Хадисы о семье и браке. Хадисы пророка Мухаммеда о жизни

Ислам - одна из самых таинственных религий на нашей планете. Она состоит из целого ряда писаных и неписаных законов, которых каждый мусульманин придерживается с завидной точностью и верностью. Среди них есть известные каждому хадисы пророка Мухаммеда - краткие повести о его жизненном пути. Они могут быть приукрашены, где-то видоизменены, однако весьма достоверны. О том, что же в них такого интересного, и как они влияют на жизнь мусульман, читайте ниже.

Определение термина

Итак, хадисы пророка Мухаммеда - это записанные на бумаге важные события из жизни этого религиозного деятеля, основателя ислама. Каждый мусульманин обязан знать их, почитать и принимать за основу для становления своего мировоззрения и мировоззрения своих потомков. Считается, что Мухаммед составлял эти записи специально для того, чтобы в дальнейшем его народ мог основываться на приобретенном им жизненном опыте. Сегодня по степени важности данные исторические сводки стоят на втором месте после Корана - книги, которая считается самой священной в религии ислам. Хадисы пророка Мухаммеда также считаются автобиографией. Особое внимание им уделялось на заре появления самого ислама, а ныне они часто пересказываются в семьях и мечетях как легенды. Считается также, что, изучая эти тексты, можно постичь все таинства этой восточной религии.

Природа зарождения слова

Рассматривая вопрос с точки зрения этимологии, становится сразу понятно, что хадисы пророка Мухаммеда - это в прямом смысле рассказы о том, что случилось. Люди, знающие арабский язык, легко проведут аналогию между «хадис» и «хадса», что звучит на русском как «рассказывать что-либо», «ведать», «передавать». Таким образом, получается, что каждая из повестей, которая относится к данному разряду, является не основным законом религии, а традицией. Ранее эта традиция передавалась из уст в уста, однако позже стала записываться на бумаге. Заметим, что все эти обычаи исламского народа, которые так сформировались, приобрели свой совершенный внешний вид не сразу. В течение трех столетий после смерти Великого Пророка в восточном обществе была масса дискуссий на этот счет, и все записи формировались как бы скачками.

География традиции

Религиозная судьба всех тех народов, которые ныне являются мусульманскими, была определена еще задолго до официального зарождения присущей им сегодня религии. Ближний Восток, некоторые государства Средней Азии и с незапамятованных времен считались одним целым культурным регионом, где чтились идентичные боги, возводились практически одинаковые культы и устанавливались схожие традиции. В 632 г. н.э. (дата кончины Мухаммеда) религия лишь приобрела официальный статус и письменное подтверждение. Также в седьмом веке по всем вышеупомянутым регионам стало распространяться влияние Корана, который лично в руки, от Аллаха, получил пророк. Следом за Священной книгой сперва в устной, а потом и в письменной форме до народа доходят хадисы пророка Мухаммеда, которые становятся подкреплением обычаев и веры. Тут стоит отметить, что каждый отдельный народ по-своему трактовал данные строки. Также для различных держав большую или меньшую ценность имеют далеко не одни и те же хадисы из всех существующих.

Классификация

Исследователи, сопоставляя общепринятые исторические сводки и данные письменные документы, сумели разделить последние на три основные категории. Таким образом, мы имеем достоверные хадисы пророка Мухаммеда, хорошие и слабые. Данные статусы имеют большое значение, если они используются в юрисдикции, в истории или в других учениях. Если же упомянуть хадис требуется для проведения моральной беседы или для установки определенной моральной ценности в обществе, то подобная щепетильность становится излишней.

О жизни в браке

Сегодня все мы привыкли к тому, что в мусульманском мире отношение к женскому полу крайне унизительно. На самом же деле философия Востока куда более тонкая, чем нам, европейским людям, это может показаться. Ярким примером тому служат хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые он составил в течение своей жизни. Вот некоторые из них: «Когда сам трапезничаешь, раздели трапезу с супругою своею, когда покупаешь одежды и прочие вещи для себя - то же самое сделай и для нее! Не бей её по лицу, не сквернословь в ее сторону, и когда поссоритесь - не оставляй ее наедине с собою»; «Когда жена у мужа праведная, ее сравнить можно с золотой короной, что красуется на голове у царя, искрится и сияет на сотни метров. Если же жена у праведного мужа характерна грешностью, она сравнима лишь с тяжелой ношей, что висит за спиной у старого человека». Данные слова дают нам возможность понять, что отношение к женам у мусульман в корне иное, однако это вовсе не означает, что оно хуже.

О главной родительнице

Как и многие другие народы, несмотря на свой патриархальный социальный устав, исламисты в большом почете держат матерей. Подтверждением тому являются хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые стали или готовятся стать матерями. Такие строки, как «Все женщины, которые вынашивают ребенка, рожают его и благосклонно относятся ко всем детям, своим и чужим, обязательно пападут в Рай» или же «Коли ищите Рай для себя - ищите его под материнскими ногами» являются основной всей философии ислама. К своим родительницам с почетом относятся на протяжении всей жизни. Традиции, составленные Мухаммедом, гласят о том, что о матерях нужно постоянно заботиться, уважать их и никогда не забывать.

Вечный двигатель веры

Одной из основ ислама является пятикратный намаз, которого строго придерживается каждый мусульманин. Проявляется он в виде молитвы, которую необходимо повторять в каждый из пяти дней для того, чтобы слиться воедино с Всевышним, достичь состояния духовного счастья. Эта сакральная философия, конечно же, нашла свое отражение в традициях восточных народов. В течение 7 века были составлены хадисы пророка Мухаммеда о намазе, и сегодня они учат нас почитать Аллаха и приносить ему в жертву свое самое дорогое сокровище - время и разум. Вот, что сулит Всевышний тому, кто будет верен ему: «Каждый, кто тщательно совершает омовения, после чего отправляется на прочтение обязательного намаза и совершает его по имаму, получает прощение одного своего греха».

Жизненные наставления

Особой ценностью в мусульманском мире считаются хадисы пророка Мухаммеда о жизни. Пересказывать их тексты мы не будем, так как это может занять несчетное количество времени. В целом можно сказать, что данные легенды и рассказы таят в себе максимальное количество тех догм, на которых основался сам ислам. Они учат справедливости, праведности, мудрости. Многие из них являются точными описаниями определенных ситуаций, которые происходили в жизни пророка. Принято полагать, что, основываясь на его жизненном опыте, каждый мусульманин должен проводить аналогии в свою жизнь, поступая идентично всеобщему наставнику. Самое главное в каждом тексте то, что человек должен любить и почитать Аллаха. И если на Земле мусульмане будут верны его законам, то после смерти попадут в райское место.

О загробных мирах

Аналогичными всем предыдущим в исламе являются хадисы пророка Мухаммеда о смерти. Читая и изучая их, невозможно не заметить некоторых сходств с нашим православием, однако разница между ними также велика. Во-первых, стоит сказать, что хадисы проповедуют ценить и почитать Аллаха потому, что он каждому, кто был ему верен, дарует вечную и красивую жизнь после смерти. Рассказы утверждают, что земной путь человека - лишь временное пристанище, потому цепляться за различные блага материального мира нет смысла. Также подобно православию, в исламе есть только один Бог - Аллах, и только ему может поклоняться мусульманин. Характерной чертой хадисов, которые ведают нам о смерти и о ее приходе, также является неразрывность рассказа. Догмы, которые выносятся на первый план, находятся на фоне событий, которые рассказывают опять-таки об определенных событиях жизненного пути пророка Мухаммеда.

Заключение

Исламский мир, в отличие от нашего привычного православного или же католического, характеризуется куда более строгими правилами соблюдения не только официальных законов, но и традиций, религиозных учений. Неотъемлемой частью тут являются и хадисы, которые учат каждого человека, ставшего мусульманином, добросовестно и в соответствии со всеми догмами придерживаться своей веры. Эти исторические тексты в полной мере раскрывают нам суть ислама, дают возможность понять, как появилась на свет эта религия, как люди, находящиеся в ее рамках, ее воспринимают, и как стоит относиться ко всем этим правилам человеку постороннему.

Ислам — одна из самых таинственных религий на нашей планете. Она состоит из целого ряда писаных и неписаных законов, которых каждый мусульманин придерживается с завидной точностью и верностью. Среди них есть известные каждому хадисы пророка Мухаммеда — краткие повести о его жизненном пути. Они могут быть приукрашены, где-то видоизменены, однако весьма достоверны. О том, что же в них такого интересного, и как они влияют на жизнь мусульман, читайте ниже.

Итак, хадисы пророка Мухаммеда — это записанные на бумаге важные события из жизни этого религиозного деятеля, основателя ислама. Каждый мусульманин обязан знать их, почитать и принимать за основу для становления своего мировоззрения и мировоззрения своих потомков. Считается, что Мухаммед составлял эти записи специально для того, чтобы в дальнейшем его народ мог основываться на приобретенном им жизненном опыте. Сегодня по степени важности данные исторические сводки стоят на втором месте после Корана — книги, которая считается самой священной в религии ислам. Хадисы пророка Мухаммеда также считаются автобиографией. Особое внимание им уделялось на заре появления самого ислама, а ныне они часто пересказываются в семьях и мечетях как легенды. Считается также, что, изучая эти тексты, можно постичь все таинства этой восточной религии.

Природа зарождения слова

Рассматривая вопрос с точки зрения этимологии, становится сразу понятно, что хадисы пророка Мухаммеда — это в прямом смысле рассказы о том, что случилось. Люди, знающие арабский язык, легко проведут аналогию между «хадис» и «хадса», что звучит на русском как «рассказывать что-либо», «ведать», «передавать». Таким образом, получается, что каждая из повестей, которая относится к данному разряду, является не основным законом религии, а традицией. Ранее эта традиция передавалась из уст в уста, однако позже стала записываться на бумаге. Заметим, что все эти обычаи исламского народа, которые так сформировались, приобрели свой совершенный внешний вид не сразу. В течение трех столетий после смерти Великого Пророка в восточном обществе была масса дискуссий на этот счет, и все записи формировались как бы скачками.

География традиции

Религиозная судьба всех тех народов, которые ныне являются мусульманскими, была определена еще задолго до официального зарождения присущей им сегодня религии. Ближний Восток, некоторые государства Средней Азии и Северная Африка с незапамятованных времен считались одним целым культурным регионом, где чтились идентичные боги, возводились практически одинаковые культы и устанавливались схожие традиции. В 632 г. н.э. (дата кончины Мухаммеда) религия лишь приобрела официальный статус и письменное подтверждение. Также в седьмом веке по всем вышеупомянутым регионам стало распространяться влияние Корана, который лично в руки, от Аллаха, получил пророк. Следом за Священной книгой сперва в устной, а потом и в письменной форме до народа доходят хадисы пророка Мухаммеда, которые становятся подкреплением обычаев и веры. Тут стоит отметить, что каждый отдельный народ по-своему трактовал данные строки. Также для различных держав большую или меньшую ценность имеют далеко не одни и те же хадисы из всех существующих.

Классификация

Исследователи, сопоставляя общепринятые исторические сводки и данные письменные документы, сумели разделить последние на три основные категории. Таким образом, мы имеем достоверные хадисы пророка Мухаммеда, хорошие и слабые. Данные статусы имеют большое значение, если они используются в юрисдикции, в истории или в других учениях. Если же упомянуть хадис требуется для проведения моральной беседы или для установки определенной моральной ценности в обществе, то подобная щепетильность становится излишней.

О жизни в браке

Сегодня все мы привыкли к тому, что в мусульманском мире отношение к женскому полу крайне унизительно. На самом же деле философия Востока куда более тонкая, чем нам, европейским людям, это может показаться. Ярким примером тому служат хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые он составил в течение своей жизни. Вот некоторые из них: «Когда сам трапезничаешь, раздели трапезу с супругою своею, когда покупаешь одежды и прочие вещи для себя — то же самое сделай и для нее! Не бей её по лицу, не сквернословь в ее сторону, и когда поссоритесь — не оставляй ее наедине с собою»; «Когда жена у мужа праведная, ее сравнить можно с золотой короной, что красуется на голове у царя, искрится и сияет на сотни метров. Если же жена у праведного мужа характерна грешностью, она сравнима лишь с тяжелой ношей, что висит за спиной у старого человека». Данные слова дают нам возможность понять, что отношение к женам у мусульман в корне иное, однако это вовсе не означает, что оно хуже.

О главной родительнице

Как и многие другие народы, несмотря на свой патриархальный социальный устав, исламисты в большом почете держат матерей. Подтверждением тому являются хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые стали или готовятся стать матерями. Такие строки, как «Все женщины, которые вынашивают ребенка, рожают его и благосклонно относятся ко всем детям, своим и чужим, обязательно пападут в Рай» или же «Коли ищите Рай для себя — ищите его под материнскими ногами» являются основной всей философии ислама. К своим родительницам с почетом относятся на протяжении всей жизни. Традиции, составленные Мухаммедом, гласят о том, что о матерях нужно постоянно заботиться, уважать их и никогда не забывать.

Вечный двигатель веры

Одной из основ ислама является пятикратный намаз, которого строго придерживается каждый мусульманин. Проявляется он в виде молитвы, которую необходимо повторять в каждый из пяти дней для того, чтобы слиться воедино с Всевышним, достичь состояния духовного счастья. Эта сакральная философия, конечно же, нашла свое отражение в традициях восточных народов. В течение 7 века были составлены хадисы пророка Мухаммеда о намазе, и сегодня они учат нас почитать Аллаха и приносить ему в жертву свое самое дорогое сокровище — время и разум. Вот, что сулит Всевышний тому, кто будет верен ему: «Каждый, кто тщательно совершает омовения, после чего отправляется на прочтение обязательного намаза и совершает его по имаму, получает прощение одного своего греха».

Жизненные наставления

Особой ценностью в мусульманском мире считаются хадисы пророка Мухаммеда о жизни. Пересказывать их тексты мы не будем, так как это может занять несчетное количество времени. В целом можно сказать, что данные легенды и рассказы таят в себе максимальное количество тех догм, на которых основался сам ислам. Они учат справедливости, праведности, мудрости. Многие из них являются точными описаниями определенных ситуаций, которые происходили в жизни пророка. Принято полагать, что, основываясь на его жизненном опыте, каждый мусульманин должен проводить аналогии в свою жизнь, поступая идентично всеобщему наставнику. Самое главное в каждом тексте то, что человек должен любить и почитать Аллаха. И если на Земле мусульмане будут верны его законам, то после смерти попадут в райское место.

О загробных мирах

Аналогичными всем предыдущим в исламе являются хадисы пророка Мухаммеда о смерти. Читая и изучая их, невозможно не заметить некоторых сходств с нашим православием, однако разница между ними также велика. Во-первых, стоит сказать, что хадисы проповедуют ценить и почитать Аллаха потому, что он каждому, кто был ему верен, дарует вечную и красивую жизнь после смерти. Рассказы утверждают, что земной путь человека — лишь временное пристанище, потому цепляться за различные блага материального мира нет смысла. Также подобно православию, в исламе есть только один Бог — Аллах, и только ему может поклоняться мусульманин. Характерной чертой хадисов, которые ведают нам о смерти и о ее приходе, также является неразрывность рассказа. Догмы, которые выносятся на первый план, находятся на фоне событий, которые рассказывают опять-таки об определенных событиях жизненного пути пророка Мухаммеда.

Заключение

Исламский мир, в отличие от нашего привычного православного или же католического, характеризуется куда более строгими правилами соблюдения не только официальных законов, но и традиций, религиозных учений. Неотъемлемой частью тут являются и хадисы, которые учат каждого человека, ставшего мусульманином, добросовестно и в соответствии со всеми догмами придерживаться своей веры. Эти исторические тексты в полной мере раскрывают нам суть ислама, дают возможность понять, как появилась на свет эта религия, как люди, находящиеся в ее рамках, ее воспринимают, и как стоит относиться ко всем этим правилам человеку постороннему.

Ахмад в сборнике “аль-Муснад”, аль-Хаким в сборнике “аль-Мустадрак”, Абу Давуд в главе о допросе и наказании в могиле, ан-Насаи в главе о наказании в могиле раздела “Китаб аль-Джанаиз” передали хадис, в котором сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды они отправились на кладбище Баки‘ хоронить одного из мусульман.

В это время к ним подошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он сел, и сподвижники уселись возле него, боясь даже шелохнуться.

Аллах Всемогущий сказал: "Тот, кто будет враждовать с другом Моим, с тем Я буду враждовать. Мой слуга не может приблизиться ко Мне с чем-либо более дорогим для Меня, чем религиозные предписания, и Мой слуга будет приближаться ко Мне благодаря деяниям, выходящим за пределы предписанного, пока Я не возлюблю его. Когда Я возлюблю его, Я буду слухом его, которым он слышит, зрением его, которым он видит, рукой его, которой он поражает, ногой его, которой он ходит. Если он попросит Меня [о чем-нибудь]. Я, конечно, дам ему это; если он попросит Меня об убежище, Я, конечно, предоставлю ему его.

Приводится у ал-Бухари.

По свидетельству Анаса (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: я сливал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах Всемогущий сказал: "О сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и обращаться ко Мне с просьбами, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе и ты попросишь прощения у Меня, Я проку тебя. О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами, величина которых равна размерам земли, и предстанешь передо Мной, не придавая Мне никого в сотоварищи, Я дарую тебе прощение равной величины.

Приводится у ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис.

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), идущему от Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), среди пересказанных изречении его Господа (да прославится имя Его) было следующее:

Аллах записал все хорошие и плохие деяния. Затем Он объяснил, что если кто-нибудь намеревался совершить хорошее деяние, но не совершил его, Аллах у Себя записывает это, как хорошее деяние; если кто-нибудь намеревался совершить хорошее деяние и совершил его, Аллах у Себя записывает это, как десять хороших деянии, вплоть до семиста или даже еще больше. Если кто-нибудь намеревался совершить плохое деяние, но не совершил его, Аллах у Себя записывает это, как хорошее деяние; если кто-нибудь намеревался совершить плохое деяние и совершил его, Аллах у Себя записывает это, как одно плохое деяние.

Приводится у ал-Бухари и Муслима в их двух Сахихах такими же словами.

По свидетельству Абу Мухаммеда Абдуллаха, сына Амра ибн ал-Аса (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Никто из вас [истинно] не уверовал, пока его склонности не будут соответствовать тому, что я принес.

Хороший и достоверный хадис, приведенный в Китаб ал-Худжджа 1 (1 Название книги Абу л-Казима Исмаила ибн Мухаммеда ал-Асфахани (ум. в 535 г.х.).) с достоверной цепочкой свидетельств 2 . (2 Составитель сборника хадисов позволил себе добавить два хадиса к обычным сорока, хотя название книги и гласит "Сорок [хадисов] Ан-Навави".)

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Алла милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот, кто избавит правоверного от несчастья на земле, того Аллах избавит от одного из несчастий в Судный День. Тот, кто облегчит [судьбу] страждущего, тому Аллах облегчит [судьбу] в этой и последующей жизни. Тот, кто защитит Мусульманина, того Аллах защитит в этой и последующей жизни. Аллах будет помогать слуге [Своему] до тех пор, пока слуга будет помогать брату своему. Тот, кто будет идти по дороге поиска знания, тому Аллах облегчит дорогу в Рай. Люди не могут собраться в одном из домов Аллаха, читая книгу Аллаха и изучая ее, без того, чтобы спокойствие не снизошло на них, милосердие не окутало их, ангелы не окружили их, и Аллах не отметил их среди тех, кто у Него. Того же, кто задержался 1 (1 На его пути в Рай.) из-за своих поступков, не будет подгонять и род его.

Приводится у Муслима теми же словами.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) тронул меня за плечо и сказал: "Живи в этом мире так, как будто ты чужестранец или путник".

Сын Умара (да будет Аллах милостив к ним обоим) часто говорил:

Вечером не рассчитывай [увидеть] утра, а утром не рассчитывай [увидеть] вечера. Бери из своего здоровья на свою болезнь, и из своей жизни на свою смерть 2 . (2 т.е., пока ты в добром здравии, ты можешь выполнять религиозные предписания и таким образом получить от этого выгоду. То же относится и к жизни.)

Приводится у ал-Бухари.

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Не завидуйте друг другу; не вздувайте цены друг для друга; не ненавидьте друг друга; не отворачивайтесь друг от друга; не сбивайте цены друг друга, но будьте, о слуги Аллаха, братьями. Мусульманин - брат Мусульманину: он не угнетает его и не отступается от него, он не обманывает его и не презирает его. Благочестие должно быть здесь - и он трижды показал на свою грудь. Большое зло для человека - презирать его брата Мусульманина. Все неприкосновенно в Мусульманине для другого Мусульманина: и его кровь, и его имущество, и его честь. Приводится у Муслима.

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах простил ради меня мой народ за ошибки, забывчивость и за то, что они совершили под принуждением.

Хороший хадис, приводимый Ибн Маджахом, ал-Баихаки и другими.

По свидетельству Абу Саида ал-Худри (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой; если он не в состоянии сделать это, то своим языком; если он не в состоянии сделать это, то своим сердцем - это самая слабая степень веры.

Приводится у Муслима.

Сунна является неотъемлемой частью исламского вероучения. Она объединяет предания о словах, действиях Пророка ﷺ. Хадис – предание о словах, делах пророка Мухаммеда ﷺ, молчаливом одобрении или его качествах. Каждый хадис включает в себя иснад и матн.

Под иснадом подразумевается цепочка людей, передавших хадис. Матн – собственно содержание хадиса. При изучении сунны уделяется большое влияние достоверности хадисов. Оценка степени достоверности хадисов происходит посредством глубокого анализа передатчиков определенного хадиса. По степени достоверности хадисы делятся на достоверные, хорошие и слабые.

Наука исследования хадисов

Сподвижники Пророка ﷺ начали запись хадисов еще при жизни посланника. В середине 7 столетия появились первые сборники хадисов. Из-за существования огромного количества хадисов, которые сохранились только в памяти отдельных людей, важное значение при изучении хадисов уделяется оценке их достоверности.

Поэтому среди многих мусульманских наук появилась наука исследования хадисов и суждении о степени их достоверности посредством проверки каждого из участников иснада, способов восприятия и передачи хадисов. Для этого мухаддисами составляются списки передатчиков с их полными именами, точным временем проживания, а также факты биографии, которые доказывают, что они имели высокие нравственные качества и способность правильно передать знания.

Также анализируется возможность встречи всех передатчиков каждого хадиса и на основании всех этих данных выносится решение о степени доверия отдельному передатчику и соответственно переданным им хадисам.

Позже появилась отдельная наука, которая изучает основы и правила, позволяющие сделать заключение о приемлемости или неприемлемости цепочки передатчиков и содержания хадиса. Эта наука называется ‘ильм аль-мусталях. С помощью такого точного изучения хадисов становится возможным отличить достоверные хадисы от других.

Для более простого понимания степени достоверности простыми верующими ученые разделили все хадисы на три основные группы:

  • достоверные (аль хадис ас сахих)
  • хорошие (аль хадис аль хасан)
  • слабые (аль хадис аль даиф).

Хадисы-кудси

Отдельное место в сунне Пророка ﷺ занимают хадисы-кудси. Их насчитывается около сотни. Это такие хадисы, которые несут в себе слова Всемогущего Аллаха и передаваемые посланником любыми словами. Знания, которые содержат в себе хадисы-кудси, посланник ﷺ получал через Джибриля или в виде откровения. И в этом они подобны аятам Священного Корана, но никоим образом к нему не относятся. Поэтому хадисы-кудси нельзя читать в молитве.

Достоверные сборники хадисов

  • 1. «Аль-джами-ас-Сахих» имама Аль-Бухари
  • 2. «Ас-Сахих» имама Муслима
  • 3. «Ас-Сунан» Абу Дауда
  • 4. «Ас-Сунан» Ат-Тирмизи
  • 5. «Ас-Сунан» Ан-Насаи
  • 6. «Ас-Сунан» Ибн Маджи

Все авторы этих трудов проделали колоссальную работу по сбору, отбору и классификации многих тысяч хадисов. В поисках достоверного материала они объездили весь мир и выслушали тысячи мухаддисов. И в результате многолетней работы подарили мусульманской умме эти сборники. В наше время существуют переводы многих сборников сунны Пророка ﷺ на различные языки мира. И сейчас по запросу в интернет любой мусульманин может скачать сборник Аль Бухари или "40 хадисов" Ан-Навави.

Имам Аль Бухари

Самым почитаемым сборником является "Ас-Сахих" имама Аль Бухари. Он родился в Бухаре в конце 2 века по хиджре и потерял отца в детстве. В юношестве Аль Бухари решил посвятить свою жизнь сбору хадисов. Он обладал удивительной способностью к запоминанию и был очень скромным человеком. Вместе с матерью и братом Аль-Бухари объездил много городов в поисках хадисов. После 16 лет кропотливого труда имам составил свой сборник “Аль-джами- ас-сахих”.В него он включил только достоверные хадисы, что отличает этот труд от других работ современников имама.

Его свод хадисов содержит более 7 тысяч сообщений о Пророке ﷺ. До конца своей жизни величайший исламский ученый жил в скромности и проводил много времени в поклонении Всевышнему.

Достояние Ислама

Хадисы Пророка ﷺ являются уникальным наследием Ислама и активно используются каждым мусульманином в повседневной жизни. В сунне можно найти хадис про основы фикха, толкование аятов Священного Корана, правила исполнения исламских обрядов и поведения во время важных событий в жизни человека.

Сунна Пророка ﷺ уникальна тем, что подробно рассказывает о мужчинах и о женщинах, о верующих и о неверующих, о природных явлениях и об исторических событиях. Кроме того, изучение хадисов дает нам возможность узнать больше про пророка Мухаммада ﷺ, о сокровенных особенностях его жизни, почувствовать уважение и любовь к нему.

Современные технологии позволяют нам пользоваться электронными библиотеками хадисов, находясь в любом месте на планете. Для этого только нужно иметь компьютер с доступом в интернет. И зайдя на нужный сайт, мы можем прикоснуться к наследию нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ и начать читать нужные хорошие хадисы, слушать их или скачать себе на компьютер или смартфон.

Хадисы о чудесах пророка Мухаммеда

Чудо о воде

10.1. Однажды, когда наступило время молитвы, мусульмане, жившие неподалеку от мечети, разошлись по домам, чтобы совершить омовение, а потом явиться на молитву.

А пророку Мухаммеду принесли небольшую миску с водой, которой было так мало, что в нее можно было окунуть лишь пальцы.

Присутствовавшие при этом видели, как вода в миске забила ключом и наполнила ее до краев, стоило пророку опустить в нее пальцы. И полученной таким удивительным образом воды оказалось достаточно, чтобы омовение совершили не только посланник Аллаха, но и семь или восемь десятков мусульман, которым он передал миску после того, как сам подготовился к молитве.

Чудо о наказании высокомерного

10.2. Один из мусульман в присутствии посланника Аллаха посмел взять пищу левой рукой. Пророк сделал ему строгое замечание, велев есть правой, ибо обе руки у этого человека были здоровыми.

– А я не могу! – ответил ему строптивец, и тогда пророк сказал ему: – Что ж, и не сможешь! И этот человек пал жертвой собственного высокомерия, потому что у него отнялась правая рука и он уже больше никогда не мог брать ею пищу.

Чудо о дожде

10.3. Целый год на Аравийском полуострове не было дождя, и земля давно иссохла и покрылась трещинами. От засухи страдали и жители Медины.

Перед пятничной молитвой в мечети к посланнику Аллаха подошел один из мединских мусульман и сказал:

– О посланник Аллаха, дождя нет, земля иссохла, скотина гибнет.

Тогда пророк воздел руки к небу, на котором не было ни единого облачка, и Он так тянулся руками к небу, что стоявшим рядом с ним стала видна белизна его подмышек, и попросил Аллаха о ниспослании дождя.

Не успела закончиться общая молитва, как хлынул дождь. Он был такой сильный, что подросток, живший рядом с мечетью, побоялся вернуться домой.

Этот ливень продолжался всю пятницу и не прекращался в течение всей последующей недели.

Собравшись на общую молитву в следующую пятницу, люди начали жаловаться:

– О посланник Аллаха, дождь размыл стены наших домов так, что они рушатся, дороги затоплены или раскисли так, что стали непроходимыми.

Пророк улыбнулся и сказал: – До чего же быстро сыны Адама впадают в недовольство! -

Затем он воздел руки к небу и сказал: – О Аллах, ниспошли дождь вокруг нас, но не на нас.

И дождь в Медине тут же прекратился.

Чудо об урожае фиников

10.4. В Медине жил мусульманин Джабир, у которого была небольшая плантация финиковых пальм. Часть собранного с них урожая он оставлял себе на пропитание, а остальное продавал, но на целый год денег ему не хватало, поэтому он имел обыкновение занимать деньги под залог будущего урожая у одного мединского иудея.

И вот настала засуха, и в тот год Джабир не смог собрать урожай фиников. Но его заимодавец согласился отсрочить выплату долга до следующего урожая. Однако следующий год тоже оказался неурожайным, и хотя иудей сам явился на плантацию Джабира, он не смог собрать и пригоршни фиников. А когда Джабир попросил его отсрочить ему долг еще на год, тот отказался.

Денег у Джабира не было, поэтому он пошел за советом к пророку Мухаммеду.

Выслушав историю Джабира, Мухаммед предложил сидевшим с ним мусульманам всем вместе сходить к заимодавцу и уговорить его дать Джабиру еще одну отсрочку. И все пошли к иудею. Но как ни уговаривал его пророк, тот никак не желал идти на уступку.

Тогда пророк пошел посмотреть на плантацию Джабира и немного походил под пальмами. А Джабир тем временем сумел сорвать несколько фиников, чтобы угостить посланника Аллаха. Тот с удовольствием съел угощение и сказал:

– Что-то я притомился, о Джабир. Постели мне в твоей палатке, мне нужно немного поспать.

А когда пророк проснулся, Джабир вновь поднес ему несколько ягод.

Выйдя из палатки вместе с пророком, Джабир не поверил своим глазам: все его пальмы были увешаны гроздьями спелых фиников!

– О Джабир, – сказал ему на прощание посланник Аллаха, – поскорей собирай урожай и отдавай свой долг!

Пророк улыбнулся и сказал: – Свидетельствую, что я – посланник Аллаха!

Чудо об ответах пророка Мухаммеда

10.5. Когда по Медине распространилась весть о приезде пророка Мухаммеда, к нему пришел один человек, решивший проверить, действительно ли он является пророком.

Первым делом он спросил пророка о том, какие знамения предвестят наступление Судного Дня.

Затем он спросил, что станет первой пищей тех, кто войдет в Рай.

И еще он спросил, отчего сын бывает похож на своего отца или дядю по материнской линии.

Выслушав вопросы недоверчивого горожанина, посланник Аллаха сказал:

– Я отвечу на все твои вопросы, ибо обо всем этом мне совсем недавно сообщил архангел Джабраил. Предвестником Судного Дня станет огонь, который погонит людей с востока на запад. Вошедшие в Рай отведают рыбной печени. Что касается третьего вопроса, то если при зачатии мужчина удовлетворяется прежде женщины, ребенок будет похож на него, а если женщина опередит мужчину, ребенок будет похож на нее и ее брата.

Недоверчивый горожанин был потрясен ответами Мухаммеда и воскликнул:

– Свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!

Так он стал мусульманином.

Чудо о Джабраиле

10.6. Однажды, когда мусульмане сидели вместе с пророком Мухаммедом, к нему подошел незнакомец. Это был видный мужчина в ослепительно-белых одеждах, оттенявших его иссиня-черные волосы. Очевидно, он прибыл издалека, но вел себя так, словно долгое путешествие нисколько не утомило его.

Подойдя к посланнику Аллаха, незнакомец сел прямо перед ним так, что их колени соприкоснулись, положил ладони на его бедра и попросил его рассказать ему о том, что такое ислам.

– Ислам – это признание того, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – Его пророк, это молитвы, уплата закята, то есть налога на бедных, это пост в месяц Рамадан, это паломничество к святым местам в Мекке.

– Именем Аллаха, ты сказал верно, – произнес незнакомец в белом, и все очень удивились, что он позволил себе такое замечание. – А теперь, – попросил он, – объясни мне, в чем заключается иман.

– Иман – это вера во Всемогущего Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло.

– Именем Аллаха, ты сказал верно, – вновь произнес незнакомец. – А теперь скажи мне, что такое исхан.

– Исхан – это поклонение Аллаху так, словно ты стоишь перед Ним и видишь Его так, как Он видит тебя, – ответил пророк.

– Именем Аллаха, ты опять сказал верно, – одобрил его слова незнакомец. – А теперь расскажи мне о Часе.

Пророк Мухаммед внимательно посмотрел на своего собеседника и сказал:

– Воистину, тот, кого спрашивают, знает не больше того, кто спрашивает.

Тогда незнакомец попросил рассказать о том, какие события будут предшествовать ему.

– У рабыни родится госпожа, а голые и босые пастухи будут состязаться в возведении высоких построек.

Незнакомец, явно довольный очередным ответом, встал, попрощался и ушел.

Присутствовавшие при этой беседе люди начали расспрашивать пророка, с кем он беседовал, и затрепетали, услышав ответ:

– Это был Джабраил, пришедший научить нас нашей религии.

Чудо о мирадже

10.7. Однажды ночью, когда пророк Мухаммед, изнуренный молитвенным бдением, крепко спал подле священной Каабы, его разбудил явившийся к нему Джабраил. Да и как было не проснуться, если Джабраил рассек ему его грудь и живот от горла до паха и из образовавшейся раны извлек сердце и внутренности пророка Мухаммеда. Джабраил бережно сложил их в золотой сосуд, наполненный водой из священного источника Замзам, находящегося в окрестностях Каабы, и, после омовения, аккуратнейшим образом вернул все обратно в тело пророка. И тут же ужасная рана на его теле затянулась, да так, что от нее не осталось и маленького шрама.

После этого раздался стук копыт, и к Джабраилу подбежал небольшой крылатый конь с головой женщины. Это было чудесное животное, способное за один скачок преодолевать немыслимые расстояния, и звали его Бурак (арабск. «Молниеносный»). Джабраил сказал, что этот замечательный конёк раньше служил другим пророкам, а теперь послужит и пророку Мухаммеду.

Джабраил велел ему оседлать Бурака, и они взлетели в небо и в одно мгновение перенеслись в Кудс (Иерусалим) и помолились в Отдаленнейшей мечети.

После молитвы ему было предложено выпить из трех кувшинов на выбор. В одном было молоко, во втором – вода, в третьем – вино. Пророк Мухаммед выбрал кувшин с молоком, и это означало, что его умма пойдет верным путем, а вино с тех пор стало для мусульман запретным.

Затем с небес спустилась лестница, и, оставив чудесного Бурака на горе Мориа, пророк Мухаммед с Джабраилом поднялся по ней на небеса. На первом небе он увидел праотца Адама, определявшего участь душ умерших. Оттуда ему показали и Ад, так что он воочию увидел мучения грешников. Поднявшись на второе небо, пророк Мухаммед увидел пророка Ису, на третьем – пророка Йусуфа, на четвертом – пророка Идриса, на пятом – пророка Харуна. На шестом небе находился пророк Муса, а на седьмом – пророк Ибрахим.

Затем он побывал в Раю и воочию увидел блаженство праведников. Наконец, он предстал перед небесным троном Всемогущего Аллаха, и Повелитель Миров заговорил с ним и повелел мусульманам молиться по пятьдесят раз в день.

Затем начался спуск на землю. Когда пророк Мухаммед спустился на шестое небо, к пророку Мусе, тот уговорил его вернуться к престолу Аллаха и попросить его уменьшить число молитв. Так повторялось несколько раз, и в конце концов Аллах, по милости Своей, уменьшил число ежедневных обязательных для мусульман молитв до пяти.

Спустившись обратно на гору Мориа, пророк Мухаммед вновь оседлал Бурака, и тот за один скачок вернул его в Мекку.

Когда на следующий день пророк Мухаммед рассказал о своем ночном путешествии, люди ему не поверили, потому что уж слишком далеким было расстояние от Мекки до Кудса, и не всякий караван преодолевал его за месяц. Трудно было представить, что человек перенесся туда и обратно всего за одну ночь, да еще и на небесах успел побывать.

Чтобы люди поверили ему, пророк Мухаммед начал описывать Кудс. И тут слушатели очень удивились, потому что он никогда не бывал в этом далеком городе, а те, кто там бывали, в один голос подтвердили точность его описаний. И еще он рассказал о большом караване, направлявшемся в сторону Мекки. Он заметил этот караван, когда мчался по небу на Бураке. И когда вскоре этот караван прибыл в Мекку, люди, наконец, безоговорочно поверили в правдивость рассказа пророка.

Великим чудом было то, что Аллах ниспослал пророку Мухаммеду Священный Коран, но не меньшим чудом и знаком величайшего благоволения было и то, что Аллах позволил своему пророку еще при жизни предстать пред Ним.

Чудо о поединке

10.8. Однажды пророк Мухаммед уснул под пальмой и, внезапно проснувшись, увидел перед собой своего врага – бедуина-много-божника, занесшего над ним меч.

– Ну, Мухаммед, кто теперь спасет тебя от смерти? – вскричал тот.

– Всемогущий Аллах, Милостивый, Милосердный, – ответил ему Мухаммед.

От неожиданности нападавший выронил меч.

Мухаммед молниеносным движением подхватил оружие и вскричал:

– Ну, а тебя кто теперь спасет от смерти?

– Никто, – ответил многобожник.

– Так знай же, – сказал Мухаммед, – Аллах спасёт и тебя. -

И с этими словами он вернул меч опешившему бедуину, который вскоре принял ислам и стал одним из вернейших последователей пророка Мухаммеда.

Чудо о спасении пророка Мухаммеда

10.9. Когда пророк Мухаммед начал проповедовать ислам в Мекке, он подвергся жестоким преследованиям и был вынужден переселиться в Медину. Однако покинуть Мекку было непросто, потому что надо было незаметно выскользнуть из города, а посланника Аллаха искали повсюду.

Выход придумал двоюродный брат и зять пророка Али Ибн Аби Талиб: он спрятал посланника Аллаха в высокую корзину, взвалил ее на себя и, сгибаясь под тяжестью ноши, неспешно направился к городским воротам.

Увидев Али, охранявшие ворота стражники велели ему остановиться и спросили:

– Что там у тебя в корзине?

На что праведный Али, который не умел лгать, ответил:

– Пророк Мухаммед!

Стражники восприняли его слова как отличную шутку и принялись хохотать, похлопывать себя по бедрам, и, конечно же, пропустили Али. Тот благополучно миновал городские ворота и тем самым спас посланника Аллаха.

Чудо о верблюде

10.10. Верблюд одного из мусульман, участвовавших вместе с посланником Аллаха в военном походе, выбился из сил и начал отставать от остальных. Заметив это, ехавший во главе отряда пророк развернулся, подъехал к отставшему наезднику и спросил, что с ним случилось.

Узнав, что верблюд устал, пророк Мухаммед спешился и легонько прикоснулся к нему своим посохом. И внезапно верблюд рванул с места и побежал так быстро, что на протяжении оставшейся части пути хозяину приходилось все время сдерживать его, чтобы не оказаться впереди посланника Аллаха.

Чудо о пророчестве монаха Бахиры

10.11. Отец пророка Мухаммеда умер до его рождения, и его мать, Амина, будучи беременной, очень тревожилась, как будет растить ребенка без поддержки мужа. Но незадолго до родов с ней стали происходить удивительные вещи. Однажды ночью ей приснился чудесный сон. Она увидела необыкновенно красивое дерево, усеянное вместо плодов звездами. Одна из них сорвалась с ветки и упала ей на колени. Когда молодая женщина выходила в сад, над ее головой начинали почтительно кружиться птицы. Стоило Амине подойти к колодцу, как вода сама устремлялась ей навстречу, чтобы наполнить ее кувшин. Но самым удивительным было то, что ее тело источало яркий свет. А однажды будущая мать услышала голос, который сказал ей:

– Ты носишь во чреве Повелителя этого народа и, когда он родится, скажи: «Я передаю его заботам Величайшего, дабы не коснулась его злоба любого завистника; а затем нареки его Мухаммедом, то есть „достойным похвалы“».

И когда ребенок появился на свет, Амина нарекла его Мухаммедом.

10.12. Мухаммед был подростком, когда его дядя Абу Талиб, водивший караваны в Сирию, взял мальчика в далекое путешествие. Караван добрался до города Босра, что на южно-сирийской равнине, и сделал там остановку. В те времена в Босре было много христиан, и один местный монах, которого звали Бахирой, рассказывал им, что прочел в некой книге предсказание о скором пришествии нового пророка, чье появление будет сопровождаться определенными знамениями. Бахира, не проявлявший никакого интереса к мирским делам, обычно не обращал ни малейшего внимания на арабских купцов из Мекки, но на сей раз, проходя мимо их стоянки, он заметил, что один из прибывших, юный Мухаммед, был накрыт тенью облака, тогда как все остальные жарились на ярком солнце. Бахира пригляделся к отроку, и его удивление возросло еще больше, когда он увидел, что, как только Мухаммед вошел под сень раскидистого дерева, тень последовала за ним, хотя повсюду по-прежнему светило солнце.

Тогда Бахира совершил немыслимый поступок: он подошел к арабам-язычникам и пригласил их разделить с ним его трапезу. Но когда приглашенные пришли к нему и принялись за еду, Бахира не увидел среди них того отрока, который был бы отмечен особым знаком.

Тогда он спросил у своих гостей, все ли прибывшие с ними пришли вкусить пищу. Ему сказали, что пришли все, кроме одного юноши, которого оставили сторожить товар. Узнав об этом, Бахира попросил привести к нему Мухаммеда, а когда тот пришел, принялся расспрашивать его о самых разных вещах.

И с каждым ответом Мухаммеда Бахира все больше и больше убеждался в том, что в его старинной книге говорилось именно об этом подростке.

Последние сомнения Бахиры растаяли после того, как он увидел на спине Мухаммеда знак в форме круга. Он понял, что перед ним – настоящий пророк, и спросил Абу Талиба, кто этот мальчик.

Дядя Мухаммеда, относившийся к пемяннику как к родному сыну, ответил, что это его сын, но старый монах понял, что его обманывают, потому что в книге было написано, что пророк будет круглым сиротой, рожденным после смерти своего отца. Тогда Абу Талибу пришлось признаться, что Мухаммед – его племянник и что отец мальчика действительно умер до того, как ребенок появился на свет.

Бахира радостно покивал головой и затем предупредил Абу Талиба, что необходимо как можно скорее вернуть Мухаммеда домой и следить за ним, оберегая от тех, кто захотят причинить ему зло, когда узнают о его богоизбранности.

С тех пор Мухаммед рос под защитой Всемогущего Аллаха до тех пор, пока не стал взрослым мужчиной, и Аллах не начал ниспосылать ему суры Священного Корана.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги «...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» автора Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Глава III Ваххабизм: ересь «Мухаммеда-второго» Здание начинается с фундамента. Затем возводятся стены, создаются архитектурные украшения. Но и мировые религии, обретя основы вероучения, в ходе истории обогащаются, из поколения в поколение укрепляются, украшаются трудами

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Видения Мухаммеда Приблизительно в 610 г. у Мухаммеда появилась склонность уединяться для размышления о религии. Он уходил для этого в пещеру на горе Хира вблизи города Мекки. Во время этих уединении, как говорят исламские источники, ему начали приходить духовные

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории Исходя – и опять-таки верно – из тезиса о «непрочности главных оснований», на которых строятся взгляды Мюллера и Соловьева (Миропиев, однако, скрывает тот факт, что Соловьев во многом – как и он сам –

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии 1-15 Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X;

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Пророчество Мухаммеда Если мы окинем взором атлас мира, то увидим, что не могло быть другой более подходящей страны, чем Аравия, для столь желанной мировой религии. Аравия расположена в центре Азии и Африки, недалеко от Европы. Центральная часть Европы во времена

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Вклад Пророка Мухаммеда (Мир ему!) в духовное развитие человека Чтобы оценить заслуги этого человека, необходимо обратиться к мировой истории. Она показывает, что этот неграмотный житель пустынной Аравии, родившийся более 14 столетий тому назад, явился настоящим лидером

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Хадисы о пророке Мухаммеде автора Бурова Ирина Игоревна

Пустыня Доблесть и невежество арабов до Мухаммеда Все вокруг нас – безжалостная пустыня; голый, черный, блестящий берег, состоящий из вулканической лавы. Несколько зеленых ростков полыни на острых каменных выступах распространяют смолянисто-сладкий аромат под

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Хадисы о личности пророка Мухаммеда О внешности пророка Мухаммеда1.1. По словам одного из современников, у пророка Мухаммеда была крупная голова и большие глаза. Когда он шел, он наклонялся вперед, словно поднимаясь в гору. Если он поворачивался, то поворачивался всем

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Притчи пророка Мухаммеда О Журайже и его матери9.1. Пророк Мухаммед не раз говорил мусульманам о том, что они должны заботиться о своих матерях, потому что Аллах всегда отвечает на молитвы матерей. Об этом свидетельствует и рассказанная им притча об отшельнике

Из книги автора

Из книги автора

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком? Этот вопрос искренне волнует многих мусульман и, наверное, его чаще всего задают христианам. Нередко он звучит в такой форме: “вот, мы же, мусульмане, почитаем вашего Иисуса Христа как пророка, а вы вот не признаёте нашего



Поделиться: