Сублиминальное воздействие. Сублиминальное влияние

Подпороговое воздействие (subliminal influence )

П. в. - это использование убеждающих тактик, реализуемых на уровне ниже порога сознавания. Термин П. в., несмотря на существование в психол. литературе хорошо определенного понятия П. в., обычно используют в отношении процедур, варьирующих от мгновенно вспыхивающих на киноэкране слов до фоновых фраз в рок-музыке и искусно спрятанных образов в рекламных объявлениях. Проведенные исслед. не подтвердили заявления об эффективности П. в. Исследователи установили, что люди способны обрабатывать минимальные подпороговые сообщения (напр., распознавание значения единичного слова, предъявляемого за пределами сознавания), но не могут перерабатывать сложные подпороговые сообщения. Независимо от уровня своей обработки, подпороговые сообщения не обнаружили своего воздействия на поведение.

Сенсационные заявления о силе П. в. Большинство американцев верят в способность подпороговых сообщений влиять на поведение. В значительной степени, эта вера в Подпороговое убеждение была стимулирована сенсационными заявлениями, к-рые появились в СМИ.

Напр., в конце 1950-х гг. Дж. Вайкери, специалист по рекламе, распространял слухи о том, будто он тайно высвечивал на киноэкране, всего на треть миллисекунды, фразу «ешь попкорн и пей кока-колу». Вайкери утверждал, что продажи кока-колы увеличились на 18%, а рост продаж попкорна составил почти 58%. Ки объявил, что подпороговые имплантанты регулярно используются в печатных рекламных объявлениях, и что слово «секс» напечатано на крекерах Ритц и содержится в кубиках льда в рекламе джина «Гилбис». В 1970-х гг., родители и священники начали выражать беспокойство в отношении содержания в рок-музыке фоновых сообщений, часто сатанинского характера.

В конце 1980-х и на всем протяжении 1990-х гг., производители подпороговых аудиозаписей, предназначенных для самоусовершенствования, утверждали, что их кассеты могут улучшить все, начиная от самооценки и памяти до отношений с подчиненными и клиентами, сексуальной чувствительности, результатов игры в боулинг и преодоления травмы от перенесенного насилия. В 1987 г. американцы приобрели таких подпороговых записей на сумму свыше 55 млн долларов. В 1990 г. проходило судебное разбирательство по делу рок-группы Judas Priest , включившей в свою песню Better by You , Better than Me , как утверждалось, с целью оказать воздействие на аудиторию, подпороговый имплантант «сделай это». Этот имплантант предположительно послужил причиной смерти двух подростков, покончивших с собой.

Общественность выразила серьезное негодование и обеспокоенность по поводу возможного неэтичного использования подпороговых сообщений. В 1957 г. журналист-обозреватель Норман Казинс сетовал: «Если этот инструмент может с успехом использоваться для продвижения попкорна, то почему не политиков или чего-нибудь еще?» Он призывал людей взять «это изобретение и все, что с ним связано, и поместить в эпицентр ближайшего ядерного взрыва, предусмотренного графиком испытаний». Возмущение общественности подстегнуло к действиям законодательные и судебные органы. Федеральная комиссия связи (FCC ) объявила, что использование подпорогового убеждения может повлечь за собой потерю лицензии на телерадиовещание. Национальная ассоциация дикторов (NAB ) запретила своим членам использование подпороговой рекламы. Австралия и Великобритания ввели запрет на подпороговые сообщения. Законодательное собрание штата Калифорния провело закон, согласно к-рому распространение материала с фоновыми сообщениями без уведомления общественности является вторжением в частную жизнь. Судья штата Невада вынес определение, что на подпороговые сообщения не распространяется действие закона о свободе слова.

Обладают ли подпороговые сообщения убеждающим действием? Принимая во внимание негодование общественности и многочисленные гражданские акции, полезно задаться следующим вопросом: насколько эффективными являются подпороговые сообщения в изменении мотивированного поведения? Опыт исслед., проводившихся на протяжении более чем 100 лет, приводит нас к выводу о том, что подпороговые сообщения неспособны оказывать влияние на поведение. По итогам предпринятого им обширного обзора литературы Мур приходит к заключению, что «не существует эмпирической документации в отношении значительных подпороговых эффектов, таких как вызов конкретных поведенческих реакций или изменение мотивации. Более того, такое представление опровергается результатами большого количества исследований и противоречит экспериментально обоснованным концепциям о переработке информации, научении и мотивации». Авторы др. обзоров литературы по подпороговому воздействию пришли к такому же выводу, указывая на то, что декларируемые подпороговые эффекты часто не поддаются повторному воспроизведению, и что исследования, претендующие на обнаружение подпорогового воздействия, оказываются недостаточно обоснованными и страдают методологическими изъянами.

Заявление Вайкери об увеличении продаж попкорна и кока-колы в результате подпороговых сообщений стимулировало исслед. в этой области. В 1958 г. Канадская радиовещательная и телевизионная корпорация (CBC ) повторила исслед. Вайкери, предъявив сообщение «позвоните сейчас» 352 раза в течение популярного субботнего вечернего телевизионного шоу. Использование телефона за этот период не увеличилось; никто не позвонил на станцию. В ответ на просьбу угадать содержание сообщения, от зрителей пришло 500 писем, но ни одно из них не содержало правильного ответа. Однако, зная об исслед. Вайкери, почти половина из них заявила, что испытывала чувство голода и жажды в течение этого шоу. В ответ на такие результаты Вайкери признался в своем интервью журналу Advertising Age («Век рекламы»), что он небрежно провел это исслед. Он заявил: «Хуже чем этот просчет, однако, было то, что мы не проводили каких-либо дополнительных изысканий сверх тех, которые были необходимы для подачи заявки на патент. У меня был слабый интерес к этому исследованию и мало данных - слишком мало, чтобы они могли иметь серьезное значение».

Работа Ки поверглась критике с методологических позиций. Напр., Ки сообщает об исслед., в к-ром более чем 1000 испытуемым предъявлялось рекламное объявление джина «Гилбис», предположительно заключавшее скрытое среди кубиков льда слово «секс». В целом, 62% испытуемых сообщили, что испытывали ощущение возбуждения, романтизма и чувственности. Однако Ки не включил в данное исслед. контрольную группу (группу испытуемых, к-рые видели сходное рекламное объявление без имплантанта) и, т. о., остается неясным, было ли у этих испытуемых ощущение возбуждения, романтизма и чувственности из-за предполагаемого имплантанта или по к.-л. др. причине.

Канадские ученые Воки и Рид реализовали обширную программу исслед., продемонстрировавших, что фоновые сообщения оказываются неэффективными в изменении поведения. В своих исслед. они обнаружили, что испытуемые не могут а) отличить фоновый вопрос от фонового утверждения; б) сказать, имели ли два фоновых сообщения одинаковый или различный смысл; в) отличить бессмысленные фоновые сообщения от осмысленных и г) распознать фоновые детские стишки, христианские, сатанинские, порнографические или рекламные сообщения. Воки и Рид также обнаружили, что прослушивание фоновых сообщений не влияло на смысловые оценки испытуемых, и что испытуемые могли «слышать» скрытые сообщения в фоновых сообщениях даже при отсутствии в них такого рода сообщений.

Недавно были проведены несколько исслед. с целью оценки эффективности подпороговых аудиозаписей, предназначенных для самосовершенствования. Напр., испытуемые в эксперименте Пратканиса с сотрудниками прослушивали подпороговые аудиозаписи, предназначенные либо для повышения их самооценки, либо для улучшения памяти. Половина испытуемых получила неправильно маркированные записи; иными словами, одна часть испытуемых думала, что располагала записями, предназначенными для улучшения их памяти, в действительности предназначавшимися для повышения самооценки, в то время как другая считала, что располагала записями для повышения самооценки, но прослушивала записи для улучшения памяти. Спустя 5 недель после прослушивания в результатах испытуемых не обнаружилось улучшений в самооценке или способностях к запоминанию. Однако, примерно половина участников исслед. полагала, что достигла улучшений, соответствующих названию записи, но не ее содержанию. Испытуемые, считавшие, что они слушали запись для повышения самооценки (независимо от ее фактического содержания), были склонны верить в то, что повысилась их самооценка, тогда как считавшие, что они слушали запись для улучшения памяти, были склонны верить в то, что в результате прослушивания улучшилась их память. В действительности же, ни у кого из них в результате прослушивания не было зафиксировано повышения самооценки или улучшения памяти. На сегодняшний день проведено девять независимых исслед. подпороговых записей для самосовершенствования. Во всех 9 исслед. не было обнаружено эффектов, согласующихся с заявлениями производителей. В 1990 г., в ходе судебного разбирательства дела рок-группы Judas Priest , судья Дж. К. Уайтхед выслушал аргументы за и против возможности П. в. Его решение в пользу рок-группы и студии CBS Records во многих отношениях может рассматриваться в качестве итоговой оценки возможности П. в.

В своем решении, судья Уайтхед констатировал: «Представленные научные исследования не свидетельствуют о том, что подпороговые стимулы, даже если они и воспринимаются, могут вызывать поведение такого масштаба (т. е., совершение самоубийства). Существуют другие факторы, которые объясняют поведение покойных независимо от подпороговых стимулов».

Э. Р. Пратканис

Подпороговое воздействие заключается в применении к субъекту тактики убеждения и побуждения к неким действиям, которые реализуются на уровне ниже порога осознания.

Бытует распространенное мнение, лишь незначительно подкрепленное эмпирическими исследованиями, согласно которому подпороговая информация оказывает довольно сильное воздействие на поведение человека. Утверждается, что человек может изменять свое поведение вследствие неявного воздействия на его бессознательное семантических и графических образов. Если бы это было правдой, то сотрудники рекламных агентств могли бы манипулировать на свой лад поведением потребителей, заполняя рекламу скрытыми подпороговыми сообщениями. Правительство или, раз уж на то пошло, обыкновенная домохозяйка, тетушка Хильда, могли бы элементарно управлять нашим разумом благодаря коммуникации на подсознательном уровне. Да и учащиеся могли бы осваивать материал, прослушивая записи, напичканные подпороговой информацией. И тем не менее “годы исследований привели к обнаружению лишь весьма ограниченного воздействия подпороговой информации” и крайне незначительных свидетельств в пользу ее влияния на модификацию поведения (Hines, 1990, p. 312).

Немногочисленность эмпирических подтверждений эффективности подпороговых сообщений не остановила представителей индустрии, занимающейся выпуском и продажей бесчисленных кассет, которые якобы нацелены на непосредственное общение с бессознательным и призывают того, кто их слышит, не красть, быть бесстрашным или верить в собственную способность совершать великие пост упки. Покупатели тратят ежегодно более чем 50 млн. долл. на приобретение продукции по самоусовершенствованию (программы, аудио- и видеоматериалы, прохождение тренингов и т.п.), в основе которой лежит подпороговая информация (Journal of Advertising Research, по сообщению Денниса Лава; Sacramento Bee, Septembre 14, 2000). Помимо этого, в ходе наблюдений за 237 предварительно мотивированными студентами, слушавшими аудиокассеты по улучшению памяти либо росту самоуважения, было обнаружено, что “ни кассеты по совершенствованию памяти, ни кассеты по увеличению самоуважения не дали обещанного эффекта” (Greenwald et al., “Double-Blind Tests of Subliminal Self-Help Audio-Tapes”, Psycological Science, Februare 1991, p. 119). Один из интересных результатов этого исследования состоит в том, что больше трети слушателей кассет пришли к выводу, что кассеты все же оказали на них обещанный эффект. Таким образом, кто-то может с удовлетворением заключить, что приобретение подобного товара - не самая бесполезная трата денег.

Истина состоит в том, что мы действительно можем воспринимать информацию, не осознавая сам процесс.Однако тем людям, которые вставляют подпороговые сообщения в песни или в другие аудиозаписи, следует помнить о том, что их послания “тонут” в музыке или в иных звуках, и единственное, что воспринимается, - это основное содержание. Не существует никаких свидетельств в пользу того, что человек действительно способен воспринимать сообщения, спрятанные в других звуках настолько глубоко, что их невозможно распознать. Разумеется, если сообщение явно выделяется на общем фоне, то его уже нельзя считать подпороговым.

Вера в силу воздействия подпороговых сообщений на модификацию поведения возникла в 1957 году благодаря Джеймсу Вайкери, консультанту по рекламе, заявлявшему о том, что в одном из кинотеатров штата Нью-Джерси ему удалось увеличить объем продаж попкорна на 58%, а колы - на 18% благодаря высвечиванию на экране, всего лишь на треть секунды, кратких фраз: “Пей колу” и “Голоден - съешь попкорн”. Хотя подобные утверждения были признаны неправдой и хотя никто не смог повторить полученные Вайкери результаты, вера в эту легенду все еще жива.

Эта история, а также другие истории на подобную тему, была пересказана Вейнсом Паккардом в его книге Hidden Persuaders (“Потаенные уговариватели”) (Packard, 1957), вошедшей в список обязательной литературы для учащихся колледжей.

Вера в эффективность подпорогового воздействия достигла пика в 1980-е годы, одновременно с публикацией книги Уилсона Брайана Ки Claim-Plate Orgy and Other Subliminals the Media Use to Manipulate Your Behavior (“Оргия на блюдечке и другие подпороговые воздействия СМИ на ваше поведение”). Книга переиздана под более коммерческим названием Subliminal Adventures in Erotic Art (“Подпороговые приключения в эротическом искусстве”). Ки заявляет о том, что специалисты по рекламе применяют в своей деятельности опасные подпороговые сообщения сексуального происхождения, которые направлены на манипуляцию поведением людей и включают в себя сексуальные очертания и частое упоминание слова “секс” на упаковках, на пример на фотографиях продуктов питания или кубиков льда.

Внимательно изучив меню, предлагаемое Говардом Джонсоном, Ки обнаружил, что тарелка с моллюсками, изображенная на меню, символизирует не что иное, как сексуальную оргию. Среди прочих безосновательных утверждений Ки есть и такое, согласно которому бессознательное обрабатывает подпороговую информацию со скоростью света. На самом деле, сигналы в мозгу передается со скоростью чуть более 40 миль в час.

Несмотря на отсутствие эмпирических доказательств эффективности подпороговой рекламы, в 1974 Федеральная комиссия по Коммуникациям издала приказ, сообщающий, что телепередачи, где используется «подсознательная реклама», противоречат общественным интересам. В сентябре 2000 года сенаторы Рон Виден из Орегона и Джон Бро из Луизианы пожаловались в Комиссию на то, что в рекламе Республиканской партии на 1/30 секунды промелькнуло слово «крысы». У нас есть основания полагать, что авторы этой передачи попросту не обратили внимания на тот факт, что они якобы могут воздействовать на чужой мозг, и вряд ли нарушили что-то, кроме разумных пределов доверчивости.

Маршалл Коэн, «Почему покупатели делают это»

Демонстрация фотопортретов в ускоренном ритме, возможно, напомнила вам кое-что. Может, вы уже слышали о том, что такое сублиминальное воздействие (предпороговое воздействие, влияние). Это когда человека подвергают рекламному стимулу, но так быстро или так слабо, что сознательно он не успевает это заметить. Смысл в том, что мы все равно подвергаемся манипуляциям, сами того не подозревая. Таким образом, людей можно заставить поверить политику, о котором они только что прочитали в газете, или купить новый пылесос. Звучит просто фантастически, но сублиминальное воздействие существует в реальности.

В 1955 году исследователь Никсон продемонстрировал, что если людям сублиминально показать какое-то слово, а потом попросить их наугад назвать любое слово, какое только придет в голову, то первым они называли именно то, что им только что показывали. Другой исследователь по фамилии Юнг пошел еще дальше. Он доказал, что люди во сне реагируют даже на самые тихие звуки. Например, когда кто-то зовет их по имени. (Реакцию определяли по физическим изменениям, их еще называют психогальваническими.) Если человек вдруг просыпается во время такого эксперимента, то обычно он не помнит, что его разбудило. Очевидно, в мозгу заложен механизм, реагирующий на стимуляцию определенного рода, которая важна для жизни и безопасности человека. Даже когда сознание спит, нервная система бодрствует и реагирует на любую потенциальную угрозу. Но как определить границу между сознательным и сублиминальным восприятием? У этой науки долгая история.

На дворе 1957 год. Прошло два года со времен эксперимента Никсона, и вы находитесь в кинотеатре и не где-нибудь, а в НьюДжерси, собираясь посмотреть новый фильм «Пикник». Конечно, вы возлагаете большие надежды на этот фильм, но все же не настолько большие, чтобы во время просмотра чувствовать неудовлетворенность. Сначала вы испытываете голод. Конечно, фильм называется «Пикник», но почему вам хочется именно попкорна? А если точнее, попкорна с кока-колой. В чем же дело? Под конец вы уже не в силах сдерживаться. Вы выходите посреди сеанса, чтобы купить попкорна, и с удивлением обнаруживаете, что вы не одни. К киоску в холле выстроилась длинная очередь. Неделей позже вы, сидя у себя дома, раскрываете газету, и бутерброд встает у вас посреди горла. В газете статья об эксперименте, проведенном исследователем в области рыночной психологии Джеймсом Викари именно в том кинотеатре, где вы смотрели «Пикник». Викари по ходу фильма демонстрировал ничего не подозревающим зрителям на долю секунды следующие кадры: «Голоден - ешь попкорн» и «Пей колу». Картинка была на экране одну трехтысячную долю секунды, и сознание человека не успевало ее зафиксировать (так называемый двадцать пятый кадр). Шесть недель шел эксперимент, и невольными его участниками стали тысячи американцев. В результате эксперимента цифры продаж попкорна выросли на 57,7 %, а колы - на 18,1 %.

Теперь перенесемся на 33 года вперед, в лето 1990 года. Главный международный скандал лета. Рокгруппу Judas Priest обвинили в том, что они спровоцировали самоубийство двух подростков. Рэй Белкнэп и Джеймс Вонс покончили с собой после неоднократного прослушивания песни «Better than you, better than me» 1978 года, в которую была вставлена скрытая команда: «Сделай это». Под «сделать это» подразумевалось положить конец никчемной и бессмысленной жизни, на которую и отреагировали неуверенные в себе и склонные к депрессии подростки. У вас мурашки бегут по коже. Вы уже готовы выкинуть все свои старые пластинки восьмидесятых. Но перед этим вы включаете проигрыватель, прослушиваете свои любимые песни и с ужасом начинаете различать все больше и больше скрытых команд, вмонтированных в записи. А прокрутив записи задом наперед, вы найдете еще больше призывов к убийству, восхвалений дьяволу, матерщины и порнографии и начнете сомневаться в своем психическом здоровье. А если то, что вы творили в юности, было вызвано именно этими скрытыми командами?

Перенесемся еще на десять лет вперед

На дворе 2000 год. В США выборы. Республиканцы изготовили рекламный ролик и демонстрируют его по каналам всей страны. В ролике идет атака на кандидата Альберта Гора и его «прогрессивные идеи», и кандидата в президенты обвиняют в том, что весь прогресс обернется очередными бюрократическими проволочками. Поанглийски бюрократы - bureaucrats, и в конце фильмы последняя часть слова - rats - резко увеличивается и начинает мигать. Все это происходит только тридцатую долю секунды, но этого достаточно, что в мозгу зрителя отложилось: «Эл Гор и его сторонники - крысы» (rat - крыса, англ.). Разумеется, республиканцы выиграли эти выборы.

А теперь вы просыпаетесь

Все вышеописанное произошло в реальности. Или не произошло. Правда заключается в том, что неоднократно совершались попытки манипулировать сознанием с помощью скрытых команд. И по-прежнему совершаются. Но такие попытки сложно отследить, потому что манипуляторы не спешат их обнародовать (скорее, они всячески будут уверять вас в обратном). Обычно если кто и обнаруживает эти попытки, то по чистой случайности. Зато мы точно знаем случаи, когда никаких манипуляций над сознанием зрителей не производилось. И именно во время показов фильма «Пикник» в Нью-Джерси в 1957 году.

Джеймс Викари очень хотел прославиться. При этом прославиться он хотел за счет новых и оригинальных идей, которыми, как ему казалось, он обладал. Разумеется, его эксперимент не мог не привлечь внимание общественности. Но он не учел одного: люди попросят его повторить знаменитый эксперимент. Викари согласился, но почему-то оборудование все время было в неисправности. Когда же оно заработало, результат оказался совсем не таким, как ожидалось. То же самое произошло и с другими подобными экспериментами. Спустя год после сенсационного заявления Викари канадская телепередача попробовала передавать двадцать пятым кадром сообщение: «Звони сейчас». Этот призыв появился на экране 352 раза, но на звонках в студию это никак не сказалось. В конце передачи ведущий объявил, что они использовали сублиминальное сообщение и попросили зрителей написать, как именно выглядела «скрытая команда». «Может, они просто постеснялись позвонить?» - предположили устроители эксперимента. На телевидение прислали более 500 писем. И ни один из зрителей не дал правильного ответа. Более того, половина авторов писем признались, что чувствовали голод или жажду во время просмотра передачи и решили, что команда касалась именного этого. Разумеется, они слышали об эксперименте Викари и, услышав о «скрытой команде», «вспомнили», что им при этом надо было чувствовать. Это доказывает, какими эффективными бывают наши ожидания. Настоящее плацебо для подсознания. Шокирует другое: как легко мы изменяем собственную реальность и как неуверены в собственных чувствах и воспоминаниях.

Пятью годами позже Викари признался: единственное, что он сделал, это попытался запатентовать устройство, демонстрирующее изображения в долю секунды, и что у него нет никаких доказательств влияния сублиминальных/скрытых посланий на подсознание. В начале девяностых еще можно было посетить тот самый кинотеатр в Нью-Джерси. Те, кто там побывал, отметили, что он просто физически не мог вместить то количество человек, о котором говорил Викари. Скорее всего, самый знаменитый эксперимент с сублиминальным воздействием был мистификацией. Если бы кто-нибудь тогда потрудился спросить продавца попкорна, то услышал бы в ответ, что этот день ничем не отличался от любого другого.

В шестидесятые годы люди заинтересовались скрытыми командами в музыке. Backmasking - это когда в текст песни вплетены сообщения, но задом наперед. Утверждалось, что даже «Битлз» использовали этот прием в своих песнях, например чтобы распространить слухи о смерти Пола Маккартни. Backmasking использовался для того, чтобы замаскировать нецензурное слово или ради шутки. Например, «Пинк Флойд» замаскировали следующее сообщение: «Поздравляю! Вы нашли скрытую команду!»

Но существует и другой феномен - фонетическая реверсия. Можно читать слово или фразу наоборот, и при этом создаются новые слова и фразы. Очень трудно различить в тексте песни фразу, да еще и прочитать ее наоборот, если, конечно, кто-то вам не скажет: «Ты слышал? Слышал? Они поют „Сатана“! Слышишь? Прислушайся! Вот сейчас!»

После такого как не услышать!

Услышать все эти скрытые команды призывал сумасшедший религиозный фанатик - Пастор Гринвалд из США, который в 1982 году публично разбивал пластинки в знак протеста против сатанинских строк в рокмузыке. Вероятно, у пастора Гринвалда было много свободного времени. Иначе когда он успел прослушать все эти пластинки задом наперед? Но его «открытие» вызвало панику не только в США. Разумеется, легко слышать то, что хочется слышать, и гораздо легче обвинить в самоубийстве подростков рок-музыкантов, чем найти истинные мотивы случившегося.

У несчастных Рэя Белкнэпа и Джеймса Вонса была трудная жизнь: наркотики, преступления, аресты, проблемы с учебой, насилие в семье, безработица. Как сказал на процессе судья, все эти факторы могли повлиять на них гораздо сильнее, чем любая рок-музыка. Judas Priest же в свою защиту сказали: «Зачем бы нам убивать своих фанатов? Они же приносят нам деньги».

Факт остается фактом: нет никаких доказательств того, что на людей можно влиять с помощью сублиминальных, скрытых посланий, заставляя что-то делать. С другой стороны, доказано, что люди реагируют на сублиминальные стимулы. Как же так? Известно, что сублиминальное восприятие, то есть обработка информации подсознанием, влияет на наши поступки. Классический пример - вечеринка с коктейлями. Представьте, что вы на вечеринке. Вы слушаете рассказ вашего друга, не обращая внимания на шум в помещении, и внезапно слышите свое имя. Вы реагируете мгновенно и поворачиваетесь в сторону зовущего, хотя до этого даже не знали о его присутствии в комнате.

Или посмотрите на это дерево (не дольше секунды):

А теперь вот на это:

Заметили разницу? Нет? Тогда посмотрите снова. На первой картинке между веток можно различить утку, а на второй - нет. В 1966 году обе картинки показали студентам, которых потом попросили нарисовать пейзаж. Те, кто видел первую картинку, нарисовали пейзажи, имеющие отношения к уткам (там присутствовали вода, перья, птицы и т. п.). Те же, кто видел вторую картинку, рисовали совсем иные картинки. Очевидно, что наш мозг обрабатывает все возможные толкования картинки, в то время как сознание выбирает только одно, наиболее вероятное из контекста.

В этом эксперименте достаточно было показать людям картинку на пару секунд, чтобы мозг успел увидеть утку и запустить все возможные ассоциации с водой, перьями и другими птицами.

Такие примеры доказывают, что мы подвергаемся воздействию информации, поступающей к нам подсознательно/сублиминально. Но работает это только на таких небольших задачах, как, например, двоякое толкование картинки.

До 2001 года не было доказательств того, что сублиминальный стимул может подтолкнуть к покупке или к совершению самоубийства. Психолог Тимоти Мур так охарактеризовал ситуацию: «Нет никаких эмпирических доказательств влияния сублиминальных эффектов на поступки людей».

Психолог, специализирующийся на рыночных отношениях, Джек Хаберстро выразил эту мысль еще проще: «Правда это или ложь? Научных доказательств того, что сублиминальное воздействие работает, нет».

Даже старый добрый мистификатор Джеймс Викари, который и заварил всю эту кашу, отмечал, что попасть под влияние сублиминальной манипуляции могут только те, кто уже покупает тот или иной продукт. Но и в этом случае невозможно доказать, что они расшифровали полученное сообщение - сознательно или подсознательно.

На сегодня уже есть исследования, подтверждающие существование сублиминального воздействия. Например, мы можем изучать вещи, сами того не осознавая. Ватанабе, профессор психологии из Бостона, провел один любопытный эксперимент. Участникам на экране демонстрировали серии букв разных цветов и дали задачу - искать серые буквы. Одновременно в углу монитора (и в углу зрения человека) показывали несколько точек. Перед появлением серой буквы 5 - 10 % точек начинали двигаться в одну сторону, при этом их было так мало и двигались они так незаметно, что невооруженным глазом увидеть их было невозможно. Другим словами, участников «предупреждали» о появлении серых букв на экране, но с помощью очень слабого сигнала. Таким образом, замеряя время реакции на серую букву, Ватанабе узнавал, сколько времени требовалась сознанию на то, чтобы заметить это движение точек.

Следующим этапом был новый тест, на первый взгляд, но на этот раз движущиеся точки были на несколько тонов светлее - почти сливались с экраном. Увидеть их было уже практически невозможно. Другими словами, это был очень слабый сигнал на периферии зрения - сознательно его заметить было нельзя. Участникам снова показали буквы разных цветов, при этом точки двигались, как и раньше. Оказалось, что реакция на серые буквы резко улучшилась. И когда через полгода эксперимент повторили, результат остался таким же хорошим.

Ватанабе проверял способность воспринимать визуальную информацию, но он уверен в том, что и другие отделы мозга работают точно таким же образом. Например, ученый считает, что способность к изучению иностранного языка улучшается, если сублиминально знакомить человека с новыми словами и выражениями (как бы подсознательно погружая его в атмосферу нового языка). Несмотря на то что по-прежнему эффективнее всего обучение через концентрацию внимания, мы поневоле изучаем новое, сами о том не задумываясь. Вопрос только в том, насколько полезно такое обучение, потому что есть разница между предугадыванием серой буквы на экране и изучением японского языка.

Британское исследование 2007 года показало, как именно реагирует мозг на сублиминальное воздействие. Бахадор Барами демонстрировал участникам эксперимента изображения разных предметов (разумеется, сублиминально) и просил выполнить простые упражнения и задачи. В это время он измерял активность в участках мозга, отвечающих за восприятие визуальной информации. Оказалось, что во время выполнения упражнений люди реагировали на сублиминальные стимулы, которых сознательно не видели. Но эта реакция исчезала, стоило задание усложнить. Своим экспериментом Барами доказал, что наше сознание открыто для окружающего мира, но наши способности к восприятию информации ограничены. Если мозг ничем не занят (не концентрируется на выполнении сложных заданий), то он способен воспринимать сублиминальные стимулы. Ученый считает, что открыл, как сублиминальная реклама воздействует на человека.

Проблема экспериментов Барами заключается в следующем: задания, которые должны были выполнять участники, имеют мало общего с тем, с чем нам приходится сталкиваться в реальной жизни. Например, к простым относилось задание, в котором среди массы букв нужно было разглядеть букву «Т». Сложное задание заключалось в том, чтобы из массы букв выбрать белую «Н» и синюю «З».

Теперь сравните эти задания, например, с просмотром такого простого фильма, как «Четыре свадьбы и одни похороны». Вам нужно задействовать ваши зрение, слух и интеллект, чтобы оценить британский юмор, запомнить всех героев и понять их отношения, вспомнить, где вы раньше слышали эту романтичную песню и не забыть прочитать титры с именами актеров. А теперь представьте, как вам пришлось бы напрячь мозг при просмотре по-настоящему сложного фильма «Покемон»?

Такого же напряжения требует от вас рекламный ролик, причем за двадцать секунд. Вообще-то должен признаться, что я не спрашивал Барами, насколько сложно было различать буквы в его заданиях. Может, это было невероятно трудное задание, требующее большого умственного напряжения, но мне все-таки кажется, что обычная жизнь намного сложнее.

Тут можно привести еще один эксперимент из жизни: в девяностые годы сублиминальные диски из ряда «Помоги себе сам» пользовались огромным спросом. Они и сейчас неплохо продаются. Поняли, что я имею в виду? Это такие диски с записями, которые учат вас, как похудеть, как разбогатеть, приобрести уверенность в себе, похорошеть или прославиться… Можно заказать и индивидуальный диск для решения именно ваших проблем. Поверх «инструкций», надиктованных тихим доверительным голосом, накладывается музыка - так, чтобы инструкции было не слышно. Часто это ужасающий синтетический рок, в лучших случаях - классика. Таким образом, инструкции становятся «сублиминальными». Те, кому такие записи нравятся, утверждают, что они им помогают. Но правда заключается в том, что все это - полная чушь.

Ученые провели несколько экспериментов, опрашивая и обследуя людей до и после прослушивания таких дисков, и не заметили никаких изменений. Никто не похудел, ни у кого не улучшилась память, не говоря уже о славе и богатстве. При этом сами обследуемые иногда были твердо убеждены в том, что их память улучшилась, но тесты показывали обратное.

Знаю, что мои слова расстроили многих, но правда остается правдой: все эти диски не работают. Простите.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Одна из компаний, производящая диски для самоисцеления и саморазвития, называется Future World Information Products (Информационные продукты будущего).

Сублиминально? Не факт.

Эти диски, по заявлению компании, «самый яркий прорыв в сублиминальной технологии со времени знаменитого эксперимента с попкорном в пятидесятые. Тогда под воздействием сублиминальных команд люди стали потреблять в 300 раз больше попкорна, чем до этого».

В триста раз больше? Каждый год легендарный эксперимент Викари обрастает новыми подробностями. Чем еще прославилась компания Future World кроме своего пренебрежения фактами? Они придумали революционную технологию Zero Masking. Вот как сами создатели о ней рассказывают: «Слушая наши диски, вы, если пожелаете, можете повысить громкость - и услышать сублиминальные команды. Таким образом, вы можете проверить, чему именно учит вас купленный диск». Если это так, то мне кажется, достаточно взять обычную пластинку и понизить громкость, превратив ее в мощное сублиминальное средство воздействия. Вам не кажется, что все эти диски самопомощи - обычные аудиокниги с дополнительными звуковыми функциями - или это я такой циничный?

Порно! Порно! Порно!

Посмотрите на эти картинки.

Вы не испытали внезапного сексуального желания? Или страх сексуальной неполноценности? Нет? А некоторые утверждают, что именно эти ощущения испытывают, глядя на подобные изображения.

Именно с этой целью прячут сексуальные картинки в обычной рекламе, надеясь таким образом повлиять на сознание людей. На самом деле эти картинки нельзя называть сублиминальными, так как мы их можем различать. Но все равно рекламщики надеются, что они окажут влияние на наше подсознание, и почему-то всегда выбирают именно сексуальные мотивы. Классический пример, который всегда приводят в данном случае, это реклама виски, в которой, как утверждается, слово SEX (секс) вписано в кубики льда. Я бы не стал покупать алкоголь только потому, что на картинке он в стакане со льдом с буквами, но, наверно, это только я такой скучный.

Те, кто верит в этот метод, считают, что люди физически реагируют на сексуальные стимулы и эту реакцию можно измерить, например измеряя влажность кожи. Кожа увлажняется, когда человек находится в состоянии волнения или возбуждения (даже самого легкого). Состояние волнения или возбуждения делает товар более привлекательным для нас. Такой же эффект оказывает красный цвет в рекламе «Мальборо» или кока-колы. Проблема в том, что так называемые эксперты в этом вопросе находят скрытые пенисы и вагины повсюду - даже в самых неожиданных рекламных объявлениях. Одно дело - если этот товар обещает мгновенное удовольствие, тогда, наверно, полезно слегка возбудить потенциальных покупателей. То же и в случае с рекламой «Плейбоя», например: она настолько откровенна, что ни в каких пририсованных пенисах и вагинах для дополнительной стимуляции нужды нет. Почему же столько умных людей серьезно верят, что сексуальная сублиминация имеет место быть?

Я считаю, что это такая же иллюзия, как и вставленные задом наперед «скрытые команды» в роковых композициях семидесятых. Но с чего началась эта всеобщая озабоченность скрытым сексом в рекламе? А началась она с книги Уилсона Брайана Кея, в которой он говорил о богатой традиции скрытого секса в рекламе и где впервые упомянул знаменитый лед в виски. Я готов признать, что в некоторых изображениях действительно спрятаны сексуальные мотивы, но большинство все-таки - плод фантазии озабоченных последователей Кея.

Если сильно напрячься, то можно углядеть слово «секс» или очертания женской груди и в кастрюле с макаронами.

Вы только что увидели две картинки. Ну, так как - вы испытали мощный прилив сексуального желания? Потребность закурить? Порыв сменить плитку в ванной? Давайте посмотрим еще разок.

Первая - классический пример картинки со скрытым смыслом. Это объявление печаталось в американском телефонном каталоге, пока кто-то случайно не увидел его вверх ногами и не испытал шок. Каталог немедленно убрал скандальное объявление.

Но была ли картинка нарисована нарочно или нет? Если нарочно, то производители действительно надеялись продать свой товар с помощью мотива о сексе. С другой стороны, какое отношение женская мастурбация имеет к кладке полов? Конечно, У. Б. Кей сказал бы, что эта реклама дополнительных услуг, которые получат домохозяйки, заказав именно этой компании новые полы в доме. Разве не об этом говорит рекламный слоган компании «Laid by the best»? (getting laid по-английски означает «заниматься сексом», таким образом, слоган можно прочитать как «уложенные лучшими» и «уложенные в постель лучшими»). А может, это объявление просто случайность и художник вовсе не имел в виду ничего такого?

Другой классический пример - это реклама, где якобы заретушировано изображение эрегированного пениса. В сочетании с фразами «soft pack» и «hard pack» (мягкая пачка, твердая пачка) и нервным взглядом мужчины невольно возникает ассоциация с импотенцией. Мой маленький Фрейд внутри говорит, что текста и пары на картинке уже достаточно, но что скажите вы?

ХОРОШИЙ ПРИМЕР

У. Б. Кей и его последователи вызывали такую же истерию по поводу секса в рекламе, как и проповедники наличия скрытых команд в рок-музыке. Может, именно из-за этого сегодня, куда ни погляди, увидишь намеки на секс. Мне кажется, половина таких скрытых эротических сообщений вставлена в рекламу теми, кто просто решил таким образом подшутить над потребителем, а половина - теми, кто подумал, что попробовать невредно - кто знает, а вдруг сработает?

В любом случае, надо отдать должное тому зоркому человеку, который углядел в этой рекламе сексуальные картинки.

Не забывайте только, что это совсем недавнее рекламное объявление. Если бы я был художником-графиком и знал об истерии, связанной с сексом в рекламе, разве я бы удержался и не вставил парочку таких сценок в свои работы - просто ради шутки? Мне кажется, эта реклама только дань безумному миру, в котором мы живем, и фантастическим идеям Кея, а не попытка заставить нас пить больше колы.

Любопытно, что больше всего волнений по поводу скрытых манипуляций было именно в США. То ли жители там все сексуально озабоченные, то ли американские рекламщики не стесняются в выборе средств манипулирования сознанием потребителя. Или дело в морали и паническим страхе перед всем, что может ее нарушить? Может, поэтому им во всех углах мерещится голый секс? Решать вам.

А я пока покажу мою любимую картинку, которую использовало в своей рекламе одно туристическое бюро. Разумеется, в США.

Видите? Нет? А вы приглядитесь повнимательнее. Все люди на картинке втянуты в какое-нибудь сексуальное действо. Я назову несколько, а остальные вы найдете сами. Слева в глубине женщина в бикини и мужчина в шортах занимаются сексом стоя, перед ними мужчина орально удовлетворяет женщину. Рядом с ними мужчина гладит женщину по попе. Вы найдете по меньшей мере еще три компрометирующие позы, не считая занесенную теннисную ракетку. Все это либо результат постановочного фото (дело рук фотографа-извращенца), либо дизайнер этой рекламы узнал о том, что его должны уволить, и решил отомстить незадачливым заказчикам. Не думаю, что таким образом турфирма пыталась привлечь больше туристов. Но, разумеется, я могу ошибаться.

Но если бы такого рода реклама продавала турпутевки, мы видели бы их на каждом столбе. Тем не менее количество обнаруженных скрытых команд в рекламе сегодня такое же, как и двадцать лет назад. Но вдруг рекламщики научились прятать их так хорошо, что теперь никто просто не в состоянии их обнаружить?

Подведем итоги. Что касается скрытых команд и сублиминального воздействия, то подсознательно мы воспринимаем гораздо больше информации, чем сознательно. И то, что мы воспринимаем, оказывает на нас воздействие, например когда кто-то зовет нас в толпе по имени или мы начинаем рисовать уток без всякой на то причины. Но делаем мы это только тогда, когда наш мозг не занят решением сложных задач. Пока нет никаких доказательств того, что сублиминальные стимулы могут заставить нас совершить покупку. Поскольку мы не можем знать, кто и в какой рекламе использует скрытые команды, мы не можем оценить, что будет с человеком, который подвергается таким манипуляциям регулярно в течение многих лет.

Понимаю, что это звучит довольно угрожающе, но не стоит забывать о том, что такие попытки всегда обнаруживались в сочетании с куда более серьезными приемами манипуляций сознанием, касались ли они политики или эротики. Мне кажется, нам стоит обращать больше внимания на политиков, которые пытаются убедить нас в своей правоте, и на знаменитостей, призывающих купить супердорогие джинсы, чем на не непонятную фигуру на заднем плане, похожую на голую Пэрис Хилтон.

Неоднозначная форма перцепции, характеризующаяся тем, что стимуляция, которая наблюдателем не замечается и о которой он не подозревает, все же оказывает определенное, измеряемое влияние на некоторые параметры его поведения.


Смотреть значение Подпороговое (сублиминальное) Восприятие в других словарях

Восприятие Ср. — 1. Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание. 2. Психический процесс отражения действующих в данное время на органы........
Толковый словарь Ефремовой

Восприятие — восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).
Толковый словарь Ушакова

Восприятие — -я; ср.
1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота........
Толковый словарь Кузнецова

Восприятие Нового Товара Рынком — во многом, если не в решающей степени, зависит от характера новинки. Некоторые товары завоевывают популярность буквально в один день (летающие диски "Фрисбис" в США),........
Экономический словарь

Восприятие — - отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.
Юридический словарь

Восприятие
Большой медицинский словарь

Восприятие Бредовое — нарушенное В. у психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл.
Большой медицинский словарь

Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации,обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку вокружающем мире. Как форма чувственного отражения........
Большой энциклопедический словарь

Восприятие — способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, г. е. детерминированный внеш. причинами процесс познания, в к-ром явления окружающего мира........
Биологический энциклопедический словарь

Восприятие — субъективный образ человека, предмета, явления, который в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, а также сами действия, направленные........
Сексологическая энциклопедия

Восприя́тие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.
бредово́е - нарушенное В. у психически больного, при котором........
Медицинская энциклопедия

Восприятие Экстрасенсорное (extrasensory Perception (esp)) — предположительно, способ восприятия, который не связан ни с одним из известных органов чувств. Так ясновидение (clairvoyance) является экстрасенсорным восприятием текущих........
Медицинский словарь

Перцепция, Восприятие (perception) — (в психологии) психический процесс, в ходе которого происходит анализ и осмысление получаемой через органы чувств информации об окружающем мире. К нарушениям восприятия........
Медицинский словарь

Восприятие — - процесс отражения человеком и животными предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В. вместе с ощущением составляет........
Социологический словарь

Восприятие (перцепция) — - англ. perception; нем. Wahrnehmung. Субъективный образ предмета, явления, ситуации, непосредственно воздействующих на органы чувств, а также процесс формирования........
Социологический словарь

Восприятие Избирательное (восприятие Селективное) — - англ. perception, selective; нем. Wahrnehmung, subjektive (selektive). Тенденция субъекта воспринимать те элементы ситуации, к-рые согласуются с ожиданиями. См. АППЕРЦЕПЦИЯ.
Социологический словарь

Восприятие Социальное (перцепция Социальная) — (от лат. socialis - общественный и perceptio - восприятие, представление) - процесс и рез-т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих........
Социологический словарь

А.бергсон: Материя И Восприятие. Материя И Память — В книге "Материя и память" Бергсон выступил против как материалистических, так и идеалистических традиций. И материализм, и идеализм он считал "одинаково крайними, избыточными........
Философский словарь

Восприятие (чувственное) — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени........
Философский словарь

Восприятие — Суммарное, общее, частное или единичное психическое схватывание, фактуально-холисти-ческое, лишенное теоретического препарирования. Вос-приятие естественно, а разделение........
Философский словарь

Восприятие (perception) — Когда ментальное явление можно считать проявлением некоторого внешнего по отношению к мозгу объекта, каким бы нестандартным он ни был, или даже смешанным проявлением........
Философский словарь

Восприятие Пространства — - восприятие пространственного расстояния на поверхности собственного тела при помощи осязания. Это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив,........
Философский словарь

Сублиминальное Влияние — это воздействие на уровень бессознательного восприятия с помощью подпороговых стимулов.
Социологический словарь

Чувственное Восприятие — - переживание, осознавание истинно предметного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью "внутреннего"........
Философский словарь

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, -я, ср. 1. см. воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления........
Толковый словарь Ожегова

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ) – восприятие, происходящее независимо от известных сенсорных процессов. В эту категорию обычно включаются: телепатия, или передача........
Философский словарь

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений........
Экологический словарь

С целью сделать процесс воздействия нераспознаваемым и тем самым нейтрализовать способность людей сопротивляться влиянию, в 1950-х гг. началось коммерческое экспериментирование с подпороговыми стимулами, которые, как предполагалось, можно будет эффективно применять в рекламе. Воздействие на уровень бессознательного восприятия с помощью подпороговых стимулов получило название сублиминального влияния.

Первая попытка такого рода воздействия была предпринята в 1957 г. в городе Форт-Ли, штат Нью-Джерси, в процессе демонстрации кинофильма. Автор этого эксперимента, нью-йоркский специалист по маркетингу Джеймс М. Викарии, объявил о том, что им проведены революционные эксперименты, которые доказали, что если во время демонстрации кинофильма через короткие промежутки времени будет вспыхивать надпись с призывом потреблять товары, то это может вызвать небывалый рост продажи. Поскольку сообщение нельзя прочесть, утверждал Ви- кари, то оно воспринимается и запечатлевается человеком бессознательно. В киноленту были вставлены единичные кадры с надписями: «Вы голодны? Ешьте поп-корн» и «Пейте кока-колу». Поскольку кинокадры мелькали настолько быстро, что зрители были не в состоянии зафиксировать каждый отдельный кадр, то предполагалось, что замаскированная информация, воспринятая бессознательно, безотказно подействует на поведение зрителей (Зимбардо, Ляйппе, 2000).

Казалось, что если таким образом можно будет тайно управлять и манипулировать поведением людей, в реальность воплотится оруэлловское общество Большого Брата.

Как вы помните, еще теоретики психологии масс, и в частности Г. Лебон, полагали, что прямое, непосредственное воздействие на бессознательное людей является оптимальным способом влияния на их поведение. Лебон даже специально разъяснял, что уровень бессознательной психики напрямую связан с двигательными центрами. Таким образом, если эта гипотеза верна, то с помощью воздействия на бессознательное человека его очень просто превратить в биологический автомат, покорный чужим приказам.

Какие же результаты принес первый эксперимент с использованием подпорогового воздействия? Если судить по сообщениям маркетинговой фирмы, финансировавшей этот проект, то неплохие: во время антракта объем продажи попкорна вырос на 50%, а прохладительных напитков - на 18%. Еще одним закономерным результатом эксперимента по скрытому внушению, когда известия о нем распространились в СМИ, стал взрыв общественного негодования. Многие были настолько обеспокоены этими опытами, что их расследованием занялась федеральная комиссия по связи. Впоследствии были приняты законы, запрещающие использование подпороговых стимулов в рекламной деятельности.

Позднее, когда изучением проблемы сублиминального влияния занялись социальные психологи, выяснилось, что скандал, разразившийся в связи с рекламным экспериментом, оказался преждевременным. Во-первых, результаты эксперимента, приведенные торговой компанией, вызвали большое сомнение: они не подвергались никакой научной проверке и вообще оказались едва ли не сфальсифицированными. Во всяком случае, сам Викари не смог повторить свои опыты в присутствии комиссии. К тому же когда Канадская телерадиовещательная корпорация попробовала провести такой же эксперимент, воздействуя на бессознательное людей, смотревших телевизионную программу, призывами «Позвоните прямо сейчас», число звонков в студию не увеличилось.

Викари попросили повторить эксперимент, но либо оборудование давало сбой, либо результаты получались отрицательными. Наконец в 1962 г. Викари признался, что провел только начальное исследование и у него было слишком мало данных, чтобы делать далеко идущие выводы. Во-вторых, дальнейшие исследования воздействия подпороговых визуальных стимулов показали, что нет никаких оснований утверждать, будто скрытое воздействие путем предъявления в течение десятых долей секунды визуальных стимулов способно сколько-нибудь значительно влиять на поведение человека. Единственное, что удалось установить исследователям, так это то, что сублиминальное визуальное воздействие способно вызывать более или менее отчетливые общие эмоциональные реакции.

Об этом свидетельствует, например, исследование Роблеса, в котором участникам во время демонстрации на экране компьютерной графики предъявлялись подпороговые кадры, на которых из-за стремительной скорости невозможно было сосредоточить внимание. На вмонтированных кадрах изображались либо страшные, либо веселые, либо нейтральные персонажи из популярных кино- и мультфильмов. Те испытуемые, которым были показаны персонажи фильмов ужасов (окровавленные лица, чудовища и т. д.), находились после просмотра в состоянии повышенной тревожности, и напротив, участники, на которых воздействовали образами героев веселых мультфильмов, после просмотра пребывали в хорошем расположении духа.

В-третьих, исследователи выяснили, что использование подпороговых ауди- альных (звуковых) стимулов практически равно нулю. Интересно, что именно этот вид воздействия, якобы обладающий терапевтическими свойствами, имеет широкое коммерческое применение в США. Американцы ежегодно тратят 50 миллионов долларов на покупку записей «для улучшения памяти» и «повышения самооценки». Эксперимент Пратканиса и коллег показал, что подпороговые аудиозаписи «самопомощи» практически бесполезны (Зимбардо, Ляйппе, 2000).

Таким образом, представление о необычайно эффективном влиянии подпороговых стимулов на образ мыслей и поведение людей оказалось сильно преувеличенным. Во всяком случае, современная социальная психология не располагает данными, свидетельствующими об устойчивом эффекте сублиминального влияния.



Поделиться: