Внешняя политика м с горбачева. Внешняя политика М

Значимой чертой нового этапа советской дипломатии стали ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.) положили начало к сокращению ядерного оружия в мире. Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

За май 1988 – февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего второй съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дру­жественной страны грубой политической ошибкой. Дипломатия приложила много усилий к пре­кращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску решения палестинской про­блемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.

Произошли изменения в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. После их выполнения весной 1989 г. между двумя вели­кими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономи­ческом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со свои­ми партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров социалистических стран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестаби­лизацию общественно-политической обстановки, Советское правительство ответило экономическим давлением, пригрозив, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и под­толкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистичес­ких странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румы­нии, где произошли кровопролитные столкновения) от компар­тий к национально-демократическим силам. В Югославии паде­ние социалистического строя (как позднее в СССР) привело к развалу страны. Вхо­дившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись за­тяжные военные действия между сербской, хорватской и мусуль­манской общинами на почве национально-территориального раз­межевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в про­цессы, на глазах кардинально менявшие политический и социаль­но-экономический облик социалистических, союзных государств. Особо наглядно самоустранение СССР проявилось по самому важнейшему в послевоенной истории Европы германскому вопросу. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М.С. Горба­чев высказался в том смысле, что «канцлер может взять дело объединения Герма­нии в свои собственные руки». Не встретило принципи­альных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО. В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выбо­ры. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных пар­тий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая респуб­лика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближе­ние с Западом взяли и практически все новые правительства бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готов­ность вступить в НАТО и Общий рынок.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обра­титься в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Ка­наде, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии).

Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в но­менклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпиро­ванной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помо­щи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единст­венной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский пре­зидент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

РАСПАД СССР

Крайне сложную политическую ситуацию в стране до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Колбина Г.Н. вынуждены были снять и заменить Н.А. Назар­баевым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство, естественно, пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в городах Баку и Сумгаит были введены войска, что привело к недовольству позицией Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратистское движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова – Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но с нарастанием экономических трудностей тенденция к сепаратизму усилилась. В результате, в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские в ответ на обвинение в эксплуатации других народов выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5 % валового национального продукта СССР, давала 90 % нефти, 70 % газа, 56 % угля, 92 % древесины и т.д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае благодаря своим природным богатствам и таланту народа она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Ельцин Б.Н. призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграла решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

Между тем, нарастание кризиса в национальных отношениях продолжалось. В апреле 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, пытавшихся ворваться в правительственные здания. Приказ об использовании войск для разгона демонстрации отдали местные власти, но гнев и ненависть населения была направлена против Москвы. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Наконец, 12 января 1991 года в литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшем под защиту местное телевидение, выступавшее с призывами к независимости. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.

В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70 % населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.

В России одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. В июне 1991 г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав 57 % голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Н.А. Рыжков, получил лишь 17 % голосов. Вице-президентом был избран полковник А.Н. Руцкой, герой Афганистана, чрезвычайно популярный в стране. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником – Днем независимости России.

Посты президентов были введены и в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л.М. Кравчук, А. Бразаускас и др.).

Ельцин Б.Н. принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей.

Государственный комитет по чрезвычайному положению объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Ельцин Б.Н. один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. Горбачев М.С. вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

Горбачев М.С. пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

О победе всемирной марксистской революции во второй половине восьмидесятых годов могли мечтать только неисправимые идеалисты-романтики. Невооруженным взглядом можно было убедиться в неэффективности командно-административной экономики и абсурдности ее результатов. Весь мир, включая страны, находящиеся на куда более низких ступенях развития, испытывал проблему сбыта излишних товаров, в то время как так называемый «социалистический лагерь» страдал от их недостатка. СССР, теоретически богатейшее государство, на практике не мог прокормить собственное население. В этот критический момент к власти пришел человек, не похожий на предыдущих партийных руководителей. Внешняя и внутренняя политика Горбачева привела в исторически короткий срок (всего за шесть лет) к разрушению почти всего, что создавалось тремя поколениями советских людей. Виноват ли в этом генсек или просто так сложились обстоятельства?

Что за человек Горбачев

Для он был молодым. Привычные к невнятным речам престарелых руководителей граждане СССР поначалу с интересом слушали вновь избранного Генерального секретаря дивясь, в общем-то, обычной вещи - умению разговаривать по-русски и без бумажки. В 1985 году М. С. Горбачеву исполнилось всего 54 года, по партийно-номенклатурным меркам - «комсомолец». За время, предшествующее овладению высшим руководящим постом, Михаил Сергеевич успел немало: окончить школу (1950), поработать комбайнером, поступить на юрфак МГУ, жениться (1953), стать членом КПСС и занять пост секретаря горкома в Ставрополе (1955). Именно последний пункт биографии вызывает вопросы: все предыдущее проделывали многие советские люди, а вот сесть всего через два года после получения диплома в столь высокое кресло - это уже фокус в стиле Гудини. Ну да ладно, может быть, молодой человек (22-летний) и в самом деле хватал с неба звезды. К тому же секретарем он был не первым, а чтобы продолжить карьеру, пришлось окончить еще один вуз - сельскохозяйственный - и поработать в комсомоле.

Выбор нового Генсека

Михаилом Сергеевичем всегда «правильно понималась» партийная внешняя и внутренняя политика. Горбачева заметили, в 1978 году его «забрали» в Москву, где и началась его серьезная партийная карьера. Он становится секретарем ЦК, пока что тоже не первым и не генеральным. С 1982 года начались пресловутые «гонки на лафетах». За Мавзолей (в некрополь у отвезли Брежнева, затем Андропова, за ним Черненко, и встал вопрос о том, кого же поставить на ответственный пост, чтобы прервать этот траурный марафон. И выбрали Горбачева. Он был самым молодым претендентом.

Первые годы

Ясное дело, случилось назначение не просто так. За власть борются всегда, даже стоя одной ногой в могиле. Молодого и на вид перспективного партийца приметили видные коммунистические руководители, его поддержал сам Громыко, а Лигачев и Рыжков увидели в нем спасителя идей основоположников.

Своих протеже Михаил Сергеевич в первое время не разочаровывал. Он действовал в пределах заданных рамок, укреплял хозрасчетные отношения, агитировал за ускорение, в общем, первые два года и внешняя, и внутренняя политика Горбачева оставалась в пределах допустимых отклонений от постоянно колеблющейся линии партии. В 1987 году произошли некоторые изменения, на первый взгляд незначительные, на деле же грозящие тектоническими сдвигами. Партия разрешила некоторые виды частного предпринимательства, ограничив его пока кооперативным движением. Фактически это был подрыв социалистических основ, ревизионизм чистой воды, некое подобие НЭПа, но результатов, достигнутых в 20-е, повторить в 80-х не удалось. Такая внутренняя политика Горбачева не привела к улучшению жизни основной части населения и не улучшила экономических показателей, но вызывала брожение умов, приведшее к подрыву идеологических основ существования советского социума.

Вместо заполнения рынка дешевым ширпотребом и улучшения обслуживания в общепите произошло некое безобразие. Кооперативные кафе оказались доступными только для тех же «кооперативщиков» и их экономических оппонентов - рекетиров (проще: вымогателей). Товаров больше не стало, приспособиться к новым условиям удалось относительно небольшой прослойке людей авантюрного склада характера. Но это все были только цветочки…

И в борьбе с «зеленым змеем» побеждает змей

Первый по-настоящему серьезный удар по Советской власти Горбачев нанес, издав антиалкогольный указ. Расслоение на имущих и не очень, бедность магазинного ассортимента, растущие цены и многое другое население могло простить говорливому генсеку. Но он покусился на привычный для широких масс образ жизни, на ставший естественным способ ухода от серой советской реальности. Такая внутренняя политика Горбачева отвратила от него значительную часть населения. Спору нет, бороться с пьянством нужно, но методы оказались совершенно неприемлемыми, а альтернативных способов досуга больше не стало. Появились, конечно, видеосалоны (опять же, кооперативные), в которых за умеренную плату крутили всяких «Эммануэлей», из окошек частных «студий звукозаписи» звучал «Ласковый май», но компенсировать отсутствие горячительных напитков в магазине все это не могло. А вот самогонщики и продавцы ректификата сумели.

Экономическая ситуация и ее последствия

Запад долго боролся с коммунизмом, видя в нем угрозу своему существованию. Собственно, в 80-е речь шла не об идеологическом противостоянии - надеяться на то, что теоретические изыскания лидеров СССР, издаваемые огромными тиражами, могли поколебать основы рыночной экономики, не приходилось. Боялись угроз менее изысканных - ядерных ракет, например, или подводных лодок. Поступали при этом их руководители не очень логично: они подрывали экономические основы Советского Союза, играя на понижение цены нефти и газа. Это приводило к и, как следствие, к росту риска аварийности атомных объектов. Случилась Чернобыльская катастрофа, в Афганистане продолжалась война, обескровливающая и без того небогатый бюджет. Внутренняя и внешняя политика Горбачева кратко характеризовалась в тот период как прозападная. Диссидентов освобождали и с почетом принимали в Кремле. Уничтожались ракеты малой и средней дальности, так беспокоящие западную Европу (договор 1987 года). Все это делалось вынужденно, но выдавалось за жесты доброй воли.

Сепаратизм

Расчет на дружелюбное понимание Запада и его помощь не оправдался. Еще более жалкой выглядела внутренняя политика Горбачева. Кратко ее описать можно одним словом: «беспомощность». Сепаратистские настроения, подогреваемые иностранными спецслужбами, достигли апогея. Серия межнациональных конфликтов (Тбилиси, Баку, Прибалтика) не встретили достойного отпора - ни идеологического, ни, в крайнем случае, силового. Общество, обессилевшее в борьбе с нищетой, было деморализовано. Внутренняя политика Горбачева не могла опираться на внутренние ресурсы, а внешней материальной подпитки она не получала. Как назло, произошло Советский Союз, недавно еще казавшийся незыблемым, затрещал по швам. Националистические движения бурно развивались на Украине, в Молдавии, в среднеазиатских республиках и внутри РСФСР. На всю эту вакханалию безвольно взирало руководство страны, разводя руками и многословно комментируя происходящее кровопролитие.

Перестройка

Внутренняя политика Горбачева кратко определялась им самим словами «перестройка» и «демократизация». Любой прораб знает, что изменять несущие конструкции здания невозможно, если в нем живут люди, но генеральный секретарь считал иначе. И полетели кирпичи на головы… Предприятия, работавшие десятилетиями, оказались вдруг нерентабельными. Государство умудрялось даже золото на приисках добывать с убытками. Над страной замаячил зловещий призрак безработицы. Призывы «делать каждому на своем месте свое дело добросовестно» звучали слишком абстрактно. Недовольство населения росло и захватывало все более широкие общественные массы - от убежденных сторонников социализма, возмущавшихся невиданными идеологическими уступками, до приверженцев либеральных ценностей, сетовавших на недостаточность свобод. К концу восьмидесятых назрел системный кризис, в котором в значительной степени был виновен сам Михаил Сергеевич Горбачев. Внутренняя политика, проводимая им, оказалась малоэффективной и противоречивой.

Успехи внешней политики

В 1989 году происходит объединение власти в одном лице. Генсек возглавляет и Верховный Совет, пытаясь каким-то образом взять под контроль деятельность народных избранников, чересчур «расшалившихся». Успехом это действие не увенчалось, волевых качеств руководителю, ставшему на следующий год Президентом СССР (фактически самоназванным), явно не хватало.

Нелогичностью и противоречивостью страдала и внутренняя, и внешняя политика Горбачева. Кратко ее можно обозначить как сохранение претензий на сверхдержавность без средств фактического подтверждения этого статуса.

Советские войска покидают Афганистан, но хребет экономики уже надломлен, и ситуацию это не спасает. Тем не менее у Михаила Сергеевича появляется множество иностранных друзей - президентов, премьеров и особ королевской крови. Они находят советского президента приятным собеседником, милым человеком, по крайней мере, они его так характеризуют во время интервью. Такова внутренняя и внешняя политика Горбачева, кратко ее можно определить как стремление быть приятным во всех отношениях.

Уступки Западу

Авторитет СССР в мире стремительно снижается, с мнением советского руководителя уже перестают считаться не только США, но и небольшие страны, граничащие с Союзом и совсем недавно относившиеся к великому соседу, по крайней мере, с опаской.

Пресловутое на Восток началось в поздние горбачевские годы. Ослабление позиций Союза на международной арене отвернуло от него былых сателлитов по всему миру, и в первую очередь восточноевропейских. Недостаток ресурсов вынудил советское руководство сначала урезать, а потом и вовсе прекратить помощь режимам, проводящим антиимпериалистическую (или антиамериканскую) политику. Появился даже новый термин: «новое мышление», с ударением на первый слог, как будто речь идет о какой-то мыши. По крайней мере, так его произносил сам Горбачев. Внутренняя и внешняя политика (таблица событий, предшествующих распаду мировой социалистической системы представлена ниже) трещит по всем швам…

Такой была (как ее понимал Горбачев) внутренняя и внешняя политика. Таблица достижений в области государственных реформ выглядит не менее удручающе:

В истории СССР мало найдется примеров, приведших к столь разрушительным последствиям, как внутренняя политика Горбачева. Таблица наглядно демонстрирует, что по всем трем основным направлениям реформирования результат оказался безуспешным.

Финал

Попытка государственного переворота, названная путчем, предпринятая в августе 1991 года, продемонстрировала полное бессилие верховной власти перед грозными реалиями конца тысячелетия. Внутренняя политика М. С. Горбачева, слабая и непоследовательная, привела в скором времени к распаду Советского Союза на пятнадцать фрагментов, страдающих в своем большинстве «фантомными болями» посткоммунистического периода. Последствия уступок на международной арене ощущаются и сегодня.

На состоявшемся в феврале-марте 1986 27-м съезде партии была одобрена стратегия реформ.

1985 – рубежный в истории государства и партии год. Закончилась брежневская эпоха.
В марте 1985 Горбачев был избран новым Генеральным секретарем. Он укрепил свой контроль в Политбюро, секретариате и государственном аппарате, убрав оттуда нескольких потенциальных противников и передвинув влиятельного министра иностранных дел А.А.Громыко на почетный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Многие министры правительства и первые секретари обкомов партии были заменены более молодыми людьми.

Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван «перестройкой» и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма».
27-й съезд КПСС состоялся в феврале-марте 1986. На нем была одобрена стратегия реформ и принята новая программа партии, включавшая ускорение экономического роста и улучшение условий жизни населения. Вначале Горбачев склонялся к политике администрирования, таким мерам, как повышение дисциплины труда и антиалкогольная кампания. Но позже Горбачев провозгласил курс на «перестройку» – реструктуризацию экономики и, в конечном счете, всего общественно-политического строя. Однако эти реформы не имели достаточного экономического обоснования, не были тщательно проработаны и ограничивались идеями Ленина и Бухарина времен НЭПа (1921–1928).

Первым заметным в обществе изменением стала политика гласности (свобода слова и открытость информации). Появились многочисленные общественные группы, которые занялись различными видами культурной, спортивной, предпринимательской и политической деятельности.

Некоторые члены Политбюро, во главе с Е.К.Лигачевым настороженно относились к реформам, считая их непродуманными, поспешными и вредными для страны. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики и среди населения. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие – за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же – о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно – об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же – об «укреплении роли партии» и т.п.

Летом 1990 Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Несколько групп экономистов разработали свои программы, в том числе С.Н.Шаталин и Г.А.Явлинский в конце августа 1990 предложили свою радикальную программу реформ «500 дней». По этой программе предполагалось провести децентрализацию экономики, затем последующую приватизацию предприятий, отмену государственного контроля за ценами и допускалась безработица.

Но к реализации была принята программа Рыжкова – Абалкина. Это был умеренная концепция, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И.Абалкина, в разработке принимал участие председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков. Государственный сектор сохранялся в экономике на более длительный срок с обязательным контролем со стороны государства над частным сектором. Но реформы экономики не привели к улучшению, напротив, сократились доходы населения, сократилось производство, что в свою очередь вызывало рост социального недовольства. Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год. Советский бюджет сильно зависел от мировых цен на нефть, поэтому мировые цены на нефть были искусственно обрушены. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако помощи оказано не было. В такой обстановке готовился к подписанию новый союзный договор летом 1991.

Внешняя политика

Горбачев призывал к «новому мышлению» в международных отношениях, он пытался любой ценой улучшить отношения с Западом, чтобы снизить высокие военные расходы.

Новое мышление должно было заменить практику соперничества великих держав и доказывало, что общечеловеческие ценности должны стоять выше целей классовой борьбы. Поэтому советская дипломатия стала приобретать более открытый характер, но по сути это означало односторонние уступки со стороны СССР. О европейцах и европейском континенте Горбачев говорил как о «нашем общем доме», имея в виду новый миролюбивый характер советской внешней политики. Благодаря новому подходу, общественность европейских стран НАТО (особенно ФРГ), Северной Америки и других регионов стала относиться к СССР с большим доверием и доброжелательностью.

СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях. В то же время новый советский руководитель не замечал, что, несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция западных лидеров в отношении Советского Союза не становилась более компромиссной. Все договоры об ограничении вооружений подписывались на невыгодных для СССР условиях. Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.

В июле 1985 Горбачев объявил мораторий на дальнейшее развертывание ракет среднего радиуса действия (SS-20) в Европе. В марте 1987 Горбачев принял западную формулу «нулевого варианта», т.е. полного демонтажа таких ракет в Европе. В декабре 1987 Горбачев и президент США Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации всех баллистических ракет с радиусом действия от 500 до 5500 км.

С 1987 начался распад социалистической системы Восточной Европы и к осени 1989 во всех странах Варшавского договора (начиная с формирования нового правительства в Польше, которое возглавило движение «Солидарность») произошла смена руководства. В некоторых странах это произошло бескровно, в других, как в Румынии, режим был свергнут вооруженным путем. Произошла «бархатная» революция в Чехословакии , народные восстания в ГДР, Болгарии и Румынии . Была разрушена Берлинская стена и начался процесс объединения Германии . США и ФРГ были согласны пойти на серьезные уступки, в частности, обсудить вопрос о нейтралитете единой Германии, что означало и ее выход из НАТО. Но Горбачев согласился на объединение Германии и без ее выхода из НАТО.

В 1989 начался вывод советских войск из стран социалистического блока. В феврале 1990 были упразднены военные органы Организации Варшавского Договора, и вывод советских войск из Восточной Европы был активизирован.

Вывод советских войск из Афганистана закончился 15 февраля 1989. Стали сокращаться объемы помощи союзным странам, прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. СССР перестал поддерживать Ливию и Ирак. Наладились отношения с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.
Горбачев попытался нормализовать отношения с Китаем . При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы – кубинские войска. В июле 1986 Горбачев предложил Китаю сотрудничество в железнодорожном строительстве и совместном использовании водных ресурсов реки Амур и согласился с китайской позицией по главным спорным пограничным вопросам. Численность советских войск, расположенных вдоль китайской границы, была сокращена.

Последствия нового мышления заключалось в том, что с одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. А с другой – восточный блок прекратил свое существование, ялтинско-потсдамская система международных отношений была разрушена, что привело к однополярному миру.

Внутренняя политика.

В конце 1986 Горбачев приступил к экономическим реформам. В стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, была начата широкомасштабная антиалкогольная кампания. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем – резко увеличилось употребление самогона (соответственно, из магазинов исчез сахар) и всевозможных суррогатов, – бюджет потерпел значительные убытки. Возросло употребление наркотиков. Продукты и потребительские товары стали «дефицитом», в то же время процветал черный рынок.

К осени 1987 стало ясно, что, несмотря на попытки реформ, экономика страны находится в глубоком кризисе. Темпы экономического роста страны снизились, и Горбачев выдвинул лозунг «ускорить социально-экономическое развитие». Чтобы поощрить рабочих, была увеличена зарплата, но без увеличения производства эти деньги способствовали лишь окончательному исчезновению товаров и усилению инфляции.
Чтобы обеспечить себе поддержку интеллигенцией, Горбачев вернул А.Д.Сахарова из ссылки в Горьком. За освобождением Сахарова последовало освобождение других диссидентов, а еврейским «отказникам» было позволено эмигрировать в Израиль. Была начата кампания «десталинизации» общества. В конце 1986 и начале 1987 появились два знаковых антитоталитарных произведения – аллегорический фильм Тенгиза Абуладзе Покаяние и роман Анатолия Рыбакова Дети Арбата .

Перестройка активизировала рост национализма на периферии. Так, в прибалтийских республиках – Эстонии , Латвии и Литве – были созданы националистически настроенные народные фронты, чье руководство выступало с требованием экономической автономии, восстановления прав национальных языков и культур и заявляло, что их страны были насильственно включены в Советский Союз.

В конце 1987 население Нагорно-Карабахской автономной области провело массовые демонстрации, на которых было высказано требование об объединении с Арменией . Они были поддержаны мощным народным движением в самой Армении. Правительство Армении формально потребовало предоставления независимости Нагорному Карабаху, однако азербайджанские власти категорически отвергли эти требования. В Грузии вспыхнул конфликт между грузинами и меньшинствами абхазов и осетин, которые не желали находиться в составе республики и требовали автономии и включения в состав России.

В этих условиях обострились разногласия внутри партийного руководства. Они часто упрощенно изображались, как столкновение между реформаторами и консерваторами. Но конфликт был гораздо глубже. Т.н. называемые консерваторы (куда входили Лигачев, Рыжков) считали, что нужно больше порядка, дисциплины, больше эффективности. Они выступали за борьбу с коррупцией, но основные параметры советского государства и его экономики, должны были сохраниться. Радикальное крыло (во главе с А.Яковлевым) призывало к установлению в стране рыночных отношений и децентрализации производства, к радикальной демократизации государства и общества, т.е. к крайне решительным реформам. Б.Н.Ельцин , секретарь московской партийной организации, призывал к ликвидации «привилегий». И хотя конфликт между Горбачевым и Ельциным становился все более очевидным, Горбачев рассматривал его как потенциального союзника в борьбе с теми, кто не поддерживал его идеи по реформированию.

Столкновение двух групп достигло апогея после опубликования 13 марта 1988 в главной партийной газете «Правда» статьи Нины Андреевой, в которой утверждалось, что перестройка подвергает опасности социализм, а сталинские достижения несправедливо принижаются. Тезисам Андреевой симпатизировали многие в Политбюро. В течение некоторого времени казалось, что Горбачев может потерять контроль над аппаратом, но 5 апреля в «Правде» было опубликовано «опровержение», написанное группой авторов, возглавляемых А.Н.Яковлевым. Письмо Андреевой было названо «антиперестроечным манифестом» и был подтвержден курс на перестройку.

Политическая реформа.

В попытке перехватить инициативу, Горбачев в июне 1988 созвал партийную конференцию. Конференция одобрила предложения по демократизации политических институтов Советского Союза и приданию перестройке необратимого характера. В октябре Верховный Совет избрал Горбачева главой государства.
Осенью 1988 Горбачев активизировал мирные инициативы Советского Союза по широкому кругу международных проблем.

Выборы и переворот.

26 марта 1989 были проведены выборы делегатов на I Съезд народных депутатов. Кампания вызвала огромный интерес у населения и была отмечена острыми дискуссиями. В прибалтийских республиках победу одержали народные фронты. Ельцин был избран членом Верховного Совета СССР (первоначально он не добрал голосов; место в Верховном Совете Ельцину уступил Алексей Казанник), хотя в Москве он получил большинство голосов.

На этом фоне в стране продолжался рост национализма и происходили многочисленные межэтнические столкновения в Киргизии (Ош), Узбекистане (Фергана), в Грузии , в Нагорном Карабахе, в Прибалтике и др.
В конце марта 1989 Абхазия заявила о выходе из состава Грузии. В Тбилиси неформальные организации начали многодневные несанкционированные акции протеста. В апреле политическая обстановка резко обострилась, митинг принял антисоветскую направленность, стало выдвигаться требование о выходе Грузии из состава СССР. 8 апреля 1989 Уголовный кодекс был дополнен новой статьей 11.1 об уголовной ответственности за публичные призывы к свержению или изменению советского государственного строя. Но процессы было уже не остановить.9 апреля войска Министерства обороны СССР разогнали демонстрантов, применив слезоточивый газ и саперные лопатки; в результате давки погибло около 20 человек.

На заседании ЦК партии 25 апреля Горбачев отложил выборы в местные советы с осени 1989 на начало 1990, чтобы аппарат не столкнулся с новым поражением.

I съезд народных депутатов был созван в конце мая 1989. Он избрал новый Верховный Совет и утвердил Горбачева его председателем. Политическую победу на съезде одержали радикал-реформаторы: статья 11.1 была отменена; была создана комиссия по расследованию событий в Тбилиси, а некоторые видные консерваторы обвинены в коррупции. Обсуждения, которые длились две недели, передавались в прямом эфире по телевидению и приковали к себе внимание всей страны.

Одновременно более 300 делегатов Съезда народных депутатов сформировали оппозиционный блок, названный Межрегиональной депутатской группой. Эта группа, в руководство которой входили Ельцин и Сахаров , выработала платформу, в которой были требования провести политические и экономические реформы, обеспечить свободу печати и роспуск коммунистической партии.

В июле 1989 сотни тысяч шахтеров в Кузбассе и Донбассе начали забастовку, требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда и экономической самостоятельности предприятий. Столкнувшись с угрозой всеобщей забастовки, Горбачев согласился с требованиями шахтеров. Они вернулись к работе, но сохранили свои стачечные комитеты.

Во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза.

В результате выборов в феврале-марте 1990 к власти в Москве и Ленинграде пришли коалиции радикальных демократов. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин.

К 1990 экономика претерпевала серьезный спад. Нарастали требования экономической и политической автономии со стороны республик и ослабление власти центра. Уменьшился выпуск жизненно важных видов продукции, урожай был убран с большими потерями; возник дефицит даже таких товаров повседневного спроса, как хлеб и сигареты.

Горбачев не смог преодолеть эти трудности. В феврале 1990 коммунистическая партия отказалась от монополии на власть. В марте Верховный Совет внес изменения в конституцию, введя пост президента, а затем избрал Горбачева президентом СССР на пятилетний срок. Июльский 28-й съезд КПСС прошел в дискуссиях, но не принял серьезной программы реформ. Теряющий реальную власть Горбачев начинал все сильнее раздражать население бесконечными пустыми рассуждениями о перестройке на фоне стремительно разваливающейся экономики и союзного государства. Ельцин и другие члены оппозиции демонстративно покинули ряды партии.

В начале 1991 без предварительного оповещения были введены в обращение новые банкноты в 50 и 100 рублей, чтобы заменить старые купюры, цены в государственных магазинах были увеличены вдвое. Эти меры подорвали последнее доверие населения к государству.

На референдуме 17 марта за сохранение СССР было подано 76% голосов. Однако правительства Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Армении и Молдавии вместо общесоюзного референдума провели собственный референдум о выходе из Союза.

В июне в Российской Федерации были проведены прямые президентские выборы, на которых победу одержал Ельцин. К концу июня Горбачев и президенты девяти республик, где был проведен общесоюзный референдум, разработали проект союзного договора, предусматривавшего передачу большей части полномочий республикам. Официальное подписание договора было назначено на 20 августа 1991.

19 августа находившийся в Крыму Горбачев был помещен под домашний арест в своей резиденции в Фаросе. Вице-президент, премьер-министр, министр внутренних дел, руководители армии и КГБ и некоторые другие высшие партийно-государственные чиновники объявили, что из-за «болезни» Горбачева вводится государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Население столицы поддержало Ельцина, некоторые подразделения армии и КГБ также перешли на его сторону. На третий день путч потерпел крах, и заговорщики были арестованы.

После краха путча Ельцин выпустил указ о роспуске коммунистической партии, конфискации ее собственности и передаче основных государственных функций в России в руки президента. Воспользовавшись путчем, большинство президентов других республик сделали то же самое и объявили об их выходе из Союза.

Осенью 1991 наступил последний период в истории Советского Союза. Производство было практически парализовано, а республиканские партии и правительства распались на фракции, ни одна из которых не имела убедительной политической или экономической программы. Начались межнациональные конфликты. Руководство страны потеряло все рычаги управления страной. Советский Союз перестал существовать 8 декабря 1991.

Во внутренней политике Михаил Горбачев сделал многое для того, чтобы вывести страну на демократический путь. Так, первый научно-технический центр появился при этом политике. Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогресса с упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо.

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

М.С. Горбачев начинает свою реформаторскую деятельность с проведения антиалкогольной кампании, которая усугубила негативные стороны жизни населения - пьянство «ушло в быт», увеличились цены на спиртные напитки (что в свою очередь еще больше ударило по бюджетам семей). Возросла спекуляция спиртными напитками, самогоноварение. Люди столкнулись с проблемой «сахарного бума». Вырубались виноградники. Как можно оценить необдуманность шагов Горбачева?

М.С. Горбачев, конечно, не предполагал таких негативных процессов, которые последовали после этих начинаний, а вырубка виноградников показала уровень понимания данной проблемы руководителями на местах. Ясно, что им таких указаний не давалось. М.С. Горбачев увидел основное зло общества - пьянство, которое губительно действует на нравственность. Я считаю, что именно так и нужно было готовить общество к реформам.

В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек все предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству. Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 - 1988гг. выросло на 18%.

Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем - на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет - другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом.

М.С.Горбачёв находился у власти с 1985 по 1991 годы, занимая должности Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР, а с марта 1990 года — Президента СССР.

Период правления М.С.Горбачёва называют «перестройкой». Действительно, во всех сферах общественной жизни были поведены значительные реформы, которые, с одной стороны, положили начало демократизации и рыночной экономики, а с другой, привели к распаду СССР.

Каковы же основные направления политики М.С.Горбачёва и результаты его деятельности?

Одним из важных направлений во внутренней политике Горбачёва была перестройка партийной и государственной системы страны, политические реформы. Были проведены мероприятия: альтернативные выборы в высший законодательный орган власти — Совет народных депутатов (первый съезд — в мае 1998г),введена двухуровневая система высшей законодательной власти (Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, который избирался из числа депутатов Съезда); введены поправки к Конституции СССР на 3 Съезде народных депутатов в 1990 году, в результате которых отменена 6 статья о руководящей и направляющей роли коммунистической партии; введён пост Президента СССР на том же 3 Съезде. Изменился и сам СССР- начался « парад суверенитетов», в результате которого СССР перестал существовать 8 декабря 1991г. и было образовано СНГ. Горбачёв М.С. вынужден подать в отставку 25 декабря 1991 года, так как не осталось страны, в которой он был Президентом.

Итогом данной деятельности стало начало демократических преобразований в стране, положен конец диктату коммунистической партии, политика гласности привела к свободе слова, печати, однако исчез с карты мира могучий СССР, развалилась огромная страна. По-разному оценивают данный факт. Это и обретение суверенитета государствами — бывших Республик СССР, их свобода, самостоятельность, но и осталась ностальгия по единому мощному государству — СССР.

Другим направлением внутренней политики была перестройка экономики с целью вывода её из застоя, повышения всех экономических показаний, улучшения жизни людей. С этой целью был взят курс на ускорение социально-экономического развития. Начали вводиться элементы рынка- предоставлялась самостоятельность предприятиям — они переводились на хозрасчёт, была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы(законы: « О государственном предприятии», 1987,« Об индивидуальной трудовой деятельности», 1988. « О кооперации», 1988).Проводилось научно-техническое обновление производства.

Итоги данной деятельности . Преобразования не привели к значительному улучшению экономики, а со временем стали тормозить развитие страны. Это вызвано тем, что Горбачёв проводил все изменения в рамках командно-административных мер, не принимал прогрессивные реформы, которые предлагались, например, программа « 500 дней» С.Шаталова и Г.Явлинского. В итоге положение советских людей не улучшилось, а даже ухудшилось. Стран ждала более радикальных мер.

Основным направлением во внешней политике было введение нового политического мышления в отношения между странами, стремление к миру и сотрудничеству со странами.И во внешней политике М.С.Горбачёв продолжает перестройку: он считал, что в центре внимания стран должны быть общечеловеческие ценности, необходимо отказаться от противостояния между государствами, выработать общую коллективную стратегию выживания. С этой целью Горбачёв подписал ряд важнейших международных документов о сокращении вооружения, причём часто в одностороннем порядке. Большая часть этих договоров заключена с США. Были выведены в 1989 году советские войска из Афганистана, практически закончилась « холодная война», то есть противостояние между странами капитализма и социализма.

Итогом данной деятельности стали мирные взаимоотношения со станами, не стало угрозы войны. Не случайно за эту деятельность М.С.Горбачёв был удостоен Нобелевской премии Мира в 1990 году.

Другим направлением во внешней политике стало установление новых отношений со странами Восточной Европы. СССР отказался от политики вмешательства во внутренние дела этих стран, были ликвидированы СЭВ и ОВД в 1991г. как исчерпавшие себя. Отношения между странами Восточной Европы и СССР стали строиться на принципах равенства и взаимовыгодного сотрудничества.

Итогом данной деятельности стало укрепление отношений со странами Восточной Европы на новых принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Таким образом. М.С.Горбачёв — один из ярких политических лидеров мирового масштаба. Его деятельность неоднозначно оценивалась и оценивается до сих пор. Одни считают его величайшим реформатором, положившим конец тоталитаризму, волюнтаризму, диктату компартии; именно при нём начали вводиться элементы рыночной экономики, а политика гласности привела к реальной свободе слова, печати. Другие считают его виновным в развале огромной страны, в резком обнищании миллионов людей, в социальной дифференциации, которая с каждым годом набирала силу. Истина, как всегда, посередине. Несомненно одно: М.С.Горбачёв начал демократические преобразования, необходимость в которых была объективной.



Поделиться: