Франция – одна из самых коррумпированных стран Европы? Повальная коррупция во франции.

С. В. Косоногова - начальник кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

В соответствии с российским законодательством система государственной службы включает три вида: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба . Служба в органах и учреждениях ФСИН России имеет свои особенности, которые продиктованы спецификой решаемых задач и реализуемых функций. В целом содержание и направленность осуществляемой уголовно-исполнительной системой деятельности указывают на ее правоохранительный характер, а сами органы и учреждения ФСИН России являются правоохранительными. Следовательно, служба в органах и учреждениях ФСИН России по существу относиться к государственной.

Российская государственная служба, как справедливо обозначается в научной литературе, должна быть открытой, конкурентоспособной, престижной, ориентированной на результативную деятельность по предоставлению исполнения полномочий государственных органов . Достичь этой цели можно при дальнейшем развитии всей системы государственной службы, в том числе в рамках противодействия коррупции.

В рамках рассмотрения опыта противодействия коррупции в Европейских странах остановимся на практике таких стран как Финляндия и Франция, в силу того, что они относятся к тем государства, которые имеют низкий уровень коррупции.

В Финляндии законодательно не закреплено определение понятия «коррупция», отсутствует специальный закон о коррупции и не создано специализированных органов по контролю за коррупцией. Функции по контролю за соблюдением антикоррупционных норм и применением мер ответственности за их нарушение наделены правоохранительные и судебные органы. Специальную роль в данной деятельности исполняют канцлер юстиции и омбудсмен парламента. Указанные должностные лица назначаются президентом республики, но независимы в своей деятельности и обладают всеми инструментами и правами, необходимыми для проведения расследований и принятия надлежащих мер.

Для рассмотрения обвинений против высших должностных лиц (членов правительства, канцлера юстиции, омбудсмена, членов верховного или административного судов) создан специальный институт - Государственный суд. Он полномочен рассматривать обвинения и против президента страны.

Особенностью государственной службы Финляндии является то, что ее структура является стройной, постоянной, а аппарат - малочисленным. Права, обязанности и ответственность финских государственных служащих детально закреплены и досконально контролируются. Например, принятие управленческих решений на государственной службе предполагает несколько этапов согласования, что обеспечивает минимизацию проявления коррупционной составляющей. При этом если окончательное решение отличается от предложенного государственным служащим, он может не привлекаться к юридической ответственности, если подаст жалобу.

В Финляндии для государственных служащих установлены этические руководящие принципы и разработаны кодексы поведения. Нормы, закрепленные в кодексах этики, призваны не допускать проявлений коррупции, неправомерного поведения, неискусного руководства и неэффективного управления. Особенно, следует отметить, что в Финляндии развит принцип доверия к власти и принцип социального равенства. Граждане доверительно относятся к деятельности государственных органов, уверены в их беспристрастности, объективности и законности принимаемых ими решений, что подтверждается данными исследований. Например, 75% из 2000 опрошенных граждан больше всего доверяют полиции . В свою очередь, к ответственности за коррупционные правонарушения и преступления привлекаются лица вне зависимости от их социального положения и занимаемой должности. То есть в данном случае не применяется правило иммунитета.

Основным принципом труда государственной администрации в Финляндии является публичность. Каждый гражданин имеет право ознакомится с записями обсуждений и протоколами государственной администрации, так как они открыты.

Средства массовой информации Финляндии обладают независимостью и саморегулируемы, поэтому они являются одним из мощнейших факторов контроля. Опубликованная информация выступает поводом для реагирования органов государственной власти.

Высокий уровень образованности граждан, открытый доступ к официальным документам, четкое распределение полномочий государственных учреждений, возможность подачи жалобы на действия служащих, профессиональная юридическая помощь - являются факторами, снижающими уровень коррупции.

Также одним из важнейших принципов на государственной службе признается честность при исполнении служебных обязанностей. Профилактика антикоррупционных правонарушений на государственной службе построена на требованиях, предъявляемых к государственным служащим, вежливом отношении к гражданам, высокооплачиваемой деятельности и четкого управления. В Финляндии государственная служба открыта для всех граждан, и, как правило, это люди с высоким уровнем образования.

При прохождении государственной службы пристальное внимание уделено дисквалификации и урегулированию конфликта интересов, которые предусматривают прямой контроль в выполнении общественных задач. Должностные лица любого уровня должны уведомить свое руководство о возникновении конфликта интересов. Дисквалификация государственного служащего применяется при малейшем проявлении кумовства, товарищества или патроната. Основания для дисквалификации законодательно закреплены , например, близкое родство государственного служащего и лица, чьи вопросы разрешаются.

Если выявляются факты причастности государственного служащего к коррупционным преступлениям (например, вымогательству взятки), то к нему, помимо уголовно наказуемых мер, применяется «общественный позор». Дела о коррупционных преступлениях в Финляндии детально обсуждаются в средствах массовой информации, всегда имеют обширный общественный резонанс, следовательно, решения суда в отношении коррупционеров всегда объективны. Это в дальнейшем препятствует трудоустройству на престижную работу.

Социальное и материальное обеспечение служащих является одним из главных факторов, останавливающих распространение коррупции. Финляндия в борьбе с коррупцией активно применяет международно-правовые инструменты, приводит свое законодательство и практику в соответствие с международными нормами и стандартами, а также сотрудничает с различными организациями и странами в данной области. Она подписала и ратифицировала основные документы, в том числе Конвенцию Европейского Союза (ЕС) о борьбе с коррупцией 1997 г. , Конвенции Совета Европы 1999 г. по уголовной ответственности за коррупцию , Конвенцию ООН против коррупции 2003 г.

Основными средствами противодействия коррупции во Франции традиционно выступают уголовное законодательство, административные процедуры и административный контроль. В настоящее время пристальное внимание уделяется урегулированию и предотвращению конфликтов интересов на государственной службе. Центральная идея, реализуемая на практике, - обеспечить взаимосвязь административного контроля и уголовного преследования, а также разработать механизм урегулирования конфликта интересов.

Уголовным кодексом Франции установлены 16 видов преступлений в сфере коррупции. Ж. Марку предлагает возможным систематизировать их следующим образом:

  • - использование своей должности в личных интересах для получения доходов либо иных ценностей (взяточничество);
  • - коррупция как достижение любой выгоды для себя или кого-либо путем нелегальных сговоров;
  • - использование своего влияния на принятие решений в целях получения или предоставления выгоды («торговля влиянием»);
  • - вторжение в разрешение дела, в котором имеется личный интерес;
  • - фаворитизм (предпочтение) .

Следует подчеркнуть, что наряду с традиционными имеют место новые виды преступлений, что предопределено развитием форм коррупционных проявлений, в том числе в рамках международной коррупции. Подобного рода преступлением является фаворитизм (предпочтения). Данное преступление предполагает следующие деяния: использование связей при получении организациями неоправданных льгот (завышение стоимости контрактов); нарушение процедур. При этом преследование лиц, замеченных в подобных операциях, возможно и в случаях, когда не представляется возможным установить факт получения ими выгоды.

Также в 2007 году в результате ратификации Конвенции ООН против коррупции были введены новые преступления коррупционной направленности: коррупционные правонарушения в отношении иностранных служащих; коррупционные правонарушения с использованием служебного влияния на международные организации, их сотрудников.

Наряду с уголовной ответственность особое значение отводиться административным процедурам и административному контролю. Государственные служащие обязаны декларировать данные о своем имуществе как при поступлении на службу и ее прохождении в рамках реализации предоставленных полномочий, так и по ее окончанию. Независимая комиссия изучает указанные данные (декларации) и в случае выявления фактов не соответствия в изменении имущественного состояния государственного служащего передает материалы в прокуратуру. Обязанность декларировать имущество, принадлежащее служащему, адресовано к руководителям организаций публичного сектора .

Субъектами административного контроля выступают руководители организаций, ведомственные инспекции, Счетная палата и Центральная служба предотвращения коррупции. В соответствии со ст. 40 ч. 2 УПК Франции государственный служащий, до сведения которого при исполнении соответствующих полномочий дошла информация о коррупционном факте, обязан немедленно сообщать прокурору.

Специальным органом противодействия коррупции является Центральная служба предотвращения коррупции, которая была создана в 1993 году в соответствии с положениями Закона «О предотвращении коррупции и о прозрачности экономической деятельности и публичных процедур».

Данный орган выступает самостоятельной межведомственной структурой при министре юстиции, ее руководителем является один из членов судебной магистратуры, а ее сотрудниками выступают служащие, назначенные из представителей различных ведомств. Изначально служба наделялась функциями по расследованию. Однако Конституционный Совет Франции признал данные положения неконституционными, так как указанные полномочия не были ограничены и реализовывались без гарантии на судебную защиту.

В настоящее время Центральная служба предотвращения коррупции реализовывает следующие задачи:

  • - содействует и советует различным политическим, административным и судебным органам по делам о коррупции по их запросу (например, префектам, финансовым судам, антимонопольной службе, органу надзора в сфере финансовых рынков и другим). Тем не менее, число таких запросов уменьшается, что связано с недостаточным влиянием Службы и формированием тенденции к сокрытию дел уголовного характера;
  • - собирает и разбирает информацию по делам о коррупции (обнаружение, предотвращение и издание ежегодного доклада об этих правонарушениях);
  • - оказывает помощь в области международной борьбы против коррупции, например, участвует в мероприятиях по противодействию коррупции по решению Совета Европейского союза 2008 года и в рамках Организации экономического сотрудничества и развития .

Также интересным фактом, как указывает Л.М. Колодкин, является создание Правительством Франции в 1995 г. Комиссии по деонтологии государственной службы, предназначение которой заключается в определении совместимости будущей профессиональной деятельности служащего после оставления государственной службы с его полномочиями на государственной службе. Комиссия по деонтологии государственной службы выступает в роли своего рода фильтра, не дозволяющего государственным служащим использовать свое служебные возможности в своих меркантильных интересах, а также в интересах частных или государственных компаний. Следует отметить, что Комиссия по деонтологии государственной службы не рассматривает вопросы обратного движения на государственной службе, то есть не анализирует положение тех, кто поступает на должности государственной службы с должностей в частных компаниях .

Таким образом, практика борьбы с коррупцией во Франции показывает наличие сходных способов противодействия коррупции в системе установленных ограничений для государственных служащих. Однако во Франции разработаны механизмы их реализации, например, созданы Центральная служба предотвращения коррупции, Комиссии по деонтологии государственной службы, в то время как в Российской Федерации подобные организационные элементы системы противодействия коррупции отсутствуют.

Проведенный анализ опыта противодействия коррупции в Финляндии и Франции как представителей Европы позволил выявить положительные меры, заимствование которых возможно на государственной службе во ФСИН России. К ним относятся:

  • - совершенствование механизма материального и социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  • - развитие у граждан доверия к сотрудникам ФСИН России (например, освещение деятельности органов и учреждений в СМИ, размещение информации о коррупционерах и борьбе с ними и т.д.). Необходимо формирование положительного общественного мнения о сотруднике и повышение престижа профессии в связи с тем, что в настоящее время у граждан сложился негативный образ сотрудника, жестоко обращающегося с осужденными и вымогающего у них взятки;
  • - освещение в СМИ всех фактов коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  • - создание независимого органа по борьбе с коррупцией, непосредственно подчиненного Президенту Российской Федерации.

Оценив Францию на 69/100, Transparency International приравняла ее к Эстонии и Катару.

Avec un score de 69/100, Transparency International la compare à l’Estonie et au Qatar.

site du Transparency International

Когда в СМИ идет разговор о коррупции, то журналисты сразу приводят в пример страны Африки. И действительно, если посмотреть на карту индекса восприятия коррупции (CPI) организации Transparency International , то можно убедиться, что самые коррумпированные государства в мире находятся в Африке и на Ближнем Востоке.

Однако ситуация с уровнем коррупции и в развитых странах далека от удовлетворительной. Так, Франция, по уровню CPI в мире, находится на 26 месте из 175, и на 15 месте из 31 по уровню CPI среди стран Западной Европы. Transparency International (TI) ей поставила оценку в 69/100. Такую же оценку получили Эстония и Катар. Это неплохо, если сравнивать с Россией и Украиной (соответственно 136 и 142 место в мировом рейтинге с оценками 27/100 и 26/100). Или Болгарией, Грецией и Румынией, которые замыкают европейский список. Но Франции все же есть к чему стремиться: перед ней в рейтинге стоят почти все государства Северной Европы.

Отсутствие разделения властей

Странно представить себе, что Франция, где еще Шарль-Луи Монтескье говорил о необходимости разделения властей, сегодня отстает от своих соседей в этом отношении.

Если, например, в Италии прокуроры независимы от государства, и в стране действует агентство по борьбе с коррупцией с бюджетом в 60 млн. евро, то во Франции власть и юстиция остаются связанными, пишут авторы книги «Comprendre et lutter contre la corruption » («Понять и бороться с коррупцией»), которая вышла в апреле этого года.
.
Недостаток средств в бюджете и попросту нехватка представителей судебных чинов привели к тому, что ряд дел, в том числе связанных с крупными финансовыми махинациями, закрываются, потому что их некому вести.

До недавних пор на весь Юго-Восток Франции и Корсику приходился всего один единственный судебный следователь, ведущий дела, связанные с экономическими преступлениями.

Хорошо демонстрирует отсутствие разделения властей и такой орган, как Республиканский суд (Cour de Justice de la République). В нем рассматриваются преступления находящихся у власти членов правительства. На решения этого суда зачастую могут повлиять близкие к власти политики, поэтому объективность этой инстанции всегда вызывала сомнение в Совете Европы.

Президент Франсуа Олланд давал предвыборное обещание расформировать эту судебную инстанцию и придать прокурорам больше независимости. Но судя по всему, он не торопится это сделать.

Недоверие к власти

Опрос газеты Le Monde в 2014 году показал, что 65% французов считают политиков коррупционерами, причем 85% уверены, что все действия представителей власти ориентированы исключительно на их личное обогащение .

Эти результаты подтверждает информация, собранная TI. По данным организации, больше всего приговоров во Франции выносится муниципальным служащим и местным депутатам за присуждение государственных контрактов. Причем количество осужденных членов муниципалитетов почти вдвое больше количества осужденных руководителей компаний.

Обвиняемые в основном проходят по 2 статьям: злоупотребление доверием (22%) и конфликт интересов (21%). Кроме того, довольно часто встречаются обвинения непосредственно в коррупции (20%), кумовстве (18%) и незаконном присвоении (17%).

Стоит напомнить, что судебные разбирательства во Франции ведутся довольно долго, что позволяет обвиняемым манипулировать фактами, уничтожать улики и влиять на свидетелей, считают судебные эксперты. В среднем во Франции судебное разбирательство длится 8,8 лет. Самый долгий процесс растянулся на 29,4 года, но в случае 138 дел, время от преступления до вынесения вердикта суда растянулось на 10 с лишним лет.

Как ни странно, в значительном росте громких коррупционных скандалов во Франции организация видит намечающуюся положительную тенденцию. «Это вносит больше прозрачности в общественную жизнь», утверждают представители Transparency International.

Что делать?

Об отсутствии прозрачности французских органов управления в области коррупции в Европейских органах власти знают давно.

В своем отчете о борьбе с коррупцией за 2014 год , Евросоюз выделил четыре основных недостатка Франции в этом отношении.

Речь идет, прежде всего, об отсутствии «политической воли» в борьбе против международной коррупции, присутствии скрытых форм коррупции в отношении государственных заказов, отсутствии жесткого контроля за финансированием предвыборных кампаний, и о зависимости прокуроров от власти.

Некоторые советы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по отношению к борьбе с коррупцией, Франция уже начала выполнять. Так, например, был принят закон по борьбе с налоговыми правонарушениями и крупными преступлениями в финансовой сфере. Но предпринятых мер явно недостаточно. Непрозрачность финансовых систем и органов власти наносит серьезный ущерб имиджу Франции и ставит под сомнение демократические процессы.

«Борьба с коррупцией проходит также через борьбу с финансовыми злоупотреблениями в международной торговле и через контроль за лоббированием интересов», - заявляет в комментарии «Русскому Очевидцу» Жюлиан Него, пресс-секретарь TI France.

Пострадала ли финансово какая-нибудь из сторон от того, что зять Жака Ланга заменил племянницу Мартин Обри на посту директора Национального театра Страсбурга? – задается вопросом журналист Жан-Патрик Грюмберг на сайте Dreuz.info. Нет. Но для того, чтобы бороться с кумовством, одного введения антикоррупционных законов будет недостаточно. Необходимо, чтобы близкие к политическим кругам люди во Франции были согласны играть по одинаковым для всех правилам.

Dès qu’il est question dans les médias de corruption, les journalistes font tout de suite allusion aux pays d’Afrique. Effectivement, si l’on regarde la carte de l’indice de perception de la corruption (IPC) de l’organisme Transparency International , on voit que les Etats les plus corrompus au monde se trouvent en Afrique et au Moyen-Orient.

Cependant, la situation dans les pays développés est loin d’être satisfaisante. Ainsi, la France, au niveau de l’IPC mondial, se trouve au 26ème rang sur 175 et au 15ème sur 31 parmi les pays d’Europe Occidentale. Transparency International (TI) lui a attribué la note de 69/100, comme l’Estonie et le Qatar. Ce n’est pas si mal, si l’on compare avec la Russie et l’Ukraine (respectivement 136ème et 142ème place du classement mondial avec 27/100 et 26/100), ou encore avec la Bulgarie, la Grèce ou la Roumanie, qui viennent clore la liste européenne. Mais la France a encore des progrès à faire: elle se situe derrière tous les pays d’Europe du Nord.

L’absence de séparation des pouvoirs

Il est curieux d’imaginer que la France, où déjà Charles-Louis de Montesquieu évoquait la nécessité d’une séparation des pouvoirs, accuse aujourd’hui sur ce point un retard par rapport à ses voisins.
Si, par exemple, en Italie, les procureurs sont indépendants et que dans ce pays agit une agence anti-corruption avec un budget de 60 millions d’euros, en France, le pouvoir et la justice restent liés, expliquent les auteurs du livre Comprendre et lutter contre la corruption , sorti en avril de cette année .
.
Le manque de moyens financiers et plus simplement l’insuffisance de fonctionnaires de justice a conduit à ce que certains cas, dont plusieurs liés à la fraude financière de grande envergure, soient clos, faute de personnel. Jusqu’à récemment, on ne trouvait qu’un juge d’instruction pour tout le littoral méditerranéen et la Corse capable de traiter les affaires liées aux délits financiers.

Un organe tel que la Cour de justice de la République est un bon exemple de l’absence de séparation des pouvoirs. On y étudie les délits commis sous l’égide des membres du gouvernement. Dans ces affaires, il n’est pas rare que des hommes politiques proches du pouvoir exercent leur influence, c’est pourquoi l’objectivité de telles instances a toujours été mise en doute par le Conseil de l’Europe.

Le président François Hollande avait promis, lors de sa campagne électorale, de dissoudre cette instance et de donner aux procureurs plus d’indépendance. Mais il n’est apparemment pas pressé de le faire.

La défiance vis-à-vis du pouvoir

Une enquête du journal Le monde datée de 2014 a montré que 65% des Français estiment que les hommes politiques sont corrompus, et que 85% sont persuadés que les représentants du pouvoir agissent exclusivement de manière à s’enrichir personnellement.

Les informations recueillies par TI confirment ces résultats. Selon l’organisation, la plupart des condamnations en France concernent des élus municipaux et des députés locaux pour la passation de marchés publics. Le nombre de fonctionnaires municipaux jugés est presque deux fois supérieur à celui des chefs d’entreprise.

Ils sont généralement condamnés pour 2 raisons: abus de confiance (22%) et prise illégale d’intérêts (21%). En outre, ils sont souvent directement impliqués dans des affaires de corruption (20%), de népotisme (18%) et de détournement de fonds (17%).

Rappelons qu’en France, les procédures judiciaires sont très longues, ce qui permet aux accusés de maquiller les faits, de détruire les preuves et d’influencer les témoins, estiment les experts judiciaires. En moyenne, en France, une procédure judiciaire dure 8,8 années. La plus longue a duré 29,4 ans, mais pour 138 affaires, le laps de temps entre le crime et le verdict s’est étalé sur 10 longues années.

Paradoxalement, l’organisation voit émerger un aspect positif dans l’augmentation significative des grands scandales financiers: « Cela apporte davantage de transparence dans la société », affirment les représentants de Transparency International.

Que faire ?

L’absence de transparence des organes français du pouvoir dans le domaine de la corruption est un phénomène connu des instances européennes depuis longtemps.

Dans son rapport sur la lutte contre la corruption de , L’Union européenne a identifié quatre lacunes principales de la France à ce sujet.

Il est d’abord question d’absence de « volonté politique » dans la lutte contre la corruption internationale, de formes cachées de corruption dans les marchés publics, d’absence de contrôle strict des financements de campagnes électorales et du fait que les procureurs soient dépendants de l’Etat.

La France a d’ores et déjà commencé à appliquer quelques conseils de l’OCDE en matière de lutte contre la corruption
Ainsi, elle a par exemple adopté une loi pour lutter contre les délits fiscaux et les délits majeurs dans le domaine financier. Mais ces mesures ne suffisent pas. L’opacité des systèmes financiers et des organes du pouvoir ternissent l’image de la France et jettent le doute sur les processus démocratiques.

« La lutte contre la corruption passe aussi par la lutte contre les malversations financières dans le commerce international et par le contrôle du lobbying d’intérêts. », déclare Julian Négo, porte-parole de TI, à « l’Observateur Russe »

La France a-t-elle souffert financièrement du fait que le gendre de Jack Lang ait remplacé la nièce de Martine Aubry au poste de directeur du théâtre de Strasbourg ? interroge le journaliste Jean-Patrick Grumberg sur le site Dreuz-info . Non. Mais pour lutter contre le népotisme, les lois anti-corruption ne suffiront pas. Il est indispensable que les citoyens proches des cercles du pouvoir, en France, acceptent de jouer avec les mêmes règles que tout le monde.

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний.

В Уголовный кодекс включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

Французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания.

При этом преследуется главная цель - предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего».

Государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.

Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе.

После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение правительства страны от 11 марта 1988 г. о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.

В 1991 г. во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.

В 1995 г. был принят Закон Ceгена, дающий Счётной палате право контролировать процесс назначения на государственную службу.

Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов.

В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции.

Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу при Минюсте по предотвращению коррупции.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 г. при министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с «отмыванием» нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции крупных французских госчиновников.

В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.


Мэрская история
Все прошлое десятилетие французская коррупция находилась в скрытой фазе — нарушения свершались своим чередом, но особого внимания никто на это не обращал. В 90-е годы тайное становится явным. Арестам все новых и новых политиков давно уже перестали удивляться, счет пошел на двузначные цифры. Самая развращающая своего обладателя должность — мэр. Под следствием их сейчас более дюжины. Наиболее честные среди них брали у фирм деньги для проведения избирательной кампании, обещая потом своим спонсорам посильную помощью на местном рынке. Другие просто воровали из городского бюджета, а потом поступали в соответствии со своими вкусами — меркантильные возводили виллы и коттеджи, легкомысленные путешествовали. Сразу удовлетворить все свои потребности нелегко, поэтому на счету большинства мэров не одно, а сразу несколько дел. Свои ошибки они не спешат признавать. Серьезно пострадал пока один — судя по всему, самый честный.
Разумеется, чтобы воровать, не обязательно быть мэром. В группе риска руководители политических партий (под следствием сейчас два бывших партказначея), министры (трое недавно подали в отставку, поскольку обвинения в коррупции стали уж слишком доказательными), и наконец, просто крупные бизнесмены. В первую очередь Бернар Тапи.

Первым французским политиком, попавшим в тюрьму за коррупцию, был Жан-Батист Тест (1780-1852). В 30-е годы он был министром публичных работ Карла X. Верховный суд Франции приговорил Теста к трем годам тюрьмы, штрафу в 94 тыс. франков и лишению гражданских прав за то, что он предоставил право разработки месторождения каменной соли за взятку. Тогда коррупция считалась делом постыдным, и в тюрьме Тест после нескольких неудачных попыток покончил жизнь самоубийством. После перерыва в полтора века коррупция во Франции расцвела с новой силой. Нынешние политики, в отличие от Теста, считают ее вещью естественной, и желание распрощаться с жизнью кажется им непростительным ребячеством, недостойным серьезного политика. Все, вплоть до потерпевшего крах по всем направлениям своей деятельности Бернара Тапи, сохраняют "дух сопротивления".

Последний король Ниццы стал первой ласточкой
Первым французским коррупционером 90-х стал Жак Медесен, мэр Ниццы. Собственно, Жаком Медесеном в городе его никто не звал, все привыкли к более приличествующему его положению прозвищу Король Жак. И действительно, Медесены установили в Ницце некое подобие наследственной власти: Жак управлял городом 24 года, приняв власть от отца, который провел на троне без малого 38 лет. История показала, что даже короли никогда не могут чувствовать себя в безопасности. В конце 80-х стали один за другим проясняться факты медесеновской биографии. Во-первых, он "отвлек на собственные нужды" средства, предназначенные на работу Оперы Ниццы. Во-вторых, получил 4 млн франков от фирмы по установке дорожных знаков за предоставление крупного заказа. В-третьих... Но Король Жак решил, что и этого более чем достаточно. В 90-м он уехал в Латинскую Америку, гордо заявив, что его слишком донимают социалисты, а своим правым взглядам он не изменит. Четыре года экс-мэр провел в бегах и наконец оказался в Уругвае, где наконец был арестован. Последние 16 месяцев Медесен безвылазно провел в тюрьме (год в уругвайской и 4 во французской, после того как латиноамериканцы в прошлом ноябре выдали его французским властям). Дело близится к логической развязке. На прошлой неделе начался суд, пока что только по одному из многих дел о коррупции, в которых он замешан.
Для первого раза Медесена обвиняют в присвоении вышеупомянутых средств, предназначавшихся Опере Ниццы — в общей сложности 2,5 млн франков. По этому делу экс-мэру грозит три года, штраф до 2,5 млн франков и потеря гражданских прав на 10 лет. Дело это старое: деньги бывший мэр присвоил еще в 1982-м. Они принадлежали ассоциации "Опера Ниццы", которую он возглавлял. Обставлено это было как плата двум иностранным фирмам, которые должны были подыскать певцов для оперы — чего за прошедшие 13 лет так и не сделали. А деньги в конце концов оказались на личном счете Медесена в одном из американских банков. Правда, Медесен говорит, что это просто компенсация ему за понесенный моральный урон. А адвокат Медесена представляет ситуацию еще более невинной — клиент просто не знал, что на его счету лежит 2,5 млн. Впрочем, даже если по этому делу Медесена оправдают, в ближайшее время из тюрьмы ему все равно не выбраться: начнется суд по делу о дорожных знаках.
Но и это не все. Обвинений так много, что это оказалось неожиданным даже для самого Медесена: 66-летний экс-мэр признался суду, что, хотя он невинен, силы его на исходе и он едва ли сможет оправдаться. Третье обвинение против Медесена — в недобросовестном управлении городом. Причем по этому пункту его уже приговорили заочно (в 1992 году) к году тюрьмы и к лишению права занимать публичные должности. Так что наследственное правление в Ницце даже при самом благоприятном для Медесена исходе все равно закончилось.
Процессы всех французских градоначальников удивительно похожи друг на друга. Заочно происходил суд и по делу мэра Ангулема Жана Бушрона. Еще в 1992 году он бежал, причем тоже в Южную Америку, в Аргентину.
Уголовный процесс против него начался после того, как в 1989 году Жорж Шаван, сменивший его на посту мэра, обнаружил недостачу в горбюджете на сумму 164 млн франков. В процессе расследования Бушрону инкриминировали также "использование служебного положения, использование социальных благ в личных целях, покрытие незаконных сделок" и ряд других нарушений закона. Но особенно, как установило следствие, Бушрон любил брать взятки. Предприятия, которые хотели спокойно себя чувствовать на местном рынке, должны были платить мэру установленную им сумму. Для этого в Париже было открыто исследовательское бюро SCCA, на счет которого и переводили деньги желавшие избежать лишних неприятностей бизнесмены. Руководителем этого заведения с 1984 года был Мишель Габод, которого Бушрон характеризовал всем как "талантливого инженера". Он, кстати был осужден на 30 месяцев тюрьмы (15 из них с отсрочкой).
Правда, у инженера Габода остается одна надежда. Большая часть денег, перечисленных в SCCA, направлялась на нужды социалистической партии. Но самому Бушрону надеяться на амнистию не приходится. По крайней мере 1,4 млн франков, незаконно взятых с предприятий, он использовал исключительно на собственные нужды. Образ жизни его совершенно не соответствовал возможностям. Бушрон неоднократно приглашал многих своих друзей на сафари в Зимбабве, плавал с ними на яхте на Антильские острова. К тому же он имел неплохой автомобильный парк — в гараже у него стояли Aston-Martin, Porsche и несколько Ferrari.

Остаться на свободе может только настоящий джентльмен
Коррумпированных мэров во Франции столько, что просто яблоку негде упасть — как иначе объяснить, что Медесена судят в Гренобле, мэр которого Ален Кариньон тоже под следствием. Причем на фоне предъявляемых ему обвинений Медесен выглядит ангелом. Кариньон повел дело гораздо остроумнее. Прежде всего он заручился поддержкой местных правоохранительных органов в лице судьи Филиппа Курруа. А затем уже начал махинации, которые были связаны в основном с системой водоснабжения Гренобля. В 1989 году ее обслуживание было поручено частной фирме Merlin. А что же получил мэр? Во-первых, неплохую квартиру в Париже площадью 280 м2 на бульваре Сен-Жермен. Она, кстати, была для сокрытия следов взята "на баланс" специально созданной мэром фирмы Whip. Во-вторых, около сотни бесплатных полетов на самолетах компании Sinair (Кариньон большой любитель путешествий) плюс 13 млн на личные нужды во время путешествия. И наконец, тысяча мелочей вроде бесплатных курсов английского (необходимость которого объяснялась все той же любовью к путешествиям). В общей сложности — 24,9 млн франков.
Но и Кариньона постигла неудача: он не совсем добросовестно выполнил свои финансовые обязательства по "джентльменскому соглашению" с судьей, и тот, обидевшись, дал ход делу. Мэр Гренобля (он же бывший министр коммуникаций) был посажен вместе со своим помощником Жаном-Луи Дютарелем по подозрению в коррупции. Идет разбирательство. Интересно, что горожане, за счет которых подсудимый, собственно, и наживался, встали горой на защиту мэра. Сразу после ареста улицы заполнились народом. Толпа не была так наивна, чтобы верить в безгрешность кого бы то ни было; ее мнение можно сформулировать примерно так: "Почему посадили именно нашего Кариньона, когда там, наверху, они все такие?" Гренобльцы с радостью встретили известие, что Кариньон не пал духом и собирается бороться.

Колониальная идиллия
Перенесемся на время на далекие Антильские острова — чтобы убедиться, что нравы везде одни и те же. В конце прошлого года здесь был взят под арест Эдуар Шаммугон, бывший депутат Гваделупы и мэр гваделупского городка Бе-Маоль. Экзотические названия скрывают все ту же сущность: коррупция и еще раз коррупция (правда, в не столь больших размерах, менее миллиона франков). Но главное, Шаммугон сумел все красиво обставить. Бе-маольчане считали его настоящим отцом города — не было свадьбы или похорон, на которые он бы не зашел. Найти путь к сердцу местных жителей нетрудно. Всегда у мэра находились деньги, чтобы поддержать молодую пару или безутешную вдову. Дело, как показало только что закончившееся следствие, объяснялось, как и обычно, взятками, полученными в обмен на продвижение в городе ряда фирм. Интересно, что горожане так полюбили Шаммугона, что даже после обвинения во взяточничестве его популярность не уменьшилась. Как и в случае с Медесеном, в Бе-Маоле наблюдается явная династическая тенденция. После отставки Шаммугона самый вероятный кандидат — его жена. Может быть, она хочет стать правительницей, пока не повзрослеет малолетний сын?

Страдают всегда самые лучшие и честные
И все же, прежде чем переходить к главному действующему лицу мира французской коррупции, хочется какого-то позитива. На общем фоне этим отрадным явлением вполне можно считать Жана Франку. Да, он воровал и брал взятки (какой же мэр этого не делает), но зато по первому требованию суда возместил государству ущерб в 4 517 530 франков. Франку, мэра Салон-де-Прованса, обвинили в присвоении и растрате крупной суммы, принадлежащей двум обществам социальной защиты населения. Республиканский прокурор потребовал, учитывая чистосердечность раскаяния, 20 месяцев заключения с отсрочкой и штрафа в 400 тыс. франков.
Мэром Салон-де-Прованс Жан Франку был в 1956-89 гг. В период с 1971 по 1989 год, будучи сенатором департамента Буш-дю-Рон, Франку, пользуясь своими полномочиями и договорившись с руководителями двух публичных обществ, которые занимались социальной защитой населения, — Комитета социального действия и Бюро по развитию — снял с их счетов чуть больше 4,5 млн франков. Франку и не отрицал этого, объясняя, что полученные деньги потратил на свою предвыборную кампанию. Утверждая, что в те годы он был единственным центристом и пытался защитить страну от нападок "левых", Франку надеялся, что смягчит грозящее ему наказание: в соответствии с французскими законами трата украденных денег на политическую борьбу является смягчающим обстоятельством. Но, несмотря на полное раскаяние, подсудимый все же был не до конца искренен. Ни один из множества знакомых и друзей Франку не смог привести фактов, подтверждающих, что Франку тратился на политическую борьбу. Поэтому прокурор ему не поверил — тем более что деньги снимались, как правило, перед рождественскими праздниками и летними отпусками — в те периоды, когда довольно странно устраивать предвыборную кампанию. Однако он учел, что Франку, не дожидаясь окончания судебного разбирательства, возместил, не в пример другим мэрам, все незаконно снятые со счета суммы, поэтому потребовал столь мягкого приговора.
Есть еще ряд мелких дел, на общем фоне не заслуживающих внимания. Например, 77-летнего мэра города Вара Мориса Аррекса, которого обвинили в получении 500 тыс. франков от компании Campenon Bernard на собственную предвыборную кампанию, которую он поручил организовать известному тулонскому мафиози Жану-Луи Фаржету. Но Аррекс заявил, что это все ложь, потому что он до последнего момента не мог решить, стоит ли баллотироваться. Суд пока не может продвинуться дальше.
И все же единственным по-настоящему честным отцом города был, судя по всему, мэр-коммунист Жан Виньерон. Не выдержав "атак ниже пояса", инсинуаций и прочего, он попросту покончил с собой. За несколько дней до этого собрались власти района, чтобы выяснить в русле понятного общего недоверия к деятельности городских властей, насколько правомерно использовались общественные фонды Шатонеф-сюр-Шер. Но Жан Виньерон на заседание не пришел. С него довольно. Он слишком страдал от общего недоверия к профессии мэра. Последние месяцы Виньерон получал много анонимных звонков — его спрашивали, почему он ни с кем не делится. Но делиться, судя по всему, действительно было нечем: как показало следствие, Жан Виньерон ни в каких злоупотреблениях властью виновен не был.

Лидер французских коррупционеров
Речь идет о Бернаре Тапи. По популярности с ним не сравнится ни один французский коррупционер. Миллионер (теперь уже бывший), крупный бизнесмен, член Национальной ассамблеи Франции и Европарламента, кандидат (тоже бывший) на пост мэра Марселя... Ъ уже не раз писал о процессе над ним. Обвинений становилось все больше, но Тапи каким-то чудом выходил сухим из воды и даже продолжал заниматься политикой. И все же — даже грустно об этом писать — теперь это дело подходит к концу. Французский суд все-таки признал Тапи банкротом, не удовлетворив его апелляцию. Тапи, как теперь доказано, применял остроумный прием, он умышленно приводил все свои многочисленные фирмы к банкротству, скрывая доходную часть их бюджета; таким образом ему удавалось сокрыть значительные суммы от налогов, а затем и присвоить их. Для возвращения полученных Тапи кредитов Credit Lyonnais арестовал его квартиру с мебелью XVII века (аукцион состоится в декабре). Суд открыл путь для процедуры юридической ликвидации его фирм. А главное, Тапи в течение ближайших пяти лет запрещено занимать официальные должности.
Так что Тапи не сможет баллотироваться в марсельские мэры, как собирался. При всей сомнительности своего морального облика Тапи человек сугубо общественный. Он действительно не может жить без политики — пусть даже главная его политическая задача добиться собственной выгоды. Поэтому, узнав о решении суда, он пошел даже на такую унизительную для себя меру, как личное письмо премьер-министру, в котором униженно просил не лишать себя возможности баллотироваться в мэры, упоминая при этом "демократические традиции французских властей". Судя по всему, Балладюр не собирается делать для Тапи исключения.
Между прочим, в деле Тапи замешан и еще один из дюжины преступных мэров — Жак Меллик, градоначальник Бетюна. Он помогал Тапи с помощью лжесвидетельствования. Но ему не повезло, и из разряда свидетелей он перешел в обвиняемые.

Общества-ширмы и общества-такси
Распространение коррупции предполагает существование хороших способов для ее осуществления. Чем же тут могут похвастаться французы? Похвастаться есть чем. Выше уже говорилось об изобретении гренобльского мэра, обществе Whip — специальной структуре, нужной исключительно для того, чтобы через нее получать взятки. Такая фирма получила название общества-ширмы. Этот замечательный способ распространен сейчас во Франции очень широко. Когда в октябре 1994 года глава Республиканской партии Франции Жерар Лонге, бывший министр промышленности, ушел в отставку, всем было понятно, что дело тут не только в повышенном интересе общественности к строительству Лонге роскошной виллы в Сен-Тропе (фешенебельный курортный город на средиземноморском побережье Франции). Главные вопросы вызывали две его фирмы, Avenir 55 и Investel. По мнению судей, Avenir 55 — типичное общество-ширма, которым Лонге просто прикрывал получение взяток от фирмы Cogedim и использование их на свои нужды. Лонге, запутавшись в объяснениях, чем занимались его общества, сказал, что их существование объясняется его желанием "вести активный и самостоятельный бизнес", но не мог не признать, что брал деньги со счетов обществ на свою виллу.
Устройство и способ работы другой разновидности, обществ-такси, объясняет следующий пример. Дело началось с самой банальной налоговой проверки строительной фирмы некоего г-на Леклера и ввиду незначительности скрытой от налогов суммы казалось заурядным. Но расследование привело к "кабинету по проведению строительных исследований" Girault, а он уже работал по-крупному. Собственно, единственная задача кабинета в том и состояла, чтобы выписывать фальшивые фактуры за якобы проведенные проектные работы. Примерно 50% суммы (с хороших знакомых меньше — процентов 20-25) фирма получала за услуги, а остальное отдавала "заказчику", который получал таким образом нигде не учтенную наличность. К чести тех, кто пользовался услугами Girault, надо отметить, что средства не попадали в частный карман, а использовались для подкупа с целью захвата новых рынков. Кабинет Girault и был самым типичным примером общества-такси.
В канун Рождества Ноэль Жиро был арестован, вскоре вслед за ним последовал и Леклер. Но на этом дело не кончилось. Продвигаясь по цепочке дальше, полиция нашла еще более крупную добычу: услугами кабинета пользовались 20 крупных строительных фирм. 6 руководителей были арестованы. Среди них был, в частности, коммерческий директор Cegelec, парижского филиала Alcatel-Alsthom. Его обвинили в получении от Girault фактуры на 220 тыс. франков. За вычетом причитающегося Girault процента деньги в виде взятки окольным путем были отправлены в адрес общества Trans-Manche Link (оно занимается эксплуатацией туннеля под Ла-Маншем) для получения заказа. Путь оказался таким длинным, что судьи до сих по не могут найти этих денег. Работа органов продолжается. Следствие считает, что и обнаруженные два десятка фирм только надводная часть айсберга, а услугами Girault пользовалось, по выражению следователя, "добрых пять дюжин" предприятий. Фальшивых фактур было выписано на 54 млн франков.
Огромные возможности по использованию обществ-такси для фальшивых фактур представляет публичное строительство и обслуживание домов. А модернизация дешевых домов для бедных стала для предпринимателей настоящей манной небесной: строительство, реконструкция, эксплуатация — все поручается частным фирмам, и за все платит город, то есть как бы и никто. Как и в случае с политиками, все подобные дела совершались в 80-х, а расплата наступает сейчас. В 1987 году Cofreth обязалась обслуживать отопление в 14 тыс. домов за 80 млн франков в год — явно завышенная сумма. Теперь президент общества уже сидит. Еще один пример: два общества, Somatem и CG2A, взяли на себя 3/4 всего парка лифтов одного из кварталов Парижа. За это они намеревались получать по 120 млн франков ежегодно. Оставшуюся четверть лифтов взялось обслуживать общество CPR — тоже по чересчур высокой цене. Его шеф Кристиан Кюрте на допросе и не скрывал, что для получения заказа встретился с Жоржем Перолем, тогдашним главой Службы публичного строительства — приятелем, кстати, Ширака — и передал ему некоторую сумму. Некий Франсис Пулен через того же Пероля подрядился произвести за 35 млн франков окраску фасадов домов. Общая сумма полученных в последнее время с помощью взятки заказов — более 3 млрд франков.
Однако помимо хитроумных подставных обществ сохраняются и дедовские способы обращения с полученными благодаря коррупции средствами. В прошлом месяце французские таможенники Женевского аэропорта задержали человека — и как оказалось, не зря, потому что это привело к обнаружению хорошо налаженного канала нелегального перевода денег из Франции в Швейцарию. Обслуживали канал всего двое: 70-летний швейцарец и француз — сотрудник Societe Fiduciaire Suisse (SFS), крупного финансового института, имеющего представительства по всей Швейцарии и на западе Франции. Они регулярно отправляли средства в Швейцарию. Как признался арестованный швейцарец, через границу он лично переправил 60 млн франков. Перемещение через границу было организовано по самой примитивной схеме, которая, однако, бесперебойно работала целых два года: упомянутый выше швейцарец проносил деньги в банальном чемоданчике с двойным дном. Когда его арестовали, там лежал миллион в 500-франковых купюрах. Владелец чемоданчика был страшно напуган — видимо, он настолько привык к безнаказанности, что совсем потерял страх. Прямо на глазах у многочисленных свидетелей он попытался подкупить таможенников, сунув каждому по несколько сотен тысяч. Но это привело лишь к тому, что среди предъявленных обвинений появилась и статья "подкуп должностных лиц". В течение двух лет с абсолютной регулярностью швейцарец совершал перелеты Париж--Женева (всего 60 раз), перевозя за раз ровно по миллиону. В Швейцарии он передавал содержимое чемоданчика в Societe Fiduciaire Suisse. Деньги, оказывается, никуда не были израсходованы: ожидались распоряжения из Франции. От кого — пока неизвестно.

Активность кого угодно собьет с толку
Функции ширмы или такси общество может выполнять наряду и с обычными функциями. Так произошло в случае фирмы Eurocef, которую использовал гендиректор одного из отделений крупного французского банка Credit Agricole Пьер Бурбье вместе с Пьером Беранжье, своей "правой рукой". Возглавив несколько лет назад филиал банка, Бурбье начал проводить крайне смелую, решительную и опасную политику экспансии. Он вкладывал деньги, начинал честолюбивые проекты, образовывал множество обществ и СП. Поэтому никого особенно не удивило, когда он, воспользовавшись своим положением, вплотную занялся обществом Eurocef. Это была крошечная фирма-посредник на рынке недвижимости с капиталом всего в 50 тыс. франков, но Бурбье представил ее как солидное предприятие с оборотом в десятки миллионов франков. Эта цифра взялась из объемов продаж недвижимости Eurocef на далекой Мартинике, хотя из них только небольшой процент составил доход фирмы, которая выступала в данном случае всего лишь посредником. Итак, руководство Credit Agricole, поверив разговорам о миллионах и под впечатлением бешеной энергии Бурбье, решило принять участие в деятельности Eurocef, вложив в нее 4 млн франков — то есть в 80 раз больше собственного капитала фирмы. Но фирме это не помогло — очевидно, помогло кому-то другому, в частности самому Бурбье. Ее деятельность, несмотря на многократное увеличение капитала, продолжала оставаться убыточной. Оказалось, в частности, что, когда фирма реализовала большую амбициозную программу строительства Novaparc (одобренную, благодаря щедрости Бурбье, местными властями), Бурбье и его помощник забрали примерно половину доходов от продажи недвижимости. Еще одной крупной и сомнительной операцией стала покупка Eurocef исследовательского института BVA за 20 млн франков и последующая его перепродажа за гораздо большую сумму отделению Credit Agricole. Что теперь делать с этим никому не нужным институтом, неизвестно.
Действует в своих личных интересах и начальство рангом повыше. В прошлом году в строго конфиденциальном порядке Комиссия по биржевым операциям передала в судебные органы результаты своего расследования: Elf-Aquitaine и печально известный Credit Lyonnais осуществляли поразительно щедрое финансирование группы Bidermann. Такое щедрое, что на этом фоне известное "хорошее отношение" банка к Бернару Тапи кажется образцом беспристрастности и честности. Расследование началось с темных и необъяснимых с точки зрения логики честного человека мест в финансовом отчете Bidermann International, филиала Bidermann SA. Сначала Bidermann International уступает Elf контроль над своим американским филиалом Bidermann Industries. А затем снова получает этот контроль благодаря все той же Elf и Credit Lyonnais. Отчасти объясняет ситуацию то, что операция была произведена непосредственно перед тем, как глава Elf Лоик Ле Флош-Прижен покинул фирму (его заменил Филипп Жафре), а из Credit Lyonnais тоже ушел его глава Жан-Ив Аберер (уступив место Жану Пейрелеваду).
Подробнее сделка выглядела следующим образом. Bidermann International искала 160 млн франков для покупки текстильной группой Armand Thiery. Эти деньги дало общество SA Epic, специально для выдачи этих денег и созданное. Оно — филиал Elf. Epic передает Bidermann деньги в обмен на 14% акций Bidermann Industries, американского филиала Bidermann. Таким образом, Epic, представляющее Elf и Credit Lyonnais, стала акционером Bidermann. Затем Bidermann передала Epic еще 4% своих акций, позже еще 24% акций Bidermann Industries. В конце концов за 310 млн франков Epic получает все акции американского филиала Bidermann. Но близится время ухода Лоика, и начинается осуществление новых операций прямо противоположного характера. Получив 310 млн, Bidermann 150 из них кладет в свою кассу, а за оставшиеся 160 млн покупает... фирму Epic, а с ней и проданный ей свой американский филиал Bidermann Industries. Таким образом, Bidermann возвращает себе контроль над американским филиалом, получив между тем от Elf и Credit Lyonnais в общей сложности 500 млн франков. На прощание Elf и Credit Lyonnais сделали Epic еще один подарок — 5-летний кредит на 177 млн на смешных условиях — 0,5% годовых. Причем даже и об этих чисто условных процентах (их сумма — 9,5 млн) Bidermann не приходится заботиться: в уплаченные за Epic 160 млн включена и эта сумма.
Насчет Bidermann Комиссия по биржевым операциям обнаружила еще один любопытный факт. Общество задолжало своему собственному президенту 126 млн. Этот долг выкупили две швейцарских фирмы, MB Holding и Finance SA. Странность в том, что обе возглавляет Морис Бидерманн, а деньги для покупки взяли все у той же образованной Elf фирмы Epic. Итак, вырисовывается следующая картина: Elf и Credit Lyonnais обвиняются в злоупотреблении властью и общественным доверием, что же касается Мориса Бидерманна, то его обвиняют в покрытии этих злоупотреблений и в фальсификации предоставляемой общественности информации.

ЕКАТЕРИНА Ъ-ДЕМЬЯНОВА, АЛЕКСЕЙ Ъ-КАМЕНСКИЙ

Антикоррупционное законодательство Франции. В рамках настоящего доклада речь пойдет об антикоррупционном законодательстве Франции и мерах которые предусмотрены им. Может быть данная ситуация имеет место быть из-за того что антикоррупционное законодательство Франции уже давно опирается на комплексный подход к решению проблемы может быть дело в различном менталитете. Первые шаги в области противодействия коррупции во Франции на законодательном уровне были сделаны еще в начале ХХ века.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ПЛАН

Введение………………………………………………..…….….……..3

Антикоррупционное законодательство Франции………..........….....4

Заключение………...…………………………………………………...9

Список использованных источников и литературы...……………...10


ВВЕДЕНИЕ

В современной России борьба с коррупцией является важной и актуальной проблемой. Ежегодно издаются десятки нормативных правовых актов, направленных на борьбу с этим пагубным общественным явлением. Однако о высокой эффективности предпринимаемых мер говорить не приходится. В этом отношении тем более важным является учет и эффективное применение антикоррупционных мер, предусмотренных законодательством зарубежных стран и, в особенности, тех их них, которые принесли положительные результаты. В рамках настоящего доклада речь пойдет об антикоррупционном законодательстве Франции и мерах, которые предусмотрены им.

Франция и Россия обладают на настоящий момент достаточно высоким уровнем коррупции, хотя Россия, конечно, лидирует. Ноэль Понс, директор французского Центра противодействия коррупции, высказался по этому поводу: «Взятка — это самая настоящая коррупция. А по нашим данным, только 20 % населения ангельски чисты и сразу попадают в рай, не взяв за свою жизнь ни одного сантима. Еще 20 % — злостные коррупционеры, которые ни перед чем не останавливаются. А оставшиеся 60 % хотели бы участвовать в незаконных действиях, но просто боятся» 1 . Может быть, данная ситуация имеет место быть из-за того, что антикоррупционное законодательство Франции уже давно опирается на комплексный подход к решению проблемы, может быть дело в различном менталитете. Ответить на эти вопросы мы в том числе постараемся в процессе исследования.

Первые шаги в области противодействия коррупции во Франции на законодательном уровне были сделаны еще в начале ХХ века. Основными средствами такого противодействия являются создание специальных органов, основной функцией которых является контроль за должностными лицами различных уровней и рангов, введение квалифицированной ответственности за правонарушения в данной области для этих категорий лиц и т.д.


Антикоррупционное законодательство Франции

Особенность французского антикоррупционного законодательства заключается в том, что государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.

Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частном секторе. После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение правительства страны от 11 марта 1988 году о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев 2 .

В 1990 году был принят Закон о финансировании политических партий, который ввёл ограничения на предоставление политическим партиям средств от физических лиц или предприятий, в том числе на проведение избирательных кампаний. В 1993 году была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, наделённая контрольными функциями.

Причиной тому послужил не крупный финансово-экономический скандал, который, что называется, стал последней каплей. Дело в том, что в 1993 году во Франции все политические партии — правящие или оппозиционные — финансировались либо из частных фондов, либо на благотворительные пожертвования. Причем с грубейшими нарушениями законодательства.

Тогда же, в 1993 году, и появился Всефранцузский антикоррупционный центр. Всего 14 сотрудников: юристы, полицейские, следователи, судьи и так далее. Уже упоминаемый нами ранее Ноэль Понс, раньше был финансовым контролером, потом написал программный труд, ставший бестселлером — «Белые воротнички — грязные руки». Это о коррупции при покупке игроков и целых футбольных клубов.

Антикоррупционный центр не расследует уголовные дела, он определяет юридическо-правовые механизмы, а главное — объясняет, что является коррупцией в каждом конкретном случае.

Вот что думает по этом поводу директор французского Центра противодействия коррупции: «Черные кассы, уход от налогов, нелегальные счета, подкуп должностных лиц. Конечно, существует простой налоговый контроль. Если при зарплате в 3 тысячи евро в месяц кто-то ежегодно меняет автомобиль или покупает квартиру, это коррупция в чистом виде» 3 .

Если звонят, то по случаям так называемой мелкой коррупции. По делам, где задействованы миллионы евро, обращаться в Антикоррупционный центр не будут.

Кроме того, в 1991 году во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 году был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.

В 1995 году был принят Закон Сегена, дающий Счётной палате Франции право контролировать процесс назначения на государственную службу. Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с законом каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан представить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов 4 .

В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, министерства внутренних дел, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу по предотвращению коррупции при Министерстве юстиции Франции.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 году при Министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин». Этот орган создавался для борьбы с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и – как следствие – о коррупции крупных французских госчиновников. В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть 5 .

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний.

Первое направление получило развитие ещё в 1919 году, когда в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тысяч франков. В 1946 году, затем в 1992 году в связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

И всё же французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. При этом преследуется главная цель – предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего» 6 . Французские законодатели менее суровы, чем американские. От чиновников не требуется подача декларации о доходах, а соблюдение ограничений на профессиональную деятельность после увольнения чиновника с государственной службы контролируется менее строго.

В заключение также хотелось бы немного обратиться к истории борьбы с коррупцией во Франции. Самый громкий процесс во Франции за последние десятилетия (хотя речь идет о суммах, по российским меркам, просто смехотворных — 500 миллионов евро) — дело нефтяной компании «Эльф 7 ». 37 подсудимых, 30 осужденных. Кого-то пришлось искать за границей.

Процесс «Эльф» еще называли «французской сагой». Помимо грязных денег здесь была и большая любовь. Кристин Девье Жонкур, любовница бывшего министра иностранный дел Франции Ролана Дюма, штатный агент «Эльфа», напишет даже книгу об этом.

Десять лет это уникальное дело вела судебный следователь Эва Жоли. «У меня появилось столько врагов! Мне угрожали, меня прослушивали. Мне просто повезло, что у меня двойное гражданство, так что после дела «Эльфа» я смогла вернуться на родину» 8 , — говорит бывший судебный следователь.

Теперь Эва Жоли живет в Норвегии. Будучи советником по вопросам коррупции норвежского правительства, она, оперируя бюджетом в 3 миллиарда долларов в год, решает проблемы коррупции на международном уровне.

Эва Жоли, советник правительства Норвегии по вопросам коррупции, бывший судебный следователь Франции: «Главное, чем может гордиться Франция в этом вопросе, это институтом специальных судебных антикоррупционных следователей. Нас только в Париже тринадцать, и у нас есть полная власть над всеми. Только мы решаем, какими методами вести расследование. Может кто-то их посчитает не слишком либеральными (например, прослушка телефонных разговоров), но это действует эффективно» 9 .

В 2003 году Эва Жоли выступила с инициативой создания Международной антикоррупционной хартии, главная цель которой — лишение любого иммунитета политических деятелей за коррупцию. А также аресты счетов за границей. Даже членам семей функционеров запрещают их открывать. И это действует.

Знаменитый процесс по делу бывшего премьер-министра Франции Алена Жюппе — так называемое дело о мертвых душах. Будучи лидером правящей партии, он применял практику создания фиктивных коммерческих предприятий для трудоустройства партийных функционеров. В результате 18 месяцев тюрьмы условно, а главное — двухлетний запрет на занятие какой-либо политической деятельностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение настоящего доклада можно сделать определенные выводы.

1. Должностные лица Французской республики имеют право заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью помимо политической наряду с осуществлением общественных функций, которые с неизбежностью возлагает на них их статус. Исключение составляют только министры, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга.

2. Высокопоставленные работники государственного аппарата несут публичный отчет о своих доходах и имуществе, причем такой учет осуществляется на основании представляемых ими деклараций.

3. Важным направлением антикоррупционной борьбы является контроль за деятельностью избирательных партий, прежде всего, в части их финансирования.

4. Важным этапом развития антикоррупционного законодательства Франции является принятие Закона Сегена, который позволил Счетной палате Республики контролировать процесс назначения на государственную службу.

5. Помимо различного рода антикоррупционных законов в качестве инструментов борьбы с коррупцией во Франции создаются специальные подразделения различного рода государственных органов.

6. Служба «Тракфин», созданная при Министерстве экономики и финансов Франции, также оказывает большое влияние на противодействие коррупции. Ее деятельность связана с борьбой с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков.

7. Основными направлениями борьбы с коррупцией во Франции на современном этапе являются: борьба с должностными преступлениями и противодействие незаконной деятельности политических партий.

Таким образом, в заключение настоящего доклада можно сделать вывод о том, что в современной Франции применяются достаточные меры для борьбы с коррупцией и их применение уже имеет определенные положительные результаты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2008. - № 6.

2. Коррупция: зло без границ. – Режим доступа: www . go . ir . ru .

3. Проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. – Режим доступа: ЭЖ «Юридический консультант».

2 См. : Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2008. - № 6.

3 Коррупция: зло без границ. – Режим доступа: www.go.ir.ru.

4 См. : Проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса . – Режим доступа: ЭЖ «Юридический консультант».

5 См. : Там же.

6 Бочарников, И.В. Указ. соч.


Коррупция: зло без границ. – Режим доступа: www.go.ir.ru.

8 Коррупция: зло без границ. – Режим доступа: www.go.ir.ru.

9 Там же.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16206. -ВШЭ Москва Утопии и экономическое знание Франции XVIII века Изучая развитие знания во Франции XVIII. 22.23 KB
Магистратура 1 курс ГУ-ВШЭ Москва Утопии и экономическое знание Франции XVIII века Изучая развитие знания во Франции XVIII веке нельзя не сделать акцент на глубоких междисциплинарных связях определяющих распространение одних идей на чрезвычайно разнородные с точки зрения знания в его сегодняшнем состоянии области. Лишь поняв как выглядело знание рассматриваемого периода возможно правильно оценить наше намерение: показать что экономическая мысль XVIIIв сопоставима с другими дисциплинами в том числе ее можно рассматривать в связи с...
7770. Налоговое законодательство 55.93 KB
Бюджетн ВВЕДЕНИЕ Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: Об основах налоговой системы в Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций О налоге на добавленную стоимость и другие. Закон Об основах налоговой системы в Российской Федерации установил перечень идущих в бюджетную систему налогов сборов пошлин и других платежей определил плательщиков их права и обязанности а также права и обязанности...
902. Уголовное законодательство постсоветского периода 48.21 KB
Предмет и значение периодизации истории российского уголовного законодательства. Досоветский период развития уголовного законодательства России. Советский период уголовного законодательства. Процесс зарождения и становления российского уголовного законодательства был сложным постепенным и продолжительным.
14174. Законодательство о ценных бумагах и их рынке 21.66 KB
Понятие и структура законодательства о ценных бумагах и их рынке. Федеральные законы как источники законодательства о ценных бумагах. Значение подзаконных нормативных актов в составе законодательства о ценных бумагах.
18282. Конституционное, гражданское законодательство Республики Казахстан 81.12 KB
Созданные политические партии движения и иные общественные объединения стремятся активно влиять на политические процессы в стране.2 Понятие общественных объединений Структура политической системы общества с институциональной точки зрения включает в себя: государство политические партии и общественные организации. В качестве такой силы помимо рассмотренного нами государства могут выступать и партии и союзы и движения и институты возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов....
18735. Украинское законодательство, ориентированное на развитие науки и ее отраслей 43.17 KB
Законодавство України у сфері прогнозування та визначення пріоритетів Правовою основою формування та реалізації пріоритетних напрямів розвитку науки і техніки є Конституція України закони України Про наукову і науково-технічну діяльність Про державне прогнозування та розроблення програм економічного і соціального розвитку України. Визначення термінів У цьому Законі терміни вживаються в такому значенні: пріоритетні напрями розвитку науки і техніки - науково...
21459. Законодательство в России об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости 33.49 KB
Эволюция уголовной ответственности лиц с психическим расстройством не исключающим вменяемости. Развитие института уменьшенной ограниченной вменяемости. Институт уменьшенной вменяемости в Западных странах. Законодательство в России об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством не исключающим вменяемости.
4870. Антимонопольное законодательство: опыт западных стран, процесс развития в России 37.13 KB
В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции. Монополия является понятиям прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути...
12698. Экономический рост Франции 14.42 KB
Лидеры Франции остаются преданными капитализму при котором они поддерживают социальную сферу посредством законов налоговой политики и социальных расходов которые уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние...
21426. Региональное лидерство Франции в Средиземноморье 88.94 KB
Участие Франции в Барселонском процессе и в создании Союза для Средиземноморья СДС. Миграционная политика Франции в отношении иммигрантов из стран Северной Африки. Участие Франции в событиях Арабской весны


Поделиться: