Энциклопедия сказочных героев: "Гуси-лебеди". Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди Сказка гуси лебеди чему учит эта сказка

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Володина Светлана Ивановна, учитель начальных классов, 1 категория

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Класс: 1

Образовательное учреждение: ГУ «Новосельская средняя школа»

Вид урока: урок - знакомство.

Педагогические технологии: элементы игровой технологии, гуманно –личностное обучение, развивающее обучение, совершенствование общеучебныхумений.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с отрывками из сказки, таблицы скоростного чтения, таблица «Виды сказок», предметы для инсценирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П.И. Чайковского, яблонька, яблоки разных цветов.

Авторские комментарии: данный урок проводится в 1 классе (Павленко В.К., Клыпа Г.В. «Родное слово» Алматыкi тап баспасы 2008.).На уроке применяется фронтальный опрос, работа в парах, работа в подгруппах, инсценирование, прослушивание отрывка сказки в исполнение мастера ораторского искусства. Проводится 1 физкультминутка, релаксация, рефлексия. В приложении даны карточки для артикуляционной гимнастики (в парах), карточки для работы в подгруппах. Переход к следующему слайду происходит по щелчку мышки.

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутье на основе сравнений сходных выражений, устаревших и современных.

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках.

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения;

    воспитывать уважение к источникам культуры, чувств ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с отрывками сказки, таблицы скоростного чтения, таблица виды сказок, предметы для инсцинирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П. И. Чайковского.

Вид урока: урок - знакомство.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично – поисковый.

Ход урока.

I .Организационный момент:

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. А теперь давайте наполним наши сердца и сердца наших гостей миром, светом и любовью.

Мир, мир, мир! Мир во мне, мир в тебе, мир везде!

Свет, свет, свет! Свет во мне, свет в тебе, свет везде!

Любовь, любовь, любовь! Любовь во мне, любовь в тебе, любовь везде!

Эти человеческие качества помогут нам сегодня познакомится с новым произведением, оценить поступки героев произведения, выражать свои мысли, чувства, четко отвечать на мои вопросы. Я желаю вам удачи.

II . Коррекционная работа.

Чтобы мы могли, красиво и выразительно говорить и читать, нужно подготовиться.

а) Дыхательная гимнастика:

Втягиваем приятный запах. Слайд №1

Задуваем свечку на один большой выдох и два маленьких. Слайд №2

Сдуем с ладошки лепестки.

б) Возьмите карточки, поработаем в парах. Приложение 1 (Работа по карточкам «Артикуляционная гимнастика»)

1) Чтение гласных звуков (на выдохе).

2) Чтение чистоговорок.

3) Чтение скороговорки.

4) Чтение по скоростной таблице.(2 минуты- с карандашом)

Кто может сказать, что для него урок начался успешно? На сколько слогов вы улучшили свой результат? Я надеюсь, что со следующими заданиями вы справитесь так же удачно.

III . Подготовка к усвоению нового материала.

Прочтите названия произведений и определите жанр произведения, с которым мы сегодня будем работать.

«Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен.

«Уголек, соломинка и боб» Ш. Перро.

«Маша и медведь» Братья Гримм.

«Золушка»

К какому жанру относятся эти произведения? (Сказка) – Слайд№3

Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

чудо ← Сказка→ волшебство

бабушка ↙ ↓ ↘ добро вечер

звери, предметы

Как вы думаете, почему возникли такие ассоциации, как добро? (всегда побеждает). Бабушка? (вечером перед сном рассказывает сказку).

Посмотрите на правый столбик. Что означают эти записи? (фамилии авторов сказок). Соедините название сказки с её автором. Как называются такие сказки? (авторские) – Слайд№4

Почему сказка «Маша и медведь» осталась без автора? (русская народная сказка) - Слайд№4

Но ведь кто – то, же ее сочинил? Сначала, конечно, придумал какую-то сказку один человек, рассказал ее другому. Тому она понравилась. Он ее запомнил и рассказал своему сыну или дочке. А те, когда выросли, рассказали своим детям. И никто не знает, когда впервые появилась такая сказка. Может быть 100 лет назад, а может 300 или 500, трудно сказать точно. Но все это время произведение жило в народе, передавалось от одного к другому, рассказывалось устно.

Какие виды сказок вы знаете?

Сказки о животных: звери наделены чертами, которые присущи людям (они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер).

Волшебные сказки: не обходится без чудес (говорящая щука, движущая печь), присутствуют волшебные вещи.

Персонажи бытовых сказок – люди - Слайд№5

А чтобы узнать о какой сказке пойдет сегодня речь, вы должны найти спрятанные слова.

а о у и д п е ч к а о б к р с (печка) - Слайд№6

к ч т р я б л о н ь к а н л с о (яблонька) - Слайд№7

к т ч р е ч р е ч к а л ю я ь с (речка) - Слайд№8

м к в л е б е д и е г н ш д у (лебеди) - Слайд№9

Попробуйте догадаться, героями, какой сказки они являются?

Итак, сегодня мы с вами отправляемся на встречу с русской народной сказкой «Гуси – лебеди».

IV . Работа по теме урока.

(под музыку «Вальс П. И. Чаковского).- Слайд№10

О чем – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки,

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

Вы готовы к встрече со сказкой? Тогда встречайте ее! Откройте учебники на странице 119. Поставьте пальчики на первое слово. Во время чтения подумайте над вопросом: «Почему с детьми произошла беда?».

1) Чтение текста хорошо читающими учащимися, (до слов …»Догадалась Маша, что гуси – лебеди унесли братца, бросилась догонять их»).

Отчего случилась беда? (девочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.)

Была ли девочка послушна?

Какой запрет она нарушила?

Какое решение приняла Машенька?

Какие права человека нарушили гуси – лебеди, когда унесли Ванюшу?

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем и снова в путь.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Вправо – влево 8 раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1, 2, 3, 4, 5.

Физминутка.

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет!

1, 2, 3, 4, 5.


Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! А вам хотелось бы узнать, что приключилось с детьми дальше, и чем закончилась сказка? Тогда давайте послушаем продолжение сказки в исполнении мастера ораторского искусства. И если во время прослушивания вам встретятся незнакомые или непонятные слова или выражения, постарайтесь их запомнить.

2) Прослушивание сказки в грамзаписи.- Слайд№11

3 ) Словарная работа.

Понравилась ли сказка? Встретились ли вам в тексте слова или выражения, которые были вам незнакомы. В основном это устаревшие слова, но мы сможем узнать их значение, если подберем к ним слова – синонимы, которые мы употребляем в речи.

Покуда – пока.- Слайд№12

Худо будет – плохо.- Слайд№13

Мой батюшка – отец - Слайд№14

«Зачем на глаза явилась?» – зачем пришла?- Слайд№15

«Сидит ни жива, ни мертва» - замерла от страха, очень испугалась. Слайд№16

Кудель – пряжа.- Слайд№17

V .Работа по содержанию сказки с опорой на иллюстрации.

1. Чтение отрывков из сказки в подгруппах. Приложение2

А сейчас поработаем в подгруппах. Повернитесь друг к другу. Я вам раздам отрывки из текста, Вам нужно прочесть текст в вашей подгруппе и выбрать спикеров, которые потом передадут диалог героев.

2 . Пересказ сказки .

А теперь, давайте вспомним, как начиналась сказка? - после слов «…Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу к подружкам…» – вывешиваю иллюстрацию домика и Ванюши. После слов «…Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси – лебеди, подхватили Ванюшу. Посадили на крылья и унесли…» - силуэты гусей – лебедей уносящих Ванюшу).

Как вы думаете, почему печка отказалась помочь девочке? (она отказалась съесть пирог. Была заносчива, невежлива и хвастлива).

И яблонька не помогла девочке. Побежала девочка дальше, и вдруг увидела…(речку)- вывешиваю иллюстрацию. Выступление спикеров третьей подгруппы.

3. Инсценирование отрывка из сказки.

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит, стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. …А хотите увидеть, что же произошло в избушке на курьих ножках? Тогда крепко, крепко закрывайте глазки,… а теперь медленно и четко произнесите:

1, 2, 3 – сказка оживи.

Как вы думаете, почему мышка помогла сестрице и братцу?

Быстро бежали сестрица с братцем, но гуси – лебеди их догоняли. Добежали они до…(молочной реки), (сцены в обратном порядке).

Почему молочная река укрыла детей под кисельным бережком? (девочка выполнила ее просьбу и спасибо сказала).

Прочтите заключительные слова сказки.

VI . Обобщение:

Понравился ли урок?

С какой сказкой познакомились? Кто автор?

К какому виду сказок она относится? - Слайд№18

С какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке? (Баба – Яга, яблонька, печка, молочная река, гуси – лебеди, мышка, избушка на курьих ножках).

А знаете, мне Машенька понравилась. Угадайте, почему? (она смелая, любит своего брата, учится на своих ошибках).

Какой поступок Машеньки мне не понравился, как вы думаете?

Был ли в сказке запрет, и какой?

Присутствовали ли в сказке добрые герои? Кто они?

Собери пословицу. (Работа в группах). Объясни, как ты понимаешь ее смысл.

Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.- Слайд№ 19

(Сказка, это неправда, то чего не бывает, но в ней есть мудрость. Она учит быть нас дружными, добрыми, смелыми.)

Худо тому, кто добра не делает никому.

Умел ошибаться, умей и поправляться.

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки.1, 2, 3, 4. 5

В класс вернемся мы опять.

Чему же учит нас эта сказка? Какой урок вынесли для себя?

    надо слушаться старших.

    быть скромным и вежливым.

    на добро отвечать добром.

VII . Домашнее задание. Рассказать сказку родителям. Нарисовать рисунок к сказке, сделать соответственную подпись словами из сказки.

VIII . Оценивание .

Сегодня вы трудились в подгруппах, и каждый очень старался, обсудите в подгруппах, какую оценку заслужили ваши товарищи.

Рефлексия:

В нашей сказке встретилась нам яблонька с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим! Наклеим на нее яблочки. Если вам было интересно – красное, не все удалось, проблемы – желтое, были трудности – зеленое.

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Сказка Гуси-лебеди – мудрая поучительная история, которая показывает детям истину: чтобы рассчитывать на помощь и понимание других людей, нужно научиться самому делать добро. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Гуси-лебеди читать

Кто автор сказки Гуси-лебеди

Сказка Гуси-лебеди – фольклорное произведение. Обработана она исследователем фольклора А. Афанасьевым. Входит в его сборник «Народные русские сказки».

Загулялась с подружками девочка, забыла, что ей велели за младшим братиком присматривать. Тем временем гуси-лебеди налетели, подхватили братца и унесли к злой Яге. Побежала девочка братца из беды вызволять. По пути ей встретились речка, яблонька и печка, но не помогли девочке, потому что была неприветлива с ними. Нашла она братца у Бабы-Яги, схватила и убежала. Гуси-лебеди за ней пустились в погоню. Трижды просила девочка о помощи: у речки, яблоньки и печки. В этот раз девочка была приветливой, и ей в помощи не отказали. Так удалось ей с братцем домой прибежать. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Гуси-лебеди

В сказке Гуси-лебеди раскрывается тема добра и благодарности. Героиня должна была усвоить несколько жизненных уроков, главный из которых – что посеешь, то и пожнешь. Это и есть главная мысль сказки. Чему учит сказка Гуси-лебеди? Она помогает детям усвоить правильные линии поведения, учит ответственности и доброжелательности.

Русская народная сказка рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.



Поделиться: