Российско молдавские отношения в постсоветский период. Российско-молдавские отношения

Ассоциация внешней политики при финансовой поддержке Foundation Open Society Institute подготовила аналитический доклад "Молдавско-российские отношения: позитивные и деструктивные тенденции двустороннего сотрудничества на современном этапе". Приводим его полностью.

Молдавско-российские отношения, рассматриваемые сквозь призму стратегического партнерства, продолжают сохранять напряженность, несмотря на попытки сближения общих позиций по целому спектру ключевых вопросов. Вывести двусторонний диалог между государствами на качественно новый уровень пока не удается. Политическое недоверие, частое использование дипломатических и экономических инструментов противодействия политики друг друга порождает фактически перманентный характер стагнации молдавско-российских отношений.

Культурное пространство все чаще испытывает на себе всю тяжесть духовных и социальных вызовов, которые являются следствием политического давления и продвижения внутреннего и внешнего политического влияния, ангажированности политическими элитами молдавско-российского культурного пространства. Широко используемые властями Молдовы и России популистские тактики ведут ко все большей активизации деятельности агентов российского влияния в Республике Молдова и нарастанию разделительных линий в обществе по геополитическому принципу.

Опыт многолетнего сотрудничества, достижения в различных областях, многогранность взаимовыгодных связей не в полной мере используются государствами. Именно на этих постулатах должна основываться новая платформа двустороннего взаимодействия, которая в сочетании с уважительным отношением к европейскому внешнеполитическому вектору развития Республики Молдова и роли России на региональном и международном уровнях, окажется способной к выстраиванию и развитию нового формата молдавско-российского сотрудничества в современных условиях.

Напряженность политических отношений

После ратификации Парламентом Республики Молдова Соглашения об Ассоциации с ЕС 2 июля 2014 года в молдавско-российском диалоге наметилась тенденция к ухудшению отношений. Молдова руководствовалась в этом вопросе внешним прагматизмом, который основывался в том числе и на попытке ослабить российское влияние. Невзирая на предрекаемый раскол молдавского общества, позицию Гагаузии и Приднестровского региона Молдова сделала свой выбор в пользу европейской цивилизации.

В России принятое решение посчитали нелогичным, безотлагательно были приняты симметричные меры. В тот же день состоялось подписание 7 меморандумов о межведомственном сотрудничестве между органами власти России и непризнанным Приднестровьем, которые были направлены на активизацию двусторонней торговли, обеспечение оптимальных схем доставки приднестровских товаров на российский рынок и других государств Евразийского экономического союза, привлечение инвестиций в Приднестровский регион, взаимодействие в вопросах международных пассажирских и грузовых перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, а также сотрудничества в области антимонопольной политики и в сфере образования и культуры.

Этот шаг молдавская сторона восприняла как начало использования Россией политических инструментов, направленных на наиболее уязвимые области в отношениях государств в знак протеста и выражения недовольства европейским выбором Республики Молдова. Свертывание политического диалога существенно накаляло ситуацию, проявились сложности двусторонних отношений, все более ощутимой становилась необходимость снятия напряженности в двустороннем взаимодействии.

В апреле 2016 года, после приглашения заместителя премьер-министра, министра иностранных дел и европейской интеграции А. Галбура в Москву, сделанного министром иностранных дел РФ С. Лавровым, возлагались надежды на прорыв в отношениях между Молдовой и Россией. Во время рабочей встречи рассматривались вопросы придания импульса молдавско-российскому сотрудничеству. Это явилось проявлением стремления со стороны молдавских властей к возобновлению двустороннего взаимодействия, а с российской стороны готовности к пересмотру и сближению позиций по ключевым вопросам двустороннего сотрудничества. Причина поиска путей сближения проевропейских партий с Россией состояла не только в приближавшихся Президентских выборах, но и в понимании необходимости преодоления кризиса в политическом диалоге, в попытке начать выстраивать новую платформу сотрудничества между государствами. Однако, прийти к этому сторонам не удалось.

В политическом диалоге глав государств Республики Молдова и Российской Федерации была довольна длительная пауза, которая во многом была связана с особенностями внутриполитического развития Республики Молдова. Однако, 17 января 2017 года после девятилетнего перерыва отношения между президентами были вновь возобновлены. Первый зарубежный визит новоизбранного Президента И. Додона был именно в Москву, что воспринялось многими как подтверждение его пророссийских устремлений, намерений нормализовать молдавско-российское сотрудничество и заявлений о восстановлении стратегического партнерства с Россией, сделанных им во время предвыборной гонки.

Изменение внешнеполитических приоритетов Республики Молдова, расторжение Соглашения об Ассоциации с ЕС, равно как и его высказывание о необходимости сохранения миротворцев в Приднестровье можно счесть необдуманными. Это вызвало резонанс мнений в молдавском обществе, бурную реакцию экспертов и аналитиков, и баталии дискуссий, инициированных СМИ.

Интересным представляется восприятие Россией заявлений, сделанных Президентом Молдовы. В. Путин заявил: «Я очень рассчитываю, что ваш первый визит в Россию, это первая ваша зарубежная поездка в качестве президента, она будет хорошим толчком для развития наших межгосударственных связей по всем направлениям». Необходимость активизации молдавско-российского диалога неоспорима.

Крайне важным представляется диалог глав государств, который задает тон двустороннему взаимодействию в целом. Это видится объективным. Однако, не до конца понятным остается вопрос о политическом доверии. В России не могут не понимать, что полномочия Президента согласно Конституции Республики Молдова не позволят ему реализовать сделанные им заявления, ввиду отсутствия рычагов влияния на политику. Следовательно, допускают долю двоемыслия и политического оппортунизма в сделанных заявлениях Первого лица государства, однако, несмотря на это, предпочли налаживать с ним диалог. За 2017 год на уровне глав государств состоялось четыре двусторонних встречи. Кроме того, главы государств обсуждали возможности развития сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках Саммита лидеров СНГ и заседания Высшего евразийского экономического совета, прошедших в Сочи в октябре 2017 года.

В свою очередь, Парламент и Правительство Республики Молдова возмутил тот факт, что Президент, чьи полномочия во внешней политике ограничены, не координирует свои действия с властными структурами касательно заявлений, сделанных в Москве. П. Филип заверил, что Соглашение об Ассоциации с ЕС часть правительственной программы, которая, как и европейский вектор развития страны останутся неизменными. Можно предположить, что болезненная реакция властей Молдовы последовала и на предпочтение Москвы развивать диалог только с Президентом, тогда как проевропейское большинство предприняло целый ряд действий, направленных на возобновление двустороннего сотрудничества.

В условиях неоднозначности, характеризующей нынешний молдавско-российский политический диалог, стороны отметили в 2017 году 25-е со дня установления дипломатических отношений. Приверженность и готовность к сотрудничеству были отражены в поздравительных посланиях президентов и министров иностранных дел государств, особо отмечены основные достижения многолетнего сотрудничества, а именно, создание прочных, многогранных, дружественных и взаимовыгодных связей практически во всех областях, намечены и перспективы двустороннего диалога – выход на новый уровень стратегического партнерства.

Казалось бы, намечающаяся позитивная динамика в политическом диалоге государств постепенно прочно установится, однако объявление персоной нон-грата российского вице-министра Д. Рогозина и высылка российских дипломатов стали прецедентами ухудшения отношений и демонстрацией взаимного непонимания и политического недоверия. Одним из последних событий уходящего года явился отзыв Посла Республики Молдова в Российской Федерации А. Негуца на неопределенный период времени, что явилось предметом бурной критики как со стороны Президента Молдовы, так и с российской стороны.

Безусловно, для дипломатических отношений государств эта мера может рассматриваться как недружественная акция, не лишенная провокационных мотивов, связанных с внутриполитической ситуацией в Республике Молдова.

В сложившихся условиях взаимовыгодное молдавско-российское сотрудничество видится возможным только посредством создания новой платформы взаимодействия государств, основанной на прагматичности, лишенной иллюзий и подстрекательства, с учетом европейского внешнеполитического вектора Республики Молдова и роли России в региональном и международном контексте.

Экономический фактор: основные инструменты, стратегии и тактики двустороннего сотрудничества

В целом, период с 2014 по 2017 годы характеризуется напряженностью молдавско-российских отношений. Противодействие России не ограничивалось дипломатическими методами, достаточно широко были использованы и экономические инструменты, которые привели к сокращению товарооборота между двумя странами более чем в два раза. С 1 сентября 2014 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова» в целях защиты интересов российских экономических операторов. Так, к запретам на поставки в РФ молдавских консервов, фруктов и мяса, которые были введены накануне подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС примкнули и пошлины на ввоз 19 товарных позиций. Несмотря на то, что Республика Молдова не ввела ответные запретные меры на импорт российской продукции в Молдову и выступала за отмену таможенных пошлин, введенных Россией на отдельные категории молдавских товаров, снять ограничительные меры не удалось. Результатом явилась значительная потеря Молдовой своих позиций на российском рынке. В январе-сентябре 2016 года по отношению к январю-сентябрю 2015 года российско-молдавский товарооборот уменьшился на 13,9% и составил 788,1 млн. долл. США, экспорт - 631,8 млн. долл. США (-19%), импорт - 156,3 млн. долл. США (+16,1%). Лавировать между двумя зонами влияния - РФ и ЕС становилось все труднее, а выработать компромиссное, взаимовыгодное решение молдавской и российской сторонам, исходя из изменившегося внешнеполитического вектора Молдовы, не удавалось.

Политический характер эмбарго отрицался российскими властями. Россельхознадзором и Роспотребнадзором делался акцент на нарушение фитосанитарных норм. Кроме того, РФ была всерьез озабочена практикой реэкспорта продукции из ЕС на российский рынок под видом молдавских товаров. Данная проблема еще больше усугубилась в результате возникших сложностей в отношениях между Россией и Европейским союзом.

Понимая сложность сложившейся ситуации, усугублявшейся недовольством представителей бизнес-среды, трудовых мигрантов и рядовых граждан в 2016 году молдавские власти предприняли целый ряд усилий по разработке «дорожной карты» восстановления торговых отношений между странами. Особое внимание уделялось перспективам возобновления экспорта агропродовольственной и алкогольной продукции на рынок России, обсуждались возможности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, транспорта, инвестиций, миграции и других вопросов. Это была непростая задача, поскольку со стороны России неоднократно звучала критика Восточного Партнерства и его антироссийской направленности. В ноябре 2016 года была возобновлена работа молдавско-российской межведомственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Вместе с тем эффект видимости прорыва в налаживании экономического сотрудничества связывают с диалогом между президентами двух стран. Молдова за первый квартал 2017 года увеличила в годовом выражении на 42% экспорт товаров в Россию. В январе-марте 2017 года экспорт товаров составил 528,2 миллионов долларов, что на 26,8% больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Кроме того, российская стороны возобновила диалог с Республикой Молдова по миграционной проблематике. С 1 марта 2017 года начала действовать амнистия для трудовых мигрантов из Молдовы. Важным видится отметить, что решения, которые были приняты Россией в результате молдавско-российских переговоров по вопросам практического решения наиболее важных проблем, связанных с трудовыми мигрантами и открытием сегментов российского рынка для возобновления поставок молдавской продукции, сделаны с целью поддержки усилий молдавского Президента, направленных на нормализацию молдавско-российских отношений.

Важным видится сохранять позитивную динамику торгово-экономического сотрудничества. Сторонам следует развивать экономические отношения руководствуясь принципами взаимовыгодного сотрудничества, основанного на прагматизме и взаимовыгодных интересах. Необходимо отойти от декларативного и формального характера этих принципов и направить усилия на выработку нового формата экономического взаимодействия с учетом вышеназванных принципов и сложившихся нынешних реалий развития государств, в частности, европейского вектора развития Республики Молдова.

В данном контексте, можно предположить, что Россия радужно воспримет прекращение финансовой помощи ЕС для Республики Молдова. Это особенно очевидно в контексте ее ожиданий смены геополитического вектора нашей страной, что постоянно подкрепляется критикой Восточного Партнерства. Данный факт наглядно можно продемонстрировать на примере заявлений постпред РФ при ЕС В. Чижова, сделанных по итогам саммита Восточного партнерства, прошедшего в ноябре 2017 года в Брюсселе. «Итоги саммита показывают, что «Восточное партнерство» выдыхается как судьбоносная политическая и экономическая инициатива Европейского союза». Это свидетельствует о возможности пересмотра всей повестки дня молдавско-российского сотрудничества, в том числе и торгово-экономического взаимодействия в зависимости от результатов, предстоящих в Молдове парламентских выборов в 2018 году.

Важным продолжает оставаться вопрос о молдавско-российском сотрудничестве в топливно-энергетической сфере. ПАО «Газпром» продолжает обеспечивать потребности Республики Молдова в природном газе. В 2016 году АО «Молдовагаз» производило оплату газа, поставленного потребителям Республики Молдова без учета Приднестровья. Несмотря на это, российская сторона констатировала рост задолженности АО «Молдовагаз» перед ПАО «Газпром» в 2015-2016 годах. Согласно постановлению Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Молдова и Российской Федерацией сторонам следует продолжать консультации по комплексному разрешению проблемных вопросов сотрудничества в газовой сфере.

В этом контексте следует упомянуть и о задолженности Приднестровья перед «Газпромом». В ходе своего визита в Москву И. Додон заявил о готовности Молдовы принять ответственность за газовый долг Левобережья, поскольку в совокупности это долг Республики Молдова.

Несмотря на критику сделанных им заявлений, можно предположить, что он вероятнее всего хотел не только заручиться российской поддержкой, но и рассматривал этот шаг с точки зрения так называемого «возврата» Приднестровья в Молдову. Не совсем понятно, как при своих полномочиях, он планирует это реализовать, ведь газовые соглашения в компетенцию Президента не входят.

Вместе с тем вопрос зависимости Молдовы от российских энергетических поставок продолжает оставаться проблемным, особенно в свете намерений России отказаться от транзита газа через территорию Украины путем создания альтернативных газопроводов. В частности, речь идет о разработанном и ратифицированном проекте «Турецкий поток», который способен полностью обеспечить газом юг Европы. Его запуск запланирован на 2019 год. Это ставит перед Молдовой новые проблемные вопросы в этой сфере. В случае успеха данного проекта, транзит газа в Молдову будет осуществляться через Румынию. Это неизбежно приведет к повышению цены на энергоресурсы, так как будет увеличено плечо подачи и число стран транзитеров, через которые российский газ будет попадать в молдавские газопроводы. Кроме того, Молдова лишится возможностей получения платежей за транзит газа. Это важный аргумент, поскольку большая часть дохода государственного бюджета Республики Молдова закрывается за счет таможенных платежей по импорту, в них доля НДС на импорт природного газа составляет почти половину. Все это свидетельствует о зависимости Молдовы от России в энергетической и газовой сферах.

Не стоит забывать о том, что Республика Молдова, будучи членом Европейского энергетического сообщества, взяла на себя обязательства по реализации энергетических пакетов. Молдове удалось добиться переноса срока до 2020 года по внедрению технических норм, которые вызвали разногласия с российской стороной. Однако, гармонизация законодательной базы в соответствии со стандартами ЕС, реформирование рынка электроэнергии, модернизация инфраструктуры и реструктуризация энергетической системы продолжают оставаться проблемными и требуют значительного внутреннего потенциала и человеческих ресурсов для реализации намеченных планов.

Культурное пространство: духовные и социальные вызовы

Русское наследие является неотъемлемой частью культурного пространства Молдовы. Этот общий ценностный фундамент живущих в Молдове народов нередко используется в целях политического давления или продвижения политического влияния как внешнего, так и внутреннего характера. Важно не допускать так называемых линий разломов в общенациональном культурном пространстве Республики Молдова. Многие из них отчетливо просматриваются и затрагивают вопросы размеживания наций и проведения культурных границ, языкового фактора, ревизии многовекового общего культурного наследия, перестройки системы ценностных ориентаций в отношении государственных праздников, тотальное изменение общественного сознания. Усугубление разделений в молдавском обществе на проевропейских и пророссийских сторонников, равно как и тенденцию к нарастанию пророссийских взглядов, справедливым было бы назвать результатом разочарованности населения в Демократической коалиции, проводимой ею политике, приведшей к весьма серьезным проблемам, с которыми пришлось столкнуться гражданам Республики Молдова.

Укрепление единого молдавско-российского культурного пространства необходимо рассматривать с точки зрения общенациональной значимости и не прибегать к его ангажированности политическими элитами обоих государств. Значительная часть мигрирующего населения этнические меньшинства. Многие из низ хорошо образованы, имеют профессиональную квалификацию и оказываются востребованными как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья. Основными причинами миграции выступают низкий уровень знания государственного языка, невозможность в полной мере реализовать себя ввиду этого в профессиональной деятельности, сложная экономическая ситуация в стране, нехватка рабочих мест и мизерная оплата труда, а также низкая вероятность кардинальных изменений в среднесрочной перспективе. В результате, изменяющаяся структура общества характеризуется не самой благоприятной динамикой. Местные власти фактически не предпринимают решительных действий, направленных на сохранение квалифицированной рабочей силы и человеческого потенциала. Вместе с тем эффективная переселенческая политика Российской Федерации, направленная на оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом оказалась весьма успешной. Многие жители Республики Молдова воспользовались представившейся им возможностью и эмигрируют на постоянное место жительства в Россию.

При этом переселение соотечественников рассматривается самой Россией как возможность наполнения ее регионов новой рабочей силой, специалистами по многим отраслям жизнедеятельности и возвращение в родную культуру. Властям Молдовы следует сосредоточить свои усилия в разработке комплекса эффективных мер, направленных на профилактику рисков, связанных с оттоком молдавских граждан и как следствие потерю человеческого капитала, обострение демографической проблематики, снижение числа налогоплательщиков и избирательной явки на выборы.

В Республике Молдова сохраняется манипуляционное воздействие за счет влияния российских идеологических и информационных ресурсов, что подпитывает сложившиеся социально-культурные стереотипы. Проблема заключается не только в распространяющейся пропаганде и дезинформации со стороны Российской Федерации, но и в том, что для Молдовы характерна вторичность восприятия себя. Властные структуры и экс- пертное сообщество нередко ставят вопрос: «Кто мы для России?». Тогда как первостепенное внимание должно отводиться национальным интересам Республики Молдова и поиску прагматичных решений для их реализации.

Борьба с российской пропагандой и дезинформацией давно является предметом бурных дискуссий в Республике Молдова, однако практические меры не предпринимались. Радикальным шагом изменения данной ситуации видится принятие Парламентом Республики Молдова Закона по изменению Кодекса о телевидении и радио 7 декабря 2017 года, который направлен на ограничение трансляции и ретрансляции на территории Молдовы информационно-аналитических, политических и военных передач из государств, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном вещании. По сути, данный закон ограничивает трансляцию указанных передач из России, поскольку Российская Федерация данную конвенцию не ратифицировала.

Президент Республики Молдова выступил с критикой данной инициативы и заявил, что не подпишет данный закон поскольку он носит антиконституционный характер. Остро отреагировала и российская сторона. Замглавы МИД РФ Г. Карасин назвал данную меру «информационной блокадой Республикой Молдова собственного населения». Мнения в молдавском обществе разделились. Одни, сочли это ожидаемым, предсказуемым и необходимым. Другие пытались найти причину, подтолкнувшие к такому решению. При этом мало кто вспоминал об обязательствах, взятых на себя Молдовой перед ЕС в отношении совершенствования законодательной базы регулирования деятельности СМИ и ключевой цели данного законопроекта – информационной безопасности государства.

На Приднестровский регион и Гагаузию существенное влияние оказывают в том числе и российские СМИ. Это наглядно продемонстрировали проведенный в 2014 году незаконным путем на ее территории референдум об отношении к внешнеполитическому курсу страны и результаты президентских выборов 2016 года, в ходе которых И. Додон, сумевший выстроить свою избирательную кампанию на тезисе о сближении с Россией, набрал в ходе выборов в Гагаузии 99% голосов.

Данные события привлекли повышенное внимание международного сообщества к региону и его проблемам и выявили необходимость снижения роли российских СМИ. Ввиду этого, важным видится сосредоточить усилия на проблематике этнических меньшинств, проживающих на этих территориях и выработать инструменты и механизмы, которые позволят ускорить их интегрированность в молдавское общество, обосновать как важность их заинтересованности быть неотъемлемой частью модернизирующегося молдавского общества, так и ценность наличия этнических меньшинств для единого государства.

Российское влияние подпитывается так называемой пятой колонной, оказывающей противодействие основной политики государства – курсу на европейскую интеграцию. Активизируется не только деятельность российских фондов в Молдове, но и политических партий, российских агентов влияния, экспертов, журналистов, общественных деятелей, действующих под политическим прикрытием. Их основная цель - разрыв политических и финансовых отношений Республики Молдова с ЕС.

Трудность проведения разделительных линий между оппозицией и пятой колонной становится все ощутимее.

В этом контексте важно отметить создание в Парламенте сильной фракции пророссийской партии – партии социалистов Республики Молдова, избрание лидера пророссийских сил президентом страны, который широко использует популистскую тактику, выражающуюся в необоснованных обещаниях народу с целью приобретения широкой популярности. При этом, понимая суть происходящего он апеллирует категорией «промолдавский парламент», пытаясь тем самым акцентировать свою приверженность национальным интересам страны.

Следует отметить также политизированность распространения и использования в своих интересах статуса «имперского меньшинства». Подпитывая этническую напряженность различного рода инициативами, размежеванием общества по геополитическому принципу, экономическим, культурным и медийным влиянием, искусственно создается раскол общества. Следует понять, что оппозиционеры это прежде всего патриоты свой страны, которые продвигают собственные идеологические взгляды, идущие в разрез с официальной политикой, на благо своей Родины.

Действия же оппозиционеров, которые вредят национальным интересам страны, относятся уже к категории упомянутой пятой колонны. Проблематика превосходства имперского меньшинства, сохранение широкого распространения русского языка и ностальгия этнических меньшинств о советском прошлом используются агентами российского влияния отнюдь не для решения этих проблем в Республике Молдова, а для консолидации ментальной зависимости от Российской Федерации в молдавском обществе с целью использова- ния этого фактора в продвижении собственных политических интересов. Важная роль в активизации деятельности пятой колонны принадлежит российским СМИ, вещающим на территории Республики Молдова. Все это ведет к нарастанию этнической напряженности.

Вопросы духовных и социальных вызовов, которые стоят перед всем православным миром, во многом объединяют молдавский и российский народ. Высокий уровень религиозности в обоих государствах позволяет укреплять православную церковь и одновременно с этим, опираясь на мировоззрения людей выстраивать определенные политические и социальные программы. В ходе встречи Патриарха Кирилла и И. Додона, состоявшейся 22 сентября 2016 года, обсуждались угрозы государственности, ценностям и традициям. Церковь играет важную роль в том числе и в формировании политических предпочтений граждан. Президенты Республики Молдова и Российской Федерации пользуются популярностью в том числе и благодаря декларируемой ими открытости своего отношения к церкви и христианским принципам и ценностям. Инициатива, предложенная И. Додоном о национальном примирении правого и левого берегов Днестра, отчасти опирается на православие и веру как стимулы объединения страны и воссоединения территориальной целостности.

Мировоззрение людей и их религиозная открытость не должны становиться частью политических программ. Уважение духовных ценностей и традиций, сохранение веры являются важной составляющей в развитии государств. Однако, они не должны использоваться для продвижения политических схем и служить основой разного рода политических спекуляций.

Приднестровский конфликт

Приднестровская проблематика может рассматриваться как часть общей стратегии России, направленной на сохранение своего влияния в регионе и возможностей влияния на внешнюю политику, в том числе на смену внешнеполитических приоритетов.

Вопрос о выводе российских войск с территории Приднестровья продолжает оставаться проблемным. Россия неоднократно заявляла, что Оперативная группа российских войск не покинет Приднестровье, ссылаясь на то, что в Колбасне хранятся боеприпасы, апеллируя к исторической памяти и правовым основаниям, в частности к Соглашению о принципах мирного урегу- лирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года. Эти же аргументы используются для обоснований скептицизма российской стороны в отношении изменения формата миротворческой миссии, которые подкрепляются опасениями об обострении конфликта ввиду возникновения нового источника открытой напряженности в Юго-Восточной Европе.
В Молдове полагают, что трансформация миротворческой миссии в полицейскую способна привести к решению проблемы. В России выступают исключительно за политическое урегулирование конфликта, а рассуждения о возможности слома действующего формата миротворческой операции и вывода российских военных с левобережья Днестра – оторванными от реальности.

Премьер-министр Молдовы Павел Филип в своем выступлении на 72-й сессии Генассамблеи ООН, которая проходила 19- 22 сентября 2017 года, попросил поддержки в выводе ОГРВ из Приднестровского региона, сославшись на декларацию молдавского Парламента от 21 июля согласно которой пребывание российских войск на территории Республики Молдова было названо незаконным. Российская сторона расценила этот шаг как провокационную инициативу молдавских властей.

После длительной паузы в Вене 27-28 ноября 2017 года состоялся очередной раунд переговоров в формате “5+2” по Приднестровскому урегулированию. Особое внимание уделялось соглашениям, достигнутым между Кишиневом и Тирасполем и значительному прогрессу в переговорном процессе.

Открытие моста у сел Гура Быкулуй-Бычок является важным шагом в Приднестровском урегулировании, который принесет позитивные изменения для местного населения и благоприятно отразиться на всей зоне ОБСЕ. Вместе с тем, в экспертном сообществе Республики Молдова есть мнение, что спешность принятых документов способно затянуть решение Приднестровской проблематики.

Российская Федерация - важный партнер для Республики Молдова. Модификация проводимой ею политики в отношении нашего государства или пересмотр отдельных решений видятся возможными в случае выработки ясной позиции молдавской стороны. Напряженность политических отношений между государствами можно преодолеть посредством отхода от противоречивых дискуссий и поиска общего знаменателя в двустороннем сотрудничестве. Это может стать ключом успеха и началом выработки новой платформы для диалога.

Использование политического давления и инструментов противодействия во взаимодействии двух стран ведут к стагнации отношений, подрыву достигнутых договоренностей, политического доверия между властными структурами, повторяемости ошибок и про- счетов. Партнерство следует строить исходя из изменившихся современных реалий развития государств, регионального и международного контекста. Торгово-экономическое сотрудничество должно основываться на прагматизме и взаимовыгодных интересах.

Усугубляющиеся и подпитывающиеся извне линии разлома в культурном пространстве являются серьезным вызовом для будущих молдавско-российских отношений. Культурный фактор должен служить площадкой для сплоченности, реализации общих интересов и совместных социально-культурных программ и проектов, направленных на улучшение жизни населения обоих государств. Приднестровский конфликт продолжает оставаться краеугольным камнем в двусторонних отношениях государств. Властным структурам Республики Молдова следует сконцентрировать усилия на выработке собственной четкой позиции в этом вопросе, которая будет одинаково декларироваться всеми внутренними государственными институциональными структурами, а не поддерживаться парламентским большинством и критиковаться президентом. Только в этом случае Республика Молдова сможет заручиться поддержкой международных структур по демилитаризации Приднестровского региона.

Проведенный анализ молдавско-российских отношений позволяет сформулировать следующие рекомендации:

Необходимым видится пересмотреть проблемные области, касающиеся сближения позиций по основополагающим вопросам двустороннего сотрудничества. Следует обстоятельно походить к выстраиванию основ для политического доверия, которое является залогом успеха последующего сотрудничества. Следует избегать двойственности, политического оппортунизма и подстрекательства в политических отношениях между государствами. Это позволит вывести отношения на качественно новый уровень и явится прочным фундаментом обновленной платформы сотрудничества.
- Экономические инструменты не следует использовать в качестве противодействия проводимой политики, важно сосредоточиться на общих прагматичных экономических интересах. Новый формат торгово-экономического сотрудничества следует строить исходя из сложившейся данности – европейских устремлений Республики Молдова. Область двусторонней экономической кооперации между государствами остается достаточно широкой даже с учетом этого фактора, в ней есть место для развития новых направлений торгово-экономического сотрудничества.
- Недопустимым видится проведение культурных границ, использование языкового фактора и популистских тактик с целью продвижения определенных политических интересов в молдавско-российских отношениях. Это же относится к российским идеологическим и информационным ресурсам, направленным на пропаганду, дезинформацию и подпитку сохраняющихся социально-культурных стереотипов в Республике Молдова.
- Необходимо отойти от размежевания общества по геополитическому принципу, что ведет к усугублению этнической напряженности. Религиозная открытость населения Республики Молдова не должна использоваться в целях реализации политических интересов и продвижения отдельных политических схем по продвижению и распространению и без того сохраняющегося влияния Российской Федерации.
- Решение Приднестровской проблематики продолжает оставаться зависимым в большей степени от внешних акторов и требует выработки четкой позиции молдавских властей, которой они будут планомерно следовать.

Стеркул Наталья

Директор по программам, Департамент Восточных исследований: Украина и Россия Ассоциация Внешней
Политики Республики Молдова

два периода. Первый укладывается в рамки 1991-2002 гг., второй приходится на 2003-2008 гг. В течение первого этапа стороны достаточно успешно развивали отношения. В декабре 1991 г. Россия и Молдова признали друг друга в качестве независимых государств, а 6 апреля 1992 г. между ними были установлены дипломатические отношения. Дальше отношения развивались по нарастающей, и 19 ноября 2001 г. в Москве президентами России и Молдовы был подписан и в мае 2002 г. вступил в силу Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Республикой Молдовой. В преамбуле документа значились положения о стратегическом партнерстве. Кроме того, Россия обязалась участвовать в политическом урегулировании приднестровской проблемы как посредник и гарант территориальной целостности Молдовы.

Ситуация вокруг Приднестровья была и остается важнейшим вопросом двусторонних отношений. Приднестровский конфликт 1989-1992 гг. привел к образованию независимой от Молдовы Приднестровской молдавской республики (ПРМ), которую возглавил гражданин России И. Смирнов. Россия силами своей 14-й армии принимала участие в разведении сторон конфликта и заключила с Молдовой соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы», которое перевело конфликт в мирную стадию, но не сняло всей остроты проблемы.

Второй период - это время резкого снижения уровня двусторонних отношений. Его старт связан с отказом в 2003 г. Молдовы от российского плана Приднестровского урегулирования. Президент этой страны

В. Воронин принял это решение «по совету» председателя ОБСЕ Яапа де Хооп Схеффера. В 2004 г. Молдова запретила прямую трансляцию передач российских телеканалов «REN-ТУ», «ТНТ» и «ДТВ» и усилила свое стремление в НАТО и ЕС. В 2005 г. Россия отказалась от импорта молдавской говядины, продукции виноделия, фруктов и овощей. Ущерб Молдовы от этих санкций превысил 100 млн долл. - таковой была цена ее сделки с ОБСЕ. С начала 2006 г. для Молдовы была повышена цена на российский газ до европейского уровня - 150-160 долларов за 1 тыс. м. Со временем, за счет развития экономических контактов с ЕС, Молдове удалось смягчить экономические последствия ухудшения своих отношений с Россией.

Россия - важный экономический партнер Молдовы. На нашу страну приходится 17,3 % ее внешнеторгового оборота. В 2006 г. торговый оборот между странами составил 986,9 млн долл. (на 1 % меньше чем в 2005 г.), экспорт в Молдову - 663,6 млн долл. (рост на 48 % к уровню 2005 г.), импорт - 323,3 млн долл. (меньше на 41 % к уровню 2005 г.). Россия инвестировала в экономику Молдовы более 200 млн долл. В 2008 г. отношения между странами несколько улучшились. По мнению В.В. Путина, они «в целом развиваются неплохо». Является ли это улучшение реверансом Молдовы в свете смены власти в России или, действительно, сторонам удастся решить противоречия взаимных отношений, покажет будущее.

российско-молдавские отношения отца, российско-молдавские отношения на
Отношения между Молдовой и Россией являются отношениями современных государств Республики Молдова и Российской Федерации, а также в широком смысле, отношениями молдавского и русского народов на протяжении более длительного периода истории.

  • 1 История
    • 1.1 Приднестровский конфликт
    • 1.2 Продуктовые конфликты
  • 2 Ссылки

История

В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. земли между Прутом и Днестром, между предгорьем Карпат и Черным морем были присоединены к России. Эта территория, состоявшая из трех частей (бывшие уезды Молдавского княжества, турецкие райи и Буджак) и населенная 340 тысячами человек, в 1813 г. составила Бессарабскую область с единой административной системой. Область на автономных началах включалась в состав Российской империи. Факт присоединения к нашей стране Бессарабии, как, впрочем, и других национальных районов, имел огромное значение для судеб самого молдавского народа и империи в целом. На разных этапах развития исторической науки, а также взаимоотношений между народами это событие оценивалось по-разному. Дело здесь не только в конъюнктуре, но и в особенностях самосознания народа, которое постоянно изменяется. Русский историк-молдавовед А.Накко писал: «В единении с Россией Бессарабия обрела спокойствие и мир, которого она не знала двадцать столетий; вместо свирепых и диких людей, топтавших ее классическую почву, мы видим теперь единое, образованное и развитое общество граждан; вместо произвола и беззакония, царствовавших в этой стране, мы наслаждаемся самыми гуманными политическими и гражданскими правами; вместо бедности и нищеты - встречаем повсюду довольствие и роскошь; пустынные степи обращены в плодородные нивы; наше юношество воспитывается в многочисленных школах края» (цит. по: Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев, 1982. С. 26). Аналогичные оценки факту присоединения края давали и историки советского периода. Авторы «Истории государства и права СССР» отмечали, что присоединение Молдавии к России «спасло страну от многовекового гнета отсталой Турции и обусловило быстрый подъем края». И далее: «Несмотря на колониальный режим царизма, молдавский народ воспринял влияние передовой русской куль туры и включился в общественное движение» (История государства и права СССР / Под ред. О.И. Чистякова, И.Д.Мартысевича. М., 1985. Ч. 1. С. 130). Многие историки, впрочем (например, А.Защук, Л.Кассо), осуждали наиболее грубые формы колониальной политики царизма, но и они сам факт присоединения Бессарабии к России оценивали положительно. 1918 г., когда Румыния присоединила к себе Бессарабию, возобладала другая точка зрения, сопряженная с умалением достижений в развитии края после присоединения к России. Переоценка истории русско-молдавских отношений в основном свелась к следующему. Выделялись два периода в истории русско-молдавских отношений. Первый длился в течение четырех веков, до Петра I включительно. После Петра началась новая эра в русской внешней политике, Россия стала на путь агрессии, а дружественные молдавско-русские связи почти прекратились (М.Корне, А.Горжиу). Л.Тиллет в книге «Советские историки о нерусских народах» рассматривает этапы русско-молдавских связей от ХIV до ХIХ в., но не видит вообще никаких дружественных отношений. Некоторые современные турецкие историки идут еще дальше и выступают в защиту завоевательной политики турецких султанов, отстаивают тезис о положительных последствиях османского владычества в Европе. Вновь на повестку дня вопрос о значении присоединения Бессарабии к России был поставлен в связи с процессом образования нового суверенного государства - Молдовы, хотя это мало что изменило в концептуальных подходах к изучению проблемы. Пока молдавские и румынские ученые искали этнические корни молдавского народа и обосновывали влияние римлян и России на процесс становления молдавской государственности, как-то исподволь проявился традиционный подход к оценке исторической роли малых народов в период формирования национальных государств. Этот подход сводится к следующему: в переходные периоды перед малыми народами, находящимися на стратегических перекрестках, всегда стояла дилемма: или быть порабощенными тем или иным государством, или же принять вассальную зависимость от чужеземных правителей. Стремление европейских держав решать свои проблемы, пренебрегая интересами малых стран и ослабевших империй (к числу которых в позапрошлом столетии принадлежала и Порта), предопределило судьбу Молдавии. пользу союза с Россией говорила общность религии и длительное сотрудничество в борьбе с турками. Оценивать этот процесс можно по-разному, но факт остается фактом. Судьба молдавского народа была поэтому предопределена. И как бы сегодня ни пытались доказать обратное, русско-молдавские отношения имели богатую и длительную историю, которая свидетельствует, что эти связи носили неизменно дружеский характер. Возникавшие иногда конфликты были кратковременными и в основном провоцировались силами враждебными как молдавскому, так и русскому народам.

советской исторической литературе выделяются несколько этапов русско-молдавских отношений до начала ХIХ в. Начальный период - предысторию связей, когда ни молдавский, ни русский народы еще не сформировались как этносы. Тогда еще шел процесс формирования волохов - ближайших предков молдавского народа, а из восточной ветви славян еще не выделились русские, украинцы, белорусы. Этот период охватывает примерно VI-XIII (или XIV) столетия. Существует немало источников, свидетельствующих о тесных контактах славянских и романских народов. Хронологические рамки второго периода - с середины XIV до середины ХVI в. К этому времени не только сформировались русская и молдавская народности, но и сложилось Молдавское государство. На этом этапе преобладали политические связи, но развивались и социально-экономические взаимоотношения. Третий период (вторая половина ХVI - начало ХIХ в.) - время пребывания Молдавии в составе Турции. Для этих веков характерны не только разнообразные молдавско-русские связи, но и поддержка, которую Молдавия получала из Москвы и Петербурга в своей борьбе с иноземными угнетателями. На каждом из этих этапов возникали новые традиции, послужившие основой для последующего развития взаимоотношений. Новый период в истории Молдавии начинается после 1812 г., когда часть Молдавского княжества была освобождена от многовекового турецкого ига и включена в состав России. это время отмечается усиление разнообразных связей молдаван с русским народом. История русско-молдавских взаимоотношений отражена в разнообразных источниках. О древних связях свидетельствуют памятники материальной культуры, язык народа, его фольклор, топонимика. Сведения об отношениях народов имеются в молдавских и русских летописях. историографии перечисленные этапы и характер контактов описывались и оценивались по-разному. Иногда основное внимание уделялось политическим связям государств. Немало написано о роли молдаван в русско-турецких войнах. Богатый материал, позволяющий проанализировать вопрос о содействии жителей Бессарабии русской армии во время Прутского похода в 1711 г., содержат труды А.Кочубинского «Сношения России при Петре I с южными славянами и румынами» (М., 1872), А.Мышлевского «Война с Турцией 1711 г.» (СПб., 1818. Вып. ХII). этих работах собран богатый фактологический материал, который востребован историками и в наши дни. Молдавско-русские связи рассматриваются и в церковных книгах. Единоверие России и Молдавии способствовало оживленному обмену книгами и предметами церковного обихода. Многие относящиеся к нашей теме факты содержатся в следующих книгах: Голубинский Е. Краткий очерк истории православной Церкви: болгарской, сербской и румынской. М., 1871; Коптеров Н.В. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. М., 1885; Арсентий, епископ Псковский.Исследование к монографии по истории молдавской Церкви. СПб, 1904; Чебан С.Н. Досифей, митрополит Сочавский, и его книжная деятельность. Киев, 1915. Молдавско-украинскими связями в XIХ в. занимался историк Молдавии и Валахии Б.П.Хашдеу. его книге «Ион-воевода Лютый» (Кишинев, 1959) большое место отведено взаимоотношениям соседствующих этносов

После образования Румынского государства (1859) в трудах многих историков, подданных этой монархии, стали преобладать антиславянские настроения. среде националистически настроенной интеллигенции стало модным подчеркивать принадлежность Румынии к западному - романскому - миру и всячески приуменьшать роль славянских элементов в румынском языке, культуре и быту. Тем не менее в Румынии продолжали появляться и работы, объективно оценивавшие роль славян и России в истории Дунайских княжеств. ХХ в., до революции 1917 г. в России, в румынской историографии эта проблема рассматривалась редко. Исключение - монография профессора К.Калмуского. После большевистского переворота в румынской историографии усиливаются антирусские мотивы, которые слились с антисоветизмом. Показателен в этой связи труд румынского историка первой половины ХХ в. Н.Йорги. Авторы многих книг пытались историческими доводами оправдать оккупацию Бессарабии

Изучение молдавско-русских отношений в рамках так называемой марксистской методологии началось после 1917 г. и велось преимущественно в восточной (контролировавшейся Москвой) части Молдавии, где историков было очень мало. Основные культурные центры и архивы тоже были сосредоточены в румынской части Бессарабии. Первые советские публикации, в которых освещались вопросы молдавско-русских отношений, принадлежат И.Д.Чебану и в.М.Сенкевичу (Чебану И.Д. О взаимоотношениях Молдавии с Московским государством в ХV-XVIII вв. / Вопросы истории. 1945. № 2; Сенкевич в.М. Исторические связи молдавского народа с великим русским народом. Кишинев, 1947; Он же. О влиянии древнерусского населения на социально-экономическое развитие Молдавии ХIV-XV вв. // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. ХVI. Кишинев, 1966). этом контексте стоит упомянуть также работы: Феодальные отношения в Молдавии. Кишинев, 1950; История Молдавии. Т. 1-2. Кишинев, 1951; Исторические связи народов СССР и Румынии в XV - начале ХVIII в. Документы и материалы. Т. 1. М., 1965; Т. 2. М., 1968; Т. 3. М., 1970. К исследованиям советских ученых, изучавших молдавско-русские связи, примыкают работы официозных румынских историков. Особо следует выделить труды академика Константинеску-Яшь. Интересные факты содержатся в работах Г.Бевиконного, Т.Ионеску-Нишкова, А.Константинеску. Важными вехами в изучении проблемы стали две научные советско-румынские сессии конца 1950-х гг.: в Бухаресте и в Кишиневе. 1960-х гг., с установлением авторитарного режима Чаушеску, объем исследований молдавско-русских отношений сократился; появлялись лишь работы, в которых приуменьшались последствия русско-турецких войн и явно недооценивалась роль России в судьбе Дунайских княжеств.

Новый период в историографии молдавско-русских отношений начинается с 1990-х гг. Правда, этот период характеризуется не столько поисками новых подходов к изучению истории Молдавии, сколько попыткой рассматривать эту историю в контексте румынской. Так, в работах таких ученых, как П.Параска, М.Кику и И.Киртоагэ история Валахии, Трансильвании и Молдовы рассматривается в рамках развития единой румынской общности; при этом взаимоотношения княжеств с Россией рассматриваются как сугубо политические, как союз в борьбе против общего врага (см.: Параска П.Образование румынских княжеств // Политика /Кишинев/. 1991. № 1. С. 58-64; Киртоагэ И. Борьба румынских княжеств против османской экспансии // Политика /Кишинев/. 1991. № 2. С. 48-55);Киртоагэ И., Кику М. Борьба румынских княжеств за свержение османского ига // Там же. 1991. № 4. С. 55-60; см. также: История румын: Учебное пособие для V класса школ с русским языком обучения / Пер. с румынского в.Чубукчиу. Кишинев, 1992).

Сегодня, в условиях становления нового государства - Молдовы, ее история ждет своих исследователей, которые смогут осмыслить тот путь, который прошли два государства, и дать объективную оценку сложившимся молдавско-русским отношениям.

Приднестровский конфликт

См. подробнее статью Вооружённый конфликт в Приднестровье

Сразу после этого возник конфликт между правительством Молдовы и Приднестровьем, который перерос в войну в 1992 году. Война была остановлена прямым вмешательством российской армии под командованием генерала Лебедя и привело к появлению международно непризнанной республики Приднестровье. После прекращения огня, две отдельные группы российских войск остались в Молдове: один полк по поддержанию мира, который является частью Смешанной контрольной комиссии, и 14-я армия, которой была поставлена задача охраны склада боеприпасов Кобасна. Военное присутствие России продолжается по сей день.

В связи с эскалацией военных действий в Бендерах левые силы в Молдавии начали выступления за отставку правительства и парламента, допустивших гражданскую войну. связи с этим глава правительства и министр обороны ушли в отставку. 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. При их посредничестве удалось достичь соглашений о прекращении огня, а 21 июля в Москве Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии Игоря Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Война завершилась замораживанием Приднестровского конфликта и вводом в зону конфликта российских миротворцев. Позже были созданы Объединённая Контрольная Комиссия и Совместные Миротворческие силы. Приднестровье в качестве миротворческого контингента было размещено 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Со второй половины 1992 года при посредничестве России начались переговоры о статусе Приднестровья, с 1993 года к мирному урегулированию присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года - Украина. настоящее время часть левобережья Днестра и город Бендеры контролируются Приднестровьем, в свою очередь часть территории, заявленной руководством ПМР как часть республики, контролируется Молдавией.

Отношения между Молдовой и Россией ухудшились в ноябре 2003 года после того, как Россия предложила решение приднестровского конфликта, которое молдавские власти отказались принять.

В середине марта, парламент Приднестровья обратился к России с просьбой разработать закон, который позволил бы принять самопровозглашенную республику в состав РФ. апреле Приднестровье обратилась к руководству России с просьбой о ее признании независимым государством.

Продуктовые конфликты

Основные статьи: Винный скандал (2006) , Винный скандал (2013)

В 2006 году возник дипломатический конфликт, после того, как 27 марта того же года Роспотребнадзор ввёл запрет на экспорт молдавских вин в Россию, нанеся серьёзный ущерб экономике Молдавии, аргументировав это тем, что большой объём ввозимой в РФ алкогольной продукции не отвечает санитарной безопасности. После этого Роспотребнадзор выдал разрешения на ввоз для семи предприятий, но президент Воронин запретил им экспорт до полного урегулирования проблемы. Летом 2007 года более 40 молдавских предприятий вновь прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу и поставки были возобновлены.

2 июля 2014 года парламент Молдавии ратифицировал соглашение об ассоциации с ЕС, подписанный 27 июня в Брюсселе.

7 июля на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева первый вице-премьер Игорь Шувалов пригрозил исключить Молдавию из зоны свободной торговли СНГ, что приведёт к переходу на режим наибольшего благоприятствования, который устанавливает средневзвешенный тариф на поставки товаров размером 7,8 процента. Следом Минэкономразвития подготовило правительственное постановление, согласно которому Россия намерена в одностороннем порядке ввести пошлины на некоторые виды молдавской продукции (вино, мясо, зерно, сахар, фрукты и овощи).

18 июля Россельхознадзор запретил ввоз в Россию молдавских яблок, груш, айвы, абрикосов, вишни и черешни в связи с возможным занесением вредителя - бабочки плодожорки восточной. Также под запрет попали персики, нектарины, сливы и терн. А 21 июля Роспотребнадзор объявил о приостановке ввоза на территорию РФ молдавской консервированной плодоовощной продукции из-за нарушений требований законодательства в области защиты прав потребителей.

В начале июля в Молдове было запрещено вещание российского федерального телеканала «Россия-24» за пропаганду, а также неверное, на взгляд молдавских властей, освещение событий на Украине.

Ссылки

  1. Совместные Миротворческие силы в Приднестровском регионе Республики Молдова (рус.) // Министерство обороны Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 12 марта 2007.
  2. Andrei Panici Romanian nationalism in the Republic of Moldova (англ.).
  3. Новое административное устройство Молдавии
  4. Государственный реестр ПМР в законе «Об административно-территориальном устройстве Приднестровской Молдавской Республики»
  5. 1 2 Приднестровье попросило Путина о признании. Lenta.Ru (16 апреля 2014).
  6. Россия осталась без молдавских и грузинских вин
  7. Греф может вернуть «Изабеллу»
  8. Онищенко пустил на российский рынок вина два молдавских предприятия
  9. Парламент Молдавии ратифицировал соглашение об ассоциации с ЕС. Lenta.Ru (2 июля 2014).
  10. Шувалов пригрозил исключить Молдавию из зоны свободной торговли СНГ. Lenta.Ru (7 июля 2014).
  11. 1 2 Россельхознадзор запретил импорт фруктов из Молдавии. Lenta.Ru (7 июля 2014).
  12. Молдавия пригрозила России арбитражем ВТО. Lenta.Ru (7 июля 2014).
  13. Молдове запрещено вещание российского федерального телеканала Россия 24. MoldNews (4 июля 2014).

российско-молдавские отношения между, российско-молдавские отношения на, российско-молдавские отношения отца, российско-молдавские отношения россии

Российско-молдавские отношения Информацию О

Российско-молдавские отношения очень сложны и противоречивы. Сейчас вопрос стоит так: будет ли Россия в южных регионах Европы, в первую очередь в Молдавии, реальным субъектом геополитических отношений или нет? В первом варианте она останется в Молдавии (в Приднестровье) как держава, чьи интересы на постсоветском пространстве не подвергают сомнению европейские страны, которые пока еще придерживаются основных положений, принятых в Ялте и Потсдаме в 1945 г.

Во втором случае Россия уходит из региона, а ее место занимают силы блока НАТО, который

безудержно стремится на Восток. Для того чтобы остаться активным субъектом геополитики в Молдавии, Москве необходимо разработать и подписать с Кишиневом долгосрочный договор, охватывающий все сферы общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, а не только ограничиваясь поставкой молдавских вин на прилавки России. В этом документе должны быть предусмотрены все варианты межгосударственных отношений, должен быть разработан конкретный план действий по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем.

В непризнанной Приднестровской Республике живет около 80 тыс. граждан России. Отдавать их Молдавии - это делать ход против себя. Для того чтобы жители Приднестровья были спокойны за свое будущее, необходимо четко прописать в договоре правовые основы нахождения в регионе российских сил стабильности и мира. И здесь не должны приниматься на веру устные заявления политических лидеров Молдавии.

Российским политикам, особенно либерал-реформаторам, нельзя забывать, что многие молдавские лидеры стремятся к объединению с Румынией. Дипломаты этой страны осторожно отвечают на просьбы Молдавии, но тем не менее Румыния предпринимает шаги по «мягкой» экспансии в отношении Молдавии. Все образование в этой республике ориентирует молодежь на изучение румынской истории и румынского языка, постепенно вытесняя все русское. Молдавия, если «проглотит» Приднестровье, будет таким государством, каким это видится Западу, и в перспективе вместе с Румынией пойдет в НАТО.

Сегодня Кишинев, убаюкивая Москву пророссийскими декларациями и добиваясь от нее экономических выгод (квот на сахар, снижения цен на газ, нефть и т.д.), реально придерживается прозападного курса, наращивая военное и экономическое давление на Приднестровье: блокируются грузопотоки, изменяются границы.

Тирасполь в ответ грозит перекрыть подачу российского газа, блокировать автомобильное и железнодорожное сообщение. Вывод такой: в Молдавии существуют внутренние противоречия и не все складывается для России удачно.

Подводя итоги данной главы, необходимо подчеркнуть, что СНГ - это универсальная площадка для политического диалога между ее участниками и контроля за выполнением принятых в формате Содружества решений. Подтверждением этому стали ито

ги саммитов глав государств СНГ - неформального в Санкт-Петербурге (10 июня 2007 г.) и официального в Душанбе (5 октября 2007 г.). При этом особое внимание обращает на себя тот факт, что впервые за последние годы и в северной столице России, и в столице Таджикистана собрались практически все руководители стран - участниц Содружества (в Душанбе отсутствовал только Виктор Ющенко). Важнейшим их итогом стало принятие Концепции развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Несмотря на то что не все страны подписали концепцию и план (Туркмения и Грузия), а некоторые государства оставили за собой право на особое мнение по ряду положений, указанные документы являются основополагающими для дальнейшего поступательного движения Содружества вперед.

Кроме того, в Москве считают очень важным, что государства - участники Содружества Независимых Государств сочли все-таки возможным отказаться от радикальных идей его реформирования. В вопросах дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве необходимы постепенность, поэтапность и многопрофиль-ность, так как каждая из 12 стран Содружества имеет свою многовекторную международную политику, основанную на национальных интересах. Именно поэтому в основу участия в СНГ и заложены принципы добровольности, свободы выбора взаимодействия в тех или иных политических, экономических, гуманитарных проектах, осуществляемых в формате Содружества.

Еще по теме 3.4.5. Россия и Молдавия:

  1. § 1. Молдавия в системе русско-турецких отношений в начале века. Совместная борьба Молдавии и России против Османской империи в 1711 г.

От Османской империи . Эта историческая область, которая первоначально была частью княжества Молдавия , составляет большую часть территории современной Молдовы.

В начале ХХ века Бессарабия на короткий промежуток времени получила независимость, как Молдавская Демократическая Республика . В 1918 году она вошла в союз с Королевством Румынии , с которой у неё один язык и этническая принадлежность, а в 1940 году Румыния вынуждена была передать её Советскому Союзу . Это привело к созданию Молдавской Советской Социалистической Республики .

Молдавская ССР объявила о своей независимости от СССР 27 августа 1991 года.

Приднестровский конфликт

Сразу после этого возник конфликт между правительством Молдовы и Приднестровьем, который перерос в войну в 1992 году. Война была остановлена прямым вмешательством российской армии под командованием генерала Лебедя и привело к появлению международно непризнанной республики Приднестровье . После прекращения огня, две отдельные группы российских войск остались в Молдове: один полк по поддержанию мира, который является частью Смешанной контрольной комиссии, и 14-я армия, которой была поставлена задача охраны склада боеприпасов Кобасна. Военное присутствие России продолжается по сей день.

В связи с эскалацией военных действий в Бендерах левые силы в Молдавии начали выступления за отставку правительства и парламента, допустивших гражданскую войну. В связи с этим глава правительства и министр обороны ушли в отставку. 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. При их посредничестве удалось достичь соглашений о прекращении огня, а 21 июля в Москве Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии Игоря Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Война завершилась замораживанием Приднестровского конфликта и вводом в зону конфликта российских миротворцев. Позже были созданы Объединённая Контрольная Комиссия и Совместные Миротворческие силы. В Приднестровье в качестве миротворческого контингента было размещено 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих . Со второй половины 1992 года при посредничестве России начались переговоры о статусе Приднестровья, с 1993 года к мирному урегулированию присоединилась ОБСЕ , а с 1995 года - Украина . В настоящее время часть левобережья Днестра и город Бендеры контролируются Приднестровьем, в свою очередь часть территории, заявленной руководством ПМР как часть республики, контролируется Молдавией .

Отношения между Молдовой и Россией ухудшились в ноябре 2003 года после того, как Россия предложила решение приднестровского конфликта, которое молдавские власти отказались принять.

В середине марта, парламент Приднестровья обратился к России с просьбой разработать закон, который позволил бы принять самопровозглашенную республику в состав РФ . В апреле Приднестровье обратилась к руководству России с просьбой о её признании независимым государством .

Продуктовые конфликты

В 2006 году возник дипломатический конфликт, после того, как 27 марта того же года Роспотребнадзор ввёл запрет на экспорт молдавских вин в Россию, нанеся серьёзный ущерб экономике Молдавии, аргументировав это тем, что большой объём ввозимой в РФ алкогольной продукции не отвечает санитарной безопасности . После этого Роспотребнадзор выдал разрешения на ввоз для семи предприятий, но президент Воронин запретил им экспорт до полного урегулирования проблемы . Летом 2007 года более 40 молдавских предприятий вновь прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу и поставки были возобновлены .

2 июля 2014 года парламент Молдавии ратифицировал соглашение об ассоциации с ЕС, подписанный 27 июня в Брюсселе .

7 июля на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева первый вице-премьер Игорь Шувалов пригрозил исключить Молдавию из зоны свободной торговли СНГ , что приведёт к переходу на режим наибольшего благоприятствования, который устанавливает средневзвешенный тариф на поставки товаров размером 7,8 процента . Следом Минэкономразвития подготовило правительственное постановление, согласно которому Россия намерена в одностороннем порядке ввести пошлины на некоторые виды молдавской продукции (вино, мясо, зерно, сахар, фрукты и овощи) .

В начале июля в Молдове было запрещено вещание российского федерального телеканала «Россия-24 » за пропаганду, а также неверное, на взгляд молдавских властей, освещение событий на Украине .

Напишите отзыв о статье "Российско-молдавские отношения"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Российско-молдавские отношения

– А хотите, я попробую позвать маму, чтобы вы смогли поговорить с ней? Думаю, Вам было бы интересно.
Я сразу же зажглась новой возможностью узнать желаемое!.. Видимо Анна успела полностью меня раскусить, так как это и правда было единственным средством, которое могло заставить меня на какое-то время забыть всё остальное. Моя любознательность, как правильно сказала девушка-ведьма, была моей силой, но и самой большой слабостью одновременно...
– А вы думаете она придёт?.. – с надеждой на невозможное, спросила я.
– Не узнаем, пока не попробуем, правда же? За это ведь никто наказывать не будет, – улыбаясь произведённому эффекту, ответила Анна.
Она закрыла глаза, и от её тоненькой сверкающей фигурки протянулась куда-то в неизвестность, пульсирующая золотом голубая нить. Мы ждали, затаив дыхание, боясь пошевелиться, чтобы нечаянно что-либо не спугнуть... Прошло несколько секунд – ничего не происходило. Я уже было открыла рот, чтобы сказать, что сегодня видимо ничего не получится, как вдруг увидела, медленно приближающуюся к нам по голубому каналу высокую прозрачную сущность. По мере её приближения, канал как бы «сворачивался» за её спиной, а сама сущность всё более уплотнялась, становясь похожей на всех нас. Наконец-то всё вокруг неё полностью свернулось, и теперь перед нами стояла женщина совершенно невероятной красоты!.. Она явно была когда-то земной, но в то же время, было в ней что-то такое, что делало её уже не одной из нас... уже другой – далёкой... И не потому, что я знала о том, что она после смерти «ушла» в другие миры. Она просто была другой.
– Здравствуйте, родные мои! – коснувшись правой рукой своего сердца, ласково поздоровалась красавица.
Анна сияла. А её дедушка, приблизившись к нам, впился повлажневшими глазами в лицо незнакомки, будто стараясь «впечатать» в свою память её удивительный образ, не пропуская ни одной мельчайшей детали, как если бы боялся, что видит её в последний раз... Он всё смотрел и смотрел, не отрываясь, и, казалось, даже не дышал... А красавица, не выдержав более, кинулась в его тёплые объятия, и, как малое дитя, так и застыла, вбирая чудесный покой и добро, льющиеся из его любящей, исстрадавшейся души...
– Ну, что ты, милая... Что ты, родная... – баюкая незнакомку в своих больших тёплых руках, шептал старец.
А женщина так и стояла, спрятав лицо у него на груди, по-детски ища защиты и покоя, забывши про всех остальных, и наслаждаясь мгновением, принадлежавшим только им двоим...
– Это что – твоя мама?.. – обалдело прошептала Стелла. – А почему она такая?..
– Ты имеешь в виду – такая красивая? – гордо спросила Анна.
– Красивая, конечно же, но я не об этом... Она – другая.
Сущность и правда была другой. Она была как бы соткана из мерцающего тумана, который то распылялся, делая её совершенно прозрачной, то уплотнялся, и тогда её совершенное тело становилось почти что физически плотным.
Её блестящие, чёрные, как ночь, волосы спадали мягкими волнами почти что до самых ступней и так же, как тело, то уплотнялись, то распылялись искристой дымкой. Жёлтые, как у рыси, огромные глаза незнакомки светились янтарным светом, переливаясь тысячами незнакомых золотистых оттенков и были глубокими и непроницаемыми, как вечность... На её чистом, высоком лбу горела золотом такая же жёлтая, как и её необычные глаза, пульсирующая энергетическая звезда. Воздух вокруг женщины трепетал золотыми искрами, и казалось – ещё чуть-чуть, и её лёгкое тело взлетит на недосягаемую нам высоту, как удивительная золотая птица... Она и правда была необыкновенно красива какой-то невиданной, завораживающей, неземной красотой.
– Привет вам, малые, – обернувшись к нам, спокойно поздоровалась незнакомка. И уже обращаясь к Анне, добавила: – Что заставило тебя звать меня, родная? Случилась что-то?
Анна, улыбаясь, ласково обняла мать за плечи и, показывая на нас, тихо шепнула:
– Я подумала, что им необходимо встретиться с тобою. Ты могла бы помочь им в том, чего не могу я. Мне кажется, они этого стоят. Но ты прости, если я ошиблась... – и уже обращаясь к нам, радостно добавила: – Вот, милые, и моя мама! Её зовут Изидора. Она была самой сильной Видуньей в то страшное время, о котором мы с вами только что говорили.
(У неё было удивительное имя – Из-и-до-Ра.... Вышедшая из света и знания, вечности и красоты, и всегда стремящаяся достичь большего... Но это я поняла только сейчас. А тогда меня просто потрясло его необычайное звучание – оно было свободным, радостным и гордым, золотым и огненным, как яркое восходящее Солнце.)
Задумчиво улыбаясь, Изидора очень внимательно всматривалась в наши взволнованные мордашки, и мне вдруг почему-то очень захотелось ей понравиться... Для этого не было особых причин, кроме той, что история этой дивной женщины меня дико интересовала, и мне очень хотелось во что бы то ни стало её узнать. Но я не ведала их обычаев, не знала, как давно они не виделись, поэтому сама для себя решила пока молчать. Но, видимо не желая меня долго мучить, Изидора сама начала разговор...
– Что же вы хотели знать, малые?
– Я бы хотела спросить вас про вашу Земную жизнь, если это можно, конечно же. И если это не будет слишком больно для вас вспоминать... – чуточку стесняясь, тут же спросила я.
Глубоко в золотых глазах засветилась такая жуткая тоска, что мне немедля захотелось взять свои слова обратно. Но Анна, как бы всё понимая, тут же мягко обняла меня за плечи, будто говоря, что всё в порядке, и всё хорошо...
А её красавица мать витала где-то очень далеко, в своём, так и не забытом, и видимо очень тяжёлом прошлом, в котором в тот миг блуждала её когда-то очень глубоко раненая душа... Я боялась пошевелиться, ожидая, что вот сейчас она нам просто откажет и уйдёт, не желая ничем делиться... Но Изидора наконец встрепенулась, как бы просыпаясь от ей одной ведомого, страшного сна и тут же приветливо нам улыбнувшись, спросила:
– Что именно вы хотели бы знать, милые?
Я случайно посмотрела Анну... И всего лишь на коротенькое мгновение почувствовала то, что она пережила. Это было ужасно, и я не понимаю, за что люди могли вершить такое?! Да и какие они после этого люди вообще?.. Я чувствовала, что во мне опять закипает возмущение, и изо всех сил старалась как-то успокоиться, чтобы не показаться ей совсем уж «ребёнком». – У меня тоже есть Дар, правда я не знаю насколько он ценен и насколько силён... Я ещё вообще почти ничего о нём не знаю. Но очень хотела бы знать, так как теперь вижу, что одарённые люди даже гибли за это. Значит – дар ценен, а я даже не знаю, как его употреблять на пользу другим. Ведь он дан мне не для того, чтобы просто гордиться им, так ведь?.. Вот я и хотела бы понять, что же с ним делать. И хотела бы знать, как делали это вы. Как вы жили... Простите, если это кажется вам не достаточно важным... Я совсем не обижусь, если вы решите сейчас уйти.
Я почти не соображала, что говорю и волновалась, как никогда. Что-то внутри подсказывало, что эта встреча мне очень нужна и, что я должна суметь «разговорить» Изидору, как бы не было нам обоим от этого тяжело...
Но она, как и её дочь, вроде бы, не имела ничего против моей детской просьбы. И уйдя от нас опять в своё далёкое прошлое, начала свой рассказ...
– Был когда-то удивительный город – Венеция... Самый прекрасный город на Земле!.. Во всяком случае – мне так казалось тогда...
– Думаю, вам будет приятно узнать, что он и сейчас ещё есть! – тут же воскликнула я. – И он правда очень красивый!
Грустно кивнув, Изидора легко взмахнула рукой, как бы приподнимая тяжёлый «завес ушедшего времени», и перед нашим ошеломлёнными взорами развернулось причудливое видение...

Поделиться: