Православный праздник 7 июля рождество иоанна предтечи. Сроки изготовления и доставки дипломов

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Праздник Крещения Господня, отмечаемый в России массовыми купаниями в прорубях и освящением воды всех водоемов, неразрывно связан с фигурой Иоанна Крестителя. На следующий день после Богоявления Церковь празднует Собор Иоанна Предтечи, а всего в святцах ему посвящены целых семь праздников. Почему их так много, в чем их суть и какие необычные истории с ними соединяются — в материале РИА Новости.

Собор Иоанна Предтечи (20 января)

Празднование Собора Иоанна Крестителя 20 января связано с церковным обычаем: после больших праздников на следующий день вспоминать тех святых, которые имеют непосредственное отношение к этому событию. И если сразу после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, Иосифа Обручника и брата Господня Иакова, то после Крещения Господня чтят память того, кто собственноручно крестил Спасителя.

Слово "собор" в названии праздника — как его определял святитель Димитрий Ростовский в своих знаменитых "Житиях святых" — означает, что "народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне" Иоанна Крестителя.

Иоанн Предтеча, свидетельствовавший о пришествии на землю Сына Божия, завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает эпоху Нового Завета — установления новых духовных ценностей. Он считается самым великим из пророков. Сам Христос говорил о нем, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Евангелие от Матфея, 11-я глава). Евангелисты называют Предтечу Ангелом Господним, а на иконах его часто изображают с крыльями.

"Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию", — говорил известный проповедник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006).

Зачатие Иоанна Предтечи (6 октября)

Это произошло примерно за два года до Рождества Христова. Иудеи, ожидавшие в то время Мессию, ждали и его Предтечу: в пророческих книгах говорилось, что тот явится раньше Мессии и укажет на Его пришествие. До рождения Иоанна Крестителя в древнем Израиле уже несколько веков не было пророков, поэтому народ с готовностью откликнулся на проповедь Крестителя, пусть и носившую обличительный и нелицеприятный характер.

В праздник Зачатия Иоанна Предтечи христиане вспоминают о том, как родители пророка — праведные священник Захария и жена его Елизавета — получили радостную весть о скором рождении у них сына. Супруги были уже в преклонном возрасте, но не имели детей и постоянно просили Бога о даровании им младенца.

Архангел Гавриил явился священнику Захарии, когда он служил в Иерусалимском храме. Ангел сказал, что у него родится сын, которого он должен назвать Иоанном. А за то, что Захария вначале не поверил словам архангела, он был поражен немотой до момента рождения сына.

Праздник Зачатия Иоанна Предтечи имеет византийское происхождение и известен с V века. Первоначально он совпадал с днем новолетия, который в 462 году был перенесен с 23 на 1 сентября по старому календарю.

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи (как и Усекновение его главы) относится к пяти "великим" церковным праздникам, следующим по значению после "двунадесятых" (двенадцати главных) Господских и Богородичных праздников. Этот день всегда приходится на Петров пост, словно напоминание о том, что и сам Иоанн всю свою жизнь строго постился — питался только травой и диким медом, а чаще всего и вовсе "ничего не ел и не пил".

Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Перед этим, как рассказывает Евангелие, его мать Елизавету посетила Пресвятая Дева Мария, которая была ее дальней родственницей. И еще не родившийся Иоанн приветствовал Божию Матерь, "взыграв во чреве" Елизаветы. Это необычное событие постоянно вспоминается за праздничными богослужениями.

Когда Елизавета родила сына, этому радовались все ее родственники и друзья, приглашенные на торжество. Когда решали, как назвать младенца, Захария написал на дощечке: "Иоанн имя ему" — и сразу после этого вновь обрел дар речи. Тогда же Захария произнес пророческие слова о том, что в мир приходит Мессия, а его сын будет Его Предтечей.

Дальнейшее церковное предание сообщает о том, что праведная Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере, после повеления царя Ирода расправиться со всеми младенцами в районе места рождения Спасителя. А Захария был убит прямо в Иерусалимском храме за то, что не открыл местонахождение сына. Иоанн жил в пустыне вплоть до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

По словам отца Иоанна (Крестьянкина), пустыня стала "матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова", и "в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской".

Рождество Предтечи с древности празднуется Церковью. Дата рождения "величайшего из пророков" была определена на основе евангельских данных о шестимесячной разнице в возрасте Иоанна и Христа. При этом праздник Рождества Христова оказался близок к зимнему солнцестоянию, когда длина светового дня начинает возрастать, а рождение Предтечи — к летнему солнцестоянию и уменьшению солнечного света. Возможно, на это указывают и образные слова самого Крестителя о том, что "Ему (Христу. — Прим. ред.) должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна, глава 3).

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В этот день православный мир вспоминает смерть пророка на пьяном пиру во дворце иудейского царя Ирода. В тюрьму Иоанн Креститель был заключен за то, что обличал Ирода, жившего с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. Во время пира дочь Иродиады Саломия угодила Ироду и всем гостям своими танцами, и царь пообещал за это исполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломия попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. По приказанию правителя Предтеча был усечен мечом.

Это событие, подробно описанное в Евангелиях, произошло в 32 году. Между тем предание сохранило дальнейшее развитие этой трагической истории. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед и была им сдавлена: тело находилась в воде, а голова надо льдом. В итоге острый лед перерезал ей шею. Труп Саломии обнаружили, и ее голову принесли Ироду и Иродиаде. Свою жизнь они закончили в заточении в Испании, где, по легенде, были поглощены разверзшейся землей.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это всегда день строгого поста, даже если он выпадает на воскресенье, — таким образом Церковь чтит память мученика. На Руси в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков, а в 1914 году во всероссийском масштабе 11 сентября впервые отметили День трезвости.

Ровно 100 лет спустя, в 2014 году, по инициативе Русской православной церкви эта традиция была возрождена. Сейчас в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, ни разу за свою жизнь не выпившего вина, во всех храмах России возносятся особые молитвы об исцелении от "страсти винопития".

По словам патриарха Кирилла, пример Иоанна Предтечи показывает, что "для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него все одна жизнь", и "то, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу".

"Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение", — сказал патриарх в проповеди, посвященной Предтече.

Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта)

Тело Предтечи его ученики захоронили в самарийском городе Севастии, а его голову Иродиада спрятала во дворце. Однако верующая жена домоправителя Ирода Хузы вынесла ее и погребла в глиняном сосуде на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Первое обретение главы произошло в IV веке, когда новый владелец поместья стал строить там церковь. Рабочие, готовившие фундамент, нашли сосуд с головой Иоанна Крестителя. Однако перед своей кончиной вельможа вновь спрятал святыню в том же месте, боясь, что она попадет в руки противников христиан.

Спустя какое-то время, в правление императора Константина Великого, Предтеча лично явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим поклониться святым местам, и открыл им местонахождение своей "честной главы". По преданию, откопав святыню, иноки положили ее в мешок и понесли домой, но потом дали ее нести встретившемуся им на пути незнакомому горшечнику. И тогда сам Предтеча, явившись ему, повелел скрыться от легкомысленных монахов, и с того момента горшечник стал хранителем святыни. После его смерти голова святого, запечатанная в водоносный сосуд, хранилась христианами.

Впоследствии впавший в ересь священник Евстафий закопал святыню в пещере вблизи сирийской Эмессы (ныне город Хомс), а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году Иоанн Креститель в видении указал игумену этой обители, где находится его глава. Именно это событие и празднуется как "второе обретение". Затем святыню перенесли в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи (7 июня)

Во время религиозных волнений в Константинополе голову Предтечи перенесли обратно в Эмессу, а оттуда, уже в начале IX века, из-за набегов сарацин — в абхазские Команы. Когда начались иконоборческие гонения, ее вновь скрыли в земле. Только после восстановления иконопочитания патриарху Игнатию во время ночной молитвы было открыто местонахождение святыни.

Первосвятитель сообщил об этом императору, и глава была в третий раз обретена в Команах (неподалеку от нынешнего Сухуми), в указанном патриархом месте (около 850 года). Здесь, в маленьком гроте, сохранился почитаемый верующими нерукотворный образ Иоанна Предтечи. А саму голову опять перенесли в Константинополь и 7 июня положили в придворной церкви. Часть реликвии была доставлена на Афон.

В память третьего обретения главы Крестителя Господня Православная церковь установила празднование 25 мая (по старому стилю, 7 июня — по новому).

Тем не менее относительно конечной судьбы святыни сегодня есть разные версии: в качестве местанахождения ее или ее частей фигурируют собор Амьена во Франции, церковь Сан-Сильвестро-ин-Капито в Риме, мечеть Омейядов (древний собор) в Сирии, коптский монастырь Вади Натрун и некоторые другие места. Возможно, святыня была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах.

Перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину (25 октября)

Помимо главы Иоанна Крестителя, Церковь особенно почитает его "десницу" (правую руку), которой он крестил Христа. Считается, что правую руку Предтечи принес из Севастии на свою родину, в сирийскую Антиохию, евангелист Лука. Там она хранилась около тысячи лет.

Но после завоевания Антиохии мусульманами христианскую реликвию переправили в Халкидон в Малой Азии, а потом, в 956 году, — в Константинополь. После взятия столицы Византии турками-османами в 1453 году ее святыни хранились в царской сокровищнице. Однако есть свидетельства о том, что в 1484 году правая рука святого Предтечи была отдана султаном Баязетом родосским рыцарям, а те перенесли святыню на Мальту, где она находилась почти три столетия.

Геннадий Заридзе: в чудо легче поверить, если оно подтверждается наукой Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе, измеривший пирометром температуру Благодатного огня, в канун Дня знаний рассказал РИА Новости о полученных результатах и поделился своими мыслями о роли науки в религиозной жизни.

После того как в 1798 году французы захватили остров, мальтийские рыцари преподнесли десницу в дар императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Это произошло 12 октября 1799 года. Осенью того же года святыню перевезли в Петербург и поместили в Спасову церковь в Зимнем дворце. Для десницы Крестителя был изготовлен специальный золотой ковчег. Праздник в честь этого события был установлен в 1800 году.

После революции 1917 года реликвию вывезли за рубеж. В конце концов она оказалась в Черногории, первоначально в монастыре святого Василия Острожского, а затем в Цетинском мужском монастыре. Там десница Иоанна Крестителя хранится по сей день. Впрочем, на ней отсутствуют два пальца: средний сейчас находится в одном из храмов итальянской Сиены, а мизинец — в Оттоманском музее в Стамбуле.

Тело же Иоанна Крестителя, первоначально захороненное в Севастии, в результате Первого крестового похода в XI веке было перевезено в Геную. Сейчас мощи хранятся в специальном ковчеге в кафедральном соборе Святого Лаврентия.

РАЗМЕЩАЮ ТРИ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛА (ЧАСТИЧНО ПОВТОР) - ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЖЕ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭТОТ ПРАЗДНИК.

1)
Иоанн Предтеча - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.
Жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов, которые впоследствии стали называться таинством крещения.
Крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду.
Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи.
Является исторической фигурой. О нём есть упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья, в христианских арабских церквях — под именем Юханна.

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.

Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона), пожилой бесплодной пары.
Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей».
Захария выразил недоверие ангелу - и за это тот покарал его немотой.

После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа».
Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе.

Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника).
Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно:
«Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.»
О последующем детстве Иоанна, Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Упоминается, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода.

Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи).

Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря»). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога, как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери. Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали.

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил:

« …порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»
В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам») и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он». Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.

Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Затем последовало крещение.

К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл и Иисус с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились». Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Около 30 года н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась.

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника.

В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась. Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?".

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

В память этих событий установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает его 29 августа (11 сентября). В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресение, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне (который питался в пустыни только акридами и диким мёдом) является, согласно Уставу, днём строго поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но и рыбу.

Место рождения Иоанна (монастырь Святой Иоанн на го́рах)

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

"Святой Иоанн Креститель в пустыне". Художник Иероним Босх. 1504-05 г.

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос)

«Крещение Господне» (картина Тинторетто)

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

Саломея (картина Бартоломео Венето)

Батистелло, "Саломея", 1615

Франц фон Штук, "Саломея", Ленбаххаус

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо)

Голова Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Десница (рука) Иоанна Крестителя (Цетиньский монастырь, Черногория)

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

2)
День Ивана Купала - изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота. Однако уже в христианской Руси праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, и теперь отмечался он 24 июня. Во многих селениях праздник Ивана Купала начали называть Иванов День.

После перехода на с юлианского на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще вперед и до сегодняшнего дня его отмечают 7 июля. Поэтому, как мы видим, начальное значение праздника уже потеряло всякий смысл, так как он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Однако в ряде европейских стран день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом стоит отметить, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название - Иванов день.

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было по близости водоемов, отправлялись в баню. Однако не все спешили в этот день купаться. Ведь часть народа считала, что в водоемах кроется огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через него. Обязательно огонь разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

Так как природа в этот день обладала особой силой и волшебством, многие женщины пытались сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все отправлялись за травами. Одни собирали их для гаданий, другие для обрядов, некоторые для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и близких. Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи. В этот день они пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось - народные поверья с религией.

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Помимо традиций, которые соблюдали в этот день, также Ивана Купала буквально пропитан различными языческими обрядами.

Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту.

Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли "Купала". Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Ранее мы уже писали о том, как гадать в ночь на Ивана Купала, а сейчас хотели бы вам рассказать еще о некоторых гадания в Иванов день.

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день - было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста - если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное - что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем - дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку - мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина - случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте - задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем - если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.
Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

3)
ЗАМОК СМАЛЬГОЛЬМ ИЛИ ИВАНОВ ВЕЧЕР

До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон.

Не с могучим Боклю совокупно спешил
На военное дело барон;
Не в кровавом бою переведаться мнил
За Шотландию с Англией он;

Но в железной броне он сидит на коне;
Наточил он свой меч боевой;
И покрыт он щитом; и топор за седлом
Укреплен двадцатифунтовой.

Через три дни домой возвратился барон,
Отуманен и бледен лицом;
Через силу и конь, опенен, запылен,
Под тяжелым ступал седоком.

Анкрамморскую битву барон не видал,
Где потоками кровь их лилась,
Где на Эверса грозно Боклю напирал,
Где за родину бился Дуглас;

Но железный шелом был иссечен на нем,
Был изрублен и панцирь и щит,
Был недавнею кровью топор за седлом,
Но не английской кровью покрыт.

Соскочив у часовни с коня за стеной,
Притаяся в кустах, он стоял;
И три раза он свистнул-и паж молодой
На условленный свист прибежал.

"Подойди, мой малютка, мой паж молодой,
И присядь на колена мои;
Ты младенец, но ты откровенен душой,
И слова непритворны твои.

Я в отлучке был три дни, мой паж молодой;
Мне теперь ты всю правду скажи:
Что заметил? Что было с твоей госпожой?
И кто был у твоей госпожи?"

"Госпожа по ночам к отдаленным скалам,
Где маяк, приходила тайком
(Ведь огни по горам зажжены, чтоб врагам
Не прокрасться во мраке ночном).

И на первую ночь непогода была,
И без умолку филин кричал;
И она в непогоду ночную пошла
На вершину пустынную скал.

Тихомолком подкрался я к ней в темноте;
И сидела одна-я узрел;
Не стоял часовой на пустой высоте;
Одиноко маяк пламенел.

На другую же ночь-я за ней по следам
На вершину опять побежал,
- О творец, у огня одинокого там
Мне неведомый рыцарь стоял.

Подпершися мечом, он стоял пред огнем,
И беседовал долго он с ней;
Но под шумным дождем, но при ветре ночном
Я расслушать не мог их речей

И последняя ночь безненастна была.
И порывистый ветер молчал;
И к маяку она на свиданье пошла;
У маяка уж рыцарь стоял.

И сказала (я слышал): "В полуночный час,
Перед светлым Ивановым днем,
Приходи ты; мой муж не опасен для нас;
Он теперь на свиданье ином;

Он с могучим Боклю ополчился теперь;
Он в сраженье забыл про меня-
И тайком отопру я для милого дверь
Накануне Иванова дня".

"Я не властен прийти, я не должен прийти,
Я не смею прийти (был ответ);
Пред Ивановым днем одиноким путем
Я пойду... мне товарища нет".

"О, сомнение прочь! безмятежная ночь
Пред великим Ивановым днем
И тиха и темна, и свиданьям она
Благосклонна в молчанье своем.

Я собак привяжу, часовых уложу,
Я крыльцо пересыплю травой,
И в приюте моем, пред Ивановым днем,
Безопасен ты будешь со мной".

"Пусть собака молчит, часовой не трубит,
И трава не слышна под ногой,
Но священник есть там; он не спит по ночам:
Он приход мой узнает ночной".

"Он уйдет к той поре: в монастырь на горе
Панихиду он позван служить:
Кто-то был умерщвлен; по душе его он
Будет три дни поминки творить".

Он нахмурясь глядел, он как мертвый бледнел,
Он ужасен стоял при огне.
"Пусть о том, кто убит, он поминки творит:
То, быть может, поминки по мне.

Но полуночный час благосклонен для нас:
Я приду под защитою мглы".
Он сказал... и она... я смотрю... уж одна
У маяка пустынной скалы".

И Смальгольмский барон, поражен, раздражен,
И кипел, и горел, и сверкал.
Но скажи наконец, кто ночной сей пришлец?
Он, клянусь небесами, пропал!"

"Показалося мне при блестящем огне:
Был шелом с соколиным пером,
И палаш боевой на цепи золотой,
Три звезды на щите голубом".

"Нет, мой паж молодой, ты обманут мечтой;
Сей полуночный мрачный пришлец
Был не властен прийти: он убит на пути;
Он в могилу зарыт, он мертвец".

"Нет! не чудилось мне: я стоял при огне
И увидел, услышал я сам,
Как его обняла, как его назвала:
То был рыцарь Ричард Кольдингам".

И Смальгольмский барон, изумлен, поражен,
И хладел, и бледнел, и дрожал.
"Нет! в могиле покой; он лежит под землей.
Ты неправду мне, паж мой, сказал.

Где бежит и шумит меж утесами Твид.
Где подъемлется мрачный Эльдон.
Уж три ночи, как там твой Ричард Кольдингам
Потаенным врагом умерщвлен.

Нет! сверканье огня ослепило твой взгляд;
Оглушен был ты бурей ночной;
Уж три ночи, три дня, как поминки творят
Чернецы за его упокой".

Он идет в ворота, он уже на крыльце,
Он взошел по крутым ступеням
На площадку, и видит: с печалью в лице,
Одиноко-унылая, там

Молодая жена - и тиха, и бледна,
И в мечтании грустном глядит
На поля, небеса, на Мертонски леса,
На прозрачно бегущую Твид.

"Я с тобою опять, молодая жена".-
"В добрый час, благородный барон.
Что расскажешь ты мне? Решена ли война?
Поразил ли Боклю иль сражен?"

"Англичанин разбит: англичанин бежит
С Анкрамморских кровавых полей:
И Боклю наблюдать мне маяк мой велит
И беречься недобрых гостей".

При ответе таком изменилась лицом
И ни слова... ни слова и он;
И пошла в свой покой с наклоненной главой,
И за нею суровый барон.

Ночь покойна была, но заснуть не дала.
Он вздыхал, он с собой говорил:
"Не пробудится он; не подымется он;
Мертвецы не встают из могил".

Уж заря занялась; был таинственный час
Меж рассветом и утренней тьмой;
И глубоким он сном пред Ивановым днем
Вдруг заснул близ жены молодой.

Не спалося лишь ей, не смыкала очей...
И бродящим, открытым очам,
При лампадном огне, в шишаке и броне
Вдруг явился Ричард Кольдингам.

"Воротись, удалися",-она говорит.
"Я к свиданью тобой приглашен;
Мне известно, кто здесь, неожиданный, спит,
Не страшись, не услышит нас он.

Я во мраке ночном потаенным врагом
На дороге изменой убит;
Уж три ночи, три дня, как монахи меня
Поминают-и труп мой зарыт.

Он с тобой, он с тобой, сей убийца ночной!
И ужасный теперь ему сон!
И надолго во мгле на пустынной скале,
Где маяк, я бродить осужден;

Где видалися мы под защитою тьмы,
Там скитаюсь теперь мертвецом;
И сюда с высоты не сошел бы... но ты
Заклинала Ивановым днем".

Содрогнулась она и, смятенья полна,
Вопросила: "Но что же с тобой?
Дай один мне ответ-ты спасен ли иль нет?.. "
Он печально потряс головой.

"Выкупается кровью пролитая кровь,-
То убийце скажи моему.
Беззаконную небо карает любовь,-
Ты сама будь свидетель тому".

Он тяжелого шуйцей коснулся стола;
Ей десницею руку пожал-
И десница как острое пламя была,
И по членам огонь пробежал.

И печать роковая в столе возжена:
Отразилися пальцы на нем;
На руке ж - но таинственно руку она
Закрывала с тех пор полотном.

Есть монахиня в древних Драйбургских стенах;
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит.

Сей монах молчаливый и мрачный - кто он?
Та монахиня - кто же она? То убийца, суровый
Смальгольмский барон;
То его молодая жена.

ВАЛЬТЕР СКОТТ

"Гадание на венках". Художник С.Л. Кожин. 2009 г.

"Русалки". Художник К.Е. Маковский. 1879 г.

Рождество святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна
Преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224).

Мучеников семи братьев: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (ок. 284-305). Святителя Никиты, епископа Ремесианского (ок. 420). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (обретение мощей, XVII; 1566-1569). Мученика Панагиота Кесарийского (1765).

Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Ни в коем случае нельзя делать заказ диплома через знакомых, покупать готовые «бумажки» в подземных переходах или у непроверенных организаций – только купив диплом, официально оформленный по всем современным стандартам, можно рассчитывать на его окупаемость.
Купить диплом в Киеве не трудно, этот бизнес хорошо укрепился в нашей стране, но не каждому предложению стоит верить. Только компании с огромным опытом работы могут предоставить по-настоящему качественные документы, которые даже будут внесены в реестр!

На нашем сайте представлены образцы, соответствующие всем современным нормам: дипломы печатаются на официальных бланках, с нанесением всех необходимых водяных знаков и голографических изображений. Чтобы заказать диплом в Киеве или любом другом городе Украины, достаточно просто оставить заявку – специалисты сами свяжутся с вами для уточнения всех деталей.

Таким образом, купить настоящий диплом о высшем образовании теперь может каждый, независимо от нужного учебного заведения и целей получения документа. Мы понимаем, что ситуации бывают разные, иногда диплом нужен просто чтобы «показать родителям» или устроиться в небольшую компанию, где точно не будут проводиться серьезные проверки – в таком случае вам подойдет документ, напечатанный на типографской копии, который будет стоить дешевле и при этом внешне ничем не отличаться от оригинала.

Сколько стоит купить диплом в Украине

Наши клиенты каждый день заказывают абсолютно любые документы об образовании – от школьного аттестата до диплома образца СССР и научной степени. Достаточно просто выбрать учебное заведение, специальность и год выпуска, а все остальное мы берем на себя!
Стоимость заказа диплома института зависит от того, хотите ли вы, чтобы он был напечатан на государственном бланке, или вам достаточно типографской копии. Также вы должны решить, нужно ли вносить ваш диплом в базу (в таком случае он пройдет проверки даже гос. органами). В любом случае, наши цены вас приятно удивят – диплом бакалавра даже одного из самых престижных вузов стоит от 10000 грн.!

Если же вам нужна степень кандидата или доктора наук, и вы хотите купить диплом в Киеве – стоимость такого документа составляет 12-27 тыс. грн. Это совсем недорого, если сравнивать с традиционным получением научной степени: только для того, чтобы вас допустили к защите диссертации (которую еще нужно написать), придется сдать особые экзамены и опубликовать огромное количество научных статей, в том числе и в международных сборниках (стоимость каждой доходит до 20000 грн.).

Бывают ситуации, когда необходимо купить легальный диплом образца СССР – наша команда легко справляется и с этой задачей, а для вас такое приобретение обойдется всего в 6000 грн.!

Мы занимаемся продажей дипломов для иностранцев, документов российских учебных заведений, изготавливаем качественные документы выпускников любых техникумов и училищ – просто посмотрите наши цены и убедитесь, что это по-настоящему выгодное предложение!

Наши гарантии

Мы можем предложить дипломы, внесенные в государственный реестр – это главная гарантия качества документа. Проведение в общую базу значит, что вы покупаете оригинал диплома, которому не страшны любые проверки на подлинность. Даже если вы захотите пойти на службу в государственные органы, где документы каждого кандидата подвергаются серьезным проверкам, никто не усомнится в подлинности вашего диплома.

Хотите получить качественный документ, не переплачивая за внесение в базу? Можете не волноваться! Над каждым дипломом работает команда профессиональных каллиграфов, которые создают документы, ничем не отличающиеся от тех, что получают выпускники ВУЗов, вплоть до подписей и подлинных печатей. Мы советуем купить диплом Украины, отпечатанный на государственном бланке, имеющий все необходимые голографические символы и водяные знаки, а подробнее ознакомиться с нашими гарантиями можно здесь.

Сроки изготовления и доставки дипломов

Мы знаем, как, порой, необходим документ прямо сейчас, поэтому готовы выполнить работу в кратчайшие сроки. Даже если дата собеседования уже назначена, вы можете купить диплом в Киеве дешево, при этом получить готовый документ в течение пары дней – мы подходим индивидуально к каждому клиенту и его ситуации.
Способ оплаты также вы можете выбрать любой – от банковской карты до наличного расчета с курьером. Сотрудничая с нами, каждый клиент имеет возможность купить диплом без предоплаты и быть уверенным в том, что документ будет передан вам вовремя и соответствовать всем требованиям.

Неважно, в каком городе или даже стране вы живете – просто свяжитесь с нами, и мы подберем для вас наиболее удобный способ доставки и оплаты.
Можно ли купить диплом о высшем образовании? Нужно! С таким документом вы сможете изменить свою жизнь, получить престижную должность и даже поработать в разных странах! Все в ваших руках на сайте

Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Описание праздника

  • Митрополит Симон (Новиков)
  • - Из "Жития святых святителя Димитрия Ростовского"

Когда Незаходимое Солнце правды - Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: "идет за мною Сильнейший меня" ().

И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе: "всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном" рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое естество, «чин рождения препобедил естества уставы» .

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого самым событием рождения Предтечи, таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.

В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (). Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, - изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, - как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона , в котором был дом Захарии.

Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название "горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету" ().

Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: "что будет младенец сей?" ().

И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему, говоря в себе "что будет младенец сей!" Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, - вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: "не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, терзаясь злобою, он задумал убить и его, и с этою целью нарочито послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:

Гора Божия! приими матерь с чадом!

И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками. Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему "отдай мне сына твоего".

Святой Захария ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того не знаю.

Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя, и с яростью говорили священнику Божию:

Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.

Захария на это мужественно ответил:

Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу.

И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (). Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось. По прошествии 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предъидет он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится Христос, Бог и Спас наш, со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се - светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот - наблюдатель за моею чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения; юность не цвела, - как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария , не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя небесного; исполняю повеление, - не по своей власти приказываю; я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость, и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека, "и образовавший дух человека внутри него" (). Не веришь, Захария? А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, - телесное омертвение полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том, кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же - об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом? Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела; Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце не отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется, и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, "по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" ().

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, - говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же - если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: "ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить" ().

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: "он объяснялся с ними знаками, и оставался нем" . Хорошо у Евангелиста записано и это - оставался ; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария - Иоанна, старец - сына, иерей - пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется" . Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" . Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием, наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным; принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь благое от него, а он выражал знаками: "никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь Владычнего негодования". О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует; язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается, и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки, и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов, чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего, и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать. О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве; и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну; и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду, кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым; вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью, возглашу всем присутствующим: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (). Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

"Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею" (). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот "жена твоя родит тебе сына; …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" ().

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, - и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. - Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: "Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (). За мною - по времени; прежде меня - по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит - Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, - он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, - то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" ( ср. ) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, - потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда "все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога" ().

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему" (). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь . Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул "благословен Господь Бог израилев" . О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему . Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. День Рождества св. Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне.

Книги, статьи, стихи

Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни.

7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий.Это о нем Христос сказал: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11, ср.: Лк. 7:28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей...

Цитата дня Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.



Поделиться: