Международная федерация йоги патанджали. Мантра Сварасвати — источник божественного просветления

С арасвати (санскр. सरस्‍वती - «богатая водами», букв. перевод - «текущая река») – богиня мудрости, знаний, просвещения, красноречия, искусства, творчества и красоты. Некоторые из имен Сарасвати переводятся, как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание», в славянской традиции имя богини звучит «Царасвати» и означает «Царственный Свет», а также представляет собой аспект богини Тары.

В "Ригведе" Сарасвати посвящены три гимна, как о богине великой реки древних ариев.

"Она благодатна, полноводна, стремительна; течет из горы к морю; ее поток величием превосходит все другие воды; вода ее чиста, своими волнами Сарасвати разрушает горные вершины... Заполняет воздушное и все другие пространства. Ее просят спуститься с неба, с великой горы и принять участие в жертвоприношении; она называется асурской и божественной, что говорит о ее небесном происхождении."

Сарасвати - очистительница, в одной из легенд она вместе с небесными врачевателями исцеляет потерявшего силу Индру. Защитница и целительница несет дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие. Сарасвати представляется покровительницей наук и искусств, воплощением духовного разума, мудрости и красноречия. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари.

Главными чертами богини являются чистота и благородство, она всегда спокойна и доброжелательна. Богиня Сарасвати часто изображается красивой светлокожей женщиной в белоснежных одеждах, восседающая на цветке лотоса или на белом лебеде - символе духовной чистоты и совершенства, напоминающий, что нужно отделять шелуху от зерна истинного знания. Она держит в одной руке древнейшие на Земле книги мудрости - Веды, в другой - джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые изменяют пространство и время, создают гармонию Вселенной. Двумя другими руками она играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине. Четыре руки отражают Манас (ум), Буддхи (интеллект), Читта (обусловленное сознание) и Ахамкара (эго). Манас и Буддхи вместе держат Вину - лютню, это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром. Читта держит книгу Знаний (древние писания, Веды), подразумевая, что знания и мудрость предков помогут привести к Истине. Ахамкар держит четки, показывая важность духовного развития.

«Самая материнская», «самая лучшая богиня», «не ошибающаяся», «приносящая радость», «госпожа добра», «та, в которой покоятся все сроки жизни», «несущая награду» - вот тот неполный перечень восторженных эпитетов, которыми награждалась в древнейших Ведах богиня Сарасвати.

Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони. Из минералов с энергией Сарасвати связаны аметист, гелиотроп, оливин, перламутр, чароит, хризолит и белый нефрит. Из металлов – серебро.

В человеке Сарасвати вместе с Варуной (Нептуном) управляет творческим интеллектом, вишудха-чакрой, почками и водно-солевым обменом. Она контролирует работу эндокринных клеток поджелудочной железы.

OM AIM SARASWATYAI NAMAH
АУМ АЙМ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХ
ОМ AIM SRI SARASWATYAI NAMAH
АУМ ШРИ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХ
OM SHREEM HREEM SARASWATYAI NAMAHA
АУМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХА
OM SARASWATYAI VIDMAHE
BRAHMAPUTRIYE DHIMAHI
TANNO SARASWATYAI (DEVI) PRACHODAYAT
АУМ САРАСВАТЬЯЙ ВИДМАХЕ
БРАХМАПУТРЬЯЙ ДХИМАХИ
ТАННО САРАСВАТИ (ДЕВИ) ПРАЧОДАЯТ

"Ом! Давайте медитировать на Шри Сарасвати Деви. Пусть же славная супруга Господа Брахмы вдохновит и просветить наш разум и понимание."

АЙМ - биджа-мантра Сарасвати (семенная мантра), которую рекомендуют повторять предварительно 108 раз перед другими мантрами, посвященных богине. Читающий эту мантру с истинной концентрацией может обрести мудрость, все знания, развить качества личности, речи, тонкого восприятия, памяти. С помощью аскез, обета молчания, очищения и повторения биджа-мантры "АЙМ" канал нади Сарасвати, расположенный на языке, активизируется, и тогда все, что бы ни говорил человек, сбудется.

Повторение Сарасвати-мантр дарует божественную мудрость и здравомыслие, позволяет контролировать речь и внутренний диалог, приносит осознание большего сострадания, милосердия, тепла по отношению к близким и окружающим.

Скачать разные вариации исполнения мантры можно .

У Сарасвати существует множество имен: Шарада (дающая существование), Брахми (супруга Брахмы), Вагишвари (богиня слова, повелительница речи), Махавидья (высшее знание), Савитри (солнечная). В переводе с санскрита «сарас» означает богатая водой, полноводная, водяная, изящная. Второе значение Сарасвати - это та, которая дает сущность (сара) нашему собственному Я (сва-).

Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати, а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.


Есть еще другая версия о происхождении трёх богинь - Дурги, Лакшми и Сарасвати - одновременно. Однажды Брахма посетил Вишну, чтобы посоветоваться о каком-то важном деле, и они своей божественной силой призвали в Вайкунтху Шиву. Пока три бога сидели и совещались, из их объединенной энергии появилась сияющая женская фигура, освещавшая весь небосвод. Все три бога захотели обладать ею, и она разделила себя натрое, породив Сарасвати, Лакшми и Дургу.

Часто Сарасвати отождествляют с Гаятри. Но имеется миф, который называет Гаятри второй женой Брахмы.

Однажды Брахма вместе со всеми богами решил совершить торжественное жертвоприношение, в котором каждый бог должен выполнять строго определенные обязанности. Когда всё было готово, оказалось, что среди богов не было Сарасвати. Будучи женатым богом, Брахма, когда совершал жертвоприношения, должен был выполнять определённые обряды вместе с женой. Разгневанный Брахма отправил за ней жреца, но Сарасвати ответила посланнику, что очень занята своим туалетом, а Брахма вполне может подождать.

Тогда разгневанный Брахма попросил Индру немедленно найти ему другую жену. Индра отправился на поиски и вскоре встретил юную и прекрасную пастушку Гаятри и привел её на собрание богов. Брахма сказал, что берёт её в супруги и она станет теперь опорой благочестия на небе и земле. Небожители согласились с этим решением и жрецы подготовили Гаятри для участия в обряде.

Но тут появилась Савитри и увидела на своем месте другую женщину в уборе невесты. Богиня разгневалась и предсказала всем беды:

Брахме - что люди не будут почитать его как прежде; Индре - что враг отнимет у него власть; Вишну - что в одной из его земных жизней у него будет похищена любимая жена; Шиве - что он будет лишён мужественности; Агни - что он будет пожирателем всего, чистого и нечистого; жрецам и священникам - что с этих пор они будут совершать обряды из корысти.

Негодующая Сарасвати ушла. Но за удручённых богов вступилась кроткая Гаятри. Она смягчила проклятия разгневанной богини, сказав, что прославляющие Брахму будут благословенными, что унижение Индры будет недолгим, что Вишну вернёт себе любимую жену, что Шиве будут поклонятся в качестве лингама и что корыстолюбием будут отличаться только земные жрецы.

После этого боги завершили обряд и Брахма послал Вишну за своей женой. Гордая Сарасвати не хотела их слушать, но потом вернулась в собрание богов. Обрадованный Брахма передал в её руки судьбу Гаятри. Гаятри умиротворила Сарасвати своим красноречием, а также тем, что согласилась занять второстепенное по отношению к ней положение. Видя смирение пастушки, Сарасвати смягчила свой гнев и сама предложила ей стать второй женой и во всём ей повиноваться. Так у Брахмы появилась вторая жена.

Сарасвати является одной из самых древних Богинь Индийского пантеона.

В Ригведе проводится связь Сарасвати с поэзией, её значение как богини священной речи. В Брахманах же она прямо отождествляется с Речью - Вач или Вак. Сарасвати почитается как изобретательница алфавита деванагари и самого языка санскрит, покровительница наук, искусств и, соответственно, тех, кто ими занимается.

Согласно одной из пуранических легенд, Сарасвати была благосклонна к риши Вьясе, избрав его своим местопребыванием, и Вьяса записал Веды и Махабхарату. Также она поднесла перо для письма и чернила Ганеше, когда он записывал Махабхарату.

Часто ёё называют Сараха (поток, суть). Часто говорят «Вача Сарасвати Бишак» - струящийся поток речи, где Бишак - ещё одно имя Сарасвати.

Сарасвати - богиня красноречия, мудрости и всех наук, связанных с творчеством. Она покровительствует музыке и поэзии. Она - покровительница мудрых и благочестивых людей, олицетворение правильного способа произнесения священных текстов. Происхождение замысловатой индийской науки о музыке также восходит к Сарасвати. Считается, что первые две Веды были составлены на берегах реки Сарасвати, поэтому её называют «Матерью Вед» и она известна как «Манас Канья» - дитя ума и муза Брахмы.

Сарасвати является силой, стоящей за всеми божествами, так как посредством речи проявляется и выражается истинное знание.
Говорится, что местопребывание Сарасвати в теле человека - это язык. Существует тонкий энергетический канал Сарасвати, который простирается от Аджна чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.

Один из сыновей Сарасвати - Риши Нарада, праджапати (отец живых существ). Он - сын Брахмы и любимый сын Сарасвати. Поэтому он наделен всевозможными талантами - музыкальными, ораторскими и дипломатическими способностями, и, подобно матери, изображается в произведениях искусства с виной в руках.

Также Сарасвати является покровительницей Васту - науки о гармонии внешнего пространства. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (в западной мифологии это кентавры), основной обязанностью которых является гармонизация посещаемых ими мест.

Сарасвати позволяет человеку постигать священные писания, узнавать, что является истиной, а что нет, даёт способность постигать то, что написано между строк, в чем состоит тонкий смысл всех писаний.

Считается, что каждая женщина должна овладеть 64 искусствами Сарасвати. Все они перечислены в Кама-шастрах. Некоторые из них: пение; игра на музыкальных инструментах; танцы;рисование;нанесение знака на лбу; украшение цветами; ритуальная раскраска одежды и тела; приготовление ложа; плетение различных гирлянд; искусство нарядов; украшение ушей; приготовление ароматов; ношение украшений; приготовление съедобных отваров из различных овощей; приготовление питья, соков, возбуждающих крепких налитков; искусство шитья и тканья; чтение книг; знание пьес и рассказов; дополнение заданной части стиха; плетение различных тканей и тростника; искусная резьба; знание происхождения и окраски драгоценных камней; искусство ухода за деревьями; искусство массажа и растирания; различные виды условного языка; способы ввести в заблуждение; прикрывание (тела) одеждой; различные азартные игры; игра в кости; детские игры; знание правил приличия; телесные упражнения и т.п.

В древнеиндийской мифологии Сарасвати выступает олицетворением священной реки. На её берегах сами боги возносили жертвы и жили великие риши и муни: ашрам риши Васиштхи находился на её берегах, риши Вьяса начитывал Махабхарату на её берегах и т.п. Река Сарасвати - символ плодородия, очищения, жизни, так как считается, что сама жизнь возникла из её первородных истоков.

В Бхагавата-пуранах легенды о происхождении Сарасвати весьма разнообразны.

Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати, а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое, что символизирует чистоту истинного знания и саттва гуну. Она сидит или стоит на белом лотосе, в некоторых случаях еще и на раскрытой книге или белом лебеде. Восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:

В одной руке - акшмалу (четки из жемчуга), символизирующие все духовные науки или йогу, включая тапас (аскетизм), медитацию и джапу (повторение священного имени);

В другой руке - пустаку (книгу), символизирующую все области знания, духовные и мирские;

В двух других руках - вину, музыкальный инструмент, ибо является повелительницей и покровительницей звука во всех его аспектах, от самого грубого до самого тонкого; в нада-йоге звук вины является музыкой очень высокой сферы, где дуальность сознания прекращает существовать; вина символизирует гармонию личности, её всестороннее развитие.

Ваханой (ездовым животным) богини Сарасвати является лебедь (вахана Брахмы) и, в других случаях, может быть павлин. Павлин, с его прекрасным оперением, символизирует мир во всей его славе. Поскольку тяга к миру уводит с пути стремящегося к богу, павлин означает авидью (невежество). Но при помощи Сарасвати, которая символизирует истинное знание, можно преодолеть все помрачения сознания и открыть истинный источник - Брахмана. С другой стороны, лебедь означает вивеку (мудрость, различение) и, следовательно, видью (истинное знание).

Также есть и другая форма Сарасвати - Ваджра Сарасвати или Махасарасвати. Её изображают пятиликой, восьмирукой, с тремя глазами и синей шеей (Нилаканта). Она объединяет в себе аспекты Кали-Парвати, проявляя более грубые энергии мира. Тогда в её руках можно видеть: паша (петлю), анкуша (стрекало), тришула (трезубец), чакра (диск), шанкха (раковина), падма (лотос).

Изображение Сарасвати, поскольку она является богиней мудрости, можно увидеть в храмах, посвященных Вишну и Ганеше, так как храмов бога Брахмы в Индии сейчас, можно сказать, нет.
Сарасвати посвящены два наиболее известных народных праздника в Индии:

Наваратри

Божественная Мать почитается в течение девяти дней и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах: Дурги, Лакшми и Сарасвати.

В течение трех первых дней Наваратри делает акцент на удалении грубых, поверхностных препятствий с помощью богини Дурги. Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает все те загрязнения, которые живут в нём.

В течение следующих трёх дней Наваратри Дэви (богиня) почитается в ёе созидательном аспекте. Это богиня Лакшми. Она является воплощением мягкости и гармонии, совершенства в человеке. И человек познает её благосклонность в виде материального и духовного процветания. Лакшми символизирует развитие божественных качеств - сострадания, отсутствия страстей (благости), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума. Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.

Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам богатство души. Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица, подобно гималайским снегам. Она сияет, все её одежды и сверкающие украшения испускают чистый, снежный свет. Это значит, что богиня изобилует саттвой - чистотой и знанием. Когда саттва развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к просветлению. Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, там есть и аромат.

Кульминационный момент почитания Дэви символизируется празднованием Виджайя-Дашами, празднованием окончательной победой Дэви над всеми пороками в десятый день Наваратри.

Васанта - Панчами

Праздник Васанта - Панчами ещё известен как Сарасвати-Джайанти - день Сарасвати, считается, что в этот день родилась Сарасвати. Отмечается каждый год в пятый лунный день месяца Магха.

Святые и духовные люди придают большое значение почитанию Сарасвати. Люди образования и обучения почитают Сарасвати для просвещения и просветления. Они говорят, что нет никакого сравнения между статусом короля и статусом духовного или ученого человека. Король ограничен пределами своего королевства, в то время как ученый или духовный человек является достоянием всего мира.

Во время Васанта - Панчами начинается следующий сезон года - приходит начало весны. Начинается новый этап в циклах жизни.

Наиболее важной особенностью этого дня является то, что в этот день детей учат впервые читать и писать, поскольку это благоприятный день, чтобы начинать обучение чтению и письму.

Этот праздник начинается с чистки чернильниц и ручек, уборки рабочего места, приведения в порядок бумаг. Школьники, студенты и музыканты совершают поклонение Сарасвати. Перед её изваянием или мурти (изображением) помещают книги и музыкальные инструменты, организовывают специальные церемонии, представлении и чтения священных книг. Считается, что ритуал приглашает желаемое Божество подойти поближе к людям. Милостью Сарасвати человек может получить знание предыдущего рождения, освобождения от цепи рождений и смерти и достичь Единства с Высшей Душой.

2006—2012 «Международная федерация йоги Патанджали»

Сарасвати – Богиня образования, мудрости и знания. Слово санскристское «сара» указывает на «сущность», а «сва» – на «я» либо «самость». Получается «сущность самости». В некоторых переводах данное слово означает «текущая вода». Кроме того, Сарасвати супруга Бога Брахми, Творца всей Вселенной.

Потому как для творений важно знание, Богиня символизирует силу самого Брахмы. Перед ней преклоняют колени все люди, которые заинтересованы в знании, особенно ученые, учителя и ученики. Поклонение Матери Сарасвасти и Пуджа – один из популярнейших праздников , в частности в Бенгалии.

Как еще называют Богиню мудрости?

Другие имена Сарасвати:

  • Vak – Вак;
  • Vagdevi – Вагдеви;
  • Bharati – Бхарати;
  • Vani – Вани;
  • Vagisvari – Вагишвари.

Божество также упоминается в Риг-Веде, где ей посвящены 3 гимна, как Богине великой реки. В ведический период времени Сарасвати почитаема, как целительница, очистительная и защитница. По легенде божество совместно с небесными врачевателями, известными как Ашвины, исцеляет обессиленного Индру.

Однако после пересыхания реки либо изменения ее русла, Богиня реки становится покровительницей наук и искусств. Ей приписывается изобретение алфавита деванагари и санскрита.

Богиня Сарасвати и ее обличие

Богиня в древнеиндийской изображается красивой женщиной, которая одета во всем белом. Она восседает на падмасана (лотосовский пьедестал) в необычной позе (латисамана), где одна нога чуть ли не свисает вниз, а другая – расположена под ней. Одежда Сварасвати без излишеств – строгое одеяние, указывающее на предпочтение духовным ценностям вместо материальных. Традиционно Богиня предстает перед нами с четырьмя руками, в каждой из которых особый предмет:

  • пуштака (Вед) священная книга – символизирует науку;
  • белые жемчужные Акшмала (четки) – символ духовных ценностей;
  • вина – символ искусства, предстающий в виде музыкального инструмента;
  • чаша со священной водой – очищающая и созидающая сила.

Можно увидеть и восьмирукую Богиню, несущую дханус (лук), паса (петлю), чакру (колесо), вина (музыкальный инструмент), санкха (раковину), анкуса (стрекало), мушала (пестика), гада (жезла).

В некоторых случаях она уже без музыкального инструмента, а ее руки просто сложены и обозначают жест защиты либо благословения. Средством передвижения Богини (ваханой) является (хамса) лебедь, а эмблемой – звезда шестиконечного типа либо садьянтра, шаткопа (гексаграмма). Порой, Сарасвати изображена в стоящем виде.

Разбирая более распространенную версию изображения Богини с четырьмя руками, стоит заметить, что каждая из них приписывают особую символику:

  1. манас – ум;
  2. читта – обусловленное сознание;
  3. буддхи – разум либо интеллект;
  4. аханкара – эго.

Левая часть тела Сарасвати указывает на качество сердца, а другая, то есть правая – интеллект и работу. Как правило, с левой стороны от Богини можно заметить двух лебедей, символизирующих способность отличать плохое от хорошего. Приобретаемые же знания человеком должны служить во благо людей, преодолевая нерешительность, колебания и страх, которые зачастую препятствуют получению особых истин.

Где и в каком виде можно увидеть Богиню Сарасвати?

Божество встречается почти в каждом индийской деревне или . В современной инкографии Богиня часто предстает перед человеком, все же, четырех-рукой и даже двурукой, восседающей на белом лотосе и носящей белое сари. Лотос обозначает олицетворение высшего знания, а сари в белом цвете – чистоту помыслов. В свою очередь, 4 руки указывает на всемогущество и вездесущность Сарасвати.

Словом, для верующих людей божество предстает в роли Богини литературы, музыки, науки, искусства, мудрости, целительницы Индры, очистительницы, несущей пищу, жизненную силу, потомство, бессмертие. Упоминание груди и молока Сарасвати указывает на то, что врагам несдобровать, а ее почитателям возможно получить «телесный плод». Кроме того, ее считают Богиней священной речи, в частности защитницей поэтов и певцов. Мудрость же и красноречие божества безгранично!

На сегодня известны изображения Богини в таких памятниках, как Элоры. В честь Сварсвати в Индии ежегодно организовываются определенные обряды и торжества.

Сарасвати

Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога-творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово, как манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи - ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед.

Сарасвати - богиня учения и культуры. Другие её имена - Вак, Вагдеви, Вагишвари, Бхарати, Вани.

Являясь аспектом Тары - Великой Матери всех богинь, Богиня Сарасвати считается богиней речи, изучения, знания и мудрости.

В Ригведе ей как «царице богов», «свету для святых» посвящен гимн - «Дэви-шукта».

Главными чертами Сарасвати являются чистота и благородство, в текстах говорится, что она «чиста как снег».

Она всегда спокойна и доброжелательна, носит белые одежды, и украшена белыми цветами, т.к. белый цвет считается цветом знания и чистоты.

Ее голову украшает месяц, в четырех руках она держит вину (индийская лютня), четки и книгу Знаний.

Книга символизирует ее покровительство науке и учености, вина - искусству, особенно музыкальному, а лотос и четки указывают на ее связь с духовными знаниями и ритуальными практиками.

Сарасвати чаще всего изображается сидящей на лотосе или белом лебеде-символе духовной чистоты и совершенства, она питает умы своих почитателей чистотой и благородством.

Мир Сарасвати - это мир красоты и совершенства, мир, созданный вдохновением художников, музыкантов, прозрением философов и ученых.


108 имен богини Сарасвати представлены в тексте «Шри Сарасвати Аштоттара- шатанамавали», который рекомендовано читать по средам.

Сарасвати-дэви управляет образованием, разумом, речью.

Тот кто ее призывает, сможет достичь больших успехов в обучении, и никогда не будет забывать прочитанное.

Мантра Сарасвати, которая после 500 000 повторений дарует прояснение разума, - АУМ САРСВАТЬЯЙ НАМАХ , биджа-мантра Сарасвати - «аим».

Сарасвати была популярна среди Индуистов, Буддистов и Джайнов. В буддизме она является супругой Манджушри, Бодхисаттвы Мудрости. В Индуистской мифологии Сарасвати иногда была связана с Брахмой, иногда с Вишну или Ганешей. Обычно представлялась сидящей на лотосовом пьедестале (одна нога свешена), играющей на струнном музыкальном инструменте (вина), напоминающем лютню.


Ригведическая Сарасвати - воплощение реки Сарасвати. Позже она стала идентифицироваться с Ведической богиней Вак (Речь). Когда она становится самостоятельной богиней, то является супругой Брахмы. Матсья-Пурана рассказывает, что Сарасвати была создана Брахмой. Брахма был очарован собственной дочерью. В то время, как она начала кружиться вокруг него в молитве, у Брахмы возникло страстное желание постоянно видеть её, и потому его лицо возникало во всех напрвлениях - он постоянно видел дочь. Так Брахма приобрёл пять ликов. Миф об инцесте Брахмы со своей дочерью обязан своим происхождением Риг-Веде, где ведический Праджапати соединился со своей дочерью Ушас.

Позже Сарасвати ассоциировалась с Вишну в образе Кришны, или Ганешей.

Иногда она предстает одна. Когда Сарасвати сопровождает одного из богов, она стоит слева от спутника и держит музыкальный инструмент (вина). В одиночестве она обычно изображается сидящей. В настоящее время ей поклоняются как богине речи и учения.

С тех пор, как Сарасвати преимущественно ассоциируется с Брахмой, её ваханой является лебедь (хамса). В настоящее время её символом часто может быть павлин, хотя в священных текстах павлин не связывается с Сарасвати.

Если она четырёхрукая, то держит:

~ книгу (пуштака), чётки (акшамала), струнный музыкальный инструмент (вина) и лотос (падма);

~ книгу (пуштака), акшасутра, чётки (рудракша мала), лотос (падма), одна рука в позиции учения (вьякхайя мудра);

~ книгу (пуштака), чётки (рудракша мала), струнный музыкальный инструмент (вина) и сосуд (камандалу);

~ священный посох (суданда), чётки (рудракша мала), книгу (пуштака), одна рука в катака-мудре (пальцы в форме кольца);

~ одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), в других — чётки (рудракша мала), лотос (падма) и книга (пуштака);

~ чётки (рудракша мала), петлю (паса), стрекало (анкуса) и одна рука в позиции защиты (абхайя-мудра).

Если она восьмирукая, то несёт лук (дханус), жезл (гада), петлю (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик (мушала) и стрекало (анкуса).

Если она имеет десять рук, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), чашу-череп (капала), петлю (паса), боевой топор (парашу), сосуд с амброзией (камандалу), Веды, чётки (рудракша мала), Видья (символ знания) и лотос (падма).

САРАСВАТИ в ТРАДИЦИИ УЧЕНИЯ ЛАЙЯ-ЙОГИ

В традиции Учения Лайя-йоги считается, что богиня Сарасвати связана с нами в непрерывной линии учителей через род богов Сарасвати.

Существует тонкий энергетический канал Сарсавати, который простирается от Аджня-чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.

«О темноликая Мать Сарасвати, Ты осыпаешь всеми благами того, кто предается Тебе, вытянув левую ногу вперед,

Ты сердце Шивы с лотосной улыбкой на устах, и у Тебя трое очей, которые напоминают широко распустившиеся лепестки прекрасного лотоса,

О Богиня, о Мать миров, несущая в своих руках отсеченную голову, разящий меч и цветок лотоса, позволь мне найти прибежище у Твоих Божественных стоп».

Тараштакам

«О Богиня Божественного красноречия, знатоки Вед величают тебя Супругой Творца Вселенной, безупречным Идеалом Вседержителя, Спутницей Разрушителя и Дочерью гор. Трудно приблизиться к Высшей магической Мудрости Богини, которая заставляет так непринужденно вращаться Вселенную с помощью своей незримой энергии».

Шри Ади Шанкарачарья

Сарасвати является проявлением Великой Богини Матери Тары, в аспекте Угра Тара Нила Сарасвати.

Эта форма напоминает грозовую тучу, и потому ее называют также Нила (темно-синяя) Сарасвати (Богиня речи). Данная форма Тары означает, что Богиня речи Сарасвати может проявлять как защитную, так и разрушительную силу речи. Угра Сарасвати может подарить нам победу во всех дебатах и турнирах познания, но для этого мы должны быть преданы Истине в аспекте Тары.

Тара в аспекте Сарасвати - это обитель звука и языка. На санскрите «язык» воспринимается как женский термин. На мистическом уровне языки - это языки огня (Агни) или силы Космической речи, исходящей из Пуруши. Однако Тара-Сарасвати - это не только сила речи, но и способность различать вкус и аромат вещей, олицетворение эстетического разума. Именно Тара в аспекте Сарасвати позволяет нам прочувствовать одну и ту же сущность во всех вещах и вкусить небесный нектар блаженства. Тара-Сарасвати наделяет даром поэтического красноречия своих приверженцев, которые стремятся овладеть этими способностями и сознательно почитают свою Богиню. Считается, что поклонники Тары в аспекте богини речи непобедимы в диспутах.

Богиня Сарасвати считается покровительницей знаний. Наши отношения с ней напрямую зависят от того, каким знанием мы «питаемся», для чего его используем и развиваем ли мы свой интеллект.

Именно богиня Сарасвати наделяет человека великолепием. По ее милости он заслуживает расположение других людей, удостаивается почёта и уважения, пользуется особой благосклонностью у влиятельных мира сего за вклад в ту или иную область науки, искусства и литературы, приносящие истинную гармонию и благо всей планете, а иногда и вселенной. Великолепие также приходит к человеку и за его упорное духовное подвижничество, позволившего достигнуть самых высоких ступеней эволюции человеческого сознания. Богиня Сарасвати наделяет этих людей особым сиянием (аурой) и необыкновенным обаянием.

Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств. Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит вину, символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства, джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время, а также создают гармонию вселенной и пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание. На ее бровях виден серп луны, связанный с основой жизни - водой. Древние арии поклонялись ей еще и как покровительнице всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание от ложного). В тоже время павлин в основном олицетворяет мирские знания и искусства, лебедь - духовные. Хотя известно, что только, паравидья (духовное просветление) могут дать нам мокшу: (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорится в «Ишавасья-упанишад»: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные». Именно для того, «чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.

Поскольку Сарасвати является супругой творца вселенной Брахмы, она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она изображается ослепительно белой. Обычно четыре её руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.

Сарасвати также называют Вач («богиней речи»). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком - несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварга) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.

Она покровительствует ваасту (науке о гармонии внешнего пространства), более известной в наши дни, как фен-шуй. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (кентавров), основной обязанностью которых является гармонизация тех мест, куда они приходят. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство охватило всю цивилизацию. Поэтому Сарасвати отвернулась от человечества, и киннары больше не приходят на нашу планету. Хотя еще 3-5 тысяч лет назад они жили на Земле (вспомните греческие мифы). Не удивительно, что ни в природе, ни в социуме, ни в личной жизни людей нет гармонии и мира.

Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем (например, в одежде), спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.

Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создает музыку, пишет картины, создает архитектурные проекты, пишет книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.

Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы, имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.

Из лекции Свами Вишнудевананда Гири
21 января 2010 года

Махасарасвати - это материнская сила совершения работы, а также ее дух совершенства и порядка. Самая молодая, она наиболее искусна в способности к выполнению чего-либо, и наиболее близка физической природе. Махешвари задает основные направления мировым процессам. Махакали привносит в них энергию и импульс. Махалакшми обнаруживает их ритм и меру. Но именно Махасарасвати управляет их детальной организацией и исполнением, соотношением между частями, эффективной комбинацией сил, и безошибочностью, точностью результатов и свершений.

Когда вы пишите доклады, сдаете экзамены - все это работа Махасарасвати. Есть кто успешен в этой энергии, а есть кто не очень успешен. Это связано с кармической связью. Насколько он способен быть проводником Махасарасвати и взаимодействовать с этой энергией. Кто хорошо владеет языком, склонен к музыкальным искусствам, у кого чистая изящная речь, ясное логическое мышление, кто обязателен в работе, кто хорошо может систематизировать, имеет аналитический философский ум, склонен к утонченности. Все это работа Махасарасвати. Технический прогресс, сложные технические устройства, это тоже работа Махасарасвати. Мир идет к процветанию на пути Лакшми благодаря вдохновляющему даршану Махасарасвати. Ученые, которые изобретают мобильные телефоны, компьютеры, получают вдохновение от Махасарасвати, структурируют реальность, увеличивают самоорганизацию общества, самоорганизация общества накапливает определенный потенциал как диссипативная структура и переходит на новый качественный уровень, и тогда возникает процветание, расцвет.

Наука, мастерство, техника - это епархия Махасарасвати. Она всегда несется в самой своей природе и может одарить тех, кого изберет, глубоким и точным знанием, утонченностью и терпением.

Иконография, живопись, ясное понимание методов и приверженность к их исполнению, визуализация, начитывание мантр, знание техник медитаций и различных нюансов учения - все это функции Махасарасвати, проявляющейся через дхарму. А также знание философии, различающая мудрость, указывающая как правильно созерцать, применять методы учения.

Точностью интуитивного ума, сознательно приложенной рукой и способным к различению глазом совершенного работника. Эта сила - могучий, не ведающий усталости, внимательный эффективный строитель, организатор, администратор, техник, мастеровой и классификатор миров. Когда она предпринимает трансформацию и обновления природы, ее действия трудоемки, миниатюрны, и для нашей нетерпеливости кажутся медленными и бесконечными. Но они настойчивы, целостны и безупречны. Ибо в ее трудах проявляется тщательная, не дремлющая, неутомимая воля. Склоняясь над нашим плечом, она отмечает и затрагивает каждую малейшую деталь. Обнаруживает всякий мельчайший дефект, пробел, сдвиг или незаконченность. Оценивает и взвешивает с точностью все, что было сделано, и все, что еще предстоит сделать в последствии. Для ее внимания ничто не бывает слишком малым или очевидно тривиальным, равным образом, ничто сколь угодно не ощутимое, сокрытое или латентное, может избежать ее внимания. Формуя и переформовывая, она оттачивает каждую часть до тех пор, пока та не примет свою истинную форму, не будет помещена точно на свое место, в составе целого. И не достигнет своего точного предназначения. В своей постоянной и прилежной работе по организации и реорганизации вещей, ее глаза одновременно видят все, что нужно сделать и способ, каким это сделать. А ее интуиция знает точно, что следует выбрать, а что отвергнуть, и успешно определяет правильный инструмент, правильное время, правильные условия и правильный порядок действий. Ей отвратительны неосторожность, небрежность и лень. Всякая халтурная, поспешно сделанная и беспорядочная работа, всякая неловкость и запорченность, всякое неправильное и неверное использование инструментов и способностей, а также оставление вещей не сделанными или сделанными наполовину, оскорбительны и чужды ее натуре. Когда ее работа закончена, ничего не бывает забыто, ни одна часть не окажется пропущенной, находящейся не на месте, или оставленной в неправильном положении. Все очень прочно, точно, завершено, и заслуживает восхищения. Ничто менее, чем совершенное совершенство, не удовлетворит ее. И она всегда готова взяться за целую вечность тяжелой работы. Если это потребуется для полноты ее творения. Таким образом, из всех сил Матери, она наиболее долго претерпевающая человека и все тысячи его несовершенств, добрая, улыбчивая, доступная и отзывчивая, ее нелегко отвратить и обескуражить.

Если Кали что-то не понравится, она будет действовать очень решительно, напором и натиском, если надо отсечь эго, она будет его отсекать сразу же и на месте. Если Лакшми что-то не понравится, она тихо скромно отвернется и просто уйдет, ничего не говоря. Если Сарасвати что-то не понравится, она будет терпеливо вас обучать, рассказывать какие-то принципы, правила, как ребенка, вы ее не скоро выведете из себя. Она просто понимает, вас надо учить, от вас не надо отворачиваться, вас не надо наказывать, просто надо учить и учить. В этом проявляется ее материнский аспект, как мать она просто учит ребенка. Она его никогда не бросает, она его никогда не бьет. Она просто знает, это ребенок, его надо учить, потому что он не доучен. Монастырь является воплощением такой матери Сарасвати. Он просто учит, учит вас, пока вы не научитесь.

Она продолжает настаивать, даже после повторных неудач, ее руки поддерживают нас на каждом шагу, при условии, что наша воля однонаправлена, а мы сами целеустремленны и искренни. Но двуличия она не переносит. Ее ирония, обнажающая суть дел, безжалостна по отношению к драмам и спектаклям самообмана и ложной претенциозности.

Мать по отношению к нашим желаниям, друг в наших трудностях, постоянный спокойный советчик и наставник, разгоняющий своей лучащейся улыбкой тучи мрачности, раздражительности и депрессии, постоянно напоминающая о вечно присутствующей помощи, указующая на вечный восход солнца - она тверда и спокойна - и, преодолевая все, давая глубокое непрерывное побуждение, влечет нас к обретению целостности высшей природы. Вся работа других сил опирается на то, что она завершает. Ибо она обеспечивает материальное основание, разрабатывает детали, выправляет и скрепляет структурный каркас.

САРАСВАТИ-ЯНТРА

САРАСВАТИ-СТОТРА

Та, что белоснежна, подобно жасмину или луне,
Та, что облачена в белые одежды,
Та, что держит в своих руках вину и посох,
Та, что восседает в белом лотосе.
Всегда почитаемая Брахмой, Ачьютой, Шанкарой и другими,
Та Богиня Сарасвати,
Удаляющая всякую косность, да защитит меня.

Да обитает на моем языке Она, Благая, Держащая вину и книгу, -
Та белая Богиня Сарасвати, возлюбленная врага Муры!
Сарасвати, Великоблагая, Знание, Лотосоокая!
Образ Вселенной,
Обладающая всепроникающим взором, даруй знание!
Поклонение тебе!

МАНТРЫ САРАСВАТИ

АИМ - биджа-мантра Сарасвати

ОМ ШРИ САРАСВАТЙАИ НАМАХА

«Ом почтение великой Сарасвати».

ОМ ВАГДЭВЬЯЙ НАМАХА

«Ом! Мое поклонение Вак-Дэви!»

Молитва Сарасвати

ДЖАЯ ДЖАЯ ДЭВИ ЧАРАЧАРА САРЕ
КУЧАЮГА ЩОБХИТА МУКТАХАРЕ
ВИНАПУСТАКА РАДЖИТАХАСТЕ
БХАГАВАТИ БХАРАТИ ДЭВИ НАМАСТЭ

«Слава тебе, Дэви, средоточие Вселенной, Тебе, чья грудь увенчана гирляндой жемчугов, Тебе, чьи руки ласкают вину, тебе, держащей книгу, о Бхагавати, о Бхарати Дэви!»

Я КУНДЕНДУ ТУШАРАХАРА ДХАВАЛА
Я ЩУБХРА ВАСТРАВРИТА
Я ВИНА ВАРАДАНДА МАНДИТАКАРА
Я ЩВЕТА ПАДМАСАНА
Я БРАХМАЧЬЮТА ЩАНКАРА ПРАБХРИТИБХИР
ДЭВАЙХ САДА ПАТУ САРАСВАТИ БХАГАВАТИ
НИХЩЕША ДЖАДЬЯПАХА

«Та, кто белоснежного цвета жасмина, цвета луны и жемчуга, одетая в белые одежды, та, кто двумя руками играет на Вине, а две другие руки которой изображают жесты дарование благ и заслуженного наказания, сидящая на белом лотосе и почетаемая всеми богами, включая Брахму, Вишну и Махешвари, да устранит Она все препятствия и да защитит меня она, Богиня Сарасвати».

Сарасвати-Гаятри

ОМ ВАГДЕВЙАИ ЧА ВИДМАХЕ
КАМАРАДЖАЙА ДХИМАХИ
ТАННО ДЕВИ ПРАЧОДАЙАТ

Специальная Сарасвати-Гаятри

КЛИМ ХАМСА ХАМСАЙЯ ВИДМАХЕ
ПАРАМА ХАМСАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО ХАМСАХ ПРАЧОДАЙЯТ

Людям свойственно искать счастье в жизни, воплощая его в определенные материальные понятия. Однако на Востоке считается, что счастливым может стать лишь тот человек, который обрел гармонию с самим собой, отказался от заблуждений и иллюзий, поднял уровень своего сознания, очистив его от ненужного и тленного.

Поиск счастья

В духовной практике мантра сарасвати, посвященная богине творчества и знаний, используется не только для внутреннего саморазвития человека, но и с практическими целями овладения науками.

Верная спутница Брахмы

Спутница Брахмы

Будучи супругой Великого творца Вселенной Сарасвати само воплощение интеллекта и мудрости, без которых невозможно представить гармоничное развитие человека и упорядоченное движение энергетических потоков, определяющих его жизнь.

Абсолютную силу и могущество Знания богиня передает через белоснежные одежды, символизирующие чистый и свободный разум.

В руках богини сосредоточены знания, искусство, а четки, которые она держит, символизируют гармонию Вселенной и ее достижение через духовные практики. Четыре руки Сарасвати обозначают всепроникающую силу и власть знаний, которые распространяются во все стороны света.
Непременные спутники Сарасвати лебедь и павлин.

Эти птицы также имеют глубокое символичное значение, обозначающее умение отделять ложное от истинного, зерна от плевел в духовных и мирских науках.

Легенда о Сарасвати

Свиту Сарасвати составляет огромное количество кентавров. Их предназначение нести свет божественного знания человечеству и там, где они побывали, наступает полная гармония и равновесие.

Однако человечество, погрязшее в низших чувствах и эмоциях, обидело богиню, которая перестала посылать кентавров на Землю.

С тех пор по легенде человечество мучается от собственной лжи, глупости, лицемерия и жестокости, кентавры больше не приходят с божественным добром, а сама богиня помогает только избранным. Обрести поддержку и помощь Сарасвати можно через духовную практику мантр.

Знания – сила

Мудрость и знания

Богиня, олицетворяющая мудрость и знания, дает людям силы и возможности для внутреннего развития, самосовершенствования, постижения наук. Мантры, посвященные богине, помогают сконцентрироваться на основном и самом важном, улучшают мыслительные процессы и способности к запоминанию.

Считается, что Сарасвати в основном оказывает неоценимую помощь и поддержку учащимся светских заведений (школ, колледжей, институтов и университетов). Однако на ее помощь могут всегда рассчитывать и те, кто решил постичь новые науки, освоить новые практики и получить новые знания самостоятельно.

Практикуя мантры Сарасвати, человеку легче удается освоение наук, постижение истин и ораторское искусство. Красноречие – одна из отличительных черт богини. Она посылает человеку мудрость, внутреннее просветление и шаг за шагом приближает его к силе Божественного разума.

В практической жизни человек неизменно сталкивается с Сарасвати, пытаясь улучшить качество своего бытия с помощью Фен-Шуй. Богиня считается прямой покровительницей науки о гармонизации внешнего пространства и уравновешивания космических энергий.

Какого эффекта можно ожидать от практики

К чему приводит практика

Практика мантры Сарасвати приносит учащимся и студентам успех в учебе и удачу на экзаменах, облегчает учебные процессы и усвоение нового материала. Чтение или проговаривание мантры усиливает внутреннюю концентрацию, увеличивает усидчивость, упорядочивает знания.

Человек, на которого пало внимание богини, приобретает не только внешнее благообразие, обаяние и спокойствие. Он начинает умело владеть литературным слогом, логически и грамотно излагать собственные мысли. Помимо развитого интеллекта и ораторских способностей он обретает чувство абсолютного вкуса.

Это касается как выбора жизненных приоритетов, так и более «приземленных» материй. Например, умение элегантно и красиво одеваться. То есть практикуя мантры Сарасвати человек достигает гармонии во всем: во внутреннем своем состоянии, во внешнем облике.

Поскольку еще древние арии поклонялись Сарасвати, как владычице водной стихии, практика мантр богине способствует внутреннему просветлению человека, освобождению его мыслей от отрицательного заряда.

Кроме этого, чтение мантр позволяет значительно улучшить энергетическую атмосферу вокруг человека, создаваемую другими людьми и материальными предметами, поправить здоровье. Такой очистительный эффект обусловлен сильными притоками положительных энергий в жизнь человека, которые как вода способны смыть лишнее и ненужное.

Практические занятия

Практика

Мантра, посвященная богине Сарасвати, читается речитативом с соблюдением определенного ритма или напевается опять же с поддерживанием заданного ритма и отчетливым произношением определенных звукосочетаний.

«ОМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТТЕЕЙ НАМАХА»

— этот текст мантры совсем не сложен для овладения. Читать его допускается в любое время, когда особенно необходима помощь в постижении новых наук, при возникновении трудностей в изучении или отсутствии собранности и концентрации перед важной контрольной работой или экзаменом, защитой диплома или диссертации.

Чтобы через мантру почувствовать божественное благословение и поддержку важно отрешиться от посторонних мыслей и сосредоточиться на волнующей проблеме. Самое же главное, иметь чистые светлые помыслы и веру в собственные силы и мысли.

Кому не стоит ждать божественной милости

Почему может не подействовать

Сарасвати при всем ее благообразии, колоссальном терпении, сдержанности и мудрости не принимает в людях таких качеств, как лицемерие, ложь, ненависть, жестокость и зависть. Она никогда не пошлет светлой божественной милости тем, кто способен на супружескую неверность, предательство, малодушные поступки.

Кто держит на сердце тяжелые завистливые мысли, желает зла и болезней другим согласно мудрости Сарасвати должен погибнуть в том хаосе, который создает сам, поддерживая негативные энергии. Касается это и тех, кто пытается свои негативные позиции и мысли донести до людей через творчество: музыку, книги, картины, действующие разрушительным образом.

Очень важно приступая к практике мантрs Сарасвати иметь чистые мысли, светлый разум и открытое сердце. Только пребывая в подобном состоянии можно рассчитывать на милость и постоянную поддержку этой величественной богини.



Поделиться: