Как заказать о здравии в церкви. Как заказывать молитвы

157 Views

Молебном называют краткое богослужение, суть молебна - сугубое обращение к Богу, Богородице или определённому святому, а состав - сокращённая утреня.

Структура молебна состоит из тропарей, канона, Евангелия, ектении, молитвы.

Все молебны делятся на прошения (просительные молебны) и благодарности (благодарственные молебны). Прошения заказывают и совершают, когда возникает какая-либо нужда - в церковной, общественной, личной жизни человека. Такие молебны совершают и в храмах, и на дому у христиан, и в местах общественных, природных.

Причиной молебна могут стать важные изменения в жизни, например - отправление в путешествие, начало какого-то ответственного дела, борьба с болезнью, стихией (например - с засухой или огнём), эпидемии, неурожаи и прочее.

Подавая записку о молебне, в ней указывают:

Вид молебна - о упокоении раба Божьего или здравии его;


- к кому обращать молебен - к Господу Иисусу Христу, святому, Богородице;

Молебен с водосвятием или без;

За кого проводить молебен.

Записку с именами подавайте до Литургии, вечером или ранним утром. В записке указывайте крещёных людей, записывая имена чётко, в родительном падеже, числом до десяти. Когда есть нужда и желание помянуть больше человек, подайте множество записок.

В записке нужно писать имена в церковном их написании и в полном варианте. Социальные приметы - гражданство, степень родства, фамилию, звание писать не нужно - перед Господом все едины и равны. Но можно указать на нужду, страдание, испытание человека - «болящего Георгия», «воина Николая».

Детей до 7 лет нужно вписывать как младенцев.

Водосвятными молебнами называют молебны, в которые включён чин водосвятия, или освящения воды.



Для водосвятия ставят стол, на него - чашу с водой и Крест с Евангелием, зажигают свечи. Далее читают псалмы, поют тропари, крестят воду, произносят ектению, совершают каждение воды и далее согласно обряду.

Когда молебен водосвятия закончен, тот, кто заказал его, получает святую воду.

Молебен о здравии заказывают, когда есть необходимость в помощи ныне живущим - в борьбе с болезнью, душевными недугами, искушениями, грехами. Заказывая молебны о здравии, мы просим и об их успехах - в учёбе, работе, предпринимательстве. Мы также просим об утешении врагов своих, когда вместо зла и обиды подаём записку с их именами для молебна.

На заказной обедне о здравии диакон оглашает имена поминаемых на ектений, потом их священник поминает перед престолом, а после Литургии звучит молитва с их именами на молебне.

Молебен за упокой - ещё одна молитва о даровании покоя душе усопшего. Нужно помнить, что чем более молитв творится по смерти человека для жизни земной, тем легче и благодатнее душе в мире ином.

Записку о молебне за упокой подают аналогично той, что подаётся о здравии, однако к имени добавляют «новопреставленный» (на протяжении 40 дней по смерти), или «приснопамятный» (если этот день для усопшего имел особое значение). Допустимо написать перед поминаемым «убиенный», если человек погиб, исполняя долг или помогая людям в беде.



Молебны о упокоении проводят не только в частном порядке, но и общественные. Это происходит по инициативе группы людей или одного человека, когда умершие оказались людьми известными, смерть их была трагической или по другим важным для общества причинам. Такие молебны служат не только душе умерших, но и живым, объединяя их.

Инструкция

Молебен, по своей сути - это сокращенная утреня. Состоит он из следующих основных частей: канона, тропаря, ектении, чтения Евангилия и молитвы . В «Книге молебных пений» и в «Требнике» содержатся чинопоследования. Благодарственный молебен отличается от иных тем, что его заказывают в благодарность за данное Богом по вашей молитве: излечение от болезни, помощь в делах и пр.

Чтобы заказать Благодарственный молебен в любом храме нужно обратиться в свечной ящик и подать записку с именами тех людей, от которых (или за которых) он будет совершаться, свое имя, если вы благодарите за ниспосланное по вам, тоже нужно указывать. Обращаться в Молебне можно к Иисусу Христу, Деве Марии и святым. Благодарственные молебны служат исключительно Господу.

Совершая Благодарственный молебен, священник после окончания Литургии провозглашает перед Престолом начало, далее идет мирная ектения с упоминанием благодарящих и добавлением особых прошений, затем следует чтение Евангелия, Апостола и сугубая ектения, в ходе которой упоминаются имена благодарящих, далее - благодарственная молитва к Господу и пение Славословия или «Тебе Бога хвалим…». Завершается молебен благословением благодарящих, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой .

В различных житейских обстоятельствах в православной традиции принято обращаться к определенным иконам Божией Матери или угодникам Божиим. Так молебны о здравии заказывают перед иконой целителя и великомученика Пантелеймона, а чтобы избавиться от алкогольной зависимости, обращаются к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и к мученику Вонифатию.

Совершаться молебны могут не только в храме, но и в домах, на полях и пр., иногда соединяются с водоосвящением. Некоторые молебны служат в бедственных случая или по просьбе отдельных лиц, другие же, относящиеся к общественному богослужению, совершаются в особо установленное время или во время церковных праздников .

Заказывать молебны нужно до Литургии, иное говорит о непонимании сущности Евхаристии.

Молебен - непродолжительная по времени служба, во время которой верующие обращаются к Богу с молитвами о своих частных заботах и проблемах.

Обращаться за помощью во время молебна можно также к Святой Деве Марии или одному из канонизированных святых . Во время молебна можно просить благословления и помощи в длительном путешествии, важном труде, учении и т.д. Также можно служить благодарственный молебен или возносить хвалу Господу, оберегшему и направившему на путь истинный, внявшему молитве о помощи. Заказать молебен можно и в день собственных именин, усердно молясь святому защитнику.

Бог обязательно внемлет вашим молитвам, если молиться искренне и горячо

Молиться о малом на молебне следует искренне и горячо. Помимо частных молебнов, благословления просят во время общенародных молебных пений: водосвятных, новогодних, а также во время молебнов о страждущих от пьянства , нечистых духов и пр. Торжественные чины проводятся в первый воскресный день Великого Поста, называемый Торжеством Православия и в Рождество Христово. Заказать молебен просто: за свечным ящиком подается записка с именем или именами тех, за кого (или от имени кого) молебен будет совершаться. Не торопитесь уйти из храма, заказав молебен и оставив записку. Господь милосерден и приемлет любую жертву, однако его благосклонность в первую очередь обращается к тому, кто нуждается в ней более всего: поэтому помолитесь вместе со священником.

Что еще заказывают вместе с молебном?

К молебну можно добавить акафисты или каноны. Чаще всего священник, завершив требу, помазует православных освященным елеем, окропляет их святой водой. Чем больше ваша вера, тем скорее придет помощь господня по совершении молебна. Совершив молебен, не обращайтесь к Богу или святым за помощью повторно. Искренняя молитва верующего – священнодействие , злоупотреблять им не нужно. Несколько раз заказать молебен по одному поводу можно только тогда, когда просишь об исцелении болящего, либо в том случае, если служение молебнов свершается согласно обету.

Связанная статья

Источники:

  • заказать молитву в 2017

В православной церкви у верующего существует возможность не только молиться за кого-либо самостоятельно, но и сделать так, чтобы имя близкого упоминалось во время молебна. Для этого нужно написать специальную записку, которая должна быть правильно оформлена.



Инструкция

Зайдите в церковь и найдите служителя, который занимается приемом записок с просьбой об упоминании молебна. Обычно у него же можно приобрести свечи. В некоторых случаях в церкви может присутствовать ящик, в который вы должны опустить записку самостоятельно. На нем будет поясняющая надпись. Если вы не можете разобраться в том, где же нужно подавать записки, обратитесь к одному из прихожан, который в настоящее время не читает молитву, или к свободному священнослужителю.

Укажите, по какому поводу нужно упомянуть близкого вам человека в молебне. Чаще всего молятся «О здравии» для ныне живущих и «Об упокоении» для умерших. Однако формулировка может быть более конкретной, например «Об успешных родах» для беременной женщины или «О поддержании в вере» для тех, кого одолевают религиозные сомнения.

Если вы хотите, чтобы молитва возносилась Богородице или какому-либо конкретному святому, следует записать его имя. Такая возможность во время вознесения молебна существует.

Ниже запишите имена тех, кого вы просите упомянуть в данном молебне. Имен может быть несколько, например, в карточке «О здравии» вы можете указать всех своих ныне живущих членов семьи и друзей. Для более персональной темы молебна имя может быть одно. При этом требуется указать только имена собственные, принятые при крещении. Фамилии и отчества людей не нужны.

Передайте бланк служителю церкви, занимающемся их сбором. Оплатите необходимую сумму пожертвования. Она может зависеть от количества подаваемых записок или от числа упоминаемых имен. При желании вы можете уточнить время чтения молебна, чтобы самому присутствовать на нем.

Православное богослужение весьма разнообразно. Кроме главной церковной службы литургии в храмах отправляются богослужения на различные потребы верующих людей. К таковым службам относятся молебны.



Молебен представляет собой богослужение, в котором испрашивается у Бога, Богородицы, святых или ангелов помощь в различных житейских нуждах. По сути молебное последование представляет собой особую молитву верующего человека с определенным прошением. Так, молебны могут заказываться о болящих, перед отправлением в путешествие. Существуют специальные благодарственные молебны, молебны о помощи в учебе, семейных делах, помощи в торговле. Список отнюдь не исчерпывающий.


Молиться на молебне можно как Господу, так и святым или Богородице. При этом необходимо указывать кому именно заказывается молебен для того, чтобы хор спел определенные тропари, а священнослужитель произнес молебные запевы.


Прежде чем заказать молебен, полезно знать в какое время такое богослужение совершается. В небольших приходах (где богослужение отправляется по субботним, воскресным дням и великим праздникам) молебны чаще всего служатся утром по окончании литургии. В больших соборах молебные последования вполне могут совершаться ежедневно, кроме нескольких установленных уставом дней (например, Страстной седмицы или заупокойных суббот).


Для того, чтобы заказать молебен необходимо обратиться к сотруднику храма, принимающему церковные записки. Подобно тому, как человек заказывает поминовение на литургии или панихиде совершается и запись имен на молебное последование. Стоит помнить, что молебны можно заказывать о живых крещенных людях. Молебнов об упокоении в православной Церкви не существует (для этого устав предполагает совершение панихид).


Если человек заказывает молебен какому либо святому, то стоит сотруднику храма, принимающему записки сказать, какому именно подвижнику. Это же касается и практики молебного обращения ко Господу или Богородице. Имена на молебны записываются в родительном падеже.


Можно заказать молебен в храме в любое время, когда Дом Божий открыт для верующих людей. В таком случае имена будут поминаться на предстоящем молебном пении. Кроме этого, молебен заказывается и непосредственно в день его совершения, например, перед божественной литургией.


Православный человек должен особо понимать что сама по себе запись имен на молебен не является неким мистическим действом сродни заговору. Молебны для того и совершаются в храмах, чтобы верующие люди совершали молитву за своих родственников и близких во время этой церковной службы. Поэтому при заказывании молебна хорошо и самому побыть на богослужении. Правда, существует традиция заказывать молебны при паломнических поездках: в монастырях или святых местах. В таком случае человек сам не может присутствовать на молебнах, совершаемых в конкретном месте. Однако это не должно оправдывать отсутствие клейной молитвы или молитвы в храме за людей в другое время и в другом месте.


Иногда стоит заказать молебен заранее. Например в тех случаях, когда известно, что в приход пребывает святыня (чудотворная икона или мощи). Обычно на такие молебны стекается много народа, поэтому непосредственно перед началом богослужения можно не успеть записать имена и простоять в очереди всю службу. Поэтому стоит заблаговременно заказать молебен накануне события или же прийти в храм заранее перед началом богослужения для того, чтобы во время самого молебна уже не отвлекаться от самой церковной службы.

Видео по теме

В православной христианской традиции кроме основных богослужений суточного круга в храмах совершаются молебны. Эти последования предназначены для усиленного моления верующих людей в различных житейских нуждах.



В православной Церкви существует несколько видов молебнов. Например, общие молебны ко Господу, Божией Матери, ангельским силам и святым. Кроме этого, каждый человек может заказать конкретный молебен на свое прошение (просьбу). Так, в Церкви распространены молебны о путешествующих, о болящих, о помощи в семейной жизни, торговле и прочее. На некоторых молебнах молятся о помощи в учении, на других - об избавлении от недуга пьянства или наркомании.


Чаще всего молебны совершаются в православных храмах в воскресный день после окончания божественной литургии. Иногда служатся праздничные молебные последования (в таком случае последние отправляются после литургии в праздничный день).


Для того, чтобы заказать молебен в православном храме, необходимо прийти в Дом Божий заблоговременно и записать имена тех, за кого заказывается молебен (или же свои собственные) в кассе или церковной лавке. При этом необходимо учитывать, что на молебнах поминаются только крещенные люди.


Если человек желает заказать молебен в воскресенье, необходимо в этот день заблоговременно прийти в храм (до момента окончания божественной литургии) и записать имена. Чаще всего литургия по воскресным дням совершается в восемь или девять часов утра, а молебны в выходные начинаются приблизительно в 10:00 или 11:00 (в разных приходах время может отличаться). Лучше всего прийти в воскресенье помолиться на литургии, заказав предварительно имена на молебен, и после окончания главного богослужения еще остаться в храме на молебное пение.


Стоит отметить, что молебны в православных храмах можно заказывать заранее. Например, известно, что человек на следующей неделе отправляется в путешествие. В любой день, когда работает храм, можно прийти в церковную лавку и записать имена на поминовение.


Некоторые верующие, часто посещающие богослужения, заказывают молебны сразу и на следующую неделю и праздник. Такая практика также вполне уместна и обоснованна, ведь заказать благодарственный молебен, например, можно в любое время и на любой день.


Таким образом, заказать молебен в православном храме очень просто. Необходимо только прийти в Дом Божий и записать имена своих родственников и знакомых, которые сподобились святого крещения.


Лучше всего не ограничиваться формальной записью имен на поминальные записки . Молебны для того и заказывают, чтобы вместе со священником вознести свои молитвы к Богу, Богородице, ангелам или святым, а для этого желательно и личное присутствие и молитва на молебном последовании.

В христианской богослужебной практике молебнами называют службу, в которой обращаются к святой личности с целью получения определенного прошения. Существует несколько видов молебнов, в них верующий может обратиться с просьбой к Господу, Богородице, святому или ангелам.

Мы предлагаем вам ознакомиться с этой статьей для того, чтобы узнать: что такое молебен в церкви, какие виды молебен бывают, как правильно заказывать и к кому обращаться в разных случаях.

Что это такое молебен

Это краткая молитва, которая является частью божественного служения. В ходе этого богослужения священнослужитель зачитывает молитвы, соответствующие последовательности прошений. Перед тем как правильно заказать благодарственный молебен в церкви, подумайте о том, к кому вы хотите обратить свои просьбы. При этом обращении можно обращаться непосредственно к Господу, к Богоматери или к Святым.

Какие же бывают разновидности данного богослужения? Выделяют следующие виды:

  • просительный - данный вид заказывают с определенной целью (помолиться о здравии ближних, о поминовении усопшего, на начало учебного года и т.д);

  • благодарственный - этот вид может читать только священнослужитель. Он всегда обращен исключительно к Господу;

  • с водоосвящением;

  • с чтением акафиста - этот вид богослужения направлен на прославление иконы Богоматери, икона Божьего Угодника или великого православного праздника.

Самые распространенные молебны:

  • о здравии;

  • о болящих;

  • на начало учебного года;

  • благодарственный;

  • о даровании детей;

  • на другие житейские проблемы и нужды.

Текст благодарственного молебна к Господу Иисусу Христу:

«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих (на рабе Твоем) бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши».

Книга “Сборник молитв на всякую потребу” и Сны Пресвятой Богородицы (все)

Как заказать молебен в церкви

В каждой церкви или храме есть специальный свечной ящик, в который сбрасываются все записки. На бумаге необходимо написать имена людей, за которых священник будет просить у Господа. На этом листочке также нужно указать от имени кого будет проводиться молитва. Стоит отметить, что в этих записках можно указывать и свое имя.

Но стоит всегда помнить, что любой молебен может быть обращен к кому угодно:

  • к Матроне Московской;

  • к Киприану и Устинье;

  • к Матери Божьей;

  • к Спиридону Тримифутскому;

  • к Иисусу Христу;

  • к Николаю Чудотворцу;

  • к Пантелеймону Целителю.

А благодарственный вид божественного служения обращен исключительно к Господу Богу.

Как обычно проходит этот вид богослужения? Сначала священник проводит Литургию, после которой перед Престолом провозглашает о начале молебна. Первой читается мирная ектенья. Потом зачитывается Евангелие и благодарственная молитва, обращенная к Господу. Далее, поется славословие.

Перед тем как заказать молебен, о путешествующих или о снятии родового проклятия, необходимо обратиться к определенному святому. Согласно православным обычаям и традициям каждый святой наиболее эффективен в конкретных случаях.

Приведем примеры:

  1. Если хотите заказать молебен о снятии родового проклятия, то лучше обратится Киприану и Устинье;

  2. Если нужно победить болезнь или укрепить здоровье, то обращайтесь к Пантелеймону-целителю;

  3. Легко справится с экзаменами или просто помочь в учении поможет Сергий Радонежский или святые Кирилл и Мефодий;

  4. Если хотите заказать молебен от пьянства или другой зависимости - закажите богослужение Божьей Матери «Неупиваемая чаша» или святому Вонифатию;

  5. С трудностями в финансовых и материальных вопросах поможет молебен Спиридону Тримифутскому.

Молебен о здравии

Многие часто задаются вопросом: кого можно или даже нужно упоминать в записках о здравии? Ответ на самом деле очень прост. В такой записке указывайте всех людей, кому вы желаете здоровья, благоденствия и божественного спасения. Помните также, что понятие «здравие» не обязательно включает в себя только здоровье человека.

Это понятие захватывает также физическое состояние, душевную гармонию и благополучие. О здравии лучше всего заказать молебен Пантелеймону-целителю.

Также стоит просить о здравии не только того, кто нам дорог или близок, но и тех, кого мы обидели или сделали плохо. Если вы так сделаете, это будет означать, что Бог перемерил его намерения, недоброжелатель уже кается, обращаясь к Всевышнему, и готов пребывать в мире со всеми окружающими его людьми. Помните, что такое молитвенное богослужение за враждующих или врагов способно прекращать целые войны.

“Все Сны Пресвятой Богородицы”

Сны Богородицы являются “народными” молитвами. По сути, это заговоры на разные нужды, в основном на защиту от врагов, неприятностей, воров, на благополучную и долгую жизнь. Их можно читать в сложных жизненных ситуациях, перед важными делами, перед уходом из дома.

Только сегодня Вы можете приобрести книгу “Все Сны Пресвятой Богородицы” по специальной цене здесь: http://elma.justclick.ru/order/sni/

Молебен за упокой

Записка об упокоении пишется на имена усопших родственников, благожелателей, наставников, знакомых и всех, кто мог быть дорог вашему сердцу. По канонам православной церкви следует утверждение, что смерть может прервать только видимое общение с умершим.

Поэтому наши отношение не прекращаются после смерти близких людей. В Царствии Христа никакой смерти нет. Она есть только в нашем мире, и играет роль своеобразного перехода между временной и вечной жизнью.

Помните, что молитвы и богослужения за усопших являются продолжением общения с ближними людьми, которые были когда-то рядом. Нужно всегда верить, что Бог по его милости и по нашей молитве простит их души. Особенно те, которые умерли во грехах, но с надеждой и верой во спасение.

Записка за упокой поможет упокоить души усопших, простить их прегрешения и даровать Небесное Царствие. Особенно это необходимо сделать, когда умерший перед смертью не успел сподобить покаяния и таинства причащения или умерли насильственной, неожиданной смертью. Молитвы Церкви могут облегчить их загробную жизнь и наделить благотворением их душу.

Молебен на начало учебного года

Для Православной церкви уже давно стало обычаем в преддверии или в начале учебного года совершать краткие молитвы об учащихся. Церковь в эти дни молится, чтобы Господь послал всем учащимся (школьникам, студентам и т.д.) дух разума и премудрости, чтобы дети могли понять все душеполезное учение и помнить о добром слове Бога.

В самом начале богослужения настоятели храма дают искреннее напутственное слово всем студентам и школьникам. Первым делом они говорят о том, что учеба является очень тяжелым и большим трудом. Поэтому необходимо проявлять настойчивость и усердие. Бог поможет каждому осваивать и совершенствовать свои знания.

Также наставники храмом дают напутственное слово учителям и родителям. Они говорят, что нельзя никогда оскорблять и унижать нерадивого ребенка. Их главная задача с самоотречением помогать детям в учебе. Ведь на сегодняшний день подрастающее поколение подстерегает очень много духовных опасностей и соблазнов, которые еще 50 лет назад даже не были никому известны.

Поток информации, который с постоянным течением наваливается на детей может принести не только хорошее, но и плохое. Ведь СМИ насаждают их стандарты западного потребительского общества. Именно так происходит забвение духовных ценностей человека, которые совсем недавно казались полностью нерушимыми.

Именно поэтому каждый ребенок нуждается в заботе. Ему нужно постепенно прививать желание к учебе и к познанию наших обычаев и традиций. Над этим должны трудиться все семьи, особенно православные. А заказать молебен последования на начало учебного года лучше у покровителей учащихся:

  • чудотворцев Косма и Дамиана;

  • Пресвятой Богородицы;

  • святых Азарии и Мисаила;

  • мученицы Татианы;

  • праведника Иоанна Кронштадского;

  • преподобного Сергия Радонежского.

Молебен Богородице «Неупиваемая чаша»

Такое богослужение нужно заказывать, когда у вас есть знакомый, родной или близкий человек, который страдает причастием к наркотикам, табакокурению или винопитию. Такой человек просто нуждается в благодатной помощи Божьей Матери.

Помните, что заказывая краткую молитву за таких людей, мы просим не только за них. Богородица после наших молитв станет на защиту наших домов и семей от разных напастей в будущем.

Этот чудотворный образ поможет излечить не только алкогольную или наркотическую зависимость, но и многие телесные и духовные недуги, которые могут проявится после злоупотребления или какой-то зависимости. Пресвятая Богородица помогает всем и во всем.

Нужно только идти в церковь с искренней верой и надеждой. В русского народа есть еще одна святая, которая поможет с любой просьбой - это Матрона Московская. Какая бы у вас не была проблема - обращайтесь с молитвами к Матроне Московской, и обязательно вам поможет.

Молебен Николаю Чудотворцу

Святой Николай Угодник считается очень почитаемым православным святым. Примечательно, что его почитают не только православные, но и католики, язычники и мусульмане.

Только Николаю на Руси возводили столько храмом, соборов, монастырей и церквей. А практически в каждом православном доме есть его чудотворный образ.

Молебен заказывается в разных случаях: и в радости, и в печали. Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастию, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела. Например, построили вы дом или получили квартиру - нужно освятить новое жилище церковным обрядом и поблагодарить за это Бога. Для этого необходимо обратиться лично к священнику и узнать о возможности совершить этот обряд дома и времени. Если нет такой возможности, то после свершения молебна в Храме сами окропите с молитвой свой дом. Кропя каждую стену крестообразно, надо произносить: «Во имя Отца, и Сына,и Святого Духа». Можно прочитать молитву «Да Воскреснет Бог». Отправляясь в дальнюю дорогу, также не забудьте испросить Божьего благословения в добрый путь - есть молебен и на этот случай.
От колыбели и до могилы Церковь ведет нас, освещая нам путь, наставляя нас, благословляя, направляя наши мысли, чувства, желания и дела к одной цели - к вечному благу.
Во время молебна можно освятить иконы, нательные крестики и др., но об этом надо сказать священнику до молебна. Иконы и кресты освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образы, хотя и посвящены Богу и Божественному и, в некотором смысле, уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются изделиями рук человеческих. Чин освящения очищает эти изделия и сообщает им Церковное признание и благодатную силу Святого Духа.
Каждый с верой взирающий на Крест получает спасение и защиту. Дьявол не может явиться в образе Креста для прельщения. Поэтому крестное знамение - главное и верное орудие против дьявольских козней. И каждый христианин должен носить нательный крест, никогда его не снимать ни с себя, ни со своих детей. Крест одевается священником при крещении, его надо носить всю жизнь. Конечно, Крест может потеряться - в этом случае сразу же надо купить другой. Мы не знаем, что с нами может случиться в любой момент нашей жизни, и, если у нас нет Креста - защиты и спасения, мы можем погибнуть. Крест, приобретенный не в Храме, надо обязательно освятить. Некоторые родители снимают Крест со своего ребенка,боясь, что могут быть неприятности, но упускают из виду, что без Креста может случиться что-то еще хуже.
В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу «на канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой) стороны. Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных крещеных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света вечной жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой «на канун», надо Господу вознести за усопших, которых хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи,души(у) усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременко молиться об усопших.
Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после их смерти. Иногда эти дни в народе называют: третины, девятины, четыредесятины или сорочины. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к Ангелам, сопровождавшим его по пустыне Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их».
В третий день, когда в Церкви" возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершенно и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить на земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день в подражание Воскресшему Спасителю душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая и его обители. Все это душа рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть своей жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.
В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он, по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов), простил грехи умершему и причислил его к лику святых.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.
В сороковым день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем честном суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на честном суде Божием и чтобы Он, в сороковой день вознесшийся в небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего воскресенья, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства,какое они получат после всеобщего суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.
Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный(имя)», а после сорока дней и в дни памяти - «приснопамятный».
Можно заказать панихиду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах, но в дни памяти усопшего - только за него. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за «свечной ящик» или к священнику. Можно отслужить и литию по усопшим. Лития (греч.) - «усиленное моление». Эта служба короче панихиды. Ее также совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в судные дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того чтобы дать плод должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используют вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например, в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.
Православная Церковь совершает поминовение усопших православных (крещеных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются вселенскими панихидами, или Родительскими (суббота перед Масляницей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Дмитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. ст).
И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название «Радоница», когда православные христиане спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим вознести радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. И не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, хлеб - это не христианский обычай.
В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.
При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется «Канон молебный при разлучении души от тела», или «отходной». После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.
Потом покойника кладут в фоб, на лоб возлагают венчик, то есть бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал ему на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак Того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать псалтырь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтырь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения псалтыря есть в молитвослове.
Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже». При желании и возможности гроб можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть фоб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании - все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая, как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с фуди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.
Покойного закрывают полностью покрывалом, и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Живые цветы, украшающие фоб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвещения (соборование), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется «Вечная память». После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.
Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в патриархию или епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые, по учению Христову, не простятся ни в сей век, ни в будущий.
Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить царствия небесного. Над младенцами некрещеными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.
Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома,э того бояться не нужно.
Молебен, панихида - это не самое главное. Для христианина важнее подать записки о здравии или за упокой с просфорой к Божественной литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.
Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в «свечной ящик», откуда их можно потом взять. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора - это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «ИС ХС НИ КА» (Иисус Христос побеждает. Просфора (греч.) - приношение - изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к другому. Двусоставноеть просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают (вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами - Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.
В Церкви есть правила поведения во время соборной молитвы.
Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или Чашей со Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову. Перед причастием все делают земной поклон и встают, говоря про себя: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу нашему». Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику, называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши - это как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода. После того принимается немножко теплоты: разбавленное водой вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. После причащения в тот день на колени больше не встают. А вообще во время литургии на колени обычно становятся три раза: когда происходит освящение Даров (от возгласа «Благодарим Господа» до конца пения «Тебе поем»), когда выносится Святая Чаша для приобщения и когда священник осеняет Святой Чашей народ со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Поклоны, то есть падение на землю - знак нашего глубокого смирения и выражение сознания того, что мы прах и земля перед Богом, что мы пред Ним виноваты.
Когда священник кадит в вашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем», принято склонять голову.
Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить, христианин кладет руку правую на левую (ладони вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования.
В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник, и поцеловать его.
Перед выходом из Церкви в «свечном ящике» можно взять просфору, а также посмотреть, что еще необходимое можно приобрести. Если продаются иконы, надо вспомнить,е сть ли дома иконы и какие. Дома в каждой комнате и на кухне должны быть иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы во всех комнатах являются постоянными знаками полученного домом освящения (после обряда). Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина.
Когда мы молимся в храме, мы видим вокруг себя народ божий, молящихся. Когда мы молимся дома, мы имеем наставлением слова Христа: «Когда молишься, войди в комнату твою». Но и когда мы не одни, икона в углу нашей комнаты (на восток) является окном в Царствие Божие и связующим звеном с его обитателями. В центре обычно помещается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери, справа - икона святого Иоанна Предтечи или иконы святых, среди которых может быть икона святого, в память которого молящийся крещен.
Перед иконами ставят (вешают) лампаду или свечу, которую зажигают во время молитвы и воскресной и праздничной службы. Икона должна быть и в детской комнате. Даже грудного ребенка хорошо подносить к иконам, чтобы он смотрел на огонек теплящейся перед ним лампады, прикладывать к ним. Лампаду тоже можно приобрести за «свечным ящиком». Там же продается духовная литература: Новый Завет, Закон Божий и другая, а также православный молитвослов. Каждый член Церкви должен иметь эту книгу. Она содержит утренние и вечерние молитвы, молитвы перед Причастием и для прочих нужд. В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу смиренно и с чистым сердцем, так же, как это делали святые отцы во время своих молитв. Кроме молитв, содержащихся в молитвеннике, мы, конечно, можем молиться и своими словами. Вместе с молитвой всегда нужно читать хотя бы главу из Священного Писания.
Первым условием для тех, кто хочет научиться молиться, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня - таким образом мы приучаем себя к духовной дисциплине. Мы должны приучать себя к молитве,поэтому молитва является подвигом до конца кашей жизни. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем количество молитв. Необходимо приучить себя и своих детей к молитве перед едой и после нее.
Читая молитвы, надо следить за тем, чтобы правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Если вы замечаете, что мысли рассеиваются, необходимо вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось. Если мысли снова рассеиваются, вновь вернуться - и так постоянно. При этом надо замедлить чтение и постараться обращать внимание на каждое слово.
Есть молитвы, которые каждому христианину нужно знать наизусть или очень близко к тексту. Это «Отче наш» - молитва Господня, данная нам непосредственно Самим Христом, «Символ веры» , утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.

Моле́бен (молебное пение) – , при котором верующие просят , или о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с .

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант . Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка () и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

Священник , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.



Поделиться: