Православие отец сын и святой дух. Что означает троица

Суть догмата

Никео-Цареградский Символ веры, представляющий собой догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения. Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры :

  • Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого)
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Дух Святой исходит от Бога Отца.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин. 4:24), живым (Иер. 10; 1Фес. 1:9), вечным (Пс. 89:3; Исх. 40:28; Рим. 14:25), вездесущим (Пс. 138:7-12; Деян. 17:27) и всеблагим (Мф. 19:17; Пс. 24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы » (Ин. 1:5). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос – Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3. Бог-Отец все творит Словом, т.е. Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог » (Ин. 1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь » (Ин. 8:58).

Несмотря на общую природу всех Лиц Святой Троицы и Их равноценность («равночестность и сопрестольность»), акты предвечных рождения (Сына) и исхождения (Святого Духа) непостижимым образом различаются между собой. Все Лица нераздельной Троицы находятся в идеальной (абсолютной и самодостаточной) взаимной любви - «Бог есть любовь » (1Ин. 4:8). Рождение Сына и исхождение Духа признаются вечными, но добровольными свойствами божественного естества, в отличие от того, как Бог из ничего (не из Своей Природы) сотворил бесчисленный ангельский мир (невидимый) и материальный мир (видимый нами) по своей благой воле (по своей любви), хотя мог бы и не творить ничего (к этому Его ничего не принуждало). Православный богослов Владимир Лосский высказывается, что не абстрактная Божественная природа (вынуждено) производит в себе три Лица, а наоборот: Три сверхъестественные Личности (свободно) задают абсолютные свойства общему своему Божественному естеству. Все лица Божественного существа пребывают неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Трёх-личного Бога недопустимо представлять ни как трёхглавого (так как одна голова не может рождать другую и изводить третью), ни как трёхчастного (преподобный Андрей Критский в своём каноне называет Троицу простой (несоставной)).

В христианстве Бог соединен со своим творением: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас » (Ин. 14:20)), «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь; Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Пребудьте во Мне, и Я в вас » (Ин. 15:4-6)). На основе этих евангельских стихов Григорий Палама делает вывод, что «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности ».

Православное вероучение считает, что при воплощении (вочеловечении) второй ипостаси Святой Троицы Бога-Сына в Богочеловека Иисуса Христа (через третью ипостась Св. Троицы Бога Духа Святого и пречистую Деву Марию), при земной жизни Спасителя, при Его крестных страданиях , телесной смерти, сошествии во ад , при Его воскресении и вознесении на Небо, вечные отношения между Лицами Св. Троицы не претерпели никаких изменений.

С полною определенностью учение о троичном Боге дано лишь в Новом Завете , но зачатки его, христианские теологи находят в ветхозаветном откровении. В частности фраза из книги Иисуса Навина «Бог богов Господь, Бог богов Господь» (Нав. 22:22) интерпретируется, как подтверждение триединой сущности Бога.

Указания на причастность Христа и Святого Духа к божественной природе христиане видят в учении об Ангеле Иеговы (Быт. 16:7 сл.; Быт. 22:17, Быт. 22:12; Быт. 31:11 сл.; Исх. 3:2 сл.; Исх. 63:8), ангеле Завета (Мал. 3:1), имени Божием, обитающем в храме (3Цар. 8:29; 3Цар. 9:3; 4Цар. 21:4), славе Божией, наполняющей храм (3Цар. 8:11; Ис. 6:1) и в особенности о Духе Божием, исходящим от Бога, наконец, о Самом Мессии (Ис. 48:16; Ис. 61:1; Зах. 7:12).

История формирования догмата

Доникейский период

Начало богословскому раскрытию догмата Троичности полагает св. Иустин Философ († 166 г.). В слове «Логос» Иустин находит эллино-философский смысл «разума». В этом смысле Логос является уже чисто имманентным божественным принципом. Но так как предметом божественного мышления у Иустина односторонне представляется лишь внешний мир, то и исходящей от Отца Логос становится в сомнительное отношение к миротворению. «Сын рождается, когда Бог в начале все создал через Него». Рождение Сына, следовательно, хотя и предваряет творение, но находится с ним в тесном соотношении и представляется совершающимся перед самым творением; а так как причиною рождения представляется воля Отца, и Сын называется служителем этой воли, то Он становится в отношение решительной субординации - έν δευτέρα χώρα (на втором месте). В этом воззрении можно уже усмотреть ошибочные направления, в борьбе с которыми в конце концов совершилось надлежащее раскрытие догмата. И иудейско-религиозное воззрение, воспитанное на ветхозаветном откровении, и греческо-философское одинаково тяготели к признанию абсолютной монархии в Боге. Различие заключалось лишь в том, что иудейский монотеизм выходил из понятия о единой божественной воле, а философское умозрение (нашедшее свое завершение в неоплатонизме) понимало абсолютное бытие в смысле чистой субстанции.

Постановка проблемы

Христианское учение об Искупителе, как воплотившемся Сыне Божием, ставило богословскому умозрению трудную задачу: как примирить учение о божественной природе Христа с признанием абсолютного единства Божества. В решении этой задачи можно было пойти двояким путем. Выходя из понятия о Боге, как субстанции, можно было пантеистически или деистически представить Логос причастным к божественному бытию; исходя из понятия Бога , как личной воли, можно было мыслить Логос как подчиненное этой воле орудие. В первом случае представлялась опасность превратить Логос в безличную силу, в простой принцип, неотделимый от Бога; во втором случае Логос являлся отдельною от Бога-Отца личностью, но переставал быть причастником внутренней божественной жизни и существа Отца. Отцами и учителями доникейского периода надлежащей постановки данного вопроса дано не было. Вместо выяснения внутреннего, имманентного отношения Сына к Отцу, они останавливались более на выяснении отношения Его к Миру; недостаточно раскрывая мысль о самостоятельности Сына, как отдельной божественной ипостаси , они слабо оттеняли мысль о полном Его единосущии с Отцом. Те два течения, которые замечаются у Иустина , - с одной стороны, признание имманентности и равенства Сына с Отцом, с другой, решительное поставление Его в подчинение Отцу, - еще в более резкой форме наблюдаются и у них. За исключением св. Ириния Лионского , все писатели данного периода до Оригена в раскрытии учения об отношении Сына к Отцу держатся теории различия Λόγος ένδιάθετος и Λόγος προφορικός - Слова внутреннего и Слова произнесенного. Так как эти понятия заимствованы были из философии Филона , где они имели характер не чисто богословских, а скорее космологических понятий, то и церковные писатели, оперируя с этими понятиями, обращали более внимания на последнюю - космологическую их сторону. Произнесение Отцом Слова, понимаемое как рождение Сына, мыслится ими не как момент внутреннего самооткровения Бога, а как начало откровения ad extra. Основание для этого рождения полагается не в самом существе Бога, а в Его отношении к миру, причем самое рождение представляется делом воли Отца: восхотел Бог сотворить мир и родил Сына - произнес Слово. Ясного сознания той мысли, что рождение Сына есть не только generatio aeterna, но и sempiterna (всегда настоящее) у этих писателей не выражено: рождение представляется актом предвечным, но совершающимся, так сказать, на границе конечного жития. С этого момента рождения Логос в становится действительною, отдельною ипостасью, тогда как в первый момент своего бытия, как Λόγος ένδιάθετος, он мыслится более как свойство лишь духовной природы Отца, в силу которого Отец есть существо разумное.

Тертуллиан

С наибольшей последовательностью и резкостью это учение о двойственном Слове развито было западным писателем Тертуллианом . Слову внутреннему у него противопоставляется не только Слово произнесенное, как у предшествующих писателей (Татиана , Афиногора , Феофила Антиохийского), но и Сын. С момента лишь произнесения - «рождения» - Слова Бог и Слово вступают между собою в отношение Отца и Сына. Было время, следовательно, когда не было Сына; Троица начинает существовать во всей полноте только с момента сотворения мира. Так как причиной рождения Сына у Тертуллиана представляется желание Бога создать мир, то естественно, что у него выступает и субординационизм, и притом в более резкой форме, чем у его предшественников. Отец, рождая Сына, определил уже и Его отношение к миру, как Бога откровения, и с этою целью в самом уже рождении немного унизил Его; к Сыну, именно, относится все то, что философия признает недостойным и немыслимым в Боге, как существе абсолютно простом и высшем всяких мыслимых определений и отношений. Нередко отношение между Отцом и Сыном представляется у Тертуллиана даже как отношение части к целому.

Ориген

Та же двойственность направления в раскрытии догмата замечается и у самого видного представителя доникейского периода - Оригена († 254), хотя последний и отрешается от теории различия Слова внутреннего и произнесенного. Примыкая к философскому воззрению неоплатонизма, Ориген мыслит Бога как начало абсолютно простое, как абсолютную энаду (совершеннейшее единство), высшую всяких мыслимых определений. Последние заключаются в Боге лишь потенциально; деятельное их проявление дается только в Сыне. Отношение между Отцом и Сыном мыслится, следовательно, как отношение энергии потенциальной к энергии актуальной. Однако, Сын не просто лишь деятельность Отца, актуальное обнаружение Его силы, а деятельность ипостазирующаяся. Ориген решительно приписывает Сыну особую Личность. Рождение Сына представляется ему в полном смысле слова присущим актом, совершающимся во внутреннейшей жизни Бога. В силу божественной неизменяемости, этот акт существует в Боге от вечности. Здесь Ориген решительно возвышается над точкою зрения своих предшественников. При данной им постановке учения не остается уже никакого места для мысли, чтобы Λόγος ένδιάθετος не был когда-нибудь вместе с тем Λόγος προφορικος. Тем не менее эта победа над теорией двойственного Слова не была еще решительною и полною: та логическая связь между рождением Сына и бытием мира, на которой держалась данная теория, не была окончательно порвана и у Оригена. В силу той же самой божественной неизменяемости, по которой Ориген признает рождение Сына вечным актом, он считает столь же вечным и творение мира и оба акта поставляет в столь тесную связь, что даже смешивает их между собою и в первом их моменте сливает до неразличимости. Творческие мысли Отца представляются не только содержащимися в Сыне - Логосе, но и отожествляются с самою Его ипостасью, как составные части одного целого, и Сын Божий рассматривается как идеальный мир. Силою, производящею тот и другой акт, представляется при этом вседовлеющая воля Отца; Сын оказывается только посредником, через которого становится возможным переход от абсолютного единства Бога ко множеству и разнообразию мира. В абсолютном смысле Богом Ориген признает только Отца; только Он - ό Θεός, αληθινός Θεός или Αυτόθεος, Сын же есть лишь просто Θεός, δεύτερος Θεός, Бог только по причастию к Божеству Отца подобно другим θεοί, хотя, как первый обожествившийся, и превосходит последних в безмерной степени своею славою. Таким образом, из сферы абсолютного Божества Сын низводился Оригеном в одну категорию с сотворенными существами.

Монархианизм

Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Киев

С полною ясностью выступает противоположность указанных двух направлений, если мы возьмем их в одностороннем развитии с одной стороны в монархианстве, с другой - в арианстве. Для монархианства, стремившегося довести до рассудочной ясности представление об отношении троичности к единству в Божестве, церковное учение представлялось скрывающим в себе противоречие. Экономия, - догмат о Божестве Христа - по этому воззрению, была отрицанием монархии, - догмата о единстве Божества. Чтобы спасти монархию, не отрицая безусловно и экономии, представлялось два возможных пути: или отрицание личностного различия Христа от Отца, или отрицание Его Божества. Сказать ли, что Христос не есть Бог, или наоборот, что Он-то и есть именно Сам единый Бог, - в обоих случаях монархия остается не нарушенной. По различию этих двух способов решения вопроса, монархиан делят на два класса: модалистов и динамистов.

Монархианизм модалистический

Монархианизм модалистический в подготовительной своей стадии нашел выражение в патрипассианстве Праксея и Ноэта. По их воззрению, Отец и Сын различны только secundum modum. Единый Бог, поскольку мыслится невидимым, нерожденным, есть Бог-Отец, а поскольку мыслится видимым, рожденным, есть Бог-Сын. Основанием такой модификации является воля Самого Бога. В модусе нерожденного Отца Бог является до своего вочеловечения; в акте воплощения Он вступает в модус Сына, и в этом модусе пострадал (Pater passus est: отсюда самое название данной фракции модалистов патрипассианами). Свое завершение модалистический монархианизм находит в системе Савеллия , который впервые ввел в круг своего созерцания и третью ипостась Троицы. По учению Савеллия, Бог есть чуждая всяких различий монада, простирающаяся затем вовне в триаду. Смотря по требованию мироправления, Бог принимает на Себя то или другое лицо (πρόσωπον - маску) и ведет соответствующий разговор. Пребывающий в абсолютной самостоятельности, как монада, Бог, исходя из Себя и начиная действовать, становится Логосом, который есть ни что иное, как принцип, лежащий в основе дальнейших форм откровения Бога как Отца, Сына и Св. Духа. Как Отец, Бог открывал Себя в Ветхом Завете ; в Новом Завете Он принял на Себя лицо Сына; третья, наконец, форма откровения в лице Св. Духа наступает с момента сошествия Св. Духа на апостолов. Каждая роль кончается по миновании в ней нужды. Когда, поэтому, цель откровения в лице Св. Духа будет достигнута, прекратит свое существование и этот модус, и последует «сокращение» Логоса в прежнюю монаду, то есть возвращение последней к первоначальному молчанию и единству, равносильному полному прекращению бытия мира.

Монархианизм динамический

Совершенно обратным путем пытался согласить монархию в Боге с учением о Божестве Христа монархианизм динамический, представителями коего были Феодот кожевник , Феодот банкир, Артемон и Павел Самосатский , у которого эта форма монархиализма получила высшее свое развитие. Чтобы спасти монархию, динамисты прямо жертвовали Божеством Христа. Христос был простой человек, и, как таковой, если и существовал до своего явления в мир, то лишь в божественном предопределении. О воплощении в Нем Божества не может быть и речи. В Нем действовала та же самая божественная сила (δύναμις), которая раньше действовала в пророках; только в Нем она была в несравненно более полной мере. Впрочем, по Феодоту Младшему, Христос даже и не высшее явление истории, ибо выше Его стоит Мелхиседек , как посредник не Бога и человеков, а Бога и ангелов. В этом виде монархианизм не оставлял места уже и Троице откровения, разрешая троичность в неопределенную множественность. Павел Самосатский комбинировал это воззрение с понятием о Логосе. Логос , однако, у Павла ни что иное, как известная лишь сторона в Боге. Он является в Боге приблизительно тем же, чем является слово человеческое (понимаемое как разумное начало) в духе человека. О субстанциальном пребывании Логоса во Христе не может быть, следовательно, и речи. Между Логосом и человеком Иисусом могло лишь установиться отношение соприкосновения, соединения по знанию, по хотению и действию. Логос мыслится, следовательно, лишь как принцип воздействия Бога на человека Иисуса, под каковым совершается то нравственное развитие последнего, которое делает возможным применение к нему божественных предикатов [В этой форме монархианизма можно усматривать большое сходство с новейшими теориями германского богословия. Пользующаяся широким распространением теория Ричля в существе ничем не отличается от воззрений Павла Самосатского; богословы ричлианской школы идут даже дальше динамистов, когда отрицают и факт рождения Христа от Девы, признававшийся этими последними.].

Формирование символов веры

В восточном богословии завершительное слово принадлежало Иоанну Дамаскину , который пытался уяснить понятие о единстве существа при троичности лиц в Боге и показать взаимную обусловленность бытия ипостасей, учением о περιχώρησις - взаимопроникновении ипостасей. Богословие средневековой схоластики всю свою задачу в отношении догмата Т. полагала лишь в том, чтобы указать точные границы допустимых выражений и оборотов речи, преступать которые нельзя, не впадая уже в ту или другую ересь. Оторвав догмат от его естественной почвы - от христологии, оно способствовало тому, что он потерял для религиозного сознания верующих свой живой интерес. Этот интерес пробужден был вновь лишь германской новейшей философией, в особенности Гегелем . Но эта же самая философия как нельзя лучше показала, во что может обратиться христианское учение о троичном Боге, раз его отрывают от той почвы, на которой оно выросло, и пытаются вывести из одних лишь общих понятий разума. Вместо Сына Божия в библейском смысле у Гегеля является мир, в котором осуществляется Божественная жизнь, вместо Духа Св. - абсолютная философия, в которой Бог приходит к Самому Себе. Троичность из сферы бытия божественного здесь переносилась в область исключительного человеческого духа, и в результате являлось решительное отрицание Троицы. Надо отметить что данный догмат был принят на первом вселенском соборе голосованием, то есть поднятием рук, после того как на этом же соборе был издан догмат о божественной сущности Иисуса Христа.

еп.
  • епископ Каллист (Уэр)
  • П.А. Флоренский
  • С.В. Посадский
  • протопр.
  • инок Григорий (Круг)
  • свт. Григорий
  • митр.
  • прот.
  • прп.
  • свт.
  • А.М. Леонов
  • Свята́я Тро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (); Отец, Сын и Святой Дух.

    Три Лица, имеют:
    – одну волю (желание и волеизъявление),
    – одну силу,
    – одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…

    Отец – источник бытия Сына и Св. Духа

    Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца. Слово и Дух, по образному выражению святого , суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те Лица, что из Него.
    Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

    Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения человека

    Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом по действию Божественной , человеку, чьё сердце очищено от . Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев ( , ), свт. , прп. , прп. , прп. , прп. .

    Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.

    Учение о Святой Троице – основа христианства

    Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через .

    В более частной перспективе это знание необходимо:

    1. Для правильного, осмысленного понимания Святого Евангелия и апостольских посланий.

    Без знания основ учения о Троице невозможно не только уразуметь проповедь Христа - невозможно даже понять, Кто в действительности является этим Благовестником и Проповедником, Кто есть Христос, чей Он Сын, Кто Его Отец.

    2. Для правильного уразумения содержания Книг Ветхого Завета. Ведь несмотря на то, что Писание Ветхого Завета главным образом сообщает о Боге как о Едином Владыке, оно, всё же, содержит места, которые могут быть исчерпывающе истолкованы лишь в свете учения о Нём как о Троичном в Лицах.

    К таким местам относится, например:

    а) повествование о явлении Бога Аврааму в образе трёх странников ();

    б) стих псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ().

    В действительности Священные Книги Ветхого Завета содержат не два и не три, а множество таких мест.

    (Достойно замечания, что понятие «Дух» далеко не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы. Иногда под таким обозначением подразумевается единое Божественное действие).

    3. Для понимания смысла и значения . Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего ).

    Если бы знание христианина было ограничено знанием о Боге как о Едином Владыке, он встал бы перед неразрешимым вопросом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?

    4. Без знания о Божественном Триединстве нельзя полноценно понять и многих других положений христианства; например, истины о том, что «Бог есть любовь» ().

    Если бы мы, по неведению учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отношения к миру распространяется Его бесконечная , на Кого она изливалась до Творения мира, в вечности.

    Если бы мы полагали, что Любовь Бога распространяется только на Его творение, в частности на человека, легко было бы соскользнуть к мысли, что Он - Любящий, а не (Сам в Себе бесконечная) Любовь.

    Учение же о Троице сообщает, что Бог всегда пребывал и пребывает во внутритроичной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын - Отца и Духа; Дух - Отца и Сына. При этом Каждая Божественная Ипостась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изливает Божественную Любовь, но и Тот, на Кого изливается Божественная Любовь.

    5. Незнание учения о Троице служит почвой для возникновения заблуждений. Слабое, поверхностное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не является гарантией от уклонения в . История Церкви содержит массу тому подтверждений.

    6.Не зная учения о Пресвятой Троице, невозможно заниматься миссионерской работой, во исполнение заповеди Христа: «идите, научите все народы…» ().

    Как объяснить учение о Св. Троице не-христианину?

    Примечательно: с утверждением, что в устройстве мира усматривается разумность, могут согласиться даже язычники и атеисты. В этом отношении
    данная аналогия может служить хорошим апологетическим средством.

    Суть аналогии состоит в следующем. Человеческий ум выражает себя через мысль.

    Обычно человеческая мысль бывает сформулирована в словесном выражении. Имея это в виду, мы можем сказать: человеческая мысль-слово рождается умом (от ума) по подобию того, как Божественное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рождается Отцом, от Отца.

    Когда мы хотим выразить нашу мысль (озвучить её, произнести), мы используем голос. В данном случае голос может быть назван выразителем мысли. В этом можно видеть подобие со Святым Духом, Который является Выразителем Слова Отца (Выразителем Бога-Слово, Сына Божьего).

    Многие из нас выросли в обстановке атеизма при Советском Союзе. Многие – в условиях массового «увлечения» религией, когда толпы людей повалили в церкви на Пасхальные, например, праздники. Но к истинной вере пришли и продолжают идти далеко не все. Не хочу сказать единицы, но было бы очень неплохо, если бы больше людей устремили свой взгляд в сторону , чем и является Бог.

    Долго я не могла понять, кто такой Святой Дух из Святой Троицы. С Богом-Отцом и Богом-Сыном, казалось более-менее ясно, а вот третий персонаж был для меня непонятным и загадочным. Как-то в разговоре с коллегами я высказалась о своих сомнениях. На что последовал полушуточный/полусерьёзный ответ: тебе задание – выяснить и объяснить нам. Тогда у меня и в мыслях не было, что Вселенная услышит наш разговор и направит меня в нужное русло, чтобы узнать истину.

    Просторы интернета, как и вообще информационная система, очень огромны, но есть Высшая Сила, направляющая нашу руку. Не стоит утверждать обратное, даже если это невозможно увидеть глазами и понять разумом. Мир устроен очень мудро и гораздо сложнее, чем нам кажется. Думаю, именно поэтому ко мне попала книга, из которой я почерпнула много полезной и нужной информации. Эта книга называется «Божественная система» Владимира Попова. Не буду пересказывать её смысл, но кому интересна тема устройства мироздания и каким путём можно облегчить свои мытарства и страдания, при желании сможет отыскать её и приобрести.

    Так вот, Бог-Сын – это и самая известная личность в истории человечества Иисус Христос, и одновременно Бог Проявленный или материальный мир. То, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем. В том числе и мы сами. Вот почему говорится, что Бог создал нас по образу и подобию своему.

    Святой Дух – это Бог Непроявленный , или энергий. То, что мы не можем увидеть или потрогать руками. Но он столь же реален, как и материя. Это обратная сторона привычного для нас материального мира. Ведь для того, чтобы тело ожило, необходимо «вдохнуть» в него жизнь.

    Эти две реальности существуют одновременно, и в совокупности образуют единый, общий мир, или Бог-Отец, Единый Бог . Отсюда же идёт и нашего мира, проявляющаяся в единстве и противоположности понятий.

    Две реальности

    Всем нам даётся тело, одно-единственное, в которое мы приходим в этот мир, и которое покидаем, уходя в мир иной. Тело – наш дом, дом для души или того, чем мы являемся. Хотя мы являемся и телом, и , и нашими убеждениями, мыслями и ролями одновременно. Мы можем всем этим управлять, и в то же время тело живёт как бы само по себе, когда мы увлечены раздумьями или на автомате выполняем какие-то действия. А работой сердца и дыханием могут управлять вообще единицы, путём длительных и упорных тренировок.

    К материальному миру мы привыкли с детства. Мы видим наших родителей, окружающих людей. Видим горы, поля, равнины. Ступаем по твёрдому асфальту и мягкой траве. Засыпаем в тёплой постели, перемещаемся в пространстве при помощи транспортных средств. Дома, улицы, города, машины и компьютеры стали неотъемлемой частью нас самих. Это наш мир – видите, слышите, ощущаете?

    Мы углубились в материальное настолько, что о другой стороне жизни просто забыли. А оно настолько связано, что прибавляя в одном, однозначно истощается второе. И это второе есть невидимый мир энергий. Вот почему так распространена сейчас нехватка энергии у людей. Нарушена гармония, к которой каждый из нас стремится, сознательно или подсознательно.

    Незнание законов не освобождает от ответственности. Это утверждение верно и в случае тонких материй. Мы ещё только в самом начале пути познания этой части нашего мира. Но даже и то, что уже давно известно человечеству, забыто, отброшено, растоптано.. Как вы думаете, откуда появляется Зло? Любое зло – это недостаток . Также как и тьма – просто отсутствие света. Даже маленькая искра способна победить тьму. Также и улыбка способна на маленькое чудо. Любое Великое начинается с малого.

    Почему-то многим из нас кажется, что Бог – это старичок, сидящий на облаке. Но это также верно, как плоская Земля на трёх слонах или китах. Единый Бог – это всё, что окружает нас, это и есть сам мир, видимый и невидимый. В том числе и мы сами – составляющая часть Бога. Мы неотделимы от него. Мы как клеточки в едином организме. Кажется, что каждый сам по себе, но это лишь . Помогая другим, мы улучшаем свой же мир, разрушая кого-то, мы отравляем своё же существование.

    Это очень важно понять. Чтобы изменить то, что люди уже натворили. Не стоит обвинять кого-то или что-то. Это глупо и бесполезно. Обратите свой взор в себя, начните с себя. Сумейте разглядеть в себе Божественное начало. Почувствуйте себя частью огромного Единого Бога. Если вам это удастся, считайте это огромным прорывом. А затем сделайте следующий шаг – пошлите любовь всему этому, то есть Богу. А это и есть главная цель в жизни каждого человека – научиться любить. Это было бы очень легко, если бы не было так сложно…

    В заключение хочу высказать ещё одну мысль.

    Параллельные миры совсем рядом – мир насекомых, микроорганизмов, мир галактик и атомов. Все они могут лишь догадываться о нашем с вами существовании. А могут и даже не догадываться. Но от этого ничего не меняется – мы продолжаем жить.

    ____________________________________________________________________________________

    Хотите верьте, хотите нет...

    (Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии)

    В летописи Глинского монастыря хранится такой случай. Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава, смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после пирушки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: «Возьми пистолет и застрелись». Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения. Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться.

    Встревоженный, Милонов крикнул денщика и рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник выбранил денщика за такое «суеверие», но когда опять услышал голос из-за печки, то все же перекрестился. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Голос мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот, что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь.

    На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына и Святого Духа совершает чудеса.

    Почему? Потому что это имя Божие.

    Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

    Но вначале давайте еще раз вспомним ту непреложную истину, что Бог един по Существу.

    Бог един по Существу

    В Священном Писании сказано: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12: 29). То есть Бог — один и единственен. Эта истина присуща здравому сознанию и не требует для себя специальных доводов. Ведь Создатель владеет полнотой совершеннейшего бытия. А полнота всесовершенства может быть только одна.

    Если бы было два или более всесовершенств, то они тем самым уже ограничивали бы друг друга, не имели бы полной свободы, а значит, не были бы и всесовершенством. В этом смысле древний христианский писатель Тертуллиан сказал: «Если Бог не один, то нет Бога». А святитель Афанасий Великий добавляет: «Многобожие есть безбожие».

    Итак, Господь Бог в существе Своем один и единственен.

    Вместе с тем Бог Троичен в Лицах.

    Бог Троичен в Лицах

    Среди всех тайн, которые Господь пожелал открыть людям, есть одна особенно превосходящая способности человеческих ума и логики. В чем же состоит эта тайна? В том, что Бог един по существу и троичен в Лицах.

    Способны ли философия либо путь естественного богопознания сами собой достигнуть этой тайны? Нет. Вера в Святую Троицу - исключительно Божественное Откровение. Причем учение о Троице дано единственно религии христианской, ни в какой другой религии подобного представления о Боге нет.

    Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - еще именуются Ипостасями. Они - не просто свойства, силы, явления или действия Бога. Но три Ипостаси - это три различных Лица одного Божества.

    Именно эту веру при крестном знамении исповедуют христиане, складывая пальцы правой руки в известное вам троеперстие, - при котором три пальца слагаются в одно целое, потому что Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух - один Бог, а не три.

    Как это постичь?

    В IV веке известный богослов блаженный Августин, будучи епископом в африканском городе Иппоне, писал книгу «О Святой Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, он вышел на морской берег. Августин наслаждался вечерним воздухом, но не переставал думать и о предмете своих исследований. Вдруг он заметил странного отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.

    Что ты делаешь? - спросил его Августин.
    - Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.
    - Но это невозможно! - сказал Августин.
    - Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.

    Наш разум приходит в тупик перед познанием тайны Божественной жизни. Как Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу вообще неприложима привычная для нас категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделенные пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Поэтому к Богу в общем-то неприменимы такие вещественные числа, как 1 и 3. Божественная Троица есть абсолютное Единство. Каждое Лицо Святой Троицы обладает в полноте Божественным Существом.

    Поэт П. А. Вяземский написал такие строки:
    Наш разум, омрачась слепым высокомерьем,
    Готов признать мечтой и детским суеверьем
    Все, что не может он подвесть под свой расчет.
    Но разве во сто раз не суеверней тот,
    Кто верует в себя, а сам себе загадкой,
    Кто гордо оперся на свой рассудок шаткий
    И в нем боготворит свой собственный кумир,
    Кто в личности своей сосредоточив мир,
    Берется доказать, как дважды два четыре,
    Все недоступное ему в душе и в мире?

    Тайна Божественной жизни для нас представляется чем-то внелогичным, но в самой Божественной жизни никаких противоречий нет. Какой же вывод можно сделать отсюда? Только тот, что познать Святую Троицу невозможно рассудочным путем. Лишь очистив ум и сердце от всех земных впечатлений, можно возвыситься к созерцанию Троицы.

    В какой-то мере к познанию Святой Троицы нас приближает та духовная истина, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8).

    Бог есть Любовь всесовершеннейшая, и это значит, что Три Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - вечно пребывают друг с другом в единстве непрерывной любви.

    Что говорит об этом Священное Писание?

    Страницы Книги жизни свидетельствуют о троичности Лиц в Боге. Но ум человека приземлен и груб, поэтому многие свидетельства носят прикровенный характер. Для понимания их требуется духовная проницательность. Впрочем, есть в Писании и такие свидетельства, которые открыто указывают на троичность Лиц в Боге. На них мы и остановимся.

    В Ветхом Завете

    В книге Бытия сообщается о чудесном явлении праотцу Аврааму: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1-3).

    В образе трех Ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея (Рублева).

    А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому… Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах».

    Со всей определенностью истина Троицы явлена в Новом Завете.

    В Новом Завете

    Во время Крещения в Иордане Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился, - отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3: 21-22).

    Так Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца.

    Сам Господь по Воскресении заповедует апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). В данных словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества.

    О том же пишет любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7).

    А апостол Павел в своем приветствии употребляет следующее выражение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13: 13).

    Это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Как видите, для Священного Писания и Ветхого и Нового Завета троичность Лиц в Боге - очевидная истина.

    Ангельская песнь Пресвятой Троице

    В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Византийский император Феодосии II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно.

    С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды: - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы - Бога Отца; Крепким - Бога Сына, потому что Он так же Всемогущ, как и Бог Отец, и именно через Сына совершено спасение людей (об этом мы побеседуем позже); Безсмертным - Духа Святого, потому что Он не только вечен, как Отец и Сын, но и всему существующему дает жизнь, а людям - бессмертие.

    Поскольку же Троица - один Бог, то и песнь завершается обращением в единственном числе - «помилуй нас». А так как имя Святый (то есть Святой) упоминается в этой молитве три раза, то она называется также «Трисвятое».

    В церкви после «Трисвятого» всегда читается или поется славословие Пресвятой Троице:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.

    Слава значит хвала, слава; ныне - теперь, сейчас; присно - всегда; во веки веков - в бесконечные веки, то есть вечно; аминь - истина, правда, да будет так. В этой молитве христиане славят Пресвятую Троицу, Которая дарует людям жизнь и все блага и Которой всегда принадлежит одинаковая вечная слава.

    Поэтому, когда вы поднялись утром или собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или хотите пообедать, а равно и перед всяким делом, не забудьте осенить себя крестным знамением (только справа налево) со словами:

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Произнесите с искренней верой, тогда Сам Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил вышеупомянутого подполковника.

    Соловецкий послушник М. (впоследствии иеромонах), исполняя работу на хозяйственном дворе, был сильно изувечен дикой коровой. В бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами на лице и повреждениями на теле он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии прежде лечения он пошел к старцу Науму, и лишь только вступил в коридор, где находилась келья старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым видом принял его. Не допустив высказаться о несчастье, Наум тотчас спросил послушника:
    - Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги?
    На утвердительный ответ опять спросил:
    - Твердо ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможного?
    После вторичного подтверждения старец Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря:
    - Пей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушник выпил.
    - Пей еще.
    Послушник выпил, но от третьего приема решительно отказался, говоря:
    - Не могу больше пить.
    Тогда старец вылил третий ковш ему на голову, сказав:
    - Во имя Святой Троицы будь здоров.
    Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к своей работе.

    Что важно знать о Лицах Святой Троицы

    Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого.

    Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная. Рассмотрим, что говорит Священное Писание, приоткрывая непостижимую для человеческого ума тайну Троицы.

    Бог Отец

    Писание в таких словах выражается о Божестве Первого Лица: «У нас один Бог Отец, из Которого всё…» (1Кор. 8: 6); «Благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1:7). Бог Отец не рожден. Он не имеет какого-либо начала Своему бытию. В этом - личное свойство Бога Отца как Первой Ипостаси Святой Троицы. Бог Отец - Источник вечных благ.

    Бог Сын

    О Божестве Второго Лица Священное Писание говорит: «Сын Божий пришел й дал нам свет и разум… Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» (1 Ин. 5: 20). Как и Бог Отец, Сын Божий - Всесовершенный Истинный Бог.

    Часто Второе Лицо Святой Троицы называют Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Почему такое имя присвоено Сыну Божию? Как в человеке от мысли рождается слово, так и в Троице от Отца рождается Его Слово - Бог Сын. Его рождение предвечно, то есть вне времени. Новый Завет называет Сына Божия Единородным (Ин. 1: 14; 3: 16 и др.), потому что Бог Сын единственный, Кто рожден от Бога Отца по естеству.

    Как писал святитель Василий Великий, не должно представлять рождение Бога Сына от Отца по образу рождения человеческого. К Богу неприменимо ничто человеческое. Для чего же нам дано понятие рождения Сына? Оно указывает на глубинную близость Отца и Сына, на единство Их Божественного естества. Как у людей от человека рождается только человек, так и от Бога рожден действительный, истинный Бог.

    Рождение Бога Сына от Отца - личное свойство Сына как Второй Ипостаси Святой Троицы.

    Бог Дух Святой

    Святой Дух так же, как Отец и Сын, по свидетельству Священного Писания, есть Всесовершенный, Истинный Бог. Книга Деяний приводит слова апостола Петра, обращенные к человеку, который солгал: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4).

    Святой Дух именуется Утешителем (Ин. 14: 16-17, 26), Духом Истины (Ин. 16: 13), Духом Божиим (1 Кор 3: 16). Отличие Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына состоит только в том, что Святой Дух вечно исходит от Бога Отца. «Дух Истины, Который от Отца исходит», - говорит Священное Писание. В этом - личное свойство Бога Духа Святого как Третьей Ипостаси Святой Троицы.

    Небольшое замечание

    Итак, Бог Отец безначален и не рожден, Бог Сын превечно рожден от Отца, Бог Дух Святой вечно исходит от Отца. В Боге Отце — единое начало для Сына и Духа Святого. При этом важно учесть замечание святого Иоанна Дамаскина: «Хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца, этого не знаем». Такие понятия, как «рождение» и «исхождение», открыл Сам Бог Троица в Священном Писании, и что нам открыто, о том мы и говорим. Проникнуть же во внутреннюю тайну Лиц Святой Троицы никому невозможно.

    Видимый мир вещает о Троице

    Впрочем, свойства и отношения Лиц Святой Троицы можно отчасти постигать, всматриваясь в явления окружающей природы. Вы все видите на небе солнце, как от него исходит свет, чувствуете, как оно дает свое тепло. На это обращал внимание святой равноапостольный Кирилл (869), просветитель славян: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет. И как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

    О том же свидетельствует пример огня, также дающего свет и тепло, имеющих между собой единство и различие.

    Некоторое подобие вы найдете в источнике воды, который сокрыт под землей, но от него бьет ключ родника и далее течет водный поток. Источник, ключ и поток неразрывно соединены между собой и, однако же, различаются.

    Аналогию вы заметите и в своей собственной природе. По мнению многих Святых Отцов, человеческой душе присущи ум, слово произнесенное слово есть мысль) и дух (совокупность сердечных чувств). Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо души, как и в Троице три Лица составляют одно существо Божественное.

    Впрочем, всегда необходимо помнить о недостаточности каких-либо земных аналогий. В этом отношении важно предупреждение святого Илария: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства…» Аналогии из окружающей природы или из собственного человеческого естества являются лишь некоторыми пособиями в познании Святой Троицы, но не открывают нам самую суть Божества.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский, коснувшись глубин духовных созерцаний, молился: «О, совершеннейшее Божество, сущее в трех равных, равнославных, равносильных Лицах Божества! О, Доброта трисолнечная! О, Красота трехличная! О, Единство всесовершенное, твердейшее, неразлучное, нераздельное! О, всесовершенное Божество! О, всежизненное Существо!.. Светом Твоим всего меня просвети и тьму греха отжени».

    Много веков раньше так же воспевал Бога-Троицу святитель Григорий Богослов:

    «Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно единоначальная, Естество неизменяе-мое, безначальное, Естество неизглаголанной Сущности, Ум непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, неподначальная, безпредельная, Сияние неуд обозримое, но все обозревающее, от земли и до бездны ни в чем не знающее для Себя глубины!»

    О том же молился и преподобный Симеон Новый Богослов:

    «О Отче, Сыне и Душе, Троице Святая, Благо неисчерпаемое, для всех текущее, Красота многолюбезная, не имеющая насыщения, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня».

    Вопросы:

    • Каким же образом, на ваш взгляд, возможно постигнуть тайну Троичности Лиц в Боге?
    • Какие свидетельства Священного Писания о Святой Троице вы помните?
    • В каком смысле Священное Писание называет Сына Божия Словом?
    • Что означает наименование Сына Божия Единородным?
    • Какие аналогии Троицы из видимого мира вам особенно запомнились?

    Валерий Духанин

    Здравствуйте уважаемый Анатолий. Хотел узнать, зачем в самом начале утреннего правила мы говорим «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»? Что означают эти слова и что христианин должен вкладывать в них и какие переживания должны при этом быть в сердце? Алексей Грибанов. Вороне ж

    «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь » — этими великими и святыми словами, в которых мы призываем Пресвятую Троицу, начинается не только молитвенное правило , но и каждое богослужение, любое молитвословие, пастырская проповедь и вообще все, что так или иначе связано с Господом. Эти слова открыл нам Спаситель, повелев апостолам благовествовать по всей земле Евангелие и крестить людей во Имя Отца и Сын и Святого Духа. По сути эти слова можно назвать догматическим выражением единосущности Троицы. Господь повелевает крестить не во Имена Отца, Сына и Святого Духа, но во Имя, указывая, что у всех Троих Имя одно – Отец, Сын и Святой Дух, следовательно, Троица есть единый Бог. Мы верим, что Бог един, но в трех лицах : первое Лицо есть Бог Отец, второе Лицо - это Бог Сын и третье Лицо - это Бог Дух Святой. Всем трем Лицам принадлежит одинаковая власть, честь и поклонение.

    Произносить эти слова нужно не спеша, с особым благоговением и чувством близким к торжественности. Вы произносите Имя Божие, вы произносите Догмат Церкви. Если вас крестили в сознательном возрасте, то хорошо было бы вспомнить то мгновение, когда Бог открыл вам Церковные двери Святым Крещением во «Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В этих словах рождается новый человек – человек Божий. Это первые слова, которые мы слышим, становясь членами Церкви и дай Бог, чтобы именно они стали достойным завершением нашего христианского пути. С того момента, как священник крестил нас во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, эти слова сопровождают нас всю нашу жизнь. Эти слова мы слышим из уст матери, когда она приучает нас совершать крестное знамение нашей детской рукой. Эти же слова она произнесет, осеняя нас материнским благословением на брак. Этими словами мы невидимо получаем Божественную благодать через благословение священника. С этими словами мы осеняем себя крестным знамением. Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа – мы осеняем свои пути, благословляем пищу и начинаем всякое благое дело. Что же столько особенного сокрыто в этих удивительных словах? Старец Иоанн Крестьянкин говорил так – «Божия благодать - вот та святыня, сила и крепость, что сокрыта в словах этой молитвы и в крестном знамении, сопровождающем ее. Действия всех трех Лиц Пресвятой Троицы вступают в этой молитве в силу. Чему быть благоволил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить нам, верующим, снисходит в ней Дух Святый. И звучит сия молитва и как наше исповедание Бога, и как наша проповедь о вере. И малая молитва невидимо делает большое дело, освящая всякое человеческое начинание, давая ему великую власть стать жертвой Богу, и освящая одновременно и того, кто эту жертву приносит. <…> будем же всегда помнить, что - эта молитва есть та спасительная печать, запечатлевающая принимающих ее во спасение; - она есть ключ, отверзающий ум и все силы души к принятию Слова Божия; - она есть страж, охраняющий чистоту души, ума и сердца. Дорогие мои, примем же сознательно и вдумчиво Божий дар - святыню этой молитвы - и на заре начинающегося дня, когда поставляет она нас пред иконами на утреннее поклонение Богу, и в течение дня, испрашивая Божие благословение на всякую нашу духовную и житейскую потребу, и ею же начнем и свою вечернюю жертву Богу пред отходом ко сну. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» , - звучит и с амвона всякий раз , призывая внимание наше к слышанию проповеди о Боге, о святыне, о святых» . (Собрание проповедей Иоанна (Крестьянкина) . Вместо Предисловия)

    Не спешите произносить эти слова. Относитесь к этим словам, как к святыне не меньшей чем икона или святые мощи. Произносить их нужно со страхом Божиим, так как по учению Отцов в этих словах сокрыта великая благодать. Только одни эти слова уже освящают весь наш день. Произнося эти слова, хотя бы на некоторое время, отдайте свой ум и сердце Пресвятой Троице, как бы в объятья бесконечно любящего Отца. Но согласно учению Отцов Церкви, не в коем случае не нужно представлять себе Бога, каким бы образом не хотелось этого сделать. Бог невидим и не постижим, а в молитве достаточно помнить о Его величии.

    Вообще, говоря об образах и переживания бываемых на молитве следует сказать, что Церковь запрещает обращать внимание на различные виды переживаний. В молитве нужно искать только одного – покаяния и плача о грехах. Некоторые христиане, попав под влияние сектантских проповедников, начинают искать в молитве «откровения» и постоянно прислушиваться к себе и к своим помыслам. Святые отцы строго на строго запрещают принимать любые помыслы, которые возникнут у нас на молитве, будь то благие, нейтральные или откровенно плохие. Тоже самое касается возвышенных состояний. Таких возвышенных состояний, о которых написано в книгах великих исихастов, сподоблялись единицы из всего христианского мира. Духовные переживания, если они действительно даны от Бога, совершенно ни на что не похожи. Даже само состояние Страха Божьего настолько непохоже ни на что земное, что его даже сравнить не с чем. Святитель Игнатий Брянчанинов так и говорит — «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа ». Итак, во всем, что касается духовной жизни. Поэтому никогда не ожидайте никаких переживаний или высоких состояний, но как учил преподобный Иоанн Лествичник – «Отвергай рукой смирения приходящую радость, чтобы не обольститься ».

    Венчает фразу – «во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» слово «Аминь». Следует сказать, что это слово, как и ряд других (напр. Аллилуйя) не переведены на русский язык, а представлены нам в том варианте, как они звучат на иврите. «Аминь» — очень многогранное в своем значении слово. В различных контекстах оно может переводиться, как «твердый», «надежный», «постоянный», а также — «да будет так», «воистину», «бесспорно» и пр.

    В первые слово «Аминь» в Священном Писании употребляется в книге Чисел. В пятой главе Боговидец Моисей описывает ритуал, который наглядно выявлял измену жены. В Законе сказано, что муж заподозривший в измене свою супругу, имел право обратиться к священнику с просьбой о проведении специального ритуала. Ритуал заключался в том, что муж должен был принести ячменную муку в жертву ревности за свою жену. Священник же наливал в глиняный сосуд освященную воду и клал туда землю, взятую с пола скинии. Затем обнажал голову женщины и давал ей в руки приношение и произносил проклятие говоря – если ты не изменяла своему мужу, то не будет тебе никакого вреда от этой воды, а если ты изменяла, то тогда предаст тебя Господь проклятию и лоно твое будет опавшим, а живот опухшим, и ты будешь проклята в народе. Так вот, соглашаясь на такое страшное действие, женщина должны была двукратно произнести — АМИНЬ, АМИНЬ, что являлось как бы усугубленной клятвой и согласием на такой Суд Божий.

    В Ветхом Завете слово «Аминь» употреблялось, как духовная формула для одобрения или согласия. Ярким примером является 27 глава Второзакония . В этой главе описывается церемониал произнесения проклятий на ослушников закона – «Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь» и т.д.

    Все это указывает на то, что слово «Аминь» употребляется, как некая духовная печать, наше согласие или волеизъявление на принятие ответственности перед Богом в надежде, что наша молитва будет исполнена или услышана. В качестве примера можно привести молитву «Отче Наш». Сказанное нами в конце молитвы «Аминь», означает не только нашу просьбу, но и наше согласие оставить долги нашим обидчикам, чтобы и Господь простил нам наши грехи. То есть мы даем согласие Богу, мы обещаем Богу сделать то, о чем говорится в молитве. В этом смысле «Аминь» уже больше чем просто обещание Богу, это скорее закрепление, своего рода духовная печать.

    В трудах Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового Русского словаря» я нашел древнерусскую поговорку – «Аминем дела не вершить » (т. е. одними словами, обещаниями). Это указывает на то, что в старые времена слово «Аминь» понимали именно так, как в случае с молитвой « », то есть христианин не только просит, но и готов к действиям.

    В Новом Завете слово «Аминь» употребляется, как знак подтверждения и согласия в конце славословия. Например, слова апостола Павла – «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь » (Рим.1:25). В данном случае слово «Аминь» сказано в том же смысле, что и в начале молитвослова. То есть когда мы говорим – «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», то «Аминь» тут будет означать ничто иное, как непоколебимость и несомненность.

    Анатолий Баданов
    администратор миссионерского
    проекта «Дышу Православием»



    Поделиться: