Реформы 60 70 х гг 19 века. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, разрешив важнейшую проблему российской действительности, но, в то же время, она сохранила множество следов старой системы, которые могли стать помехой на пути экономического развития страны. Изменение правового положения столь большой группы населения не могло не затронуть всех сторон жизни России. Поэтому освобождение крестьян должно было быть дополнено рядом других реформ. Прежде всего это коснулось местного управления, к участию в котором правительство попыталось привлечь общественность. В результате осуществления земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были созданы выборные органы самоуправления. Имея сравнительно широкие полномочия в сфере экономического развития, просвещения, здравоохранения и культуры, земства, в то же время, не обладали какими-либо правами в политической жизни. Государство также стремилось не допустить координации деятельности земств, опасаясь возможной самоорганизации их в общественное движение. И все же, при всех ограничениях, налагаемых на работу земств, они сыграли весьма заметную роль в развитии российской провинции. Не менее решительные изменения произошли благодаря судебной реформе (1864 г.). Она, пожалуй, более всего выбивалась из традиционных рамок российской политической системы. Всесословность, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства, участие присяжных заседателей - все эти принципы решительно рвали с традиционными устоями старой судебной системы. Поэтому, несмотря на ряд последующих ограничительных актов правительства, судебная система стала первым и, пожалуй, единственным в России полностью независимым от государства институтом. В направлении либерализации общественной жизни развивались и другие шаги, предпринятые государством: смягчение цензурных правил (1865 г.), предоставление автономии университетам (1863г.) и даже военная реформа (1874 г.), в результате которой были не только введены всеобщая воинская повинность и сокращение сроков службы, но и предприняты попытки гуманизации армии. Таким образом, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. внесли огромные изменения в жизнь страны. Они позволили России выйти из затяжного и глубокого кризиса, заметно ускорили ее развитие, как в социально-экономическом, так и в политическом отношениях. В то же время, она явилась лишь первым шагом на достаточно длительном пути, ведущем к новой модели государственности в России. Хотя абсолютизм явно исчерпывал свои возможности и ему все чаще приходилось идти на уступки общественности, делал он эти движения весьма неохотно, как правило, под давлением снизу. Поэтому успех реформ 60 - 70-х гг. не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества. Будучи консервативным вариантом ответа на вызов времени, реакцией "сверху", реформы не удовлетворяли общественность и вызывали все новые попытки давления на власть с целью осуществления новых либеральных преобразований. Отказ же правительства пойти на эти изменения приводил к усилению радикализма в общественном движении, что, в свою очередь, создавало условия для нового нарастания кризиса. На противоречия, не разрешенные реформами 60 - 70-х гг., накладывались новые, порожденные пореформенной действительностью и, тем самым, усиливали конфликтность в Российском государстве. Революции удалось избежать, но не удалось предотвратить ее в будущем.

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.

Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

Тема: «Либеральные р еформы 60­70­х годов XIX века» Цели: образовательная: знакомство с основными положениями земской, городской, военной, судебной реформ, преобразований в области просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство», «управа», «присяжный заседатель». воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением, показ важности изучения данной темы для становления современного правового государства. развивающая: формирование умения самостоятельной работы с историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы. Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы «Система земских органов самоуправления», «Структура городского самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.». Тип урока: комбинированный. Деятельность учителя и учащихся 1. Опрос домашнего задания (13 минут). Фронтально. Индивидуально. Фронтально. Индивидуально (письменно, у доски). Фронтально. Подведение итогов опроса. Приемы и средства обучения Определите значение понятий: «уставная 1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом уроке? 2. К какой главе относится эта тема? 3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш взгляд, внесла личность Александра II? 4. Определите важнейшие причины отмены крепостного права. 5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская реформа являлась реформой «сверху»? Почему? 6. Каковы основные положения реформы? 7. грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне», «отрезки»? 8. крестьян при годовом оброке 12 рублей? 9. составлена уставная грамота; крестьяне переводились в положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬ ли выплачивать ссуду государству? 10. Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. В течение какого срока: должна была быть Рассчитайте сумму выкупного платежа В чем состояло значение реформы? 2. Запись темы урока на доске и в тетрадях. Доведение целевой установки урока до сведения учащихся. Изучение нового материала (25 минут). Работа с документом. Постановка проблемного задания. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­ 70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково основное содержание реформаторских преобразований Александра II. «Реформы 60­70­х годов XIX века». План изучения нового материала: Земская (1864) и городская (1870) реформа. I. Судебная реформа (1864). II. Военная реформа (1874). III. IV. Преобразования в области просвещения и цензуры. I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Ими были землевладельцы, собственники неземельных недвижимых имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям осуществлялись на основе имущественного ценза. Губернские собрания избирались на заседании уездных из числа гласных (выбранных населением уездов депутатов). Прочитайте документ на странице 157 учебника и укажите круг полномочий земств. ДОКУМЕНТ Заведывание имуществами и земельными сборами Устройство и содержание принадлежащих земству Попечение о развитии местной торговли Меры обеспечения народного продовольствия. Заведование земскими благотворительными Дела, подлежащие ведению земских учреждений... 1. земств. 2. зданий, других сооружений и путей сообщения. 3. 4. заведениями... способы прекращения нищеты. 5. и промышленности. 6. Участие... в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах. Земские органы первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти российских губерний, где было сильным влияние дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что земства не могли работать в полную силу: бюджет удовлетворял реальные потребности земств только на 80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России. На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была проведена городская реформа. Обратимся к схеме. СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Городской глава Активизация класса. Работа со схемой. Городская управа Городская дума Мелкие Средние Крупные Плательщики городских сборов Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников ­ плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления). В компетенции органов городского самоуправления были вопросы благоустройства, заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Прослушайте выдержки из документа и определите, каким образом органы городского самоуправления зависели от царской администрации. ДОКУМЕНТ Из городового положения (1870 г.) Активизация класса. Работа с документом. Постановка проблемного задания. Городское общественное управление, «Попечение и распоряжение по городскому 1. хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному правлению, а надзор за законным его исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения. 2. в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно. 3. Лица, избранные на должность Городского Главы, а также назначенные для временного замещения сей должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах ­ Губернатором». В целом органы городского самоуправления не принимали участия в общественном движении из­за политической Запись на доске и в тетрадях. Бессословность. Гласность. Состязательность. Выборность судей. инертности купечества. II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по настоянию общественности правительство провело судебную реформу. Реформа вводила новые принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства: 1. 2. 3. 4. 5. Независимость судей от администрации. Основным звеном судебной системы являлся окружной суд с присяжными заседателями. 12 присяжных заседателей избирались по жребию на каждый судебный процесс. Кандидаты на должность присяжного должны были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­ имущественный ценз. На основании вердикта присяжных («виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного судьи, избираемого на три года городскими думами и земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в судопроизводство. Несмотря на прогрессивность основных положений судебной реформы, она осталась незавершенной: были сохранены сословные суды; существовали ограничения вправе быть присяжным заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по схеме. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г. Активизация класса. Работа со схемой. Сенат Судьи Прокурор 12 присяжных Адвокат (имущественный ценз) Мировой судья Городские думы Мировой суд Земства III. Вспомните причины поражения России в Крымской войне и подумайте, проведение каких мер в армии было необходимо. Одно из важнейших преобразований александровского Активизация класса. Запись в тетрадях. Запись в тетрадях. Закрепление (5минут) царствования ­ военная реформа, которая проводилась с 1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением реформы военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин. Содержание реформы сводится к следующему: 1. отмена рекрутской системы комплектования армии; 2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на флоте; 3. изменение тактических приемов; принимаются новые воинские уставы; 4. улучшение руководства вооруженными силами, Россия делится на военные округа; 5. перевооружение армии; 6. пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами. Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов. Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой подготовки армии. Проведение реформ требовало подготовки IV. квалифицированных специалистов, поэтому перед правительством Александра II встала задача коренного реформирования народного образования. Изменение в системе просвещения можно свести к следующему: 1. введение новых университетского (1863) и школьного (1864) уставов; 2. восстановление автономии университетов; 3. выборность ректора, деканов, преподавателей; 4. создание совета, решавшего все внутренние дела университета; 5. значительное увеличение числа начальных и средних учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты «Временные правила» о цензуре, согласно которым отменялась предварительная цензура рукописей. Но в целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех преобразований 60­70­х гг. ● последовательный характер? ● продуманной системой? ● Чем вы можете объяснить большую или меньшую глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней России? ● капитализм, а что тормозило его развитие? Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг. «великими». И действительно, были созданы новые, современные органы самоуправления и суда, реформы Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой Что в реформах давало возможность развивать Подведение итогов. способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, гражданского развитию самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности. Но реформы имели половинчатый характер: в местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, Объяснение домашнего задания (2 минуты). реформы не затронули верхних этажей власти. Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение реформ». Ответить на вопросы на стр.167 учебника. (При подготовке домашнего задания обратите внимание на документы, помещенные на полях и в конце параграфа) Запомнить даты, исторические понятия, персоналии темы.

КРАТКО: Судебная реформа. С 1864 г. вводилась новая структура судов (общие и мировые) и суд присяжных. Суд становился гласным, состязательным и независимым. Провозглашалось равенство сословий перед судом. Земская реформа (1864). Земства - выборные органы местного самоуправле-ния. Избирались на основе имущественного ценза по трём куриям (группам избирателей), возглавлялись местными предводителями дворянства и ведали вопросами образования, здравоохранения, благоустройства в сельской местности. Городская реформа. В 1870 г. вводились органы местного самоуправления в городах (городская дума и управа). Выбирались также на основе имущественного ценза и занимались в городах теми же вопросами, что и земства на селе. Была проведена военная реформа. Создавались новые военные учебные заведения, перевооружена армия. В 1874 г. введена всеобщая воинская повинность вместо рекрутской. Реорганизовывалась система образования. Вводилась автономия университетов. Либеральные реформы сократили отставание России от Европы, поведя ее по буржуазному пути развития, но не решили главной проблемы - крестьянской.

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.

Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

Огромная армия, построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие, применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на оборону. Это и подталкивало к началу военных реформ в России.

Реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживающегося либеральных воззрений. С именем Д.А. Милютина, который прибывал военного министра 20 лет, связанно коренное переустройство русской армии. 15 января 1862 г. он предоставил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, «кошки», кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий - действующая армия. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академия Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования.

В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия. Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.

Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число лет (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера).

Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска. Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П.М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н.В. Маиевского, и др. Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

В полевой артиллерии в 1866 г. установлены, как образцы орудий стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельные орудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо медных - стальные. Большая работы по перевооружению артиллерии проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова. Началась перестройка крепостей по плану, составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за недостатка средств. Переход к новому вооружению поощрял развитие военной теории. В это время появились работы крупных военных теоретиков Д.А. Милютина, Г. А.Леера, М.И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики и военной истории оказали большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине 19 в.

Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий. Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения.

С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годные для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В области внешней политики одной из главных задач правительства Александра II была борьба за отмену унизительных статей Парижского мирного договора, и основной из них - запрещения России иметь крепости и боеспособный военно-морской флот на Чёрном море. Это удалось сделать после поражения Франции в войне против Пруссии в 1870 году. Несмотря на протесты Англии, Россия объявила, что не считает себя более связанной условиями этого мирного договора.

Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы. В России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I, которая была одной из самых передовых в Европе того времени, где господствовала вербовка и найм. Но для второй половины XIX века, когда наступила эпоха массовых армий, она не обеспечивала армию подготовленным резервом. Собственно, проблема резервов встала уже во время Отечественной войны 1812 года, но после её окончания правительства Александра I и Николая I пошли по пути увеличения численности постоянной армии и создания военных поселений. Однако оказалось, что обладая самой большой по численности армией мирного времени, Россия в случае войны не может обеспечить её пополнение обученными людьми; пришлось прибегать к созыву ополчения. Главным положением военной реформы, проведённой военным министром Дмитрием Милютиным, было введение всеобщей воинской повинности.

Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени.

1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской повинности» и специальный Манифест о нем. По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н.И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф.Л. Гейденом.

Работа комиссии продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска».

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию. 7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна - по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй - о возврате призываемых на службу, третий - о денежных расходах по призыву, четвертый - о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило, справедливо отмечает в своем исследовании М.Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами. Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей. Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны. Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение».

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии. По завершении работы комиссии о воинской повинности Д.А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

«Милютин обратил дело защиты родины, - писал А.Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность».

Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные войска (войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 - начале 20 вв.- казачьи войска и др.).

К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды. Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависит от состояния средств сообщения.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Военные реформы 1861 -1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

капитализм царизм революционный народнический

Шестидесятые годы XIX века были для России временем крупных и глубоких по своим последствиям реформ. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества.

Что же представляла собой Россия середины XIX века, почему она встала на "путь реформ? Россия была крупнейшим государством Европы и по территории, и по населению. В многонациональной империи проживало 73 млн. человек. Медленно, но неуклонно менялся социальный состав населения за счет роста рабочего класса "и городского населения. В первой половине XIX был, достигнут и определенный прогресс в развитии промышленности, прежде всего в металлургической и обрабатывающей. И все же страна как бы стояла на обочине дороги развития мировой цивилизации, по которой быстро продвигались вперед США и многие страны европейского "континента.

Развитие капитализма в России сдерживалось существовавшими феодально-крепостническими отношениями, отсутствием рынка свободной рабочей силы. Количество свободных вольнонаемных рабочих на фабриках и заводах было еще незначительным. Основная масса рабочих состояла из тех же крестьян, отпущенных помещиками на оброк, из государственных крестьян и других юридически зависимых людей.

Крепостничество с его атрибутами (оброком, барщиной и малоземельем) вызывало острое недовольство, что находило свое выражение в росте крестьянских выступлений. Только за три предреформенных года их число выросло в 1,5 раза: с 86 -- в 1858 г. до 126 -- в 1860 г. Крестьянские выступления имели место почти повсеместно, от центральных черноземных губерний до Белоруссии -- на западе, Подолии -- на юге, Поволжья и Урала -- на востоке. Жизнь властно требовала уничтожения пут крепостничества. Таким образом, необходимость реформ была вызвана потребностями экономического развития страны, и законами развития капитализма. Были причины и "политического характера: поражение России в Крымской войне (1853--56 гг.), показавшей гнилость и слабость феодально-крепостнической системы, рост недовольства в широких кругах российской общественности.

Самодержавие было поставлено перед выбором: или реформы сверху, или непрерывная война с крестьянством. Не дожидаясь, пока крестьяне освободят себя снизу, Александр II встал на путь реформ. 19 февраля 1861 года он подписал Манифест об освобождении крестьян (“О милостивейшем даровании крепостным людям прав и состояния свободных сельских обывателей и обустройства их быта”), а также специальное “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

В чем заключалась суть земельной реформы? Согласно Манифесту крестьяне объявлялись юридически свободными людьми, т. е. получали право торговать, владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки и т. д. Но от провозглашения свободы до ее реального экономического обеспечения была еще немалая дистанция.

Дело в том, что земля по-прежнему оставалась собственностью помещиков. По соглашению между помещиками и крестьянами (так называемые уставные грамоты) крестьяне получали наделы земли. Их размеры колебались в зависимости от местных условий от 3 до 12 десятин. Если земельные участки крестьян были более предусмотренных норм, то помещик имел право отрезать у них излишки. Именно эти земли, отнятые у крестьян в период реформы, и получили название “отрезков”. А это был немалый земельный клин: в среднем по России 20% крестьянских земель, а в Саратовской и Самарской губерниях -- до 40 процентов. Если до реформы средний крестьянский надел составлял 4.4 десятины, то после реформы он равнялся 3,6 десятины. Нередки были случаи, когда помещики отбирали лучшую землю, а крестьянам выделяли неудобья.

Крестьяне с согласия помещиков могли выкупать -усадебную и надельную землю. Только выкупившие землю становились крестьянами-собственниками, а остальные до выкупа назывались временнообязаннымн. Они были обязаны или платить оброк, или отбывать барщину. Временнообязанное состояние определялось в 9 лет, фактически же оно растянулось до 20 лет.

Основное бремя расчетов за выкуп земли у помещиков брало на себя государство -- 75--80% стоимости наделов, а остальную часть выплачивали крестьяне. Чтобы облегчить возможность выкупа им выдавалась ссуда на 49 лет при 6% годовых.

Но и после выкупа земли далеко не все крестьяне становились ее собственниками. Во многих районах страны выкуп земли осуществлялся через общину, где существовали периодические "переделы земельных наделов, круговая порука и так называемое крестьянское самоуправление. Земля становилась собственностью крестьянской общины. Община управлялась “миром”, т. е. крестьянским сходом, на котором выбирался староста. Он выполнял функции исполнительной власти: наблюдал за хозяйством деревни, ее жизнью, выполняя постановления сходов.

Русская община, как проявление непосредственной демократии и как низовая ячейка местного самоуправления, безусловно, играла полезную роль. Нельзя не отметить и ее важности с точки зрения сохранения крестьянского уклада жизни, нравственности и традиций многомиллионного российского крестьянства. Вместе с тем самодержавие использовало общину как удобный инструмент для взимания с крестьян различных податей и повинностей, проведения рекрутских наборов в армию.

В условиях быстро развивающегося капитализма община с такими ее изъянами, как периодические переделы земли и различные препоны на выход крестьян, стала тормозом общественного развития, сковывающим свободу и хозяйственную инициативу крестьянства. Крестьянин, даже юридически свободный, не мог распоряжаться своим наделом (продать или передать по наследству, уйти из деревни).

Крестьянская реформа, разорвав путы крепостничества и открыв путь к свободному рынку рабочей силы, тем самым создала предпосылки для быстрого промышленного прогресса. Но, несмотря на, безусловно, прогрессивный характер, она не уничтожила основного социального противоречия между крестьянами и помещиками. Помещичье землевладение сохранялось, а это значит, что оставалась и объективная основа для социальных конфликтов и потрясений в будущем.

И недаром эта реформа подвергалась резкой критике со стороны Герцена, и Чернышевского, называвших ее мерзостью и обманом. А крестьянство встретило ее широкой волной массовых выступлений в Пензенской, Тамбовской и Казанской губерниях, Польше, Литве, Белоруссии.

Земская реформа (“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”) начала проводиться с января 1864 года. Она предусматривала введение новых органов местного самоуправления--выборных уездных и губернских земств.

Согласно “Положению” земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий. Однако выборы в земства не были равными, всеобщими и прямыми. Избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Гласные земств (представители от сословий) избирались на три

В первой группе были представлены крупные землевладельцы, а, также собственники крупных торгово-промышленных предприятий. Мелкие землевладельцы (не менее 10 десятин). Объединяясь, выдвигали лишь своих уполномоченных. В городах избирательное право получали представители крупной и средней буржуазии. Мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие в выборах гласных не участвовали.

Структура выборов в деревне была многоступенчатой:

Таким образом, система выборов в земские собрания обеспечивала в них преобладание представителей помещиков, составлявших вместе с представителями буржуазии подавляющее большинство. В 1865--1867 гг. по 30 губерниям России состав гласных в уездных земских собраниях выглядел следующим образом: дворяне и чиновники -- 42%, купцы и прочие -- 20%, крестьяне -- 38 процентов. В губернских земских собраниях дворяне и чиновники составляли 74%, крестьяне -- 11 процентов.

Уездные и губернские земские собрания наделялись распорядительными функциями, а исполнительными органами были уездные и губернские управы. Председатель губернской управы утверждался министром внутренних дел, а уездной -- губернатором. Губернатор и министр могли отменить решения, земских собраний, что обеспечивало полный контроль: правительства. 1

Правобережной Украине, на Кавказе, т. е. в тех регионах, где было мало русских помещиков.

Второй реформой местного самоуправления стало введение “Городового "положения 16 июня 1870 г.”. Она "проводилась, на тех же узких, урезанных основах, что и земская. В соответствии с “Положением” в городах избирались городские Думы. Они являлись. Контрольно-распорядительными органами. Функции исполнительной власти выполняли избираемые Думой городские управы и городские головы, утверждавшиеся министром внутренних дел или губернатором.

Выборы гласных Думы, проходили по трем куриям, в зависимости от размеров уплачиваемого налога. Каждая курия избирала равное количество гласных сроком на 4 года. Такой характер выборов обеспечивал преобладание в Думах “отцов города” -- промышленников и купцов.

В компетенцию городского самоуправления входили все вопросы жизни города: благоустройство, торговля, противопожарная безопасность, медицинское обслуживание, народное образование и проч.

И все же, несмотря на свою узость и ограниченность, городская реформа "носила буржуазный характер, способствовала формированию капиталистических общественных отношений, была шагом вперед по сравнению с сословной городской Думой, существовавшей со времен Екатерины II.

На страже феодально-крепостнических отношений, их незыблемости" стояли созданные еще Петром I судебная система и порядок судопроизводства. Им были присущи сословная ограниченность судебных органов, многостепенность судебных инстанций, тайна судебного производства без участия сторон, широкое применение телесных наказаний. В судах господствовали произвол и волокита, всемогущее значение имела взятка. С точки зрения буржуазного права, эта система была наиболее отсталой и несостоятельной.

В ноябре 1864 года Александр II подписал Указ и “Новые судебные уставы”, которые вносили изменения в судебную систему и судопроизводство.

В соответствии с Указом суд и судопроизводство строились на основных принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом, открытости и гласности суда, независимости судей, состязательности обвинения и защиты, присутствия присяжных заседателей.

По новым судебным уставам мелкие преступления рассматривали мировые судьи, выбираемые земскими собраниями и городскими Думами. Более сложные гражданские и уголовные дела рассматривались окружными судами присяжных, решения которых были окончательными. Если суд был без присяжных, то можно было подавать апелляции в судебную палату, которая рассматривала дела о государственных и политических преступлениях. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, который в кассационном порядке мог отменить решения других судебных инстанций.

В 60--70 годы по инициативе военного министра Д.А. Милю тина была проведена и военная реформа. К ней подтолкнуло правительство поражение в Крымской войне. Своей основной целью она ставила создание кадровой армии буржуазного типа и предусматривала не только перевооружение армии, но и изменение ее структуры, принципа комплектования и подготовки кадров. Прежде всего, было реорганизовано военное министерство, страна делилась на военные округа, для подготовки офицерских кадров создавалась сеть военных гимназий, училищ, академий.

В 1874 г. был принят Устав об обязательной воинской повинности, в соответствии, с которым отменялись так называемые рекрутские наборы и регулярно призывалось в армию мужское население всех сословий по достижении 20 лет. Изменялись и сроки военной службы. Вместо 25 лет для солдат устанавливался 6-летний срок действительной службы, после чего их переводили в запас на 9 лет. "Во флоте действительная служба продолжалась 7 лет, а состояние в запасе -- три года. Срок службы сокращался лицам, получившим образование. Освобождался от службы единственный сын в семье, если он являлся кормильцем. На лиц мусульманской, иудейской и некоторых других религий воинская повинность не распространялась, так как для царизма это был “ненадежный” элемент.

Новые условия хозяйственной и общественной жизни пореформенной России настоятельно требовали подготовлённых и грамотных людей. Необходимо было значительно расширить "базу народного образования. С этой целью с 1864 г. начала проводиться реформа народного образования.

Реформа регламентировалась рядом законодательных актов, принятых в 60--70 годы XIX века. Согласно “Положению” 1864 г. общественным организациям и частным лицам разрешалось открывать начальные народные училища. В сельской местности несколько позже они стали называться церковно-приходскими школами с 3-летним сроком обучения. В них обучали детей из народа чтению, письму и счету. Большое внимание уделялось изучению закона божьего и церковному (хоровому) "пению.

В среднем звене образования (средняя школа) существовали "платные гимназии, они делились на классические и реальные. Реальные гимназии затем были преобразованы в реальные училища.

В классических гимназиях большое внимание уделялось изучению греческого и латинского языков, гуманитарных дисциплин. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Сначала срок обучения в них был семилетний, а с 1871 года -- восьмилетний.

В реальных училищах, наоборот, предпочтение отдавалось изучению естественных и технических дисциплин. Они готовили молодежь для поступления в технические вузы.

Формально в гимназии был открыт доступ для детей всех сословий. Но высокая плата за обучение являлась серьезной преградой для детей простых людей, особенно крестьянских.

В 60-е годы было положено начало женскому образованию. В этих целях создавались женские гимназии и высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани.

В 1863 году был принят новый Устав для университетов. Он предусматривал восстановление упраздненной Николаем I автономии. Непосредственное руководство университетами возлагалось па совет профессоров, который избирал ректоров, деканов факультетов и преподавательский состав. Но автономия не исключала возможности надзора, а порой и вмешательства со стороны министра народного образования или попечителя (куратора) округа. Студенческие организации в университетах не разрешались.

В середине 60-х годов, (1865 г.) правительство вынуждено было ввести некоторые послабления и в сфере печати. При печатании книг значительного объема (10--20 п. л.), а также для периодических изданий отменялась цензура. Но она сохранялась для литературы массового характера. Правительство также сохраняло за собой право на меры воздействия за нарушения закона. Могло запретить розничную продажу, временно приостановить периодическое издание или совсем его закрыть, а в некоторых случаях привлекать к судебной ответственности владельцев типографий, редакторов, авторов статей и брошюр.

Реформы 60--70-х годов, несмотря на их ограниченность и половинчатость, стали мощным импульсом для ускорения темпов экономического роста и изменения всего уклада российской жизни. Благодаря им Россия встала на общую дорогу развития мировой цивилизации. Однако движение по этой дороге было неровным, а иногда и натужным, из-за колдобин и завалов старой крепостнической системы.



Поделиться: