В каких школах нет домашнего задания. Путин велел отменить домашнее задание в школах? Домашнее задание отбирает время

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

Однако существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку, потому лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся можно будет достигнуть образовательную и воспитательную цели. Еще Кант говорил, что занятия в школе могут только «вдолбить все прави­ла, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домаш­ний самостоятельный труд». Как же быть? Как, учитывая интересы и пожелания школьников, сделать правильный выбор, чтобы дети были здоровы физически и умственно развиты? Где та грань и тот баланс, которые нужно учитывать, задавая домашнее задание? И нужно ли оно вовсе?

Против

Недавно появилась информация, что вВеликобритании отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. По действовавшим до сихпор правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей.Так, детям отсеми до одиннадцати лет приходилось выделять на выполнение уроков как минимум полчаса в день. Теперь объемы заданий будут определяться только учителями. В одних школах традиционные домашние задания уже заменили специальным клубом, в котором раз в неделю все ученики делают дополнительные задания. В других под домашней работой для малышей подразумеваются прогулки по сельской местности, настольные игры и приготовление пищи.Все это, по мнению родителей и учителей, поможет избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.

Вслед за британскими родителями против домашнего задания выступили мамы и папы французских школьников (Федерация родителей FCPE). И если в Великобритании домашнее задание отменили только для младшеклассников, то во Франции предлагают отменить для всех школьников. В младших классах французских школ итак запрещено давать детям домашние задания. Родители предложили провести двухнедельный эксперимент, в ходе которого дети будут освобождены от выполнения домашних заданий. Мотивация все та же – выполнение «домашки» отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.

Председатель FCPE Жан-Жак Азан пояснил инициативу так: «Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома. Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям».

В свою очередь член организации Afev Кристов Парис отметил, что домашняя работа «может привести к вспышкам насилия или напряжению между родителями и детьми».

Организация французских учителей Icem поддержала предложение родителей, пояснив, что взрослые не всегда могут делать задания вместе со своими детьми, что сказывается на общем уровне знаний школьников.

Солидарен с французами и норвежский детский врач Фредриксен , он заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание - это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают сон детей. Это так глупо, это даже просто больно. Дети должны играть: жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

За

Однако и в Великобритании, и во Франции, и в Норвегии, и у нас, в России, существуют сторонники домашнего задания.Например, в Великобритании школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведения опасными, поскольку школы могут в действительности намного уменьшить объем работы на дому, а это сильно понизит успеваемость учеников. По его словам, чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира, тогда даже учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане. Кроме того, далеко не все английские родители могут с пользой для ребенка провести свободное время после уроков.

По поводу нового педагогического приема в английских школах негативно высказалась выпускница МПГУ имени Ленина, автор многих учебников для младших школьников Ольга Узорова : «Дети младших классов имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Когда школьник возвращается домой после занятий, то до сна у него есть еще как минимум шесть свободных часов, и если он потратит из них час-полтора на выполнение уроков, то ничего страшного не произойдет».

Многие из российских педагогов уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов.Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Любое домашнее задание, если школьник выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Еще Чарлз Дарвин говорил: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».

Золотая середина

Конечно, проблема домашней работы ненова. В спорах на эту тему скрещивали шпаги учителя и сто, и более лет назад. И всегда были как сторонники, так и противники отмены домашних заданий. Однако как среди учителей, так и среди родителей,есть такие, которые ищут реальную альтернативу, новое решение старой проблемы. Все они убеждены в том, что домашнее задание не нужно категорически отменять, его необходимо правильно организовать.

Ведь очень часто бывает так, что учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение – мать учения» абсолютна. А коли так, тоесли и задашь чуть больше, то это не страшно. Но в этом и может крыться проблема, которая оттолкнет школьника: «Зачем начинать, если итак ничего не успеешь?» И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут изнурять себя, сидеть до двенадцати ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать.

Учитель, задавая повторить несколько параграфов (все то, что не успели на уроке), забывает о том, что у школьников помимо этого предмета есть и другие и все преподаватели задают на дом. Однако не следует забывать о нормах СанПиНов,которые предусмотрены для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности». Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3-х классах должен составлять полтора часа, в 4–5-х классах - два часа, в 6–8-х классах - 2,5 часа, в 9–11-х классах - до 3,5 часа.

ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ

Ефим Рачевский , директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:

Что можно сделать уже сейчас? Я бы задался вопросом, а нужно ли по каждому предмету давать домашнее задание? У нас в школе от такой практики постепенно отходят. Например, есть учитель - математик, он дает детям 50 задач и говорит: «Если не решите ничего, никому «два» не поставлю. Но если решите хотя бы 10 задач, поставлю «пять». Решить все 50 невозможно в принципе, и даже решение двух-трех может научить многому - задачи сложные. Даются эти 50 задач не на один день, а на неделю, чтобы можно было распределить время. Мне кажется, нам нужно уйти от домашних заданий типа «выучите два параграфа». Нужно ликвидировать задания по части предметов вовсе. А по остальным давать длительные творческие проекты, интересные детям.

Александр Чермошенцев, директор московской школы №1981:

Отчасти это правильно, что британцы спустили эти рамки на школы. Все дети разные, и нельзя подгонять всех под одну гребенку. Но стоит отметить, что вместе с этим имеет смысл ввести профильную систему, когда по основным, то есть профильным, предметам будет задаваться задание, а по дополнительным - нет. Тогда нагрузка будет распределяться более равномерно.

Игорь Шапошников, учитель математики:

Моя трактовка по данной теме такова: проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. И еще, наряду с общими для всех учащихся я, например, нередко даю индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, я даю задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Конечно, выполнение домашней работы не может всегда доставлять удовольствие, нужно учить формулы, даты и определения, доказательства теорем… Однако при подготовке к уроку учителю необходимо продумать и домашнее задание. Конечно, оно во многом зависит от хода урока, и все же задавать домашнюю работу созвонком не следует. Ученик должен понимать, для чего и как он должен выполнить задание. Ведь продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. Необходимо, чтобы школьник, выполняя работу, почувствовал вкус лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не робот, обязанный выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

Домашнее задание - не всегда именно то, чем любят заниматься учащиеся после школы. Ведь иногда на выполнение этого задания приходится тратить много часов внеурочного времени тогда, когда можно было бы отдыхать и веселиться. Интересно, а сколько именно часов посвящают выполнению домашнего задания учащиеся в разных странах?

Согласно информации, поступившей от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2012 американские подростки уделяли домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. Эта цифра меньше для всех учащихся из стран, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.), - около 4,9 часов в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. Учащихся из России можно похвалить за усердие – наши дети выполняют задания на дом 10 часов в неделю. А школьники в Шанхае и того больше – целых 14 часов.

Специалисты из ОЭСР также отметили, что подростки из благополучных, как правило, уделяют учёбе дома больше времени, чем из сверстники из неблагополучных семей. В связи с этим, возник вопрос: «Не способствует ли само наличие домашнего задания усилению расслоения между семьями с разным уровнем достатка?» Исследователи считают, что этому вопросу должно уделяться больше внимания:

Домашнее задание - неотъемлемая часть образовательного процесса, при этом школы и педагоги должны искать новые, более эффективные способы мотивации учащихся из неблагополучных семей на самостоятельные занятия дома.

Исследователи также попытались выяснить, какое значение задания на дом в целом имеет для образовательного процесса. Как правило, учащиеся, усердно занимающиеся дома, показывают лучшие оценки во время экзаменов, чем их не столь усидчивые сверстники. Если обратиться к данным , о которой мы уже писали, то мы увидим, что такая зависимость существует на самом деле, но вместе с этим количество часов, уделяемое школьниками на выполнение домашней работы, не влияет на эффективность и производительность школьной системы в целом. Таким образом, залогом качественного образования в большей степени являются грамотно организованный учебный процесс и высокая квалификация преподавателей.

Россия . Вместе с тем, согласно исследованиям, школьники из России много занимаются самостоятельно, ответственно подходят к выполнению домашнего задания. Можно ли говорить о наличии прямой связи между домашними заданиями и эффективностью обучения в нашей стране?

Круглый стол совместно готовили редакция «АиФ-Челябинск» и сетевого издания сайт. Это уже второй опыт такой совместной работы (дай Бог не последний!). В ходе первого круглого стола обсуждалась тема

Кто виноват в домашних заданиях в нынешнем виде и объеме?

На сей раз речь шла о домашних заданиях, нагрузка по которым, по мнению многих родителей и учеников, стала непомерной. И выяснился любопытный факт. Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин рассказал, что по федеральному закону домашние задания вовсе не обязательны. Они относятся к компетенции конкретной образовательной организации и самого педагога. Правда, здесь есть, конечно, доля лукавства со стороны министерства образования. Другой участник круглого стола, Марс Вахидов, учитель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» на базе лицея № 77 , напомнил, что школа перегружена экспертизами и проверками: «Вы посмотрите, сколько сегодня экспертиз и проверок! А ведь все эти ЕГЭ, НИКО (национальные исследования качества образования - Прим. ред .) и ВПР (всероссийские проверочные работы ) не дают нам спокойно работать! На прошлой неделе все второклассники и пятиклассники писали ВПР по русскому языку. Нас успокаивали, что ВПР - не экспертиза. Но де-факто по этой ВПР нас оценивают и родители, и руководители. И подвести мы не можем ни тех, ни других. Вопрос качества знаний с нас никто не снимал! Условия таковы, что мы вынуждены задавать уроки. Поэтому наш минимум далеко за пределами максимума». Так что вопрос к организаторам образования в России остается. И вопрос огромный.


Вечер в семье - время для радости, а не для домашних заданий

Не так давно в соцсетях появился «крик души» мамы одной из школьниц, который собрал более 2000 перепостов и более 500 комментариев. «Да, я плохая мать! - пишет женщина. - Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. Вечером мы приезжаем домой уставшие. С желанием пообщаться, поужинать и даже - грех какой - посмотреть кино или почитать книгу. Но нет, нужно делать домашнее задание. Дочь их делать не хочет. А я не могу стоять над её головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины. Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники. Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечер - это время для радости, а не для скандала!».

«То, что крик души этой женщины нашёл такой отклик у других родителей, говорит о многом, - уверена еще одна участница круглого стола, председатель регионального отделения «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва . - Ни у нас с вами, ни у наших родителей в их школьное время не было проблем с выполнением домашнего задания. Значит, что-то пошло не так, значит, система образования дала сбой».

Многие учителя ставят этот сбой в вину родителям, которые непременно желают контролировать выполнение уроков и тем самым лишают своего ребёнка самостоятельности в этом деле. «Многие взрослые велят детям дожидаться их с работы, чтобы сделать уроки вместе, - констатирует факт декан факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ (ЧГПУ), кандидат педагогических наук, доцент Наталья Лукиных . - Но во сколько сегодня современные родители приходят домой? Поздним вечером. Причём, сначала они сделают кучу звонков, просмотрят соцсети, решат массу дел и только потом перейдут к урокам. Само собой, вслух выражается отношение к урокам, ребёнок, который уже очень хочет спать, становится свидетелем полемики между родителями, что не добавляет положительных эмоций по отношению к школе. До этого времени школьник бы уже мог сделать уроки сам, возможно не так успешно, но это были бы его успехи, его достижения!».
«Когда-то все мы учились по одной системе, она называлась традиционной системой образования, - вспоминает Лукиных. - Учились достаточно успешно, получали приличные аттестаты с медалями, и гулять успевали. Но всё изменилось. Сегодня мы имеем очень много разных образовательных систем, за каждой стоит книгоиздатель, а это серьёзный бизнес. Самое интересное, что многие родители выбирают конкретные системы, стремясь отдать своё чадо именно в эту систему, они готовы обивать пороги школ не по прописке, стоять в очередях. Чем они при этом руководствуются, сказать сложно: ведь даже мы, специалисты, и то до конца не понимаем каких-то моментов в разных образовательных системах! Значит, они делают осознанный выбор и, видимо, понимают, на что обрекают ребёнка, отдав его в ту или иную школу, к тому или иному педагогу. Откуда же тогда жалобы?!.»
С таким утверждением можно поспорить. Многие родители, включая автора этих строк, все-таки вечером дома уделяют первостепенное внимание детям и домашним заданиям. Однако проблема не решается. Любовь к учебе посредством чрезмерно насыщенной школьной программы (включая домашние задания) детям не привить. И о получении серьезных знаний тоже говорить не приходится. Информация после сдачи очередного зачета или контрольной тут же улетучивается из памяти ученика. Школьники все чаще задают вопрос: «Как мне это в жизни пригодится?».
Стоит сказать, что и учителя начинают вызывать в школу родителей, когда ребенок начинает получать «двойки». То есть учителя тоже, выходит, не сторонники самостоятельности в работе учеников. Или это вопрос к тому или иному конкретному учителя? Может ли он научить ребенка так, чтобы тот работал самостоятельно?

Кстати, тут возникает и другой вопрос - а нужны ли в современной школе оценки, какой в этом смысл?

По этому поводу Евгений Бунимович, заслуженный учитель России , высказался так: «Родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку».


О практикоориентированном финском и фундаментальном российском образовании

Ирина Рузаева, директор Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей , говоря в ходе круглого стола об отличии российской системы образования от финской, отметила, что у финнов практикоориентированная система, тогда как российская школа дает фундаментальные знания. И свидетельство тому - победы российских школьников на мировых олимпиадах. С ней согласен Марс Вахидов. Он еще добавил в ходе круглого стола весомый аргумент про достижения России в космосе, которых и близко нет у финнов.
На это хочется возразить, что побеждают на мировых олимпиадах (как и летают в космос) единицы. Значение этих побед для общества в целом больше моральное (хотя, конечно, не будем забывать. что некоторые виды лекарств были созданы именно в условиях космоса). Тогда как практикоориеннтированная система, если она есть, касается ВСЕХ, кто занимается по такой системе. Кроме того, достижения «фундаментальности» российского образования можно поставить под сомнение. В том числе на основе данных российского парламента. Вот что заметил по этому поводу на страницах АиФ два года назад Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию:

«Разработчикам школьных программ следовало бы умерить пыл. Они забывают концепцию великого педагога и психолога Л. Выготского: если материал слишком лёгкий - ребёнок не развивается, слишком сложный - он не осваивает даже то, что мог бы. Получается, с одной стороны, дети перегружены, а с другой - не знают элементарного. Когда в ГД рассматривались итоги прошлого ЕГЭ, меня поразил пример, приведённый Рособрнадзором. Задача: поезд вышел из пункта А в 10 часов и в 12 часов следующего дня прибыл в пункт Б. Сколько часов поезд был в пути? Четверть выпускников (!) школ не смогли её решить. Когда я учился, в школьной программе не было элементов высшей математики типа теории вероятности и статистики и прочего. Но в нашем классе (подчеркну - незрячих детей) не было ни одного, кто не решил бы такую задачу. Чтобы повысить качество обучения, надо уменьшать сложность».


Что ребенок должен делать дома

Несколько лет назад министерство образования Челябинской области разработало специальную памятку для родителей, касающуюся времяпровождения ребёнка после школы. Она состоит из трёх пунктов:

После прихода ребёнка любого возраста из школы, он должен пообедать и 1,5-2 часа отдохнуть (не за компьютером!);

Приступая к урокам, нужно определить последовательность их выполнения (сначала следует выполнить самые сложные задания);

После выполнения уроков необходима прогулка на свежем воздухе не менее одного часа.


Об отношении российского государства к образованию

Здесь достаточно привести всего одну цитату. Всеволод Луховицкий,член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», высказался так: «Во всех странах, которые выходят на первые места, есть три компонента. Первый компонент — хорошее образование — ценность, а, значит, в образование надо вкладывать деньги. Наша власть сокращает финансирование образования. Необходимо передать власть над конкретными школами местному сообществу и учителям, и только у нас этим управляет департамент образования. И третий момент — спросите у любого ребенка или любого взрослого в Сингапуре, что такое учитель? Они тут же встанут, вытянутся по струнке и скажут: «О, это самый уважаемый человек». Извините, ничего этого у нас нет».


Как строится домашняя работа школьников в других странах

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал книгу «Мифы о домашнем задании». Он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.
Тем не менее пока домашние задания сохраняются в большинстве систем образования в разных странах мира. Но отличие в том, сколько времени тратится на это. Американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. В странах, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.) - на домашние задания уходит еще меньше - 4,9 часа в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии - они занимаются около трёх часов в неделю. При этом Корея и Финляндия - в мировых лидерах по качеству образования. Родители школьников в Румынии отмечают, что нагрузка по домашним заданиям школьников снижается. Некоторые тратят на это всего час в неделю, хотя оптимально было бы 3-5 часов. В Америке где-то нет школьных заданий до середины пятого класса, где-то от них отказались вовсе. Президент Франции Франсуа Олланд высказался радикально: «Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя».

Школьники в России выполняют задания на дом по 10 и более часов в неделю. При этом Россия занимает в мировых рейтингах образования место в четвертом десятке стран. О практикоориентированности нашей системы образования говорить не приходится в принципе. В одной из публикаци "Комсомольской правды" пару лет назад отмечалось, что школьники в России трудятся больше, чем взрослые! Это ненормально.

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. В то же время школьники тратят на домашнее задание 10 часов и более в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Плюс факультативы, репетиторы, курсы, занятия музыкой и спортивные секции! Получается, что дети загружены до 52 часов в неделю и более!

Есть страны, где ситуация не менее тяжелая. С трудом выполняют домашние задания, например, школьники в Испании. Доходит до 6 часов в день! Причем, большая часть заданий состоит в переписывании учебника. Но это вряд ли может нас успокоить. Мы живем в России. И если кто не знает, то решение проблемы на самом деле предложила более 60 лет назад наш, отечественный специалист. Петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, - это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе - первый краеугольный принцип нашей системы - школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 - 6 часов в день!), а остальное время - на лично выбранное дополнительное образование», - вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово», на страницах КП ставил вопрос ребром:

«Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет. Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю. Максимум, что можно успеть в этих рамках, - дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне. Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов. Вот только вопрос - нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?».

- Здравствуйте, Елена Павловна. Это отец Вовы Иванова. Вы спите?
- Конечно, сплю! Три часа ночи! Вы почему звоните в такое время?!
- А потому что мы вот не спим, вырезаем и клеим домашнее задание на тему «Знай и люби родную природу»!

Известный анекдот, знакомая мизансцена. Ребенок ходит-ходит в школу, а потом бац - вторая смена, домашнее задание до позднего вечера. Рядом раздраженные, уставшие родители, крик, валерьянка, безысходность. С другой стороны, школьная программа объемна, не для всех проста, и это только «прожиточный минимум». Домашняя работа входит в перечень необходимого. Необходимого для того, чтобы ученик всё важное усвоил, запомнил, закрепил, научился управлять собой, наконец. О том, полезна ли «домашка» или скорее нет, рассуждают молодые и заслуженные столичные педагоги, а также ученики московской школы.

Домашние задания полезны

Для воспитания характера

Нелегко представить себе состоявшегося взрослого человека, который не может управлять собой. Для него это проблема - спланировать день, распределить время, заставить себя сесть и сделать то, что нужно. Всё, что остается делать в таком случае, - посещать тренинги по лечению прокрастинации. А всего-то надо было в детстве не лениться - делать домашнюю работу, а не списывать ее.

«Здесь многое зависит от семьи и возраста ребенка. Если это закладывалось в первом, втором, третьем классе, то в пятом-седьмом появится настоящая самодисциплина, ученик будет понимать, что есть уровни его личной ответственности, и он будет выполнять то, что задано. Чем быстрее ученик справится с заданиями, тем скорее сможет перейти к своим делам, пойти в секцию, в кружок, погулять».

Андрей Чугунов, учитель истории и обществознания, школа № 1315

«Воспитание дисциплины и без домашнего задания было бы не менее эффективным. Домашняя работа с этой точки зрения ценна только тогда, когда выполняется самостоятельно. То есть когда родители способны приучить ребенка к тому, что у него есть режим дня, что уроки - его обязанность. А если всё делается под контролем мамы и папы, с их помощью и из-под палки, то это не формирует тех качеств, которые мы стремимся развить, и лишь дает негативное отношение к школе, портит отношения в семье».

Надежда Ладилова, финалист конкурса «Учитель года­ Москвы – 2016», учитель начальных классов, гимназия № 45

Для того, чтобы успеть пройти программу

Требования к образованности выпускников школ растут, мир становится сложнее, информации всё больше. Ну как без технологий из фильма «Матрица» с прямой закачкой знаний в голову успеть одолеть программу современной школы, да еще и на высоком уровне?

«Я думаю, что в школе делается достаточно, чтобы ребенок без дополнительной нагрузки овладел программой. Если ученик будет внимательным и активным на уроках, то домашнее задание ему не нужно. А тот, кто хочет выйти за рамки урока, сам подойдет к учителю, попросит дополнительное упражнение или обсудит идею проекта».

Надежда Ладилова

«Объем материала можно ужать, но при этом изучить тему. Нельзя надеяться на то, что дети пройдут дома большую часть материала, ведь тогда возникает вопрос о моей надобности в классе».

Андрей Чугунов

Для того, чтобы лучше усвоить знания

Мало на что так часто жалуются, как на память, особенно в контексте умственной работы. Лучшее подспорье запоминанию - повторение. Кроме того, у всех мозг «включается» немного по-разному. За академический час учитель не может дать своим ученикам - таким разным - все возможные виды заданий, чтобы каждый приблизился к оптимальному для себя пониманию темы. Зато такими заданиями дети могут заняться самостоятельно дома.

«Домашнее задание как раз задается для того, чтобы ребенок проработал тему. Дети разные. Как бы учитель ни менял формы работы на уроке, этого всё равно кому-то будет недостаточно. Дома ребенок может перевести информацию в удобный для себя формат. Кому-то нужно больше иллюстраций. Кому-то - больше читать, слушать. Кто-то соберет дома макет чуть ли не из спичек. Мне кажется, что и для перевода информации в оптимальный для ребенка формат, и для повторного прочтения, какого-то нового взгляда на предмет домашнее задание бесценно».

Сергей Кубышев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016», учитель химии, лицей № 1580

Для того, чтобы ребенок научился сам осваивать новый материал

В современной школе всё чаще используется методика «перевернутого» класса, когда дети проходят новую тему дома самостоятельно, а на уроке задают вопросы и отрабатывают сложные моменты. Но даже если не реализовывать модель «перевернутого» класса в полной мере, предложить детям в чём-то не очень простом разобраться самим может быть весьма полезно. Разве не это мы хотим видеть как результат обучения в современной школе - молодого человека, который сам себе лучший тьютор?

«Я не использую подход „перевернутого” класса, но, бывает, задаю своим ученикам опережающее домашнее задание. Только это что-то творческое, когда ученик будет вынужден обратиться к учебнику либо к интернету, а уже на следующем уроке мы гораздо быстрее и с большей эффективностью разберем данную тему».

Андрей Чугунов

Для того, чтобы занять ребенка

Беспокойный, но неопытный ум, тем более не занятый никаким делом, может быть опасен сам для себя. Улица полна угроз. Гаджеты подключены к интернету, значит, тоже не безупречны в этом плане. Домашнее задание - это не только польза для общего и вполне конкретного развития, но еще и несколько часов спокойствия для родителей, безопасности для ребенка.

«Неужели есть такая точка зрения? Домашнее задание не должно вредить свободному времени ребенка. Я могу, например, задать мини-исследование, скажем, найти какую-то функцию на улице. К примеру, парабола может быть обнаружена в форме качелей во дворе. То есть учитель способен предложить домашнее задание таким образом, чтобы оно, напротив, мотивировало ребенка пойти гулять, провести время со сверстниками».

Елена Зинченко, учитель математики, школа № 1788

«Совершенно не согласен. Ребенок должен бывать на улице, воспринимать её и понимать. Что касается гаджетов, то ими можно пользоваться и дома, во время и вместо выполнения домашнего задания».

Андрей Чугунов

Домашние задания вредны

Потому, что дети перегружены

Согласно нормам СанПиНа, школьники в старших классах должны справляться с домашним заданием максимум за 3,5 часа. Но всегда ли и у всех ли это получается - вопрос открытый и остродискуссионный. Комик Джордж Карлин в своем выступлении как-то саркастически сетовал на то, что у детей сейчас нет времени просто посидеть на улице с палкой и поводить ей по земле, просто помечтать, подумать ни о чём. Школа, секции, репетиторы, да еще и домашняя работа на несколько часов. SOS, спасите наше детство!

«В целом я против домашних заданий. И как учитель, и как мама. В существующем ныне виде это лишняя нагрузка на учеников, особенно в начальной школе. Большинство детей после уроков и так не имеют достаточно времени, чтобы свободно погулять во дворе, пообщаться с друзьями. Вся их жизнь после школы расписана буквально по минутам. Вечером уставшие дети приходят домой, где их еще ждет „третья смена“ в виде уроков».

Надежда Ладилова

«В прошлом году я с отличием окончила музыкальную школу, занималась скрипкой как основным предметом, а также фортепиано и вокалом. И в принципе, укладывалась по времени. Да, было трудно, но это возможно. Не могу пожаловаться на то, что нам в школе задавали какой-то невыполнимый объем домашнего задания: его было достаточно для того, чтобы проработать материал, а потом заняться своими увлечениями, хобби. И я здесь не исключение. Многие знакомые ребята, которые чего-то хотят от жизни, всё успевают».

Потому, что все домашние задания можно списать или заказать

Один из лирических героев Владимира Высоцкого считал лучшей на свете книгой Уголовный кодекс. Многие школьники считают такими книгами «решебники». А еще есть форумы в интернете, репетиторы разных ценовых категорий, которые помогут сделать «домашку», гиперответственные и умные родители. В конце концов, её можно списать у усердного и безотказного одноклассника. Не превращает ли всё это саму идею домашней работы в фарс?

«Я стараюсь реже задавать домашнее задание из учебника. А если задаю, то объясняю: «Ребята, вы уже взрослые, я прекрасно понимаю, что это всё есть в интернете, но я очень не рекомендую пользоваться им, потому что вы вредите себе». Это что касается алгебры. А если мы говорим о геометрии, то порой «решебник» помогает. Я рассказываю, что если задача никак не поддается, то допустимо открыть книжку с подсказками, посмотреть, как там предлагается подойти к задачке, потом книжку закрыть, отвлечься, а через какое-то время вернуться к делу. Если метод решения отложился в голове, то «решебник» был полезен. Я пятый год работаю в школе и ни разу не сталкивалась с тем, чтобы домашнее задание было под копирку списано».

Елена Зинченко

«Да, подобная проблема существует, ответы на домашние задания можно найти в интернете. Но, например, если говорить о Московской электронной школе, то это не так: на данный момент МЭШ содержит авторский контент, и готовых ответов в интернете пока не найти. Это создает определенные сложности ребенку и побуждает его думать, делать задание самому. В целом взять пособие и „гнать“ по нему весь учебный год - это совсем не для меня».

Андрей Чугунов

Потому, что учитель все равно не успевает дать обратную связь по домашней работе

В классе 30 человек (да, с этого трюизма начинается много рассуждений о сложностях школьной жизни). Соответственно, проверка домашней работы одного класса может занять у педагога более двух часов. Но только цифра отметки в электронном журнале или тетради - этого мало. На более-менее сложное, творческое задание ребенку нужна полноценная обратная связь. Даже самый лучший учитель - не Супермен, он не может облететь Землю, чтобы повернуть время вспять и всё успеть, растянув один урок на полдня.

«Сейчас много ресурсов в сети, помогающих детям сразу получить обратную связь по домашнему заданию. Например, «ЯКласс». Часто использую его для того, чтобы ребята выполняли и проверяли домашнюю работу. Там можно пройти тест и после первой попытки посмотреть свои ошибки, в какой момент они были допущены, проанализировать свои действия. Ну а на второй попытке дети уже могут отшлифовать задание до блеска. А чтобы оценить письменное выполнение задания, опять же есть удобные способы. Например, на уроке дети поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили друг друга».

Елена Зинченко

«Хорошо и правильно подобранные домашние задания всегда проверять в удовольствие. Тесты анализирует компьютер, указывая причины неточности, а я разбираюсь с заданиями творческого характера. При большом количестве творческих работ (олимпиадные, зачетные) я перестраиваю свои планы на день, чтобы всё прочитать и оперативно дать обратную связь».

Андрей Чугунов

Потому, что домашние задания подтачивают семейную гармонию

Добросовестные родители способны практически на всё ради того, чтобы их ребенок получил достойное образование. Некоторые доходят до того, что отдают «домашке» и свободное время, и нервы. Совместные «посиделки» родителей и ребенка за домашним заданием до поздней ночи, зачастую с криком и слезами, становятся классическим сценарием, фактически основным содержанием семейного досуга. Готова ли школа, дав знания, отнять у ребенка и его близких эмоциональное благополучие и покой?

«Да, вместо того чтобы обсудить с ребенком прошедший день или просто побыть рядом, заняться чем-то приятным, легким, объединяющим, родители должны вместе с ним побеждать общего врага - домашнее задание. И давайте честно признаемся, очень часто это приводит к скандалам в семье, потому что большим запасом терпения наши родители не обладают, да и неудачи ребенка они воспринимают крайне болезненно. В итоге у детей формируются неврозы, появляется стойкая нелюбовь к школе. Ведь трудно любить то, что доставляет столько проблем, да еще и ссорит с самыми родными людьми».

Надежда Ладилова

«Если родителю приходится очень много заниматься с ребенком, помогать ему при выполнении домашнего задания, нужно обратиться к учителю, попросить у него помощи. Если ребенок будет каждый раз подходить к педагогу и говорить, что он сам не справился, показывать черновики, то учитель задумается, предложит помощь в преодолении проблем. Сейчас московская школа открыта для родителей, можно свободно прийти к любому учителю и посоветоваться с ним, как быть, если ребенок не успевает. Хороший педагог с удовольствием пойдет навстречу».

Елена Зинченко

Согласно Закону об образовании Российской Федерации, дети обязаны выполнять домашнюю работу. С другой стороны, нет ни одного нормативного документа, который бы вменял учителю в обязанность задать домашнее задание и выставить за него оценку. Зато есть нормы о недопустимости перегрузок учеников. Школьники - очень разные «лайнеры»: перегруз для одного будет «детским» весом для другого. Как бы то ни было, за понятием «домашнее задание» может скрываться невероятно много: это и временные затраты (большие или умеренные), и трудоемкость, и степень полезности для каждого конкретного ученика, и, наконец, удовольствие от процесса или хотя бы осознание его важности. Есть дети, которые не делали и, похоже, не будут делать домашнюю работу сами. И есть ребята, убежденные в том, что в их школьных победах «домашка» играет немалую роль. Ну а мы предлагаем вам задуматься - кто прав и почему?

Слово школьникам

За

«На протяжении девяти лет мне удается учиться на отлично, и я считаю, что в большей степени это получалось благодаря регулярному выполнению домашнего задания. Оно помогает закрепить и лучше усвоить пройденный в классе материал».

Арина, ученица 9 инженерного класса

Против

«Думаю, что для старшей школы домашние задания не нужны. Или же так: каждый ученик способен сам определять для себя, нужно ему выполнять что-то дома или же нет. То есть домашнее задание должно быть не обязательным, а именно дополнительным. Еще важна возможность выбирать различные варианты домашней работы. Все воспринимают информацию по-разному. Не всякому поможет конспектирование параграфа или решение типовых задач».

Данияр, ученик 11 инженерного класса

текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, А. Засимова



Поделиться: