Методика преподавания итоги проверки знаний по истории. Методика контроля знаний на уроках истории

Урок 46

Математика, 1 кл.
Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

Педагогическая цель: создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Задачи:

Проверить усвоение знаний по пройденной теме; продолжать работу над задачами;

развивать навыки счёта;

воспитывать любознательность.

Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 10; уметь сравнивать группы предметов с помощью составления пар; читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10; выполнять сложение и вычитание вида  + 2 и  – 2.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

II. Актуализация знаний. Устный счёт.

1. Арифметический диктант (с использованием веера цифр).

Увеличить число 8 на 1.

7 уменьшить на 2.

Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, найти сумму чисел.

Из девяти вычесть один.

Найти сумму чисел 8 и 2.

Покажите число, которое на 1 меньше 8.

Какое число предшествует числу 5?

Покажите число, следующее за числом 3.

2.Работа с рядом чисел (Ряд чисел 7, 8, 9, 10)

- Прочитайте ряд чисел

Какое число в нём “лишнее”? По какому признаку?

Назовите самое маленькое число? Большое?

Назовите эти числа в порядке возрастания, в порядке убывания.

Какое число стоит перед числом 10? Следует за числом7? Между 8 и 10? Назовите соседей числа 8.

Увеличьте однозначные числа на 1.

IIl. Постановка целей урока.

Откройте учебник на странице 100.

Посмотрите.

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Попробуйте сформулировать цель урока.

IV. Индивидуальная работа по карточкам.

К – 15

1. Сравни числа и выражения («», «=» ).

6 … 5 8 … 5 2 … 5 – 2

3 … 7 6 … 6 6 + 3 … 4

0 … 8 7 … 1 8 – 2 … 5

2. Реши примеры.

5 + 1 = 2 + 1 =

10 – 1 = 7 – 0 =

8 – 8 = 3 – 2 =

6 – 1 = 1 – 1 =

9 + 1 = 4 + 0 =

К – 16

1. Сравни числа и выражения («», «=» ).

4 … 5 2 … 5 – 2

6 … 3 6 + 3 … 4

7 … 9 8 – 2 … 5

2. Реши примеры.

6 - 1 = 9 – 1 =

9 + 1 = 7 + 2 =

10 – 2 = 2 – 2 =

4 + 1 = 9 – 2 =

9 + 0 = 5 – 2 =

К – 5

1. Реши примеры.

7 + 1 = 9 – 1 =

8 + 1 = 7 – 1 =

6 + 1 = 8 – 1 =

4 + 2 = 6 – 2 =

2. Сравни и поставь знаки «», «=».

9 …7 8 …9 7 + 2 …9 5 + 2 … 6

V. Работа по учебнику

1. (с.101 №11)

Первый столбик у доски выполняет ….

2 и 3 столбик самостоятельно в тетрадях

Меняемся тетрадями, проверяем (ответы комментирую я)

3+1=4 10-2=8

4+1=5 9-2=7

5+1=6 8-2=6

6+1=7 7-2=5

VI. Физкультминутка

(На каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие.)

Как идёте?
- Вот так! -Как бежите?
- Вот так! - Ночью спите?
- Вот так!
- Как берёте?
- Вот так!
- А даёте?
- Вот так!
- Как шалите?
- Вот так! (Произвольные движения )
- А грозите?
- Вот так! (
Погрозить пальчиком )
- Как сидите?
- Вот так! (
Руки на стол )
- А математику как знаете?
- Вот так! (
Показать большой палец )

2. Работа по теме урока.

Учитель читает текст из задания 3 (с. 100 учебника).

– Это задача? (Нет.) Почему? (Нет вопроса.) Поставьте вопрос, соответствующий данному условию. (Сколько приседаний стал делать Вася?)

– Каким действием вы бы решили задачу? (Сложением.)

– Почему? (Так как Вася стал делать больше приседаний.)

– Запишите решение. Проверим.

3. Работа с геометрическим материалом (задание 12, с. 101 учебника) .

– Как вы думаете, какие фигуры могут получиться, если соединить данные точки?

– Перенесите точки в тетрадь. Соедините их. Вы были правы?

VII. Проверочная работа.

«Прибавление и вычитание чисел 0, 1, 2».

Развитие навыков счёта.

Учащиеся по рядам выполняют задание 5 (с. 100 учебника). Самопроверка (с доски).

VIII. Итог урока.

Вы ребята

МОЛОДЦЫ

Математики - бойцы.

Наш закончился урок,

Подведём ему итог

Как вы думаете, чему мы учились, выполняя эти задания?

IХ. Рефлексия.

Всем большое спасибо за активность и старание.

Урок окончен.


Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.

Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:

Во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;

Во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.

Функции и виды диагностики . Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций и три вида:

Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися.

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных учебных заведений в современных условиях.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними.

Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос , ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

Организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

    Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это – обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой.

  1. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.
  2. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.

Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем, но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.

В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит дополнительный вопрос на понимание изложенного.

Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой. Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение, учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего урока.

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней легкостью контроля.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

  1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.
  2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
  3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.
  4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
  5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы». Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией. Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше. Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над неординарными и способными.

И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях, когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к экзамену, проще будет выучить учебник истории.

Реферат по дисциплине:

«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»

По теме:

«Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»

Исполнитель:

Добровольская Марина Александровна

Учитель истории, МБОУ «СОШ№169»

Введение (с.3)

1.Классификация форм проверки знаний учащихся (с.4)

1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся (с.4)

1.2 Виды контроля учащихся (с.7)

2.Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях (с.12)

2.1 Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся (с.12)

Заключение (с.17)

Литература (с.18)

Введение

Актуальность. Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

Контроль (проверка) – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования. .

Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.

Цель работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках истории.

В ходе работы выдвинута гипотеза:

«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить литературу, которая позволит выявить правила и закономерности специфики контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Систематизировать накопленные сведения в виде концентрированного текста, схем, рисунков.

Выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей и какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать на уроках истории.

Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения истории.

1.Классификация форм проверки знаний учащихся

1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащихся, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик - преподаватель и внутренней: ученик - ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы)

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности .

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.

Выделяют пять основных принципов контроля:

Объективность;

Систематичность;

Наглядность;

Всесторонность;

Воспитательный характер.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование:

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. В современной педагогике различают следующие виды контроля:

Предварительный;

Текущий;

Тематический;

Рубежный (поэтапный);

Итоговый;

Заключительный.

1.2 Виды контроля учащихся

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые учителя осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей с требованиями, которые будут предъявлены их детям в 1-м классе, советуют, как лучше подготовить малышей в школе .

Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном), то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно, видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.

В течение учебного года действия учителя в момент оценки будут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа ученика оказывается более высокой, то оценка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением .

Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительной вместо обычной хорошей), то учитель сначала выясняет, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т.е. будет ли она служить стимулом, получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.

Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором), он не выставляет ее. В таком случае учитель ограничивается оценочным суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую он обычно получает за свои ответы, а также осознать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.

Если ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.

В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду.

Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное .

Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает по не зависящим от него причинам. Как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма - вот что требуется от каждого учителя.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель - установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:

Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку.

При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

Возможность получения более высокой оценки своих знаний.

Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению .

Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль - выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Общим для педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения:

Способов (традиционный или нетрадиционный);

Характера (субъективный, объективный);

Использования ТСО (машинный, без машинный);

Формы (устный, письменный);

Времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

Массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);

Контролирующего лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль);

Дидактического материала:

Контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

С дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);

На основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

На основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:

Объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);

Гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

Незыблемость - выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним) .

2. Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях

2.1 Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Устный опрос

Эта форма уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер. Ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.

2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого.

3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой раннее усвоенного материала.

Тестирование

Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1.Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.

2.Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.

3.И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.

4.Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

5.В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы». Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией. Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше. Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над неординарными и способными.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью: .

1.выявления хронологических знаний

2.выявления картографических знаний и умений

3.выявление знания главных и неглавных исторических фактов

4.выявление теоретических исторических знаний.

Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.

Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.

Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » . По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс .

Викторина-зачет

Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.

Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):

За каждый полный ответ - 2 фишки;

За хорошее дополнение к ответу - 1 фишка.

В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.

Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра .

Методика С.Д. Шевченко

Зачет по крупной теме проводится в 2 этапа - повторительно-обобщающий и собственно зачет.

Повторительно-обобщающий этап. Обычно это полтора урока, так как это занятие начинается со второй половины последнего по теме урока. Последняя тема изучена, и оставшиеся 20-25 минут можно отвести на повторение и закрепление нового материала.

Учащийся, отвечающий за оборудование класса, должен быть предупрежден о том, что нужно подготовить к уроку все логические опорные схемы, относящиеся к законченной теме, и другой иллюстрационный материал.

Учащимся предоставляется возможность ознакомиться со всеми этими схемами или своими конспектами: не возбраняются консультации с товарищами или просмотр учебника. На это отводится всего 3-4 минуты (но как они важны!). Их значимость определяется тем, что школьники впервые увидели темы в целом, а не фрагментарно... Так учащимся легче выяснить, какие упущения при изучении темы ими допущены, каковы уязвимые места в их знаниях.

Затем начинается предварительный (пробный) опрос. Оценки при этом не ставятся, ведь это только репетиция; иногда, наоборот, учащиеся задают вопросы учителю и выясняют, уточняют упущенное из внимания раньше.

На следующем уроке повторительно-обобщающий этап продолжается, но уже в форме научной конференции, дискуссии, театрализации или деловой игры. Все это отличается от обычных бесед, опроса тем, что проходит в форме серьезной учебной игры, где учащиеся не только выполняют логические задания, но и активно участвуют в организации занятия, эффективность которого благодаря этому значительно возрастает.

Собственно зачет может иметь разные проявления. Уже на предварительно-обобщающем этапе учитель может поставить некоторым ученикам «зачет-автомат», но предпочтительно, чтобы все опрашивались и не создавалось впечатление о ком-то «избранном». Нередко даже сами учащиеся отказываются от «автоматического» зачета, мотивируя так:

Я сам хочу убедиться в своих знаниях;

Лучше я сдам зачет, как и все в классе;

От пятерки «автоматом» - никакого удовольствия.

Те учащиеся, которые сдали зачет на «5» по теме, приобретают звание «Учитель по теме №...». Такие «учителя» выбирают себе по 1-2 ассистента и начинают работать микрогруппой.

Постепенно штат «учителей» растет, зачет принимает все большие масштабы. Весь класс (хотя в нем - рабочий гул) занят работой, и даже присутствие случайных посторонних (например, других учителей) никого не смущает.

Объективность проверки знаний «учителями» довольно высокая, потому что высокая требовательность оговорена правилами игры. Школьный преподаватель выборочно контролирует оценки, выставленные «коллегами»; несовпадение мнений - необычная редкость.

С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что в течение 20-25 минут интеллектуально работает не только каждый ученик, но и «учитель». В результате все учащиеся (и «учитель», и опрашиваемый) знают после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения.

Каждый «учитель» ведет учебную карту, заготовленную заранее.

Учительская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из учащихся недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне урока - в часы консультации.

Урок – конференция.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения .

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Заключение

С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.

Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ .

Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.

Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.

Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Гипотеза «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения»

Литература

1.Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н. Волков И.П. и др. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

2.Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996

3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4.

4.Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. Центральное издательство. – М., 2005 – С.17

5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.

6.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 121 с.

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. – 135 с.

8.Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.

9. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М.: Владос, 2000. – 104с.

10.Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения- 4е изд., стрер. – М.:2011-224с

11.Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.

12.О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования//Преподавание истории в школе, 1997. - №4 – 85 с.

13. Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории СССР 7

класса – М., 1981

14. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – Донецк: Сталкер,1998. – 400с.

Предмет: информатика

Класс: 8

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления».

Урок – игра «Научное кафе»

Пятый урок по теме: «Математические основы информатики»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Форма: дидактическая играприменяются: практическая, фронтальная форма, работа в группе, ИКТ

Цель урока

Задачи урока

В игровой форме создать условия для обобщения и проверки усвоения, полученных знаний, умений и навыков учащихся, полученных по теме «Системы счисления».

    Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Системы счисления».

    Повторить основные понятия темы; правила перевода из одной системы счисления в другую;

    Стимулировать познавательную деятельность учащихся;

    Развивать логическое мышление, путем решения нестандартных задач;

    Воспитывать умение работать командой.

Предполагаемый результат

Знать:

Уметь:

Компетенции УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная, коммуникативная

Технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карты оценивания

Ход урока

Компетенции/

аспекты/УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: организационный 3мин.

Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» «могу»

Здравствуйте, ребята! Приглашаю сегодня вас в наше «Научное кафе». Число – это величина, которое по определенным правилам складывается из цифр. Эти правила называются...Чтобы ответить разгадайте ребус (слайд 3).

Перед уроком вы получили приглашения, номер которого записан в двоичной системе счисления, переведите его в десятичную систему счисления и займите свои места в командах. Обсудите, как будет называться ваша команда и выберите капитана.

Проявление интереса к материалу урока. Правила проведения урока-игры, правила поведения работы в группе. Учащиеся знакомятся с составом команд, придумывают название команд и представляют ее.

Коммуникативная

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока.

«Все сущее есть число. Пифагор». (слайд 5).Прочитайте наш эпиграф к уроку, как вы думаете, почему я выбрала этот эпиграф?Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение вариантов формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Учебно - познавательная, коммуникативная

Появление цели урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать правоту ответа. Умение ставить цели и планировать работу.

III этап: актуализация знаний 7 мин.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

«Мир построен на силе чисел» говорил Пифагор, подчеркивая важную роль чисел в жизни человека. Как умеете работать с числами вы, нам предстоит узнать сегодня.

Предлагаю вам первое задание, давайте вспомним основные понятия темы «Системы счисления». Каждой команде я буду задавать вопрос, за правильный ответ 1 бал. (слайд 6-10)

В какой системе счисления количество цифр не зависит от ее положения в числе?

При помощи этих символов записывается число?

Позиция цифры в числе, это?

Совокупность различных цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется?

Как называется распространенная непозиционная система?

Демонстрируют знания, умения и навыки по теме.

Обсуждают, обмениваются мнением, отвечают на вопросы задания.

Непозиционная, цифра, разряд, алфавит, римская.

Учебно-познавательная

Формирование конкретного образовательного результата

IV этап: Усвоение новых знаний и способов деятельности 20 мин.

« Информационный коктейль ».

Работа с пословицами, перевод из двоичной системы в десятичную

«Числовой винегрет»

Решение нестандартных задач

«Кто быстрее»

Работа в группах(командах) по карточкам, перевод из одной системы в другую

«Числа под шубой»

Конкурс капитанов «Гвоздь программы»

«Числовой гарнир»

Практическое применений знаний и умений при решении конкретной задачи

Задание оценивается в 1 бал.

- Что не так в этих поговорках? Что необходимо сделать, что бы они прозвучали правильно. Следуя правилам перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления, выполните задание. (Слайд 11)

-На все 100 сторон.

-111 одного не ждут.

- 10 сапог пара.

- Плакать в 11 ручья.

За правильный ответ 2 балла.

Представьте последовательностью числа из стихотворения «Слон живет у нас в квартире». (Слайд 12)

Решите задачу: Сколько лет девочке? (Слайд 13)

Сколько учеников в классе? Если в классе 111100% девочек и 1100 мальчиков. (Слайд 14)

Каждая команда получает карточку с заданием правильный ответ 2 балла.

Переведи из данных систем счисления в десятичную систему.

Переведите из непозиционной системы в позиционную систему счисления.

MMLVIII , DCCCIV , LXXXVI

- Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:

1. DXXXIII – (XXXV : V + MCCXV ): V ;

2. (MCCCXXV – (MCDXXXIX CCXXVI )): IV .

- Представьте числа в десятичной системе и заполните кросснамбер.

Капитаны, задание для вас, на карточках вопросыответьте на данные утверждение да\нет, за каждый правильный ответ, вы принесете команде 1 балл.

Следующее задание, перед вами карточки, по заданным координатам начертите рисунок, для этого вам необходимо перевести числа в десятичную систему.

Анализируют задание, обсуждают, выдвигают и проверяют варианты и способы ответа на поставленный вопрос.

-На все 4 стороны.

-7 одного не ждут.

- 2 сапога пара.

-Плакать в 3 ручья.

12 лет 5 класс, 4 книги

60% девочек и 12 мальчиков

Самостоятельно работают по алгоритму.

467

234

555

1058, 804,85

Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Методы логического мышления, решение нестандартных задач

Работа в группах, работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Индивидуальная работа по карточкам

Умение систематизировать, обобщать изученное. Высказывать суждение, логически мыслить, сравнивать. Формирование собственного представлений о предмете изучения. Реализации личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Использовать творческий подход к выполнению нестандартных заданий.

V этап: Подведение итого. Рефлексивно-оценочный 5 мин

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всей команды в целом

Подведем итоги нашей встречи, подсчитаем набранные баллы и выявим победителей нашего «Научного кафе».

Посмотрите на экран, закончив предложение(слайд 17):

    Сегодня на уроке я….

    Самым полезным и интересным для меня было…

    я встретился с трудностью при…

    У меня хорошо получилось…

    Теперь я могу…

Подготовить домашнее задание: Подготовить творческий проект «Системы счисления в повседневной жизни». (слайд 18)

Анализируют, что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Учащиеся анализируют деятельность группы, себя по достижению цели урока

Фронтальная

Учебно-познавательная

Организовывает подведение итогов урока.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Оценка - осознание уровня и качества усвоения; контроль

Приложение 1

« Информационный коктейль ».

На все 100 сторон.

111 одного не ждут.

10 сапог пара.

Плакать в 11 ручья.

Числовой винегрет»

«Кто быстрее»

3.Конкурс капитанов

Ответ

да\нет

1

Верно ли то, используемая нами система счисления возникла, потому что у человека 10 пальцев?

2

Верно ли то, что число764 может быть записано в восмиричной системе счисления?

3

Верно ли то, что арабскую нумерацию изобрели арабы?

4

Верно ли то, что по узелкам на веревке в древности считали?

5

Верно ли, что систем счисление множество?

6

Верно ли то, арабская система счисления – непозиционная?

Числовой гарнир

Проверка знаний и умений в обучении истории.

Выполнила

Кукелева И.А. учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №10» г. Петрозаводска

2009 г.

  1. Введение.
  2. Функции и виды диагностик для определения знаний учащихся.
  1. Заключение.

6. Список литературы.

Введение

Учитель должен знать чему научил,

учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена. Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности это связано с контролем на уроках истории. В наши дни контроль рассматривается многими исследователями как своеобразный «метод обучения», в частности так его определяет И.П. Подласый, принимая во внимание не только обучающую, но и воспитательную функции.

Основная цель данной работы состоит в обобщении знаний по заявленной проблеме, а так же анализе собственного опыта в вопросе проверки знаний и умений школьников на уроках истории.

Цель определяет основные задачи работы:

  1. Рассмотреть функции и виды диагностики.
  2. Обосновать выбор методов диагностики при учете индивидуальных и возрастных особенностей.
  3. Выделить наиболее часто употребляемые методы контроля знаний в своей практике.
  4. Подвести итоги и сделать выводы по заявленной проблеме.

Несмотря на наличие, достаточно большого числа работ по методике преподавания истории и работ по проблемам проверки и оценки знаний учащихся, затронутая нами тема и сейчас не утратила своей актуальности. Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт современных учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Проблема оценивания знаний достаточно актуальна, соответственно и выбор методов проведения контроля важен во всех аспектах. Диагностика знаний, уровень обученности детей проблема, которая требует особого отношения к себе потому, что в условиях современной системы образования важно оценить ребенка объективно, но это очень сложно сделать в рамках строгой пятибалльной системы.

Объект исследования : контроль знаний учащихся как один из факторов обучения истории.

Предмет: методика организации контроля знаний в процессе обучения истории.

Гипотеза исследования: при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Функции и виды диагностик для определения

Знаний учащихся

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе, знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта

Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций:

Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль над процессом овладения историческими знаниями учащимися.

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Так же принято выделять виды диагностик:

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного класса используются контролирующие программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, насколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь.

Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит, учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними. Данная проблема стоит наиболее остро при работе с незнакомым классом.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,
  • систематичность,
  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Типы контроля знаний учащихся.

Наиболее распространенный тип контроля на уроках истории это устный опрос , ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

Необходимо обратить внимание на организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

  1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.

Это – обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с помощью методических приемов. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой

  1. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя, таким образом, знания и активность каждого.

После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.

  1. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости.

Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей. Важно, научить детей правильно строить рассказ для этого можно в 5-6 классах изготавливать карточки с планом для логически связанного ответа, дальше детям необходимо напоминать это в устной форме, но при необходимости можно вновь записать. (Приложение) Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. На наш взгляд эффективным является запись на доске фрагментов текста, благодаря которым дети также смогут построить связанный рассказ. Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и те, кто умеет бойко изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Им обязательно надо поставить дополнительный вопрос на понимание изложенного. После ответа, необходимо кратко разобрать ответ учащегося. При постановке вопроса необходимо соблюдать некоторые основные правила: вопрос должен быть четко сформулирован, учащийся должен его не только правильно услышать, но и понять, он должен быть посилен конкретному учащемуся.

Следующим достаточно распространенным типом контроля знаний является метод тестирования . Тестирование осуществляется во всех классах. С учетом изменения итогового контроля в выпускных классах в форме ЕГЭ данный тип контроля занимает особое место. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм» (Н.И. Кондаков Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Тестов издается много. Достаточно просто составить тест и самим. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:

  1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.
  2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
  3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.
  4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

И, тем не менее, тестирование необходимо, особенно на уроках истории.

Целесообразнее всего использовать тестирование в следующих ситуациях:

  1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или раздела курса.
  2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
  3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым столом» и т.п.
  4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
  5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела

и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто- событийных, хронологических, синхронических).

Проблемой разработки тестов занимается достаточно большое количество исследователей. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

1. Итоговое тестирование. Проводиться на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее

2. Тестирование в ходе обучения.

(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью выявления:

  1. хронологических знаний
  2. картографических знаний и умений
  3. знания главных и неглавных исторических фактов
  4. теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по структуре и содержанию характер. Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и осмысленным.

Не смотря на то какой тест используется при проверке знаний детей по истории необходимо чтобы они отвечали ряду критериев:

Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность знаний, значимость знаний и т.п.

Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию выявления знаний учащихся.

В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших затрат времени.

В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи между ними тесты не обеспечивают.

Контрольная работа носит письменный характер. Используется достаточно часто и может содержать в себе различные задания. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования, каких бы то ни было источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся.

Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных самими учащимися источников. На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью урока, если же урок носит характер повторения значительного объема изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных карт, этому виду работы может

быть посвящен весь урок.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях. Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3 минуты.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания» (словарь русского языка.) Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них

участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

Зачет достаточно распространенная форма контроля, сочетающая в себе различные задания. Проводится как итог четверти либо как заключительный этап изучения темы.

Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия. Для наиболее продуктивной работы необходимо сочетать все виды контроля.

При использовании различных видов контроля учителю необходимо ориентироваться на возраст и индивидуальные особенности учащихся. В первую очередь необходимо ориентироваться на класс и в целом его подготовку по пройденной теме, не стоит давать задания, которые будут не по силам большей части детей, логичнее самые трудные задания при итоговом контроле пометить звездочкой. Обязательно необходимо предупредить детей, что данные занятия будут повышенной сложности. Также каждый вид контроля должен быть ориентирован на возраст учащихся. Соблюдение подобных не сложных правил позволит проводить контроль знаний и умений школьников более эффективно как для учителя, так и для детей.

Проверка знаний и умений школьников на собственных уроках истории.

Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский.

В собственной практике на уроках истории предпочитаю использовать не только классические формы контроля знаний, но и современные. К современным формам контроля отношу работы старшеклассников, а именно составление презентаций, написание эссе по заданной теме, а так же развернутые письменные ответы на проблемные вопросы.

Начиная с 5 класса, успешно провожу контроль знаний в форме карточек с вопросами и определениями стараюсь использовать их каждый урок по 3-4 штуки. По возможности, в соответствии с темой урока, для активизации познавательной деятельности учащихся, контролирую знания в форме различных интересных заданий, например, восстановление событий в хронологической последовательности, составление кроссвордов, ответы на вопросы заданные в стихотворной форме, составление рассказа по картине и по ситуации.

Также, считаю необходимым отметить, что достаточно эффективным для проверки, а также закрепления знаний является использование тетрадей, которые выпускаются в соответствии с учебником.

Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы. Тексты с ошибками – мало изученная и мало используемая форма контроля. Они являются не только одной из форм опроса учеников, но и удобным источником дополнительной информации по различным темам, а так, же могут послужить примером для домашнего сочинения. Кроме того, при выполнении заданий этого типа у учащихся вырабатывается навык сравнительного анализа. При работе без учебника проверяются знания фактического материала. Работая над текстами, школьники привыкают отличать правдоподобные сведения от грубых заблуждений.

Достаточно сложным заданием для учеников является вставка пропущенных слов в текст. Чаще всего дети знают исторические термины, но не правильно их употребляют в речи, подобные текст помогают составлять связанный рассказ.

Практиковала на своих уроках такую форму контроля, как исторический диктант. Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д.

Лабораторная работа достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с текстом учебника ребята переходят к работе с реальными историческими документами. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как исторический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать исторические задачи, потом выполнить работу с документом, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Так как зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета



Поделиться: