Интересные вопросы, касающиеся поста. Актуальные вопросы о посте в рамадан

Я врач, и пациенты часто обращаются ко мне с вопросами о том, что нарушает пост в процессе планового

лечения, во время месяца Рамадан, потому здесь напишу ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, вдруг кому интересно, или пригодится, мало ли:

1. Нарушается ли пост от уколов?

От в/в, в/м и п/к инъекций пост НЕ нарушается.

Инъекции, даваемые не для замены еды и питья, а используемые для планомерного лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. (Фатава Ибн Ибрагим, 4/189).

Пост не нарушается. Однако если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсануль Фатава, том 4, стр. 432, Са"ид)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот (прим. подкожно), не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

2. Можно ли пользоваться глазными каплями, каплями для ушей во время поста?

Можно, пост НЕ нарушается.

Согласно наиболее верному мнению глазные капли, капли для ушей, клизмы, выдёргивание зубов и лечение ран не нарушают пост. (Маджму Фатава Шайх аль-Ислам,25/233,25/245).

3. Нарушает ли пост использование капельницы или переливание крови?

От в/в инфузий и переливания крови пост НЕ нарушается.

Нет. (Фатава Махмудия, том 10, стр. 149, Фарукия)

Когда кровь извлекается, очищается и возвращается обратно, обогащённая препаратами или питательными веществами, то пост не нарушен. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/190)

4. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Можно, пост НЕ нарушается.

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсануль Фатава, т.4, стр. 435)

Сдача анализов крови не нарушает пост и считается дозволенным, в силу необходимости. (Фатава аль-Да"ва: Ибн Бааз,979).

5. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Не нарушается, если человек не ощутил крови в горле, и не проглотил ее.

Пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Однако если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Аль-Фатава Аль-Хиндия, т.1, стр. 203, Турас)

Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, это не нарушает его пост. Если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому верному мнению. (Аль-Мугхи, Ибн Кудама, 3/106).

6. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост НЕ нарушается, если человек не смог сдержать позывы к рвоте, и не проглотил остатки рвотных масс, НО!!! пост считается нарушенным (и должен быть восполнен), в случае, если человек специально вызвал рвоту.

«Кто испытал непреднамеренную рвоту, не должен восполнять пост позже, но кто вызывает рвоту специально, должен восполнить пост» (Сахих хадис, переданный ат-Тирмизи, 3/89).

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Аль-Фатава Аль-Хиндия, т.1, стр. 203/4, Турас)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

Тот, кто вызывает рвоту преднамеренно, нажиманием пальцем в низ горла или, применяя давление на свой желудок, или преднамеренно вдыхая отталкивающий запах, или смотря на что-то, что вызывает у него рвоту, обязан восполнить пост позже. Если он чувствует, что сейчас вырвет, затем это утихает, - это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля, но если рвотное вещество выходит в рот и он проглатывает его обратно, это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять потребность вырвать, потому что это может принести ему вред. (Маджалис Шахр Рамадан, Ибн Усаймин, 67).

7. Нарушается ли пост при использовании ингалятора, или кислородной подушки?

Пост НЕ нарушается.

Используемые при астме ингаляторы, также как и кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в лёгкие - это не пища, и потребность в нем постоянна, в Рамадан и в другое время.

Если человек страдает такой болезнью, при которой он обязан принимать лекарства регулярно, то он может не поститься. Так же, как и человек, здоровье которого ухудшается от того, что он постится. Инсулин не нарушает пост. Это решение Комитета по выдачи фатв Саудовской Аравии.

По поводу ингалятора - это не нарушает пост, и это логично, ведь это не еда. (Ибн Усаймин, Фатава Аркан аль-Ислам, с. 475)

Буду признателен за любые достоверные дополнения.

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен (в щечку).

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца. Это правило для тех, кто не желает прерывать пост, даже находясь в дороге и являясь путником. А в целом, наша религия снисходительна и разрешает путникам прерывать пост с условием его возмещения в другие дни.

10. Обязательно ли путнику прерывать пост?

Милостивый Аллах по своей милости разрешил своим рабам в некоторых случаях не держать пост. К примеру тем, кто находится в пути. Путником считается тот, кто выехал из своего дома, родного города, села на расстояние больше 85-90 километров. В таких случаях постящийся может прервать свой пост, но это не обязательное условие. Поэтому если постящийся решит не прерывать пост несмотря на то, что находится в дороге, это похвально. То есть если путник уверен, что у него хватит сил и позволяет здоровье, то желательно не прерывать пост.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.. То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходмо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день.Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство (жидкость, вода), введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
http://сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Мусульманин должен беречь свой слух, свой взор и остальные члены своего тела от совершения того, что запретил Всевышний Аллах. В основе, пост воспитывает и исправляет души, и предохраняет постящегося человека от соблазнов.

Ученые высказывали разные мнения о человеке, у которого произошло семяизвержение из-за мыслей, воспоминаний или же мастурбации.

Шафиитский ученый Мухаммад ад-Джурдани пишет следующее по этому поводу:

Семяизвержение, вызванное мастурбацией, нарушает пост, в независимости от того, была ли она совершена своей рукой или ему это сделала жена или каким-то другим способом, даже если это было совершено через преграду или не сопровождалось страстью.

Если же оно было вызвано не мастурбацией, то это может быть либо из-за прикосновения [к чему-либо] или без. Если оно было вызвано не из-за прикосновения, например по причине поллюции или из-за взгляда, то это не портит пост, даже если это все было со страстью.

Но если он из своего опыта знал, что подобные действия всегда вызывают у него семяизвержение, или он повторял это многократно, пока не случится семяизвержение, то это портит пост по сильному мнению, как об этом написано в книге «Буджайрами аляль Хатыб».

В книге «Нихаят» от имама Азруи передается:

«Если человек почувствовал переход спермы и её готовность к выходу по причине долгого взора (на девушку или на то, что его возбуждает), но тем не менее он не отвел свой взор и продолжил смотреть, то это портит его пост». На это мнение также опирается имам Шибрамалюси.

Прикосновение

Если семяизвержение было вызвано прикосновением, то иногда это может быть прикосновением к тому, что обычно не вызывает возбуждение, а иногда прикосновением к тому, что его вызывает.

Прикосновение к отделившейся части тела

Если же оно было вызвано прикосновением к тому, что не вызывает возбуждение, например от прикосновения [мужчины] к молодому парню, у которого не растет борода, или прикосновения к отделившийся части тела, за исключением полового органа, которого все еще можно называть половым органом (то есть который не испортился до такой степени, что его уж не называют им) - то пост не нарушается, в независимости от того, было ли это со страстью или без, через преграду или без.

Что касается полового органа, которого все еще можно называть таковым, то пост нарушается, если семяизвержение было вызвано прикосновением к нему, как это передал Халими от имама Рамли аль-Кабир.

Но имам аль-Азизи опирается на то, что семяизвержение от прикосновения [мужчины] к красивому парню без преграды портит пост, в независимости от того было ли это со страстью или без - это мнение передал Буджайрами .

Прикосновение к людям

Если семяизвержение произошло из-за прикосновения к тому, от чего возбуждается обычный человек, то иногда это может быть его близкий родственник (махрам), а иногда посторонний челловек (аджнаби). Если же у него оно было вызвано прикосновением к родственнице - махрам, и прикосновение было без преграды и сопровождалось страстью, то пост нарушается, а если нет, то не нарушается. Если же прикосновение было не к родственнице - аджнаби, и он прикоснулся без преграды, то пост нарушается, даже если не было страсти. Если же он прикоснулся через преграду, то пост не нарушается, хоть страсть и присутствовала при прикосновении.

Что такое страсть?

В этом тексте под страстью подразумевается - намерение получить удовольствие не желая дальнейшего семяизвержения, так как в противном случае семяизвержение нарушало бы пост однозначно.

В итоге, для того, чтоб семяизвержение от прикосновения к близким родственникам - махрам нарушало пост, существуют два условия:

1 - страсть,

2 - отсутствие преграды

А для того, чтоб семяизвержение от прикосновения к посторонним - аджнаби, как жены и т.д.. нарушало пост имеется одно условие: отсутствие преграды.

Выход семени от почесывания полового органа

Если мужчина почесал свой половой орган, в результате чего получилось семяизвержение, то по достоверному мнению пост не нарушается, если он из своего опыта не знал, что из-за этого у него случится семяизвержение. А если он знал об этом, то пост портится, как это разъяснил имам Рамли в «Нихаяте» .

Это в действительности так, если только он не достиг такого состояния, что уже не может сдержать себя от того, чтоб не почесать его, как об этом пишет Шибрамалюси.

Мухаммад аль-Джурдани, «Фатх аль-Аллям» 4/32

Подготовил: Муса Багилов

А также плавание .

8. Непроизвольное вдыхание табачного дыма , пыли или иного, в чем нет соучастия постящегося.

9. Лечение или удаление зуба без очевидного глотания крови или лекарств .

10. Проглатывание слизистых выделений носоглотки.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

2. Нет, не нарушит . Отмечу, что вы можете встретить и иное мнение на этот счет , но отмечу, что оно не имеет должного обоснования.

У меня гинекологическая болезнь. Могу ли я ходить на прием к гинекологу и делать УЗИ вагинально во время поста? Или в тот день я не могу держать пост? Самал.

Вы можете соблюдать пост, и упомянутая вами процедура никак не влияет на его действительность.

Нарушает ли пост использование медицинских свечей (ректальных, вагинальных) в дневное время суток? Гузель.

Да, нарушает . Но если это относится к тому, что с медицинской точки зрения безотлагательно необходимо для человека, не терпит до вечера, тогда можно учесть мнение о том, что это допустимо и не нарушает поста. Такое каноническое мнение есть

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Не нарушается .

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.
Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением .

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1. Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89. Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108. Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится “проходить” через весь пищеварительный тракт. См.: http://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Приуроченное к рамадану послание шейха Юнуса Пателя (да благословит его Аллах)

Для возвышения своего духовного «Я» человеку на некоторое время необходимо обуздать непомерное потакание желаниям своего животного «Я». «Быть может, вы будете богобоязненны» – такова цель поста, провозглашенная священным Кораном.

Соблюдение поста от рассвета до заката в благословенный месяц рамадан в послушание приказу Всевышнего Аллаха – тренировка, во время которой развивается таква (богобоязненность, осознание присутствия Аллаха) – отличительная черта верующего. Пусть даже он находится один-одинешенек в самый жаркий день года, он не уступит соблазну и не позволит себе ни капли воды, поскольку убежден, что ему не скрыться от взора Всевидящего.

– дома, в наших отношениях с родителями, женой, детьми;

– на работе;

– в поездках

– и даже когда мы одни, –

с полной уверенностью в том, что нам никогда не скрыться от Зрения и Знания Всевышнего Аллаха.

Помимо соблюдения правил, регулирующих действительность поста, нам необходимо также приложить усилия для очищения своего сердца от низменных качеств.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПОСТЕ

1. Насколько важен сухур в рамадан?

Сухур является сунной. Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ешьте перед рассветом, ведь в сухуре – баракат. (Бухари, 1789; Муслим, 1835; передал Анас, да будет доволен им Аллах)

Однако пост действителен и без сухура.

2. Можно ли пользоваться зубной пастой или зубным порошком во время поста?

Это макрух. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 379)

3. Нарушается ли пост от уколов?

Пост не нарушается. Но если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 432)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот, не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

4. Нарушает ли пост использование капельницы?

Нет. (Фатава Махмудия. – Изд. Фарукия. – Том 10, стр. 149)

5. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсан-уль-фатава. – Том 4, стр. 435)

6. Если дождевая вода попадет в рот, и я проглочу ее, нарушится ли пост?

Да. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203; Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 403)

7. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203–204)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

8. Если ночью или во время поста у меня произошло семяизвержение во сне, будет ли мой пост все еще действителен?

Да, пост все еще действителен. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 396)

9. Мне прописано ежедневное закапывание капель в глаза. Что будет с моим постом?

На действительность поста закапывание лекарства в глаза (независимо от того, жидкое это лекарство или нет) не влияет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

10. Можно ли плавать во время поста?

Не рекомендуется. Если проглотить по ошибке воду, или если вода попадет в тело через нос и дойдет до мозга, пост будет нарушен и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 671)

11. Можно ли наносить масло на голову во время поста?

Да, это разрешено. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

12. У меня экзамены выпадают на рамадан, а концентрироваться на голодный желудок мне тяжело. Можно ли отложить пост и держать его уже по окончании рамадана?

Это не разрешено. Держите пост и молите Всевышнего Аллаха облегчить его вам. (Фатава Рахимия. – Стар. изд. Дар-уль-ишаат. – Том 2, стр. 34)

13. Я – астматик. Нарушается ли пост при использовании ингалятора?

Желательно, чтобы вы пользовались ингалятором во время сухура и ифтара.

Но в случае острого приступа вы можете воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

14. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Нет, пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Но если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

15. Можно ли искупаться после сухура, чтобы очиститься от джанабата?

Не рекомендуется беспричинно задерживать фард-гусль. Но если человек находится в такой ситуации, что хочет принять сухур до совершения гусля, это разрешено. (Фатх-уль-мульхим. – Изд. Дар-уль-калям. – Том 5, стр. 226)

16. Нарушает ли курение пост?

Да, оно нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

17. Разрешается ли использование ректальных свеч во время поста?

Ввод лекарств и др. в анальный проход нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

18. Если во время поста человек прыскает на себя дезодорантом и случайно вдыхает его, будет ли нарушен пост? Требуется ли восстанавливать пост?

Пост не нарушается при нанесении парфюмерии и вдыхании ее аромата. Поэтому наносить парфюм (итр) во время поста разрешено. Но умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, паров итра, агарбатти, уда и т. д.), нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 660)

19. Нарушает ли мастурбация пост?

Не разрешается мастурбировать, независимо от того, постится человек или нет. Если же человек, тем не менее, совершит это гнусное действие во время поста, пост нарушится, и его нужно будет восстановить. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 399)

Примечание. За совершение этого низменного поступка необходимо совершить большое количество искреннего покаяния.

20. Разрешается ли супругам целоваться во время поста?

Это разрешено при соблюдении следующих условий:

а) ни один из супругов не проглатывает чужую слюну.

б) они контролируют свою страсть, и это не приведет к половому акту или эякуляции. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 410)

Однако данное действие во время поста не рекомендуется.

Если слюна партнера будет проглочена, нужно будет не только восстановить пост, но и совершить каффара (т. е. поститься 60 дней подряд).

ЖЕНСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Нужно ли женщине восстанавливать дни поста, пропущенные из-за менструации?

Да, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что менструирующая женщина будет восстанавливать пропущенные дни поста, но намаз, пропущенный во время месячных, она восстанавливать не должна. (Игля-ус-сунан. – Изд. Идарат-уль-Коран. – Том 1, стр. 372)

2. Можно ли посещать в рамадан гинеколога? Можно ли делать мазок из шейки матки?

Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Поэтому рекомендуется записаться на прием после рамадана. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

3. Можно ли постящейся женщине кормить ребенка грудью?

Постящейся женщине разрешается вскармливать своего ребенка грудью. Грудное вскармливание не нарушает пост. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 380)

4. Можно ли в течение всего рамадана принимать лекарства, например, в виде (контрацептивных) пилюль, во избежание начала месячных, т. е. чтобы соблюсти все дни поста, поскольку восстанавливать пропущенные дни поста очень сложно?

Хотя это и разрешается, это не самое лучшее решение. Это может привести к побочным эффектам в виде нарушения менструального цикла и т. д., что приведет в будущем к трудностям и проблемам в исполнении намаза, умры (хаджа) и т.д., не говоря уже о других долгосрочных проблемах со здоровьем.

5. Хотелось бы внести ясность в вопрос о женщинах, пропускающих пост из-за беременности или грудного вскармливания. Нужно ли им после рамадана возмещать пропущенные дни поста или достаточно просто выплатить фидью?

Кормящие и беременные женщины могут отложить пост рамадана, если соблюдение поста навредит их здоровью или здоровью их ребенка. После рамадана им нужно будет восстановить пропущенные дни поста, если они в состоянии это сделать. Выплата фидьи не будет достаточной для того, кто физически способен держать каза за пропущенные дни поста.

Примечание. Кормящим и беременным женщинам следует проконсультироваться с порядочным и опытным мусульманским врачом по поводу того, будет ли пост вреден для них или нет.

6. Если менструация началась во время поста в рамадан, может ли она (тайно) поесть, если она одна? Может ли она кушать, если менструация закончится в дневное время? Если в обоих приведенных случаях она держала пост до конца, будет ли ее пост действителен (ведь она соблюдала пост некоторую часть дня, будучи в чистом состоянии)?

Если месячные начались в тот момент, когда она постилась, ей разрешается поесть втайне (не на виду у людей). Но, если месячные завершились в дневное время, ей следует воздержаться от еды, питья и т. д. как на виду у людей, так и в уединении, и действовать как постящийся человек.

В обоих случаях ее пост будет недействителен, поскольку менструирующие женщины не могут поститься. Ей нужно будет восстановить эти дни поста после рамадана. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 438)

7. Можно ли постящимся женщинам вводить лекарственные средства в внутрь половых органов?

Введение лекарственных средств любых видов во внутреннюю часть женских половых органов нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

А Аллах знает лучше.



Поделиться: