В Симферополе прошёл XII Собор Русской общины Крыма. Сергей Цеков: мы всегда были на передовой

Русская община Крыма была создана 24 октября 1993 г. как республиканская общественная организация (включая г. Севастополь) для защиты русских Крыма и поэтому реализовывает следующие уставные задачи:
объединение жителей Крыма, определяющих себя в этническом отношении русскими или считающими русскую культуру и русский язык родными, а также защита их прав на территории Украины;
возрождение, укрепление и развитие духовных, культурных, экономических и научных связей с Москвой и Россией;
воспитание русского национально-православного самосознания и борьба против теорий, искажающих роль русского народа в истории полуострова и мировой истории;
объединение усилий членов общины, направленных на пропаганду русской культуры, языка и традиций в Республике Крым.
Русская община Крыма является основным носителем и реальным публичным выразителем на полуострове идей интеграции славянских государств, принципиальным и последовательным защитником прав русского населения Республики Крым.
За время существования Русская община Крыма наладила сотрудничество с целым рядом общественных организаций и государственных учреждений, таких, как Государственная Дума РФ, Генеральное Консульство РФ в г. Симферополь, правительство Москвы, ОБСЕ, ВС Крыма, СМ АРК, а также Российская община Севастополя, КРОО «Русское движение Крыма», Совет православной молодежи Крыма при Симферопольской и Крымской епархии и другие.
Наиболее плодотворное сотрудничество сложилось у общины с Фондом «Москва – Крым» (президент – О. А. Котолупов), его Русским культурным центром и филиалами РКЦ (особенно в Армянске, Джанкое, Феодосии), результатом которого стало проведение круглых столов и конференций по проблемам современного русского самосознания, положению русского языка в Украине и в Крыму, социально-экономическому и политико-правовому развитию полуострова. Кроме этого, Фонд «Москва – Крым» помогает общине по ряду гуманитарных направлений, в том числе издательскому, реставрации памятников русской истории и культуры, молодежному, детскому, образовательному и другим. Община находит поддержку и понимание в Комитетах: общественных и межрегиональных связей, международных связей правительства Москвы.
Деятельность общины и Министерства национальностей России по организации в Воронеже курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы, истории; по созданию в Республике Крым классов с углубленным изучением этих предметов, используя методическую помощь РКЦ; по выездам детей в города России (Владимир, январь 2002 г.; Москва, ежегодно в дни зимних каникул; Смоленск, январь 2002 г.) и обеспечению детского летнего отдыха стала более масштабной и продуктивной, когда ее поддержал Фонд «Москва – Крым».
Усилиями Русской общины Крыма были учреждены такие мероприятия, уже ставшие в Крыму всенародными, как 19 апреля – День воссоединения Крыма с Россией (1783 г.), 6 июня – День рождения А. С. Пушкина (1799 г.) – День защиты русского языка. По инициативе депутата Н. В. Красновской Верховный Совет Крыма в 1996 г. принял постановление об объявлении 10 сентября Днем памяти воинов, павших в Крымской войне и при Первой обороне Севастополя в 1854 – 1855 гг. Русская община Крыма также утвердила своей памятной датой 20 января 1991 г. – День Всекрымского Референдума, первого референдума на территории СССР.
В работе общины принимают активное участие трое депутатов Верховного Совета Крыма: С. П. Цеков, О. Л. Родивилов (директор Крымского представительства Фонда «Москва – Крым»), Г. Н. Гржибовская (директор Русского культурного центра). Благодаря их деятельности была сохранена сеть школ и дошкольных учреждений с русским языком обучения и воспитания, а также проведена реорганизация Симферопольской библиотеки имени В. А. Жуковского в Русскую национальную библиотеку.
Русская община Крыма издает несколько своих газет; среди них – такие известные крымчанам республиканские издания, как общественно-политическая «Русский мир» (редактор – Наталья Киселева) и молодежная газета «Улица Московская» (редактор – Олег Родивилов), а также региональные «Русское слово» (г. Саки, редактор – Станислав Матвеев), «Русская община» (г. Евпатория, редактор – Юрий Абрамов). Готовится к учреждению детская газета «Будь готов». Русская община Крыма сотрудничает с корпунктами ведущих СМИ России и Украины. Работают сайт и почтовый ящик РОК, электронные адреса ряда региональных организаций.
Русский молодежный центр Крыма (РМЦК) как подразделение общины действует с 1 июня 1997 г. Русская община Крыма – единственная, кто проводит свою Школу молодого лидера, готовит свою смену.
В результате роста организации стало возможным выделение из молодежной среды детской секции. Дружина юных разведчиков «Крымъ» сделала традиционными свои слеты «Евпаторийское дело» и «Крымский Афон» (Бахчисарай). Объединение имеет устойчивый состав руководителей, пополняет свою базу.
В июне 2002 г. прошел Республиканский слет русской молодежи Крыма, оргкомитетом слета (руководитель – А. Д. Козенко) ведется подготовка к проведению осенью очередного молодежного съезда.
Через Русскую общину в Крым поступает гуманитарная помощь из Москвы – учебники, справочная и художественная литература – и распределяется безвозмездно по крымским учреждениям – библиотекам и общеобразовательным школам. Русская община Крыма в этом вопросе действует вместе с Фондом «Москва – Крым» и Московским городским фондом поддержки школьного книгоиздания.
Отделения Русской общины созданы во всех городах и районах Крыма. Сегодня наиболее активно работают такие региональные организации, как Алуштинская, Бахчисарайская, Евпаторийская, Красногвардейская и Красноперекопская, а также местные: Зуйская, Изобильненская, Межводненская, Новоозеровская, Октябрьская и Щелковская. Благодаря усилиям членов Русской общины на их базах создаются региональные Русские культурные центры на общественных началах, тем самым накапливается потенциал русского движения непосредственно в регионах.
Как результат – на конференцию депутатов всех уровней и местных голов 20 – 21 июля приглашены свыше 50 депутатов, подписавших еще перед выборами 2002 г. обязательства перед Русской общиной Крыма.

Председатель Русской общины Крыма
Терехов Владимир Павлович, член Совета Соотечественников при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, депутат ВС Украины прошлого созыва, писатель.

24 октября исполнилось 16 лет со дня создания Русской общины Крыма - крупнейшей русской организации полуострова. Интервью с Председателем Общины Сергеем Цековым началось с вопроса об истории создания Русской общины Крыма.

Сергей Павлович, как создавалась Русская община Крыма?

Решение о создании Общины было принято 24 октября 1993 года, чуть позже - в марте 1994 года - она была официально зарегистрирована органами юстиции. Русская община Крыма оформилась как общественная организация в очень непростой период становления Республики Крым и в непростой период консолидации русских, волею случая оказавшихся за пределами Российской Федерации.
Русские и русскокультурные крымчане, которых Никита Хрущёв одним росчерком пера передал вместе с Крымской областью из состава РСФСР в состав УССР, очень болезненно восприняли развал Советского Союза. В сентябре 1991 года, сразу после разгрома ГКЧП и провозглашения Верховным Советом тогда ещё Украинской ССР независимости Украины, в Крыму оформилось Республиканское движение Крыма (РДК), а в 1992 году была создана Республиканская партия Крыма (партия РДК). Основой деятельности РДК, как известно, была политическая борьба за суверенитет Республики Крым. В 1993 году в рамках РДК возникла идея создания общественной организации более широкого плана, ориентированной в своей деятельности на защиту законных прав и интересов русских и русскокультурных крымчан. Интересно, что оргкомитет, создававший Общину, первоначально назвал её «Российская община Крыма». Однако, в период официальной регистрации Общины её первый Председатель Владимир Терехов настоял на названии «Русская община Крыма».

- Кто входил в оргкомитет, создавший Русскую общину Крыма?

В организационный комитет, который работал над созданием Русской общины Крыма, входили, в основном, представители РДК. Но были и люди, которые не являлись членами Республиканского движения Крыма. В частности не входил на тот момент в РДК такой известный в Общине человек, как Александр Шевцов. Наиболее активное участие в создании Русской общины Крыма приняли Владимир Терехов, Петр Моргунов, Валентина Струкова, Вадим Мордашов, Вячеслав Королёв, Алексей Мельников, Владимир Пинчук и другие активисты. Я в то время являлся членом Координационного совета РДК и РПК/РДК и был избран заместителем Председателя Русской общины Крыма.
Русская община Крыма была создана на расширенном заседании Координационного совета Республиканской партии Крыма (партии РДК) 24 октября 1993 года. Это заседание прошло в Симферополе, в здании Дома профсоюзов.

- Как скоро Русская община Крыма стала субъектом политической жизни Крыма?

Это не сразу произошло. Первые два года существования Русской общины Крыма были периодом её становления. Эти годы стали для нас временем серьёзных испытаний. С одной стороны, Президентом Крыма стал Юрий Мешков, а большинство мест в Верховном Совете Крыма было за депутатами от Блока «Россия». Но, с другой стороны, на депутатов, прошедших в Верховный Совет Крыма по спискам Блока «Россия», обрушилась вся мощь украинской государственной машины, стремившейся подмять под себя пророссийские силы Крыма, внести раскол в наши ряды.
Русской общиной Крыма в тот период предметно занимался Владимир Терехов. Он очень методично осуществлял юридическое оформление Общины, вёл работу над созданием региональных организаций, привлекал к работе Общины новых людей.
В 1995 году в Общину пришли такие известные сегодня люди, как Анатолий Жилин и Олег Родивилов. Их приход, несомненно, усилил Русскую общину Крыма. К Общине всегда тянулась интеллигенция, преподаватели вузов. Например, во многих наших мероприятиях принимал участие известный в Крыму учёный, философ Феликс Лазарев. Большой вклад в развитие идеологии Русской общины Крыма внёс крымский историк, политолог Виктор Харабуга.
В 1995 году, после запрета Киевом крымских политических партий, Республиканская партия Крыма оказалась вне правового поля и у нас осталась фактически единственная консолидирующая структура - Русская община Крыма. В 1996 году происходит активизация деятельности Общины. К её работе подключились Станислав Матвеев, Виталий Рудаков и другие активисты, которые входят сегодня в руководство Русской общины Крыма.
История Общины в 1996 – 2006 годах известна лучше, поэтому не буду на ней останавливаться. Скажу только, что мы повседневно и системно работали. Именно поэтому Русская община Крыма состоялась как эффективная русская, пророссийская организация. И при той невероятной критике, которая есть в отношении Общины, многие понимают, что мы всегда были на передовой, ежедневно отвечая на вызовы, бросаемые русскому народу Крыма украинскими националистами и националистами из так называемого «меджлиса-курултая». Защита русских, русскокультурных крымчан всегда была сутью нашей организации.
Даже в период, когда в 1998 – 2002 годах Русская община Крыма была представлена в крымском парламенте одним депутатом, - Олегом Родвиловым, - мы не только не потерялись в политике, мы за эти 4 года в значительной мере усилились. В частности, в то время были налажены крепкие связи с Российской Федерацией, чему способствовало становление в Симферополе Русского культурного центра, созданного фондом «Москва-Крым».
В 2003 году произошло объединение Русской общины Крыма с Русским движением Крыма - очень сильной и реально работавшей, как и Община, русской организацией, активисты которой в полном составе вступили в Русскую общину Крыма. Руководители Русского движения Крыма Александр Черноморов и Олег Слюсаренко вошли в руководство Общины.
История Русской общины Крыма 2006 – 2009 годов достаточно хорошо известна. Испытание властью - это сложнейшее испытание. Нам удалось его пройти достойно. Мы не стали соглашателями в политике, остались верны своим принципам, сохранили единство рядов. Последние события в Верховном Совете Крыма наглядно это показали. Я уже не один раз говорил о причинах выхода представителей Русской общины Крыма и Партии «Русский блок» из руководства Верховного Совета Крыма и других властных структур. Повторяться не буду.

- И всё же, есть мнение о том, что представители Русской общины Крыма «ничего не делали», находясь у власти.

Так говорят люди, которые ведут с Общиной неустанную, многолетнюю борьбу, либо люди некомпетентные.
Прежде всего, отмечу, что за последние 15 лет более 90 процентов решений и постановлений Верховного Совета Крыма, направленных на защиту законных прав и интересов русских и русскокультурных крымчан, защиту русского языка, защиту нашей исторической памяти принято по инициативе депутатов от Русской общины Крыма. Это - решения, связанные с обеспечением функционирования русского языка на территории Автономной Республики Крым, невыполнением «украинизаторских» приказов министра образования и науки Украины Ивана Вакарчука, проведением опроса студентов высших учебных заведений о языке обучения. Хочу напомнить, что решение об обязательном проведении опросов по выбору языка обучения в школах Крыма - это тоже инициатива Русской общины Крыма. Ещё в 1997 году проект этого нормативного акта был разработан членом Общины Марией Поддубной. Активисты Русской общины Крыма - авторы Плана мероприятий по поддержке русского языка и русской культуры. Это - первый подобный план в Автономной Республике Крым за 18 лет независимости Украины. Третий год подряд в Крыму проводится фестиваль «Великое русское слово». Что бы там кто ни говорил, а в жизни современной Украины фестиваль стал событием, консолидирующим мероприятием для регионов Юго-Востока Украины.
Мы реагировали на всё, что ущемляло права русских и русскокультурных граждан. В частности - на попытки перевода на украинский язык обучения симферопольской 43-й школы-гимназии. Находясь у власти, мы не допустили перевода ни одной крымской школы с русским языком обучения на украинский язык. Между тем, в юго-восточных областях Украины это происходит сплошь и рядом.
По инициативе депутатов от Русской общины Крыма приняты обращения Верховного Совета Крыма к руководству Украины о необходимости признания независимости Абхазии и Южной Осетии, о недопустимости открытия «поста присутствия» США в Крыму. Вспомним также решение Симферопольского городского совета о недопустимости запрета трансляции российских каналов в кабельных сетях города, о Симферополе, как городе без НАТО.
Мы продолжаем инициировать принятие подобных решений, находясь в оппозиции. Пример тому - принятие на последней сессии Верховного Совета Крыма решения в защиту прав граждан на использование инструкций к лекарственным препаратам на русском языке. Его разработал депутат Верховного Совета Крыма Андрей Козенко по поручению Президиума Думы Русской общины Крыма. Андрей Козенко совместно с Олегом Родивиловым инициировали принятие решения о недопустимости пропаганды фашизма и героизации фашистских коллаборационистов на территории Автономной Республики Крым.
Много решений было направлено на сохранение объектов русской культуры, русской истории, сохранение исторической памяти русского народа Крыма.
По инициативе Русской общины Крыма в республике стали отмечаться многие памятные даты. Это - 18 января (День объединения Руси), 19 апреля (День воссоединения Крыма с Россией), 6 июня (День защиты русского языка в АР Крым), 9 сентября (День памяти воинов, павших в Крымскую войну).
В 2008 году Верховный Совет Крыма принял постановление об увековечивании памяти великого русского философа Н.Я. Данилевского, а Симферопольский городской Совет вернул ряду центральных улиц Симферополя исторические названия. Это - улицы Александра Невского, Долгоруковская, Петропавловская.
Хочу также отметить, что Русская община Крыма системно противодействует провокационным акциям украинских националистов в Крыму, таким как празднование дня рождения Шухевича, сбор подписей за отмену крымской автономии, пропаганда литературы об украинских эсэсовских подразделениях и др. Ни одну из этих акций вот уже много лет подряд ультранационалистам не удаётся провести спокойно и эффективно.
Активисты Общины стояли антиНАТОвским лагерем на озере Донузлав, активисты Общины проводили многомесячную акцию протеста в защиту крымского диссидента Валерия Подъячего. Те, кто нас критикует, в этих мероприятиях и близко не участвовали.

Насколько обоснованы слухи о возможном распаде Русской общины Крыма, о выходе из её состава региональных организаций?

Наши оппоненты этого не дождутся. Никакого выхода региональных организаций из состава Русской общины Крыма нет. В том числе это касается и Кировской районной организации Русской общины Крыма. Кировской организации у Общины, по сути, не было. На протяжении почти трёх лет мы обращались к отдельным представителям Кировского района, членам Партии регионов, которые входили в руководство района, с просьбой оказать содействие в восстановлении районной организации. Они нас всё время заверяли, что организацию восстановят. Результат был нулевым. Зато, когда поступил политический заказ на борьбу с Русской общиной Крыма, появились громкие заявления о выходе Кировской организации из Общины. Цену таким заявлениям мы знаем и держим ситуацию под контролем. У Русской общины Крыма в Кировском районе уже появилась постоянно действующая организация.
Я уверен, что заявления о неких проблемах в Русской общине Крыма только усиливают организацию, делают её более сплочённой и организованной.
Русская община Крыма обладает всеми критериями реально работающей общественно-политической организации: действует на всей территории Крыма, имеет разветвлённую сетевую структуру, стройную систему органов управления, материальную базу, разветвлённые связи с организациями российских соотечественников, опыт работы во власти. И самое главное - наш актив прошел испытание властью. Показательно, что и в Симферопольском городском совете, и в Верховном Свете Крыма мы действовали как единая, монолитная сила.

- Какая основная задача стоит перед Русской общиной Крыма в обозримой перспективе?

- Я уже ни один раз говорил и повторю: мы можем принимать любые решения. Но эффективно противодействовать политике ассимиляции русского народа Крыма, которую проводили и проводят власти Украины при всех её президентах, мы сможем только тогда, когда в Крыму появится массовое русское национальное движение. Формирование такого движения, по моему мнению, и является, основной задачей Русской общины Крыма. На лидерство в нём не претендую, но приложу весь свой опыт и все свои силы для того, чтобы это движение появилось.

На Собор старейшей в Крыму общественно политической организации, которой исполнилось 25 лет, в Симферополь съехались 128 делегата, избранных от регионов республики. Напомним, в период пребывания Крыма в составе Украины представители Русской общины Крыма инициировали практически все решения Верховного Совета Крыма, которые защищали интересы русского мира в Крыму.

И в 2014 году именно Российская община Крыма приняла наиболее активное участие в формировании новой общественно-политической системы Крыма, многие её члены продолжили работу в органах госвласти Крыма. Сергей Аксёнов стал Главой Республики Крым. 12 членов Русской общины Крыма и бывшей партии «Русское единство» стали депутатами Государственного Совета РК. Несколько членов общины вошли в состав Совмина РК. Десятки членов общины избраны депутатами муниципальных советов, пятеро являются председателями районных советов, двое — заместителями председателей городских советов, четверо — возглавляют фракции «Единой России» городских и районных советов. Фактически весь актив Русской общины Крыма избран в республиканские местные советы или работают в республиканских и муниципальных органах власти.

Сергей Цеков, председатель Русской общины Крым, первый член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти РК заявил:

Сам факт воссоединения явился для членов Русской общины Крыма и всех крымчан великим даром… После воссоединения от некоторых наших друзей звучало мнение о том, что община выполнила свою историческую миссию и необходимости в ней в российском Крыму нет. Мы с этим не согласились. В 2014 году мы провели XI-й Собор Русской общины Крыма, в феврале 2015 года перерегистрировали Общину в соответствии с российским законодательством. Община продолжила традиционные направления своей работы, связанные с защитой и сохранением русского языка и культуры, патриотическим воспитанием, сохранением исторической памяти России в Крыму, поддержкой православия, сохранением мира и межнационального согласия…

Крымчане помнят массу инициатив Русской общины Крыма: от установления памятников до проведения патриотических акций, установления новых памятных дат и т.д.

Сергей Цеков отметил, что обратился официальным письмом к Главе республики с предложением учредить награду Республики Крым «За защиту русского языка».

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов обратился к участникам Собора:

Генеральная линия, которую вела Русская община и другие организации, я имею в виду «Русское единство», - то, что мы с вами создавали на протяжении последних лет, - выполнена. Мы сегодня дома — на российской земле. Бороться за права русских в данном случае слава Богу, нам не надо, но предстоят другие вопросы. Это модернизация и развитие системы образования, вопросы, связанные с развитием и укреплением дружеских отношений

с нашими друзьями из стран СНГ и вообще, так сказать в рамках русского мира у нас стоят вопросы проведения политических акций, чтобы мы не забыл о том, кто мы, какая история нашего народа. Задач у нас с вами хватает и цели поставлены достаточно амбициозные. Уверен, что вместе мы их достигнем…

На XII Соборе Русской общины Крыма в Симферополе обсуждались итоги работы за 4 года после воссоединения Крыма и России. В том числе отчёт о работе делегатам предоставили ревизионная комиссия общины. Участники внесли изменения в устав организации. Например, теперь название этой общественно-политической организации официально избавилось от кавычек. Также организация установила новый срок полномочий председателя общины увеличив его с четырёх до пяти лет и переизбрала председателя. Члены общины в очередной раз единогласно проголосовали за кандидатуру действующего председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова.

Итогом Собора стало принятие официальной резолюции, в которой члены общины Крыма заявили: «Русская община Крыма рассматривает Крым как «локомотив» русского патриотизма и консервативных ценностей, которые пытается поставить под сомнение «пятая колонна» российских либералов. Русская община Крыма поддерживает политику Президента Российской Федерации Владимира Путина. Община отмечает особую историческую роль, которую сыграл В.В. Путин, поддержав волеизъявление крымчан о российском статусе полуострова.»

СПРАВКА

Русская община Крыма располагает 26 отделениями в городах и районах Республики Крым.

Представители «Русской общины Крыма» внесли значительный вклад в развитие русского движения в Крыму и на Украине, в процесс присоединения полуострова к России в 2014 году.
Высшим руководящим органом «Русской общины Крыма» является Собор. Между заседаниями Собора руководящим органом «Русской общины Крыма» является Дума. Постоянно действующим руководящим органом «Русской общины Крыма» является Президиум Думы

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

«Ру́сская общи́на Кры́ма» - одна из наиболее влиятельных общественных организаций русского населения Крыма [ ] , ведёт своё происхождение от Республиканского движения Крыма . В политическом отношении тесно связана с партией «Русское единство » . Располагает 26 отделениями в городах и районах Республики Крым .

Представители «Русской общины Крыма» внесли значительный вклад в развитие русского движения в Крыму и на Украине, в процесс присоединения полуострова к России в 2014 году .

Общая информация

На рубеже 1980-х - 1990-х годов в Крыму, как и во многих других регионах СССР, активизировалась деятельность независимых общественных организаций, ряд которых изначально заявили своей целью защиту национально-культурной, исторической и языковой идентичности русского населения полуострова. Наибольшим влиянием из них пользовалось Республиканское движение Крыма (РДК). В октябре 1992 года на базе Республиканского движения Крыма была создана партия, получившая название Республиканская партия Крыма (Партия РДК). В 1993 году руководство партии и движения пришло к выводу о необходимости создания новой общественной организации, ориентированной в своей деятельности на защиту интересов и прав русских Крыма и всех крымчан, считающих русский язык и русскую культуру родными. Решение о создании данной организации было принято 23 октября 1993 года на заседании Расширенного Координационного Совета Республиканской партии Крыма. Организация получила название «Русская община Крыма». Официальная регистрация Общины Министерством юстиции Республики Крым состоялась в 1994 году (свидетельство о регистрации № 75 от 22 марта 1994 года) .

Инициатором создания «Русской общины Крыма» и её председателем в 1993-2003 гг был В. П. Терехов (). В. П. Терехов - крымский писатель, член Совета соотечественников при Государственной Думе РФ от Крыма, избирался народным депутатом Украины первого (1990-1994) созыва .

Учредителями Русской Общины Крыма стали Пётр Моргунов, и Валентина Струкова .

Высшим руководящим органом «Русской общины Крыма» является Собор, созываемый один раз в два года. Между заседаниями Собора руководящим органом «Русской общины Крыма» является Дума, заседающая ежемесячно. Постоянно действующим руководящим органом «Русской общины Крыма» является Президиум Думы, заседающий еженедельно.

«Русская община Крыма» представлена в Президиуме Международного совета российских соотечественников , который был создан в 2002 году при содействии Правительства Москвы .

Общественно-политическая деятельность

Общественно-политическая деятельность «Русской общины Крыма» как общественной организации, созданной на территории Украины, имела целью формирование русского национального движения, направленного на защиту прав русских Крыма и тех, кто считает русский язык и русскую культуру родными; движения, действующего на основе русской, пророссийской идеи, обладающего организационным, кадровым потенциалом, имеющего достаточную материальную базу, представительство в органах власти.

В период пребывания Крыма в составе Украины Община противодействовала национализму и русофобии на Украине, политике принудительной украинизации, выступала против раскола Православной церкви на Украине, стремилась сохранить в Крыму учебные заведения с русским языком обучения.

«Русская община Крыма» выступила инициатором чествования в Крыму целого ряда праздничных и памятных дат, связанных с историей России, - 18 января - День воссоединения Руси (годовщина проведения Переяславской Рады, воссоединившей Украину с Россией); 19 апреля - День воссоединения Крыма с Россией (годовщина подписания Императрицей Екатериной Великой Манифеста о принятии острова Тамань и полуострова Крым под Державу Российскую, 1783 год); 6 июня - День защиты русского языка (день рождения А. С. Пушкина, 1799 год); 9 сентября - День памяти воинов Русской армии, павших при Героической обороне Севастополя и в Крымской войне в 1854-1855 годах. Благодаря Общине многие из этих дат стали отмечаться не только на общественном, но и на официальном уровне. День защиты русского языка в День рождения А. С. Пушкина «Русская община Крыма» отмечает с 1996 года. В 2011 году 6 июня стало официальным Днем русского языка в Российской Федерации. С 2007 года, по инициативе «Русской общины Крыма», в Крыму ежегодно проходит Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», имеющий целью развитие русской культуры, укрепление позиций русского языка в Крыму.

Структурные подразделения

На настоящее время число членов «Русской общины Крыма» превышает 15 тысяч человек. В составе Общины действуют объединения:

  • Русский молодёжный центр Крыма (РМЦК), преобразованный в 2010 году в Молодёжную общественную организацию «ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЫЕ»,
  • детская Дружина «Крымъ» (ОРЮР),
  • Совет ветеранов войны и труда.

Руководство Русской общины Крыма

Руководящими органами Общины являются Собор, Дума и Президиум Думы.

Собор Общины является высшим руководящим органом Общины, созывается решением Думы не реже одного раза в 2 года. Собор Общины состоит из членов Президиума Думы, Ревизионной комиссии и представителей региональных организаций, то есть делегатов и утверждённых Думой председателей этих организаций.

Между заседаниями Собора высшим органом является Дума, заседающая ежемесячно. Постоянно действующий руководящий орган Общины - Президиум Думы, заседающий еженедельно.

Дума Общины состоит из членов Президиума Думы и руководителей региональных организаций. Срок полномочий Думы - 4 года. Дума собирается не реже одного раза в квартал.

Президиум Думы Общины - постоянно действующий руководящий орган Общины. Состоит из председателя Общины, его заместителей и членов Президиума Думы.

Постоянно действующим исполнительным органом Общины является Исполком во главе с председателем Исполкома (прежнее название должности - исполнительный директор).

Руководители Общины (2015):

  • Председатель - Цеков Сергей Павлович;
  • Первый заместитель председателя - Аксенов Сергей Валерьевич ;
  • Заместитель председателя - Жилин Анатолий Алексеевич;
  • Председатель Исполкома - Козенко Андрей Дмитриевич.

1993-2013

Первые два года после создания «Русской общины Крыма» были периодом её становления. Деятельность организации активизировалась в конце 1995 - начале 1996 годов в связи с изменением конституции Крыма и роспуском ряда крымских партий (в частности партий, входивших в состав блока «Россия»). В 1998 году пророссийские политические силы в Крыму, ослабленные политическим кризисом, потерпели поражение на выборах в Верховный Совет Крыма. В 1998-2002 годах, фактически не имея представительства во властных структурах Крыма, «Русская община Крыма» сумела развернуть активную общественно-политическую деятельность, переосмыслить принципы функционирования русского, пророссийского движения в Крыму, избавиться от популистской риторики, укрепить свой организационный потенциал, наладить партнёрские отношения с властными структурами Российской Федерации, правительством Москвы .

В 2002 году на очередных парламентских выборах в состав Верховного Совета АР Крым были избраны четыре представителя «Русской общины Крыма» - С. П. Цеков, О. Л. Родивилов, Г. Н. Гржибовская и А. Н. Черноморов (который до 2003 года являлся председателем Русского движения Крыма) .

24 ноября 2003 года на состоявшемся совместном заседании Президиума Думы «Русской общины Крыма» и Совета Крымской республиканской общественной организации «Русское движение Крыма» было принято решение о присоединении к «Русской общине Крыма» членов Русского движения Крыма - второй реально работавшей в Крыму пророссийской организации .

Председателем «Русской общины Крыма» с 2003 года является Сергей Цеков .

В 2004-2005 годах «Русская община Крыма» выступила одной из базовых общественно-политических сил в Крыму, оказавших политическое сопротивление так называемой «оранжевой революции». Заявив о нелегитимности переголосования второго тура президентских выборов, «Русская община Крыма» выступила организатором многотысячных митингов в Симферополе против политико-правового беспредела в стране и незаконного прихода к власти Виктора Ющенко .

В 2006 году «Русская община Крыма» приняла участие в формировании избирательного блока «За Януковича!» на местных выборах в Автономной Республике Крым. Благодаря этому удалось обеспечить солидное представительство активистов Общины в крымском парламенте, в местных советах автономии. Председатель «Русской общины Крыма» С. П. Цеков был избран первым заместителем председателя Верховного Совета АР Крым .

В 2008 году Сергей Цеков призвал коллегию Министерства образования и науки АР Крым не выполнять украинизаторские приказы министра образования и науки Украины Ивана Вакарчука, стал одним из инициаторов решения Верховного Совета АР Крым, оспорившего действия «оранжевых» украинских министров, направленные на украинизацию школ и вузов полуострова .

В 2008 году Сергей Цеков стал инициатором обращения Верховного Совета АР Крым к Верховной Раде Украины с призывом признать независимость Абхазии и Южной Осетии .

В 2009 году по инициативе Сергея Цекова Верховный Совет АР Крым призвал руководство Украины не открывать американский представительский офис в Симферополе . В ходе встречи с послом США на Украине Уильямом Тейлором Сергей Цеков заявил, что существующая степень недоверия, прежде всего, в сфере российско-американских отношений, не позволяет крымчанам, большинство из которых относится к России как к своей исторической Родине и никогда не предадут её интересы, согласиться c открытием в Крыму "поста американского присутствия .

В декабре 2009 года Русская община Крыма совместно с Гражданским активом Крыма выступила инициатором создания Всекрымского движения «Русское единство ». Данная инициатива была поддержана многими другими русскими общественными организациями. Сопредседателями движения «Русское единство» были избраны Сергей Цеков и Сергей Аксёнов .

В 2010 году русские организации, которые участвовали в создании Всекрымского движения «Русское единство», пришли к выводу о необходимости формирования русской партии Украины. Эта партия, которая, как и одноимённое движение, получила название «Русское единство», была создана и официально зарегистрирована в сентябре 2010 года. Лидером партии «Русское единство» стал Сергей Аксёнов, к тому времени первый заместитель председателя «Русской общины Крыма» .

События Евромайдана и «Крымской весны»

В начале января 2014 года активисты русских организаций Крыма направили обращение к президенту Украины Виктору Януковичу с требованием дать самую серьёзную оценку бездействию киевских властей и правоохранительных органов, допустивших 1 января проведение в Киеве факельного шествия активистов партии «Свобода» и футбольных фанатов. От президента потребовали запретить пропаганду неонацизма и фашизма, нацистской атрибутики и символов, героизацию преступных формирований ОУН-УПА, принять закон, запрещающий политические партии и организации с неонацистской и экстремистской идеологией и устанавливающий уголовную ответственность за отрицание или оскорбление Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне .

В середине января 2014 года, в связи с обострением противостояния в Киеве и развернувшейся кампанией захватов административных зданий в ряде регионов Украины, «Русская община Крыма» и партия «Русское единство», совместно с представителями казачества и организаций ветеранов-афганцев, взяли на себя инициативу в формировании народных дружин самообороны, сил народного сопротивления на случай попыток проникновения в Крым экстремистов и неонацистов .

В феврале 2014 года лидер «Русской общины Крыма» Сергей Цеков выдвинул инициативу о принятии Верховным Советом АР Крым обращения к Российской Федерации с просьбой о помощи и защите автономии. Эта идея была озвучена им 4 февраля на заседании Президиума Верховного Совета АР Крым. В своём выступлении политик подчеркнул, что в сложившейся ситуации «нашим гарантом и нашим защитником может выступить только Российская Федерация», что Крым - это не только многонациональная, но и русская автономия. Он призвал Президиум и Верховный Совет Крыма подготовить соответствующее обращение к Российской Федерации «о поддержке, помощи и защите». Спикер крымского парламента Владимир Константинов поручил Секретариату Верховного Совета АРК изучить предложения Сергея Цекова и подготовить соответствующий документ . Эта инициатива вызвала бурю критики со стороны украинских националистов .

22 февраля Верховная Рада Украины объявила о самоустранении от власти президента Виктора Януковича , исходя из того, что президент, по мнению Верховной Рады, неконституционным способом отказался от осуществления своих полномочий (сам Янукович определил действия Верховной Рады как государственный переворот). На следующий день, 23 февраля, в ходе акции перед зданием Верховного Совета АР Крым в Симферополе, посвящённой Дню защитника Отечества, партия «Русское единство» и «Русская община Крыма» объявили о мобилизации крымчан, которым небезразлична судьба Крыма. Здесь произошло организационное оформление народных дружин для охраны мира и спокойствия в Крыму. По сообщению пресс-службы партии «Русское единство», в народные дружины записалось более двух тысяч мужчин. Из числа женщин, пришедших на мероприятие, был сформирован отряд медицинской помощи .

26 февраля представители «Русской общины Крыма» приняли участие в митинге пророссийских организаций перед зданием Верховного Совета АР Крым, в ходе которого был дан отпор попыткам многотысячной толпы радикально настроенных активистов крымскотатарского Меджлиса захватить здание крымского парламента, чтобы таким образом воспрепятствовать его деятельности. На следующий день начались события, которые привели к присоединению Крыма к России . Сергей Цеков ещё 25-26 февраля выступил одним из инициаторов отставки правительства Крыма во главе с Анатолием Могилёвым, который заявил о подчинении новой власти Украины . На пост премьер-министра АР Крым была предложена кандидатура Сергея Аксёнова.

27 февраля в занятом вооружёнными людьми без знаков различия здании Верховного Совета АРК состоялась внеочередная сессия крымского парламента, в организации которой принял активное участие Сергей Цеков. Крымские депутаты назначили проведение республиканского референдума о расширении полномочий автономии и рассмотрели вопрос об отчёте Совета министров Крыма. В результате председателем крымского правительства вместо Анатолия Могилёва был назначен лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов .

Именно Сергей Аксёнов в дальнейшем внёс значительный вклад в проведение Общекрымского референдума 16 марта 2014 года, в ходе которого население Крыма поддержало возвращение в состав России.

После провозглашения независимости Крыма и вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации Государственный Совет Республики Крым принял решение наделить председателя «Русской общины Крыма» Сергея Цекова полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Печатные органы, сайт

Газета «Русский мир» является зарегистрированным печатным органом Русской общины Крыма.

Официальный интернет-сайт Русской общины Крыма - «Портал русского народа Крыма» - www.ruscrimea.ru.

Напишите отзыв о статье "Русская община Крыма (организация)"

Примечания

  1. Полунов, Александр Юрьевич. . Государственное управление. Выпуск № 21. Декабрь 2009 года.

Литература

  • Русская община Крыма - крупнейшая на территории Украины организация российских соотечественников . Справочный материал информационно-аналитического отдела Русской общины Крыма. 2006.

Отрывок, характеризующий Русская община Крыма (организация)

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.
Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке.
Он был глух и не слыхал подъезда князя Андрея. Он сидел на лавке, на которой любил сиживать старый князь, и около него было развешено лычко на сучках обломанной и засохшей магнолии.
Князь Андрей подъехал к дому. Несколько лип в старом саду были срублены, одна пегая с жеребенком лошадь ходила перед самым домом между розанами. Дом был заколочен ставнями. Одно окно внизу было открыто. Дворовый мальчик, увидав князя Андрея, вбежал в дом.
Алпатыч, услав семью, один оставался в Лысых Горах; он сидел дома и читал Жития. Узнав о приезде князя Андрея, он, с очками на носу, застегиваясь, вышел из дома, поспешно подошел к князю и, ничего не говоря, заплакал, целуя князя Андрея в коленку.
Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
– Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
«Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.
– Да, отпускай, – сказал он.
– Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения.
– Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей.
Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху.
– Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он.
Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею.
– Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее.
На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.
Один молодой белокурый солдат – еще князь Андрей знал его – третьей роты, с ремешком под икрой, крестясь, отступал назад, чтобы хорошенько разбежаться и бултыхнуться в воду; другой, черный, всегда лохматый унтер офицер, по пояс в воде, подергивая мускулистым станом, радостно фыркал, поливая себе голову черными по кисти руками. Слышалось шлепанье друг по другу, и визг, и уханье.
На берегах, на плотине, в пруде, везде было белое, здоровое, мускулистое мясо. Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидав князя, однако решился обратиться к нему:
– То то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! – сказал он.
– Грязно, – сказал князь Андрей, поморщившись.
– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
– Князь хочет.
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.
– Все какая то мания фрондировать, – продолжал он. – И пред кем? И все оттого, что мы хотим обезьянничать глупым московским восторгам, – сказал князь Василий, спутавшись на минуту и забыв то, что у Элен надо было подсмеиваться над московскими восторгами, а у Анны Павловны восхищаться ими. Но он тотчас же поправился. – Ну прилично ли графу Кутузову, самому старому генералу в России, заседать в палате, et il en restera pour sa peine! [хлопоты его пропадут даром!] Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя зарекомендовал в Букарещте! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть… ровно ничего не видит!
Никто не возражал на это.
24 го июля это было совершенно справедливо. Но 29 июля Кутузову пожаловано княжеское достоинство. Княжеское достоинство могло означать и то, что от него хотели отделаться, – и потому суждение князя Василья продолжало быть справедливо, хотя он и не торопился ого высказывать теперь. Но 8 августа был собран комитет из генерал фельдмаршала Салтыкова, Аракчеева, Вязьмитинова, Лопухина и Кочубея для обсуждения дел войны. Комитет решил, что неудачи происходили от разноначалий, и, несмотря на то, что лица, составлявшие комитет, знали нерасположение государя к Кутузову, комитет, после короткого совещания, предложил назначить Кутузова главнокомандующим. И в тот же день Кутузов был назначен полномочным главнокомандующим армий и всего края, занимаемого войсками.

Дополните информацию об организации

Историческая справка

Исследователи выделяют следующие основные этапы армянского присутствия в Крыму:

  • «византийский» (до начала XIIIв.) – начальный этап формирования армянской колонии в Крыму
  • «генуэзско-татарский» (вторая половина XIII – последняя четверть XVвв.) – время интенсивного этнодемографического, территориально-хозяйственного, социально-экономического и этнокультурного развития крымской армянской колонии
  • «турецко-татарский» (1475-1778гг.) – период резкого сокращения численности армянского населения, деформации этнокультурной идентичности, понижения этнического статуса и социокультурной роли
  • «российский» (1783-1944гг.) – время интенсивной языковой и этнокультурной трансформации, формирования российской социокультурной идентичности армян Крыма;
  • «украинско-крымский» (с 1989г.) – период поиска путей и форм консолидации армянской общины Крыма в условиях процесса интеграции в формирующееся общеукраинское социокультурное пространство

Сегодня практически все исследователи истории народов Крыма соглашаются с тем, что армянская этническая группа, по меньшей мере начиная с раннего средневековья, была одним из основных субъектов процесса этноконфессионального взаимодействия, вносила свой неповторимый вклад в развитие материальной и духовной культуры крымского социума.

Армяне известны в Крыму с XI века. С XI по XIII век они мигрировали на полуостров из Амшена и Ани (Малая Азия), селились главным образом в городах Кафа (Феодосия) , Солхат и Газарат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). Первые армянские колонии появились в юго-восточной части Крыма, центром которых стал г.Кафа (Феодосия).

В XII веке армяне построили в Крыму 13 монастырей и 51 церковь. С XIV по XVIII век в Крыму армяне занимали второе место по численности после татар. При захвате Крыма турками в 1475 году, большинство армян были уничтожены, попали в рабство или покинули полуостров. Несмотря на это, в XVIв. армянские поселения в Крыму продолжали существовать в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гезлеве, Перекопе, Сурхате. В 1778 -1779 годах более 22 тыс. армян переселились в Азовскую губернию и на побережье Днепра и Самары, а армянская колония в Крыму перестала существовать. После этого экономика полуострова пришла в упадок.

В феврале 1798г. был принят манифест о заселении Крыма иностранными колонистами и в 1802г. армянская колония в Крыму вновь возродилась. Уже в XIXв. их численность в Крыму составляла около 9 тыс., в 1913-1914гг. – 14-15 тыс. человек. Переселение армян на полуостров продолжалось вплоть до Первой мировой войны и Геноцида армян в Турции в 1915г.

В 1919г. в Крыму насчитывалось 16 907 армян. В 1930г. в крымской автономии были созданы два армянских национальных района, а на территории полуострова проживало около 13 тыс. Армян. По всесоюзной переписи населения 1989г. в Крыму проживало 2794 армян.

Современное состояние

С 1989г. общинная жизнь армян получила институциональное оформление, и с этого времени можно говорить о поиске армянами Крыма консолидирующих основ своего диаспорального присутствия на территории полуострова.

Так, одним из первых национально-культурных объединений Крыма стало армянское национально-культурное общество «Луйс», образованное в 1989г.

В дальнейшем, после перерегистрации в 1996г. оно было переименовано в Крымское армянское общество.

В настоящее время в состав Крымского армянского общества входит 14 региональных отделений, деятельность которых координируется Национальным Советом крымских армян.

Высшим руководящим органом общества является Национальный съезд, созываемый не реже одного раза в 4 года.

Оперативное руководство деятельностью Крымского армянского общества осуществляет исполком, который действует в периоды между заседаниями Национального совета.

При Крымском армянском обществе действует культурно-этнографический центр «Луйс», ежемесячно издается газета «Голубь Масиса».

По республиканскому телеканалу Крыма идет часовая армянская программа «Барев» (выходит в эфир два раза в месяц).

Пять раз в неделю выходит в эфир часовая радиопрограмма на армянском языке.

В Ялте, Феодосии, Евпатории действуют армянские церкви.

В 1998г. в Симферополе открылся первый армянский колледж.

Ныне армяне в Крыму проживают в Армянске, Симферополе, Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте, Севастополе, Судаке.

Энциклопедия «Армянская Диаспора» указывает, что в 2003г. в Крыму было около 20 тыс. Армян.

Разное

  • На севере Крыма, недалеко от его границы с материком, вблизи береговой линии Каркинитского залива расположен город Армянск. Он первый встречает гостей полуострова, как бы они сюда не добирались – по железной дороге Херсон – Джанкой или по двум оживленным автострадам, одна из которых следует из Херсона, а вторая – из Каховки. На северной окраине города они сливаются в шоссе Армянск – Симферополь. В городе имеется крупнейшее в Украине предприятие по производству красителей для легкой промышленности – ОАО «Сивашский анилино-красочный завод».

Армянск был основан в начале XVIII века армянами и греками, переселившимися из крепости Ор-Капы (Перекоп).

Известен с 1730-х годов под названием Армянский Базар. В 1921 году переименован в Армянск.

Статус города получил в 1993 году. Армянск является самым молодым городом Крыма.

Несмотря на свое название, армяне в городе не занимают первые места по численности.

По данным на 2001 год из 24508 жителей города русских было 54%, украинцев – 29%, крымских татар – 4%.

  • Своим постановлением №1322-4/05 от 19 мая 2005г. Верховная Рада Автономной Республики Крым решила считать 24 апреля Днем памяти жертв трагедии армянского народа.

22 апреля 2007г. состоялся круглый стол «Геноцид армян, без права на забвение». Организаторами и учредителями круглого стола стал Комитет армянской молодежи Крыма при поддержки Крымского армянского общества и Русского культурного центра. По словам председателя Крымского армянского общества Олега Габриэляна (Симферополь, 24 апреля 2007г.) «У армян нет чувства реванша к турецкому государству, мы хотим обозначить для себя и жителей Крыма, что армянская диаспора развивается».

Литература и источники

  • В.Е.Григорьянц, О некоторых вопросах истории армян Крыма
  • «Этнография народов Крыма» - Этносы Крыма: Армяне


Поделиться: