С какой молитвой входить в храм. О поведении в храме


Для человека, который входит в храм впервые, все кажется непонятным, загадочным - сколько раз надо перекреститься, куда поставить свечи, как обращаться к окружающим? Действительно, в церкви существуют особенные правила поведения. Их следует знать перед тем, как войти под священные своды - во-первых, чтобы самому ощущать себя уверенно, во-вторых, чтобы никому не мешать во время службы.

Многие слышали, что женщина должна входить в церковь, покрыв голову платком. На подобных головных уборах уже выросла целая индустрия. На самом деле, правило касается только замужних женщин, не относится к девицам и детям. Просто современность внесла в древнюю традицию собственные коррективы. Однозначно, надо покрыть голову, чтобы не навлекать на себя гнев «бабушек». Лучше пожертвовать собственным удобством, но не провоцировать конфликт.

Для женщин в церкви существуют и другие правила поведения.

  • Не принято носить брюки. Если вы заходите попутно просто поставить свечу, главное - накинуть платочек. Нарекания могут вызвать только модели брюк с заниженной талией, когда торчит обнаженный пупок. В таком виде могут даже попросить выйти. Однако, если сознательно собираетесь на службу, приобретите длинное платье или юбку, лучше «в пол». Храм - не место для демонстрации достоинств фигуры или модных тенденций.
  • Следует избегать также кофточек с открытыми плечами, декольте. Нехорошо соблазнять своим видом. Кстати, если вы называете себя христианкой, грех одеваться подобным образом и в повседневной жизни, затем выкладывать фото в полуобнаженном виде в социальных сетях. Это проявление гордыни, также такое поведение провоцирует на греховные мысли других людей.
  • Не следует слишком густо красить брови, ресницы, тем более - губы, ведь верующие прикладываются к иконам, кресту. Кто-то потом должен стирать за вами отпечатки помады со святыни, разве это приятно?
  • Обильно душиться тоже нежелательно - возможно, не всем понравится продолжительное время вдыхать аромат вашего парфюма. К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети - у кого-то из них может быть аллергия на запахи.

Чтобы вести себя в церкви правильно, надо подумать - для чего вы туда идете? Искать жениха, демонстрировать свою красоту или молиться? Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Мужчинам при входе в церковь надо снять шапку. Внешний вид должен быть опрятным и приличным - многие приходят на службу в лучшем костюме. Тренировочные брюки, майки, тем более прозрачные - неуместны. Следует побриться, перед входом в храм не надо курить. Нельзя являться в церковь в пьяном виде. К священнослужителям и прочим присутствующим следует относиться уважительно, если это не так - то наверное не стоит и заходить.


Как вести себя на службе

Богослужение поначалу кажется очень путанным и длинным. Чтобы разобраться в нем, можно читать специальную литературу, посещать катехизаторские курсы при храме. Правила же поведения довольно простые.

Главное - избегать разговоров, не переходить с места на место. Нельзя опаздывать, во время службы ставить свечи и подходить к образам не принято. Записки подаются заранее. Где стоять - особой роли не играет. Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. Если пришли впервые - пройдите туда, где находятся другие мужчины. Со временем начнете лучше ориентироваться.

  • При храмах обычно нет раздевалок. Если есть - оставьте верхнюю одежду там, только выньте ценные вещи, деньги и ключи из карманов - в церковь воришки тоже заходят, для некоторых людей нет ничего святого. Очень дорогие шубы не следует оставлять без присмотра - стойте в ней, либо возьмите сумку, куда поместится одежда, поставьте рядом с собой.

Во время каждения принято расступаться, чтобы дать место священнику. Несколько раз во время службы он обходит весь храм с кадилом, окуривает и прихожан. Обычно проход помогают освободить церковницы - женщины, которые следят за порядком во время богослужения. Поэтому если вас попросили отойти - так и сделайте. Никто зря вас беспокоить не станет. Вообще будьте готовы получить замечание - ведь для начинающих в церкви все в новинку. Со временем правила поведения станут понятны и естественны.

Во время литургии хором принято петь Символ веры и Отче наш, надо выучить тексты этих молитв наизусть. Сидеть в церкви не принято. Однако, если устали или стало плохо, то можно выйти, глотнуть свежего воздуха, размять ноги, потом потихоньку вернуться. Если вы больны, возьмите с собой лекарства - в церквях не дежурят медики. Те, кто не может продолжительное время стоять, вполне могут сидя слушать службу.

Утренняя и вечерняя служба

Причастие совершается за Литургией, она проводится утром. Если запели хором молитвы - значит, скоро оно начнется, пора готовить детей. Родители с младенцами подходят к Чаше первыми. Затем дети постарше, потом все остальные. Если вас пропускают - проходите, на надо устраивать соревнования «кто добрей». Молча поклонитесь и пройдите. Кстати, в православной церкви принято приветствовать знакомых именно так. Разговоры и бурный обмен новостями следует отложить на потом.

На вечерней службе перед праздниками часто проходит лития - особый чин вечерни, во время которого всех освящают особым маслом. Перед этим надо приложиться к иконе, потом подойти к священнику, он помажет лоб. Затем слегка поклониться, приложиться к руке (обычно подают крестик на поручах), отойти, взять освященный хлеб. Скушать его можно в храме или взять с собой.

Если служба накануне причастия, вечером обычно проходит исповедь, делается это в порядке живой очереди. Перед тем, как подойти к священнику, принято кланяться другим прихожанам со словами: «Простите меня». Люди поклонятся в ответ. Правила поведения в церкви хотя не исключают обычной вежливости, все же отличаются от общепринятых. Прощаясь с человеком, например, принято говорить не «до свидания», а желать «Ангела хранителя», чтобы человек благополучно добрался домой.

Перед выходом из храма принято подходить к образам, совершать поклоны у праздничной иконы. Поклоны могут быть поясными (чаще всего), или земными - во время Великого поста. Если сомневаетесь, посмотрите как выходят другие и делайте также.

Взаимодействие с духовенством

В церкви особое отношение к священникам. У них принято брать благословение. Перед уходом также подходят под благословение. Необязательно подходить к каждому батюшке, если их много. Достаточно сложить руки на груди, поклониться со словами: «Благословите, честные отцы». Если в храме находится архиерей, то благословляются только у него, остальным лишь кланяются.

Обычно все духовенство выходит перед встречей архиерея, а в таком случае не принято нарушать благочиние в храме, выберите другое время, чтобы побеседовать со своим духовником. У архиерея личное благословение берут после службы, когда он выйдет из алтаря. Все делают это по-разному, если вас не заметили, обижаться не стоит - благодать Божия вас не минует.

  • В епархиальном управлении можно записаться на прием, если имеется конкретное дело. Правила поведения в церкви допускают обращение к Епископам - «Владыка».
  • Вместо обычного приветствия следует сказать: «Благословите», сложить ладони одна на другую, правая должна быть сверху. Потом принято прикладываться к руке в знак почтения не к личности священнослужителя, а к Богу, от которого он получил священный сан.
  • Некоторые священники сами не дают лобызать руку, возлагая ее на голову своих духовных детей. И в таком случае благословение считается полученным.

Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же вопросы принято обсуждать на исповеди. Православных священников в глаза принято называть «отец», сами они должны именовать себя «иерей», «протоиерей».

  • Правила поведения строго запрещают кокетство с духовными лицами. За подобное наказать могут самого священника, вплоть до извержения из сана. Не принято интересоваться и подробностями личной жизни батюшки - кто его жена, сколько у них детей, где они живут, какую зарплату получают и т.п. Это неприлично. Все, что вам необходимо знать, священник скажет сам.

Обычно за тем, как соблюдаются правила поведения, в церкви следят дежурные. Не надо обижаться, если церковница подходит и о чем-то просит. В православной церкви не принято никого тревожить зря. Со временем вам и самим станет понятно, как правильно вести себя в церкви. До того времени следует проявить терпение и внимание. Благослови вас Господь!

Правила поведения в церкви

Правила поведения в церкви - как правильно вести себя в храме was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub


14.Сколько раз в году нужно причащаться?
15.Что такое соборование?
16.Как часто следует посещать храм?
17.Для чего нужен духовный руководитель?
18.Как нужно переносить скорби?
19.Как побороть стыд на исповеди?
20.Какой грех называется смертным?
21.Как относиться к болезни?
22.Как побороть гордость, гнев, осуждение?
23.Если вдруг появились вопросы
24.Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
25.Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
26.Сколько раз в день нужно молиться?
27.Как правильно прикладываться к иконам?
28.Как выбрать себе духовного отца?
29.Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
30.Как лучше читать молитвы дома: вслух, шепотом или мысленно?
31.Если веры недостаточно - как ее приумножить?
32.Как правильно обращаться к служителям храма?
33.Как быть в храме с детьми? Нужно ли их приводить в храм?
34.Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
35.Нужно ли вставать в храме на колени?
36.Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
37.Что означают поклоны и какие они бывают?
38.Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
39.Что такое молебен, панихида, ектения?
40.Как можно помянуть человека?
41.Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
42.Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
43.Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
44.Как православному христианину правильно провести выходные дни?
45.Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
46.Как выдержать горе при смерти близкого человека?
47.Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
48.Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
49.Как быть,если свечу некуда поставить?
50.Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
51.Зачем надо исповедоваться?
52.Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
53.Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
54.Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
55.В какие дни в церкви не совершается венчание?
56.Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
******************************************************************************************************************************************************************

3. Можно ли входить в храм с сумками?
Если есть необходимость, можно.

Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры , встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.

5. Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

7. Что важно в поклонах и молитве?
Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

8. Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

10. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Даже если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

11. Что означают в молитвах слова "аминь" и "аллилуйя"?
"Аминь" означает "да будет так". В еврейском языке слово "аминь" этимологически связано со словами "твердый", "надежный", "постоянный". Слово "аллилуйя" с еврейского языка переводится как "хвалите Господа". Эти слова перешли практически неизменными во все переводы Библии.

12. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом.

Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею.

Кресту же помолиться:

Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

13. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.

В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

14. Сколько раз в году нужно причащаться?
Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

15. Что такое соборование?
Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.

В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.

16. Как часто следует посещать храм?
В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.

Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу.

Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

17. Для чего нужен духовный руководитель?
Чтобы при его помощи незаблудно шествовать и достигнуть Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, на деле исполнять наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво.

Были примеры того, как некоторые люди, имея возможность часто бывать у старца, непрестанно слышали его наставления и указания, жительствовали с ним и — оставались бесплодными, а некоторые, редко имея возможность быть у старца и кратко слышать наставления, преуспевали.

Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять и не быть бесплодными. Когда обучают детей своих грамоте, то зачем их отдают в училище и нанимают учителей, которые растолковали бы, что написано в книгах? Дали бы им одни книги и учебники, и пусть бы учились сами без учителей. И это делают для обучения наукам, в течение нескольких лет, хотя науки полезны только в здешней кратковременной жизни. Как же столь пренебрегают душою бессмертной, говоря, что не нужен руководитель для жизни духовной?

18. Как нужно переносить скорби?
Скорби следует переносить втайне, как всякий подвиг. Тогда мы не лишимся награды на небе. Только с духовным отцом мы можем говорить о скорбях, прося его совета, и молить Бога терпеливо понести всякое искушение.

19. Как побороть стыд на исповеди?
Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Обличив себя перед Богом при свидетеле духовнике, люди получают успокоение и прощение.

Помни, что нераскаянные тяжелые грехи по смерти принесут великое и вечное наказание. Прежде всего следует исповедовать то, что более возмущает твою совесть. Многие о незначительном говорят, а о важном умалчивают и, таким образом, уходят не исцеленными от греховных язв и неразрешенными

20. Какой грех называется смертным?
Смертный грех — это такой грех, из-за которого, если не покаешься в нем перед смертью, то идешь в ад; но если ты в этом грехе покаешься, то он тебе сразу же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только от покаяния.

21. Как относиться к болезни?
Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, к добру.

Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств — от Господа есть и случайно ничего не бывает. Есть такие болезни, на исцеление коих Господь иногда налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье . И вслед за сим опять благодарите Господа!

Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот

22. Как побороть гордость, гнев, осуждение?
Гнев и осуждение от гордости. Взыщите смирение — гнев и осуждение отстанут сами собою. Против гнева — стиснув зубы молчать. Это первый начальный прием.

Второй — когда забирает — немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев. Когда и от этого не уймется гнев и придется наговорить глупостей и неисправностей, возьмите веревку потолще и отхлестаите себя, да только так, чтоб чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош.

Против осуждения — свои грехи скорее вспоминайте и держите их перед сознанием — и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и других страстей, гоня прочь самые зачатки их с молитвою к Господу.

23. Если вдруг появились вопросы
Если вы что-нибудь хотите спросить у священника, сначала обратитесь к нему со словами: «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Если священника нет в храме в тот момент, когда вам нужно с ним поговорить, то вы можете уточнить, когда будет батюшка - подойдите к свечному ящику и задайте вопрос тому, кто будет за ним стоять. Если у вас возник вопрос касательно венчания, крещения или отпевания, то об этом можно спросить там же.

Свечной ящик (церковный ящик) - место, обычно при входе в храм, где верующим предлагаются свечи, иконы, книги, крестики и другие предметы внешнего выражения веры. За свечным ящиком можно заказать молебны, панихиды, крестины, отпевания, венчания, поминовения о здравии и упокоении и прочие требы.

24. Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и Святые Отцы учат и, можно сказать, просят нас о том, чтобы мы подавали бедным.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - говорит святой Августин, - не будет сам накормлен Христом?" . Ведь в глазах Самого Господа и мы должны выглядеть, по грехам нашим, куда страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие милостыней.

Не следует и искушать (смущать) себя мыслью о том, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится, прежде всего, за его дела.

Ваше дело в данном случае - проявить милосердие, невзирая на лица, с легкостью сердца. Если же видите, что перед собой нищих, употребляющих все средства на пропой, ссудите их не деньгами, а продуктами: дайте яблоко, печенье, конфет, хлеба и т. д. Когда преподобного Амвросия спрашивали, зачем он подает пропойцам, он отвечал: чтобы спасти их еще от одного греха - воровства.

25. Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
Освящение квартиры, машины, икона, молитва - это не языческий оберег, не заклинание от беды. Это должно стать изменением внутреннего мира, в частности отношения к вещи, которую освятили, к Богу, к Которому обратились с молитвой.

Человек освятил машину и перестал в ней курить, ругаться, бесчинствовать на дороге, помнит, что с ним отныне Ангел Хранитель.

Освятил свой дом - значит, сделал его своей малой церковью.

А если после освящения человек не хранит святыню, то как же ее и его будет хранить Бог?

Или он ставит Бога в зависимость от своих прихотей: раз я к Тебе обратился, Ты обязан меня хранить?

Господь всегда желает человеку добра и именно поэтому порой, как строгий Отец, вразумляет, заставляя задуматься о жизни, о мире, о Божественном Промысле.

26. Сколько раз в день нужно молиться?
Обязательными для православных христиан являются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы перед трапезой и после нее. Накануне дня причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный (или Иисусу Сладчайшему), Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Сверх этого молитвенное правило на каждый день должно быть индивидуально. Необходимо, чтобы оно соответствовало силам человека и его жизненным обстоятельствам. Неразумно брать правило сверх сил и возможностей. Тогда могут возникнуть искушения. Конечным итогом этого бывает уныние и расслабление.

27. Как правильно прикладываться к иконам?
Иконы принято лобызать, то есть целовать, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды.

Тем самым христианин призван упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым. Прикладываться к ликам на иконах нельзя.

28. Как выбрать себе духовного отца?
Специально искать или выбирать духовного отца не нужно.

Однажды вам встретится батюшка, с которым вы ощутите духовную связь. Вы станете ходить к нему на исповеди, спрашивать у него советов в трудных жизненных ситуациях и однажды попросите стать вашим духовником.

Если же такая связь не возникла ни с одним из священников, то не надо ни унывать, ни предпринимать специальных поисков. Надо просто помолиться, чтобы Господь дал духовника и терпеливо ждать.

29. Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
Все это христианство рассматривает как суеверие, и не более того.

Такие суеверия подчас настолько порабощают человека, что он может даже заболеть. Великий ученый Блез Паскаль писал: «Неверующие оказываются самыми легковерными». И это легковерие мешает им жить спокойно и с миром в душе.

Если чувство холодно, а мысль убегает, то произносить с такой громкостью, чтобы ухо как бы прислушивалось к словам. Так собирается внимание «в слышании» и помогает цельности молитвы.

31. Если веры недостаточно - как ее приумножить?
Веру не надо «умножать» — старайтесь жить так, как заповедует нам Евангелие, и этот опыт поможет вам относиться к Богу с большим доверием, что и составляет суть веры.

32. Как правильно обращаться к служителям храма?

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"? А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности. "Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.

"Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр".

К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

33. Как быть с детьми в храме? Нужно ли их приводить в храм?
Некоторые так считают: сам вырастет, потом разберется, поймет. Но это не верно:вырастет, и не поймет, если его не приучишь! В храм нужно детей приводить!

Как им там надо себя вести? К сожалению, дети часто мешают службе, мешают прихожанам молиться. Родителям нужно стараться держать детей все-таки при себе. Мамы должны знать, как занять ребеночка, чтобы он не капризничал, но делать это надо тихонечко, никого при этом не смущая. Все понимают, что ребенок есть ребенок, которому трудно полтора часа неподвижно стоять. Но этому надо учить.

Привить навык быть на службе, стоять, не отвлекаясь, - это дело родителей.

34. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
В первую очередь хорошо поставить свечу о здравии своих близких в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери.

О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помоши в имеющихся нуждах.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Большая и дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Ну и поставить свечу о здравии самого себя, конечно же, можно. Кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.

35. Нужно ли вставать в храме на колени?
Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать.

В исключительных случаях, когда человек болен (например, у него радикулит или больные ноги) или когда в храме очень тесно, то можно на колени не вставать.

36. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
Как известно, Церковь в нашей стране отделена от государства, поэтому она должна сама себя содержать.

Пожертвования идут на поддержание богослужебной деятельности и различные хозяйственно-экономические нужды: оплату коммунальных платежей (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), на восстановление, реставрацию и текущий ремонт храма и прилегающих помещений, на зарплату священнослужителей и сотрудников храма (певчих, свечниц, уборщиц, дворников, сторожей).

Средства, полученные за крестины, венчания, отпевания и записки тоже идут на многочисленные нужды церковной общины.

37. Что означают поклоны и какие они бывают?
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения, молитву сопровождают поклонами.

Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаются головой земли (пола).

38. Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам - иконам, храму - оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

39. Что такое молебен, панихида, ектения?
После Литургии обычно служится молебен - особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери (разным Её иконам) или святым. Можно заказать водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздаётся верующим.

Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар - всё то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.

Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения - прошение к Господу, которое возглашается священником или диаконом во время богослужения. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

40. Как можно помянуть человека?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молится об этих людях).

Вечное поминовение длится в течение всего времени, пока существует монастырь.

41. Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву (перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас))».

Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых - руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

Если на иконе изображено несколько святых, достаточно приложиться к ней один раз.

Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них - к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

42. Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно, но лучше это делать в домашней молитве. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота.

Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых - свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи надо за людей, а не за животных.

43. Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
Положение рук при молитве не принципиально. Главное в молитве - это внимание к произносимым словам. Смыкание ладоней скорее традиция западной, католической церкви. В православных храмах принято держать руки опустившие, что называется "по швам", поднимая правую руку для осенения себя крестным знамением.

В практике древних подвижников встречается даже приём биения себя рукой в грудь, для как бы сугубого возношения словес, но это частная практика. Одним словом: "Где просто, там ангелов со сто"!

44. Как православному христианину правильно провести выходные дни?
Долг каждого христианина - постараться побывать на Воскресной Божественной Литургии.

После нее желательно отложить досужие дела в сторону и дать время своей душе на духовную подпитку, ведь наступит понедельник, и эти насущные дела навалятся с огромной силой. Чем лучше себя занять? Все зависит от самого человека. Человеку, предрасположенному к уединению, можно зажечь лампадку и заняться молитвенным деланием или духовным чтением. Тому, кто близок к общению, можно было бы посоветовать провести вечер с добрыми друзьями, способными разговаривать на духовные темы. Трудоголику можно заняться физическим трудом. Семейному человеку - прибраться дома, естественно, всё свое делание освещая внутренней молитвой, а одинокому можно найти какое-нибудь послушание и в храме, руководствуясь разумной инициативой.

Вообще же отдых православного христианина не должен быть безделанием, потому что безделание - это грех. Отдых христианина должен быть полезным, и, выбирая такой отдых, можно быть уверенным, что в выходные, проведенные таким образом, человек получит духовный заряд на всю предстоящую трудовую неделю.

45. Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
Священник благословляет именем Христовым, вернее Христос благословляет через священника или епископа.

Два пальца складываются буквой «Х» и означают Христос, один палец (мизинец) стоит отдельно и обозначает славянскую букву «I» и означает Иисус, два других пальца складываются крестообразно и означают Крест Господень. Поэтому священническое благословение заключает в себе имя Иисуса Христа и Крест Господень.

46. Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче - почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешёл в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека - от Бога, к Богу и уходит. Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда - здесь никто остаться не может.

47. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.

48. Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
Если человек употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Но, конечно же, все это нужно делать с верой.

49. Как быть, если свечу некуда поставить?
Можно и нужно положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

50. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
Бог наделил людей свободной волей. Если бы эта свобода была лишена реально¬го выбора, тогда она была бы не нужна. Люди никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. В том и заключается настоящая ценность и красота, что Царство Бога и Его любовь человек выбирает добровольно, хотя вокруг него и много со¬блазнов. Ведь всё, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья.

51. Зачем надо исповедоваться?
А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако, о теле, которое живёт временно, человек заботится, но ещё более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно.

Грязь души - это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят её так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошённость. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не имеет внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов.

Исповедь - это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведёт к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет худые наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

52. Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
Всё то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.

Грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех - это «чёрная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Исповеди. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать цепочку последующих, более тяжких грехов.

Вот ступени, по которым в нас входит грех: образ, внимание, интерес, влечение, страсть.

Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще оплачивать долги, а иначе они, накопившись, делаются слишком большими, тягостными, неоплатными. Так и грехи - долги наши перед Господом - хорошо как можно чаще оплачивать, каясь, исповедуясь перед священником, и внутренне ежедневно, ежечасно, постоянно каясь перед Господом. Корни греха истребляются борьбой с греховными мыслями и повторением исповедания уже тогда, когда мысли начнут одолевать.

Да, все люди много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

53. Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
Освящённые вербы хранят в течение года как знак всепроникающей благодати Божией. Затем ветви сжигают (пепел не выбрасывают в мусор, а закапывают в не попираемом ногами месте или опускают в проточную воду), заменяя новыми, либо набивают ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему христианину.

54. Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
Покаяние - это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей - не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

Исповедь - это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться к ним, чтобы сокрушённым сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния.

55. В какие дни в церкви не совершается венчание?
По церковному уставу, Таинство Венчания не совершается в продолжение многодневных постов (Великого, Рождественского, Петрова и Успенского), в продолжение Святок - с 7 по 20 января, на масленице (неделя перед началом Великого поста, начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную),в Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи), в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, а также во вторник, четверг и субботу каждой недели.

56. Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Господу попустить нам в очищение наших согрешений. Взять свой крест - значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти.

Все мы знаем, что существуют определенные правила того, как вести себя в церкви. Нужно знать не только условности этикета, но и то, как, когда и где ставить свечи, как правильно креститься и, вообще, чего никогда ни при каких условиях нельзя делать в церкви, чтобы не поставить себя в неловкое положение и не оскорбить ненароком прихожан.

Ходят в церковь обычно по выходным (в понедельник они обычно закрыты), на службу, которая начинается в 8 утра и продолжается от часа до четырех часов в зависимости от того, какой это молебен – просто воскресный или благодарственный. По субботам можно пройти специальный ритуал очищения, в котором производится помазание елеем прихожан. Священник ставит крестики маслом на лбу тех, кто хочет исцелить свою душу и тело.

Вторая служба начинается в три часа дня и называется вечерней. Длится она до 5-7 часов вечера. За час до посещения церкви необходимо воздержаться от еды и даже питья. Женщинам положен платок , который можно надевать сразу же войдя на территорию церкви, т.е. пройдя в ворота. А вот мужчина наоборот, должен снять головной убор .

Что касается одежды и всего облика в целом, то не стоит забывать о том, что храм – место чистоты и предназначено для возвышенных мыслей и чувств. Поэтому и одежда должна быть чистой, опрятной и скромной с минимальным количеством открытых мест .

Губная помада исключена не только по причине благопристойности, но и из соображений гигиены – на иконах, которые выставляются для поцелуев, не должно оставаться следов. Запах духов и одеколона, а уж том более, перегара не должен присутствовать в храме.

Разговаривать в церкви не принято. Мобильные телефоны должны быть отключены.

Сразу пройдя через церковные ворота, следует посмотреть на кресты и перекреститься. Делается это справа на лево. После этого следует поклон. Перед дверями также крестятся. В помещении церкви левая половина отведена для женщин, правая – для мужчин . Во время службы прихожане совершаю крестное знамение каждый раз при упоминании Бога, Богородицы, Христа, Святой Троицы. Выйдя их храма нужно повернуться к нему лицом и снова перекреститься.

Что делать со свечками? При входе обычно имеется лавочка, где торгуют различными символами веры. Купите несколько свечей. Можно подойти к иконе, возле которой уже горят свечи в специальном подсвечнике и поставить туда свою, крестясь и мысленно молясь за кого-то, а можно заказать златоуст (специальную молитву для тех, кто нуждается в помощи), молебна “О здравии” и “За упокой” . Делается это в специально отведенном уголке, куда нужно положить записку с именем и свечку.

Теперь Вы знаете, как правильно ходить в церковь.

Православный храм - это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки о здравии и об упокоении, купить свечи, поставить их и не спеша, благоговейно приложиться к иконам, положить пожертвование на канун.

Перед входом в храм, и войдя в храм , нужно трижды перекреститься и поклониться, молясь: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”, “Боже, милостив буди мне грешному”, “Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго”, “Вси святии, молите Бога о мне, грешном”.

Затем нужно поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое, - возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.

Прикладываясь к иконам , следует сначала дважды с молитвой осенить себя крестным знамением с поклонами, потом поцеловать святой образ, а затем снова перекреститься и поклониться. Целовать следует изображение руки, край одежды Спасителя, Божией Матери или святого. Когда мы прикладываемся ко кресту, то целуем стопы Спасителя. На иконе усекновения главы св. Иоанна Крестителя целуем власы.

Осенять себя крестным знамением надо не спешно и благоговейно. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - на всенощной за елеопомазанием и после первого часа.

Проходя мимо Царских врат, надо остановиться, повернуться лицом ко Святому Престолу и перекреститься.

По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.

"Каждый брат, придя к церкви Божией, должен пред дверьми ее оградиться крестным знамением и положить поясной поклон, воздавая этим честь жилищу Божию, которое - церковь.

По входе в церковь каждый брат обязан встать посреди ее пред царскими вратами и положить три поясных поклона, а в Великий пост - три земных; потом, поклонившись на обе стороны предстоящему народу, становиться на свое место.

Церковь - земное небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывая их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах равно.

Церковь - судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным, по свидетельству Святого Евангелия (Лк. 18, 14). И потому должно отправлять чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневав Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему [Лествица. Слово 28, гл. 3].

На народ, присутствующий при богослужении, не должно оглядываться. Должно всячески хранить зрение, как то отверстие в душу, через которое могут войти в нее заразительнейшие страсти [Преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик]" - пишет св. Игнатий (Брянчанинов).

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать, вести себя тихо и благоговейно, найти себе место в храме и, встав пред Богом, присоединиться к общей молитве. Если вы увидели знакомых, то поздоровайтесь с ними молчаливым поклоном.

Креститься во время богослужения принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, а во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, а при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься во время каждения не следует. Склонять голову принято и в те моменты, когда открывают или закрывают царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием, а также после слов «Главы ваши Господеви преклоните».

Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») в момент выноса их из алтаря (перед причастием) нужно совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны делать не положено, не совершают их и после причастия (до самого вечера). В эти дни делаем поясные поклоны.

Нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш").
Молиться в храме положено стоя, но по причине немощи, болезни, или сильного утомления можно и посидеть. Святитель Филарет (Дроздов) сказал по этому поводу: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах". Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Если Вы пришли в храм с детьми , то надо следить, чтобы они вели себя скромно и тихо. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

В какой одежде ходить в храм?


Когда мы идем в гости, то заранее думаем о том, как и во что одеться, какую сделать прическу, чтобы выглядеть прилично перед людьми. Тем более, когда мы идем в храм Божий, нам надо позаботиться об этом.

Одежда должна быть скромной, не броской, не обтягивающей, чтобы не отвлекать взоры молящихся. Полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Женщины покрывают голову платком или другим головным убором. Платок это знак скромности. Апостол Павел говорил, что покрытая голова у женщины - это знак для ангелов. Дорогое и роскошное платье неуместно будет в храме так же, как и неприкрытые голые плечи и руки, косметика, особенно помада на губах, и украшения. Так же неуместны будут короткие юбки и брюки.

Аромат модных духов и одеколона лучше оставить для других случаев жизни. Вообще надо сделать все так, чтобы ничем не привлекать к себе внимания.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Согласно древней традиции христиане и по сей день возжигают восковые свечи пред святыми иконами. Такие свечи продаются в Церкви. Горящая свеча - символ нашего молитвенного горения пред Господом, его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими. Так же это и наша жертва на храм. Поэтому свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли.

Если вы материально стеснены, то, не смущаясь, попросите дать вам свечу, просфору или заказать молебен, совершить таинство крещения без оплаты. Поверьте, в церкви всегда с пониманием пойдут вам навстречу и продавец свечей, и священнослужитель. Так что не следует бояться идти в церковь без денег.

По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Выходя из храма, следует трижды перекреститься и поклониться.


Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай - будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме - полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно - сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.



Поделиться: