Какой день недели всегда приходится празднование пасхи. Почему Пасха в разные дни – разберемся в извечном вопросе

© Анатолий Степанов, tochka.net

Почему Пасха в разные дни - этот вопрос интересует многих людей разных вероисповеданий. И в последнее время все чаще возникает идея призвать всех христиан отмечать Светлое Христово Воскресенье в один день.

Почему Пасха в разные дни отмечается в разные годы

Существует единое правило, по которому Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия. При этом если первое полнолуние приходится на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее. Кроме того, христианская Пасха не празднуется в один день с иудейской.

Лунный календарь составляет 354 дня, в отличие от солнечного, который, как известно, составляет 365 дней. А значит, лунный календарь меньше солнечного. В лунном месяце 29,5 суток, т.е. полнолуние происходит каждые 29 дней.

Таким образом, первое полнолуние после 21 марта наступает в разные дни, что приводит к смещению и дня Пасхи.

Поскольку день весеннего равноденствия чаще всего приходится на 21 марта, то празднование Пасхи может быть не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Почему Пасха в разные дни отмечается в разных вероисповеданиях

Православная и католическая церкви производят летоисчисление по разным календарям. Православные христиане - по юлианскому, а католики - по григорианскому. Отсюда празднование православной и католической Пасхи также приходится на разные дни.

Например, в 2013 году католическая Пасха приходится на 31 марта, а православные празднуют Христово Воскресенье 5 мая.

В 325 году, когда на Первом Вселенском Соборе было принято правило исчисления дня Пасхи, в Риме весеннее равноденствие произошло 18 марта, в Александрии - 21 марта.

Рим и Александрия в то время рассчитывали дату Пасхи по юлианскому календарю, которым до сих пор пользуется Русская Православная, Украинская автокефальная и ряд других Православных Церквей.

Иудейская же Пасха (Песах) исчисляется проще остальных - она всегда приходится на 15-й день месяца нисан, знаменательную дату, когда евреи ушли из Египта. Началом месяца в иудейском лунном календаре является новолуние. Продолжительность лунного месяца составляет 28 дней. Поэтому иудейская Пасха как раз и приходится на следующий после полнолуния день месяца нисан.

Вопрос об ежегодном изменении даты празднования Светлого Христово Воскресенья и несоответствии этой даты межу разными конфессиями задают многие . Для того чтобы ответить на него , нужно немного углубиться в историю .

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни — почему смещается дата Пасхи

В христианской религии существуют праздники , даты которых ежегодно приходятся на одно и то же число – они называются неподвижными (например , Рождество Христово ). Эти праздники отмечаются по принятому в странах Европы солнечному календарю .

Согласно календарю древних израильтян, день Пасхи , связанный со смертью и воскресением Иисуса Христа , должен праздноваться с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана (Авива ). Этот день приходится на новолуние , следующее после наступления даты весеннего равноденствия . Относительно обычного солнечного календаря этот дата смещается , поэтому Пасха , а также связанные с этим праздником Вознесение Христово и Троица (Пятидесятница ), празднуются ежегодно в разные дни и называются подвижными праздниками .

Способ вычисления даты Пасхи остается неизменным — Светлое Воскресенье празднуется при наступлении весеннего равноденствия (21 марта ) в первое воскресенье после новолуния . Если новолуние приходится на воскресенье , то Пасха отмечается в следующее .

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни — Юлианский календарь

Древние израильтяне вели отсчет времени по лунному календарю . Лунный год состоял из 12 месяцев , содержащих попеременно 29 или 30 дней . Таким образом , в году насчитывалось 354 дня .

У других народов использовался солнечный календарь . Согласно этому циклу год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый . Каждый год дополнительно добавлялось по 5 дней , то есть год равнялся 365 дням . Разница между лунным и солнечным годом составляла 11 дней .

Такое исчисление требовало согласования , поэтому евреи вводили через каждые 2 —3 года дополнительный месяц , тринадцатый по счету (Ве —Адар ). В 46 году римским императором Гаем Юлием Цезарем была проведена реформа , согласно которой в году принято было 365 дней , а каждый четвертый год – 366 . Этот день добавлялся к февралю . Такой календарь получил название Юлианский . В Православной церкви до сих пор существует Юлианское летоисчисление , называемое старым стилем .


Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни — Григорианский календарь

Со временем выявилась неточность вычислений — когда на календаре было лишь 11 марта , фактически наступало весеннее равноденствие , которое должно приходиться на 21 марта .

В 1582 году был принят новый Григорианский календарь согласно реформе Римского Папы Григория XIII . Такое летоисчисление принято называть новым стилем . Однако в разных странах новый календарь был введен в разное время . В России это произошло только после Октябрьской революции в 1918 году .

Православная церковь выступила против введения нового стиля. Д о сих пор праздники Православной церкви отмечаются по Юлианскому календарю , а весь остальной Христианский мир живет по Григорианскому календарю . Поэтому в странах Западной Европы Католическую Пасху , а также другие религиозные праздники отмечают всегда раньше , чем в России , где преобладает Православие .


Немногие христиане знают, почему Пасха в разные дни. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить историю возникновения праздника и основу расчета его даты. Статистика показывает, что даже знатоки этой темы в двух словах не могут изложить ее суть, так много важных событий здесь переплетается.

Великое воскрессение - один из самых главных христианских праздников, который почитается миллионами верующих, поэтому так важно хотя бы теоретически знать, почему Пасха в разное время. Ведь в современном мире не приходится забивать этим голову. Выпускаются церковные календари с указанием дат всех праздников, а также приходит на помощь интернет, в котором есть уже готовые формулы (нужно лишь поставить год для расчета или найти соответствующую тему).

Как рассчитывается святой день?

День празднования воскресения Иисуса Христа каждый год выпадает на новую дату. Она рассчитывается по специальным формулам, некоторые данные которых являются переменными величинами. Чтобы высчитать дату Христова дня по одной из них нужно знать:

Весеннюю дату, когда день равен ночи
Дату полнолуния, следующего за равноденствием
День недели, в который празднуется Светлое воскресение

Просмотрев многие вычисления, которыми пользуются ученые, пропадает всякое желание попробовать рассчитать дату праздника, так они сложны и требуют определенных знаний, как в области математики, так и астрономии. Почему меняется дата Пасхи?

Определение даты по формуле

Достаточно простая формула, предложенная Карлом Гауссом в начале 19 века, содержит только лишь математические вычисления. Объяснений по поводу данного вычисления он не дал, но по нему можно определить время праздника в любом году.

Действия:

  1. Год (вернее его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А
  2. Число года разделить на 4 = В
  3. Число года разделить на 7 = С
  4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D
  5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е
  6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9

Пример расчета для 2014 года:

  1. 2014: 19 = 106, остаток = 0
  2. 2014: 4 = 603 ост 2
  3. 2014: 7 = 287 ост 5
  4. (19 * 0 + 15) : 30 = 0,5 остаток 15
  5. (2 * 2 + 4 * 5 + 6 * 15 + 6) : 7 = 17 остаток 1
  6. 15+1 = 16 больше 9, значит Христов праздник будет в апреле 16-9=7, поправка на стиль +13 дней, значит 20 апреля.


Воскресение после полнолуния

Православная церковь пользуется расчетом, которым был принят еще в третьем веке. Пасха отмечается по правилам александрийской пасхалии после наступления весеннего равноденствия (21 марта по старому стилю и 3 апреля по новому) в первое воскресение после полнолуния.

Немного истории

Много лет прошло с тех пор, как Иисус Христос был распят за грехи людские и воскрес. С того времени ежегодно празднуется Христов день на четырнадцатые сутки первого месяца весны. По древнему лунному календарю это событие выпадает на первый день недели, то есть воскресенье. До завоевания Вавилоном этот месяц назывался Авив, а после пленения – Нисан. В современном календаре есть четко установленные рамки празднования воскресения Господнего: этот день может быть между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (22 марта и 25 апреля по старому).

Все дело в том, что раньше не было единого летоисчисления. Один из самых древних народов - израильтяне, следили за временем по лунному численнику, египтяне и римляне же – по солнечному.

Лунный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 29 или 30
Число дней в году 354

Солнечный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 30
Число дней в году 365

Видно, что разница в днях между календарями составляла 11 дней. Чтобы сгладить несоответствие, евреи добавляли дополнительный месяц – тринадцатый (Ве-Адар) каждые несколько лет. Это происходило в тот год, который в современном календаре считается високосным. Некоторые народы считали, что в году всего 10 месяцев (304 дня), причем год начинался с марта, а потом добавлялись оставшиеся январь и февраль.


Проведение двух значимых реформ упростило процесс контроля за уходящими днями:

1. Реформа Цезаря – Юлианский календарь

Римский император Гай Юлий Цезарь принял решение упорядочить летоисчисление на своей территории. Таким образом, новый Юлианский календарь содержал 365 дней в году, а в високосный – 366. Но, несмотря на это, лунный численник не прекратил своего существования и велся параллельно.

Реформа была закреплена окончательно для всего христианского мира в 325 году на соборе епископов. Именно тогда в честь императоров были названы месяцы июль и август. Юлианский численник используется в Православной церкви.

2. Основание Григорианского календаря

У природы свои законы. Юлианское летоисчисление оказалось несовершенным: наступало весеннее равноденствие, а на календаре было только лишь 11 марта. Опять возникла необходимость в реформировании. Римский папа Григорий XIII в 1582 году основал Григорианский календарь, по которому год состоял из 365 дней.

Это интересно:

У жителей Рима и Египта, которые ориентировались по солнечному календарю, было разное количество дней в году: 355 и 354.

Новое времяисчисление в России стало использоваться только спустя 336 лет после проведения реформы. Православная церковь противилась его принимать, вспыхивали восстания, проливалась кровь.

Разница между новым и старым стилями сейчас составляет 13 суток. Изначальная разница в 10 суток увеличивалась в каждом веке на одни сутки.

Сначала проходит иудейское Воскресение, затем католическое и православное. Почему так происходит и зачем пекут куличи на Пасху можно узнать, заглянув в историю.

Часто даты пересекаются: иудейская может совпасть с католической, а католическая с православной. Иудейская же с православной никогда не пересекаются.

В Израиле неделя начинается с воскресенья – это первый рабочий день. Суббота – выходной, а пятница, как правило, сокращенный день.

Во времена существования Александрии день Пасхи вычислял действующий епископ и сообщал об этом в Рим, чтобы празднование совершалось в один день. Но постепенно такая традиция исчезла.

Было время, когда христиане не морочили себе голову расчетом даты Воскресения Господнего и вопросом, почему Пасха переходящий праздник. Они отмечали праздник через неделю после иудейской Пасхи.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

Самым значимым в году священным праздником для всех верующих, как католиков, так и православных, является Пасха, или, как она полностью именуется, Светлое Христово Воскресение. Давайте рассмотрим подробнее некоторые его вопросы, а именно: в чем смысл торжества, его исторический подтекст, религиозная значимость, почему Пасха празднуется в разное время и основные ее традиции.

Историческое значение

Итак, во-первых, пожалуй, стоит упомянуть о тех событиях, которые всегда предваряют этот светлый день. Это Масленица и Великий пост. Во время последнего все верующие очищаются как физически, так и мысленно, подготавливая себя к такому яркому долгожданному празднику. Это необходимо затем, чтобы быть максимально отрешенными от земных ядов, пристрастий и чревоугодия и приблизиться к Богу. Дело в том, что Светлая Пасха - это символ воскрешения, возрождения в новом, чистом, невинном. Согласно Библии, этот праздник знаменует собой тот великий день, когда тела Иисуса Христа не обнаружили в пещере, где он был похоронен после распятия, и в последующие 40 дней явилось множество знаков всем ученикам и простым людям, что он воскрес. Таким образом, у всех верующих появилась надежда, а ведь это так важно.

Основные традиции праздника

Религиозная значимость Светлого Воскресения неоспорима, ведь этот день ознаменовал собой торжественную победу жизни над смертью, после которой открывается дверь в Царство Божье. Поэтому, когда празднуется Пасха, во всех церквях, как католических, так и православных, проводятся самые масштабные богослужения. Множество людей собирается на них еще рано утром, чтобы разделить друг с другом это счастье, эту радость и насладиться праздником вместе.


В течение многих лет празднования этого события появилось множество традиций, выражающих собой солнечный настрой - яркие крашеные яйца и сладкие куличи с помадкой и посыпкой из цветного сахара, внутри с изюмом. Люди обмениваются поздравлениями, которые звучат как «Христос Воскрес» и «Воистину Воскрес». Особое же значение придается именно окрашенным в красный цвет яйцам, поскольку этот оттенок символизирует переход после смерти в вечную жизнь. Продолжается гуляние в течение всей недели, и его окончание называется Антипасха, оно происходит в следующее воскресенье.

Блюда и мероприятия


Также к этому празднику, как мы уже говорили ранее, завершается Великий Пост, а потому стол накрыт богато, ярко и по-особому. Наблюдается обилие еще недавно запрещенного мяса, молочных блюд, а потому хозяюшки так стремятся порадовать своих домочадцев и угодить им. Верующие встречаются в церквях для освящения приготовленных куличей, дарят их родственникам с непременным приложением в виде нескольких крашеных яичек с надписью «ХВ» (Христос Воскрес). А за несколько дней до этого люди затевают генеральную уборку в своих домах, купания, чтобы встречать Пасху в чистоте и опрятности. С самого утра, еще до обычного завтрака, традиционно нужно съесть одно праздничное яйцо и после кусочек кулича в ознаменование Светлого Воскресения.

Пасха для детей

В последний день, Антипасху, также принято гулять по-особому. Называется он еще «Красная горка», и именно в этот день назначается множество свадеб, устраиваются народные гуляния и торжества, шумные собрания, в общем, все, что также находилось под запретом в течение всего поста. Этого праздника ждут и дети, ведь это настоящее раздолье для сладкоежек и для верящих в сказки. Дело в том, что им объясняют, что яйца во все дома приносит Пасхальный кролик, а потому этот символ становится для них очень интересным.


Так, к примеру, проходит Пасха в Англии и других европейских городах: в доме собирают множество детей на торжество, а тем временем на заднем дворе или в самих комнатах взрослые прячут по разным углам и незаметным местам крашеные яички, после чего детей разом выпускают их искать. Тот проворный малыш, который отыщет больше всех, обязательно должен быть награжден. А затем все поют торжественные пасхальные песни, проводят познавательные викторины, также детей можно занять изготовлением поделок и рисунков на праздничную тему.

Вычисление даты

И, разумеется, многих верующих с детства интересует ответ на вопрос о том, почему Пасха празднуется в разное время каждый год, в отличие от других торжеств, таких как новый год. Ведь зачастую многие не знают, когда она точно наступит, а потому некоторое время могут находиться в замешательстве. И потому мы непременно на него ответим: все дело в календаре, по которому происходит вычисление даты Пасхи. Так было принято еще задолго до нашего века, и это правило соблюдается очень строго. Так, священнослужители объясняют, почему Пасха в разное время, тем, что этот день должен выпадать после дня весеннего равноденствия на первое воскресенье после первого полнолуния. А поскольку фазы Луны подчиняются не привычному всем, а собственному календарю, и происходит перемещение дня светлого праздника Пасхи.

Различия в датах


Если говорить подробнее о вычислении начала праздника, следует отметить тот факт, что недели по Лунному календарю не совпадают с таковыми по Солнечному, а потому в итоге в лунном году оказывается не 365-366 дней, как обычно, а на десяток меньше. В результате лунные месяца сдвигаются, и день весеннего равноденствия может выпасть как на начало месяца, так и на середину или конец. И, таким образом, и Светлое Воскресение либо приблизится к этому дню, либо отдалится от него. Также многих верующих может интересовать, почему Пасха празднуется в разное время у католиков и православных. На этот вопрос мы также постараемся ответить. Дело в том, что первые пользуются григорианским календарем, а вторые - юлианским, а расхождение между ними составляет целых 13 дней. Также католики определяют весеннее равноденствие астрономически, а православные вычисляют его по своему календарю. Отсюда и такое различие дат, в которые верующие празднуют этот день Светлого Христова Воскресенья. Однако раньше, еще задолго до общего договора об этом, расхождение было намного больше, а потому и придумали это правило еще в 325 г. в городе Никее. Теперь и мы знаем, почему Пасха празднуется в разное время каждый год.

Происхождение названия

Интересно будет узнать не только то, почему Пасха каждый год в разное время, но и откуда взялось название это праздника. Здесь христианская Пасха тесно связана с иудейской. Дело в том, что у иудеев этот день знаменует собой массовый исход всех израильтян из Египта, где в течение долгих мучительных 430 лет они находились в рабстве и терпели многочисленные унижения. Однако фараон того времени не отпускал их на свободу до тех пор, пока сам Господь не явил ему свое могущество, наказав весь Египет десятью карами. Последняя из них была самой страшной: из каждого дома ночью исчезли все младенцы-первенцы. Однако это наказание настигло только египтян, так как еврейские дома были помечены красным крестом из крови отданного на заклание накануне ягненка, а мясо его было съедено. Отсюда возникло слово «Песах», означающее «миновать, обходить», то есть кара обошла дома евреев. Также этим словом был назван и ягненок, принесенный Богу в жертву.


Итоги

Таким образом, для всех верующих Пасха безоговорочно является одним из самых значительных, масштабных и торжественных праздников. Ведь, несмотря на его глубокий религиозный смысл, уходящий своими корнями в тысячелетнюю древность бытия, даже простые люди, не крещеные и не знакомые с традициями христиан, отмечают этот день вместе с верующими, а это, согласитесь, очень важно. Ведь любые праздники сплачивают народ, объединяют, а уж такой светлый праздник, как Пасха, тем более. Ведь он такой яркий, открытый, душевный! Все веселятся, наслаждаются праздником, радуются жизни, которую им обещал Господь и после смерти, только в ином мире. А потому Пасху так любят все люди.



Поделиться: