сближению с другими более подходящими странами.

8 апреля 1904г. Были подписаны соглашения, изменившие всю дипломатическую ситуацию в Европе. По этим соглашениям вопрос о рыбных промыслах в Ньюфаундленде, давно уже служивший яблоком раздора между обоими правительствами, был в основном разрешен в пользу Англии; французские рыбаки лишались права сушить рыбу в той части побережья, которую называли French Shore (французским берегом). Как бы в компенсацию, Франция получала порт на реке Гамбии, в судоходной ёе части, острова Лос, находящиеся против Слонового берега, и существенное исправление границ в области, расположенной между рекой Нигер и озером Чад. Франция и Англия договорились относительно раздела Сиама на сферы влияния. На Новых Гибридах был установлен кондоминиум. Англия признала за Францией право на установление таможенных пошлин на Мадагаскаре. Но самое важное соглашение касалось Египта и Марокко.

Англия и Франция заявляли, что они не намерены изменять политическое положение Египта и Марокко. Но Франция обязывалась ни в чём не препятствовать деятельности Англии в Египте, а Англия со своей стороны предоставляла Франции полную свободу вмешательства в дела Марокко «для обеспечения спокойствия в этой стране и для оказания ей помощи при проведении всякого рода административных, экономических, финансовых и военных реформ, в которых она нуждается». Другими словами, Англия предоставляла Франции право водвориться в Марокко так же, как она сама водворилась в Египте. Все вопросы, касавшиеся задолженности Египта были урегулированы, причем Франция по настоянию англо-египетского правительства отказывалась от права налагать вето на свободное распоряжение кассовой наличностью. Англия и Франция обязывались уважать (как в Египте, так и в Марокко) «принцип коммерческой свободы». Соглашение давало более точное определение этому принципу и устанавливало, что в течение 30 лет это определение останется неизменным. Англия и Франция обязывались не допускать возведения укреплений на северном побережье Марокко. Оба правительства обещали друг другу взаимную дипломатическую поддержку для выполнения этих пунктов. К вышеизложенной конвенции была приложена другая конвенция, секретная, ставшая известной широкой публике только 7 лет спустя. В предвидении возможности того, что обстоятельства вынудят то или другое правительство изменить свою политику по отношению к Египту или Марокко, другими словами, заменить оккупацию протекторатом в собственном смысле этого слова, соглашение определяло, что и в этом случае оба правительства будут оказывать друг другу взаимную поддержку в согласии с условиями, изложенными в опубликованной конвенции. Кроме того, Марокко делилось на две сферы влияния: французскую и испанскую, причём последняя охватывала северное побережье от Мелилы до Себу.

После подписания этого соглашение на него обрушилась критика, так 25 июня 1905 года выступая в палате общин, Ллойд Джордж заявил, что не приемлет подписание подобного соглашения, но в этот момент он ещё не был знаком с полным секретным соглашением, а когда стал членом кабинета был вынужден признать свою необоснованную по этому поводу крику.

После англо-французского сближения – для увенчания новой системы нужно было осуществить сближение Англии с Россией. Тем более что уже в течение десятка лет оно неизменно находило в Англии более многочисленных сторонников, чем сближение с Францией. В начале 1907 года начинаются активные дипломатические переговоры между Россией и Англией. Будучи министром торговли, Дэвид Ллойд Джордж начинает играть важную роль во внешнеполитической концепции Великобритании, так с мая 1907 г. он принимает непосредственное участие в переговорах с российскими дипломатами и играет не последнюю роль в подписании 31 августа 1907 г. англо-русской конвенции о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которая фактически завершила создание так называемого Тройственного Согласия (Антанты) в составе Англии, Франции и России направленного, прежде всего на военного усиление Германии и её союзников.

Двухсторонние соглашения Англии с Францией в 1904 г. и Россией в 1907 г. фактически означали формирование Антанты. Несмотря на то, под какой вывеской подписывались эти оба документа, безусловно, они имели антигерманскую направленность. Великобритания не хотела терять свою определяющую роль в Европе и чтобы не дать Германии усилиться и возможно опередить её Англия решилась на сближение с Францией и Россией. Но какие бы не были скрытые, причины подписания соглашения они меркнут, перед тем, какую роль они сыграли в Первую мировую войну.

  1. Политика невмешательства Великобритании в 30-е годы

В 1933г. к власти в Германии пришли нацисты, одним из основных лозунгов которых был реванш за поражение в Первой мировой войне. Параллельно происходила ускоренная индустриализация и милитаризация СССР. Считая «советскую угрозу» достаточно серьезной, во второй половине 1930-х годов британское правительство шло на уступки нацистской Германии, что, по его мнению, вело к ее усилению в качестве «противовеса» СССР.

Центром, в котором рождались и формировались основы государственной политики Англии, был так называемый «кливденский кружок», существовавший с середины 30-х годов. В Кливдене, имении семейства миллионеров Асторов, регулярно встречались крупные промышленники и финансовые магнаты, влиятельные сторонники сговора с фашистской Германией, политические деятели и члены правительства. К кливденской клике принадлежали такие видные деятели как премьер-министр Чемберлен, лорд Лондондерри, видный представитель консервативной партии – лорд Галифакс. Они обсуждали проблемы английской внешней политики, поносили Советский союз и «всех красных», вырабатывали планы сотрудничества с Гитлером.

Интересам «умиротворителей» активно служили и многие органы буржуазной печати («Таймс», «Обсервер», «Дейли экспресс», «Дейли мейл» и др.) изо дня в день убеждавшие общественность страны в том, что правительство проводит целесообразную, единственно возможную политику.

Однако среди политической элиты существовали группы, осуждавшие внешнеполитический курс Чемберлена. Одну из этих групп возглавлял У. Черчилль. В нее также входили, Д. Сэндис, Г. Макмиллан и другие. Они требовали более быстрого перевооружения и подготовки к войне, бдительного отношения к переговорам с Германией и Италией, заключения антигитлеровского военного союза с Францией и СССР.

Другую группу представлял Э. Иден. В нее входило около 130 политических деятелей, в том числе А. Купер, ушедший с поста министра обороны в знак протеста против мюнхенского соглашения, Эмери, Никольсон и другие парламентарии. Члены ее не хотели идти на окончательный разрыв с руководящей верхушкой консервативной партии и только играли в оппозицию правительству.

Против политики умиротворения правительства Англии энергично выступала Коммунистическая партия Великобритании. Коммунисты боролись против политики сговора с фашистскими агрессорами; выступали за дружбу с СССР, за организацию коллективного отпора фашистской агрессии, за создание единого антифашистского фронта в стране. Политика невмешательства проводимая Великобританией, а также США и Францией развязывала руки Германии в вопросе развития военного потенциала, наращивания вооружений. Когда нацисты поняли, что вышеназванные державы не будут чинить препятствий в увеличении вооружения и военной техники, они приступили к следующему шагу – планомерному покорению государств восточной Европы. Сопротивление западных держав агрессивному стремлению Германии завоевания стран востока Европы было незначительным, а все вопросы этого завоевания были заранее оговорены.

В январе 1935г. при содействии английского и французского правительства произошло присоединение Саарской области к Германии, которая по Версальскому договору была отделена от Германии сроком на 15 лет и находилась под управлением Лиги Наций. В Сааре должен был состояться плебисцит, в ходе которого население могло решить вопрос о присоединении либо к Франции, либо к Германии, либо остаться под руководством Лиги Наций. Накануне плебисцита германское правительство добилось согласия Англии и Франции на присоединение Саарской области к Германии. Тем самым исход плебисцита был предрешен. Плебисцит проходил 13 января 1935г. В условиях разгула в Сааре фашистского террора населению ничего не оставалось как высказаться за присоединение к Германии. Лига Наций одобрила результаты плебисцита и приняла решение о переходе с 1 марта 1935г. Саарской области к Германии.

Германия активно начала увеличивать свои вооружения. Стесняли ее в этом только военные статьи Версальского договора.

Летом 1934г. Лондон получил достоверную информацию о массовом производстве в Германии новых бомбовозов, могущих в кратчайший срок перелетать Ламанш. Заводы Круппа ассигновали 24 миллиона марок на расширение и улучшение своего производства; число рабочих на этих предприятиях увеличилось на 7 тысяч человек.

Великобританию тревожили вести о наращивании Германских военных сил. В ответ на эти действия английский премьер Болдуин огласил 19 июня 1934г. программу воздушных вооружений. Тем не менее, Британия не собиралась всерьез готовиться к войне.

Германские империалисты добивались снятия ограничений Версальского договора со строительству военно-морского флота. Они надеялись использовать флот не только в войне против Советского союза, но и против Великобритании. Однако в переговорах с представителями Англии гитлеровцы твердили, что военно-морские силы нужны им только для “гегемонии на Балтийском море”.

Гитлеровцы в переговорах с Англией добивались ее согласия на увеличение германских военно-морских вооружений в размерах 35% тоннажа от Британского флота. Английский флот был разбросан по многим морям и океанам, тогда как германский собран в одном месте. Вследствие этого весь германский флот, составляющий одну треть английского, был бы равен или даже несколько превосходил по силе английский флот, базирующийся на Британские острова. Таким образом, германский флот должен был представлять серьезную угрозу для Великобритании.

4 июня 1935 г. в Лондоне начались англо-германские морские переговоры, в итоге которых 18 июня 1935 г. было решено, что соотношение между английским и германским флотами составит 100:35. Причем в отношении подводных лодок предусматривалось взаимное равенство.

Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, что поставило действовавшие в Абиссинии войска в затруднительное положение.

Гитлеровская Германия тогда еще не была готова к войне, и если бы Франция ввела в Рейнскую зону свои войска, Германии бы пришлось отказаться от планов ее демилитаризации. Однако Англия дала понять Франции, что не поддержит ее мер по восстановлению прежнего порядка.

В ходе обсуждения ситуации вокруг Рейнской области на специальной сессии Лиги Наций, состоявшейся в Лондоне 14-24 марта 1936г., представитель Великобритании оценил действия немецких войск как «восстановление Германией своих суверенных прав» и выступил против применения к немецкому государству экономических и политических санкций, чего добивалась Франция. В результате резолюция Совета Лиги Наций ограничилась лишь констатацией нарушения Германией статей Версальского и Локарнского договоров.

В августе 1936г., прежде всего при поддержке Великобритании, был создан комитет по невмешательству в дела Испании. Соглашение о невмешательстве подписали 27 европейских государств (кроме Швейцарии).14 сентября был создан подкомитет из представителей Англии, Франции, СССР, Германии, Италии, Чехословакии, Бельгии, Швеции и Португалии, в котором обсуждались и решались все важнейшие вопросы.

Гражданская война между левыми и право-фашистскими силами длилась три года. В итоге в 1939 г. в Испании была установлена диктатура Ф. Франко. Испанская республика пала, и этому сильно поспособствовала политика невмешательства. ]

Политика невмешательства и умиротворения еще больше увеличила презрение Гитлера к лицемерному правлению Англии, которое отныне он стал называть «ничтожным червяком». Правительство Англии хорошо понимало, что в течение предшествующих лет Гитлер занимался одним – подготовкой к войне, вместе с тем, оно было убеждено, что войну он начнет на Востоке против Советского Союза и политика умиротворения ускорит его действия. Анлия жестоко просчиталась, ее дипломатические манипуляции обернулись против нее.

В мае 1937г. новым премьер-министром Англии стал Невилл Чемберлен. Чемберлен сделал внешнюю политику своей исключительной прерогативой и осуществлял ее самолично. Он назвал свою политику политикой «умиротворения». Чемберлен утверждал, что Германия на версальской конференции понесла достаточно тяжелую обиду несправедливыми решениями и теперь настало время возместить ей утраты путем «мудрых уступок». Как выразился У. Черчилль: «больше всего он (Чемберлен) надеялся войти в историю как “великий миротворец».

Позиция Англии в отношении гражданской войны в Испании придала уверенность Гитлеру и дала ему основание рассчитывать, Англия ни при каких обстоятельствах не пойдет на вооруженный конфликт с ним и займет позицию благожелательного нейтралитета.

Первым агрессивным актом фашистской Германии, связанным с захватом чужой территории суверенного государства, стало присоединение Австрии. Аншлюс Австрии был частью более широкого плана захвата всей Юго-Восточной Европы от Чехословакии до Турции. В Лондоне, конечно, имели достоверную информацию о подготовке аншлюса, но относились к перспективе присоединения Австрии к Германии вполне спокойно. Политика умиротворения вполне соответствовала этим акциям нацистов и допускала территориальные приобретения в Восточной Европе Германией.

Англия капитулировала перед агрессором.

15 сентября 1938г. Чемберлен прибывает на встречу с Гитлером у города Берхтесгаден. Во время этой встречи фюрер сообщил, что хочет мира, но готов из-за чехословацкой проблемы и к войне. Однако войны можно избежать, если Великобритания согласится на передачу Судетской области Германии на основе права наций на самоопределение. Чемберлен согласился с условиями поставленными Гитлером.

17-18 сентября в Лондоне прошли консультации с членами французского правительства, где было решено добиваться «урегулирования» чехословацкого вопроса на основе удовлетворения требований предъявленных германским вождем. 21 сентября английский и французский посланники вручили президенту Чехословакии Бенешу ультиматум, в котором требовали капитуляции Чехословакии перед Германией.

30 сентября 1938г. была подписана и британо-германская декларация, которая по своей сути являлась пактом о ненападении. В соответствии с этим документом Германия и Великобритания обязались никогда не воевать друг с другом.

Соглашение, подписанное в Мюнхене, стало кульминационной точкой английской «политики умиротворения и невмешательства», правящие круги Великобритании пошли на мюнхенскую сделку в расчете, что этим путем они сумеют отвести от себя угрозу со стороны германского империализма, толкнув Германию на Восток, и смогут направить машину войны подальше от Британских островов. Вернувшись из Мюнхена, Чемберлен заявил, что привез мир для целого поколения. Но это оказалось величайшим заблуждением.

15 марта 1939 года, в день, когда Германия завершила ликвидацию чехословацкого государства, в Дюссельдорфе представители Имперской промышленной группы и Федерации британской промышленности – двух влиятельных организаций, объединявших ведущих деятелей делового мира Германии и Великобритании, – заключили соглашение, предусматривавшее сотрудничество обеих стран в экономической сфере. Соглашение, подписание которого совпало с оккупацией Гитлером всей Чехословакии, свидетельствовало о том, что Лондон, не отказался от политики сближения с Германией и надеялся на сотрудничество с агрессивной державой.

Подводя итоги, нужно отметить, что политика невмешательства проводилась исходя из интересов консервативных буржуазных кругов, которые лелеяли мечту о том, что политикой умиротворения они быстрее подтолкнут Германию к войне с Советским государством. Они хотели восстановить экономическое могущество Великобритании за счет войны Германии с Советским союзом, которая бы ослабила эти страны, набирающие экономическую и военную мощь. Но английские политики не учли того, что германская агрессия может быть направлена против них. Как отзывался Черчилль о Чемберлене: «он думает, что можно ездить верхом на тигре» – и был прав, такая политика практически привела Англию к катастрофе. От политики уступок и умиротворения пострадали государства, к которым Британия и Франция должны были прийти в случае опасности. Однако обе эти страны оставили на растерзание нацистам Австрию, Чехословакию, а затем и Польшу. У Великобритании были все возможности подавить фашистские устремления в зародыше, но она традиционно не вмешивалась в дела на континенте, и готова была пожертвовать «востоком» ради исполнения своего коварного плана. Англия не желала марать руки. Натравив друг на друга Советский Союз и Германию, она хотела получить как можно больше выгоды для себя.

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на выбор политического курса невмешательства Соединенного королевства повлияли внутриполитические и внешнеполитические факторы. К внутриполитическим факторам можно отнести: влияние экономического кризиса 30-х годов и медленное развитие британской экономики в межвоенный период в целом, потеря ее экономического могущества в мире; власть, принадлежавшая в период между войнами консервативно настроенным силам, которые преследовали империалистические интересы; нежелание столкнуться с войной самого английского народа. Внешнеполитические условия, в которых оказалась Великобритания в 1930-х могли повлиять на выбор данной стратегии – это прежде всего наращивание военной и экономической мощи Советским союзом и его стремление навязывать коммунистический режим другим государствам; завоевательная политика Германии на востоке Европы, что давало Англии повод использовать Гитлера для разгрома СССР; экономический рост в Италии и Японии, который предполагалось остановить войной этих стран против Советского государства; геополитическое положение Великобритании само по себе располагало вести политику невмешательства.

Политика невмешательства и умиротворения постепенно привела к краху Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, которая должна была обеспечивать мирное существование после первой мировой войны. Эта политика поощряла германских нацистов создавать армию, военную авиацию, морской флот, чтобы, как считала Англия, отвести угрозу от себя и направить ее на своих потенциальных противников. Конечным результатом этой политики явилась вторая мировая война. Политика невмешательства, которой так рьяно придерживался Чемберлен, провалилась, силы нацистов были направлены на Великобританию, несмотря на все то, чем она пожертвовала ради мира с Германией.

Список использованных источников

Научная и учебная литература

  1. История дипломатии. Т.3. – М. Государственное издательство политической литературы, 2015.
  2. Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах, М., МОНФ, 2013.
  3. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. – Т.: Узбекистан, 2010.
  4. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX – начало XXIвв. М., Инфра-М, 2012.
  5. Трухановский В.Г. Новейшая История Англии. М. 2010.
  6. Хидоятов Г.А. Дипломатия XX века. М., СМИ-АЗИЯ, 2010.
  7. Черчилль У.С. Вторая мировая война. Т.1.: Надвигающаяся буря. М., ТЕРРА, 2013.
  8. XX век: Основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 2012.

XX век: Основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 2012. – С.213.

Хидоятов Г.А. Дипломатия XX века. М., СМИ-АЗИЯ, 2010. – С. 116

Трухановский В.Г. Новейшая История Англии. М. 2010. – С. 34

Черчилль У.С. Вторая мировая война. Т.1.: Надвигающаяся буря. М., ТЕРРА, 2013. – С. 310

Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах, М., МОНФ, 2013. – С. 25

Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании. XX – начало XXIвв. М., Инфра-М, 2012. – С. 119

Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. – Т.: Узбекистан, 2010. – С. 264

История дипломатии. Т.3. – М. Государственное издательство политической литературы, 2015. – С. 297

Адамсу в те времена удалось сделать цветные кадры, используя автохромный процесс, выпущенный братьями Люмьер на рынок в 1907 году. Основным компонентом автохрома (Autochrome) служил картофель. Мельчайшие песчинки окрашенного крахмала, около 4 000 000 на 2.5 квадратных сантиметров, покрывали стеклянную пластину. А пространство между песчинками заполнялось сажей.

В 1928 важную роль в жизни Англии играло сельское хозяйство, в котором были заняты и мужчины, и женщины. В том же году жительницы Британии достигли полного избирательного равенства с мужчинами. До принятия закона (Equal Franchise Act) лишь женщины старше 30 лет могли голосовать на выборах в Англии.

Клифтон Р. Адамс сделал эти снимки в возрасте 38 лет. Он фотографировал и во многих других европейских странах, а также в Центральной и Северной Америке, работая на National Geographic с 1920 до самой смерти. Умер фотограф в 1934 году в возрасте 44 лет.

Регулировщик движения останавливает автобусы на Трафальгарской площади в Лондоне

Англичанка гордо указывает на фермерскую повозку в графстве Кембриджшир. Wicks of Wisbech строили конные фургоны, на которых цыгане кочевали по всей Великобритании

Портрет фермера рядом с его повозкой в Кроуленде, Линкольншир

Полицейский и фермеры, собирающие сено в Ланкашире

Обед на сенокосе в Ланкашире

Девочка играет в песке в Сандауне, остров Уайт

Актёры в рыцарских нарядах на конкурсе в Британии

Герои Британии и её колоний в Саутгемптоне, графство Гемпшир

Две женщины покупают мороженое у продавца из преобразованного в ларёк автомобиля в Корнуолле. Мороженое Kelly"s производят по сей день

Женщина выглядывает из окна каменного дома в Эмблсайд, Лейк-Дистрикт (Озёрный край), Камбрия, Англия

Ветеран войны продаёт спички на улице в Кентербери, графство Кент

Молодая девушка продаёт искусственные цветы для благотворительной акции в День Александры в графстве Кент

В первый раз Alexandra Rose Day (День Роз Александры) провели в 1912 году. Таким образом отметили 50-летие прибытия в Великобританию принцессы Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургской из Дании. В 1862 году она обручилась с принцем Эдуардом (впоследствии король Эдуард VII), а в следующем году они поженились. Поклонники пожелали отметить годовщину её прибытия, и Александра предложила сделать это, продавая бумажные розы в помощь благотворительным организациям. Этот день стали отмечать ежегодно.

Девушки, продающие бумажные цветы в рамках благотворительной акции в День Александры, Сифорд, Восточный Сассекс

Два водителя стоят перед туристическим автобусом в Улверстоне, Камбрия

В Оксфорде на углу Хай-стрит и Корнхилл

Вид на лайнер «Мавритания» компании Cunard в доке Саутгемптона, графство Гемпшир

Дом с виноградными лозами на улице города Стратфорд-апон-Эйвон в графстве Уорикшир

Молодая женщина отправляет письмо в Оксфорде

Чаепитие в Бакингемшире

Страница 9 из 12

§ 9. Великобритания в 30-е годы

Первая мировая война, революции в России и ряде стран Европы, рост рабочего движения оказали воздействие на социально-политическое развитие стран Запада и США. В них все больше распространялись идеи буржуазного реформизма. Своевременные реформы и гибкая социальная политика правительства должны были смягчить экономические трудности, предотвратить революционные выступления рабочего класса. Реформизм получал поддержку не только правящих классов, но и рабочих, которые все больше связывали улучшение своего положения с реформами.
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 г. настоятельно потребовал усиления государственного регулирования экономики. Прежние кризисы завершались стихийно, по мере преодоления разрыва между спросом и предложением. Кризис на рубеже 20 - 30 годов был настолько глубоким, всеохватывающим и затяжным, что не мог закончиться сам по себе. Возникла угроза экономической и социальной катастрофы.
По мере развития кризиса возникли разные варианты его преодоления. Буржуазно-либеральный вариант реформизма теоретически разработал известный английский экономист Джон Кейнс. По его мнению, государство должно осуществлять целенаправленные капиталовложения для создания новых рабочих мест, ввести гибкую систему налогов, регулировать заработную плату и кредитную политику банков, чтобы средства расходовались наиболее эффективно. Важной экономической задачей Кейнс считал поддержку эффективного спроса, который стимулирует развитие производства, обеспечивает его устойчивость. Кейнсианские методы оказались наиболее популярны в странах с относительно слаборазвитым рабочим движением - США и Великобритании. Кейнсианский (либеральный) вариант регулирования экономики не затрагивал принципа частной собственности. В ряде стран был популярен другой вариант - социал-реформистский. Он допускал возможность национализации отдельных отраслей или предприятий, т.е. изменение формы собственности, а также введение государственного планирования. В этом направлении проводились реформы в Германии (в период Веймарской республики), в Швеции.
Либеральный вариант реформизма получил развитие в Великобритании. Первые симптомы кризиса в английской экономике проявились с некоторым опозданием - в начале 1930 г. Он не был таким разрушительным, как в других странах Запада. Поскольку в предшествующий период английская экономика развивалась низкими темпами, то и падение было не столь значительным. Объем промышленного производства сократился за годы кризиса на 15%. Наиболее значительно пострадали так называемые старые отрасли производства: угольная, металлургическая. В Англии они возникли раньше, чем в других странах, поэтому оборудование было наиболее устаревшим.
Кризис особенно затронул английскую внешнюю торговлю, ее объем сократился почти вдвое. Сокращение доходов от внешней торговли и общее расстройство валютной системы привели к резкому сокращению золотого запаса страны. Однако кризис поразил Англию не так сильно, как другие страны, так как она располагала многочисленными колониями, куда могла сбывать свои товары. Главной проблемой стала безработица, которая достигла в 1932 г. 25%. Образовались целые районы депрессий, где экономическая жизнь полностью замерла.
В 1929 г. в Великобритании на выборах вновь победили лейбористы. Они сформировали правительство, которое, как и первое лейбористское, возглавил Р.Макдональд. Были предприняты попытки смягчить последствия кризиса: расширялась система страхования по безработице, организовывались общественные работы, часть трудоспособного населения переселялась из “районов депрессии”. Однако результаты этих мер были невелики. Лейбористы не выполнили своих предвыборных обещаний в области внутренней политики. Вместо стабилизации зарплаты они помогали предпринимателям снижать заработки рабочих, чтобы приостановить падение прибылей. Правительство урезало пособия безработным. С этой целью был введен закон “О проверке нуждаемости”. Если хоть один член семьи работал, то у остальных пособие по безработице отнималось. Если в семье, кроме мужчины, работала женщина, то ее увольняли. 7-часовой рабочий день на шахтах так и не был восстановлен. Лейбористы не отменили антипрофсоюзный закон 1927 г., который запрещал всеобщие стачки и пикетирование, лишал государственных служащих права участия в профсоюзах, входящих в конгресс тред-юнионов и в лейбористскую партию. Такая политика второго лейбористского правительства привела к широкому движению протеста.
После отставки правительства в 1931 г. было сформировано так называемое “национальное правительство”. Оно состояло из лейбористов, консерваторов и либералов. Им осуществлялась кейнсианская политика косвенного вмешательства государства в экономику. Страна перешла к протекционизму в области внешней торговли, чтобы оградить рынок Британской империи от иностранной конкуренции. Применялись меры по укреплению финансовой системы. Золотой стандарт фунта стерлингов пришлось отменить, но финансовый рынок стабилизировался благодаря созданию “стерлингового блока” - валютного союза стран Британского Содружества, Греции и Португалии. Был снижен процент банковских кредитов, субсидировалось сельское хозяйство. В социальной сфере проводилась политика жесткой экономии, что позволило ликвидировать дефицит бюджета. Еще больше была урезана помощь безработным. Финансово-экономические мероприятия правительства, рост военного производства содействовали оживлению английской промышленности.
Однако улучшение экономического положения страны происходило медленно. Усилилась конкуренция развитых капиталистических государств на мировых рынках, где Великобританию потеснили. Осенью 1937 г. начался очередной экономический кризис, развитие которого было прервано второй мировой войной. Правительство возглавляли консерваторы С.Болдуин (1935 - 1937 г.) и Н.Чемберлен (1937 - 1940 г.). Они последовательно защищали интересы крупных предпринимателей и монополистов. Возглавляемое Чемберленом правительство было одним из самых реакционных в истории страны. Монополии получили от правительства большие военные заказы в связи с нарастанием угрозы войны. Это несколько оттянуло проявление кризиса. Однако безработица росла. Правительство пыталось выйти из кризиса за счет трудящихся, что привело к усилению стачечной борьбы. Государственное регулирование носило косвенный, ограниченный характер. Отсутствовала жесткая антимонопольная политика, как в США. Не стимулировалась модернизация промышленности, что создавало предпосылки для отставания страны в будущем. Таким образом, буржуазный реформизм в Великобритании характеризуется ограниченностью, преобладанием интересов крупных монополистов и предпринимателей, что не способствовало разрешению социальных проблем.



Поделиться: