Обзор игры deus ex mankind divided. Deus Ex: Mankind Divided Рецензия

Сорок с лишним часов. Сорок с лишним часов взлома электронных замков, ползанья по коллекторам, сбора всякого добра, чтения заметок, изучения достопримечательностей и убеждения в разговорах. Если лет через двадцать, когда память уничтожит воспоминания о мелких деталях, кто-то спросит, было ли это круто, без сомнений отвечу: да, вне всяких сомнений. Но сейчас ответ иной: у всего своя цена.

История Адама Дженсена продолжается день в день спустя пять лет после выхода Human Revolution. Но просил ли он об этом? Ответ в нашей рецензии на игру Deus Ex: Mankind Divided.

- Завернись в плащ и идем через майдан. Если кто-нибудь остановит, прикинемся солдатами.
- Хорошо. В случае чего скажу…
- Мы прикинемся глупыми солдатами!

Анджей Сапковский, «Крещение огнём».

Он никогда такого не выбирал

На самом деле, дать оценку продолжительности тяжелее всего. Поклонники сюжета и маскировочных аугментаций без проблем сдюжат игру часов за семь и справедливо затребуют добавки, и никто не сможет им возразить, поскольку любители обшаривать каждый подвал застрянут в Праге будущего часов на пятьдесят. Таким людям еще время на работу и сон где-то надо найти, не говоря уже об участии в дискуссиях.

По сравнению с предшественницей игра основательно изменила форму. Если провести параллели с геометрией, Human Revolution - это длинная прямая, пронизывающая два небольших прямоугольника, а Mankind Divided - огромный эллипс, из которого линия проходит к парочке объектов помельче, но потом возвращается обратно. Иными словами, большую часть времени вы проведете в режиме свободной игры.

Личные апартаменты Адама всегда были на удивление уютным местом.

А вот духом Deus Ex остался прежним. Как и раньше, у вас есть куча способов выполнить задание: напрямую или в обход, шумно или скрытно, с использованием летального или нелетального оружия. Приход нового поколения консолей позволил увеличить размеры уровней, из-за чего игра отчасти потеряла в сложности, ведь при наличии множества точек подхода к цели вы наверняка воспользуетесь самой удобной.

При этом в Mankind Divided есть куча условностей, которые напрягают, словно жаждущие сладостей муравьи, бесславно сгинувшие в чашечке горячего кофе: их можно проглотить и не заметить, но если присмотреться, зрелище это определенно не приведет в восторг. И самое досадное, что эти условности, как и муравьи, никогда не приходят поодиночке.

Благодаря долгим загрузкам, поездки на метро выглядят очень реалистичными.

Первым делом разработчики упразднили «лишние» концовки предшественницы, оставив за канон, казалось, наименее логичную из них. Во время происшествия на Панхее в 2027 году, толерантно названного Инцидентом, когда по вине одного безумца все аугментированные с обновленной «прошивкой» стали одержимыми, Дженсен уничтожил станцию вместе с её обитателями, решив, что это на благо человечества.

Но сам Адам в тот день не умер. Его тело выловили спасатели, затем был длительный курс реабилитации в клинике на Аляске. За это время социальное расслоение общества на «аугов» и «чистых» достигло точки кипения: выжившие после трагедии люди с имплантами преследовались властями и всячески угнетались, а большую их часть насильно переселили в специальное гетто под названием Город Големов.

Газеты в Deus Ex всегда было интересно читать, а в Mankind Divided появилось еще и подпольное издание, рубящее правду-матку.

Теперь бывший шеф службы безопасности уже обанкротившейся «Шариф Индастриз» работает на Интерпол, не оставляя попыток пресечь деятельность тайной ложи, вершащей судьбы мира. И, вы знаете, даже если бы мне хотелось испортить вам удовольствие от здешнего повествования, это едва ли стало возможным, поскольку ничего шокирующего сценаристы Mankind Divided нам так и не покажут.

В эпицентре Human Revolution была личная драма Адама Дженсена - человека, потерявшего всё: друзей, близких, даже собственное тело. Это запоминающаяся история с рядом красивых, волевых моментов. И на её фоне продолжение выглядит на удивление бледным: как Pre-Sequel для Borderlands, где сюжетная линия хоть и ладно подана, но уж точно не выглядит «обязательной к ознакомлению».

Дизайн Steam Controller, похоже, оказался успешным, если подобные устройства пользуются популярностью и в 2029 году.

Сказывается нехватка запоминающихся персонажей. Из старой гвардии нам встретятся только Дэвид Шариф и Элиза Кассан, да и те в эпизодах. Новички же представлены классическими типажами и привлекают внимание ровно в те моменты, когда крупным планом попадают в кадр. Если в свое время вас утомили язвительные шуточки Фрэнка Притчарда, то сейчас, даю слово, вы будете по ним скучать.

Скверное впечатление произвела локализация. На то, что часть горожан и полицейских изъясняются на чистом чешском, еще можно закрыть глаза, но отсутствие субтитров к большей части внесюжетных диалогов - уже перебор. Во вступительном ролике-предыстории бросаются в глаза неправильные ударения, а синхронизация с губами, как и в прошлой части, оставляет желать лучшего.

В какой-то момент думаешь, что игра уже ничем не может удивить. А потом встречаешь Альберта Вескера…

Искать-собирать

Есть две причины сыграть в Mankind Divided - это с маниакальной дотошностью проработанные декорации и интересные побочные задания. Прага 2029 года канадским разработчикам удалась на славу: в вашем распоряжении окажутся два крупных района города, разделенных веткой метро, и уже после краткого пролога вы сможете почти без ограничений удовлетворять свою жажду исследования и взлома.

Вламываться в чужие квартиры и находить секретные проходы интересно не только с целью поживы: у каждого места здесь своя легенда, которую интересно изучить. Напротив вашего убежища, например, поселился адепт церкви Бога-Машины, о чем свидетельствует куча свечей и тотем на стене, а этажом ниже обитает любительница кошек: её пути с Дженсеном еще могут сойтись в ходе одного из побочных заданий.

Порой вламываешься в очередную каморку и думаешь «что, черт подери, здесь произошло?»

Столицу Чехии суждено посетить трижды, и каждый раз город будет выглядеть иначе. Сперва он поприветствует вас дневным светом и относительно мирной обстановкой, чем сильно напомнит мегаполис из Half-Life, затем заиграет ночными огоньками, приглашая посетить увеселительные заведения, которые днем закрыты. По ходу прохождения изменятся и некоторые локации: так, в банк гораздо легче пробраться ночью, когда здание покинет охрана.

Увы, нынешняя работа Адама не предусматривает частые поездки в разные уголки земного шара. Если говорить о местах с относительной свободой передвижения, помимо Праги мы посетим уже упомянутый Город Големов, по компоновке напоминающий уменьшенную копию нижних уровней Хэнша. Остальные зоны слишком компактные, да и тех всего парочка: уровней, созданных специально «под стелс», в игре очень мало.

Прага выглядит типичным футуристичным городом Восточной Европы. Сменили бы название на Будапешт или Варшаву, никто бы и не заподозрил подвох.

Поначалу кажется, что Deus Ex растеряла былой шарм, но атмосфера киберпанка здесь настолько густая, что можно заметить трассеры от выстрелов. Погружению в мир антиутопии способствуют второстепенные миссии, где авторы сумели поднять важные для этой вселенной темы: угнетение «аугов», проблема искусственного интеллекта, эксперименты по пересадке памяти. Чаще всего вам так или иначе придется что-то искать или вырубать врагов, но с точки зрения подачи все поручения прописаны великолепно.

Побочные задания радуют еще и нелинейностью - почти все заканчиваются моральной дилеммой, и не везде есть очевидное решение, ведущее к хеппи-энду. Жаль, ничего такого не предлагает основной сюжет: считанные разы вам позволяют что-то выбрать, и еще меньше у этого есть какие-то последствия. Крупная развилка всего одна, да и та вообще не влияет на концовку, а завязана на судьбе парочки героев.

Разговор по местной «аське» от лица другого человека - разве может Deus Ex предложить что-либо круче?

Арсенал Дженсена почти не изменился. На первой же вылазке вы получите привычный шокер или винтовку с усыпляющими дротиками, правда, последнюю применять толком и негде: всегда можно подойти на расстояние удара кулака, да и открытыми пространствами игра небогата. Отыгрывать бойца - по-прежнему занятие на любителя: слишком топорно устроена стрельба, чтобы разглядеть здесь хороший шутер.

По схожей причине оказываются не у дел почти все новые аугментации. Защитный панцирь, замедление времени, наноклинок и рывок Икара больше подходят для «плохого парня», а не «пафициста», так что, скорее всего, вы будете довольствоваться удаленным взломом и уже проверенными в Human Revolution модификациями. Благо, теперь почти вначале вам дается сразу девять «праксисов» для раскачки.

Пожалуй, это лучший кадр для оценки уровня детализации текстур в игре.

За время реабилитации Дженсена обучили рукоделию, так что теперь на уровнях повсеместно встречаются универсальные детали, конвертируемые в основы для мин, клеточные батареи источники энергии и лечилки. Ими же прокачивается оружие, хоть для тихого прохождения это и ни к чему. Лишнее снаряжение традиционно сплавляется торговцам, хотя деньги здесь нужны разве что силовикам из-за вечной недостачи патронов - остальные ограничатся покупкой трех пакетов «праксис» у барыги из начальной зоны.

Изменился принцип работы батареек. Если раньше при использовании затратных аугментаций вроде невидимости регенерировал единственный «кубик» аккумулятора, то теперь при каждой её активации предельная емкость шкалы энергии уменьшается всего на 10%, а остальное восстанавливается, что позволяет чаще пользоваться навыками. А вот дурацкая фишка с расходом ресурсов при оглушении никуда не делась.

Иногда торговцы Праги предлагают купить у них удивительные и загадочные вещи.

От ролевых элементов серию избавили окончательно. В Mankind Divided Адам реже обращается к силе убеждения, да и подтекст разговорных баталий часто напоминает ситуации из Human Revolution (убедить врага в неправоте, отговорить от самоубийства). Зато система укрытий стала нагляднее: при желании вы можете играть в Deus Ex, почти как в тактику XCOM , поскольку отныне персонаж не нелепо перекатывается, а совершает перебежки, причем рывок задается к любому месту в пределах видимости.

Не могу напоследок не упомянуть музыку. После, без преувеличения, эпичного саундтрека из предыдущей игры, мелодии из новой части не запоминаются вообще ничем, хотя за них по-прежнему отвечал Майкл Макканн. В качестве фона они воспринимаются сносно, но слушать отдельно вы их вряд ли захотите.

Противники замечают героя на больших расстояниях, а вот с периферическим зрением и слухом у них проблемы.

Не слишком горячо

Новое творение Square Enix не избежало практики (как правило, грустной) внедрения заочных соревновательных элементов, читайте, никому не нужных режимов. В Rise of Tomb Raider были «Экспедиции», предлагающие пройти сюжетные главы на очки и с модификаторами, в Hitman - «Контракты», где мы выслеживали и убивали случайных целей. Знакомьтесь, младший сын, имя его - Breach.

Если вкратце, вы играете за безымянного хакера, представляющего группу риперов жнецов, цель которых - выудить грязные секреты корпораций. Здесь даже есть немного сюжета, но не надейтесь узнать что-то значимое: полученные сведения лишь дополнят картину мира, не более того.

Каждая карта в Breach - своего рода головоломка, ведь нужно не только найти указанные предметы, но и понять, как до них добраться.

Внешне режим Breach напоминает недавний новаторский проект Superhot : вы управляете трехмерным аватаром внутри нейронной сети, выполняя задания на очки и время. Чаще всего цель: найти и скачать данные, но иногда вас просят устранить всех врагов, собрать фрагменты или расправиться с «боссом». Играется всё, как и полноценная игра: стрельба, укрытия, прятки и взлом в наличии.

Успех поощряется кредитами и опытом. По мере прокачки получаете пакеты «праксис» (аугментации аватара почти идентичны Дженсену, только стоят дороже), а за деньги покупаются наборы со случайным содержимым различной степени ценности. В число последнего входит оружие, патроны, а также модификаторы, позволяющие на одну попытку удвоить здоровье или увеличить наносимый урон.

Удаленный взлом - неотъемлемая часть игрового процесса в нейронной сети. Без него не обойдется почти ни один уровень.

Новые задания выбираются на карте, напоминающей реестр на сервере. Иногда в открываемых папках попадаются бесплатные наборы со всяким добром, а еще встречаются цепочки расследований, где вам предстоит докопаться до истины в каком-то загадочном происшествии. Подзадоривают вызовы, предлагающие побить означенный счет или пройти уровень за рекордное время, но количество попыток ограничено.

Вся эта затея вряд ли выстрелит, поскольку, будем честны, заочные соревнования мало кому вообще интересны, тем более в Deus Ex, где всегда на первых ролях были атмосфера и отыгрыш, поэтому в Breach стоит заглянуть сугубо ради ознакомления, а программа «максимум» - пройти все карты ради достижений. Пытаться завершить всё на 100% и бить рекорды - удовольствие сомнительное и бесперспективное.

Беда наборов снаряжения не в том, что ценные предметы встречаются в них редко, а в том, что копить на самый престижный комплект вы будете несколько часов.

Пять отвратительных решений Square Enix, которые могли погубить игру

Одноразовые бонусы за предзаказ. «Предвыборная» кампания игры закончилась небольшим, но неприятным скандалом . Оказалось, что часть бонусов версии «первого дня» можно использовать только раз, в одно прохождение. Всё бы ничего, получил подарки и сохранил игру в отдельную ячейку, затем возвращайся к ней когда угодно, но в Mankind Divided не все сложности доступны изначально, а на последней доступна одна жизнь: после смерти сохранения удаляются. Ха-ха? Издатель считает, что это и правда смешно.

Микротранзакции. Кривя душой, могу согласиться, что продажа внутриигровой валюты для режима Breach - это нормально, ведь даже в признанной идеальной GTA V продаются чемоданчики вечнозеленых для сетевой игры. Но как низко нужно пасть, чтобы додуматься сдирать деньги за дополнительные пакеты «праксис», такие же одноразовые, что и за предзаказ? Вот уж действительно, I never asked for this.

«Читы» в сезонном абонементе. Первые три пункта - это уже triple kill здравого смысла. Большая часть внушительного перечня составляющих сезонного пропуска - расходники, некоторые вообще бесполезные, поскольку нехватки ресурсов в Mankind Divided не наблюдается. И в этом вопросе я резко против мнения «не хочешь - не покупай». Игры за $90 стали нормой, дополнения для каждого крупного проекта - уже стандарт, поэтому игроки вправе настаивать, чтобы за треть стоимости продукта им не впаривали хлам.

Бестолковое мобильное приложение. Один из предметов коллекционирования в новой части Deus Ex - треугольные коды, которые можно сканировать смартфоном, получая за это дополнительные материалы вроде концепт-арта или фото разработчиков. Но не на всех платформах есть это приложение, да и был ли смысл переусложнить доступ к данным, когда многие разработчики прямо в меню предоставляют то же самое? Еще одна особенность Deus Ex Universe - показ статистики игрока, и если отсутствие картинок - это пустяки, то сведения о количестве убийств и поднятых тревогах просто обязаны быть в игре.

Дополнительные главы - не часть основной игры. История с The Missing Link для Human Revolution, ставшим полноценным приложением, видимо, ничему Square Enix не научила. Вот и сейчас издатель пытается подать дополнительные главы обособленными фрагментами, не связанными с основной кампанией. Так сделали с бонусной миссией за предзаказ, и так будет с двумя дополнениями из Season Pass. Недостатки этой схемы налицо: в DLC вы прокачиваетесь отдельно, снаряжение добываете с нуля, прогресс заданий и собирательства никуда не переходит. Такая попытка продать еще больше «праксисов» за «реал»?

Заключение

Несмотря на то, что почти по всем аспектам Mankind Divided оказалась слабее предшественницы и ожиданий по большей части не оправдала, трудно найти нечто подобное с таким же сильным вовлечением в игровой процесс. Вы посетуете на скучный сюжет, огрехи в балансе, местами скверную оптимизацию, хоть игра и бодро бегает на устаревших конфигурациях, но все равно несколько дней просидите за ней до утра.

Этой части очень не хватает ярких моментов: она ровная от начала и до конца, не вызывает сильных эмоций и переживаний. На ранних этапах разработки проект часто сравнивался с Splinter Cell: Double Agent , но в итоге разговоры о двойной игре как-то замяли. Надежда на эффектную развязку в заключительной части трилогии о Дженсене, ведь если судить по вставке после титров, то как минимум еще одна игра определенно будет.

Вердикт: консервативное и очень осторожное продолжение одной из лучших стелс-серий в тематике киберпанка. Все еще высочайший уровень исполнения, но недостатков в этот раз больше.

Оценка: 8.7 («Отлично»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Deus Ex: Mankind Divided – тестирование производительности
    Сводное тестирование шестнадцати видеокарт и двенадцати процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

Есть игры, по поводу которых не может быть двух мнений. Вне зависимости от того, как вы относитесь к жанру, к разработчикам проекта, к выбранной ими платформе - вообще к чему угодно, релиз такой игры - безусловное событие для всего игрового сообщества.

Deus Ex: Human Revolution - как раз из таких. Задолго до выхода игры на форумах и в блогах начали появляться записи, авторы которых выражали сомнения в том, сможет ли новая команда создать нечто, достойное гениального первоисточника. Но, несмотря на настороженное отношение поклонников Deus Ex, все опасения развеиваются, как утренний туман, стоит только провести в компании с «Человеческой революцией» хотя бы полчаса.

О чем это?

Поступь революции

По старой традиции в Human Revolution многие персонажи - не те, кем кажутся на первый взгляд.

На дворе 2027 год. До событий оригинального Deus Ex еще четверть века. Нанотехнологии - по большей части теоретическое искусство, но человечество уже начало потихоньку себя «улучшать». На передовой войны за светлое будущее находится компания Sarif Industries, хозяин которой, Дэвид Сариф, стал одним из главных пионеров разработки и производства механических аугментаций.

Из лабораторий и цехов Sarif выходят протезы на все случаи жизни. Механические руки, глазные яблоки со встроенными камерами, искусственные сердца, легкие, ноги - специалисты компании разве что мозг пока не научились заменять протезом.

Но любое действие чревато противодействием, любая революция уже содержит в себе зерна контрреволюции. Вот и деятельность Sarif Industries вызвала к жизни экстремистские группировки, которые бьются за сохранение чистоты человеческой расы. Одна из таких боевых ячеек в один прекрасный день атакует офис компании и устраивает в нем настоящую резню.

Одной из многочисленных жертв террористов становится недавно нанятый специалист по безопасности Адам Дженсен, главный герой Human Revolution. Ему, правда, повезло несколько больше, чем остальным, - Адам остался жив. Правда, для этого врачам пришлось напичкать его тело дорогущей электроникой, но тем проще и удобнее будет Дженсену отыскать организаторов и исполнителей теракта. Найти и отомстить.

Как это?

Глаз, как у орла

Вообще-то до таких конфронтаций дело лучше не доводить. Тем более когда по ту сторону баррикад - полиция Детройта.

Вопреки опасениям фанатов, разработчики Human Revolution обошлись с первоисточником уважительно. Как и оригинальный Deus Ex, это смесь шутера от первого лица и ролевой игры с упором на нелинейность решения игровых задач.

Любителям шутеров наверняка придется по вкусу многообразие оружия и апгрейдов для него. Фанатам RPG понравится обширная ролевая система, позволяющая настроить геймплей в соответствие с личными предпочтениями. И все вместе будут в восторге от огромного количества инструментов, апгрейдов и способностей, которые предоставляют вам разработчики.

Вообще, в процессе игры появляется ощущение, будто вернулся славный 2000 год, а работала над проектом студия Ion Storm - создатели первой Deus Ex.

За что любить?

Новое божество

Human Revolution получилась на порядок более зрелищной, чем первоисточник.

Окончательно расслабляешься, когда, выполнив первую полноценную миссию, оказываешься на освещенных неоновыми всполохами улицах Детройта. Сразу же вспоминается, как в первой части исследовал нью-йоркские закоулки, как искал обходные пути, чтобы незаметно попасть в отель, захваченный террористами. А главное - как захватывало дух от ощущения свободы и от того, что вокруг - настоящий, живой мир, полный возможностей.

Здесь в начале игры даже есть похожая миссия. Только вместо гостиницы - полицейский участок, а вместо террористов в масках - десятки копов, по любому поводу хватающихся за оружие. И, как и в первой части, многие проблемы, возникающие в процессе выполнения задания, можно решать несколькими способами. Можно чуточку подкачать оптический камуфляж, запастись восстанавливающими энергию шоколадками и проскользнуть мимо полиции дружелюбным привидением. Можно потратить очки апгрейда на хакерские умения, и тогда перед вами откроется любая дверь, а любой компьютер с секретной информацией примет вас за хозяина. В конце концов, можно устроить фараонам кровавую баню, хотя это и не очень изящное решение (да и легавых в участке многовато).

Естественно, повторением пройденного разработчики не ограничились - в Human Revolution есть много нового. Например, система укрытий. Были опасения, что постоянные перескоки из первого лица в третье будут раздражать, но они не подтвердились. Переключение камеры воспринимается абсолютно нормально, а возможность прижаться к стене, наблюдая за проходящим за углом охранником, здорово работает на атмосферу. Чувствуешь себя персонажем футуристического шпионского фильма.

То же самое - со знаменитыми добиваниями. Они смотрятся совершенно органично (и зверски зрелищно) и не нарушают игрового баланса. Дело в том, что для проведения смертоносного приема расходуется та же энергия, которая питает ваши многочисленные аугментации, поэтому показывать врагам приемчики приходится лишь в самых крайних случаях.

Ну а о том, как Human Revolution выглядит и звучит, можно писать поэмы. Особенно достойно потрудился композитор Майкл Макканн. Помните, как от главной темы Deus Ex мурашки бежали по спине? В Human Revolution эффект тот же самый, только звучит все значительно чище и причесаннее. Как, впрочем, и должно - ведь в оригинале использовалась трекерная музыка.

За что ненавидеть?

Железное сердце

Агент Дентон так не мог.

Самая сложная задача - найти в новой Deus Ex реальные недостатки. Она настолько хороша и так мастерски балансирует между верностью традициям и наработанными за 11 лет новыми геймдизайнерскими приемами, что недочетов просто не замечаешь.

Ну разве что немного странно наблюдать за суперменскими выходками Дженсена и сравнивать их с оригинальной Deus Ex. Джей-Си Дентону многие из этих трюков даже не снились, а ведь предполагается, что он был оснащен гораздо более продвинутой электроникой.

Но это пока единственная претензия, которая у нас есть к Human Revolution.

Crysis

Казалось бы, сложно найти две более непохожих игры, чем Deus Ex и Crysis. Но если приглядеться, обнаружатся общие черты. Модификация оружия, определенная свобода выбора, в конце концов - высокотехнологичная боевая техника, будто завезенная попутной машиной времени.

Deus Ex

Ну и естественно, всегда можно еще раз пройти оригинальную игру. За годы она немного подрастеряла внешний шарм (все же движок уже немолод), но душой не постарела абсолютно. Не верите? Проверьте.

В недалеком будущем, следующим почти сразу за событиями Deus Ex: Human Revolution (2011), агент Интерпола Адам Дженсен участвует в операциях по нейтрализации террористов, контрабандистов и наркомагнатов - как вдруг выясняет, что его оперативной группой кто-то манипулирует. Чтобы докопаться до правды, Дженсен начинает вести двойную игру, особо не опасаясь за свою жизнь: все его тело - одна прямоходящая машина для убийства, напичканная фантастической электроникой, оружием и тактическими устройствами. Текст ниже в первую очередь адресован тем, кто, как и мы, искренне за новый Deus Ex. Если вы вообще не в курсе новеллы, советуем обратить внимание на нашу рестроспективу:

Спойлеров в рецензии - нет.

Deus Ex не просто вернулся, а ворвался в нашу действительность, как старый друг, который пропадал где-то лет пять, и, внезапно появившись на пороге, ведет себя так, будто ничего не происходило: а помнишь, как мы лихо время проводили, а?! Ты сначала недоумеваешь, где-то сопротивляешься, ссылаешься на то, что времена изменились, и вообще-то сейчас ты немного занят. Он смотрит на тебя с укоризной, и этим же вечером, бросив все дела, вы укатываете вместе в Прагу проводить время так, как привыкли.

Deus Ex: Mankind Divided действительно встречает игрока так, будто вы расстались только вчера. На вас обрушивается поток информации, имен, тонкостей интерфейса, а игра все время подгоняет: ну чего ты копаешься, погнали, нам еще мировой заговор раскрывать. К этому надо быть готовым. Deus Ex: Mankind Divided - прямое как палка продолжение Deus Ex: Human Revolution, и без новичкам может быть неуютно. Перед началом игры показывают краткое содержание предыдущей части, но это как пересказать в двух словах «Войну и мир». К тому же, в Mankind Divided на первый план выходят такие персонажи, как Джозеф Мандерли и Боб Пейдж (лишь вскользь упомянутые в HR) - а это, друзья, такой первый Deus Ex, что просто держись.

Первая же миссия не столько учит, сколько проверяет игрока. Можно биться об заклад, что вы пройдете ее несколько раз - тут так задумано, не будем портить интригу. Финальная схватка в первой миссии - это краткая схема всего Mankind Divided. Вы можете закончить задание на отлично, средненько или вообще провалить все к чертям. И что самое главное, какого бы результата вы ни достигли, никто вас за него не накажет. Даже с полностью проваленным заданием Дженсен отправляется дальше - вместе с отличниками боевой подготовки: просто у него будет своя игра, у них своя. В этом весь новый Deus Ex - можно все и даже больше.

Прага встречает роскошной квартирой в центре города с потрясающим видом и несколькими тайниками. Первая же прогулка по улице приносит самое важное откровение: мужики, мы точно не в Human Revolution. Трудно сказать, где мы конкретно - это попытаемся сформулировать ниже по тексту - но ощущения необычные. Перед нами небольшой, но насыщенный интересными закоулками город (как и реальная Прага), в котором можно делать все что угодно (как и в реальной Праге). От такого воздуха свободы поначалу пьянеешь и теряешься. Странное ощущение усиливает тот факт, что это первый Deus Ex, события которого разворачиваются при дневном свете. Вместе с Дженсеном мы плотнее закутываемся в пальто, щуримся, как вампиры, и еще сильнее вдавливаем в переносицу солнцезащитные хайтек-очки. Хочется сказать «I never asked for this», но это будет неправдой. Фанаты Deus Ex мечтали вернуться в старорежимную RPG, где им предоставят на разграбление целый город, и никто ни в чем их не ограничит. Как говорится, бойтесь своих желаний.

Human Revolution приучил нас следовать сюжету, лишь изредка отвлекаясь на побочные задания. Mankind Divided сразу спускает игрока с поводка - это и главное достижение, и главная проблема игры: она хочет впустить в себя всех сразу. И тех, кто пришел в мир Deus Ex после Human Revolution, и тех, кто помнит славные деньки за игрой 2000-го года. Прага примет любого: важно понять, чего вы сами хотите. Любители сюжетных приключений смогут пробежать игру за 15-20 часов и тут же вызвать гнев хардкорной аудитории, засоряя твиттер спойлерами для тех, кто играет медленно, изучая каждую локацию с лупой.

Улочки Праги таят немало сюрпризов и тайн; здесь можно часами бродить вокруг здания, пытаясь придумать, как забраться на вон тот балкон на восьмом этаже, потому что даже с земли видно, что там открыта форточка. Любители подглядывать, подслушивать и читать чужие переписки тоже останутся довольны. Да что там говорить, если уже в доме, где живет Дженсен можно обнаружить с десяток запертых дверей. Другое дело - и это тоже важно - далеко не всегда имеет смысл их открывать.

Здесь возникает другая проблема: после заточения в строгой сюжетной кампании Human Revolution у вас может случиться приступ своеобразного ролевого обжорства (в забытые времена также называемое манчкинизмом) - всех монстров убить, все сундучки собрать. Таким образом можно застрять в подъезде своего дома часа на три, взламывая все подряд, но в итоге с разочарованием обнаружить, что, например, сосед Тарас – не «иллюминат», а обычный житель Праги с простыми бытовыми проблемами, а самый ценный лут за все это время - аптечка и бутылка чешского пива. А вы что хотели? Найти в соседней квартире скрытый проход в тайное подземелье с сокровищами и легендарными доспехами?

Mankind Divided, как типичный immersive sim, в первую очередь предлагает вам окошко в другой мир, и лишь затем - игровую площадку. Не старайтесь собрать все предметы и залезть во все щели при первом прохождении, не портите себе историю механической зачисткой уровня. Большинство закрытых дверей и тайных троп - это всего лишь альтернативные пути. Если вы раздобыли ключ, то зачем лезть в это же помещение через канализацию? Здесь легко можно притворяться серьезным и усатым агентом Интерпола и без дурацких заигрываний с местным населением и решением их проблем. «Нужна помощь? Нахер пошел!» - в русской версии персонажи активно используют табуированную лексику.

Игра ни разу не попрекнет вас ни в чем. Не хотите - не делайте, сюжет пройдете в любом случае. К этому всему трудно привыкнуть, особенно после Human Revolution, где обнаруженный вход в шахту вентиляции однозначно давал понять: ты молодец, хитрый черт, сейчас зайдешь врагам в тыл или найдешь секрет. В Deus Ex: Mankind Divided вентиляция может вести: в другую сторону, в тупик, в ловушку или к странному рычагу, повернув который не произойдет ничего. Сам ищи теперь, где дверь открылась, раз такой умный.

Прекрасная новость для любителей стелса: боссов в игре нет. Официально. Даже финального противника можно закидать электромагнитными грантами и вырубить кулаком. В Human Revolution игроки часто страдали из-за того, что вложились в стелс, а потом столкнулись с серьезными обязательными врагами, которых нужно было непременно убить. С этим покончено - игру можно пройти без единого выстрела и вообще кровопролития.

При этом не стоит забывать, что Deus Ex - это все-таки шутер. Проигнорируем свист, крики и топот ног поклонников тотального стелса и повторим еще раз: Mankind Divided позволяет играть в себя как угодно. Если вам нравится стрелять из дробовика бандитам в лица, делайте это. Не нужно оглядываться на других игроков, которые любят рассказывать, как классно ползали на карачках по трубам три часа, просто попробуйте дать волю агрессии. Уровни напичканы всякой огнеопасной фигней, которая взрывается так, что Far Cry позавидует. Любую канистру можно поднять, швырнуть в сторону врагов, замедлив полет аугментацией «Фокус», и прицельным выстрелом взорвать ее под носом у очередного киборга. Если вас беспокоит моральная сторона вопроса, а ведь мы играем в immersive sim, где все персонажи «живые» (как бы странно это ни звучало), то вы зря беспокоитесь. Это Deus Ex, здесь нет хороших людей. И даже пражская полиция, которая всего лишь выполняет приказы, слишком усердствует в притеснении аугментированных - ваших собратьев, на минуточку. Захотите сорваться на копах - пожалуйста, мир от этого не перевернется. Вы немного усложните себе жизнь, но зато обогатите свое прохождение парой-тройкой новых приключений. За тем и играем. Эталонного прохождения Mankind Divided просто не существует в природе.

Праздник олдскула вышел неполным, и 2016 год не прошел для игры бесследно. Продюсеры коршунами кружили вокруг разработчиков в попытке осовременить происходящее и нашли-таки пару слабых мест. В сюжет вставлены загадки, связанные с Deus Ex Go - мобильной игры, с помощью которой можно достать себе немного очков праксис (но вполне можно обойтись и без них). Долго думая, куда же вставить микротранзакции, авторы решили не трогать сюжет (святое!) и остановились на отдельных режимах. Так появился Deus Ex: Breach - отдельная игра про кул-хацкеров, которые бегают по виртуальной реальности и взламывают серверы злобных корпораций. Здесь царит 2016 год во все поля: встроенный магазин, покупка премиум-снаряжения, вскрытие карточек, как в Hearthstone и так далее.

Отдельно выделили опцию для будущих DLC. Режим «Истории Дженсена» - это самостоятельные сюжетные миссии, проливающие свет на события основной игры. Первая и пока единственная миссия «Крайние меры» не слишком впечатлила: Дженсена фактически запирают в здании с кучей наемников и отнимают привычную аугментацию, выделив ограниченное количество очков праксис. В этом есть некий вызов: ваш прокачанный агент остается в сюжетной кампании, а в «Историях» нужно выруливать со скромным набором умений, оружия и амуниции. Ждем новых миссий и надеемся, что они будут чем-то большим, чем просто упражнения в поле.

Многих волнует вопрос: а в финале Mankind Divided мы также тупо выбираем себе концовку, как в прошлой игре? Конечно, нет. Игрок строит собственную историю на протяжении всего повествования, выполняя или проваливая тот или иной сюжетный квест, что в конечном счете повлияет на финал. В игре точно есть условно «хорошая» и «плохая» концовки, но, очевидно, есть и «идеальная» и, возможно, «секретная». Другое дело, что рассчитывать на совершенно разные завершения приключений Дженсена не стоит. В зависимости от ваших деяний, вы получите чуть больше или меньше интригующей информации, но на общую канву повествования радикально повлиять не удастся. Иллюминатов вы не разоблачите и Джозефа Мандерли за жопу не схватите - им всем еще в событиях первого Deus Ex участвовать, который, как известно, хронологически идет сильно позже событий Mankind Divided. Возможно, это кого-то разочарует, и концовку назовут «промежуточной» и «неполной», но что делать! Если вам непременно нужны все ответы, ищите их в игре 2000 года.

Mankind Divided не назовут ни прорывом, ни революцией - все это было еще в первом Deus Ex. Но, с другой стороны, ничего этого не было в Human Revolution. Совместив наработки старого мира и нового, Eidos Montreal выдали некий гибрид. Тот, кто умеет и знает, как играть в Deus Ex, почувствует себя дома. Кто привык к срежиссированным приключениям - возможно, заскучает и начнет обращать внимание на шероховатости, а их здесь немало. Мы еще прочитаем в твиттере, что графика устаревшая, что сюжет запутан и сильно завязан на прошлые игры, что концовка «вообще непонятная!!11».

Вместо какого-то вывода приведем выдержку из нашей переписки: «В Mankind Divided - как в настоящей чешской пивной: тесно, столы липкие, вокруг хмурые рожи, но пиво - офигенно вкусное».

Deus Ex: Mankind Divided в продаже с 23 августа для PC, PlayStation 4 и Xbox One. Версия для рецензии предоставлена российским издателем. Рецензировалась версия для Xbox One.

Время и практика показали, кто тут на самом деле - релиз уходящего лета. Сделанные с любовью маленькие кусочки одной-единственной старушки Земли оказались в разы интереснее, чем 18 квинтиллионов одинаковых планет, которых на практике всего то 5 (цветущие джунгли, каменный шар, снежная тундра, палящая пустыня и кислотно-токсичная скала). Конечно, можно до хрипоты в голосе спорить о том, что полёт в бесконечном космосе и сюжетное приключение со стэлсом/стрельбой/хаками - это два совершенно разных опыта.

Никто не мешает учесть и тот факт, что Hello Games - это инди студия из 60-ти человек (с учетом аутсорса), а Eidos Montreal (создатели нашего текущего подопытного) - крупная контора, насчитывающая сотни сотрудников. Но жизнь вообще несправедлива, и сейчас мы говорим не об условиях создания той или иной игры, а о том, сколько она удовольствия принесёт конечному пользователю, то есть нам с вами.

Прежде, чем перейти к оценке Deus Ex: Mankind Divided, вкратце остановимся ещё на одном важном для каждого жителя бывшего Союза вопросе: value for money, ведь нас всех интересует не только то, что мы получаем, но и за какие деньги? Бесконечно мудрые японцы из Square Enix - одни из последних в Steam, кто всё ещё проводит сверх-мягкую политику по отношению к странам СНГ. Всего 1299 руб. за новинку ААА-класса: такого на платформе Гейба уже практически не осталось, все норовят содрать как минимум две штуки. Так, что-то мы отвлеклись, перейдём непосредственно к теме.

Исторический реализм

Ещё три немаловажных предупреждения. Во-первых, нравится вам это или нет, но здесь представлено 100% субъективное мнение автора, предпочитающего киберпанк и порой немного скептически относящегося к фэнтези. Во-вторых, по ходу повествования возможны совсем небольшие спойлеры. В-третьих, самым нетерпеливым настоятельно рекомендуем сразу прокрутить до раздела “А теперь про игру”.

Не прокрутили? Так слушайте же. Первое, о чём хочется рассказать - это поражающий исторический реализм мира Mankind Divided. Конечно, сценарии будут разыгрываться не так быстро, но выглядит всё вполне логично. В 2017-м году представители мега-коропораций получат право войти в Совет безопасности ООН. Ну а чего мучиться? Зачем делать вид, что вопросами войн и мира занимаются политики, якобы не зависящие от большого бизнеса? Лучше уж упразднить досадных посредников.

К 2029 г. практически все новостные компании будут собраны в единый конгломерат - Picus Media. Прекрасное лицо Элизы Кассан расскажет вам все последние новости в ключе, устраивающем крупнейшие транснациональные корпорации. Ну а если в одной из европейских столиц была случайно отравлена вся водопроводная система - это лучше оставить за кадром, дабы не сеять панику среди населения.

Как и полагается, у Picus есть конкуренты-правдорубы - например, чешский Samizdat. Но загрузить революционный листок можно только на хакнутый планшет, и аудитория сужается до тысяч. А госпожу Кассан ежедневно лицезреют миллиарды человек: скрыться от изображения этой брюнетки с замысловатой причёской можно только в канализации или в вентиляционной трубе.

К 2029 г. экономика США значительно ослабеет - без аугментированных Штатам придётся несладко. После Инцидента 2027 г. ощутимее всех пострадают богатые страны Ближнего Востока - там было наибольшее количество модифицированных рабочих, причём с весьма мощными имплантами, предназначенными для строительства. Напомним, что в 2027 г. особый сигнал на несколько часов превратил всех аугментированных людей в не контролирующих себя кровожадных маньяков, после чего вера в кибер-будущее немножечко так пошатнулась.

Россия в мире Mankind Divided трансформировалась в Российское Федеративное Содружество, предоставив больше свобод регионам. Катастрофу 2027 г. удалось пережить малой кровью, так как к аугментированным у нас всегда относились с ретроградным подозрением, и было их немного. Теперь (в смысле, в альтернативном будущем Deus Ex) Россия при помощи своих природных ресурсов с лёгкостью оказывает влияние на ослабевшую Европу, в том числе и при помощи мафии - собственной, и с территории бывшего СНГ.

Чехия в реальной истории чуть ли ни первой сбросила коммунистический гнёт, и стала перенимать прогрессивные западные идеи. Поэтому и в Mankind Divided Прага созывала киборгов со всех концов света, как только технология была изобретена. Теперь приходится разбираться с “проблемой аугов”. Пока что для них создали отдельные зоны ожидания в метро, отдельные туалеты, и систему документов, которые невозможно получить.

Полиция проводит рейды, и тех, у кого бумаг нет, сразу отправляют на выселки независимо от социального статуса - будь то талантливый инженер или обычный продавец. Жить киборгам приходится в Голем Сити - это настоящая киберпанковская антиутопия, в которой правит нищета, небоскрёбы из жестяных контейнеров всегда заслоняют солнце, а лекарственный Нейропозин, предотвращающий отторжение имплантов, не сыщешь и днём с огнём.

Весь мир замер в ожидании: ООН, вроде бы, пока не называет такое обращение с аугментированными негуманным. Если Праге всё сойдёт с рук, киборгов по всему миру загонят в резервации. Ну а там и придушить тихонько можно - да хоть теми же одеялами с оспой. Благо, богатый исторический опыт у человечества имеется. Миллиардер Натаниэль Браун, не дожидаясь никаких резолюций ООН, уже строит огороженный “рай на Земле для аугментированных” где-то в песках Саудовской Аравии…

Кем в этом эпическом конфликте выступит агент Адам Дженсен? Защитником притесняемых киборгов - своих собратьев? Или всё-таки безликим представителем закона большинства? Это и предстоит решать игрокам.

Хочется сказать, что в мире Deus Ex: Mankind Divided есть желание прочесть каждую электронную книгу, каждую газету Picus или Samizdat, каждое письмо в хакнутых компьютерах, чтобы почерпнуть ещё больше знаний наподобие вышеперечисленных. В том же Skyrim чтение достаточно быстро надоедает: начинаешь путаться в вымышленных драконах, божествах, героях и событиях. Но здесь… здесь-то совсем другое! Читаешь и думаешь: “Ай да Eidos Montreal, ай да сукины сыны! А ведь правы, правы сто раз, чертяки! Мировая история вполне может пойти приблизительно по такому пути”.

Браво, Eidos Montreal: построить настолько пугающе реалистичный вариант будущего - великое достижение, без всяких шуток. Это вам не Shadowrun, в котором просто намешали небоскрёбов, дождей, корпораций, пушек и имплантов… а, ну и ещё эльфы с орками пробудились в добавок.

А теперь про игру

После небольшого такого вступления сделаем предположение: допустим, вы не играли ни в Deus Ex (2000 г.), ни в сравнительно недавний Deus Ex: Human Revolution, и вот с учётом этого мы будем вести повествование.

Mankind Divided - смесь шутера, стэлса, симулятора хакера и приключения, в котором надо реально думать над своими словами и их последствиями (что называется, “отвечать за базар”). Причём реализация всех компонентов - на высоте: ничего из этого не добавляли просто так, для галочки, лишь бы отвязаться.

Начнём со стэлса, ибо именно так игру должны проходить перфекционисты, признающие только хардкорные уровни сложности и идеальные концовки. Почему именно так? Приведём один пример (чтоб совсем уж всё не заспойлерить). Есть в игре эпизод, в котором пражская полиция вытесняет с места преступления Интерпол и организацию TF29, на которую работает Адам Дженсен. Коррумпированные копы хотят уничтожить доказательства.

Дженсену нужно проникнуть на разбомбленный вокзал и незаметно выкрасть улику. Ключевое слово - “незаметно”. А мы просто перебили всех копов и забрали, что нужно. По возвращении начальник TF29 ругался жутчайшим образом, а СМИ написали о том, что бессердечные киборги-террористы ударили во второй раз в том же месте. Конечно, у этого будут последствия.

Идеальные стэлсеры всегда смогут избежать ненужного кровопролития - благо, инструментов у Дженсена для этого предостаточно, вплоть до практически полной невидимости (которая, правда, жутко жрёт батарейку). Для почувствовавших неладное супостатов есть самонаводящийся электрошокер TESLA; для турелей, лазерных барьеров, мин и камер - дистанционный взлом.

Кстати, стэлс ощутимо упрощается динамическим видом от 3-го лица: точка обзора отъезжает при прилипании к стенам и перебежкам между укрытиями. Кто играл в The Division сразу поймёт о чём мы. Огромный плюс в том, что Deus Ex насильно не навязывает вам скрытное прохождение. Например, в одной из побочных миссий можно перебить всех полицейских в участке, и они не будут бесконечно респавниться, как в GTA. В ещё одном сайд-квесте нужно похитить человека из логова бандитов. Вместо похищения можно - вы правильно догадались: перестрелять всех бандитов и просто вынести отключенное тело.

Даже если началась пальба, у Адама есть ещё шанс сохранить жизнь нападающим (это нужно, например, если вы чувствуете к собратьям-киборгам особую душевную теплоту, а они бегут на вас с дробовиками и автоматами). Для этого в игре предусмотрены нелетальные виды оружия - например, винтовка, стреляющая зарядами транквилизатора.

Ну а если вы привыкли шагать по горам трупов, и оставлять в живых очередного бандита, сказавшего вам uebok (c ударением на последний слог, как Колобок) не хочется - к вашим услугам классический арсенал из штурмовой винтовки, пистолета, дробовика, ну и так далее. Всё это можно модифицировать - прикрутить глушитель, снизить отдачу, разблокировать новый режим огня. Функциональность оружия меняется прямо на ходу: допустим, к штурмовой винтовке можно приделать 4-х кратный прицел и глушитель, чуть-чуть прокачать урон, по максимуму - стабильность, и активировать стрельбу по одной пуле. Тогда ваш верный автомат станет достойным заменителем громоздкой снайперки, занимающей чуть ли не половину инвентаря.

И, конечно, самое страшное оружие, мощнее любой винтовки или гранаты - сам Дженсен. Про шокер TESLA мы уже говорили, но агент может так же выстрелить “Тайфуном” по площади вокруг себя, или пригвоздить несчастных врагов к стене скоростными графитовыми стержнями, синтезирующимся прямо внутри аугментированных рук. Которые, кстати, можно проапгрейдить, дабы швыряться холодильниками и ломать стены, аки заправский Халк. Ну а модуль безболезненного приземления “Икарус” позволяет Дженсену вырубить врага, зазевавшегося где-то внизу.

Но не все импланты предназначены для боя. Многие - для стэлса и хакерства. Например, радар можно прокачать настолько, что он будет показывать даже звук ваших собственных шагов. Важный момент: все импланты одновременно включить нельзя, так как экспериментальные вызывают перегрев системы (то есть самого Дженсена, а расплавляться нашему герою неохота). Концепция не напрягает: например, в местности без особых высот можно отключить “Икарус”, и напрочь забыть про него.

Хакерство - увлекательная мини-игра. Выходя из центра захвата, надо оккупировать точки данных, чтобы добраться до ключевого узла, который разблокирует компьютер, откроет дверь и т.д. Сначала всё кажется простым, но затем наличие файерволлов, антивирусных программ и мощных вирусов превращает взлом электронных систем в интересный тест рефлексов и интеллекта.

Со взломами, стрельбой и стэлсом всё понятно. Но есть и и ещё один тип имплантов - социальный. Обычный разговор при наличии такой аугментации головного мозга преображается: у вас появляется визуальный интерфейс, анализирующий личность собеседника и его психотип. То есть в вашей голове как-бы консилиум из Фрейда, Юнга, а заодно и всех остальных именитых психологов, и эта когорта даёт вам советы, как вести дальнейшую беседу.

А помощь психолога вам точно понадобится, потому что персонажи в Mankind Divided встречаются весьма и весьма колоритные. Крупногабаритный эмигрант из бывшего СССР, борющийся за права киборгов, глава секретного агентства, которому приходится вести двойную игру и с коллегами, и с высшим начальством, босс грузинской мафии, пророк церкви Машинного Бога, желающий во что бы то ни стало загрузить сознания последователей в глобальную сеть… И хотелось бы рассказать обо всём сюжетном великолепии побольше, но это уже будут откровенные спойлеры.

Пара слов о графике

Если вы не хотите присоединиться к толпе людей, орущих на форумах: “Плохая оптимизация! Верните бабло!”, послушайте совета - нашего и разработчиков. Например, карточка Nvidia GTX 970 до сих пор считается достойной. Но Eidos Montreal чёрным по белому пишут - сглаживание MSAA и графические пресеты Very High и Ultra только для карт, у которых больше 4 Гб памяти! Так что не вздумайте на посредственном компе врубать ультру и MSAA 4x, и потом жаловаться, что вас не предупреждали.

Автор, наигравший в Deus Ex Human Revolution не один десяток часов, со всей ответственностью заявляет: графика в Mankind Divided по сравнению с предыдущей частью скакнула на тысячи миль вперёд, и смотрится вполне достойно даже на детализации High (и без этой набившей оскомину MSAA).

Ну а чтобы избежать всех этих метаний, есть опция консольного VIP-коммунизма. Почему коммунизма? А потому, что графика у всех одинаковая. Ну и с VIP всё понятно: на PS4 новый Deus Ex стоит чуть ли не в 3 раза дороже, чем в Steam.

Каменные мешки и неусыпная бдительность

Пора бы уже и к критике перейти. А она вполне ожидаемая: ну сложно, сложно даже при современном развитии технологий сделать в игре нормальный мегаполис (если это, конечно, не клон GTA). Прага будущего осталась совершенно такой же, как и Детройт 2027 г. Это не город, а, скорее, лабиринт. Конечно, “каменный мешок” - это уж преувеличение. Встречаются и красивые маленькие площади, и достопримечательности, и достойная архитектура… но людей слишком мало, самые большие улицы напоминают переулки в реальной жизни, нет магистралей и движения транспорта.

В каком-нибудь Thief такой городской хаб воспринимается совершенно нормально: понятно, что в средневековье особого города не нагородишь - что-то влезло в крепостные стены, крыша над головой не течёт и ладно. Но ведь в лоре Deus Ex делается особый акцент на небывалом размахе строительства, да и как ещё может быть, если два гастарбайтера теперь способны поднять стальной контейнер? Однако мы по прежнему заключены в бетонном лабиринте, и о свободе Watch Dogs в комбинации с крутейшеми квестами самой Deus Ex остаётся лишь только мечтать.

Второй момент - чрезмерно реалистичный стэлс, иногда вредящий игре. Враги в Mankind Divided видят вас издалека, полукруг бдительности и тревоги (как в Far Cry) заполняется очень быстро. Единожды психанув, супостаты уже не хотят терять вас из виду, а если скрыться вам всё же удалось, то возвращаются к стандартным маршрутам патрулирования крайне неохотно.

В пятиэтажном здании на один-единственный выстрел сбегается охрана с 4-х этажей. Вы медленно и верно, отлечиваясь и используя импланты, выкашиваете целую толпу врагов, перебегая между двумя-тремя укрытиями. А потом идёте 4 пустых этажа, взламывая двери и собирая предметы. Это, прямо скажем, немного скучное занятие. Единственная отрада - на 5-м этаже голыми руками придушить одинокого охранника, замешкавшегося в момент общей тревоги.

Полёт Икара

Как в греческом мифе, Deus Ex Mankind Divided иногда пытается взлететь слишком высоко - к самому Солнцу. Тогда восковые крылья оплавляются, перья опадают и зрелище получается не самое красивое. Но разработчикам - честь и хвала за сами попытки прикоснуться к ускользающей звезде. Как мы уже не раз говорили, киберпанк - дефицитный жанр: на безрыбье сойдут даже 16-ти битные инди проекты вроде Dex. А тут - игра класса ААА, да к тому ж ещё и сделанная, что называется, с душою. Аугментировать среднюю продолжительность жизни специалисты по кибернетике и био-инженерии пока не научились, технологий загрузки сознания в глобальную сеть на данный момент тоже нет. Так что если вы считаете себя поклонником киберпанка и не собираетесь ждать Идеальную Игру года эдак до 2077-го, ни в коем случае не пропустите Deus Ex: Mankind Divided.

+ Отличный киберпанковский сеттинг

+ Разнообразие геймплея

+ Суровый моральный выбор, Филипп К. Дик одобряет!

- Неправдоподобный город-лабиринт

- Слишком реалистичный стэлс

- Долгие загрузки районов города

Долгие годы зарабатывая на жизнь критикой, со временем черствеешь. Десятки громогласных хитов, анонсов и релизов смешиваются, обращаясь в скучную рутину. Ощущение не из приятных. Думаешь, всё потеряно: любимое хобби более не трогает… А потом в руки попадёт удивительное произведение, и на ближайшие несколько дней вселенная идёт вспять. Одолевают забытые эмоции, и внезапно в голове проясняется - видеоигры так же прекрасны, как пять, десять, двадцать лет назад! Не все, само собой, но порой достаточно одного шедевра, чтобы восстановить веру в целую индустрию. Например, Deus Ex: Mankind Divided.

Новичкам везёт?

Пять лет назад студия Eidos Montreal выпустила Deus Ex: Human Revolution - удивительно качественный приквел культового киберпанк-боевика Deus Ex. Mankind Divided - новая часть, в которую влили куда больше денег, ресурсов и времени, чем в оригинал. Что могло пойти не так? Всё могло. Ни один разработчик не застрахован от дурных решений, да и уворачиваться от старых граблей дано не каждому.

И всё же Mankind Divided с блеском избежала традиционного проклятия сиквела. Если Human Revolution ещё можно было упрекать в некоторой нескладности, то новинка смотрится как умудрённый опытом суперсолдат вроде главного героя Адама Дженсена. Всё при нём: движения отточены, в голове есть чёткое понимание того, что надо делать, арсеналу приёмов можно только позавидовать, а вредные привычки ушли в прошлое. Просто глядя со стороны на подобную игру, так и тянет присвистнуть: авторы впахивали за десятерых, выводя формулу идеального продолжения. Всегда бы так!

Кривое зеркало рода людского

Как и у Дженсена, у Mankind Divided по-настоящему железная хватка: достаточно претерпеть относительно сумбурный пролог и впервые оказаться в раздираемой ксенофобией Праге, как всё становится на свои места. Заранее суммируя: с этого момента оторваться от игры не получится вплоть до финальных титров, поскольку свобода поистине опьяняет. Никаких рамок, никаких серьёзных ограничений - убивай, нейтрализуй, крадись, ищи побочные миссии, взламывай замки, читай чужую электронную переписку, ломай стены, скачи по крышам, словно супергерой в стильном плаще. Или хочется кидаться в людей холодильниками да торговыми автоматами? Не вопрос! В Deus Ex дизайнеры и сценаристы намечают цель, предоставляют большую локацию, а всё остальное зависит исключительно от игрока и его предпочтений.

Потратив несколько часов на беглое ознакомление с окружением, тайниками и разношёрстными заданиями, так и тянет прослезиться от восторга. Будто оказался в самом настоящем геймерском раю - совершенно не тянет показывать пальцем на недоделки и говорить: "Это не работает, это плохо, чем они только думали ". Просто потому, что серьёзных огрехов тут нет - каждая деталь и каждая же механика подогнаны друг к другу идеально.

История даже толком не успевает начаться, вкуснятина только впереди, а от происходящего уже приходишь в экстаз. Просто гулять по улицам, смотреть по сторонам и исследовать всё вокруг здесь куда интереснее, чем ввязываться в долгие перестрелки в большинстве высокобюджетных блокбастеров. Пускай мир находится на краю очередной пропасти, а вездесущие иллюминаты строят козни где-то за кадром, - пражские будни невероятным образом умиротворяют. А ведь чем глубже в игру, тем лучше она становится.

В новом Deus Ex всё так и пышет атмосферой. Каждый пыльный закуток, каждая типовая квартира, несмотря на некоторые повторяющиеся элементы, сделаны с такой любовью и тщанием, что невозможно не проникнуться уважением к труду канадцев. Побочные истории, в свою очередь, извилисты, не всегда очевидны геймплейно и, что особенно важно, никогда не кажутся лишними. Иные даже припоминаются в ключевых сюжетных заданиях, подчёркивая тем самым, что окружающий Адама мир не пустая несуразная декорация, а принятые решения действительно влияют на происходящее. Вокруг нас вполне правдоподобное, почти осязаемое будущее - как вам поворот?

И это другая сильная сторона Mankind Divided: благодаря невероятной проработке вселенной и её предыстории мир игры не просто цепляет - он регулярно наводит на размышления. Как встарь, Deus Ex мастерски прикидывается разудалым мочиловом без задних мыслей, но это лишь хитрый фасад для привлечения внимания публики. На самом деле Eidos Montreal выпустила огромное сочинение-размышление, в котором есть всё: и лихой мордобой с роботами, и конспирологические теории, и длинные диалоги на тему принятия обществом новых технологий, которые, к чести сценаристов, не кажутся однобокими или слишком очевидными.

Пускай конфликт людей и киборгов бесконечно далёк от нашей действительности (к 2029 году по улицам точно не будут шагать люди-танки), сама по себе история о сегрегации, о страхе человечества перед прогрессом понятна каждому, кто хотя бы раз заходил в Интернет, и актуальна для XXI века. Разработчики лишь предложили свой взгляд на подобные проблемы, обернув его в максимально притягательную для массового зрителя упаковку. Обложку высокобюджетного научно-фантастического блокбастера, который так и тянет заполучить себе в коллекцию хотя бы ради зрелищного экшена, сильных визуальных решений и крутого киберсолдата на коробке.

Незаметные пятна на солнце

Однако вопреки всему вышесказанному Deus Ex: Mankind Divided не получится назвать идеальным представителем жанра. Финал ставит всё на свои места - и резко смазывает впечатление от почти безупречной истории, снимая целый балл от итоговой оценки.

Дело не в том, что он плох - напротив, заключительный эпизод ошеломителен с самых разных точек зрения. Ещё бы - до судорог напряжённый и изобретательный последний уровень вызывает спазмический прилив адреналина в крови и венчается отличной схваткой не на жизнь, а на смерть с харизматичным мерзавцем, донимавшим Дженсена большую часть кампании! Однако заключению не достаёт главного: оно абсолютно не ощущается как финал. Словно блестящий сериал, который заканчивается на пару серий раньше положенного, Mankind Divided вместо полноценной концовки огорошивает зрителя даже не намёком - конкретным обещанием продолжения.

Именно так: у истории противостояния Адама и иллюминатов, увы, нет адекватной развязки. Вместо него тут подбрасывают невнятное To be continued... - как говорится, сделали они, а краснеть приходится нам. И это раздражает, печалит, расстраивает, ведь новая Deus Ex была так близка к идеалу, заслуживала высшей оценки, той самой 10 из 10, которой любят разбрасываться критики по поводу и без. Но в настоящий момент игра кажется незавершённой, будто авторы вырезали из неё последние главы и планируют распространять их в качестве дополнительного платного контента. Что вполне вероятно, учитывая красующийся в главном меню пункт "Истории Дженсена".

Но забудем на минуту о невразумительном финале. Deus Ex: Mankind Divided В-Е-Л-И-К-О-Л-Е-П-Н-А. Это редкий блокбастер, в который нужно играть всем, вне зависимости от предпочтений - в нём найдётся что-нибудь для каждого из вас. Через пять лет после своего первого триумфа Eidos Montreal доказала, что душевная Human Revolution не была простой случайностью, потом и кровью породив аутентичное 40-часовое приключение, каждая минута которого намертво отпечатывается в памяти.

До идеала осталось полшага, и, как знать, может, с третьей попытки канадцы сумеют сотворить настоящего Бога из Машины. После неоднократного личного общения с авторами сомневаться в этом, признаться, не приходится: именно на плечах таких умелых и смелых людей стоит та игровая индустрия, ради которой ещё стоит заходить в Steam и PlayStation Network вне распродаж.

Достоинства:

  • отменная история, затрагивающая и грамотно раскрывающая сложные темы;
  • бодрый экшен и по-настоящему напряжённый стелс;
  • беспрецедентно органичное сочетание стольких жанров в одной игре;
  • отличные сюжетные миссии, разнообразные побочные задания и множество способов их прохождения;
  • идеальное аудиовизуальное воплощение;
  • верность традициям крайне сложного и многогранного франчайза;
  • эта игра заставит вас задуматься.

Недостатки:

  • не самая бодрая начальная глава;
  • разочаровывающий финал;
  • очевидная ставка на платные скачиваемые эпизоды.


Поделиться: