Когда крестился иисус христос во сколько лет. Годы рождения, крещения и распятия христа

Многих христиан волнует, в каком возрасте следует принимать крещение. В современном христианстве нет единого мнения по этому вопросу. Часть церквей настаивает на крещении младенцев, часть считает крещение возможным только в сознательном возрасте. Мы хотели бы предложить читателю небольшой экскурс в церковную историю, чтобы рассказать об истоках этой проблемы.

Библия однозначно говорит о крещении как о сознательном решении, требующем веры самого человека, покаяния и знакомства с основными положениями христианского учения. Апостол Петр, призывая народ обратиться к Иисусу Христу, говорил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деяния 2:38) . А Сам Иисус Христос, давая последние повеления Своим ученикам, подчеркивал, что принимающие крещение должны знать Евангельскую весть и иметь веру: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка 16:15-16).

В первые века существования христианской церкви крещение принимали только взрослые, следуя примеру Спасителя, Который Сам принял крещение в возрасте 30 лет. Новорожденных же детей не крестили, а только совершали над ними молитву и некий обряд с использованием соли. Далее перед крещением человек проходил процедуру «оглашения» – обучения христианскому учению и наставления в вере. Судя по дошедшим до нас «огласительным беседам», обучение оглашаемых было очень серьезным, и, пожалуй, даже более обширным, чем можно получить в церкви наших дней. Оглашаемые не допускались до причастия, и до сих пор в литургии православной церкви сохранился возглас: «Оглашенные, изыдите!», хотя практика самого оглашения давно уже исчезла. Что же побудило церковь отойти от первоначального подхода ко крещению?

Мы знаем, что после крещения человек начинает новую жизнь, и вода крещения смывает все грехи, совершенные ранее. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17) . «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния 22:16) .Таким образом, человек выходит из воды без грехов – прежние грехи прощены и забыты, а новых он еще не успел совершить. Когда, исходя из житейской логики, лучше всего оказаться в таком состоянии? Лучше всего перед смертью.

Поэтому в в древние времена в церкви сложился обычай откладывать крещение до самых последних дней жизни. Известно, что императора Константина Великого крестил на смертном одре арианский епископ Евсевий Никомидийский. Перед самой смертью крестились и его потомки. Предсмертное крещение казалось вполне нормальным даже многим служителям церкви. Августин Блаженный в своей «Исповеди» вспоминает, как тяжело заболел в детстве, и его мать, думая, что сын умирает, решила крестить его. Но когда ребенку стало лучше, крещение отложили: «Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину» (Исповедь. I, 11).

Такой подход к крещению искажал его истинную суть. Вместо радостного возрождения к новой жизни, акта веры (а значит, и доверия) Богу, оно воспринималось лишь как некая «чистка кармы», которую стремятся отложить на более поздний момент, чтобы очистить ею как можно больше грехов. Поступая так, человек демонстрировал сомнения в способности Бога возродить грешного человека к праведной жизни.

Видя такие изменения в мыслях своей паствы, многие деятели церкви убеждали своих подопечных не бояться крещения. Одним из самых известных сочинений, посвященных этой теме, является проповедь Василия Великого «Беседа побудительная к принятию святого крещения». В ней Василий Великий указывает на преимущества, даруемые крещением: «Если бы золото раздавал я в церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду, завтра дашь; но, прося поспешить с раздачей, потребовал бы теперь же, и негодовал бы на замедление. Но когда Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, между тем как надлежало спешить к дару».

Василий Великий также предупреждает тех, кто откладывает свое крещение, о возможности перехитрить самого себя: « Для чего ждешь, чтобы крещение было для тебя даром горячки, когда не в состоянии уже будешь произнести спасительных слов, а может быть, нельзя тебе будет и выслушать их ясно … так что и присутствующие останутся в сомнении, ощутил ли ты благодать или бесчувствен к совершаемому».

Но самое главное, Василий честно говорит о причинах, побуждающих людей медлить с крещением: «Эта медленность не иное что выражает, как следующее: “Пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь”. … Так и Каин приносил жертвы; что было лучшего, то – в услаждение себе самому, а что похуже, то – сотворившему и даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам – проводишь юность свою в грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их и по необходимости надо оставлять в бездействии, потому что сила утрачена от долговременного истощения. Целомудрие в старости – уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию. Мертвого не увенчают; не тот праведник, кто не в силах делать зло».

Естественно, жители Кесари Каппадокийской, где Василий Великий был епископом, не питали иллюзий по поводу мнимых выгод предсмертного крещения. Но таких пастырей, как Василий, было немного. Требовалось какое-то решение, которое бы повсеместно изменило ситуацию самым коренным образом. И как часто бывает, чтобы избавиться от одной крайности, церковь ушла в другую. Своеобразным ответом на крещение перед смертью стало крещение детей. Ведь тот, кто получил крещение в младенчестве, уже не сможет отложить его на неопределенный срок, так как оно уже состоялось независимо от его воли. Обычай крестить новорожденных, принятый ранее в Северной Африке, распространился повсеместно и был утвержден на VI Вселенском соборе в 681 г. после Р. Х. Сегодня о предсмертном крещении уже забыли, но традиция крещения младенцев осталась. Отходить от этой практики христиане начали лишь в XVI веке, с началом движения анабаптистов.

В каком же возрасте следует принимать крещение? Если вы были крещены в младенчестве, но сегодня, в сознательном возрасте, познакомились с Евангелием, полюбили Господа и приняли решение следовать за Ним, значит, пришло время заключить настоящий завет с Богом, основанный на покаянии и вере в Сына Божьего, прощающего наши грехи ценой Своей Голгофской жертвы. Не откладывайте это решение в далекое будущее. Иисус Христос говорит сегодня вам:

О датах рождения, крещения и смерти Иисуса Христа

смотри также:
1. О связи летоисчисления от основания Рима и летоисчисления от рождества Христова

В каком году произошло крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя и выход Иисуса Христа на проповедь?
Как повествуется в «Лук.3:1-3» на Иоанн вышел к людям на проповедь и стал их крестить в следующее время: «1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лук.3:1-2)
Отправной точкой в наших расчетах должен служить «пятнадцатый год правления Тиверия кесаря»; получив приблизительную датировку этого времени применительно к летоисчислению от р.Х. можно будет увидеть, что эта датировка не противоречит всему остальному здесь указанном – годам правления Понтия Пилата и т.д. – смотри об этом [Лопухин, толкование на Лук.3:1-2]
В [МакАртур, толкование на Лук.3:1-2] о пятнадцатом годе правления кесаря Тиверия говорится: «Тиверий сделался соправителем [кесаря Августа] в 11 г. по р.Х., затем автоматически стал единоличным правителем по смерти Августа 19 августа 14 г. по р.Х. Если хронология Луки ведется от назначения Тиверия соправителем, то 15 й год был бы 25 или 26 г. по р.Х. Если Лука вел исчисление от смерти Августа, эта дата пришлась бы между 19 августа 28 г. и 18 августа 29 г. по р.Х.». То есть, выход Иоанна Крестителя на проповедь и начало им крещения следует отнести либо 25-26гг. по р.Х. либо к 28-29гг. по р.Х. в зависимости от того, как отсчитывать начало правления Тиверия – от начала его соправления с кесарем Августом или от начала его единоличного правления после смерти Августа.
В том же [Лопухин, толкование на Лук.3:1-2] говорится, что Август назначил Тиверия соправителем «около 765г.» от основания Рима (то есть), и умер 19 августа 767г. от основания Рима, оставив Тиверия единоличным правителем.
765 год от основания Рима это 12г. от р.Х. (765-754=x-1; x=12)
767 год от основания Рима это 14г. от р.Х. (767-754=х-1; x=14)
Таким образом, по этим данным получается, что 15 год правления кесаря Тиверия, о котором говорит ап. Лука, год, в который Иоанн Креститель вышел на проповедь и стал крестить, приходится примерно на 27г. от р.Х (12+15) или на 29г. от р.Х. (14+15).
Подводя итог, заключим, что начало проповеди Иоанна Крестителя и начало крещения им иудеев приходится примерно на срок 25-26-27гг. до н.э. или же на срок 28-29гг. до н.э. в зависимости от того, как отсчитывать начало правления Тиверия.
Как можно заключить из повествования Луки, где-то на это же время приходится и крещение Иисуса Христа, совершенное Иоанном Крестителем (Лук.3:21). Впрочем, Лука явно не говорит это; он говорит только лишь, что Христос пришел креститься после начала проповеди Иоанна и после того, как Иоанн начал совешать крещения. Однако, как следует думать, Христос пришел к Иоанну уже тогда, когда он стал достаточно известен среди иудеев; сколько на это могло потребоваться? Год? Два? Так что мы можем принять, что Христос мог прийти к Иоанну по крайней мере на год позже начала его проповеди. Тогда получается, что креститься Христос мог в срок 25-26-27-28гг. от р.Х. или 28-29-30гг. – в зависимости от того, как отсчитывать время начала правления Тиверия.
Как наиболее вероятное заключение из повествований евангелия от Иоанна следует то, что за время проповеди Христа и его смерти и воскресения прошло три Аасхи; то есть, согласно такому мнению выходит, Он проповедовал более двух с половиной лет; другие считают, что в евангелии от Иоанна упоминаются четыре Пасхи и, таким образом, Христос проповедовал более трех лет. [Нюстрем, статья «Иисус Христос»]
Теперь, беря за основание то, что проповедь Христа, Его смерть и воскресение уложились в срок примерно от двух с половиной до трех с половиной лет, попытаемся оценить, исходя из тех сроков, в которые он мог креститься, время Его распятия и смерти. Вместо двух с половиной лет возьмем два года; вместо трех с половиной лет возьмем четыре года; в результате получим:
Если исходить из более раннего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерь Христа наступила в промежуток между 27г. и 32г. от р.Х.

Как кажется, год смерти Иисуса Христа должен быть точно известен из расчетов иудейской Пасхи. Как известно из евангелий, в год распятия и смерти Христа Пасха пришлась на субботу. Это, как кажется, помогло бы точно датировать год этой Пасхи и, соответственно, год распятия Христа в промежутке межу 27г. и 34г. от р.Х.. В [Лопухин, толкование на Дан.9:27], в частности утверждается, что подобные расчеты Пасхи датируют смерть Христа 30г. от р.Х.. Однако, к сожалению, согласно [Болотов] из всего периода правления Понтия Пилата, продолжавшегося с 26 по 36гг. от р.Х. из возможных годов смерти Христа, основанных на вычислении иудейской Пасхи, подлежат исключению только лишь 26, 27 и 28гг. от р.Х. Таким образом:
Если исходить из более раннего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерь Христа наступила в промежуток между 29г. и 32г. от р.Х.
Если исходить из более позднего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерть Христа наступила в промежуток между 30г. и 34г. от р.Х.

Как видим, мнение о том, что Лука отсчитывал начало правления Тиверия от начала его соправления с Августом, более подходит к хронологии крещения, распятия и смерти Христа. Следовательно, как наиболее вероятная, выстраивается следующая картина: около 26г. от р.Х. года начинает свою проповедь Иоанн Креститель и ведет ее довольно долго; около 27г. от р.Х. от него принимает крещение Иисус Христос и начинает собственную проповедь, которая длится около 3 лет; наконец, в 30г. от р.Х., в пятницу перед Пасхой, которая приходилась в этот год на субботу, Иисус Христос претерпевает распятие и смерть.
В пользу того, что Лука отсчитывал начало правления Тиверия от начала его соправления с Августом, говорит также и то, что, по словам Луки, когда Иисус после крещения начал свое служение, Он «был лет тридцати» (Лук.3:23). Как говорится в [МакАртур, толкование на Лук.3:23], Лука, вероятно лишь приблизительно указал возраст Христа и сказал о том, что он тридцати лет потому, что «обычным возрастом для вступления в должность пророка (Иез. 1:1), священника (Чис. 4:3, 35, 39, 43, 47) или царя (Быт. 41:46; 2Цар. 5:4) было 30 лет». Если взять годом крещения Христа 27г. от р.Х., то, если считать, что на то время Ему было тридцать лет – то есть, тридцать полных лет, получается, что Христос родился тридцать лет назад, в 27-30-1=-4г. до р.Х. Эта дата, согласуется со словами евангелиста Матфея о том, что Христос родился во дни царя Ирода: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Матф.2:1). Исторические источники датирую смерть царя Ирода 750 годом от основания Рима – то есть, 4г. до р.Х. (750-753=x-(-1); x=-4) [Лопухин, толкование на Матф.2:1]. (Из того что, пророк, священник или царь при вступлении в должность должны быть минимум 30 лет от роду следует: если Лука, говоря о том, что Иисус, начав свое служение, был «лет тридцати», говорил приближенно, то его слова значили: «тридцати лет или несколько более».)
Итак, вероятнее всего, если отсчитывать начало правления Тиберия от начала его соправления с Августом, Иисус Христос крестился в 27-28гг. от р.Х. и после около трех лет проповеди был распят в 30г. от р.Х. При этом, если считать, что Он родился в 4г. до р.Х., то при крещении ему было 30 или 31 год, что весьма неплохо согласуется со словами Луки о том, что Христос был «лет тридцати», если понимать эти слова как сказанные приближенно с округлением в меньшую сторону – то есть, «тридцати лет или несколько старше». Если же отсчитывать начало правления Тиберия от начала его самостоятельного правления, то, учитывая, что Христос, казненный в 30г. по р.Х., должен был проповедовать минимум два с половиной года, получаем, что Христос принял Крещение около того же 28г. до р.Х.; правда, при этом он должен был креститься почти сразу же после того, как Иоанн Креститель начал свою проповедь и, таким образом, к тому времени Иоанн Креститель вряд ли успел бы стать известным среди иудеев. Этот срок – 28г. от р.Х., напомним, также хорошо приближенно согласуется со словами Луки о том, что Христос, начиная свое служение, был «лет тридцати». Но, как ясно, 28 г. от р.Х. согласуется с этими словами хуже, чем 27г. от р.Х., который мы имели в предыдущем случае.
Однако, как кажется, рождение Христа, вычисленное указанным выше образом – в том числе и через год смерти Ирода, и сама смерть Ирода слишком близки; по-видимому, вполне разумно допустить, что между этими событиями есть промежуток в год или даже два. Тогда, если полагать, что Христос родился не в 4г. до р.Х., а в 5г. до р.Х., получится, что 27г. по р.Х. (мы берем наиболее вероятный год), когда он принимал крещение, ему было не тридцать лет, а тридцать один; если же полагать, что Христос родился не в 4г. до р.Х., а в 6г. до р.Х. и в 27г. по р.Х. Ему, соответственно было не тридцать лет, а тридцать два года; тем не менее, и такой возраст, по-видимому, все еще согласовывается со словами Луки о том, что при выходе на служение Христу было «лет тридцать».
Отодвинуть дату рождения Христа далее 4г. на год или даже на несколько лет заставляет перепись населения, при которой родился Христос, о которой говорит евангелист Лука: «1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.» (Лук.2:1,2)
Отметим сперва, что последние слова – «эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» могут пониматься двояко: «это была первая по всей земле, затронувшая Иудею, которая (перепись) пришлась на правление Квириния Сириею (и больше на правление Квириния Сириею никаких переписей по всей земле, затрагивавших Иудею, не проводилось)» и «в правление Квириния Сириею было две переписи по всей земле, затронувших Иудею; сейчас речь идет о первой из них». Сделав эту оговорку, приведем цитату из [МакАртур, толкование на Лук.2:2], касающуюся сроков этой переписи:
«Известно, что Публий Сульпиций Квириний правил Сирией в течение с 6 по 9 г. по р.Х. Хорошо известная перепись была проведена в Палестине в 6 г. по р.Х. Однако, это не может быть переписью, которую Лука имеет в виду здесь, потому что она произошла около десяти лет спустя после смерти Ирода <…> В свете исключительной внимательности и скрупулезности Луки как историка, было бы необоснованно приписывать ему такой очевидный промах. Правильность описания Луки в самом деле подтвердили археологи. Фрагмент камня, обнаруженного в Тиволи возле Рима в 1764 г. по р.Х., содержит надпись в честь римского должностного лица, который, как там утверждается, дважды был правителем Сирии и Финикии в течение царствования Августа. На фрагменте нет имени должностного лица, но среди его достижений перечислены детали, которые, как известно, не могут подходить никому иному, как Квиринию. Таким образом, он, должно быть, служил правителем в Сирии дважды. Вероятно, он был военным правителем в то же самое время, когда, как свидетельствует история, Вар был там гражданским правителем. Что касается датирования переписи, некоторые древние документы, найденные в Египте, упоминают мировую перепись, назначенную в 8 г. до р.Х. Та дата также проблематична. Ученые в большинстве своем полагают, что 6 г. до р.Х. является самой ранней возможной датой Рождества Христа. Очевидно, Кесарь Август повелел произвести перепись в 8 г. до Р.Х., но фактически она осуществилась только 2 4 года спустя, возможно, из за политических трудностей между Римом и Иродом. Поэтому точный год Рождества Христа нельзя знать с уверенностью, но он был, вероятно, не раньше 6 г. до р.Х. и, конечно, не позже чем 4 г. до р.Х. <…>»
В [Лопухин2] содержится следующий перевод надписи на камне, найденном в Тиволи возле Рима в 1764г. от р.Х. (в квадратные скобки заключен предполагаемый текст в реконструкции Т.Моммзена):
«[П. Сульпиций Квириний, сын Публия, консул… В качестве проконсула управлял провинцией Крита и Киренаики… Легат пропретор Божественного Августа провинции Сирии и Финикии, он вел войну против народа гомонадов,] который [убил Аминту, своего] царя. По случаю покорения этого народа [власти и могуществу Божественного] Августа и народа римского, сенат [определил бессмертным богам] два моления за успехи, [достигнутые им, а ему постановил] самому почести триумфа. [Он получил как] проконсул провинции Азии [и как легат пропретор] Божественного Августа, во второй раз, провинцию Сирию и Финикию.»
В этом же источнике, в [Лопухин2] сообщается и о других находках, свидетельствующих о том, что при первом правлении Квириния Сириею, по-видимому, производилась перепись населения в рамках всего государства. Во-первых, это две бронзовых таблицы, обнаруженные в 1527г. от р.Х. близ Лиона с надписью, содержащей речь императора Клавдия, произнесенную перед сенатом в 48г. от р.Х., в которой говорится о проведении некоей переписи Друзом, отцом Клавдия, перед тем, как он, Друз, отправился на войну с германцами; и при этом сообщается, что в те времена эта перепись была «дело… новое и такое, к которому непривычны были галлы»; то есть, Друз проводил перепись среди галлов; во-вторых, это найденный в 1647г. от р.Х. в Венеции камень с гробницы римского военачальника Эмилия Секунда с надписью, в которой говорится: «По повелению Квириния он произвел перепись в Апамее, городе с населением 117000 граждан»)
Что касается годов первого правления Квириния Сириею, то [Лопухин, толкование на Лук.2:2], ссылаясь на толкователей Библии Цумпта, Кейля, Вигуру и других приводит следующие годы правления Квириния: с 750 по 753гг. от основания Рима; то есть, с 4 по 1 гг. до р.Х. Правда, обоснование этих сроков, следующее из самой этой надписи, не приводится; поэтому вполне логично заключить, что Квириний правил в первый раз Сирией и несколько, несколькими годами ранее 4г. до р.Х.
Как видим, вполне разумно заключить, что назначенная в 8 г. до р.Х. кесарем Августом мировая перепись, затрагивающая и Иудею, прошла в Иудее на несколько лет позже – в сроках от 6г. до р.Х. до 4г. до р.Х. При этом в 27 г. от р.Х., когда, как наиболее вероятно предполагать, крестился Христос, о Нем все еще можно было сказать, что ему было «лет тридцать или немного более» (если Он родился в 6 г. до р.Х., то в 27г. от р.Х. Ему было бы 32 года.). Как среднюю величину между 6г. до р.Х. и 4г. до р.Х. возьмем в качестве условной даты рождества Христа 5г. до н.э. Повторим, что было цитировано выше: «Ученые в большинстве своем полагают, что 6 г. до р.Х. является самой ранней возможной датой Рождества Христа <…> точный год Рождества Христа нельзя знать с уверенностью, но он был, вероятно, не раньше 6 г. до р.Х. и, конечно, не позже чем 4 г. до р.Х.».
Подробнее о переписи смотри также [Лопухин, толкование на Лук.2:2]
Итак, согласно вышеприведенным расчетом можно представить следующую усредненную датировку событий жизни Иисуса Христа:
родился около 5г. до р.Х.;
крестился и вышел на проповедь около 27г. от р.Х.;
был распят и убит в 30г. от р.Х.
Это, если можно так сказать, первый «сценарий жизни» Иисуса Христа. Но есть еще и «второй сценарии», о котором мы скажем ниже.

В [Захарян] авторприходит к выводу, что сведения о годе воцарения Иорода Великого над Иудеей, сообщаемые Иосифом Флаивием, неверны и оценивает настоящий срок воцарения Ирода: май 37г. до р.Х. Таким образом, если следовать сообщению иосифа Флавия о том, что царь Ирод правил 37 лет, то, согласно [Захарян] его смерь приходится на 1г. от р.Х. (если годы правления вычислять через вычитание конечного года правления из начального года правления и если, кончено, считать, что Иосиф Флавий говорит о реальных 37 годах правления Ирода, а не просто о годах, отсчитанных от указанного Флавием 40г. до р.Х. до смерти Ирода.).
В [Маrtin], основываясь на таблицах из , дата смерти Ирода оспаривается на основании того, что солнечное затмнение, бывшее 10 января 1г. до р.Х., больше подходит в качестве отправной точки для датировки смерти Ирода так как между этим затменинем и Пасхой 1г. до р.Х. прошло гораздо больше времени, чем между затмением 13 марта 4г. до р.Х., и Пасхой 4г. до р.Х. и, поэтому, как следует полагать, именно в этот временной промежуток с легкостью могли уместиться все дела, сделанные Иродом между затмением и собственной смертью, о которых (делах) говорит Флавий, в то время как в промежуток между затмнением 13 марта 4г. до р.Х. и Пасхой 4г. до р.Х. все эти события либо умещаются с трудом либо не умещаются вообще.
В [Захарян] говорится также еще об одном затмнении, которой произошло не в начале, а в конце 1г. до р.Х. и, таким образом, по мысли автора [Захарян], имеется еще один промежуток, в который мог умереть царь Ирод: межд концом 1г. до р.Х. и Пасхой 1г. от р.Х. В этот промежуток также хорошо укладываются свершение всех дел, которые совершил Ирод после затмнения до своей смерти перед Пасхой; (и, повторим, согласно [Захарян] смерть Ирода следует отнести к 1г. от р.Х. и, следовательно, по [Захарян] те, кто считает, что Христос родился в 1г. от р.Х., правы). Однако известно, что уже 1г. до р.Х. в выпускались монеты с именем Ирода Архелая, преемника Ирода Великого; таким образом, мнение [Захарян] о смерти Ирода Великого в 1г. от р.Х., по-видимому, следует отвергунть. Отметим, что смерть Ирода в 1г. до р.Х. при начале его правления, оцениваемого 37г. до р.Х. также может совпадать с 37 годом его правления – все зависит от того, как считать годы правления.(т.е., получается, что Ирод процартсвовал 35 полных лет 2 неполных года – в начале и в конце правления; всего лет, в которые он царствовал, получается 37)
Таким образом, вполен вероятно, что царь Ирод в действительности умер не в 4г. до р.Х., а в 1г. до р.Х.; тогда само рождество Христово можено разнести с датой смерти Ирода на 1 или даже на 2 года; в этом случае получится, что в действительности Иисус Христос Родился во 2г. до р.Х. или даже в 3г. до р.Х.
Следовательно, учитывая слова Луки о том, что при крещении и выходе на общественное служение Иисус Христос был лет тридцати и понимая их в том смысле, что ему было тридцать лет, получается, что Христос крестился и вышел на проповедь в срок начиная от 28г. от р.Х. до 30г. от р.Х.; Если же он был несколько старше – скажем, на два года, то получится, что он крестился и вышел на проповедь в сроки от 30г. от. р.Х. до 32г. р.Х. При этом, как видим, он мог креститься в срок от 28г. от р.Х. до 32г. от р.Х. Как кажется, такие сроки больше подходят к тому, чтобы в качестве начального года правления Тиберия брать начальный год его самостоятельного правления, т.е. 14г. от р.Х. Тогда начало проповеди Иоанна Крестителя, бывшее в 15 год правления Тиверия кесаря, приходится на 29г. от р.Х. (14+15). Предположив это, предположим также, что Христос крестился от Иоанн в том же 29г. или годом-двумя позднее – в 30г. от р.Х. или 31 г. от р.Х.; Тогда, учитывая, что его проповедь Христа заняла от двух до четырех лет, придем к тому, что Христос был кзанен в промежуток между 31г. от р.Х. или 35г. от р.Х. Логичнее, однако, принять, что Христос крестился где-то в 30г. от р.Х., после примерно года проповеди Иоанна Крестителя и проповедовал около 3 лет и, значит был распят и убит в 33г. от р.Х.. В качестве усредненной даты рождества Христова примем 2г. до р.Х. В результате получим следующую альтернативную картину жизни Иисуса Христа:
Рождество: около 2г. до р.Х.
Крещение и выход на проповедь: около 30г. от р.Х.
Распятие и смерть: около 33г. от р.Х.
Это «второй сценарий» жизин Иисуса Хрита.

Следует однако, отметить, что некоторые пытаются определить точную дату рождения Иисуса Христа из астрономических событий и такое определение зачастую имеет астрологическую подкладку. Астроном Кеплер считал звезду волхвов, приведшую их к месту рождения Христа ничем иным, как соединением планет Юпитера и Сатурна, к которому несколько позже присоединяется Марс, и которое периодически повторяется раз в 800 лет (то есть, то, что видели волхвы, было «совокупным свечением» этих планет, которые создавали иллюзию одной движущейся звезды, сияющей гораздо сильнее свечения этих планет по отдельности). Согласно расчетам Кеплера, это такое соединение состоялось в 748г. от основания Рима и этот год он и принял за год рождения Христа (смотри [Лопухин, толкование на Матф.2:2]). Указанная дата – 748 год от основания Рима – это 6г. до р.Х. (748-753=x-(-1); x=-6), что согласуется с приведенными выше расчетами. Но, как было сказано, Христос мог родиться и в 5г. до р.Х. и в 4г. до р.Х. Кроме того, следует сказать, что звезда, которая вела волхвов, вовсе не была ни звездой, ни планетой, ни кометой. Вчитаемся в Матф.2:9-12: «9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Матф.2:9-11) Разве, спросим, звезда, планета или комета, могли точно указать место над конкретным местом в десятки или, пусть, даже сотни квадратных метров площадью, надо конкретным домом, над конкретными яслями?! Для того, чтобы точно указать подобное место необходимо, чтобы эта «звезда» была очень и очень близка к земле. Даже самолет, летящий в нескольких километрах над землей – разве может он служить указателем на конкретный дом? Нет, эта «звезда» находилась и двигалась в самых нижних слоях атмосферы – возможно, в сотнях или даже десятках метров над землей. Эта «звезда» лишь имела вид звезды, но на самом деле она была чем-то, созданным и явленным чудесным образом – наподобие того огненного столпа, за которым шли ночью иудеи во время исхода из Египта (см. Исх.13:21-22). Поэтому-то, кстати, даже если кто-то и считает астрологию истинной наукой, то ему все рано бесполезно делать какие-то астрологические расчеты, основывающиеся на явлении «звезды волхвов», ибо она, повторим, не была ни обычной звездой, ни обычной планетой, ни обычной кометой. (Иоанн Златоуст в [Златоуст, беседа 6] подробно обосновывает, почему эта звезда есть нечто сверхъестественное и чудесное, а не обычное небесное светило.)

Говоря о конкретных и точных датировках древних событий на основании письменных документов следует помнить также о следующем: разные народы имели разные календари (летоисчисления): вспомним хотя бы отличие от иудейского, лунно-солнечного календаря, от солнечного юлианского; при этом разные годы могли содержать разное количество дней; сами эти годы в различных летоисчислениях начинались в разные времена; кроме того, существовали разные традиции того, как отсчитывать первый год правления должностного лица, а значит и разные традиции определения того, какой год правления этого лица сейчас идет; при этом могли еще происходить всякие календарные реформы – вроде изменения даты, с которой начинается новый год. Эти обстоятельства легко могли привести к ошибке датировке события в один год или даже более – тем более, когда неясно, какую систему летоисчисления имел в виду составитель документа. Процитируем Википедию, статью «Юлианский календарь»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C):
«На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.
Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII-XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.
Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.»

Что касается более точных датировок года смерти Иисуса Христа, то следует сказать, что такие датировки основываются на исчислении даты иудейской пасхи в тот или иной год. Дело осложняется тем, что действительное празднование пасхи могла сдвигаться относительно «точной» астрономической даты на более поздний срок в соответсвии с принятыми у иудеев договоренности. Таким образом, вычислить дату соответсвующего Пасхе новолуния в тот или иной год – это, на самом деле, не дело а полдела. Подробнее на этом мы останавливаться не будем.

Наконец, отметим следующее: выше мы получили крайние оценки года распятия и смерти Иисуса Христа: от 29г. от р.Х. до 34г. от р.Х. согласно первом сценарию и от 30г. от р.Х. до 35г. от р.Х. согласно второму сценарию. Как известно, Понтий Пилат, префект Иудеи, правил ей с 26г. от р.Х. до 36г. от р.Х. Таким образом, полученные нами крайние оценки попадают как раз в середину правления Понтия Пилата, причем с запасом. Напомним, что положение о том, что Христос был распят при Понтии Пилате входит в Символ Веры, где говорится: «распятого же за ны при Понтийстем Пилате».

Лопухин Толковая Библия Лопухина
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia
Лопухин2 А.П. Лопухин. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Новый завет.
Интересующие выдержки: http://www.hrampokrov.ru/gospel/traditions/2914/
МакАртур Дж. МакАртур. Учебная Библия МакАртура. Комментарии учебной Библии МакАртура
http://bible.by/macarthur-study-bible/
Нюстрем Эрик Нюстрем. Библейский словарь
http://logosenc.org/nustrem
Болотов В.В. Болотов. О годе рождества Христова. // Журнал заседаний комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом обществе. Приложение II. 1899, с. 7-18.
Пересказ интересующего места: http://apologiya.orthodoxy.ru/si/Year.htm
Златоуст Иоанн Златоуст. Толкования на евангелие от Матфея
https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat1/Mat1.html
Захарян К Захарян.. Рождественская летопись (42 г. до н.э. - 14 г. н.э.), монография
http://www.bvahan.com/zakharyan/podrobno1.asp
Kudlek M. Kudlek and E. Mickler, Solar and Lunar Eclipses of the Ancient Near East, 1971
Martin E.L.Martin, The Star of Bethlehem: The Star That Astonished the World

Как происходило крещение Иисуса Христа? Какой смысл несёт в себе праздник Крещения Господня? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Как происходило крещение Иисуса Христа?

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось “пустыней Иудейской,” лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый учителю веры.

В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей – страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя “гласом вопиющего в пустыне,” потому что Он громко взывал к людям: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь.” Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и ” всякая плоть увидит спасение Божие” (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу “Ангелом Господним,” готовящим путь Мессии.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил “крещением покаяния для прощения грехов” (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что “народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве” и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: “Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Луки 2:8).

Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: “Что же нам делать? ” (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть “Плоды, достойные покаяния,” – т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. “Он будет крестить вас Духом Святым и огнём” (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) – в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. “Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым ” (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ” – ” Так надлежит нам исполнить всякую правду,” – кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, “крестившись, Иисус тотчас вышел из воды” (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

” И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. ” Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: “Явился еси днесь вселенней…” Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.” По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.”

Голос Бога Отца: ” Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,” указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в Царство света: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью. Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа.

Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве. Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать о котором и пойдёт речь в статье.

Крещение как современный христианский обряд

Христианство наполнено массой традиций, которые играют достаточно демократическую роль в жизни верующих. Крещение Господа нашего Иисуса Христа - это символ, великое деяние, превращенное в традицию, догмат. На сегодняшний день крещение воспринимается как обряд, помогающий дать человеку Божью благодать. Таким образом, крещение - это момент получения божественной опеки. Многие учёные не соглашаются с подобной трактовкой, настаивая на том, что крещение Иисуса, как и крещение любого другого человека, - это акт отрешения от всего негативного и принятие в своей душе Бога в роли единственного владыки, покровителя. Таким образом, при помощи этого обряда мы делаем выбор: принимать Бога или нет. Эта теория во многом нашла своё подтверждение в истории.

История крещения Иисуса Христа

Великое Крещение - это название действа, которое происходило на Оно детально описано в евангельских сюжетах и имеет более распространённое название - Крещение Господне. Упоминание этого события в евангелиях даёт возможность считать его историческим, так как, помимо религиозной литературы, эти писания являются историческим источником.

Согласно евангельскому сюжету, Иисус пришёл к реке Иордан в 30-летнем возрасте. Крестил его что вызывало большое недоумение со стороны последнего, ведь Мессией был Иисус, поэтому и крестить должен он. Однако Сын Божий принял дар крещения от Иоанна, за что на него снизошёл Святой Дух в виде белого голубя.

Отсюда следует, что Иисус Христос, крещение которого происходило на реке Иордан, получил очищение от греховного существования на земле. Другими словами, в этой истории важно не то, что с неба снизошёл Святой Дух, а подтекст. Крещение - это акт принятия Бога как истинного владыки, о чём уже упоминалось ранее. Важность крещения как обряда подчеркивает тот факт, что его додерживался Иисус Христос. Крещение этого человека ознаменовало появление подобного обряда в христианском мире. Немаловажную роль в понимания сути крещения играют дальнейшие действия Христа.

Скитания Христа по пустыне

Крещение Иисуса Христа в Иордане имеет первостепенное значение в процессе изучения важности этого события. Мы разобрались, что крещение - это и чистоты. Но мало кто знает, что история крещения на этом не заканчивается. Более того, это событие прямо повлияло на дальнейшие деяния Иисуса в процессе скитания по пустыне.

После событий на реке Иордан пророк сразу же отправился в пустыню и находился там 40 дней. Подобным образом он готовился к осуществлению той миссии, которая ему была уготована. Из Библии мы знаем, что Сын Божий взял на себя грехи людей, дабы Бог простил нас. Такое можно было совершить лишь только через акт самопожертвования, для которого нужно было подготовиться духовно и физически. Евангельские писания повествуют нам о событиях, которые произошли в самой пустыне.

Три искушения Сатаны

Когда Дьявол увидел попытки Иисуса отречься от всех грехов и очиститься, он решил испытать волю Мессии. Для этого Сатана пытается искусить Иисуса три раза:

  • при помощи голода;
  • при помощи гордыни;
  • при помощи веры.

Каждый новый «рычаг», посредством которого оказывалось давление на Иисуса, был изощренней предыдущего.

Голод - это самое маленькое, что могло переманить Иисуса на сторону Дьявола. Когда этот плотский грех не подействовал на Сына Божьего, Сатана испытывает его гордыню и веру. Но и тут Иисус не сдаётся. Сатана всеми силами пытался показать, что перед его сладкими плодами может сломиться каждый, даже Иисус Христос. Крещение помогло ему остаться нерушимым перед искушениями Сатаны. Отсюда следует, что крещение не просто помогает получить Божью благодать, оно способно дать нам силу бороться со всеми греховными деяниями Дьявола.

Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа

Сегодня учёные всеми силами пытаются понять и воскресить события, описанные в библейских текстах. Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане - это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? Дело в том, что современные паломники подвергают критике сведения о том месте, которое, возможно, является местом крещения. Во-первых, Палестина - это не та евангельская «земля изобилия». Тут царят жара и пустынные равнины. Во-вторых, все, кто видел нынешнюю реку Иордан, поймут, что это явно не то место. Она грязная и узкая.

По мнению учёных, в I веке нашей эры вряд ли что-то было бы по-другому. Таким образом, пока невозможно точно говорить, где находится место крещение Иисуса Христа. Даже с учетом того, как быстро сегодня эволюционирует историографическая наука.

Следует заметить, что многие учёные выдвигают самые невероятные истории о том, где крестился Иисус Христос. Крещение могло происходить в самых различных местах, учитывая современные археологические находки. Наиболее вероятно, что это великое христианское событие произошло на территории Иордании, но это уже тема для отдельной статьи.

Заключение

Итак, Иисус Христос, крещение которого с течением времени стало христианской традицией, своими действиями показывал важность этого акта принятия веры. Исторические факты, представленные в статье, показывают нам важность этого события не только для истории христианства, но и для всех тех людей, которые принимают эту религию в качестве истинной веры.

В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал покаяние Иоанн Предтеча. Он крестил людей, за что и был прозван Крестителем.

В один из дней на Иордан к Иоанну пришел сам господь Иисус Христос, чтобы также получить от него крещение. Увидев Иисуса Христа, Предтеча стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф.3,14).

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "ибо так нужно нам исполнить всякую правду" (Мф.3,15) - исполнить весь Закон Господень и показать пример людям. Услышав это, Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Когда же Христос выходил из воды, над Ним раскрылись небеса и Иоанн увидел Духа Святого, Который в виде голубя спускался на Иисуса. И был слышен голос с неба, говоривший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,17). Это был голос Бога-Отца. Тогда Иоанн Предтеча окончательно уверовал, что Иисус и есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира, о котором проповедовали Пророки и он сам.

Крещение Господне - рубеж, разделяющий два Завета, как вода, разделяющая два берега Иордана: по одну сторону крещение Иоанново, еще ветхозаветное, хотя и отличное от обычных ритуальных омовений, а по другую - крещение Огнем и Духом, уже новозаветное, крещение во имя Господа Иисуса Христа.

Иоанн крестил в покаяние, чего не было до него в Ветхом Завете: все ритуальные омовения приводили лишь к чистоте плотской, смывая осквернение плоти, от проходивших никто не требовал покаяния.

Иоанн же заботился о душе. По преданию, он требовал от приходивших к нему исповедания грехов. Пока крестящийся не исповедовал все свои грехи до последнего, он не выходил из воды. Недаром святой евангелист замечает, что крестившись, Иисус вышел из воды «абие» - сейчас же: как не имевшему грехов Ему нечего было исповедывать.

Крещение - это еще и соединение двух Заветов. Христос, Мессия, Основоположник и Законодатель Нового Завета, приходит к Иоанну на Иордан - исполнить всякую правду - все, что написано в Писании. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, - говорит Господь, - не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5,17).

Исполнив в Своей жизни все предписания Закона, Христос исполнил теперь и самое главное из того, о чем говорили пророки: покорный воле Отца, он вышел на Свое служение ради спасения человеческого рода.

Крещение мы называем еще и Богоявлением, так как в нем была явлена людям сразу вся Святая Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Дух Святой. То, о чем прикровенно говорилось в Ветхом Завете, ознаменовало собой начало Нового: на смену вере в Единого Бога пришла вера в Пресвятую Троицу: Отца Безначального, Сына Единородного, от Отцарожденного, и Духа Святого, от Отца исходящего.

Крещение Господне празднуется Православной Церковью 6-го января (19 января по новому стилю) как один из великих праздников. Накануне праздника, в день, называемый рождественским сочельником установлен строгий пост.

В память того, что Спаситель освятил Своим крещением освятил воду, в сочельник Крещения Господня и на сам праздник бывает великое освящение воды. В сочельник освящают воду в храме. А в сам день праздника бывает шествие к реке, или к другому водоему, где берут воду, которое называется Крестным ходом на Иордан. Так Православная Церковь хранит воспоминание удивительного и чудесного события Новозаветной Истории – Крещения Господня.



Поделиться: