Вербальное общение: что это такое, средства и виды. Вербальное и невербальное общение

Если вы говорите с человеком – это еще не значит, что слова – это единственная информация, которую получает ваш собеседник. Безусловно, слова являются одним из главных аспектов в общении, но это не единственное и иногда даже самое последнее, что мы понимаем, разговаривая с человеком. Сегодня мы поговорим о том, что такое невербальное общение.

Межличностное общение содержит много так называемого невербального, то есть не относящегося к словам, общения . Вы думаете, что это лишь малая часть межличностного взаимодействия? О, это далеко не так.
Из всего нашего общения только 7% приходится на сами слова. А все остальные 93% и есть то самое

Что включает невербальное общение?

Во-первых, в общении много информации мы получаем за счет звука и звуковых средств (около 38%). Это и тон голоса, громкость, интонация звука, наличие и отсутствие пауз, а также многочисленные звуки, не связанные со словами, но показывающие нам эмоции собеседника (например, различные восклицания и междометия «а», «ого», «о-о-о», «у-у-у», «эх», «м-м-м»).

Но и это еще не все. Большую часть информации (не менее 55%) мы получаем за счет невербальных средств. К ним относятся мимика, жесты, позы, движение и положение нашего тела. Потерли нос, прикоснулись к щеке, почесали ухо или затылок, скрестили пальцы, руки или ноги, положили руку в карман или выставили вперед, опустили или подняли голову — все это и многое другое есть элементы невербальных средств. А теперь представьте, сколько мы можем «сказать» и сколько можем «услышать», пару раз прикоснувшись во время разговора к лицу, нахмурив брови, скрестив или расслабив руки.

И одно из самых важных замечаний, если не самое главное, состоит в том, что на словах человек может врать, а язык тела врать не может. Конечно, в любом правиле есть свои исключения. Но это только исключения. По своей природе наше тело не может говорить неправду. Наши жесты говорят то, что мы думаем и чувствуем. Почему, спросите вы? Здесь есть свое логическое объяснение.

Если вы когда-либо сталкивались с гештальтпсихологией, то, вероятно слышали о фокусном и периферийном внимании. Если не сталкивались, то в двух словах объясню, что это значит. Мы с вами одновременно можем иметь одно центральное (фокусное) внимание и сосредотачиваться на чем-либо одном, в это время все остальное находится в зоне периферического внимания.

Невербальное общение

Например, вы смотрите фильм и едите попкорн. Ваше фокусное внимание сосредоточено на фильме, а периферийное – на поедании попкорна. Самое важное в том, что действие, выполняемое на периферии, делается «на автомате», само собой. Вы же не думаете о том, как взять попкорн, как зажать пальцы, чтобы схватить кукурузинки, как поднять руку и как положить попкорн в рот? Если вы учитесь играть на музыкальных инструментах, то вы обращаете внимание на клавиши (струны или что-либо еще), на то, как и в какой последовательности вы на них нажимаете. Но когда вы достигаете определенного уровня мастерства, то способ игры отходит на периферию, а фокус сосредотачивается на мелодии.

Тоже самое происходит и с нами вовремя общения. Мы всегда сосредотачиваемся на словах, на том, что мы говорим. Меньше уделяется внимания тому, как мы говорим. И совсем мало мы обращаем внимания на то, что мы при этом делаем, как стоим, какие движения совершаем. И это совершенно естественно, у нас лишь одно фокусное внимание. Наше тело действует на периферии. Мы думаем и говорим, то что думаем или то, что хотим сказать – это фокус. Мы думаем и говорим телом то, что думаем (немного запутано, не правда ли, но зато отражает суть:)).

Наше тело выражает наши же мыли, чувства, настроение, оценку. Но поскольку поза, жесты и мимика находятся на периферии, то наше сознание не может контролировать их полностью. И поэтому, наши слова могут говорить неправду, а тело лгать не умеет.

Как же распознать этот загадочный «язык тела», как разгадать звуки и интонацию? Самое главное в таком деле – слушать, наблюдать. Это первое и самое легкое, что может каждый. Я немного раскрою тайны невербального общения. Эти знания безумно интересны (по крайней мере, для меня) и, как показал опыт, могут быть полезны. Ведь все мы общаемся каждый день с множеством людей. Уметь понимать невербальное общение других людей и правильно выражать свои мысли – способность очень полезная. А кроме того, каждый из вас может стать исследователем невербального общения . И возможно, в будущем, написать собственную статью о вашем опыте.

Не секрет, что жесты, мимика, позы, взгляды являются полноценными средствами коммуникации. Ведь все они, наравне с речью и письмом, позволяют людям обмениваться друг с другом информацией. Но, увы, распознавать и верно интерпретировать такие сигналы умеет далеко не каждый из нас.

Определения

Вербальное общение

Вербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации. Может быть устным и письменным. Основными требованиями выступают ясность содержания, четкость произношения и доступность изложения мыслей. Язык как система кодировки информации является важнейшим инструментом общения. С его помощью человек описывает различные вещи и события, выражает собственное мнение, демонстрирует чувства и эмоции. Однако данный инструмент коммуникации обретает смысл лишь при включении его в какую-либо деятельность. То есть обязательным дополнением слов выступают всевозможные знаки, повышающие эффективность взаимодействия. Стоит отметить, что дактильная речь, используемая при «беседе» двух глухонемых людей, тоже относится к разряду вербального общения. Ведь жесты в ней выступают заменой букв.


Невербальное общение

Невербальное общение – вид коммуникационного взаимодействия без употребления слов. Представляет собой процесс передачи информации через образы, мимику, жесты, позы, прикосновения и т. д. То есть инструментом такого общения выступает человеческое тело. Оно обладает широким спектром способов и средств обмена сообщениями, включающих в себя любые формы самовыражения. Вполне очевидно, что важнейшим условием эффективного невербального взаимодействия является правильная интерпретация сигналов. Знание языка телодвижений не только помогает лучше понимать собеседника, но и позволяет предугадывать его реакцию на последующее высказывание. Согласно заключениям ученых, на невербальное общение приходится более 50 % всей передаваемой информации. Тогда как словам отводится порядка 7 %. Промежуточное звено между ними занимают звуковые средства (тембр голоса, интонация). К слову сказать, рукопожатия, объятия, касания также выступают средствами коммуникационного взаимодействия.

Сравнение

Как следует из определений, главное отличие видов коммуникации заключено в способе передачи информации. Вербальное общение подразумевает под собой использование устной или письменной речи. То есть собеседники обмениваются информацией, облачая ее в слова. Данный вид взаимодействия характерен только для людей. В основе же невербального общения лежит язык тела. Основными инструментами коммуникации в данном случае выступают жесты, позы, мимика, прикосновения. С их помощью человек может сказать очень много, даже не подключая речь. При этом язык мимики и жестов присущ как людям, так и животным. К примеру, вилянием хвоста собака выражает свою радость, а кошка, напротив, – раздражение. Звериный оскал является предостерегающим сигналом, а виноватый взгляд исподлобья – признаком раскаяния. И таких примеров может быть множество.

Удивительно, но невербальное общение намного правдивее, чем словесное. Дело в том, что зачастую мы попросту не способны контролировать свои жесты и мимику. Они как бы идут изнутри и становятся отражением наших истинных чувств и переживаний. Устная и письменная речь бывает заведомо лживой. Обмануть человека в процессе разговора по телефону или интернет-общения гораздо проще, нежели беседуя с ним лично. Ведь в последнем случае есть возможность проследить за мимикой и жестами оппонента и заметить их расхождения с речью. К примеру, если собеседник излагает свою версию событий, не глядя при этом вам в глаза и нервно теребя в руках какой-либо предмет, значит, ему есть, что скрывать. Таким образом, обманывать при помощи слов гораздо проще, нежели посредством мимики и жестикуляции.

Еще одно отличие вербального общения от невербального состоит в восприятии информации. К примеру, чтобы правильно уловить смысл речи собеседника, нам необходимо подключать ум и логику. Тогда как при распознавании жестов и мимики на помощь приходит интуиция. Еще один момент: если при словесном взаимодействии между людьми может возникнуть речевой барьер в виде культурных или национальных расхождений, непонимания смысла определенных терминов, то в случае с невербальным общением такое случается редко. Ведь вне зависимости от места нахождения человека его открытая широкая улыбка будет воспринята как признак радушия и дружелюбия, а взмах руки станет символом приветствия. Безусловно, преодолеть речевой барьер порой бывает очень сложно. Но попав в иностранное государство, мы всегда сможем объясниться с местными жителями при помощи жестов, что говорит о высокой эффективности такой коммуникации.

Подведем итог, в чем разница между вербальным и невербальным общением.

Вербальное общение Невербальное общение
Подразумевает под собой использование устной или письменной речи В основе лежит язык тела
Главным инструментом выступают слова Построено на мимике, жестах, прикосновениях
Может быть лживым и неискренним Становится отражением наших истинных чувств и переживаний
Поддается контролю со стороны человека Зачастую выступает бессознательным проявлением
Для восприятия информации необходимо подключать ум и логику При распознавании жестов на помощь приходит интуиция
Между людьми зачастую возникает речевой барьер ввиду непонимания смысла сказанного Отличается высокой эффективностью и простотой трактовки
Присуще только человеку Характерно как для людей, так и для животных

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Общение с помощью речи стало возможным после эволюции животного в человека.

Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.

На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербально - это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно . Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь - общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика. Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том. Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

  1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
  2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
  3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний ( , книг).
  4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
  5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

Формы вербального общения и барьеры не его пути

Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

  1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
  2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
  3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без .
  4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
  5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.

Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:


  • Диалог (двое или более людей):
    1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
    2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
    3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
    4. дискуссия в рамках науки;
    5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.
  • Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении :

    Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения . А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.

    Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).

    Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.

    Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

    Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.

    Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов ( , о которых мы уже говорили).

    Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

    Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

    Различия между видами общения

    Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.

    Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

    Стоит подметить, что язык жестов является более искренним , поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

    Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

    Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    посмотреть еще ролики можно перейдя на
    ");">

    Вам может быть интересно

    Лайфхак - что это такое Что такое культура - определение, виды культуры и примеры
    Аська и ее веб версия - старый, добрый бесплатный онлайн мессенджер с новыми возможностями Модератор - это человек делающий общение в сети возможным Что такое мессенджер, для чего он нужен и как им пользоваться - 6 самых популярных мессенджеров в мире
    Что такое респект и что значит это слово при общении в интернете

    В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные (словесные) - слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) - мимика, жесты, позы, интонация и пр. Ученые предполагают, что вербальное (словесное) общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.

    Вербальное общение - это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка. Как известно, слово - один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности - на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу. Невладение этим искусством - одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

    Вербальное речевое воздействие предполагает учет следующих факторов:

    С облюдение коммуникативной нормы :

    Соблюдайте нормы речевого этикета;

    Соблюдайте нормы культуры речи;

    К онтакт с собеседником :

    Произведите благоприятное внешнее впечатление;

    Меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе;

    Укрупняйте собеседника;

    Снижайте себя в глазах собеседника («принцип коромысла», не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте немного себя в его глазах);

    Говорите комплименты;

    Отождествляйте свои интересы с интересами собеседника;

    Интересуйтесь проблемами собеседника;

    Вспоминайте положительный опыт;

    Содержание :

    Говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

    Больше сообщайте положительной информации;

    Сведите к минимуму негативную информацию;

    Не давайте советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекайте его в форму заботы);

    Чаще обращайтесь к собеседнику («закон имени»);

    Приводите примеры из жизни;

    Используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации;

    Убедительность , достоверность :

    Подача факта как нового (недавно установили..., я только что читал, что..., вчера стало известно, что.. .);

    Подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я долгое время сам в это не верил..., я долго сомневался в этом ... и т. д.);

    Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов (экспериментально установлено..., эксперименты показали, что… и т. д.);

    Подача факта как установленного психологами;

    Подача факта как установленного иностранными учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., такого эффекта в русской аудитории не будет );


    Подача факта как установленного молодыми учеными;

    Упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; упоминание фамилий ученых, установивших этот факт;

    Ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I , И. Грозный , Я. Мудрый , Л. Толстой ;

    Ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Екатерина Вторая писала в письме к..., все французские короли, русские князья всегда имели…, Александр Македонский всегда учитывал ... и т. д.);

    Подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХVI веке использовали этот метод…, об этом знали еще в XIX веке. .. и т. д.);

    Персонифицируйте свои идеи (феномен личной реальности);

    Говорите: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе…», «Мне лично рассказывал один знакомый...» и т. д.;

    Приводите конкретные подробности, детали;

    Языковое оформление :

    Разнообразьте используемые слова;

    Используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты;

    Используйте слова, вызывающие образы (вместо жирная пища лучше сказать масло, свинина и т. д.);

    Используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;

    Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;

    Держите одинаковый темп с партнером;

    Цифр приводите немного и округляйте их;

    Манера :

    Демонстрируйте дружелюбие, искренность;

    Воодушевление;

    Умеренную эмоциональность;

    Физическую бодрость, подвижность;

    О бъем :

    Будьте кратки;

    Говорите меньше собеседника;

    Говорите короткими предложениями;

    Р асположение информации :

    Важную информацию давайте в начале и конце;

    Повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами;

    Адресат :

    В большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой - спокойно и рационально;

    С малоподготовленной аудиторией и малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов;

    С женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать один вопрос за раз;

    С мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление;

    С ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме;

    С людьми старшего поколения нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки авторитетных людей.

    В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

    Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

    Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов, как музыка, видеофильмы, стихи и т. п.

    Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т. п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.

    Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

    Интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

    Специалисты считают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка плана выступления, подбор материалов, проработка тезисов - залог успеха выступления.

    Современная аудитория не приемлет менторского (назидательного) тона - разговор должен идти на равных. При этом внимание аудитории необходимо привлечь сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, фактами и т. п. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от них. Многие думают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и служит вспомогательным средством делового общения. Однако исследования показывают, что от культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении - степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.

    Профессиональная деятельность предполагает овладение навыками риторики, т. е. навыками подготовки и доведения до слушателей смысла публичного выступления вне зависимости от формы (совещание, лекция, презентация, доклад и т. п.).

    Для того чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:

    Варьирование тональности выступления;

    Акцентирование главных мыслей;

    Постановка риторических вопросов по ходу выступления;

    Использование форм диалога;

    Включение образных сравнений, поговорок, крылатых выражений, речевых средств выразительности (тропы и фигуры речи) и т. п.;

    Использование примеров;

    Применение повторов.

    Следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает некоторые проблемы во взаимоотношении с аудиторией, если выступающий просто читает текст. Вместе с тем устная речь имеет бесспорное преимущество перед письменной, позволяя раскрыть выступающего как профессионала и интересного оратора.

    Невербальное общение - это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А. Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми.

    Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 - 70% информации в процессе общения передается невербально. Из двух видов межличностной коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - невербальная коммуникация является более древней, в то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.

    Невербальная коммуникация может быть представлена в виде следующих основных систем: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

    Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, взгляд, пространственно-временную организацию общения и т. д.

    Акустическая система общения задействует такие средства, как паузы, смех, интонация и др.

    Тактильная система общения характеризуется прикосновением, пожатием рук, объятиями и т. п.

    Ольфакторная система основана на восприятии приятных или неприятных запахов как самого человека, так и окружающей среды.

    Специалисты выделяют следующие функции невербального общения:

    Выражение межличностных отношений;

    Выражение чувств и эмоций;

    Управление процессами вербального общения;

    Обмен ритуалами;

    Регуляция самопредъявлений.

    На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как словесный. Невербальные знаки нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений, другой в данный момент может вообще ничего не значить. Поэтому их необходимо читать в контексте, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

    Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения .

    К невербальным сигналам общения относятся:

    - кинесика - поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд, направление взгляда, частота контакта);

    - такесика и экстралингвистическая система - рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание;

    - просодика - общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения;

    - проксемика - ориентация, дистанция;

    Внешность - одежда, прическа и т. д.

    Кинесика и формы ее проявления:

    Поза - положение тела, типичное для данной культуры; позы могут быть: открытые, закрытые, авторитарные;

    Мимика - движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба);

    Взгляд - глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера;

    Походка является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональное состояние человека (гнев, радость, гордость, горе);

    Жесты - динамически выразительные движения тела.

    Особое значение в невербальной коммуникации имеют сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 - 70% всего времени общения. Глаза обладают особым способом самопрезентации, название которому взгляд . Последний может осуществлять сильное психологическое давление и говорить о многом.

    Рассмотрим виды взглядов и их трактовку:

    Подъем головы и взгляд вверх: подожди минуту, подумаю;

    Движение головой и насупленные брови: не понял, повтори;

    Улыбка, возможно, легкий наклон головы: понимаю, мне нечего добавить;

    Ритмичное кивание головой: ясно, понял, что тебе нужно;

    Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику: хочу подчинить себе;

    Взгляд в сторону: пренебрежение;

    Взгляд в пол: страх и желание уйти.

    В мимике очень важно положение губ - молчаливых источников эмоциональной информации. Улыбка в создании привлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении у тех, кто ее использует.

    Немалое значение при общении имеют жесты . Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, он обязан их контролировать.

    Основные правила жестикуляции:

    Жесты должны быть непроизвольными: прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем;

    Жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

    Управляйте жестами: никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

    Вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

    Жесты должны отвечать своему назначению: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

    Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель, вздох, плевок, «звуковой» поцелуй и пр. К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи. Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения.

    К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга. Даже дистанция, которую выдерживают люди при общении, уже о многом говорит. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь - дружба - доброжелательность - недоброжелательность - вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держать» на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь все ближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису. Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами.

    Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами (по А. Пизу):

    Интимная зона (от 15 до 46 см): в эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте;

    Личная зона (от 46 см до 1,2 м): на таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках;

    Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м): такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми;

    Общественная зона (более 3,6 м): такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

    Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов.

    Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.

    Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.

    На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет.

    Вопросы для контроля

    1. Что такое вербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

    2. Что необходимо учитывать при вербальном общении?

    3. Какие принципы речевого воздействия необходимо учитывать при вербальном общении?

    4. Назовите приемы, которые помогут сделать устную речь выразительной и эмоциональной.

    5. Что такое невербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

    6. Каково соотношение вербальных и невербальных средств в речевом общении?

    7. В виде каких систем может быть представлена невербальная коммуникация?

    8. Каковы функции невербального общения?

    9. Какие основные группы невербальных знаков выделяют? Какие невербальные сигналы включает каждая группа?

    10. Какова роль взгляда в невербальном общении?

    11. Какова роль жестов в невербальном общении?

    12. Какую роль играет дистанция в процессе речевого общения? Назовите основные зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами.

    13. Национальная специфика невербальных средств общения.

    3.2. Вербальные и невербальные средства общения

    Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

    В структуру речевого общения входят:

    1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

    2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

    3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

    Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.

    Невербальные средства общения изучают следующие науки:

    1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

    2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

    3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    Интимная зона (15–45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

    Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

    Социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;

    Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

    Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

    По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

    Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

    Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

    1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

    2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

    3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

    4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

    а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

    б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

    5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

    Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:

    Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

    Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

    Жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

    Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

    Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

    Жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

    Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

    Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

    Жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

    Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях .

    Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

    Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

    Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

    Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

    7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

    Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

    8.2. Вербальные средства выражения ласки Вербальные средства - это ласковые обращения, в том числе использование ласковых прозвищ, даваемых любящим человеком объекту своей любви.При выборе прозвища логика часто ни при чем, так как любое, даже самое негативное слово,

    Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

    8.3. Невербальные средства К невербальным средствам выражения ласки относятся тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, надавливания, обнимания, трепания по щеке и похлопывания по плечу) и поцелуи.Выбор средств и способа выражения ласки зависит от того, какого

    Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

    Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

    ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

    Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

    ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

    Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

    2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

    Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

    2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

    Из книги автора

    Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

    Из книги автора

    Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

    Из книги автора

    Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

    Из книги автора

    Задание 2б. Невербальные характеристики эффективного и проблемного общения взрослых и детей Процедура наблюдения в данном задании в целом повторяет задание 2а, поэтому мы остановимся лишь на различиях.Объекты наблюдения. В качестве объекта для наблюдения следует

    Из книги автора

    33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

    Из книги автора

    Используйте невербальные средства самоутверждения Примите удобную закрытую позу. Смотрите в глаза собеседнику (уверенным, но не неподвижным взглядом). Выпрямитесь, расправьте плечи и грудь, но не напрягайтесь. Расположитесь прямо лицом к



    Поделиться: