Упражнение путаница тренинг. Назначение: снятие напряжения через невербальное взаимодействие

Цель : создание настроя на совместную работу, снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Необходимый материал: музыкальное сопровождение.

Продолжительность : 5 мин

Инструкция: Ребята, давайте немного разомнемся, создадим себе веселое настроение и поиграем в подвижную игру «Путаница». Сейчас мы с вами встанем близко друг другу, образуем узкий круг, закроем глаза и вытянем руки вперед, а ведущий-доброволец соединит наши ладони между собой. Когда начнет играть музыка, открывайте глаза и начинайте распутываться, но разрывая при этом рук. Должен получиться круг или шеренга. (В случае, если участникам не удается справиться с задачей, можно разъединить «путаницу» в одном месте).

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось вам игра?

· Какое у вас теперь настроение?

· Теперь вы готовы начать наше занятие?

Основное содержание занятия

Короткая беседа:

Цель: развитие умения осознанно выражать свои эмоции и чувства, развитие навыков эмоционального самоконтроля.

Доброволец: Ребята, давайте поговорим о том, что такое эмоции и чувства, почему и когда мы их испытываем, для чего нам они нужны. Если мы успешно разберемся в этой теме вместе, вам потом будет легче понять, какое у вас настроение и в чем оно проявляется.

- Ребята, как вы думаете, что такое эмоции?

(Кратковременные душевные переживания).

- А какие эмоции бывают?

(Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение).

- Что такое чувства?

(Длительные душевные переживания, например, радость, восторг, обида).

- Какие вы знаете эмоции и чувства?

(Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд).

- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?

(С помощью слов, мимики, интонации, жестов).

Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй за минуту»

Цель : развитие навыков выражения и определения эмоций и чувств, снятие эмоционального напряжения, формирование навыков рефлексии.

Продолжительность : 5 минут

Необходимый материал : листы А-4, цветные карандаши.

Инструкция: Теперь давайте начнем тренироваться осознавать свое настроение, самый простой способ для этого – нарисовать его.

За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, – используйте только линии, формы, различные цвета. Все закончили рисовать? (ответы детей). А теперь передайте свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем. Кто готов рассказать, как ему кажется какое настроение изображено на рисунке его соседа?

Вопросы для обсуждения:

·

· Легко ли было изобразить на бумаге свое настроение?

· Трудно было понять, какое настроение нарисовал ваш сосед?

Игровое упражнение « Паутина»

Цель : снятие внутреннего напряжения, поиск ресурсного состояния.

Продолжительность : 10 минут

Необходимый материал : клубок ниток.

Инструкция : Прежде чем продолжить наше занятие, давайте немного поиграем. Эта игра поможет нам лучше узнать друг друга. Для этого нам нужно сесть в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность немного рассказать о каком-то своем самом любимом месте. Это может быть место, в котором вы бывали, или в котором вы бы хотели оказаться. Это место, думая о котором, вы чувствуете радость.

Процедура проведения: Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав о своем любимом месте, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок любому участнику, договорившись перед этим с ним «глазами» и сказать ему: «А теперь твоя очередь».

Таким образом, все дети оказываются в «паутине».

Спасибо вам, что поделились своими любимыми местами, которые дарят вам радость. И теперь, когда мы объединены этой паутинкой, мы можем прикрыть глаза и представить, как по ниточкам эта радость от каждого вашего любимого места передается от участника к участнику. И теперь, когда нам грустно, мы можем представлять не только наше любимое место, но и любимые места других ребят, которые нам понравились. А теперь давайте распутаем паутинку. (Доброволец аккуратно распутывает паутинку).

Вопросы:

- Нравится ли вам наша паутина?

- Понравилось ли вам рассказывать о любимом месте?

- Что нового вы узнали друг о друге?

Игровое упражнение «Сломанный телефон»

Цель : снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Доброволец: И снова у нас по расписанию игра! А вы знаете, что смех - очень полезен для организма? Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит каждому из вас от души похохотать.

Инструкция: Сейчас мы с вами сядем так, чтобы получился ряд. С одного конца нашего ряда один участник задаст соседу вопрос, который он должен передать дальше, не переспрашивая при этом услышанные слова. С другого конца участник ряда передает ответ, и его сосед поступает также, т.е. передает услышанные слова следующему. Участники, оказавшиеся посередине ряда, озвучивают вопрос и ответ, которые дошли к ним по цепочке.

Примерные вопросы и ответы:

1. «Кто шуршит в норке? – мышка»

2. «Кто любит кашу? – малыши»

3. «Кто щекотал любимого щенка? – Всеволод Георгиевич»

4. «На что похоже оранжевое солнце? – на спелый апельсин»

5. «Кто испачкал шорты соусом? – неряшливый Паша».

Психогимнастическое упражнение «Маска»

Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие навыка невербального выражения эмоций.

Продолжительность : 5 минут

Доброволец: Теперь, когда мы кое-что узнали об эмоциях и друг о друге, попробуем применить эти знания в игровом упражнении.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в круг. Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех участников появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог лучше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, передав выражение лица соседу и так по кругу. Когда к первому участнику возвращается его лицо, его сосед придумывает новое и игра продолжается.

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Какие эмоции вы испытывали?

· Трудно было понять и изобразить эмоцию другого человека?

Психогимнастическое упражнение «Звук-чувство»

Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие способности выражать свои эмоции.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Давайте немного погудим, пожужжим, потопаем и похлопаем, - это поможет нашим эмоциям выйти наружу.

Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того чтобы показать это, мы будем издавать разные звуки. Например, для чувства раздражения мы будем гудеть. Давайте попробуем все вместе погудеть! (Все участники «гудят»). Если мы редко испытываем это чувство - будем гудеть тихо, если чаще, то громче, если очень часто, то очень громко. Давайте попробуем! Далее менять чувства и способ выражения их частоты (например, радость – слово «Му-у», грусть – топот).

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам гудеть, шипеть, улюлюкать?

· Вы обратили внимание, на каких чувствах мы гудели, шипели, топали громче всего?

Упражнение «Спаси птенца»

Цель : снятие эмоционального напряжения.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция : А напоследок мы с вами сделаем еще одно очень приятное упражнение. Представьте, что у вас в руках совсем маленький беспомощный птенец. Он хочет взлететь, но для того, чтобы у него это получилось, ему нужны силы. Чтобы у него появились силы - его нужно немного согреть. Вытяните руки ладонями вверх, представьте, что вашего птенчика согревает солнышко. Оно ласкает его своими лучиками, касаясь каждого маленького перышка. Потихонечку птенец согревается. Теперь медленно согните ваши пальчики, так как будто вы прячете в ладошках птенца. Делаем это бережно, нежно. Медленно подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Аккуратно приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца.

А теперь раскройте ладони, и вы увидите, как птенец окреп. Теперь он готов взлететь. Приподнимите ладони вверх. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и пожелайте доброго пути! Можно помахать ему ручкой.

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Какие эмоции вы испытывали во время этого упражнения?

Доброволец: Ребята, сегодня у нас получилось очень насыщенное, приятное занятие, мы надеемся, что вам понравились наши игры, и сегодня мы расстанемся с вами в хороших теплых чувствах.


Цель: Создание общего настроя группы и развитие сосредоточения внимания.

Описание: У каждого участника есть своя буква алфавита. Ведущий задает слово и участники должны молча, хлопками «напечатать» это слово. Затем можно задавать целые фразы.

    1. ^
      Упражнение “Кто во что одет”
Цель: Развитие внимания

Описание: Участники внимательно изучают друг друга. Затем один из них поворачивается к группе спиной. Ведущий спрашивает у него особенности внешнего вида остальных участников.

    1. ^
      Упражнение «Путаница»
Цель: Развитие способности проявлять нестандартный ход мысли, проявления лидерских качеств.

Описание: Один участник-ведущий покидает группу. Остальные берут друг друга за руки по кругу и запутываются. Задача ведущего распутать своих друзей, сделав из них единый круг.

    1. ^
      Упражнение «Американский студент»
Цель:

Описание: Группа делится на две части. Первая мини-группа загадывает одному из второй мини-группы слово, которое тот должен показать своей группе только с помощью мимики и жестов. Если группа отгадывает, то уже они предлагают свое слово.

    1. ^
      Упражнение «Слепые котята»
Цель: Развитие умения взаимодействовать без зрительного контакта.

Описание: Все участники группы закрывают глаза. Ведущий разводит их в разные части помещения. Задача группы - найти друг друга, при этом не произнося слова и не издавая других звуков.


    1. Тест «Конструктивный рисунок человека» (см. Приложение 10)

    2. Рефлексия.

Занятие 6. «Актерское мастерство»

Цель:

  1. ^

    Упражнение «Угадай цвет по жесту»

Цель: Раскрытие творческого потенциала.

Описание: Желающий начать игру участник выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-нибудь цвет. Вернувшийся участник, должен будит отгадать, какой цвет выбрала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников и этот человек должен показать выбранный цвет движением. Отгадывающий может обращаться к разным участникам до тех пор, пока не отгадает.


  1. ^ Упражнение «Зеркало»
Цель: Развитие творческого потенциала, актерских навыков и невербального общения.

Описание: Группа делится по парам. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - «зеркало». Он должен в точности отразить движения первого. Затем они меняются местами.

  1. ^
    Упражнение «Фраза с разной интонацией»
Цель : Развитие ораторского мастерства.

Описание: Ведущий, задает участникам определенную фразу, которую они должны произнести с задуманной интонацией. Остальные должны угадать эту интонацию.

  1. ^
    Упражнение «Я тебя правильно понял?»
Цель: развитие способности слушать и слышать друг друга.

Описание: Ведущий задает фразу, следующий участник говорит: «Если я тебя правильно понял, то ты сказал…» и повторяет за ним все точно слово в слово. Так пока фраза не обойдет весь круг.

  1. ^
    Упражнение «Красное и черное»
Цель: развитие умения вести переговоры, умение работать в команде.

Описание: Группа делится на 2 команды. Задача - набрать минимальное количество отрицательных и максимальное количество положительных очков. Выигрывает тот, кто набирает максимальное количество положительных очков.

Решение принимается простым большинством голосов. Спорщиков следует удалять. За каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого голосующего против - минус 2 очка, за каждого удаленного - минус 3 очка. Решение другой команды сообщается только тогда, когда решение приняли обе команды. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Решение одной команды влияет на баллы другой, так как очки начисляются по следующей системе:


Ход

Команда 1

Команда 2

Очки

Команда 1

Команда 2

Красное

Красное

-3

-3

Красное

Черное

+5

-5

Черное

Красное

-5

+5

Черное

Черное

+3

+3
  1. ^

    Рефлексия. Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Занятие 7. «Скромность – достоинство королей»

Цель занятия - развитие самокритики, уверенности в себе

1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»


  1. Упражнение-разминка «Японские бабочки».
Участник играет роль «тори»- это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки останавливаются перед Тори и слегка касаются его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Пойманная Бабочка становится в центр круга также как первая. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается пока на свободе не останется одна Бабочка.

  1. ^ Информирование: V закон лидера- Лидер обладает скромностью.
Сообщение темы занятия. Беседа.

Как вы понимаете понятие «скромность»?

Как она проявляется в поведении человека?

Нужна ли скромность людям, какова ее роль в жизни человека?

Чтение сказки Ф.Кривина «Почему светит Солнце». Обсуждение.

На доске оформлен «волшебный треугольник»: лидер: команда - умеет слушать - умеет радоваться жизни (смех-это музыка души).

Лидер должен создать доброжелательность. Доброжелательная обстановка существует тогда, когда лидер ставит интересы команды выше своих интересов. Это эффективный лидер. Именной такой лидер проявляет высокую степень внимания потребностям и чувствам команды и поддерживает это внимание. Люди ценят в лидере заботу о них.

Мы достигаем успеха с помощью других людей. Ничто не совершается без других. Секрет лидерства: проявлять дружелюбие, твердость, справедливость. Относитесь к другим так же, как если бы вы хотели, чтоб к вам относились.

Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.


  1. ^ Тест: «Умеете ли вы слушать?» (см. Приложение 11)
Информирование. Лидер обязан уважать свою команду. Это проявляется в умении слушать членов команды. Если вы будете слушать лично, вы сможете откорректировать ситуацию, предупредив возникновение проблемы. Очень важно сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник. Даже к плохим новостям нужно относиться спокойно. Поэтому поводу советы «как научиться слушать людей». Указываю на доску. Каждый читает один совет.

Задавайте вопросы

Смотрите ему в глаза

Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты

Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник

Не спешите с выводами

Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним

Быть доступным для людей

Посвящайте собеседнику свое внимание

Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться, чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям, радоваться жизни – один из драгоценных даров.

Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.

Подумайте и скажите, по-вашему, что такое счастье? (ответы детей). Обсуждение.

На самом деле секрет счастья в том, чтоб вам нравилось то, что вы делаете.

Хотелось бы, чтоб счастье передавалось как грипп. Не ищи счастья – дари его другим и оно вернется к тебе.

Как вы думаете, почему у змеи такая длинная шея? (ответы детей). Чтение притчи. Обсуждение.

Вывод: нередко того, что выставляется напоказ, как раз и нет на самом деле. Поэтому лучше ничего и не выставлять напоказ. Ни силу свою, ни знание, ни умения - ничего не выставлять напоказ. Иначе мы будем похожи на змею, которая выставляет напоказ свою шею.


  1. ^ Упражнение «Горячий стул»
В центр класса ставится стул. По желанию кто-то садится на него. Остальные высказывают свое мнение об этом человеке, но обязательно должно быть что-то положительное о нем.

  1. ^ Упражнение «Мои достоинства и недостатки»
Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки. По желанию дети зачитывают свои качества.

  1. ^ Упражнение «Атомы-молекулы»
Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.

  1. Рефлексия

Занятие 8. «Актерское мастерство»

Цель: Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу.

Вступительное слово.
«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется "Тренинг эффективного общения". Тренинг -это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Знакомство.
«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

Упражнение «Глаза в глаза».
В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.
Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?"

Принятие правил.
Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:
1. Физическая и психологическая закрытость группы.
Физическая закрытость. - т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто
не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то
опаздывает, то мы все его ждем.
Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя
рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что
говорит каждый о себе - нельзя.
Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...
2. Правило искренности.
Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?
3. Правило круга.
Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.
4. «Здесь и теперь».
Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.
5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).
6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.
В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренингов ой группы.

Упражнение «Меняются местами».
Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: «Сейчас у нас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Ожидания и опасения .
Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа -ожидания, с левой - опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки. Зачитывает их и по ходу поясняет цели предстоящей работы, комментируя насколько обоснованы те или иные ожидания и опасения.

Цели тренинга:
1. Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:
устанавливать контакт с другими людьми;
умению эффективно предавать информацию;
рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
потренируемся давать и получать обратную связь.

Упражнение «Встать по числу» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению).
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать
именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю
„четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, кик я
скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в
процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Упражнение «Путаница».
Участники становятся в круг.
«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».
После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).
2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на вьшолнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения. Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом": «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение полезно в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать ею надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.
Психогимнастические упражнения, которые можно использовать в содержательных частях тренинга.

Упражнение «Арифмометр» .
Участники группы сидят по кругу.
«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия („плюс" или „минус"), следующий - снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать „равно", и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю „семь", Лена - „плюс". Катя - „восемь". Юра - „минус", Олег - „два", Зина - „равно", и Таня называет число „тринадцать". Следующий участник, т. е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».
Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.
Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие - знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.
В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.
Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

Упражнение «Телеграф».
Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.
«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например „волк", а потом, хлопнув 2 раза по коленям, - название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».
В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот. кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Упражнение 1.
Все участники располагаются большим полукуругом.
«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе вьшолнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Упражнение 2.
Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты - один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты - сидя лицом друг к другу.
Вопросы для обсуждения: В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

Упражнение 3.
Участники группы делятся на две подгруппы.
«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».
Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.
Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.
Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами: Участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;
участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
- участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.
Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто
причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

Упражнение 4.
Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.
Инструкция «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал - менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, ее занимают примерно такую позицию: ситуация отпора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.
Тренер называет имена тех, кто в 1 групп должен на первом этапе работ попытку установить контакт. Через 3-4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции. Обсуждение: Обратите внимание на те вербальные и невербальные аспекты, которые способствуют установлению контакта. Все участники становятся по кругу.

Блок 2 «Умение передавать информацию».

Упражнение 1.
На счет „раз" каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет „два" надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет „раз", и начать выполнять то движение, которое на счет „раз" делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему „автору". Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажений передаваемых движении и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

Упражнение 2.
Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.
«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.
Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Упражнение 3.
Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот. кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».
Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.
На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих
информацию, а второй
принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам
подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Упражнение 4 .
Участники объединяются в пары.
«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т. е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т. д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда - для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».
После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т. е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Упражнение 2. Участники садятся в круг.
«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их пожалуйста.
Правила:
1. Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.
Тренер ждет, пока все участники сядут парами.
«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой - «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону. Итак, «А» говорит в течении 5 минут «В» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.
Через 5 минут тренер останавливает беседу.
«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать «В» что в его поведении помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ».
После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.
«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «В» в течении предыдущей минуты».
Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
«В» за 5 минут должен повторить «А» , что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильное поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.
Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.

Заключительная часть тренинга.
Вопросы для рефлексии (письменно).
1. Что было самым полезным в тренинге?
2. Что было самым приятным в тренинге?
3. Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
4. Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
5. Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
6. Чтобы вы хотели пожелать себе?
7. Чтобы вы хотели пожелать тренеру?

«Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

Инструкция: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Встретившись, руки соединяются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разнимая рук. В результате возможны такие варианты, либо образуется круг, либо несколько сцепленных колец из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Игра прекращается по желанию участников.

Упражнение «Последняя встреча»

Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте себе, что занятия в группе уже закончен. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень хотели бы сказать.

Через 2-3 минуты откройте глаза и. скажите это!» Руководитель проводит уже ставшее традиционным анкетирование

Затем домашнее задание: «Опишите свои «добрые проявления» к кому-либо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?»

Не забудьте ритуал прощания с группой.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель этого занятия - закрепление навыков самораскрытия, игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усиление психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии после выполнения каждого задания

Примерное содержание занятия

Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого занятия и психологической разминки:

«Здравствуй, я рад тебя видеть.»

Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть.» Нужно сказать, что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

Проверка домашнего задания

Все участники рассказывают об одном из своих «добрых, проявлений» по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание, на своих ощущениях от этого доброго дела.

Упражнение «Жизненные перспективы»

Назначение: отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор.

Инструкция: в предыдущем упражнении вы говорили о своих желаниях. Речь фактически шла о множестве целей, которые можно реализовать. Для достижения желаемого необходимо их упорядочить, оценить степень их важности, спланировать нужные действия и понять, какие личностные ресурсы для этого понадобятся.

Возьмите листок бумаги, разбейте его на четыре колонки и озаглавьте их «Мои цели», «Их важность для меня», «Мои действия», «Мои ресурсы». Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течении недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, на пример, чего бы вы хотели достичь через пять, десять лет. Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые). В третьей колонке обозначьте действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели. В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного.

Далее организуется работа в парах, где участники группы помогают друг другу осознать и принять самую важную цель. Итогом работы должно стать формулирование утверждения о самой важной цели. Утверждение - это краткое заявление о том чего хочет человек. Затем в кругу каждый рассказывает о своей самой важной цели.

Упражнение «Будущее»

Назначение: осознание участниками своих жизненных перспектив и возможности влияния личностных особенностей на свой жизненный путь.

Инструкция: «закройте глаза. Представьте себя в максимально далеком будущем, на сколько это возможно. Где вы находитесь? Чем занимаетесь? Какой вы? Кто еще здесь есть кроме вас? Постепенно откройте глаза и вернитесь в круг», (время 5-7 минут)


Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, ...

Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон. Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств...

Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее...

Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу, кто как может. Задача водящего – распутать детей в круге.


  • Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И.п. – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, своё дыхание, биение сердца.

  • Игра «Найди цветочки и звёздочки».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, закрепление цветов. На столе находятся вырезанные из картона цветы и звёзды. Ребёнку предлагается в одну сторону отложить цветы, в другую сторону отложить звёзды и сосчитать их.

  • Игра «Разложи по порядку, что сначала, что потом».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Ребёнку предлагаются 4 картинки, на которых изображён, например, порядок строительства птицей гнезда и другие изображения. Необходимо разложить по порядку, что было сначала, а что потом.

  • Игра «Кто летает?».
Цель: развитие внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов. Психолог называет слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети хлопают в ладоши, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орёл, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолёт, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолёт, ковёр, поросёнок, стрекоза.

  • Функциональное упражнение «Черепаха».
Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встаёт у одной стены помещения , играющие – у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подаёт сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз.

  • Игра «Воробьиные драки».
Цель: снятие агрессии, гнева. Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьёв» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

  • Игра «Шумовые коробочки».
Цель: развитие концентрации внимания, слухового внимания. В коробочки помещены: бусинки, мука, соль, гречка, сахар. Ребёнку предлагается определить на слух, что находится в коробочке.

  • Игра «Назови одним словом».
Цель: развитие концентрации внимания, мышления. Детям предлагается рассмотреть группы картинок и назвать эти группы одним словом: мебель, транспорт, одежда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, игрушки, инструменты и др.

  • Игра «Сложи цветочки».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, закрепление цветов. Детям предлагается сложить цветочки: к кружочку определённого цвета подобрать лепестки того же цвета.

  • Функциональное упражнение «Крик в пустыне».
Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперёд, доставая руками и лбом пола.

  • Функциональное упражнение «Что исчезло?»
Цель: развитие концентрации внимания. И.п. – сидя на полу. Перед каждым ребёнком поочерёдно раскладываются предметы. Их просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребёнок закрывает глаза, а инструктор убирает один предмет. Задача ребёнка – назвать исчезнувший предмет.

  • Игра «Построй ёлочку».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Ребёнку предлагаются полоски разной длины. Необходимо разложить полоски по порядку (по возрастающей) так, чтобы получилась ёлочка. Затем сосчитать количество полосок у ёлочки.

  • Игра «Сосчитай правильно».
Цель:

  • Игра «Что спряталось».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. На картинке нарисованы наложенные друг на друга изображения. Ребёнок отгадывает, что изображено.

  • Игра «Запрещённое движение».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания произвольной сферы. Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

  • Функциональное упражнение «Рубка дров».
Цель: элиминация агрессии. И.п. – стоя. Каждый участник представляет себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку . Всякий раз при опускании топора ребёнок громко произносит: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через несколько минут каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

  • Игра «Чего не хватает?».
Цель: развитие сосредоточенности внимания, восприятия. На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.

  • Задание «Шнуровка».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений. Детям предлагают «пуговицу», которую необходимо «пришить» (зашнуровать).

  • Игра «Помоги рыбкам».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Инструкция: «Рыбки (вырезаны из цветного картона) запутались в водорослях, необходимо им помочь». Дети раскладывают по цвету рыбок, в одну сторону рыбок одного цвета, в другую сторону рыбок другого цвета и т.д.

  • Игра «Повторяй за мной».
Цель: развитие произвольности внимания. Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.

  • Игра «Кто сильнее».
Цель: снятие мышечного напряжения, физической агрессии. Детям раздаются воздушные шарики. Взрослый предлагает посоревноваться, кто сильнее стукнет шарик и у кого дальше он полетит.

  • Игра «Найди в комнате синее, белое, чёрное».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Детям предлагается внимательно посмотреть вокруг, найти и назвать предметы синего, белого, чёрного цвета.

  • Игра «Шапка-невидимка».
Цель: развитие распределения, объёма, концентрации внимания. В течение 3-х секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается , а затем перечислить их.

Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирования умения сравнивать, анализировать. Детям предлагается картинка с изображением предметов и образца. Необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чём схожесть.

  • Коммуникативное упражнение «Тачка».
Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, снятие психоэмоционального напряжения. Дети разбиваются на пары. Один из партнёров принимает «упор лёжа», другой берёт его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идёт за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

  • Игра «Детский футбол».
Цель: снятие мышечного напряжения. Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

  • Игра «Что изменилось?».
Цель: развитие переключения, объёма внимания, памяти. Ведущий ставит перед детьми от 3 до 7 игрушек, даёт сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

  • Игра «Наложи квадраты». Перед ребёнком несколько квадратов разного размера, необходимо их наложить друг на друга: на самый большой квадрат наложить поменьше, далее наложить ещё поменьше и т.д. до самого маленького квадрата.

  • Игра «Слушай и исполняй». Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

  • Игра «Жил-был кружочек». Перед детьми раскладывают карточки с геометрическими фигурами. Затем ведущий показывает картинки с изображением различных предметов , а дети определяют, на какую фигуру похож предмет.

  • Игра «Карлики и великаны». По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разном темпе, в произвольном порядке.

  • Игра «Золотая рыбка».
Цель: развитие быстроты реакции, координации движений. Дети встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бёдрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Взрослый – золотая рыбка. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

  • Игра «Собери кубики». Детям предлагаются кубики. Необходимо собрать из них картинку, опираясь на картинку-образец.

  • Игра «Найди в комнате красное, зелёное, жёлтое».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Детям предлагается внимательно посмотреть вокруг, найти и назвать предметы красного, зелёного, жёлтого цвета.

  • Игра «Съедобное – несъедобное». Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети должны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.

  • Игра «Дерево».
Цель: развитие саморегуляции. Детям даётся инструкция: «Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, закройте глаза. Представьте, что вы – это дерево. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья-пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона-голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны и спокойны».

  • Игра «Археология».
Цель: развитие мышечного контроля. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

  • Игра «Разложи по порядку». Детям предлагаются карточки одного цвета, но разного оттенка. Необходимо разложить их по порядку.

  • Задание «Найди ниточку к каждому из шариков». Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. На картинке изображены шарики и ниточки разного цвета. Необходимо подобрать ниточку к шарику по цвету.

  • Игра «Найди на поле». Ребёнку предлагается игровое поле и карточки с изображением различных предметов. Необходимо найти на поле соответствующую картинку и закрыть её карточкой.

  • Задание «Путаница». На картинке изображены звери: заяц, кошка, собака, поросёнок, где художник перепутал части тела. Например, у собаки оказался хвост поросёнка и т.д.

  • Задание «Заплатки». Инструкция: «На коврике дырки. Помоги мышке подобрать заплатки».

  • Игра «Брыкание». Цель : снижение агрессивных проявлений и ослабление негативных эмоций. Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий ребёнок наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий ребёнок сопротивляется «нападению». Затем пары меняются местами.

  • Задание «Переплетённые линии». Цель: развитие устойчивости внимания.
1

2


  • Функциональное упражнение «Дракон».
Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками, снятие психоэмоционального напряжения. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.

  • Когнитивное упражнение «Движение».
Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений. Дети стараются повторить их как можно точнее и в той же последовательности. Упражнение может выполняться под музыку.

  • Игра «Шарик».
Цель: развитие саморегуляции. Представьте, что вы – это воздушный шарик. Сейчас вы будете надуваться. Наберите побольше воздуха открытым ртом, а теперь закройте рот и надувайте живот, больше, больше. Молодцы! А теперь сдувайтесь! Приоткройте рот и медленно выпускайте воздух со звуком «п-ш-ш». Хорошо». Упражнение повторяется 3 раза.

  • Игра «Выбиваем пыль».
Цель: снятие мышечного напряжения, физической агрессии. Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

  • Игра «Запретный номер».
Цель: преодоление двигательного автоматизма. Дети становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него играющий ребёнок хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

  • Игра «Обзывалки».
Цель: снятие вербальной агрессии. Взрослый предлагает детям поругаться друг на друга «овощами и фрукта ми». Участники игры передают по кругу мяч, при этом, называя друг друга «фруктом» или «овощем» (это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов и т.д.). Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты…». В заключительном круге играющие дети обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!» Перед началом игры следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

  • Игра «Повтори движение».
Цель: снятие мышечного напряжения. Дети встают в круг. Под музыку один ребёнок выходит в круг и делает какое-нибудь движение, остальные стараются его повторить, затем стоящий в кругу ребёнок передаёт эстафету другому.

  • Игра «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде.

  • Игра «Прямой счёт». Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 1, ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит – 4, и т.д.

  • Игра «Сражение». Детям раздаются листы бумаги (газеты). Они из них делают «снаряды», смяв в комочек. Затем дети делятся на две команды. По сигналу взрослого дети начинают ими друг в друга кидаться.

  • Упражнение «Разложи пуговки по группам». Ребёнку предлагается разложить по группам пуговицы: сначала по цвету, затем по размеру и сосчитать их количество.

  • Игра «Сосчитай правильно».
Цель: формирование умения определять количество на ощупь, развитие концентрации, устойчивости внимания. Перед ребёнком кладётся карточка, на которую наклеено определённое количество пуговиц. Ребёнок закрывает глаза и старается на ощупь определить, сколько пуговиц.

  • Игра «Ласковые ручки».
Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, развивать чувство эмпатии, учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать об этом, учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, умение работать в группе, снятие эмоционального напряжения. Дети стоят по кругу, повернувшись спиной в круг, и вытягивают свои руки. Взрослый начинает по кругу передавать какое-нибудь эмоциональное состояние (например, радость), поглаживая руки детей. Затем все дети по очереди говорят, что почувствовали. Затем выбирается другой ведущий из детей, который может передать другое эмоциональное состояние.

  • Задание «Расположи в порядке возрастания». Цель: развитие концентрации, переключения внимания, умение сравнивать, анализировать. На картинке изображены ленточки разной длины, яблоки разного размера, клоуны разные по росту, разные по толщине вазы, разные по возрасту дети, по скорости транспорт.

  • Игра «Карусели».

  • Игра «Чего не хватает?». На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.

  • Игра «Штриховка».
Цель: снятие мышечного напряжения. Детям раздаются листы бумаги и ручки. В течение одной минуты дети под ритмичную музыку делают линии размашистыми движениями руки, стараясь выплеснуть накопившуюся энергию и гнев. Затем рвут эти листы и выбрасывают их.

  • Игра «Упрямая подушка».
Цель: снятие общей агрессии, негативизма, упрямства. Взрослый подготавливает «волшебную, упрямую подушку» и вводит ребёнка в игру-сказку : «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют нас иногда капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребёнок бьёт кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее…». Когда движения становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Затем взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребёнок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке».

  • Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирования умения сравнивать, анализировать. Ребёнку предлагается рисунок с изображением 5 предметов, среди которых два одинаковых. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чём их похожесть».

  • Упражнение «Гора с плеч».
Цель: развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения. «Когда ты очень устал, тебе тяжело, ты раздражён или тебе хочется лечь, а надо что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи, тебе сразу станет легче». Сделать это упражнение рекомендуется 5-6 раз.

  • Упражнение «Точки».
Цель: снятие мышечного напряжения. Детям раздаются листы бумаги и ручки. В течение одной минуты дети делают точки, стараясь выплеснуть накопившуюся энергию и гнев. Затем рвут эти листы и выбрасывают их.

  • Игра «Развивающее разноцветное лото». Детям раздаются карточки с изображением фигур разного цвета. Ведущий достаёт из мешочка объёмную разноцветную фигуру, дети внимательно рассматривают её и пытаются найти такую же у себя на поле.

  • Игра «Найди одинаковое».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Перед ребёнком раскладывают картинки, на которых изображены различные предметы. Каждый предмет изображён в трёх вариантах: целое изображение, контур изображения, заштрихованная картинка. Ребёнку предлагается найти все три варианта одной и той же картинки.

  • Игра «Игра с флажками». Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

  • Игра «Чайные пары».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, развитие мыслительных процессов. Ребёнку предлагаются карточки с чашками и блюдцами, где он должен сравнить узоры рисунков и расставить приборы по парам.

  • Игра «Маленькое привидение».
Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Взрослый предлагает детям сыграть роль маленьких добрых привидений, которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку дети делают руками такое движение: приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопырены, при этом произносят страшным голосом звук «У». Если слышится тихий хлопок, то дети произносят тихо этот звук, если громкий – то громко.

  • Глазодвигательное упражнение. И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (3-7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребёнок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.


Поделиться: