27 марта день католическая пасха. Почему Пасха каждый год разного числа

Православная и Католическая Пасхи - какого числа, дата

Мы повествуем вам о Пасхе, истории и традициях проведения этого церковного праздника, какого числа будет в 2016, 2017, 2018… годах православная и католическая Пасхи и многое другое, обо все о том, что связанно с этим почитаемым во всем мире праздником, ее проведением и празднованием.

Уверенны, что вам хорошо известно, православная, как и католическая Пасха - это христианская церковная дата, которая посвящена такому историческому событию, как - воскресению Иисуса Христа, и знать о Пасхе, ее истории возникновения, праздновании и традициях проведения, нужно бы знать каждому из нас.

Воскресение Христово - самый почитаемый и один из самых древнейший праздников во всем церковном календаре. Название праздника Пасхи (Воскресение Христово), появилось очень давно, а пошло от еврейского слова “песах” Пасха у еврейского народа была посвящена, прежде всего - избавлению Израиля от египетского рабства.

В современном мире, в глазах многих христиан Воскресение Христово (Пасха) - является главным символом искупления грехов людей, через физическую смерть Иисуса Христа с последующим его воскрешением.

Назвать Пасху праздником, даже самым большим и почитаемым в мире праздником - слишком мало и неправильно. Ведь Пасха важнее любого другого праздника и точно значимее любого события, когда либо, происходившего в мировой истории. В этот день все люди в мире, а значит - почти каждый из нас, получают надежду на спасение, ведь Христос воскрес.

Почему этот день называется Пасхой, потому что это значит - “переход”, а отмечается Пасха , как в Православной, так и в Католической Церкви как главный день года. В церковной Пасхе - вся суть христианства, за всю его историю, весь смысл веры человечества.

Римско-католическая церковь в 16 веке, провела масштабную реформу календаря. Целью этой реформы являлось - ввести новый метод исчисления Пасхи. Именно по этой причине католическая православная Пасхи и имеют расхождение в датах проведения праздника. Это обусловлено, прежде всего, разницей церковных полнолуний, а еще и различием солнечных календарей.

Католическая Пасха в западном мире проводится раньше (почти в половине случае), православной на неделю, примерно в 30 процентов случаев Пасхи совпадают, в пяти процентах случаев - разница между православной и католической Пасхой составляет 1 месяц и в 20 процентах - составляет 5 недель. Различия в проведении Пасхи в две-три недели не бывает.

В славянской ведической традиции Пасха - крупный и самый важный церковный праздник - день, когда после продолжительной зимы просыпается весь живой мир Внешнее природное пробуждение является символом внутреннего божественного действа - перерождения Вселенной.

Стоит отметить, что дата празднования Пасхи в те времена совпадал с днем весеннего равноденствия, а имела немного иной, отличный от современного понятия смысл.

В те далекие времена (ветхозаветные) - празднование Пасхи всегда происходило 15 числа месяца нисана по лунному календарю. В дальнейшем от начала Христовой Церкви стали праздновать Пасху в 14 день месяца нисана по лунному календарю (иудейскому).

На востоке в Малой Азии праздновали также в этот день, вспоминая главным образом Распятие Спасителя, в Риме и других католических церквях праздновали Воскрешение Христово в воскресный день после этой даты.

Обязательная для всех Церквей дата определения празднования Воскрешения Христа (дня Пасхи) - была обговорена, а затем и утверждена на первом Вселенском соборе в 325 году нашей эры Согласно решению собора Пасха должна была праздноваться в первое воскресенье месяца после окончания первого полнолуния, которое будет сразу после дня весеннего равноденствия.

Здесь же было установлено, что впредь Великая Пасха не должна будет праздноваться в один день с иудеями, а также до их празднования Воскрешения Христа, но в современное время, в западных церквях западной условие данной традиции сейчас не учитывается.

Расхождения в определении дат празднования Православной и Католической Пасхи между Западом и Востоком возникла в 16 веке, после введения в летоисчисление григорианского календаря (новый стиль). В тех пор на Западе начали применять новую формулу расчета дня празднования Пасхи, связанную с внедренным григорианским календарем.

На сегодняшний день в восточной церковной традиции применяется юлианский календарь (старое исчисление), именно поэтому дата Православной Пасхи рассчитывается от дня равноденствия по старому юлианскому стилю, в то время как в Католической традиции дата Воскрешения Христа рассчитывается от дня весеннего равноденствия, но уже по новому григорианскому стилю (календарю).

Беря во внимание тот факт, что дата полнолуния, от которой отталкивается исчисление празднование дня Пасхи, каждый год разная, т е. не является фиксированной и приходится на разные дни, то и между западным и восточным празднованием Воскрешения Христа также не может и не является фиксированным.

Дата Пасхи назначается в первое воскресенье, что следует за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В этом году у католиков это 27 марта.

Иногда даты православной и католической Пасхи совпадают: так было в 2014 году и будет в 2017. Обычно же католическая Пасха на несколько недель опережает православную.

Севастопольская католическая община в эти выходные отмечает праздник Пасхи.

Накануне, 26 марта, в субботу, в 19.00 пройдет традиционная вечерняя служба. А праздничная литургия состоится 27 марта в 10.00.

Богослужения организуют в помещениях прихода Св.Климента, которые расположены в жилом доме по адресу: ул.Шмидта, 2 (напротив кинотеатра «Дружба» - бывшего храма).

За неделю до Пасхи паломники, среди которых были и прихожане прихода Св.Климента, поднялись на гору Ставри-Кая, высота которой составляет 663 метра над уровнем моря. Этой традиции уже несколько лет. Крымские католики собираются накануне Вербного воскресенья в Ялте, чтобы все вместе провести богослужение Крестного пути, поднимаясь на гору Ставри-Кая.

У католиков Пасха - это больше семейный праздник. В страстной четверг, хозяйки проводят в своем жилище тщательную генеральную уборку. Это день заповеди о любви к любому человеку. В каждом приходе, в том числе и в Севастополе, священник омывает ноги прихожанам, но только мужчинам.

День Пасхи начинается с праздничного завтрака, на который собираются все члены семьи. Завтрак очень обилен - на стол ставятся самые изысканные блюда. Главным атрибутом Пасхи являются яйца. Они символизируют продолжение жизни и плодородие. Их окрашивают в разные яркие цвета и дарят детям или устраивают поиски яиц, спрятанных пасхальным Кроликом.

Обед в Пасху традиционно сопровождается праздничными блюдами. Например, жарким из молочного ягненка или жареной бараньей ногой с зеленым горошком и печеным картофелем. Католическим аналогом православному куличу служит изделие из теста в виде ягненка.

— древнейший христианский праздник, важнейший праздник богослужебного года, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. Это переходящий праздник — его дата в каждый год исчисляется по лунно-солнечному календарю.

В 2016 году Светлое Христово Воскресение у католиков празднуется 27 марта.

Слово "Пасха" происходит от еврейского "Песах" и дословно переводится как "прохождение мимо", имея значение избавления, перехода от смерти к жизни. Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта. Последние евангельские события происходят в дни иудейской Пасхи. В новозаветной церкви Пасха празднуется в память Воскресения Иисуса Христа. Тайная вечеря, страдания и смерть Христа происходили накануне Воскресения Христова, а в первый день седмицы после первого дня еврейской Пасхи Господь воскрес из мертвых.

После Пятидесятницы (Дня сошествия Святого Духа на апостолов) христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Иисусом Христом таинство евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Иисуса Христа.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоминание его страданий, а воскресенье — днем радости.

В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I веке праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 дня весеннего месяца нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнен в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.

Во II веке праздник отмечался ежегодно во всех церквях. Из сочинений христианских писателей следует, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как "Пасха крестная", которая совпадала с иудейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После нее отмечалось Воскресение Христово как Пасха радости или "Пасха воскресная".

В 325 году Первый Вселенский собор епископов в Никее запретил совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями".

В IV веке крестная Пасха и воскресная уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. В V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова.

В VIII веке Рим принял восточную Пасхалию. В 1583 году в римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В настоящее время дата католической Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху иногда более чем на месяц. Раз в несколько лет происходит совпадение пасхалии у разных христианских конфессий. Православная и католическая Пасха совпадали в 2001, 2004, 2007, 2010, 2011, 2014 годах. Также совпадут православная и католическая Пасха в 2017 году. Всегда при совпадении дней Пасха отмечалась в апреле.

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение . В церкви с древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней до отдания праздника Пасхи, принято христосоваться — приветствовать друг друга словами: "Христос воскресе!" — "Воистину воскресе!", при этом троекратно целуясь. Этот обычай берет свое начало с апостольских времен. Большое значение в богослужении имеет пасхальный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

В католическом богослужении на прихрамовой территории разжигается большой костер, от которого перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал — особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи после литургии.

На богослужение в Ватикане, которое транслируется по всему миру, собираются все высшие священнослужители Римско-католической церкви, включая 30 кардиналов. После службы понтифик совершает обряд крещения новообращенных католиков.

На торжественной пасхальной мессе с балкона Собора Святого Петра в Ватикане понтифик объявляет благую весть о воскресении Христа тысячам верующих, пришедшим на площадь. Поздравление верующим произносится на 63 языках, в том числе и на русском.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы над смертью.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг (последний четверг перед Пасхой), чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы (последняя пятница перед Пасхой), дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

В Италии на Пасху пекут "голубку", в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре — фансеку — суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник ходит по домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами и печеньем.

На Западе считают , что пасхальные яйца несет кролик. Кролик как культовый персонаж и атрибут Пасхи известен у западных христиан еще в ХVI-ХVII веках. В Германии Пасха является религиозным праздником, тесно переплетенным с древними языческими представлениями о наступлении весны.

Немецкое название Пасхи — Ostern, равно как и английское — Easter, происходит, по всей вероятности, от имени англосаксонской богини весны и плодородия Остеры (Эостре), спутником которой был заяц. По легенде богиня весны превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение данному феномену более простое — когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, шоколадных зайчиков, игрушечных цыплят. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Многие задают вопрос, как узнать, когда большинство христиан в России и странах СНГ будет праздновать пасху в 2015, 2016 и тд годах.

После Пятидесятницы (см Деяния) христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с Песахом. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью, и воскресением Христа. (Источник — wikipedia.org)

Этот же сайт дает объяснение вычисления даты восточной Пасхи:

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии:

где - остаток от деления нацело a на b.

Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте;

Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

Формула Гаусса вычисления Пасхи :

Остаток от деления;

a = + 15) /30] (например, = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта)

b = [(2· + 4· + 6·a + 6) / 7] (например, = 3,=5, итак для 2007 года b=1)

Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX-XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Почему каждый год Пасха празднуется в разное время?

Современная Пасха – это не тот праздник, который отмечал Христос и который выпадал всегда на один и тот же день – 14 Нисана. В этот праздник было привнесено много языческого, о чем свидетельствует и привязка его даты к солнечному и лунному циклу. Определение даты празднования Пасхи обсуждалось на Первом Вселенском Соборе 325 года по Р.Х. Чтобы не праздновать ее вместе с иудеями в один день, было принято решение установить этот праздник в первое воскресенье после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Если первое полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется на следующее.

Так как день весеннего равноденствия — 21 марта, то празднование Пасхи может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Так как в православной и католической церкви используют разные календари, то и празднование Пасхи православной и католической приходится на разные дни

Христианская Пасха празднуется весной , но день празднования - не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Чтобы вычислить день Пасхи , можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа - следующий день после Троицы.

Можно самостоятельно вычислить сроки Пасхи . Немецкий математик Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д. Каждая буква равняется следующему значению:

а - остатку от деления числа года на 19;

б - остатку от деления числа года на 4;

в - остатку от деления числа года на 7;

г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;

д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в +6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.

Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель .

Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + + д.

Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д - 9.

При расчете не следует забывать, что в 1918 году наша страна перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

  • Пасха в 2008 - 27 апреля;
  • Пасха в 2009 - 19 апреля;
  • Пасха в 2010 - 4 апреля;
  • Пасха в 2011 - 24 апреля;
  • Пасха в 2012 - 15 апреля;
  • Пасха в 2013 - 5 мая;
  • Пасха в 2014 - 20 апреля;
  • Пасха в 2015 - 12 апреля;
  • Пасха в 2016 - 1 мая;
  • Пасха в 2017 - 16 апреля;
  • Пасха в 2018 - 8 апреля.

Главный христианский праздник — Воскресение Христово — начинается у католиков еще в Великую субботу, когда освящаются огонь и вода и читаются 12 ветхозаветных пророчеств о Христе.

В древней церкви смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно — пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа ("Пастырь Ермы", III,V:1), а воскресенье как день радости (Тертуллиан, Dе corona mil., гл.3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у коринфян, так как апостол Павел писал им: "Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою" (1 Кор.5:7). В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I веке праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи, и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнен в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.

Во II веке праздник стали отмечать ежегодного во всех церквях. Причем, особым постом до воскресной ночи отмечались страдания и смерть Христа как "Пасха крестная", а после отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или "Пасха воскресная".

Постепенно стало заметным различие традиций поместных церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря. Возник так называемый пасхальный спор между Римом, Александрией и церквями Малой Азии. Последние строго держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской, тогда как на Западе сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом последнюю вычисляли как полнолуние после дня равноденствия.

На Первом Вселенском соборе в 325 году было запрещено совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями". Крестная и воскресная Пасхи в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке, но только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии, день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название "царя дней", "праздников праздника".

В VIII веке Рим принял восточную Пасхалию, но в 1583 году в Римско-католической церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху иногда больше чем на месяц.

Как и у православных, символом Пасхи у католиков служат крашеные яйца, которые тоже освящаются накануне.

Вечером в субботу в католических храмах совершается богослужение, называемое Всенощным Пасхальным утром. А утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядками.

Святитель Григорий Палама

Во второе воскресенье Великого поста православная церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, прославившегося как защитник исихазма (исихия — безмолвие) — мистического учения, возникшего в IV веке у монахов Египта и Синая — от сторонников рационального богопознания.

Он вырос в Константинополе. Отец его, аристократ, крупный чиновник при дворе императора, к концу жизни ушел со службы и принял монашество. Да и сам Григорий, хоть и учился у самого ректора университета, лучшего придворного филолога и богослова и в 17 лет сам прочел во дворце лекцию об Аристотеле, в 20 лет ушел на Афон и принял постриг.

Без малого 10 лет проходил он под руководством афонских старцев школу молитвы и созерцания, а когда в 1325 году вместе с остальными монахами вынужден был бежать с Афона, спасаясь от турок, принял священнический сан и основал в Македонии близ города Верии свою монашескую общину. Там до сих пор в монастыре Иоанна Предтечи сохранилась пещера, где он занимался "умной" (то есть непрерывной безмолвной) молитвой.

Шесть лет спустя он вернулся на Афон и жил отшельником, пока афонские иноки, взволнованные нападками на них Варлаама Калобрийского, монаха, писателя, философа и богослова, закончившего свои дни католическим епископом, а в то время, в 1330 году, приехавшего в Константинополь преподавать в университете, потом ставшего игуменом монастыря Спасителя в Фессалониках и ведшего от лица императора Андроника III Палеолога конфиденциальные переговоры с представителями папы о церковной унии.

Этот схоласт, узнав от простых неграмотных иноков о некоем "техническом способе", который применяли исихасты при творении умной молитвы, неистово напал на них, и афонские старцы благословили Григория Паламу дать ему достойный ответ.

Завязавшаяся между ними бурная полемика вылилась в серию богословских трактатов и окончилась победой Григория Паламы, подтвержденной потом на Константинопольском соборе 1351 года, определения которого были внесены в чин Торжества православия.

Спор с Варлаамом продолжался 6 лет, а в 1342 году Григорий Палама ушел в затвор — сперва в монастыре святого Михаила, потом в одной из его пустыней. Наконец он удалился на остров Ираклия. А между тем партия его противников взяла верх в Константинополе и через 4 месяца его под конвоем доставили в столицу, посадили в тюрьму, а после собора 1347 года, на котором победили его противники, даже отлучили от церкви. Но уже на соборе 1347 года Григорий Палама был оправдан, а его противники осуждены.

Когда императором стал Иоанн Кантакузин, патриарший престол занял Исидор Вухир, друг исихастов, и Григория Паламу избрали архиепископом Фессалоникийским. Но приступить к своим обязанностям он смог лишь через 3 года — до этого его просто не пускали в город политические соперники императора, сторонники Палеологов.

Между тем богословские споры не утихали, как не утихала и борьба за власть. В 1354 году, отправившись в Константинополь, чтобы стать посредником между императором и Иоанном Палеологом, Палама попал в плен к турецким пиратам и пробыл у них около года, проповедуя своим тюремщикам Евангелие, пока сербы не заплатили выкуп за его освобождение.

Вернувшись в Фессалоники, он еще несколько лет управлял епархией пока в ноябре 1359 года в 63 года его не сразила смертельная болезнь.

Не прошло и 10 лет со дня его кончины, когда соборным решением он был официально вписан в календарь Святой Софии патриархом Филофеем, который сам составил ему церковную службу как святителю. Мощи святого вначале были положены в храме Святой Софии в Фессалониках, потом перенесены в монастырь Влатадон, а с 1890 года хранятся в кафедральном соборе города, освященном во имя святого Григория Паламы.

Именно византийские исихасты, единомышленники Григория Паламы, поверили в Русь — что она примет от гибнущего Второго Рима задачу сохранения истинного православия и станет удерживающим заслоном от языческого Возрождения, к которому идет Запад. Митрополиты Киевские — и греки, и славяне — с удивительным единодушием созидали Московскую Русь, способствуя ее становлению и своей жизнью, и своей смертью. И Русь оправдывала их надежды — богословие исихазма было воспринято Русской церковью как истинное и дало то лучшее, что у нас есть — преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Савву Сторожевского, Феофана Грека и Андрея Рублева с его "Троицей", небывалый расцвет зодчества, а вслед за духовным и культурным подъемом — окончательное свержение татарского ига и огромный территориальный рост государства…

А забвение этого учения привело к тому, что просвещенный правящий слой — дворяне, интеллигенция — то и дело попадал под влияние то католических, то протестантских умов, то французских просветителей, то немецких философов-мистиков, увлекаясь агни-йогой, дзеном, каббалой. И за эти увлечения Россия часто платила кровью.

Но, сохраняя порой святыни свои под спудом, русский народ, возможно именно с их помощью, пережил и Смуту, и петровские преобразования, и Отечественные войны 1812, 1914, 1941-45 годов, и революции, и перестройки. Не случайно последние российские императоры Александр III и Николай II золотым веком России считали именно Московскую Русь и в разных формах пытались возродить ее утерянные традиции, снова обрести себя.

Икона Божией Матери Феодоровская

В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом было установлено празднование иконе. А немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции, в честь Феодоровской иконы стали получать отчество Федоровна.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели брата великим князем Владимирским, в 1239 году торжественно перенес останки брата из Ростова в Успенский собор Владимира, а его иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной.

С тех пор Феодоровская икона Божией Матери стала моленным образом святого Александре, а после его смерти в память о нем была взята его младшим братом Василием, который умер в Костроме, где она и осталась в соборе святого Феодора Стратилата.

Появились ее многочисленные списки. Один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила инокиней Марфой. Образ этот почитался как одна из святынь дома Романовых, который пополнил целый сонм иноземных княжон, получавших при переходе в православие не только новое имя, но и отчество в честь родовой иконы: это и Мария Федоровна, жена Павла I, и Алесандра Федоровна, жена Николая I, и Мария Федоровна, жена Александра III, и Александра Федоровна, жена Никлая II и ее сестра Елизавета Федоровна, жена великого князя Сергея.

В 1930-е годы Успенский собор в Костроме, где хранился чудотворный образ, был разрушен, и икону перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста.

18 августа 1991 года Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в возвращенный Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии.



Поделиться: