Темы по опк. « Добрая земля»

ГБОУ «Малониколаевская ООШ I III ступеней»

Конспект урока на тему:

«Православный храм»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Горлова Ирина Викторовна

Конспект урока в 4 классе

по теме: « Православный храм »

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

2. Сообщение темы занятия .

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Можно ли представить себе современный город или село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

3. Физкультминутка

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!.

4. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

– Попробуйте дать определение слову «храм».
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

V I . Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

V I I. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

V I II. Домашнее задание.

Рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

Нарисовать храм вашей мечты

Подобрать и выучить стихотворение о храме

Составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: интегрированный урок
Тема урока: «Культура и религия»
Цель урока: осмысление понятий культура, религия, православие в связи с
понятием Россия – родина, актуализация представлений о понятиях Отечество,
Родина, культурные традиции, формулирование целей изучения курса ОПК.
Задачи урока:
1.
Личностные:
Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах
религиозных ценностей и образцах мирового культурного наследия.
2. Воспитывать желание быть духовно красивым человеком.
Предметные:
1. Объяснить значение и связь слов «родина», «культура», «религия».
2. Познакомить с разнообразием культурных традиций.
3. Акцентировать внимание на неразрывной связи культуры России и
православной религии (храмы, иконы, книги).
4. Познакомить с происхождением и значением слова «спасибо».
Метапредметные:
1. Формировать умение слушать собеседников, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
2. Сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой
жизни.
3. Вызывать желание бережно относится к духовным и материальным
ценностям.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, групповая работа с
источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в
тетради (тетрадь­словарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения
православных храмов, МакБуки, проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь
русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока:
1.Организационный момент
Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
­ Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Проверка домашнего задания.
­ Как называется наша огромная страна?
­ Как ещё слова­синонимы мы можем подобрать к слову Россия?
(Отчизна, Отечество, родина)
­ О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
­ Кто подготовил рассказ о культурных традициях своей семьи?
3.Сообщение темы, постановка целей.
­ А теперь прочитайте тему сегодняшнего урока
(Культура и религия)
­ С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
(Культура, религия) на доске вывешиваются эти 2 слова и слово родина
­ Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в
конце урока?

­ А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: связаны ли
культура и религия между собой?
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель раздает по одному листочку на парту таблицу.
родина
культура
религия
Работа с таблицей в парах.
­ Вы когда­нибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры.
(Поздоровались, сказали спасибо, похвалили дежурных)
­ А слово религия вам знакомо?
(Это бабушка молится, церковь)
­ О родине мы говорили на прошлом уроке.
­ Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,
когда слышите слова «родина», «культура» и «религия»?
­ Кто готов прочитать свои слова?
Одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску

5.Объяснение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
­ Ребята, вы подобрали много хороших и правильных слов, но
культура ­ это не только «волшебные слова», художественная литература,
библиотеки, выставки, музеи, музыка, концерты, театральное искусство
или какой­либо памятник архитектуры. Да и с религией не так все
просто. И сейчас мы с вами попробуем разобраться с этими большими
понятиями и с тем, как они связаны между собой.
б) Исследовательская работа с текстом учебника.
Опережающее задание
Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы
прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые
знания.
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих
родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не
могу выбрать Родину.
1 остановка
– Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о культуре и
религии?
(Не все человек может выбирать, есть что­то, что дается человеку изначально. И
это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное,
что призваны хранить и беречь).
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая
большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
2 остановка
– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?
– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст
Руси­России?
– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг
расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что
кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя
Страна – Россия.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть
много общего. И мы все в чем­то зависим друг от друга.
3 остановка
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть,
обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа**
улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)
– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в
большом государстве – отечестве?
– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный
летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы
с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире
космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не
чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие
законы. Но важнее всего – единая культура.
4 остановка
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это
синонимы? (Безусловно)
– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы,
живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь?
Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень
достойные.
– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести
примеры?
Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая
записи на доске)
РОДИНА – это
земля история законы общей жизни культура
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас
мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий
таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это
развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре ­ это причины, по которым
человек решает совершить именно такой, своеобразно­человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и
неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
5 остановка
– Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?
– Что, по­вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных
ценностей, постоянное усвоение и развитие).

– Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы
началось?
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить
родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник?
Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого
человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру
человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
6 остановка
­ Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
­ А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает?
Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек
может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями,
получение образования).
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и
различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по­разному. Например, все
люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А
другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».


Бог и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
7 остановка
– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором
абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём­то особых
культур, убеждений. В том числе люди, по­разному отвечающие на вопрос о том, есть ли
Бог, и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и
поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и
духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько
глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когда­то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала
людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители
граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную
культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть
разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к
разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной
культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем
Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.
Остановка 8

– Как, по­вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это
система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и
направлять свой путь в сторону добра?
– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на
уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не
только внешнюю жизнь людей, - как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во
что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это
называется – «самопознание».
Остановка 9
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что
такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?
­ А теперь напомните мне два вопроса, которые ставили в начале урока.
(Что такое культура? Что такое религия?)
­ Мы нашли ответы на них? Проверим с помощью тренажера.
г). Работа с тренажёром..
Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
­ Прочитайте внимательно задание.
­ Кто справился с заданием на 100 %?
­ Что вы отнесли к понятию культура?
­ А к религии? –
­ У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в
чём вы ошиблись.
6. Самостоятельная работа по новой теме
а) Работа с рассказом.
­ Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
Прочитаем его ещё раз.
­ Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается
благодарность? (спасибо)
­ Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного
госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому
она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой,
благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
­ Работай! За тебя люди молятся! ­ Женщина очень удивилась, тогда
священник спросил:
­ А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
­ Говорят «спасибо», что же ещё?

­ Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если
тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и
позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
б)Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих
людей это маленькая молитва)
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
2.
3.
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
­ Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и
духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал
человек, а значит это …. (культура)
­ В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира
приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные
сооружения (рассматривание иллюстраций)
­ Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
­ Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем
на следующих уроках.
­ А у нас в городе Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как
называются?
­ А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним?
­ Давайте посмотрим на некоторые из них.
­ Только в храме находятся иконы?
­ Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй
о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
­ Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и
религия между собой?
7. Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на
этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
­ Кто справился со всеми заданиями?
­ Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

8. Рефлексия
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
Культура – это… Религия ­ …
10. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.6­7 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе своего города (села).
Использованная литература:
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
«Покров».2003
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное
издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации ­ М: «Новое
время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному
пособию Кураева А.В.
«Словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Православный храм

Разработала: учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012

Модуль: основы православной культуры.

Урок № 14.

Тема: Православный храм.

Цели урока.

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия : Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  1. графические изображения;
  2. презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
  3. иллюстративный материал
  4. аудиозапись колокольного звона

Ход урока.

  1. Организационный момент. Д.з.

Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

Вы согласны со мной?

А какой есть еще мир? Другой?

(духовный мир)

А как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

А как иначе можно назвать этот мир?

(миром культуры)

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

А на чем основаны культурные традиции?

(на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

А в чем истоки русской культуры?

(в православной религии)

А поскольку мы изучаем ОПК, мы должны знать, что означает православие?

(верное учение, правильно славить Бога)

Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.

  1. Выявление восприятия, мотивации.

Учитель.

Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

(стихотворение)

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

  1. Объяснение нового материала.

Работа с иллюстративным материалом.

Учитель.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.

Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест )

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.

Позже купол стал походить на пламя свечи.

А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей )

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

Три главы (три Лица Святой Троицы);

Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

Картина И.Левитана «Вечерний звон»

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Корабл ь спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности (демонстрация слайда).

Мы познакомились сейчас с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этих храмах вы неоднократно бывали и заметили, что внутреннее устройство храмов одинаковое.

На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас.

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

За иконостасом находится алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Исследовательская работа с текстом (стр. 48-51 УМК ОПК).

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр.51 учебника. Что изображено на этих иллюстрациях?

Послетекстовая работа.

Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

А сейчас я вам раздам листочки с иллюстрациями. Выполните 1 задание.

Проверим, правильно ли вы подписали слова к иллюстрациям.

(ФИЗМИНУТКА)

Пожалуйста, зачитайте последние 6 строчек учебника на стр.51 вслух. Чтение отрывка из текста

Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давйте о них расскажем нашим гостям.

Творческая работа учащихся.

Театрализация «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Ответы детей.)

Вывод:

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Домашнее задание. зад.2

ГБОУ СОШ с. Новая Кармала м.р. Кошкинский

Методическая разработка урока по модулю

«Основы православной культуры»

Православный храм

Разработала:

Учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012


Мы спросили преподавателей модуля ОПК и связанных с Православием спецкурсов из разных регионов России о том, как им удается сделать свои уроки интересными.

Александр Аношкин, учитель ГБОУ СОШ № 1241 г. Москвы

Говорим о реальной жизни

Когда я только начинал преподавать ОПК, главной сложностью для меня было придерживаться культурологического подхода, то есть не заниматься катехизацией, а просто информировать: православные христиане верят так-то и так-то. Здесь важно прислушиваться к себе: как только замечаешь, что, объясняя материал или отвечая на вопросы, ты углубляешься в область веры, - надо сразу остановиться.
Что значит «остановиться»? Я не о том, что нужно отказаться отвечать на детские вопросы. Но вовсе не обязательно отвечать сразу на уроке. Обычно я говорю так: «эти вопросы мы можем обсудить после урока, если кому-то это будет интересно. Подойдите, лично задайте вопрос, и я лично отвечу». Вообще, нужно понимать, что вопрос вопросу рознь. Часто у детей возникают вопросы, но мимолетно, эти вопросы не волнуют их по-настоящему. Если броситься сразу отвечать на любые вопросы - урок окажется сорванным… во всяком случае, давать программный материал просто будет некогда.
Поначалу я то и дело пускался в полемику, а потом понял, что ученики 4–5-х классов просто не способны еще охватить большой объем материала. Поэтому нужно четко обозначить проблему, конкретный вопрос, и его решать. Я стараюсь ставить детей перед разными реальными житейскими случаями - ссоры, обиды, личный выбор… Разумеется, подбираю примеры, исходя из темы урока, и даю детям возможность обсудить, подвожу их к анализу, не навязываю свое мнение, а выступаю в роли арбитра, модератора.
Но детям нужно не только услышать, но и увидеть, потрогать. Поэтому я часто приношу в класс какие-то предметы, связанные с темой урока. Например, изучаем иконы - приношу несколько больших писаных икон, дети могут их подержать в руках, не торопясь рассмотреть.

Когда мы говорили о кресте, о его символике, его духовном смысле, я принес настоящий иерейский крест из храма. Ребята смогли его пощупать, разглядеть детали. Очень важно им дать материальное воплощение тех абстрактных вещей, которые изучаем.

С этой же целью - осмыслить абстрактное через конкретное, общее через частное - я выстраиваю и работу с родителями. Например, домашние задания по ОПК часто отсылают детей к семейным традициям: как у нас принято отмечать праздники, какая у нас в семье малая Родина… Понятно, что родители довольны - дети заинтересовались традициями семьи. Но помимо этого дети начинают некоторые вещи - что такое Родина, что такое традиция, что такое нравственные ценности - воспринимать не только умственно, теоретически, но и эмоционально. А в этом, быть может, главная польза ОПК.

Дарья Пантюхина, учитель русского языка и литературы, руководитель элективного курса «Православие и русская литература» МБОУ СОШ № 6 г. Кузнецка Пензенской области, лауреат конкурса «Серафимовский учитель» .

Обсуждаем литературу

Наш урок традиционно начинается с минуты добрых слов, когда дети, независимо от возраста - как пятиклассники, так и одиннадцатиклассники - говорят друг другу добрые слова.
Далее мы обязательно используем чтение притч, любых: можем брать из Священного Писания, а можем и притчи Ушинского, Толстого - о нравственности.
Еще у нас есть такой прием: возник какой-то вопрос - ученики задают мне его в письменном виде. Если дети позволяют вынести его на всеобщее обозрение, то мы разбираем на уроке, а если вопрос сокровенный и ребенок просит не объяснять всему классу, то я тоже отвечаю ему письменно.
Кроме этого, Институт регионального развития Пензенской области разработал две специальные рабочие тетради для четвертого и пятого классов, и многие задания - кроссворды, тесты, викторины, иллюстративный материал - я беру оттуда.
С детьми шестых-седьмых классов мы разбираем заповеди Божии и приводим примеры из литературных произведений. Причем иногда они и сами их ищут и высказывают свою точку зрения.
Для этого мы используем как произведения школьной программы, так и не входящие в нее. И мы вместе ищем там какую-то православную линию или рассматриваем сюжет и поведение литературных героев с точки зрения Православия. Вот, например, «Гроза» Островского (программное произведение): каждый по-своему воспринимает поступки главной героини Катерины, но мы разбираем их с точки зрения нравственности. И моим ученикам очень нравится процесс изучения взаимоотношений людей.
Это-то и ценно в нашем курсе, что ученики на примере литературных героев учатся, как поступать - или не поступать - в реальной жизни.
Мы изучаем предмет не только в теории, но и на практике. Ходим на экскурсии в храм, оказываем кому-то помощь. А акцию «Белый цветок милосердия» проводят не только мои ученики, но и вся школа.

Ольга Гришанина, преподаватель воскресной школы храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова, заместитель директора ГУ культуры «Саратовский государственный музей боевой славы», победитель конкурса «Серафимовский учитель»

Читаем, смотрим, рисуем, ездим

На уроках я стараюсь сочетать как учебную, так и внеучебную деятельность детей. Например, если это младшая школа, то я включаю в свои занятия игровые моменты. Иначе просто нельзя: дети быстро устают, внимание рассеивается, и удержать их даже в течение 30 минут весьма проблематично. Поэтому для занятий по предмету «Закон Божий» была разработана специальная тетрадь-раскраска по особо сложным, плохо запоминающимся темам. Ее использование позволяет переключить внимание детей, развить их творческие, эстетические способности, способствует лучшему закреплению материала. Обычно 10-15 минут от урока я выделяю для работы с этой тетрадью.
В программу урока можно включить и несколько фрагментов видеофильмов общей продолжительностью до 12-15 минут. С маленькими детьми смотрим мы и мультфильмы - у меня есть диски православной анимационной студии «Колокольчик». Особым успехом у детей пользуются мультфильмы «Детство Ратибора», «Куликовская битва», «Илья Муромец». Кроме того, мы читаем рассказы, православные сказки, а затем анализируем прочитанное. Это тоже важно, так как ребенок учится излагать свои мысли, логически думать и анализировать. А для старших детей я разработала мультимедийный информационно-образовательный ресурс «Минувших лет живая память», который включает в себя информационные блоки и видеофильмы по подтемам.
При изучении материала по предмету «Православное краеведение» значимое место я стараюсь уделить экскурсиям в храмы Саратова и области. На выездных экскурсиях ребята закрепляют полученный на уроке материал. А потом выполняют обязательное творческое домашнее задание: эссе, рисунок, аппликация, вышивка, изготовление поделок из подручного материала, соленого теста. Это важный момент и в семейном воспитании, так как домашнее задание ребенок часто выполняет вместе с родителями.

Наталья Лычагова, заведующая библиотекой, учитель ОРКСЭ МБОУ № 6 г. Богородска Нижегородской области, призер конкурса «Серафимовский учитель»

Сделали карту урока

Специально в помощь учителям ОРКСЭ наша школа создала сборник авторских поурочных разработок с мультимедийным приложением, которым теперь пользуются в нашем Богородском районе. Мы, как практикующие учителя, составляли карту урока так, чтобы в него входила и презентация, и какой-то хороший видеоролик, и работа с текстом, и объяснения учителя, и притчи, и игры, чтобы разносторонне общаться с детьми. В нашем сборнике - полные уроки, разработанные от начала до конца, разбитые на фрагменты по 5-7 минут, со всеми играми и физкультминутками. Все игровые задания мы сочиняли сами, а притчи, конечно, брали из книг. Иногда дети и сами перерабатывают притчи, рисуют к ним иллюстрации, озвучивают и выступают перед всем классом.
Сборник был создан на основе проекта «К истокам добра», с которым мы победили на конкурсе «Православная инициатива», на средства полученного гранта распечатали 40 экземпляров и подарили в каждую школу нашего района, и, насколько мне известно, все учителя ими пользуются. Ну а если какой-то блок пришелся не по душе, его легко можно заменить на другой, ведь всевозможные интересные материалы на православную тему сейчас нетрудно найти.
Теперь в нашей школе видны и результаты наших усилий. В первый год существования ОРКСЭ заявления на изучение «Основ православной культуры» подала четвертая часть родителей учеников 4-х классов, в следующий - половина, а в последний учебный год - уже 75%.

Екатерина Грузкова, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ
№ 2 пос. Суходол Сергиевского муниципального района Самарской области, лауреат конкурса «Серафимовский учитель»

Опираемся на православные праздники

Батюшка, благословляя на работу, сказал, что начинать обучение нужно обязательно с Нового Завета. А ключевые события Нового Завета отражены в традиционных православных праздниках. Поэтому, начиная с сентября, мы не оставляем вниманием ни один из них.
Обязательно ставим спектакли: к Покрову, Николе, Рождеству, Пасхе, Троице, памятованию преподобного Сергия. Мальчишкам всегда интересны мероприятия, связанные с Куликовской битвой, рассказы о Пересвете и Ослябе. Вместе со старшими детьми мы занимаемся и исследовательскими работами, например, о том, как во время недавних гонений одни разрушали храмы, а другие берегли веру и потом эти храмы восстанавливали - и они для этого расспрашивают своих бабушек и дедушек, которые эти времена пережили.
Еще детям всегда интересно читать духовные стихи, рассказы (Василия Никифорова-Волгина, И. Шмелёва, из книги «Искра Божия», из сборника Б. Ганаго и др.), отгадывать загадки, решать кроссворды, рисовать. В особенности ученики любят слушать рассказы об иконах Божией Матери и изучать места на Руси, которые с ними связаны. Для этого летом организовываем паломнические поездки по святым местам, в которых принимают участие и родители. Когда мы занимаемся с маленькими, мы даем им раскраски, чтобы развивалась моторика, чтобы учились аккуратности. Раскрашенные листочки дети вклеивают в свою тетрадку. И те, кто уже закончил школу, при встрече рассказывают, что до сих пор эти тетрадки хранят.

Занятия клинописью

Ольга Серова, учитель истории МАОУ СОШ № 187 Советского района г. Нижнего Новгорода, методист Городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования им. св. рав­ноапостольных Кирилла и Мефодия, победитель конкурса «Серафимовский учитель»

Показываем мультфильмы

Современные дети привыкли к видеоряду, поэтому почти на каждом уроке ОПК я показываю православные мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации.
Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь и вновь, на разных уроках. Вот, например, прекрасный мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский - чудотворец» можно показать, когда проходишь темы «Монастырь», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило нравственности», «Зачем творить добро?», «Проповедь Христа». Для темы «Икона» подходит мультфильм «Путеводительница», для «Православной молитвы» - мультфильм «Отче наш», для темы «Зачем творить добро?» - замечательный мультфильм «Удивительный ужин в Сочельник». Когда рассказываешь о христианской семье (или о совести и раскаянии), отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии»; о защите Отечества - «Пересвет и Ослябя», о чуде - «Московская легенда о Василии Блаженном», о милосердии и сострадании - «Девочка со спичками». Хороший материал для обсуждения с детьми дают такие мультфильмы, как «Твой крест», «Ангел», «Аве Мария», «Покрова-покровенька», «Новогоднее приключение двух братьев», для знакомства с культурой Православия - «Рождество», «Сказание о крещении Руси», «Истории Ветхого завета», видеофильм «Храм Покрова на Нерли», х/ф «Щенок».
Дети очень любят такие видеоуроки, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на темы, которые редко обсуждаются. А в фильмах всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это я обращаю внимание ребят и перевожу ситуацию в плоскость дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец. После просмотра задаю вопросы, мы вместе их обсуждаем, делаем выводы. Иногда в качестве домашнего задания задаю сочинение-размышление, которое дети зачастую сочиняют вместе со своими близкими.
В конце полугодия проходят уроки защиты творческих проектов. Как правило, это размышление ребенка на пройденные темы. Проект может быть представлен листом с фотографиями, рисунками, коллажами или сочинением-размышлением, самостоятельной презентацией. Часто это совместная работа ученика и его семьи. Ребята сами подыскивают мультфильмы или фильмы, которые могут иллюстрировать их проект. Уроки ОПК проходят уже второй год, и я использую творческие работы ребят для проведения дальнейших уроков.

Галина Яковчукова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №47 пос. Флорищи Володарского района, руководитель воскресной школы при Свято-Успенском монастыре Флорищева пустынь, победитель конкурса «Серафимовский учитель»

Привлекаем к урокам монастырь

В своей работе я постоянно пользуюсь видеоматериалами: православные фильмы и мультфильмы о святых Петре и Февронии, о преподобном Сергии Радонежском, святителе Иларионе - часть из них нам предоставляет епархия, что-то было приобретено на Московских Рождественских чтениях, но чаще я сама ищу его на многочисленных сайтах, например, на сайте телеканала «Союз», «Радость моя» или на детском портале «Солнышко», где, кроме видеоматериалов, есть много полезных рекомендаций, форм работы с детьми. «Круглые столы», уроки вопросов и ответов, викторины, обсуждение увиденного помогают ненавязчиво закрепить материал, надо сказать, не легкий для восприятия ребенка.
На территории нашего поселка находится известный Свято-Успенский монастырь Флорищева пустынь, поэтому, как говорится, сам Бог велел школе тесно и разносторонне сотрудничать с монастырем и с воскресной школой при нем (которую посещает большинство наших учеников).
Бывает, что на уроке у ребенка возникают неожиданные вопросы. Иногда дети подходят к тебе со своими душевными проблемами. Ты понимаешь: это высшая степень доверия ребенка взрослому человеку, стараешься вникнуть, объяснить, но иногда приходится призывать на помощь священника, если я чувствую, что мои ответы недостаточно убедительны. Кроме того, я приглашаю батюшку в школу, ведь некоторые темы уроков, например, «Молитва» или «Что есть Бог», гораздо доступнее может объяснить священник.
В своей работе широко использую проектную деятельность. И ученики четвертых классов уже побеждают на всевозможных конкурсах, научных обществах, где они представляют свои работы: «О чем поют колокола Флорищевой пустыни», «Сказ о Флорищевой пустыни», «Монастырь - остров спасения»… А какие интересные и нестандартные работы подготовили ребята на конкурс, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского: «Сергий Радонежский и Флорищева пустынь», «Как Сергий Радонежский помог моей подруге сдать технику чтения» или «Сергий Радонежский, Куликовская битва и компьютерные игры»! За необходимой информацией мы идем в библиотеки (школьную, поселковую, монастырскую).

Ребятам предлагаются самые разные темы для творческих и исследовательских работ, но дети чаще всего тяготеют именно к тому, что связано с историей нашего поселка и монастыря. И через историю малой родины они погружаются и познают прошлое родного края, Отечества. Причем, такая деятельность вовлекает и родителей, а я это только приветствую.

Фото Юлии Маковейчук



Поделиться: