Из опыта работы по УМК В. Кузовлева

Анализ УМК «Английский язык»

Предметная линия учебников «Английский язык 2–11» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и др . (ОАО «Издательство «Просвещение» 2011г.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включёна в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы – концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС:

Компоненты УМК

Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который с одной стороны обеспечивают преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны – избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

В состав УМК входит книга для учащихся (Student’s book). Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 2 часа в неделю для 2-4 классов и 3 часа в неделю для 5-11 классов. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

  1. уроки формирования произносительных навыков (2 кл.),
  2. уроки формирования лексических навыков,
  3. уроки формирования грамматических навыков,
  4. уроки развития умения читать,
  5. уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи,
  6. уроки развития умения самоконтроля и самооценки.

В Учебник включено несколько приложений:

1. Грамматический справочник;

2. Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

3. Англо-русский словарь;

4. Список имен собственных и географических названий;

5. Таблица форм неправильных глаголов;

6. «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и УУД.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (5 – 7 классы) содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.
Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, основной общеобразовательного и среднего (полного) общего образования, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит СD в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка

Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования - познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный . УМК обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используя деятельностный принцип обучения иностранным языкам, в едущей целью определена коммуникативная цель – формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент включает практическое владение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков, в том числе, общеучебного свойства. Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК « Английский язык 2–11 » нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, к диалогу культур, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Ц елью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

отображение актуальной действительности: иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка;

отрывки из текстовых произведений:

художественной литературы; справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.); материалов СМИ;

разговорный массив : аутентичные диалоговые тексты; объяснения и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим стараюсь следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Таким образом, вносимые мною изменения касаются в основном объема материала и количества тренировочный упражнений.

УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона Учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит “прожиточный минимум” грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики “кнута и пряника”, поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те “ инструменты”, с помощью которых это управление осуществляется: для учителя это - открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка; для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим само контроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами и, соответственно, требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Некоторые домашние задания требуют много времени для выполнения, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом. недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений; для высказываний учащихся по речевому образцу, например) требуются дополнительные опоры. Кроме того, сама форма некоторых упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

Наиболее удачными, на мой взгляд, являются УМК для 6, 8 и 9 классов. УМК 7 очень объемен и сложен для восприятия семиклассниками. УМК 10-11 обновлен и должен быть выпущен в 2013 году.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развиваю личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.


2.2 Анализ УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ»

Анализируемый учебник В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» /31/ построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следу­ет, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глу­бине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обес­печивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, спо­собностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возмож­ность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рам­ки базового курса /32/.

УМК для 6-го класса продолжает и развивает систему обучения, положен­ную в основу УМК для 5-го класса, а именно обучение иноязычной культуре. В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитатель­ным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности: чтени­ем, говорением, аудированием, письмом.

Если в 5-м классе главной задачей являлось обучение рецептивным видам речевой деятельности, и в первую очередь чтению, то в 6-м классе на первый план выдвигается обучение продуктивным видам, а именно говорению.

Говорение. Материал каждого цикла, предназначенный для овладения в го­ворении, указан в технологической карте в графе "Speaking".

Задача УМК-6 заключается в том, чтобы довести говорение до уровня продуктивного владения материал.

Предметное содержание говорения строится вокруг тем и проблемных во­просов, представляющих интерес как для английских, так и для российских школьников. Подробный перечень предметов обсуждения и речевых функций, которыми должны овладеть учащиеся, приводится в технологических картах в разделах "Topics, problems, situations", "Functions", "Speaking".

В 6-м классе преимущественное внимание отводится обучению диало­гической речи. Для обучения диалогической речи в каждом цикле отводятся спе­циальные уроки, на которых учащиеся с помощью функциональных опор ов­ладевают такими речевыми функциями, как запрос информации, объяснение, согласие, описание, обещание, отказ, соглашение, приглашение, извинение, обмен впечатлениями, побуждение к действию и др.

Акцент при обучении диалогической речи делается не на репродукцию об­разцовых диалогов, а на развитие механизмов диалогического общения: разви­тие реакции на реплику собеседника, выбор адекватной стратегии и тактики общения, перехват инициативы и т.д.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подго­товки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или про­читанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведе­ния и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые фор­мулы и клише этикетного характера в рамках языкового материала 6-го и пред­шествующих классов. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 4-6 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отве­чающих поставленной коммуникативной задаче.

В 6-м классе продолжается обучение монологической речи. К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией обще­ния или в связи с прослушанным или увиденным, кратко передавать содержа­ние прочитанного или услышанного с непосредственной опорой на текст, дан­ные вопросы, ключевые слова. Объем высказывания не менее 6-10 фраз, пра­вильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.

Перейдем к анализу второго цикла изучаемого УМК /31/ “Unit 2. What are you like?”

Всего во втором цикле данного УМК представлено 63 упражнений:

· в “Student’s Book” /31/ – 28 упражнений;

· в “Activity Book” /33/ – 13 упражнений;

· в “Reader” /34/ – 22 упражнения.

В “Student’s Book” предлагается три РИ, что составляет 10,7%.

В “Activity Book” и “Reader” данный тип игр не представлен.

В пункте 2.1. были описаны следующие виды РИ:

1) врожденные,

2) приписанные,

3) приобретенные,

4) действенные,

5) функциональные.

В анализируемом УМК В.П. Кузовлева предлагаются два вида РИ:

Приобретенные – 1 игра, что составляет 33,3%,

Действенные – 2 игры, что составляет 66,7%.

Кроме того, упражнения подразделяются на игры в паре и в подгруппе:

В паре – 2 игры – 66,7%,

В подгруппе – 1 игра – 33,3%.

Итак, из анализа УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» видно, что РИ в нем представлены, но в недостаточном количестве (всего 10,7%). Формирование говорения осуществляется в основном через другие виды упражнений.

Из предлагаемых методистами (п. 2.1.) видов РИ используются только 2 их вида: приобретенные и действенные. Большее внимание уделяется играм в паре. Но скорее всего игры в подгруппах будут использоваться на старших этапах обучения при совершенствовании устной речи.

В целом, все требования, предъявляемые к учащимся 6 классов в Программе по ИЯ /24/ в разделе говорения, в анализированном УМК реализованы полностью.

Диалогическая речь: учащиеся должны уметь без предварительной подготовки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или прочитанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведения и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые формулы и клише этикетного характера, выражая свое отношение к предмету высказывания.

Данный учебник ставит целью помочь учащимся овладеть базовым курсом АЯ в соответствии с требованиями государственного стандарта, призван заложить прочную основу для среднего и старшего этапов учения по учебникам данной серии.


Своей стратегии и тактики в предлагаемой роли; г) планирование возможного поведения партнера; д) определение вида, объема и структуры диалога и его возможного исхода. Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения Именно роль в игре и органически связанные с ней действия...

Ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной. Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки...

О каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования. Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, ...

Это, однако, не снижает методической значимости типологического описания, поскольку полученная типология адекватно отражает закономерности развития ролевой игры как средства обучения профессионально-педагогическому общению в языковом педвузе. Ситуация как методическая категория. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее...

Анализ методической концепции УМК В.П. Кузовлева « English 8» и УМК К.И. Кауфман «Happy English 8»

Методическое обоснование использования УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М.

Предметная линия учебников «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и др. (ОАО «Издательство «Просвещение» 2011г.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включёна в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы - концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

В нашей работе мы изучили УМК для восьмого класса, положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который с одной стороны обеспечивают преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны - избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

В состав УМК входит книга для учащихся (Student"s book). Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 3 часа в неделю для 8 класса. Материал в учебниках организован в циклы. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

· уроки формирования лексических навыков,

· уроки формирования грамматических навыков,

· уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи,

· уроки развития умения самоконтроля и самооценки.

В Учебник включено несколько приложений:

1. Грамматический справочник;

2. Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

3. Англо-русский словарь;

4. Список имен собственных и географических названий;

5. Таблица форм неправильных глаголов;

6. «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и УУД.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (8 класс) содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 8”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, основной общеобразовательного и среднего (полного) общего образования, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит СD в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования -- познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. УМК обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используя деятельностный принцип обучения иностранным языкам, ведущей целью определена коммуникативная цель - формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент включает практическое владение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков, в том числе, общеучебного свойства. Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК «Английский язык 8» нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, к диалогу культур, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Целью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

отображение актуальной действительности: иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка;

отрывки из текстовых произведений:

художественной литературы; справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.); материалов СМИ;

разговорный массив: аутентичные диалоговые тексты; объяснения и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим стараюсь следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Таким образом, вносимые мною изменения касаются в основном объема материала и количества тренировочный упражнений.

УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона Учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит “прожиточный минимум” грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики “кнута и пряника”, поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те “ инструменты”, с помощью которых это управление осуществляется: для учителя это - открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка; для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим самоконтроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

В нашей работе более подробно мы рассмотрели раздел Говорение. Предметное содержание говорения подобрано таким образом, что оно представляет интерес и для британских и для российских школьников и связано как с ситуациями повседневного общения, так и с ситуациями проблемного характера. В 8 классе говорение становится равноправным с чтением и ставится задача дальнейшего развития речевого умения в монологической и диалогической формах.

При обучении говорению большой удельный вес имеет работа над рассуждением, выражением своего отношения, сравнительной оценкой родной культуры с культурой страны изучаемого языка.

При обучении монологической речи развиваются следующие навыки и умения.

1. Умение высказываться целостно, как в смысловом, так и в структурном отношении.

2. Умение высказываться логично и связно. Это означает уметь последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом отношении и соотнесенные с задачей высказывания. Высказываться связно значит уметь «сцеплять» отдельные фразы и сверхфразовые единства в тексте определенными средствами языка.

3. Умение высказываться продуктивно. С точки зрения формы продуктивность высказывания определяется количеством новых комбинаций: чем меньше заученного, тем больше продуктивность. Поэтому главная задача -- настойчиво и постоянно развивать продуктивность путем комбинирования и трансформации материала. Не следует также забывать о том, что продуктивность -- это еще и содержательность, т. е. умение пользоваться богатством фактов, сведений, мыслей, необходимых, по мнению говорящего, для достижения цели, ради которой он вступает в общение.

4. Умение говорить самостоятельно, т. е. выбирать стратегию высказывания, составлять программу высказывания, говорить без заимствования мыслей из предварительно прочитанных и прослушанных источников, высказываться без опоры на полные записи или изображение.

5. Умение говорить экспромтом, без специальной подготовки и обсуждения.

6. Умение говорить в нормальном темпе.

Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI -- развитию умения общаться в целом.

Подробный перечень предметов для обсуждения, речевых функций, которыми должны овладеть учащиеся, приводится в Map of textbook “English 8” в разделах “Topics, Problems, Situations”, “Functions” и “Speaking”.

Лексические навыки говорения формируются как на базе материала, усвоенного ранее, так и нового, общим объемом около 1500--1600 лексических единиц (1250 единиц усвоены в 5--7 классах и 300 -- в 8 классе).

Новые слова и выражения даются в конце цикла в разделе “Test Yourself”.

Грамматические навыки говорения формируются на основе грамматического материала, усвоенного в предыдущих классах, а также на основе новых грамматических явлений. Новые грамматические явления, подлежащие активному усвоению в каждом цикле, указаны в Map of textbook “English 8” в разделе “Speaking”.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами и, соответственно, требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Некоторые домашние задания требуют много времени для выполнения, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом. недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений; для высказываний учащихся по речевому образцу, например) требуются дополнительные опоры. Кроме того, сама форма некоторых упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развиваю личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных. В УМК учитываются особенности использования полевых игр при обучении диалогической речи.

Предложенного материала достаточно для изучения тем, так как он дополнен упражнениями Рабочей тетради и Книги для чтения.

Понятийный аппарат достаточный, нет перегруженности текстов понятиями и терминами, соответствует запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам. Лексика и стилистика учебного материала соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся 9 классов, имеет образовательную и воспитательную ценность.

Учебный материал изложен логично и последовательно в соответствии с этапами работы над речевым материалом: формирование речевых навыков, их совершенствование и развитие умений. Каждая порция материала в рамках цикла доводится до уровня умения.

Функциональная значимость материала заключается в развитии у учащихся языковых способностей и психических функций (догадки, логического изложения, памяти, мышления, внимания), способностей к решению речемыслительных задач, учебных умений.

Материал носит большой воспитательный характер. Воспитывается толерантное отношение к чужой культуре и языку и формируется уважительное отношение к родной культуре, традициям и обычаям, желание расширить кругозор, формируется интерес к познавательной деятельности, воспитывается потребность в полезном времяпрепровождении воспитывается потребность в приобщении к мировой культуре, формируется осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран, воспитывается любовь к Родине, чувство гордости к ее достижениям и успехам.

Используется разнообразный характер представления материала: констатирующий, объяснительный, проблемный, аналитический, сравнительный, критический, гипотетический, информативный, классифицирующий и др с учётом социокультурного, развивающего, воспитательного, учебного аспектов.

Раздел «Подготовка к тесту» помогает готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации в 9 классе, а также к ЕГЭ.
Рабочая тетрадь является важным компонентом и помогает активизировать и закрепить материал учебника.

2. Методическая схема

Применяются разнообразные технологии (технология коммуникативного обучения, проблемного обучения, проектная, личностно-ориентированная технологии).

В УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора лексических единиц и грамматических явлений в зависимости от их интересов, способностей и уровня обученности. Представлены альтернативные варианты работы с упражнениями в зависимости от уровня подготовки учащихся. Данный подход позволяет последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения. Неуспешных учащихся нет.

Весь материал закрепляется в рабочей тетради и расширяется за счет использования книги для чтения.

Отрывки для чтения взяты из произведений различных литературных жанров. Такое чтение расширяет кругозор учащихся, углубляет знания о стране изучаемого языка.

В УМК осуществляются как внутрипредметные, так и межпредметные связи (литература, география, история, информатика, МХК, обществознание, психология, риторика, ИКТ и др.).

3. Дидактический аппарат

Количество вопросов и заданий достаточно для мотивации обучения, для отработки и закрепления материала, для организации практической деятельности, для организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки.
Уроки достаточно насыщены материалом, дающим возможность успешно работать с учащимися разного уровня. Каждый раздел учебника подкрепляется заданиями в рабочей тетради и дополняется познавательными и художественными аутентичными текстами для чтения с развивающими заданиями в книге для чтения. Такие задания очень полезны для сильных учащихся и стимулируют учащихся с более низким уровнем обученности.

Новых лексических единиц много, но все они необходимы для изучения темы, даются в различных комбинациях, что повышает продуктивность высказываний учащихся. У учащихся вырабатывается умение пользоваться богатством фактов, сведений, мыслей для достижения цели, ради которой они вступают в общение.

4. Художественно-графическое оформление и полиграфическое исполнение

Предложенные иллюстрации соответствуют учебным целям и задачам, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, способствуют обеспечению комфортного эмоционального состояния учащихся в процессе работы с УМК, эмоциональному восприятию учащихся, лучшему усвоению материала.
Цветовая гамма, шрифт и формат оформлены на высоком уровне и соответствуют психофизическим особенностям учащихся средней школы.

Анализ УМК В.П.Кузовлев «English»
на предмет активизации речи учащихся
Российский УМК В.П. Кузовлев позволяет успешно развивать речевые
способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке,
соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому
обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.
В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые
сказочные герои, драконы, монстры, животные.
В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности,
поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер. В данном
УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к
самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных
действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным
языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
В УМК большое значение отводится играм как способ обучения
иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются
основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения
“Let’s play”, “Let’s sing”, “Role play”).
В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого
материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который
соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп
дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им
необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом
УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».
В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом
некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не
представляют трудностей для овладения.
В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому»,
«Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом»,
«Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У
детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по
контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой
материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не
сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована
большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.
Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет
организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым
материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры
и страны изучаемого языка.
Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе
восприятия текстов разного характера: высказываний британских и
американских детей диалогов, подписей к картинкам.
как правило,
Речевой образец сопровождают,
упражнения,
направленные на формирование лексических и грамматических навыков
говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся
трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого
высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с
их мыслями и чувствами.
Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным
способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать,
беседовать и писать об этом.
Для продуктивного овладения учащимися
всеми аспектами ИК
предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для
развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики
всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся
рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной
работе над языком не только в классе, но и дома.
Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической
стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных
видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на
овладение грамматической стороной речи.
Процесс овладения грамматической стороной речи. Включен в общий
контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно­
ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической
стороной речи; сознательно, с использованием правил­инструкций.
Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают
формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к
выявлению языковых закономерностей при выведении правил.

Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых
ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно­речевые
упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для
учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не
изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются
различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит
определенные стадии от восприятия грамматического явления до его
репродукции.
Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется
в ходе выполнения следующих упражнений:
­ имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором
Происходит запоминание
грамматическую форму в готовом виде.
формальной стороны модели.
­ подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют
лексические единицы, упражнение 2, страница 58, (4 класс АВ); упражнение 1,
страница 74, (4 класс АВ). Тем самым увеличивается способность к
репродукции на основе аналогии, упражнение 2, страница 51, (3 класс АВ),
упражнение 1, страница 94, (3 класс АВ).
­
трансформационных,
когда учащиеся трансформируют
грамматическую форму, упражнение 1, страница 61, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 70, (2 класс АВ), упражнение 2, страница 84, (2 класс АВ).
­ репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят
грамматическую форму, упражнение 2, страница 62, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 75, (4 класс АВ), упражнение 2, страница 56, (2 класс АВ).



Поделиться: